fom.ru · Поиск ·      








13.03.2003, Опрос населения

Народная партия РФ



1.Народная партия РФ: маленькому кораблю – большое плавание?
2.Графики и открытые вопросы
3.Электронная фокус-группа
4.Опрос экспертов
5.Приложение.Таблицы

 
1.Народная партия РФ: маленькому кораблю – большое плавание?


В декабре 2003 года состоятся очередные выборы в Государственную Думу. Вероятно, помимо широко известных партий в них примут участие и те, чье имя не на слуху.

ФОМ провел опрос, касающийся одной из них – недавно созданной Народной партии РФ. Выяснилось, что в той или иной степени осведомлены о ее существовании треть респондентов, причем 7% заявили, что они 'знают' эту партию, и еще 27% – что они 'что-то слышали' о ней. Однако более половины всех опрошенных (54%) узнали о Народной партии лишь от интервьюера.
  • 'Она еще не известная, эта партия. Очень трудно сказать что-нибудь о ней' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Почти половина респондентов (48%) ответили, что относятся к Народной партии РФ безразлично, еще 41% затруднились выразить свое отношение к ней. Полярные оценки дали 11% опрошенных: 7% – положительные и 4% – отрицательные. В группе респондентов, сообщивших, что они 'что-то знают' о Народной партии РФ, благоприятный для нее баланс оценок более заметен: доли позитивно и негативно настроенных по отношению к этой партии здесь соотносятся примерно как 3 к 1 (14% против 4% соответственно). В группе хорошо знающих данную партию доли ее 'сторонников' и 'противников' равны – по 24%:

Вопрос: 'Как Вы относитесь к Народной партии РФ – положительно, отрицательно или безразлично?'


 

Все

Осведомленность о Народной партии РФ

знаю что-то слышал(-а) слышу впервые затр. ответить

Положительно

7

24

14

2

2

Безразлично

48

38

68

43

33

Отрицательно

4

24

4

2

2

Затр. ответить

41

13

15

53

64



Возможно, преобладание позитивных оценок среди тех, кто лишь 'что-то слышал' о данной партии, свидетельствует о том, что первое впечатление, производимое ею, достаточно благоприятное. Однако среди явно осведомленных респондентов – тех, кто заявил, что 'знает' о Народной партии РФ, – соотношение оценок уже равное, поскольку эффект первого положительного впечатления здесь уже не действует.

Вполне предсказуемой была и сравнительно низкая осведомленность респондентов о том, кто возглавляет Народную партию. Правильный ответ на вопрос о том, кто является лидером данной партии, дали всего 7% опрошенных, в то время как 90% затруднились с ответом. Чаще всего имя главы Народной партии РФ Геннадия Райкова звучало от представителей коммунистического электората (15%) и от высокообразованных респондентов (12%).

Почти половина респондентов (46%) заявили, что относятся к лидеру Народной партии безразлично. Тех, кому Г. Райков симпатичен, оказалось всего 6%, а тех, кому он не нравится, и того меньше – 4%.

Более информативными и наглядными являются данные, демонстрирующие отношение к этому политику среди опрошенных, знавших, что он возглавляет Народную партию РФ, а не извлекших эту информацию из формулировки вопроса. Так, в этой группе респондентов баланс оценок явно позитивен: 32% заявили, что относятся к Г. Райкову положительно, и только 24% – отрицательно.

Вопрос: 'Как Вы относитесь к лидеру Народной партии РФ Геннадию Райкову – положительно, отрицательно или безразлично?'


 

Все

Народную партию РФ возглавляет...

Г. Райков (правильный ответ) другой политик (правильный ответ) затр. ответить

Положительно

6

32

8

4

Безразлично

46

38

50

47

Отрицательно

4

24

3

3

Затр. ответить

43

6

39

46



Во время обсуждения этой темы на дискуссионных фокус-группах также выяснилось, что большинство респондентов ничего не слышали об этой партии. И лишь узнав в ходе фокус-группы, что ее лидером является Геннадий Райков, они начинали высказывать свои суждения. Как оказалось, этот политик достаточно известен в народе, однако многие просто не знали, что он создал свою партию.
  • '1-я участница: Он часто выступает.
2-я участница: То, что он в Думе находится, – это я знаю. Часто выступает, но конкретно – о чем и что... Меня не интересует политика, и я как бы не слушаю. А так – известный' (ДФГ, Москва).
  • 'Я не слышала, чтобы он с программой с какой-то выступал, я просто слышала, что он иногда комментирует те или иные вопросы' (ДФГ, Москва).


  • 'Ну да, я знаю его как фигуру, по телевидению часто появляющуюся' (ДФГ, Москва).


  • '1-й участник: Райкова часто мы видим по телевизору, часто спрашивают его мнение.
2-й участник: Он комментирует часто.

1-й участник: Он интересно выступает, мне тоже он импонирует, нравятся его выступления' (ДФГ, Воронеж).

Известие о том, что Г. Райков возглавил политическую партию, было воспринято участниками фокус-групп неоднозначно. Многие из них говорили, что этому человеку не хватает харизмы для занятия такой высокой должности. Поэтому и политическое будущее его партии оценивалось ими весьма скептически:
  • 'Я считаю, что не велики шансы. Потому что Райкова как лидера я как-то не воспринимаю. Я считаю, что он недостаточно такая колоритная фигура, и, в общем-то, внимание он не привлекает. Может быть, ближе к выборам будет у него какая-то определенная программа...' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Лидер – это лицо партии, а если мне он не очень симпатичен? Нет у него таких вещей, которые действительно вызывают симпатию, уважение или что-то такое... Я считаю, что лидер он никакой, поэтому вроде и партия такая же примерно' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • '1-я участница: Понимаете, если, так сказать, на передний план выходит личность вот яркая, как говорится, – не чисто внешне, а ставящая задачи какие-то, которые находят отклик, – то она – личность, ее всегда видно. А если это серое что-то, какая-то мышка, которая что-то там предлагает, – не получится ничего здесь.
Модератор: Ну все-таки Райков – это сильная личность или это серая мышка?

1-я участница: Я думаю, что это серая мышка.

2-я участница: Я с Леной согласна, но не совсем. Нельзя его серой мышкой назвать, но в то же время он не яркая личность' (ДФГ, Москва).

Необходимо отметить: поскольку значительная часть участников ДФГ и массового опроса не знали о существовании Народной партии, их высказывания о ее идеологической направленности были всего лишь предположениями. В целом, можно выделить две группы характеристик идеологии этой партии.

По мнению одной части респондентов, Народная партия РФ является продолжателем коммунистических традиций. Вероятно, на подобные мысли их натолкнуло наличие слова 'народная' в названии этого политического объединения, в связи с чем и был высказан целый комплекс ассоциаций, явно характеризующих эту партию как 'левую'.
  • 'Модератор: Как вы думаете, ближе всего к Народной партии какие партии по своей идеологии, например?
1-я участница: Аграрная, наверное.

2-й участник: Может быть – «Россия» селезневская.

Модератор: А почему вы считаете, что Аграрная?

1-я участница: Потому что она защищает интересы простых крестьян, поэтому я как бы думаю, что и Райков... в свое время, насколько мне помнится, что он имел какое-то к ним отношение' (ДФГ, Санкт-Петербург).
  • 'Я могу сказать, что по его высказываниям, которые я слышал, – в Думе принимали Кодекс о труде, потом о земле закон, – что его взгляды близки, мне кажется, с Коммунистической партией, с КПРФ, и в этом плане, конечно, близки к народу. Может народ привлечь' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Модератор: Как вы думаете, какая у них идеология? Какие российские партии ближе всего к народной партии по своей идеологии?
1-я участница: Мне кажется – к коммунистам. Если народная – то коммунистическая.

2-й участник: Право на труд, образование, здравоохранение – как коммунисты. И правильно' (ДФГ, Воронеж).
  • 'Бывшие коммунисты хотят вернуть старое'; 'может, это коммунисты новые'; 'с коммунистами, которые маскируются под другими фамилиями' (открытый вопрос (Вопрос: 'С чем, с какими действиями, призывами, обещаниями ассоциируется у Вас Народная партия РФ?'.), 2% ответов).
Отвечая на вопрос, с какими действиями, призывами, обещаниями ассоциируется у них Народная партия РФ, респонденты также подпадали под влияние слова 'народная'. Так, по словам опрошенных, она ассоциируется:
  • с заботой о народе в целом: 'раз называется она «Народная партия», то, наверное – помощь народу'; 'преследует цели народа, выступает за улучшение жизни народа'; 'все для народа – что-нибудь типа этого'; 'они на стороне трудового народа'; 'все на благо народа – это вытекает из названия партии' (открытый вопрос, 9% ответов);


  • с повышением зарплат и пенсий: 'повышение зарплаты, может быть, снижение цен'; 'поднять выплаты пенсионерам и бюджетникам' (открытый вопрос, 1% ответов);


  • с конкретными действиями на благо простого народа: 'улучшение условий труда'; 'уменьшение налогов'; 'бесплатная медицина, снижение налогов'; 'улучшить социальные гарантии народа'; 'социальные проблемы должны решаться в интересах людей' (открытый вопрос, 1% ответов).
Приведенные ассоциации позволяют предположить, что в массовом сознании довольно широко распространено представление об этой партии как о 'левой'. Однако это предположение может оказаться неверным, ибо в данном случае респонденты лишь прямо отвечали на вопрос интервьюера о возникающих у них ассоциациях: а так как партия называется 'народной', то и ассоциации также были связаны с заботой о народе, что является 'коньком' коммунистов.

Вместе с тем, некоторые участники фокус-групп, говоря о 'левизне' Народной партии, имели в виду прежде всего не ее политические принципы (наличие которых для них далеко не очевидно), а тактическую линию – на конкуренцию с коммунистами на 'левоцентристском поле', предполагающую имитацию идеологической близости к ним.
  • 'Модератор: А как вы думаете, какая у него может быть программа?
Участница ДФГ: Наверное, он слегка хочет электорат коммунистов приплюсовать, вернее – отминусовать, вот и все.

Модератор: То есть себе забрать?

Участница ДФГ: Да, себе забрать. И поэтому он, конечно, будет где-то как вот коммунисты выступать' (ДФГ, Москва).
  • 'Исходя только из названия – Народная партия – они претендуют на то, что защищают интересы народа. Вот, мы победим, разгоним элиту, верхушку, сделаем так, что народ будет правящим классом, вернем народу народные деньги – что-нибудь такое, наверное' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Мне кажется, что это вообще попытка играть на таком левоцентристском поле, и попытка голоса в компартии... привлечь сколько-то разумных избирателей компартии в такую формирующуюся социальную демократию, которую они собираются вместе с «Россией» как-то выстроить' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Другая же часть респондентов, вероятно, вспомнила о прочном союзе парламентской фракции 'Народный депутат', возглавляемой Г. Райковым, с 'Единой Россией' или же о том, что группа 'Народный депутат' входит в блок центристских партий, существующий в современной Думе. Как бы то ни было, они высказали комплекс суждений, явно характеризующих эту партию как центристскую, идущую в ногу с нынешней властью:
  • 'В общем, хочет пройти по центру – ни туда, ни сюда. И тех не обидеть, и этих не оскорбить' (ДФГ, Москва).


  • 'Модератор: А к какой партии, как вам кажется, он <Райков> ближе, все-таки?
Участник ДФГ: Ну, типа «Единства» что-то вот' (ДФГ, Москва).
  • 'Вся Россия – вместе'; 'правительственная партия' (открытый вопрос, 2% ответов).
Нельзя не отметить, что некоторые респонденты достаточно явно говорили как о популистском характере обсуждаемого политического объединения, так и о том, что эта партия – исключительно зависимая от власти, находящаяся 'при власти' и управляемая ею.
  • 'Модератор: А почему у вас негативное к ней отношение?
1-й участник: Негативное отношение потому, что это максимально несамостоятельная группа, там максимально не самостоятельные люди.

Модератор: Не самостоятельные от кого?

1-й участник: Не в том смысле, что они просто несамостоятельные как личности, а в том плане, что их действия продиктованы кем-то, кто находится при них. То есть, может быть, какие-то президентские структуры, может быть, какие-то крупные предприниматели...' (ДФГ, Москва).
  • 'Модератор: А какое у Вас к нему отношение?
Участница ДФГ: Ну, просто он появляется часто и так активно по телевизору... Не запомнить его сложно. Конечно, он, на мой взгляд, ну, типичный популист, прислоняющийся к власти всегда' (ДФГ, Москва).
  • 'Ну, Райков – довольно ловкий популист такой. Кого-то привлекут его высказывания – о смертной казни, он же большой поклонник смертной казни' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'По-моему, он борется против наркоманов, против гомосексуалистов, но это все совершенно популистские идеи, которые, конечно, приведут к каким-то голосам' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'С очередным очковтирательством. Куда нам столько избранников?'; 'с ничем – обычные бездари, которые пытаются запудрить мозги'; 'с лапшой на уши'; 'недавно появилась – ерунда, все то же самое, болтовня' (открытый вопрос, 3% ответов).
Заявили, что хотели бы видеть Народную партию РФ в Государственной Думе после следующих парламентских выборов, 15% опрошенных. Не хотели бы ее там видеть 9% респондентов. Вполне предсказуемо то, что среди симпатизирующих этой партии количество желающих, чтобы она заняло место в российском парламенте, оказалось значительно выше, чем среди относящихся к ней безразлично или негативно. Однако удивительным оказалось то, что среди тех респондентов, кому Народная партия не нравится, доля сторонников ее попадания в Госдуму всего лишь на 2 п. п. ниже, чем в целом по выборке.

Вопрос: 'Вы бы хотели или не хотели после следующих парламентских выборов видеть в Государственной Думе представителей Народной партии РФ?


 

Все

Отношение к Народной партии РФ

положительное безразличное отрицательное затр. ответить

Хотел(-а) бы

15

72

11

13

11

Мне это безразлично

34

12

51

17

19

Не хотел(-а) бы

9

5

8

56

5

Затр. ответить

42

11

29

13

65



Таким образом, желание видеть партию в Госдуме спокойно сосуществует с негативным отношением к ней. Чем бы это ни объяснялось, ясно, что пожелание той или иной партии, чтобы она попала на Охотный ряд, не может рассматриваться как даже слабый индикатор позитивного отношения к ней.

В принципе допускают для себя возможность проголосовать за эту партию на предстоящих парламентских выборах 14% опрошенных, исключают – 41%. Уверенность в том, что они не будут голосовать за Народную партию РФ, чаще других выражали представители 'левого' электората (57%), мужчины (48%), респонденты со средним специальным и высшим образованием (46% и 48% соответственно).

Хотя 14% опрошенных признали для себя потенциально возможным выбор в списке партий именно Народной партии РФ, действительно отметили эту партию в предложенной интервьюером карточке лишь 2% респондентов:

Вопрос: 'Предположим, что на следующих парламентских выборах можно будет проголосовать за одну из следующих партий. За какую из них Вы скорее всего проголосуете?'
(Карточка, один ответ.)

Партии

Доля голосующих, %

КПРФ

22

'Единая Россия'

19

ЛДПР

6

'Яблоко'

4

СПС

2

'Народная партия РФ'

2

Аграрная партия

2

За другую партию

0

Против всех

7

Не буду участвовать в выборах

11

Затрудняюсь ответить

27



Мнения респондентов о том, сможет ли Народная партия РФ набрать на выборах 5% голосов и пройти в Государственную Думу, разделились: 19% опрошенных считают, что ей это удастся, а 22% – что нет. Рассуждения участников ДФГ подтверждают наличие раскола во мнениях. Одни полагают, что при умело проведенной агитации у этой партии есть вполне реальный шанс занять желаемое место в нижней палате парламента.
  • 'За три месяца партию можно «вывести» очень правильно – если правильные сюжеты подберут, научатся реагировать' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Надо больше им рекламы создавать, тогда известность будет' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Я считаю, чтобы набрать больше голосов, им надо больше показываться, больше агитировать, выпускать какие-то брошюры, чтобы народ знал. Потому что в основном за кого идут голосовать? Кто агитирует, мелькает по телевизору, о ком говорят. Основная масса – эти вот' (ДФГ, Воронеж).
Другие же уверены, что все места в парламенте будут поделены между уже известными, давно играющими на этом политическом поле игроками. И шансы преодолеть 5%-ный барьер у партии, подобной Народной партии РФ, весьма призрачны:
  • 'Модератор: Какие есть соображения на этот счет – какие шансы есть у этой партии?
Участник ДФГ: Думаю, что никаких. Ну, я вообще не верю, что в следующую Думу пройдут какие-то новые партии – не те, которые были. Я считаю, что 5%-ный барьер – это достаточно большой барьер' (ДФГ, Санкт-Петербург).
  • 'Модератор: А вообще у этой партии есть будущее политическое, как вы думаете?
1-й участник: Трудно сказать, вряд ли.

2-я участница: Ее мало кто знает, она мало где выступает – это о многом говорит.

1-й участник: Просто за эти 10–12 лет хорошо уже засветились люди... Это раньше можно было – в 91-м, в 92-м году – рассказывать сказки, и можно было бы в эти сказки верить. А сейчас уже поняли, что так – слова, слова, слова' (ДФГ, Москва).

Надо заметить, что в действительности это оказывается спором не о потенциале конкретной партии (в данном случае – Народной партии РФ), а о возможностях современных политических технологий и объеме свободной политической ниши. И, как видно из приведенных данных, значительное число опрошенных (19%) верят в действенную силу технологий.


 
2.Графики и открытые вопросы

ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О 'НАРОДНОЙ ПАРТИИ РФ'?

КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К 'НАРОДНОЙ ПАРТИИ РФ' - ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?

ПРИПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КТО ВОЗГЛАВЛЯЕТ 'НАРОДНУЮ ПАРТИЮ РФ'?

КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ЛИДЕРУ 'НАРОДНОЙ ПАРТИИ РФ' ГЕННАДИЮ РАЙКОВУ - ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЕСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛИ 'НАРОДНОЙ ПАРТИИ РФ' ИЛИ ИХ НЕТ?

ВЫ БЫ ХОТЕЛИ ИЛИ НЕ ХОТЕЛИ ПОСЛЕ СЛЕДУЮЩИХ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ ВИДЕТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ 'НАРОДНОЙ ПАРТИИ РФ' ИЛИ ВАМ ЭТО БЕЗРАЗЛИЧНО?

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ В ПРИНЦИПЕ ДОПУСКАЕТЕ ИЛИ ИСКЛЮЧАЕТЕ ДЛЯ СЕБЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОГОЛОСОВАТЬ НА ПРЕДСТОЯЩИХ ВЫБОРАХ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ЗА 'НАРОДНУЮ ПАРТИЮ РФ'?

ПРЕДПОЛОЖИМ, ЧТО НА СЛЕДУЮЩИХ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРАХ МОЖНО БУДЕТ ПРОГОЛОСОВАТЬ ЗА ОДНУ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ПАРТИЙ. ЗА КАКУЮ ИЗ НИХ ВЫ СКОРЕЕ ВСЕГО ПРОГОЛОСУЕТЕ? (Карточка, один ответ.)

КАК ИЗВЕСТНО, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПОПАСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ, ПАРТИЯ ДОЛЖНА НАБРАТЬ НА ВЫБОРАХ НЕ МЕНЕЕ 5% ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, 'НАРОДНОЙ ПАРТИИ РФ' УДАСТСЯ ИЛИ НЕ УДАСТСЯ ПРЕОДОЛЕТЬ 5%-НЫЙ БАРЬЕР?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: С ЧЕМ, С КАКИМИ ДЕЙСТВИЯМИ, ПРИЗЫВАМИ, ОБЕЩАНИЯМИ АССОЦИИРУЕТСЯ У ВАС 'НАРОДНАЯ ПАРТИЯ РФ'?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Защита интересов населения

12

Забота о народе в целом

9

  • 'Раз называется она «Народная партия», то, наверное, помощь народу'; 'она должна бороться за то, чтобы народ жил лучше, чтобы его так не обворовывали'; 'преследует цели народа, выступает за улучшение жизни народа'; 'по названию трудно определить; в программе есть, очевидно, пункт об облегчении жизни народа'; 'обещаниями изобилия'; 'партия, которая призвана защищать народные интересы'; 'все для народа – что-нибудь типа этого'; 'они на стороне трудового народа'; 'обещают радеть за народ'; 'чтобы народ вышел из этой грязи'; 'они с народом, так мне кажется'; 'все на благо народа – это вытекает из названия партии'.

Повышение зарплат и пенсий

1

  • 'Поднимут пенсии'; 'повышение зарплаты, может быть, снижение цен'; 'поднять выплаты пенсионерам и бюджетникам'.

Конкретные действия для блага народа

1

  • 'Закон о борьбе с коррупцией, наркоманией хотели ввести'; 'улучшение условий труда'; 'уменьшение налогов'; 'бесплатная медицина, снижение налогов'; 'улучшить социальные гарантии народа'; 'социальные проблемы должны решаться в интересах людей'; 'заводы – рабочим, землю – крестьянам, фабрики – рабочим'.

Отрицательные характеристики

3

Популизм, обещания

2

  • 'Обещают много, а на деле мы живем еще хуже'; 'ничем – обычные бездари, которые пытаются запудрить мозги'; 'они все обещают, а делать ничего не делают'; 'лозунги у всех партий самые лучшие'; 'с очередным очковтирательством – куда нам столько избранников?'; 'с лапшой на уши'; 'как все, так и она – обещает все'; 'популистские игры'; 'они обещают то, что сделать невозможно'; 'недавно появилась – ерунда, все то же самое, болтовня'.

Другое

1

  • 'С антинародными действиями в Думе'; 'с продажной девкой'; 'Райков с безумными идеями'; 'подхалимаж'; 'с безликостью'; 'не нравится их лидер'; 'слышала что-то нелестное'.

Идеологическая направленность партии

2

  • 'Бывшие коммунисты хотят вернуть старое'; 'демократически настроенная партия'; 'партия, выступающая против политики Путина'; 'правительственная партия'; 'может, это коммунисты новые'; 'полная демократия'; 'ближе к нацизму'; 'с коммунистами, которые маскируются под другими фамилиями'.

Другое

1

  • 'Все они одинаковые'; 'особенно ничего не обещают, они бьются из-за атома – за чистоту'; 'с сексуальными меньшинствами'; 'партия, которая избрана народом'; 'это какая-то новая партия создалась'.

Отсутствие ассоциаций

2

  • 'Ни с какими действиями'; 'ни с чем'.

Не знаю эту партию

1

  • 'Я ее совсем не знаю, что и как'; 'ничего не знаю об этой партии'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

81

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 8-9 марта 2003 г. 1500 респондентов.


 
3.Электронная фокус-группа

Эпизод

Содержание эпизода

Интерес, оценка / сила колебаний

Согласие, оценка / сила колебаний

Доверие, оценка / сила колебаний

Средняя оценка

4 (1371)

Г. Райков о смешанной системе выборов

1,19/срд

2,42/срд

1,09/слн

1,6

1 (1368)

Г. Райков о реформе местного самоуправления

1,30/срд

1,74/срд

1,46/срд

1,5

5 (1372)

Г. Райков о своих избирателях

1,00/слн

2,56/срд

0,68/слн

1,4

3 (1370)

Г. Райков о проблемах внутри Конституционного суда

1,79/срд

-0,02/слб

2,12/срд

1,3

7 (1374)

Г. Райков о реформе ЖКХ

2,23/срд

1,28/слн

0,10/слн

1,2

2 (1369)

Г. Райков об экономической интеграции постсоветских стран

1,85/срд

1,01/срд

0,24/слб

1,0

6 (1373)

Г. Райков дает советы М. Касьянову

1,20/срд

1,56/слн

-0,20/срд

0,9



Эпизод № 1 (1368). ОРТ, 'Время', 21.02.03, 21:00. В. Вишневская (корреспондент):
Важный вопрос сегодняшнего заседания, которому депутаты отдали всю вторую половину дня, – реформа местного самоуправления. Как говорят эксперты, законы написаны скорее не для чиновников, а для простых граждан, чтобы сделать местные власти максимально прозрачными для людей и предоставить последним возможность повлиять, например, на проворовавшегося мэра или нерадивого управленца из ЖЭКа.

Г. Райков (председатель Народной партии РФ):
Много замечаний у людей, именно у людей к местным чиновникам. Поэтому здесь разграничиваются четкие функции, выстраивается четкая схема. Я думаю, что закон правильный, надо начинать первый шаг в этом направлении.

Эпизод № 2 (1369). ОРТ, 'Время', 23.02.03, 21:00. К. Клейменов (ведущий):
Сегодня появились свидетельства серьезного продвижения в экономической интеграции на большей части постсоветской территории. Российские политики в подавляющем большинстве приветствовали инициативу по созданию единого экономического пространства четырех государств.

Г. Райков (председатель Народной партии РФ):
И Россия, и Казахстан, и Украина, и Белоруссия – они вошли в зону всемирной торговли, и на рынке нас там никто не ждет. Это ведь рынок, это ведь жестокая конкуренция в продвижении своих товаров. И то, что четыре страны объединились в одно экономическое пространство с точки зрения координации своих действий, – это довольно серьезный конкурент появляется на мировом рынке.

Эпизод № 3 (1370). ТВС, 'Новости', 21.02.03, 19:00. А. Кандулуков (корреспондент):
Конфликт внутри Конституционного суда назревал давно. Но с чем это связано, неизвестно. Возможно, сами судьи устали мириться с факультативной ролью высшего органа судебной власти, лишь подчищающего законодательные несуразицы там, где укажут из Кремля. Возвращение Зорькина многие понимают как курс на высшую самостоятельность. Во всяком случае, оппозиция восприняла ситуацию с воодушевлением.

Г. Зюганов (председатель фракции КПРФ в Госдуме):
Я с ним много раз общался в то суровое время: и накануне 93 года, и в ходе полугодового рассмотрения нашего иска по восстановлению компартии, и в кризисные минуты, когда стреляли по парламенту. Я хочу сказать: это честный, мужественный и очень достойный человек.

Г. Райков (председатель Народной партии РФ):
Да, были определенные проблемы по Конституционному суду. Но не с точки зрения квалификации Зорькина, а с точки зрения того политического момента, который был. И сегодня, если всех конституционных судей взять, наверное, самый опытный человек. Человек принципиальный, человек, который может отстаивать свою позицию.

Эпизод № 4 (1371). НТВ, 'Сегодня', 18.02.03, 22:00. А. Вацуева (ведущая):
Президент Путин высказался за так называемую смешенную систему выборов парламента субъектов Федерации. Чтобы не меньше половины депутатов избирались не поодиночке, а по партийным спискам, как в Госдуму.

В. Путин (президент РФ):
Это делается для того, чтобы страна наша, Россия, была более понятной и самим нам, самим себе, и миру. Чтобы она была более стабильной и прогнозируемой. Чтобы люди наши, когда идут на выборы, выбирали не просто хорошего человека, а выбирали бы хорошего человека с понятными политическими убеждениями. И чтобы этот человек нес двойную ответственность: перед страной, перед избирателем, и перед партией, с идеями которой он идет на выборы.

Г. Райков (председатель Народной партии РФ):
Наше мнение, что вообще надо сделать – ноль. Пусть выставляются по всем одномандатным округам от партий. Иванов Иван Иванович выставляется от Народной партии, а Сидоров Николай Петрович – от КПРФ. Чтобы люди имели в лицо кандидата.

Эпизод № 5 (1372). ОРТ, 'Основной инстинкт', 04.03.03, 20:00. Г. Райков (руководитель депутатской группы 'Народный депутат', председатель Народной партии РФ):
Геннадий Андреевич в одном прав: положение сегодня у людей тяжелое – большей массы. И вот просто спекулировать на этом тяжелом положении было бы, наверное, на мой взгляд, неверно. Все-таки сегодня, вот последние 3 года, все-таки у людей возрождается чувство гордости за свою Россию, за самих себя, и немножко, помаленьку изменяется ситуация. Я бы не сказал, что она изменяется резко в худшую сторону. Поэтому вот на патриотов России, на тех, кто хотел, чтобы Россия была, действительно, нормальной страной, в которой бы люди сегодня не уезжали из нее, а возвращались обратно, вот на таких людей мы рассчитываем.

Эпизод № 6 (1373). ТВС, 'Новости', 12.02.03, 19:00. П. Косенко (корреспондент):
Глава Народной партии Райков со свойственной ему прямотой посоветовал Касьянову жестче спрашивать с подчиненных и пользоваться тем, что у него есть, и не ожидать какой-то там реформы.

Г. Райков (председатель Народной партии РФ):
Ведь вы решительный человек, Михаил Михайлович, вообще-то по характеру. Так наберитесь характера – и дайте кулаком по тем службам, которые сегодня тормозят все эти вопросы.

Эпизод № 7 (1374). ОРТ, 'Новости', 14.02.03, 18:00,
В. Вишневская (корреспондент): Вниманию депутатов предложено 6 законов, которые станут основой для реформы электроэнергетики. Однако в год парламентских выборов политики настороженно относятся к таким глобальным изменениям, которые непосредственно коснутся всех потенциальных избирателей. И обсуждение пакета законов много раз переносилось, Дума требовала гарантий правительства. Лишь после обещания Михаила Касьянова, специально приехавшего в парламент и заявившего с трибуны о том, что исполнительная власть берет на себя ответственность за эту реформу, депутаты согласились наконец-то рассмотреть документы.

Г. Райков (председатель Народной партии РФ):
Много неприятностей имеем сейчас по жилищно-коммунальной реформе, да. Не примем эти законы – будем иметь такие же неприятности через 2 – 3 года.

К. Клейменов (ведущий):
Сегодня появились свидетельства серьезного продвижения в экономической интеграции на большей части постсоветской территории. Российские политики в подавляющем большинстве приветствовали инициативу по созданию единого экономического пространства четырех государств.

Г. Райков (председатель Народной партии РФ):
И Россия, и Казахстан, и Украина, и Белоруссия – они вошли в зону всемирной торговли, и на рынке нас там никто не ждет. Это ведь рынок, это ведь жестокая конкуренция в продвижении своих товаров. И то, что четыре страны объединились в одно экономическое пространство с точки зрения координации своих действий, – это довольно серьезный конкурент появляется на мировом рынке.

А. Вацуева (ведущая):
Президент Путин высказался за так называемую смешенную систему выборов парламента субъектов Федерации. Чтобы не меньше половины депутатов избирались не поодиночке, а по партийным спискам, как в Госдуму.

В. Путин (президент РФ):
Это делается для того, чтобы страна наша, Россия, была более понятной и самим нам, самим себе, и миру. Чтобы она была более стабильной и прогнозируемой. Чтобы люди наши, когда идут на выборы, выбирали не просто хорошего человека, а выбирали бы хорошего человека с понятными политическими убеждениями. И чтобы этот человек нес двойную ответственность: перед страной, перед избирателем, и перед партией, с идеями которой он идет на выборы.

Г. Райков (председатель Народной партии РФ):
Наше мнение, что вообще надо сделать ноль. Пусть выставляются по всем одномандатным округам от партий. Иванов Иван Иванович выставляется от Народной партии, а Сидоров Николай Петрович – от КПРФ. Чтобы люди имели в лицо кандидата.

Г. Райков (руководитель депутатской группы 'Народный депутат', председатель Народной партии РФ):
Геннадий Андреевич в одном прав: положение сегодня у людей тяжелое – большей массы. И вот просто спекулировать на этом тяжелом положении было бы, наверное, на мой взгляд, неверно. Все-таки сегодня, вот последние 3 года, все-таки у людей возрождается чувство гордости за свою Россию, за самих себя, и немножко, помаленьку изменяется ситуация. Я бы не сказал, что она изменяется резко в худшую сторону. Поэтому вот на патриотов России, на тех, кто хотел, чтобы Россия была, действительно, нормальной страной, в которой бы люди сегодня не уезжали из нее, а возвращались обратно, вот на таких людей мы рассчитываем.

Комментарий


Большинству респондентов Г. Райков, герой всех тестировавшихся на ЭФГ эпизодов, знаком мало. Тем не менее, значения кривой интереса при его появлении на экране были выше нулевой отметки – участники тестирования явно хотели познакомиться с лидером Народной партии РФ, больше узнать о нем. Что касается доверия Г. Райкову и согласия с его словами, то здесь реакция респондентов была не столь позитивной. В ходе последовавшей за ЭФГ дискуссии ее участники высказывали серьезные претензии в адрес лидера Народной партии. Прежде всего он показался респондентам неискренним человеком. Респонеднтов также смущала невнятность речи лидера Народной партии, как буквальная – проблемы с дикцией, так и содержательная – фразы Г.Райкова построены небрежно и изобилуют стилистическими ошибками. Чего стоит только одна из них: 'Чтобы люди имели в лицо кандидата' (Эпизод № 1371).

Эпизод № 4 (1371)


Респондентам было трудно понять, что хочет сказать лидер Народной партии. В результате участники дискуссии в основном говорили о впечатлении, которое произвел на них сам Г. Райков, а не о содержании его выступлений.
  • 'Чтобы имели в лицо депутата – это же просто...'


  • '...вот когда сказал Райков, я даже не поняла'.


  • '...Что он сказал? Да, бубнит, бубнит'.


  • 'Я с вами согласна, что у человека там непонятно что с речью и с дикцией'.


  • 'Но он мне неприятен сам'.


  • 'Как-то смазанное все'.


  • 'Я даже не пытаюсь. как бы. вслушиваться, что человек говорит, я просто думаю о своем, я отвлекаюсь'.
Эпизод № 2 (1369)

Наиболее 'упорные' респонденты пытались понять смысл слов Г. Райкова. Большинство из них постигло разочарование – высказывания лидера Народной партии они расценивали как 'противоречивые'. Возможно, за последние годы люди чаще стали слышать внятные выступления политиков, на фоне которых руководитель депутатской группы 'Народный депутат' выглядит не лучшим образом.
  • 'Он сам себе противоречит. Во-первых, его 'конкурента' – мы в лице там двухсот миллионов голодных, совершенно голых людей, мы не только конкуренцию составить на мировом рынке никому не можем... Во-вторых, он говорит: мы входим в мировую торговую сеть. В какую мировую торговую сеть? Мы никуда не входим. И тут же сразу он говорит: но нас там никто не ждет'.


  • '...абсолютный бред просто. Нормальный человек такого придумать не сможет. То есть это абсолютный бред. ...Как каша масляная – экономика должна быть экономной и так далее'.


  • '...в этом сюжете он был как-то наиболее интересно представлен из всех дальнейших сюжетов, которые мы будем смотреть, ...потому что он был здесь более убедительным и как-то более, я не знаю, приятно более выглядел, не красное лицо, знаете, там'.
Эпизод № 5 (1372)

Помимо неправильной речи и противоречивых высказываний Г. Райкова, он лишен способности 'говорить с огоньком', считают наши респонденты, 'внушать уверенность в правоту своих слов'. Поэтому респонденты говорят о невозможности не то что солидаризироваться с позицией лидера Народной партии, но даже хотя бы предположить в нем готовность настойчиво добиваться поставленных целей.
  • '...Вот он как-то говорит без огонька, даже Зюганов говорит как-то с огоньком, с убежденностью какой-то, а это – вот смазано он говорит как-то'.


  • 'Все, что говорит, – на мой взгляд, чистая фальшь. И мало того, что это фальшь, он говорит: вот там страну разграбили, может, и разорили, а такое ощущение, что он сам как раз все это и разграбил, и развалил. Именно вот он, на него почему-то кажется. ...Кощунство просто – от него слышать такие фразы'.


  • 'Лицо у него такое, к сожалению...'


  • 'Сама суть – нормальная, но как она сказана – это все действительно, все это размазано как бы, понимаете? Суть есть, но без убежденности такой – и уже не веришь'.
Электронные фокус-группы в Москве. 44 респондента. 6 марта 2003 г.


 
4.Опрос экспертов

ВОПРОС: ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О 'НАРОДНОЙ ПАРТИИ РФ'?

ВОПРОС: КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К 'НАРОДНОЙ ПАРТИИ РФ' – ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО? (ОТВЕТЫ ЗАЯВИВШИХ, ЧТО ИМ ИЗВЕСТНО О 'НАРОДНОЙ ПАРТИИ РФ'.)

ВОПРОС: ПРИПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КТО ВОЗГЛАВЛЯЕТ 'НАРОДНУЮ ПАРТИЮ РФ'? (ОТВЕТЫ ЗАЯВИВШИХ, ЧТО ИМ ИЗВЕСТНО О 'НАРОДНОЙ ПАРТИИ РФ'.)

ВОПРОС: КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ЛИДЕРУ 'НАРОДНОЙ ПАРТИИ РФ' ГЕННАДИЮ РАЙКОВУ – ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?

ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЕСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛИ 'НАРОДНОЙ ПАРТИИ РФ' ИЛИ ИХ НЕТ?

ВОПРОС: ВЫ БЫ ХОТЕЛИ ИЛИ НЕ ХОТЕЛИ ПОСЛЕ СЛЕДУЮЩИХ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ ВИДЕТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ 'НАРОДНОЙ ПАРТИИ РФ'?

ВОПРОС: СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ В ПРИНЦИПЕ ДОПУСКАЕТЕ ИЛИ ИСКЛЮЧАЕТЕ ДЛЯ СЕБЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОГОЛОСОВАТЬ НА ПРЕДСТОЯЩИХ ВЫБОРАХ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ЗА 'НАРОДНУЮ ПАРТИЮ РФ'?

ВОПРОС: КАК ИЗВЕСТНО, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПОПАСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ, ПАРТИЯ ДОЛЖНА НАБРАТЬ НА ВЫБОРАХ НЕ МЕНЕЕ 5% ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, 'НАРОДНОЙ ПАРТИИ РФ' УДАСТСЯ ИЛИ НЕ УДАСТСЯ ПРЕОДОЛЕТЬ 5%-ЫЙ БАРЬЕР?

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 4-6 марта 2003 г. 130 экспертов.


 
5.Приложение.Таблицы

ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О 'НАРОДНОЙ ПАРТИИ РФ'?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100461528284147533130382035341132303112183727268162191551004753293536
знаю 751277896668758127887105851313454188116789
что-то слышал(-а) 2730272726272925242530222429362431273026252829342332192415293225242733
слышу сейчас впервые5452545455525255585350576050415946514653565459345053467037585264636052
затрудняюсь ответить1212712121310141115121511131110151417111510818141131229556565


КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К 'НАРОДНОЙ ПАРТИИ РФ' - ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100461528284147533130382035341132303112183727268162191551004753293536
положительно 7795688646976686768116585107644786469
безразлично 4849435249454947554644404852504449505050464848554452454829495147525244
отрицательно 4310335442552554255463432445217222222
затрудняюсь ответить4141394042423944384343514137384739393933454340374238444649423945424044


ПРИПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КТО ВОЗГЛАВЛЯЕТ 'НАРОДНУЮ ПАРТИЮ РФ'?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100461528284147533130382035341132303112183727268162191551004753293536
правильный ответ ('Геннадий Райков')76155888627105591251086886391455421342163
неправильный ответ33432324233333234353326112143323135
затрудняюсь ответить9091819290899091968986929288869286908989899291908593949275949494999293


КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ЛИДЕРУ 'НАРОДНОЙ ПАРТИИ РФ' ГЕННАДИЮ РАЙКОВУ - ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100461528284147533130382035341132303112183727268162191551004753293536
положительно 67749685261065784786683669564691182915
безразлично 4646425146434746564441404748514147494954454348494345484743464943475040
отрицательно 43103365324624573555336443404137772611
затрудняюсь ответить4344394241453947414643514440345141384137444841394545464537383343483533


КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЕСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛИ 'НАРОДНОЙ ПАРТИИ РФ' ИЛИ ИХ НЕТ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100461528284147533130382035341132303112183727268162191551004753293536
есть 3335353335333730343134273335402933383539322830403529283851434839434641
нет 101014129111191011109811181010111214811131410108938107798
затрудняюсь ответить5656505555575161555856645954426157515346606257475561645444484254494451


ВЫ БЫ ХОТЕЛИ ИЛИ НЕ ХОТЕЛИ ПОСЛЕ СЛЕДУЮЩИХ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ ВИДЕТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100461528284147533130382035341132303112183727268162191551004753293536
хотел(-а) бы 151817161515151613151613161615161615181914131718161612135181621141822
мне это безразлично 3433313833313632383529363135373132362441333541303336243126353931403827
не хотел(-а) бы 96215712107781068117710998711711886822111386816
затрудняюсь ответить4243314244423846414144454538414542404832474135414340594746363240393634


СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ В ПРИНЦИПЕ ДОПУСКАЕТЕ ИЛИ ИСКЛЮЧАЕТЕ ДЛЯ СЕБЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОГОЛОСОВАТЬ НА ПРЕДСТОЯЩИХ ВЫБОРАХ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ЗА 'НАРОДНУЮ ПАРТИЮ РФ'?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100461528284147533130382035341132303112183727268162191551004753293536
допускаю 141781815111215171213101713121314152013121312151022151010181620221716
исключаю 4138573445434835394441363746483842433845423845444233364837495445464951
затрудняюсь ответить4545364840464049444446544640404945424242464944414844494352333035323333


ПРЕДПОЛОЖИМ, ЧТО НА СЛЕДУЮЩИХ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРАХ МОЖНО БУДЕТ ПРОГОЛОСОВАТЬ ЗА ОДНУ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ПАРТИЙ. ЗА КАКУЮ ИЗ НИХ ВЫ СКОРЕЕ ВСЕГО ПРОГОЛОСУЕТЕ? (Карточка, один ответ.)

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100461528284147533130382035341132303112183727268162191551004753293536
Коммунистическая партия РФ (КПРФ) 2298610252923208183530201821213119172319282116222412272713141231320
'Единая Россия'193232123131819221915121823181918171116212119152220241218171221171816
Либерально-демократическая партия (ЛДПР)640104483863576474596555855780342730
'Яблоко' 43054344353334623735515243245101199147
Союз правых сил (СПС) 24043123421222611563212321425555834
'Народная партия РФ'23021212222222241141222223210111211
Аграрная партия22122121122221231112120033110111021
за другую партию 00000100010100100100100011000000000
против всех 74186776894477956861064810669561113991410
не буду участвовать в выборах 11721091411101311911111281191115711101298138111312141019711
еще не решил(-а), затрудняюсь ответить 273262923272231322325282825252627252928262527352620312926262428252529


КАК ИЗВЕСТНО, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПОПАСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ, ПАРТИЯ ДОЛЖНА НАБРАТЬ НА ВЫБОРАХ НЕ МЕНЕЕ 5% ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, 'НАРОДНОЙ ПАРТИИ РФ' УДАСТСЯ ИЛИ НЕ УДАСТСЯ ПРЕОДОЛЕТЬ 5%-НЫЙ БАРЬЕР?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100461528284147533130382035341132303112183727268162191551004753293536
удастся 1923212119172118251717222017182317172418181821211717122519242622302220
не удастся222125212224261919252315212628192225182921212519242891720242820162430
затрудняюсь ответить5856545859595363575860625957535861575752616153605954785859524558525350


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 8-9 марта 2003. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.





База данных ФОМ >  >  > Доминанты. Поле мнений > Все Доминанты за 2003 год > Выпуск 10 от 13 марта 2003 г. > Народная партия РФ