fom.ru · Поиск ·      








22.05.2003, Опрос населения

Восприятие рейтингов партии



1.Рейтинги влияют на всех. Но не на каждого
2.Рейтинг как осознанная необходимость
3.Графики и открытые вопросы
4.Опрос экспертов
5.Приложение.Таблицы

 
1.Рейтинги влияют на всех. Но не на каждого


Одним из признаков приближающихся выборов и начинающегося предвыборного ажиотажа является традиционный взлет интереса СМИ к информации о рейтингах главных субъектов публичной политики. Политические рейтинги – новшество сравнительно недавнее, и вполне закономерным является предположение, что этому феномену обществом еще не приписано определенное и устойчивое онтологическое значение, т. е. отсутствует четкое понимание того, о чем говорят и о чем не говорят эти данные, знаком чего, каких процессов в обществе они являются. И в этом отношении решительно нет разницы между одинаково 'приблизительными' представлениями интеллектуалов, политиков, журналистов и суждениями 'обычных', рядовых российских граждан. Примерно четверть (27%) россиян знают и около 40% слышали выражение 'рейтинг политических партий'; слышат впервые и затруднились с ответом – 24% и 8% соответственно. Более всего знакомых с этим выражением оказывается среди имеющих высшее или среднее специальное образование, а также среди людей среднего возраста (35 - 50 лет):

Вопрос: 'Знаете ли Вы, слышали или слышите сейчас впервые выражение 'рейтинг политических партий'?'


  Все опрошенные

Возраст

Образование

18 – 35 лет 36 – 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее

Доли групп (%)

100

32

29

39

18

35

35

12

Знаю

27

27

34

22

8

19

34

62

Слышал(-а)

40

45

46

33

25

46

46

33

Слышу впервые

24

24

15

32

46

28

16

4

Затрудняюсь ответить

8

4

5

13

21

7

4

2



Среди объяснений понятия лидирующими оказываются две тематические доминанты: это показатель политической успешности партии (21%) и популярность, известность той или иной партии среди россиян (23%). Небольшая доля отвечавших (7%) полагают, что рейтинг – это свидетельство авторитета партии, состояния общественного мнения относительно нее.
  • 'Номер места в борьбе за власть'; 'какая-то партия набирает больше очков, какая-то - меньше'; 'кто выше и кто ниже в политике' (открытый вопрос).


  • 'Степень влияния на общество'; 'количество людей, поддерживающих определенную партию'; 'насколько в народе партия и ее идеи пользуются успехом'; 'количество людей, согласных в определенный момент проголосовать за определенную партию' (открытый вопрос).


  • 'Общественное мнение, сложившееся о партии на основании ее действий'; 'доверие населения политике определенной партии'; 'уважение народа'; 'авторитет этой партии в глазах народа' (открытый вопрос).
Таким образом, можно говорить о том, что определенное понимание смысла выражения 'рейтинг политических партий' приблизительно у половины опрошенных сформировано (не дали ответа на открытый вопрос о том, что такое рейтинг, 45% участников опроса). Вместе с тем, понимание еще не означает, что произошло наделение значением ('все понятно, но куда лошадь-то запрягать?'). Весьма показательным в этой связи является тот факт, что информация о рейтингах вызывает интерес примерно у трети россиян (38%), а доверяют ей – менее четверти (23%). Соответственно не интересуются рейтингами 46%, не доверяют им - 41%.

Можно предположить, что наиболее восприимчивой, внимательной и компетентной аудиторией по отношению к информации такого рода являются те, кто интересуется политическими рейтингами: интерес – одна из базовых характеристик восприятия. Это действительно так. Вместе с тем, данные опроса показывают, что у этой категории опрошенных нет однозначной установки на доверие: примерно треть (36%) из них склонны не доверять информации о рейтингах и пятая часть затруднилась с ответом:

Вопрос: 'Одни люди доверяют информации о рейтингах партий, другие – не доверяют. А лично Вы чаще доверяете или не доверяете рейтингам?'

(в % по столбцу)

 

Все опрошенные

Информация о рейтингах...

вызывает интерес не вызывает интереса затрудняюсь ответить

Доверяю

23

44

11

7

Не доверяю

41

36

55

11

Затрудняюсь ответить

36

20

34

82



В то же время закономерно, что те, кому информация о политических рейтингах не интересна, чаще не испытывают доверия или же затрудняются определить свое отношение к ней. Только десятая часть от их числа склонна все-таки доверять этим материалам. Но и среди людей, интересующихся рейтингами партий, не сформировалось, как мы видели, безусловно доверительного отношения к такого рода информации. Лейтмотивом ответов на открытый вопрос о том, почему нет доверия рейтингам, является сомнение в достоверности данных, уверенность в их фальсифицированности, в прямом обмане. Вместе с тем, было бы неверным утверждать, что недоверие порождают рейтинги как таковые. Материалы фокус-групп показывают: люди переносят свое отношение к политике, к процедуре выборов и к 'предвыборным технологиям' в том числе и на этот сегмент информационного поля. В ситуации опроса, сфокусированного на политических темах, разговор о рейтингах – это еще один способ заявить о своем отношении к политике и политическим партиям в целом.

Наиболее распространенным мотивом здесь является уверенность, что рейтинги нужны в первую очередь самой власти. Во-первых, в этом находит свое выражение политическое соперничество, 'партийные игры' в 'самую народную' партию.
  • 'Рейтинг – это способ показать превосходство перед остальными, что у вас рейтинг меньше намного, чем у меня. Неважно, как эти цифры записать. Они видят эти цифры – о, выше! Всё, я круче! А другие тоже начинают суетиться и кипишиться, у кого ниже рейтинги. То есть как показание превосходства' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Какая там партия стоит выше, какая ниже по рейтингу - я на это особо внимания не обращаю. Это все партийные игры между собой, и меня они не интересуют' (ДФГ, Новосибирск).
Во-вторых, по мнению респондентов, рейтинг нужен политикам для того, чтобы продемонстрировать свою значимость перед теми, кто выделяет средства на предвыборную кампанию. Практически все участники фокус-групп не сомневаются, что в выборах участвуют большие деньги, а некоторые считают рейтинги одним из средств для привлечения спонсоров.
  • 'Мне кажется, что это нужно в первую очередь для тех, кто финансирует всю эту кампанию. Неважно, от какой партии, но чтобы были свои люди, к власти пришли, вот и все. А затем рейтинг можно сделать любому, у кого больше денег. Они знают, кого им надо лоббировать, знают, кого им надо поддерживать, так что это нужно им в первую очередь' (ДФГ, Москва).
  • 'Я не думаю, что победу на выборах решают всегда деньги. Поэтому, я думаю, рейтинг, он именно тому же олигарху или тому, кто платит за выборы данного кандидата, ему рейтинг очень нужен. Потому что если рейтинг у этого человека низкий, это как вкладывать в бочку, в которой нет дна, он никогда не сможет за эти полгода выйти в люди. Так что я не думаю, что рейтинг олигархам не нужен, потому что у них все есть, - он как раз очень нужен. Они все узнают из данных, и только после этого он будет вкладывать деньги в этого кандидата' (ДФГ, Москва).
В-третьих, рейтинги, по мнению участников дискуссий, необходимы политикам для того, чтобы планировать собственные действия, выстраивать стратегию поведения на выборах.
  • 'Политикам они нужны для того, чтобы в действительности узнать, что о них думают окружающие, сколько у них популярности' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Для политиков – крайне необходимо; постоянно перед выборами проверяют: «за кого вы будете голосовать?» Они подводят свой действительный рейтинг: стоит ли вообще идти избираться? Прикидывают свои возможности, проценты, и уже они ориентируются, что делать. Вот данный рейтинг, и они начинают уже какие-то действия' (ДФГ, Новосибирск).
Еще одна тема, которая оказывается затронутой в связи с разговором о рейтингах, это предвыборная агитация. Участники фокус-групп полагают: рейтинг для политической партии или политика – это одновременно и показатель предвыборной популярности, и реклама, способ показать, что за нее (него) можно и нужно голосовать. Подобное мнение исходит из убеждения, что накануне выборов политики 'все всем обещают', а после выборов 'благополучно забывают' свои обещания. В результате такой 'игры в демократию' народ остается при своем мнении, а политики получают то, что хотели.
  • 'Высокий рейтинг - важно, выбирают чаще такого человека. Про кого чаще говорят, я про него и знаю. А про других нет разговоров - я их и не помню практически. И вдруг если завтра выборы - я никого не знаю и пойду, там, за Путина все равно голосовать. Ну, я так просто говорю. Чем выше популярность, тем чаще на слуху рейтинг. И люди все про одно слышат, и хоть им как бы не интересно, но идут за сильнейшим' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Рейтинг - как любой товар, говорит нам, что вот эта вода вкусная [показывает на бутылку с водой]. А я знаю, что она не очень вкусная, вот так и здесь, про политика нам тоже могут про любого сказать, как про колбасу или сорт масла' (ДФГ, Самара).
  • 'Все мы люди взрослые, и все мы понимаем. Перед выборами всегда очень много плакатов, очень много рекламы. Рейтингам я не доверяю. Никаким. Потому что знаю, что это обыкновенная реклама. Без рекламы – никуда. Так и в политике' (ДФГ, Самара).
  • 'Рейтингу доверять смешно. Потому что все они... Одного выбираешь - он говорит хорошо, а как пришел - под себя всё гребет. Это нужно как агитация, чтобы убедить нас, несчастных, за кого мы должны голосовать' (ДФГ, Москва).


  • 'Доверия рейтингам, конечно, нет. Потому что все обещают хорошую жизнь, но как только становятся у власти, так игры кончаются в демократию и мнение народа. Перед выборами я, конечно, послушала передачу, то, что меня интересует. Вот, допустим, улучшение жизненных условий. И если я послушала, что тот или иной политик обещает это, конечно, он меня задел. Так ведь потом ничего не меняется' (ДФГ, Новосибирск).
И еще одно обстоятельство, которое следует отметить. У определенной категории людей недоверие вызывает несоответствие между их собственными впечатлениями, представлениями о популярности политика или партии (как правило - 'своей'), с одной стороны, и публикуемой информацией об их рейтингах или же результатами голосования – с другой. Данные опроса не позволяют оценить распространенность такого коллизии, однако естественность механизма 'я-сам-видел-и-знаю-точно' вкупе с уверенностью в том, что любые значимые показатели часто подвергаются фальсификации (как видно из ответов на открытый вопрос, приведенный выше) делают такую тематическую связку очень сильным аргументом в пользу недоверия рейтингам.
  • 'Мы как-то делали просто обзвон, и спрашивали: «А за кого вы будете голосовать?», было задание – узнать. И вы знаете, моя подруга занималась... я вела выборы одного человека, она вела выборы другого человека. И что самое интересное, она звонила по своему кандидату, а я звонила по своему кандидату. У меня получалось, что мой кандидат выигрывает, а у нее считалось, получалось, что ее. Вот скажите, почему вот так? Так что рейтинг не всегда показывает то, что говорят люди. Если взять, когда были выборы между Ельциным и Зюгановым, то больший процент, если считать рейтинги, отдавали Зюганову, и люди просто не хотели голосовать за Ельцина. Но когда мы проголосовали, почему-то получилось, что выиграл Ельцин. Так что вот как к нему <рейтингу> относиться?' (ДФГ, Москва).


  • 'Вы когда-нибудь были на демонстрации на первомайской, на демонстрации КПРФ? Не были? Вы знаете, сколько людей вышло туда на демонстрацию? Вы говорите – потеря рейтинга. Вы знаете, сколько молодежи было? Потому что наше телевидение - совершенно неприлично даже, как оно показало вот эту демонстрацию первомайскую, и совершенно людей не показали, а сколько было людей – это огромное количество' (ДФГ, Москва).
Помимо проблемы доверия рейтингам, есть еще одна тема, обсуждение которой выявляет существенные разногласия во мнениях респондентов. Это тема влияния информации о рейтингах на отношение избирателей к партиям. Более половины опрошенных (56%) считают, что такое влияние существует; противоположного мнения придерживаются 20% (первую точку зрения чаще других разделяют сторонники 'Единой России' (69%) и В. Путина (63%), люди с доходами более 2000 р. (62%), с высшим (67%) и средним специальным образованием (64%)). Вместе с тем, говоря о себе лично, 52% участников опроса сказали, что сами они не подвержены влиянию рейтингов. Людей, отвечавших подобным образом, заметно больше среди сторонников КПРФ и Г. Зюганова, мужчин (58%), жителей мегаполисов (59%) и респондентов с высшим образованием (58%). Впрочем, среди последних заметно больше, чем в среднем по выборке, и тех, кто признает, что информация о рейтингах оказывает на них влияние, – 31% против 25%.

Вопрос: 'На Ваше отношение к партиям информация об их рейтингах влияет или не влияет?'


 

Все опрошенные

Голосование за...

Голосование за...

'Единую Россию' КПРФ Путина Зюганова

Доли групп (%)

100

19

19

46

12

Влияет

25

36

19

33

15

Не влияет

52

49

59

47

61

Затрудняюсь ответить

23

15

22

20

24



Как показывают материалы фокус-групп, позиция 'на других влияет, на меня – нет' оказывается довольно хорошо аргументированной. Во-первых, те, кто уже определился с выбором, не считают информацию о рейтинге 'своей' партии сколь-либо содержательно важной с точки зрения устойчивости принятого электорального решения. Во-вторых, люди большее значение придают новостям, публичным выступлениям, делам и программным заявлениям политиков – т. е. имиджевым и содержательным вещам, нежели 'неизвестно как посчитанным цифрам'.
  • 'Я - за коммунистическую партию, и я пойду только за нее голосовать. Потому что мне близка вся программа партии. Может, здесь возрастное сказывается. Я не знаю, что, но я твердо пойду только за коммунистическую партию, и мне не надо уже ни Жириновского, и ничего моего мнения не изменит' (ДФГ, Самара).


  • 'Просто если человек уже убежден в своем выборе, он смотрит, что его политики занимают большой рейтинг, и он убеждается в правильности своего выбора. А если он смотрит, что тот не добирает, а он так ратует за этого политика, он думает: «Вот я проголосую, и у него повысится рейтинг»' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Я думаю, что на людей больше влияют новости, какие-то, скажем так, действия, передачи, а не рейтинги. Рейтинги – это, в общем, небольшой процент склоняет в ту или иную сторону, тут больше – какие действия происходят в нашей стране' (ДФГ, Москва).


  • 'Отношение к политику или к партии не изменится в зависимости от рейтинга. Лично мне, наверное, не отношение важнее, а интерес. Если я увижу, что у Зюганова, например, поднялся рейтинг, я сразу начну отслеживать: что же он действительно сделал такого, что у него рейтинг поднялся? У меня не изменится отношение к нему, а интерес появится. Что он там сделал-то? Как он себя проявил?' (ДФГ, Новосибирск).
И, в-третьих, важным и решающим аргументом является недоверие к рейтингам и низкий интерес к политической информации в целом.
  • 'Все недоверие идет от незнания. Если бы человек мог проверить сам, лично, хотя бы какой-нибудь рейтинг, он сразу начал доверять. А если человек не знает, у него информация так и проходит: сказали, и ладно. Значения не придает человек, и всё' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Всякий здравомыслящий политик может нанять хорошую команду из двадцатиоднолетних, которые ему поменяют 35 на 55. Это мухлеж, и вот что-то мне так кажется, что их <грязные технологии> часто используют, поэтому оттуда рейтинг вот такой вот' (ДФГ, Самара).


  • 'Самое печальное в рейтингах то, что всегда рассматривается какая-то часть людей. Ну мы все из Самары, мы все городские жители - здесь должна бы сидеть половина людей из деревни, тогда рейтинги будут реальные. Поэтому я и говорю, что рейтинг – вещь виртуальная, что для одной кучки людей... Правильно сказано в «Аргументах и фактах», например, - для этого круга людей, а в общих сведениях нет реального среднего' (ДФГ, Самара).
Высказанный тезис и аргументация участников фокус-групп подтверждается и данными массового опроса: среди не доверяющих рейтингам и не интересующихся ими заметно больше доля тех, кто считает, что лично на них рейтинги не оказывают влияния:

Вопрос: 'А на Ваше отношение к партиям информация об их рейтингах влияет или не влияет?'


 

Все опрошенные

Информация о рейтингах...

Информации о рейтингах...

Вызывает интерес Не вызывает интереса Доверяю Не доверяю

Доли групп (%)

100

19

19

46

12

Влияет

25

43

16

53

17

Не влияет

52

47

65

37

73



Информация о рейтингах, по мнению участников фокус-групп, влияет на тех, кто еще не определился с выбором, у кого нет определенных политических предпочтений. Респонденты рассказывали истории, подкрепляющие такую точку зрения, а некоторые и сами признавались в том, что не интересуются политикой, а выбор делают спонтанно.
  • 'Я позволю себе не согласиться: рейтинг все-таки, мне кажется, влияет на сознание людей. Когда я работал наблюдателем от одной партии, часто там все равно подходят и говорят: вот за этого не будем голосовать, потому что мы знаем, что он не пройдет. Они стали выбирать из тех людей, кто популярный' (ДФГ, Самара).


  • 'Это [за кого пойду голосовать] за неделю до выборов все точно будет известно. Все партии вспомним. Я вот, например, сейчас ни одной пар-тии не помню. Вот назвали ЛДПР - я вспомнил, что есть такая. Я слы-шал - 'Яблоко'... Я ни одной партии фактически не знаю' (ДФГ, Новоси-бирск).

  • 'Рейтинг иногда влияет на мое личное мнение. А иногда нет... По-разному бывает, когда есть какое-то определенное свое мнение, знание, и когда нет его, все-таки политика не увлекает' (ДФГ, Самара).
Таким образом, рейтинги партий и политиков в сознании людей прописаны как элемент политической жизни и предвыборного времени. Этим в значительной мере определяются те значения, смыслы, которыми наделяют рейтинги как таковые сегодняшние россияне: 'Это непременный атрибут политики и политической конкуренции, который появляется перед выборами, поскольку кому-то нужен, но не мне'. Лишь в редких случаях люди хотят и умеют разбираться в публикуемой информации, и связано это, как правило, с нежеланием быть объектом информационных вливаний и манипуляций. Но общая установка на недоверие к политической информации все равно сохраняет свою действенность.
  • 'В «Самарских известиях» публикуют раз в две недели рейтинг и ВЦИОМ, и ФОМ. Я постоянно слежу за этим. Я доверяю, просто если со статистической точки зрения подходить, они более соответствуют правде. Я внимание обращаю на то, сколько человек было опрошено, если по всей России было опрошено 200 - 500 человек, то такой рейтинг большого доверия не вызовет... А польза - я думаю, есть все-таки польза от рейтинга, проводятся же маркетинговые кампании: что потребитель хочет получить, какое качество, какой продукт. Ну, и партии, мне кажется, все равно отвечают потребностям некоторых людей... Им нужно как-то почувствовать свою причастность к обществу. Ну, может быть, рейтинг помогает исследовать это. Но я не верю партиям, они свои цели преследуют... Рейтинг – это просто как подспорная информация для того, кто думает. И мне кажется, никакого влияния он не оказывает' (ДФГ, Самара).


 
2.Рейтинг как осознанная необходимость


На основании экспертных интервью попытаемся рассмотреть отношение представителей региональных элит к целесообразности проведения опросов общественного мнения, а также выявить, чем определяется доверие или недоверие экспертного сообщества к данным этих опросов, и в частности – к рейтингам.

В целом эксперты признают важность опросов, признавая за ними прежде всего диагностическую функцию.
  • 'Это зеркало. Кто-то может его считать кривым, кто-то может его считать купленным, кто-то может его считать искаженным – но это все равно зеркало' (эксперт, Самара).


  • 'Лакмусовая бумажка. Своего рода термометр. Они должны показывать, где в обществе повышается температура. Там, где повышена температура, там, видимо, что-то болит' (эксперт, Саратов).


  • 'Функцию градусника. Замеряется отношение масс к тому или иному действию, к вероятным проектам, оценка происходящего' (эксперт, Ставрополь).
Спектр суждений об опросах общественного мнения и рейтингах довольно широк: от полного принятия до скепсиса и даже решительного отрицания необходимости подобных замеров.

Большинство экспертов склонны полагать, что данные опросов общественного мнения – в частности, рейтинги – не всегда бывают объективными.
  • 'Социологи узнают хотя бы некую часть общественного мнения. Конечно, понятно, что они препарировали это в соответствующем ракурсе, когда надо доложить нужную точку зрения заказчику' (эксперт, Ульяновск).


  • 'У нас в принципе опросы не всегда точно отражают общественное мнение. Все зависит от того, кто проводит опрос. Если проводит в начале предвыборной кампании какая-то заинтересованная пиарская группа, то она обычно подгоняет свои действия под те результаты, которые устроили бы их заказчика – кандидата' (эксперт, Краснодар).


  • 'Всегда отношусь с определенной долей скептицизма. Когда видишь, что тот или иной социологический опрос, тот или иной рейтинг выясняется с совершенно конкретными целями, заказан совершенно конкретными людьми, то это говорит о том, что этим людям интересно в данный момент, – и это уже хорошо' (эксперт, Ульяновск).
В представлении экспертов, в данных опросов общественного мнения в первую очередь заинтересованы политики, журналисты – то есть люди, чья профессия предполагает обращение к подобной информации.
  • 'Иметь четкую и ясную картину, представление о настроении общества по тем или иным конкретным вопросам. Для того, чтобы, используя уже эти данные, производить корректировку конкретно своих действий, каких-то управленческих функций, которые, так или иначе, влияют на это отношение, на эти настроения, на собственно положение в обществе' (эксперт, Краснодар).
С другой стороны, опросы общественного мнения, считают эксперты, могут выполнять и функцию обратной связи.
  • 'Чтобы заинтересованные люди представляли себе состояние общественного мнения. Чтобы общественное мнение могло взглянуть на себя со стороны' (эксперт, Санкт-Петербург).


  • 'Обычно опрос прошел, опубликовали какие-то данные – на этом дело замолкает. Ведь эти товарищи могли сказать, что при этом были выделены социально значимые вопросы, которые можно было бы представить на рассмотрение правительства, президента, Государственной думы, Совета Федерации; эти документы были переданы в соответствующие органы, с ними работают, намечается то-то и то-то. Для этих людей, которые высказали свое наболевшее, это был бы не только бальзам на душу, но у них бы появилась уверенность в том, что к их мнению прислушиваются' (эксперт, Краснодар).
Интерес же рядовых граждан к опросам общественного мнения, как полагают некоторые эксперты, вызван простым любопытством.
  • 'Это нормальное человеческое любопытство, заложенное в психологии человека – кто победит: 'Зенит' или 'Динамо' (Москва)? Хотя результаты опросов общественного мнения приводят, так или иначе, к мысли, что нас дурят, но слушать интересно. Опросы общественного мнения – спорт своего рода' (эксперт, Санкт-Петербург).
Примерно две трети экспертов отмечают, что результаты опросов оказывают определенное влияние на жизнь общества, то есть сами влияют на формирование общественного мнения.
  • 'Результаты <опросов> общественного мнения формируют это общественное мнение, являются одним из факторов его формирования' (эксперт, Владимир).


  • 'Люди, хотят ли они этого или не хотят, сознательно или подсознательно ориентируются на результаты опросов – в том случае, если структуры, занимающиеся этими опросами, вызывают у них доверие. Соответственно, определяется его политическое поведение' (эксперт, Санкт-Петербург).
Треть же экспертов полагают, что опросы общественного мнения оказывают либо только косвенное влияние, которое выражается в создании особого эмоционального, психологического фона в обществе, либо не оказывают совершенно никакого влияния – как в силу того, что нет реального механизма обратной связи, так и в силу того, что российское общество инертно и аполитично.
  • 'Своими проблемами задавлены. Газеты перестали читать – уж какое тут общественное мнение!' (эксперт, Краснодар).


  • ' Здесь и инертность общества, и противодействие власти, нежелание власти решать каким-то образом проблемы людей. Думаю, что здесь много факторов влияют вот на такое наплевательское отношение к общественному мнению' (эксперт, Калининград).
Эксперты довольно часто используют понятия 'опрос общественного мнения' и 'рейтинг' как синонимы. Но при этом они вполне отдают себе отчет в том, что речь идет о разных вещах: в одном случае – об инструменте, позволяющем выявить отношение респондентов к самым разным сторонам общественной и политической жизни, в другом – о показателе популярности политика или общественного деятеля, партии. И несколько пренебрежительное отношение к рейтингам, нередко демонстрируемое экспертами, не переносится ими, как правило, на опросы общественного мнения.
  • 'Опросы общественного мнения, если они проводятся квалифицированными и объективными структурами, каковых немного, то они достаточно адекватны. Политические рейтинги – чрезвычайно условный и непостоянный элемент нашей жизни' (эксперт, Санкт-Петербург).


  • 'Опросы общественного мнения позволяют ориентироваться в ситуации – куда бежать, зачем бежать. Рейтинги решают прикладные задачи, без которых политик не может быть уверенным, что он владеет проблематикой в своей территории' (эксперт, Волгоград).


  • 'Общественное мнение – одно, рейтинги – другое. Разница в том, что рейтинги заказывают те, кто в них заинтересован. Рейтинги заказывают политики. Я не верю рейтингам. Опросы общественного мнения – это совсем иное, это институт. Мнение можно повернуть, но если речь идет о серьезной научной работе. Рейтинги нужны для самоуспокоения политиков' (эксперт, Нижний Новгород).
В силу профессионального интереса большинство экспертов вынуждены довольно часто обращаться к рейтингам, в среднем – несколько раз в неделею. Основными источниками информации о рейтингах называют центральную прессу ('Известия', 'Независимую газету', 'Советскую Россию', 'Коммерсантъ', журналы 'Власть', 'Российская Федерация сегодня', 'Эксперт'), центральное телевидение (новостные программы, авторские общественно-политические программы), сайты ВЦИОМа и ФОМа, реже – региональную прессу и исследования региональных социологических служб и университетов.

Большинство экспертов, признавая, что сведения о рейтингах представляют для них определенный интерес, стараются перепроверить информацию, для чего обращаются к разным источникам.
  • 'В силу своей профессии слежу за опубликованными рейтингами, стараюсь иметь несколько источников информации от различных СМИ, от ВЦИОМа, ФОМа, чтобы знать среднее арифметическое – каков реальный рейтинг того или иного кандидата, той или иной партии' (эксперт, Ульяновск).


  • 'Недоверие связано с тем, что я иногда примерно такой же работой занимаюсь. Изначально эти опросы и выборки должны быть настолько профессионально проведены, а работников такого уровня у нас в России очень-очень мало. Если они и есть, то все равно, к сожалению, конъюнктурно вынуждены служить тем, кто оплачивает работу, поэтому все относительно. Только на пересечении целого ряда таких показателей можно примерно представлять, что на самом деле' (эксперт, Санкт-Петербург).
Большинство экспертов утверждают, что информация о рейтинге партии или политика никогда не влияла на их решение о голосовании. Они объясняют это тем, что, во-первых, имеют собственное устоявшееся мнение, во-вторых, определяются заранее, и, наконец, знают цену рейтингам. Однако, отмечают представители элит, не все обладают 'особым' знанием, поэтому на рядового избирателя, считают они, информация о рейтингах партий и политиков влияет. При этом отмечается, что некоторые люди принимают решение голосовать вообще только на основании рейтингов. Как правило, быстрая смена предпочтений происходит у молодых людей, у которых еще не сформировалось свое мнение, либо среди людей, далеких от политики, не имеющих сколько-нибудь устойчивых политических пристрастий.
  • 'Большая доля избирателей определяется в последний момент. Люди, в общем-то, не приучены к этому, они не умеют пользоваться даже доступной информацией и делать выводы. Частенько бывает так: решение принимается на основании эмоционального воздействия. Одним из эмоциональных воздействий являются рейтинги' (эксперт, Краснодар).
Практически две трети экспертов полагают, что следует публиковать информацию о рейтингах политиков и политических партий во время предвыборных кампаний. По их мнению, в этом заинтересованы все слои общества. И прежде всего – политики, так как это способ воздействия на электорат.
  • 'Одна из небольших технологий избирательных – публиковать рейтинг специально, чтобы направить в нужное русло мнение этого болота' (эксперт, Кемерово).


  • 'В условиях предвыборной кампании каждый политик, любая политическая партия заинтересованы показать, что рейтинг у них не только самый высокий, но и растет день ото дня. Если кто-то доберет с этого рейтинга, или кто-то поверит с экрана телевизора, что рейтинг растет и народ носит всех на руках, то, может, придет лишних сто человек – проголосует' (эксперт, Краснодар).
Электорат также нуждается в информации о рейтингах во время предвыборных кампаний, поскольку это помогает ему ориентироваться в политическом поле, облегчает выбор, за кого голосовать.
  • 'Люди у нас в последнее время не очень активно вовлечены в политический процесс. Рейтинги в достаточно простой и понятной визуальной форме дают некий ориентир – что происходит' (эксперт, Вологда).


  • 'Нельзя оставлять избирателя один на один с некоторым хаосом представлений. Рейтинги все-таки структурируют представления о политическом поле' (эксперт, Санкт-Петербург).
Некоторые эксперты рассматривают публикацию рейтингов в предвыборное время как показатель открытости политических кампаний и в целом – российской политики.
  • 'Нужно публиковать. В целом надо менять 'дизайн' проводимых выборов и делать их более объективными. Сам факт опубликования критериев, по которым отбирают людей, какой депутат нам нужен, – очень важен' (эксперт, Владимир).
В целом, соглашаясь с необходимостью публикации рейтингов во время предвыборных кампаний, многие эксперты считают, что это следует делать с некоторыми ограничениями: либо временными (прекращать печатать такую информацию, например, за две недели до выборов), либо посвящая людей в то, каким образом получают такие данные.
  • 'Кто читает и смотрит рейтинги, должен понимать, что это, возможно, часть агитационной кампании, и относиться к этому соответствующим образом' (эксперт, Нижний Новгород).


  • 'Публиковать надо с полным указанием, кто проводил, выборка, время, место – максимум информации о проведенном исследовании' (эксперт, Барнаул).
Наконец, небольшая доля экспертов выступают категорически против того, чтобы публиковать рейтинги во время предвыборных кампаний, аргументируя это тем, что таким образом избирателя только обманывают.

Эксперты довольно единодушны во мнениях относительно отрицательных сторон как опросов общественного мнения, так и 'построения' рейтингов. В защиту своей позиции они приводят следующие аргументы.

1. Часто опросы проводятся непрофессионально, некачественно, не соблюдаются методики социологического исследования.
  • 'Существует необходимость в опытных аналитиках, которые составляют непосредственно сценарий опроса. При неграмотном сценарии может быть искаженный результат – это сильно повлияет на дальнейшую работу. Кто опросил? Где? Каким способом? Люди понимают, что это липа, соответственно, складывается определенное мнение по поводу реальных опросов' (эксперт, Мурманск).


  • 'Многие опросы проводятся поверхностно. Можно по-разному сформулировать анкету для изучения общественного мнения. Зачастую в вопросе содержится ответ. Вторая крайность – опросы, которые претендуют на очень сильную углубленность' (эксперт, Ставрополь).
2. Исследования, как правило, носят заказной характер и как следствие – их результаты бывают ангажированными.
  • 'Глас народа – глас Божий, поэтому надо спрашивать о том, что думает опрашиваемый, а не доводить через опрос мнение той или иной организации, политической партии или фонда' (эксперт, Ульяновск).


  • 'Слабые стороны – только в недостоверности опросов, когда они используются людьми в качестве ангажирования определенного, когда подтасовываются результаты, делают конъюнктурные опросы, в некорректной форме вопросы поставлены' (эксперт, Владимир).
Степень доверия к рейтингам определяется несколькими обстоятельствами. Ключевым здесь опять-таки является уровень профессионализма организаций, проводящих опросы. В частности, называются следующие критерии.

1. Степень 'зависимости' организации, проводящей исследование.
  • 'Если проводит независимая организация – ни финансово, ни от власти, – тогда к этому рейтингу можно прислушаться. Допускаются отклонения в 5%. Если же проводится в угоду какой-то партии или политического движения, то о какой объективности можно говорить?' (эксперт, Краснодар).
2. Федеральная или местная организация проводит опрос.
  • 'К центральным изданиям – доверия больше. Я не могу сказать, что полностью доверяю, так или иначе – лгут. Если это серьезная организация – Гэллап, или ВЦИОМ, или ФОМ, – как правило, отношусь с доверием' (эксперт, Владимир).


  • 'За региональными – слежу, у нас в регионе. Поскольку я близко знаю этих ребят, знаю, что они не продаются' (эксперт, Мурманск).
3. Авторитетность организации, проверенная временем и опытом.
  • 'Сама марка фирмы. Я просто знаю эти фирмы – с кем можно работать, а с кем нельзя. Соотнесение результатов рейтинга со своим личным опытом, с другими рейтингами' (эксперт, Волгоград).


  • 'Из практики. Если, скажем, ВЦИОМ или ЦПТ давали рейтинг по выборам 1999 и 2000 года, результаты оказались близки, то почему мне не доверять дальнейшим работам этих организаций?' (эксперт, Барнаул).
4. Открытость методик проведения опроса.
  • 'Кто заказчик этих рейтингов, какой источник, СМИ публикует. Есть научные методики определения рейтинга – я доверяю научным методикам. Если этот рейтинг исходит из того СМИ, которое является карманным того или иного блока или объединения, я им не доверяю' (эксперт, Липецк).


  • 'Если мне дают информацию: величину выборки, приводят характеристики генеральной совокупности, доказывают, что выборка с квотным характером, рассказывают, каким образом было проведено: интервью по месту жительства, телефонное интервью' (эксперт, Владимир).
5. Совпадение представлений и опыта экспертов с данными опросов.
  • 'Я беру за единицу отсчета свое сегодняшнее представление об экономике, политике, социологии, культуре, эстетике – и сравниваю с тем, что делается, что описывается и какими исследовательским центрами или журналистами' (эксперт, Краснодар).


  • 'Насколько те или иные опросы соответствуют тому, что я наблюдаю, потом – реальным результатам, на выборах которые получаются' (эксперт, Ульяновск).
Данные интервью свидетельствуют о сдержанном отношении экспертного сообщества к опросам общественного мнения и в особенности – к рейтингам. Тем не менее, представители региональных элит признают важность и необходимость опросов и рейтингов в силу своей профессиональной заинтересованности, в силу социальной значимости получаемых данных. Представители экспертного сообщества называют несколько важных функций, которые выполняют в российском обществе опросы общественного мнения: диагностическая, регулирующая, ориентирующая, информационная и функция обратной связи.


 
3.Графики и открытые вопросы

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ ВЫРАЖЕНИЕ 'РЕЙТИНГ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ'?

КОГДА ВАМ ВСТРЕЧАЕТСЯ ИНФОРМАЦИЯ О РЕЙТИНГАХ ПАРТИЙ, ОНА ВЫЗЫВАЕТ ИЛИ НЕ ВЫЗЫВАЕТ У ВАС ИНТЕРЕС?

СЛЕДУЕТ ИЛИ НЕ СЛЕДУЕТ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ОБНАРОДОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О РЕЙТИНГАХ ПАРТИЙ ВО ВРЕМЯ ПРЕДВЫБОРНЫХ КАМПАНИЙ?

ОДНИ ЛЮДИ ДОВЕРЯЮТ ИНФОРМАЦИИ О РЕЙТИНГАХ ПАРТИЙ, ДРУГИЕ - НЕ ДОВЕРЯЮТ. А ЛИЧНО ВЫ ЧАЩЕ ДОВЕРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ДОВЕРЯЕТЕ РЕЙТИНГАМ?

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ИНФОРМАЦИЯ О РЕЙТИНГАХ ПАРТИЙ ВЛИЯЕТ ИЛИ НЕ ВЛИЯЕТ НА ОТНОШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ К САМИМ ПАРТИЯМ?

А НА ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ПАРТИЯМ ИНФОРМАЦИЯ О ИХ РЕЙТИНГАХ ВЛИЯЕТ ИЛИ НЕ ВЛИЯЕТ?

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОЙ РЕЙТИНГ ИМЕЕТ СЕЙЧАС ПАРТИЯ 'ЕДИНАЯ РОССИЯ'? НАЗОВИТЕ ПРИМЕРНЫЙ ПРОЦЕНТ.

А КАКОЙ РЕЙТИНГ ИМЕЕТ СЕЙЧАС КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РФ (КПРФ)? НАЗОВИТЕ ПРИМЕРНЫЙ ПРОЦЕНТ.

А КАКОЙ РЕЙТИНГ СЕЙЧАС У ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РОССИИ (ЛДПР)? НАЗОВИТЕ ПРИМЕРНЫЙ ПРОЦЕНТ.

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОЙ РЕЙТИНГ ИМЕЕТ СЕЙЧАС СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ (СПС)? НАЗОВИТЕ ПРИМЕРНЫЙ ПРОЦЕНТ.

А КАКОЙ РЕЙТИНГ ИМЕЕТ СЕЙЧАС ПАРТИЯ 'ЯБЛОКО'? НАЗОВИТЕ ПРИМЕРНЫЙ ПРОЦЕНТ.

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ОЗНАЧАЕТ ВЫРАЖЕНИЕ 'РЕЙТИНГ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ'?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Оценка политического положения партий

21

Соотношение политического положения партий

14

  • 'Номер места в борьбе за власть'; 'кто лидер, а кто нет'; 'кто больше лидирует'; 'кто на первом месте, кто на втором и т. д.'; 'какая-то партия набирает больше очков, какая-то меньше'; 'какая партия выше, какая ниже'; 'положение партий друг к другу – кто котируется больше'; 'турнирная таблица'; 'место по порядку популярности'; 'сколько избирателей голосует за каждую партию в процентах'; 'какая партия лидирует, а какая отстает'; 'процент соотношения популярности партии'; 'определяет, у кого сколько голосов'; 'кто выше и кто ниже в политике'; 'различные места в гонке за голосами избирателей'; 'распределение, кто на каком месте стоит по отношению к другим партиям'; 'процентный показатель партий'; 'какая партия при опросе набирает больше голосов – и наоборот'; 'ступеньки: кто выше, кто ниже'; 'хит-парад'.

Лидерство партии

4

  • 'Занимающая первое место по популярности среди других партий'; 'идущие впереди'; 'партия, набравшая большее число голосов'; 'лучшая партия'; 'главенство среди партий'; 'партия вызывает больший интерес, выше ценится'; 'лидер среди партий'; 'это наверху, сверху партии'; 'превосходство над остальными'; 'наибольшая популярность у народа'; 'самая популярная партия'.

Влиятельность партии

2

  • 'Их положение в обществе'; 'вес, значимость партии'; 'вес в обществе'; 'степень влияния на общество'; 'влияние на общественность...'; 'имеют они вес какой-то или нет'.

Изменение политического положения партий

1

  • 'Понижение – повышение партии'; 'колебания в процентном соотношении'; 'насколько партия поднялась в глазах народа'; 'как растут голоса избирателей'.

Популярность, известность партии

16

  • 'Сколько людей знают о партии'; 'у народа насколько на слуху'; 'знаменитость партии в Думе'; 'популярность партий среди избирателей'; 'данные о популярности партии'; 'известность партии среди людей'; 'степень популярности в народе, узнаваемость лидеров'; 'популярность партий среди людей'; 'известность, популярность в народе'; 'когда говорят о популярности какой-нибудь партии'.

Политическая база партий

7

Число сторонников партии

3

  • 'Какая часть населения поддерживает партию'; 'сколько последователей этой партии'; 'количество сторонников какой-либо партии'; 'количество людей, поддерживающих определенную партию'; 'насколько в народе партия и ее идеи пользуются успехом'; 'степень поддержки той или иной партии народом'; 'пользуется ли поддержкой народа данная партия'; 'процент населения, который разделяет мнение партии'.

Потенциальное число голосов

2

  • 'Количество людей, согласных в определенный момент проголосовать за определенную партию'; 'сколько людей готовы проголосовать в данный момент за партию'; 'сколько человек проголосовало бы в данный момент за данную партию'; 'предварительный подсчет голосов перед выборами'; 'процент голосов избирателей, вероятный на выборах'; 'какая часть населения готова проголосовать за партию'; 'примерный процент людей, которые будут голосовать за определенную партию'; 'какой процент населения готов проголосовать за партию'.

Число проголосовавших

2

  • 'Сколько голосов набрали на выборах'; 'сколько человек проголосовало за партию'; 'количество голосов, проголосовавших за избирательное лицо'; 'сколько людей отдали свои голоса за определенную партию'; 'количество поданных голосов за партию'; 'показатель количества в процентном соотношении проголосовавших за ту или иную партию'.

Число голосов в целом

2

  • 'Какое число голосов поддерживает партию'; 'процентное выражение голосов за партию'; 'голоса за партию'; 'количество голосов – чем больше, тем лучше'.

Репутация партий

7

Авторитет, доверие, уважение

5

  • 'Показатель доверия людей'; 'это доверие у простых людей к партии'; 'доверие населения к политике определенной партии'; 'уважение народа'; 'доверие избирателей к этой партии'; 'авторитет этой партии в глазах народа'; 'доверие к партии в обществе'; 'показатель престижности, доверия среди масс'.

Общественное мнение по поводу партии

3

  • 'Общественное мнение, сложившееся о партии на основании ее действий'; 'что думают о них люди'; 'мнение народа о какой-либо партии'; 'как народ относится к партии'; 'общественное мнение о данной партии'; 'оценка данной партии населением на данный момент'; 'отзыв населения'; 'как общество относится к данной партии'; 'как говорят о партии'.

Борьба партий за власть

2

  • 'Драка за кресло и портфель'; 'это как каждая партия друг с другом соперничает'; 'соревнование'; 'борьба между партиями за избирателей'; 'борьба за место и за власть'; 'конкуренция, борьба за лидерство'.

Программы и политика партий

1

  • 'Кто что обещает'; 'действия политических партий'; 'их намерения'; 'экономическая, социальная программа партии'; 'это программа их действий – что они предлагают'; 'направленность этих партий'.

Реклама партий

1

  • 'Способ показать партию'; 'это когда каждая партия открывает свои лучшие качества, восхваляет свою программу'; 'это реклама'; 'встречи какие-то, наверно, выступления'; 'каждый нахваливает себя'; 'продвижение'; 'пиар'.

Общие негативные суждения

2

  • 'Кто больше мелькает на телевидении, тот и рейтинг выше имеет'; 'это показуха'; 'рисовка: каждый рисуется, как может'; 'у кого больше денег, у того и больше процент'; 'одна говорильня, каждый хвалит сам себя, но ничего не делает'; 'у кого больше денег, у того и рейтинг...'; 'манипулирование обществом'.

Другое

1

  • 'Это слово из политики'; 'это хорошо'; 'чем больше, тем лучше'; 'мнение самих партий об их популярности'; 'безобразие – использовать иностранные слова для определения оценки популярности'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

45

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ ДОВЕРЯЕТЕ РЕЙТИНГАМ ПАРТИЙ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Это объективная информация

4

Это правдивая и достоверная информация

2

  • 'Так как считаю правдивым'; 'думаю, что это правильный рейтинг'; 'предоставляют достоверную информацию'; 'рейтинг всегда подтверждается'; 'рейтинги совпадают часто с фактом'; 'это практика подтверждает'.

Нет смысла обманывать людей

1

  • 'А какой смысл врать?'; 'а зачем обманывать, у кого какой рейтинг?'; 'если обманывать, смысл показа рейтинга теряется'; 'наверное, придумывать не будут'; 'а зачем здесь врать?'; 'вряд ли нужно перевирать эту информацию'; 'зачем же они будут врать о рейтингах, если все равно после выборов все станет известно?'

Фальсификация маловероятна

<1

  • 'Не могут же они все выдумать из головы'; 'я считаю, что сильно фальсифицировать эти голоса нельзя'; 'очень много разных рейтингов – не могут же они все врать'; 'я не думаю, что там должно быть на 100% лжи'.

Доверие в целом

3

  • 'Верю обществу'; 'без веры нельзя жить'; 'доверяю себе и другим тоже'; 'хочется верить, я привыкла доверять, хотя часто разочаровываюсь'; 'нас раньше учили честности'; 'не доверять совсем плохо'; 'кому-то надо верить'; 'верю, что это правда'; 'надеюсь на честность'; 'мы всем верим, так приучены'.

Доверяю тем, кто измеряет рейтинги

3

Исследования проводят специалисты

2

  • 'Социологические опросы проводятся, высказывают свое мнение'; 'проводят опросы'; 'потому что рейтинг не просто так, а происходят опросы определенных лиц'; 'теперь лично столкнулся с Фондом 'Общественное мнение''; 'так как рейтинг определяется по результатам опроса'; 'знаю работу социологов'; 'компетентные организации, которые занимаются исследованиями'; 'для того чтобы сообщить информацию, проводят социальный опрос'; 'проводятся исследования социологические – я в данный момент это вижу'.

Исследования проводят независимые организации

1

  • 'Данные о партиях собираются независимыми организациями'; 'проводят независимые эксперты'; 'полагаюсь на добросовестность компании, проводящей опрос'; 'рейтинг проводится независимыми организациями, аналитиками'; 'независимые организации проводят'; 'рейтинг собирается агентствами независимости'; 'это проводит независимая компания'; 'считаю, что есть спецкомиссии, которые за этим следят'.

Это сведения о партиях

2

  • 'Ведь это информация о положении партий'; 'рейтинг позволяет видеть популярность партий'; 'рейтинг знакомит с самой партией и с ее деятельностью'; 'если рейтинг партии большой, то ей доверяют лучше'; 'каждый должен знать, какие партии участвуют в голосовании'; 'отражение и ориентирование в партиях'; 'важно знать о политической ситуации в стране'; 'мне интересно знать, что партия хочет сделать для нас, и, конечно, выбрать лучшую'; 'рейтинг помогает людям ориентироваться в политике'.

Это выражение общественного мнения

2

  • 'Это мнение большинства'; 'это узнается у граждан России'; 'в основном люди говорят правду, не скрывая своих взглядов'; 'рейтинг получается в результате опроса населения'; 'мнение народа публикуют'; 'мнение людей'; 'рейтинги делаются на основе опросов населения'; 'так как это мнение народа'.

Доверяю СМИ

1

  • 'Доверяем информации по телевидению'; 'СМИ независимы более или менее'; 'надеюсь на порядочность СМИ'; 'по телевизору неправду не скажут'; 'верю средствам массовой информации'; 'привыкла верить телевидению'; 'привыкла верить СМИ'; 'СМИ достаточно полно отражают информацию о партиях'; 'надеюсь на сознательность СМИ, которые дают эти рейтинги'; 'сейчас достаточно много публикуется рейтингов, и они совпадают в разных СМИ'.

Доверяю частично, другой информации нет

1

  • 'Других источников информации нет'; 'частично доверяю, потому что ничего не бывает абсолютно, часть информации приходится отбрасывать – не верить'; 'выборка респондентов очень мала и не отражает истинного положения, поэтому доверяю не полностью'; 'в информации всегда есть доля правды'; 'больше нет другой информации'; 'больше нечего придерживаться'; 'какая-то доля правды все равно есть, я думаю'.

Другое

1

  • 'Жизненный опыт подвел меня к этому'; 'потому что так принято в нашей семье'; 'популярность зависит от лидера'; 'в надежде на нормальную жизнь в стране'; 'так как это преимущество отдельных партий'; 'думаю, сам сравниваю'; 'мы можем сами учитывать допустимые неточности'; 'чисто интуитивно'; 'если знаю людей в этой партии'; 'так как наивный'; '...по-моему, это важно партии знать, а не народу'.

Ответ не на тему

<1

Затрудняюсь ответить, нет ответа

84

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ НЕ ДОВЕРЯЕТЕ РЕЙТИНГАМ ПАРТИЙ?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Это обман

16

Данные фальсифицируются

13

  • 'Бывают махинации'; 'бывают подтасовки'; 'не сомневаюсь в подтасовке фактов'; 'у всех рейтинги заказаны'; 'у нас в Башкирии все подтасовывают'; 'я считаю, что они врут'; 'много подтасовок даже на самих выборах'; 'данные неверны за счет подтасовок для данного заказчика'; 'все там давно сфабриковано'; 'это неправда – как им надо, так и покажут'.

Все решают деньги

4

  • 'Я думаю, что все это можно сделать – купить, кому как надо'; 'кто больше денег заплатит, тот и популярен'; 'это продажно'; 'кто больше заплатит, у того и больше рейтинг'; 'в наше время все покупается и все продается'; 'за деньги можно составить любой рейтинг'; 'все можно купить, рейтинг – тоже'; 'сколько будет денег у партии, такой будет у нее рейтинг'; 'деньги платят – и получают рейтинг'; 'так как это спектакль, это большие деньги – кто больше дает, тот и повысит рейтинг'; 'все куплено и продано'.

Это недостоверная информация

6

  • 'Не все откровенно разговаривают'; 'потому что опрашивают только городское население, а в сельской местности – нет'; 'не весь народ высказывает свое мнение'; 'опрашиваются не все же избиратели, возможны искажения'; 'неизвестно, откуда взялись эти цифры, их можно взять и с потолка'; 'информация недостоверна'; 'ответы нечетки, неправильные, голосуют по-другому'; 'мне кажется, они в большой степени произвольны'; 'неправильная, неточная информация'; 'все это туфта, раздуто кем-то, это все приблизительные цифры'; 'это политические игры'; 'все меняется десять раз'.

Недоверие в целом

4

  • 'В силу своего характера никому не доверяю'; 'не верю, что есть правда'; 'не верю, в такое время никто никому не верит'; 'ко всему я отношусь с недоверием'; 'я вообще не доверяю'; 'не верю никому'; 'в нашей жизни никому нельзя доверять'; 'я уже ничему не верю'; 'это все сомнительно'.

Рейтинги ничего не дают

3

Рейтинги не нужны

2

  • 'Не вижу смысла'; 'а кому это нужно?'; 'шума много от них, а толку мало'; 'все проверено годами, рейтинги не нужны'; 'не нужны они вообще'; 'на конечный результат рейтинг не влияет'; 'нужно узнать задачи партии и как она их выполняет, а не популярность'.

Имею собственное мнение

1

  • 'Полагаюсь на свое мнение'; 'я сам имею свое мнение и доверяю только себе самому'; 'есть свое мнение'; 'я надеюсь только на свой вывод о популярности'; 'потому что есть собственное'.

Это средство пропаганды

3

Это способ давления на избирателей

  • 'Мошенничество, чтобы запутать избирателей'; 'это просто психологическая подача'; 'игра в интересах какой-нибудь партии'; 'используется грязный пиар'; 'это предвыборный трюк, для победы все средства хороши'.

Это реклама партий

  • 'Это реклама'; 'многие партии устраивают себе саморекламу'; 'перед выборами ведется соответствующая пропаганда'; 'это все пиар'; 'средство пропаганды'; 'так как это просто реклама партий'; 'это агитационная работа'.

Не доверяю политикам

3

Партии, политики не выполняют свои обещания

2

  • 'Говорят одно, а делают другое'; 'говорят, но обещанного не выполняют'; 'не оправдали ни одного раза доверия – только обещали'; 'потому что обещанное мало что исполняют'; 'много обещаний, но ничего не меняется'; 'очень много что не выполняется, обещают перед выборами – а отчетности мало'; 'говорят одно, а ничего не делают – кому верить?'; 'не выполняют свои предвыборные обещания'; 'все обещают, а сами не выполняют'.

Не доверяю власти

1

  • 'Мало доверия всем партиям'; 'страна таких политиков, как оболтусы и дураки'; 'не верю в честность политиков вообще'; 'вообще не верю власти'.

Не доверяю СМИ

3

  • 'Нашим СМИ лучше не верить'; 'мне в институте говорили, что нельзя доверять никакой информации, которая идет через СМИ'; 'журналисты куплены'; 'мало верю прессе'; 'не доверяю СМИ, где эти рейтинги печатаются'; 'публикации производятся в своих интересах'; 'все, что попадает в СМИ, корректируется необъективно'; 'в одних новостях говорят так, а через час в других уже по-другому, вот почему так? Кому верить?'; 'разная информация в СМИ'.

Другое

1

  • 'Если кто-то выбрал какую-то партию, то он не будет голосовать за другую'; 'так воспитан'; 'изучал статистику как науку'; 'свободы слова нет'; 'не люблю хвастунов'; 'обратный эффект моим прогнозам'; 'привыкли, что над нами часто шутят'; 'были выборы, кого-то избрали президентом, а потом Ельцина опять переизбрали'.

Не интересуюсь политикой, мало знаю об этом

1

  • 'Мне все это ни к чему'; 'мне это не нужно – своих проблем хватает'; 'я далека от политики'; 'до конца не знаю, что это такое'; 'я этим не интересуюсь'; 'люди моего поколения вообще в этом не разбираются'; 'не знаю, откуда берут рейтинги и кто их составляет'.

Ответ не на тему

<1

Затрудняюсь ответить, нет ответа

64

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 17-18 мая 2003 г. 1500 респондентов.


 
4.Опрос экспертов

ВОПРОС: ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ ВЫРАЖЕНИЕ 'РЕЙТИНГ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ'?

ВОПРОС: КОГДА ВАМ ВСТРЕЧАЕТСЯ ИНФОРМАЦИЯ О РЕЙТИНГАХ ПАРТИЙ, ОНА ВЫЗЫВАЕТ ИЛИ НЕ ВЫЗЫВАЕТ У ВАС ИНТЕРЕС?

ВОПРОС: СЛЕДУЕТ ИЛИ НЕ СЛЕДУЕТ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ОБНАРОДОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О РЕЙТИНГАХ ПАРТИЙ ВО ВРЕМЯ ПРЕДВЫБОРНЫХ КАМПАНИЙ?

ВОПРОС: ОДНИ ЛЮДИ ДОВЕРЯЮТ ИНФОРМАЦИИ О РЕЙТИНГАХ ПАРТИЙ, ДРУГИЕ – НЕ ДОВЕРЯЮТ. А ЛИЧНО ВЫ ЧАЩЕ ДОВЕРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ДОВЕРЯЕТЕ РЕЙТИНГАМ?

ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ИНФОРМАЦИЯ О РЕЙТИНГАХ ПАРТИЙ ВЛИЯЕТ ИЛИ НЕ ВЛИЯЕТ НА ОТНОШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ К САМИМ ПАРТИЯМ?

ВОПРОС: А НА ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ПАРТИЯМ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИХ РЕЙТИНГАХ ВЛИЯЕТ ИЛИ НЕ ВЛИЯЕТ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОЙ РЕЙТИНГ ИМЕЕТ СЕЙЧАС ПАРТИЯ 'ЕДИНАЯ РОССИЯ'? НАЗОВИТЕ ПРИМЕРНЫЙ ПРОЦЕНТ.

ВОПРОС: А КАКОЙ РЕЙТИНГ ИМЕЕТ СЕЙЧАС КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ (КПРФ)? НАЗОВИТЕ ПРИМЕРНЫЙ ПРОЦЕНТ.

ВОПРОС: А КАКОЙ РЕЙТИНГ СЕЙЧАС У ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РОССИИ (ЛДПР)? НАЗОВИТЕ ПРИМЕРНЫЙ ПРОЦЕНТ.

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОЙ РЕЙТИНГ ИМЕЕТ СЕЙЧАС СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ (СПС)? НАЗОВИТЕ ПРИМЕРНЫЙ ПРОЦЕНТ.

ВОПРОС: А КАКОЙ РЕЙТИНГ ИМЕЕТ СЕЙЧАС ПАРТИЯ 'ЯБЛОКО'? НАЗОВИТЕ ПРИМЕРНЫЙ ПРОЦЕНТ.

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 12-13 мая 2003 г. 130 экспертов.


 
5.Приложение.Таблицы

ПРЕДПОЛОЖИМ, НА СЛЕДУЮЩИХ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРАХ МОЖНО БУДЕТ ПРОГОЛОСОВАТЬ ЗА ОДНУ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ПАРТИЙ. ЗА КАКУЮ ИЗ НИХ ВЫ СКОРЕЕ ВСЕГО ПРОГОЛОСУЕТЕ? (Карточка. Один ответ.)

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10021195013283039485233303719343611323821121738272610152281551004555323038
Аграрная партия 2203133222241113532211242224032223124
Евразийская партия - союз патриотов России 2513032122311032112233122113120554554
'Единая Россия' 217623722422192023212420192223202322211522192721192721132616211725272117
Коммунистическая партия РФ (КПРФ)19292987920252117515333315161715271219231623191621209241813141331521
Либерально-демократическая партия (ЛДПР) 610308658411535861658677556671104462742
Союз правых сил (СПС) 31030631335410444325652135342127591094
'Яблоко'4004174254543234925765425425448101198814
за другую партию 2602021212112112212110312012312240312
против всех 6114457574666356124684873584315468106599
не буду участвовать в выборах 100050981211913127813106147613712811139916669991098
еще не решил(-а), затрудняюсь ответить25742762523252128292322272524222622262520282424252422351837191820211916


ЗНАЕТЕЛИ ВЫ, СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ ВЫРАЖЕНИЕ 'РЕЙТИНГ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ'?

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10021195013283039485233303719343611323821121738272610152281551004555323038
знаю 2729242526323320312427342281934622125393828271830292931132239516143525746
слышал(-а) 40433745354436414041454633254646334042383745404241473336474829322537302835
слышу впервые2422272428192528222624153246281642825172021253023143227232513151217171017
затрудняюсь ответить 86126114711794513217421175669106116517519223251


КОГДА ВАМ ВСТРЕЧАЕТСЯ ИНФОРМАЦИЯ О РЕЙТИНГАХ ПАРТИЙ, ОНА ВЫЗЫВАЕТ ИЛИ НЕ ВЫЗЫВАЕТ У ВАС ИНТЕРЕС?

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10021195013283039485233303719343611323821121738272610152281551004555323038
вызывает интерес 38493645344640313937374036263443523338444146353438363442324427434145394447
не вызывает интереса 46404343434246504745514941405048434944474844474448564846374246535651585250
затрудняюсь ответить 161121132312131914181111233417105181810101018211491812311427343344


СЛЕДУЕТ ИЛИ НЕ СЛЕДУЕТ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ОБНАРОДОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О РЕЙТИНГАХ ПАРТИЙ ВО ВРЕМЯ ПРЕДВЫБОРНЫХ КАМПАНИЙ?

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10021195013283039485233303719343611323821121738272610152281551004555323038
следует 53664662456053495155565947355459594954555959504951475354516443595563615859
не следует 20172317182221192517202121131922312018262223211521201625221910283224233129
затрудняюсь ответить 27163121371826322528242133522719103128191919283628333121271647131313161112


ОДНИ ЛЮДИ ДОВЕРЯЮТ ИНФОРМАЦИИ О РЕЙТИНГАХ ПАРТИЙ, ДРУГИЕ - НЕ ДОВЕРЯЮТ. А ЛИЧНО ВЫ ЧАЩЕ ДОВЕРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ДОВЕРЯЕТЕ РЕЙТИНГАМ?

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10021195013283039485233303719343611323821121738272610152281551004555323038
доверяю 23361532113022182026262420162125301727261729232021222021273117252426251930
не доверяю 41334933504142424736434735273848524335465944363444474044304326586057546655
затрудняюсь ответить 36313735392935403438322945574027184038282327404635314035442657171718211515


КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ИНФОРМАЦИЯ О РЕЙТИНГАХ ПАРТИЙ ВЛИЯЕТ ИЛИ НЕ ВЛИЯЕТ НА ОТНОШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ К САМИМ ПАРТИЯМ?

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10021195013283039485233303719343611323821121738272610152281551004555323038
влияет 56684963416561465854606247335464675255626365515053615664465834707566737166
не влияет 20162515311917222119211720182318172121151918231719141617272234171618192013
затрудняюсь ответить 25152722281622322228192133492318162724231818263328252719272132139179920


А НА ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ПАРТИЯМ ИНФОРМАЦИЯ О ИХ РЕЙТИНГАХ ВЛИЯЕТ ИЛИ НЕ ВЛИЯЕТ?

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10021195013283039485233303719343611323821121738272610152281551004555323038
влияет 25341933153126202326282522152330302128282733202521202630223016242325252323
не влияет 52505947615351535847545649445552585350545949544654595352494754707367707268
затрудняюсь ответить 23162220241623271927181930422118122623181418262924212118292331648559


КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОЙ РЕЙТИНГ ИМЕЕТ СЕЙЧАС ПАРТИЯ 'ЕДИНАЯ РОССИЯ'? НАЗОВИТЕ ПРИМЕРНЫЙ ПРОЦЕНТ.

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10021195013283039485233303719343611323821121738272610152281551004555323038
0 62643367665676863116301384401361701010100
1 - 5 1011311111121112111221111012023231033
6 - 10 3052852242452133524352422105926332152
11 - 1531726344432442344145663140126410463553
16 - 20 6375488467865187864997748639553776559
21 - 25 4464644453453453634625534325636314313
26 - 30 10615101391371289119881111810131981051115691477131411171110
31 - 35 2312123232322132423313222731410333224
36 - 40 9129991111791091285101091010915898517111071251012861410
41 - 45 1201021111111111111101111111020121122
46 - 50 91661358101081098109119810910710910991210691095121387
51 - 55 1322222121211122022102121041210102210
56 - 60 51228074565575365845674474756372777967
61 - 65 1201010111111101211001111011010111021
66 - 70 3725333433433324743324334344031444543
71 - 99 3815043333423333534224343364120213223
затрудняюсь ответить 31183227382726372734302535512728193429242322284336262525203848302832292833


А КАКОЙ РЕЙТИНГ ИМЕЕТ СЕЙЧАС КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РФ (КПРФ)? НАЗОВИТЕ ПРИМЕРНЫЙ ПРОЦЕНТ.

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10021195013283039485233303719343611323821121738272610152281551004555323038
0 6255246656656676295421183401471300110011
1 - 5 3513322433332324123322432511738333323
6 - 10 7101911275871085487947111297571577575675736
11 - 1557260753647621478358666251025645776676
16 - 20 131671481415111214121711714131811131817141581217111617712161516201810
21 - 25 559511465644663566376645545351045786687
26 - 30 12171414151313111411121412911141511131311141310147131310158151713161910
31 - 35 3433323332242133423324234213044554346
36 - 40 7811766106877777671197611659641187928785611
41 - 45 2132230121221112212123112320030101011
46 - 50 551141054747458665465546574785366555537
51 - 55 0010001000100010010000000001000000000
56 - 60 2141522231113312131131222033001001010
61 - 65 0000200110001001000000000010000010001
66 - 70 0010001000010110001000101000010000000
71 - 99 1131301211102310112001123102010110010
затрудняюсь ответить 28182525302424342531292232462724173326212318263930252325213545282232272530


А КАКОЙ РЕЙТИНГ СЕЙЧАС У ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РОССИИ (ЛДПР)? НАЗОВИТЕ ПРИМЕРНЫЙ ПРОЦЕНТ.

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10021195013283039485233303719343611323821121738272610152281551004555323038
0 74764578686799866108531493501691521333315
1 - 5 17202416251620161914161618111317331516211519191218101924131211232025172526
6 - 10 17191620131819151717172115121917231419231821171517241419161621192116192215
11 - 157958611567787638876961367461026159581061048
16 - 20 89109106999871276101049971158106149781147785107
21 - 25 2433242132322224222334213341125232431
26 - 30 55252653456532653645665466463225641022
31 - 35 1201210210101201001110111010130010010
36 - 40 2312051132431222332332232133230232241
41 - 45 1100110110100010001010010110020101110
46 - 50 1101011011210011111122011010120121301
51 - 55 0000000000000000000000000000000000000
56 - 60 0000001000010010100100100000100101010
61 - 65 0000000000000000000000000000000000000
66 - 70 0000010000000000000000000100100000000
71 - 99 1101001010010011120000110111000000000
затрудняюсь ответить 30223127372527372734302436522827173330232220294335292524233651282432262433


КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОЙ РЕЙТИНГ ИМЕЕТ СЕЙЧАС СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ (СПС)? НАЗОВИТЕ ПРИМЕРНЫЙ ПРОЦЕНТ.

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10021195013283039485233303719343611323821121738272610152281551004555323038
0 - 1 857666897987988951276216104602281711241232
1 - 5 19233018311819192315132022131817321520231825181618191725101916192316122819
6 - 10 1819201814222214181820191610192121151919212419111927171721177202119201821
11 - 156948594666765567547876654646898910811106
16 - 20 69384684758745666667756667667757771066
21 - 25 2212022122321123211411311321315212212
26 - 30 3414143233442333443272242433343325235
31 - 35 0000000000000000000000000000000000000
36 - 40 2222032022221122221260110414211112301
41 - 45 0000010000010010000010000000100000100
46 - 50 1101011111111011011111111102111314511
51 - 55 0000000000000000000000000000000000010
56 - 60 0001011001011010010110010010100000000
61 - 65 0000000000000000000000000000000000000
66 - 70 0000000000000000000000000000000000000
71 - 99 0100001000010001010000010010000000100
затрудняюсь ответить 34253230402929413137342938553230213733282719334841282727264054322835322836


А КАКОЙ РЕЙТИНГ ИМЕЕТ СЕЙЧАС ПАРТИЯ 'ЯБЛОКО'? НАЗОВИТЕ ПРИМЕРНЫЙ ПРОЦЕНТ.

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)10021195013283039485233303719343611323821121738272610152281551004555323038
0 856735897887889841274115104601871712342234
1 - 5 25333525342627222921222925152526382425292032262326282829182219232520152924
6 - 10 18181520132120151917201816131819201220211723201117211419261610212320242219
11 - 1561048686667686567957910467565691058897711
16 - 20 563637444565406655561155246455766671163
21 - 25 1112022111211112111230201002115223511
26 - 30 2232313222222422121270131623120223242
31 - 35 0000000000000000100100001000000010010
36 - 40 1111011011110011110211110112000212212
41 - 45 0000000000000000000000000000100000000
46 - 50 1101001001001010101000010011000101111
51 - 55 0000000000000000000000000000000000000
56 - 60 0000010000100001010010010011000010100
61 - 65 0000000000000000000000000000000000001
66 - 70 0000000000000000000000000000000000000
71 - 99 0000001001010010001000100100010000100
затрудняюсь ответить 32233128382727402935312737543127193632242720294838312625233953302633312532


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 17-18 мая 2003. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.





База данных ФОМ >  >  > Доминанты. Поле мнений > Все Доминанты за 2003 год > Выпуск 20 от 22 мая 2003 г. > Восприятие рейтингов партии