fom.ru · Поиск ·      








09.01.2005, Электронная фокус-группа

Формирование Общественной палаты

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.



Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.


Эпизод

Содержание эпизода

Интерес, оценка / сила колебаний

Согласие, оценка / сила колебаний

Доверие, оценка / силаколебаний

Средняя оценка

2 (2156)

В. Путин об идее формирования Общественной палаты

2,35/срд

2,59/срд

2,22/слн

2,4

4 (2158)

С. Степашин о функциях Общественной палаты

0,93/слн

2,01/срд

0,99/слн

1,3

3 (2157)

В. Трубецкой о механизме формирования Общественной палаты

1,21/срд

0,61/слн

0,22/слн

0,7

5 (2159)

О. Кутафин об Общественной палате

0,78/слн

1,03/срд

0,15/слн

0,7

6 (2160)

А. Калягин об Общественной палате

0,48/слн

0,48/слн

0,61/слн

0,5

7 (2161)

В. Лукин об Общественной палате

0,81/слн

0,50/срд

0,18/слн

0,5

1 (2155)

С. Брилев об Общественной палате

0,40/срд

0,32/срд

0,74/срд

0,5





Эпизод № 2 (2156). Россия, 'Вести', 13.09.04, 20:00
В. Путин, президент РФ

Хотел бы также подчеркнуть. Если мы рассчитываем на помощь общества в борьбе с террористами, то люди должны быть уверены, что их мнение будет услышано. В этой связи считаю продуманной идею образования Общественной палаты как площадки для широкого диалога, где могли бы быть представлены и подробно обсуждены гражданские инициативы. И, что не менее важно, такая палата должна стать местом проведения общественной экспертизы тех ключевых государственных решений и прежде всего – законопроектов, которые касаются перспектив развития всей страны, которые имеют общенациональное значение. Фактически речь идет о гражданском контроле за работой госаппарата, включая правоохранительные органы и специальные службы, что сегодня, на мой взгляд, чрезвычайно важно. Я особо обращаюсь к представителям силового блока правительства. В этой сложнейшей для страны ситуации, в сложнейший период нашего развития мы обязаны наладить контакт с гражданами и теснее взаимодействовать с ними. Надо внимательно и оперативно реагировать на каждое их обращение, на каждую обеспокоенность. Надо помогать людям учиться адекватному поведению в экстремальных ситуациях.

Эпизод № 4 (2158). Россия, 'Вести недели', 19.12.04, 20:00
С. Степашин, председатель Счетной палаты РФ

Дело не только в контроле, хотя это очень важно: и периодические отчеты, и доклады, информация о работе. Мне кажется, что Общественная палата здесь могла бы занять совершенно другую нишу, которой пока у нас нет, – это формирование доверия к спецслужбам населения страны, особенно в такой деликатной и тяжелейшей <ситуации>... это у нас <такая> проблема, как борьба с терроризмом. Я могу привести пример Швеции. Там, не дай Бог, заметит швед какой-нибудь беспорядок или почувствует какие-то вопросы – он немедленно доложит в СЭП; это не считается доносительством, это считается гражданской позицией. Вот, наверно, такое взаимодействие со спецслужбами, с Федеральной службой безопасности, с другими спецслужбами нашей страны Общественная палата могла бы исполнять.

Эпизод № 3 (2157). Россия, 'Вести недели', 19.12.04, 20:00
В. Трубецкой, корреспондент

Согласно проекту, механизм формирования палаты напоминает трехступенчатые выборы сверху вниз. Первые 42 человека, имеющие наибольшие заслуги перед страной, выбираются и приглашаются на работу президентом. Они должны дать письменное согласие. На втором этапе эти 42 человека должны в течение двух месяцев на конкурсной основе выбрать еще 42 представителей всероссийских общественных объединений из числа подавших заявку, по одному на каждого. И, наконец, уже 84 члена палаты должны в течение месяца принять в свои ряды еще 42 представителей региональных и межрегиональных организаций. Итого – 126 человек. Палата сформирована, можно начинать работу. Срок полномочий - два года. Он будет отсчитываться со дня первого заседания.

Эпизод № 5 (2159). Россия, 'Вести недели', 19.12.04, 20:00
О. Кутафин, доктор юридических наук, профессор, ректор Московской государственной юридической академии

Речь идет о своеобразной палате, я бы так сказал, лордов, в которую будут собраны выдающиеся, видимо, ученые, выдающиеся общественные деятели и так далее, которые сумеют распорядиться своим талантом, для того чтобы послужить интересам народа. Потому что очень многие люди не могут быть заняты в государственных органах по разным причинам. Ну, скажем, достаточно умный артист, имеющий богатый жизненный опыт, – ему ни к чему быть ни в Думе, ни в каком-нибудь другом органе. Но у него есть опыт, у него есть здравый смысл.

Эпизод № 6 (2160). Россия, 'Вести недели', 19.12.04, 20:00
А. Калягин, народный артист России, председатель Союза театральных деятелей России

Мы готовы участвовать в строительстве гражданского общества. Мы не хотим, чтобы вместо механизма реального, эффективного за людей был создан механизм выпускания социального пара. Очень хорошо, что будет создан кодекс чести. Мне бы хотелось еще, чтобы люди в Общественной палате действительно принимали какую-то клятву – в этом тоже стимул верности обществу и отечеству.

Эпизод № 7 (2161). Россия, 'Вести недели', 19.12.04, 20:00
В. Лукин, уполномоченный по правам человека РФ

В Китае есть такая поговорка, что ни один документ серьезным не является, если там не стоит семь красных печатей. Может быть, это главная задача? Я не знаю. Впрочем, я надеюсь, что что-то из этого получится. Но для этого эта палата не должна будет забюрократизировать... Мне хочется верить, что с этой инициативой такого не случится.

Эпизод № 1 (2155). Россия, 'Вести недели', 19.12.04, 20:00
С. Брилев, ведущий

Сразу после Беслана президент предложил триединый пакет политических реформ. Это новый порядок избрания губернаторов. Это исключительно пропорциональные выборы в Госдуму – впрямую связь партий с округами, конечно, еще только предстоит наладить. И это Общественная палата, которая должна сделать диалог власти и народа не только прямым, но и постоянным. Не только от выборов к выборам, но и между выборами.

Комментарии


Судя по результатам тестирования, эта тема заинтересовала респондентов: большинство эпизодов получили довольно высокие положительные оценки. В ходе последовавшей за тестированием дискуссии респонденты объясняли причины своего интереса к данной проблеме.

'Что вообще происходит в стране – это, конечно, касается каждого, поэтому это интересно, в общем-то, тем более на таком государственном уровне. Другое дело – как я оцениваю необходимость создания этой палаты, вот это совсем другое'.

'Президент выступает с инициативой, но мы – граждане этой страны. Естественно, это всех должно интересовать, что он еще придумал'.

'Может быть, с изменением чего-либо что-то изменится в нашем обществе, вот, может быть, какие-то улучшения будут. Вот всегда, как бы, ждем все-таки улучшения, но не всегда они приходят, но все равно'.

'Ну, у меня не надежда, у меня просто вера. Я верю в то, что Россия когда-нибудь все-таки встанет на ноги, а не на коленях будет стоять'.


В ходе обсуждения один из респондентов поднял вопрос, почему президент так поздно отреагировал на проявления терроризма в нашей стране, и каким образом предложенные меры будут способствовать борьбе с террором. По мнению некоторых участников дискуссии, кардинальные изменения в стране стали еобходимыми именно после того, как 'терроризм стал уже системой, причем отработанной системой'. Однако даже в этом случае не следует 'сломя голову принимать какие-то решения' – надо хорошо обдумать предпринимаемые шаги, что и было сделано, как считают респонденты, президентом России.

'А почему это все поздно произошло? Почему у него терпение лопнуло именно после Беслана, после детей, а не после того как... сколько у нас было взрывов в Москве, и самолеты падали, и там взрывали груз'.

'Вот когда системой стало, вот когда... сейчас терроризм уже вошел в систему, понимаете? Поэтому назрела необходимость что-то поменять'.

'Сперва надо подумать, сперва надо сделать паузу. Прежде чем принимать решение любого ранга, надо сделать паузу, подумать: что это – эпизод или это уже система? Надо кардинально менять что-то или какие-то просто перестановки сделать?'

'Я думаю, что не все так просто, я думаю, что Путин знает, как нужно реагировать, поэтому он сразу не среагировал'.


К самой идее создания Общественной палаты респонденты отнеслись с недоверием. По их мнению, это очередная искусственно созданная организация, на содержание которой будут уходить средства, при том что решения этого органа не будут иметь никакой силы. Кроме того, участники дискуссии были обеспокоены вопросом о механизме взаимодействия Общественной палаты с рядовыми гражданами. По их мнению, для того чтобы этот механизм работал, в палату должны входить люди, знающие интересы и чаяния народа, близкие к простым людям.

'Я думаю, это еще одна такая непонятная надстройка над чем-то, и ничего нового, мне кажется, это не даст. Еще новые, это новые люди, которым надо будет тоже платить'.

'Вот не совсем ясно, по крайней мере, ну, может быть, пока еще не сформирован механизм взаимодействия народа и вот этой палаты'.

'Мне кажется, что идея сама по себе хорошая, потому что там, по крайней мере, должны быть профессионалы, а если человек профессионал, то он серьезно относится к своему делу и просто ответственен перед вот этой задачей'.

'Они все-таки ближе к народу, они тормозить лоббирование будут хотя бы'.

Эпизод № 2 (2156)


Эпизод с выступлением В. Путина занял первое место в рейтинге. Респонденты отмечали, что речь президента отличается искренностью и эмоциональностью. Однако само предложение о формировании Общественной палаты они считают преждевременным. По мнению одного из участников дискуссии, 'Путин пытается построить красивый дом на гнилом фундаменте, ...потому что коррупция разъела весь низ'. С точки зрения респондентов, сначала необходимо преодолеть коррупцию в стране, иначе члены Общественной палаты, так же, как и члены других общественных организаций, не смогут донести свое мнение до президента, а решения палаты не будут иметь никакой силы.

'Мне кажется, именно вот от души какой-то, потому что мы хотим верить вот именно в политика, такого как бы открытого политика, <...> потому что и здесь очень сильные эмоции'.

'Немножко даже горечь есть вот в словах'.

'Еще бы у него не было горечи – он президент страны, Вы что говорите? Конечно, он должен плакать, сидеть и плакать просто'.

'Хочется верить, что... именно почему-то хочется верить Путину, потому что он как бы что-то, что-то стал делать. Что он делает, приведет, наверное, к лучшему именно для России'.

'Я просто хочу напомнить недавнее советское прошлое: сколько у нас было всяких общественных организаций – и какой от них был толк? Ноль... Что это такое – Общественная палата? Это тоже какая-то такая организация, которая сама по себе. Будут собираться там интеллигентные люди, с собой обсуждать – и все, ну, и будут писать свои предложения. На этом все кончится. Я просто могу привести еще другой пример. Сейчас при президенте так и называется – президентский совет есть. В него входят видные ученые, руководители различных крупных предприятий. Они тоже там собираются, он с ними там раз в полгода беседует за чаем, они там обсуждают, говорят ему о своих этих каких-то там предложениях, о тех проблемах, которые существуют у них, ну, естественно, и в обществе. Все это пустое. Пробиться к нему с каким-то серьезным предложением они не могут'.

'Вот Путин же сказал: обсуждать значимые для России проекты – вот это самое главное'.

'Нет, они поболтают-поболтают, а результата не будет никакого – лишняя болтовня'.

Эпизод № 4 (2158)


Выступление С. Степашина было по-разному оценено респондентами во время тестирования и во время дискуссии. Этот эпизод занял второе место в нашем рейтинге, получив высокие оценки по критериям согласия и доверия. Однако во время обсуждения участники дискуссии скептически отнеслись к предложению С. Степашина перенять опыт Швеции. По их мнению, в России совсем другая ситуация, поскольку 'какое-то происшествие в Швеции – это ЧП... а у нас это на каждом шагу'. Респонденты не верят в искренность С. Степашина, считают, что его выступление вызвано лишь необходимостью что-то сказать, как-то отреагировать на предложение президента. А приведенный С. Степашиным пример, отмечают они, не имеет отношения к обсуждаемой проблеме – созданию Общественной палаты.

'Не искренне, ничего вообще'.

'Холодное – и все. Ничего в нем никакого нет, в принципе – никакой души'.

'Просто это не выход – то, что он предлагает, вот это. И потом, это совершенно не связанно с общественностью, с этой системой'.

'Мне что-то там непонятно как-то вот. Я вот слушала – не могла как бы до конца понять, где правда, где неправда. Вот такое состояние'.

'Вот хотелось бы такой порядок, как в Швеции, – он знает, что это невозможно, но он все равно говорит'.

'Мне кажется, что он сам не верит в то, что говорит, совершенно не верит. Он, мне кажется, лучше меня понимает, что сейчас творится в России, и понимает, что не оттуда вообще ноги растут, и не тем вообще надо заниматься'

'У него есть желание такое как бы – помочь народу, обезопасить его'.





База данных ФОМ > Алфавитный перечень категорий > Р’ > Доминанта 14 (648) от 11 апреля 2002 г. (14 Пента) >  >  >  > Доминанты. Поле мнений > Все Доминанты за 2005 год > Доминанты 01-02 от 9 января 2005 г. > Формирование Общественной палаты