|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 5-6 ноября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Первые сообщения о том, что в некоторые регионы России пришел птичий грипп, появились в августе 2005 года. Опрос населения, проведенный вскоре после этого, показал, что опасность эпидемии всерьез взволновала россиян1.
Тогда беспокойство по поводу птичьего гриппа выразили 72% опрошенных. Теперь, почти три месяца спустя, доля тех, у кого информация об этой эпидемии вызывает беспокойство, сократилась до 66% (доля обеспокоенных сельских жителей сократилась с 80 до 74%). Возможно, здесь сказывается эффект привыкания: утратив новизну, информация о хождении в России нового вируса стала тревожить наших сограждан несколько меньше.
Однако на потребительское поведение россиян эпидемия, судя по данным опроса, определенное влияние оказывает: если в августе утверждали, что вообще не покупают отечественное мясо птицы, 16% опрошенных, то теперь – 24%. Реже обычного стали в последнее время покупать российскую курятину 16% россиян, причем именно эта группа респондентов демонстрирует наибольшую обеспокоенность распространением заболевания – 79% из них выражают тревогу по этому поводу.
Впрочем, почти половина опрошенных (47%) не изменили своим привычкам и приобретают отечественное мясо птицы 'так же часто, как и раньше', – хотя и среди этих респондентов большинство (58%) заявляют, что информация об эпидемии их беспокоит. А 8% участников опроса даже говорят, что стали покупать продукцию отечественного птицеводства чаще, чем раньше.
В августе большинство россиян полагали, что эпидемия птичьего гриппа приведет к повышению цен на мясо птицы (66%). Сегодня половина опрошенных (49%) отмечают, что отечественное мясо птицы стало дороже. Однако совсем не очевидно, что это повышение цен – если оно имеет место в действительности – вызвано именно птичьим гриппом, а не другими экономическими или сезонными факторами. Во всяком случае, несмотря на уничтожение кур в некоторых регионах, где зафиксирован птичий грипп, респонденты не замечают, чтобы предложение продукции отечественного птицеводства на рынке сократилось (что, отметим, могло бы подтолкнуть цены вверх): по наблюдениям 41% опрошенных, в продаже осталось столько же отечественного мяса птицы, сколько было раньше, а многие – 21% – даже отмечают, что его стало больше прежнего (только 8% полагают, что его стало меньше).
Одним из индикаторов актуальности проблемы для населения является отношение людей к интенсивности ее освещения средствами массовой информации. Применительно к эпидемии птичьего гриппа в России наиболее распространено мнение, что СМИ говорят о проблеме 'столько, сколько нужно' (48%). Еще 7% опрошенных считают, что о ней говорят 'слишком мало'. Следовательно, большинство россиян действительно волнует эпидемия птичьего гриппа, и они пока не страдают от избытка информации по этому вопросу, не считают проблему надуманной или 'раздутой' журналистами. Однако 29% участников опроса полагают, что в СМИ информации на данную тему 'слишком много'. Понятно, что особенно часто так думают те, кого информация об эпидемии не волнует (42% из числа безразличных к этой информации), но и среди тех, кого она волнует, это мнение разделяет каждый четвертый (24%).
Анна Петрова
См.: Доминанты. Поле мнений. 2005. № 33, 18 авг. (http://bd.fom.ru/report/map/tb053310).
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 5-6 ноября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ВЫ СТАЛИ ПОКУПАТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ МЯСО ПТИЦЫ ЧАЩЕ, ЧЕМ ПРЕЖДЕ, РЕЖЕ ИЛИ ПОКУПАЕТЕ ЕГО ТАК ЖЕ ЧАСТО, КАК И РАНЬШЕ?
В НЕКОТОРЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ ВОЗНИКЛА ЭПИДЕМИЯ ПТИЧЬЕГО ГРИППА. СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, У ВАС ВЫЗЫВАЕТ ИЛИ НЕ ВЫЗЫВАЕТ БЕСПОКОЙСТВО ИНФОРМАЦИЯ ОБ ЭПИДЕМИИ ПТИЧЬЕГО ГРИППА В НЕКОТОРЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ?
КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ГАЗЕТЫ, РАДИО, ТЕЛЕВИДЕНИЕ ГОВОРЯТ ОБ ЭПИДЕМИИ ПТИЧЬЕГО ГРИППА В РОССИИ СЛИШКОМ МНОГО, СЛИШКОМ МАЛО ИЛИ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО НУЖНО?
ПО ВАШИМ НАБЛЮДЕНИЯМ, В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МЯСА ПТИЦЫ В ПРОДАЖЕ СТАЛО БОЛЬШЕ, ЧЕМ РАНЬШЕ, ОСТАЛОСЬ СТОЛЬКО ЖЕ ИЛИ СТАЛО МЕНЬШЕ?
ПО ВАШИМ НАБЛЮДЕНИЯМ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ МЯСО ПТИЦЫ СТАЛО ДОРОЖЕ, ДЕШЕВЛЕ ИЛИ ОНО СТОИТ СТОЛЬКО ЖЕ, СКОЛЬКО РАНЬШЕ?
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 5-6 ноября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ВЫ СТАЛИ ПОКУПАТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ МЯСО ПТИЦЫ ЧАЩЕ, ЧЕМ ПРЕЖДЕ, РЕЖЕ ИЛИ ПОКУПАЕТЕ ЕГО ТАК ЖЕ ЧАСТО, КАК И РАНЬШЕ?
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Доли групп | 100 | 50 | 30 | 15 | 28 | 28 | 39 | 48 | 52 | 37 | 35 | 28 | 14 | 38 | 31 | 18 | 23 | 40 | 26 | 11 | 17 | 39 | 26 | 100 | 52 | 48 | 39 | 36 | 24 |
не покупаю отечественное мясо птицы |
24 |
25 |
22 |
22 |
19 |
23 |
29 |
25 |
24 |
21 |
26 |
25 |
37 |
25 |
22 |
16 |
34 |
25 |
12 |
10 |
16 |
21 |
45 |
8 |
8 |
9 |
7 |
6 |
14 |
чаще |
8 |
8 |
9 |
8 |
12 |
7 |
7 |
9 |
8 |
10 |
7 |
8 |
5 |
7 |
10 |
10 |
8 |
7 |
11 |
8 |
4 |
11 |
7 |
11 |
11 |
11 |
12 |
8 |
15 |
так же часто, как и раньше |
47 |
44 |
51 |
48 |
47 |
52 |
42 |
47 |
46 |
46 |
48 |
45 |
36 |
44 |
50 |
53 |
36 |
44 |
58 |
61 |
58 |
48 |
26 |
65 |
67 |
62 |
66 |
72 |
52 |
реже |
16 |
17 |
14 |
21 |
17 |
14 |
18 |
11 |
21 |
15 |
15 |
19 |
17 |
17 |
15 |
17 |
15 |
19 |
15 |
20 |
18 |
16 |
16 |
12 |
10 |
14 |
10 |
12 |
14 |
затрудняюсь ответить |
5 |
6 |
4 |
1 |
5 |
4 |
5 |
8 |
2 |
8 |
3 |
4 |
5 |
7 |
4 |
4 |
6 |
4 |
3 |
2 |
5 |
5 |
7 |
4 |
4 |
5 |
5 |
3 |
5 |
В НЕКОТОРЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ ВОЗНИКЛА ЭПИДЕМИЯ ПТИЧЬЕГО ГРИППА. СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, У ВАС ВЫЗЫВАЕТ ИЛИ НЕ ВЫЗЫВАЕТ БЕСПОКОЙСТВО ИНФОРМАЦИЯ ОБ ЭПИДЕМИИ ПТИЧЬЕГО ГРИППА В НЕКОТОРЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ?
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Доли групп | 100 | 50 | 30 | 15 | 28 | 28 | 39 | 48 | 52 | 37 | 35 | 28 | 14 | 38 | 31 | 18 | 23 | 40 | 26 | 11 | 17 | 39 | 26 | 100 | 52 | 48 | 39 | 36 | 24 |
вызывает |
66 |
67 |
64 |
65 |
62 |
71 |
65 |
57 |
73 |
64 |
66 |
67 |
66 |
66 |
66 |
64 |
70 |
67 |
60 |
56 |
58 |
68 |
74 |
59 |
53 |
67 |
60 |
56 |
64 |
не вызывает |
31 |
30 |
31 |
34 |
36 |
26 |
31 |
39 |
24 |
34 |
30 |
28 |
29 |
30 |
32 |
34 |
27 |
30 |
37 |
41 |
39 |
30 |
22 |
39 |
45 |
32 |
39 |
42 |
33 |
затрудняюсь ответить |
3 |
3 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
3 |
2 |
4 |
5 |
5 |
5 |
2 |
2 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
5 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
4 |
КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ГАЗЕТЫ, РАДИО, ТЕЛЕВИДЕНИЕ ГОВОРЯТ ОБ ЭПИДЕМИИ ПТИЧЬЕГО ГРИППА В РОССИИ СЛИШКОМ МНОГО, СЛИШКОМ МАЛО ИЛИ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО НУЖНО?
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Доли групп | 100 | 50 | 30 | 15 | 28 | 28 | 39 | 48 | 52 | 37 | 35 | 28 | 14 | 38 | 31 | 18 | 23 | 40 | 26 | 11 | 17 | 39 | 26 | 100 | 52 | 48 | 39 | 36 | 24 |
слишком много |
29 |
28 |
30 |
37 |
32 |
27 |
30 |
31 |
27 |
26 |
30 |
32 |
27 |
30 |
28 |
33 |
26 |
28 |
36 |
36 |
32 |
25 |
31 |
33 |
36 |
30 |
28 |
34 |
38 |
столько, сколько нужно |
48 |
52 |
49 |
31 |
46 |
53 |
44 |
45 |
50 |
51 |
45 |
47 |
45 |
47 |
51 |
46 |
56 |
48 |
45 |
51 |
47 |
48 |
48 |
42 |
42 |
41 |
47 |
41 |
35 |
слишком мало |
7 |
6 |
6 |
6 |
9 |
6 |
6 |
6 |
7 |
7 |
7 |
5 |
4 |
6 |
8 |
9 |
4 |
7 |
6 |
7 |
4 |
8 |
6 |
8 |
6 |
11 |
12 |
5 |
7 |
затрудняюсь ответить |
16 |
14 |
15 |
25 |
13 |
14 |
19 |
17 |
16 |
15 |
18 |
16 |
24 |
18 |
14 |
12 |
14 |
18 |
12 |
5 |
18 |
19 |
15 |
16 |
15 |
18 |
12 |
19 |
19 |
ПО ВАШИМ НАБЛЮДЕНИЯМ, В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МЯСА ПТИЦЫ В ПРОДАЖЕ СТАЛО БОЛЬШЕ, ЧЕМ РАНЬШЕ, ОСТАЛОСЬ СТОЛЬКО ЖЕ ИЛИ СТАЛО МЕНЬШЕ?
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Доли групп | 100 | 50 | 30 | 15 | 28 | 28 | 39 | 48 | 52 | 37 | 35 | 28 | 14 | 38 | 31 | 18 | 23 | 40 | 26 | 11 | 17 | 39 | 26 | 100 | 52 | 48 | 39 | 36 | 24 |
больше |
21 |
21 |
21 |
24 |
23 |
20 |
22 |
18 |
24 |
19 |
25 |
19 |
20 |
16 |
25 |
27 |
25 |
21 |
23 |
23 |
17 |
23 |
22 |
18 |
15 |
21 |
16 |
16 |
23 |
столько же |
41 |
43 |
42 |
36 |
41 |
44 |
40 |
38 |
44 |
41 |
42 |
41 |
27 |
44 |
44 |
42 |
39 |
40 |
44 |
45 |
43 |
44 |
33 |
46 |
41 |
52 |
50 |
47 |
39 |
меньше |
8 |
8 |
7 |
7 |
12 |
7 |
5 |
8 |
7 |
10 |
6 |
6 |
7 |
7 |
8 |
8 |
7 |
10 |
5 |
8 |
6 |
7 |
10 |
7 |
9 |
5 |
7 |
6 |
7 |
затрудняюсь ответить |
30 |
28 |
30 |
33 |
24 |
29 |
33 |
36 |
24 |
30 |
27 |
34 |
45 |
33 |
24 |
23 |
29 |
29 |
27 |
24 |
34 |
26 |
35 |
29 |
35 |
22 |
27 |
30 |
31 |
ПО ВАШИМ НАБЛЮДЕНИЯМ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ МЯСО ПТИЦЫ СТАЛО ДОРОЖЕ, ДЕШЕВЛЕ ИЛИ ОНО СТОИТ СТОЛЬКО ЖЕ, СКОЛЬКО РАНЬШЕ?
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Доли групп | 100 | 50 | 30 | 15 | 28 | 28 | 39 | 48 | 52 | 37 | 35 | 28 | 14 | 38 | 31 | 18 | 23 | 40 | 26 | 11 | 17 | 39 | 26 | 100 | 52 | 48 | 39 | 36 | 24 |
дороже |
49 |
50 |
45 |
59 |
49 |
52 |
51 |
43 |
56 |
43 |
50 |
57 |
48 |
48 |
50 |
53 |
48 |
54 |
51 |
61 |
41 |
50 |
50 |
44 |
40 |
50 |
35 |
47 |
55 |
стоит столько же, сколько раньше |
21 |
21 |
22 |
16 |
22 |
20 |
19 |
21 |
21 |
24 |
20 |
18 |
15 |
20 |
24 |
21 |
20 |
19 |
24 |
18 |
24 |
23 |
15 |
27 |
26 |
28 |
35 |
23 |
19 |
дешевле |
3 |
2 |
4 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
2 |
2 |
2 |
4 |
4 |
3 |
2 |
3 |
6 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
5 |
5 |
3 |
2 |
затрудняюсь ответить |
27 |
26 |
30 |
22 |
25 |
26 |
27 |
34 |
21 |
30 |
26 |
24 |
35 |
30 |
22 |
23 |
28 |
25 |
22 |
15 |
32 |
25 |
33 |
25 |
32 |
17 |
25 |
27 |
23 |
|