Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 2-5 мая 2006 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 2-5 мая 2006 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Более половины российских граждан не имеют представления о том, что в стране реализуется национальный проект 'Образование'. На протяжении последних двух месяцев, в течение которых Фонд 'Общественное мнение' проводит опросы на данную тему, уровень осведомленности населения о национальном проекте практически не меняется. В ходе последнего опроса 57% респондентов признались, что впервые услышали о нем из уст интервьюера; этот показатель остается неизменным с марта. 'Знают' о проекте 14%, 'что-то слышали' – 24% (в марте – 11% и 28% соответственно).
Уровень осведомленности респондентов, чьи дети или внуки учатся в школе, соответствует среднему по выборке.
Люди, чьи родные или знакомые работают в школах, демонстрируют лишь чуть более высокий уровень осведомленности, чем прочие респонденты: среди них несколько выше доля 'знающих' о проекте (20%) и несколько ниже доля тех, кто впервые услышал о нем от интервьюера (51%). Информированность данной категории граждан также не обнаруживает позитивной динамики.
Остается неизменной и доля людей, которым приходилось слышать высказывания работников образования по поводу перемен, инициированных национальным проектом; она составляет 10%. О положительных переменах в школьном образовании слышали 2% опрошенных, об отрицательных – 4%, о тех и о других – 4% (это распределение практически не меняется на протяжении двух месяцев).
Судя по ответам на открытый вопрос, какие именно отзывы приходилось слышать респонденту, работники образования обсуждают прежде всего проблему учительских заработков и, в частности, доплаты за классное руководство. Некоторые воспринимают эти аспекты позитивно или нейтрально ('за классное руководство платят...'; 'повышение зарплаты – это хорошо' – 2% ответов); другие выражают недовольство по поводу незначительности, несправедливости распределения доплат, в целом низкой зарплаты учителей ('очень мало добавили'; 'классные руководители стали получать на 1000 рублей больше, но разве это зарплата?'; 'несправедливость в распределении денег'; 'возмущение по поводу зарплаты учителям' – 3%).
Таким образом, реализация национального проекта 'Образование' пока не получает общественного резонанса. Соответственно, не наблюдается динамики и в тех оценках, которые граждане дают положению дел в российском школьном образовании – как на общенациональном, так и на местном уровне. Треть опрошенных квалифицируют ситуацию в национальной системе школьного образования как удовлетворительную (34%), столько же – как плохую (34%); каждый десятый оценивает ее как хорошую. Школьное образование в своем районе респонденты оценивают примерно так же (13% оценок 'хорошо', 32% – 'удовлетворительно', 31% – 'плохо').
Характерно, что 'информированные' участники опроса – те, кто 'знает' о национальном проекте, – чаще оценивают положение дел в образовании как плохое (44% – в общероссийском масштабе, 39% – в своем районе). Примечательно, однако, что их 'негативизм' несколько смягчается: месяц назад соответствующие показатели составляли 60% и 53%. Таким образом, судя по ответам 'информированных' респондентов, реализация национального проекта 'Образование' приводит к определенным позитивным переменам в этой сфере, однако говорить о качественных сдвигах было бы преждевременно.
Ирина Шмерлина
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 2-5 мая 2006 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
ЕСТЬ ЛИ У ВАС ДЕТИ, ИЛИ ВНУКИ, ИЛИ ДРУГИЕ БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ, УЧАЩИЕСЯ В ШКОЛЕ?
НА ВАШ ВЗГЛЯД, КАК СЕГОДНЯ ОБСТОЯТ ДЕЛА В СФЕРЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕЛОМ ПО СТРАНЕ - ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО ИЛИ ПЛОХО?
все опрошенные
те, у кого есть дети-школьники
те, у кого детей-школьников нет
А КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, В ВАШЕМ РАЙОНЕ?
все опрошенные
те, у кого есть дети-школьники
те, у кого детей-школьников нет
ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О НАЦИОНАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, КОТОРЫЙ НАЧАЛ РЕАЛИЗОВЫВАТЬСЯ В РОССИИ В 2006 ГОДУ?
все опрошенные
те, у кого есть дети-школьники
те, у кого детей-школьников нет
ВЫ СЛЫШАЛИ ИЛИ НЕ СЛЫШАЛИ ОТ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ КАКИЕ-ЛИБО ОТЗЫВЫ О ПЕРЕМЕНАХ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ? ЕСЛИ ДА, О КАКИХ ПЕРЕМЕНАХ ШЛА РЕЧЬ - О ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ? (Ответы заявивших, что им известно о нацпроекте.)
КАКИЕ ИМЕННО ОТЗЫВЫ ВЫ СЛЫШАЛИ О ПЕРЕМЕНАХ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что они слышали от работников образования отзывы о переменах, связанных с реализацией нацпроекта, - 11% от всех опрошенных.)
ЕСТЬ ЛИ СРЕДИ ВАШИХ РОДНЫХ, ЗНАКОМЫХ ЛЮДИ, РАБОТАЮЩИЕ В ШКОЛЕ? ИЛИ, МОЖЕТ БЫТЬ, ВЫ САМИ РАБОТАЕТЕ В ШКОЛЕ?
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 2-5 мая 2006 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАКИЕ ИМЕННО ОТЗЫВЫ ВЫ СЛЫШАЛИ О ПЕРЕМЕНАХ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ?
(в % от числа опрошенных)
Маленькие зарплаты учителей, зарплату не повысили, повышение было незначительным, зарплату повысили не всем
3
'Зарплата реально не растет'; 'многие учителя потеряли в зарплате'; 'очень мало добавили'; 'классные руководители стали получать на 1000 рублей больше, но разве это зарплата?'; 'зарплату прибавили на 100-300 рублей'; 'несправедливость в распределении денег'; 'возмущение по поводу зарплаты учителям'.
Повышение зарплаты учителям, доплаты за классное руководство
2
'Подняли зарплату учителям, классным руководителям'; 'за классное руководство платят...'; 'повышение зарплаты, это хорошо'; 'учителям стали платить больше'; 'зарплату учителям подняли'; 'что добавили зарплату'.
Общая отрицательная оценка национального проекта в сфере образования, неверие в его эффективность
1
'Дальше проекта дело не пойдет'; 'это фикция'; 'абсолютно декларативный проект'; 'проект совершенно не продуман'; 'отрицательные'; 'все не нравится'; 'ерунда, а не реформа'; 'недоверие к реформе'; 'ничего не двигается в этом плане'; 'не продуман механизм реализации'.
Снижение уровня образования, увеличение загрузки учителей
1
'Гробят образование'; 'учителя говорили, что стало больше бумажной отчетности'; 'качество образования, условия жесткие'; 'сейчас преподаватели не дают качественных знаний учащимся, как было раньше'; 'намеренно разрушают нашу хорошую систему образования'; 'переход на иностранную методику обучения, хотя наш уровень образования выше'; 'уровень современных учебников, упало нравственное и патриотическое воспитание'.
Улучшение финансирования образования, технического состояния, оснащения учебных заведений
1
'Предполагается более высокий уровень компьютеризации, интернет, что положительно для процесса обучения'; 'в рамках проекта в школу поступило оборудование, таблицы, карты, методические материалы'; 'в школу поступило оборудование'; 'финансовые проблемы решаются'; 'компьютерами класс оснастили, финансирование хорошее, автобус дали'.
Сохранение платного образования
1
'...Платные услуги недоступны; платное обучение'; 'образование все равно платное, у кого есть деньги, тот и будет учиться'; 'отрицательно то, что хотят повысить плату за обучение'; 'теперь за все надо будет платить'.
Недостаточность материальной поддержки учебных заведений, улучшения их технического состояния, оснащения
1
'Не хватает методического материала...'; 'низкое финансирование образования...'; 'нехватка денег на учебный процесс...'; 'нет возможности выбрать свою программу, так как не хватает учебников...'.
Изменения в образовательных программах, увеличение загрузки учащихся
1
'Неправильная постановка вопроса образования, образовательные программы плохие, перегрузка детей'; 'утомление большое у учащихся, сократить нагрузки в учебе'; 'упразднение предметов, увеличение времени учебы'; 'очень большая учебная нагрузка...'; 'очень долго учиться'; 'вводится школьная форма, 12-летнее образование'.
Критика введения ЕГЭ
<1
'Единый экзамен – плохо'; 'попытка сделать западную систему тестов – быстро и бездумно'; 'плохо, что ввели единый государственный экзамен...'; 'Садовничий против ЕГЭ'.
Другое
1
'Равнодушие'; 'о реформе высшего образования'; 'положительные'; 'поднимать нашу культуру будут'; 'директора – за, педагоги – нет'; 'неопределенность'; 'зачем русских учить башкирскому языку?'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа
3
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 2-5 мая 2006 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
ЕСТЬ ЛИ У ВАС ДЕТИ, ИЛИ ВНУКИ, ИЛИ ДРУГИЕ БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ, УЧАЩИЕСЯ В ШКОЛЕ?
Доли групп
100
48
32
15
28
24
44
47
53
35
38
27
15
36
33
16
23
35
30
12
18
37
26
100
51
49
40
35
25
да, есть
53
54
51
50
54
58
49
50
55
52
57
48
43
53
56
52
59
49
50
45
52
55
54
49
48
50
48
56
42
нет
47
46
49
49
46
42
51
50
45
48
43
52
57
47
43
48
41
51
50
55
48
45
46
51
52
50
52
44
58
НА ВАШ ВЗГЛЯД, КАК СЕГОДНЯ ОБСТОЯТ ДЕЛА В СФЕРЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕЛОМ ПО СТРАНЕ - ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО ИЛИ ПЛОХО?
Доли групп
100
48
32
15
28
24
44
47
53
35
38
27
15
36
33
16
23
35
30
12
18
37
26
100
51
49
40
35
25
хорошо
10
12
8
5
14
7
8
10
9
13
10
5
8
12
9
7
9
9
9
6
9
11
10
8
10
5
12
6
3
удовлетворительно
34
37
37
22
44
35
26
32
36
44
34
22
21
37
38
32
36
32
36
36
39
33
32
31
30
32
37
31
20
плохо
34
29
32
54
32
33
37
35
33
29
38
34
29
31
34
45
32
37
34
42
37
32
29
44
40
49
42
50
40
затрудняюсь ответить
22
22
23
19
11
24
28
23
22
14
18
39
41
20
20
15
23
23
21
16
16
24
29
17
21
14
9
13
37
А КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, В ВАШЕМ РАЙОНЕ?
Доли групп
100
48
32
15
28
24
44
47
53
35
38
27
15
36
33
16
23
35
30
12
18
37
26
100
51
49
40
35
25
хорошо
13
18
10
6
18
12
11
13
13
18
14
7
9
18
12
11
14
12
14
6
14
15
14
13
15
10
16
13
8
удовлетворительно
32
34
34
22
38
33
27
30
33
38
34
20
21
33
36
30
36
29
32
34
29
29
36
31
31
31
39
32
17
плохо
31
26
29
51
31
29
33
34
29
29
34
30
27
30
31
39
30
34
31
38
35
32
26
30
28
33
27
37
26
затрудняюсь ответить
24
22
27
21
13
25
29
22
25
15
18
43
43
19
21
20
20
26
23
21
22
25
24
26
26
26
18
19
48
ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О НАЦИОНАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, КОТОРЫЙ НАЧАЛ РЕАЛИЗОВЫВАТЬСЯ В РОССИИ В 2006 ГОДУ?
Доли групп
100
48
32
15
28
24
44
47
53
35
38
27
15
36
33
16
23
35
30
12
18
37
26
100
51
49
40
35
25
знаю
14
16
14
8
17
19
9
12
15
14
15
12
2
11
14
30
9
14
18
13
19
13
12
15
15
16
13
16
16
что-то слышал(-а)
24
26
25
24
25
23
26
26
23
21
30
22
18
21
28
32
18
27
27
33
22
25
22
24
25
23
20
27
25
слышу сейчас впервые
57
54
58
64
56
53
59
56
58
62
52
59
72
65
53
35
68
55
50
51
57
57
61
56
55
58
63
52
52
затрудняюсь ответить
4
4
4
5
2
5
6
5
4
3
3
7
8
3
5
3
5
4
4
2
2
6
5
5
5
4
4
5
7
ВЫ СЛЫШАЛИ ИЛИ НЕ СЛЫШАЛИ ОТ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ КАКИЕ-ЛИБО ОТЗЫВЫ О ПЕРЕМЕНАХ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ? ЕСЛИ ДА, О КАКИХ ПЕРЕМЕНАХ ШЛА РЕЧЬ - О ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ? (Ответы заявивших, что им известно о Национальном проекте в сфере образования.)
Доли групп
100
48
32
15
28
24
44
47
53
35
38
27
15
36
33
16
23
35
30
12
18
37
26
100
51
49
40
35
25
не слышал(-а) никаких отзывов
26
28
27
22
26
28
26
28
25
23
31
23
15
25
29
34
20
28
30
31
29
23
26
25
29
21
20
30
27
слышал(-а) отзывы только о положительных переменах
2
4
1
1
3
2
2
2
3
2
4
1
1
2
3
2
2
3
4
3
2
2
3
1
1
2
2
1
1
слышал(-а) отзывы и о положительных, и об отрицательных переменах
4
5
4
5
5
4
4
3
5
5
4
4
1
3
5
7
3
4
5
6
5
4
3
4
4
5
4
5
3
слышал(-а) отзывы только об отрицательных переменах
4
3
5
4
5
5
3
4
4
4
5
3
1
1
4
16
2
4
6
6
5
5
2
7
5
8
6
6
8
затрудняюсь ответить
1
2
1
0
2
2
1
1
2
1
1
2
2
1
2
2
0
2
2
1
1
3
1
1
1
2
1
2
2
ЕСТЬ ЛИ СРЕДИ ВАШИХ РОДНЫХ, ЗНАКОМЫХ ЛЮДИ, РАБОТАЮЩИЕ В ШКОЛЕ? ИЛИ, МОЖЕТ БЫТЬ, ВЫ САМИ РАБОТАЕТЕ В ШКОЛЕ?