Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 23-24 сентября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 23-24 сентября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
В ходе опроса почти половина его участников (47%) заявили, что они знают либо что-то слышали о протестах мусульман, недовольных выступлением Папы Римского, примерно такая же доля – 49% – впервые услышали об этом от интервьюера.
В ответах на открытый вопрос респонденты, которым к моменту опроса было известно о выступлениях мусульман, давали свои интерпретации причин этих выступлений. Чаще всего (10%) говорилось, что причина недовольства приверженцев ислама – 'в необдуманном выступлении Папы', в его некорректном, 'бестактном высказывании', в том, что он 'что-то наговорил не то'; 'выступил с каким-то изречением'. Также говорилось (7%), что Папа, процитировав антиисламское высказывание, оскорбил мусульман, пророка Мухаммеда ('Папа процитировал высказывание императора против ислама'; 'выступления Папы порочили мусульманскую веру'). Некоторые (4%), излагая суть произошедшего, отмечают, что мусульмане просто ищут повод для конфликта ('им лишь бы выступать, воевать, а реальной причины нет'; 'им сильных причин не надо'). Некоторые полагают, что причина выступлений в том, что Папа и мусульмане 'не поняли друг друга', все произошло 'из-за неправильной трактовки слов Папы' (2%). Говорилось также, что эти выступления – провокация третьих сил, которые пытаются разжечь межрелигиозный конфликт.
Всем респондентам, вне зависимости от того, слышали они о протестах мусульман или нет, сообщалось, что Папа Римский, выступая в немецком университете, процитировал высказывание византийского императора ХIV века о том, что пророк Мухаммед принес миру лишь 'зло и бесчеловечность'. Затем участников опроса спросили, на чьей они стороне: на стороне тех, кто осуждает Папу Римского за цитирование этого высказывания, или на стороне тех, кто не видит в этом ничего предосудительного. Как выяснилось, четверть наших сограждан (26%) склонны осуждать Бенедикта XVI за этот поступок (среди людей с высшим образованием – 36%), тогда как 37% – не находят в нем ничего предосудительного. Примерно такая же доля – 36% – затруднились ответить на этот вопрос.
Осведомленным и неосведомленным о конфликте также сообщалось, что после выступления Папы Римского в мусульманских странах начались массовые протесты, а затем всех респондентов спрашивали, как они относятся к этим акциям. Заявили, что происходящее им безразлично, 42% участников опроса. Одобряют выступления протеста 11% респондентов, втрое большая доля опрошенных (33%) относятся к ним негативно. При этом чаще других о своем негативном отношении к протестам говорят люди с высшим образованием (43%) – а именно они, напомним, чаще остальных осуждают Папу за его слова.
Полагают, что Папа Римский должен был извиниться перед мусульманами за свое выступление, 39% респондентов (в группе людей с высшим образованием – 49%). Сторонники этой точки зрения чаще всего обосновывают ее тем, что выступление Папы Римского было некорректным: 'выразился в грубой форме' (18%). Близки к этим высказывания тех 4%, которые обращают внимание на высокий статус Папы, диктующий большую осмотрительность: 'такие личности должны следить за своей речью'. Еще 2% полагают, что извинение нужно для того, чтобы истолковать, объяснить свои слова. Столько же респондентов заявляют, что Папа виноват, а значит – должен извиниться, но не формулируют, в чем его вина. Отметили, что Бенедикт XVI должен принести извинения, потому что он оскорбил мусульман, 1% респондентов. Полагают, что извиниться необходимо, чтобы предотвратить вспышку межрелигиозной розни, 8% респондентов ('чтобы не раздувать скандал дальше').
Около четверти участников опроса – 23% – полагают, что Папе не надо извиняться за свое выступление. В обоснование этой позиции чаще всего (6%) приводится тот аргумент, что слова Папы – цитата, а не его личное мнение: 'он процитировал не свое отношение к мусульманам'. Полагают, что высказывание Бенедикта XVI – это его точка зрения, на которую он имеет право, 3%: 'своя точка зрения – не преступление'. Еще 3% подчеркивают, что Папа не хотел обидеть мусульман: 'он не собирался оскорбить сам'. Некоторые (2%) утверждают, что Папа сказал правду, а за правду не извиняются ('зачем извиняться за правду?'). Исламские экстремисты лишь ищут повод для конфликтов, полагают 1%: 'исламисты всегда найдут, к чему придраться'. Столько же респонеднтов считают, что Папе не следует извиняться, поскольку сами мусульмане 'ни разу не извинились ни перед кем, а творят что хотят'.
Бенедикт XVI выразил сожаление по поводу того, что мусульмане сочли его слова оскорбительными. Половина россиян (51%) полагают, что этого достаточно и Папе больше не следует извиняться (чаще других такой точки зрения придерживаются люди с высшим образованием – 57% и жители мегаполисов – 63%). Убеждены в том, что выражения сожалений недостаточно и Папа должен принести прямые извинения, 22% респондентов. Затруднились сказать что-нибудь определенное на этот счет 27% участников опроса.
Светлана Климова
1. Отношение к исламу: мониторинг
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 23-24 сентября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАК ВЫ ЛИЧНО ОТНОСИТЕСЬ К ИСЛАМУ - ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?
ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ИСЛАМ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ИГРАЕТ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ РОЛЬ?
2. Высказывание Папы Римского и его последствия
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 23-24 сентября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ВЫСТУПЛЕНИЯХ МУСУЛЬМАН, НЕДОВОЛЬНЫХ ПАПОЙ РИМСКИМ?
В ЧЕМ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ПРИЧИНА ЭТИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что им известно о выступлениях мусульман, - 46% от всех опрошенных.)
ВЫСТУПАЯ В НЕМЕЦКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ, ПАПА РИМСКИЙ ПРОЦИТИРОВАЛ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВИЗАНТИЙСКОГО ИМПЕРАТОРА ХIV ВЕКА О ТОМ, ЧТО ПРОРОК МУХАММЕД ПРИНЕС МИРУ ЛИШЬ 'ЗЛО И БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТЬ'. ОДНИ ЛЮДИ ОСУЖДАЮТ ПАПУ РИМСКОГО ЗА ТО, ЧТО ОН ПРОЦИТИРОВАЛ ТАКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ О ПРОРОКЕ МУХАММЕДЕ. ДРУГИЕ НЕ ВИДЯТ В ЭТОМ НИЧЕГО ПРЕДОСУДИТЕЛЬНОГО. КАКАЯ ПОЗИЦИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?
все опрошенные
те, кто считает роль ислама в современном мире...
...положительной
... отрицательной
ПОСЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПАПЫ РИМСКОГО В МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ НАЧАЛИСЬ МАССОВЫЕ ПРОТЕСТЫ. КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К МАССОВЫМ АКЦИЯМ ПРОТЕСТА В МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ, СВЯЗАННЫХ С ВЫСТУПЛЕНИЕМ ПАПЫ РИМСКОГО, - ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?
все опрошенные
те, кто считает роль ислама в современном мире...
...положительной
... отрицательной
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПАПА ДОЛЖЕН БЫЛ ИЛИ НЕ ДОЛЖЕН БЫЛ ИЗВИНИТЬСЯ ПЕРЕД МУСУЛЬМАНАМИ ЗА СВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ?
все опрошенные
те, кто считает роль ислама в современном мире...
...положительной
... отрицательной
ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ПАПА ДОЛЖЕН БЫЛ ИЗВИНИТЬСЯ ПЕРЕД МУСУЛЬМАНАМИ ЗА СВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что Папа Римский должен был извиниться перед мусульманами, - 39% от всех опрошенных.)
ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ПАПА НЕ ДОЛЖЕН БЫЛ ИЗВИНЯТЬСЯ ПЕРЕД МУСУЛЬМАНАМИ ЗА СВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что Папа Римский не должен был извиняться перед мусульманами, - 23% от всех опрошенных.)
ПАПА РИМСКИЙ ВЫРАЗИЛ СОЖАЛЕНИЕ ПО ПОВОДУ ТОГО, ЧТО МУСУЛЬМАНЕ СОЧЛИ ЕГО СЛОВА ОСКОРБИТЕЛЬНЫМИ. ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ЭТОГО ДОСТАТОЧНО И ПАПЕ БОЛЬШЕ НЕ СЛЕДУЕТ ИЗВИНЯТЬСЯ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ЭТОГО НЕДОСТАТОЧНО, И ПАПА ДОЛЖЕН ПРИНЕСТИ ПРЯМЫЕ ИЗВИНЕНИЯ. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?
все опрошенные
те, кто считает, что роль ислама в современном мире...
...положительная
... отрицательная
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 23-24 сентября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: В ЧЕМ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ПРИЧИНА ВЫСТУПЛЕНИЙ МУСУЛЬМАН, НЕДОВОЛЬНЫХ ПАПОЙ РИМСКИМ?
(в % от числа опрошенных)
Папа неодобрительно высказался о мусульманской вере, пророке Мухаммеде
8
'В высказывании Папы против пророка Мухаммеда'; 'в том, что Папа процитировал высказывание императора против ислама'; 'высказался о их пророке Мухаммеде'; 'выступления Папы порочили мусульманскую веру'; 'выступил в критику ислама'; 'что-то сказал о мусульманском пророке плохо'; 'про мусульман сказал неверно' .
'Мусульманам не понравилось высказывание Папы Римского'; 'мусульмане оскорбились на слова Папы Римского'; 'обида на главу католической церкви'; 'Папа Римский им не понравился'; 'Папа сказал что-то, что обидело мусульман'.
Мусульмане фанатичны, стремятся к захвату власти в мире, они ищут повод к конфликтам
4
'Мусульмане хотят больше влиять в мире'; 'борьба за власть'; 'из мухи слона раздули'; 'им лишь бы выступать, воевать, а реальной причины нет'; 'им сильных причин не надо'; 'ищут причину, чтоб устроить беспорядки'; 'какой-то фанатизм'; 'мусульманам что ни скажи, они вечно обижены'; 'не терпят правды в свой адрес'.
Папа сказал что-то не то, не так
3
'В высказывании Папы Римского'; 'в выступлении Папы'; 'Папа Римский что-то не так сказал'; 'Папа Римский что-то не то сказал'; 'Папа что-то наговорил не то'; 'после его интервью'; 'сказал Папа фразу'.
Папа процитировал какого-то исторического деятеля
2
'Высказал цитату'; 'Папа зачитал статью, цитату'; 'Папа Римский процитировал высказывание'; 'ссылка на древнего историка'; 'цитата Папы Римского'.
Это противостояние разных религий
2
'В религиозном учении'; 'вероисповедание разное'; 'всем своя религия дороже'; 'извечное противоречие между исламом и христианством'.
Мусульмане неправильно истолковали слова Папы
2
'Из-за неправильной трактовки слов Папы'; 'не поняли друг друга'; 'они не так поняли'; 'они перевернули все с ног на голову'.
Выступления мусульман – провокация, это подстроено
1
'Американцы виноваты – разжигают недовольство'; 'за волнениями стоят третьи лица'; 'малообразованный народ был спровоцирован'; 'это нужно, чтобы стравить людей'; 'это провокация'.
'Карикатура на их Мухаммеда'; 'проводят аналогию между тем, когда нарисовали карикатуру на Мухаммеда'; 'скандал с карикатурами связан'.
Другое
2
'Американский империализм, американское ЦРУ работает и у Папы Римского, они для него и составляют речи'; 'недовольство террористов в мировом масштабе после 11 сентября 2001'; 'нефть нужна миру'; 'почему-то стали мусульман везде обижать'; 'разделение ислама'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа
16
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ПАПА ДОЛЖЕН БЫЛ ИЗВИНИТЬСЯ ПЕРЕД МУСУЛЬМАНАМИ ЗА СВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ?
(в % от числа опрошенных)
Это выступление задело мусульман, оно некорректно, нельзя оскорблять чужую религию
18
'Было некорректное выступление'; 'выразился в грубой форме'; 'каждая вера имеет право на существование, и нельзя ее ущемлять'; 'нужно было извиниться перед всеми мусульманами, так как он нанес им оскорбление'; 'он их оскорбил, у них пророк Мухаммед – как у нас Иисус Христос, в его лице он оскорбил всех мусульман'; 'он не имеет права оскорблять святыню других'; 'это некрасиво в отношении мусульман'.
Папа должен был извиниться, чтобы предотвратить вспышку межрелигиозной розни
8
'Должен извиниться во избежание войн'; 'его обязанность – быть миротворцем'; 'затронул больной вопрос, который может вызвать много осложнений'; 'иначе будет драка'; 'не нужно разжигать религиозных распрей'; 'чтобы не вызвать более серьезных столкновений мусульман и католиков'; 'чтобы не раздувать скандал дальше'; 'чтобы не разжечь новую войну'; 'чтобы прекратить беспорядки'.
Для официального лица такие высказывания недопустимы
4
'В его положении не следовало так цитировать, это не могло остаться без внимания'; 'нельзя в его положении так высказываться, вернее, цитировать'; 'нужно думать, что говорить, он ведь занимает высокую должность'; 'потому что Папа не имеет права ошибаться'; 'с такой высокой трибуны нельзя высказывать такие грязные слова в адрес мусульман'; 'такие личности должны следить за своей речью'; 'такие люди должны давать отчет каждому сказанному слову'.
Нужно отвечать за свои поступки, искупить свою вину
2
'Всегда нужно отвечать за свои слова'; 'за все содеянное зло нужно просить прощения'; 'извиниться – значит искупить свою вину перед мусульманами'; 'извиниться, чтобы снять свое оскорбление'; 'каждый должен отвечать за свои поступки, выступления, и он в том числе'; 'мы всегда в ответе за свои слова'; 'надо как-то за свои слова в ответе быть'; 'пусть отвечает за свои поступки'; 'сам натворил, сам расхлебывает'.
Если папу неправильно поняли, он должен был внести ясность
2
'Должен был объяснить, зачем он это сказал'; 'его неправильно поняли, но все-таки по-человечески будет правильнее извиниться'; 'мог бы объясниться'; 'нужно объяснить, растолковать, коли они так восприняли'; 'он должен был еще раз объяснить'; 'он должен был пояснить, что это не его слова'; 'он должен был прокомментировать свое высказывание'; 'раз не мог с первого раза доходчиво объяснить, то должен еще раз это сделать'.
Папе следовало извиниться из уважения к мусульманам
1
'Из вежливости'; 'культуру показывать, уважение, свою образованность'; 'показать свое воспитание'; 'уважение показать'.
Нельзя обвинять всех мусульман, среди них есть хорошие люди
1
'Во всех нациях есть злые и хорошие, и свои недостатки'; 'во всякой нации есть свои плюсы и минусы'; 'все мы люди, не все же они изуверы'; 'зачем оскорблять нацию? У всех есть хорошие и плохие люди'; 'мусульманский народ здесь ни при чем'; 'не все же мусульмане злые, есть добрые, порядочные'; 'не все мусульмане – бандиты'; 'нельзя всех мусульман обвинять в терроризме'.
Другое
2
'А зачем повторять то, что уже было сказано, дразнить их?'; 'в настоящее время надо постоянно следить за тем, что говоришь'; 'нельзя все вспоминать, прошло шесть веков'; 'он извинился, но его никто не услышал'; 'он сам несет добро как посланник Бога'; 'посмотрел бы на себя – все показное, не верится в истинное'; 'сейчас 21 век, и люди другие'; 'чтоб ему простили и за ним не охотились'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа
5
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ПАПА НЕ ДОЛЖЕН БЫЛ ИЗВИНИТЬСЯ ПЕРЕД МУСУЛЬМАНАМИ ЗА СВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ?
(в % от числа опрошенных)
Папа процитировал чужие слова, это просто цитата
6
'Высказал мнение человека, давно минувшего в Лету'; 'он всего лишь процитировал высказывание императора'; 'он не сам это придумал, а придумали это еще в старину'; 'он не своими словами сказал, а вычитал из другой книги'; 'он не сказал, что именно это его слова, а это древнее высказывание'; 'он процитировал не свое отношение к мусульманам'; 'перед кем-то извиняться за цитирование?'; 'потому что это слова императора, и цитаты не должны считаться обидой'.
В словах Папы нет ничего предосудительного, обидного для мусульман, ему не за что извиняться
3
'В речи Папы Римского нет ничего обидного для мусульман'; 'нет предмета для извинений'; 'ничего не сказал особенного'; 'он не имел ничего обидного для мусульман'; 'он не сказал ничего криминального'; 'он не собирался оскорбить сам'; 'он ничего плохого не сказал'.
Папа высказал свое мнение, он имеет на это право
3
'Его право высказываться'; 'каждый имеет право высказать свою точку зрения'; 'каждый человек имеет свободу слова'; 'он высказал свое мнение, на которое имеет право, и все'; 'он высказался, а не агитировал'; 'он просто высказал свое мнение, почему он должен извиняться?'; 'своя точка зрения – не преступление'.
Папа сказал правду
2
'Говорил правду, а за нее не извиняются'; 'если это действительно так'; 'он процитировал факт'; 'если это правда, зачем от этого отказываться?'; 'зачем извиняться за правду?'; 'он сказал справедливые слова'; 'потому что он был прав'.
Папа уже извинился и все объяснил
1
'Извинился один раз – и достаточно'; 'он уже выразил сожаления по этому поводу'; 'он уже извинился'; 'просто его не поняли, он все разъяснил'; 'так как он уже выразил сожаление'; 'того, что он объяснил, – этого достаточно'; 'уже извинился'.
Мусульмане ищут повод для возмущения и конфликтов
1
'Им лишь бы причину найти'; 'исламисты всегда найдут к чему придраться'; 'они ко всему придираются'; 'придираются ко всему'.
Мне не нравятся мусульмане, ислам, мусульмане ни перед кем не извиняются
1
'А мусульмане организуют теракты, убивают людей и не извиняются'; 'не должен был, потому что ислам диктует зло и агрессию'; 'так как Мухаммед усложнил лишь жизнь'; 'они больше зла приносят миру и не извиняются'; 'от мусульман исходит много зла'; 'пусть они сначала извинятся за Беслан, за Нью-Йорк'; 'сами они ни разу не извинились ни перед кем, а творят что хотят'.
'Он никому ничего не должен'
<1
'Ведь это сам Папа'; 'его сан не позволяет это'; 'он Папа Римский – он никому ничего не должен'; 'Папа есть Папа'; 'потому что он Папа Римский, и не должен ни перед кем извиняться'.
Другое
1
'Ему приписали немыслимый проступок'; 'какое им дело до христиан?'; 'мусульмане – не боги'; 'нечего извиняться перед террористами'; 'он высказал общемировое мнение'; 'он не перед ними выступал, не их дело'; 'потому что выступил в защиту христиан'; 'слишком с мусульманами нянчится общество'; 'я за Папу'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа
4
3. Электронная фокус-группа
Видеоряд, представленный к тестированию на этой неделе, составили эпизоды, связанные с выступлением Папы Римского Бенедикта XVI и реакцией на него в мусульманском мире.
№ п/п
Эпизод
Содержание эпизода
Интерес, оценка
Согласие, оценка
Доверие, оценка
Средняя оценка
1
9 (2853)
Бенедикт XVI со словами сожаления по поводу реакции на свое выступление
0,84
1,12
1,85
1,27
2
2 (2846)
Выступление Бенедикта XVI
0,37
1,05
1,78
1,07
3
1 (2845)
НТВ о реакции мусульман на выступление Папы Римского
0,64
0,88
1,51
1,01
4
11 (2855)
А. Хаменеи о природе и последствиях подобных высказываний
0,09
1,07
1,38
0,85
5
10 (2854)
М. Хабиб об извинении Папы Римского
0,32
0,80
1,26
0,79
6
5 (2849)
П. Мушарафф об эскалации враждебности между Западом и мусульманским миром
0,23
0,65
0,73
0,54
7
3 (2847)
В. Хания о выступлении Папы Римского
0,03
0,33
0,60
0,32
8
7 (2851)
А. Аль-Бадрани с требованием суда над Папы Римским
-0,17
0,43
0,34
0,20
9
4 (2848)
Участник протестных выступлений о словах Папы Римского
-0,13
0,22
0,21
0,10
1. Эпизод № 9 (2853) Папа Римский Бенедикт XVI (НТВ, 'Сегодня', 18.09.06, 19:00)
Я глубоко сожалею о том, что часть моей речи в Регинсбургском университете показалась оскорбительной для приверженцев ислама. Но эти слова были лишь цитатой из средневекового текста и никоим образом не отражают моего личного мнения.
2. Эпизод № 2 (2846) Папа Римский Бенедикт XVI (НТВ, 'Сегодня', 16.09.06, 19:00)
Император говорит о джихаде, священной войне, поэтому он хорошо знал – в значении суры нет принуждения в вере. Это одна из ранних сур. Несмотря на то, что император знал, какое толкование священной войны было дано пророком позднее, не вдаваясь в то, как это интерпретировали другие, он обратился к своему собеседнику в бесцеремонной форме, сделав акцент на отношении религии и насилия. Я цитирую. 'Покажите мне то, что принес вам пророк Мухаммед и вы найдете только жестокость и злобу, как, например, его призыв распространять веру мечом'.
3. Эпизод № 1 (2845) В. Якименко, корреспондент (НТВ, 'Сегодня', 16.09.06, 19:00)
Все началось во вторник, когда Бенедикт XVI выступил в университете города Регенсбурга. Папа говорил об исторических и философских различиях христианства и ислама, а также о священной войне. В своей речи понтифик процитировал византийского императора XIV века Мануила Второго Палеолога, который обвинял пророка Мухаммеда в насильственном распространении веры. Собственно, эти слова и вызвали гнев мусульман. В окружении его святейшества недоумевают: ведь Папа не только не говорил ничего крамольного, но и фактически осудил императора. Просто слова понтифика были вырваны из контекста.
4. Эпизод № 11 (2855) аятолла Али Хаменеи, духовный лидер Ирана (НТВ, 'Сегодня', 18.09.06, 19:00)
Больше всего меня беспокоит то, что подобные высказывания делают мусульман и христиан менее дружественными друг к другу. Они противопоставляют исламские и христианские нации. Такие высказывания просто так не делаются – за ними стоит политика.
5. Эпизод № 10 (2854) М. Хабиб, зам. руководителя ассоциации 'Братья-мусульмане' (НТВ, 'Сегодня', 18.09.06, 19:00)
Воскресное заявление мы рассматриваем как хороший шаг в верном направлении. Но, по сути, это нечто меньшее, чем извинение. Извинение все же должно быть более четким и искренним.
6. Эпизод № 5 (2849) П. Мушарафф, президент Пакистана (Россия, 'Вести', 16.09.06, 20:00)
Недопустимо приравнивать ислам к терроризму и оправдывать дискриминацию мусульман – эта зловещая тенденция приведет к эскалации враждебности между Западом и мусульманским миром.
7. Эпизод № 3 (2847) B. Хания, премьер-министр Палестинской автономии (НТВ, 'Сегодня', 16.09.06, 19:00)
От имени всего палестинского народа я выражаю возмущение высказыванием святейшего Папы, оскорбившим исламскую религию, закон и историю.
8. Эпизод № 7 (2851) А. Аль-Бадрани, представитель шиитского духовенства (НТВ, 'Сегодня', 18.09.06, 19:00)
Мы требуем, чтобы Папа и другие представители Ватикана, которые набросились на ислам с нападками, предстали перед судом под контролем Совбеза ООН.
9. Эпизод № 4 (2848) Участник протестных выступлений (Россия, 'Вести', 16.09.06, 20:00)
Мы вышли на улицы, потому что Папа Римский позволил себе оскорбительные выпады в адрес пророка. Я считаю, что подобное богохульство не должно остаться безнаказанным.
Комментарий
Респондентам ЭФГ тема была неинтересна. Выяснение взаимоотношений между миром ислама и католической церковью, по мнению респондентов, 'для нашего человека совсем неактуально'. Однако участники последовавшей за ЭФГ дискуссии говорили о своем недоумении по поводу столь 'бурной и неадекватной реакции на слова Папы со стороны мусульман'. Респонденты не услышали в словах понтифика никакой крамолы, никакого оскорбления пророка, 'а только осуждение древнего императора'. Участники дискуссии полагают, что столь непримиримое отношение к высказыванию главы католической церкви в мире ислама вызвано двумя факторами. Первый из них – это приоритет идеи ислама над отдельной личностью.
'Очень мы разные, бесконечно, никогда нам друг друга не понять. У них, понимаете... самое главное, мне кажется, различие – у них вообще не ценят человека как индивидуальную личность и не собираются менять свою точку зрения, тогда как христианство – оно, наоборот, идет к тому, чтобы больше ценить индивидуальность вот каждого человека в отдельности, его жизни, а там ради идеи ничего не жалко, и детей не жалко своих, ничего не жалко. Идея – главное'.
Второй фактор – комплекс 'бедного Востока', который не может ничего противопоставить богатому Западу, кроме демонстрации своего 'праведного негодования по поводу мнимого оскорбления его святынь'. Требование публичных извинений от Папы продиктовано, по мнению респондентов, стремлением добиться уважения к исламскому миру.
'Да, как бы еще страны третьего мира, там, или как там... они все, видимо, таким образом пытаются вырваться вот в более высокое положение, чтобы завоевать уважение остальных'.
Эпизод №4
Очень показательной была реакция респондентов на слова одного из участников волнений. Они верили в его искренность, но поражались его 'зашоренности', готовности 'верить во все, что говорят их имамы'. Респонденты убеждены, что ислам накладывает отпечаток и на образ жизни людей, и на их отношения с властями, и на их представления о людях другой веры. Респонденты полагают, что людям, исповедующим ислам, свойственна нетерпимость.
'Что у них было в прессе вообще? Там, может быть, у них было все так переиначено, что на самом деле и пошли они все на восстание, скажем так. Да, на самом деле искреннее пошли защищать свой народ, свою религию'.
'...потому что они плохо живут, да, хуже чем на Западе, вот это... Может, зависть какая-то есть'.
'Христианство – более мягкая религия по сравнению... Более цивилизованная'
'Цивилизованная по сравнению с мусульманством, в мусульманстве как бы больше агрессивности...'
'Мне кажется, они больше подвержены манипуляции, их народ мусульманский больше подвержен манипуляции их лидера, чем христиане, которые как-то больше индивидуально думают'.
Эпизод №2
Оба выступления Бенедикта XVI по итогам ЭФГ заняли верхние строчки нашего рейтинга. Понтифик симпатичен респондентам, однако они считают, что 'Папа должен был предвосхитить реакцию мусульман, так как это просчитать было вполне возможно. Они всегда неадекватно реагируют'. То, что 'ситуация не была просчитана', респонденты готовы отнести и на счет 'чьего-то злого умысла'. 'Скандал был кому-то из политиков выгоден', – убеждены часть респондентов.
'Можно было как-то сгладить все-таки не цитату, а какой-то свой, может быть, взгляд на это дело высказать ...'
'Нет, ну я считаю, что затрагивая вот такие темы – что разногласия между исламом и христианством, это он должен был заранее как-то предвидеть, что начнутся конфликты, безусловно'.
Эпизод № 9
Сожаление о нанесенной мусульманам обиде, высказанное Папой, было встречено респондентами с искренним одобрением. Они считают, что таким образом Бенедикт XVI исчерпал конфликт, а неудовлетворенность этими объяснениями части представителей мусульманского мира вызвала у участников дискусии недоумение. Респонденты убеждены в том, что 'неготовность принять извинения объясняется в данном случае стремлением разжигать конфликт и дальше'. По мнению участников дискуссии, 'религиозным фанатикам нужен враг, чтобы было кого винить во всех проблемах...'
' Он правильно поступил, что принес извинения, сгладил'.
'А, по-моему, это только вот именно такая нация исламистская, понимаете? Христиане так бы, наверное, не восприняли бы, как они. У них горит все внутри...'
Эпизод № 11
Хорошее впечатление произвело на респондентов выступление А. Хаменеи. Они считают, что 'он не похож на фанатика' – 'говорит спокойно и здраво'. Репонденты согласны с утверждением А. Хаменеи о заинтересованности политиков в межконфессиональных конфликтах. В то же время участники дискуссии считают, что религиозным лидерам ислама следовало бы сглаживать 'острые углы' в отношениях между религиями; они полагают, что исламские лидеры пренебрегают ролью миротворцев и, напротив, вольно или невольно усугубляют возникающие противоречия.
'...в конце концов все же нам, христианам, надо поискать какие-то выходы, политические там, религиозные, всякие-всякие, чтобы сближаться с ними все-таки'.
'Я считаю, что вообще эти вот исламские... как вот у нас Папа – там кто у них, я не знаю... должны по идее успокоить свой народ. Почему они этого не делают?'
4. Приложение. Таблицы
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 23-24 сентября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАК ВЫ ЛИЧНО ОТНОСИТЕСЬ К ИСЛАМУ - ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?
Доли групп
100
58
25
15
30
30
36
48
52
37
34
28
14
34
35
17
27
30
30
8
11
16
39
25
положительно
24
25
22
25
27
26
20
26
22
23
24
24
19
24
23
28
23
24
23
24
21
28
20
28
безразлично
50
48
52
53
48
50
52
50
51
52
53
44
45
50
52
51
48
52
49
52
58
50
53
42
отрицательно
18
19
18
18
19
17
19
19
18
19
17
19
18
20
18
17
17
18
20
14
19
19
19
18
затрудняюсь ответить
8
8
8
4
7
6
9
6
9
6
6
12
18
6
7
4
11
6
8
9
3
3
7
13
ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ИСЛАМ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ИГРАЕТ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ РОЛЬ?
Доли групп
100
58
25
15
30
30
36
48
52
37
34
28
14
34
35
17
27
30
30
8
11
16
39
25
положительную
19
20
15
19
22
19
16
23
15
20
18
19
16
19
19
20
19
19
18
22
15
24
15
22
отрицательную
42
42
48
35
42
43
42
42
42
43
46
36
30
46
42
45
40
41
46
35
47
44
45
37
затрудняюсь ответить
39
38
36
46
36
38
42
35
43
37
36
46
54
35
39
35
40
40
36
43
38
32
40
41
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 23-24 сентября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ВЫСТУПЛЕНИЯХ МУСУЛЬМАН, НЕДОВОЛЬНЫХ ПАПОЙ РИМСКИМ?
Доли групп
100
58
25
15
30
30
36
48
52
37
34
28
14
34
35
17
27
30
30
8
11
16
39
25
знаю
19
17
20
22
17
21
18
22
16
17
18
21
7
19
17
30
14
18
23
37
16
11
22
12
что-то слышал(-а)
28
27
26
36
27
25
31
30
26
22
33
29
24
23
30
36
28
28
30
32
22
34
28
25
слышу впервые
49
51
49
38
53
50
44
44
53
57
44
44
58
54
49
31
51
49
44
29
57
47
47
55
затрудняюсь ответить
5
5
5
3
3
3
7
5
5
4
5
6
12
3
4
3
8
5
3
3
5
8
3
7
ВЫСТУПАЯ В НЕМЕЦКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ, ПАПА РИМСКИЙ ПРОЦИТИРОВАЛ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВИЗАНТИЙСКОГО ИМПЕРАТОРА ХIV ВЕКА О ТОМ, ЧТО ПРОРОК МУХАММЕД ПРИНЕС МИРУ ЛИШЬ 'ЗЛО И БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТЬ'. ОДНИ ЛЮДИ ОСУЖДАЮТ ПАПУ РИМСКОГО ЗА ТО, ЧТО ОН ПРОЦИТИРОВАЛ ТАКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ О ПРОРОКЕ МУХАММЕДЕ. ДРУГИЕ НЕ ВИДЯТ В ЭТОМ НИЧЕГО ПРЕДОСУДИТЕЛЬНОГО. КАКАЯ ПОЗИЦИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?
Доли групп
100
58
25
15
30
30
36
48
52
37
34
28
14
34
35
17
27
30
30
8
11
16
39
25
первая
26
27
24
26
28
30
21
27
25
24
25
29
24
23
24
36
24
29
25
31
18
31
25
26
вторая
37
36
42
37
42
35
35
37
37
39
40
31
27
37
40
40
36
34
44
40
50
35
35
36
затрудняюсь ответить
36
36
35
38
30
33
43
35
37
36
34
39
49
39
34
24
40
37
31
29
33
34
39
37
ПОСЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПАПЫ РИМСКОГО В МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ НАЧАЛИСЬ МАССОВЫЕ ПРОТЕСТЫ. КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К МАССОВЫМ АКЦИЯМ ПРОТЕСТА В МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ, СВЯЗАННЫХ С ВЫСТУПЛЕНИЕМ ПАПЫ РИМСКОГО, - ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?
Доли групп
100
58
25
15
30
30
36
48
52
37
34
28
14
34
35
17
27
30
30
8
11
16
39
25
положительно
11
11
8
12
12
10
10
13
9
11
9
12
7
11
11
14
11
10
11
10
6
10
12
12
безразлично
42
41
43
43
42
41
40
41
42
47
40
36
45
45
40
36
44
45
39
41
42
48
39
40
отрицательно
33
32
35
31
31
35
33
32
34
29
36
34
28
31
31
43
31
32
36
32
45
28
31
33
затрудняюсь ответить
14
14
13
14
13
12
16
14
15
12
14
17
20
13
16
8
14
13
14
17
7
14
16
13
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПАПА ДОЛЖЕН БЫЛ ИЛИ НЕ ДОЛЖЕН БЫЛ ИЗВИНИТЬСЯ ПЕРЕД МУСУЛЬМАНАМИ ЗА СВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ?
Доли групп
100
58
25
15
30
30
36
48
52
37
34
28
14
34
35
17
27
30
30
8
11
16
39
25
должен был
39
41
34
42
42
40
38
40
39
37
40
42
31
36
41
49
37
40
44
42
44
41
39
36
не должен был
23
21
26
21
28
18
22
23
22
28
22
16
17
22
24
24
24
19
26
25
22
18
22
25
затрудняюсь ответить
38
37
40
36
31
42
40
37
40
35
38
42
51
41
35
27
40
40
30
33
33
41
39
39
ПАПА РИМСКИЙ ВЫРАЗИЛ СОЖАЛЕНИЕ ПО ПОВОДУ ТОГО, ЧТО МУСУЛЬМАНЕ СОЧЛИ ЕГО СЛОВА ОСКОРБИТЕЛЬНЫМИ. ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ЭТОГО ДОСТАТОЧНО И ПАПЕ БОЛЬШЕ НЕ СЛЕДУЕТ ИЗВИНЯТЬСЯ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ЭТОГО НЕДОСТАТОЧНО, И ПАПА ДОЛЖЕН ПРИНЕСТИ ПРЯМЫЕ ИЗВИНЕНИЯ. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?