fom.ru · Поиск ·      








28.09.2006, Электронная фокус-группа

Основы православия в школе




Видеоряд для ЭФГ составили эпизоды, посвященные введению преподавания Основ православной культуры в некоторых школах России

№ п/пЭпизодСодержание эпизодаИнтерес, оценкаСогласие, оценкаДоверие, оценкаСредняя оценка
17 (2844)Митрополит Кирилл о введении предмета 'Основы православной культуры'2,012,332,182,17
24 (2841)Алексий II о необходимости изучать культуру той страны, в которой живешь0,541,711,881,38
36 (2843)А. Фурсенко о введении предмета 'Основы православной культуры'0,911,631,391,31
42 (2839)С. Калашникова о введении предмета 'Основы православной культуры'0,691,411,621,24
51 (2838)Архиепископ Иоанн о введении предмета 'Основы православной культуры'0,510,600,880,66
63 (2840)В. Болотов о введении предмета 'Основы православной культуры'0,160,920,600,56
75 (2842)М. Шаймиев – отношение к введению предмета 'Основы православной культуры'-0,22-1,15-0,47-0,61

1. Эпизод № 7 (2844) Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский, председатель отдела внешних церковных связей московского Патриарха (Россия, 'Вести', 30.08.06, 20:00)

Опыт преподавания основ православной культуры в школах дает ясное понимание того, что данный предмет по природе своей не может провоцировать межрелигиозных или межнациональных конфликтов. Вот эти конфликты провоцируются тогда, когда люди ничего не знают о религии и когда вакуум в этой области используется бесчестными людьми, радикалами, фанатиками, которые пытаются натравить одних людей на других, используя религиозный фактор. Ведь именно вакуум в области религиозного образования является питательной средой для экстремизма. Многие люди, вступившие на путь терроризма, неправильно прочитали религиозное послание своей веры. И как результат – страшные человеконенавистнические поступки. Не думаю, что преподавание основ православной культуры будет мешать людям другой веры изучать основы своей собственной веры.

2. Эпизод № 4 (2841) Алексий II, Патриарх московский и всея Руси (НТВ, 'Сегодня', 30.08.06, 19:00)

Если живут в нашей стране люди, исповедующие другие религии, они также должны изучать свою культуру. Но должны и знать историю культуры той страны, в которой они живут.

3. Эпизод № 6 (2843) А. Фурсенко, министр образования и науки РФ (Россия, 'Вести', 30.08.06, 20:00)

Моя точка зрения заключается в том, что ребята, которые обучаются, должны знать историю религий, религиозную культуру, но изучать при этом ее как светский предмет. В этом году впервые подготовлен учебник истории мировых религий, в котором очень большое внимание уделено в том числе православию.

4. Эпизод № 2 (2839) С. Калашникова, заместитель начальника управления образования администрации Белгородской области (Россия, 'Вести', 30.08.06, 20:00, НТВ, 'Сегодня', 30.08.06, 19:00)

Белгородчина – она всегда была православным краем. И 93% – это у нас русские православные люди живут на территории Белгородской области. Эти занятия будут один раз в неделю со 2-го по 11-й класс. Программа составлена таким образом, чтобы учащиеся на протяжении этого времени познакомились с историей Руси как Руси православной, как социальным явлением. Предмет 'православная культура' носит культурологический аспект. Он ни в коем случае не приводит ребенка к храму.

5. Эпизод № 1 (2838) Иоанн, архиепископ Белгородский и Ставропольский (Россия, 'Вести', 30.08.06, 20:00)

Введение предмета 'Основы православной культуры' и включение в учебный план как обязательного предмета – это необходимость, которая вписывается в доктрину национальной безопасности России, так как там есть пункт о духовной безопасности России, включающий в себя защиту традиционных ценностей духовных.

6. Эпизод № 3 (2840) В. Болотов, руководитель федеральной службы РФ по надзору в сфере образования и науки (НТВ, 'Сегодня', 30.08.06, 19:00)

Россия – светское государство. Школа у нас светская. Курс 'Основы православной культуры' может быть на факультативной основе для желающих детей и родителей.

7. Эпизод № 5 (2842) М. Шаймиев, президент республики Татарстан (Россия, 'Вести', 31.08.06, 20:00)

Попытки ввести предмет обучения – в одностороннем порядке – православия в школах РФ, я считаю, что глубоко ошибочны. Я еще раньше об этом говорил. В Татарстане этого не будет, независимо от принятия каких-либо решений, если эта проблема не будет решена в равной степени одинаково в отношении других религий.

Комментарий

Обсуждавшаяся тема не вызвала большого интереса у участников тестирования – показатели соответствующей кривой в ходе ЭФГ были невысокими. Участники последовавшей за тестированием дискуссии в своих оценках разделились: одни считают, что тема представляет интерес, особенно для тех, у кого есть дети: 'если бы у детей преподавалось, было бы хорошо, даже замечательно'; другие отмечали, что дома на такие репортажи и сообщения 'не обратили бы внимания'. Здесь немаловажную роль, по мнению участников дискуссии, играет 'атеистическое воспитание'.

'С одной стороны, конечно, да, интересно, но с другой стороны, сама по себе вот эта тема православия... мы-то воспитывались на атеизме, то есть все пионеры, там, октябрята, Бога нет, там, ничего такого нет'.

'Когда я учился, там, соответственно, пропагандировался атеизм – все, что остальное, даже осмеивалось; было сплошное богохульство. Если я вот как-то так мог бы повернуть колесо назад, я с удовольствием бы все это изучал, потому что в данный момент, сейчас, совершенно искренне верю в Бога, и я не охаиваю никакую другую религию'.

'Хорошая вещь, которую действительно человек должен знать, и это правильная культура человека, цивилизации и человека. И где непонимание, там, действительно, проблемы'.

'Мне кажется, такая тема – она не должна быть неинтересной... У меня дети в школу ходят, в шестой класс... Если бы у детей преподавалось, это было бы хорошо, даже замечательно'.

Некоторых респондентов волнует такой аспект: если в школах будут изучаться только основы православия, это может послужить причиной возникновения межнациональных конфликтов, может стать 'клином раздора' в многоконфессиональном и многонациональном российском государстве. Выход из данной ситуации респонденты видят в том, чтобы преподавать не основы православия, а такой предмет как религиоведение, включающий изучение основ всех мировых религий.

'Если мы хотим видеть, и в том числе и я хочу видеть, Россию единую, да, сильную державу, то мы не должны вообще разделяться – и это, возможно, будет вот клином раздора. Я не говорю, что это плохо или хорошо, но я хочу, чтобы Россия была сильной страной'.

'Страна-то большая, и людей много – у всех разные религии: кто-то там в Аллаха верит, кто-то там в Иисуса верит, там буддисты и иудаисты – вот много религий. Просто получается, что вроде христианство вводят в обязательную программу, а все остальные религии – как бы их ущемляют. Так нельзя делать'.

'Вот, как я слышал, там идет предмет «основы православия». Но это, кстати, не религиоведение. Это совсем разные вещи. И опять-таки, с чего начиналось наше чаепитие? С того, чтобы не обидеть никого, правильно? Так это маленькое общество, а вот наша Россия – это большое общество, и если мы здесь одного человека не хотим обидеть, то тут могут быть затронуты многие люди'.

'Я думаю, что надо, чтобы там тоже было и о других религиях, обо всем чтоб дети знали'.

Респонденты обеспокоены тем, что несколько поколений молодежи не получили 'духовного образования', не приобщились к православной культуре. Это вызывает озабоченность респондентов, и они положительно оценивают саму попытку изменить ситуацию.

'Государство уже поняло, что одно поколение потеряли – поколение пепси, там, наркоманов, то-се, – а здесь уже надо все, надо спасать нацию. Ну, естественно, надо с первого класса детей как-то к этому делу приобщать'.

'Ну, мой сын не успеет, уже закончит школу, но в общем-то детям надо знать'.

'Я как бы положительно <отношусь> и хочу сказать, что хорошо, что вводится. Точно так же, как у нас принимается закон – а потом начинают уже думать, как это. То есть хорошо, что начали, а потом уже могут подкорректировать, можно еще добавить и так далее. Нельзя его сразу прямо вот первый блин – и вдруг прям сделать таким хорошим, понимаете как, да? То есть я говорю: здорово, что уже начинается'.

Эпизод № 3

Эпизод с участием В. Болотова получил не очень высокие оценки по результатам тестирования. Тем не менее, глядя на графики, можно заметить, что респонденты согласились с высказыванием В. Болотова о том, что вводить такой предмет следует 'на факультативной основе'. Участники дискуссии также поддержали эту мысль.

'Если ребенку это интересно, вот пусть идет учиться. Если ему это на фиг не нужно, зачем его заставлять? Зачем это все делать из-под палки? Вот если человеку это действительно интересно – да, пускай, пожалуйста, пускай ходит на эти факультативы, пускай занимается'.

'Мы ушли от духовных ценностей, да, мы теряли их – теперь опять возвращаемся. Хорошо, Россия возвращается к духовным ценностям, да, но как бы сразу вот так раз – и много. Может быть, действительно взять как факультативное небольшое, потом посмотреть, анализировать, потом следующий этап и так далее'.

'Надо, очевидно – страна-то большая – попробовать надо в одном регионе так, в другом месте – так, где лучше пойдет. Вот в Белгородчине 93% населения русские люди – там, наверное, можно и как предмет, а где меньше – то можно и факультатив'.

'А с другой стороны, Вы правильно говорите, если там много православных, то, конечно, они пойдут, почему же они не пойдут? Тогда и здесь можно факультатив сделать. Пока не обобщили, нельзя, я считаю, вот так действительно вводить обязаловку, даже им'.

'Пока дети маленькие, то они могли бы с первого по четвертый класс ходить как на предмет. А уже дальше – да, как на факультатив, то есть когда уже ребенок стал старше, он уже знает, нужно ему это, не нужно, и он уже как бы сам выберет, если захочет'.

Эпизод № 4

Выступление Патриарха московского и всея Руси Алексия II понравилось респондентам – об это свидетельствуют довольно высокие оценки по критериям согласие и доверие. Участники дискуссии выразили согласие с идеей, что 'разные культуры должны знать друг друга'.

'Мусульмане должны знать культуру христиан, христиане должны знать культуру мусульман – ведь эти культуры ничего плохого не несут, вот'.

'Просто даже, допустим, другие культуры не то что вот прям <надо знать> досконально – хотя бы в общих чертах, просто чтобы вот общее какое-то мнение было, ну, знания какие-то о другой культуре'.

'На самом деле, это политический вопрос, да, должна Россия быть сильной, и вот это разделение: ну, там мусульмане, христиане, иудеи – это только на руку милитаристской Америке. Она разделила Советский Союз в свое время, да, и дальше продолжает свою политику гнуть. Мы не должны сейчас на этом разделяться, да, наоборот, должны объединяться в общий народ'.

Эпизод № 5

Президент Татарстана М. Шаймиев своим выступлением не расположил к себе участников тестирования. Эпизод с его участием занял последнее место в нашем рейтинге и единственный из всех эпизодов получил отрицательные оценки по всем параметрам. Очевидно, респонденты не согласились с высказыванием о том, что введение основ православной культуры является 'глубоко ошибочным' действием. Негативно отреагировали респонденты и на слова президента Татарстана, что в его республике 'этого не будет'. Участники дискуссии подчеркивали, что М. Шаймиев в своих высказываниях 'был крайне резок, что для него нехарактерно'. И хотя в конце своего выступления он старался исправить ситуацию, смягчить тон своего заявления, 'неприятный осадок уже остался'. Единственным рациональным зерном данного выступления лидера Татарстана является, по мнению участников дискуссии, стремление не обидеть представителей разных конфессий.

'На самом деле не похоже на него, что вот он так в резкой форме. Всегда он так обходил вот эти острые грани'.

'Задело за живое, не был подготовлен. Возможно, не был готов, ну или вот ставит вопрос ребром, может быть'.

'Да на него, небось, там давило вот это самое... это все духовенство его, пришли к нему. То есть он вообще там между двух огней оказывается'.

'Но в принципе, получается, в Татарстане – там же в основном мусульмане живут. И что, тогда вводить там повсеместно ислам? А тогда ущемлены будут православные. Если даже хотя бы один православный будет ущемлен, это будет нехорошо, да?'

'Я думаю, что там, в Татарстане, действительно, наверное, свою религию надо изучать, а уж русские в русскую церковь сходят, в свою православную, и там на факультативной основе...'

'И опять, если одна страна – а в школах преподают разные предметы. Это есть нормы по образованию. Министерство образования на это существует. И будут преподавать здесь – одно, а здесь – другое. Должен быть порядок везде, потому что мы одна страна'.

'Я сначала тоже не согласилась абсолютно. Действительно, он сначала как бы, знаете, как сказать, – погорячился, а потом уже пошел успокаивать'.

Эпизод № 7

Эпизод из выступления митрополита Кирилла – лидер нашего рейтинга по всем критериям, причем со значительным отрывом от остальных эпизодов. Участники дискуссии горячо поддержали митрополита Кирилла в том, что если 'люди ничего не знают о религии', то 'вакуум заполняется всякими такими вещами, которые провоцируют жестокость'. Причем многие проблемы возникают из-за того, что люди не знают основ даже своей собственной религии или имеют о них неверные представления. Человеку нужна информация, 'чтобы было с чем сравнивать'. Респонденты согласны, что 'знание основ чужой веры не будет мешать людям другой веры изучать свою собственную религию'. И вывод, к которому пришли участники дискуссии, оказался несколько неожиданным: 'если бы все понимали основы своей религии до конца и знали основы чужой религии, то увидели бы, что разницы между ними и нет'.

'Я даже не знаю, чего добавить, потому что я полностью с ним согласна. Потому что, действительно, если даже вот люди будут о другой религии что-то знать, это же не помешает... это, во-первых, и не озлобит человека, и как раз не будет межрелигиозной розни'.

'Я согласен с ним в плане того, что вот вакуум заполняется всякими такими вещами, которые провоцируют жестокость. А здесь будет элементарное преподавание вот этих азов, да, и у человека совсем другое мнение будет, он хоть как-то будет ориентироваться. И ему действительно вдалбливают там что-то – и они верят. Потому что другой нет у них информации, не с чем сравнить'.

'Я хотела бы еще добавить, что он хорошо сказал, что люди не совсем поняли послание своих религий... Часто люди не понимают сами слова, и даже читают Евангелие – они не совсем это понимают. Вот когда свои понимали до конца и другие, то смотришь – а ничего, разницы-то нет. В чем здесь разница-то?'

'Я согласен с ним целиком. Почему? Во-первых, это очень эрудированный человек, вот, и что он говорит, что значит вот именно православная религия, она никому, никакой другой религии не угрожает, она не агрессивна, она ведет только к миру. И если это будут знать представители других... ну, в смысле исповедующие другую религию, то не будет у людей как бы конфронтации к людям, которые исповедуют другую веру'.






База данных ФОМ > Алфавитный перечень категорий > Р’ > Доминанта 14 (648) от 11 апреля 2002 г. (14 Пента) >  >  >  > Доминанты. Поле мнений > Все Доминанты за 2006 год > Доминанты 38 от 28 сентября 2006 г. > Основы православия в школе