Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 11-12 ноября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 11-12 ноября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Что такое гуманитарное образование, знают, как им представляется, большинство россиян. Во всяком случае, более половины респондентов сумели описать данный концепт, отвечая на соответствующий открытый вопрос.
Примерно четвертая часть опрошенных исходили при этом из представлений о круге наук, которые действительно принято относить к гуманитарным: 'русский и иностранный языки'; 'связано с наукой, литературой, языками'; 'филология, лингвистика и так далее'; 'чтение, русский язык'; 'это в первую очередь иностранные языки'; 'все, что связано с человеком и обществом'; 'изучение международных отношений'; 'направлено на изучение человека и общества'; 'науки о взаимоотношениях людей'; 'социология, политология, социальная работа, психология'; 'связано с педагогикой'; 'то, что связано с образованием'.
Некоторые респонденты называли конкретные профессии, для овладения которыми необходимо гуманитарное образование: 'журналисты, литераторы, юристы'; 'историки и литераторы'; 'историки, политики, судьи'; 'педагоги, искусствоведы, библиотекари'.
Другие определяли гуманитарное образование как образование 'без формул': 'все нетехнические науки'; 'все, что не касается естественных наук'; 'где нет чертежей, оборудования, сложной техники'; 'это не технические специальности'.
В ряде определений явно смешаны понятия 'гуманитарное' и 'гуманное'. Иногда ложное толкование связано, по-видимому, с тем, что 'гуманитарное' образование интерпретируется как образование, предоставленное в порядке 'гуманитарной помощи'. Так, в понимании некоторых респондентов, гуманитарное образование – это 'бесплатное обучение' или образование, полученное благодаря чьей-либо поддержке (как правило – государственной): 'бесплатное, когда берут детей, которые учатся на пятерки, в вуз на бесплатное обучение'; 'в счет государства'; 'государственное образование для бедных'; 'государство платит – а ты учишь'; 'государственная помощь студентам'; 'какая-то помощь для получения образования'; 'когда детям малоимущих семей делают льготы'; 'образование при помощи каких-либо структур'; 'образование, где неполная оплата'; 'получить образование за деньги других лиц'; 'помогают учиться кто-нибудь'; 'помощь бедным ученикам'.
По мнению других, гуманитарное образование связано со всесторонним развитием личности либо с воспитанием чувств, культивированием духовности, человеколюбия: 'больше задействована духовная сфера, стремления человека'; 'направленное на воспитание и развитие человеческих качеств'; 'человечный, любовь к людям'.
Отдельные респонденты понимали под гуманитарным образованием нечто вроде подготовки 'специалистов' по оказанию 'гуманитарной помощи': 'если я получаю гуманитарное образование, то могу сделать что-то для людей, приносить гуманитарную помощь'; 'помогать кому-то'; 'человек с гуманитарным образованием помогает людям'; 'это – помощь'.
Дальнейшая беседа с респондентом на тему гуманитарного образования строилась на базе зафиксированного на карточке перечня специальностей социального и гуманитарного профиля. Выбирая из этого перечня специальности, наиболее нужные, по их мнению, для сегодняшней России, респонденты чаще всего называли педагогику и экономику (39 и 38% соответственно). Чаще других подобный выбор делали жители Москвы (56 и 53% соответственно). Мнение, что страна нуждается в педагогах, сравнительно широко распространено также среди людей с высшим образованием (47%).
Многие респонденты отмечали в качестве наиболее востребованных обществом специальностей юриспруденцию и право (29%), психологию (25%), международные отношения (21%) и управленческие специальности (19%). Достаточно часто назывались социальная работа и физическая культура (последняя формально входит в число направлений подготовки специалистов по социально-экономическим и гуманитарным специальностям) – по 16%, культурология (15%), архитектура (13%), творческие специальности (10%) и журналистика (9%).
Реже всего россияне отмечали актуальность таких специальностей, как искусствоведение (3% ответов), филология и лингвистика (4%), философия (4%), книжное дело и книгоиздание (5%), религиоведение и теология (5%), политология (5%), социология (6%), история и археология (7%).
Анализируя социогуманитарные специальности с точки зрения их востребованности на рынке труда и популярности у молодежи, респонденты чаще всего отдавали приоритет юриспруденции, экономике и менеджменту. Перспективность в этом плане педагогики (которая, напомним, лидирует в списке наиболее нужных, по мнению россиян, специальностей) признавали немногие: так, лишь 4% полагают, что педагогическая специальность дает возможность хорошего трудоустройства, 6% считают ее популярной среди молодежи.
Специальности, необходимые российскому обществу, и их востребованность социальными субъектами (работодателями и молодежью, получающей специальности)
Специальности
Нужны обществу
Позволяют устроиться на хорошую работу
Пользуются популярностью у молодежи
Педагогика
39
4
6
Экономика
38
32
48
Юриспруденция, право
29
37
55
Международные отношения
21
15
16
Менеджмент, управление
19
32
46
Заметим, что и сами респонденты, поставленные в гипотетическую ситуацию выбора специальности, педагогику называли редко (3%), отдавая предпочтение юриспруденции (12%), экономике (10%) и управленческому делу (7%).
Ирина Шмерлина
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 11-12 ноября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЧТО ТАКОЕ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ? КАК ВЫ ЭТО ПОНИМАЕТЕ? (Открытый вопрос*.)
СУЩЕСТВУЕТ ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ГУМАНИТАРНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ, ПО КОТОРЫМ ВЕДЕТСЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗАХ. БОЛЬШИНСТВО ЭТИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПЕРЕЧИСЛЕНЫ НА КАРТОЧКЕ.
ПОСМОТРИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, НА ЭТУ КАРТОЧКУ И СКАЖИТЕ: ПРЕДСТАВИТЕЛИ КАКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, БОЛЬШЕ ВСЕГО НУЖНЫ СЕГОДНЯ РОССИИ, НАШЕМУ ОБЩЕСТВУ В ЦЕЛОМ? (Карточка, не более пяти ответов.)
А КАКИЕ ИЗ ЭТИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПОЛЬЗУЮТСЯ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, НАИБОЛЬШЕЙ ПОПУЛЯРНОСТЬЮ У МОЛОДЕЖИ? (Карточка, не более пяти ответов.)
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, С КАКОЙ ИЗ ЭТИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЛЕГЧЕ ВСЕГО УСТРОИТЬСЯ НА ХОРОШУЮ, ВЫСОКООПЛАЧИВАЕМУЮ РАБОТУ? (Карточка, не более пяти ответов.)
А ЕСЛИ БЫ У ВАС БЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧИТЬ ЛЮБУЮ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ, ТО КАКУЮ ИМЕННО ВЫ БЫ ВЫБРАЛИ? (Карточка, один ответ.)
ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О НАЦИОНАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, КОТОРЫЙ НАЧАЛ РЕАЛИЗОВЫВАТЬСЯ В РОССИИ В 2006 ГОДУ?
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 11-12 ноября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЧТО ТАКОЕ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ? КАК ВЫ ЭТО ПОНИМАЕТЕ?
(в % от числа опрошенных)
Изучение конкретных гуманитарных наук, областей знания, культуры (история, философия, литература и т.д.)
22
Филология, русский, иностранный языки, литература
10
'Русский и иностранный языки'; 'связано с литературой'; 'связано с наукой, литературой, языками'; 'филологическое'; 'филология, лингвистика и так далее'; 'чтение, русский язык'; 'это в первую очередь иностранные языки'.
История
9
'Историческое'; 'связанное с изучением истории'; 'это история'.
Общественные науки, науки о человеке, обществе
7
'Все, что связано с человеком и обществом'; 'изучение международных отношений'; 'направлено на изучение человека и общества'; 'науки о взаимоотношениях людей'; 'общественные науки'; 'политическое, например'; 'социальная сфера'; 'социология, политология, социальная работа, психология'; 'это такие науки, как социология, политология и другие науки такого толка'; 'это юриспруденция...'.
Культура, искусство
6
'Все, что связанно с культурой'; 'к искусству приближенное'; 'мир искусства'; 'наука об искусстве'; 'образование, изучающее культуру'; 'учение искусству, музыке'.
Философия
3
'Философия'; 'философские предметы'.
Педагогика
3
'Педагогика'; 'педагогическое'; 'связано с педагогикой'; 'то, что связано с образованием'.
Другие гуманитарные науки, сферы деятельности, гуманитарное знание в целом
Бесплатное образование, образование, получаемое с чьей-то помощью
8
'Бесплатное обучение'; 'бесплатное, когда берут детей, которые учатся на пятерки, в вуз на бесплатное обучение'; 'в принципе что должно оплачивать государство'; 'вспомогательное образование без денег'; 'государственное образование для бедных'; 'государство платит, а ты учишь'; 'будут выделять деньги на обучение'; 'государственная помощь студентам'; 'какая-то помощь для получения образования'; 'когда детям малоимущих семей делают льготы'; 'получить образование за деньги других лиц'; 'помогает учиться кто-нибудь'; 'помощь бедным ученикам'.
Конкретные профессии (учитель, врач, журналист и др.)
4
'Для будущих поколений – врачи, воспитатели'; 'журналисты, литераторы, юристы'; 'историки и литераторы'; 'историки, политики, судьи'; 'педагоги, искусствоведы, библиотекари'; 'это врачи, учителя'; 'это историки, философы, политики и т. д.'.
Приобщение к духовности, гуманности
3
'Больше задействована духовная сфера, стремления человека'; 'воспитание чувств, духовности'; 'направленное на воспитание и развитие человеческих качеств'; 'сфера духовного производства'; 'всестороннее развитие личности'; 'человечный, любовь к людям'; 'это специальности, которые развивают духовно'.
Всестороннее образование
2
'Более углубленное, расширенное'; 'гуманитарное образование – это когда человек начитанный, образованный, интеллигентный'; 'общеразвивающее'; 'основы всех наук'; 'человек должен думать шире'; 'эрудированность по всем наукам'; 'это грамотный человек'.
Оказание гуманитарной помощи, профессии, связанные с помощью людям
2
'Гуманитарная помощь'; 'если я получаю гуманитарное образование, то могу сделать что-то для людей, приносить гуманитарную помощь'; 'какая-то помощь'; 'помогать кому-то'; 'человек с гуманитарным образованием помогает людям'; 'это помощь'.
Высшее образование в целом
2
'Высшее образование'; 'институты'; 'просто высшее образование'; 'университетское образование'.
Изучение естественных наук, областей знания (география, биология, медицина и др.)
1
'Биология, география'; 'медицина...'; 'образование, связанное с естественным науками'; 'химия, биология'; 'это науки вроде географии'.
Освоение профессий, связанных с умственным трудом
1
'Знаю, что это люди, которые занимаются умственным трудом'; 'когда закончишь вуз, у тебя будет работа, связанная с умственным трудом'; 'работают логически, а не практически'; 'там, где нужно головой думать'; 'умственные профессии'.
Платное образование, образование не для всех
1
'Высокие цены на образование'; 'деньги надо платить'; 'для богатых'; 'образование за счет оплаты, то есть платное образование'; 'блатные'; 'это образование для высших слоев общества'.
Освоение профессий, не связаннных с материальным производством
1
'Не для производства, а для общения образование'; 'не для промышленности'; 'не направленное непосредственно на процесс технического производства'; 'нерабочие профессии'; 'не связанное с созданием материальных благ'; 'профессия, не связанная с выпуском продукции'; 'те, кто не дает средств производства'.
Пренебрежительные суждения о гуманитарном образовании
1
'Белые ручки'; 'болтовня'; 'говорить языком'; 'дилетантское – немного обо всем'; 'науки, в которых чтобы добиться успеха, должен быть подвешен язык'; 'это больше говорильщики'.
Другое
2
'Более приспособленное к современной жизни'; 'компьютерное'; 'такое образование, которое никогда не пользовалось особым спросом'; 'было в советское время, сейчас нет его'; 'которое предусматривает работу с людьми'; 'научное образование'; 'начальное образование'; 'это 11 классов'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа
45
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 11-12 ноября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
СУЩЕСТВУЕТ ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ГУМАНИТАРНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ, ПО КОТОРЫМ ВЕДЕТСЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗАХ. БОЛЬШИНСТВО ЭТИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПЕРЕЧИСЛЕНЫ НА КАРТОЧКЕ. ПОСМОТРИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, НА ЭТУ КАРТОЧКУ И СКАЖИТЕ: ПРЕДСТАВИТЕЛИ КАКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, БОЛЬШЕ ВСЕГО НУЖНЫ СЕГОДНЯ РОССИИ, НАШЕМУ ОБЩЕСТВУ В ЦЕЛОМ? (Карточка, не более пяти ответов.)
Доли групп
100
61
27
8
32
28
36
48
52
34
39
27
14
35
33
17
27
30
29
8
12
16
39
25
педагогика
39
40
41
30
38
44
37
37
41
38
44
34
24
41
40
47
37
38
44
56
33
45
42
29
экономика
38
38
41
35
43
38
37
38
39
42
38
34
29
40
38
43
35
38
40
53
37
42
37
34
юриспруденция, право
29
28
34
25
33
26
28
27
31
32
31
23
14
32
31
32
30
28
29
34
30
32
30
24
психология
25
23
30
23
28
26
23
22
28
30
25
18
15
29
25
26
25
25
26
25
27
27
26
21
международные отношения
21
22
22
18
27
22
15
23
20
29
18
15
15
21
22
25
23
18
24
22
27
21
20
19
менеджмент, управление
19
20
20
12
27
18
14
21
17
26
19
11
8
20
18
29
20
17
22
18
22
24
21
12
социальная работа
16
16
18
16
17
17
16
15
18
16
19
13
9
18
18
18
17
16
17
20
20
19
15
15
физическая культура
16
17
15
16
15
21
16
18
15
16
19
13
8
18
19
15
13
20
14
11
19
21
17
12
культурология
15
15
17
20
18
14
15
14
17
19
16
10
6
16
17
19
17
14
16
21
22
15
17
9
архитектура
13
13
13
9
16
12
11
15
12
16
12
11
10
14
12
17
12
13
14
8
17
12
14
13
искусство (творческие специальности)
10
9
11
17
10
11
10
9
12
11
11
9
9
8
13
12
10
11
12
12
12
11
11
8
журналистика
9
10
9
10
11
11
7
10
8
11
8
8
8
10
9
8
10
9
8
11
8
8
8
12
история и археология
7
7
6
11
9
6
6
9
5
11
6
5
5
8
8
7
7
7
7
7
7
5
8
7
социология
6
6
6
1
7
5
5
4
7
7
5
5
3
6
5
9
5
6
7
9
4
7
5
6
религиоведение и теология
5
6
4
6
5
7
4
4
7
4
6
6
3
5
6
8
6
6
4
6
5
6
5
6
книжное дело, книгоиздание
5
6
5
5
5
7
5
3
7
6
6
4
5
6
5
5
5
6
7
6
6
3
6
5
политология
5
6
4
0
6
5
4
4
5
7
4
3
5
5
4
5
5
4
5
8
5
4
5
4
филология, лингвистика
4
5
3
2
6
2
3
3
4
5
4
2
1
3
5
6
3
3
5
7
9
2
3
3
философия
4
3
4
6
5
2
3
4
4
5
3
2
0
4
4
5
2
4
5
8
2
4
4
3
искусствоведение
3
4
2
4
3
3
4
3
4
4
4
2
1
3
4
6
3
4
4
6
3
2
4
3
все перечисленные в равной мере
11
12
8
12
11
11
10
10
11
8
10
16
17
9
12
8
15
11
8
2
7
13
10
15
ни одна из перечисленных
3
3
3
10
2
4
4
6
1
2
4
4
5
4
2
5
3
5
3
2
2
5
4
2
затрудняюсь ответить
10
10
10
7
4
8
16
10
10
7
7
18
28
7
8
3
11
11
7
2
7
9
9
17
А КАКИЕ ИЗ ЭТИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПОЛЬЗУЮТСЯ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, НАИБОЛЬШЕЙ ПОПУЛЯРНОСТЬЮ У МОЛОДЕЖИ? (Карточка, не более пяти ответов.)
Доли групп
100
61
27
8
32
28
36
48
52
34
39
27
14
35
33
17
27
30
29
8
12
16
39
25
юриспруденция, право
55
55
60
46
60
56
52
53
56
65
56
40
28
58
57
67
55
51
61
49
52
62
57
51
экономика
48
47
55
41
55
47
44
46
51
56
51
36
28
46
52
64
46
46
55
50
43
60
51
40
менеджмент, управление
46
46
46
46
52
44
43
44
47
51
50
33
25
46
47
60
45
42
53
63
61
43
44
38
журналистика
23
25
20
23
25
24
20
20
26
28
22
17
14
25
23
25
20
22
26
34
20
26
20
22
психология
19
18
21
19
21
18
19
16
21
28
17
9
10
19
20
22
21
17
20
18
20
23
21
12
международные отношения
16
15
17
13
19
16
12
15
17
18
18
9
6
16
17
20
14
15
19
24
23
16
12
15
педагогика
6
7
6
5
6
6
6
6
6
9
6
4
7
8
6
5
7
6
6
4
1
6
7
8
физическая культура
6
7
6
5
8
4
7
7
6
10
5
4
4
9
5
4
7
6
5
6
4
7
7
6
искусство (творческие специальности)
4
5
5
2
4
4
5
4
5
5
5
4
3
5
5
4
3
5
6
11
5
1
4
4
архитектура
4
4
4
2
5
5
3
4
4
6
4
2
3
5
3
5
5
4
4
1
2
5
6
3
социология
4
3
5
3
5
3
2
2
5
6
3
2
2
4
3
4
3
2
6
6
6
3
3
2
политология
3
3
4
3
4
3
3
3
3
3
3
4
2
3
2
6
3
3
3
5
3
5
3
2
социальная работа
3
3
3
2
4
2
2
3
3
5
2
2
2
3
4
2
4
3
2
0
3
4
3
2
филология, лингвистика
2
2
2
3
4
2
1
2
3
4
1
1
1
3
3
1
2
2
3
5
1
4
2
1
философия
2
2
1
4
3
1
1
2
2
4
1
1
0
3
2
1
1
3
2
0
3
4
2
1
культурология
2
2
1
2
1
2
1
2
2
3
1
1
1
2
1
2
2
1
2
1
2
2
1
2
искусствоведение
1
1
1
0
2
2
0
1
1
2
2
0
1
2
1
1
2
1
2
0
3
2
1
1
книжное дело, книгоиздание
1
1
1
2
1
0
2
1
1
2
0
1
1
1
1
2
1
1
2
2
2
1
1
1
история и археология
1
1
1
0
2
0
1
1
1
2
0
1
0
1
1
1
0
1
1
0
2
1
1
0
религиоведение и теология
0
1
0
0
0
0
1
0
1
0
1
0
0
0
1
1
1
1
0
1
0
1
0
0
все перечисленные в равной мере
3
4
1
2
3
3
3
3
4
2
3
5
7
2
3
2
5
3
3
2
2
2
3
5
ни одна из перечисленных
2
2
1
7
2
2
2
2
1
1
2
3
3
2
3
0
2
3
1
3
2
3
2
1
затрудняюсь ответить
17
17
15
23
8
18
23
19
15
7
14
33
46
15
13
5
20
22
9
5
13
14
17
24
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, С КАКОЙ ИЗ ЭТИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЛЕГЧЕ ВСЕГО УСТРОИТЬСЯ НА ХОРОШУЮ ВЫСОКООПЛАЧИВАЕМУЮ РАБОТУ? (Карточка, не более пяти ответов.)
Доли групп
100
61
27
8
32
28
36
48
52
34
39
27
14
35
33
17
27
30
29
8
12
16
39
25
юриспруденция, право
37
36
41
36
42
34
36
36
38
41
39
28
23
38
40
38
33
36
40
46
35
38
37
33
экономика
32
31
37
25
41
28
29
31
33
36
35
23
19
28
34
47
26
32
39
45
32
38
32
24
менеджмент, управление
32
33
34
26
42
30
24
34
30
38
34
21
16
30
34
44
29
31
38
44
42
34
31
22
международные отношения
15
16
16
11
17
14
15
15
15
18
15
11
8
12
16
26
16
14
17
24
19
19
14
10
журналистика
13
13
12
13
13
13
13
13
13
15
13
9
7
14
13
12
10
13
15
12
9
18
11
13
архитектура
6
5
8
1
9
5
3
6
5
9
5
3
3
8
5
5
6
4
9
4
5
8
6
4
психология
5
5
6
6
6
5
5
5
5
7
6
3
2
5
6
6
6
5
6
9
2
10
5
3
педагогика
4
4
2
3
4
5
2
4
3
5
2
4
4
3
5
3
3
5
3
3
1
6
3
4
политология
3
2
3
5
3
3
3
2
3
3
2
2
1
3
2
4
3
2
4
7
1
3
2
2
социальная работа
2
2
2
3
3
2
1
2
2
3
2
2
2
3
2
3
2
2
2
4
2
2
2
2
физическая культура
2
2
2
3
2
2
1
2
2
3
2
1
2
3
1
2
1
2
2
3
1
1
1
3
искусство (творческие специальности)
1
1
1
1
1
0
2
2
1
2
1
0
0
1
2
1
1
1
2
3
1
0
1
1
книжное дело, книгоиздание
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
3
2
1
1
1
филология, лингвистика
1
1
1
3
2
0
0
1
1
2
0
1
0
1
1
1
0
0
2
6
0
0
1
0
социология
1
1
1
1
1
1
0
1
1
1
1
1
0
0
1
2
0
1
1
1
0
1
1
0
культурология
1
1
0
0
1
1
0
1
0
1
0
0
1
0
1
0
1
1
0
0
0
1
0
1
история и археология
0
1
0
0
1
0
0
0
0
1
0
0
0
1
0
0
0
0
1
0
0
0
1
0
философия
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
1
1
0
0
религиоведение и теология
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
1
0
1
0
1
0
0
искусствоведение
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
со всеми перечисленными в равной мере
3
3
2
2
2
4
2
3
2
2
3
3
6
2
2
3
4
2
2
1
2
1
3
4
ни с одной из перечисленных
10
9
11
14
7
9
13
10
9
8
12
9
5
12
11
7
15
10
7
1
6
12
9
15
затрудняюсь ответить
24
25
20
26
14
26
32
23
25
16
20
41
49
24
19
14
26
27
18
16
21
24
24
29
А ЕСЛИ БЫ У ВАС БЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧИТЬ ЛЮБУЮ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ, ТО КАКУЮ ИМЕННО ВЫ БЫ ВЫБРАЛИ? (Карточка, один ответ.)
Доли групп
100
61
27
8
32
28
36
48
52
34
39
27
14
35
33
17
27
30
29
8
12
16
39
25
юриспруденция, право
12
13
13
11
15
11
11
13
12
14
14
8
3
14
15
13
10
13
13
13
12
12
13
12
экономика
10
10
14
7
14
10
7
9
12
12
11
7
6
9
13
12
7
10
13
8
10
16
10
8
менеджмент, управление
7
7
6
6
9
5
6
7
6
12
5
2
3
6
7
9
6
7
8
8
9
8
6
5
психология
5
5
6
3
6
6
4
2
8
8
5
2
4
4
5
7
6
5
5
3
7
4
7
2
международные отношения
4
4
3
7
5
5
2
4
4
5
4
3
2
4
4
6
5
2
5
5
2
6
4
3
архитектура
4
3
4
2
6
2
3
5
2
6
3
1
2
5
3
4
4
2
4
1
6
4
4
2
педагогика
3
3
3
1
2
5
3
1
5
2
4
4
2
3
2
5
4
3
3
3
2
2
4
3
история и археология
2
2
4
2
2
3
3
3
2
2
3
3
2
2
3
2
3
3
2
1
3
3
2
3
искусство (творческие специальности)
2
2
3
3
1
2
3
2
2
3
3
1
1
2
2
4
2
1
3
5
4
0
2
3
журналистика
2
2
3
0
3
2
2
2
2
4
1
1
2
2
2
4
1
3
1
5
1
3
2
1
физическая культура
2
2
1
3
3
1
1
3
1
3
1
2
1
2
3
0
2
1
2
1
2
2
2
2
социальная работа
1
1
1
0
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
0
1
1
1
1
0
1
1
1
филология, лингвистика
1
1
0
2
2
1
0
1
1
2
0
1
1
1
0
2
1
0
2
7
1
1
0
0
книжное дело, книгоиздание
1
0
1
1
0
1
1
0
1
0
2
0
0
1
1
2
1
1
1
3
1
0
1
0
философия
1
1
0
2
1
1
0
1
1
1
1
0
0
1
0
2
0
0
2
1
1
0
1
0
культурология
1
0
1
1
1
1
0
0
1
1
0
0
0
0
1
1
0
0
1
2
2
0
0
0
социология
1
1
1
0
0
1
1
0
1
1
1
1
0
1
0
1
1
1
0
1
1
0
1
0
искусствоведение
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
0
0
0
1
1
0
1
1
2
1
0
0
0
религиоведение и теология
0
0
0
0
0
1
0
0
1
0
1
0
0
1
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
политология
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
ни одну из перечисленных
21
20
21
32
14
23
27
27
16
12
23
31
31
19
21
16
21
22
19
15
21
21
20
25
затрудняюсь ответить
19
21
13
18
13
18
25
18
21
12
18
31
37
21
16
8
22
22
13
14
15
16
19
27
ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О НАЦИОНАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, КОТОРЫЙ НАЧАЛ РЕАЛИЗОВЫВАТЬСЯ В РОССИИ В 2006 ГОДУ?