|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 17-18 ноября 2007 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Судя по данным опроса, в российских школах "национального вопроса" не существует. Большинство родителей (дедушек, бабушек, других близких родственников школьников) отметили неоднородный национальный состав класса, в котором учится их ребенок. Всего об этом заявили 24% от общего числа опрошенных, а еще 15% не знают национального состава класса. Лишь 8% респондентов сказали, что все дети в классе принадлежат к той же национальности, что и их ребенок. Однако мало кто воспринимает неоднородный состав класса негативно: только 1% видят в этом больше плохого, чем хорошего, в то время как 10% подчеркнули положительные стороны того, что вместе с их ребенком учатся дети других национальностей. Впрочем, 11% вообще не замечают никаких особенностей, связанных с национальной неоднородностью класса1.
На открытый вопрос: "Что плохого Вы видите в том, что в классе, где учится Ваш ребенок, есть дети разных национальностей?" было получено три типа ответов (статистическая представительность каждого – 1%). Респонденты говорили, во-первых, о конфликтах и разногласиях на национальной почве ("бывают разногласия"; "вражда"; "могут быть драки"; "постоянная ругань"; "иногда непонимание – и ребенок другой национальности остается один"). Во-вторых, они отмечали агрессивность некоторых детей ("дети других национальностей стесняют русских детей"; "народы Кавказа более агрессивны, чем славяне"; "дети злые, агрессивные, особенно мусульмане"). В-третьих, упоминали о сложностях преодоления языкового барьера, дидактических и психологических проблемах, возникающих в связи с этим ("тяжело им общаться – из-за нерусских медленнее идет обучение"; "нет знания языка других национальностей у русских"; "с учительницей только проблемы, а так все нормально").
Открытый вопрос с просьбой назвать положительные стороны того, что в классе их ребенка есть дети разных национальностей, вызвал у респондентов бoльший отклик. Так, 5% опрошенных с удовлетворением отмечали, что дети учатся дружить независимо от национальности ("дети общаются и не обращают внимания, кто какой национальности"; "на национальность не смотрят – это дети"); 2% просто говорили, что "это – нормально", "хорошо", "пусть все вместе учатся".
Некоторых респондентов, похоже, неприятно задела сама постановка вопроса, и они отвечали: "все дети равны, и вообще национальность не имеет значения"; "как можно делить на национальности?"; "какая разница, какие у них национальности?" (2%).
Другие приводили конкретные аргументы, обосновывая свое положительное отношение к тому, что ребенок учится в полиэтничном классе. Так, 3% отмечали, что это расширяет его культурный кругозор ("общается, изучает культуру, другой язык"; "возможность межнационального общения, понимание ценностей различных культур"; "будет знать кабардинский язык"). Столь же часто звучала мысль, что совместное обучение "воспитывает интернационализм" и уменьшает вероятность межнациональных конфликтов в будущем ("не будет националистов"; "дружба между народами рождается в малолетстве"). "Ведь страна у нас многонациональная", – подчеркивали некоторые респонденты (1%).
Даже те респонденты, ребенок которых относится к "национальному меньшинству" в своем классе, чрезвычайно редко отмечали наличие у него проблем на национальной почве (менее 1% ответов). Перечень проблем, названных респондентами, исчерпывается четырьмя высказываниями, приведем их полностью: "обзываются"; "возникали раньше: мальчишки били"; "отличие от русских во всем"; "его не любит классный руководитель, кричит на него на уроке; с детьми у него контакты хорошие".
Лишь очень немногие родители школьников говорили, что учителя неодинаково относятся к детям разных национальностей (1%). Конкретных примеров (ответов на открытый вопрос: "Скажите, пожалуйста, как именно проявляется особенное отношение учителей в зависимости от национальности ребенка?") прозвучало очень мало. Кто-то говорил о внимательном, бережном отношении к детям нетитульных национальностей ("большое внимание уделяют тем ученикам, которые плохо знают русский язык"; "к другим национальностям лучше относятся"), другие, наоборот, отмечали более жесткий подход к таким детям ("к таджикам некоторые учителя относятся строже, потому что они больше нарушают дисциплину, хуже слушают учителей").
По словам 19% респондентов, в их классе отношение учителей к детям не зависит от национальности последних; 4% затруднились ответить на вопрос.
Очень немногие (1%) считают, что в классе, где учится их ребенок, дети разных национальностей ссорятся между собой чаще, чем дети одной национальности. Несколько выше доля тех, кто утверждает, что ссоры между детьми разных национальностей происходят, наоборот, реже (2%), а 14% полагают, что детские ссоры с национальностью никак не связаны. Затруднились ответить на этот вопрос 7%.
Стоит заметить, что у детей, которые учатся в многонациональных классах, часто есть друзья, подруги или приятели другой национальности – об этом сказали 16% респондентов; 5% утверждают, что близких отношений с детьми другой национальности у их ребенка нет, 3% затруднились ответить.
Всем респондентам, независимо от наличия в их семье детей школьного возраста, был задан вопрос: "Как Вы считаете, тот факт, что в России живут люди многих национальностей, приносит ей в целом больше пользы или больше вреда?" Около половины наших сограждан (45%) видят в факте многонационального состава страны больше хорошего; чуть больше четверти опрошенных (28%) находят в этом больше плохого; такая же доля респондентов затруднились высказать определенное мнение на этот счет.
Ответы респондентов, имеющих в своих семьях детей-школьников, еще больше смещены в сторону позитивного восприятия полиэтничности страны: каждый второй представитель этой группы (50%) полагает, что многонациональный состав России приносит больше пользы, чем вреда; противоположного мнения придерживаются 23%, затруднились ответить на вопрос 28%.
Отметим, что полученное общее распределение ответов на обсуждаемый вопрос довольно сильно отличается от данных, зафиксированных летом этого года и особенно – в прошлом сентябре, когда в стране активно обсуждались межнациональные волнения в Кондопоге. Тогда лишь 34% респондентов оценили многонациональный состав страны как позитивный факт, а 39% усмотрели в этом больше вреда, чем пользы. Сегодня в аспекте восприятия национальных проблем массовое сознание не только вернулось на уровень толерантности, зафиксированный нами в апреле 2002 года, но и превзошло его.
1 Тем респондентам, которые не знают национального состава класса или отметили его мононациональный характер, этот, а также другие вопросы на эту тему, естественно, не задавались.
Ирина Шмерлина
Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас дети, или внуки, или другие близкие родственники, которые учатся сейчас в школе?
Скажите, пожалуйста, кто Ваш ребенок по национальности? (Ответы заявивших, что у них есть дети, внуки или другие близкие родственники, которые учатся сейчас в школе, - 40% от всех опрошенных.)
Скажите, пожалуйста, в классе, где учится Ваш ребенок, все дети той же национальности, что и Ваш ребенок, большинство, примерно половина, меньшинство или один-два человека? (Ответы заявивших, что у них есть дети, внуки или другие близкие родственники, которые учатся сейчас в школе, - 40% от всех опрошенных.)
Скажите, пожалуйста, у Вашего ребенка возникают какие-либо проблемы из-за того, что большинство детей в классе принадлежат к другой национальности? (Ответы заявивших, что там, где учится их ребенок, меньшинство или один-два человека той же национальности, - 4% от всех опрошенных.)
Скажите, пожалуйста, какие именно проблемы возникают у Вашего ребенка из-за того, что большинство детей в классе принадлежат к другой национальности? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что у их ребенка возникают проблемы из-за того, что большинство детей в классе принадлежат к другой национальности, - меньше 1% от всех опрошенных.)
все ответы | "Обзываются"; "возникали раньше: мальчишки били"; "отличие от русских во всем"; "его не любит классный руководитель, кричит на него на уроке; с детьми у него контакты хорошие". |
Скажите, пожалуйста, у Вашего ребенка есть школьные друзья, подруги, приятели другой национальности? (Ответы заявивших, что там, где учится их ребенок, есть дети разных национальностей, - 24% от всех опрошенных.)
Что хорошего Вы видите в том, что в классе, где учится Ваш ребенок, есть дети разных национальностей? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что там, где учится их ребенок, есть дети разных национальностей, - 24% от всех опрошенных.)
(в % от числа опрошенных) | Дети учатся дружить независимо от национальности, у нас очень дружный класс | 5 | "Дети умеют общаться со всеми детьми одинаково"; "воспитывается взаимопонимание"; "в классе все дружат"; "мирно живут"; "дети общаются и не обращают внимания, кто какой национальности"; "дети общаются между собой, дружат"; "дружат, общаются, поддерживают друг друга"; "на национальность не смотрят – это дети". | | Это расширяет кругозор, дети больше узнают о людях других национальностей, их обычаях, языке, культуре | 3 | "Будет знать каждый свои обычаи"; "друг у друга чему-то учатся"; "общается, изучает культуру, другой язык"; "обмениваются жизненным опытом"; "возможность межнационального общения, понимание ценностей различных культур"; "будет знать кабардинский язык"; "общение с теми детьми, узнает их культуру и национальные особенности"; "обмениваются культурными традициями". | | Воспитывается интернационализм, уменьшается вероятность межнациональных конфликтов в будущем | 3 | "Меньше национализма"; "националистов не ставят в угол, привыкают и не спорят"; "не будет националистов"; "объединяются"; "воспитывает интернационализм"; "дружба между народами рождается в малолетстве"; "будут более терпимы"; "не будут отделяться". | | Это хорошо, потому что все люди, дети всех национальностей равны | 2 | "Как можно делить на национальности?"; "все дети равны, и вообще национальность не имеет значения"; "какая разница, какие у них национальности?"; "все люди должны быть едины"; "я отношусь ко всем нациям нормально, они такие же люди, как и мы". | | Все хорошо, положительно отношусь к этому | 2 | "Пусть все вместе учатся"; "это нормально"; "хорошо"; "не вижу ничего плохого"; "все нормально". | | Россия – многонациональная страна, дети должны учиться жить в многонациональном обществе | 1 | "Делить нечего, Россия – многонациональная"; "межнациональное общение"; "учатся жить в многонациональном обществе"; "ведь страна у нас многонациональная". | | Другое | <1 | "Приличное отношение к людям"; "все дети получают образование независимо от национальности и расы"; "дополнение к образованию, коммуникабельность". | | Ничего хорошего не вижу | 1 | "Ничего"; "это не очень хорошо"; "ничего хорошего в этом нет". | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | 9 |
Что плохого Вы видите в том, что в классе, где учится Ваш ребенок, есть дети разных национальностей? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что там, где учится их ребенок, есть дети разных национальностей, - 24% от всех опрошенных.)
(в % от числа опрошенных) | Это приводит к межнациональным разногласиям, вражде, национализму | 1 | "Потому что некоторые выясняют отношения на национальной почве"; "часто ссорятся приезжие, мальчишки обижают часто"; "отношение друг к другу"; "вражда"; "могут быть драки"; "доминирует национализм среди детей"; "постоянная ругань"; "порой происходит столкновение принципов"; "иногда непонимание, и ребенок другой национальности остается один"; "бывают разногласия". | | Возникают сложности в преподавании и обучении, сказывается языковой барьер | 1 | "Тяжело им общаться, из-за нерусских медленнее идет обучение"; "нет знания языка других национальностей у русских"; "языковой барьер"; "нужен индивидуальный подход, чтобы не обидеть"; "с учительницей только проблемы, а так все нормально". | | Есть национальности, представители которых ведут себя агрессивно, притесняют русских детей | 1 | "Стычки сразу, люди других национальностей стараются подмять под себя"; "дети других национальностей стесняют русских детей"; "гонения на русских детей, говорят: «Мы уничтожим всех русских»"; "народы Кавказа более агрессивны, чем славяне"; "плохо, что они себя сильно возносят"; "дети злые, агрессивные, особенно мусульмане". | | Другое | <1 | "Скоро русских не будет. Стирается наша национальность. Куда ни посмотришь – все черные"; "класс неуправляемый из-за трех мальчиков-таджиков"; "все равно лучше, когда дети одной национальности". | | Ничего плохого не вижу | 9 | "Ничего плохого не вижу"; "ничего плохого, дети как дети"; "я думаю, что в многонациональной стране так и должно быть, и плохого здесь нет ничего"; "я ничего не вижу". | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | 13 |
Как Вам кажется, чего больше - хорошего или плохого - в том, что в классе, где учится Ваш ребенок, есть дети разных национальностей? Или наличие детей разных национальностей вообще себя никак не проявляет в классе, где учится Ваш ребенок? (Ответы заявивших, что там, где учится их ребенок, есть дети разных национальностей, - 24% от всех опрошенных.)
Скажите, пожалуйста, отношение учителей к детям в классе, где учится Ваш ребенок, зависит или не зависит от национальности ребенка? (Ответы заявивших, что там, где учится их ребенок, есть дети разных национальностей, - 24% от всех опрошенных.)
Скажите, пожалуйста, как именно проявляется особенное отношение учителей зависимости от национальности ребенка? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что отношение учителей к детям в классе, где учится их ребенок, зависит от национальности ребенка, - 1% от всех опрошенных.)
все ответы | "Помягче относятся или есть беженцы"; "отношение другое"; "были случаи занижения оценок и игнорирование со стороны учителя нерусской национальности"; "учитель другой национальности ребенка недолюбливает"; "большое внимание уделяют тем ученикам, которые плохо знают русский язык"; "к таджикам некоторые учителя относятся строже, потому что они больше нарушают дисциплину, хуже слушают учителей"; "татары-учителя больше внимания уделяют детям-татарам, у русских учителей это меньше проявляется"; "когда он отвечает не так, как требуется, учителя его позорят прямо на уроке"; "больше внимания уделяют детям другой национальности"; "к другим национальностям лучше относятся". |
Скажите, пожалуйста, в классе, в котором учится Ваш ребенок, дети разных национальностей ссорятся между собой чаще или реже, чем дети одной национальности? Или не чаще и не реже, а примерно с той же регулярностью? (Ответы заявивших, что там, где учится их ребенок, есть дети разных национальностей, - 24% от всех опрошенных.)
Как Вы считаете, тот факт, что в России живут люди многих национальностей, приносит ей в целом больше пользы или больше вреда?
Приложение. Таблицы
Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас дети, или внуки, или другие близкие родственники, которые учатся сейчас в школе?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
76 |
46 |
7 |
7 |
4 |
70 |
20 |
7 |
46 |
54 |
36 |
38 |
27 |
14 |
35 |
32 |
18 |
19 |
28 |
25 |
8 |
12 |
17 |
38 |
26 |
18 |
нет |
59 |
58 |
55 |
70 |
63 |
67 |
58 |
61 |
60 |
61 |
58 |
59 |
55 |
66 |
73 |
59 |
52 |
61 |
55 |
62 |
65 |
58 |
74 |
59 |
57 |
56 |
61 |
есть |
40 |
42 |
45 |
30 |
37 |
33 |
41 |
39 |
40 |
38 |
42 |
40 |
45 |
34 |
27 |
40 |
47 |
39 |
45 |
38 |
35 |
41 |
26 |
40 |
43 |
44 |
39 |
затрудняюсь ответить |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
* Здесь и далее - доля респондентов, которые при ответе на вопрос "Когда Вы в последний раз пользовались Интернетом?" выбрали позиции "В последние сутки", "В последнюю неделю", "В последний месяц".
** Здесь и далее - которые при ответе на вопрос "Как Вы думаете, Вы лично примете или не примете участие в выборах депутатов Государственной думы?" выбрали позиции "Совершенно точно приму участие в выборах", "Вероятнее всего приму участие в выборах", "Скорее приму, чем не приму участие в выборах".
Скажите, пожалуйста, кто Ваш ребенок по национальности? (Ответы заявивших, что у них есть дети, внуки или другие близкие родственники, которые учатся сейчас в школе, - 40% от всех опрошенных.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
76 |
46 |
7 |
7 |
4 |
70 |
20 |
7 |
46 |
54 |
36 |
38 |
27 |
14 |
35 |
32 |
18 |
19 |
28 |
25 |
8 |
12 |
17 |
38 |
26 |
18 |
русский |
35 |
36 |
39 |
25 |
35 |
32 |
35 |
35 |
34 |
33 |
36 |
34 |
38 |
31 |
25 |
33 |
40 |
34 |
36 |
35 |
32 |
38 |
19 |
37 |
39 |
35 |
36 |
татарин |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
0 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
4 |
2 |
1 |
1 |
5 |
1 |
0 |
3 |
1 |
армянин |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
другие национальности |
3 |
3 |
3 |
2 |
0 |
1 |
3 |
2 |
5 |
3 |
3 |
3 |
4 |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
5 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
6 |
2 |
затрудняюсь ответить |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
Скажите, пожалуйста, в классе, где учится Ваш ребенок, все дети той же национальности, что и Ваш ребенок, большинство, примерно половина, меньшинство или один-два человека? (Ответы заявивших, что у них есть дети, внуки или другие близкие родственники, которые учатся сейчас в школе, - 40% от всех опрошенных.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
76 |
46 |
7 |
7 |
4 |
70 |
20 |
7 |
46 |
54 |
36 |
38 |
27 |
14 |
35 |
32 |
18 |
19 |
28 |
25 |
8 |
12 |
17 |
38 |
26 |
18 |
все дети |
8 |
8 |
10 |
6 |
11 |
6 |
9 |
8 |
5 |
6 |
10 |
8 |
10 |
6 |
6 |
9 |
10 |
6 |
14 |
9 |
6 |
1 |
3 |
7 |
8 |
14 |
5 |
большинство |
15 |
16 |
17 |
11 |
14 |
19 |
15 |
16 |
17 |
14 |
16 |
16 |
17 |
12 |
6 |
14 |
19 |
19 |
17 |
15 |
15 |
26 |
8 |
16 |
17 |
14 |
19 |
половина |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
0 |
2 |
2 |
4 |
2 |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
4 |
1 |
2 |
2 |
5 |
2 |
2 |
2 |
3 |
4 |
меньшинство |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
0 |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
один-два человека |
2 |
2 |
3 |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
4 |
1 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
0 |
4 |
2 |
2 |
0 |
2 |
4 |
2 |
3 |
1 |
затрудняюсь ответить, сколько детей той же национальности |
3 |
3 |
3 |
1 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
3 |
3 |
2 |
1 |
3 |
3 |
0 |
5 |
2 |
3 |
2 |
2 |
не знаю национального состава класса |
8 |
8 |
8 |
6 |
5 |
4 |
8 |
7 |
6 |
8 |
7 |
7 |
7 |
9 |
11 |
8 |
7 |
5 |
5 |
6 |
6 |
5 |
4 |
7 |
9 |
8 |
6 |
Скажите, пожалуйста, у Вашего ребенка возникают какие-либо проблемы из-за того, что большинство детей в классе принадлежат к другой национальности? И если возникают, то какие именно? (Ответы заявивших, что там, где учится их ребенок, меньшинство или один-два человека той же национальности, - 4% от всех опрошенных.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
76 |
46 |
7 |
7 |
4 |
70 |
20 |
7 |
46 |
54 |
36 |
38 |
27 |
14 |
35 |
32 |
18 |
19 |
28 |
25 |
8 |
12 |
17 |
38 |
26 |
18 |
возникают |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
не возникает |
3 |
3 |
4 |
1 |
1 |
0 |
3 |
3 |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
4 |
4 |
1 |
5 |
2 |
2 |
2 |
2 |
5 |
2 |
3 |
2 |
затрудняюсь ответить |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Скажите, пожалуйста, у Вашего ребенка есть школьные друзья, подруги, приятели другой национальности? (Ответы заявивших, что там, где учится их ребенок, есть дети разных национальностей, - 24% от всех опрошенных.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
76 |
46 |
7 |
7 |
4 |
70 |
20 |
7 |
46 |
54 |
36 |
38 |
27 |
14 |
35 |
32 |
18 |
19 |
28 |
25 |
8 |
12 |
17 |
38 |
26 |
18 |
есть |
16 |
17 |
19 |
10 |
13 |
12 |
16 |
15 |
18 |
15 |
17 |
18 |
20 |
8 |
5 |
14 |
21 |
21 |
18 |
12 |
16 |
21 |
13 |
16 |
17 |
15 |
21 |
нет |
5 |
6 |
6 |
6 |
1 |
9 |
5 |
6 |
7 |
5 |
6 |
5 |
5 |
6 |
4 |
5 |
7 |
4 |
6 |
7 |
4 |
6 |
3 |
6 |
6 |
5 |
4 |
затрудняюсь ответить |
3 |
3 |
2 |
1 |
7 |
2 |
2 |
4 |
3 |
4 |
2 |
3 |
2 |
4 |
2 |
4 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
6 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
Как Вам кажется, чего больше - хорошего или плохого - в том, что в классе, где учится Ваш ребенок, есть дети разных национальностей? Или наличие детей разных национальностей вообще себя никак не проявляет в классе, где учится Ваш ребенок? (Ответы заявивших, что там, где учится их ребенок, есть дети разных национальностей, - 24% от всех опрошенных.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
76 |
46 |
7 |
7 |
4 |
70 |
20 |
7 |
46 |
54 |
36 |
38 |
27 |
14 |
35 |
32 |
18 |
19 |
28 |
25 |
8 |
12 |
17 |
38 |
26 |
18 |
больше хорошего |
10 |
11 |
12 |
3 |
7 |
14 |
11 |
9 |
11 |
11 |
10 |
11 |
12 |
7 |
4 |
9 |
13 |
14 |
10 |
10 |
11 |
20 |
8 |
10 |
13 |
6 |
16 |
больше плохого |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
0 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
3 |
1 |
2 |
0 |
4 |
3 |
1 |
0 |
1 |
3 |
наличие детей разных национальностей никак себя не проявляет |
11 |
12 |
12 |
12 |
11 |
7 |
11 |
12 |
15 |
11 |
12 |
12 |
13 |
9 |
6 |
12 |
14 |
9 |
14 |
10 |
11 |
9 |
6 |
13 |
11 |
14 |
9 |
затрудняюсь ответить |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
0 |
2 |
0 |
2 |
1 |
1 |
Скажите, пожалуйста, отношение учителей к детям в классе, где учится Ваш ребенок, зависит или не зависит от национальности ребенка? (Ответы заявивших, что там, где учится их ребенок, есть дети разных национальностей, - 24% от всех опрошенных.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
76 |
46 |
7 |
7 |
4 |
70 |
20 |
7 |
46 |
54 |
36 |
38 |
27 |
14 |
35 |
32 |
18 |
19 |
28 |
25 |
8 |
12 |
17 |
38 |
26 |
18 |
зависит |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
не зависит |
19 |
20 |
22 |
14 |
16 |
20 |
19 |
18 |
25 |
17 |
21 |
21 |
23 |
13 |
8 |
18 |
24 |
22 |
23 |
17 |
18 |
27 |
14 |
19 |
21 |
18 |
21 |
затрудняюсь ответить |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
5 |
3 |
5 |
3 |
3 |
4 |
4 |
2 |
5 |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
6 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
Скажите, пожалуйста, в классе, в котором учится Ваш ребенок, дети разных национальностей ссорятся между собой чаще или реже, чем дети одной национальности? Или не чаще и не реже, а примерно с той же регулярностью? (Ответы заявивших, что там, где учится их ребенок, есть дети разных национальностей, - 24% от всех опрошенных.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
76 |
46 |
7 |
7 |
4 |
70 |
20 |
7 |
46 |
54 |
36 |
38 |
27 |
14 |
35 |
32 |
18 |
19 |
28 |
25 |
8 |
12 |
17 |
38 |
26 |
18 |
чаще |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
0 |
1 |
0 |
2 |
1 |
2 |
1 |
0 |
2 |
не чаще и не реже |
14 |
15 |
17 |
11 |
9 |
13 |
14 |
15 |
17 |
13 |
16 |
15 |
16 |
10 |
7 |
12 |
21 |
14 |
16 |
12 |
16 |
21 |
10 |
14 |
16 |
12 |
16 |
реже |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
затрудняюсь ответить |
7 |
8 |
7 |
5 |
9 |
7 |
7 |
6 |
8 |
8 |
6 |
6 |
8 |
7 |
3 |
8 |
7 |
8 |
7 |
8 |
5 |
7 |
6 |
7 |
6 |
9 |
7 |
Скажите, пожалуйста, у Вашего ребенка есть школьные друзья, подруги, приятели другой национальности? (Ответы заявивших, что там, где учится их ребенок, есть дети разных национальностей, - 24% от всех опрошенных.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
76 |
46 |
7 |
7 |
4 |
70 |
20 |
7 |
46 |
54 |
36 |
38 |
27 |
14 |
35 |
32 |
18 |
19 |
28 |
25 |
8 |
12 |
17 |
38 |
26 |
18 |
есть |
16 |
17 |
19 |
10 |
13 |
12 |
16 |
15 |
18 |
15 |
17 |
18 |
20 |
8 |
5 |
14 |
21 |
21 |
18 |
12 |
16 |
21 |
13 |
16 |
17 |
15 |
21 |
нет |
5 |
6 |
6 |
6 |
1 |
9 |
5 |
6 |
7 |
5 |
6 |
5 |
5 |
6 |
4 |
5 |
7 |
4 |
6 |
7 |
4 |
6 |
3 |
6 |
6 |
5 |
4 |
затрудняюсь ответить |
3 |
3 |
2 |
1 |
7 |
2 |
2 |
4 |
3 |
4 |
2 |
3 |
2 |
4 |
2 |
4 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
6 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
Как Вы считаете, тот факт, что в России живут люди многих национальностей, приносит ей в целом больше пользы или больше вреда?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
76 |
46 |
7 |
7 |
4 |
70 |
20 |
7 |
46 |
54 |
36 |
38 |
27 |
14 |
35 |
32 |
18 |
19 |
28 |
25 |
8 |
12 |
17 |
38 |
26 |
18 |
больше пользы |
45 |
48 |
48 |
43 |
33 |
43 |
47 |
39 |
40 |
46 |
43 |
38 |
50 |
46 |
44 |
42 |
44 |
50 |
45 |
44 |
46 |
36 |
42 |
47 |
44 |
47 |
48 |
больше вреда |
28 |
26 |
27 |
32 |
36 |
39 |
26 |
29 |
33 |
27 |
28 |
32 |
22 |
30 |
31 |
29 |
28 |
22 |
28 |
29 |
28 |
34 |
33 |
28 |
27 |
24 |
25 |
затрудняюсь ответить |
28 |
26 |
26 |
25 |
31 |
18 |
27 |
32 |
27 |
26 |
29 |
31 |
27 |
25 |
25 |
29 |
28 |
29 |
27 |
26 |
26 |
29 |
25 |
25 |
29 |
29 |
26 |
|