|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 14-15 июня 2008 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Нынешние шестнадцатилетние – это юноши и девушки, рожденные в сложнейшее для страны время: в 1991–1992 гг. Сегодня они оканчивают школу и вскоре окажутся перед выбором: продолжать образование или начать работать. Больше половины россиян (57%) полагают, что представители этой возрастной когорты в большинстве своем нацелены на продолжение образования (чаще прочих так считает молодежь – 64% респондентов в возрасте 18–25 лет – и обладатели высшего образования – 63%) и только примерно каждый пятый думает, что они собираются работать по окончании школы (19%).
По мнению 74% респондентов, сегодняшние шестнадцатилетние не подготовлены к самостоятельной жизни, и только 17% уверены в обратном. Те, кому 16 лет было сравнительно недавно, 18–25-летние, значительно чаще остальных разделяют последнюю точку зрения (28%). Но уже респонденты 26–35 лет гораздо сдержаннее в оценках младшего поколения (19%).
Чуть менее трети опрошенных полагают, что шестнадцатилетние юноши и девушки вообще не строят планов на будущее (32%). Половина респондентов (50%) считают, напротив, что сегодня люди этого возраста строят планы, причем 20% полагают, что планы у них есть и на ближайшее, и на отдаленное будущее (28% думают, что горизонт планирования юношей и девушек ограничен ближайшим будущим, а 2% – что они смотрят только вдаль, пренебрегая краткосрочными планами).
У тех, кто верит, что шестнадцатилетние строят планы на будущее, мы поинтересовались, сбудутся или не сбудутся, по их мнению, эти планы. Решились делать прогноз далеко не все, но оптимистов среди них оказалось вдвое больше, чем скептиков (27% против 14%). Особенно высоко оценивают вероятность воплощения планов юношей и девушек в жизнь респонденты, которым сегодня 18–25 лет (39%).
Объясняя свой скептицизм относительно шансов молодых реализовать свои планы, пессимистично настроенные респонденты ссылаются как на объективные факторы («жизнь сейчас жестокая»; «нестабильность»; «политика не даст»; «может все упереться в деньги», «трудно устроиться на работу», «нет денег на обучение»), так и на завышенную амбициозность, неопытность, лень, слабохарактерность молодых и т. п. («слишком много хотят и сразу»; «не хватит на всех богатых женихов и невест»; «они подростки и не знают жизни»; «из-за лени и из-за нежелания»; «слабая сила воли»).
Опрошенные россияне склонны считать, что большинство сегодняшних шестнадцатилетних не интересует ситуация в стране (57%), и только 28% респондентов уверены в обратном.
Респондентам также были заданы открытые вопросы о том, какие ценности старшего поколения являются для сегодняшних шестнадцатилетних юношей и девушек своими, близкими, а какие – чужими, далекими. Стоит отметить, что довольно многие – 9% опрошенных – говорили о наследовании представителями этой возрастной когорты семейных ценностей (тогда как об отказе от последних сказали лишь 2%). Примечательно также, что установка на достаток, материальное благополучие, обычно воспринимающаяся как примета нового поколения, нередко интерпретируется участниками опроса как соответствующая ценностям старших (8%).
В то же время в числе ценностей, присущих старшему поколению, но чуждых сегодняшним шестнадцатилетним, особенно часто упоминались патриотизм (13%), трудолюбие (8%), воспитанность (9%), честность, порядочность (7%) – тогда как в противоположном контексте (в ряду ценностей, наследуемых нынешними юношами и девушками) о них говорили гораздо реже: о патриотизме и трудолюбии – по 4%, о воспитанности – 3%, о честности, порядочности – 2%.
Кроме того, в представлении некоторых респондентов, «мало у молодежи духовного начала» (5%), коллективизма, сплоченности, взаимовыручки (2%), преданности идеалам, самоотверженности (2%). Наконец, обвиняя шестнадцатилетних в отсутствии скромности и целомудрия, респонденты используют традиционный набор упреков («нет у них ничего святого, кроме сигарет, пива, водки»; «пьянка, гулянка»; «пьянство, наркотики, поведение»).
Лариса Паутова
Как Вы полагаете, на что нацелены большинство сегодняшних шестнадцатилетних, что они собираются делать после окончания школы: продолжать образование или начать работать?
население в целом |
18-25 летние |
|
|
Как Вы считаете, большинство сегодняшних шестнадцатилетних подготовлены или не подготовлены к самостоятельной жизни?
население в целом |
18-25 летние |
|
|
Как Вам кажется, большинство сегодняшних шестнадцатилетних строят или не строят планы на будущее? И если строят планы, то только на ближайшее будущее, только на отдаленное будущее, или они строят планы и на ближайшее, и на отдаленное будущее?
население в целом |
18-25 летние |
|
|
Как Вы полагаете, большинство из тех планов, которые строят сегодняшние шестнадцатилетние, сбудутся или не сбудутся? (Ответы всех респондентов, кроме заявивших, что большинство сегодняшних шестнадцатилетних не строят планов на будущее, - 68% от всех опрошенных.)
население в целом |
18-25 летние |
|
|
Почему Вы думаете, что большинство из тех планов, которые строят сегодняшние шестнадцатилетние, не сбудутся? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что большинство из тех планов, которые строят сегодняшние шестнадцатилетние, не сбудутся, - 14% от всех опрошенных.)
(в % от числа опрошенных) | Молодежь наивная, неопытная, у нее несбыточные мечты, она хочет слишком многого | 2 | «Слишком много хотят и сразу»; «нет опыта жизни»; «в 16 лет строят планы, которые чаще всего реально сбываться не могут»; «не имеют жизненного опыта»; «какие-то сбудутся, какие-то не сбудутся, юность – это всегда время иллюзий»; «розовые мечты не всегда претворяются в жизнь»; «наивные еще, все в сказку верят»; «не хватит сил и ума, отсутствие жизненного опыта»; «они подростки и не знают жизни»; «…они строят нереальные планы». | | Молодежь несерьезная, ленивая | 2 | «Дети сейчас избалованы»; «многие молодые люди сегодня несерьезны»; «не обосновано, нет усилий и желаний их выполнить»; «слабая сила воли»; «из-за лени и из-за нежелания»; «живут сегодняшним днем, не подготавливают почву»; «молодежь ленивая, трудиться не желает». | | Из-за политики государства | 2 | «Правительство не хочет, чтобы было хорошее будущее у бедных»; «из-за существующего политического строя»; «из-за такой власти, из-за такого бардака не сбудутся»; «потому что наше правительство не выполняет обещания»; «потому что идет уничтожение нации»; «они не могут надеяться ни на какую особую поддержку государства»; «наше государство не думает о человеке»; «политика не даст». | | В стране нестабильная обстановка | 2 | «Нет перспективы и уверенности в будущем»; «нестабильная ситуация в экономике»; «каждый день не знаешь, что будет завтра»; «нестабильность в обществе продолжается»; «Россия – страна непостоянная, планы видоизменятся за это время»; «все сильно меняется в течение года: планы не поспевают за жизнью»; «Россия – страна, от которой не знаешь, чего ожидать»; «жизнь еще изменится»; «нестабильность в государстве». | | Трудно устроиться на работу | 2 | «Нет работы для молодежи по специальности»; «из-за неустройства рабочих мест, низкой зарплаты»; «работать некуда им идти»; «им трудно найти работу»; «из-за безработицы»; «нет рабочих мест, нет стажа». | | Жизнь трудная | 1 | «Жизнь очень сложная»; «сложности жизни»; «жизнь сейчас жестокая»; «реалии жизни жестоки»; «они молодые, а жизнь тяжелая». | | Нужны деньги, связи | 1 | «Нужны денежные средства и связи»; «наша страна становится более капиталистической, где все решают финансы»; «от нас мало что зависит, власть денег все решает»; «необходима какая-то поддержка»; «для этого нужно много денег, у большинства их нет, умным трудно пробиться»; «может все упереться в деньги». | | Нужна помощь родителей | 1 | «Они рассчитывают не на свои силы, а на родителей, их деньги»; «без помощи родителей никуда»; «если не смогут помочь родители»; «если родители помогут, а если нет?». | | Платное высшее образование, трудно его получить | 1 | «Обучение платное, не всем по карману»; «нет денег на обучение»; «в институт устроиться – нужны очень большие деньги»; «не многим доступно высшее образование»; «не смогу дать своей дочери того, о чем она мечтает, потому что образование платное, а на это нет средств»; «очень трудно поступить учиться». | | Другое | 1 | «Не хватит на всех богатых женихов и невест»; «от человека в нашей жизни мало что зависит, все зависит от обстоятельств жизни»; «абсолютная финансовая безграмотность»; «часто меняют свое мнение»; «мало возможностей»; «потому что возможностей много, а реализовать их сложно»; «так происходит всегда»; «не каждому дано бизнесом заниматься». | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | 2 |
Для каждого молодого поколения одни ценности старшего поколения являются своими, близкими, а другие ценности - чужими, далекими. По Вашему мнению, какие ценности старшего поколения для сегодняшних шестнадцатилетних юношей и девушек являются своими, близкими? (Открытый вопрос.)
(в % от числа опрошенных) | Семейные ценности, любовь к родителям | | 9 | «Кто-то думает о семье, родителях»; «любовь к родным»; «свой род»; «семья – она как раньше была, так и сейчас остается; уважение к родителям»; «семья, уважение к родителям»; «создание дружной семьи, вырастить детей»; «сохранение семейных традиций»; «ценность семьи»; «чтобы в семье было все хорошо». | | | Достаток, материальное благополучие, зарабатывание денег | | 8 | «Благополучие и достаток семьи»; «деньги всегда были, во все времена»; «достаток материальный, семейное благополучие»; «зарабатывание денег, без этого не проживешь»; «машина, гараж, жилплощадь»; «материальная обеспеченность»; «хорошо оплачиваемая работа». | | | Позитивные личностные качества | | 8 | Трудолюбие, целеустремленность | 4 | | «Желание работать»; «привили любовь к труду…»; «работа превыше всего»; «работоспособность»; «умение работать и проявлять инициативу»; «целеустремленность». | | | Патриотизм, любовь к Родине | 4 | | «Любовь к Родине»; «любовь к своей Родине и чувство гордости за нее»; «патриотизм, державность»; «преданность Родине»; «чувство Родины». | | | Честность, порядочность, совесть | 2 | | «Быть справедливым честным»; «достоинство»; «порядочность, честность». | | | Доброта, отзывчивость, сострадание | 1 | | «Делать добро»; «доброта и доверие»; «доброта, забота»; «душевность, сочувствие больным и слабым». | | | Другие позитивные личностные качества | 1 | | «Героизм»; «изобретательность, сметливость, юмор»; «любовь к жизни»; «коллективизм. Гостеприимство. Заботливое отношение к детям»; «мужество, сила, страсть»; «уверенность в завтрашнем дне»; «чувство ответственности». | | | Образование, стремление к знаниям | | 4 | «Быть образованным»; «желание учиться»; «отношение к высшему образованию»; «получить высшее образование»; «стремление к учебе»; «хотят учиться». | | | Воспитанность, уважение к старшим, уважительное отношение к людям | | 3 | «Культура поведения»; «почитание бабушек»; «слушаться старших»; «уважение к людям»; «уважение к старшим, но не у всех»; «уважение к взрослым»; «уважение к старшим, к старикам». | | | Любовь, дружба, доверие | | 3 | «Вера в любовь и дружбу»; «доверие»; «дружба, любовь»; «думаю, ценность в общении»; «романтика, любовь»; «доверие людей». | | | Стремление к самореализации, успеху | | 1 | «Добиться определенной позиции в жизни»; «реализация собственных планов»; «реализоваться в жизни»; «самоутверждение»; «стать хорошим специалистом, завоевать уважение людей»; «стремление к успеху»; «успех, стабильность». | | | Культурные ценности, уважение к истории страны | | 1 | «Война Великая Отечественная, к ней уважение»; «День Победы»; «культура»; «любят праздновать 9 Мая»; «память дедов, которые воевали»; «память о прошлом»; «память о старшем поколении, которые погибли в Великой Отечественной войне»; «уважение к историческим корням своей страны»; «чтят память своих предков, историю не забывают, их учат». | | | Это зависит от воспитания, от семьи, ценности те же | | 1 | «Берут от родителей, если родители порядочные люди»; «все зависит от семейного воспитания, от уклада семьи»; «как родители воспитают, всех по-разному»; «ценности, доставшиеся в наследство от родителей»; «это зависит от каждого конкретного человека, от его семьи»; «это зависит от родителей, как они воспитали своих детей». | | | Мир, безопасность | | 1 | «Безопасность России»; «мир на земле»; «мир чтобы был»; «мир, безопасность»; «чтобы был мир в стране». | | | Свобода, независимость | | 1 | «Самостоятельность»; «свобода, независимость»; «стремление как можно раньше стать самостоятельными»; «стремление к свободе». | | | Духовные, моральные ценности | | 1 | «Все моральные ценности»; «духовные»; «духовные ценности, многие уходят в религию…»; «моральные устои»; «этика и моральное поведение». | | | Другое | | 2 | «Беспринципность»; «вера в лучшее будущее»; «музыкальные предпочтения одинаковы»; «опыт старших»; «посадить дерево, вырастить ребенка, построить дом»; «соблюдение религиозных законов, это много спокойствия и мир моим детям приносит»; «спорт»; «ходят в церковь сейчас как старики». | | | Нет близких ценностей, нет никаких ценностей | | 10 | «Вообще не ценят ценности старшего поколения»; «думаю, что никакие»; «нет никаких ценностей у молодежи»; «ни на что не равняются, они живут сами по себе»; «никаких ценностей, они у них разные»; «таких нет»; «нет никаких ценностей, кроме денег»; «никакие, они сейчас живут по-своему, у них на уме одни дискотеки, они сейчас более разболтанные»; «секс им только надо». | | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | | 54 |
А какие ценности старшего поколения для сегодняшних шестнадцатилетних юношей и девушек являются чужими, далекими? (Открытый вопрос.)
(в % от числа опрошенных) | Патриотизм, любовь к Родине | 13 | «Верность Родине»; «любовь к Родине, патриотизм»; «патриотизма у молодежи нет»; «патриотические чувства, любовь к Родине»; «уважения к Родине нет». | | Вежливость, воспитанность, уважение к старшим, уважительное отношение к людям | 9 | «Вежливости нет»; «взаимоуважение»; «культура поведения, особенно в общественных местах»; «не уважают ни старых, ни беременных»; «неуважение к пожилым, старшим»; «поведение в обществе»; «уважение к окружающим»; «уважение к старшему поколению, соблюдение общепринятых правил поведения». | | Трудолюбие, серьезность, самостоятельность | 8 | «Выносливость и трудолюбие»; «желание работать»; «желание самим зарабатывать»; «любовь к труду»; «нет стремления работать, особенно у станка»; «самостоятельность»; «серьезность, самостоятельность». | | Честность, порядочность, совесть | 7 | «Благородство»; «многое: честность, правдивость»; «порядочности нет»; «правда, честь»; «принципиальность, честность, справедливость»; «совесть». | | Духовные, моральные ценности | 5 | «Духовность, нравственность»; «мало у молодежи духовного начала»; «мораль»; «моральные и духовные ценности»; «моральные принципы»; «нравственные»; «целостность натуры, духовность». | | Все чуждо, совсем другие ценности и взгляды на жизнь | 4 | «Все абсолютно разное – и время, и поколение. Это нельзя сравнить»; «все, какие есть, для них чужды»; «многие идеалы прошлого»; «не приемлют ценностей старшего поколения»; «отношение к общечеловеческим ценностям»; «разное мышление и время»; «ценности меняются со временем, сейчас нет тех, что были раньше». | | Бескорыстие, отсутствие меркантильных интересов | 3 | «Бескорыстие»; «бесплатно работать»; «деньги – главное для них»; «желание быть богатым»; «культ денег»; «не хотят быть нищими, хотят жить в особняках»; «работать ради общего блага, бесплатно»; «стремление к роскошной жизни»; «у молодежи материальное преобладает над духовным». | | Доброта, сострадание, отзывчивость, открытость, доброжелательность | 3 | «Доброта к тем, кто рядом»; «доброта, внимание, сердечность»; «доброта, отзывчивость»; «доверчивость»; «душевность»; «открытость, доброжелательность»; «сострадание»; «сочувствие». | | Коммунистические идеалы, вера в партию, комсомол | 3 | «Вера в коммунизм и в светлое человечество»; «вера в партию, комсомол»; «идеалы коммунизма»; «коммунистические идеи»; «Ленин, революция, коммунизм»; «стремление к построению социализма, коммунизма»; «утопия коммунизма уже чужда 16-летним». | | Скромность, целомудрие | 2 | «Скромность»; «целомудрие»; «скромность девушек». | | Законопослушность, дисциплинированность, чувство долга, ответственность | 2 | «Долг»; «законность, законопослушность»; «молодежь недисциплинированная»; «не всегда соблюдается закон»; «нет дисциплины»; «ответственность»; «чувство долга и ответственности». | | Преданность идеалам, самоотверженность | 2 | «Более безыдейные»; «идейность, патриотизм, вера в завтрашний день»; «идеология»; «нет идеалов»; «преданность идеалам, самоотверженность»; «призывы отправится на БАМ или целину». | | Культурные ценности, уважение к истории страны | 2 | «Знание истории, выводы прошлого, упреки, понукание с нашей стороны»; «искусство»; «книги не читают»; «культура»; «культурные ценности»; «не интересуются литературой, музыкой»; «не помнят совсем про войну»; «они ничего не знают, что было у старшего поколения»; «уважение к истории, интеллигентность». | | Коллективизм, сплоченность, взаимовыручка, терпимость, интернационализм | 2 | «Взаимопомощь, доверительное отношение к людям»; «взаимопомощь, способность прийти на помощь в трудную минуту»; «жили вместе дружнее, не было национальной разделенности»; «интернационализм, жизнестойкость»; «коллективизм, взаимовыручка»; «терпимость». | | Ценность семьи и брака | 2 | «В большинстве для молодежи не является ценностью создание семьи»; «живут гражданским браком»; «замуж выходят без росписи – поживут, поживут, ребенка заведут, а уж потом распишутся»; «семейные»; «семья»; «традиции семьи». | | Любовь, дружба, верность, преданность | 1 | «Верность, преданность»; «дружба и преданность»; «любовь»; «настоящая дружба»; «преданность, верность». | | Служба в армии | 1 | «Молодежь не хочет служить в армии»; «Родину защищать»; «я думаю, что никто бы сейчас не пошел исполнять интернациональный долг; служба в армии». | | Стиль жизни, мода | 1 | «В одежде»; «мода была другая, они одеваются по-другому, и наша мода для них неприемлема…»; «музыкальные ценности»; «склад жизни»; «жизненный стиль. | | Религиозность | <1 | «Религиозность»; «религия». | | Другое | 2 | «Авторитет лидера»; «вредные привычки, ставшие для нас нормой»; «жилье – его честным трудом не заработаешь»; «какие-нибудь старые обряды»; «никакие»; «раньше мы были более свободны и уверены в будущем»; «ходить с лозунгами»; «пьянка, гулянка»; «пьянство, наркотики, поведение». | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | 48 |
Как Вам кажется, какие из перечисленных слов означают наиболее важные понятия для сегодняшних шестнадцатилетних? (Карточка, не более пяти ответов.)
население в целом |
18-25 летние |
|
|
Как Вы думаете, среди сегодняшних шестнадцатилетних больше тех, которых интересует ситуация в стране, или тех, кого ситуация в стране совсем не интересует?
население в целом |
18-25 летние |
|
|
Приложение. Таблицы
Как Вы полагаете, на что нацелены большинство сегодняшних шестнадцатилетних, что они собираются делать после окончания школы: продолжать образование или начать работать?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
46 |
54 |
36 |
36 |
27 |
14 |
34 |
34 |
18 |
20 |
39 |
24 |
8 |
13 |
17 |
37 |
25 |
26 |
продолжать образование |
57 |
55 |
59 |
64 |
58 |
46 |
42 |
57 |
60 |
63 |
54 |
56 |
61 |
49 |
56 |
66 |
56 |
55 |
68 |
начать работать |
19 |
18 |
21 |
20 |
20 |
18 |
17 |
22 |
18 |
18 |
20 |
22 |
18 |
18 |
17 |
17 |
20 |
22 |
17 |
затрудняюсь ответить |
24 |
27 |
21 |
16 |
22 |
36 |
41 |
22 |
22 |
19 |
26 |
22 |
21 |
33 |
27 |
17 |
24 |
23 |
16 |
* Здесь и далее - доля респондентов, которые при ответе на вопрос "Когда Вы в последний раз пользовались Интернетом?" выбрали позиции "В последние сутки", "В последнюю неделю", "В последний месяц".
Как Вы считаете, большинство сегодняшних шестнадцатилетних подготовлены или не подготовлены к самостоятельной жизни?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
46 |
54 |
36 |
36 |
27 |
14 |
34 |
34 |
18 |
20 |
39 |
24 |
8 |
13 |
17 |
37 |
25 |
26 |
подготовлены |
17 |
17 |
16 |
23 |
15 |
9 |
9 |
17 |
17 |
21 |
12 |
15 |
19 |
14 |
18 |
19 |
15 |
17 |
23 |
не подготовлены |
74 |
74 |
73 |
69 |
77 |
75 |
73 |
74 |
74 |
72 |
77 |
76 |
70 |
77 |
74 |
72 |
74 |
72 |
70 |
затрудняюсь ответить |
10 |
10 |
10 |
8 |
8 |
16 |
18 |
10 |
9 |
7 |
11 |
9 |
11 |
9 |
9 |
8 |
11 |
11 |
7 |
Как Вам кажется, большинство сегодняшних шестнадцатилетних строят или не строят планы на будущее? И если строят планы, то только на ближайшее будущее, только на отдаленное будущее, или они строят планы и на ближайшее, и на отдаленное будущее?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
46 |
54 |
36 |
36 |
27 |
14 |
34 |
34 |
18 |
20 |
39 |
24 |
8 |
13 |
17 |
37 |
25 |
26 |
не строят планов |
32 |
34 |
29 |
29 |
31 |
36 |
36 |
32 |
32 |
26 |
35 |
31 |
31 |
33 |
31 |
27 |
32 |
33 |
26 |
строят планы только на ближайшее будущее |
28 |
26 |
30 |
34 |
29 |
19 |
14 |
31 |
28 |
35 |
25 |
29 |
31 |
29 |
33 |
43 |
25 |
21 |
37 |
строят планы и на ближайшее, и на отдаленное будущее |
20 |
19 |
21 |
23 |
22 |
15 |
15 |
20 |
22 |
23 |
21 |
17 |
20 |
20 |
20 |
20 |
18 |
23 |
24 |
строят планы только на отдаленное будущее |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
6 |
3 |
1 |
1 |
4 |
3 |
затрудняюсь ответить, на ближайшее или на отдаленное будущее |
4 |
5 |
4 |
3 |
4 |
6 |
8 |
3 |
5 |
3 |
6 |
5 |
3 |
1 |
3 |
1 |
7 |
4 |
2 |
затрудняюсь ответить, строят или не строят планы |
13 |
13 |
13 |
9 |
11 |
22 |
26 |
11 |
12 |
10 |
11 |
15 |
12 |
11 |
11 |
7 |
16 |
14 |
6 |
Как Вы полагаете, большинство из тех планов, которые строят сегодняшние шестнадцатилетние, сбудутся или не сбудутся? (Ответы всех респондентов, кроме заявивших, что большинство сегодняшних шестнадцатилетних не строят планов на будущее, - 68% от всех опрошенных.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
46 |
54 |
36 |
36 |
27 |
14 |
34 |
34 |
18 |
20 |
39 |
24 |
8 |
13 |
17 |
37 |
25 |
26 |
сбудутся |
27 |
24 |
29 |
33 |
27 |
19 |
16 |
29 |
28 |
28 |
23 |
25 |
32 |
22 |
33 |
34 |
23 |
28 |
35 |
не сбудутся |
14 |
14 |
14 |
14 |
16 |
11 |
12 |
15 |
13 |
15 |
15 |
15 |
13 |
17 |
15 |
14 |
12 |
15 |
17 |
затрудняюсь ответить |
28 |
27 |
28 |
25 |
26 |
34 |
35 |
23 |
27 |
31 |
27 |
29 |
24 |
28 |
21 |
26 |
33 |
24 |
22 |
Как Вам кажется, какие из перечисленных слов означают наиболее важные понятия для сегодняшних шестнадцатилетних? (Карточка, не более пяти ответов.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
46 |
54 |
36 |
36 |
27 |
14 |
34 |
34 |
18 |
20 |
39 |
24 |
8 |
13 |
17 |
37 |
25 |
26 |
достаток |
59 |
58 |
59 |
58 |
65 |
51 |
45 |
60 |
60 |
63 |
52 |
59 |
61 |
56 |
65 |
55 |
61 |
55 |
63 |
успех |
39 |
41 |
38 |
42 |
42 |
31 |
31 |
39 |
39 |
46 |
35 |
37 |
44 |
43 |
49 |
36 |
41 |
32 |
44 |
свобода |
35 |
36 |
34 |
41 |
36 |
28 |
31 |
34 |
35 |
41 |
30 |
33 |
40 |
43 |
46 |
37 |
33 |
29 |
41 |
собственность |
29 |
33 |
26 |
27 |
34 |
24 |
22 |
29 |
30 |
32 |
20 |
30 |
35 |
35 |
45 |
25 |
30 |
19 |
33 |
семья |
23 |
21 |
25 |
26 |
21 |
21 |
14 |
25 |
23 |
26 |
23 |
21 |
22 |
13 |
17 |
24 |
28 |
21 |
25 |
права человека |
21 |
17 |
24 |
25 |
21 |
15 |
13 |
19 |
22 |
29 |
17 |
21 |
24 |
29 |
22 |
22 |
22 |
14 |
27 |
сила |
19 |
22 |
16 |
18 |
22 |
17 |
14 |
19 |
19 |
22 |
19 |
18 |
22 |
19 |
28 |
21 |
17 |
15 |
22 |
мир |
19 |
17 |
20 |
19 |
19 |
18 |
16 |
21 |
20 |
14 |
22 |
21 |
13 |
15 |
11 |
14 |
23 |
21 |
18 |
безопасность |
19 |
18 |
19 |
23 |
16 |
16 |
10 |
19 |
18 |
24 |
22 |
15 |
21 |
23 |
16 |
20 |
19 |
16 |
23 |
стабильность |
18 |
16 |
19 |
22 |
16 |
14 |
15 |
18 |
16 |
20 |
15 |
18 |
19 |
15 |
20 |
21 |
17 |
16 |
23 |
достоинство |
12 |
12 |
12 |
14 |
12 |
9 |
8 |
11 |
14 |
13 |
10 |
12 |
12 |
10 |
12 |
14 |
12 |
11 |
15 |
справедливость |
11 |
9 |
13 |
12 |
11 |
10 |
7 |
13 |
10 |
13 |
12 |
11 |
11 |
10 |
10 |
13 |
11 |
10 |
13 |
защита |
10 |
8 |
12 |
13 |
10 |
6 |
6 |
11 |
11 |
10 |
13 |
9 |
9 |
7 |
8 |
12 |
10 |
11 |
11 |
закон |
10 |
11 |
8 |
11 |
10 |
8 |
8 |
9 |
13 |
7 |
10 |
10 |
10 |
10 |
5 |
11 |
11 |
10 |
10 |
труд |
9 |
9 |
8 |
11 |
7 |
8 |
5 |
10 |
9 |
9 |
12 |
7 |
7 |
4 |
5 |
10 |
10 |
10 |
8 |
демократия |
8 |
8 |
8 |
8 |
9 |
8 |
5 |
8 |
9 |
9 |
5 |
9 |
7 |
9 |
3 |
16 |
7 |
7 |
11 |
порядок |
7 |
7 |
7 |
8 |
6 |
7 |
6 |
9 |
5 |
7 |
8 |
7 |
7 |
4 |
4 |
8 |
8 |
7 |
8 |
совесть |
6 |
6 |
6 |
7 |
6 |
5 |
4 |
7 |
6 |
5 |
10 |
5 |
5 |
7 |
4 |
6 |
6 |
6 |
5 |
патриотизм |
5 |
6 |
4 |
6 |
5 |
4 |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
1 |
6 |
6 |
5 |
7 |
твердость (воля) |
4 |
4 |
5 |
7 |
3 |
2 |
3 |
3 |
5 |
6 |
2 |
4 |
5 |
5 |
4 |
6 |
4 |
3 |
8 |
духовность |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
3 |
5 |
5 |
5 |
3 |
5 |
4 |
4 |
6 |
религия |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
5 |
2 |
2 |
6 |
1 |
4 |
1 |
4 |
4 |
терпимость |
2 |
2 |
2 |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
2 |
2 |
3 |
4 |
4 |
3 |
2 |
1 |
3 |
держава |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
0 |
4 |
2 |
3 |
3 |
ни одно из них |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
4 |
5 |
2 |
2 |
2 |
4 |
2 |
3 |
1 |
2 |
4 |
2 |
4 |
1 |
затрудняюсь ответить |
10 |
9 |
10 |
7 |
7 |
17 |
21 |
7 |
10 |
5 |
10 |
12 |
6 |
9 |
5 |
9 |
9 |
13 |
5 |
Как Вы думаете, среди сегодняшних шестнадцатилетних больше тех, которых интересует ситуация в стране, или тех, кого ситуация в стране совсем не интересует?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
46 |
54 |
36 |
36 |
27 |
14 |
34 |
34 |
18 |
20 |
39 |
24 |
8 |
13 |
17 |
37 |
25 |
26 |
больше тех, кого интересует |
28 |
25 |
31 |
32 |
30 |
22 |
19 |
28 |
30 |
31 |
31 |
26 |
25 |
27 |
17 |
36 |
27 |
31 |
32 |
больше тех, кого не интересует |
57 |
61 |
54 |
59 |
59 |
52 |
49 |
59 |
57 |
60 |
54 |
59 |
61 |
59 |
70 |
54 |
58 |
51 |
58 |
затрудняюсь ответить |
15 |
14 |
16 |
10 |
11 |
26 |
32 |
13 |
13 |
10 |
15 |
15 |
14 |
15 |
13 |
10 |
15 |
18 |
10 |
|