|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 12-13 июля 2008 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
О введении в российских школах новой системы аттестации выпускников, в соответствии с которой экзамены по ряду предметов проходят в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ), «знают» 39%, «что-то слышали» – 38% респондентов. Каждый пятый участник опроса (19%) услышал об этой реформе в ходе интервью (последующие вопросы на тему ЕГЭ неосведомленным респондентам не задавались), 4% затруднились оценить уровень своей компетентности в данном вопросе.
На протяжении последних трех лет, в течение которых ФОМ изучает реакцию общественности на ЕГЭ, общая доля информированных остается практически неизменной, хотя при этом снижается число тех, кто уверенно заявляет, что «знает» о ЕГЭ (48% в 2005 году, 45% – год назад, 39% – сегодня), и, соответственно, увеличивается доля тех, кто лишь «что-то слышал» о нем.
Что касается отношения россиян к ЕГЭ, то здесь динамика наблюдается, и она неблагоприятна для этого нововведения. Сегодня одобрительно воспринимают его 18%, неодобрительно – 36% опрошенных (остальные затруднились ответить либо не отвечали на данный вопрос в силу полной неосведомленности о ЕГЭ). Год назад распределение ответов было принципиально иным: 28% одобрительных и 23% неодобрительных суждений.
Пятая часть россиян (20%) имеют, как им кажется, хорошее представление о сущности ЕГЭ, еще 37% знают о нем «в общих чертах» (больше всего компетентных людей среди респондентов с высшим образованием – 39 и 44% соответственно, а также среди молодых респондентов – 31 и 43%). Этих респондентов попросили указать, чем новый способ проверки знаний выпускников лучше прежнего, и чем – хуже.
Главное преимущество ЕГЭ по сравнению с традиционной системой экзаменов состоит, по мнению респондентов, «в том, что результаты ЕГЭ засчитываются при поступлении в вузы» (10%; ответы давались в открытой форме).
По мнению 6% респондентов, ЕГЭ – более справедливый и объективный экзамен («лучше оцениваются знания»; «более точные оценки»; «все по одной системе, и поблажек нет»; «на ЕГЭ все равны»). Конкретизируя, по существу, это мнение, некоторые подчеркивали, что ЕГЭ исключает коррупцию («не подкупишь учителей»), что на этом экзамене «невозможно списать», «все сдают своими силами, без подсказок и шпаргалок» (по 2% суждений каждого типа).
Кто-то воспринимает ЕГЭ как более легкий способ сдачи экзамена («есть варианты ответов, наверное, проще, легче сдать»), другие, напротив, полагают, что ЕГЭ – сложный экзамен, требующий серьезной подготовки («охватывает большой объем знаний»; «более сложно, и сдают только те, кто учит» – по 2% ответов каждого типа).
Довольно часто (10%) респонденты заявляли, что никаких преимуществ в ЕГЭ они не видят.
На вопрос о недостатках ЕГЭ был получен целый спектр самых разнообразных ответов; статистически наиболее весомую группу составили высказывания о необъективности, неадекватности этой системы оценивания знаний: «не выявляют реальные знания учеников»; «категорически не определяет степень образованности» (7%).
Претензии 3% респондентов адресованы содержанию экзаменационных заданий, которые, по их мнению, недостаточно продуманы: «вопросы ненормальные»; «набор тестов далек от программы общеобразовательной школы»; «вопросы составлены не совсем правильно» и пр.
По мнению 5% участников опроса, в программу ЕГЭ входят слишком сложные вопросы и задания – «не для наших школ». Примерно о том же говорили 2% опрошенных, подчеркивая, что уровень знаний выпускников российских школ недостаточен для сдачи ЕГЭ: «не готовы наши дети к ЕГЭ»; «дети наши мало знают, плохо занимаются учителя»; «в данный момент подготовка еще слабая».
Некоторых респондентов отталкивает формальный, обезличенный подход, заложенный в систему ЕГЭ, они называли это «бездушным, нетворческим выявлением знаний»: «всех по единому шаблону»; «всех под один компьютерный стандарт, нет личного подхода»; «не дает возможности показать учащимся истинные знания»; «меньше человек может выразить свое мнение, свои знания» (4%).
Другие обращали внимание на процедурные погрешности данного подхода, связанные с компьютерными сбоями (2%), высокой вероятностью утечки информации (2%) и ролью случая («везение, а не проверка знаний»; «спортлото» – 1%).
Участники опроса говорили также о психологических проблемах, осложняющих жизнь выпускников («лишнее травмы у детей»; «лишнее волнение для школьников»; «дети очень сильно переживают»; «большая психологическая нагрузка» – 6%); отдельные респонденты указывали на стрессовое воздействие на школьников «чужих стен» и незнакомых лиц: «не в своей школе, чужой преподаватель, это вызывает стресс»; «психологически трудно сдавать в чужой школе»; «сдача экзаменов не в своей школе на впечатлительных учеников действует угнетающе»; «дети теряются в чужой школе» (1%).
Закон «О едином государственном экзамене», по которому с 2009 года по ряду предметов ЕГЭ будет обязательным для выпускников всех российских школ, граждане воспринимают скорее неодобрительно. Однозначно его поддержал лишь каждый девятый респондент (11%), в то время как 54% считают, что у выпускников должно быть право выбора: сдавать экзамены в форме ЕГЭ или по прежней системе (последняя точка зрения особенно популярна среди людей с высшим образованием и жителей Москвы – 70 и 71% соответственно).
По мнению 30% респондентов, если бы у выпускников было право выбора, большинство из них предпочли бы старую систему выпускных экзаменов; в два раза меньше полагающих, что старая и новая системы пользовались бы примерно одинаковой популярностью у выпускников (15%), и лишь 8% считают, что большинство выпускников предпочли бы ЕГЭ.
Ответы на открытый вопрос: «Как Вам кажется, какие выпускники школ предпочли бы сдавать экзамены в форме ЕГЭ?» – показали, что единый госэкзамен чаще воспринимается как испытание для сильных, хорошо подготовленных учеников, «которые уверены в своих знаниях» (18%), чем для слабых, «имеющих формальные… узкие знания», тех, кто «заучивает ответы, как стихи» (6%).
Первая точка зрения отчасти отражена и в ответах тех респондентов, которые подчеркивали, что ЕГЭ выбирают выпускники, рассчитывающие на поступление в вуз (5%), ученики специализированных школ, гимназий, лицеев (2%), выпускники столичных или просто городских школ (1%); вторая - в отношении к ЕГЭ как к выбору лентяев и «халявщиков», «которые надеются на удачу» (1%).
Все остальные попытки «типизировать» выпускника, выбирающего ЕГЭ, отражают частные, локальные мнения (их статистический вес колеблется в пределах 1%): так, высказывались суждения, что ЕГЭ предпочитают сдавать богатые (те, «кто может заплатить за хорошую оценку») и «блатные»; ученики сельских школ; те, кто испытывает разного рода психологические проблемы (стеснительные, конфликтующие с учителями и пр.).
Ответы на симметричный вопрос: «Какие выпускники школ предпочли бы сдавать экзамены по прежней системе?» – в целом распределились сходным образом, хотя акценты были расставлены несколько иначе, чем в предыдущем случае. Так, в наиболее распространенном типе ответов старая система экзаменов рассматривается как предпочтительный выбор слабых, плохо подготовленных учеников (12%). Однако лишь немногим реже высказывалось мнение, что привычная система экзаменов устраивает всех: «все выпускники хотели бы сдавать по старой системе» (9%), а 7% респондентов, представляя другой полюс мнений, говорили, что эта система отвечает интересам «более сильных», «способных учеников», «выпускников с хорошей подготовкой», «думающих, рассуждающих», тех, «кто любит свободно мыслить».
В прочих ответах, как правило, подчеркивались те или иные аспекты, связанные с представленными выше точками зрения (так, респонденты говорили, что обычные экзамены - для тех, кто надеется на помощь учителей, - 2%, не претендует на поступление в вуз - 1%, или для тех, «кому не безразлична оценка», «кто хочет иметь хороший аттестат» - 1%, и пр.).
Ирина Шмерлина
Знаете ли Вы, что-то слышали или слышите сейчас впервые о проведении единого государственного экзамена в школах?
Вы лично одобряете или не одобряете введение в школах единого государственного экзамена? (Ответы заявивших, что им известно о ЕГЭ, - 77% от всех опрошенных.)
Скажите, пожалуйста, Вы хорошо знаете, что представляет собой единый госэкзамен в школе, знаете в общих чертах или совсем не знаете, что представляет собой ЕГЭ? (Ответы всех респондентов, кроме заявивших, что им не известно о ЕГЭ, - 81% от всех опрошенных.)
Каковы, по Вашему мнению, основные преимущества системы ЕГЭ по сравнению с прежней системой выпускных экзаменов? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что им известно, что представляет собой ЕГЭ, - 57% от всех опрошенных.)
(в % от числа опрошенных) | Результаты ЕГЭ засчитываются при поступлении в вуз, легче поступить | 10 | «В институт на надо сдавать экзамены»; «один раз сдавать»; «дальнейшее поступление в вуз без проблем»; «будет легче перейти в институт»; «в вуз без экзамена»; «в том, что результаты ЕГЭ засчитываются при поступлении в вузы»; «возможно без экзаменов поступить в вуз»; «баллы добавляются при поступлении в вуз»; «больше шансов поступить в вуз при ЕГЭ». | | Больше справедливости, объективности при проведении экзамена | 6 | «На ЕГЭ все равны»; «более точные оценки»; «все по одной системе, и поблажек нет»; «блата нет»; «здесь нет выделения среди школьников по материальному статусу»; «дает одинаковые условия для всех выпускников»; «идет объективная оценка знаний»; «лучше оцениваются знания». | | ЕГЭ требует более серьезной подготовки, более высокого уровня знаний | 2 | «Больше ответственности при подготовке к экзаменам»; «более сложно, и сдают только те, кто учит»; «дети лучше будут заниматься»; «заставляют лучше учиться»; «охватывает большой объем знаний»; «не остается пробелов в знаниях»; «билеты все разные – это повысит успеваемость». | | Это более легкий, быстрый и удобный способ сдачи экзамена | 2 | «Быстро»; «удобство»; «простота»; «из вариантов ответов можно найти правильный»; «говорят, проще»; «тесты быстрее и удобнее делать»; «есть варианты ответов, наверное, проще, легче сдать». | | Меньше взяток, коррупции | 2 | «Чтобы коррупции не было»; «снижение уровня коррупции»; «меньше коррупция»; «не подкупишь учителей»; «невозможность коррупции»; «отсутствие подкупа»; «невозможно подкупить». | | Меньше возможностей для использования шпаргалок, списывания | 2 | «Списать нельзя»; «не спишешь»; «больше шансов, что отвечать будут сами»; «нельзя подделать результат»; «все сдают своими силами, без подсказок и шпаргалок»; «невозможно списать». | | Другое | 2 | «Не надо каждый год подвергаться стрессу»; «жесткий контроль»; «дается право выбора»; «многим устно трудно сдавать»; «быстро обрабатываются данные»; «проще проверить результат, машина выдаст быстро». | | Нет преимуществ, ЕГЭ – это лотерея | 10 | «Ничего хорошего»; «наугад можно наставить»; «лотерея»; «эта система мне не нравится, нет преимуществ»; «может повезти»; «удача при отсутствии знаний»; «никаких, только хуже». | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | 42 |
А каковы основные недостатки системы ЕГЭ по сравнению с прежней системой выпускных экзаменов? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что им известно, что представляет собой ЕГЭ, - 57% от всех опрошенных.)
(в % от числа опрошенных) | Тесты не отражают реального уровня знаний ученика, не дают объективной оценки знаний | 7 | «Не выявляют реальные знания учеников»; «не даст полной картины знаний ребенка»; «не всегда точная оценка знаний»; «не выявляет знаний»; «категорически не определяет степень образованности»; «не дают истинную картину знаний ученика»; «знания учащихся не определить». | | В целом возрастает нагрузка на детей | 6 | «Дополнительная нагрузка детям»; «дети сильно напряжены»; «шоковое состояние, стресс»; «лишние травмы у детей»; «большая нагрузка на выпускников»; «сказывается на нервной системе выпускников»; «лишнее волнение для школьников». | | Вопросы ЕГЭ чрезмерно сложны, многочисленны, для ответов на них нужно выучить слишком много | 6 | «Очень сложные вопросы»; «более точно нужно знать ответы»; «бывают сложные задания, т. е. даже не изучали эти вопросы, а в тесте стоят…»; «очень сложно сдать»; «замудрено, не стоит это проводить»; «заданий много, и они все сложные»; «вопросы сложные, не для наших школ»; «материал очень большой нужно заучивать»; «…выучить такой объем знаний очень сложно». | | ЕГЭ – это «уравниловка», формализм, отсутствие личностного подхода к ученикам | 4 | «Всех под один компьютерный стандарт, нет личного подхода»; «наверно, тяжело будет сдавать, так как нет общения с преподавателем»; «не видя человека, ставят баллы»; «всех по единому шаблону»; «бездушное, нетворческое выявление знаний». | | Система тестовых вопросов плохо составлена, не отработана, в ней много непродуманного, неправильного | 3 | «Непродуманность»; «некоторые академии не знают ответов, недоработаны вопросы, если повезет – легкие, нет – провалишься»; «вопросы ненормальные»; «некорректно составлены вопросы»; «система до конца не продумана»; «вопросы составлены не совсем правильно». | | Ученики не подготовлены к сдаче ЕГЭ по уровню своих знаний | 2 | «Дети наши мало знают, плохо занимаются учителя»; «знания поверхностные»; «много упражнений, которые никак не изучают»; «запущены сильно дети»; «в данный момент подготовка в знаниях еще слабая»; «не готовы ещё к нему, надо лучше преподавать в школе»; «не готовы наши дети к ЕГЭ». | | Появляются новые возможности для коррупции, обмана, можно заранее узнать правильные ответы | 2 | «Думали, лучше будет, а стало хуже, опять взяточничество»; «списывать легче»; «возможная утечка информации до экзамена»; «за деньги можно купить ответы»; «быстро вскрывается и продается информация, и учителя пишут ответы»; «все равно будут стараться подделать результаты»; «…за деньги можно скачать из Интернета все»; «даже здесь коррупция». | | Бывают погрешности, сбои при компьютерной обработке ответов | 2 | «Могут ошибочно баллы посчитать»; «много путаницы с компьютеризацией»; «по технической причине может быть выдан неправильный результат»; «бывают сбои в компьютерной сети»; «плохо, что проверяет компьютер, – возможны сбои и ошибки». | | Увеличивается вероятность случайного угадывания правильного ответа | 2 | «Угадать можно»; «везение, а не проверка знаний»; «даже двоечники могут случайно получить положительную оценку»; «может и троечник получить высокий балл»; «лотерея – кому повезет»; «большую роль играют случайности»; «есть момент счастливого случая»; «спортлото». | | ЕГЭ приходится сдавать в непривычном месте | 1 | «Не в своей школе, чужой преподаватель, это вызывает стресс»; «психологически трудно сдавать в чужой школе»; «учат детей одни педагоги, а ЕГЭ принимают другие педагоги»; «разбросаны по разным школам»; «сдача экзаменов не в своей школе на впечатлительных учеников действует угнетающе»; «смущает перемена места». | | Нет возможности исправить случайную ошибку, пересдать экзамен | 1 | «Нельзя исправить ошибки»; «непреднамеренная ошибка не учитывается»; «если ты не сдал ЕГЭ, ты пересдаешь через год, а выпускной сразу можно пересдать»; «нельзя пересдавать»; «если плохой исход – нет шансов поступить, исправить». | | Отсутствие свободы выбора экзаменов для сдачи, недостатки этого выбора | 1 | «Обязательный экзамен, не по выбору учащегося»; «не дают свободы выбора»; «отсутствие выбора». | | Нет времени для подготовки к экзаменам в вуз | 1 | «По прежней системе экзаменов есть время для подготовки к поступлению в вузы»; «то, что при прежней системе выпускных экзаменов есть время для подготовки к вступительным экзаменам»; «по прежней системе было время подготовиться к поступлению в вуз». | | Нет преимуществ, плохая система в целом | 1 | «Мучают школьников»; «идиотизм»; «не согласен с ЕГЭ»; «в ЕГЭ – одни недостатки»; «лишний экзамен»; «издеваются над детьми». | | Другое | 2 | «Оцениваются не знания, а правильность заполнения карточек»; «тем, у кого нет пристрастий к каким-то предметам, будет сложно»; «необходимость шаблонного заучивания»; «срок действия один год»; «поступить практически в вуз после сдачи ЕГЭ невозможно»; «нет предварительных вопросов»; «невозможно списать, пользоваться словарем и калькулятором». | | Нет недостатков | 1 | «Недостатков нет»; «не вижу недостатков»; «думаю, что нет недостатков». | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | 41 |
В России принят закон "О едином государственном экзамене", по которому с 2009 года выпускники всех российских школ будут в обязательном порядке сдавать ряд предметов в форме ЕГЭ. Одни люди поддерживают закон об обязательном ЕГЭ. Другие считают, что у выпускников должно быть право выбора - сдавать экзамены в форме ЕГЭ или по прежней системе. Вы лично разделяете скорее первую или скорее вторую точку зрения? (Ответы всех респондентов, кроме заявивших, что им не известно о ЕГЭ, - 81% от всех опрошенных.)
Как Вам кажется, если бы у выпускников было право выбора, большинство из них предпочли бы сдавать экзамены в форме ЕГЭ или по прежней системе? Или тех и других было бы примерно поровну? (Ответы всех респондентов, кроме заявивших, что им не известно о ЕГЭ, - 81% от всех опрошенных.)
Как Вам кажется, какие выпускники школ предпочли бы сдавать экзамены в форме ЕГЭ? (Открытый вопрос. Задавался всем респондентам, кроме заявивших, что им не известно о ЕГЭ, - 81% от всех опрошенных.)
(в % от числа опрошенных) | Более подготовленные, более знающие ученики, те, кто хорошо учится | 18 | «Которые уверены в своих знаниях»; «которым все равно, где и как сдавать, имеют хорошую базу знаний»; «медалисты, отличники»; «ребята, которые знают все»; «с более высокой успеваемостью»; «сильные ученики, победители олимпиад, конкурсов»; «те, которые хорошо учатся, потому что подсказок там нет». | | Менее подготовленные, слабые ученики, с низкой успеваемостью | 6 | «Имеющие формальные знания, узкие знания»; «кому терять нечего, знаний нет»; «которые сомневаются в своих знаниях»; «кто плохо учится»; «посредственные, которые заучивают ответы как стихи»; «середняки, так как тесты легче пройти». | | Те, кому результат ЕГЭ нужен для поступления в вуз | 5 | «Кому не надо будет сдавать экзамены в вуз, достаточно будет ЕГЭ»; «кому нужен конкретный балл для поступления в учебное заведение»; «кто поступает – экзамены сдавать один раз»; «кто хочет поступить в вуз на бюджетной основе»; «те, кому результаты ЕГЭ считаются вступительным экзаменом в вуз»; «те, кто собирается сдавать экзамены в несколько вузов». | | Ученики специализированных школ, гимназий, лицеев | 2 | «В спецшколах, где уровень образования выше»; «в элитных школах – ЕГЭ»; «выпускники гимназий»; «лицеисты»; «престижные школы с углубленным изучением предметов»; «элитные школы и гимназии». | | Те, кто может купить результат экзамена, воспользоваться связями | 1 | «Блатные – они за деньги оценки получат»; «да богатые у кого родители – оплатят баллы ЕГЭ»; «кто может заплатить за хорошую оценку»; «кто надеется купить варианты ответов»; «те, у кого карман потолще»; «у кого есть знакомые». | | Большинство, все, разные | 1 | «Большинство на ЕГЭ пойдут»; «думаю, что все выпускники»; «многие»; «обычные школьники»; «почти все». | | Ученики городских школ | 1 | «В Москве, Ленинграде, в других крупных городах»; «городских школ, там лучше подготовка»; «из больших городов – дети адаптированные там»; «из столичных школ»; «только в городах». | | Бездельники, те, кто рассчитывает на случайную удачу | 1 | «Кому лень учить билеты»; «которые надеются на удачу»; «кто на авось идет»; «ленивые»; «люди, не любящие думать»; «ученики, кому лень учиться, а они на авось надеются»; «халявщики». | | Школьники из маленьких городов, сел, поселков | 1 | «В поселках»; «в сельских школах и провинциальных маленьких городах»; «выпускники из деревень, глубинки, отдаленных от центра городов и селений»; «из сельской местности»; «сельские школьники». | | Те, у кого сложные отношения с учителями, кому психологически трудно сдавать обычный экзамен | 1 | «Кого притесняли в школе»; «кто хочет исключить влияние учителей на оценки»; «стеснительные, замкнутые ученики»; «у кого есть конфликты в школе»; «у кого плохие отношения с учителями»; «у кого с языком не все в порядке...». | | Другое | 2 | «Кому безразлична форма сдачи экзаменов»; «которые имеют возможность заниматься с репетитором, при этом репетиторство направлено на сдачу экзамена, а не на знания»; «кто хорошо знает компьютер»; «парни, которые после школы сразу в армию, после армии ЕГЭ вроде бы действительны»; «предпочитающие заучивать, а не думать»; «с творческим подходом к знанию»; «те, кто не понял, что это такое»; «умеющие мыслить логически». | | Таких нет, таких мало | 1 | «ЕГЭ все боятся и никто не хочет сдавать»; «меньшее количество»; «не будет таких»; «незначительное меньшинство»; «никто»; «таких бы не было». | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | 63 |
А какие выпускники школ предпочли бы сдавать экзамены по прежней системе? (Открытый вопрос. Задавался всем респондентам, кроме заявивших, что им не известно о ЕГЭ, - 81% от всех опрошенных.)
(в % от числа опрошенных) | Менее подготовленные, слабые ученики, с низкой успеваемостью | 12 | «Более слабые»; «двоечники, троечники»; «кто мало подготовлен к экзаменам»; «кто не очень хорошо успевал»; «кто слабо учится»; «те, кому тяжело дается школьная программа»; «те, кто плохо учится»; «школьный отстой». | | Большинство, все, разные | 9 | «Большинство – спокойная обстановка, определенность»; «все бы согласились»; «все выпускники хотели бы сдавать по старой системе»; «и те, и другие»; «многие, у нас, во всяком случае, все»; «основная масса учащихся»; «почти все». | | Более подготовленные, более знающие ученики, те, кто хорошо учится | 7 | «Более сильные»; «более способные ученики»; «большинство, кто учился нормально все годы»; «добросовестные ученики»; «думающие, рассуждающие»; «кто любит свободно мыслить»; «у кого есть знания, и он уверен, что на билет ответит»; «ботаники». | | Ученики обычных школ | 2 | «В обычных школах»; «из всех обычных образовательных школ»; «общеобразовательные школы государственные»; «обычные школы, где на детей внимания не обращают»; «простые школы, не очень накрученные». | | Ученики сельских школ | 2 | «В сельской национальной школе»; «деревенские школы»; «из национальных, сельских школ»; «наши, обычные, из сельских школ»; «сельские»; «те, кто учится в сельской школе». | | Те, кто надеется на помощь учителей при сдаче экзамена | 2 | «Знакомые учителей»; «кому оценки ставили за подарки»; «которые меньше надеются на себя, ждут помощи со стороны»; «кто хочет договориться с преподавателем»; «любимчики учителей»; «те, кто рассчитывают на помощь преподавателей»; «те, у кого хорошие отношения с учителями». | | Ученики городских школ | 1 | «В Москве»; «все крупные города»; «городские школьники»; «жители больших городов». | | Те, кому нужны хорошие оценки | 1 | «Кому не безразлична оценка»; «кто хочет иметь хороший аттестат»; «те, кому нужна хорошая оценка»; «те, кто хочет подтвердить свои годовые оценки»; «ученики, которым важно получение знания и умение показать свои способности». | | Те, кому результат ЕГЭ не нужен для дальнейшей учебы, кто не будет никуда поступать | 1 | «Кому не нужны ЕГЭ при поступлении»; «которым безразлично дополнительное обучение»; «не имеет возможности уехать учиться»; «те, кто дальше учится не желает»; «те, у кого нет цели получать дальнейшее образование». | | Другое | 2 | «Более рассеянные»; «в специализированных школах»; «выпускники, желающие иметь быстрый карьерный рост, таких единицы»; «где родители старше 30 лет»; «которые привыкли учить по билетам»; «кто будет получать высшее образование»; «математику все бы сдавали по прежней системе»; «те, которых в этом году обязали, и они возмущались»; «у кого денег нет»; «у кого слабая нервная система»; «у которых фантазия развита». | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | 63 |
Приложение. Таблицы
Знаете ли Вы, что-то слышали или слышите сейчас впервые о проведении единого государственного экзамена в школах?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
46 |
54 |
35 |
37 |
28 |
13 |
34 |
35 |
17 |
17 |
41 |
28 |
8 |
13 |
17 |
37 |
25 |
25 |
знаю |
39 |
36 |
42 |
53 |
41 |
21 |
13 |
35 |
42 |
64 |
31 |
32 |
50 |
42 |
47 |
39 |
40 |
34 |
65 |
что-то слышал(-а) |
38 |
40 |
36 |
34 |
40 |
39 |
29 |
41 |
42 |
30 |
39 |
40 |
37 |
43 |
31 |
38 |
37 |
39 |
29 |
слышу сейчас впервые |
19 |
20 |
18 |
9 |
15 |
36 |
51 |
21 |
11 |
5 |
26 |
23 |
10 |
12 |
19 |
20 |
18 |
23 |
4 |
затрудняюсь ответить |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
7 |
4 |
5 |
1 |
5 |
5 |
3 |
3 |
3 |
4 |
5 |
4 |
2 |
* Здесь и далее - доля респондентов, которые при ответе на вопрос "Когда Вы в последний раз пользовались Интернетом?" выбрали позиции "В последние сутки", "В последнюю неделю", "В последний месяц".
Вы лично одобряете или не одобряете введение в школах единого государственного экзамена? (Ответы заявивших, что им известно о ЕГЭ, - 77% от всех опрошенных.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
46 |
54 |
35 |
37 |
28 |
13 |
34 |
35 |
17 |
17 |
41 |
28 |
8 |
13 |
17 |
37 |
25 |
25 |
одобряю |
18 |
18 |
18 |
27 |
16 |
10 |
7 |
20 |
18 |
21 |
15 |
16 |
21 |
15 |
13 |
23 |
18 |
17 |
26 |
не одобряю |
36 |
34 |
39 |
39 |
40 |
28 |
22 |
31 |
38 |
56 |
34 |
33 |
42 |
47 |
43 |
33 |
37 |
31 |
51 |
затрудняюсь ответить |
23 |
24 |
21 |
21 |
25 |
21 |
14 |
24 |
28 |
16 |
20 |
23 |
23 |
23 |
23 |
20 |
22 |
25 |
17 |
Скажите, пожалуйста, Вы хорошо знаете, что представляет собой единый госэкзамен в школе, знаете в общих чертах или совсем не знаете, что представляет собой ЕГЭ? (Ответы всех респондентов, кроме заявивших, что им не известно о ЕГЭ, - 81% от всех опрошенных.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
46 |
54 |
35 |
37 |
28 |
13 |
34 |
35 |
17 |
17 |
41 |
28 |
8 |
13 |
17 |
37 |
25 |
25 |
хорошо знаю |
20 |
17 |
23 |
31 |
19 |
9 |
6 |
18 |
18 |
39 |
15 |
17 |
24 |
25 |
17 |
20 |
21 |
18 |
40 |
знаю в общих чертах |
37 |
37 |
36 |
43 |
39 |
25 |
18 |
35 |
42 |
44 |
35 |
34 |
42 |
41 |
44 |
35 |
38 |
30 |
45 |
совсем не знаю |
17 |
18 |
15 |
11 |
18 |
22 |
19 |
19 |
18 |
7 |
18 |
18 |
15 |
15 |
15 |
20 |
14 |
21 |
7 |
затрудняюсь ответить |
8 |
8 |
7 |
6 |
8 |
8 |
6 |
7 |
11 |
4 |
5 |
8 |
9 |
8 |
6 |
6 |
9 |
8 |
4 |
В России принят закон "О едином государственном экзамене", по которому с 2009 года выпускники всех российских школ будут в обязательном порядке сдавать ряд предметов в форме ЕГЭ. Одни люди поддерживают закон об обязательном ЕГЭ. Другие считают, что у выпускников должно быть право выбора - сдавать экзамены в форме ЕГЭ или по прежней системе. Вы лично разделяете скорее первую или скорее вторую точку зрения? (Ответы всех респондентов, кроме заявивших, что им не известно о ЕГЭ, - 81% от всех опрошенных.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
46 |
54 |
35 |
37 |
28 |
13 |
34 |
35 |
17 |
17 |
41 |
28 |
8 |
13 |
17 |
37 |
25 |
25 |
первую |
11 |
12 |
10 |
15 |
10 |
7 |
5 |
11 |
12 |
13 |
8 |
10 |
13 |
5 |
11 |
15 |
11 |
10 |
15 |
вторую |
54 |
51 |
56 |
62 |
58 |
37 |
27 |
51 |
59 |
70 |
52 |
50 |
61 |
71 |
52 |
50 |
55 |
50 |
72 |
затрудняюсь ответить |
16 |
17 |
15 |
13 |
16 |
20 |
17 |
16 |
18 |
13 |
13 |
17 |
15 |
13 |
19 |
15 |
16 |
17 |
10 |
Как Вам кажется, если бы у выпускников было право выбора, большинство из них предпочли бы сдавать экзамены в форме ЕГЭ или по прежней системе? Или тех и других было бы примерно поровну? (Ответы всех респондентов, кроме заявивших, что им не известно о ЕГЭ, - 81% от всех опрошенных.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
46 |
54 |
35 |
37 |
28 |
13 |
34 |
35 |
17 |
17 |
41 |
28 |
8 |
13 |
17 |
37 |
25 |
25 |
в форме ЕГЭ |
8 |
8 |
8 |
10 |
9 |
4 |
3 |
7 |
8 |
13 |
3 |
8 |
10 |
6 |
8 |
8 |
8 |
8 |
13 |
поровну тех и других |
15 |
14 |
15 |
17 |
14 |
13 |
7 |
15 |
15 |
18 |
11 |
15 |
17 |
13 |
14 |
19 |
16 |
11 |
18 |
по прежней системе |
30 |
28 |
31 |
38 |
32 |
17 |
14 |
29 |
32 |
40 |
33 |
24 |
35 |
36 |
34 |
27 |
29 |
28 |
39 |
затрудняюсь ответить |
29 |
30 |
27 |
26 |
29 |
30 |
26 |
27 |
33 |
24 |
26 |
29 |
28 |
32 |
26 |
25 |
29 |
30 |
25 |
|