fom.ru · Поиск ·      








23.10.2008, Опрос населения

СМИ об экономической ситуации в России и в мире

Опрос 18-19 октября 2008 г.. 44 субъекта РФ. 100 населенных пунктов. 1500 респондентов.



В этой теме:
1. СМИ о ситуации в российской экономике
2. СМИ о ситуации в мировой экономике
3. Приложение. Таблицы

Более трети респондентов (37%) полагают, что российские СМИ – телевидение, радио, газеты – сегодня освещают ситуацию в российской экономике объективно; немногим меньше доли тех, кто имеет противоположное мнение (33%) или затрудняется ответить (30%). При этом респонденты, говорящие о необъективности российских СМИ в освещении сложившейся ситуации, чаще встречаются среди людей с высшим образованием (51%) и жителей Москвы (59%), а также среди тех, кто регулярно пользуется Интернетом (42%).

Мы обратились к участникам опроса, считающим, что российские СМИ необъективно освещают экономическую ситуацию, с просьбой аргументировать свою позицию. Чаще всего (7%) респонденты говорили, что публикуемая информация является неполной, многое скрывается от населения («в полном объеме информация не дается, а только краткие выдержки»; «скрывают от нас, что творят богатые в экономике»; «нет данных в СМИ о нашей экономике, предпочитают говорить о других странах»; «мало передач о положении дел в регионах»). Многие (6%) не доверяют СМИ и исходящей от них информации, сомневаясь в ее достоверности («врали, врут и будут врать»; «привирают»; «не доверяю на 100% о чем говорят по телевизору»; «ложная информация часто проскакивает»). Часть опрошенных (3%) убеждены в том, что СМИ боятся вызвать у людей панику, столько же респондентов подозревают их в приукрашивании положения дел, «смягчении обстановки». Некоторые говорят, что СМИ зависимы в данной ситуации от государственной цензуры (3%), или апеллируют к собственному опыту, заявляя, что поступающая из телевидения, радио, газет информация расходится с повседневной жизнью (2%). Другие аргументы приводятся опрошенными реже.

Почти половина респондентов (46%) считают, что СМИ освещают ситуацию в российской экономике не в полном объеме (среди них особенно много людей с высшим образованием, высоким уровнем дохода, а также жителей Москвы и мегаполисов и регулярных пользователей Интернета – 53–71%). В обратном уверены 27%, столько же затрудняются с ответом.

Далее респондентам был задан вопрос: как, по их мнению, российские СМИ освещают ситуацию в мировой экономике – объективно или необъективно? Большинство (43%) затруднились на него ответить. Более трети опрошенных (39%) уверены в объективности СМИ, и только 18% с ними не согласны. Последние, аргументируя свою позицию (им был задан открытый вопрос), чаще говорят об умалчивании, сокрытии информации («такое чувство, что постоянно что-то утаивают»; «много скрывают»; «не хотят нам ничего говорить»; «всей правды не скажут»; «скрывают половину»; «недоговаривают»), а также о ее противоречивом характере и недоверии СМИ в целом («все врут»; «много говорят неправды»; «разнятся мнения по разным каналам»; «в газетах одно, в радио – другое»; «нет доверия к СМИ»; «однобоко освещают ситуацию; «надо внушить людям, что у нас лучше, чем в США, где спад экономики») – по 3%. Реже говорится о непрофессионализме и продажности журналистов; о том, что СМИ боятся вызвать у людей панику, что они зависимы от цензуры. В целом, как видим, баланс суждений относительно объективности российских СМИ в освещении ситуации в мировой экономике – несколько более благоприятный для медийного сообщества, чем тогда, когда речь идет о ситуации в экономике отечественной.

Мнения относительно объема освещения российскими СМИ ситуации в мировой экономике разделились поровну: практически треть опрошенных (31%) считают его достаточно полным, столько же уверены в обратном (38% с ответом затруднились).

Елена Дмитриева




1. СМИ о ситуации в российской экономике

Как Вы считаете, российские СМИ - телевидение, радио, газеты - сегодня освещают ситуацию в российской экономике объективно или необъективно?

Почему Вы считаете, что российские СМИ сегодня освещают ситуацию в российской экономике необъективно? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что российские СМИ сегодня освещают ситуацию в российской экономике необъективно, - 33% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Умалчивание, сокрытие информации, ее неполнота, односторонность7
«В полном объеме информация не дается, а только краткие выдержки»; «они много умалчивают, не все говорят, до наших ушей не все доносят»; «умалчивают, много нам не говорят, на самом деле все не так»; «очень много информации скрыто»; «кое-что скрывают от нас»; «наполовину скрывают информацию»; «скрывают от нас, что творят богатые в экономике»; «нет данных в СМИ о нашей экономике, предпочитают говорить о других странах»; «мало передач о положении дел в регионах»; «однобоко»; «слишком мало информации, и на всех каналах одно и то же»; «очень односторонние…»; «считаю, что вообще мало информации».
Обман, недостоверность информации, не доверяю СМИ6
«Настоящую правду все равно не напишут»; «половина говорят неправду»; «не верю в СМИ»; «нас везде обманывают»; «нас держат за дураков»; «врали, врут и будут врать»; «привирают»; «не доверяю на 100% о чем говорят по телевизору»; «ложная информация часто проскакивает»; «везде одна ложь».
Приукрашивание положения дел3
«Приукрашено все»; «говорят, все хорошо, – что-то не верится, у нас везде развал»; «все сглаживают, суть не выдают»; «в некоторых вопросах стараются ситуацию приукрасить»; «наверно, нам это все в лучшем свете специально показывают»; «показывают только хорошее сельское хозяйство, а оно в плохом состоянии»; «тема кризиса подается смягченно и размыто»; «смягчают обстановку».
Зависимость СМИ, цензура3
«Цензура работает»; «Старая площадь им так указывает»; «им сказали говорить, вот это они и говорят, а властям невыгодно, чтоб народ знал правду»; «боятся сказать правду, они под властью правительства»; «правящая партия накладывает цензуру»; «навязывают определенные мысли, которые хочет власть»; «потому что СМИ подвластны правительству»; «они поставлены в условия зависимости от заказчика»; «что им скажут, то и пишут, и не выходят за рамки дозволенного».
Опасение вызвать у людей тревогу, панику3
«Не хотят пугать людей»; «чтобы народ не впал в панику»; «они стараются не волновать народ»; «чтоб народ не будоражить»; «чтобы люди не боялись за завтра, что вообще их жизнь безысходна, и думать начали, что делать»; «боятся, что народ пойдет снимать деньги».
Расхождение между информацией в СМИ и повседневной жизнью2
«Говорят одно, а видим другое»; «потому что слышишь одно, а на самом деле – другое»; «у них там все в порядке, а у меня дети голодными глазами смотрят»; «слова расходятся с делами»; «сталкиваемся с этим: средняя заработная плата не такая по России, как на самом деле».
Противоречивость информации, разнобой информации в разных СМИ1
«Противоречат друг другу»; «одна и та же ситуация освещается совершенно по-разному…»; «непонятно ничего, одни так говорят, другие – по-другому»; «по разным каналам об одном событии говорят по-разному»; «по телевизору одно говорят, а в газетах – по-другому»; «много противоречий, если смотришь информацию по телевизору».
СМИ подкуплены, продажность журналистов1
«Работают по заказу»; «за деньги везде скрывается правдивая информация»; «потому что люди за плату освещают не то, что надо»; «потому что наши СМИ работают за деньги – заказные статьи»; «они пишут за деньги, а не то, что думают»; «каждый пишет то, за что дадут больше денег».
Непрофессионализм журналистов1
«Говорят непонятными фразами»; «сами не знают, что происходит»; «говорят что хотят, не проверяя факты»; «они никогда ничего точно передать не могут»; «все вопросы освещаются очень поверхностно»; «ничего нельзя понять»; «нет твердой позиции».
Другое2
«Слишком много разных шоу»; «одна реклама на НТВ»; «там работают евреи»; «их необъективно информируют»; «Максимовская – враг россиян и российского народа»; «по сравнению с “Евроньюз”»; «сгущают краски»; «чтобы у народа не отнять последнюю надежду на нового президента».
Затрудняюсь ответить, нет ответа6

Как Вы считаете, российские СМИ - телевидение, радио, газеты - сегодня освещают ситуацию в российской экономике полно или неполно?




2. СМИ о ситуации в мировой экономике

Как Вы считаете, российские СМИ - телевидение, радио, газеты - сегодня освещают ситуацию в мировой экономике объективно или необъективно?

Почему Вы считаете, что российские СМИ сегодня освещают ситуацию в мировой экономике необъективно? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что российские СМИ сегодня освещают ситуацию в мировой экономике необъективно, - 18% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Умалчивание, сокрытие, неполнота информации3
«Такое чувство, что постоянно что-то утаивают»; «много скрывают»; «не хотят нам ничего говорить»; «всей правды не скажут»; «скрывают половину»; «недоговаривают»; «неполная передача информации».
Обман, тенденциозность, противоречивость информации, не доверяю СМИ3
«Все врут»; «много говорят неправды»; «разнятся мнения по разным каналам»; «в газетах одно, в радио – другое»; «нет доверия к СМИ»; «однобоко освещают ситуацию»; «чаще нагнетание ситуации, преувеличение опасности»; «надо внушить людям, что у нас лучше, чем в США, где спад экономики»; «все сваливают на Америку, она подорвала всю экономику»; «все как всегда: у них все плохо, у нас все хорошо»; «преувеличивают масштаб кризиса».
Опасение вызвать у людей тревогу, панику1
«Чтоб меньше люди беспокоились»; «народ не волновать»; «боятся беспокоить народ»; «боятся людей расстраивать»; «боятся говорить правду, чтобы не было шока»; «боятся поднять панику».
СМИ зависимы, цензура1
«Многое не говорится по политическим мотивам»; «цензура»; «высшие власти требуют от них этого»; «все подконтрольно власти»; «говорят то, что им продиктуют»; «потому что говорят то, что выгодно власти, как им скажут, так и говорят».
СМИ подкуплены, продажность журналистов1
«Потому что СМИ делают информацию в интересах тех, кто им больше платит»; «коррупционированность в прессе»; «потому что куплены все»; «много продажных журналистов».
Непрофессионализм журналистов1
«Много говорят не то, что нужно»; «непонятно говорят»; «информацией не владеют»; «сами не знают, что завтра будет».
Другое2
«Не хотят»; «там работают евреи»; «правительство далеко от народа, у него одно мнение, а у людей простых – другое»; «истины не знает никто»; «по сравнению с другим радиовещанием»; «США всегда диктовали и будут диктовать свои условия игры»; «правда многим глаза ест».
Затрудняюсь ответить, нет ответа7

Как Вы считаете, российские СМИ - телевидение, радио, газеты - сегодня освещают ситуацию в мировой экономике полно или неполно?


3. Приложение. Таблицы

Как Вы считаете, российские СМИ - телевидение, радио, газеты - сегодня освещают ситуацию в российской экономике объективно или необъективно?


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001 - 6000 руб. более 6000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 36 36 28 13 35 33 19 16 35 30 8 12 17 37 25 26
объективно 37 37 36 41 35 33 32 42 36 33 38 35 37 26 31 42 36 40 36
необъективно 33 36 31 32 37 31 20 28 36 51 25 31 40 59 36 41 31 22 42
затрудняюсь ответить 30 27 32 27 29 35 49 31 28 16 36 33 23 14 32 17 33 38 21

* Здесь и далее - доля респондентов, которые при ответе на вопрос "Когда Вы в последний раз пользовались Интернетом?" выбрали позиции "В последние сутки", "В последнюю неделю", "В последний месяц".


Как Вы считаете, российские СМИ - телевидение, радио, газеты - сегодня освещают ситуацию в российской экономике полно или неполно?


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001 - 6000 руб. более 6000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 36 36 28 13 35 33 19 16 35 30 8 12 17 37 25 26
полно 27 27 27 30 25 24 25 32 25 23 29 26 28 11 16 29 31 30 25
неполно 46 50 42 45 48 44 30 41 49 62 35 44 53 71 60 56 40 33 58
затрудняюсь ответить 27 23 31 24 26 32 45 27 26 15 36 30 20 18 24 15 29 37 17

Как Вы считаете, российские СМИ - телевидение, радио, газеты - сегодня освещают ситуацию в мировой экономике объективно или необъективно?


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001 - 6000 руб. более 6000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 36 36 28 13 35 33 19 16 35 30 8 12 17 37 25 26
объективно 39 41 37 40 40 36 35 40 38 43 41 37 41 33 36 46 39 38 41
необъективно 18 21 16 22 17 15 8 14 20 30 10 16 24 38 25 22 15 11 28
затрудняюсь ответить 43 38 47 38 43 49 57 45 43 27 49 47 35 28 39 32 46 51 31

Как Вы считаете, российские СМИ - телевидение, радио, газеты - сегодня освещают ситуацию в мировой экономике полно или неполно?


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001 - 6000 руб. более 6000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 36 36 28 13 35 33 19 16 35 30 8 12 17 37 25 26
полно 31 33 31 33 32 29 30 35 30 29 32 31 32 22 26 34 32 35 31
неполно 31 34 28 35 29 27 15 26 33 47 23 26 38 56 42 44 23 18 45
затрудняюсь ответить 38 34 42 32 39 45 55 40 38 23 44 43 30 23 32 22 44 47 24



База данных ФОМ > Алфавитный перечень категорий > Р’ > Доминанта 14 (648) от 11 апреля 2002 г. (14 Пента) >  >  >  > Доминанты. Поле мнений > Все Доминанты за 2008 год > Доминанты 42 от 23 октября 2008 г. > СМИ об экономической ситуации в России и в мире