|
Электронные фокус-группы в Москве. 44 респондента. 16 сентября 2004 г.
На этой неделе на ЭФГ тестировалось выступление В. Путина на расширенном заседании правительства. Респондентам было предложено оценить видеоряд только по критерию согласия.
Эпизод |
Содержание эпизода |
Согласие, оценка / сила колебаний |
11 (2033) |
В. Путин об ужесточении наказаний за должностные преступления |
3,70 / срд |
10 (2032) |
В. Путин о работе правоохранительной системы |
3,31 / срд |
12 (2034) |
В. Путин о совершенствовании системы внутренней безопасности |
3,05 / срд |
9 (2031) |
В. Путин о необходимости антикризисной системы управления |
2,86 / срд |
8 (2030) |
В. Путин о создании Федеральной комиссии по Северному Кавказу |
2,85 / срд |
7 (2029) |
В. Путин о социально-экономической ситуации в Северокавказском регионе |
2,85 / срд |
4 (2026) |
В. Путин о введении пропорциональной системы выборов в Госдуму |
2,81 / срд |
6 (2028) |
В. Путин об организации добровольных структур по охране общественного порядка |
2,79 / срд |
5 (2027) |
В. Путин об идее формирования общественной палаты |
2,42 / срд |
2 (2024) |
В. Путин о необходимости единства страны |
2,24 / срд |
3 (2025) |
В. Путин о порядке избрания высших должностных лиц субъектов РФ |
2,17 / слн |
1 (2023) |
В. Путин о необходимости повышения эффективности органов власти |
1,54 / срд |
|
РТР, 'Вести', 13.09.04, 20:00. В. Путин, Президент РФ Эпизод № 11 (2033)
Необходимо также ужесточить наказания за должностные преступления, повлекшие особо тяжкие последствия, – хотя на первый взгляд эти должностные преступления являются незначительными. Чтобы не быть голословным, скажу: выдача паспорта незаконным путем, повлекшая тяжелые последствия, использование документов в ходе террористических акций, повлекших тяжелые последствия, должны быть соответствующим образом оценены государством и судом. Санкции должны быть адекватны тем последствиям, которые наступили в результате этого преступления. Прошу депутатов Государственной думы внимательно изучить все пробелы в российском законодательстве и принять соответствующее решение.
Эпизод № 10 (2032)
Не является исключением и работа правоохранительной сферы. Вы знаете, я поручил провести детальный анализ обстоятельств, приведших к трагедии в Беслане. Силовым структурам отданы необходимые указания о повышении интенсивности контртеррористических операций – в том числе через расширение возможности международного сотрудничества по линии специальных служб. Все это, безусловно, важные и необходимые меры. Но только этого все равно недостаточно. В целом ряде стран, столкнувшихся с террористической угрозой, уже давно созданы единые системы безопасности, ответственные за комплексное обеспечение внутренней безопасности и борьбы с терроризмом. И нам в России необходима такая же организационная работа и такая же организация работы национальной системы безопасности, которая способна не только пресекать теракты и преодолевать их последствия, но и работать на предотвращение вылазок террористов, организуемых ими диверсий и техногенных катастроф. Должна работать на опережение и уничтожать преступников, что называется, в их собственном логове. А если требует обстановка, доставать их и из-за рубежа. Необходимо оперативно выявлять террористические организации, группы, самих террористов. Лишить их каналов материальной подпитки. Создавать политический и финансовый вакуум вокруг их эмиссаров и лоббистов. Считаю также, что экстремистские организации, прикрывающиеся религиозной, националистической и любой другой фразеологией и по сути являющиеся рассадником террора, должны быть запрещены, а их лидеры и активные участники – преследоваться в соответствии с законом.
Эпизод № 12 (2034)
Вы также знаете – издано распоряжение, по которому на председателей окружных и региональных антитеррористических комиссий возложена координация действий территориальных подразделений федеральных структур, а также координация работы региональных и местных органов по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований и диверсионно-террористических акций. В соответствии с этим распоряжением у вас появился первый заместитель, офицер внутренних войск, которому приданы необходимые для быстрого и эффективного реагирования на все акты терроризма силы и средства всех ведомств, находящихся на соответствующей территории. Будем и в дальнейшем совершенствовать систему внутренней безопасности – как в стране в целом, так и в Южном федеральном округе. Заканчивая свое выступление, хотел бы еще раз подчеркнуть: борьба с террором – это наша общая и главная цель. И ее достижения прямо зависят от того, насколько эффективно мобилизованы все ресурсы государства и общества.
Эпизод № 9 (2031)
И, наконец, третье – третье направление, о котором я уже говорил 4 сентября. Нам в целом нужна антикризисная система управления, рассчитанная на условия ведущейся против России террористической войны. Нужна полноценная система мер, адекватная обстановке и готовая отразить угрозу террора в любой ее форме. Нужны и соответствующие антикризисные планы действий, которые должны быть у правительства страны, у министерств, у ведомств, у субъектов Российской Федерации, у местных властей. Проработка всего комплекса этих вопросов будет осуществлена на основе специального указа президента Российской Федерации, подписанного сегодня. Фактически мы должны будем совместными усилиями провести целый комплекс мероприятий, в том числе скорректировать нашу работу в рамках идущей административной реформы, предусмотрев необходимые рычаги и возможности для эффективного управления в кризисных ситуациях. Повторю, речь идет о всем периметре задач – от внешнеполитических до сугубо хозяйственных.
Эпизод № 8 (2030)
Хотел бы сказать, что в соответствии с подписанным мною распоряжением образована особая федеральная комиссия по Северному Кавказу, которую возглавит полномочный представитель президента в Южном федеральном округе. Ему представлены широкие полномочия по координации ряда федеральных, гражданских министерств, а по определенным функциям – и силовых правоохранительных ведомств. Имею в виду функции, касающиеся прежде всего экономики и социальной сферы. А в рамках, требуемых для оперативного реагирования на угрозы терактов, – и некоторые полномочия в сфере безопасности. В состав комиссии включены первые лица ряда федеральных и региональных министерств и ведомств. Ее главная задача – уже в обозримое время добиться заметных результатов по улучшению уровня жизни в регионе. Полномочным представителем президента Российской Федерации в Южном федеральном округе будет назначен сегодня руководитель аппарата правительства Дмитрий Николаевич Козак. Считаю также необходимым внести изменения в структуру правительства и воссоздать министерство, ответственное за вопросы региональной и национальной политики. На эту должность, по согласованию с председателем правительства, будет назначен Владимир Анатольевич Яковлев.
Эпизод № 7 (2029)
Уважаемые коллеги, в своём обращении к народу 4 сентября я говорил также о необходимости укрепления безопасности на Северном Кавказе. Борьба с террором требует кардинального обновления всей нашей политики в этом регионе. И один из ключевых, острейших вопросов – это слабость государственного управления. Вы знаете, социально-экономическая картина в северокавказском регионе по-прежнему плачевная, и он недопустимо отстаёт по уровню жизни от других российских территорий. Достаточно сказать, что уровень безработицы здесь в разы выше, чем в среднем по России. А в таких республиках, как Ингушетия, Чечня, Дагестан, она носит поистине массовый характер. Показатели среднедушевых доходов за месяц в Южном федеральном округе в полтора раза ниже, чем в среднем по стране. А например, в Ингушетии – почти в четыре раза. Фактически во всех республиках Северного Кавказа крайне высокие показатели детской смертности. Прямо скажу: виноваты в таком положении в первую очередь органы исполнительной власти. Мы не вправе забывать: Северный Кавказ – это важнейший стратегический регион России. И сейчас он одновременно является и жертвой кровавого террора, и плацдармом для его воспроизводства. Именно здесь идеологи международного терроризма действуют особенно активно, причём они откровенно и нагло используют в своих преступлениях и своих преступных планах наши с вами недоработки в социально-экономической политике. Борясь с проявлениями террора, мы практически не достигли видимых результатов. Не достигли видимых результатов прежде всего в ликвидации его источника. Однако корни террора лежат и в сохраняющейся в регионе массовой безработице, и в недостатке эффективной социальной политики. И в низком уровне образования подрастающего поколения, а порой – в отсутствии самой возможности получить образование. Всё это – богатая питательная почва для экстремистской пропаганды, для роста очагов террора, для вербовки новых сторонников.
Эпизод № 4 (2026)
Уважаемые участники заседания. Борьба с терроризмом должна стать в полном смысле общенациональным делом. И потому так важно активное участие в ней всех институтов политической системы, всего российского общества. В эти трагические дни все мы увидели мужество и решимость нашего народа противостоять террору. Люди показали не только свою сплоченность, но и абсолютное понимание сложившейся ситуации, показали высокий уровень гражданской, личной ответственности. Это о многом говорит. И, конечно, дорогого стоит. Сегодня мы обязаны своими практическими действиями поддержать инициативу граждан в их стремлении бороться с террором. Должны вместе найти механизмы, скрепляющие государство. Одним из таких механизмов, обеспечивающих реальный диалог и взаимодействие общества и власти в борьбе с террором, должны стать общенациональные партии. И в интересах укрепления политической системы страны считаю необходимым введение пропорциональной системы выборов в Государственную думу. В ближайшее время вынесу на рассмотрение парламента соответствующий законопроект.
Эпизод № 6 (2028)
Следовало бы также поддержать инициативу граждан по организации добровольных структур в сфере охраны общественного порядка. Они способны не только реально помочь в сборе информации и выявлении сигнала от населения в связи с возможной подготовкой преступления, но и могут стать реальным фактором борьбы с преступностью и терроризмом. И, конечно, сейчас нужна помощь общественных организаций в разъяснительной работе о том, как вести себя при угрозе терактов и как содействовать их предотвращению. Здесь в координации с органами местного самоуправления ещё предстоит наладить систему такого взаимодействия с людьми по месту жительства, на предприятиях, и в школах, и в вузах, которое было бы адекватно сегодняшней ситуации.
Эпизод № 5 (2027)
Хотел бы также подчеркнуть: если мы рассчитываем на помощь общества в борьбе с террористами, то люди должны быть уверены, что их мнение будет услышано. В этой связи считаю продуманной идею образования общественной палаты как площадки для широкого диалога, где могли бы быть представлены и подробно обсуждены гражданские инициативы. И что не менее важно – такая палата должна стать местом проведения общественной экспертизы тех ключевых государственных решений и, прежде всего, законопроектов, которые касаются перспектив развития всей страны, которые имеют общенациональное значение. Фактически речь идёт о гражданском контроле за работой госаппарата, включая правоохранительные органы и специальные службы, что сегодня, на мой взгляд, чрезвычайно важно. Я особо обращаюсь к представителям силового блока правительства. В этой сложнейшей для страны ситуации, в сложнейший период нашего развития мы обязаны наладить контакт с гражданами и теснее взаимодействовать с ними. Надо внимательно и оперативно реагировать на каждое их обращение, на каждую обеспокоенность. Надо помогать людям учиться адекватному поведению в экстремальных ситуациях.
Эпизод № 2 (2024)
В ситуации, сложившейся после теракта в Беслане, считаю необходимым обсудить с вами в этом расширенном составе проблемы, поднятые мною в обращении к народу России 4 сентября. Это вопрос обеспечения единства страны, укрепления государственных структур и доверия к власти, создания эффективной системы внутренней безопасности. В этом зале находятся не только члены федерального правительства, но и первые лица всех российских регионов. Считаю, что в сложившейся ситуации, в сложившихся условиях система исполнительной власти в стране должна быть не просто адаптирована к работе в кризисных ситуациях, а кардинально перестроена. Перестроена с целью укрепления единства страны и недопущения возникновения кризисов. Мы не вправе забывать, что в своих далеко идущих планах вдохновители, организаторы и исполнители терактов стремятся к тому, чтобы дезинтегрировать страну, стремятся к распаду государства, к развалу России. Убежден, единство страны – это главное условие победы над террором. И без такого единства достичь этой цели невозможно. Хотел бы поподробнее остановиться над этой проблемой. Прежде всего, важнейшим фактором укрепления считаю единство системы исполнительной власти в стране – единство, вытекающее из смысла и буквы статьи 77-й Конституции Российской Федерации. Фактически речь идет о том, что по предметам ведения Российской Федерации, по предметам совместного ведения органы исполнительной власти в центре и в субъектах федерации образуют единую систему власти, а соответственно – должны работать как целостный, соподчиненный, единый организм.
Эпизод № 3 (2025)
Нужно признать, что такой системы власти в стране до сих пор не создано. Борьба с террором – это общегосударственная задача. Задача, для выполнения которой требуется мобилизация всех ресурсов. И очевидно, что единство действий всей исполнительной вертикали здесь должно быть обеспечено в первую очередь и безусловно. Считаю также, что в целях обеспечения единства государственной власти и последовательного развития федерализма необходимо совместное участие Федерации и ее субъектов в формировании исполнительных органов власти в территориях России. И в этой связи полагаю, что высшие должностные лица субъектов Российской Федерации должны избираться законодательными собраниями территорий по представлению главы государства. В таком случае механизм формирования высшей исполнительной власти в регионах будет построен по принципам, практически идентичным принципам образования правительства Российской Федерации. Данный порядок образования исполнительной власти базируется на общих положениях Конституции и предложен в проектах, представленных целым рядом руководителей субъектов Российской Федерации. До конца года соответствующий законопроект будет внесен в Государственную думу. Прошу правительство, а также глав российских регионов, в контакте с представленными органами власти, с представителями органов власти, оперативно заняться подготовкой этого документа. Кроме того. Полагаю, что руководители регионов должны сегодня теснее взаимодействовать с муниципальными образованиями, помогая им в каждодневной работе с людьми. А также в рамках, предусмотренных законом, должны оказывать большее влияние на формирование органов местного самоуправления. Консультация со специалистами показывает, что такие возможности в рамках действующей Конституции имеются. И прошу правительство, президиум Госсовета проработать и представить предложения по этой теме.
Эпизод № 1 (2023)
Уважаемые коллеги, наша встреча в таком необычном формате вызвана особыми обстоятельствами. Обстоятельствами, под впечатлением от которых находится вся страна, а без преувеличения можно сказать, – и весь мир. Уверен, что нет ни одной российской семьи, нет ни одного российского гражданина, который не воспринял бы горе и страдания осетинского народа как свое собственное. Без слез невозможно не только говорить о том, что произошло в Беслане. Невозможно даже думать о том, что произошло в Беслане, без слез. Однако одного сострадания, слез и слов поддержки со стороны представителей власти совершенно недостаточно. Необходимо действовать, повышать эффективность органов власти в решении всего комплекса стоящих перед страной проблем. Именно всего комплекса проблем. Поскольку вырванные из контекста всей совокупности задач, которые перед нами стоят, ни один из вопросов, даже такие важнейшие сегодня вопросы, как обеспечение безопасности граждан и государства, эффективно решены быть не могут.
КОММЕНТАРИЙ
На этой неделе на ЭФГ тестировалось выступление В. Путина на расширенном заседании правительства. Респондентам было предложено оценить видеоряд только по критерию согласия. Следует обратить внимание на то, что оценки по всем эпизодам оказались достаточно высокими: самый низкий балл (1,54) получил эпизод № 1, а самый высокий (3,7) – эпизод № 11.
Во время дискуссии, последовавшей за ЭФГ, люди говорили о своем согласии с большинством идей, высказанных президентом. При этом, однако, для респондентов осталось непонятным, как большинство из предлагаемых нововведений могут способствовать борьбе с терроризмом.
- 'Там было несколько пунктов, которые никак не относятся, с моей точки зрения, к борьбе с терроризмом. Это было в начальном пункте, вот именно государственные, президентские ставленники в районах – это никак не относится к борьбе с терроризмом'.
- 'Он там же умные слова-то говорил, что сначала никто из нас не разобрался в ситуации. Всем показалось – о, да он там за борьбу с терроризмом, как все замечательно, да? А вот сейчас по шагам мы стали вспоминать и обсуждать его речь – оказалось, что на 90% никак не связано с борьбой с терроризмом. Какие-то вот его шаги, его идеи, вот. И люди сейчас вот посмотрели выступление, вроде как все – вот борьба с терроризмом – замечательно, тут надо его поддержать, да? А на самом-то деле речь о другом идет'.
- Да, это вот, он это говорит о борьбе с терроризмом. Это пункт борьбы с терроризмом – основная мысль-то продвигалась <во> всей речи. А какое вот это вот отношение к борьбе с терроризмом имеет? Я не вижу'.
По мнению респондентов, Беслан и тема борьбы с терроризмом послужили лишь 'удобным поводом' для продвижения новаций, позволяющих 'закрепить единоличную власть президента'. Именно так были истолкованы идеи о введении пропорциональной системы выборов в Госдуму и о порядке избрания высших должностных лиц субъектов РФ.
- 'Да всем понятно, что давно дело к этому идет. Он просто воспользовался ситуацией и под шумок проворачивает свои планы'.
- 'Это все делается не для борьбы с терроризмом, не для укрепления государственности, а для укрепления разворовывания страны. То есть окончательное такое... структуры разворовывания страны. Ну, Путин, он кто? Он ставленник Семьи, он им был, он им продолжает оставаться сейчас. Кого он может там назначить на эти посты? Он доказал своим президентством, что он ничего хорошего сделать просто не может для страны. И сейчас как бы он для себя требует, чтобы ему позволили... В общем – как при Советском Союзе или там при царе, так он хочет'.
- 'Это навязывание может народу своих интересов. Сейчас все мы озабочены терроризмом. Вот не знаешь – выйдем на улицу, и что нас там ждет? Вот он и успокаивает – мол, меры приняты, рука на пульсе, и все такое. А сам продвигает то, что ему давно было нужно'.
- 'Самая главная тема там затронута, что, в конце концов, он начинает вот так называемый демократический принцип, чуть-чуть... в общем, не будет его скоро'.
Надо заметить, что несмотря на опасения по поводу чрезмерной централизации власти, к которой, как неоднократно говорилось в ходе обсуждения, могут привести изменения в избирательной системе, многие участники дискуссии поддержали Путина и согласились с целесообразностью планируемых перемен. Во-первых, с точки зрения респондентов, если именно Путин станет 'назначать' губернаторов, тогда он будет чувствовать большую ответственность за ситуацию в регионах и 'сможет больше спросить с тех, кого он туда поставил'.
- 'То есть, грубо говоря, вот это и есть начало, потому что все проворованные губернаторы будут как бы назначены уже Путиным, и он сам будет отвечать'.
- 'И требования к этому человеку (по отношению – как этот человек будет проводить какие-то мысли, как – работа с народом) – требования будут совершенно другие, и Путин будет себе более ответственным, понимаете. И будут требования от Путина непосредственно к какому губернатору, жестче намного'.
Во-вторых, для результативной работы и эффективного управления страной президенту необходима своя команда не только в Кремле, но также и на местах. Во главе регионов должны стоять люди, которых он знает 'не по словам, а по делам'.
- 'Да. Ну, в общем, я за то, что, в принципе, по его представлению. По какой причине? Человек будет знать этих людей, которые будут стоять в этой власти, то есть непосредственно своих исполнителей. Получается, они его исполнители. Правильно же? По представлению – он представляет губернатора. Он знает об этом человеке практически все'.
- 'Я думаю, в принципе, опять-таки, на местах губернаторов будут люди, которых наверняка он знал по каким-то таким жизненным... по работе, понимаете, в каких-то специализированных, может быть, даже и тех же структурах'.
- 'Ну, я думаю, что если человек чего-то хочет сделать, то он должен, конечно, свою группу создать, чтобы с ней работать. Ну, вот тех же губернаторов. Я считаю, что он должен ставить...'
В-третьих, высказывались мнения о 'неготовности нашего народа к демократии и свободе там разной', в силу чего 'закручивание гаек' и централизация власти, которые обеспечат порядок и стабильность в стране, будут поддержаны большинством населения.
- 'У нас менталитет такой, что эти предложения, конечно, поддержат. То, что у старых бабок называется «сейчас бы Сталина», понятно, да?'
- 'Да не годится в нашей стране демократия. Вот есть героин, да, вот больному надо дать героин, да, но это не значит, что героин можно давать там детям, правильно? Вот мы еще дети. Россия еще просто не доросла. Ну вот, есть вот дети, детям не дают спички'.
Были среди респондентов и те, кто скептически отнесся к предложению о новом порядке избрания губернаторов: эта идея трактовалась как 'назначение московских чиновников губернаторами' и высказывались опасения, что 'приезжий человек не может знать всех проблем и нужд региона '.
- 'Потому что человек, приехавший, допустим, в какой-то город из Москвы, которого поставил президент, – он совершенно не в курсе проблем, которые творятся в городе, он совершенно не в курсе, на что нужно направить финансирование главным образом этого города, там больные для области проблемы. Вот как раньше было, что человек должен избираться там в мэры, только если он прожил в городе десять лет, да? Тогда он знает народ, знает, что там и чем живет провинция. Приехавший из Москвы – ну ладно, короче, не имеет он представления'.
- 'Да как же он приедет из центра, не знает там никого, ни с кем не знаком. Да и проблем-то ведь не понимает. Он-то к другому привык. Весь регион развалит'.
Разговор о 'пропорциональной системе выборов' (эпизод № 3) показал, что людям не понятно, о чем именно идет речь. Респонденты истолковали эту идею как стремление оставить в Думе только те партии, которые будут лояльными по отношению к президенту и правительству.
- 'Половина Думы – это партии, половина – это одномандатники, которые, так или иначе, потом переходят в партии: очень малое количество остается этих независимых. Так или иначе, все переходят опять же в сторону сильной партии. А пропорционально, я думаю, что он имел в виду то, что возможность – ну, к этому уже в принципе мы подошли – то, что в Думе будет две партии всего. Значит, одномандатники отменяются, так? Повышается, так сказать, нижний порог, то есть Хакамада и Явлинский, к сожалению, – кстати, с этим я не согласен,– не проходят. И никакой оппозиции'.
- 'Ну, по крайней мере, те, что в Думе останутся, они будут ручные, чтобы можно было рулить. Но в принципе, так сказать, потому что вот с этим вот действительно демократическим бардаком – не демократия, а бардак...'
- 'Кстати, к борьбе с терроризмом это тоже никакого отношения не имеет. Легче управлять Думой – все'.
- 'Нет, просто он как бы хочет задавить всех остальных, партии...Они, конечно, и так задавлены, но чтобы закрепить результат'.
- 'Чтобы не было даже намека непослушания никакого, вот и все'.
Некоторые респонденты, выражая положительное отношение к реформе, говорили о 'бессмысленности' выборов по одномандатным округам: известные и профессиональные политики в таких выборах практически не участвуют, а пользуются этой возможностью в основном те, кто не имеет к политике никакого отношения.
- 'Нужная идея, да, я поддерживаю. Вот кто у нас баллотировался не от партии – это какой-то боксер, у которого куча денег, и еще он знает, куда их внести. Вот у него уже все есть, казалось бы, еще вот в правительство не попал, да. Кобзон, там кто, Игорь Николаев, – вдруг решили они стать политиками. В политику им захотелось, да вот. Ладно, хорошо, мы, может, знаем немножко о певцах, а вот боксер захотел политиком стать, и тоже вот он там баллотируется. Мало того, что мы про этих людей ничего не знаем, что от них ожидать, каких они интересов, каких они взглядов, да, совершенно не знаем, что они могут нам дать в политике. Они могут знать там, в спорте, там, на эстраде, еще где, чем они занимались... Что они в политику собираются идти, чем заниматься – они не знают'.
Эпизод № 3, в котором шла речь об ужесточении наказаний за должностные преступления, оказался лидером нашего рейтинга. Участники дискуссии отмечали важность проблемы, связанной с эффективностью работы правоохранительных органов. С одной стороны, респонденты говорили о необходимости более четкой организации работы, о повышении ответственности работников спецслужб и об усилении контроля за их деятельностью.
- 'Для меня, я считаю, все-таки усиление работы правоохранительных органов и спецслужб – в первую очередь'.
- 'Дополнительно ввести надо закон или какой-то правовой документ, допустим, об усилении ответственности, как он говорит, адекватно должно быть усиление ответственности за должностные преступления'.
- 'И вот эти поборы, поборничество милицейское уже наказывать более строго – за то, что они берут с водителей взятки, там еще что-нибудь. Это просто изгонять из милиции'.
С другой стороны, люди оценивали роль самого Путина в той ситуации, которая сложилась в правоохранительных органах: если президент не смог наладить их работу прежде, 'кто даст гарантии, что это ему удастся в будущем?'
- 'Ну у него же было очень много времени, чтобы что-то сделать с силовыми структурами и со всем остальным. Не сделано абсолютно ничего. С силовыми структурами абсолютно ничего не сделано. Хотя бы с коррупцией что-то сделать. Ловить, сажать'.
- 'Просто он... Тут система-то какая, он просто прекрасно понимает, что там гниль сплошная. Он знает это не хуже, понятно, да? И он, кстати, этой же гнилью сам и пользуется. Когда НТВ там мочит или – понятно там. Понятно там, да? То есть он в ситуации сидящего в болоте барона Мюнхгаузена, которому надо вытащить самого себя за шкирку. То есть он сам же одной рукой, когда ему надо, этим пользуется, а с другой стороны, он понимает, что это все настолько прогнило, что надо как-то...'
В отношении слов Путина о необходимости диалога между властью и обществом и об организации добровольных структур по охране общественного порядка (эпизод № 5 и эпизод № 6) мнения респондентов резко разделились. По мнению одних, подобные высказывания – это призыв к 'стукачеству' и знак возвращения '37-го года' и 'эпохи Сталина'.
- 'Это в лучшем случае, на самом деле, то есть люди будут стучать – в Германии во время войны и как у нас при Сталине. Что это может привести к возобновлению стукачества. Тридцать седьмой год, грубо говоря'.
- 'Вот это вполне можно расценивать, как призыв к стукачеству'.
По мнению других, обращение Путина 'к народу за помощью' не имеет ничего общего со стукачеством, а есть лишь просьба и призыв быть более бдительными и по возможности помогать спецслужбам в деле предотвращения терактов.
- 'Вы знаете, вот на данном этапе времени моя точка зрения – нет, наоборот, просто усилится бдительность людей... Не обязательно стукачество. Лучше проверить лишний раз кулек какой-то валяющийся, чем...'
- 'Да это просто меры по усилению бдительности. При чем тут стукачество-то? Да нет, народные дружины даже есть в Швеции – это разные вещи'.
- 'Я говорила о том, что каждый гражданин должен нести ответственность за бдительность'.
- 'Он же не обращается к гражданам: товарищи или, там, господа, стучите. Он говорит – даже каждой бабульке, которая там пусть с глупым звонком обратилась в милицию. Все проверять. Он обращается... он обращается к правительству и говорит: «Ребята, я понимаю, там много звонков сумасшедших сейчас», – ну понятно, там 99% звонят сумасшедшие'.
|