fom.ru · Поиск ·      








24.03.2005, Опрос населения

Чечня: после уничтожения Аслана Масхадова

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 19-20 марта 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.


1. Уничтожение А. Масхадова
2. Освещение событий, связанных с уничтожением А. Масхадова
3. Последствия уничтожения А. Масхадова
4. Ситуация в Чечне: мониторинг
5. Электронная фокус-группа
6. Приложение. Таблицы

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 19-20 марта 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.


Несмотря на формирование нового правительства в Чечне, на сообщения о признаках налаживания мирной жизни в этой республике и об успехах федеральных сил в сражениях с боевиками, и, наконец, на уничтожение Аслана Масхадова оптимизма у россиян относительно положения дел в Чечне в течение последних двух лет не прибавляется. Последний опрос показал, что половина наших сограждан (50%) по-прежнему считают, что ситуация в республике не меняется. В ходе предыдущего опроса, проведенного примерно за две недели до уничтожения Масхадова, такого мнения придерживались 49% респондентов. Полагают, что ситуация улучшается, 28% опрошенных (в феврале было 26%). Тех, кто говорит об ее ухудшении, – столько же, сколько было в феврале (7%).

У большинства россиян нет надежд на скорую нормализацию положения дел в Чечне: 51% опрошенных считают, что ситуацию в этой республике не удастся урегулировать в ближайшем будущем, полагают, что это сделать удастся, 28% респондентов. Такое соотношение принципиально не меняется уже несколько лет: с 1999 года доля 'оптимистов' варьируется в интервале от 20% до 28%, 'пессимистов' – от 46% до 60%.

Не изменились и представления граждан о способности российских властей добиться нормализации ситуации в этом регионе и их желании решить данную задачу – распределение ответов на соответствующий вопрос остается практически неизменным с весны 2002 года, когда он был задан впервые. Треть россиян уверены, что власти могут, но не хотят нормализовать ситуацию; чуть менее трети, напротив, полагают, что власти хотят этого – но не могут. Примерно каждый десятый считает, что у властей есть и стремление к нормализации, и способность достичь ее, и практически столько же – скептически оценивают и то, и другое.

Что касается уничтожения Аслана Масхадова, то подавляющее большинство россиян осведомлены об этом событии (знают о нем 73% респондентов, 'что-то слышали' – 19%). Лишь 7% участников опроса узнали о происшедшем только от интервьюера. Две трети опрошенных – 68% – уверены, что российские спецслужбы сделали то, что должны были сделать. Обосновывая свою точку зрения, эти респонденты чаще всего говорили о справедливом возмездии. Мысль, что уничтожение Масхадова будет способствовать стабилизации обстановки в Чечне, звучала, отметим, гораздо реже.

Противоположной точки зрения – что Масхадова уничтожать не следовало – участники опроса придерживаются в шесть раз реже (11%). Некоторые из них полагают, что его надо было судить, либо говорят, что он мог сообщить правоохранительным органам немало важной информации. Другие считают, что с Масхадовым следовало вести переговоры; что его гибель приведет к обострению ситуации.

Итак, по мнению большинства наших сограждан, спецслужбы поступили правильно, уничтожив Масхадова. При этом отношение россиян к их работе изменилось не слишком значительно: 33% заявляют, что оценивают работу спецслужб позитивно – как и ранее, 17% – оценивали и продолжают оценивать ее негативно. Изменилось же мнение о спецслужбах после уничтожения Масхадова у 19% опрошенных: 13% стали относиться к их работе лучше, 6% – хуже.

Отсутствие оптимизма относительно перспектив нормализации ситуации в Чечне, по-видимому, обусловлено уверенностью в том, что на месте Масхадова появятся другие командиры. Лишь 17% опрошенных считают, что после его уничтожения сопротивление чеченских боевиков ослабнет, но столько же – прогнозируют его усиление (46% полагают, что интенсивность сопротивления останется прежней). Так же пессимистичны прогнозы относительно возможных терактов в России. Большая часть опрошенных (46%) считают, что после уничтожения Аслана Масхадова ничего в этом отношении не изменится, 19% – что угроза возрастет (в Южном федеральном округе так отвечают 25% респондентов), 17% – что она снизится.

Отвечая на общий вопрос о том, как повлияет уничтожение Масхадова на положение дел в Чечне, 53% опрошенных заявляют, что никаких изменений не произойдет, а 6% – что ситуация даже ухудшится. Правда, доля заявляющих, что она улучшится, сравнительно велика – 24%. Однако следует полагать, что некоторые из давших такой ответ выражали тем самым не столько оптимизм в отношении перспектив нормализации, сколько одобрение проведенной спецслужбами операции, стремились подчеркнуть, что она была оправданной. Едва ли можно как-то иначе объяснить расхождение в распределении ответов на этот вопрос, с одной стороны, и на иные 'прогностические' вопросы – с другой.

* * *

Серия вопросов была посвящена также тому, как освещало факт уничтожения Аслана Масхадова телевидение. Репортажи об этом событии видели 67% участников опроса; большая часть – 42% – полагают, что телевидение уделило ему столько внимания, сколько следовало. Склоняются к мнению, что о нем говорилось мало, 10% опрошенных, и столько же полагают, что телевидение уделило этому факту слишком много внимания. Последнюю точку зрения чаще разделяют люди с высшим образованием (20%).

Тех, кто видел по телевидению репортажи об уничтожении Масхадова, спросили, было ли в этих репортажах что-то, что им не понравилось. Большую часть респондентов (41%) ничего не смутило. Сказали, что такие моменты были, 16% участников опроса (среди людей с высшим образованием – 27%). Эти респонденты полагают, что не следовало показывать лицо Масхадова в луже крови крупным планом несколько раз подряд; что это было похоже на смакование убийства. Говорилось также, что информация, которая сопровождала видеоряд, была не очень внятной; что сразу было высказано несколько версий относительно уничтожения лидера сепаратистов, – и это заставило усомниться в достоверности всех предъявленных версий.


1. Уничтожение А. Масхадова
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства. Результаты опросов за 19-20 марта 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО 8 МАРТА В ЧЕЧНЕ РОССИЙСКИМИ СПЕЦСЛУЖБАМИ УНИЧТОЖЕН АСЛАН МАСХАДОВ?
КАКИЕ ЧУВСТВА, МЫСЛИ ВЫЗВАЛО У ВАС ИЗВЕСТИЕ ОБ УНИЧТОЖЕНИИ РОССИЙСКИМИ СПЕЦСЛУЖБАМИ АСЛАНА МАСХАДОВА? (Открытый вопрос.)
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, РОССИЙСКИМ СПЕЦСЛУЖБАМ СЛЕДОВАЛО ИЛИ НЕ СЛЕДОВАЛО УНИЧТОЖАТЬ АСЛАНА МАСХАДОВА?
ПОЧЕМУ ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО РОССИЙСКИМ СПЕЦСЛУЖБАМ СЛЕДОВАЛО УНИЧТОЖИТЬ АСЛАНА МАСХАДОВА? (Открытый вопрос.)
ПОЧЕМУ ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО РОССИЙСКИМ СПЕЦСЛУЖБАМ НЕ СЛЕДОВАЛО УНИЧТОЖАТЬ АСЛАНА МАСХАДОВА? (Открытый вопрос.)
ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО БОЛЬШИНСТВО ВООРУЖЕННЫХ ОТРЯДОВ ЧЕЧЕНСКИХ БОЕВИКОВ ПОДЧИНЯЛИСЬ АСЛАНУ МАСХАДОВУ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО БОЛЬШИНСТВО ВООРУЖЕННЫХ ОТРЯДОВ ЧЕЧЕНСКИХ БОЕВИКОВ НЕ ПОДЧИНЯЛИСЬ АСЛАНУ МАСХАДОВУ. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ - С ПЕРВОЙ ИЛИ ВТОРОЙ - ВЫ СОГЛАСНЫ?
ЕСЛИ СРАВНИТЬ ВАШЕ МНЕНИЕ О РАБОТЕ РОССИЙСКИХ СПЕЦСЛУЖБ ДО И ПОСЛЕ УНИЧТОЖЕНИЯ АСЛАНА МАСХАДОВА, ТО КАКОЕ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ВАМ БЛИЖЕ? (Карточка, один ответ.)


2. Освещение событий, связанных с уничтожением А. Масхадова
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства. Результаты опросов за 19-20 марта 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
ВЫ ВИДЕЛИ ИЛИ НЕ ВИДЕЛИ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ РЕПОРТАЖИ О СОБЫТИЯХ, СВЯЗАННЫХ С УНИЧТОЖЕНИЕМ АСЛАНА МАСХАДОВА?
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ТЕЛЕВИДЕНИЕ РАССКАЗЫВАЛО О СОБЫТИЯХ, СВЯЗАННЫХ С УНИЧТОЖЕНИЕМ АСЛАНА МАСХАДОВА, МНОГО, МАЛО ИЛИ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО НУЖНО? (Ответы заявивших, что они видели репортажи о событиях, связанных с уничтожением А.Масхадова.)
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, В ОСВЕЩЕНИИ ТЕЛЕВИДЕНИЕМ СОБЫТИЙ, СВЯЗАННЫХ С УНИЧТОЖЕНИЕМ АСЛАНА МАСХАДОВА, БЫЛО ЛИ ЧТО-ТО, ЧТО ВАМ НЕ ПОНРАВИЛОСЬ? (Ответы заявивших, что они видели репортажи о событиях, связанных с уничтожением А.Масхадова.)
ЧТО ИМЕННО ВАМ НЕ ПОНРАВИЛОСЬ В ОСВЕЩЕНИИ ТЕЛЕВИДЕНИЕМ СОБЫТИЙ, СВЯЗАННЫХ С УНИЧТОЖЕНИЕМ АСЛАНА МАСХАДОВА? (Открытый вопрос.)


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 19-20 марта 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.


Открытый вопрос: Какие чувства, мысли вызвало у Вас известие об уничтожении российскими спецслужбами Аслана Масхадова?



(в % от числа опрошенных)
Положительные эмоции (удовлетворение, облегчение, радость и др.) 32
Одобрение, удовлетворение 13


'Безусловное одобрение'; 'бурные аплодисменты'; 'доволен'; 'одобрил действия спецслужб'; 'спецслужбы сработали хорошо'; 'удовлетворение, одобряю'; 'хорошо поработали спецслужбы'; 'чувство гордости за наших военных'; 'я удовлетворен'.
Общие положительные эмоции 12


'Больше хороших мыслей'; 'очень хорошо'; 'прекрасные'; 'приятные'; 'самое хорошее чувство'; 'светлые'; 'только положительные эмоции'.
Радость 5


'Восторг'; 'восхищение: наконец-то'; 'обрадовался'; 'очень рада'; 'рад был'; 'радостные чувства'; 'радость, кроме нее ничего'; 'радость, что его нет'.
Облегчение 2


'Облегчение'; 'перекрестилась'; 'слава Богу'; 'успокоение'; 'чувство облегчения...'.
Это правильно, справедливо, бандитов давно пора уничтожать 14


'Бандитов надо наказывать'; 'всех террористов нужно убить'; 'давно надо было его убрать'; 'зло должно быть наказано'; 'наконец-то его уничтожили'; 'по заслугам'; 'поделом'; 'предателю – смерть'; 'собаке – собачья смерть'.
Безразличие 13


'Нейтральные'; 'никаких чувств'; 'ничего особенного'; 'ну и черт с ним'; 'полное безразличие'.
Отрицательные эмоции (жалось, тревога и др.) 5
Жалость 3


'Жалко его стало как человека, запутался он'; 'жалко как человека'; 'жалость к нему'; 'жаль'; 'трагически, потому что погиб человек'.
Общие отрицательные эмоции 2


'Неприятное чувство'; 'плохие'; 'скорее отрицательные'; 'враждебные'; 'зря его уничтожили'; 'не следовало уничтожать'.
Страх мести, тревога, опасения за будущее 1


'Боимся мести'; 'будет еще хуже'; 'за него будут мстить'; 'как бы мести не было'; 'месть'; 'чеченцы теперь будут мстить'; 'возрастет число терактов в России, боевики будут мстить'; 'скоро из-за этого опять будут теракты'; 'страх, так как их ответная реакция может быть очень жестокой'.
Одним террористом стало меньше 5


'Одним бандитом меньше стало, хуже фашиста'; 'одним террористом стало меньше'; 'одного идиота-убийцу убили, да еще какого! Хоть одним террористом стало меньше'; 'стало меньше одним бандитом'; 'убили еще одного главаря боевиков'.
Это несущественное событие, ничего не изменится 3
А. Масхадову найдут замену 2


'Выберут такого же чеченца в качестве главаря'; 'на его место придет другой'; 'одним бандитом меньше, так другие на его место встанут – этому не будет ни конца, ни края'; 'одного убили – два будут вместо него'; 'одного убили – другой такой же отыщется'; 'придет другой на его место'; 'свято место пусто не бывает'.
А. Масхадов – незначительная фигура, пешка 1


'Безразличие: не того убили'; 'бесполезно: по-моему, это не важная фигура'; 'Масхадов – пешка'; 'что он там был не самый главный'; 'зачем он нужен?'; 'это была просто кукла в событиях Чечни, организаторы там другие, его смерть ничего не дает'.
Все равно ничего не изменится 1


'Больших изменений в Чечне не произойдет'; 'все равно будут делать боевики свое дело без Масхадова'; 'все равно останется по-прежнему'; 'легче от этого не стало'; 'ничего не изменится'.
Больше будет порядка, нормализация ситуации в Чечне 3


'Будет порядок'; 'может, будет спокойствие'; 'надежда на лучшее в будущем'; 'наших меньше будет гибнуть'; 'очень хорошо для России'; 'ситуация в Чечне нормализуется'; 'станет поспокойнее, меньше кровопролития'.
Недоверие, А. Масхадов жив 2


'Верится с трудом'; 'возможно, уничтожен двойник'; 'мысль, что это убили не его'; 'не верю, что это был он'; 'не верю, что это Масхадов'; 'полная ложь'; 'сначала сомнение: он или не он уничтожен'.
А. Масхадова надо было брать живым, судить 1


'Было бы лучше судить'; 'надо было взять живым'; 'надо было судить живого, но не мертвого'; 'отрицательно: надо было брать живым'; 'хорошо, но лучше бы у него получить информацию'.
Возможно, это предательство, это было кому-то нужно 1


'Они уничтожают тех, кого им надо'; 'потому что это нужно в верхах'; 'это все политика'; 'я считаю, что его специально сдали властям'; 'его сдали, так как время пришло'; 'стал не нужен, его и убрали'; 'сдали за 10 миллионов'.
А. Масхадов – враг, он принес много зла 1


'Неправильно вел себя и как собака умер'; 'он бандит, вот и все'; 'он был наш противник'; 'он враг, его нужно было уничтожить'; 'он организатор всех взрывов'; 'он сделал много плохого'; 'хорошие: он негодяй и заслуживает этого'.
Смешанные чувства, двойственное отношение 1


'Двойственное отношение'; 'правильно сделали, что захватили, но почему убили?'; 'противоречивые мнения'; 'ситуация двойственная'; 'смешанные чувства'.
Это раздутое событие, показуха 1


'Все чувства и мысли были смазаны тем, что много и бурно обсуждался сам факт уничтожения'; 'не надо было показывать его труп по телевидению, тем более, так часто...'; 'неприлично показывать изувеченный труп'; 'почему шум большой?'.
Другое 1


'А кто следующий?'; 'был участником войны'; 'с ним нужно было вести переговоры'; 'видимо, так было необходимо'; 'слишком дорого заплатили за этого негодяя'; 'значит, по-другому нельзя было'; 'много тактических ошибок'; 'потрясение'; 'спецслужбам виднее'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 21




Открытый вопрос: Почему Вы думаете, что российским спецслужбам следовало уничтожить Аслана Масхадова?



(в % от числа опрошенных)
Это нужно для борьбы с терроризмом 30
Террористов, бандитов нужно 16


'Бандитам нет жизни на земле'; 'бандитов необходимо уничтожать'; 'всех боевиков надо уничтожать'; 'если он боевик, то надо его уничтожить'; 'надо убивать террористов'; 'одним террористом меньше'; 'он же бандит'; 'потому что он был террорист, а их надо истреблять'; 'преступников уничтожают'; 'сказал Путин: мочить всех'.
Уничтожение главаря банды дезорганизует боевиков 7


'Главарь уничтожен – ослабеют боевики'; 'главаря лишились – могут ослабить сопротивление'; 'нарушить цепочку подчиненности, рассеять бандитов, не давать им сплотиться'; 'нужно главарей уничтожить, чтобы обезоружить бандитов'; 'он был ведущим в осином гнезде'; 'он был предводителем, а если его уничтожить, то легче ликвидировать подчиненные формирования'; 'пока другой найдется, спецслужбы время выиграют'; 'предводителя уничтожили – банда разбежится'; 'следовало уничтожить, чтоб обезглавить банду'; 'так как он был главарем, с его смертью распадется банда'.
Будет меньше терактов, давно пора кончать с терроризмом 6


'Бороться с террористами надо'; 'меньше будет подрывов домов'; 'меньше, может, станет со временем терактов'; 'надо же как-то бороться с терроризмом'; 'надо кончать с бандитами'; 'надо прекратить терроризм'; 'пора кончать с бандитами и террористами'; 'предотвратить последующие теракты'; 'снизить угрозу бандитизма'; 'уничтожить, чтобы быстрей покончить с терроризмом'; 'давно бы уничтожить всех боевиков'; 'давно надо было положить конец такому произволу'; 'давно надо было так'; 'давно пора всех уничтожить, в том числе Басаева'; 'давно пора с ним расправиться'; 'его надо было уничтожить уже давно'; 'их давно, всех командиров, боевиков нужно уничтожить'; 'надо было раньше это сделать'.
Это послужит уроком для других террористов 2


'В назидание другим'; 'давление на психику будет остальным, хоть ФСБ взялась за это'; 'как показательный процесс'; 'многие бандиты поймут, что надо возвращаться к мирной жизни'; 'неповадно будет другим'; 'пример другим боевикам'; 'чтобы видели, что что-то делается и что ничто не будет безнаказанно'; 'чтобы не думали, что все террористам с рук сходит'.
Это возмездие 16
А. Масхадов виновен в гибели многих людей, он принес много горя и бед 11


'Бед много за ним стоит'; 'вредит все и вредит без конца'; 'из-за него гибли наши сыновья и мирные люди'; 'из-за него погибло много людей'; 'людям покоя не давал'; 'много зла сделал'; 'много невинной крови'; 'он столько горя сделал людям'; 'они убивают своих же людей и взрывают'; 'очень много мирных людей из-за него погибло'.
Он организатор терактов на территории России 4


'Беслан, терроризм'; 'возмездие за Беслан'; 'за его теракты'; 'за школу в Беслане'; 'нет слов: детей, школьников стрелять в школе'; 'он был организатор террора в России'; 'по его приказу происходили все теракты'; 'сколько терактов по его воле происходило'; 'только за Беслан его уже нужно было убить'; 'формировал группы для совершения терактов'.
Он наказан за свои преступления 3


'За все свои злодеяния'; 'за его преступления'; 'за преступление надо нести наказание'; 'за противоправные действия против человека'; 'заслуженная расплата'; 'зло должно быть уничтожено'; 'каждый должен платить за свои грехи'; 'ну, он получил то, что заслужил'; 'он меньшего не заслуживает'; 'он получил по заслугам, у нас и так народ слишком мягкий, всем все прощает'; 'поделом'.
Другого выхода не было 5
Это был способ остановить А. Масхадова, иначе не получилось 3


'А как еще с ним было бороться?'; 'а что им еще оставалось делать?'; 'альтернативы нет'; 'выхода уже не было'; 'наверное, по-другому нельзя'; 'по-другому не остановить злобу'; 'он не оставил выбора своими действиями'; 'желательно живьем брать для суда, но раз не получилось, значит так надо'; 'живым взять не удалось, остался один выход – убийство'; 'значит, не смогли взять живьем'; 'наверное, не следовало сразу убивать, но так сложились обстоятельства'; 'он сам бы в плен не сдался'; 'такие люди сами не сдаются, они не могут без своего безумия'.
Он не шел на переговоры, переговоры бесполезны 1


'Бесполезно с ним переговоры вести'; 'договариваться было бесполезно'; 'Масхадов не шел на мир'; 'он добровольно не прекратил бы войну'; 'по-хорошему невозможно договориться – надо уничтожать'; 'препятствовал переговорам'; 'с такими разговаривать бесполезно'; 'так как переговоры результатов не дадут'.
Он мог уехать за границу, избежать суда и наказания, суд бесполезен 1


'А что, надо было ждать, пока уедет за границу?'; 'его нельзя было брать живым – Запад не дал бы возможности от него избавиться'; 'если берут живым, он мог бы вновь оказаться на свободе'; 'если бы поймали – мог сбежать'; 'никакого толку бы не было, если бы его судили'; 'он мог бы уйти от правосудия'; 'он мог сбежать, и все продолжалось бы'; 'он от суда бы отвертелся...'; 'пусть лучше сразу уничтожат, чем волокиты с судом'; 'чтобы не затягивать процесс: все и так известно, что он наделал'; 'чтобы не канителить, расходов лишних не нести, мы ловим – они выпускают, так могло быть'.
Это поможет стабилизации обстановки в Чечне, наведению порядка в целом 4
Будет налаживаться мирная жизнь, будет больше порядка 3


'Быстрее чтобы нормализовать жизнь мирных граждан'; 'может быть, меньше будет безобразий, придут к общему мнению'; 'надо, чтобы порядок был в России'; 'поскольку он тормозит урегулирование ситуации в Чечне'; 'так спокойнее будет'; 'улучшить ситуацию в Чечне'; 'чтобы быстрее нормализовать мирную обстановку'; 'чтобы в стране и в Чечне улучшилась ситуация'; 'чтобы людям жилось лучше в Чечне'; 'чтобы улучшить обстановку в России'.
Прекратятся военные действия 1


'Быстрее война кончится'; 'война, может быть, прекратится'; 'всем людям надоела война'; 'для прекращения военных действий'; 'меньше будет военных действий, будет спокойнее'; 'надо прекратить войну'; 'поставить конец войне'; 'чтоб военные действия прекратились'; 'чтобы война скоро закончилась'.
А. Масхадов воевал с Россией, это уничтожение врага 2


'Он был против мира в Чечне'; 'он же большинство чеченцев настраивал на войну и террор'; 'он захотел разделить Россию'; 'он мешает целостности государства и мешает мирному населению'; 'он причастен к войне'; 'потому что он поддерживает войну'; 'потому что он уже шел не только против нас, русских, но и против чеченского народа'; 'это они войну России навязали'; 'врага нужно уничтожать'; 'все враги России должны быть уничтожены'; 'если идет война, он нам враг'; 'Масхадов – враг, а врагов уничтожают'; 'он противник'.
Резко отрицательные высказывания о А. Масхадове 2


'Вел себя как нелюдь'; 'душегуб – собачья смерть'; 'изверг'; 'он – воплощение зла'; 'он дурак и националист'; 'он жестокий был'; 'плохой человек'; 'предателей уничтожать'; 'сволочей нужно убивать'; 'таким людям не надо жить, предатель не должен жить'; 'фашист'.
Будет лучше, это правильно 2


'Будет лучше'; 'его нужно было ликвидировать'; 'если нужно было убить – убили'; 'если правда, что о нем говорят, то, конечно, нужно'; 'если уничтожили, то следовало'; 'зачем он нужен?'; 'меньше зла'; 'меньше проблем'; 'мир говорит: надо'; 'правильно с ним поступили'; 'такие люди не нужны'; 'это коренным образом изменит положение в лучшую сторону'.
Другое 1


'Всех чеченцев надо депортировать...'; 'всех чеченцев уничтожать'; 'он руководитель ваххабитов'; 'Запад требует, чтобы мы вели переговоры с Масхадовым – мы наши способ уйти от этого вопроса'; 'много знал'; 'у них свои обычаи, свои понятия, свои законы'; 'он ничего уже не мог'; 'потому что у него нет реальной власти'; '...Англия поддерживала Масхадова, а если не стало Масхадова, то, может быть, не будет поддержки'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 8
Вопрос не задавался 32




Открытый вопрос: Почему Вы думаете, что российским спецслужбам не следовало уничтожать Аслана Масхадова?



(в % от числа опрошенных)
А. Масхадова нужно было судить 2


'Его же народ выбрал все-таки, надо было задержать, судить, если что'; 'его нужно было судить'; 'надо было судить его за преступления'; 'надо было судить принародно'; 'он должен был бы предстать перед судом и за все свои дела ответить'; 'он должен быть наказан живым, а то убили, как собаку'; 'пусть он отвечал бы по нашим российским законам'.
А. Масхадова нужно было допросить, получить от него информацию 2


'Выяснить об остальных лидерах боевиков надо было вначале, а они его убили'; 'дальнейшее следствие с ним многое могло бы прояснить'; 'лучше было бы, если бы взяли его в плен и узнали что-то от него'; 'много знает, мог бы что-то полезное рассказать'; 'мог бы дать получше информацию'; 'мог бы рассказать о каналах боевиков'; 'надо было брать живьем, допрашивать, секретные данные узнать, чтобы было больше информации, способствующей уничтожению терроризма вообще'; 'надо было его захватить, чтобы больше узнать о войне в Чечне'; 'надо было узнать у него ситуацию – кто еще с ним работает'; 'через него можно было еще на кого-то выйти'.
С А. Масхадовым можно было договориться 2


'Лучше переманить к себе'; 'надо было с ним договариваться'; 'надо же с кем-то договариваться – всех чеченцев не перебьешь'; 'нужно было вести переговоры, он единственный, кто на переговоры шел'; 'нужно было оставить его живым и вести переговоры'; 'он был единственный, с которым можно разговаривать'; 'попытаться с ним договориться надо было'; 'реальная фигура, способная заключить мир в Чечне'; 'с кем теперь вести переговоры?'.
А. Масхадова нужно было брать живым 1


'Его надо было поймать живым'; 'лучше бы живого взяли'; 'лучше было взять в плен'; 'надо было захватить живым'.
Это не справедливо, негуманно 1


'Может, он мог бы исправиться'; 'никто не имеет права отнимать жизнь у человека'; 'нужно было убедить его в неправоте'; 'он крайний'; 'они защищали свои земли, они не виноваты'; 'против уничтожения, насилия'; 'человек живой был'; 'это негуманно'.
Нет смысла, это не улучшит ситуацию 1


'Не он олицетворяет зло, и война вдруг не прекратится с его смертью'; 'нет смысла, так как от него мало что зависело'; 'так как на его место придет другой'; 'это не решение проблем – война в Чечне будет и дальше продолжаться'; 'это ничего не решило'; 'вместо него придет другой'.
Возможна месть со стороны боевиков, усиление терроризма 1


'Будет месть со стороны боевиков'; 'будут мстить за него, усилится террор'; 'другие будут мстить за него'; 'может быть возмездие со стороны чеченцев'; 'обострение конфликта, месть'; 'террористы будут мстить'.
Смерть для А. Масхадова – слишком легкое наказание <1


'Ему нужно было мучительную смерть'; 'надо было его и весь его клан дискредитировать в глазах чеченцев, чтобы они сами его убрали'; 'надо было публично судить и наказывать так, чтобы он почувствовал наказание'; 'убить – это слишком просто для него, пускай бы ответил как следует за все'.
Другое 1


'Нужно было взять живым, тогда многие бы узнали, что скрывают от народа'; '...его убили специально, чтобы не распускал язык – невыгодно верхам'; 'глупую провели операцию'; 'ему нужно было помогать, и войны бы не было'; 'лишний повод для негативных реакций на Западе'; 'он был президентом, избранным чеченским народом'; '...теперь полмира будут трещать, что мы убийцы'; 'он кому-то мешал, но нам этого делать не надо было'; 'это показуха своей силы'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 2
Вопрос не задавался 89




Открытый вопрос: Что именно Вам не понравилось в освещении телевидением событий, связанных с уничтожением Аслана Масхадова?



(в % от числа опрошенных)

Кровь, жестокость, показ тела А. Масхадова

8



'Много жестокости'; 'бесконечная демонстрация трупов'; 'насилие показывать ни к чему'; 'много крови, часто показывали его мертвое лицо – сильно давит на психику'; 'зачем с такой жесткостью смаковали убийство, показали мертвое тело в луже несколько раз?'; 'голову в луже крови можно было и не показывать'; 'много раз показывали изуродованный труп'; 'изуродованное тело'; 'зачем показывать убитого?'; 'вид трупа'.

Неполнота информации, ее нечеткость

2



'Ничего не понятно было, как его взяли, и вообще умер ли он?'; 'недосказанность'; 'не очень подробно'; 'как-то непонятно рассказывали'; 'неполная информация'; 'информации было мало'; 'не хватает информации'; 'говорили, что троих поймали, а не показали'; 'слишком общие высказывания'; 'ничего толком не рассказали'; 'не показано, как прошло уничтожение'.

Недостоверная, необъективная информация

2



'Ложь – четыре официальные версии гибели, народу нужна одна версия, самая аргументированная, чтобы не возникали вопросы'; 'раздвоение мнений об уничтожении Масхадова'; 'немного приврали'; 'все неправда'; 'я не верю ни одному слову'; 'не всегда говорят правду'; 'информация показалась недостоверной'; 'врут'; 'необъективность'; 'показалось, что все неправдоподобно'; 'недостоверность событий'.

Раздутое событие, показуха

2



'Преувеличено все'; 'сделали показуху на всю страну'; 'напыщенность'; 'театральная постановка какая-то'; 'прерывали передачи, как будто это из ряда вон выходящее'; 'слишком много внимания его персоне'; 'слишком было раздуто'.

Это могло травмировать детей

<1



'Много крови: не следует показывать детям'; 'много крови, детям такое нельзя смотреть'; 'показ трупов шокирует детей'; 'дети смотрят на эту ерунду'; 'много раз показывали – дети это видели'.

Другое

1



'Загнали одинокого зверя и убили, хотя сами такие же'; 'подарок женщинам к 8 марта – кощунство'; 'то, что его убили – лучше было бы, если его взяли живым и осудили'; 'убили без единого выстрела'; 'отношение миротворцев к местному населению'; 'его родственникам было, наверное, неприятно'; 'это пугает народ'; 'воспользовались для повышения рейтинга <Путина>'; 'все'; 'много негатива'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

31

Вопрос не задавался

54



3. Последствия уничтожения А. Масхадова
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства. Результаты опросов за 19-20 марта 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ПОСЛЕ УНИЧТОЖЕНИЯ АСЛАНА МАСХАДОВА СИТУАЦИЯ В ЧЕЧНЕ УЛУЧШИТСЯ, УХУДШИТСЯ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИТСЯ?
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПОСЛЕ УНИЧТОЖЕНИЯ АСЛАНА МАСХАДОВА СОПРОТИВЛЕНИЕ ЧЕЧЕНСКИХ БОЕВИКОВ ФЕДЕРАЛЬНЫМ СИЛАМ УСИЛИТСЯ, ОСЛАБНЕТ ИЛИ ОСТАНЕТСЯ ПРЕЖНИМ?
КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, БОЛЬШИНСТВО ЖИТЕЛЕЙ ЧЕЧНИ ОТНЕСЛИСЬ К УНИЧТОЖЕНИЮ АСЛАНА МАСХАДОВА ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПОСЛЕ УНИЧТОЖЕНИЯ АСЛАНА МАСХАДОВА УГРОЗА ТЕРАКТОВ В РОССИИ ВЫРАСТЕТ, СНИЗИТСЯ ИЛИ ОСТАНЕТСЯ ПРЕЖНЕЙ?


4. Ситуация в Чечне: мониторинг
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства. Результаты опросов за 19-20 марта 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ В ЧЕЧНЕ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ УЛУЧШАЕТСЯ, УХУДШАЕТСЯ ИЛИ ОСТАЕТСЯ НЕИЗМЕННОЙ?
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, УДАСТСЯ ИЛИ НЕ УДАСТСЯ В СКОРОМ БУДУЩЕМ НОРМАЛИЗОВАТЬ СИТУАЦИЮ В ЧЕЧНЕ?
НЕКОТОРЫЕ СЧИТАЮТ, ЧТО РОССИЙСКИЕ ВЛАСТИ ДЕЛАЮТ ВСЕ ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ СИТУАЦИИ В ЧЕЧНЕ. НЕКОТОРЫЕ С ЭТИМ НЕ СОГЛАСНЫ. КАКАЯ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НИЖЕ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ ПО ЭТОМУ ВОПРОСУ ВАМ БЛИЖЕ? (Карточка, один ответ.)
ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НАДО ИЛИ НЕ НАДО РОССИЙСКИМ ВЛАСТЯМ ВЕСТИ В ЧЕЧНЕ ПЕРЕГОВОРЫ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ПРОТИВОБОРСТВУЮЩЕЙ СТОРОНЫ?


5. Электронная фокус-группа
Электронные фокус-группы в Москве. 44 респондента. 2005 г.


Видеоряд, представленный к тестированию, состоял из фрагментов новостных телепрограмм, связанных с операцией силовых структур по ликвидации А. Масхадова.

Эпизод

Содержание эпизода

колебаний

Согласие, оценка / сила колебаний

Доверие, оценка / сила колебаний

Средняя оценка

4 (2225)

И. Шабалкин о ходе спецоперации

1,62/срд

1,75/срд

1,10/слн

1,5

1 (2222)

РТР о ликвидации А. Масхадова

1,11/срд

1,76/срд

1,11/срд

1,3

9 (2230)

В. Васильев о ликвидации А. Масхадова

0,27/срд

1,44/срд

1,44/срд

1,0

3 (2224)

В. Путин о задачах на будущее

0,35/слн

1,60/слн

0,80/слн

0,9

7 (2228)

Д. Рогозин о значении ликвидации А. Масхадова

-0,05/слн

1,40/слн

1,00/слн

0,8

2 (2223)

Н. Патрушев о ликвидации А. Масхадова

0,69/слн

1,02/срд

0,22/слн

0,6

11 (2232)

Б. Грызлов о последствиях ликвидации А. Масхадова

-0,19/слн

0,78/слн

0,22/слн

0,3

6 (2227)

Г. Зюганов: лучше было взять Масхадова живым

0,04/срд

0,71/слн

0,00/слн

0,3

8 (2229)

Р. Кадыров о значении ликвидации А. Масхадова

0,06/срд

0,11/срд

0,31/слн

0,2

10 (2231)

В. Жириновский о последствиях ликвидации А. Масхадова

0,30/срд

-0,09/срд

-0,68/срд

-0,2

5 (2226)

А. Масхадов о планах джихада

-0,24/срд

-1,35/срд

-1,18/срд

-0,9



Эпизод № 4 (2225). Первый канал, 'Новости. Специальный выпуск', 08.03.05, 21:00
И. Шабалкин, представитель регионального оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе

Сегодня утром в 8 часов Федеральная служба безопасности начала проводить в этом селе спецоперацию. Цель этой операции была – розыск бандитов, которые там укрывались, в том числе – известный международный террорист, бандглаварь Аслан Масхадов. Эта операция проводилась на основании комплекса данных, которые мы получали в том числе при помощи местного населения, которое оказало нам помощь. В результате было точно установлено то место, в котором он скрывается. Он находился в подземном бетонном бункере, который пришлось взорвать, чтобы проникнуть вовнутрь, и таким образом этот бандит был уничтожен. Он находился в розыске также и по уголовному делу с призывами к свержению конституционного строя, а также подозревался, и обоснованно, в организации таких крупномасштабных терактов, как наподобие 1 сентября прошлого года в городе Беслан. На совести этого бандита многочисленные жертвы и прежде всего – среди жителей Чеченской республики, а также российских военнослужащих.

Эпизод № 1 (2222). 'Россия', 'Вести. Специальный выпуск', 08.03.05, 20:00
С. Фролов, ведущий

В Чечне в ходе спецоперации уничтожен Аслан Масхадов, на счету которого самые страшные теракты в России: нападение на Дагестан, взрывы жилых домов и самолетов, захват заложников в Москве и Беслане. О ликвидации международного террориста, главаря боевиков президенту Путину доложил директор ФСБ Николай Патрушев.

Эпизод № 9 (2230). Первый канал, 'Новости', 09.03.05, 18:00
В. Васильев, председатель комитета по безопасности Госдумы РФ

Конечно же, допросы, беседы, разговоры с такой фигурой дали бы очень много информации. И я так понимаю, что это прекрасно понимали руководители контртеррористической операции. И такая цель ставилась. Но она не могла быть достигнута – не по нашей, как говорится, воле.

Эпизод № 3 (2224). Первый канал, 'Новости. Специальный выпуск', 08.03.05, 21:00 В.
Путин, президент России (Н. Патрушеву, директору ФСБ РФ)

Там еще много работы, нужно наращивать усилия по защите жителей республики и граждан всей России от бандитов. Проведите дополнительную экспертизу опознания, доложите дополнительно. В случае подтверждения этих данных всех участников мероприятия представьте к государственной награде.

Эпизод № 7 (2228). 'Россия', 'Вести', 09.03.05, 20:00, НТВ, 'Сегодня', 09.03.05, 19:00
Д. Рогозин, руководитель фракции 'Родина' в Госдуме РФ

Мы, конечно, благодарны нашим специальным службам, что им удалось раскрыть местоположение Масхадова и его ликвидировать в результате специальной операции. Однако мы считаем, что существенного влияния на ход террористической активности на Кавказе и в целом по России устранение Масхадова... вряд ли сможет повлиять. Нам нужен Басаев, и нам нужна новая политика на Кавказе, которая приведет к ликвидации социальной поддержки вот этих молодых бандволков.

Эпизод № 2 (2223). Первый канал, 'Новости. Специальный выпуск', 08.03.05, 21:00
Н. Патрушев, директор ФСБ РФ (доклад президенту России)

На основании оперативной информации, о которой я Вам докладывал ранее, нами сегодня в Чеченской республике, в населенном пункте Толстой-Юрт, проведена силами ФСБ, центром специального назначения, специальная операция, в результате которой уничтожен международный террорист, лидер бандформирований Масхадов, задержаны ближайшие его пособники. Потерь среди личного состава федеральной службы безопасности нет.

Эпизод № 11 (2232). Первый канал, 'Время', 09.03.05, 21:00
Б. Грызлов, председатель Госдумы РФ

Проведена успешная операция. Я знаю, что она готовилась давно, и те результаты, которые были получены, позволили провести эту операцию без потерь. Я думаю, что уничтожение террориста международного масштаба всеми должно восприниматься однозначно: что с этим результатом зла будет гораздо меньше.

Эпизод № 6 (2227). НТВ, 'Сегодня', 09.03.05, 19:00
Г. Зюганов, руководитель фракции КПРФ в Госдуме РФ

Когда организатор терактов и преступлений попадает в лапы правосудия живой, многие ниточки разматываются и эффективность следствия бывает более высокой. На мой взгляд, там что-то произошло незапланированное. Я не исключаю, что службы до конца не знали, кто там находится. И поэтому получили такой результат.

Эпизод № 8 (2229). НТВ, 'Сегодня', 09.03.05, 19:00 Р.
Кадыров, первый заместитель председателя правительства Чеченской республики

Масхадов – это бедолага, старик был. Это для меня Басаев большое значение имеет. Он, Масхадов, говорил, а Басаев – убивал.

Эпизод № 10 (2231). НТВ, 'Сегодня', 09.03.05, 19:00 В.
Жириновский, заместитель председателя Госдуме РФ, фракция ЛДПР

Теперь они без хозяина, без денег, без руководителя, без штаба. Один – два года максимум – и страница чеченского сепаратизма, и вообще кавказского, будет закрыта.

Эпизод № 5 (2226). Первый канал, 'Новости. Специальный выпуск', 08.03.05, 21:00
А. Масхадов, бывший президент республики Ичкерия

На заключительном этапе мы обязательно проведем еще более уникальную операцию, подобный джихад, этой операцией освободим нашу землю от российских агрессоров.

Комментарий


Повышенный интерес участников тестирования вызвали эпизоды, в которых было показано тело убитого А. Масхадова – именно здесь зафиксированы пики соответствующей кривой. При этом в ходе последовавшей за ЭФГ дискуссии ее участники говорили, что им 'неприятно смотреть на изувеченное тело', что 'натуралистические картинки на телеэкране' их шокируют.

'Нет, я просто не могу смотреть на этот труп, который показывают'.

'Мне тоже страшно'.


Сам факт физического устранения лидера сепаратистов вызвал очевидно позитивные эмоции респондентов. Они считают операцию, в ходе которой был убит А. Масхадов, 'успешной' и 'свидетельствующей о результативной работе спецслужб'.

'...главного злодея убили – я думаю, что это на людей очень хорошо подействует, то есть, ну, на обыкновенного обывателя, который, вот, скажет: вот, спецслужбы действуют, я им буду доверять. Правильно?'

'Правильно. На одного бандита стало меньше. И на том спасибо'.

'Я не могу сказать, что это приятно было, но, конечно, реакция была позитивная; в общем-то, что-то, что действительно вот нашим спецслужбам удалось это сделать. Но для меня лично это было неожиданное вот такое известие'.

'Да дело не в этом. Ну вот убийство Гитлера – радость? Радость. И Масхадова убийство – такое же, для меня такая же радость'.

'Ну о чем тогда вообще говорить-то? Наоборот, это радость. Я посмотрел, мне даже довольно – ну наконец-то, отстрелялся уже. Хватит. Хоть одним меньше стало'.


Участники фокус-группы с удовлетворением отмечают, что в результате ликвидации А. Масхадова переговоры с чеченскими боевиками стали невозможными из-за отсутствия потенциального партнера по таким переговорам.

'Просто убит человек, с которым все некоторые наши граждане пытались вести переговоры, понимаете? Этого человека нет – и слава Богу. Значит, с бандитами никаких переговоров вести нельзя'.

'И, в общем, за десять лет попыток этих переговоров ни к чему, в общем-то, и не пришли'.


Звучала и надежда на то, что это событие приведет к разладу в лагере боевиков.

'Но когда у них там был, например, какой-то лидер, вот, как-то все это целенаправленно там шло к нему и от него расползалось. А теперь, может быть, какие-то банды там и перегрызутся за это финансирование, может быть, что-то и пойдет лучше'.

Эпизод № 4


Одним из наиболее успешных по итогам тестирования эпизодов стал фрагмент выступления И. Шабалкина. Отметим, что здесь камера довольно долго задерживалась на теле мертвого А. Масхадова. Респонденты полагают, что это было 'сделано специально, чтобы люди убедились в смерти именно Масхадова'. Они считают также, что в этом эпизоде И. Шабалкин напомнил о 'всех подвигах этого боевика', чтобы предотвратить негативную реакцию Запада на гибель А. Масхадова.

'Ну я... то есть это неприятное зрелище, но я как-то абстрагируюсь, поэтому нормально. То есть военного было слушать как-то так хорошо, потому что все-таки этот человек, который непосредственно...'

'Можно было так убедиться, ну то есть я себе представляла, что это еще показывается для иностранных, может быть, каких-то корреспондентов в какой-то степени, – перечисляются все его преступления. Мне кажется, что это, как бы, для них, потому что мы сами понимаем, что его надо было уничтожить, вот лишний раз вот такое перечисление, какие-то такие вот вещи'.

'Это во многом показывается для того, чтобы это услышали на Западе, чтобы не кричали: а, вот главного переговорщика убили, там, борца за свободу слова, там, и прав человека в Чечне. Ну и также, конечно, наверное, не без тени злорадства: типа – получил фашист гранату. У меня такое, наверное, впечатление'.

'Потом, этот генерал – он как будто, вот он уже сколько лет там, он как будто там на курорте находится, он все толще и толще становится, на него смотреть уже неприятно. Там война идет, труп показывают – а он такой, все мордатей и мордатей. Это же ужас'.

Эпизод № 5


Нижнюю строку нашего рейтинга занял эпизод, воспроизводящий старую запись выступления А. Масхадова. Реакция респондентов была крайне резкой: 'собаке – собачья смерть'. Они недоумевали, почему на российском телевидении показывают 'записи выступления врагов'.

'Меня поразила жестокость, с которой он это говорил...'

'А меня всегда поражало: зачем вот, как бы, им дают слово, особенно очень часто это по НТВ, то есть они вещали с экрана телевизора буквально наравне, там, с президентом... Это показано так, как будто это значительное лицо говорит такие вещи, – без всяких комментариев. Мне как-то это неприятно'.

'Как со времен генерала Ермолова вот эти главари ненавидели наш народ – и до сих пор они ненавидят нас. Вот этот Масхадов выступал – такая грязь вообще. Русские агрессоры! Да мы три четверти своей территории русской отдали под эту Чечню, вот Чеченская республика. Три четверти Хрущев подарил им этих земель своих. И вдруг мы агрессоры'.

Эпизод № 6


Слова Г. Зюганова о провале операции по захвату А. Масхадова и о необходимости брать организаторов терактов живыми вызвали неоднозначную реакцию респондентов. Одни готовы согласиться с лидером КПРФ, полагая важным получить какую-либо информацию о деятельности террористических групп, другие считают, что в ходе такого рода операций не следует рисковать жизнями сотрудников спецслужб.

'Ну я так поняла, что он считает, что, видимо, что-то там не рассчитано было при взятии этого дома, и если... в общем-то, важнее было бы взять этого Масхадова живым'.

'Ну пошел бы он сам – и взял'.

'Пошел бы сам – взял. И его... у меня на него такая аллергия – я его ни слышать, ни видеть не могу. Это, это вот враг России, можно сказать, номер один'.

'В чем-то я с ним согласен. В том, что они могли на самом деле лезть вот в этот Толстой-Юрт, ну, фээсбэшники, да, и на самом деле не знать, кто там сидит...'

'То есть действительно он, как бы, сказал, что, возможно, и такой был сюжет, но воспринимается это – как вот он... ему полагается критиковать все, что ни происходит, – он и критикует. Хотя, может, он идею и сказал – идея, может быть, ...и имела место, но в целом – просто критика, как обычно'.

'Демагогия это все, а не критика. Критика – это когда человек говорит то, что есть на самом деле, и еще предлагает что-то нормальное, и еще делает к этому. А это вот, вот с такой вот опять харей критиковать, имея достаточные средства для своей жизни, и за границей в том числе...'

'Нет, я думаю, если бы они знали, кто там, они бы там и экскаватором его откопали. Я в этом уверен. Они бы нашли способ его выковырять, выкурить или, там, я не знаю что'.

Эпизод № 7


Выступление Д. Рогозина было воспринято респондентами сочувственно. Они убеждены, что убийство А. Масхадова – это лишь 'эпизод' в чеченской войне, который, по существу, ни на что не повлияет, ничего не решит. И если деятельность спецслужб после устранения А. Масхадова представляется респондентам успешной и 'внушает надежду на восстановление их силы', то перспективы окончания войны на Кавказе кажутся им столь же призрачными, сколь и до гибели А. Масхадова.

'Я полностью здесь с Рогозиным согласна. А потому что я считаю, действительно вот так – то, что он сказал, так оно и есть. То, что вот это уничтожили его, да – ну и что? Другой придет на его место. А вот именно нужно какие-то более вот такие глобальные принимать меры и решать вот этот вопрос, решать с Чечней надо вопросы-то окончательно, потому что это не прекратится, если не решить вот. Если сегодня одного убьют, завтра вот придет на его место другой. И я считаю, что он очень правильно сказал'.

'Ну, конечно, хорошо, что убили хотя бы одного бандита – довольно сильного, но я считаю, что это далеко не решение главной проблемы. Это просто эпизод, я так считаю, эпизод...'

'Я не знаю, я плохо разбираюсь в политике, но мне кажется, что-то нужно... не знаю, что-то должно быть радикальное какое-то – а это просто один из эпизодов этой войны, и все. Ничего не изменится пока'.

'Другого головореза поставят, который тоже так же будет действовать. Другой же будет'.


6. Приложение. Таблицы
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 19-20 марта 2005 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО 8 МАРТА В ЧЕЧНЕ РОССИЙСКИМИ СПЕЦСЛУЖБАМИ УНИЧТОЖЕН АСЛАН МАСХАДОВ?

Россия, все Доверие В.Путину Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю, отчасти нет не доверяю оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1500 руб. 1501 - 2999 руб. 3000 руб. и более Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп100463118283238465436362818333514302926613173826
знаю737769757478697869697873687075837370789378697369
что-то слышал(-а)19172118181722172121171919211915182217714221921
слышу сейчас впервые7596838599471194297508569
затрудняюсь ответить101101111111201011100310



КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, РОССИЙСКИМ СПЕЦСЛУЖБАМ СЛЕДОВАЛО ИЛИ НЕ СЛЕДОВАЛО УНИЧТОЖАТЬ АСЛАНА МАСХАДОВА?

Россия, все Доверие В.Путину Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю, отчасти нет не доверяю оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1500 руб. 1501 - 2999 руб. 3000 руб. и более Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп100463118283238465436362818333514302926613173826
следовало687268627371637562746664637070647265677465676869
не следовало1191118111012131091311101182191216618121011
затрудняюсь ответить211921201519241228172125261922141923171917212220



ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО БОЛЬШИНСТВО ВООРУЖЕННЫХ ОТРЯДОВ ЧЕЧЕНСКИХ БОЕВИКОВ ПОДЧИНЯЛИСЬ АСЛАНУ МАСХАДОВУ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО БОЛЬШИНСТВО ВООРУЖЕННЫХ ОТРЯДОВ ЧЕЧЕНСКИХ БОЕВИКОВ НЕ ПОДЧИНЯЛИСЬ АСЛАНУ МАСХАДОВУ. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ – С ПЕРВОЙ ИЛИ ВТОРОЙ – ВЫ СОГЛАСНЫ?

Россия, все Доверие В.Путину Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю, отчасти нет не доверяю оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1500 руб. 1501 - 2999 руб. 3000 руб. и более Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп100463118283238465436362818333514302926613173826
с первой455042395145424744464643454646425043453941484351
со второй222122282419232718232516102424291921292328232317
затрудняюсь ответить332936332535352639302842453030303136263831293532



ЕСЛИ СРАВНИТЬ ВАШЕ МНЕНИЕ О РАБОТЕ РОССИЙСКИХ СПЕЦСЛУЖБ ДО И ПОСЛЕ УНИЧТОЖЕНИЯ АСЛАНА МАСХАДОВА, ТО КАКОЕ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ВАМ БЛИЖЕ? (Карточка, один ответ.)

Россия, все Доверие В.Путину Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю, отчасти нет не доверяю оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1500 руб. 1501 - 2999 руб. 3000 руб. и более Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп100463118283238465436362818333514302926613173826
считал(-а), что спецслужбы работают хорошо, и сейчас считаю так же334130224235273631393129283435353633353535303434
считал(-а), что спецслужбы работают хорошо, сейчас считаю, что работают плохо655775574755647457792965
считал(-а), что спецслужбы работают плохо, сейчас считаю, что работают хорошо13121791112151312101612111413121212151115141311
считал(-а), что спецслужбы работают плохо, и сейчас считаю так же171215321415211815151620141715221517182720201316
затрудняюсь ответить322933302633342637303234413130263232251829283534




Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 19-20 марта 2005 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ВЫ ВИДЕЛИ ИЛИ НЕ ВИДЕЛИ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ РЕПОРТАЖИ О СОБЫТИЯХ, СВЯЗАННЫХ С УНИЧТОЖЕНИЕМ АСЛАНА МАСХАДОВА?

Россия, все Доверие В.Путину Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю, отчасти нет не доверяю оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1500 руб. 1501 - 2999 руб. 3000 руб. и более Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп100463118283238465436362818333514302926613173826
видел(-а)676964736374657263617566586670776368727471597264
не видел(-а)292833253523302533372229363128213427252627362534
затрудняюсь ответить333322424235633135202542



КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ТЕЛЕВИДЕНИЕ РАССКАЗЫВАЛО О СОБЫТИЯХ, СВЯЗАННЫХ С УНИЧТОЖЕНИЕМ АСЛАНА МАСХАДОВА, МНОГО, МАЛО ИЛИ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО НУЖНО? (Ответы заявивших, что они видели репортажи о событиях, связанных с уничтожением А.Масхадова.)

Россия, все Доверие В.Путину Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю, отчасти нет не доверяю оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1500 руб. 1501 - 2999 руб. 3000 руб. и более Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп100463118283238465436362818333514302926613173826
много10910911136101091196810209111114136118
столько, сколько нужно424343414042444341394542374243454144444239404443
мало101181391291479138712115108129169108
затрудняюсь ответить654927656467746735593475



СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, В ОСВЕЩЕНИИ ТЕЛЕВИДЕНИЕМ СОБЫТИЙ, СВЯЗАННЫХ С УНИЧТОЖЕНИЕМ АСЛАНА МАСХАДОВА, БЫЛО ЛИ ЧТО-ТО, ЧТО ВАМ НЕ ПОНРАВИЛОСЬ? (Ответы заявивших, что они видели репортажи о событиях, связанных с уничтожением А.Масхадова.)

Россия, все Доверие В.Путину Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю, отчасти нет не доверяю оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1500 руб. 1501 - 2999 руб. 3000 руб. и более Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп100463118283238465436362818333514302926613173826
было16141622161616161616161781318271018222230101611
не было414538423846414637364741424242384639403934384444
затрудняюсь ответить1010109813910101012881110127111013711128




Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 19-20 марта 2005 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ПОСЛЕ УНИЧТОЖЕНИЯ АСЛАНА МАСХАДОВА СИТУАЦИЯ В ЧЕЧНЕ УЛУЧШИТСЯ, УХУДШИТСЯ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИТСЯ?

Россия, все Доверие В.Путину Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю, отчасти нет не доверяю оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1500 руб. 1501 - 2999 руб. 3000 руб. и более Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп100463118283238465436362818333514302926613173826
улучшится243122172829202524242525272325262628232621272426
не изменится534860565749535551565545375456615147605560564953
ухудшится6531236866657765586558566
затрудняюсь ответить17161515121619142014152329161481619121511132216



КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПОСЛЕ УНИЧТОЖЕНИЯ АСЛАНА МАСХАДОВА СОПРОТИВЛЕНИЕ ЧЕЧЕНСКИХ БОЕВИКОВ ФЕДЕРАЛЬНЫМ СИЛАМ УСИЛИТСЯ, ОСЛАБНЕТ ИЛИ ОСТАНЕТСЯ ПРЕЖНИМ?

Россия, все Доверие В.Путину Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю, отчасти нет не доверяю оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1500 руб. 1501 - 2999 руб. 3000 руб. и более Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп100463118283238465436362818333514302926613173826
усилится171816191920161519191519151620161915222022211417
останется прежним464252504745465241504839334947534343485348464742
ослабнет172214122017171916161917191915192019171116151820
затрудняюсь ответить191917191519211423151925321618121823131515192020



КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, БОЛЬШИНСТВО ЖИТЕЛЕЙ ЧЕЧНИ ОТНЕСЛИСЬ К УНИЧТОЖЕНИЮ АСЛАНА МАСХАДОВА ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?

Россия, все Доверие В.Путину Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю, отчасти нет не доверяю оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1500 руб. 1501 - 2999 руб. 3000 руб. и более Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп100463118283238465436362818333514302926613173826
положительно323830223730313332363229343334243436322233373134
безразлично13111318121514141315141171515131310171413151214
отрицательно12121015131112121112111310111117121311715131111
затрудняюсь ответить433946453744444044374447494139474042405738364641



КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПОСЛЕ УНИЧТОЖЕНИЯ АСЛАНА МАСХАДОВА УГРОЗА ТЕРАКТОВ В РОССИИ ВЫРАСТЕТ, СНИЗИТСЯ ИЛИ ОСТАНЕТСЯ ПРЕЖНЕЙ?

Россия, все Доверие В.Путину Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю, отчасти нет не доверяю оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1500 руб. 1501 - 2999 руб. 3000 руб. и более Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп100463118283238465436362818333514302926613173826
вырастет191919231922181821181922191920171919191927171720
останется прежней464253474745474844494641334449614542525950494343
снизится1720131418171616171717152017161220181199161820
затрудняюсь ответить181915161616191818151821271915101620171313172117




Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 19-20 марта 2005 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ В ЧЕЧНЕ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ УЛУЧШАЕТСЯ, УХУДШАЕТСЯ ИЛИ ОСТАЕТСЯ НЕИЗМЕННОЙ?

Россия, все Доверие В.Путину Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю, отчасти нет не доверяю оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1500 руб. 1501 - 2999 руб. 3000 руб. и более Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп100463118283238465436362818333514302926613173826
улучшается283625163527243324292729282828293226283128262828
остается неизменной504558534754514951525147454954524750544654574849
ухудшается766127686868771048589119576
затрудняюсь ответить15141119111317111712151720131412171691310111716



КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, УДАСТСЯ ИЛИ НЕ УДАСТСЯ В СКОРОМ БУДУЩЕМ НОРМАЛИЗОВАТЬ СИТУАЦИЮ В ЧЕЧНЕ?

Россия, все Доверие В.Путину Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю, отчасти нет не доверяю оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1500 руб. 1501 - 2999 руб. 3000 руб. и более Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп100463118283238465436362818333514302926613173826
удастся283625174028203125342623272929263130252327292830
не удастся514255664748575348475549395052644747586359474948
затрудняюсь ответить212220171324231626191927342119102223171414242322



НЕКОТОРЫЕ СЧИТАЮТ, ЧТО РОССИЙСКИЕ ВЛАСТИ ДЕЛАЮТ ВСЕ ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ СИТУАЦИИ В ЧЕЧНЕ. НЕКОТОРЫЕ С ЭТИМ НЕ СОГЛАСНЫ. КАКАЯ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НИЖЕ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ ПО ЭТОМУ ВОПРОСУ ВАМ БЛИЖЕ? (Карточка, один ответ.)

Россия, все Доверие В.Путину Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю, отчасти нет не доверяю оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1500 руб. 1501 - 2999 руб. 3000 руб. и более Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп100463118283238465436362818333514302926613173826
власти хотят и могут нормализовать ситуацию в Чечне111686141281210131091212109121210131461013
власти хотят, но не могут нормализовать ситуацию в Чечне303531153233263029292931282931293130354034292630
власти могут, но не хотят нормализовать ситуацию в Чечне332537473431353730363725223235443329343230373530
власти не хотят и не могут нормализовать ситуацию в Чечне1181216101113111210121291311101011101112131111
затрудняюсь ответить1515111611141710191212232913129151910310141816



ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НАДО ИЛИ НЕ НАДО РОССИЙСКИМ ВЛАСТЯМ ВЕСТИ В ЧЕЧНЕ ПЕРЕГОВОРЫ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ПРОТИВОБОРСТВУЮЩЕЙ СТОРОНЫ?

Россия, все Доверие В.Путину Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю, отчасти нет не доверяю оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1500 руб. 1501 - 2999 руб. 3000 руб. и более Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп100463118283238465436362818333514302926613173826
надо454844414652393752444841464446424848434749444345
не надо383737414232405027393737313935493535453940353838
затрудняюсь ответить18151918121621132116162224161991718121410211917







База данных ФОМ > Алфавитный перечень категорий > пїЅ > Доминанта 03 (637) от 24 января 2002 г. (03 Пента) >  >  >  > Доминанты. Поле мнений > Все Доминанты за 2005 год > Доминанты 12 от 24 марта 2005 г. > Чечня: после уничтожения Аслана Масхадова