fom.ru · Поиск ·      








16.02.2006, Опрос населения

Карикатуры на пророка Мухаммеда

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 11-12 февраля 2006 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.


1. 'Карикатурный' скандал
2. Отношение к религиям: мониторинг
3. Электронная фокус-группа
4. Приложение. Таблицы

 

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 11-12 февраля 2006 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

В российском массовом сознании доминирует почтительное отношение к религиозным ценностям. Лишь 6% населения полагают, что богов, пророков, святых можно изображать в смешном, карикатурном виде. По мнению подавляющего большинства (85%), это недопустимо.

Сквозь призму этих установок общественным мнением России был воспринят скандал, разгоревшийся вокруг опубликованных в европейских газетах карикатур с изображением пророка Мухаммеда. Осведомлены об этих публикациях 71% россиян (47% 'знают', 24% 'что-то слышали'); практически столько же (69%) имеют представление о бурной реакции мусульманского мира, последовавшей за публикациями карикатур (47% 'знают', 22% 'что-то слышали'). Впервые услышала об этой истории в ходе опроса примерно четвертая часть респондентов.

Оценивая ситуацию, россияне настроены скорее осуждать публикацию карикатур, нежели протестные действия со стороны мусульман.

О своем осуждении карикатур с изображениями пророка заявили 63% опрошенных, причем чаще других – люди пожилые (71%), высокообразованные и жители больших городов (по 70%). Лишь 13% респондентов не видят в этих публикациях ничего предосудительного. Четвертая часть опрошенных не смогли сформулировать свою точку зрения по данному вопросу.

Большинство участников опроса, осудивших публикацию карикатур (примерно 40% от всех опрошенных), при ответе на открытый вопрос говорили о недопустимости кощунственного отношения к религиозным чувствам представителей любой веры. Те же, кто не нашел в этом ничего предосудительного, чаще затруднялись аргументировать свою позицию, чем приводили те или иные доводы. Лишь 1% респондентов защищали в этой ситуации свободу слова и печати, примерно столько же – апеллировали к историческим прецедентам и чувству юмора.

В отношении к массовым акциям протеста, развернувшимся в мусульманском мире в связи с публикацией карикатур, среди россиян нет единодушия. Каждый четвертый (26%) относится к этим акциям отрицательно, каждый пятый (19%) – положительно, каждый шестой-седьмой респондент (15%) – безразлично (еще 10% – затруднились с ответом, остальным же, не знавшим об этих событиях, данный вопрос не задавался). Негативное отношение к реакции мусульманского мира на карикатуры особенно характерно для людей с высшим образованием (40%), а также жителей мегаполисов (38%).

Те, кто заявил об отрицательном отношении к акциям протеста, аргументировали свою позицию прежде всего агрессивным, насильственным характером протестных действий (7%); некоторые квалифицировали их как проявления экстремизма и вандализма (4%) . Фактически тот же довод выдвигали те, кто говорил, что подобного рода конфликты должны решаться мирным путем (4%). По мнению 4% респондентов, скандал вокруг карикатур искусственно раздут и имеет политическую подоплеку. Некоторые люди полагают, что этот конфликт может привести к религиозной войне (2%).

Люди, воспринявшие акции протеста положительно, отстаивают право мусульман на защиту своих религиозных канонов (6%), с сочувствием относятся к оскорбленным чувствам верующих (5%). В той или иной формулировке эти доводы приводили практически все, кто оправдывает бурную реакцию мусульманского мира на карикатуры.

По мнению 38% опрошенных, развернувшиеся события будут иметь серьезные последствия для отношений между мусульманским и западным мирами (этой точки зрения придерживается каждый второй высокообразованный россиянин). Конкретизируя свои представления о возможных последствиях, эти респонденты чаще всего говорят о перспективе активизации терроризма и об угрозе войны (по 9% от всех опрошенных). 30% считают, что никакими серьезными последствиями данные события сопровождаться не будут, остальные не дали однозначного ответа.

* * *

Почти половина участников опроса, проведенного в июне 2003 года, полагала, что ислам играет отрицательную роль в современном мире (49%); сегодня распространенность такой точки зрения снизилась на 10 п.п. и составляет 39%. Каждый пятый респондент заявил сейчас, что, по его мнению, ислам играет в мире положительную роль; в июне 2003 аналогичный ответ был получен от 14% наших сограждан. На 6 п.п. снизилась и доля людей, воспринимающих ислам как религию, им чуждую (20% – сегодня, 26% – в опросе 2003 года). Возможно, такое ослабление предубежденности россиян в отношении ислама вызвано именно 'карикатурной историей'.

Ирина Шмерлина



 
1. 'Карикатурный' скандал

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 11-12 февраля 2006 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, МОЖНО ИЛИ НЕЛЬЗЯ ИЗОБРАЖАТЬ БОГОВ, СВЯТЫХ И ПРОРОКОВ В СМЕШНОМ, КАРИКАТУРНОМ ВИДЕ?

ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО ГАЗЕТЫ РЯДА СТРАН НАПЕЧАТАЛИ КАРИКАТУРЫ, НА КОТОРЫХ ИЗОБРАЖЕН ПРОРОК МУХАММЕД?

ОДНИ ЛЮДИ ОСУЖДАЮТ ПУБЛИКАЦИЮ КАРИКАТУР С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРОРОКА МУХАММЕДА, ДРУГИЕ НЕ ВИДЯТ В ЭТОМ НИЧЕГО ПРЕДОСУДИТЕЛЬНОГО. КАКАЯ ПОЗИЦИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

все опрошенные

чувствуют ислам близкой религией

ПОЧЕМУ ВЫ ОСУЖДАЕТЕ ПУБЛИКАЦИЮ В ГАЗЕТАХ КАРИКАТУР С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРОРОКА МУХАММЕДА? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что они осуждают публикацию карикатур, - 63% от всех опрошенных.)

ПОЧЕМУ ВЫ НЕ ВИДИТЕ НИЧЕГО ПРЕДОСУДИТЕЛЬНОГО В ПУБЛИКАЦИЯХ В ГАЗЕТАХ КАРИКАТУР С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРОРОКА МУХАММЕДА? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что они не видят ничего предосудительного в публикациях карикатур, - 13% от всех опрошенных.)

ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО ПУБЛИКАЦИЯ КАРИКАТУР С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРОРОКА МУХАММЕДА ВЫЗВАЛА МАССОВЫЕ АКЦИИ ПРОТЕСТА В МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ?

КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К МАССОВЫМ АКЦИЯМ ПРОТЕСТА В МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ, ВЫЗВАННЫХ ПУБЛИКАЦИЕЙ КАРИКАТУР С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРОРОКА МУХАММЕДА - ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО? (Ответы заявивших, что им известно о массовых акциях протеста в связи с публикацией карикатур.)

все опрошенные

чувствуют ислам близкой религией

ПОЧЕМУ ВЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНО ОТНОСИТЕСЬ К МАССОВЫМ АКЦИЯМ ПРОТЕСТА В МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ, ВЫЗВАННЫМ ПУБЛИКАЦИЕЙ КАРИКАТУР С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРОРОКА МУХАММЕДА? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что они положительно относятся к массовым акциям протеста в мусульманских странах, - 19% от всех опрошенных.)

ПОЧЕМУ ВЫ ОТРИЦАТЕЛЬНО ОТНОСИТЕСЬ К МАССОВЫМ АКЦИЯМ ПРОТЕСТА В МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ, ВЫЗВАННЫМ ПУБЛИКАЦИЕЙ КАРИКАТУР С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРОРОКА МУХАММЕДА? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что они отрицательно относятся к массовым акциям протеста в мусульманских странах, - 26% от всех опрошенных.)

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КОНФЛИКТ, РАЗВЕРНУВШИЙСЯ В СВЯЗИ С ПУБЛИКАЦИЕЙ КАРИКАТУР С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРОРОКА МУХАММЕДА, БУДЕТ ИЛИ НЕ БУДЕТ ИМЕТЬ СЕРЬЕЗНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ МУСУЛЬМАНСКИМИ СТРАНАМИ И ЗАПАДНЫМ МИРОМ?

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКИЕ ИМЕННО СЕРЬЕЗНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БУДЕТ ИМЕТЬ КОНФЛИКТ, РАЗВЕРНУВШИЙСЯ В СВЯЗИ С ПУБЛИКАЦИЕЙ КАРИКАТУР С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРОРОКА МУХАММЕДА? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что, по их мнению, конфликт, развернувшийся в связи с публикацией карикатур, будет иметь серьезные последствия для отношений между мусульманскими и западными странами, - 37% от всех опрошенных.)



 

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 11-12 февраля 2006 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ ОСУЖДАЕТЕ ПУБЛИКАЦИЮ В ГАЗЕТАХ КАРИКАТУР С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРОРОКА МУХАММЕДА?

(в % от числа опрошенных)

Надо уважать чужую религию, любую религию, нельзя задевать религиозные чувства людей, это кощунство 39
'А что бы чувствовал я, если бы увидел карикатуру Христа?'; 'Бог един, только представляют его по-разному. Карикатура – это большой грех'; 'Бог – это не человек, его нельзя критиковать, насмехаться. Это над земными людьми можно'; 'богохульство, верующий человек себе это не позволит. Надо относиться к другой вере терпимо'; 'вера – это святое каждого человека, над этим нельзя смеяться'; 'грех, оскорбление веры'; 'добрались до богов'; 'и богов, и святых неприятно, когда изображают критически'; 'нельзя смеяться над святостью другого человека'; 'никому не дано право судить святых пророков'; 'у них пророк Мухаммед – святой, нельзя это трогать'; 'это оскорбление верующих и Корана'; 'это оскорбляет верующих, нельзя насмехаться над тем, что глубоко ранит людей, надо головой думать'.
Так делать нельзя, это недопустимо 6
'Безответственно поступили, не думая о последствиях'; 'дурость'; 'как это может нравиться?'; 'кто они такие, чтобы публиковать карикатуры?'; 'надо думать, прежде чем делать'; 'надо соблюдать во всем грань'; 'неприемлемо'; 'это же свинство, как можно такое сделать?'; 'это извращение'.
Это унижение и оскорбление людей, это неэтично, аморально 3
'Аморально'; 'безнравственно'; 'все, что дорого людям, не должно подвергаться насмешкам'; 'зачем обижать людей?'; 'насмешка над мнением других народов, над их менталитетом'; 'не по-человечески это'; 'считаю, что так поступать нетактично'; 'это неправильно, невоспитанно, безнравственно'; 'это хамство'.
Это опасно, может спровоцировать насилие, привести к войне 2
'А потом хотят, чтоб не было терактов'; 'будет плохо, если их обидеть'; 'в их жизнь нельзя вмешиваться – опасно'; 'любая провокация может привести к взрыву'; 'они могут привести к волне насилия'; 'тех, кто перепечатал, осуждаю, так как уже были скандалы с мусульманами'; 'нестабильность может вырасти в войну'; 'так и войну можно развязать'.
Это разжигает межнациональную и религиозную рознь 1
'Возбуждает рознь между людьми'; 'вызывает неуважение к взглядам и верованиям других людей'; 'зачем подогревать религиозную рознь?'; 'не надо делать раздор между людьми'; 'не нужно обострять межнациональные отношения'; 'это влечет рознь между верующими'.
Мусульмане горячо преданы своей вере, они фанатичны, это надо учитывать 1
'Вера у нас преследовалась на протяжении многих лет, а у них вера – это свято'; 'европейцы должны были предвидеть негативную реакцию мусульман на карикатуры'; 'есть много другого, над чем можно посмеяться, а мусульмане – люди очень верующие, и это им очень больно'; 'ислам – религия очень щепетильная, люди относятся серьезно'; 'много фанатов среди мусульман'; 'мы атеисты, а они фанаты Мухаммеда'; 'они очень бережно относятся к своей вере'; 'с исламом лучше не шутить'; 'слишком нетерпимая религия, поэтому нельзя рисовать карикатуры на пророка Мухаммеда'.
Я мусульманин(-ка) 1
'Мы верим в пророка'; 'мы же мусульмане, это наша святыня'; 'это моя религия, это мне близко, эта карикатура меня обижает'; 'это наш пророк'; 'это наш святой'; 'это наша вера, а это посягательство на веру'; 'я исповедую эту религию, он близок мне по духу'.
Это сделано намеренно, это провокация 1
'Все сделано специально, чтобы навести друг на друга'; 'заранее спланированное безобразие'; 'мне кажется, что это выполнялся чей-то заказ'; 'на чувства верующих никогда не давили, кому-то нужна популярность'; 'сделали по заявке, за деньги. Всех подтрунивает Америка'; 'это вызов'; 'это глупое решение политических вопросов'; 'это дразнят людей умышленно'; 'это разжигатели войны, возмутители мирового спокойствия'.
Ислам запрещает изображение пророка Мухаммеда 1
'Бога нельзя изображать'; 'запрещено Кораном'; 'изображение святых у мусульман – это большой грех'; 'можно писать, но не рисовать'; 'по религии нельзя изображение, ни к чему это'.
Я вообще не люблю карикатуры 1
'Вообще не люблю карикатуры'; 'нельзя рисовать карикатуры'; 'неприлично делать карикатуры на любого человека'.
Другое 1
'Для этого есть специальные издания закрытые'; 'потому что и другие начнут всех осуждать и рисовать подобные карикатуры'; 'потому что свобода прессы должна быть ограничена'; 'чтобы критиковать, нужно быть сведущим человеком'; 'это беззаконие'; 'это насилие над свободой других'; 'это проделки дьявола'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 6

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ НЕ ВИДИТЕ НИЧЕГО ПРЕДОСУДИТЕЛЬНОГО В ПУБЛИКАЦИЯХ В ГАЗЕТАХ КАРИКАТУР С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРОРОКА МУХАММЕДА?

(в % от числа опрошенных)

В демократическом обществе существует свобода слова, каждый может выразить свое мнение 1
'В Дании есть свобода слова и печати'; 'есть свобода печати – что хотят, то и публикуют'; 'иначе это не свобода слова'; 'каждый имеет право высказываться, не оскорбляя других'; 'критиковать можно любую персону'; 'сейчас свобода, каждый что хочет, то и делает'; 'существуют же права самовыражения, свободы слова и т. д.'; 'у нас демократическое общество, и каждый может выражать свое мнение как считает нужным'.
В этих карикатурах нет ничего плохого, не нужно обострять ситуацию 1
'А почему бы и нет?'; 'в этом не было злого умысла'; 'драматизировать нельзя'; 'не такое уж там было осмеяние'; 'нет смысла раздувать войну'; 'это надуманная проблема, ничего плохого в этом нет'; 'я не считаю, что они нарушили какие-то каноны'.
Карикатуры на религиозные темы были и раньше, на это не следует обращать внимания 1
'Верующий человек верит в своего пророка и не должен обращать внимания на других'; 'еще в 11 веке рисовали карикатуры на Иисуса'; 'изображать можно все что угодно, для пророка это не страшно'; 'карикатурно изображают многих богов, но никто так тяжело не реагирует, как мусульмане'; 'очень часто бывают карикатуры на христианского Бога – никто не возмущается'; 'у каждого из нас в душе свой бог, если кто-то что-то нарисовал, пусть это останется на его совести'; 'эти публикации конкретную личность не затрагивают, ведь к пророку, как и к Богу, нельзя прикоснуться'.
К карикатурам надо относиться с пониманием, юмор есть юмор 1
'Надо иметь чувство юмора'; 'рисунки – это развлечение'; '...карикатура – она и есть карикатура, смешно же ведь'; 'а что там такого страшного? Юмор есть юмор...'; 'шутки есть шутки'.
Я атеист, ислам для меня чужая религия 1
'К этой религии я так отношусь'; 'любая религия для меня – химера, я за свободу выбора'; 'нельзя утверждать, что пророк был на самом деле'; 'потому что Бога нет, а религия – чисто социальное явление'; 'потому что не верю пророку'; 'это же не православный, а исламский пророк'; 'это не наша религия'; 'я атеист'.
Мне все равно 1
'Мне все равно'; 'мне по барабану'; 'я не обращаю внимания'.
Другое 1
'Сейчас и ценностей-то нет'; '...если просто человек Мухаммед – ничего предосудительного'; 'не сужу других людей; не суди и не судим будешь'; 'так я думаю'; 'это было искусство, изображение'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 7

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНО ОТНОСИТЕСЬ К МАССОВЫМ АКЦИЯМ ПРОТЕСТА В МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ, ВЫЗВАННЫМ ПУБЛИКАЦИЕЙ КАРИКАТУР С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРОРОКА МУХАММЕДА?

(в % от числа опрошенных)

Это защита мусульманами своей религии, попытка призвать к ответу виновных, пресечь возможность повторения подобного 6
'Борьба за веру'; 'защита своей веры'; 'защита своих идеалов'; 'защищают то, что считают для себя святым'; 'люди верят в пророка, они отстаивают свою веру'; 'каждый отстаивает свое'; 'люди борются за свою религию'; 'люди вправе защищать свою веру'; 'мусульманам хотелось бы, чтобы были принесены извинения за изображение пророка Мухаммеда'; 'мусульмане требуют, чтобы виновные были наказаны'; 'насмешки не должны повторяться'; 'если проглатывать, пойдет дальше'; 'чтоб другим газетам неповадно было, чтобы это не повторялось'.
Это реакция мусульман на оскорбление их религиозных чувств, на неуважение к вере 5
'Веру мусульман оскорбили, им нужно было высказать протест'; 'глумление над религией'; 'задета их вера, оскорбили их'; 'их религию осквернили – нормальная реакция'; 'кощунство любого обидит'; 'надо уважать веру других'; 'Бог один, нужно уважать'.
Одобрение акций протеста мусульман в целом 3
Это правильные действия1
'За правое дело протестуют'; 'заслужено'; 'надо проводить'; 'они правы'; 'правильно они протестуют'; 'согласна с их мнением'; 'сочувствую и понимаю'; 'это правильно'; 'я их поддерживаю'.
Это правильно, если не будет отрицательных последствий1
'Без вредных последствий'; 'если мирные, то положительно'; 'Мухаммеда оскорбили, а зачем погромы устраивать?'; 'надо говорить, но без войн'; 'они в чем-то правы, нельзя этого делать, но протест слишком агрессивный'; 'протест правильный, но нельзя насильничать чрезмерно'; 'только мирные способы'.
Мусульмане имеют право на такие действия 2
'Должны защищать свое мнение'; 'защищают свои интересы'; 'имеют право высказывать свое мнение'; 'люди отыгрывают свои права'; 'нужно отстаивать как-то свое мнение'; 'они имеют право выражать свое мнение'; 'отстаивают свои идеи'.
Это естественная реакция, христиане поступили бы так же 1
'А разве можно было к этому относиться равнодушно?'; 'все бы возмущались бы, если бы оскорбили их святых'; 'все мы люди, оскорби нас – было бы то же'; 'если бы у нас что-то такое было, было бы то же самое'; 'и мы бы так возмутились'; 'что будет, если нарисуют Христа в комиксах?'; 'это естественная реакция'; 'это нормальная реакция на подобные действия'; 'я бы тоже пошел за Христа'.
Не следовало публиковать эти карикатуры 1
'Не нужно трогать их религию'; 'не стоило изображать карикатуры'; 'недопустимые действия'; 'нельзя изображать в виде карикатур пророка'; 'нельзя рисовать карикатуры на святых'; 'так нельзя рисовать'; 'этого нельзя делать'.
Другое 1
'Вынуждены'; 'людей, которые это допустили, надо наказывать'; 'люди живут на пределе'; 'они с нами одной веры'; 'решительные они люди, а наш народ так не может, бабушки одни остались'; 'это урок карикатуристам'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 2

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ ОТРИЦАТЕЛЬНО ОТНОСИТЕСЬ К МАССОВЫМ АКЦИЯМ ПРОТЕСТА В МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ, ВЫЗВАННЫМ ПУБЛИКАЦИЕЙ КАРИКАТУР С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРОРОКА МУХАММЕДА?

(в % от числа опрошенных)

Эти акции носят агрессивный характер, в них проявляются жестокость и насилие 7
'Агрессивно очень'; 'будет насилие'; 'жертвы, насилие'; 'жестокость в выступлениях'; 'за это нельзя убивать'; 'любая акция есть насилие'; 'много жертв – безвинных людей'.
Акции протеста должны быть цивилизованными, носить мирный характер 4
'Все должно решаться мирным путем'; 'все надо решать миром'; 'другими путями можно выразить протест'; 'кулаками истину не найти...'; 'как бы человек ни был оскорблен, решать вопрос надо мирным путем'; 'надо все делать через ООН'; 'надо жить мирно'; 'это нецивилизованно'.
Скандал искусственно раздут, это политическая провокация 4
'Все замешано на политике'; 'из мухи слона просто раздули'; 'искусственно раздуто'; 'их к этому подстрекают политики'; 'их подогревают'; 'их спровоцировали'; 'много шума из ничего'; 'нельзя так реагировать на карикатуры'; 'это явная провокация'.
Эти акции ведут к беспорядкам, это экстремизм, вандализм, проявление религиозного фанатизма 4
'Акции перерастают в погромы'; 'бандитизм'; 'вандализм, разрушение'; 'громить – смысла не вижу'; 'зачем жечь?'; 'много будет беспорядков'; 'протест должен быть не экстремистским путем...'; 'это слишком радикально'; 'такие погромы – это не принцип действия'; 'они – неуправляемые фанаты'; 'разве можно так реагировать? Фанатики'; 'фанатизм не одобряю'.
Это разжигание межнациональной розни, создание угрозы религиозной войны 2
'Это пробуждает большую рознь'; 'это разжигание национальной розни'; 'ведет к войне'; 'возможна религиозная война'; 'может быть междоусобная война'; 'не хочу войны'; 'это развязывание войны'.
Резкие высказывания в адрес участников акций протеста 2
'Беспредел'; 'ничего в этом нет хорошего'; 'обнаглели'; 'осуждаю этих нелюдей'; 'это абсурд'; 'это кошмар, ужас'.
Это опасно, возможны непредсказуемые последствия 1
'Игры с огнем'; 'ни к чему хорошему акции протеста привести не могут'; 'хорошего из этого ничего не будет'; 'эти волнения к хорошему не приведут'; 'это может привести к беде'; 'это опасно'.
Вина за карикатуры лежит на конкретных людях, а не на странах в целом 1
'Вся страна не может отвечать за нескольких журналистов и художников'; 'газета извинилась, и хватит об этом'; 'за это должен ответить сам автор, а не целый народ'; 'люди из западных стран не виноваты, что их газеты напечатали эту карикатуру'; 'надо было начинать с того человека, который напечатал'.
Это бессмысленно, акции протеста ни к чему не приведут 1
'Акциями протеста ничего не добьешься'; 'бессмысленно'; 'лишнее'; 'ни к чему не приведут'; 'смысла в этом нет'; 'этим ничего не добьешься'.
Другое 1
'Бог сказал: не судите, да не судимы будете'; 'не люблю их ислам'; 'не стоит этим заниматься'; 'они работать не хотят'; 'пора прекращать'; 'смотря в чем это выражается'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 2

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКИЕ ИМЕННО СЕРЬЕЗНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БУДЕТ ИМЕТЬ КОНФЛИКТ, РАЗВЕРНУВШИЙСЯ В СВЯЗИ С ПУБЛИКАЦИЕЙ КАРИКАТУР С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРОРОКА МУХАММЕДА?

(в % от числа опрошенных)

Участятся акты терроризма 9
'Развитие терроризма'; 'они могут начать что-нибудь взрывать'; 'опять начнутся шахиды и всякая прочая гадость'; 'теракты в западных странах'; 'террористическая война'; 'усилятся теракты'; 'может это повлечь серию терактов'; 'рост числа терактов'.
Возможны военные действия, война 9
'Вплоть до военного конфликта'; 'будет взорван и без того хрупкий мир в Европе'; 'мусульман много, войной могут пойти'; 'наверно, война'; 'дело может идти к войне'; 'ядерная война'; 'это кошмар и ведет к войне'; '4-я мировая война'.
Ухудшится общая политическая обстановка в мире 3
'Нагнетание международной обстановки'; 'Дании и Норвегии достанется по полной программе'; 'политические последствия'; 'напряженные отношения с западными странами'; 'разрыв дипломатических отношений с этими государствами'; 'у них в политике будут разборки конкретные'.
Возрастут вражда, агрессия в мире, усилятся конфликты, разногласия в целом 2
'Дальнейшее увеличение напряженности'; 'будут конфликтные ситуации'; 'агрессия возрастет'; 'разногласия'; 'будут разборки'; 'усиление конфликта'; 'будет вражда'; 'недоверие друг к другу'.
Усилятся межнациональные и религиозные конфликты, возможны религиозные войны 2
'Бесконечные стычки и бои с инородцами'; 'расистские проявления, как во Франции'; 'разжигание межнациональной розни'; 'национальная резня'; 'разжигание неприязни друг к другу'; 'избиение людей другой веры'; 'будет война с исламом'; 'крестовый поход ислама'; 'столкнулись религии'; 'объединили силы ислама против христианского мира'; 'приведет к конфронтации мусульманского и христианского мира'; 'будет дележка на почве веры'; 'религиозная война'.
Возможны непредсказуемые последствия 2
'Все что угодно'; 'большие несчастья'; 'жуткие последствия'; 'они и так нехорошие, от них можно все ожидать'; 'отрицательные'; 'что-нибудь наверняка случится'; 'все может быть'; 'будет плохо'.
Усилятся беспорядки, погромы 2
'Могут начаться разбои и грабежи'; 'беспорядки'; 'столкновения'; 'смута'; 'бунт'; 'разгром посольств'; 'начнутся погромы'; 'массовые беспорядки'; 'опасность более крупных беспорядков'.
Будут убийства, кровопролитие, человеческие жертвы 2
'Большое насилие'; 'кровопролитие'; 'будут убийства'; 'большие жертвы будут'; 'жертвы мирных граждан'; 'может привести к новым кровопролитиям'; 'вооруженные нападения, убийства'.
Будут отрицательные экономические последствия 2
'Конфликты в экономике, нарушится товарооборот, многие страны мусульманского мира отказались от датской гуманитарной помощи'; 'разрыв экономики между странами'; 'прекращение отношений в области экономики'; 'потери от туристического бизнеса и торговли'; 'будет иметь экономические последствия, Дания уже много потеряла – ее продукцию не покупают на Востоке'; 'финансовая нестабильность'; 'бойкотирование западных стран экономически'.
Мусульмане будут мстить 1
'Убийства со стороны мусульман виновных в этих публикациях'; 'мусульмане воспитаны на кровной мести'; 'мусульмане злопамятны'; 'они же мстят всем и за все, затаят обиду навсегда, это точно'; 'мусульмане будут мстить США, Израилю'; 'мусульмане – народ мстительный, и они не успокоятся, когда их высмеивают, задевают'; 'будут вредить, мстить, кто нарисовал'.
Это провокация, это кому-то выгодно 1
'Их подогревают со стороны и используют'; 'это специально организовано'; 'кому это выгодно, раздуют любые последствия'; 'все к этому идет, специально делается'; 'провокации'; 'кому-то это на руку, если будет конфликт'.
Акции протеста будут продолжаться <1
'Выступления мусульман во всем мире'; 'демонстрации'; 'новые манифестации'; 'акции протеста будут продолжаться'.
Другое 1
'Америку ненавидят, против Буша хотят воевать'; 'прочтите Нострадамуса'; 'мы к этому идем, так написано в Библии'; 'в Европе ксенофобия против мусульман, война с Ираном'; 'все самое серьезное уже произошло'; 'последствия будут в виде новых катастроф, землетрясений...'; 'как в Чечне'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 6


 
2. Отношение к религиям: мониторинг

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 11-12 февраля 2006 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

КАКУЮ РЕЛИГИЮ ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ СВОЕЙ, КАКАЯ РЕЛИГИЯ ВАМ БЛИЖЕ ПО ДУХУ? (Карточка, любое число ответов.)

КАКАЯ РЕЛИГИЯ КАЖЕТСЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ЧУЖДОЙ? (Карточка, любое число ответов.)

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ИСЛАМ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ИГРАЕТ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ РОЛЬ?



 
3. Электронная фокус-группа

Электронные фокус-группы в Москве. 44 респондента. 2005 г.

Темой ЭФГ на этой неделе стала публикация в некоторых европейских газетах карикатур с изображением пророка Мухаммеда. Респондентам для тестирования были предложены высказывания некоторых российских политиков и общественных деятелей на эту тему.

ЭпизодСодержание эпизодаИнтерес, оценка / сила колебанийСогласие, оценка / сила колебанийДоверие, оценка / сила колебанийСредняяоценка
2 (2579)Е. Сатановский – кому это выгодно?1,23/срд1,69/слн1,69/слн1,54
5 (2582)В. Жириновский о противостоянии религий1,77/срд1,60/срд0,65/слн1,34
6 (2583)Г. Мирский о столкновении между западным и исламским мирами1,05/слн0,96/слн1,65/слн1,22
3 (2580)Г. Мирский – виноваты журналисты0,67/слн1,33/слн1,49/слн1,16
4 (2581)Г. Джемаль о двойных стандартах в свободной прессе0,97/слн1,15/срд0,90/слн1,01
1 (2578)Д. Дондурей о нетерпимости к чужому мнению0,47/срд0,91/слн0,62/слн0,66
8 (2585)Е. Сатановский – выход есть0,95/срд0,45/срд0,09/слн0,50
7 (2584)Г. Джемаль о том, чего хотят мусульмане0,43/срд0,17/срд-0,16/срд0,14

Эпизод № 2 (2579). Первый канал, 'Времена', 05.02.06, 18:00 Е. Сатановский, президент Института Ближнего Востока

Карикатура когда появилась у нас? Не в сентябре ли? Как это так? Исламский мир так долго ждал – а потом внезапно в феврале стало невмоготу, и оскорбленные чувства прорвались. Может быть, иранская ядерная программа как-то уж очень вовремя и параллельно обсуждается в МАГАТЭ, обсуждается в Совбезе. Я не верю в такого рода расхождения. Если это оскорбление такого уровня и оно возбудило чувства на эмоциональном уровне (четыре месяца для горячего юга – слишком долгий срок), значит, это кому-нибудь нужно. Более или менее понятно – кому.

Эпизод № 5 (2582). Первый канал, 'Времена', 05.02.06, 18:00 В. Жириновский, заместитель председателя Госдумы России

Исламский мир – более бедный, западный – более богатый. На Западе религию забыли уже. Может быть, веруют, но это не имеет никакого значения. Это светский континент.

Мне сегодня исламский мир напоминает ранний большевизм. Вы помните, был лозунг: 'Марксистско-ленинское учение всесильно, потому что оно верно'. Все. И кто против – в тюрьму, кто против – в ГУЛАГ, на виселицу. Возьмите, талибы приходят к власти – тоже моментально со всеми расправились. Поэтому это неизбежно, неизбежно противостояние. Опять в основе, конечно, богатство. Богатый Запад – и все остальные бедные. Нужно идеологическое оружие. Социальное – уже нельзя: наши коммунисты использовали. Богатые – бедные, общественное. Теперь только одно – религия. Вот это, к сожалению, самое опасное.

Эпизод № 6 (2583). Первый канал, 'Времена', 05.02.06, 18:00 Г. Мирский, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН

Ничего подобного. Я вообще не верю в религиозные войны, не считаю, что религия тут – главное. Это не столкновение между христианством и исламом – это столкновение между западным миром, как они его понимают там, и миром ислама, исламским сообществом. Не в религии самой по себе дело. И не в богатстве дело – что одни бедные, другие богатые. Дело в том жгучем чувстве несправедливости, которое ощущают мусульмане, ведь они должны... как в Коране сказано: 'Вы лучшие из общностей, созданных для человечества'. А кто в мире правит бал, кто управляет, кто гегемон, кто доминирует? Неверные. Вот получается так, что, с точки зрения исламистов, в мире – глубокая несправедливость, Америка над всем господствует. Значит нужно исправить это положение. Дело не в чисто материальных факторах, не в религиозных, а именно в том, что они считают, что Запад бросил им вызов и пытается разрушить исламскую цивилизацию. Что такое 'большой сатана', как они называют Америку? Это же не просто захватчик, агрессор – в исламе это также великий соблазнитель. Разрушают, размывают основы ислама, с их точки зрения.

Эпизод №3 (2580). Первый канал, 'Времена', 05.02.06, 18:00 Г. Мирский, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН

Ни с кем я не согласен, здесь нет никакого сценария, никому это не нужно. Ни западным правительствам, они сейчас попали в жуткое положение, потому что меньше всего сейчас – момент обострения отношений с Востоком, момент подъема антиамериканизма – меньше всего нужны вот такие вещи. Я думаю, что, прежде всего вина лежит на датских журналистах и на французских потом. Если они не предвидели того, что произойдет, значит они просто идиоты, которые не знают, что происходит в мире. Не знают, что такое в исламском мире происходит. Если они это предвидели, но тем не менее, упираясь в принцип свободы слова – во что бы то ни стало, абсолютный, – тем не менее это сделали, тогда это принципиальность, граничащая с подлостью.

Эпизод № 4 (2581). Первый канал, 'Времена', 05.02.06, 18:00 Г. Джемаль, председатель Исламского комитета России

Обращаю внимание на тот факт, что в Европе по поводу свободы слова царят двойные стандарты. Вот возьмем профессора Фориссона, которого в 86 году выгнали из университета и посадили за то, что он попытался аналитически и как бы чисто академически усомниться в Холокосте. Как известно, во Франции из-за сомнения в Холокосте, обсуждения этого публично, грозит уголовное наказание. Английский автор, который выпустил на эту тему три книги, приехал в Австрию, был арестован, хотя был приглашен на конференцию, его арестовали в аэропорту. И он извинился перед евреями. В данном случае – естественно, вызов наиболее существенному, наиболее, так сказать, сакральному центру самоидентификации полутора миллиардов человек. Это все равно как если бы человека ударили по щеке, плюнули, назвали бы, например, проституткой его мать – то есть после этого он должен либо реагировать, либо пойти и застрелиться.

Эпизод № 1 (2578). Первый канал, 'Времена', 05.02.06, 18:00 Д. Дондурей, главный редактор журнала 'Искусство кино'

Вот это противостояние, которое мы видели на этой неделе, да и не только на этой неделе, это на самом деле очень мощное культурное противостояние, связанное с некоторой борьбой за новые смыслы, с переосмыслением того, что происходит. Одна культура не хочет уважать другую культуру. Европейская – достаточно... ну, в общем, с каким-то не то что неуважением, но с отсутствием какой-либо политкорректности представила то, что было в этих рисунках, и это очень серьезная проблема. Безусловно, главным, на мой взгляд, является сегодня – это нетерпимость к чужому, вот это нетерпимость к чужому мнению, культуре и так далее. Вот это очень важно.

Эпизод № 8 (2585). Первый канал, 'Времена', 05.02.06, 18:00 Е. Сатановский, президент Института Ближнего Востока

Выход всегда есть. Я думаю, что через 30–50 лет на тех руинах, которые останутся и от Ближнего Востока, и от тех частей Европы, в которых будут повторения французских событий, все в конечном счете сольются в торжестве политкорректности.

Эпизод № 7 (2584). Первый канал, 'Времена', 05.02.06, 18:00 Г. Джемаль, председатель Исламского комитета России

Здесь много обсуждался вопрос о том, чего хотят мусульмане, которые не принимают извинения главных редакторов. Они хотят принятия полноценного, ясного закона, который ставит в Европе исламофобию в один ряд в расизмом и антисемитизмом.

Комментарий

Участники тестирования проявили значительный интерес к данной теме. Респонденты объясняли это в первую очередь тем, что опасаются повторения подобных событий в России: поскольку мусульман в нашей стране много, значит 'проблема, связанная с этим, может коснуться и нашего государства'. Кроме того, респонденты отмечают, что тема 'новая', 'заостренная', 'яркая', поэтому они следили за развитием событий.

'Дело в том, что мы живем в России, а Россия – это многонациональное государство и мусульман здесь, скажем так, не меньше, чем христиан'.

'Это чревато может быть, и для нас – в первую очередь. То есть когда видишь, и сразу первая мысль приходит, что, Боже мой, ведь это может постигнуть и нас'.

'Просто тема такая – яркая очень, как-то очень сопереживать начинаешь'.

'Мне вот интересно тем, что хотелось бы узнать вообще, в чем суть проблемы в первую очередь, и уже далее – как собираются выходить из этой ситуации'.

Обсуждая причины произошедшего, респонденты склонялись к мнению, что публикация карикатур была кем-то 'организована специально', но и 'действия мусульман явно были кем-то спровоцированы'.

'Здесь было спровоцировано изображение, то есть вот изображение, карикатурное изображение пророка Мухаммеда... здесь уже направленные действия'.

'Подогревается исламский фактор в связи с иранской проблемой'.

'Есть определенные просто люди, которые вот именно хотят этого противостояния... столкнуть, да'.

'Ну, скорее это искусственно вызванный момент'.

Естественно, при обсуждении данной темы возник вопрос о свободной прессе. По мнению одних респондентов, пресса в демократической стране может печатать все что угодно, поскольку 'свободную прессу нельзя ограничивать'. Другие участники дискуссии склоняются к мнению, что 'должна быть самоцензура', которая не позволяет печатать то, что 'оскорбляет чувства многих людей'.

'Проблема в том, я считаю, что вообще в принципе шутки на религиозную почву – они вообще как бы чреваты... Нужно просто относиться уважительно к этому и не нужно вообще, в принципе, никаких карикатур – смешных, веселых, добрых или злых '.

'Пресса свободная – нет такой темы, которую пресса не может освещать, истолковывать '.

'Конечно, свобода слова, свобода печати, свобода демократии дает им такое право, безусловно, но существуют же какие-то моральные критерии... Тем более мусульмане – они очень болезненно относятся к своей вере'.

'У них есть на это юридическое право, а морального какого-то вот нет'.

'Люди прекрасно пропиарили и заработали очень хорошо'.

'Конечно, свободная пресса может печатать все что хочет, а редактор пусть решает, чем это для него чревато'.

'Наверное, должен у каждого быть какой-то внутренний судья, по-разному называем, да, внутренняя совесть'.

'Пресса должна это учитывать, что менталитет там другой, но запретить, по-моему, никто не вправе'.

Эпизод №2

Этот эпизод с участием Е. Сатановского занял первое место в нашем рейтинге. Респонденты согласны с тем, что 'горячий юг' очень долго выжидал после публикаций. Участникам дискуссии это тоже кажется подозрительным, тем более что редактор датской газеты утверждает, что они печатали 'немного другие карикатуры, а не такие, которые потом были размещены в интернете'.

'Сто процентов с этим человеком я согласна – то, что именно это и говорит о том, что это целенаправленно идет на иранскую проблему'.

'Меня, конечно, тоже вот смущает то, что это было в сентябре, а сейчас уже февраль. Просто такое ощущение, что, действительно, просто выплеснули информацию, слили, когда нужно. То есть сидят люди, аналитики, которые все это анализируют и знают, когда нужно что-то выплеснуть'.

'Создается общественное мнение в поддержку Ирана'.

'Причем они очень организованы, у них очень поставлено все на высоком уровне, вот у мусульманских этих государств'.

'Это нужно проанализировать, кому это выгодней. Я думаю, выгоднее это мусульманам'.

'Мусульманам более выгодно, конечно, они где-то там проплатили, чтобы повторили карикатуры в печати, что теперь волна пошла по поддержке Ирана'.

'Вот даже брали интервью у редактора этой газеты (это частная газета) и он говорит: мы совершенно другие давали карикатуры, не те, что были распространены в интернете, и я за это отвечаю, потому что это моя газета, я сам ее выпускаю'.

Эпизод №5

Эпизод с участием В. Жириновского занял второе место в рейтинге. Респонденты отмечали, что выступление Владимира Вольфовича, как всегда, было 'очень эмоциональным', 'рассчитанным на широкую публику'. Некоторые респонденты отмечают, что В. Жириновский – 'шут, конъюнктурщик', который может в одном и том же выступлении высказать совершенно противоположные мнения. Но в данном случае он высказал мысли, с которыми участники дискуссии согласились. Кроме того, следует отметить, что этот эпизод получил максимальные оценки по критерию интерес. Очевидно, это объясняется тем, что выступление Владимира Вольфовича 'поймут все, даже кто не захочет, все-таки отложится что-то'.

'Ну, он отличный, наверное, безусловно, он очень хороший актер. Я бы не назвала его шутом, он просто очень хороший актер – настроение поднимает'.

'Он тут нормально все сказал. Да, эмоционально – и вроде как соглашаешься с ним'.

'Ну, он правильно сказал, что все – деньги'.

'Ну да, деньги – основа. Он по-другому выражает, он не говорит там: политика, экономика. А он: деньги. Он не говорит, как тот вот предыдущий, с умными фразами. То есть тот изначально как бы не для всех говорил – не все меня поймут, а этот говорит, что поймут все, даже кто не захочет, все-таки отложится что-то. Конечно, он сказал правильно'.

'Я вообще к нему отношусь так, негативно, хотя понимаю, что он иногда очень умные вещи говорит, вот действительно по делу, когда надо'.

'Здесь вот он правильно сказал, что здесь было проплачено – деньги сыграли. Четыре месяца, так сказать, они действительно не ахали, не охали, а здесь делают деньги, значит, вот там атомные эти все дела'.

Эпизод №7

Этот эпизод с участием Г. Джемаля занял последнее место в рейтинге. Только он получил отрицательную оценку по критерию доверие. Участники дискуссии отмечали, что этот выступающий вызывает 'сплошной негатив', 'искреннее недоверие'. Для респондентов Г. Джемаль – 'адвокат ислама'. В свете последних событий человек с такой позицией видится 'представителем неприятельского лагеря', поскольку сильны опасения, что 'события из Европы могут переброситься и в Россию'.

'Ну, это адвокат ислама, понимаете? Это исламист, он поддерживает ислам'.

'Я искренне не доверяю этому человеку'.

'Вот, пожалуйста, почему так – мы должны поступать так, как они хотят? И вот поэтому и говорится: тогда давайте понимать друг друга'.



 
4. Приложение. Таблицы

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 11-12 февраля 2006 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, МОЖНО ИЛИ НЕЛЬЗЯ ИЗОБРАЖАТЬ БОГОВ, СВЯТЫХ И ПРОРОКОВ В СМЕШНОМ, КАРИКАТУРНОМ ВИДЕ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100503213272642475335382714393215263625111837261005050373726
можно 6 4 6 13 7 7 4 8 4 7 6 3 2 5 7 9 5 5 6 8 7 4 4 12 17 6 18 11 4
нельзя 85 87 86 78 85 88 86 82 88 84 84 88 86 85 85 85 83 87 85 81 85 87 84 84 77 90 78 85 90
затрудняюсь ответить 9 9 9 9 7 5 10 10 9 9 10 9 12 10 8 6 12 9 9 12 8 8 12 5 6 4 5 5 6

ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО ГАЗЕТЫ РЯДА СТРАН НАПЕЧАТАЛИ КАРИКАТУРЫ, НА КОТОРЫХ ИЗОБРАЖЕН ПРОРОК МУХАММЕД?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100503213272642475335382714393215263625111837261005050373726
знаю 47 47 47 53 49 52 45 50 44 42 51 48 25 45 49 69 41 45 56 48 56 45 36 73 78 68 69 76 75
что-то слышал(-а) 24 24 26 23 20 26 26 26 22 23 25 25 32 23 26 19 24 27 23 21 24 26 27 15 13 16 14 15 16
слышу впервые 27 27 26 22 29 20 27 21 32 34 21 25 42 30 23 11 35 26 18 28 18 27 36 11 8 14 17 8 8
затрудняюсь ответить 2 2 1 1 3 1 1 2 1 1 2 2 1 2 2 2 1 2 3 3 3 2 2 0 0 0 0 1 1

ОДНИ ЛЮДИ ОСУЖДАЮТ ПУБЛИКАЦИЮ КАРИКАТУР С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРОРОКА МУХАММЕДА, ДРУГИЕ НЕ ВИДЯТ В ЭТОМ НИЧЕГО ПРЕДОСУДИТЕЛЬНОГО. КАКАЯ ПОЗИЦИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100503213272642475335382714393215263625111837261005050373726
первая 63 66 62 63 60 66 65 59 66 56 64 71 60 61 64 70 61 64 65 52 70 67 56 67 64 69 60 69 74
вторая 13 11 15 17 16 14 10 16 10 16 12 10 8 15 12 15 12 12 13 18 12 11 12 22 25 19 28 20 16
затрудняюсь ответить 24 24 24 20 24 20 25 24 24 28 24 19 33 24 24 15 27 24 21 30 17 22 32 11 11 12 12 11 10

ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО ПУБЛИКАЦИЯ КАРИКАТУР С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРОРОКА МУХАММЕДА ВЫЗВАЛА МАССОВЫЕ АКЦИИ ПРОТЕСТА В МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100503213272642475335382714393215263625111837261005050373726
знаю 47 50 45 52 46 52 46 51 44 43 50 49 25 46 49 68 42 46 55 43 58 47 34 77 82 72 69 82 81
что-то слышал(-а) 22 20 27 22 20 24 24 23 22 19 26 22 29 21 23 17 22 24 21 24 21 22 26 10 9 12 12 8 12
слышу впервые 25 25 24 23 28 18 26 20 31 33 20 23 41 27 22 12 31 25 18 29 19 24 34 11 8 15 17 10 6
затрудняюсь ответить 5 6 5 3 5 5 4 6 4 5 4 6 5 5 5 3 4 5 5 5 2 6 6 1 1 1 3 0 1

КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К МАССОВЫМ АКЦИЯМ ПРОТЕСТА В МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ, ВЫЗВАННЫХ ПУБЛИКАЦИЕЙ КАРИКАТУР С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРОРОКА МУХАММЕДА - ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО? (Ответы заявивших, что им известно о массовых акциях протеста в связи с публикацией карикатур с изображением пророка Мухаммеда.)


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100503213272642475335382714393215263625111837261005050373726
положительно 19 19 19 15 17 20 19 20 17 17 19 21 16 21 17 21 19 17 20 10 21 20 20 18 20 16 20 18 15
безразлично 15 13 17 14 14 15 15 16 13 16 17 9 11 17 14 13 15 16 15 13 14 15 16 13 14 13 19 8 12
отрицательно 26 25 25 36 28 31 23 27 25 20 30 28 13 22 31 40 21 26 32 38 32 22 17 48 50 46 37 54 54
затрудняюсь ответить 10 11 10 9 7 11 12 11 10 8 10 13 14 9 11 11 10 11 9 6 12 13 8 8 8 9 5 9 12

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КОНФЛИКТ, РАЗВЕРНУВШИЙСЯ В СВЯЗИ С ПУБЛИКАЦИЕЙ КАРИКАТУР С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРОРОКА МУХАММЕДА, БУДЕТ ИЛИ НЕ БУДЕТ ИМЕТЬ СЕРЬЕЗНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ МУСУЛЬМАНСКИМИ СТРАНАМИ И ЗАПАДНЫМ МИРОМ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100503213272642475335382714393215263625111837261005050373726
будет 38 37 36 49 39 39 38 40 36 36 41 35 24 36 41 50 38 35 42 41 44 35 31 54 57 51 48 62 51
не будет 30 29 35 22 35 28 27 32 27 33 28 28 23 30 32 31 27 34 29 25 31 32 26 31 31 30 38 26 28
затрудняюсь ответить 33 35 28 30 26 32 36 27 37 31 31 37 53 35 28 19 36 30 29 34 25 32 43 15 12 18 14 12 21


 

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 11-12 февраля 2006 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

КАКУЮ РЕЛИГИЮ ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ СВОЕЙ, КАКАЯ РЕЛИГИЯ ВАМ БЛИЖЕ ПО ДУХУ? (Карточка, любое число ответов.)


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100503213272642475335382714393215263625111837261005050373726
православие 76 80 77 65 73 77 78 71 80 72 76 80 77 75 75 78 72 79 78 73 79 76 72 81 77 85 81 82 80
ислам 8 9 7 7 8 9 8 8 8 9 8 8 12 9 6 7 15 6 3 6 4 6 16 2 2 1 2 1 1
буддизм 1 0 2 1 2 1 0 1 1 1 1 0 1 0 1 2 0 1 1 1 1 1 0 2 3 2 4 2 0
католицизм 0 0 0 1 0 1 0 0 1 0 0 0 0 0 1 1 0 0 1 1 0 1 0 1 1 1 1 2 0
протестантизм 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0
иудаизм 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 1
другая религия 1 1 1 4 2 1 1 1 2 2 1 1 0 1 2 2 0 2 1 3 1 2 0 1 1 1 1 1 0
ни одна из религий 11 7 11 22 9 11 10 15 7 10 14 8 6 11 13 11 9 9 13 15 13 10 9 10 12 8 6 11 15
затрудняюсь ответить 3 3 3 1 5 2 2 4 2 6 1 2 4 3 3 1 4 3 3 1 3 4 3 3 4 2 5 1 2

КАКАЯ РЕЛИГИЯ КАЖЕТСЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ЧУЖДОЙ? (Карточка, любое число ответов.)


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100503213272642475335382714393215263625111837261005050373726
ислам 20 20 18 26 22 18 20 21 19 21 21 18 19 21 21 18 15 19 26 26 18 21 15 30 29 31 26 30 34
иудаизм 14 12 17 14 12 14 15 13 15 13 16 12 14 15 15 10 14 14 14 13 15 12 17 13 14 11 17 11 10
буддизм 12 12 14 7 13 12 12 11 14 12 13 12 13 14 12 9 13 12 12 15 8 13 14 11 11 11 16 8 8
протестантизм 9 9 9 12 8 11 10 8 11 7 10 11 10 8 12 7 8 12 7 9 11 8 11 8 9 7 9 9 6
католицизм 7 7 7 5 6 6 8 7 7 5 8 9 10 6 8 5 8 9 4 5 6 7 9 6 7 5 5 6 6
православие 2 1 2 5 3 3 1 3 2 2 3 2 3 2 3 0 2 2 2 3 3 2 2 1 1 0 1 1 0
другая религия 1 2 1 3 1 1 2 1 2 1 1 2 0 2 2 1 2 1 2 3 2 2 0 1 1 0 1 1 0
ни одна из религий 36 35 37 40 35 36 36 38 34 34 38 36 35 34 34 46 38 38 32 29 40 36 38 34 35 34 30 41 32
затрудняюсь ответить 25 29 24 11 21 28 26 23 27 23 23 31 35 24 23 21 28 23 23 24 20 26 30 19 18 21 15 17 29

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ИСЛАМ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ИГРАЕТ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ РОЛЬ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пунктаМосква, всеПолВозраст
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болеемегаполисбольшой городмалый городселомужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старше
Доли групп100503213272642475335382714393215263625111837261005050373726
положительную 20 21 18 19 23 21 17 21 18 19 19 22 17 19 21 21 25 19 16 12 21 18 25 16 18 13 16 17 13
отрицательную 39 36 42 50 44 36 38 41 37 42 40 35 29 40 44 38 34 37 45 48 41 39 35 45 43 46 46 44 44
затрудняюсь ответить 41 43 41 31 34 43 44 38 44 40 41 42 54 41 35 41 41 44 39 40 39 43 41 39 38 40 37 40 42





База данных ФОМ > Алфавитный перечень категорий > 0-9 > Доминанта 13 (647) от 4 апреля 2002 г. (132 Пента) >  >  >  > Доминанты. Поле мнений > Все Доминанты за 2006 год > Доминанты 7 от 16 февраля 2006 г. > Карикатуры на пророка Мухаммеда