fom.ru · Поиск ·      








11.05.2006, Опрос населения

СПИД: опасность заражения и профилактика

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 2-5 мая 2006 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.



 

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 2-5 мая 2006 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Судя по данным опроса, россияне расценивают СПИД как достаточно серьезную и масштабную угрозу. Респонденты практически единодушны во мнении, что информировать о СПИДе нужно каждого человека – рассказывать, что это за заболевание, как передается ВИЧ-инфекция, как от нее предохраняться (только 2% опрошенных говорят, что подобная информация нужна не каждому).

43% участников опроса придерживаются мнения, что начинать информировать о СПИДе надо с 10 лет или даже ранее; 17% считают, что дети должны знать об этом с 11–12 лет, 19% – что с 13–14. 8% опрошенных склонны думать, что начинать информировать о СПИДе нужно в 15–16 лет. Совсем немногие (2%) сочли подходящим для начала информирования о СПИДе 17-летний и более старший возраст.

При этом чуть более половины опрошенных (56%) склонны думать, что сегодня россияне достаточно знают о том, что такое СПИД, как передается ВИЧ-инфекция и как от нее предохраняться, а треть (33%) полагают, что соответствующих знаний у людей недостаточно.

Три четверти опрошенных (74%) уверены, что за последние пять лет число носителей ВИЧ-инфекции в России увеличилось (только 4% считают, что оно осталось прежним, и лишь 1% говорят об уменьшении численности ВИЧ-инфицированных в нашей стране).

По мнению20% опрошенных, таких людей, как они, угроза СПИДа не затрагивает; втрое большая доля – 60% – полагают, что для них опасность заразиться ВИЧ-инфекцией существует; при этом 27% говорят, что она велика, а 33% – что мала. Неудивительно, что оценки риска заражения в значительной мере связаны с возрастом: молодые люди чаще пожилых оценивают для себя вероятность заражения как высокую и реже говорят об отсутствии опасности заразиться. Но даже среди респондентов старше 55 лет 42% считают, что для таких, как они, угроза заражения ВИЧ существует.

Считающие вероятность заражения высокой, аргументируя свою точку зрения, ссылаются на опасность инфицирования в больницах и поликлиниках по причине халатности медперсонала (14% ответов): 'больница – источник заражения, а я постоянно хожу в больницу'; 'заразиться можно через шприцы, через кровь, если лечить зубы, то тоже есть риск'; 'не проверяют кровь и инструменты в больнице с нужной ответственностью'.

Значительно реже респонденты связывали опасность заражения ВИЧ – применительно к таким людям, как они сами, – с наркоманией, сексуальной распущенностью, недостойным образом жизни в целом (3% ответов): 'много наркоманов и алкоголиков, беспризорщины'; 'сексуальная распущенность и молодых, и пожилых людей'; 'среди моего возраста тоже есть дураки – могут принимать наркотики'.

Часть опрошенных считают риск заражения ВИЧ высоким потому, что сегодня среди нас много носителей этой инфекции или больных СПИДом (некоторые говорили, что такие люди есть и среди их знакомых). Очевидно, по мнению этих респондентов, сами по себе контакты – пусть даже и непрямые – с носителями ВИЧ-инфекции небезопасны (2% ответов): 'есть знакомые ВИЧ-инфицированные'; 'за ручку двери хватаем, а тут вот у нас сколько ходят таких'; 'поскольку они среди нас находятся'; 'потому что больные ходят везде, плюют, а это заразно'.

Некоторые из участников опроса говорили, что болезнь – это дело случая, и заразиться ВИЧ можно везде (3% ответов), а также что носители вируса могут заражать других специально (1%).

Респонденты, считающие, что для них и таких людей, как они, опасности заразиться не существует, объясняют свое мнение тем, что ведут здоровый образ жизни (не употребляют наркотиков, избегают случайных половых связей – в сумме 11% ответов); не ходят по больницам (2% ответов) или вообще никуда не выходят (3% ответов), не контактируют с больными людьми (2%). Некоторые говорили, что знают об источниках заражения ВИЧ и проявляют необходимую осторожность (2% ответов). Респонденты, убежденные, что для них лично и таких, как они, опасность заразиться ВИЧ мала, в целом приводили тот же набор аргументов.

Три четверти участников опроса (75%) уверены, что человек может предпринять определенные действия, чтобы уберечься от заражения ВИЧ-инфекцией. Полагают, что обезопасить себя невозможно, 11% опрошенных.

Елена Вовк



 

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 2-5 мая 2006 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

СПИД - ЭТО ЗАБОЛЕВАНИЕ, КОТОРОЕ РАЗВИВАЕТСЯ, КОГДА В ОРГАНИЗМ ПОПАДАЕТ ВИРУС ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА, СОКРАЩЕННО - ВИЧ. НА ВАШ ВЗГЛЯД, ЗА ПОСЛЕДНИЕ 5 ЛЕТ В РОССИИ КОЛИЧЕСТВО ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ НОСИТЕЛЯМИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ, УВЕЛИЧИЛОСЬ, УМЕНЬШИЛОСЬ ИЛИ ОСТАЛОСЬ ПРЕЖНИМ?

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ДЛЯ ВАС, ДЛЯ ТАКИХ ЛЮДЕЙ, КАК ВЫ, СУЩЕСТВУЕТ ИЛИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ ОПАСНОСТЬ ЗАРАЗИТЬСЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ? И ЕСЛИ ОПАСНОСТЬ СУЩЕСТВУЕТ, ТО ВЕРОЯТНОСТЬ ЗАРАЖЕНИЯ ВЕЛИКА ИЛИ МАЛА?

ПОЧЕМУ ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ДЛЯ ВАС, ДЛЯ ТАКИХ ЛЮДЕЙ, КАК ВЫ, ОПАСНОСТЬ ЗАРАЗИТЬСЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ ВЕЛИКА? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что для них, для таких людей, как они, опасность заразиться ВИЧ-инфекцией велика, - 27% от всех опрошенных.)

ПОЧЕМУ ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ДЛЯ ВАС, ДЛЯ ТАКИХ ЛЮДЕЙ, КАК ВЫ, ОПАСНОСТЬ ЗАРАЗИТЬСЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ МАЛА? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что для них, для таких людей, как они, опасность заразиться ВИЧ-инфекцией мала, - 33% от всех опрошенных.)

ПОЧЕМУ ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ДЛЯ ВАС, ДЛЯ ТАКИХ ЛЮДЕЙ, КАК ВЫ, ОПАСНОСТИ ЗАРАЗИТЬСЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ НЕ СУЩЕСТВУЕТ? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что для них, для таких людей, как они, опасности заразиться ВИЧ-инфекцией не существует, - 20% от всех опрошенных.)

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, МОЖЕТ ИЛИ НЕ МОЖЕТ ЧЕЛОВЕК ПРЕДПРИНЯТЬ КАКИЕ-ЛИБО ДЕЙСТВИЯ, ЧТОБЫ УБЕРЕЧЬСЯ ОТ ЗАРАЖЕНИЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ?

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕГОДНЯ РОССИЯНЕ ДОСТАТОЧНО ИЛИ НЕДОСТАТОЧНО ЗНАЮТ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ СПИД, КАК ПЕРЕДАЕТСЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ, КАК ПРЕДОХРАНЯТЬСЯ ОТ НЕЕ?

НА ВАШ ВЗГЛЯД, НУЖНО ИЛИ НЕ НУЖНО ИНФОРМИРОВАТЬ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ СПИД, КАК ПЕРЕДАЕТСЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ, КАК ПРЕДОХРАНЯТЬСЯ ОТ НЕЕ? И ЕСЛИ НУЖНО, ТО С КАКОГО ВОЗРАСТА СЛЕДУЕТ НАЧИНАТЬ ИНФОРМИРОВАТЬ?



 

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 2-5 мая 2006 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ДЛЯ ВАС, ДЛЯ ТАКИХ ЛЮДЕЙ, КАК ВЫ, ОПАСНОСТЬ ЗАРАЗИТЬСЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ ВЕЛИКА?

(в % от числа опрошенных)

Можно заразиться в медучреждении, из-за халатности медиков 14
'Больница – источник заражения, а я постоянно хожу в больницу'; 'даже в больнице можно заразиться'; 'заразиться можно через шприцы, через кровь, если лечить зубы, то тоже есть риск'; 'может попасть зараженная кровь от донора'; 'не проверяют кровь и инструменты в больнице с нужной ответственностью'; 'никто не застрахован от переливания крови'; 'поедешь в больницу, а там вколют зараженным шприцем'.
Болезнь – дело случая, заразиться можно везде 3
'Заразиться можно там, где и не думаешь'; 'никто не застрахован от данной заразы'; 'никто не застрахован от роковых случайностей'; 'никто не застрахован от случайностей, хотя сам должен об этом помнить'; 'от этого никто не застрахован, можно заразиться в любом месте'.
В стране много наркоманов, людей, ведущих неправильный, аморальный образ жизни 3
'Много наркоманов и алкоголиков, беспризорщины'; 'много наркоманов и низкий уровень культуры'; 'много наркоманов, много случайных связей'; 'потому что ведут беспорядочный образ жизни'; 'сейчас колются и не предохраняются при половой жизни'; 'сексуальная распущенность и молодых, и пожилых людей'; 'среди моего возраста тоже есть дураки – могут принимать наркотики'; 'существует неразбериха в половых связях'.
Среди нас много ВИЧ-инфицированных 2
'Много вариантов заразиться, и очень много больных'; 'поскольку они среди нас находятся'; 'много больных, а мы с ними контактируем'; 'раньше не было в кругу знакомых людей со СПИДом, сейчас появляются'; 'в нашем подъезде даже живут'; 'есть знакомые ВИЧ-инфицированные'; 'уже много зараженных носителей ВИЧ-инфекции'.
Можно заразиться в общественных местах (транспорт, баня и др.), бытовое заражение 1
'Бытовой способ заражения'; 'заражение на дискотеках и массовых гуляниях'; '...в бассейне, в бане...'; 'заразиться можно в сауне...'; 'можно заразиться и в транспорте...'; 'разные ситуации бывают бытовые – пораниться можно'; '...косметические салоны'.
У нас такая страна, в стране антисанитария, недостаточная профилактика СПИДа 2
'В нашей стране все допустимо'; 'потому что мы живем в такой стране'; 'такая у нас жизнь'; 'у нас Россия такая'; 'антисанитария'; 'думаю, что далеко не все случаи инфекции выявляются'; 'не видно контроля со стороны санитарной службы города'; 'подростки разбрасывают везде шприцы, их никто не проверяет в подъездах, на улице везде эти шприцы. А дети же везде бегают'; 'посмотрите вокруг: город грязный'; 'потому что никто не делает профосмотров, кругом грязь'; 'шприцы валяются везде'; 'эту инфекцию плохо контролируют'; 'лекарства дорогие, и экономят на всем, нет гарантии'.
Многие ведут себя легкомысленно, безответственно 1
'Время сейчас такое, не все проверяются на ВИЧ'; 'люди, не подозревая опасности, попадают в ситуации, допускающие заражение'; 'люди сейчас к мерам предосторожности халатно относятся'; 'многие относятся плохо к своему здоровью'; 'много безответственности'; 'много халатности'; 'очень редко люди сдают анализы на ВИЧ'.
У нас безнравственная, распущенная молодежь 1
'Молодежь сейчас распущенная, много беспорядочных связей'; 'потому что молодежь стала распущенной – выпить пива, пригласишь девушку, а она может оказаться ВИЧ-инфицированной'; 'потому что процветает сексуальная распущенность молодежи'; 'причина в сексуальной неразборчивости молодежи'; 'развратная молодежь...'; 'это среди молодежи – надо им себя хорошо вести'.
Есть риск заражения на работе, по роду профессиональной деятельности 1
'Как медработник могу заразиться через кровь, работаю в хирургическом отделении'; 'на работе есть такая опасность, она скорее велика'; 'по работе сталкиваюсь'; 'профессиональный риск за счет того, что в российских больницах нет кольчужных перчаток'; 'работаю в операционном блоке, дело имею с кровью'; 'я врач-анестезиолог, часто приходится сталкиваться с ВИЧ-больными'; 'я медик, можно что-то сделать неаккуратно – разбить или разлить'; 'я осуществляю забор крови на работе'; 'я работаю маникюршей, с людьми, с острыми предметами – есть риск заразиться'.
При моем образе жизни это возможно 1
'Мы молодые люди'; 'наверное, неправильный образ жизни веду...'; 'образ жизни веду такой'; 'я мужик, хожу налево и направо'.
Могут заразить специально 1
'Если это кто-то сделает преднамеренно'; 'иногда в ночных клубах специально укалывают людей как бы невзначай зараженными иголками...'; 'много павших, которые могут специально заразить'; 'ходят больные со шприцами, тыкают'; 'ходят люди со шприцами – могут напасть и заразить'; 'ходят слухи, что могут прямо в транспорте всадить в тебя зараженную иглу, и ты заболеешь'.
От СПИДа нет защиты, нет возможности излечения 1
'Нет защиты пока от этого вируса'; 'нет от этой заразы противоядия'; 'нет противоядия, как лечить – не знают'; 'потому что это своего рода чума'; 'СПИД еще не изучен'; 'способы защиты еще не изучены все'.
Другое 1
'Может, вирус как грипп или гепатит разлетится'; 'нет уверенности за близких'; 'низкий иммунитет людей, экология, питание'; 'по ТВ говорят, а мы верим'; 'я общаюсь с детьми, внуками, а они общаются с другими, может быть, и больными'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 2

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ДЛЯ ВАС, ДЛЯ ТАКИХ ЛЮДЕЙ, КАК ВЫ, ОПАСНОСТЬ ЗАРАЗИТЬСЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ МАЛА?

(в % от числа опрошенных)

Можно заразиться только в медучреждении, это маловероятно 15
'В больнице есть и для меня, но думаю, не велика'; 'для меня вероятность заражения мала, потому что я не делаю уколов'; 'если только в больнице кровь вольют зараженную'; 'если только через анализы, уколы'; 'есть риск заразиться при врачебных манипуляциях'.
Веду здоровый образ жизни, не употребляю наркотики, избегаю случайных половых связей и т. д. 7
'Веду порядочную половую жизнь'; 'наша семья морально устойчива'; 'по мере возможности стараюсь следить за здоровьем, пью витамины'; 'у меня один партнер, я не наркоман'; 'я верная жена'; 'я не колюсь, ни с кем не целуюсь'; 'я не наркоман и не гомосексуалист'; 'я почти женат'; 'потому что я не отношусь к группе риска'.
Проявляю осторожность, знаю о СПИДе 3
'Быть бдительным, и ничего этого не будет'; 'достаточно информирован'; 'знаю, как он передается, как предохраняются'; 'имею информацию о способах заражения...'; 'каждый здравомыслящий человек знает, как нужно себя защитить от этой болезни'; 'осмотрителен я'; 'потому что я крайне осторожна'; 'сами уже принимаем необходимые меры предосторожности'; 'я достаточно знаю о СПИДе и о путях его распространения, поэтому могу быть предусмотрительной и уберечься от него'.
Нет контакта с возможными носителями ВИЧ-инфекции, я уверен(-а) в своем окружении 3
'Круг знакомых и родных вызывает доверие'; 'не общаюсь с возможными носителями'; 'нет контакта с ВИЧ-больными'; 'у нас таких друзей нет'; 'я не общаюсь с такими людьми, от которых можно заразиться'; 'я с заразными не контактирую'; 'я уверен в своих друзьях и подругах'; 'я уверена в своих связях'.
Болезнь – дело случая 2
'В жизни все может случиться, никто не застрахован'; 'все может быть в жизни, даже грудных детей заражают'; 'живем в обществе'; 'мы живем не в вакууме'; 'может быть, тоже заболею, а может – нет'; 'ни от чего люди не застрахованы'; 'полных гарантий защиты нет'.
Возраст уже не тот 1
'Возраст уже не тот'; 'мне это не страшно, я прожила свою жизнь'; 'пенсионерам уже бояться нечего'; 'потому что я уже не в том возрасте'; 'я пожилого возраста'; 'я уже не в том возрасте, чтобы заразиться СПИДом половым путем'.
Никуда не хожу, нигде не бываю, нет источников заражения 1
'Негде'; 'потому что я никуда не хожу из дома'; 'так как нет вероятности найти вирус'; 'я дома сижу'; 'я ни с кем не общаюсь'; 'я нигде не бываю, кроме огорода'.
Можно заразиться в общественных местах (транспорт, баня и др.), бытовое заражение 1
'Бытовой способ'; 'в общественных местах'; 'иногда посещаю маникюр...'; 'можно в бане заразиться, хотя ошпариваем, но кто его знает, достаточно ли этого?'; 'можно заразиться на транспорте'; 'общепит...'; 'посещали... парикмахерские'.
Другое 1
'Везде шприцы вон валяются'; 'меня теперь ничто не возьмет'; 'от чьей-то неопрятности, недобросовестного отношения к своей работе'; 'своей верой в Бога'; 'только если по роду деятельности столкнулась я или коллеги с больными людьми'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 3

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ДЛЯ ВАС, ДЛЯ ТАКИХ ЛЮДЕЙ, КАК ВЫ, ОПАСНОСТИ ЗАРАЗИТЬСЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ НЕ СУЩЕСТВУЕТ?

(в % от числа опрошенных)

Веду здоровый образ жизни, не употребляю наркотики, избегаю случайных половых связей и т. п. 7
'Мы не принимаем наркотики, и безопасный секс у нас'; 'надо соблюдать диету, вести правильный образ жизни'; 'очень бережно отношусь к своему здоровью'; 'наркотики не принимаю, сексом не занимаюсь'; 'не сплю с подозрительными'; 'у меня нет партнера, мне это не грозит'; 'у нас в семье это невозможно: муж никуда налево не ходит, я – тоже нет, пить не пьем, так что нас это не коснется'; 'я не кидаюсь ни на кого'; 'я не принадлежу к сексуальным меньшинствам'.
Возраст уже не тот 4
'А нам, старым, это не грозит'; 'в 60 лет как я могу заразиться?'; 'в моем возрасте такой опасности нет, как могу я заразиться? Мужа уже давно схоронила'; 'возраст не тот уже'; 'мы уже старые, ничего не боимся'; 'на половые связи пожилые люди не пойдут'; 'я пожилая, одинокая'; 'я уже не в этом возрасте'.
Никуда не хожу, нигде не бываю, нет источников заражения 3
'А где я могу заразиться?'; 'да мы никуда и не ходим, откуда нам?'; 'мы дома сидим'; 'не сталкиваюсь'; 'неоткуда взять'; 'потому что я дома сижу всегда'; 'я не выхожу из дома'; 'я сижу дома, поэтому не боюсь'.
Проявляю осторожность, знаю о СПИДе 2
'Голову на плечах надо иметь'; 'мы стараемся предохраняться'; 'осторожно со всеми'; 'охраняемся от этого, стараемся принять меры для избегания этого'; 'я не делаю ничего такого, от чего могла бы заразиться'; 'принимаю меры предосторожности'; 'я аккуратна в этом отношении'; 'я за этим слежу'; 'знаю, как оберегаться'; 'хорошие знания в этой области'.
Нет контакта с возможными носителями ВИЧ-инфекции, я уверен(-а) в своем окружении 2
'Мы ни с кем таким не общаемся, в нашем кругу больных нет'; 'не общаюсь с возможными носителями, другой круг общения'; 'я в себе и близких уверена'; 'я знаю людей, с которыми общаюсь'; 'я не общаюсь с зараженными этой болезнью людьми'; 'я общаюсь только с определенным кругом людей'.
Можно заразиться только в медучреждении, это маловероятно 2
'Все зависит от человека, если не делать капельниц, обезболивающих уколов у стоматолога или переливания крови'; 'единственное, если только кровь вольют, а я не болею'; 'кроме больницы, меня никто заразить не сможет'; 'лечимся сами, к врачам не обращаемся'; 'прививки не ставлю, уколы тоже, с больницей не общаюсь'; 'сам себя знаю, а заразиться можно только от медиков нечистоплотных'; 'я не даю себе ничего делать – ни прививки, ни уколы'; 'я по больницам не хожу'.
Живу в сельской местности, у нас об этом не слышно <1
'Живем в деревне'; 'живем в селе'; 'потому что живем в сельской местности'; 'у нас об этом ничего не слышно'; 'у нас такого здесь нет'.
Другое 1
'Для меня – нет'; 'если через деньги, то есть, а в остальном – нет'; 'моя болезнь такова, что ВИЧ, может, мне благом покажется'; 'так кажется'; 'у нас все тихо и спокойно'; 'церковь молится за людей'; 'я об этом еще не знаю'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 2


 

Электронные фокус-группы в Москве. 44 респондента. 2006 г.

Фокус-группа была посвящена проблемам профилактики СПИДа.

№ п/п№ эпизодаСодержание эпизодаИнтерес, оценкаСогласие, оценкаДоверие, оценкаСредняяоценка
19 (2683)Т. Яковлева о проблеме СПИДа1,081,620,981,23
210 (2684)М. Гришанков о проблеме СПИДа1,181,640,751,19
31 (2675)В. Путин о проблеме СПИДа0,921,990,651,19
42 (2676)В. Познер о письме депутатов Мосгордумы0,620,671,180,83
55 (2679)В. Слободчиков о половом воспитании-0,160,411,370,54
67 (2681)Г. Онищенко о проблеме СПИДа0,470,350,330,39
76 (2680)М. Гришанков о работе центра 'Холис'0,310,73-0,040,33
88 (2682)А. Метельский о позиции Мосгордумы-0,140,47-0,180,05
103 (2677)Первый канал о программе 'Ресурсы здоровья' центра 'Холис'0,45-0,86-0,12-0,18
114 (2678)Родители о программе 'Ресурсы здоровья' центра 'Холис'-0,07-1,40-0,01-0,50

1. Эпизод № 9 (2683) Т. Яковлева, председатель комитета Госдумы РФ по охране здоровья (Первый канал, 'Времена', 23.04.06, 18:00)

Государство должно быть заинтересовано само, российское государство, в этих программах, поэтому мы опять выступаем и говорим... и парламентские слушания, посвященные ВИЧ, СПИДу, – мы говорили об этом: должна быть государственная поддержка некоммерческих организаций, то есть социальные заказы, чтобы именно государство софинансировало и тем самым контролировало данные программы. Это нужно делать. Вы знаете, я хотела бы еще добавить, что не только с некоммерческими организациями надо сотрудничать, раз мы пошли по этому пути. Я очень хочу, используя ваш эфир, обратиться и ко всем конфессиям, чтобы они в этом участвовали. Вот православная церковь начала, создала эту группу, а другие конфессии пока еще не откликнулись. Это очень важно. В тех же и нравственных вопросах.

2. Эпизод №10 (2684) М. Гришанков, первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по безопасности (Первый канал, 'Времена', 23.04.06, 18:00)

Вы знаете, огромный плюс дискуссии, которую подняла Мосгордума, – надо обсуждать эту тему, надо обсуждать, как воспитывать наших детей. Тема деликатная, надо готовить специалистов. Так вот, обращаю ваше внимание: вот эта международная неправительственная организация, ЮНИСЭФ – это объединенная программа Организации Объединенных наций, это управление по борьбе с оргпреступностью и наркотиками и ряд других организаций. Вы знаете, они настолько привержены решению проблемы в России, что обвинять их – на мой взгляд, это просто некорректно и неправильно. Я считаю, что чем активнее они будут работать у нас, чем активнее мы будем с ними взаимодействовать – а именно о взаимодействии идет речь, на государственном уровне, на региональном уровне, – тем <эффективнее> мы решим проблему. Не надо изобретать велосипед! Мы пришли в эту проблему на десять лет позже. Во всех странах отработаны методики, на самом деле отработаны. Так давайте воспользуемся этим! Давайте просто привнесем это в нашу жизнь, используя в том числе и наш опыт, прежде всего – наши основные ценности, да, конечно, нравственное воспитание, участие церкви в этом.

3. Эпизод №1 (2675). В. Путин, президент РФ (Первый канал, 'Время', 23.04.06, 21:00)

В рамках национального проекта 'Здравоохранение' предусмотрены значительные средства на профилактику, диагностику и лечение больных ВИЧ-инфекцией и вирусным гепатитом. Только на этот год выделено 3,1 миллиарда рублей. Это во много раз превосходит суммы, когда-либо выделявшиеся на эти цели. Ситуация требует адекватных мер реагирования, требует не созерцательного, а деятельного отношения, причем со стороны всего российского общества. Разумеется, задавать тон здесь должны люди, непосредственно отвечающие за работу с ВИЧ-инфекцией. Но в эту работу необходимо активно включать и политиков, и педагогов, деятелей культуры и представителей средств массовой информации. Наша общая задача – пропагандировать здоровый образ жизни, понимать значимость моральных ценностей.

4. Эпизод № 2 (2676) В. Познер, ведущий (Первый канал, 'Времена', 23.04.06, 18:00)

Ясно, что надо активно заниматься просветительской работой. Надо, чтобы люди понимали, что им грозит и как грозит, и как быть, и как обезопасить себя от этого. И, в общем, у нас в стране пока что активнее всего этим занимаются как раз зарубежные некоммерческие организации. Вместе с тем в среду на этой неделе депутаты Мосгордумы обратились к президенту Путину с требованием прекратить деятельность этих организаций, и вот что говорилось в обращении, я цитирую: 'В нарушение российского законодательства в образовательную среду под видом пропаганды здорового образа жизни и профилактики ВИЧ-инфекции в рамках проекта «Глобус» и других международных программ по профилактике ВИЧ/СПИДа внедряются программы, разрушающие нравственность и здоровье населения, пропагандирующие педофилию, а также проституцию, наркоманию среди подростков'. Вот такое письмо. А поводом для этого письма, вот, которое процитировал, Мосгордумы, требующей запрета деятельности в России международных организаций, которые занимаются борьбой с ВИЧ/СПИДом, стал скандал в Екатеринбурге.

5. Эпизод № 5 (2679) В. Слободчиков, директор Института развития дошкольного образования Российской академии образования (Первый канал, 'Времена', 23.04.06, 18:00)

Вместо, предположим, романтической любви, да, в ребенка вставлять с ранних лет, когда у него еще в сознании этого ничего нет, в его сознание вставляете половые взаимоотношения. Причем здесь романтическая любовь и половые взаимоотношения, которые при том, что называется, с картинками. Ну, я не знаю, кому это непонятно, для этого ученым не надо быть, чтобы понять – вот это разврат, который уничтожает некое духовное состояние человека, потому что любовь – это духовное состояние.

6. Эпизод № 7 (2681) Г. Онищенко, главный государственный санитарный врач России (Первый канал, 'Времена', 23.04.06, 18:00)

Первое, в чем права Мосгордума, – что она так остро подняла этот вопрос. Состоялся Госсовет, целый Госсовет, а мы начали разговор с решения Мосгордумы. Это правильно. Нам не хватало того, что было признание на политическом уровне. Вот сейчас, когда мы начнем, и надо воспитывать моральные ценности, поэтому то, что они подняли этот вопрос, да, исправили ошибку. Но идти надо в этом направлении.

7. Эпизод № 6 (2680) М. Гришанков, депутат Госдумы РФ (Первый канал, 'Времена', 23.04.06, 18:00)

Откровенно говоря, Мосгордума меня удивила в этом вопросе. Почему? Потому что вырванный из контекста разговор о презервативах и о сексуальном воспитании на самом деле делает, может быть, не совсем верные выводы. Хотел бы сразу сказать доброе слово в пользу 'Холиса'. Они 10 лет работают, и они ведут активнейшую работу по профилактике наркомании. Надо говорить о всей программе. Я хочу задать вопрос оппонентам. Давайте оценим как родители: где мы хотим, чтобы дети узнали основы безопасности жизни? На улице, от своих сверстников, которые будут толкать их на криминальный путь? Или они заранее будут знать, что наркотики употреблять нельзя? Давайте мы своих детей будем как-то образовывать. И, на мой взгляд, надо рассматривать контекст. Ведь 'Холис' ведет программы не только против ВИЧ, СПИДа. И они говорят о морально-нравственных ценностях, и говорят об этом постоянно. Но могу сказать, что Екатеринбург – почему начался скандал на самом деле? Начались выборы мэра города. И для того, чтобы похоронить, облить грязью местные власти, начали топтать Министерство образования Екатеринбурга.

8. Эпизод № 8 (2682) А. Метельский, заместитель председателя Московской городской думы (Первый канал, 'Времена', 23.04.06, 18:00)

Ну, начнем с того, что мы, собственно говоря, не призывали к тому, чтобы все запретить, отменить, и тем более мы не говорили о том, что сегодня нет необходимости в подобного рода программах. Но мы хотели бы сказать о другом, привлечь ваше внимание. Вы все сегодня видели на экранах здесь... и для нас принципиально важно другое: если мы уже и позволяем подобного рода центрам существовать, это благое дело, с одной стороны, с другой стороны, мы должны контролировать их деятельность. Это тоже, с одной стороны, преступление – запрещать, с другой стороны, преступление – и не контролировать. Содержание подобных программ вы увидели.

9. Эпизод № 3 (2677) А. Иванов, корреспондент (Первый канал, 'Времена', 23.04.06, 18:00)

Программу 'Ресурсы здоровья', подготовленную городским центром 'Холис', преподают в половине школ Екатеринбурга. На уроках биологии, основ безопасности жизнедеятельности и на классных часах школьникам рассказывают не только о вреде наркотиков, но и о половом воспитании. Для этого детям показывают мультфильмы, подготовленные центром 'Холис'.

Фрагмент мультфильма. Карате и Роза рассказали детям о презервативе. Презерватив – это классно! Он может защитить нас от СПИДа. СПИДом можно заразиться во время занятий сексом, поэтому, когда мы с Карате занимаемся любовью, мы пользуемся презервативом. Карате рассказал им, как надевать презерватив.

Методички от 'Холиса' попали и в руки родителей. Многие и знать не знали, чему их детей учат в школе. Дело дошло до скандала, а после публикации в центральных газетах приобрело уже федеральный масштаб. На городском родительском собрании матери и отцы заявляли, что программа 'Холиса' не защищает, а развращает их детей. Более шести тысяч человек из числа родителей обратились к чиновникам с требованием запретить пропаганду наркомании и растления малолетних.

10. Эпизод №4 (2678) Г. Авдюшин, председатель Ассоциации родительских комитетов Екатеринбурга; В. Невталиев, председатель родительского комитета Орджонекидзевского р-на Екатеринбурга (Первый канал, 'Времена', 23.04.06, 18:00)

Г. Авдюшин: Ребенку в качестве тренинга предлагается за вечер провести три контакта половых обязательных, а четвертый – по желанию.

В. Неталиев: Есть случаи, которые дети не хотят ходить, приходят домой, возмущаются, приходят домой, жалуются, говорят что если нам рассказывают, что это любовь, то мы не хотим любить.

Комментарий

В целом тема не слишком заинтересовала респондентов. Хотя некоторые участники дискуссии сочли ее интересной и насущной, поскольку 'мы все думаем о детях, о будущем', однако в целом обсуждавшийся вопрос не представляется респондентам актуальным, поскольку они полагают, что их данная проблема не коснется, 'это не про нас в первую очередь', отмечают участники обсуждения.

'<Тема> заинтересовала, конечно, потому что она очень насущная'.

'Прежде всего – наши потомки, так сказать... у меня внуки есть – я о них думаю прежде всего. А меня конкретно она не касается, потому что я... ну не знаю...'

'Ну, если брать именно по этому эпизоду, то, конечно, не заинтересовало, потому что вероятность того, что она коснется обычного человека, очень маленькая. То есть это надо либо в половую связь вступать с какими-то там чрезвычайными людьми, либо быть наркоманом. Поэтому если я и слышал, то мимо ушей пропустил'.

'Я вообще в принципе в последнее время телевизор как-то с точки зрения новостей мало смотрю – больше радио, интернет. Ну, если б такой сюжет был и был бы пульт под рукой, я переключил бы на другую программу'.

В первую очередь внимание участников тестирования привлекло письмо депутатов Мосгордумы, в котором было высказано требование прекратить на территории России деятельность зарубежных некоммерческих организаций, борющихся со СПИДом. В целом респонденты такую идею не одобряют.

'Я считаю, что рановато им запрещать это, потому что своего ничего нет'.

'Все пытаются подмять под государственный контроль, что не значит хорошо. А на самом деле все как бы отодвигают организации, которые да, может быть, с издержками, да, которые надо контролировать, но которые реально, профессионально, без какого-то самопиара занимаются решением этой проблемы. И ничего страшного, что с Запада, если, в общем-то, работают профессионалы, если они знают эту область, если они десять лет этим занимаются, то это только надо приветствовать'.

'Зарубежные некоммерческие организации надо поддерживать, пока нет своих таких организаций и пока надо готовить специалистов. Они уже десять лет работают – а нам только готовить надо'.

'Естественно, нам пока без них никуда'.

Как известно, поводом для письма депутатов Мосгордумы стал скандал в Екатеринбурге, когда родители узнали, какие мультфильмы показывают их детям в рамках просветительской программы. Просмотрев отрывок из этого мультфильма, участники фокус-группы также выражали возмущение и недовольство. По их мнению, 'воспитывать и учить детей надо, но не таким образом'.

'Все это очень пошло, все не так, конечно. Неужели нельзя это было по-человечески все сделать?'

'Да, неужели так аккуратно нельзя, более тонко?'

'Мы не против обучения, нужно говорить, обязательно, только правильно обучать'.

Однако один из участников дискуссии высказал мнение, что и в таком виде обучающий мультфильм нужен, поскольку 'не принесет вреда ни благополучным семьям, ни тем семьям, где воспитанием детей родители не занимаются'.

'Вот кто-то из вас сказал, что если семья неблагополучная, то им надо показывать. Хорошо, неблагополучной – надо. А если семья настолько благополучная, что родители прям лучше все могут дать, тоже ничего страшного нет, потому что они могут с детьми обсуждать: ой, а нам мультфильм показывали – о, отлично! То есть получается, что и для той категории людей нормально, которые неблагополучны, которых воспитывает школа, ну, а не подворотня, <...> и для тех, которые благополучны, но которые очень консервативные родители, любят своих детей, ну, часто бывает: мать не может сыну объяснить; как она будет, мать, 12-летнему сыну объяснять?'

Однако другие участники дискуссии не согласились с ним: 'детям рано такие вещи рассказывать, их надо на Тургеневе воспитывать, чтобы в первую очередь была романтика в отношениях'.

'В таком виде нельзя показывать, потому что любовь и секс – вот сразу же любовь, секс, а ведь это тоже разное'.

'Ведь бывает же, что любовь без секса, что, не бывает? Здесь любовь – секс, любовь – секс'.

'Надо воспитывать на Тургеневе'.

'– Любовь без секса, платоническая в смысле? Но она все равно заканчивается рано или поздно чем-то.

– Извините, Борис, Вы, наверное, мало Тургенева читали. Если бы Вы читали «Ася», «Первая любовь», Вы бы не так рассуждали абсолютно'.

'Вот здесь прозвучало несколько раз слово «романтика», все замечательно, но главное, чтобы романтика не заканчивалась 14-летними абортами, вот всем этим'.

В ходе дискуссии обсуждался еще один аспект темы. По мнению некоторых ее участников, проблема с 'Холисом' возникла именно на религиозной почве: 'православное большинство нашего общества не хочет, чтобы наших детей воспитывали протестанты'.

'Все эти разговоры и проблемы в Думе – самая главная проблема какая? Что все эти «Холисы», вся эта борьба со СПИДом, и с наркоманами, и так далее – это прекрасная вещь, но это вещь протестантская, вот. И когда воспитание нравственности в нашей стране осуществляется протестантское, то православное общество – оно становится против в каком-то моменте. И поэтому получается, что они естественно лучше борются и со СПИДом, и с наркотиками, они и денег нам, ну не денег, дадут помощи, все, но часть нашего общества, которая, ну в голове православная, она отрицает это. И они считают, что пускай там у нас кто-то СПИДом заболеет, лишь бы протестанты не воспитывали наших детей'.

Эпизод № 1

Эпизод с участием В. Путина получил низкие оценки по критерию доверие. Участники дискуссии объяснили, почему именно так оценили выступление президента: он 'читает по бумажке', 'глаза убирает', 'нет заинтересованности у него'.

'И его эти три миллиарда, по бумажке прочитанные, они совершенно ни о чем не говорят. Ну, то есть безобразно... Видно, что он вообще об этом никогда не думал. Да, безобразное выступление просто как вот, ну, политика или как человека, который по телевизору выступает'.

'Настолько мне это печально и грустно, потому что Путин говорит – и ему, такое впечатление, что все равно. Он смотрит, когда он горит, когда ему важно... Вот Байкал – он подошел, и аж!.. А тут он читает по бумажке'.

'Я сто процентов хочу поддержать: он здесь ужасно выглядит, ужасно, то есть это вот как Политбюро в 81-м году: сидит, по бумажке читает – ну то есть совершенно!'

'Вот президент – и он на нет сводит такую большую проблему, потому что чувствуется, что сам он не заинтересован, ему все равно...'

'Для президента это просто как-то, ну, неэтично так вот выступать. Абсолютно безразлично как-то он здесь прочитал. Ну, нет заинтересованности у него'.

'То, что я слышу, это, в общем-то, заслуживает куда большего внимания, куда большего, в общем-то, какой-то больше такой энергетики'.

'Хочется верить, но вот, ну, невозможно. Вот хочется верить, и голосовала я за него, то есть в надежде, что может быть как-то что-то – ну, нет, нет'.

Эпизод № 5

В. Слободчиков понравился участникам дискуссии своей искренностью и грамотностью. Респондентам импонирует то, что выступающий 'доходчиво аргументирует свою позицию'. Кроме того, позиция В. Слободчикова во многом совпадает с мнением участников дискуссии.

'Вот этот мне понравился очень'.

'Вот этому веришь на сто процентов, и он высказал вот именно свою точку зрения, то, что он в это верит, это ясно, что не просто так вот где-то'.

'Да, вот этому – да, конечно, веришь'.

'И вот этот человек – в принципе по нему похоже, что он против «Холиса» все-таки, но он именно пытается доводами доходчиво это объяснить. То есть вот он нормально это объяснял'.

'Ой, очень понравился человек, я вообще полностью с ним согласна. Я вообще всегда за романтику в отношениях. Да, они в любом возрасте, даже в 60 и даже в 80 лет должна быть романтика'.

'Ну, вы знаете что, мы-то взрослые, и мы-то понимаем, а дети – они глупенькие, да, они еще не понимают. Поэтому я не против «Холисов», но в иной форме. И если люди к нам с добром – да Бога ради, да, но только немножко их надо откорректировать'.

Эпизод № 9

Лучшим эпизодом по итогам тестирования оказался фрагмент выступления Т. Яковлевой, отметившей, что государство должно поддержать некоммерческие организации, частично финансировать сами программы, но при этом контролировать их. Участники тестирования, как и участники дискуссии, вполне доверяют выступавшей, однако не во всем с нею соглашаются.

'Очень понравилось, она вообще молодец, она душу вкладывает, она очень активная. У нее... она не пиарится, а искренне болеет. Она и против курения, и против вот этого вот всего. Молодец, я ей доверяю, и вот побольше бы таких было'.

'Ну, она сказала вот как надо сказать, красиво. Вот всем понравятся, да, слова правильные, то есть... действительно, дайте государству, пусть государство туда влезет, чуть-чуть вложит – и контроль'.

'Главное – чтобы был контроль, она сказала. Я согласен, контроль нужен обязательно за этими некоммерческими организациями – обязательно'.

'Она сказала: пусть некоммерческим организациям дадут денег – и государство будет контролировать. Но это утопия. Понимаете, это типичная легализация нала. И в принципе мы с этим столкнемся, дайте государству создать какую-то корпорацию – все это. Людей на зарплаты посадить – деньги разворуют, и еще кто-то прикарманит, а проблема будет стоять'.



 

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 2-5 мая 2006 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

СПИД - ЭТО ЗАБОЛЕВАНИЕ, КОТОРОЕ РАЗВИВАЕТСЯ, КОГДА В ОРГАНИЗМ ПОПАДАЕТ ВИРУС ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА, СОКРАЩЕННО - ВИЧ. НА ВАШ ВЗГЛЯД, ЗА ПОСЛЕДНИЕ 5 ЛЕТ В РОССИИ КОЛИЧЕСТВО ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ НОСИТЕЛЯМИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ, УВЕЛИЧИЛОСЬ, УМЕНЬШИЛОСЬ ИЛИ ОСТАЛОСЬ ПРЕЖНИМ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100552517292841475333382916373315213728612174025
увеличилось 74 76 77 67 83 72 70 70 77 80 79 61 60 72 81 79 76 72 77 73 77 76 75 70
осталось прежним 4 2 5 5 2 5 4 4 4 5 3 3 6 4 3 4 5 4 2 3 3 2 5 5
уменьшилось 1 0 1 1 1 1 0 1 0 1 0 0 0 1 1 0 1 0 0 2 0 0 0 1
затрудняюсь ответить 21 21 17 28 13 23 25 24 19 14 18 35 35 23 16 17 18 24 20 23 20 21 20 24

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ДЛЯ ВАС, ДЛЯ ТАКИХ ЛЮДЕЙ, КАК ВЫ, СУЩЕСТВУЕТ ИЛИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ ОПАСНОСТЬ ЗАРАЗИТЬСЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ? И ЕСЛИ ОПАСНОСТЬ СУЩЕСТВУЕТ, ТО ВЕРОЯТНОСТЬ ЗАРАЖЕНИЯ ВЕЛИКА ИЛИ МАЛА?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100552517292841475333382916373315213728612174025
такой опасности не существует 20 21 19 22 19 24 19 19 22 15 20 27 27 19 21 16 21 22 18 12 24 18 19 25
вероятность заражения велика 27 26 31 25 33 23 26 26 29 38 28 15 21 28 28 31 31 27 26 38 24 24 28 27
вероятность заражения мала 33 34 34 31 35 34 32 34 32 34 37 27 20 33 36 41 29 32 40 40 37 36 35 25
затрудняюсь ответить 19 19 16 22 12 20 24 21 17 14 15 30 32 21 15 13 19 19 16 11 15 22 18 23

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, МОЖЕТ ИЛИ НЕ МОЖЕТ ЧЕЛОВЕК ПРЕДПРИНЯТЬ КАКИЕ-ЛИБО ДЕЙСТВИЯ, ЧТОБЫ УБЕРЕЧЬСЯ ОТ ЗАРАЖЕНИЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100552517292841475333382916373315213728612174025
может 76 79 73 72 85 77 68 79 73 84 75 67 65 76 77 83 75 72 80 77 70 79 76 76
не может 11 9 15 16 10 10 14 9 13 9 14 10 9 11 12 12 12 12 10 19 14 10 12 8
затрудняюсь ответить 13 13 13 12 5 13 18 12 14 7 11 23 27 13 10 5 13 16 11 5 16 11 12 16

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕГОДНЯ РОССИЯНЕ ДОСТАТОЧНО ИЛИ НЕДОСТАТОЧНО ЗНАЮТ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ СПИД, КАК ПЕРЕДАЕТСЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ, КАК ПРЕДОХРАНЯТЬСЯ ОТ НЕЕ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100552517292841475333382916373315213728612174025
достаточно 56 56 57 53 61 57 52 56 55 62 58 45 47 57 57 57 60 53 58 60 56 49 59 54
недостаточно 33 32 33 36 32 33 34 33 34 34 35 30 27 33 35 39 31 32 33 35 34 39 31 32
затрудняюсь ответить 11 12 9 11 6 10 15 11 11 5 6 25 27 10 8 5 9 15 9 6 11 12 10 14

НА ВАШ ВЗГЛЯД, НУЖНО ИЛИ НЕ НУЖНО ИНФОРМИРОВАТЬ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ СПИД, КАК ПЕРЕДАЕТСЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ, КАК ПРЕДОХРАНЯТЬСЯ ОТ НЕЕ? И ЕСЛИ НУЖНО, ТО С КАКОГО ВОЗРАСТА СЛЕДУЕТ НАЧИНАТЬ ИНФОРМИРОВАТЬ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100552517292841475333382916373315213728612174025
не нужно 2 2 3 4 1 2 3 3 2 1 3 3 3 2 2 1 4 2 1 0 1 2 2 4
с 10 лет и ранее 43 45 43 38 46 41 44 42 45 43 47 38 35 45 43 49 40 44 47 46 40 44 46 40
с 11-12 лет 17 17 19 17 20 15 17 16 18 20 16 16 14 16 19 20 20 15 20 15 22 15 18 17
с 13-14 лет 19 20 18 18 22 21 15 20 18 23 20 14 12 20 22 17 19 20 17 22 19 21 20 17
с 15-16 лет 8 7 9 8 6 8 8 8 7 8 5 9 13 8 5 7 9 7 6 14 6 6 6 11
с 17-18 лет 2 2 1 1 0 4 1 2 2 1 2 2 1 2 3 1 1 1 2 0 5 4 1 1
с 19-20 лет 0 0 0 1 0 0 1 0 1 1 0 1 2 0 0 0 0 1 1 1 0 0 1 0
с 21 года и позже 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0
затрудняюсь ответить 8 6 6 13 2 9 11 8 7 2 6 17 20 6 5 4 7 10 6 3 6 9 8 9





База данных ФОМ > Алфавитный перечень категорий > 0-9 > Доминанта 13 (647) от 4 апреля 2002 г. (132 Пента) >  >  >  > Доминанты. Поле мнений > Все Доминанты за 2006 год > Доминанты 18 от 11 мая 2006 г. > СПИД: опасность заражения и профилактика