fom.ru · Поиск ·      








10.08.2006, Опрос населения

Вооруженный конфликт на Ближнем Востоке

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 5-6 августа 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.


1. Отношение к Израилю
2. Израиль против 'Хизбаллы'
3. Международный контекст вооруженного конфликта
4. Электронная фокус-группа
5. Приложение. Таблицы

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 5-6 августа 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Почти месяц продолжается вооруженный конфликт на Ближнем Востоке. Насколько это событие привлекает внимание, волнует наших граждан, на чьей стороне их симпатии?

Примерно для четверти россиян события в Ливане становятся в последние недели наиболее запоминающимся медийным событием (для 26% – на прошлой неделе, для 24% – на текущей).

В целом чуть более половины (54%) опрошенных, по их словам, следят за происходящим, не следят – 43%. Доля тех, кто интересуется ситуацией на Ближнем Востоке, остается стабильной: по данным опросов прошлых лет, посвященных тем или иным обострениям израильско-палестинского конфликта, доля заинтересованных колебалась от 45% до 50% – то есть, несмотря на несравнимый масштаб событий, уровень внимания к ним в нашей стране меняется незначительно.

Как россияне воспринимают конфликтующие стороны? К Израилю большинство опрошенных (51%) относятся безразлично; доли относящихся положительно и отрицательно сегодня примерно равны – 21% и 20% соответственно. Доля симпатизирующих Израилю несколько выше среди респондентов с высшим образованием (29%) и москвичей (33%). Доля тех, кто относится к Израилю негативно, выше среди представителей старшего поколения (30%). Последний раз вопрос об отношении к Израилю задавался летом 2001 года. Тогда симпатию к этому государству выражали 30% россиян, антипатию – 8%. Впрочем, это не означает, что отношение к нему постепенно ухудшалось на протяжении прошедших пяти лет – скорее, динамика показателей обусловлена восприятием последних событий. Во всяком случае, оценивая динамику своего отношения к Израилю за время текущего конфликта, каждый пятый респондент заявил, что оно ухудшилось. Улучшилось отношение к Израилю только у 4% опрошенных.

Обратимся теперь к представлениям россиян о второй стороне конфликта. Судя по тому, как респонденты описывают этот конфликт (в ответах на открытый вопрос: 'Какие события прошедшей недели, о которых сообщалось в средствах массовой информации, больше всего заинтересовали Вас, привлекли Ваше внимание?'), этой второй стороной большинству представляется Ливан: 'война в Израиле с Ливаном идет, ракетные обстрелы продолжаются'; 'война в Ливане, Израиль бомбит Ливан, в основном мирное население'; 'война в Ливане, Израиль долбает мирных жителей'.

На весь массив упоминаний этого конфликта в ответах на данный вопрос (более 350 высказываний), лишь в трех случаях упомянута организация 'Хизбалла'.

В целом о 'Хизбалле' слышали лишь 30% россиян, 60% опрошенных ничего о ней не известно. Показательно, что даже среди тех, кто заявил, что следит за конфликтом, почти половина (48%) ничего не знают о 'Хизбалле'.

Примерно половина из тех, кто что-то знает об этой организации, отвечая на открытый вопрос: 'Что именно Вам известно о движении «Хизбалла»?', характеризует ее как террористическую, вооруженную группировку или просто как бандитов: 'организация террористического направления'; 'скопище террористов'; 'военная группировка'; 'они как наши чеченские боевики'; 'очень военизированное движение'; 'бандитское формирование'; 'вооруженная группировка'; 'предполагаю, что это бандитская группировка'; 'шайка бандитов' (15% ответов на открытый вопрос).

4% респондентов акцентируют внимание на религиозной основе 'Хизбаллы', при этом 2% характеризуют это движение как экстремистское, фанатичное, и столько же – описывают его в нейтральных выражениях: 'оно зародилось в Афганистане, отстаивает исламский фундаментализм'; 'религиозные фанатики-экстремисты'; 'исламская террористическая группировка'; 'обыкновенная мусульманская организация'; 'мусульмане, религиозное движение'; 'ливанское мусульманское движение'; 'мусульманская организация'; 'это шииты'.

Определенно позитивные суждения о 'Хизбалле' высказали 3% респондентов. Они характеризуют это движение как патриотическое, как политическую силу, заботящуюся о благе мусульман (причем некоторые явно путают 'Хизбаллу' и ХАМАС): 'Народ был изгнан со своих земель, борются за свою свободу'; 'народные патриоты'; 'за освобождение, независимость народа'; 'патриоты, которые отстаивают свою территорию'; 'это партия, выбранная народом'; 'политическое движение в Палестине'; 'это движение пришло к власти законным путем выборов'; 'политическая организация «Хизбалла» имеет вес в своей стране – Ливане'.

Итак, большинству россиян, в том числе и тем, кто следит за конфликтом, ничего не известно о 'Хизбалле'. Конфликт описывается чаще всего как 'война в Ливане' или противостояние между Израилем и Ливаном.

Рассмотрим, как россияне оценивают обстоятельства конфликта.

Респондентам был задан открытый вопрос: 'Как Вы считаете, по чьей вине произошел новый вооруженный конфликт на Ближнем Востоке?'. Более половины опрошенных (55%) затруднились дать на него содержательный ответ. Среди 'знающих' виновника, большинство (17% по выборке в целом) указывают на Израиль: 'амбиции Израиля'; 'евреи виноваты'; 'Израиль напал'; 'по вине руководителей Израиля'; 'правительство Израиля'.

6% респондентов считают, что в обострении ситуации на Ближнем Востоке виноваты обе стороны: 'взаимно виноваты'; 'все хороши – и те, и те'; 'обе стороны виноваты'.

5% опрошенных возлагают вину на 'Хизбаллу', террористов, захвативших израильских солдат: 'захват в заложники израильских солдат'; 'из-за террористических группировок'; 'по вине террористов «Хизбаллы»'.

3% респондентов обвиняют Ливан. Но самое примечательное, что чаще и Ливана, и 'Хизбаллы' в начале конфликта обвиняют Америку (7%): 'здесь задействована Америка'; 'не без помощи США здесь обошлось'; 'по вине Буша'; 'подогревается Америкой'; 'США – империя зла и лжи'.

Лишь каждый пятый участник опроса (20%) считает, что у Израиля были основания начать вооруженную борьбу против 'Хизбаллы'. Значительно более распространенной (33%) является точка зрения, что у Израиля не было достаточных оснований для начала вооруженной борьбы. Отметим, что среди респондентов, симпатизирующих Израилю, мнения по этому вопросу разделились практически поровну – 37% против 32% (среди тех, кто относится к Израилю негативно, распределение, естественно, иное: 13% против 55%).

Не менее достойно упоминания и другое обстоятельство: среди тех, кто что-то слышал о 'Хизбалле', доля полагающих, что у Израиля были основания для начала боевых действий, более чем в два раза превышает соответствующий показатель среди тех, кто о 'Хизбалле' никогда не слышал, – 34% и 14% соответственно.

Однако признание того, что у Израиля имелись основания для начала вооруженной борьбы против 'Хизбаллы', не ведет к однозначной поддержке его действий. Среди признающих наличие таких оснований примерно половина – 52% – считают, что Израиль поступил правильно, когда начал боевые действия на территории Ливана (в целом по выборке – 14%), и меньшинство – 37% – одобряют те методы, которыми Израиль ведет борьбу с 'Хизбаллой' (по выборке в целом такую позицию занимают 9% опрошенных).

Петр Бавин



1. Отношение к Израилю

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 5-6 августа 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

КАК ВЫ ЛИЧНО ОТНОСИТЕСЬ К ИЗРАИЛЮ: ХОРОШО, ПЛОХО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?

ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ИЗРАИЛЮ ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ УЛУЧШИЛОСЬ, УХУДШИЛОСЬ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ?



2. Израиль против 'Хизбаллы'

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 5-6 августа 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

В ПОСЛЕДНИЕ ДНИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ НАЧАЛСЯ НОВЫЙ ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ. ВЫ СЛЕДИТЕ ИЛИ НЕ СЛЕДИТЕ ЗА РАЗВИТИЕМ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ?

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПО ЧЬЕЙ ВИНЕ ПРОИЗОШЕЛ НОВЫЙ ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ? (Открытый вопрос*.)

ВАМ ЧТО-НИБУДЬ ИЗВЕСТНО ИЛИ НИЧЕГО НЕ ИЗВЕСТНО О ДВИЖЕНИИ 'ХИЗБАЛЛА'?

ЧТО ИМЕННО ВАМ ИЗВЕСТНО О ДВИЖЕНИИ 'ХИЗБАЛЛА'? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что им что-то известно о движении 'Хизбалла', - 30% от всех опрошенных.)

ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ ИДЕТ МЕЖДУ ИЗРАИЛЕМ И ДВИЖЕНИЕМ 'ХИЗБАЛЛА'. ИЗРАИЛЬ БОРЕТСЯ С 'ХИЗБАЛЛОЙ' НА ТЕРРИТОРИИ ЛИВАНА. ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ИЗРАИЛЬ ПОСТУПАЕТ В ЦЕЛОМ ПРАВИЛЬНО ИЛИ НЕПРАВИЛЬНО, ВЕДЯ ВООРУЖЕННУЮ БОРЬБУ ПРОТИВ 'ХИЗБАЛЛЫ' НА ТЕРРИТОРИИ ЛИВАНА?

ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ИЗРАИЛЬ ПОСТУПАЕТ В ЦЕЛОМ ПРАВИЛЬНО, ВЕДЯ ВООРУЖЕННУЮ БОРЬБУ ПРОТИВ 'ХИЗБАЛЛЫ' НА ТЕРРИТОРИИ ЛИВАНА? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что, по их мнению, Израиль поступает в целом правильно, ведя вооруженную борьбу против 'Хизбаллы' на территории Ливана, - 14% от всех опрошенных.)

ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ИЗРАИЛЬ ПОСТУПАЕТ В ЦЕЛОМ НЕПРАВИЛЬНО, ВЕДЯ ВООРУЖЕННУЮ БОРЬБУ ПРОТИВ 'ХИЗБАЛЛЫ' НА ТЕРРИТОРИИ ЛИВАНА? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что, по их мнению, Израиль поступает в целом неправильно, ведя вооруженную борьбу против 'Хизбаллы' на территории Ливана, - 44% от всех опрошенных.)

ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО У ИЗРАИЛЯ БЫЛИ ДОСТАТОЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ, ЧТОБЫ НАЧАТЬ ВООРУЖЕННУЮ БОРЬБУ ПРОТИВ 'ХИЗБАЛЛЫ'. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО У ИЗРАИЛЯ НЕ БЫЛО ДОСТАТОЧНЫХ ОСНОВАНИЙ НАЧИНАТЬ ВООРУЖЕННУЮ БОРЬБУ ПРОТИВ 'ХИЗБАЛЛЫ'. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ТЕХ СПОСОБАХ, МЕТОДАХ, КОТОРЫМИ ИЗРАИЛЬ БОРЕТСЯ ПРОТИВ 'ХИЗБАЛЛЫ', ТО ВЫ ИХ ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ?



Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 5-6 августа 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПО ЧЬЕЙ ВИНЕ ПРОИЗОШЕЛ НОВЫЙ ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ?

(в % от числа опрошенных)

Израиль, израильские политики 17
'Амбиции Израиля'; 'евреи виноваты'; 'Израиль'; 'Израиль напал'; 'по вине руководителей Израиля'; 'правительство Израиля'; 'президент Израиля'.
Америка, Дж. Буш 7
'Здесь задействована Америка'; 'не без помощи США здесь обошлось'; 'по вине Буша'; 'подогревается Америкой'; 'США империя зла и лжи'; 'это США воду мутит, поддерживают Израиль и еще больше нагнетают обстановку'.
Виноваты все, обе стороны 6
'Взаимно виноваты'; 'все хороши, и те и те'; 'обе стороны виноваты'; 'они воюют всю жизнь'; 'они друг другу вредят всегда'; 'по совместной вине'; 'с обеих сторон причины были, обе виноваты'; 'в равной степени и Израиль, и Ливан'.
'Хизбалла', террористические группировки, боевики 5
'Боевики'; 'группировки шариатские виноваты'; 'захват в заложники израильских солдат'; 'из-за террористических группировок'; 'по вине террористов «Хизбаллы»'; 'ХАМАС'; 'экстремисты'; 'это терроризм'.
Ливан 3
'Виноваты ливанцы'; 'не по вине Израиля, Ливан сам довел их до этого'; 'по вине Ливана'; 'со стороны Ливана'.
Политики, политические причины в целом 3
'Верхушки, наверное'; 'виновны политики'; 'по политической'; 'политика'; 'политики что-то делят'; 'правительство'.
Арабы 1
'Арабы виноваты'; 'из-за арабов'; 'по вине арабов'.
Олигархи, богатые люди, все происходит из-за денег 1
'Деньги делят'; 'кому-то не хватает денег'; 'олигархи'; 'по вине богатых людей'.
Палестина 1
'Палестина'; 'по вине Палестины'.
Исламский мир, мусульмане <1
'Из-за мусульман'; 'ислам'; 'по вине исламского мира'.
Другое 2
'Грузия'; 'Жириновский, Зюганов, Черномырдин'; 'интриги западных стран или наших спецслужб'; 'Ирака'; 'международное сообщество'; 'национализм, расизм'; 'нет вины Израиля'; 'ООН в 1946 году'.
Не ясно, по чьей вине произошел конфликт 1
'Кто их разберет?'; 'мне непонятно, по чьей вине'; 'не имею понятия'; 'трудно судить'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 55

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО ИМЕННО ВАМ ИЗВЕСТНО О ДВИЖЕНИИ 'ХИЗБАЛЛА'?

(в % от числа опрошенных)

Террористы, бандиты, военная группировка 15
'Боевики'; 'военная группировка'; 'они как наши чеченские боевики'; 'очень военизированное движение'; 'там одни террористы'; 'организация террористического направления'; 'скопище террористов'; 'радикально настроенные экстремистские группы'; 'предполагаю, что это бандитская группировка'; 'шайка бандитов'; 'бандюги там'; 'жестокие бандиты'.
Религиозные экстремисты 2
'Оно зародилось в Афганистане, отстаивает исламский фундаментализм'; 'религиозные фанатики экстремисты'; 'непримиримые староверы'; 'исламская террористическая группировка'; 'мусульманское движение, использующее в своей деятельности теракты'.
Мусульманское религиозное движение 2
'Обыкновенная мусульманская организация'; 'мусульмане религиозное движение'; 'ливанское мусульманское движение'; 'мусульманская организация'; 'это шииты'; 'это движение мусульманское'.
Патриоты, борцы за независимость, свободу 2
'Освободительное движение Палестины'; 'народ был изгнан со своих земель, борются за свою свободу'; 'народные патриоты'; 'за освобождение на независимость народа'; 'патриоты, которые отстаивают свою территорию'; 'движение за улучшение жизни народа мусульманских стран'; 'независимость Палестины'.
Движение борется с Израилем 2
'Всю жизнь портили Израилю жизнь'; '«Хизбалла» выступает против существования Израиля'; 'враждебное Израилю арабское движение'; 'много лет дерутся с Израилем'; 'применяет военную технику против Израиля'; 'Израиль обстреливают'.
Агрессивное движение, организация 1
'Несут в себе разрушительную политику, последствия'; 'очень агрессивны'; 'это люди, которые не хотят мира'; 'агрессивное движение'; 'агрессивно настроенная организация'; 'они против всех'; 'агрессивная партия'.
Политическая партия 1
'Политическая сила, объединяющая шиитов Ливана'; 'партия в Палестине'; 'организация, политическая партия в Ливане'; 'эта партия укреплялась на протяжении 11 лет'; 'это партия, выбранная народом'; 'политическое движение в Палестине'; 'это движение пришло к власти законным путем выборов'; 'политическая организация «Хизбалла» имеет вес в своей стране – Ливане'.
Резко критические высказывания в адрес 'Хизбаллы' 1
'Вредители, гады'; 'нехорошие они'; 'плохое движение'; 'страшное дело'; 'что-то нехорошее'; 'отрицательное'; 'дураки'.
Движение в целом 1
'Движение на Ближнем Востоке'; 'есть такое движение'; 'ливанское движение «Хизбалла»'; 'ливанское движение'.
Другое 1
'Классные ребята'; 'мало их поддерживает Иран'; '40% состоят из ливанцев'; 'что «Хизбалла», возможно, и не террористическая организация'; 'Хизбалла» и у нас была с визитом в Москве'; 'делят Ирак'; 'он как руководитель среди мусульман'; 'они сильно пострадали, видимо, от Израиля'; 'говорят, что они плохие, но это еще неизвестно'; 'они удерживали советских солдат в плену'; 'сепаратисты'..
Затрудняюсь ответить, нет ответа 4

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ИЗРАИЛЬ ПОСТУПАЕТ В ЦЕЛОМ ПРАВИЛЬНО, ВЕДЯ ВООРУЖЕННУЮ БОРЬБУ ПРОТИВ 'ХИЗБАЛЛЫ' НА ТЕРРИТОРИИ ЛИВАНА?

(в % от числа опрошенных)

Это борьба с терроризмом, террористов надо уничтожать 4
'А иначе их не достать, уничтожить их надо в зародыше'; 'их нужно уничтожать'; 'как-то нужно с ними бороться'; 'слишком активизировалось в последнее время это движение, их нужно приструнить'; 'такие движения надо подавлять'; 'борется против террористов'; 'ведет правильную позицию Израиль, так как с террористами надо бороться'; 'давно пора вести активную борьбу против террористов, нападение – лучший способ защиты'; 'евреи устали от постоянных террористов «Хизбаллы»'; 'на них же террористы нападают'; 'надо искоренять терроризм в мире'; 'надо уничтожать террористов'; 'потому что движение «Хизбалла» – террористы'; 'с террористами нужно бороться на любой территории'.
Израиль защищает свою территорию, свой народ, свои интересы 2
'Государство должно защищать своих граждан'; 'за свои интересы надо драться'; 'защищает свои территории'; 'защищают свою безопасность'; 'защищают свою страну, народ'; 'целостность своей территории сохранить хотят'.
На Израиль напали 1
'А что им остается делать, если на них нападают?'; 'Ливан ведет обстрел Израиля'; 'Ливан начал конфликт'; 'не израильтяне начали первыми'; '«Хизбалла» сами начали боевые действия'; 'эта партия напала на территории Израиля, на их военных, и захватили их в плен'; 'это оборона'; 'это ответ на агрессию'.
Израиль спровоцировали, вынудили к военным действиям 1
'А сколько терпеть?'; 'ему ничего не остается другого'; 'им некуда деваться'; 'их вынудили ливанские власти'; 'потому что сейчас только такими методами можно бороться'; 'пути другого нет'; 'спровоцировали группы «Хизбаллы»'; '«Хизбалла» спровоцировала'.
'Хизбалла' находится на территории Ливана 1
'Где-то их надо же долбить'; 'как-то ведь надо бороться с движением, а они на территории Ливана'; 'не к себе же приглашать'; 'не на своей же земле бомбить'; 'у них нет другого выхода, так как «Хизбалла» находится в Ливане'.
Другое 1
'Арабы понимают только силу'; 'война между странами'; 'как мы в Чечне'; 'на почве веры'; 'очень правильно, но не могу сформулировать свою позицию'; 'стратегия'; 'так наши должны себя вести'; 'я так думаю'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 3

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ИЗРАИЛЬ ПОСТУПАЕТ В ЦЕЛОМ НЕПРАВИЛЬНО, ВЕДЯ ВООРУЖЕННУЮ БОРЬБУ ПРОТИВ 'ХИЗБАЛЛЫ' НА ТЕРРИТОРИИ ЛИВАНА?

(в % от числа опрошенных)

Израиль бомбит, разрушает города Ливана, гибнут мирные люди 22
'1000 мирных жителей погибло'; 'безвинных убивают'; 'бомбардировка мирных городов, я против'; 'в Ливане есть мирные жители'; 'гибель людей, разрушения, убийства – это не борьба, это насилие'; 'гибнут дети и старики'; 'зачем воевать против мирных людей?'; 'из-за двух израильских солдат погибло более 1000 человек мирного населения Ливана'; 'не бомбить целые дома'; 'простые люди умирают при бомбежке'; 'разрушают дома в Ливане'.
Израиль нарушает суверенитет Ливана, ведет на его территории военные действия 10
'Захват чужой территории'; 'Израиль поступает сейчас неправильно, они сейчас не должны воевать на чужой территории'; 'Ливан – суверенное государство, и любые военные действия против Ливана – агрессия'; 'Ливан – независимое государство, и незачем Израилю заходить на его территорию'; 'на чужой территории военные – это неправильно'; 'не на своей же территории воюют'; 'нельзя вмешиваться в жизнь другой страны вооруженным путем'; 'нельзя на территории другого государства диктовать свои порядки'; 'это оккупация'; 'это территория другого государства, и это уже агрессия со стороны Израиля'.
Война – это всегда плохо, нежно договариваться, стараться урегулировать конфликты мирным путем 9
'Воевать – всегда плохое дело'; 'воевать – уже грех'; 'военные действия нельзя начинать, не ведя переговоров'; 'вооруженным конфликтом этот вопрос не решается'; 'все можно решать дружеским путем'; 'Израиль должен был обратиться к международным комитетам, а не начинать войну'; 'конфликты нужно решать мирным путем на дипломатическом уровне'; 'любые вопросы – нужно садиться и договариваться'; 'мир предпочтительнее войны, кто видел войну, тот навряд ли ее хочет'; 'я против любых военных действий'.
Другое 1
'Израиль делает что попало'; 'Израиль искусственно создал новое государство, ведет себя агрессивно, ищет любой повод для войны'; 'Израиль не может жить без войны'; 'используют методы США, которые недопустимы'; 'их арабы пустили к себе жить – это равносильно, что пустили их к себе в квартиру, в комнату, а они себе всю квартиру захватили, как в сказке про лису, кому это понравится?'; 'Ливан здесь совершенно ни при чем, это устрашение со стороны Израиля всем мусульманам'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 6


3. Международный контекст вооруженного конфликта

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 5-6 августа 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ МЕЖДУ ИЗРАИЛЕМ И 'ХИЗБАЛЛОЙ' В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ БУДЕТ УСИЛИВАТЬСЯ, ОСЛАБЕВАТЬ ИЛИ ОСТАНЕТСЯ НА НЫНЕШНЕМ УРОВНЕ?

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКИЕ СТРАНЫ ПОДДЕРЖИВАЮТ ИЗРАИЛЬ В ЭТОМ КОНФЛИКТЕ? (Открытый вопрос*.)

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, А КАКИЕ СТРАНЫ ПОДДЕРЖИВАЮТ 'ХИЗБАЛЛУ' В ЭТОМ КОНФЛИКТЕ? (Открытый вопрос*.)

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, РОССИЯ ЗАНИМАЕТ ПРАВИЛЬНУЮ ИЛИ НЕПРАВИЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ В ОТНОШЕНИИ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА МЕЖДУ ИЗРАИЛЕМ И 'ХИЗБАЛЛОЙ'?

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, РОССИИ СЛЕДУЕТ ИЛИ НЕ СЛЕДУЕТ ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В УРЕГУЛИРОВАНИИ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА МЕЖДУ ИЗРАИЛЕМ И 'ХИЗБАЛЛОЙ'?

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СЛЕДУЕТ ИЛИ НЕ СЛЕДУЕТ ООН ВВЕСТИ В ЗОНУ КОНФЛИКТА МИРОТВОРЧЕСКИЕ ВОЙСКА?



4. Электронная фокус-группа

Электронные фокус-группы в Москве. 44 респондента. 2006 г.

На этой неделе вниманию респондентов был предложен видеоряд, посвященный конфликту между Ливаном и Израилем.

№ п/пЭпизодСодержание эпизодаИнтерес, оценкаСогласие, оценкаДоверие, оценкаСредняя оценка
110 (2795)С. Лавров о необходимости прекратить военные действия1,532,101,011,55
28 (2793)Жители Ливана о необходимости прекращения обстрела исторических мест1,131,461,391,33
33 (2788)В. Путин о ситуации на Ближнем Востоке0,802,061,081,31
44 (2789)К. Аннан о необходимости прекращения огня1,071,590,911,19
52 (2787)Х. Наблуси о действиях 'Хизбаллы'0,480,820,630,64
66 (2791)К. Райс о необходимости установления мира на Ближнем Востоке0,951,21-0,440,57
75 (2790)М. д`Алема о пути достижения мира на Ближнем Востоке0,541,19-0,040,57
87 (2792)Ц. Ливни – соболезнования по поводу обстрела наблюдателей ООН0,590,45-0,230,27
91 (2786)Э. Ольмерт о действиях Израиля0,180,06-0,51-0,09
109 (2794)Х. Насралла о новых операциях 'Хизбаллы'0,07-0,43-0,65-0,33

1. Эпизод № 10 (2795) С. Лавров, министр иностранных дел России (Первый канал, 'Время', 26.07.06, 21:00)

Главное, что удалось достичь в результате весьма непростых дискуссий, – это единодушно высказаться за самое срочное прекращение боевых действий, прекращение огня и насилия на ливано-израильской границе, вообще в отношениях между Ливаном и Израилем. Согласовано, что это необходимо для направления срочной гуманитарной помощи ливанскому населению. Кроме всего прочего, это необходимо для того, чтобы перестали умирать люди по обе стороны границы: и в Ливане, и в Израиле.

2. Эпизод № 8 (2793) М. Хасан, историк, Д. Абутоби, житель Сайды (Первый канал, 'Время', 27.07.06, 21:00)

М. Хасан: Сидон – город, который упоминается в Библии как место, где Христос совершил свое первое чудо, – сейчас на грани уничтожения. Израильские бомбы падают неподалеку от библейских мест.

Д. Абутоби: Я считаю, что международные организации должны запретить Израилю бомбить такие города, как Сидон, Баальбек, Тир, Библос. Это исторические центры мирового значения. Если они будут стерты с лица земли, пострадают все.

3. Эпизод №3 (2788) В. Путин, президент РФ (Россия, 'Вести', 25.07.06, 20:00)

Ни один из вопросов, какими бы сложными эти вопросы ни казались, не могут решаться с помощью террористических средств. Государство Израиль имеет право и должно жить в условиях безопасности. Вместе с тем неурегулированность основных вопросов на Ближнем Востоке, конечно, снова и снова порождает проблему, с которой мы столкнулись сегодня. И надеемся, что и ваша миссия, и все наши усилия совместные приведут к поиску взаимоприемлемого решения той острой ситуации, которая сложилась сегодня в Ливане и Палестине.

4. Эпизод №4 (2789). К. Аннан, Генеральный секретарь ООН (Россия, 'Вести', 30.07.06, 20:00)

Никто не лишает Израиль права защищаться, но он должен делать это так, чтобы не гибли десятки женщин и детей. В то же время сотни израильтян также отсиживаются в бомбоубежищах. Мы все единодушно согласны – огонь необходимо прекратить до того, как жертвами этой войны снова станут мирные жители.

5. Эпизод № 2 (2787) Х. Наблуси, официальный представитель движения 'Хизбалла' (Первый канал, 'Время', 24.07.06, 21:00)

Вы видите, что разрушены обычные мирные объекты, жилые дома, офисы. Это не война между военными, это удары по мусульманским кварталам. Месть израильтян за нашу справедливую борьбу.

6. Эпизод №6 (2791) К. Райс, Государственный секретарь США (Россия, 'Вести', 25.07.06, 20:00, НТВ, 'Сегодня', 25.07.06, 19:00)

Израильтяне, ливанцы, палестинцы очень долгое время жили в страхе, в условиях террора и насилия. Сейчас мы находимся в очень сложных условиях. Мы немедленно должны принять меры для разрешения в том числе и гуманитарного кризиса. Мы, конечно же, стремимся прекратить насилие, чтобы люди вернулись к нормальной мирной жизни. Но необходимо сделать так, чтобы этот мир был прочным и долгим, а потому мы не можем вернуться к ситуации, при которой экстремисты захватывают заложников и запускают ракеты по мирным городам. Мы стараемся добиться не просто скорейшего прекращения огня, а прочного мира. Для этого надо устранить причины экстремизма, обеспечить контроль ливанского правительства над всей территорией страны.

7. Эпизод № 5 (2790) М. д`Алема, министр иностранных дел Италии (Россия, 'Вести', 26.07.06, 20:00)

Ближневосточный кризис необходимо решать силами всего региона, а не только Ливана и Израиля. Для достижения устойчивого мира остальные страны Ближнего Востока также должны присоединиться к действиям мирового сообщества.

8. Эпизод № 7 (2792) Ц. Ливни, министр иностранных дел Израиля (Россия, 'Вести', 21.07.06, 20:00)

Мы выражаем соболезнования семьям погибших наблюдателей ООН и хотим подчеркнуть, что это не было преднамеренным обстрелом. Израиль никогда не нападет на представителей ООН. Это против нашей политики и наших ценностей. Мы ведем обстрел по 'Хизбалле'. На войне такие инциденты случаются.

9. Эпизод № 1 (2786) Э. Ольмерт, премьер-министр Израиля (НТВ, 'Сегодня', 25.07.06, 19:00)

Мы используем элементарное право – право на самооборону, оборону от террористических организаций, которые нападают на нас и на юге, и на севере. Мы не воюем с ливанским народом, мы не воюем с ливанским правительством – мы воюем с 'Хизбаллой' и другими террористическими организациями. И мы будем продолжать эту борьбу.

10. Эпизод № 9 (2794) Х. Насралла, Генеральный секретарь движения 'Хизбалла' (НТВ, 'Сегодня', 30.07.06, 19:00)

Я предупреждал о новой фазе наших операций и о том, что наши ракеты полетят дальше Хайфы. Обстрел Афулы – это начало нового этапа борьбы. Многие города в центре Израиля станут мишенью для наших ракет, если враг не прекратит убийства мирных ливанцев.

Комментарий

Судя по данным тестирования, тема ЭФГ не заинтересовала респондентов. Однако в ходе последовавшей за ЭФГ дискуссии ее участники говорили, что интересуются событиями на Ближнем Востоке, так как 'нас это тоже может коснуться', кроме того, нельзя оставаться безучастными, когда 'вокруг гибнут люди'.

'Это для всех важно. Наша планета, наша земля'.

'Говорят, что смерть каждого человека умаляет и меня, потому что я един со всем человечеством. Это же известно: и не спрашивай, о ком звонит колокол, он звонит по тебе'.

'Нас тоже может коснуться'.

Эпизод № 1

Этот эпизод оказался на предпоследнем месте рейтинга. Участники дискуссии единодушно выступили против позиции Израиля. Во-первых, по мнению респондентов, захват двух заложников – недостаточное основание для развертывания масштабных военных действий. Это событие расценивается как 'долгожданный повод' для начала открытого конфликта с Ливаном. Участники дискуссии убеждены, что Израиль давно 'наращивает военную мощь', стремится продемонстрировать собственную силу и 'поиграть мускулами'.

'Конфликт между Израилем и арабами – он вообще давний, он не новый, а это просто как-то повод... Подумаешь, там кого-то, там два солдата! У нас вон этих самых дипломатов вот расстреляли – и никто ничего, мы никуда не стреляем'.

'Ну то, что он сказал, это просто бред. Но это же, ну, это повод просто был, чтобы начать военные действия...'

'Вообще сейчас вся агрессия, все оправдывается вот этим словом – «борьба с терроризмом»'.

Эпизод № 6

Выступление К. Райс, по мнению респондентов, является объяснением истинных причин конфликта на Ближнем Востоке. Постоянное употребление местоимения 'мы' в выступлении Госсекретаря США навело участников дискуссии на мысль, что все происходящее между Израилем и Ливаном инициируется и контролируется США. Именно Америка заинтересована в этом конфликте, так как, с одной стороны, это дает ей возможность 'постепенно добраться до Ирана', а с другой стороны, поставляя гуманитарную помощь пострадавшим ливанцам, распространить собственное влияние на все страны Ближнего Востока. Кроме того, свидетельством 'непосредственного участия США' служит и то, что 'мировая общественность не рискует делать резких высказываний против действий Израиля', так как опасается выступать против интересов супердержавы.

'Есть сила, я имею в виду Америка, потому что мы все должны сидеть тихо. И все сегодня, все боятся Америку, только и всего. Без ее ведома Израиль бы никогда не посмел ни на кого напасть. Поэтому все – ООН, Путин и прочие и прочие иже с ним – боятся выступить против Израиля. Да, конечно. Дело в том, что как лет 200 назад без России, пушки в России, то есть в Европе не стреляли, так и сегодня Америка сказала все'.

'Америка как бы руководит всеми движениями и поступками Израиля, то есть даже здесь вот в этой речи – постоянно идут слова, что мы, мы будем прекращать, мы будем делать. Выступает она как госсекретарь США, да, то есть, говоря «мы», она вот этими словами как бы говорит, что да, вот мы, США, мы руководим всеми процессами, которые происходят в Израиле. То есть не без участия Америки происходят как бы все эти военные действия'.

'Ну, тут такое впечатление, что изначально конфликт был между Америкой и Ираном, а это просто обходными путями давление на Иран'.

'Вот, значит, что мы будем продолжать огонь, пока не решим всех своих целей. И основная цель будет – когда будет прекращен огонь, то Америка будет туда поставлять гуманитарные грузы, как бы тем самым... Ну, вот сейчас танки, потом грузы – и тем самым, так сказать, будет там влиять. Она очень ярко все сказала, что нужно установить окончательно то на Ближнем Востоке, чего мы хотим. То есть она сказала очень резко, ясно, вот как бы яснее некуда. То есть они просто расширяют свое влияние на Ближний Восток'.

Эпизод № 9

Хотя в ходе дискуссии все ее участники встали на строну Ливана, этот эпизод оказался на последнем месте нашего рейтинга, получив самые низкие оценки по всем трем шкалам. Респондентов напугали как слова Х. Насралла, так и его внешний вид. Они говорили, что не верят лидеру движения 'Хизбалла' и считают, что он руководствуется не стремлением отстоять интересы своего народы, а лишь корыстными интересами.

'Нет, симпатию он у меня совершенно не вызывает, но я даже мотивировать не могу вот эти слова свои, свое состояние...'

'...мне слова вообще совершенно вот не вызывают положительных эмоций. Объяснить тоже не могу'.

'Чувство мщения, я не знаю, есть какое-то'.

'Потому что у меня такое ощущение, что он выступает, то есть он преследует свои цели, а не цели, интересы своего народа. Ведь с их стороны конфликт тоже разгорался ради чего-то. Просто все, как правило, руководители любых политических, религиозных организации – они прежде всего преследуют свои личные цели. Вот он, как мне кажется, в данной ситуации больше ориентирован на свои корыстные интересы, чем на интересы своего народа'.

'Не знаю... есть в нем что-то пугающее. Может, это вид вот его – чалма там, борода. Неприятные ассоциации'.

'И потом, если им нечем ответить на агрессию Израиля (а им явно нечем ответить), то зачем начинать военные действия?.. Они должны как государственные деятели оценивать последствия своих поступков'.

'Я говорю, потому что я в данной ситуации ему не верю, я не чувствую у него вот боли за этот народ, за то, что происходит. Он как преследовал свои цели чисто политические, так и преследует. Там хоть всю страну сотрут с лица земли – он будет все равно преследовать свои цели'.

Эпизод № 10

Выступление министра иностранных дел России получило самые высокие оценки по шкалам интерес и согласие и оказалось на первом месте нашего рейтинга. Участникам дискуссии понравилось то, как четко и твердо С. Лавров высказал позицию России в отношении ливано-израильского конфликта. Кроме того, респонденты отметили, что относятся к Лаврову с симпатией и считают, что он очень убедителен в роли министра иностранных дел и полностью соответствует этой должности.

'Ну, вообще-то мне позиция Лаврова нравится во многих вот таких ситуациях... У него есть объективная такая позиция, и мне он симпатичен'.

'Да. И потом он почему действительно симпатичен как министр иностранных дел? Он более конкретен в отличие от предыдущих наших министров...'

'Лавров очень четко заявляет, и он мне симпатичен, и он правильно выражается'.



5. Приложение. Таблицы

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 5-6 августа 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

КАК ВЫ ЛИЧНО ОТНОСИТЕСЬ К ИЗРАИЛЮ: ХОРОШО, ПЛОХО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100582712302839485237362816353217193437812163925
хорошо 21 22 23 15 25 21 19 20 22 19 25 20 11 22 21 29 18 18 26 33 24 19 20 20
безразлично 51 50 52 48 53 47 51 50 52 62 48 39 56 51 52 43 59 52 45 44 50 57 50 50
плохо 20 19 19 29 16 24 22 23 18 13 21 30 22 20 20 21 15 22 23 17 21 21 22 19
затрудняюсь ответить 8 8 5 8 5 8 8 7 8 6 6 11 11 8 6 7 8 8 6 6 5 3 9 11

ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ИЗРАИЛЮ ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ УЛУЧШИЛОСЬ, УХУДШИЛОСЬ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100582712302839485237362816353217193437812163925
улучшилось 4 4 4 2 5 3 4 6 2 4 5 3 2 4 4 6 4 3 4 6 4 3 5 2
не изменилось 66 66 67 65 68 69 63 64 68 74 66 56 67 66 68 63 75 65 64 68 67 67 66 65
ухудшилось 20 20 22 24 21 21 21 22 19 14 20 29 15 20 21 26 10 23 25 18 25 26 19 17
затрудняюсь ответить 10 10 7 10 6 8 12 9 10 8 9 13 17 10 7 6 10 9 7 9 4 4 10 15


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 5-6 августа 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

В ПОСЛЕДНИЕ ДНИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ НАЧАЛСЯ НОВЫЙ ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ. ВЫ СЛЕДИТЕ ИЛИ НЕ СЛЕДИТЕ ЗА РАЗВИТИЕМ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100582712302839485237362816353217193437812163925
слежу 54 55 53 57 54 61 51 57 51 42 60 62 45 50 54 70 46 51 62 64 61 47 57 48
не слежу 43 41 44 41 42 37 45 39 46 53 39 34 46 48 42 30 48 46 36 31 38 51 40 47
затрудняюсь ответить 3 4 2 2 3 2 4 4 3 5 1 4 9 2 4 1 5 3 2 5 1 2 3 5

ВАМ ЧТО-НИБУДЬ ИЗВЕСТНО ИЛИ НИЧЕГО НЕ ИЗВЕСТНО О ДВИЖЕНИИ 'ХИЗБАЛЛА'?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100582712302839485237362816353217193437812163925
известно 30 27 32 37 34 32 25 37 23 24 36 28 11 24 31 55 19 26 41 44 38 35 29 18
не известно 60 64 55 51 58 58 62 54 66 66 54 59 78 65 58 36 72 63 49 48 47 60 58 72
затрудняюсь ответить 10 9 13 12 8 10 12 9 12 10 10 13 11 10 12 9 9 11 10 9 14 5 12 10

ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ ИДЕТ МЕЖДУ ИЗРАИЛЕМ И ДВИЖЕНИЕМ 'ХИЗБАЛЛА'. ИЗРАИЛЬ БОРЕТСЯ С 'ХИЗБАЛЛОЙ' НА ТЕРРИТОРИИ ЛИВАНА. ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ИЗРАИЛЬ ПОСТУПАЕТ В ЦЕЛОМ ПРАВИЛЬНО ИЛИ НЕПРАВИЛЬНО, ВЕДЯ ВООРУЖЕННУЮ БОРЬБУ ПРОТИВ 'ХИЗБАЛЛЫ' НА ТЕРРИТОРИИ ЛИВАНА?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100582712302839485237362816353217193437812163925
] 14 14 15 11 17 15 10 18 10 15 15 9 6 14 14 19 15 11 15 29 17 11 13 11
неправильно 45 44 45 48 42 47 46 46 43 38 46 52 41 44 42 53 41 48 46 37 48 45 44 45
затрудняюсь ответить 42 42 40 42 40 39 44 36 48 48 39 38 52 42 44 28 44 41 40 35 35 44 43 44

ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО У ИЗРАИЛЯ БЫЛИ ДОСТАТОЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ, ЧТОБЫ НАЧАТЬ ВООРУЖЕННУЮ БОРЬБУ ПРОТИВ 'ХИЗБАЛЛЫ'. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО У ИЗРАИЛЯ НЕ БЫЛО ДОСТАТОЧНЫХ ОСНОВАНИЙ НАЧИНАТЬ ВООРУЖЕННУЮ БОРЬБУ ПРОТИВ 'ХИЗБАЛЛЫ'. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100582712302839485237362816353217193437812163925
первая 20 19 21 24 23 21 17 23 16 21 22 15 12 20 19 27 21 16 23 33 18 17 20 17
вторая 33 33 37 32 37 33 33 37 30 30 36 34 25 32 32 45 24 35 40 37 41 38 31 29
затрудняюсь ответить 47 48 43 44 40 46 51 39 54 49 42 51 63 47 49 28 55 50 37 29 41 45 49 54

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ТЕХ СПОСОБАХ, МЕТОДАХ, КОТОРЫМИ ИЗРАИЛЬ БОРЕТСЯ ПРОТИВ 'ХИЗБАЛЛЫ', ТО ВЫ ИХ ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100582712302839485237362816353217193437812163925
одобряю 9 10 10 5 10 11 7 13 5 8 11 8 5 8 9 14 10 8 10 16 11 7 9 7
не одобряю 61 59 63 70 60 60 63 61 60 56 64 62 48 61 61 69 52 63 66 71 67 64 57 58
затрудняюсь ответить 31 32 27 25 29 29 31 26 35 37 24 31 47 30 30 17 39 29 24 13 23 29 34 36


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 5-6 августа 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ МЕЖДУ ИЗРАИЛЕМ И ХИЗБАЛЛОЙ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ БУДЕТ УСИЛИВАТЬСЯ, ОСЛАБЕВАТЬ ИЛИ ОСТАНЕТСЯ НА НЫНЕШНЕМ УРОВНЕ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100582712302839485237362816353217193437812163925
будет усиливаться 25 24 29 30 28 25 24 30 21 26 28 21 14 25 27 32 23 23 30 33 25 29 25 20
останется на нынешнем уровне 19 19 19 19 19 19 19 19 19 20 21 15 12 19 21 21 17 17 20 26 27 16 17 17
будет ослабевать 17 19 18 14 21 15 16 22 14 16 17 21 15 17 17 20 15 18 19 21 20 17 16 17
затрудняюсь ответить 38 38 35 37 32 40 41 29 47 38 34 44 59 39 34 26 45 42 30 19 28 38 41 45

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, РОССИЯ ЗАНИМАЕТ ПРАВИЛЬНУЮ ИЛИ НЕПРАВИЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ В ОТНОШЕНИИ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА МЕЖДУ ИЗРАИЛЕМ И 'ХИЗБАЛЛОЙ'?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100582712302839485237362816353217193437812163925
правильную 44 49 40 33 46 48 41 49 39 40 47 46 38 41 44 53 40 42 48 47 45 39 45 43
неправильную 6 5 7 14 9 4 6 8 5 6 7 6 3 6 7 10 5 5 10 14 8 7 6 4
мне не известна позиция России в отношении этого конфликта 28 28 25 36 25 27 31 24 32 34 26 25 29 31 32 15 35 31 23 22 24 32 27 32
затрудняюсь ответить 21 19 27 17 21 20 22 19 24 21 20 23 30 22 17 22 21 23 19 17 23 22 22 21

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, РОССИИ СЛЕДУЕТ ИЛИ НЕ СЛЕДУЕТ ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В УРЕГУЛИРОВАНИИ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА МЕЖДУ ИЗРАИЛЕМ И 'ХИЗБАЛЛОЙ'?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100582712302839485237362816353217193437812163925
следует 28 30 28 23 29 28 28 33 23 21 34 29 19 27 29 36 26 28 30 31 33 28 28 24
не следует 54 51 57 60 55 53 53 53 55 60 49 51 47 53 58 53 50 54 57 57 48 54 55 53
затрудняюсь ответить 18 19 15 17 15 19 19 14 22 19 16 20 34 19 13 11 23 18 12 12 19 18 17 23

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СЛЕДУЕТ ИЛИ НЕ СЛЕДУЕТ ООН ВВЕСТИ В ЗОНУ КОНФЛИКТА МИРОТВОРЧЕСКИЕ ВОЙСКА?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 2000 руб.2000 - 3000 руб.более 3000 руб.Москвамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100582712302839485237362816353217193437812163925
следует 45 44 51 43 48 48 43 52 39 40 48 50 40 43 44 57 40 46 50 44 49 51 46 39
не следует 25 27 23 26 28 22 24 24 26 29 24 21 16 26 29 25 27 22 31 38 36 24 22 22
затрудняюсь ответить 29 29 26 31 23 29 33 23 35 31 28 29 44 31 27 18 33 33 19 18 15 25 32 39





База данных ФОМ > Алфавитный перечень категорий > 0-9 > Доминанта 13 (647) от 4 апреля 2002 г. (132 Пента) >  >  >  > Доминанты. Поле мнений > Все Доминанты за 2006 год > Доминанты 31 от 10 августа 2006 г. > Вооруженный конфликт на Ближнем Востоке