fom.ru · Поиск ·      








05.10.2006, Опрос населения

Внешняя политика России

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 30 сентября 1 октября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.


1. Общая оценка российской внешней политики
2. Друзья и враги России
3. Электронная фокус-группа
4. Приложение. Таблицы

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 30 сентября 1 октября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Интерес к внешней политике России декларирует половина наших сограждан: заявили, что следят за ней, 47%, что не следят – 51% респондентов. При этом преобладает мнение, что руководство страны уделяет внешней политике России столько внимания, сколько нужно (его высказали 47% опрошенных), а доли тех, кто считает, что внешней политике уделяется слишком много или слишком мало внимания, примерно равны (13% и 15% соответственно).

Оценки проводимой Россией внешней политики – неоднозначны: по мнению 35% опрошенных, наша страна правильно строит свою внешнюю политику, по мнению 28% – неправильно (остальные затруднились ответить на этот вопрос).

Респондентов попросили пояснить свою точку зрения (вопрос задавался в открытой форме). Те, кто считает внешнюю политику России правильной, чаще всего ссылались на то, что эта политика – миролюбивая, наша страна выступает против международных конфликтов (5%), налаживает отношения со многими государствами и укрепляет международное сотрудничество (4%). Говорилось об укреплении авторитета России в мире (4%), уверенном отстаивании ею своих интересов на международной арене (2%), укреплении ее позиций в сфере мировой экономики, финансов и торговли (2%). Некоторые считают внешнюю политику России правильной на том основании, что улучшается положение дел внутри страны (4%).

Те, кто считает внешнюю политику страны неправильной, говорили о том, что линия ее поведения – недостаточно жесткая (3%), Россия зависит от влияния других государств и подстраивается под Запад (3%), делает слишком много уступок, оказывает другим странам чрезмерную помощь, прощает долги (3%). Некоторые, напротив, негативно оценивают российскую внешнюю политику потому, что Россия, по их мнению, вступает в конфликты с разными странами, обостряет отношения с ними (2%), в частности – с Грузией (2%). Говорилось также, что Россия распродает свои ресурсы за бесценок (2%), не защищает своих граждан за рубежом (1%), ее не уважают в мире (1%). Многие называли внешнюю политику России неправильной, ссылаясь на проблемы внутри страны (7%).

* * *

Две трети опрошенных (69%) считают, что сегодня в мире есть страны, которые относятся к России враждебно, могут развязать войну против нее (по мнению 17% опрошенных, таких стран в мире нет). Тех респондентов, кто полагает, что у России есть враги, способные начать против нее войну, попросили назвать их (вопрос задавался в открытой форме). Чаще всего респонденты называли Грузию (31%) и США (29%). Остальные страны упоминались в числе врагов значительно реже, среди них назывались Украина и Китай (по 5%), страны Прибалтики (4%), Япония и Ирак (по 3%), Иран и Афганистан (по 2%) и др. Особо стоит отметить, что 3% опрошенных назвали в этом контексте Чечню.

На вопрос, есть ли сегодня у России друзья, дружественные ей государства, утвердительно ответили 71%, отрицательно – 14% участников опроса. В числе друзей России респонденты чаще всего называли Белоруссию (24%), следом за ней – Германию (13%), Китай и Казахстан (по 10%), Францию (9%). Реже упоминались Украина и США (по 5%). Остальные страны в числе друзей России называли не более 3% опрошенных.

Более трети участников опроса (38%), считают, что сегодня у нашей страны слишком мало союзников. Такая же доля опрошенных высказали мнение, что союзников у нас столько, сколько и должно быть. Еще 7% считают, что сегодня у России союзников слишком много.

Среди участников опроса преобладает мнение, что Россия правильно выбирает себе друзей, союзников (32%). Поясняя свою точку зрения, эти респонденты говорили, что наша страна дружит с теми государствами, отношения с которыми отвечают ее интересам (4%), которые являются надежными партнерами (1%) или хорошо к ней относятся (1%). Для некоторых достаточным основанием считать, что Россия верно выбирает друзей, является то, что Россия, по их мнению, живет в мире и согласии с другими странами, дружит с соседями (5%).

Считают, что Россия выбирает друзей неправильно, 17% опрошенных. Они объясняют свое мнение тем, что в друзьях у нас – слабые и малоразвитые государства (4%), что наша страна неосмотрительна в дружбе и ее часто предают (3%). Некоторым не нравится, что Россия выбирает себе друзей по расчету (1%).

В целом у россиян нет единого (или хотя бы преобладающего) мнения о том, следует ли России ориентироваться на длительные, прочные союзы с другими странами или больше дорожить свободой рук на международной арене. Если 43% опрошенных склоняются к мнению, что надо поддерживать долгосрочные отношения со своими союзниками вне зависимости от обстоятельств, то 33% – к мнению, что союзников следует выбирать в зависимости от обстоятельств, не связывая себя долгосрочными обязательствами.

Елена Вовк



1. Общая оценка российской внешней политики

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 30 сентября - 1 октября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ СЛЕДИТЕ ИЛИ НЕ СЛЕДИТЕ ЗА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКОЙ РОССИИ?

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, В ЦЕЛОМ РОССИЯ ПРАВИЛЬНО ИЛИ НЕПРАВИЛЬНО СТРОИТ СВОЮ ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ?

все опрошенные

за внешней политикой...

...следят

...не следят

ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО РОССИЯ ПРАВИЛЬНО СТРОИТ СВОЮ ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что в целом Россия правильно строит свою внешнюю политику, - 35% от всех опрошенных.)

ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО РОССИЯ НЕПРАВИЛЬНО СТРОИТ СВОЮ ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что в целом Россия неправильно строит свою внешнюю политику, - 28% от всех опрошенных.)

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕГОДНЯ РУКОВОДСТВО СТРАНЫ УДЕЛЯЕТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СЛИШКОМ МНОГО ВНИМАНИЯ, СЛИШКОМ МАЛО ИЛИ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО НУЖНО?

все опрошенные

за внешней политикой...

...следят

...не следят

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, В ЧЕМ ДОЛЖНА СОСТОЯТЬ СЕГОДНЯ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА РОССИЙСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ? (Открытый вопрос*.)



Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 30 сентября 1 октября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО РОССИЯ ПРАВИЛЬНО СТРОИТ СВОЮ ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ?

(в % от числа опрошенных)

Россия отстаивает мир, выступает против международных конфликтов 5
'Не бряцаем оружием'; 'не вводит никуда войска, ведут переговоры'; 'не вмешиваемся в чужие дела'; 'не участвуем в воинах'; 'Россия строит политику за мир против войны'; 'сохранен мир'.
Россия поддерживает дружественные отношения с зарубежными странами, укрепляет международное сотрудничество 4
'Взаимопонимание со всеми странами'; 'дружественные строит отношения'; 'мы дружим со всеми'; 'со многими странами хорошо живем'; 'стали сами выходить на внешние связи'.
Положение дел в России улучшается 4
'Более-менее дела идут'; 'доход населения растет'; 'есть стабильность'; 'живем лучше Казахстана, Украины'; 'жить стало спокойней'; 'укрепление государства'; 'улучшается благосостояние'; 'экономика развивается'.
Повысился авторитет России в мире, с Россией стали считаться 4
'Авторитет России поднимается'; 'авторитет России растет'; 'выходим на мировой уровень, с нами считаться начали'; 'к нам отношение стало лучше'; 'нас стали уважать'.
Доверяю В. Путину, он проводит правильную внешнюю политику 4
'Благодаря Путину'; 'выступает Путин хорошо'; 'нашего Путина в мире уважают'; 'Путин – умный мужик, хороший политик'; 'спасибо президенту'; 'я верю президенту'.
Россия отстаивает свои интересы на международной арене, защищает своих граждан 2
'Внешняя политика строится на интересах России'; 'заступается за своих людей'; 'отстаиваем достоинство России'; 'отстаиваем свою точку зрения'; 'по отношению к другим государствам ведет себя достойно, не теряя своего достоинства'; 'стала вести себя более уверенно'.
Укрепляются международные позиции России в сфере экономики, финансов, торговли 2
'Заключаются договора, контракты с другими странами'; 'курс доллара и евро падает, рубль стабилизируется'; 'много контактов, выгодных нам'; 'развитие торговых, экономических отношений с другими странами'; 'рассчитываемся с внешним долгом хорошо'; 'экономические отношения с другими странами'.
Сужу по результатам, я так думаю 2
'Верю, что именно так'; 'есть результаты'; 'меня все устраивает'; 'налажена работа посольств в разных странах'; 'не зря работает целое министерство'; 'просто так считаю, и все'; 'с моей точки зрения'; 'со всем согласна'.
Внешняя политика правильная, она стала лучше, чем раньше 1
'Лучше, чем при Ельцине'; 'поднимает голову постепенно'; 'пока все хорошо'; 'правильно, но медленно'; 'сейчас очень взвешенная правильная политика'; 'за последние 20 лет лучше стали вести политику'; 'прогресс пошел со времени правления Путина'.
Другое 1
'Ведут борьбу с терроризмом'; 'великодержавность в политике'; 'не стали газ отдавать по низким ценам'; 'повышается уровень патриотизма'; 'через тернии к звездам, идем трудно, но правильно'; 'хотим вступить в ВТО'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 8

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО РОССИЯ НЕПРАВИЛЬНО СТРОИТ СВОЮ ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ?

(в % от числа опрошенных)

У России остается слишком много внутренних проблем 7
'Бардак в стране'; 'воруют много, законы не действуют'; 'если бы было правильно, то народ в стране лучше бы жил'; 'надо о людях своих в первую очередь заботиться'; 'не развита экономика страны'; 'нет достойной работы'; 'поток иммигрантов, наркотики, алкоголь задушили нашу страну'; 'при таком богатстве природных ресурсов, а мы – нищие'; 'сельское хозяйство все развалено'; 'слишком много бюрократии'.
Россия проводит недостаточно жесткую внешнюю политику 3
'...Пожестче надо вести политику'; 'жесткими надо быть'; 'сильно мягкая политика'; 'слишком мягкая политика, нужно пожестче'; 'строгости надо больше'.
Россия зависима от других стран, подстраивается под Запад 3
'Все делается с оглядкой на Запад, нет самостоятельности'; 'думает не своей головой'; 'за кем-то тянутся постоянно'; 'заискивает перед другими странами и США'; 'находится под влиянием западных стран'; 'подстраиваемся под многие страны'.
Россия делает слишком много уступок другим странам, оказывает им чрезмерную помощь, прощает долги 3
'Много долгов списали разным странам'; 'много друзей-нахлебников'; 'много уступает другим странам'; 'не нужно прощать долги, все разбазаривают, нельзя быть такими добрыми'; 'очень много уступает другим странам'; 'помогает много бедным странам другим'.
У России напряженные отношения с разными странами, она участвует в международных конфликтах 2
'Вечно с кем-то воюют'; 'держит свои милитарные войска в других странах, поддерживает сторону конфликтующих'; 'меньше нужно конфликтовать'; 'не нужно миротворцев отправлять в другие страны'; 'не следует идти на конфликты'.
Обострились отношения с Грузией 2
'Конфликт в Грузии не могут решить'; 'с Грузией что-то напортачили'; 'так как конфликты с Грузией'.
Россия распродает свои ресурсы за бесценок 2
'Лишнее отдаем, свои недра, свои богатства – за бесценок'; 'много отдают за рубеж'; 'такая Россия богатая – и все вывозит'; 'у нас скоро ничего не останется'; 'уступает ресурсы'.
Россию не уважают в мире 1
'К нашей стране относятся в мире хуже, чем к другим странам'; 'не уважают нас ни у себя на Родине, ни за рубежом'; 'потому что на нас плюют и размазывают'; 'слишком об нас часто вытирают ноги'; 'все нас не любят'.
Россия не защищает своих граждан за рубежом 1
'Россияне не защищены за рубежом'; 'русских обижают в других странах'; 'унижается русский человек, если попал в беду за рубежом'..
В российской внешней политике много недостатков, нет изменений к лучшему, все плохо 1
'Все запутано, непонятно'; 'докатились до такого, что дальше некуда'; 'много недостатков'; 'нет изменений'; 'отклонились от правильной политики'; 'пока ничего хорошего не видно'; 'что-то не хватает'.
Другое 2
'Мы закупаем чужую продукцию – окорочка, а могли бы свою выращивать'; 'не нравится дружба с Китаем, они скоро заполонят и захватят Россию'; 'поддержка атомного проекта в Иране'; 'политика агрессивная'; 'потому что все равно так, как я хочу, не будет'; 'тошнит от всех'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 5

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, В ЧЕМ ДОЛЖНА СОСТОЯТЬ СЕГОДНЯ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА РОССИЙСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ?

(в % от числа опрошенных)

Борьба за мир, против войны 18
'Борьба за мир'; 'выступает за мир во всем мире'; 'должен быть мир без войны'; 'мир поддерживаем во всем мире'; 'миротворческая миссия'; 'направление на мир'; 'чтобы не было войны'.
Укрепление внешнеполитических связей, проведение активной политики по отношению к странам СНГ, бывшим союзным республикам 14
'более близкое сотрудничество с другими странами'; 'больше взаимоотношений между странами'; 'дружить с такими странами, как США и Израиль'; 'наладить дружеские отношения с бывшими союзными республиками'; 'объединиться в одно государство со странами СНГ'; 'присоединить к себе Белоруссию'; 'установление дружеских отношений с европейскими странами'.
Укрепление международного авторитета России, усиление ее влияния на мировую политику 9
'Добиваться того, чтобы с нами считались'; 'добиваться уважения в мире'; 'мы великая страна, и надо, чтобы все это признали'; 'повышение роли России в мире'; 'укрепиться в мировом пространстве, завоевать авторитет в мире'; 'укрепление статуса России в мире'; 'укреплять свои позиции в мире'; 'усиление государства на международном уровне'; 'чтоб уважали нашу страну и считались с ее мнением'; 'чтобы Россия в мире выглядела достойно'.
Защита интересов России, подъем, укрепление страны в целом 7
'Быть сильной державой'; 'достойно защищать интересы страны'; 'не вредить своей стране, думать об ее интересах'; 'не давать себя в обиду'; 'свои интересы России не забывать'; 'укреплять страну'; 'чтобы защитить интересы России на международной арене'.
Укрепление взаимовыгодных внешнеэкономических связей, развитие международной торговли, привлечение инвестиций 5
'Больше должно быть экономического сотрудничества, вывоз из России товаров, а не сырья'; 'иметь выгоду для России в торговле природными ресурсами, не продавать их за бесценок'; 'надо заниматься экспортом бытовой техники'; 'надо развивать выгодные для России экономические отношения с нужными странами'; 'наладить рыночные отношения с дружественными государствами'; 'погашение долгов'; 'привлекать инвесторов побольше'; 'привлечение ресурсов и капиталов'; 'чтоб внешняя торговля налаживалась'; 'чтобы качественную нам продукцию поставляли'; 'что-то у других стран тоже приобретать'.
Укрепление независимости России 4
'Быть независимой ни от кого державой'; 'быть независимым государством, и не идти на поводу ни у кого'; 'иметь свой независимый курс развития'; 'не надо слишком заискивать перед Западом и Америкой, быть более самостоятельными и конкурентоспособными'; 'противовес США выстроить грамотно, достойно'; 'строить новый альянс против США'.
Укрепление обороноспособности страны, сохранение ее территориальной целостности 3
'Задача России – защитить Родину от внешних врагов'; 'закрыть границы'; 'защита государства'; 'обеспечить безопасность страны'; 'обороноспособность страны'; 'удержать свои границы'; 'укрепление государства, военной мощи'.
Борьба с терроризмом 2
'Бороться с терроризмом'; 'борьба с международным терроризмом'; 'победить терроризм'; 'разобраться с терроризмом'.
Невмешательство в дела других государств, неучастие в международных военных конфликтах 2
'Не ввязаться в войну'; 'не вклиниваться в конфликты между странами'; 'не вмешиваться в другие государства'; 'не вмешиваются в чужие военные действия'; 'невмешательство во внутренние дела других стран'.
Проведение жесткой внешней политики 2
'Американцы обнаглели, их надо разбомбить'; 'больше жестокости'; 'выработать жесткую линию поведения'; 'жестче к НАТО'; 'с бывшим СНГ построже'; 'укротить свою доброту, сделать жестче политику'.
Защита российских граждан за рубежом 1
'Защита и достоинство граждан за рубежом'; 'защита интересов, свободы российских граждан за рубежом'; 'защита русских за рубежом, в странах СНГ'; 'защита своих людей, проживающих за границей'.
Общие пожелания 1
'В грязь лицом до конца не ударить'; 'вникать политикам в политику'; 'на провокации не поддаваться'; 'не навредить мирным гражданам'; 'развивать достигнутые успехи'; 'удерживать занятые позиции'.
Другое 1
'Быть балансом между Западом, христианством, и Востоком, исламом'; 'Америка, Европа и Россия – это отношения, которые поддерживаются благодаря России'; 'вступление в НАТО'; 'вхождение в ВТО'; 'дать понять, что мы слабые'; 'контролировать ядерные технологии, чтобы они не попали в ненужные руки'; 'нам не нужны новые союзники'; '...обмен культурными ценностями'.
Решение внутриполитических проблем (экономика, социальные проблемы, укрепление законности и порядка и др.) 10
'Благосостояние своего народа, надо ценить свой народ'; 'в защите русско-язычного населения России'; 'в первую очередь – порядок и мир внутри страны'; 'медицина и образование – не уделяют внимания'; 'нужно больше внутренней политикой заниматься, тогда и внешняя будет как по маслу'; 'нужно о своих людях заботиться, чтобы хорошую пенсию пожилые получали'; 'сначала надо своим бедствующим помочь, а потом чужим помогать'; 'поднять экономику России'; 'работы нет у россиян в стране'; 'сначала надо внутри страны наладить порядок, а потом внешнюю политику вести'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 33



2. Друзья и враги России

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 30 сентября - 1 октября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

НА ВАШ ВЗГЛЯД, СЕГОДНЯ У РОССИИ ЕСТЬ ДРУЗЬЯ, ДРУЖЕСТВЕННЫЕ ЕЙ ГОСУДАРСТВА, ИЛИ ДРУЗЕЙ У РОССИИ НЕТ?

КАКИЕ СТРАНЫ ВЫ НАЗВАЛИ БЫ НАИБОЛЕЕ БЛИЗКИМИ ДРУЗЬЯМИ РОССИИ? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что сегодня у России есть друзья, дружественные ей государства, - 71% от всех опрошенных.)

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, СЕГОДНЯ ЕСТЬ СТРАНЫ, КОТОРЫЕ ОТНОСЯТСЯ К РОССИИ ВРАЖДЕБНО, МОГУТ РАЗВЯЗАТЬ ПРОТИВ НЕЕ ВОЙНУ, ИЛИ ТАКИХ СТРАН НЕТ?*

* ранее вопрос задавался в следующей редакции: Как вы думаете, сегодня у России есть внешние враги, которые могут развязать войну против нашей страны?

ЕСЛИ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО СЕГОДНЯ ЕСТЬ СТРАНЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ РАЗВЯЗАТЬ ВОЙНУ ПРОТИВ РОССИИ, НАЗОВИТЕ ИХ, ПОЖАЛУЙСТА. (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что сегодня есть страны, которые относятся к России враждебно, могут развязать против нее войну, - 69% от всех опрошенных.)

НА ВАШ ВЗГЛЯД, СЕГОДНЯ У РОССИИ ДРУЗЕЙ, СОЮЗНИКОВ СЛИШКОМ МНОГО, СЛИШКОМ МАЛО ИЛИ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО И ДОЛЖНО БЫТЬ?

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, СЕГОДНЯ РОССИЯ ПРАВИЛЬНО ИЛИ НЕПРАВИЛЬНО ВЫБИРАЕТ СЕБЕ ДРУЗЕЙ, СОЮЗНИКОВ?

ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО СЕГОДНЯ РОССИЯ ПРАВИЛЬНО ВЫБИРАЕТ СЕБЕ ДРУЗЕЙ, СОЮЗНИКОВ? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что в целом Россия правильно выбирает себе друзей, союзников, - 32% от всех опрошенных.)

ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО СЕГОДНЯ РОССИЯ НЕПРАВИЛЬНО ВЫБИРАЕТ СЕБЕ ДРУЗЕЙ, СОЮЗНИКОВ? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что в целом Россия неправильно выбирает себе друзей, союзников, - 17% от всех опрошенных.)

ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО РОССИИ СЛЕДУЕТ ПОДДЕРЖИВАТЬ ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СО СВОИМИ СОЮЗНИКАМИ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО РОССИИ СЛЕДУЕТ ВЫБИРАТЬ СОЮЗНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ И НЕ СВЯЗЫВАТЬ СЕБЯ ДОЛГОСРОЧНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ С ДРУГИМИ СТРАНАМИ. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ - ВАМ БЛИЖЕ?



ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО СЕГОДНЯ РОССИЯ ПРАВИЛЬНО ВЫБИРАЕТ СЕБЕ ДРУЗЕЙ, СОЮЗНИКОВ?

(в % от числа опрошенных)

Россия дружит с теми странами, отношения с которыми отвечают её интересам 4
"В выгоде"; "выбираем тех, с кем выгодно"; "дружит себе не во вред"; "извлекают для себя выгоду"; "кто-то может поддержать в трудную минуту".
Доверяю президенту, В. Путин проводит правильную политику 3
"Доверяем президенту, а он, надеемся, плохого не сделает"; "доверяю президенту, он делает дружбу правильной, приятной"; "Путин же умный, знает, что делает, за него и голоса отдали"; "Путин зря никого не пригласит"; "Путин молодец"; "у нас хороший президент"; "я доверяю Путину"; "я согласен с президентом".
Россия находится в мире и согласии с другими странами 3
"А мы со всеми живем в мире и дружбе"; "живем без резких конфликтов"; "живем в мире"; "конфликтов-то нет"; "отношения дружественные"; "стало больше друзей"; "потому что мы не воюем"; "то есть никто против России не идет".
Нужно дружить, это наша традиция 2
"В одиночку тяжеловато"; "от каждой страны есть свои плюсы"; "со всеми надо дружить"; "чем больше друзей, тем лучше"; "всегда так было"; "если не выбирать, что будет?"; "так сложилось"; "так мы и так со всеми дружили"; "надо дружить с соседями"; "надо ориентироваться на ближайших соседей".
Россия дружит с теми странами, которые хорошо к ней относятся, уважают Россию 1
"Все к нам тянулись"; "все нас уважают"; "выбранные государства – действительно дружественные нам страны"; "ее поддерживают, уважают за рубежом"; "мы не выбирали, мы дружили с теми, кто сам хочет с нами дружить"; "никому себя не навязывает, поддерживает отношения с теми, кто хорошо к ней относится".
Наши друзья – надежные, достойные партнеры 1
"Все наши союзники – достойные государства"; "выбирают тех, кто развивает нормальные отношения"; "выбор на доверии, сотрудничестве"; "на эти страны в дальнейшем можно опереться"; "надежные"; "нас пока никто не предавал".
Россию стали уважать в мире, с ней считаются 1
"В нынешнее время Россию стали больше уважать и прислушиваться, чем лет 8-10 назад"; "мы вышли на более высокий уровень, с нами считаются"; "на всех встречах нас уважают"; "снова завоевываем свои мировые позиции"; "стали другие страны относиться к РФ уважительней".
Руководство страны лучше знает, каких друзей выбирать России 1
"В правительстве знают, кого выбирать"; "власти нашей видней"; "как руководство выбирает, так и правильно"; "наверху не дураки"; "политикам виднее, это, наверное, правильно"; "политики знают, с кем легче сотрудничать"; "у нас умное правительство".
Сужу по результатам, я так думаю 1
"Думаю, правильно"; "так мне кажется"; "такое мое мнение"; "вижу по плодам внешней политики страны, правительства".
Упоминания конкретных стран 1
"Германия, Франция"; "исторически сложились отношения с Францией"; "налаживаем отношения с азиатскими странами"; "так как налаживаются отношения с Китаем, Кубой".
Другое 1
"Интересы объединяют, общие взгляды"; "политика которых совпадает с нашей"; "потому что взгляды наших друзей схожи с нашими"; "все делается осознанно"; "она укрепляет свои границы"; "дружить нужно со славянами"; "друзей не выбирают, ими становятся"; "хватит смотреть на Запад, пора оглянуться и на Восток".
Затрудняюсь ответить, нет ответа 13

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО СЕГОДНЯ РОССИЯ НЕПРАВИЛЬНО ВЫБИРАЕТ СЕБЕ ДРУЗЕЙ, СОЮЗНИКОВ?

(в % от числа опрошенных)

Россия дружит в ущерб себе, дружит со слабыми, малоразвитыми странами 4
"Больше отдают кому-то, чем идет в Россию"; "большой долг у Кубы перед Россией"; "все тянут все из России, а помощи ждать неоткуда"; "всем от нас выгода нужна"; "друзья – те, кому мы прощаем долги"; "к нам потребительское отношение"; "наши союзники – это страны, присосавшиеся к энергоресурсам России"; "нет бескорыстных друзей".
Россия неосмотрительна в дружбе, у нее ненадежные друзья 3
"Более взвешенно подходить к выбору"; "вечно стремится всем помочь, а нам не помогают, они ненадежные"; "всем помогаем, а нам – никто"; "доверяем много"; "друзья ее часто предают"; "какая Америка союзник?"; "нужно быть более предусмотрительными"; "с США нужно быть осторожнее, они могут предать в любой момент".
Россия не всегда проводит правильную внешнюю политику 2
"Зачем отвернулись от Кубы, Сирии?"; "кое-где есть перебор"; "мы навязываемся другим странам со своей дружбой"; "не всегда, незачем поддерживать Ливан и арабские страны"; "нельзя терять страны СНГ"; "она не выбирает, обстоятельства заставляют"; "не видит истинных друзей"; "политика кратковременна, результат отрицательный"; "нужно больше общаться со славянским миром"; "соседи – это юг, Индия, Китай".
Россия недостаточно самостоятельна, слишком подстраивается под других 1
"Где-то слишком лояльные"; "мы под всех подстраиваемся"; "мы слишком заигрываем с Западом"; "надо меньше слушать США"; "надо менять тактику, быть жестче, чтобы нас побаивались".
У России мало друзей и союзников 1
"Их слишком мало"; "мало сотрудников, все враги"; "мало союзников настоящих"; "нет друзей".
Россия выбирает себе друзей по расчету и выгоде 1
"Выбираем друзей по корыстным убеждениям"; "из-за материальных богатств и кто сильнее, страшнее нашей страны"; "мы сейчас меркантильны во внешней политике"; "на первом месте ставят деньги, материальное".
Другое 1
"Личная выгода чиновников"; "надо на себя надеяться"; "не умеем правильно создать свой образ"; "некомпетентные люди занимаются внешней политикой"; "у нас много внутри проблем, а решает больше внешние проблемы".
Затрудняюсь ответить, нет ответа 5


3. Электронная фокус-группа

На этой неделе вниманию респондентов был предложен видеоряд, посвященный встрече 'большой тройки' – президентов России, Германии, Франции.

№ п/пЭпизодСодержание эпизодаИнтерес, оценкаСогласие, оценкаДоверие, оценкаСредняя оценка
14 (2859)В. Путин о сотрудничестве в промышленности и энергетике2,092,341,862,10
25 (2860)В. Путин о ситуации на Кавказе1,581,330,871,26
38 (2863)П. Шереметьев о будущем России0,271,691,431,13
43 (2858)В. Путин о перенаправлении природных ресурсов России на европейские рынки1,430,790,911,04
51 (2856)Ж. Ширак о трехсторонней встрече0,591,530,951,02
66 (2861)В. Путин о третьем президентском сроке1,040,970,940,98
77 (2862)РТР о награждении В. Путина орденом Почетного легиона1,111,360,230,90
82 (2857)А. Меркель о трехсторонней встрече0,170,740,250,39

1. Эпизод № 4 (2859) B. Путин, президент России (Первый канал, 'Время', 24.09.06, 21:00)

Для нас приоритетным является сотрудничество в области промышленности, в энергетике. Россия заинтересована во взаимных кооперационных связях и реализации совместных проектов в высокотехнологичных областях: в авиации, космонавтике, современной транспортной инфраструктуре. Мы говорили, конечно, и о космосе, об авиации применительно к конкретным проектам. Вчера только, вы знаете, были подписаны в двустороннем формате документы, которые дают возможность реализовать транспортные инфраструктурные проекты в России, совместно в данном случае с французскими партнерами, в объеме более 10 миллиардов долларов.

2. Эпизод № 5 (2860) B. Путин (Первый канал, 'Время', 24.09.06, 21:00)

Михаил Николаевич – человек горячий, на Кавказе все политические деятели отличаются особой эмоциональностью. И тем более, конечно, он переживает за свою страну, за непростую ситуацию, в которой находится государство. Я считаю, что основой любого урегулирования должно быть стремление к поиску диалога и компромисса. И если такая политическая воля будет проявлена со стороны всех вовлеченных в конфликт сторон, то можно рассчитывать на результат. Россия готова выступить гарантом таких возможных договоренностей.

3. Эпизод № 8 (2863) П. Шереметьев, председатель президиума Международного совета российских соотечественников (Первый канал, 'Время', 24.09.06, 21:00)

Сегодня Россию опять боятся, потому что она становится на ноги, потому что она имеет очень-очень важную политику энергетики своей. Она богатеет, и будет играть большую роль.

4. Эпизод №3 (2858) B. Путин (НТВ, 'Сегодня', 23.09.06, 19:00)

Госпожа Меркель ставила вопрос о возможности переориентации части ресурсов с одного из крупнейших нефтегазовых месторождений северо-запада России, со Штокманского месторождения, на европейские рынки. Могу вас проинформировать, что компания Газпром рассматривает такую возможность. И такое решение может быть компанией Газпром принято в самое ближайшее время. Можете представить себе, какой это объем, да, и что это значит для экономики Европы и для экономики Германии? Потому что поставки только с этого месторождения могут быть осуществлены в течение 50–70 лет.

5. Эпизод № 1 (2856) Ж. Ширак, президент Франции (Первый канал, 'Время', 24.09.06, 21:00)

Я хотел бы от всего сердца поприветствовать здесь, во Франции, президента Путина и госпожу канцлера Меркель и сказать им о том удовольствии, которое испытываем мы, встречая их здесь на традиционной трехсторонней встрече, которая позволяет продвинуться вперед в рамках стратегического партнерства между Евросоюзом и Россией.

6. Эпизод № 6 (2861) B. Путин (Первый канал, 'Время', 24.09.06, 21:00)

Что касается инициативы по поводу изменения Конституции и третьего срока и т. д. Насколько мне известно, во Франции нет вообще ограничения по срокам избрания президента. Но в России такие ограничения есть. Я очень благодарен тем гражданам России, которые оказывают мне доверие, очень благодарен. Но на вопрос Ваш о том, что делать в этой ситуации, ответ может быть только один: подчиниться закону и Конституции, действующей в России.

7. Эпизод № 7 (2862) Е. Рожков, корреспондент (Россия, 'Вести', 23.09.06, 20:00)

Весь сегодняшний день на лацкане пиджака российского президента красовался значок. Люди знающие объяснили: это знак, дающий понять, что В. Путин теперь – кавалер ордена Почетного легиона высшей степени. Президент Ширак накануне наградил его за вклад в укрепление российско-французских отношений. Причем он снял этот значок с собственного лацкана. Такой французской награды не удостаивался больше никто из россиян. Да и сегодня Жак Ширак просто окружил гостей почестями и вниманием. Провожал тоже лично – до самого порога и до самой машины. Даже дверь помог закрыть. А вновь смутившуюся фрау Меркель вообще расцеловал, поставив яркую точку в этом трехстороннем саммите.

8. Эпизод № 2 (2857) А. Меркель, федеральный канцлер Германии (НТВ, 'Сегодня', 23.09.06, 19:00)

У нас есть общие интересы. Нам необходимо обмениваться мнениями. Наши встречи конструктивны, полезны и, главное, не направлены против кого-либо.

Комментарий

Предложенная к тестированию и обсуждению тема заинтересовала респондентов. Вполне естественно, что повышенный интерес участники ЭФГ проявили к эпизодам с участием В. Путина.

Факт участия России в таком мероприятии кажется респондентам важным для повышения ее статуса. Люди отмечали, что нашей стране необходимо налаживать отношения с другими государствами, особенно – с европейскими. Именно такой союз, по мнению участников дискуссии, наиболее продуктивен, так как дает возможность 'противопоставить что-то той же Америке; только вместе с Европой мы сможет отстаивать свои интересы'.

'Эта встреча – конечно, она нужная была встреча, и я считаю, что они встретились в нужное время, как говорится, сейчас вот то, что необходимо. Франция, Германия и Россия – они вроде как бы в Европе сейчас страны такие прогрессирующие, понимаете, для нас эта встреча очень важна была'.

'Чтобы быть на уровне цивилизованных и сильно развитых стран'.

'Укрепление своей экономической позиции в Европе'.

'Вы понимаете, именно с Европой, да, а не с Востоком или там Западом нам объединяться надо. Нам надо к тем, кто близок нам и по истории, и по культуре. Россия всегда дружила с Европой'.

'Ну, вот и я думаю, это хорошо, что мы опять рубим «окно в Европу». Это то, что нужно России. Вот не зря же Петр I туда рвался. Великий, между прочим, был человек и думал о благе России'.

Во-вторых, респонденты с особым вниманием наблюдали за тем, как выглядел В. Путин рядом с главами других государств. Участники дискуссии с удовлетворением отметили, что 'наш президент смотрелся на уровне'. По мнению респондентов, такие качества Путина, как 'представительность', 'умение говорить' и 'уверенность в себе' способствуют улучшению имиджа России.

'Нет, в общем-то, он представлял нашу страну неплохо, и я даже горжусь, что он, в общем-то, может говорить не по бумажке, там от себя в открытую, не заикаясь и не бледнея, не краснея'.

'Не хуже других он там смотрится, на уровне. Ну, представительный человек, уверенный в себе'.

'Вы не представляете, какое это счастье, что не приходится краснеть, глядя на это все. Как вспомним, да, что до Путина было...'

'Это нам дает возможность показать свое лицо... В лице Путина, в общем, очень представительное. В лице Путина – очень хорошо. Молодец он'.

Эпизод №4

Этот эпизод с участием В. Путина получил самые высокие оценки по всем трем параметрам и оказался лидером нашего рейтинга. Особенно понравилось участникам дискуссии, что Путин пытается 'играть не только на природных ресурсах' но и 'застолбить место' для России на рынке высоких технологий. Участники дискуссии единогласно подчеркнули значимость такой позиции, потому что только 'смещение международного интереса с России как источника природных ресурсов на Россию – страну высоких технологий' позволит нам выйти на новый уровень и говорить о долгосрочном партнерстве с другими странами, считают они.

'Вот технологии, он говорит, оптика, развитие космоса – для нас это все очень важно'.

'Но здесь мы хотим свое сказать: у нас же космос, извините, не на самом последнем месте, чтобы это самое... Понимаете, что у нас не только нефть есть, но и другие ресурсы'.

'Это самое, авиация всегда на первом месте у нас была, лучше всех, космос – то же самое. Нам интересно с Францией в смысле авиации, тут я собаку съела'.

'А что касается Германии, то сами знаете: у них оптика вот очень... цейсовское стекло всю жизнь было, испокон веков одно из самых...'

Эпизод № 6

Высказывание В. Путина о 'третьем сроке' вызвало неоднозначную реакцию респондентов. С одной стороны, именно такой его ответ кажется людям наиболее уместным – Путин был обязан продемонстрировать европейским партнерам, что является 'гарантам Конституции' и в первую очередь сам обязан следовать 'букве закона'. С другой стороны, люди усмотрели в словах Путина 'лазейку'. Некоторые отметили: президент не сказал, что 'не останется на третий срок', а подчеркнул, что обязан 'подчиниться закону и Конституции, действующей в России'. Таким образом, если будут внесены соответствующие поправки, то Путин опять же будет обязан ему подчиниться – и сможет остаться на третий срок. Впрочем, такой вариант развития событий не огорчил участников дискуссии, наоборот, многие искреннее рассчитывают именно на такой исход.

'Да, да, он молодец, что так ответил, не растерялся, показал, что, так сказать, он не собирается, он подчиняется Конституции'.

'И вот таким образом – законопослушный. Конечно, он там все правильно сделал'.

'Мне думается, что он здесь ушел от ответа. Он же конкретно не говорил: я уйду. Он просто сказал, что подчинится Конституции'.

'У меня даже дети говорят, что Путин – forever!'

Эпизод №7

Эпизод, в котором показывалось награждение Путина значком кавалера ордена Почетного легиона высшей степени, получил самую низкую оценку по шкале доверие и оказался на предпоследнем месте нашего рейтинга. Многие участники дискуссии выразили солидарность с оценками, полученными в ходе тестирования. По мнению этих респондентов, жест Ширака (наградить Путина значком, снятым с лацкана собственного пиджака) выглядит скорее не проявлением 'особого уважения', а 'несерьезным порывом'. Но были и те, кто увидел в поступке Ширака знак особого расположения.

'Здесь получается так, что он, Жак Ширак, решил, что вот то, что он отдаст свой знак... гораздо было б лучше, если бы он достал из коробочки знак. То, что он так снял с себя и передал Путину – это несерьезно как-то выглядит'.

'Ну, вроде бы он хотел от души, а получилось, это получилось, что вроде бы он был не готов. Вот что-то такое случилось, что он в принципе не хотел, в программе, как говорится, этих переговоров не запланировано было, и вдруг вот что-то такое – и он решил вот так отблагодарить Путина, таким методом'.

'В свое время там было такое – дарствовал ему шубу с царского плеча. Но это если же, как говорится, взять еще знак, свой собственный знак – это самое такое большое уважение именно Путину. Значит все, что да, он доволен был очень-очень'.



4. Приложение. Таблицы

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 30 сенятбря - 1 октября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ СЛЕДИТЕ ИЛИ НЕ СЛЕДИТЕ ЗА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКОЙ РОССИИ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000 руб.и менее2000 - 3999 руб.4000 руб. и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100562814303038485234372814323617273032810173926
слежу 47 47 47 51 47 53 42 58 37 35 54 53 32 38 51 69 37 49 56 70 42 48 48 40
не слежу 51 52 52 48 52 46 56 41 61 63 45 46 65 59 48 31 60 50 43 29 57 52 49 58
затрудняюсь ответить 1 2 2 1 1 1 2 1 2 2 2 1 3 2 1 0 3 1 1 1 1 1 2 1

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, В ЦЕЛОМ РОССИЯ ПРАВИЛЬНО ИЛИ НЕПРАВИЛЬНО СТРОИТ СВОЮ ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000 руб.и менее2000 - 3999 руб.4000 руб. и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100562814303038485234372814323617273032810173926
правильно 35 46 23 16 47 35 27 41 30 37 36 32 29 32 34 49 30<;/td> 37 40 39 45 37 34 31
неправильно 28 18 37 53 24 29 30 33 23 25 29 30 23 28 29 29 27 27 32 39 22 27 30 24
затрудняюсь ответить 37 36 40 31 29 36 43 26 47 39 34 38 48 40 36 22 43 37 27 22 34 36 35 45

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕГОДНЯ РУКОВОДСТВО СТРАНЫ УДЕЛЯЕТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СЛИШКОМ МНОГО ВНИМАНИЯ, СЛИШКОМ МАЛО ИЛИ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО НУЖНО?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000 руб.и менее2000 - 3999 руб.4000 руб. и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100562814303038485234372814323617273032810173926
слишком много 13 10 16 22 14 13 13 14 13 13 14 13 13 14 13 13 9 19 13 12 6 16 14 13
столько, сколько нужно 47 56 39 28 51 48 43 47 46 49 49 42 33 45 51 53 46 44 51 45 60 47 42 49
слишком мало 15 12 18 24 15 15 16 19 12 15 16 15 14 14 15 20 16 12 18 24 15 17 15 13
затрудняюсь ответить 25 23 27 27 20 24 28 20 29 24 22 30 40 27 21 14 29 25 19 18 19 20 29 25


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 30 сенятбря - 1 октября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

НА ВАШ ВЗГЛЯД, СЕГОДНЯ У РОССИИ ЕСТЬ ДРУЗЬЯ, ДРУЖЕСТВЕННЫЕ ЕЙ ГОСУДАРСТВА, ИЛИ ДРУЗЕЙ У РОССИИ НЕТ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000 руб.и менее2000 - 3999 руб.4000 руб. и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100562814303038485234372814323617273032810173926
есть 71 77 65 63 75 71 67 71 70 74 70 68 69 71 69 75 70 72 72 73 75 63 70 75
нет 14 10 18 22 11 16 15 17 11 12 16 13 8 14 15 17 10 14 18 15 10 21 14 10
затрудняюсь ответить 15 14 17 15 14 13 18 11 19 14 14 19 23 15 16 8 20 13 10 12 15 16 16 15

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, СЕГОДНЯ ЕСТЬ СТРАНЫ, КОТОРЫЕ ОТНОСЯТСЯ К РОССИИ ВРАЖДЕБНО, МОГУТ РАЗВЯЗАТЬ ПРОТИВ НЕЕ ВОЙНУ, ИЛИ ТАКИХ СТРАН НЕТ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000 руб.и менее2000 - 3999 руб.4000 руб. и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100562814303038485234372814323617273032810173926
есть 69 68 75 67 67 68 73 70 68 67 68 74 67 69 68 73 67 71 73 74 59 69 71 69
нет 17 17 15 19 20 18 13 21 13 19 20 11 11 18 17 22 16 15 18 19 19 19 15 17
затрудняюсь ответить 14 15 10 14 13 14 14 8 19 15 12 15 22 13 15 5 17 15 10 7 22 12 14 13

НА ВАШ ВЗГЛЯД, СЕГОДНЯ У РОССИИ ДРУЗЕЙ, СОЮЗНИКОВ СЛИШКОМ МНОГО, СЛИШКОМ МАЛО ИЛИ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО И ДОЛЖНО БЫТЬ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000 руб.и менее2000 - 3999 руб.4000 руб. и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100562814303038485234372814323617273032810173926
слишком много 7 7 6 8 7 7 7 7 6 5 7 8 7 6 7 7 7 7 8 3 7 5 7 9
столько, сколько и должно быть 36 44 28 27 42 40 30 37 36 40 35 34 36 37 35 40 37 36 35 36 52 29 34 38
слишком мало 38 31 50 47 35 33 44 41 36 40 37 39 31 38 40 42 36 38 42 41 27 49 39 34
затрудняюсь ответить 18 18 16 18 16 19 19 14 22 15 20 20 26 20 17 10 20 19 14 17 14 16 20 19

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, СЕГОДНЯ РОССИЯ ПРАВИЛЬНО ИЛИ НЕПРАВИЛЬНО ВЫБИРАЕТ СЕБЕ ДРУЗЕЙ, СОЮЗНИКОВ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000 руб.и менее2000 - 3999 руб.4000 руб. и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100562814303038485234372814323617273032810173926
правильно 32 40 23 20 40 33 25 33 30 37 31 26 29 31 29 40 31 29 35 24 42 32 30 31
неправильно 17 10 26 31 13 18 20 20 15 16 17 21 10 15 20 22 14 18 22 29 13 22 16 14
затрудняюсь ответить 51 50 51 49 47 48 55 47 55 48 52 53 61 54 50 37 55 53 43 47 44 46 53 55

ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО РОССИИ СЛЕДУЕТ ПОДДЕРЖИВАТЬ ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СО СВОИМИ СОЮЗНИКАМИ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО РОССИИ СЛЕДУЕТ ВЫБИРАТЬ СОЮЗНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ И НЕ СВЯЗЫВАТЬ СЕБЯ ДОЛГОСРОЧНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ С ДРУГИМИ СТРАНАМИ. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ - ВАМ БЛИЖЕ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000 руб.и менее2000 - 3999 руб.4000 руб. и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100562814303038485234372814323617273032810173926
первая 43 46 41 38 48 43 40 49 38 44 43 42 43 43 40 50 40 46 46 43 52 44 41 42
вторая 33 30 35 38 31 33 33 31 34 34 35 28 22 30 39 34 34 29 34 42 31 33 31 32
затрудняюсь ответить 24 24 24 23 20 23 27 20 29 21 23 30 35 27 21 16 25 25 20 16 17 23 28 25





База данных ФОМ > Алфавитный перечень категорий > 0-9 > Доминанта 13 (647) от 4 апреля 2002 г. (132 Пента) >  >  >  > Доминанты. Поле мнений > Все Доминанты за 2006 год > Доминанты 39 от 5 октября 2006 г. > Внешняя политика России