fom.ru · Поиск ·      








19.10.2006, Опрос населения

Грузины в России

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 14-15 октября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.


1. Отношение к грузинам
2. Повышенная бдительность правоохранительных органов в отношении грузин
3. Электронная фокус-группа
4. Приложение. Таблицы

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 14-15 октября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Вслед за межгосударственным конфликтом между Россией и Грузией (о котором слышали почти все россияне – 92%) последовала целая серия действий российских властей, направленных против грузинских мигрантов в России, а также против грузинских бизнесменов (об этом также осведомлено подавляющее большинство опрошенных – 76%). Каким образом вся эта история повлияла на отношение простых россиян к грузинам?

Судя по данным опроса, так или иначе соприкасаются с грузинами в повседневной жизни довольно многие. 18% опрошенных сказали, что среди их друзей, знакомых или соседей есть грузины. Более половины опрошенных (56%) говорят, что там, где они живут, грузины есть, причем 29% считают, что грузин в их городе (селе) много. По мере уменьшения размеров населенного пункта уменьшается и доля опрошенных, полагающих, что грузин в их городе много – от 53% в Москве до 28% в 'малых городах' (в селах – 6%). Каждый пятый опрошенный сказал, что грузин в его населенном пункте нет вовсе, а еще 26% затруднились с ответом.

У тех, кто живет рядом с грузинами, мы выясняли, как изменилось отношение к представителям этой нации за последнее время. Отвечая 'за себя', половина этой группы респондентов (28% от выборки в целом) заявили, что их отношение к грузинам как было, так и остается позитивным. В Москве этот показатель составляет 39% (52% москвичей, отвечавших на вопрос), а в мегаполисах – 49% (59% от отвечавших). Вместе с тем, 13% опрошенных россиян заявили, что всегда плохо относились и продолжают плохо относиться к грузинам, живущим в их городе.

А 8% россиян заявили, что их отношение к грузинам сейчас ухудшилось. В Москве этот показатель составил 13%, в областных центрах с населением меньше миллиона человек – 14%, в 'миллионниках' и 'малых городах' – 9% и 8% соответственно.

Отвечая на вопрос об отношении к грузинам большинства жителей своего населенного пункта, 16% опрошенных сказали, что оно было и остается положительным, а 12% - что было и остается отрицательным. Об ухудшении же отношения к грузинам в настоящее время говорят 11% опрошенных. В качестве причины такого ухудшения респонденты данной группы чаще всего называют собственно политический, межгосударственный конфликт (5% ответов на открытый вопрос). 3% полагают, что в ухудшении отношения виноваты грузины, живущие в России, а около 1% считают, что в этом повинна антигрузинская кампания в отечественных СМИ.

Если говорить об акциях, предпринятых в последнее время правоохранительными органами в отношении грузин, проживающих в России, то хотя слышали о них три четверти опрошенных, лишь 14% респондентов замечали такие акции в своем городе (в Москве – 53%, в городах-'миллионниках' - 23%).

Вместе с тем, большинство опрошенных (57%) полагают, что правоохранительным органам действительно следует пристальнее относиться к деятельности грузин, живущих в России. Лишь 18% россиян против такого избирательного внимания по национальному признаку. Характерно, что даже среди тех, кто заявляет о своем неизменно положительном отношении к грузинам в целом, половина, тем не менее, также высказывается за повышенное внимание правоохранительных органов к деятельности грузин в России.

Петр Бавин



1. Отношение к грузинам

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 14-15 октября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

СРЕДИ ВАШИХ ЗНАКОМЫХ, КОЛЛЕГ, СОСЕДЕЙ ЕСТЬ ГРУЗИНЫ ИЛИ ГРУЗИН НЕТ?

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, В ВАШЕМ ГОРОДЕ (СЕЛЕ) ПРОЖИВАЮТ ИЛИ НЕ ПРОЖИВАЮТ ГРУЗИНЫ? И ЕСЛИ ПРОЖИВАЮТ, ТО ГРУЗИН В ВАШЕМ ГОРОДЕ (СЕЛЕ) МНОГО ИЛИ МАЛО?

все опрошенные

среди знакомых, коллег, соседей...

...грузины есть

... грузин нет

КАКОЕ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ОТНОШЕНИЕ БОЛЬШИНСТВА ЖИТЕЛЕЙ ВАШЕГО ГОРОДА (СЕЛА) К ПРОЖИВАЮЩИМ В ГОРОДЕ (СЕЛЕ) ГРУЗИНАМ? (Карточка, один ответ. Ответы заявивших, что в их городе, селе проживают грузины.)

все опрошенные

среди знакомых, коллег, соседей...

...грузины есть

... грузин нет

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЧЕМ ВЫ ОБЪЯСНЯЕТЕ ТО, ЧТО В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ОТНОШЕНИЕ К ГРУЗИНАМ, ПРОЖИВАЮЩИМ В ВАШЕМ ГОРОДЕ (СЕЛЕ), УХУДШИЛОСЬ? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что в их городе, селе проживают грузины и в последнее время отношение к ним ухудшилось, - 11% от всех опрошенных.)

КАКОЕ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ВАШЕ ЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ГРУЗИНАМ, ПРОЖИВАЮЩИМ В ВАШЕМ ГОРОДЕ (СЕЛЕ)? (Карточка, один ответ. Ответы заявивших, что в их городе, селе проживают грузины.)

все опрошенные

среди знакомых, коллег, соседей...

...грузины есть

... грузин нет

НАЗОВИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ (ПИСАТЕЛЕЙ, ПОЭТОВ, ПЕВЦОВ, КОМПОЗИТОРОВ, ХУДОЖНИКОВ, РЕЖИССЕРОВ, АКТЕРОВ И ДР.) ГРУЗИНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ, КОТОРЫХ ВЫ ЗНАЕТЕ И ЦЕНИТЕ. (Открытый вопрос.)



Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 14-15 октября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЧЕМ ВЫ ОБЪЯСНЯЕТЕ ТО, ЧТО В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ОТНОШЕНИЕ К ГРУЗИНАМ, ПРОЖИВАЮЩИМ В ВАШЕМ ГОРОДЕ (СЕЛЕ), УХУДШИЛОСЬ?

(в % от числа опрошенных)
Обострились отношения между Грузией и Россией, антироссийская политика М.Саакашвили 5
'Из за обострения отношений с Грузией'; 'у них антироссийская политика'; 'из-за политических действий в Грузии'; 'конфликт между Грузией и Россией'; 'из-за грузинского правительства, за то, что арестовали российских военных'; 'политикой Саакашвили'; 'в связи с последними событиями'; 'из-за их президента'.
Грузины захватывают рынки, обманывают, вызывающе себя ведут, совершают много преступлений 3
'Они обнаглели, все магазины и рынки скупили'; 'наглости много с их стороны'; 'от них один обман'; 'их плохое, некультурное поведение'; 'рост преступности за счет грузин, все виды краж совершают они'; 'приехало очень много грузин, в основном это бандиты'; 'они ведут себя по-другому, они считают себя особенными'; 'они торгаши, не дают местным торговать на рынке; перекупают товар продают вдвое дороже'; 'слишком почувствовали себя хозяевами в России'; 'людей не уважают'; 'не признают русских, произвол на рынках, игровые автоматы'.
В России слишком много грузин 1
'Их стало очень много'; 'миграция происходит активно'; 'их очень много стало на территории России'; 'больно их стало много'.
Пропаганда в СМИ, рост националистических настроений
'Расовые предрассудки, поэтому стали относиться хуже'; 'СМИ нагнетают обстановку'; 'антигрузинская пропаганда в СМИ'; 'рост национализма в стране в целом'; 'много им воли дали'; 'по примеру телевидения и газет'.
Другое 1
'Безработица'; 'занимают хорошие посты, и люди смотрят с опаской'; 'много им воли дали'. <1
Затрудняюсь ответить, нет ответа 2


2. Повышенная бдительность правоохранительных органов в отношении грузин

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 14-15 октября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

НЕДАВНО В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПОЯВИЛИСЬ СООБЩЕНИЯ О ТОМ, ЧТО В МОСКВЕ И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ ГОРОДАХ РОССИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ПРИНИМАЮТ СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО ПРОВЕРКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУЗИН, ПРОЯВЛЯЮТ К НИМ ОСОБОЕ, ПОВЫШЕННОЕ ВНИМАНИЕ. ВЫ СЛЫШАЛИ ИЛИ НЕ СЛЫШАЛИ СООБЩЕНИЯ О ТОМ, ЧТО В НЕКОТОРЫХ ГОРОДАХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ПРОЯВЛЯЮТ ОСОБОЕ, ПОВЫШЕННОЕ ВНИМАНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУЗИН?

А ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, В ВАШЕМ ГОРОДЕ (СЕЛЕ) ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ПРОЯВЛЯЮТ ИЛИ НЕ ПРОЯВЛЯЮТ ОСОБОЕ, ПОВЫШЕННОЕ ВНИМАНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУЗИН?

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕГОДНЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ДОЛЖНЫ ИЛИ НЕ ДОЛЖНЫ ПРОЯВЛЯТЬ ОСОБОЕ, ПОВЫШЕННОЕ ВНИМАНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУЗИН, ЖИВУЩИХ В РОССИИ, ПРИНИМАТЬ СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО ПРОВЕРКЕ ЭТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО СЕГОДНЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ДОЛЖНЫ ПРОЯВЛЯТЬ ОСОБОЕ, ПОВЫШЕННОЕ ВНИМАНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУЗИН, ЖИВУЩИХ В РОССИИ, ПРИНИМАТЬ СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО ПРОВЕРКЕ ЭТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что сегодня правоохранительные органы должны проявлять особое, повышенное внимание к деятельности грузин, живущих в России, - 57% от всех опрошенных.)

ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО СЕГОДНЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ НЕ ДОЛЖНЫ ПРОЯВЛЯТЬ ОСОБОЕ, ПОВЫШЕННОЕ ВНИМАНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУЗИН, ЖИВУЩИХ В РОССИИ, ПРИНИМАТЬ СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО ПРОВЕРКЕ ЭТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что сегодня правоохранительные органы не должны проявлять особое, повышенное внимание к деятельности грузин, живущих в России, - 18% от всех опрошенных.)

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ СЛЫШАЛИ ИЛИ НЕ СЛЫШАЛИ О ТОМ, ЧТО НЕДАВНО ПРОИЗОШЕЛ КОНФЛИКТ НА МЕЖГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ГРУЗИЕЙ?



Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 14-15 октября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО СЕГОДНЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ДОЛЖНЫ ПРОЯВЛЯТЬ ОСОБОЕ, ПОВЫШЕННОЕ ВНИМАНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУЗИН, ЖИВУЩИХ В РОССИИ, ПРИНИМАТЬ СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО ПРОВЕРКЕ ЭТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

(в % от числа опрошенных)
Должен быть контроль за любыми приезжими, нужно проявлять бдительность 14
'В любом случае нужно контролировать деятельность приезжих'; 'внимание нужно уделять не национальности, а любым приезжим'; 'всех мигрантов надо контролировать'; 'надо. И китайцев тоже проверить'; 'не только грузин – и других кавказцев'; 'нужно всех шерстить, грузины – самая мирная национальность из кавказцев и самая законопослушная'; 'а как же не проявлять? Обязательно надо'; 'в многонациональном городе надо быть бдительными'; 'должен быть контроль'; 'меры предосторожности не мешают'; 'навести порядок – соблюдать законы должны все'.
Грузины связаны с криминалом, проверки нужны для борьбы с криминалом в целом 11
'Грузины – это воры в законе'; 'к любым нарушающим закон – повышенное внимание, и к грузинам так же'; 'ко всем криминальным группам – внимание, не только к грузинам'; 'много выходцев из Грузии связаны с преступной деятельностью'; 'надо, так как существует грузинская мафия'; 'надо привлекать внимание к любому криминалу'; 'они всегда занимались наркотиками и продажей оружия, а прикрываются торговлей фруктов'; 'разогнать грузинскую мафию – от них зло, криминал, наркотики'; 'чтобы пресекать вовремя любое преступление'.
Отношения с Грузией обострились, от грузин всего можно ожидать 7
'В связи с конфликтом. Что у них на уме?..'; 'в связи с ухудшением отношений между нашими государствами'; 'возможна провокация с их стороны'; 'если идет такая война между нами, на них нельзя надеяться'; 'есть конфликт – надо следить'; 'мы уже не знаем, чем они дышат'; 'Саакашвили хамит постоянно'; 'раз есть конфликт, то могут быть последствия разные, в том числе и нехорошие'; 'так как много объектов у нас не охраняется. Может быть диверсия'; 'у нас не очень хорошие межгосударственные отношения'.
Грузины ведут себя вызывающе, они мстительны и агрессивны 7
'Грузины – народ мстительный, со своими представлениями о чести'; 'грузины – это люди, которые считают себя хозяевами положения везде, даже в России, они ведут себя нагло и агрессивно'; 'грузины должны жить по российским законам, а не устанавливать свои порядки, притесняя коренное население'; 'данная нация не внушает доверия'; 'они к русскому населению относятся плохо'; 'они нагло ведут себя, творят что угодно'; 'чтобы не чувствовали себя хозяевами у нас'.
Грузины подрывают экономику России, они захватили рынки, не платят налоги, наживаются на нас 6
'Все они перекупщики: за 2 рубля купит, за 100 продаст'; 'грузины заполнили все рынки и чувствуют там себя хозяевами'; 'местные могли бы работать на рынке, и нас не гоняли бы с места на место'; 'они тут бизнес развернут, а налоги не платят, все в Грузию отправляют, используют нас, как лохов'; 'потому что много грузин уклоняется от налогов'; 'приезжают за счет нас наживаться'; 'рынки, игровые заведения – в руках кавказцев'; 'экономика Грузии не должна существовать за счет России'; полностью подрывают экономику России'.
Проверки нужны в целях безопасности, предотвращения терактов 3
'Боюсь с их стороны мести – например теракт'; 'в целях безопасности страны'; 'иначе может произойти непоправимое, могут произойти теракты'; 'надо проверять – и враги приезжают, взрывы иногда бывают'; 'они хотят у нас что-то взорвать'; 'чтобы не было всяких терактов'; 'чтобы нам было безопаснее'; 'чтобы полностью устранить возможность террора от Грузии'; 'чтобы предотвратить теракты, диверсии'; 'это наша национальная безопасность'.
Пусть грузины живут у себя, Россия для русских 3
'В России должны жить русские'; 'гнать их в шею'; 'гнать их всех отсюда'; 'грузины должны отправиться на свою родину'; 'надо их выдворять из России'; 'они нам здесь не нужны'; 'потому что Россия для русских'; 'у них есть своя страна, и пусть они там живут'.
В России слишком много грузин, много приезжих 3
'Заполонили Россию'; 'идя по улице, возникает ощущение, что я в зарубежье'; 'много их наехало, надо проверять'; 'очень много иммигрантов'.
Это ответные меры на политику Грузии 2
'Ответ на их агрессию'; 'раз они ведут себя так'; 'это наш ответ на их агрессию'; 'это санкции'.
Нужно выявлять нелегальных иммигрантов 2
'Если они нелегалы...'; 'много живет без гражданства и регистрации'; 'они иностранцы, живут нелегально'; 'они нелегально приезжают'; 'очень много живет без прописки'; 'проверять документы, следить за тем, чтобы не было нелегалов'; 'проявлять особое внимание только к нелегалам'.
Это нужно было сделать давно 1
'Давно должны проявить особое внимание'; 'давно пора'; 'еще раньше нужно было следить'; 'надо было давно это сделать'.
Другое 1
'Им всё доступно'; 'они занимаются вещами, несвойственными нормальному человеку'; 'потому что они нерусские'; 'потому что у них бывает, что они любят власть'; 'чтобы грузины к нам хорошо относились'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 6
Вопрос не задавался 43

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО СЕГОДНЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ НЕ ДОЛЖНЫ ПРОЯВЛЯТЬ ОСОБОЕ, ПОВЫШЕННОЕ ВНИМАНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУЗИН, ЖИВУЩИХ В РОССИИ, ПРИНИМАТЬ СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО ПРОВЕРКЕ ЭТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

(в % от числа опрошенных)
Грузины такие же люди, как и мы, везде есть хорошие и плохие люди 3
'В каждой нации есть хорошие и плохие'; 'все люди одинаковые'; 'грузины такие же люди, как и мы'; 'люди разные бывают – плохие и хорошие'; 'обычные люди, такие же, как и мы'; 'плохие люди есть в любой национальности'.
Грузины давно живут в России, это порядочные, законопослушные люди, они не делают ничего плохого 3
'Все они порядочные, работающие люди'; 'всю жизнь грузины живут в России'; 'грузины – хороший народ'; 'грузины не доставляют беспокойства'; 'грузины не криминальны'; '– нормальный, простой, хороший народ'; 'они спокойно живут, никого не трогают'; 'у нас здесь грузины обрусели'; 'эти, которые здесь живут давно, они-то при чем?'.
Должен быть контроль за всеми приезжими, независимо от национальности 3
'Все национальности должны пользоваться одинаковыми правами в России'; 'всех надо проверять, независимо от национальности'; 'если проверять, то надо всех проверять, не по национальному признаку'; 'кроме Грузии, есть кого проверять'; 'не конкретно к грузинам, а конкретно ко всем'; 'это не зависит от национальности. Если уж проверять, то всех'.
Нужно бороться с преступностью, независимо от национальности 2
'Ко всем независимо от национальности преступникам должны быть меры'; 'криминал опасен сам по себе, не зависит от национальности'; 'ловить надо преступников, а не одних грузин'; 'нельзя бороться с преступностью по национальному признаку'; 'у бандитов нет нации, а внимание надо уделять не грузинам, а бандитам'; 'нужно преступностью заниматься, наркобизнесом, торговлей оружием, а не охотой на ведьм грузинской национальности'.
Это политика, простые люди не должны страдать от нее 2
'Политики спорят между собой, вот и пусть спорят'; 'большая политика, а при чем простой народ, почему он должен страдать, не трудиться там, где хочет?'; 'вряд ли они имеют отношение к тому, что происходит в высших эшелонах власти'; 'грузины, живущие здесь, ни в чем не виноваты, они ни при чем в конфликте между Россией и Грузией'; 'люди не виноваты в том, что политики не могут договориться'; 'они не виноваты в том, что наши государства с ума сходят'.
Нельзя выделять людей по национальному признаку, это ущемляет права людей 1
'Выделять нельзя людей по национальности'; 'национальность не имеет значения'; 'нельзя безосновательно обижать другие национальности, и к грузинам надо проявлять уважение'; 'нужно соблюдать приличие и уважать людей любой национальности'; 'это дискриминация'; 'это оскорбляет человеческое достоинство'; 'это типичная охота на ведьм'; 'это ущемляет их права'.
Такие проверки ведут к разжиганию межнациональной розни 1
'Вносят национальную вражду'; 'все это порождает какую-то фобию, это недопустимо...'; 'думаю, не надо – приведет к национальной розни'; 'нельзя сеять национальную вражду'; 'чтобы не разжигать национальной розни'.
Это не нужно 1
'А для чего?'; 'а почему должны?'; 'зачем их трогать?'; 'не стоит'; 'почему они должны это делать, если раньше этого не делали?'; 'это не нужно, по моему мнению'.
Другое 1
'Большинство грузин приезжают в основном в Россию на заработки'; 'тогда надо трясти всех кавказцев, а не только грузин'; 'всех и так видно'; 'не нужно поступать, как в Грузии, – люди разные бывают, все за других не отвечают'; 'нужно проверить богатых грузин, которые деньги незаконно добывают, а простых людей чего трогать?'; 'почему именно грузины и именно сейчас?'; 'у нас в России много других нерешенных проблем – высокая преступность, наркомания, алкоголизм, низкий уровень жизни россиян...'; 'у нас уже все так запущено, что уже это не имеет значения, кто где живет'; 'у нас государство многонациональное'; 'я сам не русский'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 1
Вопрос не задавался 82


3. Электронная фокус-группа

Темой, объединяющей фрагменты видеоряда, представленного к тестированию, были меры, принятые российскими властными структурами в контексте последнего российско-грузинского конфликта.

№ п/пЭпизодСодержание эпизодаИнтерес, оценкаСогласие, оценкаДоверие, оценкаСредняя оценка
16 (2877)В. Путин о нерешенных проблемах в национальном вопросе2,853,393,533,25
27 (2878)С. Иванов о режиме Саакашвили3,133,062,853,01
33 (2874)ОРТ о закрытии грузинских казино в Москве2,832,692,462,66
48 (2879)ОРТ о недопустимости борьбы с грузинами как с народом3,042,722,192,65
51 (2872)ОРТ о российско-грузинских отношениях2,262,792,572,54
69 (2880)М. Хуциев о российско–грузинских отношениях1,801,971,781,85
72 (2873)Р. Васильев о незаконной деятельности грузинской компании1,241,741,851,61
85 (2876)Э. Памфилова о недопустимости нагнетания обстановки в национальном вопросе1,561,431,711,57
94 (2875)РТР о запросах в московские школы на списки школьников– грузин0,51-0,321,320,50

1. Эпизод № 6 (2877) В. Путин, президент России

(Россия, 'Вести недели', 08.10.06, 20:00)

Ну а вот эти посредники – порой такие субъекты, действуют под стать настоящим рэкетирам, по сути принуждая селян сдавать свою продукцию за бесценок. То, что порой происходит на торговых рынках, и вовсе можно назвать одним словом: 'беспредел'. Люди, которые привезли свою продукцию, да и сама администрация рынка, правоохранительные органы играют там второстепенную роль. Главными на рынках являются полукриминальные группировки. Все это вызывает справедливое негодование граждан.

Хочу обратить внимание, что здесь как раз кроется много проблем, связанных с теми проявлениями, с которыми мы столкнулись и в последнее время. Мы не можем пройти мимо трагических событий последнего времени. И это дело не только в Кондопоге – а что в Москве было! А что было в других регионах! То нападения на иностранцев, то погибают наши граждане. Это не в последнюю очередь результат того, что государство, региональные власти и муниципальные власти не могут до сих пор отрегулировать эту сферу деятельности. Сплошная коррупция в административном аппарате и в правоохранительных органах. И конечно, граждане недовольны.

Руководителям субъектов Федерации принять дополнительные меры по совершенствованию торговли на оптовых и розничных рынках в целях защиты интересов российских товаропроизводителей и населения, коренного населения России.


2. Эпизод № 7 (2878) С. Иванов, заместитель председателя правительства РФ, министр обороны РФ (Россия, 'Вести недели', 08.10.06, 20:00)

Уже в своем хамстве режим Саакашвили перешел все разумные, цивилизованные рамки. И реакция России, по-моему, была адекватной – адекватной в том смысле, что мы не предпринимали тех действий, на которые, очевидно, рассчитывало руководство Грузии. Понимаете, в мире вообще не так уж много независимых и тем более суверенных стран. Я имею в виду прежде всего известные всем факты, что одна из неправительственных зарубежных организаций открыто, по ведомости выплачивает зарплату всему руководству Грузии. Говорить здесь после этого о каком-то суверенитете и защите своих национальных интересов, по-моему, не приходится. Это очевидно.


3. Эпизод № 3 (2874) Е. Кибальчич, корреспондент (Первый канал, 'Время', 08.10.06, 21:00)

Значит, преступная деятельность остановлена. МВД на этой неделе только успевает сообщать об очередной успешной операции. Ревизия всего грузинского в Москве показала даже больше, чем хотели показать. Управляющий развлекательным комплексом Владимир Джанелидзе не по штату грустен. Сегодня в казино пришли совсем неожиданные гости, а он живет в Москве по справке об утере паспорта, выданной год назад в Тбилиси. Московская милиция играет по-крупному – в день берут по казино. До выходных закрыли шесть – и не мелких подпольных, а самых дорогих игорных заведений Москвы. В 'Голден Пэлас' стоят неучтенные игровые автоматы, а постоянные игроки – все учтены. Каждый четвертый – в уголовном розыске. Есть воры в законе. Под фотографиями пометки: этому напитки бесплатно, этому вообще все бесплатно.


4. Эпизод № 8 (2879) П. Толстой, ведущий (Первый канал, 'Время', 08.10.06, 21:00)

Конечно, нет ничего неожиданного, что в ответ на оскорбительные и хамские действия нынешнего руководства Грузии в России начались проверки законности того или иного вида заработков, которые затем отправляются в Тбилиси. Естественно, все задают один и тот же вопрос: а что, до обострения отношений с Грузией никто не знал обо всех нарушениях визового режима, об этнических преступных группировках, которые прекрасно находят общий язык, а кое-где уже и породнились с местными чиновниками. На мой взгляд, это более или менее объяснимо, и даже нормально. Этническая преступность всегда имеет покровителей в коррумпированных государственных органах. И то, что есть политическая воля разобраться и с преступностью, и с покровителями, – это абсолютно нормально. Абсолютно ненормально другое: даже допускать возможность борьбы не с режимом Саакашвили и с его криминальными и полукриминальными спонсорами, а с Грузией как со страной или с грузинами как с народом. Опуская всем известные слова об историческом, культурном и просто родстве с нашими единоверцами грузинами, следует сказать, что такая борьба просто недостойна великой России. Надеюсь, что все эти безумства последней недели – закрытие грузинских ресторанов, требования в школах составить и сдать в органы списки детей с фамилиями на -швили и на -дзе якобы с целью борьбы с нелегальной грузинской миграцией – так вот я надеюсь, что все это, как часто это бывает в России – отвратительный произвол местных ретивых начальников, за который они, эти начальники, административно или уголовно ответят.


5. Эпизод № 1 (2872) П. Толстой, ведущий (Первый канал, 'Время', 08.10.06, 21:00)

Разумеется, сама страна Грузия живет не за счет поддержки Штатов, а за счет России, точнее Москвы. Все режимы Грузии от царских времен через советское время и до сегодняшнего дня держались именно на этом. Каждый пятый житель Грузии живет и зарабатывает деньги в России – эти деньги отсылают в Тбилиси. И именно эти деньги вкупе с дармовым газом и электричеством до сих пор позволяют неумному Саакашвили так энергично плевать в сторону России. Потому что даже если он сам и его правительство получают зарплату непосредственно из Вашингтона, для остальных жителей Грузии основным источником дохода остаются переводы от родственников, уехавших на заработки в Россию. Это, кстати, говорит и об особом типе существования Грузии в составе России. Существования во всех отношениях, мягко говоря, несамостоятельного. Иждивенчество обратной своей стороной всегда предполагает хамство.


6. Эпизод № 9 (2880) М. Хуциев, кинорежиссер, народный артист СССР (Россия, 'Вести недели', 08.10.06, 20:00)

У меня две родины: Грузия, Россия. Сердце мое принадлежит им обеим. Я уверен, что все пройдет, разум восторжествует. Никогда не разорвать наших отношений, которые многолетней историей связаны, верой, огромным взаимопроникновением наших культур. И символом этого является то, что последнее успокоение великий Александр Грибоедов нашел на грузинской земле, а имя Петра Багратиона, отдавшего жизнь на Бородинском поле, навеки запечатлено славой на знаменах русской воинской славы. Спасибо.


7. Эпизод № 2 (2873) Р. Васильев, сотрудник отдела департамента экономической безопасности МВД РФ (Первый канал, 'Время', 08.10.06, 21:00)

Дом 5, строение 2 – располагался офис якобы туристической компании, где под видом туристической компании вроде как легализовались люди, они подделывали документы, также визы для въезда на территорию Российской Федерации. Сотрудники обнаружили и изъяли порядка 30 паспортов граждан Грузии.


8. Эпизод № 5 (2876) Э. Памфилова, председатель совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (Россия, 'Вести недели', 08.10.06, 20:00)

Эти действия абсолютно противоречат тому, о чем говорил президент. Это полное безобразие! Это не только абсурд, я считаю, что это невероятно вредное действие, которое надо в корне пресекать. Нам мало убийств в наших городах по национальному признаку? Мы что, хотим среди школьников зародить это – зародить семена экстремизма? Или мы хотим сохранить многонациональную Россию? Вообще самое сильное качество русского человека всегда было великодушие.


9. Эпизод № 4 (2875) Б. Соболев, корреспондент (Россия, 'Вести недели', 08.10.06, 20:00)

'Прошу предоставить списки лиц грузинской национальности – учащихся вашей школы с предоставлением домашнего адреса, телефона, фамилии, имени и отчества родителей'. По данным коллег из 'Новой газеты', такие запросы из местных УВД пришли на этой неделе в несколько десятков московских школ.

Комментарий

Интерес респондентов к теме исследования был чрезвычайно высоким – значения соответствующей кривой вдвое превышали обычные значения. Участники последовавшей за ЭФГ дискуссии говорили, что тема актуальна прежде всего потому, что, по их мнению, России давно следовало бы дать отпор 'зарвавшимся грузинским властям', которые 'поют под американскую дудку' и 'не считаются с Россией'. Респонденты говорили о том, что их оскорбили действия Грузии в отношении российских военных, они считают, что 'Саакашвили, арестовав наших людей, спровоцировал конфликт', а 'Россия уже не могла закрывать на это глаза'.

'Поскольку позиция нашего государства и представителей этой власти – она довольно-таки выверенная, и не отвечать на те провокации, которые были уже на протяжении по крайней мере последнего года, просто было невозможно, то есть наше правительство заняло очень толерантную позицию по отношению к Грузии и к спонсорам и не предпринимало никаких действий, и это было уже настолько, ну, можно сказать, наболевшая такая проблема, на которую просто нельзя было не ответить'.

'Очень актуальная тема. Ну, я люблю Кавказ, я там часто бываю на отдыхе и очень много знаю эпизодов... например, там, ну, семья была расстреляна вот этим сухумским штурмом на пляже – вот такие вещи рассказывали. Сами абхазцы говорят, что мы бы жили с грузинами нормально, если бы не политика Саакашвили вот такая, просто давали спокойно жить, вот'.

Часть респондентов говорили о своей удовлетворенности позицией, занятой Россией в этом конфликте, – уже давно пора, считают участники дискуссии, дать понять Грузии, что она имеет дело с сильной державой.

'Я просто хочу сказать, что мне очень эта тема... очень больная для меня, потому что у меня в семье... у меня муж нерусский, но он не из Тбилиси, вернее, он жил в Тбилиси, вот, и у меня очень много друзей, которые тоже... национальный вопрос. И конечно, у меня сейчас еще плюс гордость за то, что наша вот политика стала немножко так это... Ну, поднялись мы как бы так вот. Ну, мне это приятно'.

Некоторые респонденты, по существу соглашаясь с позицией российских властей, считают неадекватным освещение этой ситуации средствами массовой информации. Эти участники дискуссии полагают, что российские СМИ 'нагнетали ситуацию, вызывая у народа агрессию к грузинам'. Российским властям следовало 'разбираться' с властями грузинскими, а не с народом Грузии, убеждены они.

'Ну, я тоже думаю, что это очень актуально, но просто средства массовой информации настолько все это раздули! Это нужно было делать... – прекращать вот эти потоки нелегальных средств из России в Грузию более тихим путем, чтобы это воздействовало на сознание граждан и не приводило к национальной розни. То, что притесняли других, совершенно порядочных жителей, которые ни в чем не виноваты, – они же не виноваты в том, что они родились грузинами, и то, что правительство Грузии ведет такую политику. А им... как бы, из-за этого они будут в России чувствовать себя очень плохо, как вот во время распада Союза так же у них в республиках СНГ россиянам'.

Другие участники дискуссии, напротив, удовлетворены антигрузинской кампанией, развернувшейся в средствах массовой информации. Они считают, что СМИ 'доходчиво объяснило всем, почему надо проявить жесткость в отношении граждан Грузии'. И после освещения в СМИ ситуации с грузинскими нелегалами в России даже люди, воспитывавшиеся на советских принципах интернациональной дружбы, поняли, что 'это меры неприятные, но вынужденные'.

'А я вот не согласна. Я не согласна в том, что раздули. Не раздули – а именно по полочкам разложили, чтобы каждый россиянин понял, почему такая политика в данный момент. И это не раздувательство, а это именно объясняли всем тем, кто не понимает это... Вот даже моя мама, которой 82 года, она все прекрасно поняла – почему такая политика и почему сейчас так происходит. Она поняла то, что в данный момент в этой ситуации нужно только такие меры было принимать'.

Эпизод №4

Этот эпизод занял последнее место в нашем рейтинге из-за активного неприятия респондентами действий властей – распоряжении о выявлении школьников с грузинскими фамилиями. Часть респондентов сразу и безоговорочно осудили эти действия властей, заявив о недопустимости 'борьбы с детьми'. Эти респонденты предполагали разные мотивы, которыми руководствовались организаторы этой 'постыдной и неприличной' акции: глупость, желание выслужиться, попытка нажиться на шантаже.

Другие респонденты (в их числе школьная учительница) полагают, что акция эта 'не такая уж страшная', 'что никто не пострадал, а только были выявлены некоторые нарушения'. Эти участники дискуссии испытывают откровенную антипатию к представителям нетитульной, а тем более – 'южной национальности' и не считают нужным это скрывать. Более того, фон, созданный СМИ, дает им возможность без стыда говорить о своих чувствах к 'нерусским'.

'Ну я не знаю, для меня это просто ужасно, как это так, что дети... Ну и вот мне напоминает это сталинские времена, вот как там рассказывали и показывали. Нет, но просто вообще вот придти с проверкой – это чуть ли... Я этого себе представить не могу. Если я... например, у меня была бы знакомая – и к ним приходили бы тоже с проверкой. Не знаю, мне стыдно. Мне стыдно!'

'У нас есть такой же РНЕ, там, или как это называется – вот эти бритоголовые, все, значит, типа русские, и все вот такие ходят там, руки выкидывают, значит, в ботинках в этих, стреляют непонятно за что иностранцев, приехавших учиться, и у меня просто нет слов, все! Нельзя говорить, что вот они приехали, у них там по три магазина – и они все... Надо самим вести себя достойно на проявление... если там ребенок как-то неправильно себя, скажем, другой национальности повел, самим надо показывать пример. Во-первых, надо грамотно по-русски разговаривать научиться, самим достойно себя вести – и тогда они будут с уважением относиться к русским людям'.

'Ну мне не понравилось то, что как бы детей разделяют по национальному признаку, С другой стороны, конечно, действительно важно, с какой целью их... Пытались выяснить, кто из них грузин, кто из них армянин, кто еще. Может быть, просто проверят документы, а может быть, просто, что раз грузин, давайте мы вас всех выгоним из школы, из квартиры, что-то еще... Резко отрицательно просто я к этому отношусь!'

'У меня у сына было три раза сотрясение мозга, и он с этими бумагами пришел в военкомат и сказал: я хочу служить в армии со своим призывом. Мы этого не знали. Он приехал с повесткой и сказал: я хочу служить в армии, и он пошел и служил в армии. Но у меня есть Комисашвили, который упал около школы, у него был синяк здесь (я сама классный руководитель) – и потом приносит бумаги, что ему сделали операцию, что у него там опухоль обнаружили, что ему там компьютером все изучили. Вот эти липовые документы, понимаете? Я им сказала в глаза: вы меня извините, папа, но моему сыну ни разу компьютер не назначали, несмотря на то, что у него было три сотрясения мозга, а вы за эту неделю успели все сделать. Не прописаны здесь, без вида на жительство, без вот этой вот...'

'Вот там в одном сюжете правильно сказали, что порождает хамство, они почти все стали хамами у нас, понимаете, им все дозволено'.

'...я думаю, это обычная практика, во всех государствах спецслужбы собирают, и нечего было тут это публичное заявление делать... С другой стороны, мне кажется, что чиновники пошли вот на этот шаг, чтобы не делать существенных по сути дела действий, а вот галочку поставить, – они вот провели такую работу, выявили'.

Эпизод № 5

Реакция на выступление Э. Памфиловой двух групп респондентов – противников этнических проверок в школах и их сторонников – была диаметрально противоположной. Первые соглашаются с позицией Э. Памфиловой и настаивают на том, что задача школы – 'привить культуру, в том числе и научить полюбить культуру этой страны, а не делить учеников на своих и чужих'. Вторые полагают, что деятельность правозащитников вредит России, так как сводится к защите некоренного населения, защите меньшинства, защите тех, 'кто выделяется, а не тех, кто в защите нуждается'.

'Ну, то, о чем мы говорили, в общем-то – о национализме, что это нельзя, я полностью с Эллой Памфиловой согласна'.

'Не входит в обязанность школы собирание информации: кто грузин, кто не грузин. В обязанность школы входит привить культуру того государства, в котором человек пришел обучаться, ребенку, дать ему язык того государства, чтобы он мог здесь найти работу, чтобы мог с людьми общаться. Вот это задача школы! А не собирать, по-моему, информацию'.

'Ну, я считаю, что это опять пустая трата наших государственных денег – вот все эти правозащитники якобы. Почему они не защищают права всего нашего народа основного, а вот возьмут одного там обиженного, такой, который выделяется, – это же проще, вот это так красочно, наглядно? Нет, по форме она права, а по сути – нет. По сути она просто занимает место, ничего не делает, все это красивая говорильня...'

'И это, считаю, это беда и ошибка вот и западной цивилизации, понимаете? Для того чтобы пользоваться правами, нужно исполнять обязанности, для того чтобы пользоваться законами и благами страны, нужно выполнять обязанности. Сейчас вся западная цивилизация тоже гробит себя тем, что всем мигрантам дают те же права, что коренным жителям, а они имеют больше просто этническую энергию, они приезжают – и они просто ассимилируют и вытесняют коренных жителей'.

Эпизод № 6

Эпизод с участием В. Путина занял первое место в нашем рейтинге – респонденты соглашались с президентом в необходимости борьбы с 'базарной коррупцией'. При этом одни участники дискуссии искренне убеждены в способности нынешней российской власти справиться с этой проблемой, другие относятся к возможности победить коррупцию скептически. Причем последние сомневаются и в принципиальном желании властей действительно делать что-либо в этом направлении.

Некоторые респонденты считают, что президент, говоря о необходимости навести порядок на рынках, не имел в виду исключительно грузин, а имел в виду вообще 'людей неместных', так что 'упрекать его в национализме не надо'. А одна из участниц дискуссии, высказывая свои соображения о 'рыночных торговцах', апеллировала к теории географического детерминизма и настаивала на априорной порочности 'восточных, южных людей', которые 'работают в торговле, так как не воровать не могут в принципе'.

'Эпизод опоздал вот ровно на 15–16 лет, когда происходила на высоком уровне продажа этих рынков оптом, и в этом участвовал наш уважаемый мэр, о чем сейчас... не особо упоминается... Ну, потому что этот вопрос нужно было тогда поднимать, когда вот этот передел криминальный происходил активно очень'.

'...чиновники берут... они и взяточки хорошие имеют, потому что наши, может быть, давать так не будут, а те, которые приезжают, – они дают, поэтому их так много на рынке. Конечно, надо усилить, чтобы за ними проследили, посмотрели и вообще бы их поснимали'.

'Я однажды бабулек стала защищать – меня чуть в милицию не забрали: «Милиция, милиция!» А потому что коррупция. Вот я к коррупции привела пример, я лично сама видела сколько раз и знаю, кому деньги они отдают и во сколько часов приезжает машина милицейская, и как, каким путем'.

'Путин, по-моему, тут сказал, что не о грузинах, а о том, что все участники вот этого рыночного процесса, те, кто контролирует, значит, все, да, рыночного вот этого сектора... Он же сказал: и те, кто держит, и милиционеры, и те, кто руководит этими рынками, и муниципалитет...'

'...думаю, надо всегда помнить о том, что, по определению научному, восточные люди порочны. Географический детерминизм, да, они порочны по своему менталитету, и они требуют другого отношения к себе, поэтому у них другие законы. А южные... извините, я оговорилась, те, кто вырос в южном климате, – они не вынуждены столько работать, и у них менталитет генетически... Они более порочны, мы говорим... Это нужно учитывать обязательно, ну как же вот! А по поводу этого эпизода мне особенно понравилось – усилить... как там, что там было сказано? Да, и дополнительный контроль усилить – мне эти слова очень нравятся'.

Эпизод № 7

Что касается реакции на выступление С. Иванова, эпизод с участием которого оказался на второй строчке нашего рейтинга, то она была вполне позитивной. Респонденты считают, что выступление чиновника было 'пропорциональным и законным' ответом на 'поведение Саакашвили', 'которому давно надо было дать понять, что Россия – это не какая-то Верхняя Вольта, а серьезное и мощное государство, и с нами шутки плохи'.

'...просто по этому сюжету – это не личное оскорбление, а угроза национальным интересам, если угодно, национальной безопасности. Никогда американцы не прощали захвата своих граждан ни в одной стране. Можно сказать не адекватным, а законным образом, то есть мы ответили правовыми методами...'

'Ни одна страна мира никогда... если это иностранные разведчики – их просто высылают, никогда их не арестовывают. Просто идет обмен, пропорциональный обмен как бы якобы шпионами – то есть если сколько-то арестовали, всегда так было, никогда вот таких показных акций, тем более с хамским таким отношением к якобы подозреваемым... Даже не осужденным – подозреваемым, то есть там ни адвокатов долго не пускали, то есть ни одна страна мира никогда себе так не позволяла. И действительно, может быть, не адекватно, а пропорционально и законно ответили'.



4. Приложение. Таблицы

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 14-15 октября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

СРЕДИ ВАШИХ ЗНАКОМЫХ, КОЛЛЕГ, СОСЕДЕЙ ЕСТЬ ГРУЗИНЫ ИЛИ ГРУЗИН НЕТ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000 руб. и менее2001 - 3999 руб.4000 руб.и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100562813302937475336362815353316263231811173926
я сам(-а) - грузин (грузинка) 0 0 0 0 0 1 0 1 0 1 0 0 0 0 0 1 0 0 1 1 0 0 0 0
есть 18 16 25 13 24 17 13 20 16 21 23 8 4 17 18 32 13 12 27 43 24 17 16 11
нет 80 82 72 86 75 80 86 78 82 78 76 87 92 81 80 67 85 86 70 55 74 82 81 88
затрудняюсь ответить 2 1 2 1 1 3 1 1 2 1 1 4 4 1 2 0 2 2 2 1 2 0 3 1

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, В ВАШЕМ ГОРОДЕ (СЕЛЕ) ПРОЖИВАЮТ ИЛИ НЕ ПРОЖИВАЮТ ГРУЗИНЫ? И ЕСЛИ ПРОЖИВАЮТ, ТО ГРУЗИН В ВАШЕМ ГОРОДЕ (СЕЛЕ) МНОГО ИЛИ МАЛО?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000 руб. и менее2001 - 3999 руб.4000 руб.и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100562813302937475336362815353316263231811173926
не проживают 19 21 15 20 14 17 26 20 18 17 16 26 32 21 18 6 30 21 8 0 1 7 9 57
много 29 26 35 27 35 25 27 27 30 31 31 23 15 30 33 32 23 23 38 53 50 41 28 6
мало 27 27 27 24 28 31 22 31 23 28 29 21 19 29 24 34 25 29 27 21 33 30 30 18
затрудняюсь ответить 26 25 23 29 23 27 25 22 29 24 23 31 35 21 25 29 22 28 26 25 16 22 34 19

КАКОЕ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ОТНОШЕНИЕ БОЛЬШИНСТВА ЖИТЕЛЕЙ ВАШЕГО ГОРОДА (СЕЛА) К ПРОЖИВАЮЩИМ В ГОРОДЕ (СЕЛЕ) ГРУЗИНАМ? (Карточка, один ответ. Ответы заявивших, что в их городе, селе проживают грузины.)


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000 руб. и менее2001 - 3999 руб.4000 руб.и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100562813302937475336362815353316263231811173926
относились хорошо и сейчас относятся так же 16 18 14 11 18 17 12 16 15 16 18 13 9 16 17 18 19 12 17 12 25 17 16 11
относились хорошо, сейчас относятся хуже 11 10 15 5 12 11 10 12 9 11 12 9 4 9 14 15 7 10 16 30 17 18 7 3
относились плохо, сейчас относятся лучше 1 1 1 1 2 0 0 0 1 2 0 0 1 1 0 0 0 1 0 1 1 2 0 0
относились плохо и сейчас относятся так же 12 12 14 11 16 11 10 14 11 17 12 6 6 13 11 16 11 13 14 15 20 13 13 4
затрудняюсь ответить 16 13 19 23 15 18 16 16 17 15 19 15 13 19 15 16 12 17 19 17 20 20 21 6

КАКОЕ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ВАШЕ ЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ГРУЗИНАМ, ПРОЖИВАЮЩИМ В ВАШЕМ ГОРОДЕ (СЕЛЕ)? (Карточка, один ответ. Ответы заявивших, что в их городе, селе проживают грузины.)


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000 руб. и менее2001 - 3999 руб.4000 руб.и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100562813302937475336362815353316263231811173926
относился(-ась) хорошо и сейчас отношусь так же 28 28 29 25 31 29 23 29 27 28 33 21 13 27 31 38 27 23 35 39 49 37 25 13
относился(-ась) хорошо, сейчас отношусь хуже 8 8 11 3 7 10 8 9 8 8 7 9 5 10 8 7 5 8 9 13 9 14 8 3
относился(-ась) плохо, сейчас отношусь лучше 1 1 1 0 1 0 0 0 1 1 0 0 1 1 0 0 1 0 1 2 1 1 1 0
относился(-ась) плохо и сейчас отношусь так же 13 12 15 15 17 12 11 13 12 16 13 8 9 14 12 14 11 15 14 11 17 16 16 4
затрудняюсь ответить 6 5 7 8 7 5 7 6 6 6 7 6 6 7 5 6 5 5 7 10 7 4 8 3


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 14-15 октября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

НЕДАВНО В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПОЯВИЛИСЬ СООБЩЕНИЯ О ТОМ, ЧТО В МОСКВЕ И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ ГОРОДАХ РОССИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ПРИНИМАЮТ СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО ПРОВЕРКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУЗИН, ПРОЯВЛЯЮТ К НИМ ОСОБОЕ, ПОВЫШЕННОЕ ВНИМАНИЕ. ВЫ СЛЫШАЛИ ИЛИ НЕ СЛЫШАЛИ СООБЩЕНИЯ О ТОМ, ЧТО В НЕКОТОРЫХ ГОРОДАХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ПРОЯВЛЯЮТ ОСОБОЕ, ПОВЫШЕННОЕ ВНИМАНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУЗИН?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000 руб. и менее2001 - 3999 руб.4000 руб.и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100562813302937475336362815353316263231811173926
слышал(-а) 76 76 80 74 73 82 74 81 72 71 84 74 61 73 81 86 71 73 83 87 79 77 74 75
не слышал(-а) 19 20 17 23 22 14 22 16 22 25 14 19 29 22 15 12 26 21 14 9 18 23 19 21
затрудняюсь ответить 4 4 4 3 5 5 4 3 5 4 3 7 10 4 3 2 3 6 3 4 3 0 7 4

А ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, В ВАШЕМ ГОРОДЕ (СЕЛЕ) ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ПРОЯВЛЯЮТ ИЛИ НЕ ПРОЯВЛЯЮТ ОСОБОЕ, ПОВЫШЕННОЕ ВНИМАНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУЗИН?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000 руб. и менее2001 - 3999 руб.4000 руб.и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100562813302937475336362815353316263231811173926
в нашем городе (селе) грузин нет 16 17 13 17 11 13 22 16 16 14 15 20 25 18 14 6 27 15 6 3 1 1 8 48
проявляют 14 13 17 9 18 12 13 15 13 16 15 9 4 9 19 25 7 12 23 53 23 18 10 2
не проявляют 29 28 29 35 35 30 24 32 26 31 30 24 22 32 29 28 29 31 30 10 36 38 29 25
затрудняюсь ответить 41 42 41 39 37 44 42 37 46 38 41 47 48 42 38 42 37 43 41 34 40 43 54 25

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕГОДНЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ДОЛЖНЫ ИЛИ НЕ ДОЛЖНЫ ПРОЯВЛЯТЬ ОСОБОЕ, ПОВЫШЕННОЕ ВНИМАНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУЗИН, ЖИВУЩИХ В РОССИИ, ПРИНИМАТЬ СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО ПРОВЕРКЕ ЭТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000 руб. и менее2001 - 3999 руб.4000 руб.и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100562813302937475336362815353316263231811173926
должны 57 60 57 50 60 55 57 61 54 60 54 58 51 64 56 51 57 62 53 47 63 51 60 57
не должны 18 17 19 24 18 21 16 17 19 19 23 11 7 14 24 26 17 13 24 34 21 22 16 13
затрудняюсь ответить 25 23 23 27 22 24 27 22 27 22 23 31 42 22 21 23 25 25 23 19 16 27 24 30

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ СЛЫШАЛИ ИЛИ НЕ СЛЫШАЛИ О ТОМ, ЧТО НЕДАВНО ПРОИЗОШЕЛ КОНФЛИКТ НА МЕЖГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ГРУЗИЕЙ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000 руб. и менее2001 - 3999 руб.4000 руб.и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100562813302937475336362815353316263231811173926
слышал(-а) 92 93 92 89 92 95 91 94 91 90 96 91 78 92 97 97 86 92 96 100 97 97 89 90
не слышал(-а) 6 5 6 10 7 4 8 5 8 9 4 6 17 7 3 2 13 6 2 0 2 3 9 9
затрудняюсь ответить 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 3 5 1 0 1 1 2 1 0 1 0 2 1





База данных ФОМ > Алфавитный перечень категорий > 0-9 > Доминанта 13 (647) от 4 апреля 2002 г. (132 Пента) >  >  >  > Доминанты. Поле мнений > Все Доминанты за 2006 год > Доминанты 41 от 19 октября 2006 г. > Грузины в России