fom.ru · Поиск ·      








30.11.2006, Опрос населения

Коррупция в современной России

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 25-26 ноября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.


1. Коррупция в России: положение дел и вектор перемен
2. Взятки в повседневной жизни россиян
3. Борьба с коррупцией: перспективы
4. Отношение к коррупции в российском обществе
5. Электронная фокус-группа
6. Приложение. Таблицы

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 25-26 ноября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Слово 'коррупция' взялись истолковать 75% опрошенных россиян. Большая часть ответов на соответствующий открытый вопрос близки по смыслу к адекватному толкованию этого термина. 35% опрошенных определяют коррупцию как взяточничество должностных лиц ('денежная взаимосвязь между властью и народом'). Называют коррупционерами чиновников – расхитителей государственной (а иногда – вообще чужой) собственности 13% респондентов ('присвоение государственных финансов'; 'прикарманивание чужих денег'). Считают, что коррупция – это злоупотребление властью в корыстных целях, 8% участников опроса ('чиновники используют власть в своих выгодных целях'). По 5% указывают на финансовые махинации чиновников ('отмывание денег'; '...махинации с деньгами в банках'); связь власти с криминалом ('связь властей и мафии'); говорят о 'нечестных деньгах', независимо от источника их поступления в карман чиновника ('когда кто-то из чиновников нечестно наживается'). По 4% ответов пришлось на толкования: продажность должностных лиц; вымогательство; нарушение законов. Некоторые (2%) называют коррупцией не только злоупотребления чиновников, связанные с деньгами, но и блат, протекцию, круговую поруку.

За последние год-два 28% респондентов сталкивались с тем, что тот или иной государственный служащий просил или ожидал от них неофициальную плату или услугу за свою работу. Когда-либо давали взятки примерно столько же – 27%. Это чаще, чем в среднем, респонденты с высшим образованием (34%); москвичи (45%), люди с относительно высоким доходом (более 4000 рублей на человека в месяц). Никогда не давали взяток, по их словам, 70% респондентов. Но при этом 34% опрошенных признают, что возможна ситуация, когда они дадут взятку должностному лицу. Не дадут – 29%. Отсутствие готовности давать взятку чаще демонстрируют пожилые (49%), а также малообразованные (50%) граждане.

Респондентов просили назвать службы, организации, учреждения, служащие которых, по их мнению, чаще всего берут взятки. Приведем эти данные в порядке убывания доли отметивших ту или иную службу.

Вопрос: 'По Вашему мнению, среди должностных лиц каких служб, организаций, учреждений чаще встречается коррупция?'

% от числа опрошенных в группе

ВсеТе, кто давал взятки
Милиция, таможня, правоохранительные органы5256
Гибдд (гаи)4556
Больницы, поликлиники3345
Суд, прокуратура2627
Военкоматы2120
Учреждения образования1820
Местные органы власти1820
Высшие, федеральные, органы власти129
Жилищно-коммунальные службы, учреждения бытового обслуживания87
Армия54
Профсоюзы11
Православная церковь12
Другое22
Нигде не встречается10
Затрудняюсь ответить113

Из таблицы видно, что 'компетентные' (те, кто давал взятки) и 'некомпетентные' респонденты в целом одинаково обозначают иерархию официальных организаций по степени их 'взяткоемкости'. 'Компетентные' отличаются лишь тем, что отвечают более уверенно, реже затрудняются с ответом.

Те, кто когда-либо давал взятки, в ответах на соответствующий открытый вопрос рассказывали об обстоятельствах, при которых они это делали. Сказали, что давали взятки врачам или другим работникам медицинских учреждений, 8% опрошенных ('в больнице в целях выздоровления, жить-то охота'). Сотрудникам ГИБДД давали взятки 5% респондентов ('сотрудники ГАИ не хотели выписывать квитанцию, а хотели наличными'). Преподавателям платили 4% ('в вузе декан сказал, что если не сдадим по 500 рублей, то не сдадим и экзамены'). По 2% респондентов, не вдаваясь в подробности, сказали, что они давали взятку для быстрого решения вопроса; в безвыходной ситуации; столько же – указали, что платили сотрудникам правоохранительных органов (суд, милиция, прокуратура). Другие респонденты давали деньги или делали подарки служащим жилконтор, разного рода проверяющим, тем, от кого зависело их продвижение по службе.

57% опрошенных считают, что за последние год-два коррупция среди должностных лиц увеличилась (среди дававших взятки – 65%). Полагают, что ее масштабы не изменились, 24%. Оптимистов, полагающих, что коррупция уменьшилась, оказалось лишь 4%. Затруднились ответить на этот вопрос 14% опрошенных.

* * *

Россиянам задавались вопросы об их отношении к взяткам и перспективам борьбы с коррупцией в целом. Уверены, что большинство людей осуждают тех, кто берет взятки, 68% опрошенных, а полагают, что большинство относится к взяточникам без осуждения, – 21%. Примерно так же распределяются и ответы о собственном отношении респондентов к взяточникам: осуждают их 70%, воспринимают без осуждения – 21% (среди дававших взятки – 64% и 25% соответственно).

Тех же, кто взятки дает, участники опроса осуждают существенно реже: 34% (среди дававших взятки – 23%). Относятся к взяткодателям без осуждения – 54% (среди тех, кто сам имел такой опыт – 69%).

Осуждение взяточничества соседствует с мнением, что почти каждый человек будет брать взятки, если ему их будут давать. Его разделяют 54% опрошенных. Чаще других разделяют эту точку зрения люди с низким доходом (до 2000 рублей на человека в месяц – 59%). Не согласны с ней 39% респондентов, чаще прочих – люди с высшим образованием (46%); с доходом более 4000 рублей (47%); москвичи (46%) и жители других мегаполисов (47%).

В том, что искоренить коррупцию в России невозможно, уверены большинство наших сограждан – 67% (среди тех, кто давал взятки – 71%). Думают, что с коррупцией можно справиться, 24%. В качестве одного из средств борьбы с этим злом иногда предлагается повышение зарплаты должностным лицам потенциально 'взяткоемких' учреждений. Большинство россиян относится к таким мерам скептически. Уверены, что они не приведут к уменьшению коррупции, 79% респондентов (среди дававших взятки – 81%). Думают, что повышение зарплат принесет результат, – 13%.

Респондентам было предложено выбрать одно из четырех суждений относительно желания и способности руководства страны справиться с коррупцией. Согласились с тем, что оно хочет, но не может успешно бороться с коррупцией, 32% участников опроса. Примерно столько же – 31% – выбрали вариант 'руководство страны может, но не хочет успешно бороться с коррупцией'. Самую критическую точку зрения – 'руководство страны не хочет и не может успешно бороться с коррупцией' – разделяют 19%. И лишь 5% полагают, что 'руководство страны хочет и может успешно бороться с коррупцией'.

Светлана Климова



1. Коррупция в России: положение дел и вектор перемен

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 25-26 ноября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ СЛОВО 'КОРРУПЦИЯ'? ЧТО ОНО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ОЗНАЧАЕТ? (Открытый вопрос*.)

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СРЕДИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ КАКИХ СЛУЖБ, ОРГАНИЗАЦИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ ЧАЩЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ КОРРУПЦИЯ? (Карточка, не более трех ответов.)

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КОРРУПЦИЯ СРЕДИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОД-ДВА УВЕЛИЧИЛАСЬ, УМЕНЬШИЛАСЬ ИЛИ ОСТАЛАСЬ ТАКОЙ ЖЕ, КАК РАНЬШЕ?



Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 25-26 ноября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ СЛОВО 'КОРРУПЦИЯ'? ЧТО ОНО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ОЗНАЧАЕТ?

(в % от числа опрошенных)
Взяточничество должностных лиц 35
'Берут взятки, все за деньги делается'; 'взяткобратели, на мой взгляд, они заражены этим как наркоманы'; 'взяточничество в громадных размерах госчиновников'; 'взяточничество в учреждениях, в больницах'; 'взяточничество: не подмажешь – блин не снимешь'; 'когда дают взятки и когда берут'; 'чиновник нечист на руку, берет'; 'это вон эти взяточники все, если их всех в кучу собрать, вот и будет коррупция'; 'денежная взаимосвязь между властью и народом'.
Воровство во властных структурах 13
'Вор на воре сидит и вором погоняет'; 'воровство на высшем уровне'; 'воровство среди вышестоящих органов власти'; 'высшие органы власти воруют по большому'; 'присвоение государственных финансов'; 'это когда крадут у государства его служащие'; 'чиновники воруют, как, например, в ведомстве Зурабова лекарства'.
Использование служебного положения в личных целях, превышение служебных полномочий 8
'Злоупотребление властью в своих корыстных интересах'; 'когда власть использует чрезмерно свое служебное положение'; 'пользуются властью в личных целях'; 'превышение власти'; 'чиновники используют власть в своих выгодных целях'.
Обман, аферы, махинации 5
'...Махинации с деньгами в банках'; 'все приватизируют на себя'; 'махинации с деньгами во властных структурах'; 'махинации чиновников'; 'мошенничество'; 'обман граждан должностным лицом'; 'обман, махинация'; 'отмывание денег'; 'перекупщики'; 'спекуляция'.
Нечестное получение денег чиновниками 5
'Возможность дополнительного дохода на служебном месте'; 'когда кто-то из чиновников нечестно наживается'; 'незаконно берут деньги в различных ситуациях'; 'незаконное присвоение денег'; 'нечестным путем заработанные деньги высокими чинами'; 'чиновники незаконно присваивают себе чужие деньги'.
Криминал, связь власти с криминальными структурами 5
'Когда власть переплетается с мафиозной структурой'; 'когда власть сращивается с преступным миром'; 'криминал'; 'мафия в верхних чинах'; 'преступность в больших объемах'; 'преступные структуры'; 'связь властей и мафии'; 'чиновники покрывают преступность за деньги'.
Нарушение, несоблюдение законов, беспредел 4
'Беспредел среди людей, занимающих высокий пост'; 'нарушение закона должностными лицами'; 'невыполнение закона'; 'отсутствие власти'; 'произвол чиновников'.
Продажность должностных лиц 4
'Все куплено'; 'все продажные'; 'купленная власть'; 'продажная власть'; 'продажность чиновничьего аппарата'.
Вымогательство, обдираловка 4
'А я думаю, что это как вот менты стоят и деньги вымогают, наверное, или преподы везде'; 'вымогательство денег на работе'; 'дерут деньги с народа'; 'и понимать нечего, даже мелкий чиновник откровенно просит'; 'извечная обдираловка'; 'финансовое насилие'.
Власть, чиновники, богачи 3
'Большие, крупные начальники'; 'власти элитные'; 'власть богатых'; 'наша власть'; 'нормальное состояние нынешней власти'; 'правительство'; 'у кого денег много'; 'это нынешние олигархи, новые русские, как их называют'.
Блат, протекция, круговая порука 2
'Блат, знакомство'; '...протекции'; 'все кругом повязано'; 'все пронизано разными связями'; 'круговая порука чиновников'; 'лоббирование'; 'родственные отношения в высших эшелонах'; 'рука руку моет'; 'типа у нас все схвачено, за все заплачено'; 'это круговая порука должностных лиц'.
Нечистоплотность, жадность, бессовестность 1
'Борзота, жадность'; 'жадность чиновников'; 'люди потеряли совесть, это коррупция'; 'нечестные люди'; 'нечистые на руку, не дружат с совестью'; 'потеря совести и доброты'.
Это плохо, приносит вред 1
'Все, что есть самое негативное в нашей жизни'; 'зло'; 'однозначно язва общества'; 'разорение страны'; 'разруха'; 'страшный недостаток современного общества'; 'угроза жизни'; 'что-то не очень хорошее'; 'это грех'.
Другое 1
'Борьба со взятками'; 'в нашем регионе она не процветает'; 'хамство высших чиновников власти'; 'власть денег над умами'; 'гибель сына в Чечне – это и есть коррупция, ее следствие'; 'за это наказывают'; 'зажиточность'; 'контрабанда всякая'; 'коррупция легальная стала'; 'против демократии'; 'связь власти и денег'; 'сообщество, которое делает все возможное, чтобы сорвать нормальное развитие'; 'то, что простому человеку недоступно'; 'это все фигня! Коррупция всегда существовала и будет существовать'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 25


2. Взятки в повседневной жизни россиян

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 25-26 ноября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

КОРРУПЦИЯ - ЭТО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦОМ СВОЕГО СЛУЖЕБНОГО ПОЛОЖЕНИЯ В ЦЕЛЯХ ЛИЧНОГО ОБОГАЩЕНИЯ. СТАЛКИВАЛИСЬ ЛИ ВЫ ЛИЧНО ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОД-ДВА С ТЕМ, ЧТО КАКОЙ-НИБУДЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ (ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО) ПРОСИЛ ИЛИ ОЖИДАЛ ОТ ВАС НЕОФИЦИАЛЬНУЮ ПЛАТУ, УСЛУГУ ЗА СВОЮ РАБОТУ?

ВЫ КОГДА-НИБУДЬ ДАВАЛИ ИЛИ НИКОГДА НЕ ДАВАЛИ ВЗЯТКУ ДОЛЖНОСТНОМУ ЛИЦУ?

ПОЧЕМУ, ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ВЫ ДАВАЛИ ВЗЯТКУ ДОЛЖНОСТНОМУ ЛИЦУ? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что они когда-либо давали взятку должностному лицу, - 27% от всех опрошенных.)

ВЫ ДОПУСКАЕТЕ ИЛИ ИСКЛЮЧАЕТЕ, ЧТО В КАКОЙ-ЛИБО СИТУАЦИИ ДАДИТЕ ВЗЯТКУ ДОЛЖНОСТНОМУ ЛИЦУ? (Ответы заявивших, что они никогда не давали взятку должностному лицу.)



Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 25-26 ноября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ, ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ВЫ ДАВАЛИ ВЗЯТКУ ДОЛЖНОСТНОМУ ЛИЦУ?

(в % от числа опрошенных)
В медицинских учреждениях, врачам 8
'В больницах – чтобы восстановить инвалидность'; 'в больнице за операцию ребенку'; 'врачу, чтоб справку выписал лично в руки, не через кассу'; 'в больницу не клали больную маму, по уходу за мамой платили деньги'; 'чтобы пробиться через медкомиссию'; 'в больнице за уход после химиотерапии'; 'в медучреждениях – чтобы лучше обслуживали'; 'врачам «скорой помощи» и врачам-специалистам'; 'в поликлинике за выписку лекарства'; 'в больнице в целях выздоровления, жить-то охота'.
Сотрудникам ГИБДД 6
'Штраф ГИБДД без протокола'; 'гаишникам, и не раз'; 'при аварии'; 'взятку давал гаишнику'; 'откупить права'; 'сотрудники ГАИ не хотели выписывать квитанцию, а хотели наличными'; 'при техосмотре в ГИБДД'; 'машину на учет поставить'.
В образовательных учреждениях, преподавателям 4
'В институте – чтобы отдали диплом'; 'для поступления дочери в институт'; 'в вузе декан сказал, что если не сдадим по 500 рублей, то не сдадим и экзамены'; 'в училище за зачет'; 'в учебном процессе'; 'в сфере образования'; 'в учебном заведении – все знают, что за экзамен надо выложить определенную сумму'; 'в садик за ребенка'; 'в школе за многое'; 'в техникуме за экзамены'.
Для быстрого, положительного решения вопроса 2
'Ускорить изготовление документов'; 'быстрее делалось все'; 'за любую бумажку нужно платить, иначе замотают'; 'чтобы решить проблему'; 'платишь деньги – и в очереди не стоишь, и работа делается быстрей'; 'чтоб подвинуть дело'; 'пролоббировать мой интерес нужно было'.
В безвыходном положении, когда к этому вынуждали 2
'Потому что просили, требовали, не дашь – так хуже будет'; 'они провоцируют для решения вопросов'; 'безвыходное положение было'; 'нужно что-то, а не пропускают, приходится давать взятку'.
Сотрудникам милиции 1
'Милиционеру, когда на улице проверял документы'; 'в милиции'; 'от милиции откупался, когда избил подлеца...'; 'милиции – чтобы не забрали'; 'у сына были проблемы с милицией'; 'в парке сидели, пили пиво, подошел мент – дал ему 100 рублей'.
В суде, прокуратуре 1
'В суд, следователю, в связи с осуждением сына'; 'чтоб замять уголовное дело'; 'обращались в суд'; 'в суде выкупали сына, чтоб не посадили'.
По работе, при поступлении на работу, в интересах своего бизнеса 1
'При трудоустройстве'; 'по роду профессиональной деятельности проверка'; 'чтобы процентовку на работе больше поставили'; 'чтобы отстали от меня на работе'; 'в предпринимательстве, при открытии своего дела, приходилось использовать это'; 'для процветания предприятия на уровне федеральных органов власти'.
При получении жилья, при оформлении документов на квартиру 1
'С целью улучшения жилищных проблем'; 'получение квартиры при обмене'; 'переоформление квартиры на дочь'; 'конфеты давала, когда квартиру получала'; 'оформлял квартиру'.
В благодарность за хорошо выполненную работу 1
'Поощрил за работу'; 'в качестве благодарности'; 'конфеты как благодарность'; 'за оказанную услугу, но не деньгами, а подарками'.
Другое 1
'Военкомат'; 'с повышением квалификации'; 'надо было гараж на даче построить, пришлось за место давать взятку председателю садоводства, иначе бы не разрешил, и все так делают'; 'экологической инспекции'; 'в разных местах'; 'как опекун – отстаивание сиротских интересов'; 'чтобы относились по-человечески'; 'жилищно-коммунальное хозяйство'; 'местные органы власти'; 'чтобы сделали сантехнику'; 'почти каждый день кому-нибудь, но даю'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 4


3. Борьба с коррупцией: перспективы

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 25-26 ноября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ВОЗМОЖНО ИЛИ НЕВОЗМОЖНО ИСКОРЕНИТЬ КОРРУПЦИЮ В РОССИИ?

все опрошенные

взятку должностному лицу когда-нибудь...

все опрошенные

...давал(-а)

...не давал(-а)

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ПОВЫШЕНИЕ ЗАРПЛАТЫ ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦАМ ПРИВЕЛО БЫ ИЛИ НЕ ПРИВЕЛО БЫ К УМЕНЬШЕНИЮ КОРРУПЦИИ В РОССИИ?

все опрошенные

взятку должностному лицу когда-нибудь...

...давал(-а)

...не давал(-а)

C КАКИМ ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ НИЖЕ СУЖДЕНИЙ О БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ ВЫ СОГЛАСНЫ? (Карточка, один ответ.)



4. Отношение к коррупции в российском обществе

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 25-26 ноября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ОДИН ИЗ ВИДОВ КОРРУПЦИИ - ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО. ВЫ СОГЛАСНЫ ИЛИ НЕ СОГЛАСНЫ С МНЕНИЕМ, ЧТО ПОЧТИ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК БУДЕТ БРАТЬ ВЗЯТКИ, ЕСЛИ ЕМУ БУДУТ ИХ ДАВАТЬ?

все опрошенные

взятку должностному лицу когда-нибудь...

...давал(-а)

...не давал(-а)

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, БОЛЬШИНСТВО ЛЮДЕЙ ОСУЖДАЮТ ТЕХ, КТО БЕРЕТ ВЗЯТКИ, ИЛИ ОТНОСЯТСЯ К НИМ БЕЗ ОСУЖДЕНИЯ?

А ВЫ ЛИЧНО ОСУЖДАЕТЕ ТЕХ, КТО БЕРЕТ ВЗЯТКИ, ИЛИ ОТНОСИТЕСЬ К НИМ БЕЗ ОСУЖДЕНИЯ?

все опрошенные

взятку должностному лицу когда-нибудь...

...давал(-а)

...не давал(-а)

А ТЕХ, КТО ДАЕТ ВЗЯТКИ, ВЫ ЛИЧНО ОСУЖДАЕТЕ ИЛИ ОТНОСИТЕСЬ К НИМ БЕЗ ОСУЖДЕНИЯ?

все опрошенные

взятку должностному лицу когда-нибудь...

...давал(-а)

...не давал(-а)



5. Электронная фокус-группа

Темой ЭФГ на этой неделе стала проблема борьбы с коррупцией.

№ п/пЭпизодСодержание эпизодаИнтерес, оценкаСогласие, оценкаДоверие, оценкаСредняя оценка
19 (2949)А. Хинштейн о 'нечистоплотности' министров3,043,822,523,13
28 (2947)П. Воронин о ситуациями с лекарствами в аптеках2,843,212,182,74
32 (2940)В. Путин о необходимости разделения денег и власти2,763,481,942,73
41 (2939)В. Путин о необходимости борьбы с коррупцией2,373,341,962,56
56 (2945)НТВ о нарушениях в Министерстве здравоохранения2,332,711,532,19
64 (2942)Ю. Чайка об организованной преступности в топливно-энергетическом комплексе1,772,390,141,44
75 (2944)Ю. Чайка о коммерческой деятельности чиновников1,482,320,291,36
83 (2941)Б. Грызлов с предложением создать следственный комитет прокуратуры2,202,49-1,171,17
97 (2946)В. Горегляд о своих задачах0,911,30-0,370,61

1. Эпизод № 9 (2947) А. Хинштейн, депутат Госдумы, заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям (НТВ, 'Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым', 19.11.06, 22:00).

В этом году в целом ряде регионов России возникла острая нехватка лекарственных препаратов – по целому ряду категорий. Кто-то набивает себе карманы, кто-то зарабатывает супербарыши на этой ситуации. И этот цинизм вот этой ситуации – беспрецедентный абсолютно по своим масштабам, поскольку никогда в новейшей истории России за решеткой одновременно не оказывалось все руководство целого органа федеральной исполнительной власти. Когда министры зарабатывают на том деле, которое им поручено государством, – ну, мы к этому привыкли, мы можем это принимать, не принимать, понимать, не понимать, но это стало, к сожалению, реальностью. Но есть какие-то вещи, на которых нельзя зарабатывать. Это здоровье людей в первую очередь. И то, что у этих людей хватало цинизма это делать, свидетельствует о том, что наш с вами диспут на тему 'Есть ли у них совесть или нет?', просто бессмыслен, бессмыслен по своей сути.

2. Эпизод № 8 (2946) П. Воронин, депутат, член комиссии противодействия коррупции (НТВ, 'Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым', 19.11.06, 22:00)

В аптеках нет лекарств, и пропали лекарства, именно которые нужны в повседневной жизни, да? Все склады забиты средствами от диареи, от запора и активированным углем. И абсолютно нет препаратов, которые, ну, сердечные, от давления, – то, что человек, если он не выпьет, он умрет. Потом я начал дальше смотреть. Выяснил, что количество препаратов российских и отечественных – оно по закону должно быть, российских и импортных, 50 на 50. Пошел перекос: 85% – импортных, 15% – отечественных. Потом я стал смотреть цены. Выяснил, что цены по льготным рецептам кое-где превышают цены в коммерческих аптеках. Но если государство почти на 2 миллиарда долларов, 50 миллиардов рублей, покупает лекарства, там же и скидка предусмотрена оптовая.

И я написал два письма господину Зурабову – одно, второе. Но в ответ – тишина. Поэтому я решил: ну, коль он считает ниже своего достоинства отвечать мне, значит, я обращусь в соответствующий орган – прокуратуру, и еще время ответа не наступило. Но вот тот ответ, который я увидел, – он вполне меня удовлетворяет.

3. Эпизод № 2 (2940) В. Путин, президент РФ (Первый канал, 'Время', 21.11.06, 21:00)

Хочу еще раз подчеркнуть: деньги и власть должны быть разъединены. И это тоже выбор каждого чиновника, каждого сотрудника государственного аппарата или работника правоохранительных органов: хотите зарабатывать деньги – идите в бизнес; хотите служить государству и реализовывать себя на государственной службе – живите на заработную плату. И давайте будем вместе бороться за ее повышение.

4. Эпизод № 1 (2939) В. Путин (Первый канал, 'Время', 21.11.06, 21:00)

Пришло время законодательно закрепить апробированные и у нас, и за рубежом требования и запреты для представителей правоохранительных органов и судебной системы, в частности, такие, как контроль за доходами и имуществом сотрудников правоохранительных органов, судов, членов их семей. Данное требование предусмотрено всеобщими стандартами борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах, принятыми в 2002-м году Генеральной ассамблеей Интерпола. И, наконец, не менее важно законодательно оградить сотрудников правоохранительных органов и судей от неправомерного вмешательства в их работу всякого рода 'заинтересованных' (в кавычках) граждан, различных начальников самых разных уровней.

5. Эпизод № 6 (2944) А. Яковенко, ведущий (НТВ, 'Сегодня', 21.11.06, 22:00)

Сегодня Генпрокуратура вынесла представление главе Минздравсоцразвития Михаилу Зурабову, в его ведомстве выявлено нарушение законов о государственной гражданской службе и противодействии коррупции. Как говорится в официальном заявлении Генпрокуратуры, сотрудники министерства не предоставляли отчетов, вакантные должности замещались без конкурса, а руководители не разработали квалификационных требований к подчиненным. Зурабову предложено устранить нарушения и наказать виновных. В Генпрокуратуре отмечают, что аналогичные факты обнаружены еще в 11 федеральных министерствах и ведомствах.

6. Эпизод № 4 (2942) Ю. Чайка, Генеральный прокурор РФ (Первый канал, 'Время', 21.11.06, 21:00)

По оценкам министерства внутренних дел, организованная преступность в топливно-энергетическом комплексе внедрилась везде: от скважин и бензоколонок – до крупных нефтяных компаний. Но уголовные дела о незаконном предпринимательстве, уклонении от уплаты налогов и других экономических преступлениях касаются прежде всего представителей малого и среднего бизнеса, и крайне редко – крупных нефтяных комплексов.

7. Эпизод № 5 (2943) Ю. Чайка (НТВ, 'Сегодня', 21.11.06, 22:00)

Выявлены многочисленные случаи совмещения чиновниками основной деятельности с коммерческой. А также их участие в управлении предпринимательскими структурами. Государственные служащие в прямом смысле слова торгуют вверенной им информацией, оказывают подконтрольным структурам содействие в получении незаконных льгот и привилегий.

8. Эпизод № 3 (2941) Б. Грызлов, председатель Госдумы РФ, руководитель фракции 'Единая Россия' (Первый канал, 'Время', 21.11.06, 21:00)

Прокуратура сегодня сама возбуждает уголовные дела, сама их расследует, прокурор сам за собой надзирает, поддерживает обвинение в суде и так далее. Думаю, что основной целью реформирования должно стать повышение эффективности расследования преступлений. Прежде всего – наиболее опасных преступных деяний, в том числе коррупционного характера. В этих целях необходимо усилить самостоятельность следственных органов прокуратуры, организационно их обособив, при сохранении надзорных полномочий прокурора. Однако прокуроры не должны иметь возможности непосредственно вмешиваться в ход следствия, в связи с чем предлагаю создать следственный комитет прокуратуры и в целях поднятия статуса руководителя этого комитета предлагаю, чтобы его возглавил первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, начальник следственного комитета. Его назначение нужно осуществлять с Советом Федерации по представлению президента Российской Федерации.

9. Эпизод № 7 (2945) В. Горегляд, вице-спикер Совета Федерации РФ (НТВ, 'Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым', 19.11.06, 22:00)

Наша задача на самом деле состоит в том, чтобы находить финансы, находить нарушения, указывать на них, нарушения, и добиваться того, чтобы эти нарушения устранялись. И должен сказать, значительная часть нарушений была устранена.

Комментарий

В числе тестировавшихся эпизодов были фрагменты заседания российского правительства, посвященные теме коррупции, а также отдельные выступления, прозвучавшие в программе телеканала НТВ 'Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым' 19 ноября этого года. По итогам электронного тестирования очевидно, что респонденты проявляют интерес к теме коррумпированности российских чиновников различного ранга: средние показатели кривой интереса в этот раз были почти втрое (!) выше обычных. В то же время особое внимание привлекает разница между весьма высокими показателями кривой согласия и значениями кривой доверия прозвучавшим высказываниям. Отметим, что обычно показатели согласия бывают выше показателей доверия, – респонденты, как правило, больше склонны солидаризироваться с декларациями героев эпизодов, нежели верить в их искренность. Однако в большинстве случаев эта разница фиксируется в пределах 20–50%. На этот раз по некоторым эпизодам значения кривой согласия превышали значения кривой доверия в несколько раз. Полученные результаты свидетельствуют, с одной стороны, об актуальности темы коррупции, а с другой – о скептическом отношении респондентов к декларациям представителей власти о намерении положить конец этому социальному явлению.

Участники последовавшей за ЭФГ дискуссии говорили, что нынешние масштабы коррупции в России беспрецедентны, 'размах ее сейчас угрожает существованию государства', и нередко заявляли, что считают победу над коррупцией в нашей стране невозможной в принципе.

'А пока будет власть – будут чиновники. Будут чиновники – будут взятки. Всегда у чиновников будет возможность брать взятки. Ничего тут не попишешь'.

'Это почти естественно, ведь рыба ищет, где глубже, а человек – он ищет, где лучше'.

'Я думаю, взятки берут те люди, которые имеют такую возможность'.

'Я вот когда уходил из милиции на пенсию, я спрашиваю одного, молодой паренек пришел: ты зачем пошел работать? А он мне отвечает: я пришел деньги заработать. Если я за свою смену, за восемь часов не заработаю три тысячи рублей, я плохо работал. Я когда пришел в 80-м году на работу, у меня была другая направленность – работать на человека, защитить его по-нормальному'.

При этом респонденты убеждены в том, что 'на самом деле властям коррупция выгодна – они ведь сами и есть главные взяточники', и что развернутая в СМИ кампания по борьбе с этим явлением – показная, она носит характер пиар-акции перед предстоящими думскими и президентскими выборами.

'Хочется посмеяться. А где же вы были раньше, шесть лет – почему это сейчас? Если это было всегда, то почему вот именно сейчас делают этот закон? Сколько лет мы в этом живем – почему сейчас? Я не понимаю, мне смешно'.

'Ну, как взятки брали, так их и будут брать, а как бы в связи с какими-то предстоящими выборами это как-то актуально. Так поэтому я такое не слушаю'.

Участники дискуссии заявляли о том, что они интересуются заявлениями политиков по поводу коррупции, чтобы быть в курсе событий, 'отслеживать соответствие их слов их действиям'.

Эпизод №9

Безусловным лидером нашего рейтинга на этот раз стал эпизод с участием А. Хинштейна, и хотя и здесь также показатели кривой доверия были ниже показателей кривой согласия, но все же разница была не столь критической. А. Хинштейн не является государственным чиновником, он не обещал телеаудитории искоренить коррупцию – он обрушился с гневной речью на чиновников от здравоохранения, за счет чего и обеспечил себе безусловную поддержку респондентов.

Любопытно, что и А. Хинштейна некоторые из участников дискуссии подозревают во взяточничестве. При этом они руководствуются следующим соображением: кто годами обличает коррупционеров и остается при этом в живых, тот не может быть человеком честным и наверняка сам берет взятки.

'Ну, я к нему очень хорошо отношусь, я вообще очень... ну, мне он нравится. Очень умный парень, поднимает очень хорошие вопросы. Просто мне его жалко иногда бывает – говорят, что там действительно, наверное, есть возле него охрана'.

'Он достаточно острые поднимает вопросы и грамотно дискуссию <ведет>. И знает, о чем говорит, и практически все соответствует действительности то, что он говорит'.

'Я согласна вот с мнением предыдущих – я хочу сказать, он не только очень грамотно, но и я смотрела, он очень как бы не боится'.

'Он такой молодец, такой откормленный и так он рассказывает, мне кажется, он просто взял себе такую тему благородную вот, и правильно он говорит, вы понимаете, что народу это понравится – то, что он говорит. Да еще и не факт, что он сам не берет там взятки, я не знаю, кто он'.

'Такое впечатление, что человек говорит все правильно, но в любом случае он берет взятки. А почему? Потому что один не брал, Холодов – его убрали. А этот берет, и поэтому он жив, вот и все. Это мое мнение'.

Эпизод № 2

Реагируя на высказывание президента, участники дискуссии недоумевают по поводу внезапного обострения интереса властей к борьбе с коррупцией.

'...этот вопрос встал еще в 95-м году – о борьбе с коррупцией, и по результатам ни к чему не привело. И опять же, по прошествии такого количества лет, пока Путин у власти, были надежды первые два года. Но когда вот через... в конце второго срока он об этом говорит – опять же вопрос: а раньше он это не замечал?'

Респонденты полагают, что объявленная борьба с коррупцией сведется к 'поиску стрелочников', в качестве которых скорее всего будут выступать чиновники низшего уровня, что эта кампания, 'если и затронет верхушки, то только тех, кто неугоден'. Те же, кто сегодня берет взятки 'в особо крупных размерах', не пострадают.

'Но он сказал, значит, по поводу контроля за доходами. Да, я еще раз повторюсь: кто ниже стоит, за теми будет контроль, он и есть, был и остается...'

'В стране и так столько денег накопилось – они не знают, куда девать деньги, и тут все равно еще берут, и берут, и берут. Не знаю, куда это все берут. Чтобы коттеджи, наверное, строить'.

'Во всем мире если человек, занимающий госдолжность, и нарушает закон, то несет ответственность по максимуму. У нас же чаще всего – либо амнистия, либо это забывается'.

Участники дискуссии считают, что люди, занимающие ответственные посты в государстве, должны не только получать хорошую зарплату, но и иметь гарантированную достойную пенсию.

'...оно хорошо, когда человек находится у власти и получает сумму денег, которая ему позволяет жить достойно. А потом, у меня есть знакомые чиновники, которые, ну, просто крутятся, вертятся, – низкие зарплаты. Чтобы получать хороший оклад, нужно работать побольше 10–15-и лет, чтобы выйти на определенные доплаты. А тем, кто живет на одну зарплату, – ну, редко кто может найти такую работу, чтобы получать достойно и содержать семью и дом'.

'Выходя на пенсию за границей, человек получает определенные бонусы за свою безупречную службу. У нас человек, уходящий после МВД либо после какой-либо чиновничьей службы, получает максимум 75% своего оклада, а последующая инфляция все вот эти суммы просто съедает – и человек оказывается практически в нищете, он ничего не может делать, и он уже никому не нужен. Например, я сужу по своему тестю – он закончил генералом, но в итоге оказался с потерянным здоровьем и никому ненужный, и выброшенный по сути дела'.

В ходе дискуссии часть респондентов высказались в защиту главы государства. Они отмечают, что невозможно решить эту проблему силами 'только одного человека'.

'Да, но я не думаю, что он [В. Путин] что-то один... маленький такой – и так все сделает, такой худенький. Ну, я не думаю, что он что-то вот может сделать. Конечно, когда это большая коррупция, когда большой это вот... ну, хоть сотрясает воздух – и то уже хорошо, и то можно сказать: давай, вперед! А так – конечно, тяжело ему'.

Эпизод № 3

Совсем неудачным по итогам тестирования оказался эпизод с участием Б. Грызлова, в котором он предлагал создать следственный комитет прокуратуры, призванный внести свой вклад в борьбу с коррупцией. Участники дискуссии убеждены в том, что любая новая структура – это лишние чиновники, а дополнительный штат – это дополнительные деньги на взятки.

'...создание нового дополнительного коллектива за деньги – это опять-таки дополнительные взятки, у них же будут особые полномочия, они могут и завернуть... Это будет теперь уже от них зависеть. Мне кажется, это не меняет проблему. То есть дополнительно набрать людей, которые за чем-то там следили, – это не то. Это не решение проблемы'.

'Ну, говорит хорошо, а в действительности ничего не будет, и все. Потому что я уже сказала, что надо начинать с себя. Более того, все это надо узаконить, и жестко, именно жестко. Вот когда это будет – с себя начинать будут, вот тогда, я думаю, может быть, что-то изменится. А так как это только слова, прекрасные слова, а на деле буквально ничего, то, естественно, вывод какой? И ничего – на деле и в жизни'.

'Ведь есть же в прокуратуре, в любой прокуратуре надзирающий орган за деятельностью милиции. Они приезжают, контролируют, проверяют, дают направление, подсказывают – ну, если брать опять низшую ступень. Выше – да, вот они вмешиваются в то же дело «Три кита», например, и еще где-то. Да, вот туда они вмешиваются, понятно. Ну, я здесь как хочу сказать? Слова-то, конечно, хорошие, но стоит ли вот это вот предложение ввести в дело? Опять будет раздутие штатов просто-напросто'.

Эпизод № 7

Эпизод с участием В. Горегляда занял нижнюю строку нашего рейтинга. Участники дискуссии полагают, что все заявления о разоблачении коррупционеров, о выявленных и устраненных финансовых нарушениях – это 'лишь красивые слова для народа', 'чтобы повесить людям лапшу на уши'. Респонденты возмущались тем, что 'власти держат нас за лохов, которые верят не своим глазам, а их словам'.

'Которая часть была устранена? Один процент из ста или сколько? И одна сотая процента? Я думаю, что дальше все это будет останавливаться, тормозиться, и ничего дальше развития не будет'.

'Ну понимаете, что он даже сказал – вот со стороны смешно. Вот если смотрят западные эти – точно смеются, и очень смеются. Но смех, конечно, не такой веселый, а горестный: что вот стоят люди и лапшу вешают на уши, а народ терпит, хотя ни во что это не верит. А почему я так думаю? Потому что слышу, вижу: уже действительно просто, знаете, мне кажется, здесь на последнем таком дыхании все держится'.

В то же время участники дискуссии с сочувствием отзывались о 'честных людях, которые есть в органах и которые рискуют собой ради дела'. Респонденты считают, что настоящая борьба с коррупцией не только сложна, но и очень опасна, и что из-за пренебрежительного отношения государства к 'судьбам честных работников правоохранительных органов, всех, кто рискует своей жизнью по долгу службы', привлечение добросовестных людей в органы по борьбе с коррупцией – проблематично.

'...но вы еще поймите, каково им под пули лезть. Я не думаю, что он будет жилец и дальше... Это опасная работа. Там такие деньги – его уберут просто, не уберут – начнут шантажировать детьми, что угодно. И не каждый... ваш сын, наверное, или мой сын – он не захочет... По крайней мере я скажу: не надо, ты ничего не сделаешь, не лезь туда, это слишком большие деньги. Ты будешь... просто ты маленький, тебе... просто дунут – и тебя нет'.



6. Приложение. Таблицы

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 25-26 ноября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СРЕДИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ КАКИХ СЛУЖБ, ОРГАНИЗАЦИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ ЧАЩЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ КОРРУПЦИЯ? (Карточка, не более трех ответов.)


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000 руб. и менее2001 - 3999 руб.4000 руб.и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100602511312937475336382713343418273131812173924
милиция, таможня, правоохранительные органы 52 52 57 49 52 53 53 54 51 57 53 47 48 53 53 54 50 52 55 66 52 50 53 49
ГИБДД (ГАИ) 45 48 44 40 53 46 40 54 38 53 49 30 34 45 45 54 40 45 50 53 45 42 45 46
больницы, поликлиники 33 34 36 29 29 35 35 28 37 27 36 37 25 37 37 25 35 35 31 20 28 26 36 40
суд, прокуратура 26 25 27 31 25 26 26 25 26 24 27 26 21 27 27 26 25 28 24 30 34 22 26 23
военкоматы 21 22 24 13 24 22 18 20 21 26 21 14 12 22 22 22 19 22 25 18 23 17 24 19
учреждения образования 18 18 22 14 23 15 18 14 22 24 18 11 11 20 20 19 18 20 17 9 19 26 17 18
местные органы власти 18 19 18 17 20 18 17 19 18 21 20 13 13 19 18 21 18 18 22 8 25 23 19 15
высшие, федеральные, органы власти 12 10 14 16 11 12 12 13 10 11 12 12 12 10 10 18 10 11 14 14 11 17 11 9
жилищно-коммунальные службы, учреждения бытового обслуживания 8 7 8 13 9 7 8 7 8 6 10 8 5 8 8 9 7 8 9 14 8 8 7 6
армия 5 6 4 2 5 6 3 4 5 6 4 4 4 5 4 5 6 4 4 7 5 3 4 6
православная церковь 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 0 0 1 1 2 1 1 1 3 2 1 0 2
профсоюзы 1 1 0 2 1 1 0 1 0 1 0 1 1 1 0 0 1 0 1 1 0 0 1 1
другое 2 2 1 4 2 1 4 2 3 2 3 3 5 1 3 1 3 2 3 2 1 1 3 3
нигде не встречается 1 1 0 1 0 1 1 1 1 0 1 1 3 0 1 0 1 1 1 1 1 0 1 1
затрудняюсь ответить 11 11 8 14 8 11 12 9 12 8 8 19 20 10 10 7 16 11 6 10 6 12 11 12

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КОРРУПЦИЯ СРЕДИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОД-ДВА УВЕЛИЧИЛАСЬ, УМЕНЬШИЛАСЬ ИЛИ ОСТАЛАСЬ ТАКОЙ ЖЕ, КАК РАНЬШЕ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000 руб. и менее2001 - 3999 руб.4000 руб.и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100602511312937475336382713343418273131812173924
увеличилась 57 54 59 72 51 57 62 58 56 54 59 59 57 56 56 60 51 59 59 56 55 57 60 54
осталась такой же, как раньше 24 25 28 15 30 26 19 26 23 26 27 19 17 26 26 24 25 23 26 24 24 27 22 27
уменьшилась 4 6 3 2 7 3 2 6 3 7 3 1 2 5 4 5 5 3 4 5 5 3 5 4
затрудняюсь ответить 14 16 10 12 12 13 17 11 17 13 11 21 25 13 14 12 19 14 11 16 15 14 14 15


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 25-26 ноября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

КОРРУПЦИЯ - ЭТО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦОМ СВОЕГО СЛУЖЕБНОГО ПОЛОЖЕНИЯ В ЦЕЛЯХ ЛИЧНОГО ОБОГАЩЕНИЯ. СТАЛКИВАЛИСЬ ЛИ ВЫ ЛИЧНО ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОД-ДВА С ТЕМ, ЧТО КАКОЙ-НИБУДЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ (ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО) ПРОСИЛ ИЛИ ОЖИДАЛ ОТ ВАС НЕОФИЦИАЛЬНУЮ ПЛАТУ, УСЛУГУ ЗА СВОЮ РАБОТУ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000 руб. и менее2001 - 3999 руб.4000 руб.и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100602511312937475336382713343418273131812173924
да 28 25 32 35 32 24 27 33 23 32 32 16 11 25 33 34 24 25 32 38 31 23 28 25
нет 70 72 65 65 64 73 72 64 74 66 66 80 85 72 65 62 72 74 65 60 66 73 70 72
затрудняюсь ответить 3 3 2 0 3 3 1 2 3 3 2 3 4 2 2 4 4 1 3 2 3 4 2 3

ВЫ КОГДА-НИБУДЬ ДАВАЛИ ИЛИ НИКОГДА НЕ ДАВАЛИ ВЗЯТКУ ДОЛЖНОСТНОМУ ЛИЦУ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000 руб. и менее2001 - 3999 руб.4000 руб.и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100602511312937475336382713343418273131812173924
давал(-а) 27 24 32 34 31 24 26 31 24 28 33 18 9 24 33 34 21 21 36 45 26 25 27 22
не давал(-а) 70 73 66 65 66 73 71 66 74 70 64 80 90 73 64 63 76 76 62 54 71 71 70 76
затрудняюсь ответить 3 3 2 1 3 3 3 3 3 2 3 3 1 3 3 3 3 3 2 1 3 4 3 1

ВЫ ДОПУСКАЕТЕ ИЛИ ИСКЛЮЧАЕТЕ, ЧТО В КАКОЙ-ЛИБО СИТУАЦИИ ДАДИТЕ ВЗЯТКУ ДОЛЖНОСТНОМУ ЛИЦУ? (Ответы заявивших, что они никогда не давали взятку должностному лицу.)


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000 руб. и менее2001 - 3999 руб.4000 руб.и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100602511312937475336382713343418273131812173924
допускаю 34 34 35 30 40 31 29 31 35 44 33 20 26 36 34 31 39 31 32 23 33 30 36 35
не допускаю 29 31 21 31 20 32 34 28 30 19 24 49 50 28 25 25 30 35 24 23 30 34 26 32
затрудняюсь ответить 10 11 11 6 8 12 10 10 11 9 10 13 14 12 8 10 10 13 8 8 11 11 11 10


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 25-26 ноября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ВОЗМОЖНО ИЛИ НЕВОЗМОЖНО ИСКОРЕНИТЬ КОРРУПЦИЮ В РОССИИ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000 руб. и менее2001 - 3999 руб.4000 руб.и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100602511312937475336382713343418273131812173924
возможно 24 22 26 25 27 21 22 27 20 25 24 21 23 24 24 22 24 26 21 23 29 19 25 23
невозможно 67 67 69 69 68 68 67 66 69 67 70 64 57 70 67 71 63 65 73 71 65 75 65 65
затрудняюсь ответить 9 10 6 5 5 10 10 6 11 8 6 15 19 7 9 6 13 9 7 6 6 6 10 12

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ПОВЫШЕНИЕ ЗАРПЛАТЫ ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦАМ ПРИВЕЛО БЫ ИЛИ НЕ ПРИВЕЛО БЫ К УМЕНЬШЕНИЮ КОРРУПЦИИ В РОССИИ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000 руб. и менее2001 - 3999 руб.4000 руб.и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100602511312937475336382713343418273131812173924
привело бы 13 15 11 9 17 11 11 12 13 16 13 9 10 11 14 16 11 11 15 24 12 11 13 11
не привело бы 79 77 83 83 79 81 79 80 78 77 82 78 73 82 78 80 77 80 81 74 81 84 78 79
затрудняюсь ответить 8 8 6 8 4 9 10 7 9 7 6 13 17 7 8 4 11 9 4 2 7 5 10 10

C КАКИМ ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ НИЖЕ СУЖДЕНИЙ О БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ ВЫ СОГЛАСНЫ? (Карточка, один ответ.)


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000 руб. и менее2001 - 3999 руб.4000 руб.и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100602511312937475336382713343418273131812173924
руководство страны хочет и может успешно бороться с коррупцией 5 7 3 3 8 4 5 7 4 6 4 6 7 5 5 4 5 5 6 1 7 4 6 6
руководство страны хочет, но не может успешно бороться с коррупцией 32 39 28 14 38 30 31 30 34 34 32 30 30 31 34 33 32 29 34 33 34 39 29 31
руководство страны может, но не хочет успешно бороться с коррупцией 31 28 38 37 30 34 31 33 30 31 35 27 22 32 34 34 33 32 30 34 32 24 33 34
руководство страны не хочет и не может успешно бороться с коррупцией 19 15 22 39 17 19 21 21 18 18 20 20 19 20 17 21 14 20 24 22 22 22 19 17
затрудняюсь ответить 12 11 8 8 7 13 13 10 13 10 9 18 22 12 10 8 15 14 6 10 5 10 13 13


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 25-26 ноября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ОДИН ИЗ ВИДОВ КОРРУПЦИИ - ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО. ВЫ СОГЛАСНЫ ИЛИ НЕ СОГЛАСНЫ С МНЕНИЕМ, ЧТО ПОЧТИ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК БУДЕТ БРАТЬ ВЗЯТКИ, ЕСЛИ ЕМУ БУДУТ ИХ ДАВАТЬ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000 руб. и менее2001 - 3999 руб.4000 руб.и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100602511312937475336382713343418273131812173924
согласен(-на) 54 53 53 58 57 48 56 53 54 58 54 47 51 57 53 49 59 56 47 48 45 57 55 55
не согласен(-на) 39 38 43 36 39 43 37 41 38 38 40 40 35 37 40 46 32 37 47 46 47 36 39 35
затрудняюсь ответить 7 8 4 6 4 9 8 6 8 4 6 13 14 6 7 5 10 7 6 6 8 6 6 10

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, БОЛЬШИНСТВО ЛЮДЕЙ ОСУЖДАЮТ ТЕХ, КТО БЕРЕТ ВЗЯТКИ, ИЛИ ОТНОСЯТСЯ К НИМ БЕЗ ОСУЖДЕНИЯ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000 руб. и менее2001 - 3999 руб.4000 руб.и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100602511312937475336382713343418273131812173924
осуждают 68 71 68 59 67 70 67 67 69 66 66 75 70 66 68 70 62 74 68 58 71 68 67 72
относятся без осуждения 21 19 22 27 25 20 19 22 20 24 23 13 13 23 22 20 23 18 23 30 18 22 23 15
затрудняюсь ответить 11 10 10 14 8 10 14 11 11 11 11 11 17 11 9 10 14 8 10 12 11 10 10 13

А ВЫ ЛИЧНО ОСУЖДАЕТЕ ТЕХ, КТО БЕРЕТ ВЗЯТКИ, ИЛИ ОТНОСИТЕСЬ К НИМ БЕЗ ОСУЖДЕНИЯ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000 руб. и менее2001 - 3999 руб.4000 руб.и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100602511312937475336382713343418273131812173924
осуждаю 70 71 71 64 65 72 73 67 72 59 70 83 72 69 69 72 65 76 69 64 72 74 68 71
отношусь без осуждения 21 20 22 30 26 19 19 23 19 30 21 10 17 22 23 20 21 18 24 27 18 19 25 17
затрудняюсь ответить 9 9 7 7 9 8 8 9 8 11 8 6 11 9 8 8 13 6 7 9 10 7 8 12

А ТЕХ, КТО ДАЕТ ВЗЯТКИ, ВЫ ЛИЧНО ОСУЖДАЕТЕ ИЛИ ОТНОСИТЕСЬ К НИМ БЕЗ ОСУЖДЕНИЯ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшее2000 руб. и менее2001 - 3999 руб.4000 руб.и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100602511312937475336382713343418273131812173924
осуждаю 34 36 32 31 33 38 33 32 36 26 32 48 41 34 33 34 33 38 31 30 29 36 32 40
отношусь без осуждения 54 52 59 60 57 53 55 57 52 63 57 39 45 57 55 56 53 52 59 63 55 53 57 47
затрудняюсь ответить 11 12 9 8 10 9 12 11 12 11 10 13 14 10 13 10 14 10 10 6 16 10 11 13





База данных ФОМ > Алфавитный перечень категорий > 0-9 > Доминанта 13 (647) от 4 апреля 2002 г. (132 Пента) >  >  >  > Доминанты. Поле мнений > Все Доминанты за 2006 год > Доминанты 47 от 30 ноября 2006 г. > Коррупция в современной России