fom.ru · Поиск ·      








06.11.2003, Опрос населения

Арест М. Ходорковского



1.Дело Ходорковского: причины и следствие
2.Графики и открытые вопросы
3.Электронная фокус-группа
4.Опрос экспертов
5.Приложение.Таблицы

1.Дело Ходорковского: причины и следствие


Из всех российских олигархов глава ЮКОСа (теперь уже бывший) для общественного мнения – не самая одиозная фигура. Положительно к нему относятся 10% опрошенных россиян, безразлично – 52%, отрицательно – 20%. Затруднились определить свое отношение к М. Ходорковскому 18% респондентов (Для сравнения приведем данные об отношении к Б. Березовскому. В 2000 году, когда правоохранительные органы начали расследование, касающееся его деятельности, 6% россиян заявили, что относятся к нему хорошо, 32% - безразлично, 42% - плохо. См. об этом: Б.Березовский: критика новых законопроектов // Доминанты. Поле мнений. 2000. № 8, 14 июня (http://bd.fom.ru/map/projects/dominant/dominant2000/11_6185/28_6208/32_6209/)). Впрочем, месяцы пребывания в фокусе внимания правоохранительных органов и СМИ не прошли бесследно для его репутации: в июле к главе ЮКОСа симпатизировали 8% респондентов, а испытывали к нему антипатию – 10% (Ситуация вокруг ЮКОСа // Доминанты. Поле мнений. 2003. № 28, 17 июля (http://bd.fom.ru/report/map/d032812)).

Сегодня чаще, чем в среднем, положительно относятся к М. Ходорковскому люди с высшим образованием (18%), с доходом свыше 2 тыс. рублей в месяц (14%), оптимисты (16%).

Многие участники фокус-групп не имеют представления о том, кто такой М. Ходорковский, но те, кто знает опального олигарха, часто отзываются о нем с симпатией. Эти респонденты говорили о его заслугах в развитии нефтяной отрасли и хороших заработках нефтяников, о благотворительных проектах, об участии в развитии образования, о личном обаянии.
  • '1-й участник: Кто-то из верхушки.
2-й участник: По-моему, бывший министр.

3-й участник: Не был министром, это самый обыкновенный бизнесмен, и все, больше никто.

4-й участник: Президент нефтяной компании.

5-й участник: Ну, во-первых, это преуспевающий предприниматель, во-вторых, это человек, который смотрит довольно далеко вперед и большими шагами продвигается к своей цели' (ДФГ, Москва).
  • 'Он нормальный бизнесмен, умеет работать. Я его уважаю. В Самару приезжал Ходорковский как лучший бизнесмен России и проводил семинар в академии. Бегала толпа народа, все просили автографы. Ажиотаж был. Потом он уехал из Самары, по-моему, в Новосибирске <его> арестовали' (ДФГ, Самара).
Неосведомленные о работе М. Ходорковского на посту главы ЮКОСа высказываются о нем в духе стереотипа 'все олигархи – эксплуататоры и кровопийцы'.
  • 'В настоящее время это, как говорится, самый главный наш грабитель, нашего народа российского. Они [олигархи], в общем, и во всех странах - люди примерно одного и того же пошиба' (ДФГ, Новосибирск).
.

Представители региональных элит относятся к М. Ходорковскому в целом лучше, чем рядовые граждане: четверо из каждых десяти экспертов выразили положительное отношение к нему, примерно половина – безразличное, и лишь восемь из ста – отрицательное.

Обосновывают свое отношение к нефтяному магнату эксперты примерно так же, как и участники фокус-групп. Те, кто относится к нему положительно, отмечают, что отрасль, ставшая на ноги во многом благодаря его усилиям, приносит немалые деньги в казну; что развивается социальная инфраструктура нефтяных районов. Производит на них благоприятное впечатление и поведение М. Ходорковсого.
  • 'Положительно отношусь – как к человеку, который смог в такое смутное время все-таки создать и поставить на ноги компанию, которая пятое – шестое место в мире занимает, – это не так просто' (эксперт, Тула).


  • 'Ходорковский из тех людей, которые умудрились на полуразрушенном хозяйстве поднять... и само хозяйство, и сделать себя достаточно обеспеченным человеком, и получить признание не только в России, но и <пусть> не во всем мире, но в определенной части мирового пространства' (эксперт, Калуга).


  • 'Когда эти заполярные города в Тюменской области становятся культурными столицами, то это надо приветствовать, по-моему' (эксперт, Вологда).


  • 'Человек принципиально решил не покидать страну – это значит, что все-таки думает о ее будущем' (эксперт, Нижний Новгород).
Те же, кто относится к М. Ходорковскому отрицательно, говорят о несправедливом распределении богатств, которые должны принадлежать всему народу. В целом это вариации на тему природной ренты, которая не раз обсуждалась в СМИ, и, похоже, популярна не только среди рядовых граждан, но и среди интеллектуалов.
  • 'Мы живем на этой земле – почему мне не причитается ноль ноль десятая, миллионная доля от нефти, на мой счет или счет моего ребенка? Почему этим всем завладели единицы?' (эксперт, Малоярославец).


  • 'Как к любому олигарху, я отношусь к нему резко отрицательно. Богатство всех этих богачей, миллиардеров, нечестными деяниями освоено. Уворовано у народа, у общества, поэтому это их богатство – это их наглость и их цинизм' (эксперт, Санкт-Петербург).


  • 'Я отношусь к олигархам с классовых позиций, с человеческих. Понимаю, что пока они будут богатеть, население России будет погибать' (эксперт, Краснодар).
Об аресте М. Ходорковского знают 42% респондентов, что-то слышали – 29%, впервые узнали об этом в ходе опроса 24%. Тем, кто знает или хотя бы что-то слышал о его аресте, был задан открытый вопрос: 'Скажите пожалуйста, какие официальные обвинения предъявлены Ходорковскому? В чем его обвиняют?'.

Чаще всего опрошенные говорят об обвинении в неуплате налогов, сокрытии доходов (24%). 16% заявляют, что нефтяному магнату инкриминируют 'присвоение денег, воровство' ('в присвоении денег в огромном количестве'; 'ворует беспредельно'). 8% опрошенных утверждают, что М. Ходорковского обвиняют в финансовых махинациях, 3% – в том, что он брал взятки, а 2% – в переводе денег за границу ('Все в швейцарские банки положил, а народ от зарплаты до зарплаты еле доживает').

Тех, кто знает, или что-то слышал о заключении в тюрьму бывшего главы ЮКОСа, спросили: 'Вы лично одобряете или не одобряете арест М. Ходорковского?'. Положительный ответ дали 28% опрошенных, отрицательный – вдвое меньше (14%); 28% опрошенных затруднились с ответом. Одобряющих взятие олигарха под стражу больше, чем в среднем, среди людей старше 55 лет (39%) и сторонников Г. Зюганова (42%). Неодобряющих – среди лиц с высшим образованием (20%) и доходом более 2000 рублей в месяц (19%).

В высказываниях участников фокус-групп мы находим обоснования всех трех позиций: одобрения, равнодушия и неодобрения.

Одобряющие действия властей полагают, что арест М. Ходорковского – это восстановление порядка и справедливости.
  • '1-й участник: Народ, с которым я работаю, – порядочный народ, очень умный, грамотный, хоть и строители, – они рады. Даже рады, что начинают олигархов, воров немножко хоть... Хоть справедливость стала немножко, силу показало государство перед ними (ДФГ, Новосибирск).


  • 1-й участник: Первый раз прокуратура действует согласно вот этим нашим законам.


  • 2-й участник: Я считаю, что за неуплату налогов и прочее каждый человек пусть отвечает. Пусть получит то, что заслужил' (ДФГ, Москва).
Осуждающие их не столько доказывают невиновность олигарха, сколько выражают недовольство 'демонстрацией силы' и, в частности, говорят, что можно было бы вести следствие, взяв с него подписку о невыезде.
  • 'Он показал, что страну обижать не хочет. Он заявлял: «Я из страны не убегу, что бы не делали». То есть он честно, открыто пытается изобразить... А зачем задерживали? Можно было взять подписку о невыезде' (ДФГ, Самара).
Те же, кто отнесся к аресту нефтяного магната равнодушно, подчеркивают, что это событие не имеет отношения к жизни рядовых граждан России, не участвующих ни в политике, ни в дележе крупной собственности.
  • '1-й участник: Ну, как я отношусь – мне все равно. Что задержали его, что не задержали его – я, вы знаете, мне от этого легче не станет. Они там свое вертят...
2-й участник: Чубайса надо было в первую очередь...' (ДФГ, Москва).

Представители региональных элит одобряют арест М. Ходорковского существенно реже, чем рядовые россияне: шестеро из каждых десяти экспертов отнеслись к этому факту отрицательно, и лишь двое из десяти – положительно.

Чтобы понять, какими мотивами руководствуются респонденты, одобряя либо не одобряя действия правоохранительных органов, обратимся к ответам на вопрос: 'Одни считают, что арест М. Ходорковского связан только с предъявленными к нему обвинениями. Другие считают, что есть и другие причины его ареста. С какой точкой зрения Вы согласны – с первой или со второй?'. Тех, кто не видит других причин ареста главы ЮКОСа, помимо официально озвученных, среди опрошенных россиян оказалось 16%. Чаще так думают люди с высшим образованием (22%), жители мегаполисов (22%) и сторонники Г. Зюганова (23%). Вторую точку зрения – что помимо предъявленных, есть и другие причины ареста – россияне разделяют чаще, чем первую. Так думают 27% опрошенных. Затруднились с ответом 27% россиян.

Те, кто одобряет действия правоохранительных органов, чаще склонны согласиться с официальной трактовкой события. Те же, кто отнесся к ним неодобрительно, чаще склоняются к мнению, что в нем есть 'второе дно'.

Все

Арест М. Ходорковского...

одобряю

не одобряю

затр. ответить

Вопрос: 'Одни считают, что арест М. Ходорковского связан только с предъявленными ему обвинениями. Другие считают, что есть и другие причины его ареста. С какой точкой зрения Вы согласны – с первой или со второй?'

С первой

16

35

18

13

Со второй

27

34

56

35

Затр. ответить

27

31

26

53



Свои версии 'других' причин заключения под стражу нефтяного магната излагали те, кто отвечал на открытый вопрос: 'Какие, по Вашему мнению, существуют другие причины ареста М. Ходорковского?'.

Считают, что здесь замешана 'большая политика', 6% опрошенных ('политические интриги в первых эшелонах власти'; 'против Путина пошел'; 'влез в политику с идеей глобализации'; 'кому-то очень выгодно нагнетать напряженную обстановку перед выборами').

Склоняются к мнению, что арест М. Ходорковского связан с переделом собственности, 5% респондентов ('Бабки делят – кто-то с кем-то не поделился'; 'борьба власти за деньги').

В числе причин ареста были названы также зависть, происки конкурентов, связь Ходорковского с Гусинским или Березовским.

Участники фокус-групп, высказывая свое мнение о причинах ареста главы ЮКОСа, разделились на две большие группы. Одни излагали официальную версию случившегося (естественно, так, как они ее поняли), а другие давали собственные объяснения. Можно выделить четыре основные интерпретации событий.

Первый (не самый распространенный) вариант сводится к утверждению, что М. Ходорковский – один из 'грабителей-олигархов', которые довели до нищеты россиян, и его арест – благое дело.
  • 'Я знаю из хороших источников, кто он такой. Бывший сутенер, который экспортировал наших девочек за границу. Он эти денежки немножко стал отмывать на покупке всяких ваучеров. Потом вошел в приближающееся общество Бориса Николаевича Ельцина... То, что он виноват, конечно, перед государством, перед народом – это виноват. Конечно, злобы никакой нету. Но просто сколько можно терпеть? Пора всю эту верхушку, всю, которая обобрала Россию...' (ДФГ, Новосибирск).
Следуя второй интерпретативной схеме, арест М. Ходорковского связывают с переделом собственности – те, кто сейчас близок к власти, почувствовали свою силу и принялись 'грабить награбленное'.
  • '1-й участник: Это нужно было делать два-три года назад. Но тогда Борис Николаевич мешал.
2-й участник: Если знать законы капиталистического общества – обычно каждые 12 – 15 лет идет передел имущества. То есть, собственно говоря, это все закономерно. Он постоянно идет в капиталистическом мире.

3-й участник: И как раз время подошло к очередному.

2-й участник: У вас есть миллион, и я тоже хочу иметь, а у меня нет, но я имею власть. Я увидела у вас нарушения – к ним можно придраться. Правильно?

3-й участник: Действительно, все просто. Это обычная дележка' (ДФГ, Новосибирск).

Третий вариант трактовки событий: арест М. Ходорковского вызван угрозой продажи контрольного пакета акций ЮКОСа иностранцам.
  • 'Видимо, просто стараются помешать продаже ЮКОСа американцам. Другими средствами воздействовать на компанию и напомнить, что она все-таки российская... Понимаете, где сорок процентов, там через годик-другой и контрольный пакет' (ДФГ, Самара).
Четвертый вариант интерпретаций (наиболее часто встречающийся) – 'привязка' ареста главы ЮКОСа к приближающимся выборам. Так, по мнению некоторых респондентов, М. Ходорковского изолировали потому, что он пытался вмешаться в ход избирательной кампании, но как только выборы пройдут, его выпустят.
  • 'По весне выпустят, потому что наши правители не хотят, чтобы олигархи лезли во власть, – они боятся попасть под ихнюю пяту' (ДФГ, Новосибирск).
  • '1-й участник: Он деньги должен был выделить Думе, каким-то своим людям. Сейчас ему немного перекрыли кислород.
2-й участник: Кого он поддерживает, я никак не вспомню. Какие партии его?

1-й участник: Ой, по-моему, они все его' (ДФГ, Самара).

Другие полагают, что арест известного олигарха призван продемонстрировать накануне выборов активность команды президента в целом и министра внутренних дел – в частности.
  • '1-й участник: Я знаю, для чего они это показывают. Что вот они работают, Грызлов работает: вот он его взял, вот он его будет судить.
2-й участник: Выборы сейчас...

1-й участник: Чтобы мы думали перед выборами: ах, у нас правительство хорошо работает.

2-й участник: Да, я тоже согласна. Это все показуха' (ДФГ, Москва).

По существу, эти интерпретации отодвигают на второй план вопрос, виноват ли М. Ходорковский в инкриминируемых ему преступлениях или нет. Большинство участников дискуссий склоняются к тому, что все-таки виноват. Но не он один нарушал закон в ходе 'грабительской приватизации', не он один уклоняется от налогов. Тезис 'если бы другой оказался на его месте, он действовал бы точно так же' довольно часто звучал в ходе групповых дискуссий. Поэтому вопрос, действительно ли виноват М. Ходорковский, обсуждался не так жарко, как вопрос, что стоит за этим арестом.
  • '1-й участник: Виноват, конечно.
2-й участник: Наверняка. Но, впрочем, как многие другие.

3-й участник: Не хуже, не лучше. Но дыма без огня не бывает. Я думаю, что рыльце в пушку.

4-й участник: Да другого просто не может быть. Приватизация была сама по себе неправильной, передел имущества. Кончаловский сказал: первый свой миллион заработать нельзя, его надо украсть. То есть все миллионеры первый миллион воровали каким-то образом.

5-й участник: Я думаю, дело не в том, что виноват. Более мощная компания раскопала все дело и через правительство действует, для того чтобы засудить более мелкую компанию, – «Бритиш Петролеум» какая-нибудь...' (ДФГ, Новосибирск).

Представители региональных элит трактуют события вокруг главы ЮКОСа, следуя тем же интерпретативным схемам: это справедливое воздаяние зарвавшемуся олигарху, передел собственности, предвыборный маневр властей.
  • 'Если человек совершил уголовное преступление – а ему предъявили семь обвинений – почему Ходорковскому, если он олигарх, должны сделать меру пресечения – подписку о невыезде, а мужика, который украл мешок картошки, сразу определяют в СИЗО?' (эксперт, Смоленск).


  • 'Это конфликт между неправедной властью и мародерами-олигархами' (эксперт, Краснодар).


  • 'Он с кем-то не поделился, и это был обыкновенный заказ' (эксперт, Малоярославец).
  • 'Господину Ходорковскому решили указать его место до окончания выборов в Думу, чтобы он не делал резких движений. На два месяца взяли. Закончатся выборы, и все закончится' (эксперт, Санкт-Петербург).
Мнение, что арест М. Ходорковского является симптомом наступления власти на права и свободы граждан, высказывается экспертами существенно реже, чем обозначенные выше соображения.
  • 'Я оцениваю этот арест как крайне отрицательное явление и попытку вернуть карательную политику чекистов в 30-х – 40-х – 50-х годах – тогда ни один человек не был гарантирован...' (эксперт, Владимир).
По поводу того, стоило или не стоило заключать нефтяного магната в тюрьму, мнения россиян разделились поровну. 25% опрошенных считают, что достаточно было взять с него подписку о невыезде. Противоположной точки зрения – что заключение было необходимо – придерживаются тоже 25%. 20% затруднились с ответом.

Участники фокус-групп обратили внимание на то, что Ходорковский не поспешил уехать за границу, не в пример своим предшественникам – Березовскому и Гусинскому. Это обстоятельство они ставят арестанту в заслугу и полагают, что он не заслужил столь жестких действий со стороны правоохранительных органов.
  • 'В этой ситуации больше импонировал Ходорковский. Прокуратура прицепилась к этому, что, вот, он по первому требованию не явился. Мне не показалось, что он хотел скрыться' (ДФГ, Новосибирск).
Представители региональных элит существенно чаще рядовых граждан считают, что не стоило брать М. Ходорковского под стражу – достаточно было взять с него подписку о невыезде. Так думают почти три четверти экспертов. Противоположной точки зрения придерживается примерно каждый десятый, и столько же затруднились с ответом.

Те эксперты, которые излагали свое мнение об аресте М. Ходорковского в свободных интервью, подчас выражали недоумение, почему нужно было арестовывать главу кампании, а не просто вычесть недоимки с помощью финансовых органов.
  • 'Если речь идет о том, что неуплата налогов, то дайте срок этой компании, пусть она в течение пяти лет выплатит те долги, которые найдены с помощью фискальных методов' (эксперт, Тула).
В целом можно сказать, что доминирующее отношение к заключению под стражу главы ЮКОСа – равнодушие и отчуждение. Об этом, в частности, говорит тот факт, что многие участники фокус-групп оперировали в своих высказываниях формулой 'мы и они', подразумевая под 'мы' рядовых граждан, а под 'они' – олигархов и власти, которые между собой что-то постоянно делят, но это никак не отражается на жизни простых людей.

Подтверждают это и ответы экспертов, которых просили рассказать о реакции граждан на этот арест и последующие комментарии В. Путина.
  • 'Россиян мало волнует судьба Ходорковского. Разговоров про этот арест – постольку-поскольку: сидят пенсионеры, что-то говорят, и то с негативной точки зрения: пусть расхлебывает' (эксперт, Малоярославец).
Похоже, что комментарии президента прошли мимо внимания россиян. Большинство опрошенных (63%) ничего не знают о них, 15% – 'что-то слышали', и 13% слышали собственно комментарии или их изложение в СМИ. Затруднились с ответом 9% респондентов.

Тех, кто хотя бы что-то слышал о комментариях президента в связи с делом ЮКОСа, спросили: 'Вам понятна или не понятна позиция президента в отношении ареста М. Ходорковского?'. Сказали, что позиция президента им понятна, 20% опрошенных. Это чаще люди в возрасте 36 – 54 лет (26%), имеющие высшее образование (36%) и доход более 2000 рублей (27%).

Позиция президента непонятна 6% опрошенных, 2% затруднились ответить на этот вопрос, и 72% не дали никакого ответа, поскольку ничего не слышали о самом выступлении либо не смогли сказать, слышали они что-то или нет.

Для того чтобы узнать, какие существуют интерпретации позиции В. Путина, был задан вопрос: 'Как Вы думаете, в чем заключается позиция В. Путина в отношении ареста М. Ходорковского?'.

Чаще всего (9%) участники массового опроса говорили, что позиция президента – не вмешиваться в работу прокуратуры. В некоторых из этих высказываний звучит одобрение такой позиции ('он нейтрален – ни на стороне прокуратуры, ни на стороне Ходорковского, пусть суд разбирается – это правильно'; 'Путин показал, что он стоит над схваткой суда и капитала').

Близкую к этой интерпретацию дали 4% респондентов, которые сказали, что В. Путин придерживается принципа равенства граждан перед законом, и именно в этом суть его позиции ('что для всех одна мерка – нарушил закон – пусть отвечает').

Считают, что В. Путин хочет запугать олигархов, 1% опрошенных ('не было никому повадно'). Столько же полагают, что президент в этой ситуации заботится прежде всего о развитии российской экономики ('для того, чтобы деньги шли в экономику России').

Большая часть тех, кто хотя бы что-то слышал о комментариях В. Путина, одобряют его позицию (64% от числа осведомленных или 18% от числа опрошенных). Не одобряют – 11% от числа слышавших о реакции президента (или 3% от числа опрошенных). Затруднились с ответом 7% россиян.

Представители региональных элит в большей степени включены в информационный поток, поэтому неудивительно, что слышали о комментариях В. Путина восемь из десяти опрошенных экспертов, и почти всем слышавшим позиция президента понятна. Одобрили ее примерно половина экспертов, не одобрили – около трети.

Спектр суждений проинтервьюированных экспертов по поводу линии поведения Путина может быть сведен к нескольким основным позициям.

Первая: отношение к В. Путину после этого события улучшилось, потому что он проявил себя как сильная и самостоятельная политическая фигура. Это наиболее часто встречающаяся позиция. Эксперты, которые ее занимают, одобряют президента за то, что он не поддается давлению со стороны олигархов и некоторых СМИ, последовательно отстаивая интересы страны.
  • 'Вообще-то, как любой гражданин, я двумя руками «за». Перед законом действительно должны быть все равны. Эти постоянные разговоры о том, что Путин не может освободиться от влияния «семьи», не соответствуют действительности. Я думаю, что Путин – достаточно самостоятельная фигура, чтобы подобные шаги предпринимать в отношении Ходорковского. Мое отношение улучшилось' (эксперт, Владимир).


  • 'Я его уважал и продолжаю уважать, и думаю, что он начал наводить в стране порядок, что власть у нас все-таки – президентская республика, и власть должна быть у президента, она должна быть не авторитарная, а справедливая. Все должны вносить свою долю в государственный бюджет и работать на процветание России' (эксперт, Волгоград).
Вторая: отношение не изменилось, поскольку это дело связано с выборами и никаких реальных последствий иметь не будет. Такая позиция встречается реже, чем первая.
  • 'Нет, никак не повлияли. Перед большой президентской игрой нужен сильный ход. Не исключено, что месяца через три появятся новые жертвы' (эксперт, Санкт-Петербург).
Третью позицию, которая в чем-то близка ко второй, можно обозначить как скептическую. Эксперты, занимающие эту позицию, считают, что президент не может влиять на процессы, происходящие в обществе. Его программные декларации очень редко находят воплощение в реальных действиях подвластных ему структур и Думы, и акция против М. Ходорковского тоже, скорее всего, кончится ничем.
  • 'Он же ничего сам не предпринимает. Когда он выступает и говорит разумные вещи, народ смотрит – вроде как хороший человек, порядочный, да? А делается все наоборот. Там, значит, кто-то крутит. Если все это кончится пшиком, то тогда может настроение измениться не в пользу президента' (эксперт, Новосибирск).
Четвертую позицию, которую занимают немногие, можно назвать настороженной. Эти эксперты говорят о том, что арест М. Ходорковского – признак надвигающейся угрозы авторитаризма в России.
  • 'Это, в принципе, не что иное, как именно установление именно авторитарной власти' (эксперт, Казань).
В целом можно сказать, что и рядовые граждане, и представители региональных элит в большинстве своем не разделяют обеспокоенности столичных аналитиков в связи с делом М. Ходорковского, демонстрируя если не одобрительное, то спокойное отношение к действиям правоохранительных органов и позиции В. Путина в этой ситуации.


2.Графики и открытые вопросы
НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ О СОБЫТИЯХ ВОКРУГ НЕФТЯНОЙ КОМПАНИИ ЮКОС И О ЕЕ РУКОВОДИТЕЛЕ МИХАИЛЕ ХОДОРКОВСКОМ. КАК ВЫ В ЦЕЛОМ ОТНОСИТЕСЬ К МИХАИЛУ ХОДОРКОВСКОМУ - ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО ГЛАВА ЮКОСА М.ХОДОРКОВСКИЙ АРЕСТОВАН?
ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО АРЕСТ М.ХОДОРКОВСКОГО СВЯЗАН ТОЛЬКО С ПРЕДЪЯВЛЕННЫМИ ЕМУ ОБВИНЕНИЯМИ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ЕСТЬ ЕЩЕ И ДРУГИЕ ПРИЧИНЫ ЕГО АРЕСТА. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ ВЫ СОГЛАСНЫ - С ПЕРВОЙ ИЛИ ВТОРОЙ? (Ответы заявивших, что они слышали об аресте М. Ходорковского.)
ВЫ ЛИЧНО ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ АРЕСТ М.ХОДОРКОВСКОГО? (Ответы заявивших, что они слышали об аресте М. Ходорковского.)
НЕКОТОРЫЕ ГОВОРЯТ, ЧТО БЫЛО БЫ ДОСТАТОЧНО ВЗЯТЬ С М.ХОДОРКОВСКОГО ПОДПИСКУ О НЕВЫЕЗДЕ. ДРУГИЕ ГОВОРЯТ, ЧТО НЕОБХОДИМО БЫЛО ЗАКЛЮЧИТЬ ЕГО В ТЮРЬМУ. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ ВЫ СОГЛАСНЫ - С ПЕРВОЙ ИЛИ ВТОРОЙ? (Ответы заявивших, что они слышали об аресте М. Ходорковского.)
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ НИЧЕГО НЕ СЛЫШАЛИ О ТОМ, ЧТО ПРОИЗОШЛО В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ ПОСЛЕ АРЕСТА М.ХОДОРКОВСКОГО?
КАК ВЫ СЕГОДНЯ ОЦЕНИВАЕТЕ ПОСЛЕДСТВИЯ АРЕСТА М.ХОДОРКОВСКОГО ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ? (Ответы заявивших, что они знают о событиях в экономике после ареста М. Ходорковского. Карточка, один ответ.)
КАКИЕ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ДАЛЬНЕЙШИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ БУДЕТ ИМЕТЬ АРЕСТ М.ХОДОРКОВСКОГО? (Ответы заявивших, что они знают о событиях в экономике после ареста М. Ходорковского. Карточка, один ответ.)
ВЫ СЛЫШАЛИ ИЛИ НЕ СЛЫШАЛИ О КОММЕНТАРИЯХ В.ПУТИНА В СВЯЗИ С АРЕСТОМ М.ХОДОРКОВСКОГО?
ВАМ ЛИЧНО ПОНЯТНА ИЛИ НЕ ПОНЯТНА ПОЗИЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА В ОТНОШЕНИИ АРЕСТА М.ХОДОРКОВСКОГО? (Ответы заявивших, что они слышали о комментариях В. Путина.)
А ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ВЫ ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ПОЗИЦИЮ В.ПУТИНА В ОТНОШЕНИИ АРЕСТА М.ХОДОРКОВСКОГО? (Ответы заявивших, что они слышали о комментариях В. Путина.)

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАКИЕ ОБВИНЕНИЯ ПРЕДЪЯВЛЕНЫ М. ХОДОРКОВСКОМУ? В ЧЕМ ЕГО ОБВИНЯЮТ?




(в % от числа опрошенных по России)

Уход от уплаты налогов, сокрытие доходов

24

  • 'В неуплате налогов'; 'в неуплате больших налогов'; 'в сокрытии налогов в очень крупных размерах'; 'в сокрытии доходов, неуплата всех налогов'; 'за долги налогов'; 'налоги не платил'; 'официальная версия – неуплата налогов'.

Воровство, присвоение денег

16

  • 'В краже, присвоении более миллиарда долларов'; 'в присвоении денег в огромном количестве'; 'вор'; 'ворует беспредельно'; 'денег нахапал'; 'первый мировой доллар украл у государства'; 'присвоил деньги – миллиарды'; 'украл что-то'; 'хищение в крупных размерах'.

Мошенничество, финансовые махинации

8

  • 'В мошенничестве обвиняют, в жульничестве'; 'за денежные махинации в крупных размерах'; 'за финансовые махинации'; 'мошенничество в крупных размерах'; 'незаконные махинации'; 'подделка документов с финансовыми махинациями'; 'экономические махинации'.

Взяточничество, коррупция

3

  • 'Брал огромные взятки'; 'в коррупции у нас всегда обвиняют, наверное, и его обвинили'; 'в крупной взятке'; 'взятки в крупном масштабе'; 'его обвиняют в коррупции'; 'за взятку, что ли?'; 'обвинен в коррупции'.

Вывоз капитала за рубеж

2

  • 'Все в швейцарские банки положил, а народ от зарплаты до зарплаты еле доживает'; 'вывоз за границу миллионов долларов'; 'деньги перевел за границу'; 'за перевод денег в иностранные банки'; 'крупные инвестиции за границу'; 'перевод денег за границу в крупных размерах'; 'что он перекачивает деньги за рубеж'; 'что переслал 24 миллиона долларов за границу'.

Растраты, нецелевое использование средств

1

  • 'В растрате российских денег'; 'использование денег не по назначению'; 'использование средств по нецелевому назначению'; 'крупная растрата'; 'недостача денег'; 'обвиняют в неправильном распределении своих финансов'; 'растрата денег'; 'расход государственных денег не по назначению и в крупных размерах'.

Есть за что, его обвиняют по нескольким статьям

1

  • 'Семь пунктов, основное основание не предъявлено – какой смысл говорить о формальных?'; 'заслужил'; 'наверное, есть за что, если арестовали'; 'по всем статьям обвиняют'; 'по семи статьям, а в чем конкретно – не знаю'.

Что-то, связанное с деньгами

1

  • 'Деньги'; 'единственно, денежные'; 'из-за денег что-то'; 'с деньгами связано'; 'финансовые дела'; 'что-то с деньгами было связано'.

Нанесение ущерба государству, обман государства

1

  • '...Он нанес большой ущерб государству'; 'за обман государства'; 'он нечестно поступил с государством'; 'причинение ущерба государству в крупных размерах'.

Политические причины, обвинения надуманные, необоснованные

1

  • 'В том, что он – честный человек и показал открыто свои доходы'; 'в чем-то неугоден власти'; 'его обвиняют в участии в политической жизни страны'; 'за то, что он поддерживает КПРФ и «Яблоко»'; 'на любого могут наговорить'; 'напрасные обвинения'; 'обвинения выдуманные'; 'по мнению прессы, его травят'; 'системная ошибка, надо решать вместе'.

Злоупотребление властью, служебным положением

1

  • 'В превышении полномочий'; 'в свое время он использовал политические ресурсы в целях обогащения'; 'за превышение власти руководителя'; 'злоупотребление служебным положением'; '...превышение служебных полномочий в личных целях'; 'неправомерен в своих полномочиях'.

Приватизация с нарушением законов

1

  • 'В неправильной приватизации'; 'нарушение – в 1998 году провел приватизацию'; 'натворил что-то во время приватизации'; 'приватизация обманным путем...'; 'приватизировал что-то лишнее'; 'за дела 90-х годов'.

Дележ собственности, борьба за собственность

1

  • 'Деньги никак не разделят'; 'или не делится, или наша власть не умеет сотрудничать с олигархами'; 'не дал кому-то, не поделился'; 'не поделился с властью'; 'не хотел делить с другими'; 'передел собственности'; 'поделиться надо'.

Нарушение закона в целом

1

  • 'Нарушение законов'; 'обвиняют в нарушении каких-то законов'; 'что-то нарушил'.

Другие финансовые преступления

1

  • 'Бизнес свой вел неправильно'; 'в отмывании денег'; 'за нарушение финансовой дисциплины'; 'неправильно вел торговлю – цены бешеные'; 'распоряжается нефтью как своей собственностью'; 'финансовые нарушения'; 'экономические преступления'.

Другое

1

  • 'В его нечеловеческом отношении, грабительской натуре'; '...лучше бы Чубайса посадили – от него только вред людям'; 'для потехи'; 'ему их не предъявили'; 'не явился на суд'; '...заказные убийства со стороны его охраны'; '...создание преступной группы с целью захвата'; 'чепуха какая-то'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

50


ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАКИЕ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СУЩЕСТВУЮТ ДРУГИЕ ПРИЧИНЫ АРЕСТА М. ХОДОРКОВСКОГО?




(в % от числа опрошенных по России)

Политические причины

6

Политические причины в целом

4

  • 'Большая политика'; 'возможно, какая-то доля политики'; 'здесь замешана политика'; 'какие-то политические интриги'; 'подводные политические течения'; 'политические интриги в первых эшелонах власти'; 'политический подтекст прослеживается'; 'я не знаю, это закулисные игры, они всегда присутствуют в политике'.

Конфликт М. Ходорковского с властью

1

  • 'Конфликт с администрацией Путина'; 'конфликт с властью'; 'не поддержал силы, стоящие у власти'; 'не понравился кому-то из власти'; 'несогласие Ходорковского с позицией Путина'; 'неугоден в чем-то власти'; 'против Путина пошел'; 'что-то с властями: мнения разошлись, о чем-то не договорились, вот и начали бороться с ним по-другому'.

Стремление М. Ходорковского заниматься политикой

1

  • 'В политику хотел, стремился'; 'влез в политику с идеей глобализации'; 'из-за того, что он поддерживает СПС'; 'он спонсировал КПРФ, «Яблоко» и других – альтернативу «Единой России», это им не понравилось'; 'он стал слишком независим от власти и собирался стать политической фигурой'; 'то, что заявил, что хочет стать президентом'; 'участие в политике'; 'Ходорковский – соперник Путина'.

Это связано с выборами

<1

  • 'Кому-то очень выгодно нагнетать напряженную обстановку перед выборами'; 'перед выборами решили выступить против олигарха'; 'предвыборная деятельность'; 'предвыборная кампания'; 'предвыборное шоу'; 'реклама перед выборами'; 'этот арест – рекламная кампания Путина'.

Дележ собственности, борьба за собственность

5

  • 'Бабки делят – кто-то с кем-то не поделился'; 'борьба власти за деньги'; 'возможно, хотят сместить его с должности'; 'государство пытается отобрать компанию'; 'делят «ЮКОС»'; 'что-то не поделился'.

Нарушения закона, мошенничество, криминал

2

  • 'Аферы'; 'взяточничество и махинации в компании «ЮКОС»'; 'возможно, он связан с криминальными структурами'; 'воровство, вымогательство, убийства'; 'незаконным путем борется со своими сотоварищами, с убийством Петухова'; 'создание преступной группировки'; 'теневая экономика'; '...налоги – неуплата, сокрытие'.

Мешает, неугоден, вызывает зависть

1

  • 'Владея небольшим капиталом в 90-е годы, Ходорковский не участвовал в ГКО и, сколотив капитал, он не разорился – этого ему не могут простить власть и иже с ними'; 'дорогу кому-то перебежал'; 'зависть богов'; 'зависть – он стал кому-то мешать'; 'кому-то не угодил Ходорковский'; 'не понравился кому-то'.

Борьба за власть, передел сфер влияния

1

  • 'Борьба в верхах за политическую власть'; 'борьба за власть'; 'захотел власти'; 'не поделили власть'; 'передел сфер влияния'; 'перераспределение власти, влияния'; 'раздел сфер влияния'.

Действия конкурентов

1

  • 'Борьба за рынок сбыта и борьба за собственность ресурсов'; 'есть столкновение интересов Ходорковского и других олигархов'; 'козни конкурентов'; 'конкуренты убрать хотят'; 'конкуренция'; 'может быть, связано с конкуренцией в бизнесе'; 'мешает другим олигархам, что-то не поделили между собой'; 'происки конкурентов'.

Есть много скрытых причин

1

  • 'Да наверняка есть и еще что-нибудь, просто мы всего не знаем'; 'если начнут копать, у Ходорковского столько всего откроется – мало не покажется'; 'много подводных течений, но нам об этом мало говорят'; 'разберутся органы, когда бешеные деньги, то наверняка не одна причина для ареста'; 'скрытые еще причины какие-то есть'; 'у Ходорковского грехов очень много – нельзя честным путем заработать такие большие деньги'.

Вывоз капитала за рубеж

1

  • 'Вкладывал капитал за границу'; 'денежки выплывают за рубежом'; 'может, деньги уходят за границу и не вкладываются в развитие нашей экономики'; 'перенаправление капитала за границу'; 'продажа акций за рубеж'; 'связано с оттоком капитала за рубеж'; 'темное дело: что-то связано с утечкой капитала за границу'.

Другое

1

  • 'Борьба с олигархами'; 'видимо, утрата некоторой степени своего влияния'; 'скорее всего, финансовые'; 'что-то, связанное с деньгами'; 'межличностные отношения'; 'молодежь слишком наглые все'; 'народу об этом не говорят, но наверху идут разборки между властью и олигархами'; 'он связан с Гусинским'; 'Путин начал наводить порядок – хочется надеяться, что он вышел из-под влияния Ельцина'; 'таких нет'; 'тут замешана политика – через Ходорковского достать Березовского как-то'; 'что убежит за границу'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

83


ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО ИМЕННО ПРОИЗОШЛО В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ ПОСЛЕ АРЕСТА М. ХОДОРКОВСКОГО?




(в % от числа опрошенных по России)

Обвал на рынке ценных бумаг

11

Снижение биржевых котировок в целом

8

  • 'Котировка ценных бумаг упала'; 'на бирже был небольшой обвал'; 'обвал биржи'; 'обвал на рынке ценных бумаг'; 'резко упала стоимость акций российских компаний'.

Упали в цене акции 'ЮКОСа'

3

  • 'Акции его компании стали меньше стоить'; 'акции компании «ЮКОС» понизились'; 'акции упали на 18% в компании'; 'обесценились акции «ЮКОСа»...'; 'снижение цен на акции «ЮКОСа» на рынке'.

Нестабильность курса доллара, снижение курса рубля

3

  • 'Упал рубль'; 'доллар обвалился'; 'изменился курс доллара'; 'катаклизм с долларом'; 'курс доллара стремительно падает'; 'обвал рубля'; 'доллар растет'; 'доллар упал, потом поднялся'.

Отток капитала за рубеж

1

  • '50% денег ушло за границу'; 'деньги уходят за рубеж'; 'большой отток капитала за рубеж'; 'отток капитала'; 'утечка капитала'; 'ушли миллионы'.

Экономические потери для страны

1

  • '...Спад в экономике в целом'; 'будет разное снижение экономики'; 'многие потери в экономике'; 'начался экономический спад'; '...обвал в экономике'; 'потери экономические'; 'развал экономики'.

Ухудшение инвестиционного климата

1

  • 'О капиталовложениях стали задумываться иностранные инвесторы'; 'страх инвесторов вкладывать деньги в экономику России'; 'инвестиции в Россию стали меньше, инвесторы отвернулись'; 'инвестиции из других стран приостановить'; 'снизились инвестиции'; 'отток инвестиций'; 'сокращение инвестиций'.

Рост политической напряженности в стране

1

  • 'Перемена власти Путина – уходит Волошин, Путину будет трудно'; 'Путин начал перестановки в правительстве'; 'олигархи забеспокоились'; 'крупные бизнесмены оживились, зашебуршились'; 'олигархи его защищают, идет давление на власть';

Нестабильность нефтяного рынка, повышение цен на нефтепродукты

1

  • 'Нефть подорожала'; 'подорожал бензин'; 'упала стоимость нефти'; 'цены на бензин резко поднялись'; 'что-то с нефтяным бизнесом'.

Арест акций 'ЮКОСа'

<1

  • 'Арест акций'; 'арестовали 50% <акций> компании «ЮКОС»'; 'арестованы частично акции Ходорковского...'.

Другое

1

  • 'Больше стали воровать'; 'борьба за имущество в стране'; 'неуверенность в крупном бизнесе'; 'россияне платить налоги стали'; 'стали шерстить всех подряд'; 'что-то случилось'.

Ничего особенного не произошло

1

  • 'Не произошло ничего серьезного'; 'ничего особенного'; 'ничего страшного'; 'ничего существенного'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

81


ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПОЗИЦИЯ В. ПУТИНА В ОТНОШЕНИИ АРЕСТА М. ХОДОРКОВСКОГО?




(в % от числа опрошенных по России)

Позиция невмешательства в работу Генпрокуратуры и суда

9

  • 'В невмешательстве в этот вопрос'; 'он не вмешивается в эти дела, нейтралитет соблюдает, и правильно делает'; 'он нейтрален – ни на стороне прокуратуры, ни на стороне Ходорковского, пусть суд разбирается – это правильно'; 'он сказал, что его позиция нейтральна, но давить на правоохранительные органы он не собирается'; 'президент должен заниматься своими обязанностями и не лезть в эти дела, прокуратура пусть занимается'; 'Путин показал, что он стоит над схваткой суда и капитала'.

Перед законом все равны, виновные должны быть наказаны

4

  • 'Виноватый должен отвечать'; 'все по закону должны быть равны'; 'все равны перед законом, невзирая на лица и звания'; 'для меня все равны'; 'должен отвечать за свои поступки, независимо от своего положения в обществе'; 'сказал, что должна быть прерогатива закона, независимо от того, к кому он применяется'; 'соблюдать законы, они для всех одинаковы'; 'торжество закона'; 'что для всех одна мерка: нарушил закон – пусть отвечает'.

Одобрение ареста

1

  • 'Все это делается с молчаливого согласия Путина'; 'одобрил, сказал, что сделали правильно'; 'одобряет'; 'он, в принципе, одобрил действия прокуратуры и его арест'; 'он одобряет, с его ведома это все делается'; 'он поддержал арест Ходорковского'; 'он хочет ареста Ходорковского'; 'Путин положительно относится к аресту – справедливо'.

Это борьба с олигархами

1

  • 'Бороться будет с олигархами'; 'дал понять олигархам, что всем надо платить. Заставить остальных платить на этом примере'; 'запрет для преуспевающих олигархов <идти> в большую политику'; 'надо бороться с олигархами'; 'надо наказать олигархов'; 'наступление на крупный бизнес'; 'он хочет запугать всех олигархов'.

Забота о благе государства

1

  • 'Во благо государства'; 'для того, чтобы деньги шли в экономику России'; 'на благо народа'; 'отстаивание национальных интересов России'; 'препятствие расхищению собственности РФ, хищению денежных средств'; 'Путина беспокоит безопасность страны'; 'урегулирование экономики'; 'много денег имеет, а государству прибыли нет'; 'надо создавать порядок, беречь природные ресурсы'; 'построить бизнес под государство, осуществлять контроль над бизнесом со стороны государства'.

Неодобрение ареста

1

  • 'Он ареста не одобряет'; 'он недоволен'; 'он против ареста Ходорковского'; 'он скорее на стороне компании – справедливость должна восторжествовать'; 'сожалеет об аресте Ходорковского'.

Призыв не поднимать шумиху вокруг ареста М. Ходорковского

<1

  • 'Не заниматься истерией по этому поводу'; 'не надо ажиотаж создавать'; 'не надо нагнетать, не сеять панику'; 'не надо поднимать шумиху'; 'не надо развивать истерию'; 'нечего суетиться'.

Борьба за укрепление своей власти, предвыборная акция

<1

  • 'Путин видит претендента на пост президента в лице Ходорковского'; 'Путин не хочет делиться властью'; 'это политическая борьба за власть, это устранение конкурента'; 'политические мотивы: видит большого конкурента, который начал вторгаться в политику'; 'власть себя защищает'; 'очки набирает перед выборами'; 'обезопасил себя'; 'нечего лезть в политику неофициально'.

Другое

1

  • 'Дал понять Путин олигархам, что раздела итогов приватизации не будет'; 'ему навязала эту борьбу ельцинская команда – те, кто правил раньше'; 'заменить своим человеком'; 'игра на публику'; 'личная месть'; 'не тронь – не воняет, засветился'; 'ничего не произошло, это частное дело'; 'олигархам надо делиться с властью'; 'решил расправиться – не поделился'; 'это не повлияет на экономику России'; 'убрать соперника «Яблока»'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

83

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 1-2 ноября 2003 г. 1500 респондентов.


3.Электронная фокус-группа

Эпизод

Содержание эпизода

Важность, оценка / сила колебаний

Согласие, оценка / сила колебаний

Доверие, оценка / сила колебаний

Средняя оценка



13 (1690)

В. Путин о равенстве всех перед законом

2,52/срд

2,99/срд

2,68/слн

2,7

5 (1682)

Э. Памфилова об аресте М. Ходорковского

0,83/слб

1,04/срд

0,66/срд

0,8

9 (1686)

Г. Райков о верховенстве закона

0,71/срд

1,16/срд

0,31/срд

0,7

8 (1685)

Б. Надеждин об аресте М. Ходорковского

0,70/срд

0,67/срд

0,77/срд

0,7

4 (1681)

В. Казанцев об аресте М. Ходорковского

0,62/слб

0,53/срд

0,52/слн

0,6

7 (1684)

Г. Селезнев об аресте М. Ходорковского

0,50/слб

0,36/слб

0,59/срд

0,5

1 (1678)

ОРТ об аресте М. Ходорковского

0,16/слб

0,61/срд

0,35/срд

0,4

2 (1679)

М. Ходорковский о деятельности прокуратуры

0,23/срд

0,44/срд

0,31/слн

0,3

12 (1689)

А. Чубайс об аресте М. Ходорковского

0,83/слн

0,55/слн

-0,65/слн

0,2

11 (1688)

Г. Зюганов об аресте М. Ходорковского

0,20/срд

0,58/срд

-0,44/срд

0,1

6 (1683)

Б. Немцов об аресте М. Ходорковского

0,54/срд

0,11/срд

-0,48/слн

0,1

10 (1687)

Г. Явлинский об аресте М. Ходорковского

0,39/слн

0,02/слн

-0,43/слн

0,0

3 (1680)

А. Чубайс о расколе элиты

0,06/срд

0,43/слн

-0,82/слн

-0,1



Эпизод № 1 (1678). ОРТ, 'Новости', 25.10.03, 18:00. Д. Кочетков (корреспондент):
Глава нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский был задержан в аэропорту Новосибирска. Как сообщило Управление информации Генеральной прокуратуры, Ходорковского вызывали на допрос в пятницу, но он не явился. Поэтому следствие и приняло решение о принудительном приводе. В то же время адвокаты главы нефтяной компании утверждают, что о командировке Ходорковского сообщили прокурорам заранее. Из Новосибирска руководителя ЮКОСа сразу же доставили в Москву. Допрос прошел в следственном управлении Генеральной прокуратуры в Техническом переулке. Как и положено по закону – в присутствие адвокатов.

Эпизод № 2 (1679). НТВ, 'Намедни', 26.10.03, 21:00. М. Ходорковский (президент нефтяной компании ЮКОС):
Исчерпала ли прокуратура весь набор законных методов? Исчерпала уже давно. Исчерпала ли она весь набор незаконных методов? Нет, конечно. Незаконные методы у нас имеют гораздо большую историю. И слава Богу, я надеюсь, что часть из них в современном обществе просто невозможна.

Эпизод № 3 (1680). РТР, 'Зеркало', 25.10.03, 20:00. А. Чубайс (председатель правления РАО 'ЕЭС России'):
Главная угроза долгосрочного характера и главный риск называется 'раскол элиты'. Раскол элиты стране дорого обходится. Раскол элиты означает начало противостояния такого масштаба, которое, если его не урегулировать, способно втянуть все общество в целом, и в итоге может оказаться вообще неуправляемым. И это пока еще, может быть, звучит как-то абстрактно – все-таки далеко, но тем не менее я вижу, как отшатывается бизнес от власти. Я вижу, как интеллигенция в значительной степени в этой ситуации уходит в оппозицию. Я вижу, как журналисты, средства массовой информации, деятели культуры тоже все в большей степени воспринимают это как что-то чужое, неправильное и несправедливое. И этот раскол – это вещь, которая вдолгую для России может стоить очень дорого.

Эпизод № 4 (1681). НТВ, 'Сегодня', 27.10.03, 19:00. В. Казанцев (полпред президента РФ в Южном федеральном округе):
Это, наоборот, подчеркивает, что у нас в России начинает действовать Его величество закон – независимо от 'Табели о рангах'.

Эпизод № 5 (1682). РТР, 'Вести недели', 26.10.03, 20:00. Э. Памфилова (председатель Комиссии по правам человека при президенте РФ):
Надо достаточно хорошо, скажем, разобраться, как и что будет дальше, да, потому что мы как Комиссия при президенте по правам человека в любом случае в стороне от этого стоять не будем.

Эпизод № 6 (1683). НТВ, 'Сегодня', 27.10.03, 19:00. Б. Немцов (руководитель фракции СПС в Госдуме РФ):
Арест М. Ходорковского приведет к оттоку капиталов из России. Если с начала конфликта вывезены из страны 8 миллиардов долларов, то сейчас, я думаю, это в разы будет больше вывозиться денег.

Эпизод № 7 (1684). НТВ, 'Сегодня', 27.10.03, 19:00. Г. Селезнев (председатель Госдумы РФ):
Мне кажется, прокуратура в данном случае не шутит. Чтобы возбуждать такие дела, они должны понимать всю степень ответственности.

Эпизод № 8 (1685). НТВ, 'Сегодня', 27.10.03, 19:00. Б. Надеждин (первый заместитель руководителя фракции СПС в Госдуме РФ):
Я надеюсь, что президент разберется с Генеральной прокуратурой и с силовиками в своем окружении, которые все это ему подсовывают. Я надеюсь, что президент все-таки примет правильное решение.

Эпизод № 9 (1686). НТВ, 'Сегодня', 27.10.03, 19:00. Г. Райков (руководитель депутатской группы 'Народный депутат'):
Если сегодня мы говорим о верховенстве закона, о том, что законы должны быть одинаковы для всех – и для меня, и для вас, и для Ходорковского, и так далее, – то не может для Ходорковского быть один закон, а для другого – другой закон.

Эпизод № 10 (1687). НТВ, 'Сегодня', 27.10.03, 19:00. Г. Явлинский (руководитель фракции 'Яблоко' в Госдуме РФ):
Меры, примененные к Ходорковскому, совершенно неадекватны. Он не является убийцей, он не является насильником, он не является человеком, опасным для общества. Если уж выдвинули ему обвинения, то можно было брать подписку о невыезде и вести следствие – если есть основания для проведения следствия.

Эпизод № 11 (1688). НТВ, 'Сегодня', 27.10.03, 19:00. Г. Зюганов (председатель ЦК КПРФ):
Как только Ходорковский заявил о своих политических намерениях, то он стал противником и оппонентом. Отсюда и политический заказ, и расправа.

Эпизод № 12 (1689). НТВ, 'Намедни', 26.10.03, 21:00. А. Чубайс (председатель правления РАО 'ЕЭС России'):
Ходорковского не надо здесь идеализировать, но мы говорим с вами о конкретных действиях прокуратуры. В этой ситуации – с теми обвинениями, которые предъявлены Ходорковскому, – арест несправедлив и неадекватен. И самое главное, что сегодня разрушается, – это доверие. Доверие бизнеса по отношению к правоохранительной системе, доверие общества по отношению к правоохранительной системе. Кто сегодня ощущает себя защищенным нашей родной милицией? И я говорю не только об олигархах, а я говорю об обыкновенных людях. Это очень серьезное дело. За этим словом стоит всё то, что с гордостью действующая власть называет 'стабильностью'. Потеря доверия сегодня – разрушение стабильности завтра. Именно поэтому не завтра, а сегодня нужна позиция президента.

Эпизод № 13 (1690). РТР, 'Вести', 27.10.03, 20:00. В. Путин (президент РФ):
Все должны быть равны перед законом, иначе нам никогда не справиться с решением проблемы создания экономически эффективной и социально выверенной налоговой системы. Никого не научить и не заставить платить налоги, отчисления делать в социальные фонды, в том числе и в Пенсионный фонд. Нам никогда не переломить организованную преступность и коррупцию. Должен сказать, что в некоторых странах создана специальная система по борьбе с коррупцией. Думаю, целесообразно сделать то же самое и у нас. Поэтому прошу правительство и дам соответствующее поручение администрации президента разработать в течение двух недель соответствующие предложения. Вместе с тем я понимаю и озабоченность бизнес-сообщества, потому что у нас любые действия федеральных властей чаще всего или часто превращаются в какие-то кампании. В этой связи считаю необходимым подчеркнуть: в связи с рассматриваемым делом никаких обобщений, аналогий, прецедентов, тем более – связанных с итогами приватизации, не будет. Поэтому все спекуляции и истерику на этот счет просил бы прекратить. А правительство прошу в эту дискуссию не втягиваться.

Комментарий


Видеоряд, представленный респондентам для тестирования, – это фрагменты выступлений лидеров партий о ситуации вокруг ареста М. Ходорковского. Эта тема вызвала определенный интерес участников тестирования, причем респонденты отметили почти все прозвучавшие в видеоряде высказывания. А вот уровень доверия по итогам ЭФГ к эпизодам был различным – большинство участников тестирования отказывали в доверии тем персонажам, чьи высказывания содержали тревогу по поводу ареста М. Ходорковского и негативную оценку этих событий. В нижней части рейтинга оказались эпизоды с участием А. Чубайса (№№ 3, 12), Б. Немцова (№ 6), Г. Явлинского (№ 10) и Г. Зюганова (№ 11). Большинство респондентов отнюдь не разделяют беспокойства, с которым последние говорят о негативных политических и экономических последствиях ареста М. Ходорковского для страны. Они не ожидают таких последствий, а пафос выступающих связывают исключительно с опасениями 'богатых за свое собственное благополучие'.

Эпизод № 6 (1683)


Слова лидера СПС об ожидаемом оттоке средств из России в связи с арестом М. Ходорковского некоторые респонденты буквально поняли как страх Б. Немцова потерять собственные средства. Они убеждены, что 'капиталы эти к народу никакого отношения не имеют'. Впрочем, многие не представляют, каким образом отток капиталов может отразиться на состоянии российской экономики. Немногочисленные реплики в поддержку слов Б. Немцова на остальных участников дискуссии не произвели впечатления.
  • 'В стиле Немцова это, я хочу сказать: коротко, но ясно. У кого что болит – тот о том и говорит. Ну он просто потому, что он ...один из многих политиков, который... как бы это правильно сказать, выразить мысль... не то что скользкий... Очень с ним было много прецедентов по поводу денежных вопросов. Если простые люди денег не видели и не увидят – а на нем это скажется'.


  • 'Они все заодно: и Гусинский, и Березовский, и Ходорковский. И капиталы ушли уже давно, и уйдут – независимо от этой ситуации'.


  • 'Он врет, во-первых, почему? Во-первых, эта информация – сколько денег ушло накануне ареста из России за рубеж – эта информация очень, как бы, конфиденциальная'.


  • 'Здесь, к сожалению, я вынужден согласиться с тем, что Немцов абсолютно прав. Почему? Потому что знаю, как работает экономика. То, что для развития любого государства нужны инвестиции и свои, внутренние, и из других стран. И мы знаем: где стабильная политика, и где соблюдаются законы, туда инвестиции охотно идут, и поэтому в этом плане Россия далеко не в лидерах находится. Китай гораздо больше получает денег – даже из той же Америки, на порядок больше, потому что они знают, что там, так сказать, они вернут свои деньги назад'.


  • 'Я согласен полностью с его высказыванием, потому что он про капитал говорил. Отток он, может быть, имел в виду прежних партнеров, то есть зарубежные фирмы, которые вкладывают свои капиталы'.


  • 'Я вынужден согласиться. Потому что на самом деле ...увеличится отток наших денег. Почему? Потому что люди чувствуют – они в любой день могут деньги потерять. Почему Абрамович купил «Челси»? Чтобы часть своих денег увезти туда, потому что если здесь начнется бардак, у него там часть денег есть'.
Эпизод № 10 (1687)

Лидер 'Яблока', по мнению участников дискуссии, выступает в защиту М. Ходорковского только потому, что ЮКОС финансирует предвыборную кампанию этой партии. Большинство респондентов вообще недоумевают: почему лидеры партий, вместо того чтобы 'заниматься своими обязанностями, лезут в дела прокуратуры и суда'? Они считают, что нельзя осуждать арест М. Ходорковского на том основании, что он, по словам лидера 'Яблока', не является насильником и убийцей. Респонденты убеждены, что в следственных изоляторах сегодня находится масса народу, которые тоже никого не убивали и не насиловали, однако Г. Явлинский не требует для них иной меры пресечения. А значит, считают участники дискуссии, лидер 'Яблока' заботится только об олигархах – таких как В. Гусинский, Б. Березовский и М. Ходорковский. Почему, задаются вопросом респонденты, одним – подписка о невыезде, а другим – тюремная камера? Те, кто согласен со словами Г. Явлинского, не смогли переубедить остальных. Их аргументы не были услышаны.
  • 'Да он сам боится, потому что ЮКОС-то – он же оттуда на выборы деньги брал, это же его дойная коровка, что вы хотите? Конечно, он в защиту его ...говорит. <...> Жулик жулика, как говорится, прикрывает'.


  • 'Ну это, в принципе, вторая серия. Первая серия была с Гусинским. Вот и Немцов, и Явлинский то же самое абсолютно говорили – что это вот про прокуратуру, про президента. Вторая серия'.


  • 'Это вот, ну я не знаю, я считаю, что вот они, политики, должны знать, что у нас этими вещами занимаются прокуратура и суд, Верховный, и если они в него не верят, то какого хрена они там делают?! Понимаете, как вот когда политик говорит, что во всем должен разобраться президент, и вместе с тем – что законы равны для всех, и для богатых, и для бедных, и тут же говорят, что надо взять подписку о невыезде, потому что он не насильник. А почему у нас грузчик в магазине украл, там, я не знаю, батон колбасы – и посадили. Его сажают – и никто не кричит: давайте с него возьмем подписку о невыезде, с этого дяди Вани, хотя бы потому, что у него нет денег выехать куда-то. И он же не убийца тоже и не насильник, а жрать нечего, извините за выражение'.


  • 'Ну некрасиво это. Вот его выступление показало, что у нас закон для богатых – один, а для всех остальных – другой'.


  • 'Здесь все, здесь же все очень просто. Что у нас, в нашем Уголовном кодексе, четко расписано – в каких случаях человек арестовывается. И <учитывая> то, что там в течение нескольких месяцев ведется дело по этому ЮКОСу, я считаю, что действия Ходорковского и его поведение – оно никак не требовало надевания наручников. Если в смысле, что он там куда-то убежит или уедет, так он за те несколько месяцев, которые ведется дело ЮКОСа, он несколько раз за это время, по-моему, бывал за границей – и каждый раз возвращался сюда'.
Эпизод № 12 (1689)

Эпизоды с участием А. Чубайса традиционно оказываются в нижней части рейтинговой таблицы, хотя и вызывают повышенный интерес участников тестирования. Данный эпизод не стал исключением – кривые важности информации и согласия со словами персонажа к концу эпизода практически достигли максимума, а кривая доверия прочно обосновалась в зоне отрицательных значений. Участники дискуссии не испытывают ни малейшего пиетета к правоохранительным органам, они согласны со словами А. Чубайса о тотальном отсутствии доверия к власти в обществе, но только самому А. Чубайсу они не доверяют еще больше. А то, что он в этом эпизоде 'проявил заботу о простом народе', только усугубляет это недоверие. Участники дискуссии убеждены, что А. Чубайс 'о нас, плебеях, вспоминает', когда ему надо, когда предвыборная кампания идет. Многие респонденты совершенно искренне оскорблены таким 'потребительским' к себе отношением. Они видят и слышат в словах А. Чубайса только заботу о себе самом и ближнем круге, состоящем исключительно из олигархов.
  • 'Мне знаете, что кажется? Ну во-первых, это нехорошо, когда вот как бы меня затронули – а я кричу, что вот еще этих несчастных бедных людей тоже все затронуло. Да не затронуло оно бедных людей, несчастных. Они вот как бы начинают вспоминать... Ну некрасиво просто – начинает он вспоминать это самое, вот этих, что, оказывается, законность и у нас может по отношению к простым людям быть нарушена. Вот это нехорошо. Потому что еще мне несимпатичен, да и все'.


  • 'Как бы вот сразу ощущается эта предвыборная кампания – что о простых людях, о нас, плебеях, вспоминают. Не олигархам он говорит, это же слышится, а простым людям. Почему ты сейчас это говоришь? Ну почему?'


  • 'Чубайс, когда он начинает себя проявлять как борец за правду, мне как-то это немножко странно. Вот у него же есть там свое дело, он же занимает пост директора – и пусть там как бы и занимается своим делом. Что он, как бы, начинает судить о действиях прокуратуры, насколько они правильно – неправильно?..'


  • '...когда как-то кого-то из вот... там Гусинский, или кто-то еще такой, Ходорковский – сразу Чубайс начинает себя проявлять как борец за правду. Ну такая вторая серия после Гусинского начинается. Причем начинает раздувать через средства массовой информации, Чубайс там во всех программах появляется, такие аналитические программы создаются. В принципе как бы никакого доверия у народа не подрывается, его вообще в принципе-то особо и не трогает, Ходорковского арестовали или нет. В принципе даже наоборот – в то, что Ходорковский такой честный человек, не верит никто из простых людей, на мой взгляд, мое личное мнение. И то, что Ходорковского арестовали, – это как раз, наоборот, повышает доверие к той же... ну не к власти там – к тем же правоохранительным органам. Даже это как бы следовало сделать давно, и в принципе это надо рассматривать как частный случай. А просто я не знаю, Чубайс искренен или не искренен, но я ему лично просто не верю, и как бы просто он должен заниматься своим делом – энергетикой, а не бороться за права чьи-то'.


  • 'Ну я уже сказал где-то в начале, что, конечно, вот этот эпизод меня с арестом Ходорковского потряс, потому что я для себя делаю какие два вывода? Вот здесь все-таки говорится о том, что Чубайс там о себе печется, не о народе, что народ тут ни при чем, и так далее. Вот я считаю, что это все-таки на самом деле в конечном итоге ударит по народу, и по каждому из нас. Почему? Два момента из этого вот ареста я делаю: что, во-первых, если у нас арестовали самого богатого человека, одного из самых богатых людей в мире, значит, у нас завтра могут арестовать любого из нас – это во-первых, что касается демократии и свободы. А что касается, значит, экономического положения каждого из нас – согласен с Немцовым в том, что этот эпизод повлечет за собой резкое сокращение инвестиций из других государств и резкий отток капитала из страны. Боюсь, что, безусловно, скажется резко негативно, поэтому, значит, народ пострадает... Если уходят деньги... ведь мы же знаем, что каждое государство, которое развивается, оно требует денег для своего развития, инвестиций. Если деньги уходят из государства, значит, развитие государства останавливается, застопоривается'.
Эпизод № 11 (1688)

В ходе электронного тестирования многие респонденты были согласны со словами Г. Зюганова, однако его возражения простив ареста М. Ходорковского участники дискуссии объясняют либо стремлением лидера КПРФ во что бы то ни стало находиться в оппозиции действующей российской власти, либо своекорыстными интересами: 'Зюганов и сам олигарх', 'Ходорковский дает деньги КПРФ'. Один из участников дискуссии, традиционно голосующий за КПРФ, убежден, что Г. Зюганов в этом эпизоде 'назвал вещи своими именами', заявив, что арест М. Ходорковского – это политический заказ В. Путина. Интересно, что этот респондент полагает, что лидер КПРФ в первую очередь стремился не защитить главу ЮКОСа, а указать на недопустимость подобных действий В. Путина.
  • 'А как же? Четверых набрал в свою партию – что же, коровка тоже дойная будет'.


  • 'Ну во-первых, я и не знаю, какие, какую политическую заявку сделал Ходорковский – кроме того что он хочет продать ЮКОС зарубежной компании. Вот это он имеет в виду?'


  • 'Да мне кажется, в речи Зюганова вообще не было никакой конкретики. Какая-то обобщенность, нет своей позиции, своей точки зрения на это'.


  • 'Мне кажется, что он сказал правду. Потому что – чисто из того, что я думаю, – в нашей стране такие громкие дела заводятся против тех людей, которые переходят кому-то дорогу. Пускай не прямо. Ну имеют какие-то, допустим, вышеидущие планы, цели, и кому-то они просто неугодны. И тогда их нужно, ну, очернить – это громко сказано... там, выставить, убрать из игры'.


  • 'А я считаю, что Зюганов назвал истинную причину ареста Ходорковского. Тем более что это событие произошло не то что там позавчера, что это уже следствие в отношении ЮКОСа в течение уже нескольких месяцев. И не потому, что там какие-то нарочно налоги не заплатил и прочее. Что все эти проблемы у ЮКОСа начались после того, как Ходорковский заявил о своем намерении заняться политикой. После этого тут же начались проблемы у ЮКОСа. Это единственно заказ политический, а не потому, что там какие-то начали выполняться законы по борьбе с коррупцией – это никакого отношения не имеет'.


  • 'Самое решительное – это высказывание, потому что это высказывание... в общем, здесь намек на действие Путина. Политический заказ исходит от Путина. Зюганов, защищая Ходорковского, все-таки хочет сделать акцент на то, что у нас именно не закон нарушается в большей степени, а в большей степени поступают практические заказы от президента. Это он не столько защищает Ходорковского, сколько бросает камень в огород президента'.
Эпизод № 9 (1686)

Любопытной оказалась реакция участников дискуссии на этот эпизод. По итогам электронного тестирования он получил высокие оценки респондентов, однако в ходе обсуждения участники дискуссии сказали, что слова Райкова о необходимости всеобщего равенства перед законом так же справедливы, как и утверждение, что Волга впадает в Каспийское море. Разница только в одном – Волга действительно впадает в Каспийское море, а перед законом в России равны отнюдь не все. И Райков, по мнению респондентов, один из тех, кто гораздо 'равнее' других.
  • 'Ну Райков всегда поддерживает президента, ну в смысле команду. И так-то он умно и правильно говорит – что закон должен, но у нас в стране этого нет. Что говорильней заниматься?'


  • 'Действительно вот сейчас сказали, что Волга впадает в Каспийское море, – ну да, Волга впадает в Каспийское море. И что дальше?'


  • 'Понятное дело, что да, закон, все должны там перед законом – это понятно, но живем-то мы вообще по-другому, на самом деле'.


  • '...мне так кажется, что если бы, не дай Бог, вот что-то там его бы коснулось, он бы его [закон] обходил и решал путем <...> связей и взяток... А для нас он может говорить – это как дважды два, закон есть закон'.
Эпизод № 13 (1690)

Безусловный и безоговорочный лидер нашего рейтинга – эпизод с участием В. Путина. Большинство участников дискуссии абсолютно согласны и с тональностью, и с содержанием выступления президента. Им импонирует уверенность, твердость и лаконичность его заявления. Интересно, что далеко не все участники дискуссии смогли пересказать выступление президента своими словами, они просто чувствовали, что он говорит то, что они хотели бы слышать, и это было важнее деталей. Те же из респондентов, кто не согласен с арестом М. Ходорковского, услышали в выступлении президента оговорки, подтверждающие их предположение о политическом подтексте ареста главы ЮКОСа. Если, считают они, арест М. Ходорковского – это частная ситуация, то она никак не может быть свидетельством борьбы с коррупцией, о которой заявляет президент. Если это борьба, то должен быть как минимум ряд аналогичных дел. И уж если говорить о равенстве перед законом, отмечают респонденты, то никто не объяснил, почему решили начать с того олигарха, кто значительно меньше других скомпрометировал себя уходом от налогов.
  • 'Я вообще мало что поняла из того, что сказал президент, честно говорю. Я только поняла, что не надо это как бы там людям, которые к этому какое-то отношение имеют – там частные какие-то бизнесмены, – что не надо это как-то раздувать'.


  • 'Я полностью президента нашего поддерживаю – все то, что порядок надо навести'.


  • '...чтобы не спекулировать вот этим одним случаем, не нагнетать истерию эту. И естественно, позиция президента такой и должна быть, другой не может быть, потому что он глава государства. Борьба – это как один из приоритетных вопросов его деятельности, навести в стране порядок, так сказать. Страна получила развал уже более десяти лет, поэтому очень все правильно'.


  • 'Я по поводу того, что он распоряжение дал, чтобы создать комитет. Да, он первое время будет работать, показывать свою работу – потом заглохнет или будет выборочно следить, все равно коррупция будет'.


  • 'Значит, пересмотра приватизации не будет, как бы в этом плане – спите спокойно. Прокуратура спокойно разберется с этим делом, не надо устраивать истерии. И как бы если не заплатили налоги – вы, ребята, заплатите налоги со штрафом'.


  • 'Вообще это выступление очень интересное, потому что, значит, сначала я в этом выступлении получил подтверждение высказыванию Зюганова о том, что это политический заказ. Объясню почему. Потому что если арест Ходорковского говорит о том, что у нас начинают соблюдаться законы, борьба с коррупцией и так далее, тогда по логике вещей должно быть в выступлении сказано о том, что, товарищи, арест Ходорковского – это начало борьбы с коррупцией в нашей стране, выполнение закона. То есть, значит, сейчас последуют остальные, по логике вещей. <...> я не понял из выступления президента, что вот сейчас, с момента ареста Ходорковского у нас начинается борьба с коррупцией в стране. Он как раз сказал, что вот мы его арестовали – не волнуйтесь, ни переживайте, это вас не касается, это частный случай. Живите как жили, не платите налоги. Как вы не платили – так можете и не платить'.
Электронные фокус-группы в Москве. 44 респондента. 27 октября 2003 г.


4.Опрос экспертов
ВОПРОС: КАК ВЫ В ЦЕЛОМ ОТНОСИТЕСЬ К МИХАИЛУ ХОДОРКОВСКОМУ – ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?
ВОПРОС: ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО ГЛАВА ЮКОСА М. ХОДОРКОВСКИЙ АРЕСТОВАН?
ВОПРОС: ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО АРЕСТ М. ХОДОРКОВСКОГО СВЯЗАН ТОЛЬКО С ПРЕДЪЯВЛЕННЫМИ ЕМУ ОБВИНЕНИЯМИ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ЕСТЬ ЕЩЕ И ДРУГИЕ ПРИЧИНЫ ЕГО АРЕСТА. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ ВЫ СОГЛАСНЫ – С ПЕРВОЙ ИЛИ ВТОРОЙ?
ВОПРОС: СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ ЛИЧНО ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ АРЕСТ М. ХОДОРКОВСКОГО?
ВОПРОС: НЕКОТОРЫЕ ГОВОРЯТ, ЧТО БЫЛО БЫ ДОСТАТОЧНО ВЗЯТЬ С М. ХОДОРКОВСКОГО ПОДПИСКУ О НЕВЫЕЗДЕ. ДРУГИЕ ГОВОРЯТ, ЧТО НЕОБХОДИМО БЫЛО ЗАКЛЮЧИТЬ ЕГО В ТЮРЬМУ. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ ВЫ СОГЛАСНЫ – С ПЕРВОЙ ИЛИ ВТОРОЙ?
ВОПРОС: ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ НИЧЕГО НЕ СЛЫШАЛИ О ТОМ, ЧТО ПРОИЗОШЛО В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ ПОСЛЕ АРЕСТА М. ХОДОРКОВСКОГО?
ВОПРОС: КАК ВЫ СЕГОДНЯ ОЦЕНИВАЕТЕ ПОСЛЕДСТВИЯ АРЕСТА М. ХОДОРКОВСКОГО ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ – ОНИ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ИЛИ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ, ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ?
ВОПРОС: А КАКИЕ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ БУДЕТ ИМЕТЬ АРЕСТ М. ХОДОРКОВСКОГО – ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ИЛИ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ, ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ?
ВОПРОС: ВЫ СЛЫШАЛИ ИЛИ НЕ СЛЫШАЛИ О КОММЕНТАРИЯХ В. ПУТИНА В СВЯЗИ С АРЕСТОМ М. ХОДОРКОВСКОГО?
ВОПРОС: ВАМ ЛИЧНО ПОНЯТНА ИЛИ НЕ ПОНЯТНА ПОЗИЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА В ОТНОШЕНИИ АРЕСТА М. ХОДОРКОВСКОГО? (ОТВЕТЫ ЗАЯВИВШИХ, ЧТО ОНИ СЛЫШАЛИ О КОММЕНТАРИЯХ В. ПУТИНА В СВЯЗИ С АРЕСТОМ М. ХОДОРКОВСКОГО.)
ВОПРОС: ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ВЫ ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ПОЗИЦИЮ В. ПУТИНА В ОТНОШЕНИИ АРЕСТА М. ХОДОРКОВСКОГО? (ОТВЕТЫ ЗАЯВИВШИХ, ЧТО ИМ ПОНЯТНА ПОЗИЦИЯ В. ПУТИНА В ОТНОШЕНИИ АРЕСТА М. ХОДОРКОВСКОГО.)
Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 25-27 октября 2003 г. 130 экспертов.


5.Приложение.Таблицы

НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ О СОБЫТИЯХ ВОКРУГ НЕФТЯНОЙ КОМПАНИИ ЮКОС И О ЕЕ РУКОВОДИТЕЛЕ МИХАИЛЕ ХОДОРКОВСКОМ. КАК ВЫ В ЦЕЛОМ ОТНОСИТЕСЬ К МИХАИЛУ ХОДОРКОВСКОМУ - ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?

Опрос по России, 1500 респондентовВсе опрошенные Голосовали бы за... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл. семьи Тип населенного пункта Федеральные округа
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Доли групп (%)10021162349112731394555303931203632112938241117392727915229145
положительно101251512316781291412561011181171411139911101577136
безразлично5254515351535853485252605343475255535154505950505449524956664648
отрицательно20173119173312242321199193121182120182121221720202122182317205
затрудняюсь ответить18161313191014162015211716222721138201815919221719161714102142



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО ГЛАВА ЮКОСА М.ХОДОРКОВСКИЙ АРЕСТОВАН?

Опрос по России, 1500 респондентовВсе опрошенные Голосовали бы за... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл. семьи Тип населенного пункта Федеральные округа
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Доли групп (%)10021162349112731394555303931203632112938241117392727915229145
знаю4242405543344347394738355138253751643540545345383551454238394116
что-то слышал(-а)2935302231302929292829292829322827283031242130312926252830283626
слышу впервые242026212430242126202730172739252063024162417223419272430272316
затрудняюсь ответить5342364265654641022556279242526142



ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО АРЕСТ М.ХОДОРКОВСКОГО СВЯЗАН ТОЛЬКО С ПРЕДЪЯВЛЕННЫМИ ЕМУ ОБВИНЕНИЯМИ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ЕСТЬ ЕЩЕ И ДРУГИЕ ПРИЧИНЫ ЕГО АРЕСТА. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ ВЫ СОГЛАСНЫ - С ПЕРВОЙ ИЛИ ВТОРОЙ? (Ответы заявивших, что они слышали об аресте М. Ходорковского.)

Опрос по России, 1500 респондентовВсе опрошенные Голосовали бы за... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл. семьи Тип населенного пункта Федеральные округа
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Доли групп (%)10021162349112731394555303931203632112938241117392727915229145
с первой162021161723171715181513161912151822131717221418121615161723139
со второй2732173630142928262926283616112435442723363035232336192521233514
затрудняюсь ответить2725322526282631272926232732332725262530252226282925363030212819



ВЫ ЛИЧНО ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ АРЕСТ М.ХОДОРКОВСКОГО? (Ответы заявивших, что они слышали об аресте М. Ходорковского.)

Опрос по России, 1500 респондентовВсе опрошенные Голосовали бы за... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл. семьи Тип населенного пункта Федеральные округа
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Доли групп (%)10021162349112731394555303931203632112938241117392727915229145
одобряю282941312742183532302716293929253326293029312730263132253226298
не одобряю14177201572012111612151798121820121319111712121711141114175
затрудняюсь ответить2831222631153530242928333319202927462328303131282529283126273028



НЕКОТОРЫЕ ГОВОРЯТ, ЧТО БЫЛО БЫ ДОСТАТОЧНО ВЗЯТЬ С М.ХОДОРКОВСКОГО ПОДПИСКУ О НЕВЫЕЗДЕ. ДРУГИЕ ГОВОРЯТ, ЧТО НЕОБХОДИМО БЫЛО ЗАКЛЮЧИТЬ ЕГО В ТЮРЬМУ. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ ВЫ СОГЛАСНЫ - С ПЕРВОЙ ИЛИ ВТОРОЙ? (Ответы заявивших, что они слышали об аресте М. Ходорковского.)

Опрос по России, 1500 респондентовВсе опрошенные Голосовали бы за... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл. семьи Тип населенного пункта Федеральные округа
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Доли групп (%)10021162349112731394555303931203632112938241117392727915229145
с первой2530183527163326212525302817152133362123352427232529192821232926
со второй252933252628192928302117263125222731232725302726222632232625288
затрудняюсь ответить201820172021202219192117241816221925202017202221172219202220198



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ НИЧЕГО НЕ СЛЫШАЛИ О ТОМ, ЧТО ПРОИЗОШЛО В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ ПОСЛЕ АРЕСТА М.ХОДОРКОВСКОГО?

Опрос по России, 1500 респондентовВсе опрошенные Голосовали бы за... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл. семьи Тип населенного пункта Федеральные округа
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Доли групп (%)10021162349112731394555303931203632112938241117392727915229145
знаю7831383107696610534920651391064105767102
что-то слышал(-а)141615191320141515161212161361415251213191215151116111214181117
ничего не слышал(-а)6363705465636266646067696063776363436668516465587266636666507428
затрудняюсь ответить15131214141414121615151214191418141116141715102012822161425553



КАК ВЫ СЕГОДНЯ ОЦЕНИВАЕТЕ ПОСЛЕДСТВИЯ АРЕСТА М.ХОДОРКОВСКОГО ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ? (Ответы заявивших, что они знают о событиях в экономике после ареста М. Ходорковского. Карточка, один ответ.)

Опрос по России, 1500 респондентовВсе опрошенные Голосовали бы за... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл. семьи Тип населенного пункта Федеральные округа
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Доли групп (%)10021162349112731394555303931203632112938241117392727915229145
значительные и положительные22322412231122112621332121102432
незначительные и положительные46544544453353135832555334525253
незначительные и отрицательные55411648548367324614531168446474762
значительные и отрицательные44184043444552135834533436124540
затрудняюсь ответить77587106775747847610578569484667411



КАКИЕ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ДАЛЬНЕЙШИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ БУДЕТ ИМЕТЬ АРЕСТ М.ХОДОРКОВСКОГО? (Ответы заявивших, что они знают о событиях в экономике после ареста М. Ходорковского. Карточка, один ответ.)

Опрос по России, 1500 респондентовВсе опрошенные Голосовали бы за... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл. семьи Тип населенного пункта Федеральные округа
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Доли групп (%)10021162349112731394555303931203632112938241117392727915229145
значительные и положительные22622923232124222612421242104431
незначительные и положительные45353345352244135533685315324333
незначительные и отрицательные442952743725521341233948334553652
значительные и отрицательные32253143333442124733413324034430
затрудняюсь ответить810611987710710611749815881168116116958712



ВЫ СЛЫШАЛИ ИЛИ НЕ СЛЫШАЛИ О КОММЕНТАРИЯХ В.ПУТИНА В СВЯЗИ С АРЕСТОМ М.ХОДОРКОВСКОГО?

Опрос по России, 1500 респондентовВсе опрошенные Голосовали бы за... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл. семьи Тип населенного пункта Федеральные округа
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Доли групп (%)10021162349112731394555303931203632112938241117392727915229145
слышал(-а)283230362932243228332518362819243148252835293129213624243124276
не слышал(-а)6360635965587061636066765660746463446565576564597162636861657142
затрудняюсь ответить97766106787106812712681088551282138811252



ВАМ ЛИЧНО ПОНЯТНА ИЛИ НЕ ПОНЯТНА ПОЗИЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА В ОТНОШЕНИИ АРЕСТА М.ХОДОРКОВСКОГО? (Ответы заявивших, что они слышали о комментариях В. Путина.)

Опрос по России, 1500 респондентовВсе опрошенные Голосовали бы за... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл. семьи Тип населенного пункта Федеральные округа
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Доли групп (%)10021162349112731394555303931203632112938241117392727915229145
понятна202222282124172420231711262013152336172027192321142719162113185
не понятна686666566754853661065694665458772
затрудняюсь ответить22212223232223332223225213131430



А ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ВЫ ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ПОЗИЦИЮ В.ПУТИНА В ОТНОШЕНИИ АРЕСТА М.ХОДОРКОВСКОГО? (Ответы заявивших, что они слышали о комментариях В. Путина.)

Опрос по России, 1500 респондентовВсе опрошенные Голосовали бы за... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл. семьи Тип населенного пункта Федеральные округа
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Доли групп (%)10021162349112731394555303931203632112938241117392727915229145
одобряю1821212220241621182116923211514203018181916201915221618229154
не одобряю32252234233332023822562124313240
затрудняюсь ответить79697657996610648810571171084105561282





НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ О СОБЫТИЯХ ВОКРУГ НЕФТЯНОЙ КОМПАНИИ ЮКОС И О ЕЕ РУКОВОДИТЕЛЕ МИХАИЛЕ ХОДОРКОВСКОМ. КАК ВЫ В ЦЕЛОМ ОТНОСИТЕСЬ К МИХАИЛУ ХОДОРКОВСКОМУ - ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?

Опрос по Москве, 1200 респондентов Москва, все Голосовали бы за... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл. семьи
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб.
Доли групп (%)1001810324473335284753333829727293741557
положительно18165241662618718172118149151721171119
безразлично495041485125554845475261513448495149435145
отрицательно2019501718629223223176203516182022262422
затрудняюсь ответить131541115710131612141111182717128141313



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО ГЛАВА ЮКОСА М.ХОДОРКОВСКИЙ АРЕСТОВАН?

Опрос по Москве, 1200 респондентов Москва, все Голосовали бы за... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл. семьи
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб.
Доли групп (%)1001810324473335284753333829727293741557
знаю707683717083727268746764767141657080626872
что-то слышал181511201612191817171821141822181915231817
слышу впервые107571258813812138931139412128
затрудняюсь ответить221220123132226321422



ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО АРЕСТ М.ХОДОРКОВСКОГО СВЯЗАН ТОЛЬКО С ПРЕДЪЯВЛЕННЫМИ ЕМУ ОБВИНЕНИЯМИ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ЕСТЬ ЕЩЕ И ДРУГИЕ ПРИЧИНЫ ЕГО АРЕСТА. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ ВЫ СОГЛАСНЫ - С ПЕРВОЙ ИЛИ ВТОРОЙ? (Ответы заявивших, что они слышали об аресте М. Ходорковского.)

Опрос по Москве, 1200 респондентов Москва, все Голосовали бы за... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл. семьи
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб.
Доли групп (%)1001810324473335284753333829727293741557
с первой14162914163112161417117142112111415131015
со второй474842564442564642494653513613384761514249
затрудняюсь ответить272823222723232829252825243238342819213426



ВЫ ЛИЧНО ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ АРЕСТ М.ХОДОРКОВСКОГО? (Ответы заявивших, что они слышали об аресте М. Ходорковского.)

Опрос по Москве, 1200 респондентов Москва, все Голосовали бы за... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл. семьи
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб.
Доли групп (%)1001810324473335284753333829727293741557
одобряю253263212957182833282313254127192927323025
не одобряю292612402417352920322630312513252537332531
затрудняюсь ответить343419303321373332323642352424393532203233



НЕКОТОРЫЕ ГОВОРЯТ, ЧТО БЫЛО БЫ ДОСТАТОЧНО ВЗЯТЬ С М.ХОДОРКОВСКОГО ПОДПИСКУ О НЕВЫЕЗДЕ. ДРУГИЕ ГОВОРЯТ, ЧТО НЕОБХОДИМО БЫЛО ЗАКЛЮЧИТЬ ЕГО В ТЮРЬМУ. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ ВЫ СОГЛАСНЫ - С ПЕРВОЙ ИЛИ ВТОРОЙ? (Ответы заявивших, что они слышали об аресте М. Ходорковского.)

Опрос по Москве, 1200 респондентов Москва, все Голосовали бы за... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл. семьи
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб.
Доли групп (%)1001810324473335284753333829727293741557
с первой434133564038544430444252453115454149473944
со второй232751202550152534272012233727212424242725
затрудняюсь ответить22231015228212122192321222121182422132021



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ НИЧЕГО НЕ СЛЫШАЛИ О ТОМ, ЧТО ПРОИЗОШЛО В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ ПОСЛЕ АРЕСТА М.ХОДОРКОВСКОГО?

Опрос по Москве, 1200 респондентов Москва, все Голосовали бы за... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл. семьи
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб.
Доли групп (%)1001810324473335284753333829727293741557
знаю21192228201924211825181528205141832261124
что-то слышал(-а)181825221733202016211618181912132122211720
ничего не слышал(-а)495437425136484752425459424563614936416044
затрудняюсь ответить12915912129121411128121620131110111212



КАК ВЫ СЕГОДНЯ ОЦЕНИВАЕТЕ ПОСЛЕДСТВИЯ АРЕСТА М.ХОДОРКОВСКОГО ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ? (Ответы заявивших, что они знают о событиях в экономике после ареста М. Ходорковского. Карточка, один ответ.)

Опрос по Москве, 1200 респондентов Москва, все Голосовали бы за... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл. семьи
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб.
Доли групп (%)1001810324473335284753333829727293741557
значительные и положительные241131123210231122122
незначительные и положительные67145621585845753387237
незначительные и отрицательные1212918128141410121212131159111715914
значительные и отрицательные10711881178515691471781720711
затрудняюсь ответить972289207911810610137611109710



КАКИЕ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ДАЛЬНЕЙШИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ БУДЕТ ИМЕТЬ АРЕСТ М.ХОДОРКОВСКОГО? (Ответы заявивших, что они знают о событиях в экономике после ареста М. Ходорковского. Карточка, один ответ.)

Опрос по Москве, 1200 респондентов Москва, все Голосовали бы за... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл. семьи
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб.
Доли групп (%)1001810324473335284753333829727293741557
значительные и положительные251231123311232123013
незначительные и положительные66145621484834674268326
незначительные и отрицательные9861510411991181011656111120810
значительные и отрицательные9541655139511871280771514510
затрудняюсь ответить13132311132113131312141114147101416111315



ВЫ СЛЫШАЛИ ИЛИ НЕ СЛЫШАЛИ О КОММЕНТАРИЯХ В.ПУТИНА В СВЯЗИ С АРЕСТОМ М.ХОДОРКОВСКОГО?

Опрос по Москве, 1200 респондентов Москва, все Голосовали бы за... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл. семьи
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб.
Доли групп (%)1001810324473335284753333829727293741557
слышал(-а)444556484157384845503832495023374056403748
ничего не слышал(-а)515141495338574750455664454469575640495847
затрудняюсь ответить5533654565645676451055



ВАМ ЛИЧНО ПОНЯТНА ИЛИ НЕ ПОНЯТНА ПОЗИЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА В ОТНОШЕНИИ АРЕСТА М.ХОДОРКОВСКОГО? (Ответы заявивших, что они слышали о комментариях В. Путина.)

Опрос по Москве, 1200 респондентов Москва, все Голосовали бы за... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл. семьи
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб.
Доли групп (%)1001810324473335284753333829727293741557
понятна323250363251273633402522373814262943322835
не понятна893962897697896789669
затрудняюсь ответить433334335444533434234



А ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ВЫ ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ПОЗИЦИЮ В.ПУТИНА В ОТНОШЕНИИ АРЕСТА М.ХОДОРКОВСКОГО? (Ответы заявивших, что они слышали о комментариях В. Путина.)

Опрос по Москве, 1200 респондентов Москва, все Голосовали бы за... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл. семьи
...Единая Россия ...КПРФ ...другую партию ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб.
Доли групп (%)1001810324473335284753333829727293741557
одобряю233147212847192428282015243221202326212326
не одобряю103118611213512881391771714711
затрудняюсь ответить1010897971012910912921010116710







База данных ФОМ > Алфавитный перечень категорий > 0-9 > Доминанта 13 (647) от 4 апреля 2002 г. (132 Пента) >  >  >  > Доминанты. Поле мнений > Все Доминанты за 2003 год > Выпуск 44 от 6 ноября 2003 г. > Арест М. Ходорковского