fom.ru · Поиск ·      








05.02.2004, Опрос населения

Патриотическое воспитание




 
(См. данные опроса от 10-11 января 2004 г. в выпуске: Доминанты. Поле мнений. 2004 . № 001-002 (734) (http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dom0401/domt0401/domt0401_7/d040115))

Судя по данным опросов, сегодня в российском обществе имеет место выраженная ностальгия по советской системе патриотического воспитания, которая, как известно, была ориентирована на вполне определенную – самоотверженно-героическую – установку человека по отношению к государству, и имела вполне четкую – военно-идеологическую – направленность. Означает ли это, что в современном обществе сформировался запрос на возвращение к прежней системе воспитания чувства любви к отечеству?

Сегодня, считают большинство участников массового опроса, социальные институты не воспитывают чувства патриотизма, причем публичные институты – школа и СМИ – преуспевают в этом гораздо меньше, чем институты первичной социализации – такие как семья. Так, только пятая часть опрошенных (20%) полагают, что в современной школе воспитывается патриотизм, почти в три раза больше респондентов (58%) с ними не согласны. Относительно средств массовой информации диспропорция еще заметнее – 19% полагают, что СМИ воспитывают чувство патриотизма, и 69% уверены, что этого не происходит. Что касается семьи, то здесь мнения респондентов разделились примерно поровну – 44% считают, что сегодня родители уделяют внимание патриотическому воспитанию, и 39% – что не уделяют.

Между тем, результаты опроса показывают, что идея патриотического воспитания молодежи сегодня крайне востребована в обществе: подавляющее большинство наших сограждан (89%) полагают, что ему следует уделять больше внимания (только 5% опрошенных заявили, что этого делать не следует). Показательно, что такой точки зрения придерживаются респонденты всех социально-демографических групп: нет существенных различий по идейно-политическим предпочтениям, уровню образования, социальной адаптированности и даже по возрасту (разве что несколько иначе распределились мнения среди молодежи: 82% против 9%).

Большинство респондентов считает, что сегодня следовало бы обратиться к опыту патриотического воспитания советского времени: сторонников этой идеи почти втрое больше, чем противников (62% против 22%). Соотношение мнений в группе молодых респондентов выглядит иначе, но и здесь эту идею чаще поддерживают, чем отвергают (46% против 34%).

Глядя на эти цифры, кажется логичным заключить, что сегодня люди недовольны отсутствием действий и мероприятий по патриотическому воспитанию и ожидают определенных шагов в этом направлении со стороны властей. Между тем, анализ данных открытых вопросов и материалов фокус-групп показывает, что этот мотив – вторичен, ожидания и представления участников опроса, рассуждающих на тему патриотизма, – гораздо многослойнее, сложнее.

Большинство респондентов, отвечая на открытый вопрос: 'Как Вы понимаете выражение «патриотическое воспитание»?', – определяет его через чувство любви к Родине – т. е. через конечный 'продукт' такого воспитания, и только немногие в своих суждениях касаются механизмов воспитания патриотизма. Понятое таким образом, одобрение патриотического воспитания оказывается скорее одобрением чувства любви к отечеству, нежели одобрением определенных воспитательных мер. Приведем некоторые цифры и высказывания.

46% респондентов полагают, что патриотическое воспитание – это воспитание любви и уважения к Родине, гордости за нее, чувства преданности, долга и ответственности перед страной:
  • 'Воспитывать любовь к родине', 'воспитывать уважительное отношение к стране', 'гордость за страну, в которой живешь', 'верность родине своей', 'воспитание чувства долга перед родиной' (открытый вопрос).
7% опрошенных считают, что патриотическое воспитание – это формирование готовности трудиться и служить на благо родины:
  • 'Болеть за благополучие своего народа', 'боль за свою страну', 'делать все во благо родины' (открытый вопрос).
В 11% случаев респонденты говорили, что патриотическое воспитание – это воспитание готовности защищать отечество и служить в армии:
  • 'Быть защитником своей страны', 'отслужить в армии' (открытый вопрос).
Заметим, что 'оборонная' составляющая патриотического воспитания – отнюдь не превалирующая; так, в ходе групповых обсуждений нередко отмечалось, что патриотизм – это и работа на благо своей страны, и участие в выборах.

Нередко под патриотическим воспитанием понимается общее морально-нравственное и духовное совершенствование:
  • 'Уважать друг друга', 'воспитание молодежи в духе любви к родным', 'воспитание культуры, духовности; быть порядочным' (открытый вопрос).
О механизмах воспитания патриотизма, как уже отмечалось, говорили немногие: 5% респондентов под патриотическим воспитанием понимают приобщение к истории страны и ее традициям; 2%, отвечая на этот вопрос, упоминали молодежные организации – такие как пионерия и комсомол. Но и в этой группе ответов понятие 'патриотическое воспитание' оказалось довольно размытым, значительная доля респондентов говорили о необходимости организовать досуг детей и молодежи:
  • 'Занимать молодежь полезными делами', 'интересные кружки' (открытый вопрос).
Сходная картина складывается и по высказываниям, звучавшим в ходе групповых обсуждений. Недостаток патриотического чувства у граждан участники дискуссий гораздо чаще объясняли пороками общественного устройства, нежели несовершенством системы идеологического воспитания. Само же понимание патриотического воспитания и запрос на него, судя по материалам фокус-групп, можно расшифровать как запрос на такую страну, такое общество, такое государство, которыми можно гордиться и которые можно любить. Не случайно среди ответов звучали, например, такие:
  • 'В этой стране невозможно испытывать патриотизм – к этому правительству', 'теперь у нас и родины нет – нечего защищать' (открытый вопрос).
Другими словами, патриотическое воспитание понимается не как система воспитательных мероприятий, а скорее как предоставление человеку определенных возможностей, а зачастую и гарантий, вследствие чего у него возникает чувство патриотизма. В этом отношении весьма показательно следующее определение, в котором эта взаимосвязь четко проговорена:
  • 'Возможность получить образование, заниматься любимым делом; любить родину – да не за что' (открытый вопрос).
Проиллюстрируем этот тезис размышлениями участников фокус-групп о причинах недостатка патриотизма в современном российском обществе, об успешности системы патриотического воспитания в советское время и возможных способах формирования подобной системы сегодня.

На фокус-группах звучали два типа объяснений причин недостаточной развитости чувства патриотизма у современной молодежи. Часть участников ДФГ искали объяснение сложившейся ситуации в сфере несправедливого социального устройства. Так, одна респондентка указывала на материальное расслоение общества:
  • 'Я отвечу. Вот патриотизм... Знаете, у нас очень разделение общества. Вот знаете, какой можно ожидать патриотизм у детей, вот у молодежи из неблагополучных и нищих семей, которые думают только о куске хлеба?' (ДФГ, Москва).
Надо полагать, что корень зла кроется не столько в низком материальном положении, сколько в том, что материально-имущественное расслоение, кроме всего прочего, не подкреплено идеологически. По ряду высказываний участников фокус-групп можно предположить, что в этой ситуации люди воспринимают позицию и действия государства по отношению к себе как несправедливые, и именно поэтому считают себя свободными от обязательства испытывать любовь к этому государству. Вот одна из характерных сентенций:
  • 'Вот, скажем, я раньше, когда в армию призывали – я пошел с удовольствием, отслужил там. Сейчас я не пойду. Если можно было бы по возрасту – не пойду. Я сделаю все, <чтобы не пойти>, потому что мне эти условия, которые... Почему один жиреет, <а я> должен его деньги там защищать, как Александр Матросов бросаться на пулемет – ради чего?' (ДФГ, Москва).
Участница другой ДФГ указывала примерно на ту же причину недостатка патриотичности сегодня – на ощущение собственного социального неблагополучия из-за отсутствия возможностей для самореализации:
  • 'Не создают условий, особенно для молодежи. ...Не говорят, что, вот, учись здесь, а наоборот: знаешь, если ты здесь поучишься, у тебя потом дальше перспектива – за границу уехать. Молодежь настраивают на то, что там лучше. Откуда же тогда будет патриотизм, любовь к родине? Наоборот' (ДФГ, Новосибирск).
Другие участники обсуждения присоединяются к этому мнению:
  • '1-я участница: Да я, собственно, согласна с Леной – в том плане, что необходимо создать условия, чтобы не было такого рвения у молодежи уехать.
2-й участник: В коммунистическое время это и было, кстати.

1-я участница: Во всяком случае, я считаю, жили намного лучше, чем сейчас. И государство об этом заботилось' (ДФГ, Новосибирск).

Основная причина отсутствия чувства патриотизма, о которой говорят эти респонденты, по всей видимости, даже не столько в ощущении социальной незащищенности или в представлении о том, что 'где-то' может быть лучше, чем 'здесь'. Вышеприведенные рассуждения скорее следует прочитывать как страх перед будущим и отсутствие уверенности в завтрашнем дне, а кроме того, отсутствие какой-либо перспективы улучшения ситуации. Так, на фокус-группах нередко впрямую говорилось, что основа патриотического воспитания – это такая социальная ситуация, когда человек уверен, что государство, родина о нем позаботятся. Вот один из ярких примеров:
  • 'Модератор: ...в советские времена воспитание чувства патриотизма было успешным?
1-й участник: Я считаю, да.

2-й участник: Конечно, успешным.

3-я участница: Мы знали, что будет завтрашний день и будет лучше. А сейчас – ну вот что? Он живет – ну хорошо, что если вот он учится, он устроится, но ведь мало такой молодежи. Сейчас нет вообще уверенности в завтрашнем дне.

Модератор: Ну это понятно, я сейчас не об этом, я о том...

3-я участница: Вот я и говорю, что раньше у нас была мечта – мы мечтали и жили завтрашним днем.

Модератор: И из-за этого чувство патриотизма было.

3-я участница: Конечно, мы гордились своей страной.

2-й участник: Была какая-то идея, люди стремились...

4-я участница: Распределение было какое-то после учебных заведений, он знал, что получит, у него голова не болела <...>. А сейчас – свободный диплом, и куда?' (ДФГ, Самара).

В конечном итоге все подобные рассуждения сводились к мысли, что патриотизм – это любовь взаимная, и что патриотическое воспитание в первую очередь предполагает заботу со стороны государства, 'в ответ' на которую только и может возникнуть любовь к родине у граждан. Говоря словами одного из участников фокус-группы, 'надо сделать власть патриотичной – и потом только...':
  • '1-й участник: Патриотизм, как я понимаю, – это надо любить свою Родину. А любовь, как мы знаем, – это чувство взаимное. Для меня, например, важно, чтобы и Родина...
2-я участница: ...любила.

3-я участница: Да.

4-й участник: Да.

1-й участник: Вот так я себя понимаю.

4-й участник: Конечно.

1-й участник: Потому что любить, когда тебя пинают с трех сторон...

5-й участник: Когда государство будет доступно для человека... Вот правильно Вы говорите: взаимно' (ДФГ, Самара).
  • '1-й участник: Мне кажется, что здесь еще патриотизм заключается... просто продолжу мысль, что государство относится так к населению, к своим людям. Если бы оно относилось более внимательно – ну, не знаю, там какие-то социальные меры защиты...
2-я участница: Поближе к народу.

1-й участник: Более серьезно, поближе к народу были, то и патриотизм был бы. А если они там набивают свои <карманы>, какой здесь может быть патриотизм?!

2-я участница: И это все очень заметно.

4-й участник: Это говорится в одной фразе, это говорилось: пока власть не будет уважать народ, народ не будет уважать власть.

1-й участник: Правильно. И патриотизма не будет' (ДФГ, Москва).

Другая часть участников фокус-групп отмечали, что молодежь непатриотична по причине полного отсутствия сегодня патриотического воспитания:
  • '1-я участница: Молодежью у нас никто не занимается – ее воспитанием.
Модератор: Что это значит?

1-я участница: У нас был комсомол – а у них нет ничего.

2-я участница: Пионерия.

1-я участница: Пускай не комсомол, но какая-то другая организация. Но у них же нет ничего – только подъезд, школа' (ДФГ, Москва).
  • 'Видите, в чем дело? Чувство патриотизма в советское время – сами набивали его коммунисты. Октябренок там – звездочку вешали, галстук вешали... То есть они с детства приучали к чувству патриотизма. А сейчас как к таковому никто ни к чему не приучает' (ДФГ, Новосибирск).
Однако если проанализировать, какие пути организации системы патриотического воспитания предлагают эти участники фокус-групп, то окажется, что в основном это меры, направленные не на воспитание, а опять же – на создание условий, в которых человек будет иметь доступ к социальным ресурсам и средствам самореализации. Так, отвечая на открытый вопрос о том, что следовало бы заимствовать из опыта патриотического воспитания советского времени, участники массового опроса чаще всего говорили о практике организации досуга молодежи: кружках, секциях, детских лагерях отдыха. Аналогичные высказывания звучали и в ходе обсуждений на фокус-группах:
  • 'Модератор: Хорошо. Что из опыта советского патриотического воспитания можно перенести в наше время?
1-й участник: Да любое – пожалуйста: что пионерский отряд, что комсомольский отряд...

2-я участница: Ну, вот секции, кружки, спортивные школы – при школах прямо были.

1-й участник: Школа Олимпийского резерва... Да что угодно!

3-я участница: Баскетбольные секции...' (ДФГ, Самара).
  • '1-й участник: Я считаю, надо больше открывать клубов, чтоб развлечения для молодых. Чтобы им было чем заняться, а не шляться по улицам, по подвалам, курить и пить водку. Чтоб было чем заняться.
2-й участник: Я в принципе согласен с мнением, что надо просто молодежь привлекать в какие-то кружки, секции. К сплочению. А не отпускать их куда-то на произвол судьбы.

3-я участница: Кружки – да, надо. Один из элементов. Но при этом надо, чтобы жизнь была такая, чтобы люди не хотели уехать' (ДФГ, Новосибирск).

Как одна из форм патриотического воспитания упоминались организации вроде пионерских и комсомольских – об этом говорили и участники массового опроса, и участники фокус-групп. Но, как представляется, речь шла не столько о централизованном идеологическом воспитании, сколько о ценностной интеграции. Спрос на последнюю, судя по высказываниям респондентов фокус-групп, сегодня очевидно имеет место. В частности, отмечается, что общепризнанность единой ценностно-идеологической системы – идеалов, целей, ориентиров, – составляет неотъемлемую часть патриотического воспитания и непременное условие его успешности:
  • '1-й участник: ...Вот здесь еще один аспект не затронули: человек и общество. В одиночку любить Родину, конечно, можно, но...
2-я участница: Это чувство общественное.

1-й участник: Это чувство общественное. <...> Когда ты оглядываешься назад, оглядываешься вбок, ты чувствуешь, что... Ты видишь, что все люди делают так, и тебе стыдно: почему я так не делаю? И ты двигаешься, как они. Конечно же, сейчас демократия – может, ее нет в политике, но она есть в массах, в различных направлениях, и ты не можешь сказать, что вот все делают так – и я тоже буду. И поэтому патриотизм – он теряется...' (ДФГ, Самара).

Итак, в конечном итоге обе линии рассуждений, звучавшие на фокус-группах, сводятся к тому, что воспитание патриотизма заключается в создании системы доказательств, обосновывающих право государства на любовь и патриотическую привязанность со стороны человека. Патриотизм оказывается не следствием воспитательных мер, а атрибутом определенного устройства общества и государства:
  • 'Когда у нас будет нормальное государство, тогда у нас будет патриотизм. А когда плохое государство, ты как ни воспитывай...' (ДФГ, Самара).


  • 'Модератор: Скажите мне, пожалуйста, вы говорили мне о том, что в советские времена было патриотическое воспитание. Было?
1-й участник: Было, а как же! Там не только было воспитание, там это были реальные дела, понимаете?

Модератор: Оно было успешным – патриотическое воспитание?

2-я участница: Было успешным.

1-й участник: Разговора об этом нет.

Модератор: Почему?

1-й участник: Потому что там были реальные <дела>, реально уважали человека...

2-я участница: Может быть, там реально-то и уважали...

3-й участник: Пытались из каждого человека сделать, чтобы он был коммунист.

1-й участник: И каждый человек отвечал тем же самым' (ДФГ, Москва).

Отдельно, сами по себе, вне социально-государственного контекста никакие меры по возрождению чувства патриотизма, считают респонденты, не дадут результата. Любая попытка воспитать патриотизм, не опираясь на наличие 'объективных' причин гордиться государством, по мнению участников фокус-групп, обречена на провал:
  • 'Я считаю так: его будут накачивать в школе, будут говорить одно – а в жизни будет совсем другое. Он будет очередной раз видеть, что его обманывают. Никаких плюсов от этого патриотизма не будет' (ДФГ, Самара).


  • '1-й участник: Взращивать патриотизм требуется именно государству – не искусственно, а какими-то фактами, какими-то действиями...
2-я участница: Практическими действиями.

1-й участник: Чтобы была гордость за наше государство. Вот выиграет наша сборная чемпионат по хоккею на Олимпийских играх – и у людей патриотизм поднимется на огромные высоты. То есть вот так это формируется, не искусственно. Пионерские организации не помогут' (ДФГ, Самара).

На понимании патриотизма как чувства гордости за страну следует остановиться особо, учитывая все вышесказанное о патриотизме – как его понимают респонденты. Для многих россиян чувство патриотизма непременно подразумевает такую гордость – 78% опрошенных считают, что патриот должен не только любить родину, но и гордиться ею (лишь 13% полагают, что патриот может только любить родину, гордиться же ею не обязан). По некоторым репликам участников фокус-групп можно предположить, что именно стоит за этой установкой: в первую очередь – все та же потребность чувствовать себя частью страны, уважающей своих граждан и заслуживающей уважения ответного:
  • 'Вот я, например, чувство патриотизма – я хочу гордиться своей страной <...>. Чувствовать себя в ней человеком' (ДФГ, Москва).
Можно даже предположить, что некоторые из тех, кто не посчитал для патриота обязательным гордиться своей страной, просто подчеркивали свою свободу от обязательства гордиться такой страной. Это было заметно по репликам некоторых участников фокус-групп. Безусловно считая себя патриотами, они стыдятся своей страны (но за этим стыдом стоит молчаливое признание, что ей должно гордиться):
  • 'Конечно, надо всё делать со стороны государства, чтобы отсюда не хотелось уезжать, чтобы не было стыдно за свою страну, за обучение, за жизнь, за питание – за всё. Но от нас мало что зависит. Что болеть за страну, в которой ничего нету? Ну, смешно, если бы сейчас был такой патриотизм – из коммунистического строя в наше время! Такого действительно не будет уже' (ДФГ, Новосибирск).
Некоторые же говорят о патриотизме как о некоем интимном чувстве, не налагающем на человека никаких обязательств – ни действий на благо страны, ни, можно предположить, даже невозможности эмиграции:
  • 'Ну, по крайней мере, я не хочу проявлять это внешне, как это раньше делали. Если это комсомол, значит, или если это пионер какой-то, ты должен сделать вот так... Нет, не хочу. Это нужно чувствовать внутри' (ДФГ, Москва).


 
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕГОДНЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ НУЖНО ИЛИ НЕ НУЖНО УДЕЛЯТЬ БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЕЖИ?
ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО СЕГОДНЯ НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ К ОПЫТУ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО НЕ НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ К ОПЫТУ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ - ВАМ БЛИЖЕ?
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕГОДНЯ НУЖНО ИЛИ НЕ НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ К ОПЫТУ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДРУГИХ СТРАН?
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕГОДНЯ В ШКОЛЕ ВОСПИТЫВАЕТСЯ ИЛИ НЕ ВОСПИТЫВАЕТСЯ ПАТРИОТИЗМ?
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕГОДНЯ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ВОСПИТЫВАЮТ ИЛИ НЕ ВОСПИТЫВАЮТ ПАТРИОТИЗМ?
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕГОДНЯ СЕМЬЯ ВОСПИТЫВАЕТ ИЛИ НЕ ВОСПИТЫВАЕТ ПАТРИОТИЗМ?
ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВСЕГДА ПРИНОСИТ ТОЛЬКО ПОЛЬЗУ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЖЕТ ПРИНОСИТЬ НЕ ТОЛЬКО ПОЛЬЗУ, НО И ВРЕД. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ - ВАМ БЛИЖЕ?
ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ПАТРИОТ ДОЛЖЕН И ЛЮБИТЬ РОДИНУ, И ГОРДИТЬСЯ ЕЮ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ПАТРИОТ МОЖЕТ ТОЛЬКО ЛЮБИТЬ РОДИНУ, А ГОРДИТЬСЯ ЕЮ НЕ ОБЯЗАН. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ - ВАМ БЛИЖЕ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО ТАКОЕ 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ', КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ЭТО ВЫРАЖЕНИЕ?


(в % от числа опрошенных по России)

Воспитание любви и уважения к Родине

46

Любить Родину, болеть за свою страну

38

  • 'Воспитание любви к Родине'; 'воспитывать любовь к Родине'; 'к своей Родине любовь прививать'; 'любить Отчизну'; 'любовь к своей стране, в которой живет'; 'прививать любовь к Родине, Отечеству'; 'переживать за свою Родину'; 'это болеть за судьбу своей Родины'.

Уважение к своей стране и ее символам

6

  • 'Воспитывать уважительное отношение к стране'; 'уважать Родину'; 'уважать свой народ, страну'; 'уважение к России'.

Гордость за свою страну, за ее народ

4

  • 'Гордость за Родину'; 'гордость за свою страну'; 'гордость за страну, в которой живешь'.

Преданность, верность Родине

2

  • 'Верность Отечеству, Родине'; 'верность Родине своей'; 'преданность Родине'.

Чувство долга, ответственность перед своей страной

2

  • 'Воспитание чувства долга перед Родиной'; 'ответственность за страну'; 'ответственность перед страной и людьми'; 'ответственность, долг перед Родиной'; 'чувствовать ответственность'.

Воспитание детей и молодежи

26

Воспитание любви к семье, уважения к старшим, к другим людям

9

  • 'Воспитание молодежи в духе любви к родным'; 'дом, мать, семья'; 'уважать старших'; 'уважать старших хотя бы'; 'уважение к старикам'; 'уважение молодежи к старшим'; 'чтобы любили родителей'; 'любить ближнего'; 'уважать друг друга'.

Морально-нравственное, духовное воспитание

6

  • 'Воспитание культуры, духовности, быть порядочным'; 'воспитывать духовность'; 'духовное, нравственное воспитание'; 'духовность, культурное воспитание'; 'нравственность должна быть'; 'чтобы было культурное воспитание'; 'это нравственное воспитание детей'.

Приобщение к истории страны, ее традициям, знание законов

5

  • 'Изучение истории, традиций культурных и исторических своей страны'; 'дети не знают историю своей страны'; 'знали основные положения Конституции, историю страны'; 'знание истории России'; 'знание истории своей страны'.

Организация досуга детей и молодежи

3

  • 'Занимать молодежь полезными делами'; 'интересные кружки'; 'больше клубов и занятий для молодежи спортивных'; 'нужно занять досуг молодежи – занятия спортом'; 'привлечь молодежь в кружки, в спортивные общества'.

Воспитание детей и молодежи в целом, забота о них

3

  • 'Воспитание детей'; 'воспитание обычное'; 'нормальное человеческое воспитание'; 'пусть педагоги воспитывают'; 'хорошее воспитание'; 'чтобы помогали взрослым молодые'.

Воспитание в духе советских времен, как в пионерской и комсомольской организациях

2

  • 'Как раньше воспитывали – комсомол и так далее'; 'комсомол, пионер'; 'октябренок, пионер'; 'пионер, комсомол и так далее'; 'пионерские, комсомольские организации'; 'пионеры, октябрята'.

Борьба с пьянством и наркоманией в среде молодежи

2

  • 'Молодежь без наркотиков, алкоголя'; 'чтобы не было наркоманов'; 'чтобы не наркоманили, вели нормальный образ жизни'; 'чтобы не пили, не курили'.

Введение уроков начальной военной подготовки, организация военно-патриотических игр типа 'Зарница'

1

  • 'Военная подготовка в школе'; 'курс типа «Зарница», НВП'; 'уроки НВП'.

Служба в армии, защита Отечества

11

  • 'Быть защитником своей страны'; 'должен служить в армии'; 'защита Родины'; 'защищать свою Родину, служить в армии'; 'защищать Родину от врагов'; 'ребята должны служить в армии'; 'отслужить в армии'.

Труд и служение на благо Родины, забота о людях своей страны

7

  • 'Бережное отношение ко всему в России'; 'беречь Родину, не хаять ее'; 'болел за Россию'; 'болеть за благополучие своего народа'; 'боль за свою страну'; 'больше думать о Родине'; 'быть ближе к Родине'; 'делать дела для России'; 'забота о Родине'; 'делать все во благо Родины'; 'труд на благо Родины'; 'переживать за свою Родину'; 'отечественное поддерживать'; 'чтобы покупали отечественные товары, продукты'; 'бороться за народ, за страну'; 'забота о людях...'; 'патриотизм – что-то делать для Родины, полностью отдавать ей себя'; '...работать и жить на благо своей Родины'.

Быть патриотом

2

  • 'Быть патриотом страны'; 'патриот Родины'; 'патриот своей страны'; 'патриотизм'; 'чтоб был патриотом Родины'.

Политическое, идеологическое воспитание, пропаганда идей патриотизма

1

  • 'Идеология детям'; 'национальные идеи'; 'приучать детей к общественной жизни'; 'проводить агитацию среди населения на тему патриотизма'; 'с политикой связано'.

Негативные суждения

1

  • 'В этой стране невозможно испытывать патриотизм к этому правительству, этой стране'; 'ерунда'; 'теперь у нас и Родины нет, нечего защищать, сын вырастет – в армию не пойдет'; 'накачка малолетних на ценности, выгодные руководству'; 'скалку побольше – и по шее'.

Другое

1

  • 'Зависит от правящей партии'; 'меньше думать о деньгах, и побольше – о детях'; 'показ своим примером'; 'порядок и работа'; 'самое лучшее брать от жизни'; 'соединить воедино всю страну'; 'стремление к миру'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

23


ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО ИМЕННО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СЛЕДУЕТ ЗАИМСТВОВАТЬ ИЗ ОПЫТА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ?




(в % от числа опрошенных по России)

Забота о досуге детей и молодежи

17

Организации по типу пионерской и комсомольской

11

  • 'В школах нужны молодежные и детские организации'; 'ВЛКСМ, пионерия'; 'возвращение пионерской организации'; 'возрождение молодежного движения'; 'детские организации возобновить'; 'комсомол, молодежные организации'; 'комсомол, тимуровские команды'; 'пионеры, октябрята, комсомол'; 'комсомольское и пионерское движение, только назвать по-другому'.

Бесплатные кружки и секции, занятия спортом

4

  • 'Восстановить кружки всякие'; 'детский спорт, молодежь чем-либо занималась – не болталась'; 'кружки, секции бесплатные'; 'спортивные организации, кружки по интересам бесплатные'.

Организация досуга детей и молодежи в целом

3

  • 'Больше мероприятий для молодежи'; 'организация досуга'; 'досуг молодежи'; 'занимать молодежь чем-то надо'; 'досуг организовать детский, увлечь их'.

Пионерские лагеря

1

  • 'Вернуть пионерские лагеря'; 'детские лагеря'.

Опыт воспитания детей и молодежи

16

Воспитание любви и уважения к Родине, чувства гордости за свою страну

5

  • 'В школах преподавать, прививать любовь к Родине'; 'воспитывать гордость за страну'; 'воспитывать любовь к Родине, чувство долга'; 'как люди гордились за свое государство'; 'любить Родину и гордиться ею'.

Морально-нравственное, духовное воспитание

5

  • 'Уважение к страшим прививать'; 'самоуважение, уважение к родителям'; 'уважение к самим себе, к людям'; 'уважение к старшему поколению'.

Школьное воспитание, система воспитания в целом

4

  • 'Воспитание молодежи в школе'; 'все воспитание молодежи'; 'как в школе учили этому'; 'полностью систему воспитания детей'; 'система воспитания'; 'школьное воспитание'; 'больше в школе об этом говорить, как раньше'.

Трудовое воспитание, хорошая работа

3

  • 'Дисциплина труда'; 'прививать детям любовь к труду'; 'трудолюбие'; 'уважение к труду'; 'честно трудиться'; 'всем дать работу'; '<чтобы> вся молодежь работала'.

Воспитание чувства коллективизма, дружбы, сплоченности

2

  • 'Воспитание чувства коллективизма'; 'дружба, коллективизм, взаимопомощь'; 'дружбу усилить между детьми'; 'сплоченность'; 'человек человеку друг, дружба, понимание'.

Знание истории, преемственность поколений

5

Знание истории своей страны

2

  • 'Знать историю России'; 'изучать историю Родины'; 'должны знать историю своей Родины'.

Обращение к опыту предыдущего поколения, встречи с ветеранами

2

  • 'Встречи молодежи с ветеранами'; 'встречи с ветеранами, уроки мужества'; 'опыт отцов, привлечение участников войны, традиции'; 'организовывать встречи с достойными людьми, заслуженными перед страной, рассказывать чаще о таких людях'.

Возрождение идеалов советского времени

2

  • 'Веру в будущее'; 'оптимизм'; 'романтику'; 'идеалы'; 'идеи'; 'идеология'; 'прививать идеалы'.

Военно-патриотическое воспитание

3

ГТО, начальная военная подготовка

2

  • 'Восстановить нормы ГТО'; 'ГТО, военная подготовка'; 'военную подготовку в институте и школе'; 'курс НВП, начальная военная подготовка'; 'при школах – военное дело'.

Военные игры типа 'Зарница'

1

  • 'Военные игры'; 'Зарница'; 'из всех времен брать все хорошее: из советского времени взять молодежные военно-патриотические игры типа «Зарница»'.

Все, что было, – хорошее, все было хорошо

2

  • 'Все было хорошо в Советском Союзе'; 'все положительное'; 'все положительные стороны принять'; 'все то, что было хорошее'; 'раньше хорошо жили'.

Обеспечение дисциплины, порядка, стабильности

2

  • 'Более строго было, но более надежно'; 'дисциплинированность'; 'стабильность, дисциплина'; 'чтобы было больше порядка'; 'раньше следили за порядком больше, за пьянством'.

Служба в армии

2

  • 'Всем служить в армии'; 'защищать свою Родину'; 'надо служить в армии, защищать Родину'; 'чтобы считали почетным долгом служить в армии'.

Бесплатное образование

1

  • 'Образование бесплатное, обучение бесплатное'; 'образование бесплатное и всеобщее...'.

Художественные произведения, проникнутые патриотическими идеями

1

  • 'Много есть фильмов, книг советского времени – пусть их смотрят'; 'показ советских патриотических фильмов'; 'плакаты, газеты, книги, которые призывали любить Родину'.

Внимание к детям и молодежи в целом

1

  • 'Больше внимания подрастающему поколению'; 'больше обращать внимания на детей'; 'больше уделять внимание молодежи'.

Другое

1

  • 'Заповеди Иисуса Христа'; 'агитация во всех видах, а начинать надо еще в детских садах'; 'обращать внимание на рабочих'; 'пусть власть сама думает'; 'царя, Брежнева'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

55

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 10-11 января 2004 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов, 100 из которых входят и в общероссийскую выборку)..


 

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕГОДНЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ НУЖНО ИЛИ НЕ НУЖНО УДЕЛЯТЬ БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЕЖИ?

 Россия, все Проголосовали за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа
...Единая Россия ...КПРФ ...ЛДПР ...Родина ...СПС и Яблоко ...не участвовали ...Путина ...другого политика оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 36 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. 1000 - 2000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Доли групп (%)10019665444727293136465432392915363513233727613154026271114236163
нужно899392939593859194859390889082929386899093879390868694918785919192969070
не нужно5333267348346494135655378943566520517
затрудняюсь ответить64532185274656946116538434536883464512



ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО СЕГОДНЯ НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ К ОПЫТУ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО НЕ НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ К ОПЫТУ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ - ВАМ БЛИЖЕ?

 Россия, все Проголосовали за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа
...Единая Россия ...КПРФ ...ЛДПР ...Родина ...СПС и Яблоко ...не участвовали ...Путина ...другого политика оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 36 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. 1000 - 2000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Доли групп (%)10019665444727293136465432392915363513233727613154026271114236163
первая626482648652546281536467626146667262576369556763596164635857685866636735
вторая2219620635282314312315242134211114232424241726262424222124212816152721
затрудняюсь ответить16181316813181651613181418201317242013721161115151215211911141821644



КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕГОДНЯ НУЖНО ИЛИ НЕ НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ К ОПЫТУ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДРУГИХ СТРАН?

 Россия, все Проголосовали за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа
...Единая Россия ...КПРФ ...ЛДПР ...Родина ...СПС и Яблоко ...не участвовали ...Путина ...другого политика оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 36 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. 1000 - 2000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Доли групп (%)10019665444727293136465432392915363513233727613154026271114236163
нужно313226362834303230382929333135332617323148293036263446322330333330223737
не нужно394146394237403944404236413739393941394134403939353931394636404141384034
затрудняюсь ответить292728252930302927222934263226283542292818303124392724293234262629402329



КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕГОДНЯ В ШКОЛЕ ВОСПИТЫВАЕТСЯ ИЛИ НЕ ВОСПИТЫВАЕТСЯ ПАТРИОТИЗМ?

 Россия, все Проголосовали за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа
...Единая Россия ...КПРФ ...ЛДПР ...Родина ...СПС и Яблоко ...не участвовали ...Путина ...другого политика оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 36 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. 1000 - 2000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Доли групп (%)10019665444727293136465432392915363513233727613154026271114236163
воспитывается202315171420202315242018172323221617202124222120131326202422151721272117
не воспитывается585755696659585665605460605660605346615959585560627460564952686659436045
затрудняюсь ответить222030142021222120162622222117183136192017202420241314242726161620302038



КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕГОДНЯ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ВОСПИТЫВАЮТ ИЛИ НЕ ВОСПИТЫВАЮТ ПАТРИОТИЗМ?

 Россия, все Проголосовали за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа
...Единая Россия ...КПРФ ...ЛДПР ...Родина ...СПС и Яблоко ...не участвовали ...Путина ...другого политика оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 36 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. 1000 - 2000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Доли групп (%)10019665444727293136465432392915363513233727613154026271114236163
воспитывают19201122201521211525191520182618141822191518172112152420192213922212319
не воспитывают696977767277646781656872686962746856677279707170717967676761808467616947
затрудняюсь ответить1212112871512491213111312817271196121291769131417761118835



КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕГОДНЯ СЕМЬЯ ВОСПИТЫВАЕТ ИЛИ НЕ ВОСПИТЫВАЕТ ПАТРИОТИЗМ?

 Россия, все Проголосовали за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа
...Единая Россия ...КПРФ ...ЛДПР ...Родина ...СПС и Яблоко ...не участвовали ...Путина ...другого политика оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 36 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. 1000 - 2000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Доли групп (%)10019665444727293136465432392915363513233727613154026271114236163
воспитывает444444504146444746514638494146503532484646434545323954474143403751554732
не воспитывает393934393941383744383543344239374039383841403839355537324134475136303924
затрудняюсь ответить1716221120131816111219191717151325291515131717163359211824131213151443



ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВСЕГДА ПРИНОСИТ ТОЛЬКО ПОЛЬЗУ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЖЕТ ПРИНОСИТЬ НЕ ТОЛЬКО ПОЛЬЗУ, НО И ВРЕД. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ - ВАМ БЛИЖЕ?

 Россия, все Проголосовали за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа
...Единая Россия ...КПРФ ...ЛДПР ...Родина ...СПС и Яблоко ...не участвовали ...Путина ...другого политика оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 36 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. 1000 - 2000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Доли групп (%)10019665444727293136465432392915363513233727613154026271114236163
первая727580808770677386657476737160787667737275727770737571717163777978786949
вторая131161491716137201381413231078131516131016101518121214111011102212
затрудняюсь ответить15131474131714716141513161712172514131016131417911161823121111121039



ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ПАТРИОТ ДОЛЖЕН И ЛЮБИТЬ РОДИНУ, И ГОРДИТЬСЯ ЕЮ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ПАТРИОТ МОЖЕТ ТОЛЬКО ЛЮБИТЬ РОДИНУ, А ГОРДИТЬСЯ ЕЮ НЕ ОБЯЗАН. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ - ВАМ БЛИЖЕ?

 Россия, все Проголосовали за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа
...Единая Россия ...КПРФ ...ЛДПР ...Родина ...СПС и Яблоко ...не участвовали ...Путина ...другого политика оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 36 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. 1000 - 2000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Доли групп (%)10019665444727293136465432392915363513233727613154026271114236163
первая788280828673748082768077787776788074787977768077707969807971887883767857
вторая121010101215151214161012121314149101113161411151913201181410127181610
затрудняюсь ответить1089821311838101110111091216119810108118109131521095632


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 23 декабря 2003. и 10-11 января 2004 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.


Новые слоты и видеослоты http://slotvideo.ru/sloty/ играть бесплатно



База данных ФОМ > Алфавитный перечень категорий > 0-9 > Доминанта 13 (647) от 4 апреля 2002 г. (132 Пента) >  >  >  > Доминанты. Поле мнений > Все Доминанты за 2004 год > Доминанта 05 от 5 февраля 2004 г. (05 Пента) > Патриотическое воспитание