fom.ru · Поиск ·      








11.11.2004, Опрос населения

Выборы на Украине и визит В. Путина




 
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 6-7 ноября 2004 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.


Российская пресса уделяла и сейчас продолжает уделять довольно много внимания выборам президента Украины. Такое повышенное внимание российские аналитики считают вполне оправданным: от выбора украинцев во многом зависят дальнейшие отношения между нашими странами. Однако большая часть россиян, как показывают данные опроса, довольно равнодушно наблюдает за ходом этой предвыборной кампании. На вопрос: 'Вас интересует или не интересует ход предвыборной кампании на Украине?' утвердительно ответили 33% опрошенных (отметим, что, по данным одного из недавних опросов, политикой вообще интересуются большее число россиян – 40% (Данные опроса ФОМ от 30 - 31 октября 2004 г. См.: Интерес к политике // Доминанты. Поле мнений. 2004. № 44 (774), 4 нояб. (http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dom0444/domt0444/domt0444_3/d044411)). Тех, кого украинские выборы не интересуют, почти в два раза больше – 60%. Затруднились ответить на вопрос 7% респондентов.

Чаще, чем в целом по опросу, в перипетии украинской предвыборной кампании вовлечены сторонники КПРФ (57%), те, кто имеет высшее образование (46%), а также люди со средним уровнем доходов (от 1000 до 2000 руб.). В большей степени, чем в среднем, интересуются украинскими выборами и люди старше 55 лет (43%), привыкшие воспринимать украинцев как 'своих', 'близких'. Сравнительно большой интерес к украинским выборам проявляют также более политизированные москвичи (41%) и жители северо-западных регионов России (40%). На Урале и в Сибири интерес к происходящему в соседнем государстве существенно слабее: в Уральском федеральном округе сказали, что их интересует ход предвыборной кампании на Украине, 24% опрошенных, а в Сибирском округе – 27%.

По-видимому, слабый интерес россиян к происходящему на Украине отчасти объясняется тем, что для многих наших сограждан осталась непонятным, какое значение для России означает электоральный выбор наших ближайших соседей. Можно предположить, что респонденты часто не понимают принципиальной основы соперничества вышедших во второй тур кандидатов в президенты – В. Ющенко и В. Януковича – и не думают, что исход выборов может существенно изменить отношения между Россией и Украиной.

На вопрос: 'Как Вы считаете, для России имеет или не имеет значение, кто из кандидатов победит на выборах президента Украины? И если имеет, то избрание какого кандидата в большей степени отвечает интересам России: В. Ющенко или В. Януковича?' – затруднилась ответить 50% наших сограждан. Еще 20% опрошенных определенно заявили, что для России итог волеизъявления украинского народа не имеет значения. Мнения оставшихся 30% распределились следующим образом: считают, что интересам России в большей степени отвечает избрание В. Ющенко, 8% респондентов, В. Януковича – 23% опрошенных. В преимуществах кандидатуры последнего убеждены прежде всего сторонники КПРФ (43%), адаптированные пессимисты (28%), люди старше 55 лет (31%), лица с высшим образованием (31%) и со средним – от 1000 до 2000 руб. – уровнем доходов (28%). Обратим внимание на то, что это те же социально-демографические группы, которые проявляют наибольший интерес к украинской избирательной кампании. Неудивительно и то, что люди, интересующиеся украинскими выборами, почти в пять раз чаще, чем не интересующиеся ими, утверждают, что избрание В. Януковича в большей степени отвечает интересам России (47% и 11% соответственно). Представители высокоресурсных групп (социальные оптимисты, молодежь, жители столицы и крупных городов), так же, как и в вопросе об интересе к предвыборной кампании на Украине, чаще затрудняются ответить или говорят, что для России выбор украинцев не имеет значения.

Дистанцированность от украинских предвыборных баталий при достаточно высокой информированности о проходящих там событиях (напомним, что знают или 'что-то слышали' о выборах на Украине 83% россиян (Данные опроса ФОМ от 30 - 31 октября 2004 г. См.: Выборы на Украине // Доминанты. Поле мнений. 2004. № 44 (774), 4 нояб. (http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dom0444/domt0444/domt0444_5/d044413)) предопределяет и позиции опрошенных в проективной ситуации голосования во втором туре украинских выборов. Россиянам был задан вопрос: 'Скажите, пожалуйста, за кого из кандидатов проголосовали бы лично Вы – за В. Ющенко или за В. Януковича?'. Большая часть опрошенных (43%) затруднились ответить на вопрос. Еще 23% сказали, что не стали бы участвовать в голосовании. Против всех проголосовали бы 6% наших сограждан. В. Януковича поддержали бы 20% российских респондентов, В. Ющенко – 8%. Сторонники В. Януковича в России – это чаще, чем в среднем, люди старше 55 лет (31%), адаптированные пессимисты (28%), лица со средними доходами (от 1000 до 2000 руб. – 28%). Симпатии украинскому премьер-министру выражают также сторонники КПРФ (43%) и люди с высшим образованием (31%).

О том, какой должна быть позиция российских властей в отношении украинских выборов, россияне размышляли, отвечая на вопрос: 'Как, по Вашему мнению, должна действовать российская власть: поддерживать кого-либо из кандидатов на пост президента Украины или занимать нейтральную позицию?'. Половина опрошенных – 50% – считают, что российским властям уместнее занимать нейтральную позицию. Противоположного мнения – что следует поддерживать кого-либо из кандидатов – респонденты придерживаются в два раза реже (24%). Довольно много и затруднившихся с ответом – 26%.

За то, чтобы российские власти занимали нейтральную позицию, чаще выступают люди социально активного возраста – 36-54 года (56%), имеющие высшее образование (56%), жители Москвы (71%). С противоположным мнением – что позиция российской власти должна быть активной, что она должна поддерживать какого-либо кандидата – чаще соглашаются сторонники КПРФ (39%) и люди старше 55 лет (31%).

Информацию о том, соответствуют ли действия российских властей представлениям о 'должном' поведении, дают ответы наших сограждан на вопрос: 'А как, на Ваш взгляд, действует сегодня российская власть: поддерживает В. Ющенко, поддерживает В. Януковича или занимает нейтральную позицию?'. Большая часть опрошенных – 57% – затруднились с ответом. Мнения остальных распределились следующим образом: пятая часть полагает, что российская власть держит нейтралитет в этом вопросе, столько же – что она поддерживает украинского премьера, и лишь двадцатая часть – что его соперника.

Убежденных в том, что российская власть занимает нейтральную позицию, – 19%. Это существенно меньше, чем тех, кто считает такую позицию должной (таких, напомним, 50%). Среди полагающих, что Россия должна быть нейтральной в отношении украинских выборов, почти половина (49%) не имеют определенного мнения насчет того, какова на самом деле позиция нашей страны. Треть сторонников нейтралитета (30%) думают, что российские власти воздерживаются от какой-либо активности в этом отношении. Полагают, что Москва поддерживает В. Януковича, чуть больше шестой части сторонников нейтралитета (17%). Такой разброс мнений неудивителен, если учесть, что сторонники нейтралитета гораздо меньше интересуются предвыборной кампанией на Украине, чем те, кто убежден, что Россия должна поддерживать кого-либо из кандидатов (33% и 51% соответственно).

  Все Российская власть должна...
поддерживать кого-либо из кандидатов на пост президента Украины занимать нейтральную позицию затр. ответить
Доли групп 100 24 50 26
Вопрос: 'Как, на Ваш взгляд, действует сегодня российская власть: поддерживает В. Ющенко, поддерживает В. Януковича или занимает нейтральную позицию?'

Поддерживает В. Ющенко

5 9 4 2

Поддерживает В. Януковича

20 41 17 4

Занимает нейтральную позицию

19 10 30 7

Затрудняюсь ответить

57 41 49 87


В том, что российская власть поддерживает В. Януковича, уверены 20% россиян. Сторонники активной позиции России в отношении украинских выборов разделяют это мнение в два раза чаще (41%). Любопытно, однако, что и среди этих респондентов довольно много затруднившихся с ответом (41%). Думают, что Кремль поддерживает лидера блока 'Наша Украина' В. Ющенко, 5% опрошенных.

Судя по нашим данным, респонденты, считающие, что российские власти должны поддерживать кого-либо из кандидатов на пост президента Украины, чаще заявляют о себе как о сторонниках В. Януковича (напомним, что это главным образом люди старшей возрастной группы, средних доходов, с достаточно высоким уровнем образования, а по политическим ориентациям – сторонники КПРФ); они же чаще утверждают, что именно в интересах этого политика действуют российские власти.

  Все Российская власть должна...
поддерживать кого-либо из кандидатов на пост президента Украины занимать нейтральную позицию
Доли групп 100 24 50

Проголосовали бы...

за В. Ющенко

8 8 9

за В. Януковича

20 40 17

против всех

6 6 8

Не стал(-а) бы голосовать

23 14 27

Затрудняюсь ответить

43 31 39

Отвечает интересам России избрание...

В. Ющенко

8 11 7

В. Януковича

23 44 20

Не имеет значения

20 8 28

Затрудняюсь ответить

50 37 44

Российская власть...

поддерживает В. Ющенко

5 9 4

поддерживает В. Януковича

20 41 17

занимает нейтральную позицию

19 10 30

Затрудняюсь ответить

57 41 49


Многие российские СМИ однозначно интерпретировали приуроченный к 60-летию освобождения Киева от фашистов приезд В. Путина на Украину накануне выборов как выражение симпатий к В. Януковичу. Похоже, что рядовые российские граждане не так однозначны в интерпретациях этого визита.

Информированность о визите В. Путина и о его выступлении в прямом эфире украинского телевидения достаточно высока: твердо знают об этом событии 30% опрошенных россиян, и столько же – 'что-то слышали' о нем. Узнали впервые от интервьюера о поездке российского президента на Украину и его выступлении по украинскому телевидению 35% респондентов.

Участников опроса попросили оценить уместность выступления В. Путина по украинскому телевидению в канун тамошних президентских выборов. Для большей части опрошенных вопрос 'Как Вы считаете, правильно или неправильно поступил В. Путин, выступив за несколько дней до президентских выборов в прямом эфире украинского телевидения?' оказался сложным – 49% наших сограждан затруднились с ответом. Впрочем, большая часть остальных не усомнились в уместности этого выступления: 42% сказали, что российский президент поступил правильно, и лишь 9% – что неправильно.

Чаще, чем в среднем по опросу, одобряют решение В. Путина провести в украинском телеэфире диалог с населением накануне выборов представители тех же групп населения, которые демонстрируют заинтересованность в исходе кампании, – адаптированные пессимисты (48%), люди старше 55 лет (47%).

Отметим, что мнения приверженцев КПРФ и 'Единой России' в этом вопросе совпали – и те, и другие чаще, чем в среднем, одобряют поступок российского президента (56% и 48% соответственно). Если учесть, что сторонники коммунистов и 'партии власти' часто занимают противоположные позиции по значимым политическим вопросам, такое согласие представляется знаменательным. Сторонники КПРФ, последовательно выступающие за тесную интеграцию стран, прежде входивших в СССР, расценили визит и выступление В. Путина по украинскому телевидению как шаг в этом направлении. А приверженцам 'Единой России', видимо, не чужды и ориентации на интеграцию с Украиной, и общие установки на лояльность к власти.

Неудивительно, что те, кто полагает, что Россия должна занимать активную позицию в отношении украинских выборов, почти в два раза чаще, чем сторонники нейтральной позиции, одобряют решение В. Путина посетить Украину в канун голосования.

  Все Российская власть должна...
поддерживать кого-либо из кандидатов на пост президента Украины занимать нейтральную позицию
Доли групп 100 24 50
Вопрос: 'Как Вы считаете, правильно или неправильно поступил В. Путин, выступив за несколько дней до президентских выборов в прямом эфире украинского телевидения?'

Правильно

42 68 37

Неправильно

9 6 14

Затрудняюсь ответить

49 26 49


Сами респонденты давали обоснования своих мнений, отвечая на открытый вопрос: 'Почему Вы считаете, что В. Путин поступил правильно, выступив за несколько дней до президентских выборов в прямом эфире украинского телевидения?'.

Чаще всего (10%) наши сограждане интерпретировали выступление российского президента как знак уважения и дружеского расположения к братскому народу. Эти респонденты полагают, что долг В. Путина как президента – напрямую разъяснить населению Украины позицию России по важным вопросам двусторонних отношений. И то, что это было сделано в канун выборов, усиливает значение выступления В. Путина: граждане Украины теперь могут выбирать своего президента, зная отношение к нему российских властей.
  • 'Во внешней политике важно нужные заявления делать вовремя'; 'он не скрывал своих взглядов и хотел, чтобы народ Украины знал его мнение'; 'пусть народ Украины знает, что русские хотят дружить, а не быть врагами'; 'он не агитировал ни за кого, а просто общался с людьми'; 'Путину много людей доверяет на Украине' (открытый вопрос).
Еще 7% респондентов утверждают, что ничего дурного в том, что В. Путин поддержал своим авторитетом одного из кандидатов, нет. Для России важно иметь соседом дружественное государство, а сам факт влияния на важные внутриполитические процессы соседних стран не только не умаляет, но напротив, повышает авторитет нашей страны:
  • 'Для России важен пророссийский кандидат, а не националист'; 'много русских там живет, пусть они сделают правильный выбор под влиянием Путина'; 'он не может остаться в стороне – они наши ближайшие соседи'; 'Россия должна быть лидером в странах СНГ' (открытый вопрос).
Еще 7% наших сограждан расценивают выступление В. Путина в режиме прямого диалога с украинскими телезрителями как важный шаг к сближению двух братских народов и не придают значения тому факту, что телеэфир состоялся в канун президентских выборов. Примечательно, что соображения о необходимости сближения с Украиной высказывают как прагматики, считающие главным в отношениях двух стран общие интересы, так и те, кто утверждает ценностную основу дружеских отношений с Украиной (славянское братство, общее прошлое)
  • 'Кого ни изберут, мы должны быть соседями'; 'нам надо дружить с Украиной'; 'Украина была частью России, для нас разделяться – беда, у многих там родственники'; 'Украина – наши кровные братья'; 'чтобы решить общие вопросы' (открытый вопрос).
Некоторые (4%) не подвергают сомнению целесообразность визита В. Путина на Украину накануне выборов просто потому, что 'ему видней'. Российский президент, считают эти респонденты, практически не делает ошибок во внешней политике, и если он принял такое решение – значит, оно верное:
  • 'В прошлом в большинстве случаев все его действия оправдывались'; 'раз Путин решил – значит, правильно' (открытый вопрос).
Те, кто счел, что В. Путин поступил неправильно, выступая накануне выборов по украинскому телевидению, чаще всего трактуют его выступление как вмешательство во внутренние дела соседнего государства (3%):
  • 'Они от нас отделились, пусть сами разбираются'; 'мы самостоятельны, нам никто не диктует, и туда не надо лезть' (открытый вопрос).
Близки к этим и соображения о том, что выступление В. Путина – форма давления на украинских избирателей (3%):
  • 'Не надо навязывать свое мнение украинскому народу, являясь президентом другой страны'; 'нужно поехать после выборов, а так он оказал давление'; 'не нужно никого поддерживать' (открытый вопрос).
В целом россияне не склонны переоценивать влияние выступления В. Путина на исход украинских выборов. Большая часть опрошенных (41%) затруднились ответить на вопрос 'Как Вы полагаете, выступление В. Путина перед украинскими телезрителями повлияло или не повлияло на результат первого тура президентских выборов на Украине? И если повлияло, то существенно или несущественно?'. Предположили, что это выступление не повлияло на выбор украинцев, 20% опрошенных россиян. Еще 12% думают, что влияние было – но несущественное. И лишь 27% опрошенных предположили, что выступление российского президента в украинском телеэфире существенно повлияло на результат первого тура выборов. Чаще, чем в целом по опросу, последнего мнения придерживаются те, кого интересуют украинские выборы (37%), и те, кто считает победу В. Януковича выгодной для России (41%). * * *

Таким образом, для многих россиян ход избирательной кампании на Украине не представляет особого интереса. Большинство наших сограждан довольно спокойно следят за предвыборными баталиями соседей и полагают, что российские власти должны соблюдать нейтралитет в этом вопросе. Меньшая же часть (это, скорее всего, люди, для которых общее прошлое с Украиной означает и желательность общего будущего), напротив, уверена, что Россия должна занимать активную позицию в отношении выбора украинцев, и, если не поддерживать напрямую 'своего' кандидата, то открыто заявлять о желательности для России вполне определенного исхода выборов. В том же, что Москва симпатизирует В. Януковичу, не сомневается большая часть россиян, следящих за украинскими предвыборными баталиями.


 
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 6-7 ноября 2004 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов, 100 из которых входят и в общероссийскую выборку. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Выборы на Украине: осведомленность и симпатии россиян

ВАС ИНТЕРЕСУЕТ ИЛИ НЕ ИНТЕРЕСУЕТ ХОД ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ НА УКРАИНЕ?
31 ОКТЯБРЯ НА УКРАИНЕ ПРОШЕЛ ПЕРВЫЙ ТУР ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА. ВО ВТОРОЙ ТУР ВЫШЛИ ВИКТОР ЮЩЕНКО И ВИКТОР ЯНУКОВИЧ. СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЗА КОГО ИЗ КАНДИДАТОВ ПРОГОЛОСОВАЛИ БЫ ЛИЧНО ВЫ - ЗА В.ЮЩЕНКО ИЛИ ЗА В.ЯНУКОВИЧА?*

Выборы на Украине и позиция России

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ДЛЯ РОССИИ ИМЕЕТ ИЛИ НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ, КТО ИЗ КАНДИДАТОВ ПОБЕДИТ НА ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ? И ЕСЛИ ИМЕЕТ, ТО ИЗБРАНИЕ КАКОГО КАНДИДАТА В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ОТВЕЧАЕТ ИНТЕРЕСАМ РОССИИ: В.ЮЩЕНКО ИЛИ В.ЯНУКОВИЧА?
КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ДОЛЖНА ДЕЙСТВОВАТЬ РОССИЙСКАЯ ВЛАСТЬ: ПОДДЕРЖИВАТЬ КОГО-ЛИБО ИЗ КАНДИДАТОВ НА ПОСТ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ ИЛИ ЗАНИМАТЬ НЕЙТРАЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ?
А КАК, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ДЕЙСТВУЕТ СЕГОДНЯ РОССИЙСКАЯ ВЛАСТЬ: ПОДДЕРЖИВАЕТ В.ЮЩЕНКО, ПОДДЕРЖИВАЕТ В.ЯНУКОВИЧА ИЛИ ЗАНИМАЕТ НЕЙТРАЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ?

Выступление В. Путина на украинском телевидении

ЗА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ДО ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В.ПУТИН ПОБЫВАЛ НА УКРАИНЕ И ВЫСТУПИЛ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ УКРАИНСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ОТВЕТИВ НА ВОПРОСЫ ТЕЛЕЗРИТЕЛЕЙ. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ ОБ ЭТОМ СОБЫТИИ?
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПРАВИЛЬНО ИЛИ НЕПРАВИЛЬНО ПОСТУПИЛ В. ПУТИН, ВЫСТУПИВ ЗА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ДО ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ УКРАИНСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ?
КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ВЫСТУПЛЕНИЕ В.ПУТИНА ПЕРЕД УКРАИНСКИМИ ТЕЛЕЗРИТЕЛЯМИ ПОВЛИЯЛО ИЛИ НЕ ПОВЛИЯЛО НА РЕЗУЛЬТАТ ПЕРВОГО ТУРА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ НА УКРАИНЕ? И ЕСЛИ ПОВЛИЯЛО, ТО СУЩЕСТВЕННО ИЛИ НЕСУЩЕСТВЕННО?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО В. ПУТИН ПОСТУПИЛ ПРАВИЛЬНО, ВЫСТУПИВ ЗА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ДО ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ УКРАИНСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ?




(в % от числа опрошенных по России)

В. Путин действовал как президент России, это был визит дружбы

10

В. Путин высказал свое мнение, обозначил позицию России

5

  • 'Во внешней политике важно нужные заявления делать вовремя'; 'высказал мнение России'; 'высказал свою позицию о выборах'; 'надо, чтобы они знали мнение России'; 'он высказал свое отношение к Украине'; 'он не скрывал своих взглядов и хотел, чтобы народ Украины знал его мнение'; 'потому что он разъяснил заблуждающимся людям об отношении России к Украине'; 'что мы хотим и как мы относимся к украинскому народу'; 'надо было в конце концов открыть им глаза на нашу политику'.

Это был дружественный шаг по отношению к Украине

2

  • 'Визит дружбы'; 'выразил свое уважение украинскому народу, а также доказал на деле наше хорошее отношение к Украине'; 'доброжелательно относится к Украине, хочет, чтобы мы дружно жили'; 'он налаживает дружеские отношения'; 'он настраивает на дружбу с украинским народом'; 'показал себя с дружественной стороны'; 'пусть народ Украины знает, что русские хотят дружить, а не быть врагами'; 'хочет, чтобы конфликтов не было, чтобы мир был между нами'.

В. Путин выполнял свои обязанности президента

1

  • 'Его работа политика'; 'как президент он должен выступить'; 'нужно было присутствовать'; 'он должен был сделать это'; 'считаю, что это положено как президенту'; 'это нужно делать – это его обязанность'.

В. Путин общался с украинским народом, его мнение авторитетно

1

  • 'Когда президент говорит с простыми людьми, это всегда полезно'; 'он говорил с простыми людьми, сказал много интересного'; 'он не агитировал ни за кого, а просто общался с людьми'; 'пообщался с украинцами в прямом эфире'; 'правильно, что поговорил с людьми'; 'его голос по нашим бывшим республикам имеет вес, значим'; 'ему многие доверяют'; 'к нему прислушиваются'; 'он играет всемирную роль'; 'Путину много людей доверяет на Украине'.

Были достигнуты конкретные договоренности

<1

  • 'Чтобы люди имели двойное гражданство'; 'надо открыть границу'; 'о прозрачности границ говорил...'; 'пора что-то делать с границей – упростить въезд'; 'чтобы открыть границу...'.

Россия и Украина – братские, дружественные страны

8

Россия и Украина должны дружить

3

  • 'Будем сотрудничать'; 'должны поддерживаться отношения'; 'может, Украина к нам склонится'; 'надо поддерживать отношения с Украиной'; 'нам надо дружить с Украиной'; 'нужно приближать к нам Украину'; 'Россия заинтересована с Украиной в нормальных отношениях'.

Украинцы – наши братья-славяне, мы долго были вместе

2

  • 'Все уже перемешались – и украинцы и русские, какое может быть деление?'; 'есть друзья на Украине, украинский народ близок к русскому народу'; 'на Украине живет много наших людей и их родственников'; 'наши два народа нельзя делить'; 'потому что Украина всю жизнь была нашей'; 'Украина – это наша бывшая общая славянская территория'; 'Украина была в СССР'; 'Украина была частью России, для нас разделяться – беда, у многих там родственники'; 'Украина и Россия – считай, одна республика'; 'это наша Киевская Русь'; 'испокон веков мы одна славянская семья, должны поддерживать друг друга, как можем'; 'мы связаны друг с другом, и у нас общие корни'; 'мы – два близкие народа, славяне, должны существовать вместе'; 'мы – единые народы'; 'Украина – наши кровные братья'.

Нужно помогать Украине, это наш сосед

2

  • 'Мы рядом с Украиной находимся, надо им помогать'; 'надо поддерживать ближайших соседей'; 'надо поддерживать народ'; 'нужно поддержать Украину'; 'поддержка со стороны России должна быть'; 'принимает участие, так и должно было быть'; 'кого бы ни изберут, мы должны быть соседями'; 'с соседями надо дружить'; 'соседнее государство'.

У России и Украины общие интересы, надо вместе решать наши проблемы

1

  • 'Для общего развития'; 'должны решать вместе'; 'общие интересы'; 'решил их проблемы и наши – совместно'; 'совместные дела с Украиной'; 'чтобы решить какие-то проблемы общие'; 'чтобы решить общие вопросы'.

России и Украине нужно объединяться

1

  • 'Нельзя допустить, чтобы Украина от нас отошла'; 'нужно объединяться'; 'он хочет соединить Россию с Украиной'; 'Россия и Украина должны быть вместе'; 'с целью объединения народов'; 'хорошо, чтобы у нас было все как раньше – единая страна'; 'чтоб не потерять Украину'; 'чтобы Украина не откалывалась от нас'; 'шанс объединиться'.

Это отвечает интересам России

7

Россия поддержала близкого ей кандидата и повлияла на ход выборов

4

  • 'Дал понять, что Россия поддерживает Януковича'; 'для России важен пророссийский кандидат, а не националист'; 'за Януковича больше проголосовало избирателей'; 'информация не повредит, помог определиться людям'; 'люди сделали правильный выбор'; 'много русских там живет, пусть они сделают правильный выбор под влиянием Путина'; 'на Украине много русских живет, Путин помогал им сделать выбор'; 'надо, чтобы на Украине был дружественный к нам президент'; 'он за Януковича'; 'он показал украинцам, что Россия за Януковича'; 'поддержать своих сторонников'; 'Путин призвал жителей Украины голосовать за Ющенко'; 'это повлияло на выбор многих'; 'это предпочтение одному из кандидатов'.

Россия должна влиять на ход событий в соседнем государстве

1

  • 'Борьба за власть даром не дается, надо все использовать, и был повод – 60-летие освобождения от немцев'; 'мы должны как-то влиять на ход событий в соседних странах'; 'надо влиять на Украину'; 'нужно влиять на соседние государства'; 'правильно, соседа надо выбирать – это член семьи'; 'президент должен влиять на их политику, вожжи не отпускать'; 'Путин участвует в жизни соседних стран'; 'соседи должны быть нам угодны'.

России небезразлично положение дел в Украине

1

  • 'Выразил свою заинтересованность судьбой Украины'; 'граждане Украины должны чувствовать не безразличие России'; 'нам не безразлична судьба Украины'; 'он не может остаться в стороне – они наши ближайшие соседи'; 'пусть видят, что нашему президенту их выбор небезразличен'; 'чтобы на Украине знали, что они нам небезразличны'; 'чтобы не показать наше равнодушие'.

Это способствовало укреплению авторитета России и отвечает ее интересам в целом

1

  • 'Для России это очень хорошо'; 'имидж России поддержал'; 'российский авторитет на Украине поддерживает'; 'Россию должны уважать'; 'Россия должна быть лидером в странах СНГ'; 'Россия должна держать свой вес'; 'это в интересах России'.

Одобрение действий В. Путина в целом

4

  • 'В прошлом в большинстве случаев все его действия оправдывались'; 'вовремя приехал, не сказал ничего лишнего'; 'доверяю Путину в этом вопросе'; 'если он поехал, все будет хорошо'; 'значит, так ему понравилось, так хочет делать'; 'мне кажется, он всегда знает, где и что нужно сказать'; 'ничего нет преступного'; 'одобряю выступление президента перед украинским народом'; 'он все делает правильно'; 'он имел на это право'; 'он пост выше занимает, ему виднее'; 'показал себя с хорошей стороны'; 'почему бы нет?'; 'раз Путин решил, значит, правильно'.

Другое

1

  • 'А куда она, Украина, денется без России?'; 'выразил свою поддержку русским на Украине'; 'может, у него времени не было до этого'; 'на пользу Украине – американцы хотят раздробить нас'; 'он должен знать, как будут они относиться к России'; 'он же побывал на 60-летии битвы в Киеве'; 'прозондировал почву'; 'своего рода предупреждение для украинцев'; 'чтобы все знали, что он там побывал'; 'он наставил украинцев на путь истинный'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

12

Вопрос не задавался

58


ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО В. ПУТИН ПОСТУПИЛ НЕПРАВИЛЬНО, ВЫСТУПИВ ЗА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ДО ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ УКРАИНСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ?




(в % от числа опрошенных по России)

Это навязывание своего мнения избирателям

3

Это оказание давления на избирателей

2

  • 'В каждой стране народ должен выбирать свою кандидатуру, на него никто не должен давить ни со стороны президента, ни кого-либо'; 'вмешивался в ход предвыборной борьбы'; 'мог навязать свое мнение'; 'на каких-то людей это могло оказать давление в выборах, то есть это было неправильно'; 'не надо навязывать свое мнение украинскому народу, являясь президентом другой страны'; 'нужно поехать после выборов, а так он оказал давление'; 'повлияло на выбор избирателей'; 'это давление на избирателей, потому что Путин – для них авторитет'.

Это скрытая агитация, поддержка 'своего' кандидата

1

  • 'Агитировать нельзя'; 'нельзя прямо показывать кандидата'; 'не нужно никого поддерживать'; 'это прямая поддержка Януковича – не следует лезть в эти дела, пока не выберут'; 'он призывал голосовать...- но за кого, не помню'.

Это вмешательство во внутренние дела другого государства

3

  • 'Вмешательство в политическую жизнь другой страны'; 'вмешательство во внутренние дела Украины'; 'должен держать нейтралитет'; 'зачем лезть в другое государство, зачем за уши тянуть?'; 'зачем? Пусть сами разберутся'; 'мы самостоятельны, нам никто не диктует, и туда не надо лезть'; 'народ взбаламутил – теперь нет СССР, и нечего лезть не в свои дела'; 'он вмешивается в суверенитет другой страны'; 'они от нас отделились – пусть сами разбираются'; 'с точки зрения международной это вмешательство, оно не активное, но повод для критики есть'; 'у них свой президент, своя власть'; 'это их страна'.

У России много своих проблем

<1

  • 'Не надо нам лезть в чужие дела – со своими бы проблемами разобраться'; 'нечего вмешиваться, надо у себя стараться улучшать'; 'нечего к ним лезть – лучше бы о своих беспокоились'; 'пусть у себя сначала порядок наведет, под носом бардак'; 'у себя не разобраться, а еще куда-то лезть?!'.

Другое

1

  • 'Вести разговоры с уходящим президентом, когда на пороге стоят новые люди, неприлично'; 'да он все неправильно делает!'; 'не нравится Путин вообще'; 'нет ничего у него путного, и сказать он ничего не может'; 'он мог спровоцировать обратную реакцию, так как у нас люди живут лучше'; 'у сторонников Ющенко есть теперь дополнительный козырь – давление России на выбор украинцев'; 'это дает понять его заинтересованность в итогах выборов, он дал понять, что все у него под контролем'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

2

Вопрос не задавался

91



 
Электронные фокус-группы в Москве. 44 респондента. 4 ноября 2004 г.
На этой неделе вниманию респондентов был предложен видеоряд, посвященный российско-украинским отношениям.

Эпизод

Содержание эпизода

Интерес, оценка / сила колебаний

Согласие, оценка / сила колебаний

Доверие, оценка / сила колебаний

Средняя оценка

5 (2095)

В. Путин о ситуации с регистрацией приезжих

2,46/срд

3,44/срд

2,12/слн

2,7

7 (2097)

В. Путин об отношениях России и Украины

1,13/срд

1,81/срд

1,10/срд

1,3

2 (2092)

В. Путин о двойном гражданстве

0,60/срд

0,98/срд

1,10/слн

0,9

9 (2099)

С. Тигипко об интересах Украины

1,28/срд

1,63/срд

-0,44/слн

0,8

8 (2098)

А. Кокошин о стратегических интересах России и Украины

1,05/срд

1,66/срд

-0,25/слн

0,8

4 (2094)

Б. Грызлов об избирательном праве при двойном гражданстве

0,59/срд

1,34/срд

-0,04/срд

0,6

3 (2093)

С. Миронов о службе в армии при двойном гражданстве

0,68/срд

0,82/срд

0,23/срд

0,6

1 (2091)

НТВ об отношениях России и Украины

0,61/срд

-0,12/срд

0,70/срд

0,4

6 (2096)

Р. Нургалиев о регистрации украинских граждан

0,57/слн

-0,90/слн

-0,06/слн

-0,1



Эпизод № 5 (2095). Россия, 'Вести', 30.10.04, 20:00
В. Путин, президент РФ

Наши собственные, российские граждане не могут быть поставлены в условия худшие, чем граждане иностранных государств. Это касается в том числе и вопросов регистрации при передвижении по территории РФ граждан России. Мы знаем, ради чего и почему вводились строгие меры и жесткие сроки регистрации. Все это делается для улучшения борьбы с преступностью. Но практика последних наиболее общественно опасных преступлений, анализ того, как это было организовано, и последние, наиболее жестокие террористические акты показывают, что преступники достаточно легко обходят все эти преграды. А с проблемами сталкиваются как раз добросовестные и законопослушные граждане. Поэтому нам нужно внимание сосредоточить не на том, чтобы ужесточать административно вопросы, связанные с регистрацией и передвижением, а на том, чтобы улучшать деятельность правоохранительных органов и наводить там порядок, продолжать наводить там порядок так, как это делается в вашем ведомстве и в некоторых других ведомствах в последнее время. Мы знаем, как работают подразделения собственной безопасности. Так и должны дальше работать активно, наводить порядок внутри, чтобы гражданам не создавать препятствий дополнительных. У нас люди должны чувствовать себя комфортно в своей собственной стране.

Эпизод № 7 (2097). НТВ, 'Сегодня', 30.10.04, 19:00
В. Путин

Имея в виду особый характер <отношений> между нашими странами, который сложился за много сотен лет, пока наши народы жили в составе единого государства, имея в виду и этническую близость, и религиозную, культурную, и даже языковую близость, имея в виду огромное количество родственных связей, просто огромное количество родственных связей, все-таки мы должны отреагировать на этот сигнал с Украины.

Эпизод № 2 (2092). Россия, 'Вести', 30.10.04, 20:00
В. Путин

И руководство Украины, и президент, и премьер-министр Янукович Виктор Федорович ставили вопрос, да и граждане Украины в ходе прямого эфира телевизионного неоднократно ставили вопрос о двойном гражданстве: Россия и Украина. Мы должны отреагировать на этот сигнал с Украины. И вернуться к этому вопросу еще раз. Разумеется, решать его можно только в том случае, если мы будем уверены, что подавляющее большинство общественности и в России, и в Украине поддерживают эти предложения и будут готовы бороться за реализацию этого предложения.

Эпизод № 9 (2099). Первый канал, 'Времена', 24.10.04, 18:00
С. Тигипко, руководитель Центрального избирательного штаба кандидата на пост президента Украины В. Януковича

Вы знаете, говорят, разумный теленок двух маток сосет. Поэтому у Украины есть свои интересы. И если есть возможность иметь прекрасные отношения с Россией, имея зону свободной торговли, документ, который будет подписан буквально в декабре, и иметь прекрасное сотрудничество с российскими компаниями, в том числе и ВПК, и иметь перспективы вступления в ВТО, а дальше – создавать зону свободной торговли с Европейским союзом, то я считаю, что это разумный выбор.

Эпизод № 8 (2098). Первый канал, 'Времена', 24.10.04, 18:00
А. Кокошин, председатель комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Госдумы РФ

У нас есть совершенно четкое определение наших стратегических интересов на постсоветском пространстве. И об этом говорил президент Путин, и об этом говорят большинство моих коллег и в Федеральном собрании, в Государственной думе: о том, что постсоветское пространство – это сфера стратегических интересов России. Точно так же, как для стран постсоветского пространства Россия представляет собой сферу стратегических интересов. То есть это взаимно. Для Украины Россия – тоже зона стратегических интересов.

Эпизод № 4 (2094). Первый канал, 'Время', 30.10.04, 21:00
Б. Грызлов, председатель Госдумы РФ, руководитель фракции 'Единая Россия'

Наши юристы-международники должны очень серьезно подойти к его [соглашения о двойном гражданстве] разработке, потому что есть много нюансов. Эти нюансы касаются не только, например, службы в армии, но и касаются избирательного права: где могут граждане принимать участие в выборах, если они имеют двойное гражданство? Ну, наверное, там, где они проживают.

Эпизод № 3 (2093). Россия, 'Вести', 30.10.04, 20:00
С. Миронов, председатель Совета Федерации РФ

Если ты гражданин государства, ты должен служить соответственно в армии этого государства. Если у тебя двойное гражданство, в какой армии ты должен служить? С моей точки зрения, четко нужно прописать, где человек живет постоянно, – вот в той армии, в соответствии с законом того государства он и должен служить.

Эпизод № 1 (2091). НТВ, 'Сегодня', 30.10.04, 19:00
О. Белова, ведущая

Россия и Украина – двойное гражданство и прозрачная граница. Уже с понедельника украинцы смогут находиться в России без регистрации в течение первых трех месяцев пребывания. А с Нового года для украинских граждан упрощается процедура въезда в Россию: понадобится только внутренний паспорт. Двойное гражданство – более отдаленная перспектива, но президент Путин сегодня поставил перед российским парламентом соответствующую задачу.

Эпизод № 6 (2096). Россия, 'Вести', 30.10.04, 20:00
Р. Нургалиев, министр внутренних дел РФ

Эксперты признали возможным увеличить срок пребывания граждан Украины в Российской Федерации без регистрации до 90 суток. Непосредственно при наличии миграционной карты с отметкой пограничного контроля. Был подписан протокол, протокол с украинской стороной – базовый документ, который непосредственно вступает в силу с 1 ноября. Также достигнуты договоренности российской стороны и Украины о том, что и после 1 января 2005 года граждане России и Украины будут пересекать государственную границу по внутренним паспортам с вкладышами.

Комментарий


Тема российско-украинских отношений была интересна участникам тестирования – оценки по этой шкале оказались довольно высокими. В целом идея сближения России и Украины вызывает одобрение респондентов. Участники дискуссии подчеркивали необходимость выстраивания максимально тесных связей между славянскими народами.
  • 'Я одобряю это, потому что, ну, все мы рядышком выросли, все жили, я служил с хохлами, там, жил рядом, мы все вместе, вот это переплелось. Почему бы нет? Мы славянская кровь'.


  • 'Конечно, я с этим согласна. Это шаг к сближению, который естественен. Вот то удаление, которое произошло, – это совершенно ненормально. Это можно было давным-давно сделать, но раз произошло вот это сейчас, то это надо поддержать. Шаг к сближению'.
Тем не менее, некоторые инициативы власти в этом направлении не понравились респондентам. В первую очередь это касается нового порядка регистрации граждан Украины в России. Участники дискуссии отмечали, что сначала надо 'сделать человеческими порядки регистрации самих же россиян, а уж потом заботиться об украинцах'.
  • 'Если из других стран – мы делаем послабление в пересечении границ и регистрации... <...> Я конкретно брата своего из Липецка – он приехал, родной брат – не мог зарегистрировать, мне пришлось массу справок собирать, массу денег заплатить. А эти господа вообще будут без регистрации? Вот вопрос в чем. Им достаточно миграционной карточки, они приехали – и могут здесь проживать. Честно говоря, это ущемляет мои интересы как россиянина. Я сказал на примере, так сказать, вот своего родственника'.


  • 'То есть тут вон надо и о русских вспомнить. А то получается, что хохлам здесь будет вольготней, чем нашим же. Я ничего против них-то не имею, я согласен – но с тем условием, чтобы и о комфорте россиян позаботились'.


  • 'Ну да, у меня вот тоже сестра приехала в гости всего на неделю – так мне пришлось столько бумажек всяких собрать, я всего и не перечислю. Это что, нормально, когда вот такие трудности у наших же людей в нашей же стране?'
Кроме того, по мнению участников дискуссии, актуализация темы сближения двух стран в первую очередь связана с президентскими выборами на Украине, так как 'очевидно же, что Путин Януковича поддерживает, – вот он и демонстрирует, что при Януковиче украинцам будет жить проще и с нами отношения наладятся'.
  • '...мнение, все делают для того, чтобы сейчас, значит, Януковича выбрать президентом... Я так думаю, мое такое мнение, что это ход политический, или как он там называется реально...'


  • 'Это сделка, но она вот в преддверии выборов имеет вот такую вот окраску, о которой мы здесь говорили, повторяться мы здесь не будем. А то, что это имеется вопрос экономической целесообразности, тут, по-моему, ни у кого нет возражения...'


  • '...у меня пара вот таких моментов основных: что, во-первых, все-таки это пиаровский, наверное, больше ход, чем политический, потому что политика – она может быть всегда, а вот пиар, как мне кажется, появляется он именно накануне выборов. Путин не зря туда поехал и показал, как он к Януковичу относится. Путин-то авторитет, люди к нему прислушаются'.
Эпизод № 3 (2093)


Эпизод с участием С. Миронова занял одно из последних мест нашего рейтинга. По мнению участников дискуссии, герой сюжета говорил не по существу вопроса, а касался лишь частностей, не имеющих принципиального значения, 'то есть он вроде как высказался, руководству поддакнул, а по сути ничего и не сказал'. Кроме того, респонденты не доверяют Миронову, так как считают, что он, во-первых, 'не является самостоятельным политиком', а во-вторых, не сделал ничего, чтобы 'люди могли понять, кто он такой вообще и что он из себя представляет'.
  • 'Ну, он опять виляет. Вот непонятно здесь – он поддерживает инициативу Путина или нет. Вроде как и не против, но всякие «но» говорит. И к народу ближе, и руководство не обидел'.


  • 'Да он же несамостоятельный совсем. Что ему скажут – то и говорит. Вот он у меня доверия и не вызывает, потому что третий человек государства должен быть самостоятелен'.


  • 'А почему он должен вызывать доверие-то? Он же ничего не сделал, мы его ни по каким делам не знаем. Он только и умеет, что кивать головой в сторону начальства'.


  • 'Вообще непонятно, откуда он возглавляет Совет Федерации. Зачем это? Почему именно он? Он же никто'.


  • 'Я хочу сказать, что, значит, он говорит о частностях, которые принципиального значения, честно говоря, завтра и послезавтра иметь не будут. Потому что у нас будет армия профессиональная, и речь идет о службе срочной <...>. Он говорит не по существу вопроса, а о мелочах каких-то'.
Эпизод № 5 (2095)

Эпизод с участием В. Путина получил самые высокие оценки по всем трем шкалам и оказался на первом месте нашего рейтинга. Слова о том, что 'российские граждане не могут быть поставлены в условия худшие, чем граждане иностранных государств', были поддержаны всеми участниками дискуссии. По мнению респондентов, тот факт, что глава государства озвучил подобную позицию, поможет 'оградить простых людей от произвола чиновников'.
  • 'Я говорю вот то, что в самом начале сказал: что вот это радует, что это озвучено, что уже пора, чтоб уже и россияне в собственной стране себя вольготно... не вольготно, а именно комфортно <чувствовали>'.


  • 'Мне понравилось, что Владимир Владимирович сказал: не надо ужесточать методы борьбы административные с россиянами. В принципе <...> он сказал: надо ловить преступников, а не надо на простых людей, вот, наезжать, да, лишний раз. Вот он прямо так и сказал'.


  • 'Вы знаете, мне тоже кажется, правильно сказал Путин, что не надо ужесточать меры вот именно в регистрации вот это, на это давить, а надо навести все-таки больше порядок все-таки внутри этой вот ведомственной охраны, действительно, на местах. Вот тогда будет больше и порядка. Вот на что, собственно, надо обратить внимание'.
Эпизод № 9 (2099)

Эпизод с участием С. Тигипко получил самую низкую оценку по шкале доверия. Больше всего участникам дискуссии не понравилась фраза 'разумный теленок двух маток сосет'. По мнению респондентов, подобная оговорка свидетельствует о 'нечистоплотности' и неискренности Украины по отношению к России. Кроме того, считают участники дискуссии, С. Тигипко демонстрирует здесь свои 'плохие дипломатические способности'.
  • 'Знаете, я не очень верю в искренность Украины, не очень верю. Вот судя по их всем поступкам, вы знаете, когда туда вот едешь, в Крым, там вот эти зерновые хранилища. Когда нам деньги не смогли заплатить – зерном теперь же. Потом Кучма еще это же зерно продавал за валюту иностранцам. А у самих же жителей хлеб подорожал в три раза. Ну это вот такие факты, которые вот совсем недавно...'


  • 'Что украинец – да, он хитрый украинец. Он говорит: теленок у двух маток сосет. Ну что? И у России можно пососать. И Европу, да, и в ВТО вступить. В ВТО вступить через Россию'.


  • 'В принципе, насколько я понимаю, там если они будут в Европу интегрироваться, там им тоже какие-то определенные условия, например, начнут диктовать, которые, мне кажется, будут противоречить интересам России, и вот тогда уже не знаю, начнется опять, наверное, какой-то там разброд и шатание, то есть они будут опять все определяться – с кем, и так далее, и тому подобное. То есть как-то вот в том-то и дело, что экономически, мне кажется, очень сложно совместить. И то, что налаживают какие-то вот отношения, скажем так, интерактивные с Россией и, тем не менее, как-то двигаться туда – вперед, на Запад. Например, Прибалтика – она четко для себя выбрала стратегию 15 лет назад – мы идем на Запад, да, они в принципе какого-то достаточно приличного уровня достигли, но при этом с Россией как-то отношения они испортили, и экономика очень слабая. А вот такого примера, чтобы какая-то страна взаимодействовала <и с Россией, и с Западом>... Даже там, например, Белоруссия – она больше к нам тяготеет, но на Западе они как изгои считаются. То есть вот такого пока не было'.


  • 'Ну вы знаете, он, конечно, так – человек простой, мне кажется, и дипломат из него получится... <...> Потому что если бы он был дипломат, он бы так не говорил – про этих двух маток, и вообще...'


  • 'Да я говорю: не сообразил, конечно. Тут же надо уже уметь говорить. Но он же говорит, в общем-то, это на весь мир, считай. Но как у них это получится – у двух маток сосать? Потому что не все же дураки, не все дураки, не все же дадут сосать-то'.


 
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 6-7 ноября 2004 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Выборы на Украине: осведомленность и симпатии россиян


ВАС ИНТЕРЕСУЕТ ИЛИ НЕ ИНТЕРЕСУЕТ ХОД ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ НА УКРАИНЕ?

 Россия, все Проголосовали за партию... Проголосовали за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа
...Единая Россия ...КПРФ ...ЛДПР ...Родина ...СПС и Яблоко ...не участвовали ...Путина ...другого политика ...не участвовали оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Доли групп (%)1002195434246143429284148523438282034361123303261118372827915228145
интересует33425740534722384321313831313422354329283546264036412728353334403532242738
не интересует60533758415171564971635562625872584861675749685660596362605959586162705557
затрудняюсь ответить7562627598677676791058564519105862465185



31 ОКТЯБРЯ НА УКРАИНЕ ПРОШЕЛ ПЕРВЫЙ ТУР ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА. ВО ВТОРОЙ ТУР ВЫШЛИ ВИКТОР ЮЩЕНКО И ВИКТОР ЯНУКОВИЧ. СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЗА КОГО ИЗ КАНДИДАТОВ ПРОГОЛОСОВАЛИ БЫ ЛИЧНО ВЫ - ЗА В.ЮЩЕНКО ИЛИ ЗА В.ЯНУКОВИЧА?

 Россия, все Проголосовали за партию... Проголосовали за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа
...Единая Россия ...КПРФ ...ЛДПР ...Родина ...СПС и Яблоко ...не участвовали ...Путина ...другого политика ...не участвовали оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Доли групп (%)1002195434246143429284148523438282034361123303261118372827915228145
за В.Ющенко891286128888788889868976886133979981252112
за В.Януковича20273623521812233412162618221810223019162227132523221517241823212217201623
против всех6521166746876675864368105764679247651089
не стал(-а) бы голосовать23151119121531201630251925262127251720292120272323193222222420202133381218
затрудняюсь ответить43453938234942443642454143374846384450414236473842424444384744434039305447



Выборы на Украине и позиция России


КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ДЛЯ РОССИИ ИМЕЕТ ИЛИ НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ, КТО ИЗ КАНДИДАТОВ ПОБЕДИТ НА ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ? И ЕСЛИ ИМЕЕТ, ТО ИЗБРАНИЕ КАКОГО КАНДИДАТА В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ОТВЕЧАЕТ ИНТЕРЕСАМ РОССИИ: В.ЮЩЕНКО ИЛИ В.ЯНУКОВИЧА?

 Россия, все Проголосовали за партию... Проголосовали за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа
...Единая Россия ...КПРФ ...ЛДПР ...Родина ...СПС и Яблоко ...не участвовали ...Путина ...другого политика ...не участвовали оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Доли групп (%)1002195434246143429284148523438282034361123303261118372827915228145
не имеет значения201911149102218142319211922182121161824171924181728212021162092124211625
В.Ющенко8814121112791066798779778888871137891081045111
В.Януковича23274325532416243716192821252013253121192531182824191719272225212721231624
затрудняюсь ответить50463249275555484055554450455458454654505042494652425954445346624251515750



КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ДОЛЖНА ДЕЙСТВОВАТЬ РОССИЙСКАЯ ВЛАСТЬ: ПОДДЕРЖИВАТЬ КОГО-ЛИБО ИЗ КАНДИДАТОВ НА ПОСТ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ ИЛИ ЗАНИМАТЬ НЕЙТРАЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ?

 Россия, все Проголосовали за партию... Проголосовали за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа
...Единая Россия ...КПРФ ...ЛДПР ...Родина ...СПС и Яблоко ...не участвовали ...Путина ...другого политика ...не участвовали оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Доли групп (%)1002195434246143429284148523438282034361123303261118372827915228145
поддерживать кого-либо из кандидатов24263933292321262623232823262322223125242425202926242519252722282326362121
занимать нейтральную позицию50504654526550495448534552504951564039535056544754714741544652525848453850
затрудняюсь ответить2624151319122925202925272524272823283722261926242152840212626191926194029



А КАК, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ДЕЙСТВУЕТ СЕГОДНЯ РОССИЙСКАЯ ВЛАСТЬ: ПОДДЕРЖИВАЕТ В.ЮЩЕНКО, ПОДДЕРЖИВАЕТ В.ЯНУКОВИЧА ИЛИ ЗАНИМАЕТ НЕЙТРАЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ?

 Россия, все Проголосовали за партию... Проголосовали за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа
...Единая Россия ...КПРФ ...ЛДПР ...Родина ...СПС и Яблоко ...не участвовали ...Путина ...другого политика ...не участвовали оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Доли групп (%)1002195434246143429284148523438282034361123303261118372827915228145
поддерживает В.Ющенко567664356344654364445564612235553523813
поддерживает В.Януковича20213324392715203215182318211813202716152330132721201616251722222318191321
занимает нейтральную позицию19202222211418201717211819221721211415221916211919141718192217152522131231
затрудняюсь ответить57533848345564544464575657526164525564595348605155546563515756604758656735



Выступление В. Путина на украинском телевидении


ЗА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ДО ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В.ПУТИН ПОБЫВАЛ НА УКРАИНЕ И ВЫСТУПИЛ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ УКРАИНСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ОТВЕТИВ НА ВОПРОСЫ ТЕЛЕЗРИТЕЛЕЙ. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ ОБ ЭТОМ СОБЫТИИ?

 Россия, все Проголосовали за партию... Проголосовали за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа
...Единая Россия ...КПРФ ...ЛДПР ...Родина ...СПС и Яблоко ...не участвовали ...Путина ...другого политика ...не участвовали оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Доли групп (%)1002195434246143429284148523438282034361123303261118372827915228145
знаю30314932405523314522263529322721323724243448223237463228312639443125162317
что-то слышал(-а)30372334322928342429303029293129332628313124363228212327303633213331332229
слышу сейчас впервые35282231231542312443382935333744303139412926383131333542333428353138474132
затрудняюсь ответить6552506466556656569462364011374104631522



КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПРАВИЛЬНО ИЛИ НЕПРАВИЛЬНО ПОСТУПИЛ В. ПУТИН, ВЫСТУПИВ ЗА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ДО ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ УКРАИНСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ?

 Россия, все Проголосовали за партию... Проголосовали за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа
...Единая Россия ...КПРФ ...ЛДПР ...Родина ...СПС и Яблоко ...не участвовали ...Путина ...другого политика ...не участвовали оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Доли групп (%)1002195434246143429284148523438282034361123303261118372827915228145
правильно42564843526135494136414838394437424741394443434544453928484240444741503050
неправильно964615181071310108911710115471023591225791151356111174
затрудняюсь ответить49384851332155444654494452504953474855544634524644305463415348524748396345



КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ВЫСТУПЛЕНИЕ В.ПУТИНА ПЕРЕД УКРАИНСКИМИ ТЕЛЕЗРИТЕЛЯМИ ПОВЛИЯЛО ИЛИ НЕ ПОВЛИЯЛО НА РЕЗУЛЬТАТ ПЕРВОГО ТУРА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ НА УКРАИНЕ? И ЕСЛИ ПОВЛИЯЛО, ТО СУЩЕСТВЕННО ИЛИ НЕСУЩЕСТВЕННО?

 Россия, все Проголосовали за партию... Проголосовали за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа
...Единая Россия ...КПРФ ...ЛДПР ...Родина ...СПС и Яблоко ...не участвовали ...Путина ...другого политика ...не участвовали оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Доли групп (%)1002195434246143429284148523438282034361123303261118372827915228145
не повлияло20192713251021202620182120241721202017212121191720102525182020212026101623
существенно27333336282922312523312724262724282724242930253128242324292825253124432313
несущественно121113137221411111414111214111315961313201212132812121491211171112919
затрудняюсь ответить41372837403943393942374144364542374552413729443939394140404342423239345245







База данных ФОМ > Алфавитный перечень категорий > 0-9 > Доминанта 13 (647) от 4 апреля 2002 г. (132 Пента) >  >  >  > Доминанты. Поле мнений > Все Доминанты за 2004 год > Доминанта 45 от 11 ноября 2004 г. (45 Пента) > Выборы на Украине и визит В. Путина