fom.ru · Поиск ·      








27.09.2007, Опрос населения

Смена главы правительства

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 22-23 сентября 2007 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.



В этой теме:
1. Оценки работы правительства М. Фрадкова
2. Новый глава правительства: первые впечатления
3. Электронная фокус-группа
4. Приложение. Таблицы

14 сентября текущего года на пост главы российского правительства был назначен Виктор Зубков – политик, практически неизвестный рядовым россиянам: подавляющее большинство наших сограждан (84%) в ходе опроса сообщили, что они ничего не знали о В. Зубкове до того, как В. Путин предложил его кандидатуру на пост премьера. Немногие из респондентов (8%) 'что-то слышали' о В. Зубкове, и всего 2%, по их словам, знали о нем и раньше.

Напомним, что ситуация прихода на один из ключевых государственных постов столь малоизвестной фигуры не является для нашей страны беспрецедентной. Сравним приведенные выше данные с результатами опроса 6–7 марта 2004 года, когда на политической арене появился М. Фрадков: тогда 89% россиян заявили, что ничего не знали о нем ранее, 'что-то слышали' или 'знали' – только 7% и 2% респондентов соответственно.

Видимо, именно низким уровнем известности обоих политиков на момент прихода в правительство объясняется схожая реакция населения на их назначение: россияне пока не сформировали отношения к новому премьеру, многие из них затрудняются в своих оценках и осторожны в ожиданиях. Так, отвечая на вопрос об отношении к назначению на пост главы правительства В. Зубкова респонденты чаще всего заявляли о своём безразличии к этому событию (42%) и нередко выбирали позицию 'затрудняюсь ответить' (29%). Примерно четверть опрошенных (27%) относятся к назначению с одобрением, и только 2% его не приветствуют. Эти ответы схожи с теми, которые россияне давали при приходе М. Фрадкова, хотя тех, кто одобрил неожиданное назначение, в этот раз больше на 5 п.п., а тех, кто отнесся к нему плохо, на 7 п.п. меньше.

Почти у половины россиян (48%) определённого впечатления о В. Зубкове пока не сложилось; еще 19% затруднились ответить на этот вопрос. Те, кто уже определился, в большинстве своём говорили, что впечатление о новом премьере у них хорошее (32%), и только 1% сказали, что В. Зубков им не понравился. Для сравнения: М. Фрадков в самом начале премьерства произвел позитивное впечатление на 22% россиян, а негативное – на 4%.

Учитывая, как мало наши сограждане знают о В. Зубкове, неудивительно, что им непросто строить предположения о том, будет ли он справляться с работой председателя правительства лучше или хуже, чем экс-глава: на соответствующий вопрос 58% опрошенных ответить затруднились. Остальные считают, что новый премьер будет справляться со своими обязанностями лучше (23%) или так же, как предыдущий (18%). Только 1% участников опроса дают пессимистический прогноз.

По прошествии трех с половиной лет работы правительства под руководством М. Фрадкова мы попросили наших респондентов подвести некоторые итоги. Оказалось, что за это время отношение значительной части россиян к экс-премьеру так и не сформировалось, и сегодня многим по-прежнему сложно охарактеризовать его работу.

Оценивая работу правительства под руководством М. Фрадкова, респонденты чаще всего выбирали позицию 'удовлетворительно' (37%) или 'затрудняюсь ответить' (36%). Существенно реже они отвечали 'хорошо' (13%) или 'плохо' (10%). Позиции 'отлично' и 'очень плохо' указали лишь 1% и 3% респондентов соответственно.

Несмотря на удовлетворительную и иногда позитивную оценку работы правительства М. Фрадкова, конкретные его достижения и неудачи респонденты в большинстве своём назвать не смогли. Как сказала одна из участниц опроса, 'я не поняла, что он делал, – хмурил брови только'.

Подавляющее большинство россиян (80%) не смогли вспомнить никаких достижений бывшего премьера. 4% респондентов указали на увеличение и стабильность выплаты зарплаты и пенсий ('бюджетникам прибавили', 'вовремя платили пенсии'; 'вышли из кризиса по зарплатам и пенсиям'). 3 % опрошенных россиян усматривают достижения М. Фрадкова в социальной сфере ('все-таки льгот у нас много, у пенсионеров'; 'помнил о людях'; 'развитие здравоохранения'). Столь же немногие (по 3%) полагают, что его деятельность поспособствовала развитию экономики ('поднялась экономика в стране'; 'увеличился темп роста промышленности') и поддержанию общей стабильности в стране ('сумел не допустить в стране кризиса'; 'хоть кризисов таких не было, как в 1998-м').

Три четверти респондентов (75%) затруднились назвать и конкретные неудачи в деятельности М. Фрадкова на посту главы правительства. 6% опрошенных считают его излишне мягким и неспособным организовать эффективную работу ('где надо было показать жесткость, он был мягок'; 'не обеспечил нормальное функционирование кабинета министров'). Столько же респондентов (6%) склонны винить М. Фрадкова в неудачных решениях, касающихся социальной сферы – в частности упоминалось о монетизации льгот ('законы глупые принимались, обеспечение лекарствами, льготы – их монетизация'). Об отсутствии экономического роста говорили 5% респондентов ('мало сдвигов в сельском хозяйстве'; 'плохо развивается отечественная промышленность'), а ещё 4% жаловались на низкий уровень зарплаты и уровень жизни в целом ('люди беднеют и нищают'; 'маленькие пенсии – уравняли всех').

Большинство респондентов (59%) не смогли ответить на вопрос, чего в деятельности экс-премьера было больше – достижений или неудач, а оставшиеся мнения разделились примерно поровну: 22% опрошенных считают, что больше было хорошего, а 19% – что плохого.

Сегодня значительная часть респондентов считают, что под руководством нового премьера курс правительства должен быть изменён – частично (так ответили на соответствующий вопрос 34% опрошенных) или полностью (19%). И лишь 11% полагают, что перемена курса не нужна.

Елена Васильева





1. Оценки работы правительства М. Фрадкова


На прошлой неделе ушел в отставку председатель правительства М.Фрадков и был назначен новый глава правительства. Скажите, пожалуйста, как Вы оцениваете работу правительства Михаила Фрадкова: отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо или очень плохо?

Если говорить в целом, у М.Фрадкова на посту председателя правительства России было больше достижений или больше неудач?

В чем, по Вашему мнению, состоят наиболее существенные достижения М.Фрадкова за время его работы на посту председателя правительства России? (Открытый вопрос.)

(в % от числа опрошенных)
Увеличение зарплат и пенсий, стабильность выплат, повышение уровня жизни людей в целом4
'Бюджетникам прибавили'; 'вовремя платили пенсии'; 'вышли из кризиса по зарплатам и пенсиям'; 'зарплаты и пенсии вовремя давали'; 'пенсию повысили и зарплаты учителям врачам'; 'порядок в организациях с зарплатой, с повышением зарплат'; 'регулярно платили пенсии'; 'повысился уровень жизни'; 'уровень жизни поднялся'.
Увеличение 'материнского капитала', решение проблем здравоохранения, образования и других социальных проблем3
'В социальной сфере'; 'все-таки льгот у нас много, у пенсионеров'; 'заботы больше о людях проявлял, чем все предыдущие правительства'; 'помнил о людях'; 'развитие здравоохранения'; 'разработал программу по семейным, жилищным вопросам'; 'улучшилось образование'; 'финансирование школ'.
Развитие промышленности, низкие темпы инфляции, рост экономики в целом3
'Промышленность стали развивать'; 'инфляцию приостановили'; 'инфляция была не очень сильная'; 'малому бизнесу помогал хорошо'; 'поднимал экономику'; 'поднял промышленность'; 'поднялась экономика в стране'; 'рынок стабилизировался'; 'увеличился темп роста промышленности'; 'укрепление финансовой части'; 'агропромышленный комплекс заработал'.
Стабильность в стране, отсутствие кризисов3
'Более стабильная обстановка в России'; 'была достигнута стабильность в стране'; 'нормализация и стабилизация в стране'; 'сумел не допустить в стране кризиса'; 'хоть кризисов таких не было, как в 1998'.
Хорошее руководство кабинетом министров, контроль за его работой1
'Давал всем нагоняй периодически'; 'дисциплина правительства'; 'он журил своих министров, заставлял их работать'; 'правильно организовал работу правительства'; 'систематика управления высшей власти'; 'следил за работой министров, критиковал'; 'тех, кто не справлялся с работой, он отстранял'; 'требовательный в работе'; 'хорошо руководил кабинетом министров'.
Улучшения, сдвиги в развитии России1
'В некоторых сферах наладилась работа'; 'двинул что-то он к улучшению'; 'он сдвинул всех с мертвой точки'; 'расшевелили немного, а то спали'; 'сдвиги были'; 'хорошо продвинул нашу страну'.
Работа по национальным проектам1
'Внедрение национальных проектов'; 'запущены национальные проекты'; 'нацпроекты, осуществление их'; 'немного сдвинул работу по национальному проекту'.
Решение проблем армии, забота об обороноспособности страны1
'В его бытность был принят закон о сроке службы в армии один год – Фрадков мог бы еще поработать'; 'закон о воинской службе в один год'; 'поднял оборону'; 'престиж армии поднял'; 'сократил срок службы в армии'.
Возвращение внешнего долга, хорошая внешняя политика1
'В международной политике'; 'долг России вернули всем кредитором'; 'мы долги стали выплачивать, вернее продолжили'; 'укрепление позиций России в мире'.
Реализация идей В.Путина1
'Он просто выполнял определенные поручения Путина'; 'поддерживал политику, инновации и следовал политике Путина'; 'работал по путинскому плану'; 'не мешал Путину руководить'.
Другое1
'Больше не разворовали страну'; 'борьба с коррупцией'; 'в сообразительности'; 'война в Чечне не разрослась'; 'люди стали свободнее'; 'награждение его правительственной наградой'; 'нравились его выступления'; 'он жил открыто'; 'строят дома'.
Нет таких2
'Я не поняла, что он делал, – хмурил брови только'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа80


В чем, по Вашему мнению, состоят наиболее существенные неудачи М.Фрадкова за время его работы на посту председателя правительства России? (Открытый вопрос.)

(в % от числа опрошенных)
Плохое руководство кабинетом министров, излишняя мягкость, неспособность сформировать эффективную команду6
'Где надо было показать жесткость, он был мягок'; 'мягковат, надо быть жестче'; 'не обеспечил нормальное функционирование кабинета министров'; 'не организована работа правительства'; 'не следил за выполнением указов президента'; 'ближайшее его окружение неправильно работает'; 'долго не убирал неработающих министров – Зурабова, Грефа'; 'кабинет министров был сформирован неудачно'; 'мало гонял министров'; 'министры распустились, Зурабов с лекарствами обидел'; 'не смог заставить министров хорошо работать'.
Монетизация льгот, проблемы здравоохранения, образования и другие социальные проблемы6
'В сфере здравоохранения большие недостатки'; 'вопрос с жильем решается плохо'; 'ЖКХ плохо, здравоохранение плохо'; 'закон 122'; 'законы глупые принимались, обеспечение лекарствами, льготы – их монетизация'; 'мало внимания обеспечению детей'; 'монетизация льгот'; 'отменил льготу пенсионерам'; 'очень мало внимания уделяется простому человеку'; 'плохая социальная политика'; 'подорожало жилье, образование'; 'провал социальной политики'; 'с лекарствами по льготам проблемы'.
Рост цен, проблемы промышленности, сельского хозяйства и другие проблемы экономики5
'Все дорожает и дорожает'; 'высокая инфляция'; 'газ, нефть много продавали'; 'дикие цены'; 'его экономическая политика нерегулируемая какая-то'; 'мало сдвигов в сельском хозяйстве'; 'не смог остановить инфляцию'; 'плохо развивается отечественная промышленность'; 'повышение цен на хлеб'; 'предприятий мало крупных строится, плохо развивается промышленность'; 'про совхозы в селе забыли – а нам на что жить?'
Низкие зарплаты и пенсии, низкий уровень жизни людей в целом4
'В обществе, где есть нищие, ни о каких удачах правительства не может быть и речи'; 'в регионах маленькая зарплата по сравнению с Москвой'; 'жизненный уровень населения настолько низкий, что это и есть самая его существенная неудача'; 'люди беднеют и нищают'; 'маленькие пенсии – уравняли всех'; 'мало поднимает пенсии'; 'низкие зарплаты'; 'низкие пенсии, зарплаты'; 'уровень пенсий 1/4 к зарплате, низкий уровень зарплаты бюджетников в России, кроме Москвы'.
Нет улучшений, плохая работа в целом, много слов – мало дела4
'В неэффективности'; 'все плохо в стране'; 'все проекты на бумаге и на словах'; 'всем наобещал, а работа не сделана'; 'говорили много – дела нет'; 'замыслы не реализуют'; 'много говорил, а движения вперед нет'; 'ничего не изменилось в лучшую сторону'; 'одни разговоры, нет реальной работы'.
Отсутствие законности и порядка в стране, коррупция2
'Беспорядок в стране'; 'как была мафия, так и есть'; 'коррупция возросла'; 'криминал делает свое дело'; 'не исполнялись законы на местах'; 'постоянно слышим о нецелевом использовании средств'; 'разгул коррупции в России'.</td>
Другое1
'В международных отношениях упустили Англию'; 'его высказывания были некорректными с трибуны, то есть в несоответствии с его высоким постом'; 'его пассивность, отсутствие яркости и самостоятельности'; 'застой, как при Брежневе'; 'много принято законов, ограничивающих личностную свободу самовыражения'; 'не прислушивался к мнению других'; 'не смотрел вперед'; 'невыполнение приказов президента'; 'отменили отсрочку от армии учащимся институтов'; 'преследовал свои личные выгоды'; 'теракты не предотвратил'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа75


2. Новый глава правительства: первые впечатления


Вы знаете, что-то слышали или слышите сейчас впервые о том, что на пост главы правительства был назначен Виктор Зубков?

Как Вы в целом относитесь к тому, что на пост главы правительства был назначен В.Зубков - хорошо, плохо или безразлично?

До предложения В.Путина назначить главой правительства В.Зубкова Вы знали об этом политике, что-то слышали о нем или ничего не знали?

В последнее время телевидение, радио, пресса рассказывают о В.Зубкове, сообщают о его действиях. Какое впечатление у Вас сложилось об этом человеке - хорошее или плохое?

Как Вы думаете, В.Зубков будет справляться с работой председателя правительства лучше, хуже или так же, как М.Фрадков?

Как Вы считаете, под руководством В.Зубкова правительство должно продолжать курс прежнего правительства, частично изменить его или изменить полностью?

Скажите, пожалуйста, Ваше отношение к В.Путину после того, как он предложил на пост главы правительства В.Зубкова, улучшилось, ухудшилось или не изменилось?



3. Электронная фокус-группа


Видеоряд, представленный к тестированию, представлял собой нарезку новостных телевизионных программ, посвященных объявленному началу предвыборной кампании в Государственную думу.

№ п/пЭпизодСодержание эпизодаИнтерес, оценкаДоверие, оценкаСогласие, оценкаСредняя оценка
15С. Марков о многопартийности1,731,721,901,79
23М. Барщевский о своевременности смены правительства0,951,852,301,70
31Просьба М. Фрадкова об отставке0,721,151,761,21
42В. Никонов о связи смены правительства с предстоящими выборами0,691,040,980,91
56В. Чуров о 7%-ном пороге прохождения партий в Госдуму РФ0,530,931,110,85
67С. Марков об объединении политиков и партий либеральной ориентации0,110,740,870,57
74А. Бабаков о необходимости 'конструктивного разговора' между политическими партиями0,750,180,110,35
88Г. Явлинский о российской 'культурной традиции' голосовать 'за власть'0,13-0,03-0,18-0,03
99В. Чуров об изменении отношения граждан РФ к выборам0,00-0,370,06-0,10

1. Эпизод № 5 С. Марков, директор Института политических исследований (Первый канал, 'Времена', 15.09.07, 18:00)

Нам нужна стабильность, основанная на сильных организациях, структурах, институтах. И с этой точки зрения нам нужна настоящая многопартийность. Многопартийность – это не когда 20 партий, это когда 3–4 партии, 7%-ный барьер как раз работает на это. Он говорит маленьким: уйдите – но зато большим и крупным мы даем возможность играть по-настоящему. Чтобы реальный выбор. Это не когда человек выбирает из 20 вариантов. Реальный выбор – когда человек выбирает из 4–5 вариантов. 7%-ный барьер, мне кажется, приведет к тому, что будет 4 партии.

2. Эпизод № 3 М. Барщевский, председатель Высшего совета партии 'Гражданская сила'

(НТВ, 'Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым', 16.09.07, 22:00)

У нас президентская республика. Именно в президентской республике так и должно происходить. Мы выбираем президента, делегируя ему колоссальные полномочия, и эти полномочия он реализует, сменяя правительство тогда, когда нужно. А сменено оно было, если брать по тактике, вовремя, потому что сейчас еще дней десять на эту тему все поговорят, это закончится, и внимание общественного мнения, внимание журналистов переключится уже на думскую кампанию.

3. Эпизод № 1 В. Путин, президент РФ; В. Познер, ведущий программы 'Времена'; М. Фрадков, бывший председатель правительства РФ (Первый канал, 'Времена', 15.09.07, 18:00)

В. Познер: Ну что, главная тема этой недели – и я думаю, что это главная тема этого года – вполне очевидна.

М. Фрадков: Я бы очень просил Вас, поблагодарив за доверие работать председателем правительства в течение более чем 3,5 лет, пользуясь Вашей полной поддержкой, хотел бы просить об отставке.

В. Путин: Действительно, страна сейчас приближается к парламентским выборам, которые затем плавно фактически перейдут в президентские. И может быть, Вы правы, может быть, нам всем вместе нужно подумать на тему о том, как выстроить структуру власти и управления, с тем чтобы они лучше соответствовали предвыборному периоду и подготовили страну к периоду после выборов в парламент и после президентских выборов в марте 2008 года.

В. Познер: Разговор между Путиным и Фрадковым по сути дела свелся к тому, что надо менять правительство в связи с наступающими выборами, в общем, если уж так совсем попросту говорить. И вот поэтому, так сказать, следует как-то поставить все на свои места. Какую вы видите связь между отставкой правительства и предстоящими выборами?

4. Эпизод № 2 В. Никонов, президент фонда 'Политика' (Первый канал, 'Времена', 15.09.07, 18:00)

Конечно, все, что происходит в стране во время избирательного цикла, имеет отношение к выборам прямое. Вот то, о чем говорил Фрадков, и то, о чем говорил потом Путин, – это на самом деле правда. Фрадков был абсолютно искренен, когда сказал, что я должен дать президенту возможность заново переформатировать правительство. Абсолютно правильно, идет переформатирование правительства в преддверии выборов, для того чтобы обеспечить нормальное прохождение выборного цикла и парламентских, и президентских выборов и обеспечить преемственность политики и работу правительства после того, как Путин уйдет в мае с поста президента.

5. Эпизод № 6 В. Чуров, председатель ЦИКа РФ (Первый канал, 'Времена', 15.09.07, 18:00)

У нас нет жесткого 7%-ного барьера в российском законодательстве – он плавающий. Основным принципом формирования парламента является его представительность. То есть партии, представленные в нашей Государственной думе, в сумме должны иметь не менее 60, собрать не менее 60% голосов пришедших на выборы. Если одна партия преодолевает 60%-ный барьер и только она проходит в парламент, то есть остальные не набирают 7%, обязательно следующая партия, сколько бы она ни набрала процентов, допускается к распределению мандатов. Другой случай. Прошли 4 или 5 партий, но в сумме они набрали меньше 60% голосов. Остальные не преодолели 7%-ный барьер. В этом случае допускаются к распределению мандатов все следующие партии, не набравшие 7%-ный барьер, до тех пор, пока сумма голосов, набранных партиями в парламенте, опять же не превысит 60%. То есть у нас, во-первых, никогда не может быть однопартийного парламента, и во-вторых, наш 7%-ный барьер в этом случае опускается.

6. Эпизод № 7 С. Марков, директор Института политических исследований (Первый канал, 'Времена', 15.09.07, 18:00)

В этой связи хотелось просто обратиться к политикам, партиям либеральной ориентации. Смотрите, в стране 15% либералов-прозападников – и никак не могут договориться, никак не могут создать единое… Эти люди должны быть представлены в парламенте. Хочется им сказать: создайте, наконец, какую-то объемную политическую коалицию.

7. Эпизод № 4 А. Бабаков, секретарь Президиума Центрального совета партии 'Справедливая Россия' (НТВ, 'Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым', 16.09.07, 22:00)

Ожидаемая смена. И эта ожидаемая смена все-таки показывает, что избирательный цикл выбран правильно. Это некий сигнал политическим партиям, чтобы они все-таки перешли в русло конструктивного разговора. Чтобы, по крайней мере, то, о чем говорил президент и говорит новый премьер, вошло нитью в избирательную кампанию, чтобы они ушли от пиара, собственного или черного пиара, и стали говорить о тех делах, которые, по крайней мере, мы ожидаем от правительства, от профессионального правительства.

8. Эпизод № 8 Г. Явлинский, председатель российской объединенной демократической партии 'Яблоко'

(НТВ, 'Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым', 16.09.07, 22:00)

Я очень часто встречал людей, которых я уважаю, и с ними долго разговаривал. Они говорят просто: мы всегда голосуем за власть. Какая бы она ни была; хорошая, нехорошая – нам так спокойнее, мы так чувствуем себя увереннее. Поэтому если завтра Владимир Путин откажется от 'Единой России' и скажет, что теперь 'Справедливая Россия' – главная партия, 'Единая Россия' вообще не будет существовать, как 'Наш дом – Россия' и все эти партии, – и будут тогда голосовать за эту партию. Если вдруг Владимир Путин возглавит КПРФ, значит, начнут голосовать за КПРФ. Ну и так далее. Это наша культурная традиция.

9. Эпизод № 9 В. Чуров, председатель ЦИКа РФ (Первый канал, 'Времена', 15.09.07, 18:00)

Не вижу особых причин для серьезных экономических или социальных потрясений. Это значит, что, скажем так, интерес к скандальным выборам, который спадал на протяжении последних лет и на чем основывались прогнозы многих политологов, что спадал интерес к скандальным выборам, замещается интересом, осознанным гражданским пониманием того, для чего надо голосовать и что будет после этого голосования. То есть происходит нормальный процесс становления развитого демократического государства.

Комментарий

Следует отметить, что особого интереса обсуждавшаяся тема у респондентов не вызвала – показатели соответствующей кривой не выходили за пределы низких отметок. Мы, однако, полагаем, что эти показатели были бы существенно ниже, если бы начало предвыборной кампании не совпало по времени с отставкой правительства М. Фрадкова, и если бы сам М. Фрадков не объяснял свое прошение об отставке в том числе необходимостью предоставить В. Путину возможность переформировать правительство с учетом предстоящих выборов. Столь явно обозначенная связь между событийно яркой отставкой правительства и думскими выборами повысили значимость последних в глазах наших респондентов.

Следует отметить, что сама по себе идея необходимости смены правительства накануне выборов в парламент страны вызвала недоумение у участников последовавшей за тестированием дискуссии. Они считают, что 'хорошее правительство, как и коней, на переправе не надо менять перед выборами', а если правительство 'не тянет, то так и надо было сказать'.

'Если ты три с половиной года страну держал как бы там, ну, был какой-то рост, да, официальный и в экономике там, и в политике, и за полгода перед выборами оказывается, нужно что-то менять. Чего они тогда делали-то три с половиной года? Тогда их надо было сразу гнать оттуда на фиг, если они так вот плохо работают. Если они не могут, не смогут удержать страну во время выборов в нормальном состоянии в рабочем, поддержать экономику, чтобы была нормальная ситуация, чего они там три с половиной года делали – вообще не пойму'.

Респонденты полагают, что 'настоящая причина отставки правительства с выборами в Думу никак не связана'. Более того, по их мнению, исход предстоящих выборов давно предрешен, победит в них 'Единая Россия', так как именно эта партия обладает на сегодня всеми необходимыми для этого ресурсами: и административными, и материальными, и к тому же в глазах избирателей является 'самой близкой к Путину'.

Именно предрешенность результатов голосования – причина отсутствия у них интереса к выборам в Думу: 'наше участие в этих выборах ничего для страны и людей не решает', говорят они.

Участники дискуссии вспоминали Думу времен Б. Ельцина как гораздо более демократичную, чем последующие.

'Ну вот классическая у нас была Дума при Ельцине, которая реально делала законы, и те, которые законы большинством не поддерживались, они не принимались. Сейчас, когда пришел Путин, все законы те, которые не принимались при Ельцине, они легко и быстро прошли '.

Эпизод № 9

Самым неудачным по итогам тестирования оказался эпизод, в котором новый глава Избиркома В. Чуров говорит о мотивах заинтересованности избирателей в результатах предстоящей парламентской гонки. Участники дискуссии категорически не согласны с тем, что сегодня вообще существует какой-либо интерес к думским выборам – они убеждены, что очень многие избиратели не будут участвовать в голосовании, так как 'просто не верят в честность власти'.

Респонденты уверены, что все места в правительстве и Думе уже сегодня распределены, все претенденты уведомлены, весь бюрократический аппарат продолжает функционировать в прежнем режиме в отрыве от народа, а народ давно живет иными интересами и участвовать 'в этом фарсе не хочет'.

'Приходит народа все меньше и меньше – почему? Потому что раньше ходили на скандальчики, правильно? Вот он говорит… Он сказал, что народ вот от скандального перетекает в думающую, то есть начинает думать там что-то. Нет, они просто не приходят, и все. Они не перетекают никуда…'

'Не придет народ. А потому что не верит уже народ власти, никому не верит, поэтому не ходит. Не доверяет'.

'Вот то, что вот он говорит, что все там изменится, – ничего не изменится. Ничего не изменится. Потому что история такая, что ничего не изменится. Будет Путин – все, народ уже решил. Сейчас уже все по-другому, понимаете… как-то верней все по-старому, но по-другому. Ну, то же слово, только по-другому пишется'.

'Мы уже говорили: нам не изменить выборы, там ребята все разыграли уже, заранее все это…'

'Власть уже разделена, все разделено, а народ просто не верит. Вот наши бабули не ходят. Раньше ходили с удовольствием'.

Эпизод № 8

Эпизод с участием лидера 'Яблока' Г. Явлинского по итогам тестирования оказался в нижней части нашей рейтинговой таблицы. Интересно, что в принципе участники дискуссии согласны с его словами о привычке российского избирателя голосовать за власть. Низкий рейтинг этого эпизода объясняется стереотипом восприятия самого Г. Явлинского, 'который всегда недоволен другими'. Респонденты говорили, что 'наш народ хочет царя, обладающего и полнотой власти, и полнотой ответственности. Главное – чтобы самим не нести ответственность'. Кроме этого участники дискуссии считают российской традицией 'слушаться начальства', а 'начальство' (читай – В. Путин) 'рекомендует' 'Единую Россию'.

'У нас, это самое, народ так привык, у него… он привык, чтобы какой-то был лидер один, как вот царь у нас был в свое время'.

'И даже в жизни если взять, ведь сейчас же какое время настало? Что люди боятся вот, что вот у нас при Брежневе… вставали утром, вернее ложились вечером, но мы знали, что завтра придет. Сейчас же вот многие даже среди молодежи – никто не знает, что вот завтра будет работать или нет, вот он придет, а ему скажут: до свидания, понимаете? Поэтому, естественно, все как-то трясутся и за начальство… мы слушаемся, начальства, мы боимся'.

Эпизод № 5

Эпизод с участием С. Маркова оказался по итогам тестирования лидером рейтинга. С. Марков, по мнению респондентов, обладает 'даром убеждения', он внятно говорит, в его речи нет ни сложных терминов, ни жаргонизмов. Он понятен, а потому приятен. Тем не менее, со сказанным им не все участники дискуссии готовы были соглашаться. Кто-то полагает, что сокращение числа политических партий в Думе может стимулировать депутатов к более продуктивной работе, но другие считают недопустимым в сегодняшней России отказывать значительному числу граждан в возможности увидеть в Думе партии, представляющие их интересы. По мнению участников дискуссии, 7%-ный барьер лишит возможности попасть в Думу 'бедные партии', 'партии, которые ближе к людям', 'неолигархические партии'.

'Мне нравится, что он настолько все четко формулирует и доносит до аудитории, то есть достаточно обладает, я считаю, что высоким ораторским искусством, что может доносить восприятие. Единственное, что мне очень симпатичен как мужчина, мне он симпатичен, то есть я на него реагирую, мне он симпатичен как мужчина-лидер, безусловно, и как политолог, то есть вот это достаточный статус в нашей стране, но я абсолютно не согласна то, что он говорит. Нет, потому что он предлагает, да: вот маленькие, уйдите, а большие партии – останьтесь…'

'Маленькие – это не значит плохо, потому что у крупных, которые они что-то позиционируют уже изначально, да, они позиционируют чью-то власть, и у которых есть возможности те же финансовые, то почему мы должны только на них смотреть? Может быть, я хочу выбрать из того меньшинства, скажем, которые мне будут более симпатичны…'

'Ну, потому что мнений в народе много, и все, каждый имеет право выбирать ту партию, за которую он голосует, и сконцентрироваться, тогда никто не будет слушать чье-то мнение, тогда будет именно мнение президента, как у нас получается, «Единая Россия» выдвигает, президент подписывает – и все, неважно уже, кто согласен, кто нет'.

Эпизод № 3

Эпизод с участием М. Барщевского по результатам ЭФГ получил высокие оценки респондентов – им понравилась 'циничная откровенность' высупавшего. Участники дискуссии были полностью согласны с тем, что руководитель 'Гражданской силы' говорил о практически неограниченных властных полномочиях российского президента. Респонденты говорят о решениях властей, в том числе и В. Путина, как о некоторой данности, как о неизбежности. Они не видят возможности влиять на эти решения, считают недемократичным фактическое отстранение граждан от влияния на происходящие в стране процессы, и готовы признать себя отчасти виновными в социальной апатии, но прилагать какие-либо усилия для изменения этой ситуации не хотят.

'Вот мы сами дураки – и власть избираем такую же. С народом никто не считается: ни с пенсионерами, ни с молодежью, ни с пожилыми людьми. Вот давайте с этого начнем'.

'Вот обидно, что процесс идет, а люди как не реагировали, так и не реагируют, в общем-то. Вот обидно это…'

'Сейчас-то правят, как и раньше, олигархи'.

'А чего, ну а чего тут обижаться-то, за что? Ну, мы в такой стране живем'.



4. Приложение. Таблицы


На прошлой неделе ушел в отставку председатель правительства М.Фрадков и был назначен новый глава правительства. Скажите, пожалуйста, как Вы оцениваете работу правительства Михаила Фрадкова: отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо или очень плохо?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта месячная аудитория интернет-пользователей* участие в выборах**
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 70 21 6 46 54 35 37 28 13 36 33 18 20 28 26 8 11 19 37 25 17 69
отлично 1 1 0 0 1 1 1 0 1 1 1 1 1 0 0 1 2 1 0 1 1 0 1
хорошо 13 16 6 5 16 10 13 14 12 12 13 11 17 11 14 13 10 11 16 13 12 16 16
удовлетворительно 37 40 34 27 40 34 32 38 41 33 34 41 39 40 37 44 45 34 37 33 41 39 39
плохо 10 7 14 22 12 8 6 12 11 6 10 11 9 9 9 9 14 14 10 9 8 10 9
очень плохо 3 2 3 13 5 2 1 3 6 1 3 4 4 3 3 3 1 3 5 4 3 2 3
затрудняюсь ответить 36 34 42 33 27 44 47 33 29 46 40 32 31 36 36 29 28 37 32 41 36 33 32

** Здесь и далее - которые при ответе на вопрос 'Как Вы думаете, Вы лично примете или не примете участие в выборах депутатов Государственной думы?' выбрали позиции 'Совершенно точно приму участие в выборах', 'Вероятнее всего приму участие в выборах', 'Скорее приму, чем не приму участие в выборах'.


Если говорить в целом, у М.Фрадкова на посту председателя правительства России было больше достижений или больше неудач?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта месячная аудитория интернет-пользователей* участие в выборах**
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 70 21 6 46 54 35 37 28 13 36 33 18 20 28 26 8 11 19 37 25 17 69
больше достижений 22 26 14 11 25 19 23 22 21 19 19 22 30 21 24 25 34 16 22 20 23 28 26
больше неудач 19 16 22 38 21 17 11 23 24 13 17 21 24 17 21 21 23 21 21 20 13 18 18
затрудняюсь ответить 59 57 64 50 53 64 67 55 56 68 64 57 46 62 55 53 42 63 56 60 63 54 56

Вы знаете, что-то слышали или слышите сейчас впервые о том, что на пост главы правительства был назначен Виктор Зубков?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта месячная аудитория интернет-пользователей* участие в выборах**
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 70 21 6 46 54 35 37 28 13 36 33 18 20 28 26 8 11 19 37 25 17 69
знаю 48 49 48 56 52 45 39 51 56 31 41 53 67 36 50 63 64 51 48 51 38 57 50
что-то слышал(-а) 28 28 28 20 28 27 28 29 26 34 29 28 19 36 28 21 22 23 27 26 35 23 28
слышу сейчас впервые 22 21 22 22 19 24 30 19 16 31 28 16 13 25 21 15 12 24 22 20 26 18 20
затрудняюсь ответить 2 2 2 1 2 3 3 2 2 4 2 3 1 3 2 1 2 1 3 3 2 2 2

Как Вы в целом относитесь к тому, что на пост главы правительства был назначен В.Зубков - хорошо, плохо или безразлично?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта месячная аудитория интернет-пользователей* участие в выборах**
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 70 21 6 46 54 35 37 28 13 36 33 18 20 28 26 8 11 19 37 25 17 69
хорошо 27 31 19 20 25 28 19 26 37 22 21 31 34 24 29 32 31 28 29 23 28 22 30
безразлично 42 39 49 42 43 41 50 43 30 37 48 39 39 45 39 39 41 50 43 40 41 49 40
плохо 2 2 1 7 3 1 2 2 1 1 2 2 4 3 2 2 4 1 3 2 2 4 2
затрудняюсь ответить 29 28 31 31 29 29 28 28 32 39 29 28 24 29 30 27 24 21 25 35 29 25 28

До предложения В.Путина назначить главой правительства В.Зубкова Вы знали об этом политике, что-то слышали о нем или ничего не знали?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта месячная аудитория интернет-пользователей* участие в выборах**
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 70 21 6 46 54 35 37 28 13 36 33 18 20 28 26 8 11 19 37 25 17 69
знал(-а) 2 1 1 3 2 2 1 2 1 1 2 1 3 2 2 2 4 1 2 1 1 4 2
что-то слышал(-а) 8 9 5 6 8 7 7 7 9 6 6 9 11 9 7 9 7 8 7 8 7 7 8
ничего не знал(-а) 84 83 90 86 84 85 82 86 84 85 86 84 82 82 84 87 88 88 83 83 84 85 84
затрудняюсь ответить 6 7 4 5 6 6 9 5 6 7 7 7 4 8 7 3 1 3 8 8 7 4 6

В последнее время телевидение, радио, пресса рассказывают о В.Зубкове, сообщают о его действиях. Какое впечатление у Вас сложилось об этом человеке - хорошее или плохое?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта месячная аудитория интернет-пользователей* участие в выборах**
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 70 21 6 46 54 35 37 28 13 36 33 18 20 28 26 8 11 19 37 25 17 69
впечатление еще не сложилось 48 44 53 63 49 47 53 48 42 46 52 45 47 47 43 50 44 37 49 53 48 48 45
хорошее 32 37 22 23 31 33 23 33 42 29 26 36 39 30 36 37 42 39 30 28 32 33 36
плохое 1 1 1 2 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 0 2 1
затрудняюсь ответить 19 18 23 12 19 19 23 18 16 25 21 18 13 22 20 13 13 23 20 18 20 17 18

Как Вы думаете, В.Зубков будет справляться с работой председателя правительства лучше, хуже или так же, как М.Фрадков?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта месячная аудитория интернет-пользователей* участие в выборах**
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 70 21 6 46 54 35 37 28 13 36 33 18 20 28 26 8 11 19 37 25 17 69
лучше 23 26 19 16 23 23 18 24 28 15 19 26 32 21 26 28 27 27 28 19 21 26 26
так же 18 16 16 32 20 16 18 18 17 22 17 20 13 22 15 16 13 20 17 16 21 18 17
хуже 1 1 1 4 1 1 0 2 1 1 1 1 1 1 1 0 0 0 1 1 1 1 1
затрудняюсь ответить 58 57 65 48 56 60 63 57 55 62 63 53 54 56 58 55 60 53 53 63 56 55 55

Как Вы считаете, под руководством В.Зубкова правительство должно продолжать курс правительства М.Фрадкова, частично изменить его или изменить полностью?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта месячная аудитория интернет-пользователей* участие в выборах**
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 70 21 6 46 54 35 37 28 13 36 33 18 20 28 26 8 11 19 37 25 17 69
продолжать курс прежнего правительства 11 12 7 8 12 9 11 11 10 9 10 9 15 8 9 14 14 10 11 9 11 14 11
изменить частично 34 35 34 23 36 32 37 35 28 25 30 38 42 32 33 39 42 34 30 37 29 45 36
изменить полностью 19 17 22 34 20 18 11 22 24 15 21 20 16 24 21 17 15 23 21 13 25 11 19
затрудняюсь ответить 37 37 36 35 32 41 41 32 37 52 39 33 28 37 36 30 29 32 38 40 35 29 34

Скажите, пожалуйста, Ваше отношение к В.Путину после того, как он предложил на пост главы правительства В.Зубкова, улучшилось, ухудшилось или не изменилось?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта месячная аудитория интернет-пользователей* участие в выборах**
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 70 21 6 46 54 35 37 28 13 36 33 18 20 28 26 8 11 19 37 25 17 69
улучшилось 8 9 6 3 7 8 6 9 10 5 7 11 7 6 8 9 4 12 9 8 6 8 8
не изменилось 78 77 79 79 78 77 81 78 74 74 79 75 83 76 76 80 87 76 76 77 78 81 78
ухудшилось 1 1 2 7 2 1 0 2 2 2 1 2 3 2 2 1 2 2 1 1 2 2 2
затрудняюсь ответить 13 13 13 11 12 14 13 11 15 19 14 12 7 16 14 10 6 10 14 14 15 9 12



База данных ФОМ > Алфавитный перечень категорий > 0-9 > Доминанта 13 (647) от 4 апреля 2002 г. (132 Пента) >  >  >  > Доминанты. Поле мнений > Все Доминанты за 2007 год > Доминанты 39 от 27 сентября 2007 г. > Смена главы правительства