fom.ru · Поиск ·      








01.11.2007, Опрос населения

Рост цен на продукты: что делать?

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 27-28 октября 2007 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

У большинства россиян сложилось впечатление, что за последний месяц цены на продукты питания в их городе (селе) росли, причем быстрее, чем в предыдущем месяце, – об этом говорят более трех четвертей опрошенных (78%). Только 14% респондентов заявили, что там, где они живут, скорость роста цен на продукты питания не изменилась, и только 2% отметили снижение таковой. Характерно, что чаще других об убыстрении роста цен говорят представители низкодоходных слоев населения – в большинстве своем пожилые люди (85% из их числа). Очевидно, с одной стороны, граждане из этой группы гораздо острее других чувствуют малейшее движение цен; с другой стороны, не исключено, что сетования на инфляцию для многих из них просто вошли в привычку. Что касается различий в ответах, связанных с местом жительства респондентов, то, как это ни парадоксально, чаще других ускорение роста цен на продукты отмечают те, кто ближе других находится к производителям этой продукции – жители малых городов и сел (84 и 79% соответственно). Жители мегаполисов жалуются на удорожание продуктов гораздо реже – 59%. Правда, исключение составляет Москва – здесь об ускорении роста цен на продукты питания говорят столько же опрошенных, как в малых городах и селах, – 84%.

Две трети опрошенных (65%), утверждают, что им приходится отказываться от покупки повседневных, обычных продуктов питания из-за дороговизны последних; не приходится ограничивать себя в потреблении трети респондентов (33%). Опять-таки, наблюдается выраженная дифференциация ответов в зависимости от уровня дохода респондентов: среди тех, у кого он, по данным опроса, ниже 2000 рублей на человека в месяц, отказывать себе в определенных продуктах приходится 87%, среди тех, у кого он выше 4500 рублей – 51%. Определенные различия в уровне потребления связаны и с местом жительства опрошенных: среди жителей сел ограничивают себя 74%, среди москвичей – заметно меньшая доля, 54% (хотя, как мы говорили выше, на рост цен они жалуются отнюдь не реже).

Тех участников опроса, кто заявил, что им приходится экономить на питании из-за его дороговизны, спросили, какие именно продукты они хотели бы покупать регулярно, но не могут себе этого позволить1. Чаще всего респонденты говорили, что хотели бы покупать, но не могут себе позволить мясо (45% по выборке) и мясные продукты (колбасу, сосиски и пр. – 39%), молочные продукты (масло, сыр, творог, сметану, кефир – 40%), а также свежие фрукты (37%). Как видим, в этих продуктах себя ограничивают примерно от половины до двух третей тех, кому приходится экономить на еде. Чуть реже респонденты отказывают себе в рыбе (29%) и рыбной гастрономии (25%), а также кондитерских изделиях (24%). Заметим, что на покупке курицы и другой птицы россияне экономят значительно реже, чем на мясе и рыбе (18%), а на покупке свежих овощей – реже, чем на фруктах (15%). О том, что им приходится отказывать себе в регулярной покупке таких продуктов, как яйца, молоко и хлеб, заявили 14, 13 и 5% опрошенных соответственно. Любопытно, что на необходимость ограничивать потребление алкогольных напитков (в т.ч. пива) жалуются весьма немногие – всего 6% из числа опрошенных.

Участников опроса спросили, какие из мер, которые могут быть приняты в связи с ростом цен на основные продукты питания, они одобрили бы в первую очередь2.

Наибольшее одобрение получили такие меры, как увеличение производства отечественных продуктов питания и ограничение наценки на продукты в розничной торговле – каждую из них одобрил примерно каждый второй респондент (55 и 48% соответственно). Каждый третий (32%) счел, что в первую очередь нужно компенсировать малоимущим гражданам рост цен (кстати, эта мера получила равное одобрение и среди низкодоходных, и среди высокодоходных категорий граждан); каждый пятый (21%) – что нужно повысить таможенные пошлины на продовольствие, которое вывозится из России. Такие меры, как ограничение закупочных цен, по которым сельхозпродукция покупается у производителей, а также снижение таможенных пошлин на продовольствие, которое ввозится в Россию, одобрили по 17% опрошенных, а товарную интервенцию – "выброс" на рынок по низким ценам продуктов питания из государственных запасов, готовы поддержать 10%.

Что касается идеи ограничения цен на основные продукты питания, то она пользуется среди россиян довольно широкой, хотя и не повсеместной, поддержкой. Так, с одной стороны, 47% опрошенных считают, что эта мера может иметь только положительные последствия; но с другой, 22% допускают, что наряду с положительными, последствия могут быть и отрицательными. Перечисляя последние в ответах на соответствующий открытый вопрос, эти респонденты говорили, что ограничение цен невыгодно для сельхозпроизводителей ("ограничение цен может произойти за счет производителя"; "не будет работать производство" – 4% ответов по выборке), для поставщиков и продавцов сельхозпродукции ("продавать не будут, лучше сгниют" – 1%); что в результате может возникнуть дефицит продуктов питания ("некоторые продукты могут пропасть из магазинов" – 4%), а качество продуктов может снизиться ("нет конкуренции – и качество товаров станет хуже" – 1%). Некоторые опасаются последующего резкого скачка цен ("еще больший рост цен будет потом" – 2%), повышения цен на другие товары и услуги ("надо будет компенсировать частным предпринимателям, а они повысят цены на что-то другое" – 1%), а также кризиса рыночной экономики и даже дефолта (1%).

Елена Вовк



По Вашим наблюдениям, в вашем городе (селе) в последний месяц цены на продукты питания растут или не растут? Если растут, то быстрее, чем в прошлом месяце, медленнее или примерно так же?

Вам, Вашей семье приходится или не приходится отказываться от покупки каких-нибудь повседневных, обычных продуктов питания из-за их дороговизны?

Какие продукты питания Вы хотели бы покупать регулярно, но не можете себе этого позволить из-за их дороговизны? (Ответы всех респондентов, кроме заявивших, что им не приходится отказываться от покупки каких-нибудь повседневных, обычных продуктов питания из-за их дороговизны, - 66% от всех опрошенных. Карточка, любое число ответов.)

На карточке перечислены меры, которые предполагается принять в связи с ростом цен на основные продукты питания. Отметьте, пожалуйста, те из них, которые Вы бы одобрили в первую очередь. (Карточка, не более трех ответов.)

Одни считают, что ограничение цен на основные продукты питания может иметь только положительные последствия. Другие считают, что ограничение цен на основные продукты питания может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Какая точка зрения - первая или вторая - Вам ближе?

К каким отрицательным последствиям, по Вашему мнению, может привести ограничение цен на основные продукты питания? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что ограничение цен на основные продукты питания может иметь как положительные, так и отрицательные последствия, - 22% от числа опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Это невыгодно для сельхозпроизводителей4
"Не выиграет товаропроизводитель"; "ограничение цен может произойти за счет производителя"; "закупочные цены на сельхозпродукцию останутся низкими"; "не будет работать производство"; "могут пострадать сельхозпроизводители"; "крестьяне могут пострадать".
Дефицит продуктов питания4
"Возможен дефицит"; "некоторые продукты могут пропасть из магазинов"; "исчезнут продукты с прилавков"; "дефицит продуктов питания"; "исчезнут продукты".
Последующий резкий скачок цен2
"После Нового года цены еще более вырастут"; "еще больший рост цен будет потом"; "все равно будет повышение"; "будет новое повышение"; "к еще большему подорожанию"; "их отпустят после выборов".
Повышение цен на другие товары и услуги1
"Цены на другие продукты будут расти"; "поднимутся цены на что-то другое"; "повышение цен на нестандартные продукты питания, которые не входят в состав продовольственной корзины"; "повысятся цены на другие продукты или услуги"; "производители могут повысить цены на другие товары"; "надо будет компенсировать частным предпринимателям, а они повысят цены на что-то другое".
Инфляция в целом1
"Стабильности не будет, дело идет к инфляции"; "инфляция"; "новый виток инфляции"; "возрастет инфляция"; "растут цены".
Кризис рыночной экономики, дефолт1
"Кризис"; "банкротство всех и вся, это дорога в тупик"; "рынок, экономика пострадают"; "угроза рынку"; "к дефолту"; "это приведет к дефолту".
Это невыгодно для поставщиков, продавцов сельхозпродукции, для рынка в целом1
"Одним – покупателям – будет хорошо, другим – продавцам – будет плохо"; "коснется тех, кто занимается продажей продуктов"; "для простых бедных пенсионеров это будет хорошо, а для тех, кто потерял прибыли, – наверное, плохо"; "рынок сам формирует цены; это может плохо отразиться на предпринимателях".
Снижение качества продуктов питания1
"Снизится качество"; "нет конкуренции – и качество товаров станет хуже"; "есть более дешевые продукты, значит менее качественные"; "сбыт некачественной продукции в магазинах"; "могут появиться товары более низкого качества".
Другое1
"На здоровье"; "зарплата будет меньше"; "должна быть государственная дотация"; "кому как"; "нарушение законов"; "начнется спекуляция"; "к бедности, воровству".
Затрудняюсь ответить, нет ответа8

1 Респондентам предлагалась карточка с перечнем ответов, количество ответов не ограничивалось.

2 Респондентам предлагалась карточка с перечнем ответов, допускалось не более трех ответов.


Приложение. Таблицы

По Вашим наблюдениям, в вашем городе (селе) в последний месяц цены на продукты питания растут или не растут? Если растут, то быстрее, чем в прошлом месяце, медленнее или примерно так же?


Население в целом участие в выборах** Электораты партий В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
КПРФ ЛДПР СРРПЖ доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 72 44 7 5 3 69 21 8 47 53 35 38 27 13 35 33 19 19 29 25 8 12 17 38 25 19
не растут 1 1 2 0 0 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 1 0 1 0 0 1 1 1 0
быстрее 78 79 78 86 74 72 78 76 85 74 81 72 78 86 84 75 77 81 85 82 73 84 59 72 84 79 71
примерно так же 14 14 14 9 19 17 14 13 11 15 13 17 14 9 9 15 15 12 8 12 16 14 29 12 9 14 19
медленнее 2 2 3 3 2 5 2 4 1 3 2 2 3 2 2 2 3 3 3 3 3 1 3 9 1 1 2
затрудняюсь ответить 5 4 3 2 5 5 5 6 3 8 3 9 4 2 4 6 5 4 2 3 7 1 9 7 4 5 7

* Здесь и далее - доля респондентов, которые при ответе на вопрос "Когда Вы в последний раз пользовались Интернетом?" выбрали позиции "В последние сутки", "В последнюю неделю", "В последний месяц".

** Здесь и далее - которые при ответе на вопрос "Как Вы думаете, Вы лично примете или не примете участие в выборах депутатов Государственной думы?" выбрали позиции "Совершенно точно приму участие в выборах", "Вероятнее всего приму участие в выборах", "Скорее приму, чем не приму участие в выборах".


Вам, Вашей семье приходится или не приходится отказываться от покупки каких-нибудь повседневных, обычных продуктов питания из-за их дороговизны?


Население в целом участие в выборах** Электораты партий В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
КПРФ ЛДПР СРРПЖ доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 72 44 7 5 3 69 21 8 47 53 35 38 27 13 35 33 19 19 29 25 8 12 17 38 25 19
приходится 65 65 65 80 50 74 65 65 72 58 72 50 68 82 81 70 65 49 87 78 51 54 69 62 63 74 40
не приходится 33 33 34 20 44 24 34 33 28 41 27 47 32 17 17 28 34 51 12 21 48 45 28 37 36 25 58
затрудняюсь ответить 1 1 1 0 5 3 1 1 0 2 1 3 0 1 2 2 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 2

Какие продукты питания Вы хотели бы покупать регулярно, но не можете себе этого позволить из-за их дороговизны? (Ответы всех респондентов, кроме заявивших, что им не приходится отказываться от покупки каких-нибудь повседневных, обычных продуктов питания из-за их дороговизны, - 66% от всех опрошенных. Карточка, любое число ответов.)


Население в целом участие в выборах** Электораты партий В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
КПРФ ЛДПР СРРПЖ доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 72 44 7 5 3 69 21 8 47 53 35 38 27 13 35 33 19 19 29 25 8 12 17 38 25 19
мясо свежее, свежемороженое (говядина, свинина, баранина и пр.) 45 44 42 67 35 51 43 49 49 40 49 33 45 60 59 49 43 32 62 54 36 28 54 54 45 38 28
молочные продукты (сливочное масло, сыр, творог, сметана, кефир и пр.) 40 39 38 46 24 57 39 41 41 32 46 27 41 55 53 42 39 29 58 52 29 19 41 39 43 41 21
мясные продукты (колбаса, сосиски, копчености и пр.) 39 37 37 53 31 37 37 42 42 35 43 26 41 53 57 44 36 25 60 50 22 22 34 36 39 47 19
свежие фрукты 37 37 36 54 26 37 35 39 46 29 44 28 36 49 55 38 35 26 57 49 24 27 32 34 35 46 20
рыба свежая, свежемороженая 29 31 30 42 20 34 29 29 34 24 34 18 30 43 42 31 29 20 49 39 20 26 21 30 27 39 15
рыбная гастрономия (рыба копченая, соленая, рыбные консервы, изделия из рыбы) 25 24 26 30 20 25 24 25 30 21 29 17 29 30 38 25 24 20 43 30 15 27 21 22 22 35 17
конфеты, кондитерские изделия 24 24 24 29 21 27 23 24 31 19 28 21 24 29 35 25 24 14 42 34 10 14 19 21 23 33 12
куры, птица свежая, свежемороженая 18 17 15 27 12 23 17 19 24 14 22 13 19 25 31 17 19 11 34 25 10 13 17 20 16 22 9
свежие овощи 15 14 12 19 8 25 14 15 17 12 17 11 14 19 19 16 13 12 20 18 12 15 16 20 14 11 7
яйца 14 13 12 20 10 19 13 14 22 11 16 10 13 18 25 14 12 9 23 18 8 11 19 16 13 12 6
молоко 13 13 12 17 12 21 13 13 19 11 15 8 13 19 22 13 12 8 22 15 10 7 19 18 10 13 4
консервы из фруктов, соки 12 11 11 18 5 10 11 12 18 10 13 9 12 15 17 11 13 7 18 16 6 4 12 10 11 17 7
консервы из овощей (салаты в банках, лечо, консервированные огурцы, помидоры и пр.) 8 7 7 10 1 6 7 7 14 7 8 6 7 11 14 8 8 3 12 9 5 5 9 8 6 10 4
замороженные фрукты и овощи 7 6 6 9 5 8 7 7 13 6 8 5 8 9 14 7 7 4 11 10 4 5 9 7 5 11 3
алкоголь (в т.ч. пиво) 6 6 7 5 5 6 6 5 14 7 5 5 7 7 6 6 7 4 12 7 4 7 6 4 6 9 4
сахар 5 5 5 9 5 10 6 3 12 5 5 4 5 8 9 4 6 6 11 5 4 8 4 4 4 7 2
хлеб и хлебобулочные изделия 5 5 6 4 5 2 5 4 10 4 6 5 5 6 8 3 6 5 11 6 3 8 3 6 4 7 3
макаронные изделия 5 4 4 7 3 2 4 4 7 4 5 4 4 7 8 4 5 4 10 5 3 7 5 7 3 6 2
мука 4 4 4 6 3 5 4 4 10 4 5 4 4 7 10 3 4 3 10 3 3 7 3 7 3 5 2
крупы 4 3 4 3 1 2 3 3 6 3 4 3 3 5 6 2 4 4 7 3 3 6 3 4 2 4 1
соль 2 2 2 3 1 0 2 2 4 2 2 2 2 3 3 1 3 3 5 2 2 7 1 3 2 2 2
другое 2 1 1 1 0 2 2 1 1 2 1 1 2 2 2 2 2 1 1 3 1 0 0 0 2 3 0
затрудняюсь ответить 2 2 1 0 6 0 2 2 1 2 2 3 2 1 1 3 2 1 1 1 1 2 4 1 2 1 2

На карточке перечислены меры, которые предполагается принять в связи с ростом цен на основные продукты питания. Отметьте, пожалуйста, те из них, которые Вы бы одобрили в первую очередь. (Карточка, не более трех ответов.)


Население в целом участие в выборах** Электораты партий В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
КПРФ ЛДПР СРРПЖ доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 72 44 7 5 3 69 21 8 47 53 35 38 27 13 35 33 19 19 29 25 8 12 17 38 25 19
увеличить производство отечественных продуктов питания 55 57 56 55 57 60 55 61 49 56 54 54 57 53 41 51 60 62 48 54 62 72 65 53 55 47 61
ограничить наценку на продукты питания в розничной торговле 48 50 51 43 43 56 50 46 44 48 49 45 54 45 47 47 50 49 50 55 49 38 42 50 54 45 49
компенсировать малоимущим гражданам рост цен 32 32 34 30 30 34 32 32 29 31 32 30 34 32 34 32 31 31 32 35 30 39 43 25 32 28 35
повысить таможенные пошлины на продовольствие, которое вывозится из России 21 22 22 22 21 18 19 26 18 21 20 22 22 16 7 21 22 27 21 20 21 23 19 15 23 20 23
ограничить закупочные цены, по которым сельхозпродукция покупается у производителей 17 17 19 21 21 13 18 14 21 16 18 18 16 19 20 14 19 18 13 20 19 14 14 14 20 18 21
снизить таможенные пошлины на продовольствие, которое ввозится в Россию 17 18 20 12 14 7 18 14 17 19 16 20 17 14 11 17 16 24 13 15 25 24 25 22 13 15 25
"выбросить" на рынок по низким ценам продукты питания из государственных запасов (товарные интервенции) 10 10 10 13 15 15 11 9 5 8 12 8 11 11 9 12 11 6 10 12 8 8 15 6 9 12 7
другое 3 2 2 5 0 2 2 3 9 3 2 2 3 3 2 2 4 2 4 3 2 1 4 2 4 1 2
затрудняюсь ответить 14 12 10 13 12 16 14 12 14 13 16 16 11 16 23 18 10 10 18 11 9 4 3 20 15 19 7

Одни считают, что ограничение цен на основные продукты питания может иметь только положительные последствия. Другие считают, что ограничение цен на основные продукты питания может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Какая точка зрения - первая или вторая - Вам ближе?


Население в целом участие в выборах** Электораты партий В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
КПРФ ЛДПР СРРПЖ доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 72 44 7 5 3 69 21 8 47 53 35 38 27 13 35 33 19 19 29 25 8 12 17 38 25 19
первая 47 47 49 54 44 51 49 40 50 47 47 45 48 49 47 49 52 35 44 55 47 28 65 41 47 49 40
вторая 22 23 22 21 35 20 21 28 23 23 22 24 24 17 10 17 22 38 20 17 30 41 18 29 21 15 38
затрудняюсь ответить 31 29 28 25 20 28 30 32 28 30 31 32 28 33 43 34 26 26 36 29 23 31 16 30 32 36 22



База данных ФОМ > Алфавитный перечень категорий > 0-9 > Доминанта 13 (647) от 4 апреля 2002 г. (132 Пента) >  >  >  > Доминанты. Поле мнений > Все Доминанты за 2007 год > Доминанты 44 от 1 ноября 2007 г. > Рост цен на продукты: что делать?