fom.ru · Поиск ·      








07.03.2002, Опрос населения

Олимпиада в Солт-Лейк-Сити



1.Судные дни российского спорта
2.Олимпиада в Солт-Лейк-Сити: 'игры патриотов'?
3.Графики и открытые вопросы
4.Электронная фокус-группа
5.Опрос экспертов
6.Приложение.Таблицы

 
1.Судные дни российского спорта


Девятнадцатые зимние Олимпийские игры, богатые скандалами и сенсациями, привлекли внимание большинства россиян – 76% наших сограждан следили за ходом спортивных состязаний в Солт-Лейк-Сити. Наибольший интерес к этому событию проявили респонденты с высоким уровнем образования и доходов, а также жители больших городов.

В целом отношение наших сограждан к недавно завершившейся зимней Олимпиаде можно охарактеризовать как противоречивое.

Количественные методы исследования проблемы – ответы на закрытый вопрос –показали, что большинство наших соотечественников удовлетворены результатом выступления российской команды в Солт-Лейк-Сити. Удачным назвали выступление нашей сборной 60% опрошенных. Полагают, что выступление российских спортсменов было неудачным, лишь 25% респондентов; 15% затруднились дать оценку. Положительные оценки чаще дают россияне с низким уровнем образования и доходов. Среди недовольных выступлениями наших спортсменов – высоко образованные и оптимистично настроенные респонденты. Оценки региональных экспертов – более сдержанные: чуть больше половины из них оценили выступление российской сборной как неудачное, и несколько менее половины – как удачное.

Качественные же методы исследования – открытые вопросы и обсуждения на фокус-группах – свидетельствуют о том, что четвертое место российских спортсменов в итоговой таблице неофициального зачета Игр было воспринято нашим согражданами как очень посредственный результат.

Большинство участников фокус-групп, а также многие региональные эксперты определили наши нынешние олимпийские достижения как средние.
  • 'Средненькие какие-то результаты' (ДФГ, Москва).


  • 'Ну, среднее. Германия на первое место вышла – это вообще очень странно, потому что Германия никогда не была на первом месте' (ДФГ, Москва).


  • 'В тех видах спорта, где когда-то мы доминировали или, во всяком случае, показывали высокие результаты – коньки, например, – мы ничего не добились. В биатлоне когда-то у нас достижения были более высокие – особенно в мужском. Я уже не говорю про лыжи мужские. Когда был Зимятов, это вообще были у нас результаты. А сейчас единственное достижение – Иванов, 50 км, больше мы ничего не получили' (эксперт, Брянск).
Кроме того, результаты опроса выявили и следующую закономерность. Те, кто считает выступление российской сборной удачным, чаще других убеждены, что достичь лучших результатов команде помешали внешние причины. И наоборот. Те, кто считает выступление сборной неудачным, чаще других полагают, что команде помешали собственные недостатки. Это позволяет предполагать, что, оценивая выступление наших спортсменов в рамках жесткой альтернативы 'удачное' или 'неудачное', респонденты учитывали всю совокупность 'смягчающих' обстоятельств, в которых оказалась российская команда, не возлагая ответственность за произошедшее непосредственно на команду спортсменов.

Некоторые участники ДФГ отмечали, что спортсмены выступили на Олимпиаде совсем неплохо.
  • 'Ну что вы хотите сказать, что были плохие спортсмены? На Олимпиаде спортсмены-то были все равно хорошие' (ДФГ, Москва).


  • 'По командным результатам они все-таки добились четвертого места среди всех, кто выступал там. Это что-то значит' (ДФГ, Воронеж).
Однако постоянно оговаривались, что выступление было неплохим именно в сложившихся обстоятельствах.
  • 'Я думаю, что лучше при таком состоянии уже и не могли сыграть' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'По сравнению с возможностями мы очень хорошо выступили' (ДФГ, Москва).


  • 'Это блестящий результат для страны, находящейся в том состоянии, в котором она финансирует спорт' (эксперт, Белгород).
Ответы на открытый вопрос 'Как Вы думаете, в чем причина неудачи российских спортсменов на Олимпийских играх?', заданный тем, кто посчитал выступление нашей сборной неудачным, очертили круг этих 'смягчающих' обстоятельств, повлиявших на итоговую довольно высокую оценку наших достижений на Олимпиаде. Это общий упадок спорта в стране и его недостаточное финансирование со стороны государства, что отразилось и на качестве подготовки спортсменов (12% ответивших на открытый вопрос). Это недееспособность российских политических и спортивных функционеров (2% ответов). Сюда также были отнесены и внешние причины – беспредел судей (5%), произвол американцев и их негативное отношение к российским спортсменам (3%).

На групповых дискуссиях респонденты постоянно выходили на тему неучастия государства в развитии национального спорта. Вину за неудачи наших олимпийцев россияне склонны возлагать на государство и чиновников.

Практически все участники групповых дискуссий сходятся во мнении, что сегодня государство не заинтересовано в развитии спорта в стране. Суть большинства обвинений – довольно банальна и сводится к тому, что государство не выделяет достаточных материальных и технических средств для развития профессионального и массового спорта. Здесь стоит отметить, что сама возможность изыскания негосударственных источников финансирования спорта участниками групповых дискуссий даже не упоминалась.
  • 'Если на такую большую Россию ни одного трамплина нет – разве можно так? Или те же самые катки...' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'А потому что нет денег – платить этим людям. Заниматься негде. Спортивная база никудышная стала. Откуда брать теперь молодежь? Где им заниматься?' (ДФГ, Воронеж).


  • '1-й участник: Роднина хотела приехать сюда – ей так и не сделали этот дворец.
2-й участник: Сколько маринуют с этим ледовым дворцом Роднину.

3-й участник: Она хотела вернуться – и никаких условий.

1-й участник: Третьяк тоже, по-моему, хотел чего-то там сделать, тоже, по-моему, на месте все' (ДФГ, Москва).
  • 'Ну, мне кажется, в общем-то, основной момент – это состояние нашей экономики, то есть недостаточно финансирования, недостаточно объектов, недостаточно условий для хорошей подготовки. Результат – соответственный' (эксперт, Владимир).
Такое положение дел становится причиной отъезда лучших тренеров и спортсменов из страны.
  • 'Все обстоятельства развития нашего спорта – они к этому и привели. Половина разбежалась спортсменов, за рубежом работают, выступают против нас. Тренеры разбежались все за рубеж, а мы хотим, чтобы у нас там первые места везде, золотые медали были' (ДФГ, Москва).


  • 'У нас же ещё идёт отток большой хороших спортсменов. Они уезжают за границу, потому что здесь у них возможностей нет, особенно у молодых' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Потому что многие спортсмены уехали за рубеж. У нас со спортом так себе' (ДФГ, Москва).
Участники фокус-групп демонстрируют двойственное отношение к российским тренерам, работающим за рубежом. С одной стороны, респонденты отмечали, что отъезд лучших российских тренеров за рубеж – нормальное явление, и нельзя осуждать уехавших из страны: человек всегда ищет возможности повысить собственное благосостояние, самореализоваться.
  • 'Модератор: Действительно, многие уехали и тренируют за границей наших и не наших спортсменов. Как вы к этому относитесь, что наши тренеры тренируют иностранцев?
1-й участник: Очень хорошо.

2-й участник: Прекрасно, нашлись.

3-й участник: Значит, ценят' (ДФГ, Москва).

Вместе с тем в диалогах на фокус-группах некоторые респонденты прямо или косвенно выражали отрицательное отношение к покинувшим страну тренерам. По мнению этих россиян, наши бывшие тренеры 'переходят в стан врага', поскольку тренируют наших потенциальных конкурентов.
  • '1-й участник: Дело в том, что большинство тренеров, в частности – фигурное катание, они как бы тренируют наших противников.
2-й участник: Та же Тарасова – кого она только не тренирует! Даже Москвина! Они врагов своих натренировывают.

Модератор: Каких врагов?

1-й участник: Соперников.

2-й участник: Соперников, которые растут тоже за счет наших тренеров. То есть они как бы троянский конь' (ДФГ, Москва).

Не менее важным аспектом проблемы представляется участникам ДФГ идеологическое 'отделение' спорта от государства. В этом ракурсе респонденты выходят на тему патриотизма, гордости за свою страну и тему национальной идеи – как важного фактора развития профессионального и массового спорта в стране. Рассуждая на эту тему, участники фокус-групп и региональные эксперты постоянно обращались к опыту советского прошлого, когда олимпийские чемпионы становились национальными героями, а сами состязания вызывали значительный прилив патриотических чувств.
  • 'Общая тенденция – она же там видна, в спорте. Когда была страна единая – пусть она нам нравилась, не нравилась, – была единая страна, держава. Все-таки присутствовало чувство национальное... Может, было оно ложное, показное, но были наши, мы должны выиграть' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Вот если раньше патриотизм был – невозможное можно было ожидать от спортсменов, человек из последних сил... Сейчас из последних сил никто не бежал, между прочим' (ДФГ, Москва).


  • 'Вот правильно сказали: нет национальной идеи. Весь наш спор двухчасовой сводится к тому, что нет этой идеи, поэтому нет счастливых людей, нет спорта, нет ничего. Ну как человек, который вообще не знает, куда он стремится в высоком смысле, может чего-то добиться, каких-то результатов?!' (ДФГ, Москва).
Кроме того, участники ДФГ обращают внимание на то, что раньше быть спортсменом было престижно.
  • 'Потому что спорт был только для избранных. Спортсмен в политехе учится – он не ходит на сессии. Где-то он все время на выездах, соревнованиях. Зачетка – все нормально, учится' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Раньше могли рабочему что-то не дать, а уж спортсменам – извините. Почет и уважение. Было очень серьезное отношение' (ДФГ, Воронеж).
По мнению участников опроса, в том, что наша команда заняла только четвертое место в неофициальном командном зачете, да к тому же завоевала всего шесть золотых медалей, в значительной степени виноваты руководители российского спорта. То есть Олимпиаду проиграли не участники соревнований, а спортивные функционеры.

Из 59% респондентов, смотревших по телевидению выступления руководителей российской олимпийской делегации в связи со скандалами в Солт-Лейк-Сити, половина (27%) отнеслись к ним отрицательно, 12% – положительно и практически столько же – 11% – нейтрально (41% участвовавших в опросе выступлений спортивных чиновников не видели). Такова же была и реакция региональных экспертов – три четверти отнеслись к выступлениям чиновников негативно. Участники фокус-групп определили реакцию российских спортивных чиновников на события на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити как вялую, запоздалую и слабо аргументированную, а региональные эксперты открыто обвиняли спортивных функционеров в некомпетентности.
  • '1-й участник: Какое у вас ощущение от того, что Тягачев говорил?
2-й участник: Ну никакого, что он ничего, в общем, не делал, просто говорил' (ДФГ, Москва).
  • 'Тягачев начал делать что-то только в конце Олимпиады' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Интервьюер: И если у нашей сборной были неудачи, что в чем Вы видите их причины?
Эксперт: В плохой подготовке – прежде всего менеджеров олимпийской сборной. Низкий уровень работы спортивных чиновников' (эксперт, Белгород).
  • 'На мой взгляд, вся эта ситуация продемонстрировала, так сказать, полную беспомощность и бестолковость спортивных чиновников – как в организации предолимпиадной подготовки, в ходе ее проведения, и так далее' (эксперт, Вологда).


  • 'Слабая подготовка чисто организационная, не техническая, спортивная, а организационная, что зависит от наших чиновников, прежде всего' (эксперт, Воронеж).
Интересно, что вопрос об использовании спортсменами допинговых средств поднимался также в связи с обвинениями в адрес государства. Факт применения допинга нашими спортсменами участниками ДФГ и экспертного опроса, как правило, не подвергался сомнению и не вызывал у них особого возмущения. Наши сограждане значительно чаще выражали недовольство несовершенством и 'отсталостью' российской фармакологической промышленности.
  • 'Любой спортсмен в любом виде спорта... У меня муж спортсмен, он говорит: нет такого спортсмена, который бы ни принимал допинг. Во все времена принимали' (ДФГ, Москва).


  • 'Конечно, чтобы таких добиваться сверхъестественных рекордов, конечно, нужно что-то есть' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Очень плохо сработала наша фармацевтическая промышленность. Если действительно они применяют всевозможные допинги, которые не входят в общий список или, наоборот, не так видны, это говорит о плохом уровне развития фармацевтики' (эксперт, Иваново).


  • 'Весь элитный спорт – он так и находится на стимуляторах и на медикаментах, выводящих эти стимуляторы, как я понимаю. Значит, у нас просто послабее с фармакологией' (эксперт, Кемерово).
Участники групповых дискуссий, склонные объяснять неудачи нашей сборной ее собственными недостатками, чаще обвиняли самих спортсменов.

Достигнутые в Солт-Лейк-Сити успехи объяснялись многими участниками ДФГ принадлежностью спортсменов к старой советской (а поэтому, по их мнению, и качественной) спортивной школе.
  • 'Золото наше все-таки из той школы, которая возникла еще в Союзе' (ДФГ, Москва).


  • 'Это же всё старые кадры, старой выучки, которые имеют какие-то амбиции, то есть люди старой закалки. Они независимо от поддержки государства будут добиваться своих целей, которые они себе поставили в своей карьере. А следующая Олимпиада может быть ещё хуже. Спортсмены, конечно, стараются' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Сравнивая советских и нынешних спортсменов, участники дискуссий отмечают доминирование материальной мотивации спортсменов в современной России. Отсутствие нематериальных стимулов к победе – в частности, патриотизма, гордости за свою страну – по мнению участников опроса, стало важной причиной неудовлетворительных спортивных результатов.
  • 'Как раньше, допустим? Сборная России выходит – Советского Союза тогда ещё – так это вообще что-то монументальное. А сейчас всё – материальный стимул' (ДФГ, Воронеж).


  • 'За ними не было тыла. Они опять же на деньгах уже, спортсмены нынешние, помешаны. Им уже это все равно' (ДФГ, Москва).


  • 'Может быть, им не хватало чувства гордости за то, что они делают, как они будут представлять страну. Как-то этот момент раньше четче прослеживался. А сейчас безразличие прослеживается у спортсменов' (эксперт, Владимир).
Потеря Россией лидирующих позиций в мировом спорте негативно отразилась на самооценке наших сограждан, глубоко задела чувство национальной гордости. У миллионов российских болельщиков за последние три недели сложилось впечатление, что у нас в стране нет ни Национального Олимпийского комитета, ни Госкомспорта, что запас прочности, который был у спортсменов советской эпохи, заканчивается, а новой серьезной подпитки нет.


 
2.Олимпиада в Солт-Лейк-Сити: 'игры патриотов'?


Пожалуй, ни в одном государстве спорт не существует 'вне политики' и 'вне идеологии' – спортивные успехи везде интерпретируются как элементы международного имиджа страны, способствующие росту ее престижа и актуализирующие патриотические установки населения. Поэтому неудивительно, что политико-идеологическое измерение обязательно присутствует в интерпретациях российским общественным мнением прошедших зимних Олимпийских игр в США, которые, по мнению большинства отечественных, да и многих зарубежных СМИ, оказались самыми скандальными в истории, причем значительная часть этих скандалов как раз пришлась на долю российской сборной.

Наиболее типичная реакция на скандалы вокруг наших спортсменов, которая, кстати, активно 'раскручивалась' в СМИ, по сути, сводится к одному чувству – обиде за российских спортсменов, ощущению предвзятости и несправедливости по отношению к нашей сборной.
  • 'Модератор: Обижали Россию на этих Играх?
Катя: Обижали.

Галя: Обижали, как и многие другие страны.

Катя: Каких других-то? Там один южный кореец – и все.

Оля: Почему? Испанцев сняли. Ну, мы просто не знаем еще.

Катя: А у нас – во всех видах спорта нас обижали.

Юра: А наших – почти по всем видам спорта, действительно, старались прижать' (ДФГ, Москва).

Подобная интерпретация оказалась весьма распространенной на массовом уровне. Так, большая часть россиян (66%) разделяет мнение о том, что в ходе Олимпийских игр к российским спортсменам относились хуже, чем к спортсменам из других стран. Об объективном отношении к нашей сборной говорят вчетверо меньше опрошенных (15%), и только 1% респондентов полагают, что к россиянам относились лучше, чем к их конкурентам. Еще 17% затруднились ответить на этот вопрос.

Таким образом, доминирующей эмоцией, которую Олимпиада вызвала у рядовых россиян, оказалось обида за спортсменов.

При этом довольно значительная часть респондентов склонна приписывать произошедшим на Олимпиаде событиям политико-идеологическую окраску. Для них Олимпийские игры – это не только международные соревнования спортивных команд, но, в немалой степени, противоборство между странами, конкуренция различных политических и идеологических моделей мира. Следует отметить, что подобный механизм экстраполяции спортивных достижений на далекие от спорта сферы социальной жизни (политику, экономику, образ жизни) был характерен для массовой пропаганды в эпоху противостояния сверхдержав – России и США, и, видимо, именно он был актуализирован в массовом сознании последними событиями на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити. Так, у этой категории респондентов ощущение несправедливости в отношении спортсменов перерастает в 'обиду за державу':
  • 'Максим: Тоже так же думаю: что Россию все хотят унизить – в любых отношениях.
Оля: Да, в любых смыслах' (ДФГ, Москва).
  • 'Эта тенденция – во всем сейчас. Настолько стало ясно, что Россия лежит на спине, подняла лапы кверху, с ней можно делать все что угодно' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Дискриминация полнейшая. Просто уже никто ни во что не ставит Россию' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Кстати, эта установка (наших спортсменов 'обижали' с целью унизить Россию) доминирует и в ответах респондентов на открытый вопрос о том, почему к российским спортсменам относились хуже, чем к представителям других стран. Ее разделяют две трети ответивших на этот вопрос (или 38% в целом по выборке), объясняя причины предвзятого отношения к нашим спортсменам стремлением США устранить конкурента в лице России (13% по выборке), политической подоплекой этих событий (9%), недоброжелательностью по отношению к России в мире (8%) и враждебностью конкретно США (8%).

Однако наиболее ярко эта псевдопатриотическая установка (которая на самом деле является не более чем проявлением комплексов 'великодержавности' и ксенофобии) обнаруживает себя в отношении россиян к США, которое после всех олимпийских скандалов существенно изменилось: уровень антиамериканизма, и без того достаточно высокий в российском обществе, за последние две недели резко вырос. Приведем данные мониторинговых вопросов.

Вопрос: 'Как Вы считаете, США – это дружественное или недружественное по отношению к России государство?'


 

2001

2002

17-18 февраля 29-30 сентября 22-23 декабря 9-10 февраля 2-3 марта

Дружественное

32

38

38

40

17

Недружественное

52

46

44

44

71

Затр. ответить

16

16

19

17

12



Вопрос: 'Скажите, пожалуйста, лично Вы относитесь к Америке хорошо, плохо или безразлично?'


 

2001

2002

26-27 мая 29-30 сентября 22-23 декабря 9-10 февраля 2-3 марта

Хорошо

32

35

36

32

20

Безразлично

45

44

39

47

46

Плохо

17

15

20

17

29



Вопрос: 'Одни считают, что США играют в сегодняшнем мире скорее положительную роль. Другие полагают, что США играют скорее отрицательную роль. Какая точка зрения Вам ближе – первая или вторая?'


 

2001

2002

23-24 июня 29-30 сентября 22-23 декабря 2-3 марта

Первая

20

26

31

18

Вторая

58

48

48

62

Затр. ответить

22

26

21

20



Подобный рост антиамериканских настроений не удивителен – именно США (недавние враги, а ныне – весьма ненадежные партнеры России), по мнению респондентов, расценивающих необъективное отношение к спортсменам как способ 'унизить' Россию, и являются источником и инициатором подобного отношения к нашей стране. Так, респонденты, считающие, что отношение к российским спортсменам на Олимпиаде было предвзятым, значимо чаще проявляют антиамериканские настроения. Те респонденты, которые говорят об объективном отношении к нашей сборной, чаще демонстрируют позитивное отношение к США.

 

Все опрошенные

Отношение к российским спортсменам было...

таким же

хуже

Вопрос: 'Как Вы считаете, США – это дружественное или не дружественное по отношению к России государство?'

Дружественное

17

29

14

Недружественное

71

58

78

Затр. ответить

12

13

8

Вопрос: 'Одни считают, что США играют в сегодняшнем мире скорее положительную роль. Другие полагают, что США играют скорее отрицательную роль. Какая точка зрения Вам ближе – первая или вторая?'

Первая

18

38

14

Вторая

62

41

72

Затр. ответить

20

22

14



Кстати, и отвечая на открытый вопрос о том, почему к российским спортсменам относились хуже, чем к представителям других стран, примерено пятая часть опрошенных (т.е. более трети ответивших на вопрос) приписывают ответственность за это именно Америке.
  • 'Для США российская сборная – самый опасный соперник' (открытый вопрос).


  • 'Америка боится России' (открытый вопрос).


  • ''Америка нас всегда ненавидела' (открытый вопрос).


  • 'Американцы Россию не любят, хотят ее опозорить' (открытый вопрос).


  • 'Американцы купили Олимпиаду' (открытый вопрос).


  • 'Америка купила МОК' (открытый вопрос).


  • 'Американцы всех судей купили за деньги' (открытый вопрос).
При этом в массовом сознании распространены две основные версии того, с какой целью США 'унижают' Россию. Согласно первой из них, цель США – утверждение собственного авторитета в спорте и некоторых иных областях за счет других, менее сильных соперников, среди которых, по причине слабости, оказалась и Россия.
  • 'Ну, чтобы лишний раз показать, что Америка и в спорте на первом месте' (ДФГ, Москва).


  • 'Утвердиться. Ей нужно во всем утвердиться' (ДФГ, Москва).


  • 'Ну, я не знаю, как это связано, но Буш стал проигрывать просто. Вот, знаете, эти небоскребы, он там войну развязал, он поднялся так высоко – а тут его уже начали опускать. Ему надо опять было престиж поднять. Ну вот, за счет спортсменов он хотел показать, что он еще чего-то стоит' (ДФГ, Москва).


  • 'А почему обижали? Потому что мы – слабая страна, и все-таки первые выходим. <...>Практически вообще мало чего осталось. Но золото все-таки из той школы, которая осталась еще при Союзе, первые места берем. Поэтому любые ищутся возможности сместить' (ДФГ, Москва).
А вот согласно второй версии, Олимпиада и спорт для США – это еще один, неполитический способ достижения политических целей, и, в частности, оказание давления на Россию с целью не допустить усиления ее позиций в мире:
  • 'Юра: Поставить на место.
Модератор: А какой смысл проводить такую политику?

Олег: Дело в том, что Россия хочет войти туда, а их не пускают.

Оля: А им не нужно это, да.

Юра: Наши там хотят в одно европейское общество вступить, еще куда-то, а нам типа как прижимают хвост и говорят: особо не прыгайте, мы сильнее, мы решаем даже и в этих случаях – и на Олимпийских играх, и во всем' (ДФГ, Москва).
  • 'России они, конечно боятся. Это два разных дела. Они боятся нас, чтобы мы не поднялись. А с этим положением, они считают, <можно> нас задавить' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Интерпретация Олимпийских игр как арены для политической борьбы, стимулировавшая столь резкий рост антиамериканских настроений среди россиян, порождает и весьма жесткую реакцию некоторых респондентов на ситуацию, сложившуюся вокруг наших спортсменов, а именно – установку на разрешение 'неполитических' олимпийских скандалов сугубо политическими средствами – на межгосударственном уровне:
  • 'Если это политика, то нужно было оглядываться на главу, политического деятеля' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Мы сами говорим, что на 90% была политическая игра. Значит, нужно было обращаться к Путину' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Если это политика... Олимпиада 80-го года запомнилась чем? Бойкотом Олимпиады со стороны капитализма. Та же Америка: 'Мы не поедем, не будем выступать'. Это запомнилось. Это сильная страна – она показала себя, что она может и не участвовать. А мы показали себя очень слабо. Нужно было идти на все крайности, лишь бы нас признали, с нами считались бы. Вплоть до того, чтобы взять и уехать' (ДФГ, Воронеж).
В этом плане некоторым, весьма радикально настроенным респондентам реакция президента на олимпийские скандалы, требующие, по их мнению, политического вмешательства (от которого глава российского государства довольно твердо отказался во время своего выступления), показалась недостаточно решительной.
  • 'Модератор: Как вам показались слова Путина?
Ира: Неуверенно.

Иван: Он ...вообще не имеет никакого к этому отношения, что как бы вот он от всего открестился.

Света: Отстранился. Я вообще 'двойку' поставила ему за это выступление.

Иван: Вот насчет Путина вот что мне еще показалось странным: он всегда, как бы, брал вину на себя. Помните, он всегда говорил, что, там, да, я виноват, я посмотрю, мы все это сделаем, это наша задача... Мне показалось – не очень в путинском стиле. Поэтому меня это удивило, и от него всегда ждешь чего-то другого, т. е. такую уверенность какую-то... Ну, вот, путинского чего-то. А тут что-то какое-то странное было, непохожее на него' (ЭФГ, Москва).

Следует отметить, что других респондентов, настроенных более 'миролюбиво', потенциальная возможность перерастания спортивных скандалов Олимпиады в политический конфликт напугала и обеспокоила.
  • 'Я боялась, что будет нагнетание опять противоречий якобы таких – прямо чуть ли не до холодной войны. Я очень этого опасалась. Особенно когда выступил Путин – я очень этого опасалась, что отношения испортятся' (ДФГ, Москва).
Кстати, эти респонденты интерпретируют выступления российского президента в совсем противоположном ключе.
  • 'Нет, ну Путин все так сгладил' (ДФГ, Москва).
Тем не менее, участники групповых дискуссий полагают, что несмотря на олимпийские скандалы, российско-американские отношения существенно не изменятся. Причем отсутствие изменений станет отнюдь не следствием какого-либо взаимного компромисса, а результатом того, что России просто 'нечего ответить' на оскорбительные, по мнению респондентов, действия США.
  • 'Потому что наши отношения с Америкой строятся не на каких-то общественных мнениях нашей страны или ещё что-нибудь, а чисто на экономических позициях, поэтому мы от них зависим по очень многим параметрам. Что бы там ни происходило, нас всё равно будут пинать Чечней или не давать кредиты. Поэтому мы вынуждены будем улыбаться и что-нибудь им продавать или отдавать' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Таким образом, судя по приведенным выше данным, довольно значительная часть россиян на скандалы вокруг российской олимпийской сборной отреагировала весьма характерной для постсоветского менталитета актуализацией комплексов 'великодержавности' и ксенофобии, в контексте которых 'патриотическая', на первый взгляд, 'обида за державу' приобретает совсем иной, нездоровый оттенок.

Впрочем, неверно было бы утверждать, что обида за наших спортсменов на Олимпиаде, ощущение несправедливого к ним отношения является лишь плодом уязвленного комплекса великодержавности. Определенная часть респондентов, хотя и сравнительно небольшая, судя по всему, отнюдь не связывает предвзятое отношение к российским спортсменам с 'политическим заговором' против России – для них вся 'обида' за наших спортсменов 'локализована', ограничена сферой спорта и околоспортивных эмоций. Так, 14% опрошенных, отвечая на открытый вопрос о том, почему к российской команде относились хуже, в качестве причины предвзятого отношения назвали неприязнь к сильному сопернику, каким, несомненно, является наша сборная.
  • 'Потому что наши спортсмены – лучшие' (открытый вопрос).


  • 'Наши спортсмены всегда занимают первые места' (открытый вопрос).


  • 'Могли много выиграть' (открытый вопрос).
Следует также отметить, что в массовом сознании 'идеологизированная' версия событий Олимпиады, в рамках которой скандалы вокруг российских спортсменов расцениваются как 'национальное унижение' России весьма непротиворечиво сосуществует с другими аспектами восприятия Олимпийских игр – например, с пониманием проблем российского спорта, оценкой успехов и неудач спортсменов, поведения спортивных чиновников и т.д.
  • 'Я считаю, что здесь политика, на 90% политика замешана. А еще я хочу сказать, что перед Олимпиадой наши совсем бросили заниматься спортом. Они все уехали. Им плевать было' (ДФГ, Воронеж).


  • 'С нашей страной перестали считаться – это тоже факт, поэтому такое отношение. Наши олимпийцы живут старым багажом. Хоккейную команду судил американский арбитр. А на самом деле они играли плохо, что тут говорить... Допинг – была передача после какой-то Олимпиады, выступал кто-то из медиков, он говорил, что и мы разрабатывали такие лекарства, изощрялись, чтобы их не могли обнаружить' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Модератор: Значит, одни из вас считают, что никто Россию не обижал, есть объективные обстоятельства, в силу которых мы выступили не слишком хорошо.
Света: Правильно.

Оля: Нет, по-моему, все-таки не так. Объективные – они, по-моему, все согласны, что есть. И плюс – обижали. По-моему, больше такой какой-то вариант' (ДФГ, Москва).

Наконец, необходимо также сказать, что такой резкой актуализации всего этого комплекса уязвленного национального самолюбия, помимо особенностей российского массового сознания, совершенно определенно реагирующего на некоторые 'стимулы', до некоторой степени способствовали также и внешние обстоятельства.

Так, столь резкая реакция общественного мнения до некоторой степени могла быть спровоцирована тем, что накануне Олимпиады проблематика спорта весьма активно обсуждалась на государственном уровне, причем происходила четкая привязка вопросов спорта к теме национальных интересов России. В СМИ прошла активная пропагандистская кампания на эту тему, что, возможно, породило завышенные ожидания по отношению к нашим спортсменам, а также актуализировало в массовом сознании несколько ушедшую в тень в последние годы идею о связи достижений спортсменов и престижа страны, 'подсказав' тем самым массовому сознанию способ интерпретации успехов и неудач спортсменов.
  • 'Ну, потому что настраивали на победу' (ДФГ, Москва).


  • 'Если мы не ожидали ничего, то мы как бы и не разочарованы' (ДФГ, Москва).
Кроме того, могла сказаться и весьма ажиотажная реакция отечественных журналистов на скандальные ситуации вокруг российской команды, преподносивших события на Олимпиаде как ущемление интересов наших спортсменов. О такой 'истероидной' реакции СМИ довольно много говорили участники дискуссионных фокус-групп:
  • 'Направленное было нагнетание, что наших обижают. С самого начала – как вот канадцам поставили вторым золотую, – сразу началось, пошло' (ДФГ, Москва).


  • 'Даже будем говорить, что специально или как-то так подняли корреспонденты эти вопросы: как освещали, очень на этом настаивали, прямо показывали, что все делали плохо... Но такое ощущение, что все было поставлено против нас, против нашей страны' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Один комментатор шутливо сказал, что если бы Олимпиада продолжалась бы еще одну неделю, то началась бы третья мировая война. Действительно, настолько страсти нагнетались, что это могло вылиться во что-то очень нехорошее' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Я стараюсь не смотреть, не нервничать, но на комментарии, которые я попадала, – они создавали ощущения, что засуживают... Потом я пыталась для себя анализировать – может быть, это наши журналисты, не подумав... то ли наши слабости объяснить, то ли они не подумали, как подается информация. Выясняется, что ...они горячую информацию хватают: каналов много, все их подают, не думая о том, как это смотрится. Может, они нам немножечко поприврали, может, и допинг был, может, и надо было нас засудить' (ДФГ, Воронеж).


  • 'По-моему, конечно, раздули истерию по поводу судейства. Все объединились, начали кричать, писать, раздули скандал, что нас опять обижают. Это тоже какая-то нездоровая реакция' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Наконец, источником чувства унижения и 'обиды' на Америку могли послужить не столько даже действия (или их интерпретация в СМИ) хозяев Олимпиады, МОК и судей, сколько неадекватный ответ со стороны официальных представителей Олимпийского комитета России, действия которых по защите интересов наших спортсменов в скандальных ситуациях на Олимпиаде успехом не увенчались.

Что касается представителей региональных элит, то их реакция на события Олимпиады в целом повторяет реакцию рядовых граждан. Две трети экспертов считают, что к российским спортсменам относились хуже, чем к представителям других стран, и только четверть – придерживаются иного мнения, думают, что отношение к россиянам не было тенденциозным. При этом около половины экспертов полагают, что среди россиян от 50% до 70% разделят мнение о необъективном отношении к россиянам на Олимпиаде.


 
3.Графики и открытые вопросы

С 8 ПО 24 ФЕВРАЛЯ В АМЕРИКАНСКОМ ГОРОДЕ СОЛТ-ЛЕЙК-СИТИ ПРОХОДИЛИ 19-ые ЗИМНИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ. ВЫ СЛЕДИЛИ ИЛИ НЕ СЛЕДИЛИ ЗА ХОДОМ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР?

Солт-Лейк-Сити

Аналогичный вопрос об Олимпиаде в Сиднее с 15 сентября по 1 октября 2000 г. (опрос 7-8 октября 2000 г.)

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, РОССИЙСКАЯ СБОРНАЯ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ВЫСТУПИЛА НА ОЛИМПИАДЕ УДАЧНО ИЛИ НЕ УДАЧНО?

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ТО ЧТО В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ МЕШАЛО РОССИЙСКОЙ СБОРНОЙ НА ОЛИМПИАДЕ - СОБСТВЕННЫЕ НЕДОСТАТКИ ИЛИ ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ?

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ОТНОШЕНИЕ К РОССИЙСКИМ СПОРТСМЕНАМ НА ОЛИМПИАДЕ БЫЛО ЛУЧШЕ, ХУЖЕ ИЛИ ТАКИМ ЖЕ, КАК К СПОРТСМЕНАМ ИЗ ДРУГИХ СТРАН?

НЕКОТОРЫХ РОССИЙСКИХ СПОРТСМЕНОВ ДИСКВАЛИФИЦИРОВАЛИ В ХОДЕ ОЛИМПИАДЫ. ЭТИ ДИСКВАЛИФИКАЦИИ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, БЫЛИ СПРАВЕДЛИВЫМИ ИЛИ НЕ СПРАВЕДЛИВЫМИ?

ВЫ ВИДЕЛИ ИЛИ НЕ ВИДЕЛИ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ ВЫСТУПЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ОЛИМПИЙСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ В СВЯЗИ СО СКАНДАЛАМИ В СОЛТ-ЛЕЙК-СИТИ? И ЕСЛИ ВИДЕЛИ, ТО КАКИЕ У ВАС ОСТАЛИСЬ ВПЕЧАТЛЕНИЯ - ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ, ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ИЛИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ?

КАК ВЫ В ЦЕЛОМ ОЦЕНИВАЕТЕ ДЕЙСТВИЯ РУКОВОДСТВА РОССИЙСКОГО ОЛИМПИЙСКОГО КОМИТЕТА - ПОЛОЖИТЕЛЬНО ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНО?



ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАКИЕ СОБЫТИЯ, ПРОИЗОШЕДШИЕ НА ОЛИМПИАДЕ, ЗАПОМНИЛИСЬ ВАМ БОЛЬШЕ ВСЕГО?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Скандалы во время Олимпиады

34

Дисквалификация российских спортсменов

15

  • 'Дисквалификация наших лыжниц'; 'когда лыжниц сняли с эстафеты и Лазутину убрали'; 'отмена старта у наших спортсменок по лыжам'; 'когда лыжников за пятнадцать минут отстранили'; 'выперли команду лыжников'; 'дисквалификация лыжной команды России'; 'как наших спортсменов отстранили от игры'; 'обидно за девочек, которых сняли'; 'дисквалификация Лазутиной'; 'когда наших спортсменов снимали с участия в соревнованиях'; 'в лыжных гонках наших девочек сняли с трассы'; 'забраковали девушку и ребят'; 'женщин сняли с соревнований, а наши олимпийцы самые лучшие'.

Пересмотр результатов не в пользу российских спортсменов

12

  • 'Лишили наград наших'; 'взяли золото наши, у них отобрали'; 'всем одно и то же запомнилось – как отбирали медали'; 'золото отобрали у Лазутиной'; 'как россиян лишали медалей'; 'обкрадывали наших спортсменов'; 'Америка нас обманула, отняла медаль у Лазутиной'; 'когда медали у наших отнимали, дискриминация наших спортсменов'; 'когда выигрывали золото, а спортсменов наших унижали'; 'лишение призовых мест и наград'.

Допинговые скандалы

5

  • 'Допинг-тест'; 'разговоры о допинге'; 'допинг-контроль'; 'допинговые события'; 'антидопинговые проблемы'; 'допинговый скандал в отношении российских спортсменов'; 'допинговая кампания против лыжниц'; 'события, связанные с допинговым контролем'; 'допинг-скандалы'.

Скандалы в целом

3

  • 'Скандалы, самая ужасная Олимпиада'; 'скандалы, естественно'; 'скандалы вокруг российской сборной'; 'скандал вокруг сборной России'; 'скандалы с нашими спортсменами';

Несправедливое судейство

23

  • 'Несправедливо судили игры'; 'неправильное судейство, споры о медалях'; 'занижение результатов в фигурном катании'; 'сильно плохо вели себя арбитры'; 'занижение баллов в фигурном катании'; 'грязные олимпийские игры, судейство продажное'; 'вручение второй золотой медали'; 'нечестная борьба за золото'; 'подтасовки итогов состязаний'; 'неправильное судительство – и не только российских спортсменов'; 'неправильное судейство – из НХЛ судьи'; 'отвратительное судейство'; 'купленное судейство'; 'беспредел оценок'; 'во фристайле наша лучшая была, а получила четвертое место, пару танцевальную засудили'; 'нечестное судейство'; 'безобразное судейство'; 'медаль двойную дали'; 'необъективное судейство, игры поставлены на коммерческий лад'; 'предвзятое судейство'; 'нечистоплотное судейство'; 'подсуживание'.

Выступления спортсменов

20

Фигурное катание

10

  • 'Хорошее выступление наших фигуристов'; 'смотрела фигурное катание, катаются хорошо'; 'выступление фигуристов мужчин-одиночников'; 'выступления фигуристов, их успехи'; 'выступление спортсменов по фигурному катанию'; 'выступление наших фигуристов'.

Хоккей

7

  • 'Хоккей с США'; 'игра в хоккей с Америкой'; 'наши хоккеисты'; 'хоккей Россия – США'; 'хоккейные матчи'.

Лыжи

6

  • 'Дистанция Лазутиной на 30 км, Иванова на 50 км – молодцы'; 'гонки на лыжах'; 'у женщин лыжные гонки, особенно 30 км'; 'выступление наших лыжниц'; 'Иванов, лыжный марафон'; 'бег Чепаловой'.

Биатлон

1

  • 'Биатлон'; 'в основном соревнования по биатлону'.

Другое

2

  • 'Все выступления наших спортсменов'; 'наши спортсмены как выступали'; 'мы достойно выступили'.

Плохое отношение к российским спортсменам

8

  • 'Затоптали наших'; 'наших там плющили'; 'затирание наших спортсменов'; 'наших везде по шее гонят'; 'дискриминация российских спортсменов'; 'наших спортсменов притесняли всячески'; 'оскорбление наших спортсменов'; 'дискриминация по отношению к нашим спортсменам'; 'наших там унизили'; 'несправедливость по отношению к нашим спортсменам'; 'нашу команду везде притирали'; 'бортовали нас'; 'как наших топили там'.

Победы наших спортсменов

4

  • 'Победы наших олимпийцев'; 'заслуженная победа наших спортсменов'; 'первая золотая медаль наша'; 'победы российских спортсменов'; 'победы олимпийцев России'; 'наши немногочисленные победы'; 'когда наши выигрывали'; 'золотые медали, полученные нашими спортсменами'; 'бронза и золото Чепаловой'; 'где наши золото взяли'.

Общее негативное отношение к России

1

  • 'Вопиющее отношение к нашей стране'; 'против России все настроены'; 'сговор против России'; 'американцы ни во что Россию не ставят'; 'Россию давили и унизили'.

Церемония открытия и закрытия Олимпиады

1

  • 'Открытие Олимпиады'; 'церемония открытия'; 'закрытие и открытие Олимпийских игр'; 'хорошее закрытие'.

Другое

1

  • 'В целом наш позор'; 'поведение китайцев'; 'что Олимпиада была нулевая'; 'важное событие в спорте'; 'беспомощность российских чиновников от спорта'.

Нет ответа, ответ не на тему

18

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, В ЧЕМ ПРИЧИНА НЕУДАЧИ РОССИЙСКИХ СПОРТСМЕНОВ НА ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Виноваты россияне

12

Плохая подготовка команды

5

  • 'В самих спортсменах и тренерах'; 'недостаточная подготовка'; 'лучше надо тренироваться'; 'не было возможности достаточно подготовиться'; 'во многом они оказались не подготовленными к тем условиям соревнований, в которых оказались'; 'слабая команда'; 'не были хорошо подготовлены'; 'готовились плохо'.

Упадок спорта в России

4

  • 'В отсутствии внимания к развитию спорта'; 'в России мало уделяется внимания спорту, сейчас молодежь на коньках не умеет кататься, а мы в школу ходили на коньках'; 'заброшено все: физкультура и спорт'; 'у нас нет спортивной базы'; 'десять лет спорт был запущен'; 'мало внимания на развитие спорта'; 'в стране подорвана была база для массового спорта, и сейчас поэтому на деле не уделяется достойного внимания'; 'спорт развален, мало уделяют внимания'; 'в России все развалено, в том числе закрыты спортзалы, базы, школы'; 'у нас спорт в загоне'; 'нет условий для тренировок, нет резерва, наш спорт разрушен'; 'загублен спорт в нашей стране'; 'на ветеранах выезжаем, молодежи мало'.

Слабое финансирование спорта

3

  • 'Плохое финансирование спорта'; 'отсутствие нормального финансирования'; 'в стране плохо давали деньги на спорт'; 'государство мало выделяло средств для развития спорта'; 'отсутствие спортивной материальной базы в России'; 'нет выделений средств на спорт'; 'наши спортсмены не обеспечены материально'; 'отсутствие денег на развитие массового спорта'.

Пассивность российских спортивных чиновников

1

  • 'Руководство обвиняют: надо было защищать, три медали отобрали'; 'вот еще пример: чиновники от спорта ведь огромные зарплаты получают, а где реальный результат их труда?! Одно выпячивание собственных заслуг!'; 'чиновники из Комитета по спорту плохо защищали наше достоинство'; 'плохая работа Российского Олимпийского комитета'; 'слабое руководство ОК России'; 'плохое руководство в спортивном мире в нашей стране'; 'слабый Олимпийский комитет'; 'наше руководство не дало защищенности спортсменам'; 'не продумана политика Олимпийского комитета'; 'бездействие нашего Олимпийского комитета'; 'Комитет плохо работал'; 'некомпетентность руководства нашей сборной'.

Недостаток патриотизма у российских спортсменов

1

  • 'Потеряна духовная идея'; 'нет борьбы за честь страны'; 'отсутствие идеалов'; 'потеря патриотического настроя'; 'люди потеряли веру в свою страну'; 'потеряли Родину – особенно хоккеисты'.

Предвзятость, необъективность судей

5

  • 'Засудили нас'; 'в судействе'; 'из-за неправильного судейства много золота потеряли'; 'в политике отношения судейства к нашим спортсменам'; 'необъективное судейство'; 'беспредел судей'; 'нечистоплотность судей'; 'предвзятое судейство'; 'безобразное судейство в хоккее, предвзятое отношение к нашим'.

Произвол американцев, негативное отношение к россиянам

3

  • 'Американский произвол'; 'американцы всех зажали, что хотят – делают'; 'США с анализами накрутили'; 'решили сделать Олимпиаду для американцев'; 'Америка всех обманула'; 'мешали американцы'; 'американцы против наших спортсменов были настроены'; 'нелюбовь и зависть к русским – мы всегда первые и лучшие'; 'в отношении американцев к России'; 'Америка – их страна, русским там не место, их просто там не любят'; 'их невзлюбили'.

Другое

1

  • 'Все легионеры играют в разных командах – разве они могут хорошо сыграть за российскую сборную?'; 'не во всех видах мы участвовали'; 'не повезло им так'.

Нет ответа, ответ не на тему

80

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПОЧЕМУ, ПО КАКИМ ПРИЧИНАМ К РОССИЙСКИМ СПОРТСМЕНАМ ОТНОСИЛИСЬ ХУЖЕ, ЧЕМ К СПОРТСМЕНАМ ИЗ ДРУГИХ СТРАН?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Вина лежит на США

19

США недружественны по отношению к России

7

  • 'Потому, что всегда с Америкой были натянутые отношения'; 'Россию не очень уважают в США'; 'США не любят Россию'; 'русских в Америке не любят'; 'нас американцы не любят'; 'Америка нас всегда ненавидела'; 'американцы Россию не любят, хотят ее опозорить'; 'Америка к нам недружелюбно относится'; 'недружелюбное отношение Америки к России'.

США стремятся во всем быть первыми

4

  • 'Хотят быть сильней всех американцы'; 'США нужно было больше золота'; 'Америка всегда хочет лидировать во всех вопросах, в том числе и в спорте'; 'американские амбиции: они всегда привыкли себя чувствовать хозяевами Земли'; 'Америка считает себя первой'; 'затем, чтобы самим выйти на первое место'; 'Америка хочет превосходства'; 'американцы хотят возвысить себя'; 'Игры проходили в Америке, поэтому американцы должны быть первыми'.

США боятся России

3

  • 'Американцы нас боятся'; 'Америка боится России'.

Американцы подкупили судей

3

  • 'Американцы купили Олимпиаду'; 'Америка купила МОК'; 'американцы все купили'; 'американцы всех судей купили за деньги'; 'Америка сыграла – замешаны большие деньги'.

Общие обвинения в адрес США

2

  • 'США надо спросить, почему издеваются над нами'; 'это было выгодно Америке'; 'в Америке все происходило, потому так'; 'Америка так решила'; 'Америка хотела нас унизить'; 'сами Игры были в Штатах – это были не Олимпийские игры, а американские'; 'так было задумано американцами'.

США старались устранить сильного конкурента в спорте

1

  • 'Американцы хотели быть первыми, а Россия – большой соперник, они хотели отстранить ее от борьбы'; 'для США российская сборная – самый опасный соперник'; 'Россия – конкурент для Америки'; 'видели соперника американцы'; 'соперничество между Россией и США'.

Неприязнь других к сильному сопернику

14

Высокий класс российских спортсменов

9

  • 'Потому что наши спортсмены – лучшие'; 'потому что наши были сильнее'; 'наши спортсмены всегда занимают первые места'; 'могли много выиграть'; 'потому что команда России сильнее других'; 'не хотели нашей победы'; 'так как Россия – главный претендент на золотые медали'; 'не хотели, чтобы наши занимали призовые места'; 'так как они выше, профессиональнее'; 'наши сильнее, они не хотели отдать первые места'; 'потому что наши всегда первые'.

Попытки устранения сильного соперника

4

  • 'Боязнь конкуренции'; 'не хотели, чтобы наши спортсмены побеждали, видели в нас главных соперников'; 'большая конкуренция'; 'конкуренции испугались гады'; 'это соперничество между странами'; 'устранить главных претендентов на медали'; 'Россия – сильный конкурент'; 'боялись, что мы возьмем все золото'; 'сильная конкуренция'; 'боязнь, что наши спортсмены возьмут больше золота'; 'боялись соперников'; 'так как Россию как сильного конкурента старались замять'; 'желание устранить главного соперника'.

Зависть к успехам российских спортсменов

2

  • 'Завидуют нам, что у нас такая сильная команда'; 'завидуют нашим спортивным достижениям'; 'они завидуют, что наши спортсмены самые сильные'; 'зависть'; 'завидуют, что мы еще что-то можем'.

Политические причины

9

  • 'Замешана политика'; 'по политическим причинам'; 'наверное, это политика играет роль'; 'в целом связано с политикой России, отношением к России'; 'политическая подоплека'; 'прослеживаются политические мотивы, похоже на возврат к холодной войне'; 'из-за политических взглядов'; 'политика в основе этих отношений'; 'политические соображения, спорт в наше время очень политизирован'.

Недоброжелательность в мире по отношению к России

8

Падение авторитета России на международной арене

5

  • 'Очень маленький политический вес и авторитет России'; 'с нами не считаются, мы теперь не являемся великой державой, как раньше'; 'мы теперь страна слабая, можно с нами не считаться'; 'мы с перестройками растеряли свой авторитет'; 'из-за низкого положения нашей страны в международном сообществе, с нами просто не считаются'; 'умирающего льва всегда пинают'; 'мощь нашей страны упала, с нами перестали считаться'; 'мы стали слабее, и на нас плюют'; 'наша страна теряет престиж, влияние в мире'; 'не считают державой и не уважают Россию'.

Плохое общее отношение к России

3

  • 'А к нам везде относятся плохо, потому что мы бедно живем'; 'к нам все плохо относятся'; 'как всегда, к нам относятся хуже'; 'нас не любят'; 'а где к нам лучше относятся?'; 'к нашей стране всегда так относятся'; 'а к нам всегда так относились, и при советской власти'; 'общее отношение к нам'; 'всегда к русским плохое отношение'; 'к нашему народу во всем мире такое отношение'; 'Россию во всем мире не любят, боятся и ненавидят'; 'вообще к России плохо относятся'; 'потому что нас вообще не любят и не воспринимают'.

Необъективное, предвзятое судейство

4

  • 'Нечестно судили наших'; 'засудили'; 'придирались к нашим'; 'предвзято относились'; 'засуживали наших спортсменов'; 'подсуживали американцам'; 'занижение необоснованное, проверки на допинг чаще, чем у других'; 'к российским спортсменам больше придирались, судьи были необъективны к нашим спортсменам'; 'занижали оценки, придирались, чтобы убрать лучших'.

Россия не заступилась за своих спортсменов

1

  • 'Лидеры спорта нашего плохо работали, не отстояли наших спортсменов'; 'нет поддержки страны для спортсменов'; 'не умеем постоять за свое достоинство, отстоять свою точку зрения, опять-таки инфантилизм'; 'наших спортсменов некому защитить: каков поп, таков приход'; 'наши не отстаивают свои права'; 'мы не умеем постоять за себя, отстоять грамотно свою правоту'; 'потому что наша страна все спускает с рук'; 'потому что наши чиновники не стали отстаивать права наших спортсменов'; 'не было правовой защиты'; 'наши чиновники не додумали'; 'от руководства нашей делегации'.

Другое

1

  • 'Потому что было больше американских болельщиков'; 'много коммунистов в России'; 'страна бедная'; 'наверное, из-за того, что уровень жизни, развития хуже, чем в других странах'.

Нет ответа, ответ не на тему

46

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 2-3 марта 2002 г. 1500 респондентов.


 
4.Электронная фокус-группа


Эпизод

Содержание эпизода

Интерес, оценка / сила колебаний

Согласие, оценка / сила колебаний

Доверие, оценка / сила колебаний

Средняя оценка

931(5)

М. Задорнов об отношениях с Америкой

2,54/срд

2,42/срд

2,47/срд

2,48

930(4)

Н. Михалков о необъективном судействе на Олимпиаде

2,01/срд

1,94/срд

2,26/срд

2,07

937(11)

Г. Томчин о неуважении к российским спортсменам

1,88/срд

1,89/срд

1,92/срд

1,90

932(6)

В. Путин об итогах Олимпиады

2,17/срд

1,73/срд

1,64/срд

1,85

935(9)

Т. Тарасова о бездействии российской федерации фигурного катания

2,05/срд

1,42/срд

1,53/срд

1,67

928(2)

В. Матвиенко о предвзятом отношении к российским спортсменам

1,29/срд

1,47/срд

1,77/срд

1,51

927(1)

Л. Парфенов об Олимпиаде

1,23/срд

1,47/срд

1,47/срд

1,39

934(8)

Н. Сванидзе о пассивности российского 'спортивного чиновничества'

1,30/срд

1,46/срд

1,00/слн

1,25

936(10)

С. Ястржембский о главных причинах неудач на Олимпиаде

1,07/срд

0,64/слб

0,31/срд

0,67

933(7)

В. Матвиенко с оценкой профессиональных качеств Л. Тягачева

1,16/срд

-0,93/срд

-2,04/срд

-0,60

929(3)

Ф. Каррар о претензиях России в отношении необъективного судейства

0,75/слб

-1,37/срд

-2,36/срд

-0,99



Эпизод № 927
(1-й по порядку демонстрации). НТВ, 'Намедни', 24.02.02, 21:00. Л. Парфенов (ведущий): Солт-Лейк-Сити оказался для России самой горячей точкой. Предвзятость к нашим на Олимпиаде в массовом сознании обратила в прах союзнические настроения после 11 сентября и вернула россиян к антиамериканизму времен натовских бомбардировок Югославии. Олимпиада в Солт-Лейк-Сити сопоставима только с Олимпиадой в Берлине в 1936 году. Там тоже при безупречной организации и идеальной безопасности страна-хозяйка доказывала себе и всему миру, что она – единственная сверхдержава, вырастила спортсмена-сверхчеловека. При том, что и без помощи судей нашим случалось выступать не блестяще, а достижение команд Германии и Норвегии – по золотым медалям они на первых местах – и вовсе неоспоримо.

Эпизод № 928
(2-й по порядку демонстрации). РТР, 'Зеркало', 23.02.02, 20:25. В. Матвиенко (вице-премьер РФ): По количеству золотых медалей, как вы знаете, мы на четвертом месте. Очень много в целом – на сегодня 14 медалей; но очень много наших ребят, которые попали, ну, в первую шестерку по очень многим видам спорта. Говоря в целом о ситуации, здесь, конечно же, имеют факты необъективного судейства, абсолютно несовершенных процедур допуска к соревнованиям, контроля за соревнованиями, что было в отношении и российской сборной; ну, не только в отношении российской сборной. Мы считаем, что наших фигуристов многих просто засудили и снизили им количество баллов. Они могли занять еще более лучшие позиции и завоевать золотые и серебряные медали. Мы считаем, что было необъективным судейство хоккея Россия – Чехия. Мы считаем, что процедура отклонения нашей команды по участию в эстафете женской также абсолютно несправедлива. И ряд других моментов.

Эпизод № 929
(3-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Новости', 22.02.02, 18:00. Ф. Каррар (генеральный директор Международного олимпийского комитета): Все претензии россиян сделаны на волне эмоций, и после общения с руководящими лицами федераций хоккея, фигурного катания и лыж смею заверить вас, что решения по каждому конкретному случаю принимались верно и объективно. Поводов для удовлетворения протестов нет.

Эпизод № 930
(4-й по порядку демонстрации). НТВ, 'Свобода слова', 22.02.02, 20:25. Н. Михалков (кинорежиссер): 'Есть очень важное правило у нас, спортсменов, – сказал президент. – Если тебя засуживают, нужно играть с явным преимуществом'. Это абсолютно правильная точка зрения, но вытирать ноги об себя мы не имеем право давать. И даже дело не в фанаберии, не в обиде... не в обиде дело. Дело в том, что когда выдаются два комплекта золотых медалей, мы даем возможность любому, занявшему второе место, сомневаться в том, что он занял его справедливо, любому, ...любому!

Эпизод № 931
(5-й по порядку демонстрации). РТР, 'Зеркало', 23.02.02, 20:25. М. Задорнов (писатель-сатирик): Никакой холодной войны не будет, и она не должна быть. Какая может быть холодная война? У нас вообще должны быть другие приоритеты. И политику со спортом мешать не надо. А вот психология в спорте – она видна все-таки. И я бы сегодня сделал вывод основной из того, что произошло на Олимпиаде, что нам вообще не по пути с американцами. Просто не по пути, не надо с ними враждовать, но надо выбирать свою дорогу. У нас своя психология, свой язык, нам надо заниматься своей внутренней экономикой и не равняться на американскую демократию. Потому что американская демократия – это опять-таки шоу-бизнес. Американская демократия – это власть денег, выбранная за деньги ради денег. Это далеко не идеальный строй. Они агрессивны, и они сегодня нас просто не уважают, они нас не ценят. Они сегодня продолжают благословлять мелкие пакости против России. И это делает прежде всего американское государство. Сегодня мы натерпелись унижений во время Олимпийских игр, но хорошо, что мы не уехали, вот мое мнение. Если бы мы уехали, американцы посчитали бы нас слабаками.

Эпизод № 932
(6-й по порядку демонстрации). РТР, 'Вести', 22.02.02, 20:00. В. Путин (президент РФ): Как мы знаем, Хуан Антонио Самаранч ушел, а на его место пришел новый человек – господин Рогги. И, к сожалению, нужно отметить, что для нового руководства Международного олимпийского комитета первый блин комом. Некоторые вещи, конечно, мягко говоря, вызывают удивление. И это касается отношения к российской олимпийской сборной, но и к другим участникам этих соревнований, из других стран. Я думаю, что тот процесс чрезмерной коммерциализации олимпийского движения – он вступил в противоречия с самими принципами олимпизма. И это вызывает большую тревогу у всех любителей спорта во всем мире. Ну и, наконец, у меня определенное удивление вызывает и позиция наших общественных спортивных организаций, Национального олимпийского комитета, наших представителей в Международном олимпийском комитете. Это структуры, неаффилированные с государством, и в этом смысле я могу говорить только как гражданин России. Их пассивная позиция меня удивляет. Представители некоторых других стран, не так задетых недоброкачественным судейством, занимают более активную позицию, чем представители наших спортивных организаций.

Эпизод № 933
(7-й по порядку демонстрации). РТР, 'Зеркало', 23.02.02, 20:25. В. Матвиенко (вице-премьер РФ): Я не считаю, что в этом есть какая-либо вина Тягачева. Как никогда в этот раз были выполнены вовремя и в сроки все тренировочные игры, подготовка команд, созданы условия своевременного финансирования. То есть ни у одной федерации нашей не было претензий ни к Олимпийскому комитету, ни к Госкомспорту. И здесь – отдать должное Леониду Васильевичу Тягачеву. Он занимал очень принципиальную позицию по отстаиванию интересов национальной сборной. Это его первые Олимпийские игры. И смена руководства в МОКе тоже сказалась. Есть над чем думать и делать выводы. Но наш президент Национального олимпийского комитета, я считаю, здесь ведет себя очень достойно и профессионально.

Эпизод № 934
(8-й по порядку демонстрации). РТР, 'Зеркало', 23.02.02, 20:25. Н. Сванидзе (ведущий): Наше спортивное чиновничество проспало всю Олимпиаду. Где они были, когда сосали кровь у Ростовцева? Почему после фристайла дали пресс-конференцию – и только для российских журналистов? Потому что цель была – не доказать свою правоту международной общественности, не потребовать награды для своей спортсменки, как это внаглую сделали канадцы на фигурном катании и добились своего, а по-советски оправдаться перед высоким начальством в Москве. Так не борются – так сдаются. Страх наших спортивных руководителей перед тем, что их ждет в Москве, после того как спорт объявлен государственным приоритетом, а они не обеспечили, – вот этот страх выше и сильнее всего остального. Поэтому сначала был глубокий сон на свежем воздухе, а потом паника и попытка хлопнуть дверью, списать свои поражения на судей, на козни империалистов и сбежать от них домой, как поросята от волка, чтобы там быстренько запереться на висячий замок и заниматься спортом тихо сами с собой.

Эпизод № 935
(9-й по порядку демонстрации). НТВ, 'Намедни', 24.02.02, 21:00. Т. Тарасова (заслуженный тренер России): Вот я подготовила двух олимпийских чемпионов, в общем-то, трех. К прошлой Олимпиаде двух – две золотые медали и эта одна. Помощь федерации была равна нулю. Я готовилась в Америке, и мне давали лед в Америке, мне не давали льда здесь ни одной секунды, ни одной секунды. Единственно, что дали Леше Ягудину, – это 110 граммов икры, одну банку'.

Эпизод № 936
(10-й по порядку демонстрации). НТВ, 'Сегодня', 22.02.02, 22:00. С. Ястржембский (помощник президента РФ): Главные причины наших неудач, естественно, надо искать в отношении к спорту, в инвестировании спорта в России. Поскольку сегодня, если брать Олимпийские зимние игры, мы видим, что только три вида спорта (ну, пока хоккей мы еще не знаем) приносят нам медали.

Эпизод № 937
(11-й по порядку демонстрации). НТВ, 'Свобода слова', 22.02.02, 20:00. Г. Томчин (депутат Государственной Думы): Когда наша спортсменка по фристайлу заняла четвертое место и ее после этого ни на одном канале не показали, на нашем канале ее не показали, за нее не вступились наши. И когда американца, занявшего второе место, показали по всем телевидениям, по всем каналам, когда Америка его чествовала... Мы можем, наши чиновники и наши корреспонденты, начать любить и чествовать своих спортсменов. Гордиться любым местом, любым занятым местом, а не только... а не только говорить: если ты выиграл, то молодец, а если ты проиграл, то надо тебя выгнать и вообще не видеть никогда.

Комментарий


Прошедшая Олимпиада, ставшая темой данной ЭФГ, вызвала безусловный интерес респондентов. Уровень кривых практически во всех тестировавшихся эпизодах достигал беспрецедентно высоких значений. Интересно, что высокие значения кривых были чрезвычайно стабильными на протяжении всего видеоряда.

Мы намеренно остановили свой выбор на трех эпизодах с полярными оценками. Один из них – № 931 – лидер нашего рейтинга, два других – №№ 929 и 933 – аутсайдеры.

Эпизод № 929.
Слова Ф. Каррара были неприятны респондентам, их называли обидными и несправедливыми. Однако участники дискуссии полагают, что этот чиновник от спорта просто выполнял свою миссию, причем делал это гораздо более профессионально, чем В. Матвиенко.
  • 'Все замазать, отговориться, что вроде они идеальные там все руководители. И по его словам выходит, что наши со всем этим согласились, что он здесь брякает'.


  • 'Я думаю, что нашим просто некуда деваться'.


  • 'Самый вопиющий факт... Это началось-то с чего? Вот с первого места в парном катании. Там даже не американцы претендовали, а канадцы, но вопиющесть этого факта заключается в чем? Как вот мы поняли француженку из сообщений по телевидению, что ее там принудили написать на бумаге заявление, в котором она ссылалась, что ее принуждали русские или кто там еще. Но когда она вернулась во Францию... Так отсюда как это этот Каррар может оправдывать такую ситуацию?'


  • 'Не знаю, мне он не понравился. Он просто, по-моему, большой чиновник на своем месте, он хорошо держится, у него выправка такая хорошая. И вот он отрабатывает свой хлеб'.


  • 'Меня нет, потому что я просто патриотка, поэтому он меня убедить не может. Но он кого-то убеждает своим таким выступлением'.


  • 'Ну вот я соглашусь с Ирой, что по сравнению с Матвиенко он выполняет... Как бы два официальных лица: вот наше – и он; он выполняет лучше. Верю я ему или не верю – это другое дело'.
  • 'Ну конечно, то, что он сказал, понятно, что он со своей колокольни на это все смотрит. И понятно, что он не скажет, что мы виноваты. Естественно, я ему не слишком доверяю. Ну, правда здесь был очень маленький отрывок – я первый раз видел этого человека. И я не могу по двум предложениям сказать, верю я ему или нет. Я ему, как бы, не доверяю'.


  • 'Здесь я нейтрально отношусь, я так скажу. Но он выступал... Как бы единственное я могу сказать по этому поводу – это то, что он более уверенно выступал, чем Матвиенко. А уже согласен я с этим или нет, я не могу сказать. По трем предложениям я никогда не могу сказать'.
Эпизод № 931. С Задорновым многие соглашались по существу, хотя его фраза о том, что 'нам с американцами не по пути' у некоторых респондентов вызвала недоумение. Однако тон и пафос его выступления вызывал позитивную реакцию у участников дискуссии.
  • 'Со всем согласен. А больше нечего сказать, ничего даже не могу... ничего здесь нельзя добавить. Все сказано просто, коротко и ясно'.


  • 'Он сказал, может быть, что политику со спортом мешать нельзя, но здесь это невозможно, мне кажется, конечно'.
  • 'Он сказал как раз... у него скорее была связь политики и спорта. Т.е. он связал... сказал то, что нам не по пути с Америкой. Самая, я считаю, сильная мысль его была, потому что вот то, что произошло на Олимпиаде... Ну, в принципе в чем-то можно с ним согласиться. Про демократию что-то он говорил про американскую, но так вот смешать все эти вещи... И вообще, когда говорит сатирик, человек, который смеется и все такое, о таких серьезных вещах, я немножко с недоверием к этому отношусь. Т.е., может быть, там людям и понятно это, когда вот такой вот в доску свой парень начинает рассказывать о серьезных вещах, но не знаю, мне кажется, это немножко не его удел. Т.е. хотя в принципе он сказал очень дельные вещи, отдельные мысли были очень серьезные'.


  • 'Ну вот про то, что мы должны идти своим путем. Я не скажу, там, что нам не по пути с Америкой, это третий вопрос; но то, что у нас свой путь, – это да, это я согласен'.


  • 'Связь, конечно, это опять Америка. А то, что они нас как бы особо не уважают... они нас и раньше-то просто боялись, а после распада Союза – все уже'.


  • 'Они внаглую унижают – и все'.


  • 'И на самом деле о нас они будут утирать ноги'.


  • 'Наши сами все-таки дали повод себя не уважать. Потому что со слабыми никто считаться не будет, никто и никогда'.
  • 'Да нет, я с этим явно не согласен – ну, что они своим путем идут. Если брать именно спорт – ну, будем сами с собой соревноваться? Ну, значит, у нас все будет, если, там, командные группы, ну на уровне дворовых команд будем. Потому что класс повышается в соревнованиях между командами высокого класса'.
Эпизод № 933. В. Матвиенко выглядела в глазах респондентов совершенно неубедительно. Участники дискуссии убеждены, что в сегодняшней России нет необходимых средств, для того чтобы наши спортсмены могли достойно выступать на международных соревнованиях, и что оправдания В. Матвиенко выглядят жалкими. Респондентам было обидно, что российские чиновники, вместо того чтобы отстаивать интересы отечественных спортсменов, пытаются оправдаться перед лицом своего начальства и своего народа.
  • 'Я считаю, что есть его вина'.


  • 'А все-таки... а что она еще могла сказать? Она зависимая. Это говорит о чем: кукушка хвалит петуха'.


  • 'Это она выступила как формалист, отвечающий за социальную политику. Ну, деньги действительно все, какие были заложены в бюджете, наверно, там ушли, но это капля в море по сравнению с тем, что тратилось в СССР на спорт'.
  • 'И про Матвиенко я совершенно не верю, потому что у нее бегают глаза. Вот этот свитер ее какой-то такой яркий, странный, я не знаю. Очень приятно, что у нас женщина появилась в политике, но все-таки, ну, не вот эта яркая полоска, она отвлекает; и вообще, ну, и глаза у нее бегают. Она очень сильно жестикулирует, что-то там головой трясет. Если она уверена, то она будет смотреть в глаза и будет говорить, и ты будешь ей верить. А здесь – ты ей не веришь. Я вижу: что-то не то с ней'.


  • 'Нет, ну вот из ее речи единственное, что у меня осталось, – что она конкретно его защищает. Я не знаю, что он там, в чем на самом деле виноват или нет'.


  • 'А вы знаете, мне кажется, что она сама видит, что там какие-то ошибки были, раз она оправдывается'.


  • 'Я сразу же ей не поверила. Просто она сказала, что всего было достаточно, все было хорошо, подготовка была хорошая, финансы были выделены, и ни от какой федерации не поступали никакие претензии. Вот в это я не могу никак поверить. Потому что вот эти... там же какие-то были виды спорта новые, которые мы вообще не знаем. Мы вообще не могли даже тренироваться по этому виду. У нас просто нет ни места, ничего. Ну, потом фигурное катание тоже. Если же льда не дают, так как же мы, интересно, можем какие-то места там занимать? Ягудин тренировался в Америке. О чем она говорит, когда у него подготовка вся была в Америке? Американцы, получается, давали ему лед, чтобы он занял первое место. А она говорит, что все достаточно'.


  • 'Финансирование на должном уровне было, все было. А потом Тарасова выступает и говорит, что ей лед не давали совсем'.
Электронные фокус-группы в Москве. 44 респондента. 28 февраля 2002 г.


 
5.Опрос экспертов

ВОПРОС: ВЫ СЛЕДИЛИ ИЛИ НЕ СЛЕДИЛИ ЗА ХОДОМ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР?

ВОПРОС: ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, РОССИЙСКАЯ СБОРНАЯ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ВЫСТУПИЛА НА ОЛИМПИАДЕ УДАЧНО ИЛИ НЕУДАЧНО?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН ОТВЕТИТ, ЧТО РОССИЙСКАЯ СБОРНАЯ ВЫСТУПИЛА НА ОЛИМПИАДЕ НЕУДАЧНО? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ТО ЧТО В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ МЕШАЛО РОССИЙСКОЙ СБОРНОЙ НА ОЛИМПИАДЕ – СОБСТВЕННЫЕ НЕДОСТАТКИ ИЛИ ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ОТНОШЕНИЕ К РОССИЙСКИМ СПОРТСМЕНАМ НА ОЛИМПИАДЕ БЫЛО ЛУЧШЕ, ХУЖЕ ИЛИ ТАКИМ ЖЕ, КАК К СПОРТСМЕНАМ ИЗ ДРУГИХ СТРАН?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН ОТВЕТИТ, ЧТО ОТНОШЕНИЕ К РОССИЙСКИМ СПОРТСМЕНАМ НА ОЛИМПИАДЕ БЫЛО ХУЖЕ, ЧЕМ К СПОРТСМЕНАМ ИЗ ДРУГИХ СТРАН? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН ОТВЕТИТ, ЧТО ОТНОШЕНИЕ К РОССИЙСКИМ СПОРТСМЕНАМ НА ОЛИМПИАДЕ БЫЛО ТАКИМ ЖЕ, КАК К СПОРТСМЕНАМ ИЗ ДРУГИХ СТРАН? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: НЕКОТОРЫХ РОССИЙСКИХ СПОРТСМЕНОВ ДИСКВАЛИФИЦИРОВАЛИ В ХОДЕ ОЛИМПИАДЫ. ЭТИ ДИСКВАЛИФИКАЦИИ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, БЫЛИ СПРАВЕДЛИВЫМИ ИЛИ НЕСПРАВЕДЛИВЫМИ?

ВОПРОС: НА ОЛИМПИАДЕ МНОГО ГОВОРИЛОСЬ О ПРОБЛЕМЕ ДОПИНГА В 'СПОРТЕ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ'. ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО СЕЙЧАС СПОРТСМЕНЫ ПРИНИМАЮТ ДОПИНГ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ СВОИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЧАСТО. ДРУГИЕ ГОВОРЯТ, ЧТО СПОРТСМЕНЫ ПРИНИМАЮТ ДОПИНГ ТОЛЬКО В РЕДКИХ СЛУЧАЯХ. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ – ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

ВОПРОС: ВЫ ВИДЕЛИ ИЛИ НЕ ВИДЕЛИ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ ВЫСТУПЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ОЛИМПИЙСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ В СВЯЗИ СО СКАНДАЛАМИ В СОЛТ-ЛЕЙК-СИТИ? И ЕСЛИ ВИДЕЛИ, ТО КАКИЕ У ВАС ОСТАЛИСЬ ВПЕЧАТЛЕНИЯ – ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ, ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ИЛИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ?

ВОПРОС: КАК ВЫ В ЦЕЛОМ ОЦЕНИВАЕТЕ ДЕЙСТВИЯ РУКОВОДСТВА РОССИЙСКОГО ОЛИМПИЙСКОГО КОМИТЕТА – ПОЛОЖИТЕЛЬНО ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНО?

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 26-28 февраля 2002 г. 130 экспертов.


 
6.Приложение.Таблицы

С 8 ПО 24 ФЕВРАЛЯ В АМЕРИКАНСКОМ ГОРОДЕ СОЛТ-ЛЕЙК-СИТИ ПРОХОДИЛИ 19-ые ЗИМНИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ. ВЫ СЛЕДИЛИ ИЛИ НЕ СЛЕДИЛИ ЗА ХОДОМ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005313282842485232303822343113343623121740252710132351751004555303139
следил(-а) 7679758176747874778172627583887277828082766977756978757688879085868788
не следил(-а) 232024182225212522182736241710272117191823302322292126221113915141212
затрудняюсь ответить11111111111111201110110320011110020


ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, РОССИЙСКАЯ СБОРНАЯ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ВЫСТУПИЛА НА ОЛИМПИАДЕ УДАЧНО ИЛИ НЕ УДАЧНО?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005313282842485232303822343113343623121740252710132351751004555303139
удачно 6065536063595961646256516663556658555365625960605968654965615962715359
не удачно 2524293223223020272821182327361725353523232225211923253428323431253734
затрудняюсь ответить151118814191118101123311210917169121315201519239101787774107


ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ТО ЧТО В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ МЕШАЛО РОССИЙСКОЙ СБОРНОЙ НА ОЛИМПИАДЕ - СОБСТВЕННЫЕ НЕДОСТАТКИ ИЛИ ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005313282842485232303822343113343623121740252710132351751004555303139
собственные недостатки 1818192321142215152417111420371318262614161721211516231713364231274336
внешние причины6266556560626262716453507066516661585766646156615472626271525053624549
затрудняюсь ответить191526121924152313133039161312212015181920222217301215201613816111215


КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ОТНОШЕНИЕ К РОССИЙСКИМ СПОРТСМЕНАМ НА ОЛИМПИАДЕ БЫЛО ЛУЧШЕ, ХУЖЕ ИЛИ ТАКИМ ЖЕ, КАК К СПОРТСМЕНАМ ИЗ ДРУГИХ СТРАН?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005313282842485232303822343113343623121740252710132351751004555303139
лучше12021112121221012111211111122111201
таким же 1515101620101813151813141414221413181315141917171020111113182017181720
хуже 6670676964686666716861516973706567687668666065656269697061727371747271
затрудняюсь ответить17142313152115191312253315127191813111619211717271019172486107117


ЭТИ ДИСКВАЛИФИКАЦИИ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, БЫЛИ СПРАВЕДЛИВЫМИ ИЛИ НЕ СПРАВЕДЛИВЫМИ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005313282842485232303822343113343623121740252710132351751004555303139
справедливыми 77589510561156581458111039691475944131512111513
не справедливыми 7174697370717071777066627673657569697170756765636579697482615963705658
затрудняюсь ответить2218261920242024161829321919202024201928162726232816212014262625182929


ВЫ ВИДЕЛИ ИЛИ НЕ ВИДЕЛИ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ ВЫСТУПЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ОЛИМПИЙСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ В СВЯЗИ СО СКАНДАЛАМИ В СОЛТ-ЛЕЙК-СИТИ? И ЕСЛИ ВИДЕЛИ, ТО КАКИЕ У ВАС ОСТАЛИСЬ ВПЕЧАТЛЕНИЯ - ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ, ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ИЛИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005313282842485232303822343113343623121740252710132351751004555303139
не видел(-а) 4139433641433942423841514632304542313232454649303137514338322735372731
положительные 121311121213121213141111131461414714131113610152061113565565
нейтральные 111113141181291311978161291113101691091612101371491171097
отрицательные 2727253026262926263126162331492222433627242328343125112825475045434949
затрудняюсь ответить1010871111911771416108311117811118810117181111768588


КАК ВЫ В ЦЕЛОМ ОЦЕНИВАЕТЕ ДЕЙСТВИЯ РУКОВОДСТВА РОССИЙСКОГО ОЛИМПИЙСКОГО КОМИТЕТА - ПОЛОЖИТЕЛЬНО ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНО?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005313282842485232303822343113343623121740252710132351751004555303139
положительно 2125212420222320242219232619122621151422242218152133171719121113141112
отрицательно 4646445147424944485140264354693743645952413749573739415250717866757169
затрудняюсь ответить3329352633372936282741513127183735212726354033284228423131161121111820


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 2-3 марта 2002. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.





База данных ФОМ > Алфавитный перечень категорий > 0-9 > Все Доминанты за 2002 год > Выпуск 09 от 7 марта 2002 г. > Олимпиада в Солт-Лейк-Сити