fom.ru · Поиск ·      








19.09.2002, Опрос населения

Ситуация вокруг Ирака



1.США и Ирак: против кого дружить будем?
2.Графики
3.Электронная фокус-группа
4.Опрос экспертов
5.Приложение.Таблицы

1.США и Ирак: против кого дружить будем?


События и проблемы внешней политики, как правило, не отражаются в повседневных суждениях обывателя, тем более - когда родное государство в этих событиях напрямую практически не задействовано. Однако события вокруг Ирака периодически появляются на экранах телевизоров в течение уже более десяти лет. Как же сегодня россияне относятся к Ираку, как они оценивают ту информацию об этой стране, которая появляется в СМИ в последнее время?

Несмотря на то, что в течение этого десятилетия Ирак неизменно играл дестабилизирующую роль в ближневосточном регионе и находился в конфликте с ООН, можно сказать, что российские граждане не считают это государство нежелательным внешнеполитическим партнером. За дистанцирование России от Ирака выступают лишь 15% опрошенных, за сближение - 29%, а 31% полагает, что отношения двух стран должны оставаться на прежнем уровне. Сторонниками сближения России и Ирака несколько чаще являются мужчины (38%), граждане старшего возраста (34%) и жители мегаполисов - 37%.;

В данном случае очевидно, что отношение к стране невозможно рассматривать в отрыве от отношения к ее лидеру. Уровень симпатий и антипатий к С. Хусейну в нашем обществе как за последние месяцы, так и за последние четыре года практически не изменился.

Вопрос: 'Как Вы относитесь к руководителю Ирака Саддаму Хусейну - хорошо, плохо или с безразличием?'


Февраль 1998

Февраль 2002

Сентябрь 2002

Хорошо

13

16

13

С безразличием

53

50

57

Плохо

20

22

16

Затрудняюсь ответить

14

12

14



Можно отметить, что согласно данным настоящего опроса, сторонники коммунистов вдвое чаще положительно относятся к Хусейну, чем сторонники В. Путина (20% против 10%), мужчины - вдвое чаще, чем женщины (19% против 8%). Позитивное отношение к лидеру Ирака также более свойственно жителям мегаполисов - 22%.

Однако почти каждый четвертый респондент полагает, что интересам России больше соответствует смена правительства в Ираке. При этом 22% опрошенных, напротив, считают, что Россия заинтересована в том, чтобы С. Хусейн оставался у власти. Последней точки зрения чаще придерживаются мужчины (30%), сторонники коммунистов (32%) и жители мегаполисов (29%) - то есть те же самые группы респондентов, которые чаще выражали позитивное отношение к иракскому лидеру.

Характерно, что сторонники сближения России и Ирака чаще полагают, что именно пребывание у власти Хусейна в большей мере отвечает интересам России. И напротив, сторонники дистанцирования двух стран чаще выступают за смену иракского правительства.

Вопрос: 'Как Вы считаете, что в большей мере отвечает интересам России: чтобы президентом Ирака оставался С. Хусейн или чтобы руководство Ирака сменилось?'


Все

Предпочитаю, чтобы отношения между Россией и Ираком стали...

более близкими

такими же, как сейчас

менее близкими

затр. ответить

Доли групп (%) 100 29 31 15 25

Чтобы оставался С. Хусейн

22

35

24

8

13

Чтобы руководство сменилось

24

23

27

30

17

Затр. ответить

54

42

49

62

70



Как следует из таблицы, высказываясь за сближение с Ираком, россияне чаще имеют в виду 'дружбу' с режимом С. Хусейна, нежели с 'Ираком после Саддама'. Однако около 15% опрошенных (сумма долей в первом и втором столбцах таблицы по второй строке) предпочитают сохранение или углубление отношений с Ираком при смене правительства страны.

Более 80% респондентов слышали о том, что США собираются начать военные действия против Ирака. Такой уровень информированности следует признать довольно высоким, учитывая, что речь идет не о свершившемся факте, а лишь о декларациях политиков.

Это позволяет предположить, что опрошенные достаточно осведомлены и о мотивах, которыми руководствуются Соединенные Штаты, собираясь начать военные действия. В данном опросе мы хотели узнать, насколько россияне солидарны с обвинениями в адрес Ирака, которые часто звучат в последнее время, а также в какой мере от этого зависит то, на чьей стороне - Ирака или США - окажутся симпатии респондентов в случае начала военных действий. Респондентам были заданы три симметричных по форме вопроса: разделяют или не разделяют они точку зрения, что Ирак а) является агрессивным государством; б) производит оружие массового уничтожения; в) поддерживает международный терроризм (Эти положения мы будем в дальнейшем иногда именовать 'обвинениями'.);

С первым суждением согласились и не согласились равные доли опрошенных - по 37%. Не считают Ирак агрессивным государством чаще сторонники комму-нистов - 49%, мужчины - 48%, и жители мегаполисов - 49%.;

Со вторым и третьим суждением согласны также по 37% опрошенных. Распределение мнений внутри социально-демографических групп является практически симметричным.



Все

Пол

Возраст

Тип населенного пункта

мужчины женщины 18-35 лет 36-50 лет старше 50 лет мегаполисы большие города

Доли групп (%)

100 48 52 32 29 39 11 17

Вопрос: 'Одни считают, что Ирак - агрессивное государство, представляющее опасность для других стран. Другие считают, что Ирак - не агрессивное государство и опасности не представляет. Какая точка зрения Вам ближе - первая или вторая?'

Первая

37

37

37

48

39

26

28

44

Вторая

37

48

27

30

40

40

49

31

Затр. ответить

26

15

36

22

21

33

24

25

Вопрос: 'Одни считают, что Ирак разрабатывает оружие массового уничтожения. Другие считают, что Ирак не разрабатывает оружия массового уничтожения. Какая точка зрения Вам ближе - первая или вторая?'

Первая

37

41

33

43

42

28

35

43

Вторая

19

23

16

20

19

19

26

17

Затр. ответить

44

36

51

37

38

53

39

40

Вопрос: 'Одни считают, что Ирак поддерживает международных террористов. Другие считают, что Ирак не поддерживает международных террористов. Какая точка зрения вам ближе - первая или вторая?'

Первая

37

37

37

43

42

28

34

44

Вторая

21

28

16

19

21

24

29

19

Затр. ответить

41

35

48

38

37

48

37

37


Доля респондентов, не согласных со вторым и третьим 'обвинениями', существенно ниже - 19% и 21% соответственно, однако пропорции в распределении ответов внутри групп остаются почти неизменными. Рассмотри, в частности, деление выборки по типу населенного пункта, где живет респондент. Жители мегаполисов чаще склонны не соглашаться с обвинениями в адрес Ирака, а жители крупных городов, наоборот, чаще поддерживают их (Распределение ответов респондентов в малых городах и селах с точностью до 2 - 3 п. п. совпадает со средним по выборке.) .;

Мужчины почти вдвое чаще, чем женщины, не соглашаются с выдвинутыми против Ирака обвинениями.

Как видно из приведенных таблиц, в наибольшей степени расхождение внутри групп заметно в ответах на первый вопрос. Поскольку факты, приведшие к появлению первого 'обвинения' против Ирака, очевидны и общеизвестны, от респондентов требуется лишь высказать свою оценку на основании известных данных - 'агрессивен или не агрессивен'. Что касается двух других суждений, то в данном случае респондентам предлагается выразить свое доверие или недоверие к мнению неких третьих лиц - это, естественно, в большей степени стимулирует людей к отказу от ответа. Однако мы можем отметить сохранение общей тенденции: мужчины, представители старшего поколения и жители мегаполисов чаще занимают 'проиракскую позицию'. (К вопросу, почему этот полюс мнений нас интересует в большей степени, мы еще вернемся).

Симметрия в распределении ответов на три вопроса внутри различных социально-демографических групп наводит на мысль о возможности значительной корреляции между ответами на эти вопросы. Такая зависимость действительно существует.


Все

Ирак агрессивным государством...

является

не является

затр. ответить

Вопрос: 'Одни считают, что Ирак разрабатывает оружие массового уничтожения. Другие считают, что Ирак не разрабатывает оружия массового уничтожения. Какая точка зрения Вам ближе - первая или вторая?'

Первая

37

61

27

16

Вторая

19

11

39

5

Затр. ответить

44

28

34

79

Вопрос: 'Одни считают, что Ирак поддерживает международных террористов. Другие считают, что Ирак не поддерживает международных террористов. Какая точка зрения Вам ближе - первая или вторая?'

Первая

37

67

20

19

Вторая

21

9

44

6

Затр. ответить

41

24

36

74


Из этих данных видно, что респонденты, считающие Ирак агрессивным государством, более решительно поддерживают и другие 'обвинения'. Однако, доля тех, кто согласился со всеми тремя суждениями, составляет всего 17% - то есть менее половины от 'магической' цифры 37% - доли поддержавших каждое 'обвинение' в отдельности. Еще более удивительным представляется тот факт, что с точки зрения социально-демографической характеристики эта группа практически не отличается от среднестатистической выборки. Таким образом, можно заключить, что группа респондентов, поддерживающих инвективы в адрес Ирака, является относительно размытой, аморфной по своим социально-демографическим характеристикам.

Выше мы уже отмечали, что группа респондентов, не поддерживающих 'обвинения' в адрес Ирака, характеризуется относительным преобладанием в ней мужчин, людей старшего возраста и жителей мегаполисов.



Вопрос: 'Вы бы предпочли, чтобы отношения между Россией и Ираком были более близкими, менее близкими или такими же, как сейчас?'


Все

Ирак - агрессивное государство

Ирак производит оружие массового уничтожения

Ирак поддерживает международный терроризм

да нет затр. ответить да нет затр. ответить да нет затр. ответить

Доли групп (%)

100 37 37 26 37 19 44 37 21 41

Более близкими

29

24

47

12

29

43

24

23

46

26

Такими же, как сейчас

31

33

35

23

35

33

27

36

35

25

Менее близкими

15

27

5

11

22

9

11

23

5

12

Затр. ответить

25

16

13

54

14

14

39

17

12

38


Как видно из этой таблицы, респонденты, отвергающие все 'обвинения' в адрес Ирака, довольно решительно высказываются за сближение с ним, в то время как признание Ирака государством агрессивным, производящим оружие массового уничтожения или поддерживающим международный терроризм, отнюдь не влечет безусловного неприятия контактов с такой страной. Больше того - доля сторонников политики дистанцирования от Ирака в этой группе практически не превосходит доли сторонников политики сближения. Из этого, в частности, следует, что в нашем обществе причастность государства к международному терроризму не является признанным маркером негативного морального облика или политики этого государства. Проще говоря, общество не готово безоговорочно осудить 'международный терроризм', а следовательно, и тех, кто поддерживает с ним тесные контакты.

Как же распределятся симпатии россиян в случае начала военных действий США против Ирака? Данные настоящего опроса свидетельствуют, что сочувствовать Ираку будет значительно большее число россиян, нежели Америке (26% и 11% соответственно). И вновь чаще других о симпатиях к Ираку - в данном случае уже не абстрактно, а применительно к конкретному событию - заявляют сторонники коммунистов (40%), мужчины (35%), представители старшего поколения (31%) и жители мегаполисов (36%) - все те же группы, в которых мы уже отмечали повышенный 'проиракский' настрой. Лишь каждый десятый респондент в случае начала боевых действий будет симпатизировать Америке. 50% опрошенных заявляют, что не будут испытывать симпатий ни к одной из сторон. Такой позиции чаще придерживаются женщины (56%) и молодежь (57%). Здесь вновь будет уместно вспомнить о тех суждениях-'обвинениях', которые мы тестировали в данном опросе. В какой мере согласие или несогласие с этими суждениями повлияло на определение респондентами своей позиции в этом гипотетическом конфликте?


Вопрос: 'Если между США и Ираком начнутся военные действия, то Ваши симпатии будут на стороне США или Ирака, или ни на той, ни на другой стороне?'


Все

Ирак - агрессивное государство

Ирак производит оружие массового уничтожения

Ирак поддерживает международный терроризм

да нет затр. ответить да нет затр. ответить да нет затр. ответить

Доли групп (%)

100 37 37 26 37 19 44 37 21 41

На стороне США

11

22

6

4

20

7

6

20

7

6

Ни на той, ни на другой

50

59

36

57

54

40

51

60

28

53

На стороне Ирака

26

9

51

13

19

48

22

12

60

20

Затр. ответить

13

9

7

26

7

5

21

8

6

20


Здесь мы также видим большую определенность в позициях той группы респондентов, которая не согласна с обвинениями в адрес Ирака. Здесь доля тех, кто открыто заявляет о своих симпатиях к Ираку, в 2 - 2, 5 раза превосходит средний показатель по выборке, и что, наверное, самое главное - она в каждом случае превосходит долю нейтрально настроенных в той же группе.;

Следует отметить также, что возникает 'иерархия' аргументов. Если признание Ирака государством, производящим оружие массового поражения, оказывает очень слабое влияние на позицию респондентов, то среди признающих Ирак агрессивным государством симпатизирующих США более чем вдвое больше, нежели поддерживающих Ирак. Однако более 4% россиян готовы симпатизировать стране, поддерживающей, по их собственному мнению, международный терроризм.

Какой же, по мнению респондентов, должна быть позиция России? Следует ли нашему правительству занять активную позицию и на чьей стороне выступить? Такой вопрос 'Какую позицию должна занять Россия по отношению к конфликту между США и Ираком?' - мы задавали еще четыре года назад, в феврале 1998 г. С тех пор доля тех, кто считал, что России следует поддержать давление на Ирак, сократилась с 13% до 9%, а вот доля призывающих 'однозначно выступить на стороне Ирака даже в случае боевых действий', то есть, по сути, взять на себя союзнические обязательства по отношению к этой стране, - выросла с 2% до 4%. В 1998 г. респонденты наиболее часто выступали за активное стремление к мирному разрешению конфликта (33%). Сегодня такую позицию разделяют 27% опрошенных. А доля граждан, которые считают, что России вообще не следует вмешиваться в этот конфликт, выросла с 19% до 33%. Причины роста популярности позиции невмешательства в международные конфликты уже анализировались нами применительно к войне в Афганистане и конфликту меж-ду Израилем и Палестиной. Это и неприятие обеих воюющих сторон, и отчасти - признание снижения военного потенциала России.


Вопрос: 'Какую позицию должна, по Вашему мнению, занимать Россия по отношению к конфликту между США и Ираком?' (Карточка, один ответ.)

Все

Если между США и Ираком начнутся военные действия, мои симпатии будут...

на стороне США ни на той, ни на другой стороне на стороне Ирака затр. ответить

Доли групп (%)

100 11 50 26 13

Россия должна поддержать все меры давления на Ирак, в том числе и военные действия

2

11

1

1

0

Россия должна поддержать давление на Ирак, но высказываться против военных действий

7

21

5

3

6

Россия вообще не должна вмешиваться в конфликт между США и Ираком

33

36

42

21

21

Россия должна выступать за мирное разрешение конфликта, но не проявлять особой активности по этому вопросу

18

13

21

16

13

Россия должна выступить за мирное разрешение конфликта и активно проводить эту позицию на международной арене

27

12

23

43

25

Россия должна однозначно выступить на стороне Ирака, даже если начнутся военные действия

4

1

1

13

0

Затрудняюсь ответить

10

4

8

3

35


Мы видим, что респонденты, симпатизирующие США, значительно чаще, чем другие, высказываются за активное давление на Ирак, но все же относительное большинство в этой группе склоняется к позиции невмешательства. Сторонники нейтральной позиции чаще всего выступают также за невмешательство в конфликт, а вот сторонники Ирака в большинстве своем считают, что России следует активно добиваться 'мирного разрешения конфликта'. Это лишь с наибольшей ясностью доказывает, что 'мирное разрешение' в данном случае есть не что иное, как осторожная поддержка Ирака.

В заключение хочется отметить, что из приведенных данных явствует: лишь относительно малая доля россиян готова поддержать давление на режим, который многие (в том числе и у нас же) готовы признать агрессивным, опасным для других стран, поддерживающим международных террористов, занимающимся производством оружия массового уничтожения. С другой стороны, существует тоже небольшая, но более четко очерчиваемая группа граждан, занимающих активно проиракскую позицию. Ядро этой группы составляют, очевидно, мужчины старшего возраста, сторонники коммунистов, возможно, проживающие в мегаполисах. Осмелимся высказать предположение, что подобное положение дел возникает не от необъяснимой любви нашего населения к колыбели древнейших цивилизаций Междуречья, а отчасти из-за терпимости к тоталитарным режимам, и главное - вследствие существования 'по ту сторону баррикады' куда более антипатичного субъекта - Соединенных Штатов.

Любое действие США на международной арене воспринимается в России через призму негативного отношения к их претензиям на гегемонию в мире. И оценка любого события или явления в сфере внешней политики в значительной мере зависит от того, способствует оно или нет закреплению и реализации таких неприемлемых - претензий. Поэтому тот факт, что Ирак противостоит, сопротивляется политике США, заставляет определенную долю граждан нашей страны закрывать глаза на многое.



2.Графики

ВЫ БЫ ПРЕДПОЧЛИ, ЧТОБЫ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ИРАКОМ БЫЛИ БОЛЕЕ БЛИЗКИМИ, МЕНЕЕ БЛИЗКИМИ ИЛИ ТАКИМИ ЖЕ, КАК СЕЙЧАС?

ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ИРАК - АГРЕССИВНОЕ ГОСУДАРСТВО, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕЕ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ДРУГИХ СТРАН. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ИРАК - НЕ АГРЕССИВНОЕ ГОСУДАРСТВО И ОПАСНОСТИ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ИРАК РАЗРАБАТЫВАЕТ ОРУЖИЕ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ИРАК НЕ РАЗРАБАТЫВАЕТ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ИРАК ПОДДЕРЖИВАЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТЕРРОРИСТОВ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ИРАК НЕ ПОДДЕРЖИВАЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТЕРРОРИСТОВ. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО США СОБИРАЮТСЯ НАЧАТЬ ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРОТИВ ИРАКА?

КАКУЮ ПОЗИЦИЮ ДОЛЖНА, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЗАНИМАТЬ РОССИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К КОНФЛИКТУ МЕЖДУ США И ИРАКОМ? (Карточка. Один ответ.)

ЕСЛИ МЕЖДУ США И ИРАКОМ НАЧНУТСЯ ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ТО ВАШИ СИМПАТИИ БУДУТ НА СТОРОНЕ США ИЛИ ИРАКА, ИЛИ НИ НА ТОЙ, НИ НА ДРУГОЙ СТОРОНЕ?

КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К РУКОВОДИТЕЛЮ ИРАКА САДДАМУ ХУСЕЙНУ - ХОРОШО, ПЛОХО ИЛИ С БЕЗРАЗЛИЧИЕМ?

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО В БОЛЬШЕЙ МЕРЕ ОТВЕЧАЕТ ИНТЕРЕСАМ РОССИИ: ЧТОБЫ ПРЕЗИДЕНТОМ ИРАКА ОСТАВАЛСЯ С.ХУСЕЙН ИЛИ ЧТОБЫ РУКОВОДСТВО ИРАКА СМЕНИЛОСЬ?

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 14-15 сентября 2002 г. 1500 респондентов.


3.Электронная фокус-группа


Эпизод

Содержание эпизода

Интерес, оценка / сила колебаний

Согласие, оценка / сила колебаний

Доверие, оценка / сила колебаний

Средняя оценка

1141(6)

И. Иванов об иракской проблеме

1,69 / срд

1,52 / срд

1,18 / слн

1,46

1143(8)

Н. Сабри о возвращении международных инспекторов в Ирак

1,81 / срд

0,93 / срд

0,61 / срд

1,12

1144(9)

Н. Сабри о роли России в урегулировании конфликта

1,28 / срд

0,92 / срд

0,34 / срд

0,85

1146(11)

Н. Сабри об ответных действиях Ирака в случае начала военной акции

1,43 / срд

0,66 / срд

0,18 / срд

0,76

1140(5)

РТР о позиции сенатора-демократа в отношении иракской проблемы

0,60 / срд

0,64 / срд

0,59 / срд

0,61

1137(2)

ОРТ о заявлении Г. Шредера в отношении иракской проблемы

0,50 / срд

0,96 / срд

0,28 / срд

0,58

1136(1)

НТВ о телефонных переговорах Дж. Буша

0,84 / срд

0,23 / срд

0,57 / срд

0,55

1145(10)

Н. Сабри о разработке оружия массового уничтожения в Ираке

1,16 / срд

0,31 / срд

-0,26 / срд

0,40

1142(7)

ОРТ о реакции в США на решение провести военную операцию в Ираке

1,14 / срд

-0,02 / срд

-0,06 / слн

0,35

1147(12)

Н. Сабри о возврате долгов России

1,12 / срд

-0,29 / срд

-0,78 / срд

0,02

1138(3)

Дж. Буш об угрозе со стороны Ирака

-0,04 / срд

-0,37 / срд

-0,87 / слн

-0,42

1139(4)

РТР о позиции сенатора-республиканца в отношении иракской проблемы

0,34 / срд

-1,17 / срд

-1,49 / срд

-0,77



Эпизод № 1136
(1-й по порядку демонстрации). НТВ, 'Сегодня', 06.09.02, 22:00. П. Марченко (ведущий): Президент США Джордж Буш обсуждал сегодня по телефону возможность удара по Ираку со своими коллегами - российским президентом Владимиром Путиным и французским президентом Жаком Шираком. В обоих случаях разговор состоялся по инициативе американской стороны, а содержание его было практически одинаковым. И российский, и французский президенты выразили сомнения в обоснованности военной операции на иракской территории - как в международно-правовом, так и в глобально-политическом плане. Жак Ширак при этом добавил, что лишь ООН вправе выносить решение относительно ударов по Багдаду, а Владимир Путин предупредил американского президента о возможных последствиях этого удара: обострении в Персидском заливе и на всем Ближнем Востоке. Эту же позицию оба президента изложили сегодня по телефону и британскому премьеру Тони Блэру.

Эпизод № 1137
(2-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Время', 04.09.02, 21:00. К. Клейменов (ведущий): Резкое заявление канцлера ФРГ. 'Германия не будет участвовать в возможной военной операции против Ирака, пока я нахожусь на посту канцлера', - сказал Герхард Шредер. По его словам, у Германии нет никаких оснований менять свою позицию. Эти слова прозвучали в ответ на призыв британского премьера не оставлять США один на один с этой проблемой.

Эпизод № 1138
(3-й по порядку демонстрации). РТР, 'Вести недели', 08.09.02, 20:00. Дж. Буш (президент США): Саддам Хусейн - это серьезная угроза, постоянная проблема. И потому наша страна должна ее решить. В ближайшее время Администрация США намерена обратиться в Конгресс, чтобы получить одобрение необходимых мер по устранению угрозы. Одновременно мы обсудим эту проблему с нашими друзьями на международной арене.

Эпизод № 1139
(4-й по порядку демонстрации). РТР, 'Вести недели', 08.09.02, 20:00. Е. Пискунов (корреспондент): По словам сенатора-республиканца, удар по Ираку не только позволит Вашингтону свергнуть режим Саддама Хусейна, но и заставить других потенциальных противников США - таких как Сирия, Иран, Ливия - прекратить поддержку антиамериканских и антиизраильских организаций. 'Пусть нас не любят, зато будут уважать силу', - убежден сенатор.

Й. Кайл (сенатор-республиканец):
Победителей не судят, и если мы будем успешны в военных действиях, я абсолютно уверен: лидеры целого ряда мусульманских государств сочтут для себя возможным полностью присоединиться к политическому курсу США.

Эпизод № 1140
(5-й по порядку демонстрации). РТР, 'Вести недели', 08.09.02, 20:00. Е. Пискунов (корреспондент): Супруга сорок второго президента США, американский сенатор от штата Нью-Йорк Хиллари Клинтон фактически собирает сегодня вокруг себя демократическую оппозицию.

Х. Клинтон (сенатор-демократ):
Речь идет не только о военной акции в ответ на некую угрозу. Главное - это последствия и побочные эффекты такого решения. Мы должны быть очень осторожны.

Эпизод № 1141
(6-й по порядку демонстрации). ТВС, 'Новости', 02.09.02, 19:00. И. Иванов (министр иностранных дел России): Мы считаем, решение иракской ситуации может быть только политическим. Мы, разумеется, внимательно анализируем те заявления, которые звучат из Вашингтона о безальтернативности военного решения. Ни одного обоснованного аргумента, который свидетельствовал бы о том, что Ирак представляет угрозу национальной безопасности США, в этих заявлениях мы не нашли. Эти заявления носят политический характер. Мы же исходим из того, я уже об этом сказал, что есть - и большие - возможности для того, чтобы реализовать потенциал политического урегулирования. И возвращение международных наблюдателей в Ирак является одним из важнейших элементов такого политического урегулирования.

Эпизод № 1142
(7-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Ночное время', 02.09.02, 00:00. А. Батурин (ведущий): Вот уже несколько месяцев мир живет в режиме ожидания: ударят ли Соединенные Штаты по Ираку или нет. Впрочем, даже в самих США мнения по этому вопросу разделились. И не только на улицах американских городов или среди экспертов, но и в самой администрации Джорджа Буша.

Р. Чейни (вице-президент США):
Режим Саддама Хусейна представляет смертельную угрозу для всего мира. Опасность бездействия куда выше, чем риск действия.

З. Бжезинский (советник по национальной безопасности США с 1977 по 1981 гг.):
У США есть всего два возможных оправдания для ударов по Ираку. Первое - если Ирак нападет на Америку, или если будет доказано, что Багдад готов применить оружие массового поражения. Но тогда это должны быть очень веские и убедительные доказательства.

С. Вильямсон (житель Нью-Йорка):
Вряд ли американцам понравится смотреть на то, как наши парни будут умирать на улицах Багдада.

Эпизод № 1143
(8-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Ночное время', 02.09.02, 00:00. А. Батурин (ведущий): На вопросы 'Ночного времени' сегодня отвечает министр иностранных дел Ирака Наджи Сабри. Интервью с ним мы записали незадолго до эфира.

Господин министр, в последнее время официальные представители Ирака делали достаточно противоречивые заявления по поводу возвращения инспекторов в Ирак. Итак, Вы можете прояснить ситуацию: готов ли Багдад принять международных инспекторов?

Н. Сабри (министр иностранных дел Ирака):
Позиция Ирака заключается в том, что необходимо соблюдать резолюции Совета Безопасности ООН. Причем соблюдать их полностью. Ирак на этом настаивает. И для нас важно исполнение всего пакета соглашений по всеобъемлющему урегулированию конфликта в Персидском заливе. Это должно быть связано не только с возвращением инспекторов в страну. Но этот пакет соглашений должен предусматривать и другие меры. Прежде всего, речь идет об отмене санкций, которые привели к обнищанию большинства населения страны. Важно уважение национальной безопасности государства, обеспечение его суверенитета, территориальной независимости и целостности. А также право того, что Ирак и власти Ирака смогут сами, самостоятельно принимать решения для своей страны. Конечно же, нас не может не беспокоить и постоянная угроза, которая исходит от американской и британской авиации, чьи налеты уже уничтожили большую часть инфраструктуры Ирака. И, конечно же, при соблюдении таких условий, решений, предусмотренных резолюциями Совета Безопасности, возвращение в страну инспекторов Организации Объединенных Наций будет возможным.

Эпизод № 1144
(9-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Ночное время', 02.09.02, 00:00. А. Батурин (ведущий): Рассчитывает ли руководство Ирака, что контакты с Москвой могут сдержать США от проведения силовой операции против Ирака?

Н. Сабри (министр иностранных дел Ирака):
Планы США по вооруженному разрешению конфликта не находят поддержки во всем мире. И все больше и больше стран считают, что такие злые намерения США не приведут ни к чему хорошему. Тенденция изменяется. Российская позиция всегда заключалась в призыве к миру. Россия всегда выступала за политический способ урегулирования конфликта. И в этом плане, мы уверены, такая позиция поддерживается большинством, по крайней мере, большим количеством стран и людей во всем мире.

Эпизод № 1145
(10-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Ночное время', 02.09.02, 00:00. А. Батурин (ведущий): Вашингтон обвиняет Багдад в том, что Ирак тайно создает оружие массового поражения и средства их доставки. Как бы Вы прокомментировали эти обвинения?

Н. Сабри (министр иностранных дел Ирака):
Это ложь. У США нет ровным счетом никаких доказательств того, о чем они говорят. Мы считаем, что такие утверждения - повод к осуществлению их коварного плана. Такие утверждения легко объяснимы. США руководствуюется желанием доминировать в мире. Тем более, в районе конфликта. Ведь этот район очень богат нефтью. А нефть - это ключ к богатству и процветанию. Это путь к экономической независимости. И это хорошо понимают в странах Европы и иных индустриально развитых странах.



Эпизод № 1146
(11-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Ночное время', 02.09.02, 00:00. А. Батурин (ведущий): В случае начала силовой акции США против Ирака какие ответные военные действия предпримет Багдад? Будут ли, например, наноситься удары по Израилю?

Н. Сабри (министр иностранных дел Ирака):
У Ирака нет ракет дальнего радиуса действия. Все имевшиеся ракеты такого класса были уничтожены еще в 91 году в ходе войны в Персидском заливе. В случае начала силовой акции против Ирака наш народ будет прежде всего защищать свою страну. Люди будут бороться на территории своей страны за собственных детей, за собственность, за свободу. Они будут противостоять всем действиям захватчиков, посягнувших на территорию суверенного государства.

Эпизод № 1147
(12-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Ночное время', 02.09.02, 00:00. А. Батурин (ведущий): Господин Сабри, рассматривает ли Багдад проблему возврата иракских долгов России? И почему эти долги до сих пор не возвращаются?

Н. Сабри (министр иностранных дел Ирака):
При сложившихся обстоятельствах Ирак не может рассматривать эту проблему. Как Вы знаете, на Ирак наложены экономические санкции, и страна просто не может функционировать в нормальном режиме. Доходы от продажи нефти контролируются Организацией Объединенных Наций. Часть получаемой от экспорта нефти прибыли мы тратим на закупку различных товаров. Мы не имеем права направлять эту прибыль на уплату внешнего долга другим странам, в том числе и России. Нам это не позволено.

Дж. Буш (президент США):
Саддам Хусейн - это серьезная угроза, постоянная проблема. И потому наша страна должна ее решить. В ближайшее время Администрация США намерена обратиться в Конгресс, чтобы получить одобрение необходимых мер по устранению угрозы. Одновременно мы обсудим эту проблему с нашими друзьями на международной арене.

Е. Пискунов (корреспондент):
По словам сенатора-республиканца, удар по Ираку не только позволит Вашингтону свергнуть режим Саддама Хусейна, но и заставить других потенциальных противников США - таких как Сирия, Иран, Ливия - прекратить поддержку антиамериканских и антиизраильских организаций. 'Пусть нас не любят, зато будут уважать силу', - убежден сенатор.

Й. Кайл (сенатор-республиканец):
Победителей не судят, и если мы будем успешны в военных действиях, я абсолютно уверен: лидеры целого ряда мусульманских государств сочтут для себя возможным полностью присоединиться к политическому курсу США.

И. Иванов (министр иностранных дел России):
Мы считаем, решение иракской ситуации может быть только политическим. Мы, разумеется, внимательно анализируем те заявления, которые звучат из Вашингтона о безальтернативности военного решения. Ни одного обоснованного аргумента, который свидетельствовал бы о том, что Ирак представляет угрозу национальной безопасности США, в этих заявлениях мы не нашли. Эти заявления носят политический характер. Мы же исходим из того, я уже об этом сказал, что есть - и большие - возможности для того, чтобы реализовать потенциал политического урегулирования. И возвращение международных наблюдателей в Ирак является одним из важнейших элементов такого политического урегулирования.

А. Батурин (ведущий):
Вот уже несколько месяцев мир живет в режиме ожидания: ударят ли Соединенные Штаты по Ираку или нет. Впрочем, даже в самих США мнения по этому вопросу разделились. И не только на улицах американских городов или среди экспертов, но и в самой администрации Джорджа Буша.

Р. Чейни (вице-президент США):
Режим Саддама Хусейна представляет смертельную угрозу для всего мира. Опасность бездействия куда выше, чем риск действия.

З. Бжезинский (советник по национальной безопасности США с 1977 по 1981 гг.):
У США есть всего два возможных оправдания для ударов по Ираку. Первое - если Ирак нападет на Америку, или если будет доказано, что Багдад готов применить оружие массового поражения. Но тогда это должны быть очень веские и убедительные доказательства.

С. Вильямсон (житель Нью-Йорка):
Вряд ли американцам понравится смотреть на то, как наши парни будут умирать на улицах Багдада.

А. Батурин (ведущий):
Господин Сабри, рассматривает ли Багдад проблему возврата иракских долгов России? И почему эти долги до сих пор не возвращаются?

Н. Сабри (министр иностранных дел Ирака):
При сложившихся обстоятельствах Ирак не может рассматривать эту проблему. Как Вы знаете, на Ирак наложены экономические санкции. И страна просто не может функционировать в нормальном режиме. Доходы от продажи нефти контролируются Организацией Объединенных Наций. Часть получаемой от экспорта нефти прибыли мы тратим на закупку различных товаров. Мы не имеем права направлять эту прибыль на уплату внешнего долга другим странам, в том числе и России. Нам это не позволено.

Комментарий


В ходе данной ЭФГ вниманию участников тестирования предлагались эпизоды, связанные с намерением администрации Дж. Буша начать военную операцию против Ирака. Нельзя сказать, что эта тема вызвала особый интерес у респондентов. И хотя они считают действия американского президента необоснованными, проблема возможного удара США по Ираку явно не актуальна для участников тестирования. Лидером рейтинга стал эпизод № 1141 - выступление министра иностранных дел России И. Иванова.

Участники дискуссии демонстрировали безоговорочно позитивное отношение к И. Иванову. Любопытно, что одна из участниц фокус-группы даже не вслушивалась в текст, произносимый им - настолько очевидной и безусловной кажется ей справедливость любых высказываний министра.

Эпизод № 1141
(6-й по порядку демонстрации). ТВС, 'Новости'.
  • 'Откровенно говоря, я забыла, что он говорил, я просто слушала и смотрела на него. Я ему симпатизирую, он плохого не скажет, вот и все'.


  • 'Иванов просто всегда хорошее впечатление производит, вызывает положительные эмоции'.


  • 'Он может высказывать не только свою позицию, а позицию нашего правительства. Особенно когда она совпадает с нашей позицией, это было приятно и интересно'.
Реакция на выступление Дж. Буша у участников тестирования была негативной. Респондентов раздражает 'уверенность американцев в собственном превосходстве'; им неприятно, что 'США чувствуют себя главными'. Для участников дискуссии неприемлемо решение иракского вопроса силовыми методами.

Эпизод № 1138
(3-й по порядку демонстрации). РТР, 'Вести недели'.
  • 'Вы знаете, я вообще Америку не признаю никак, нет. Не потому что я дикая, вот моя страна - а Америка - это... Потому что я не люблю, вообще, и в людях это качество, в частности, во всех этих Бушах: вот я, вот мы, мы лучше всех. И вот этим задавили весь мир. Начали они с Кубы, допустим. Я не совсем знаю всю эту историю. Ну, допустим, с Кубы, и дошли уже до Югославии. Это вообще через океан, это вообще к ним никакого отношения не имеет. Какое их дело было в Югославии?'


  • 'В новостях было сказано: Ирак не пускает инспекторов не потому, что боится, или производит <оружие>, ...а потому, что среди инспекторов очень много шпионов. Вот и все. Поэтому не пускают. Каков вопрос, таков ответ'.


  • 'Что бомбить надо - как с этим можно согласиться?! Волки'.
Участники дискуссии были откровенно возмущены заявлением американского сенатора, прозвучавшем в данном эпизоде. Высказывание Й. Кайла респонденты считают 'ужасным' - им кажется абсолютно циничным 'расчет американцев на страх, а не на уважение к ним со стороны остального мира'.

Эпизод № 1139
(4-й по порядку демонстрации). РТР, 'Вести недели'.
  • 'Волки, волчья стая, вот они, да. Нас не любят, но боятся. Не надо нас любить, нас надо бояться. Это же ужасно'.


  • 'Он вызывает удивление, не только возмущение. Я, например, удивляюсь: здравые люди, и сейчас, в наше время, они могут этими принципами руководствоваться и строить свои отношения. Это поразительно! И это же совершенно очевидно, что они уже обрекают себя на поражение, на такое поражение, после которого вряд ли Америка, вообще говоря, останется прежней державой с валовым продуктом. Валовой продукт неинтересен'.
Реакция участников тестирования на этот эпизод была неровной: слова З. Бжезинского вызывали согласие, слова Р. Чейни - раздражение. Однако хотелось бы обратить внимание на эмоции, спровоцированные репликами ведущего телевизионной программы 'Ночное время' А. Батурина. Участники дискуссии считают, что А. Батурин 'провоцировал' аудиторию, говоря что 'мир живет в ожидании, что начнется война, начнут бомбить Ирак'. Респонденты не хотят этого слышать, они пытаются не слышать ведущего, инстинктивно защищаясь от комментариев журналистов, придавая значение лишь словам экспертов, специалистов.

Эпизод № 1142
(7-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Ночное время'.
  • 'У меня отрицательные эмоции вызвал журналист, который начал свою информацию со слов: вот уже сколько-то недель мир живет в ожидании, что начнется война, начнут бомбить Ирак. В его интонации, в этих словах... Это провокационный выпад. Никто ничего не ждет. Да пропади он пропадом, он мне вообще никто, они мне не нужны, и никакой мир этого не ждет. Да, Ирак, у него проблемы, у Америки проблемы, и пусть они их решают, а журналистские выпады - это просто психологически на зрителя действуют ужасно. Отрицательно резкое, вообще, восприятие вот этого выпада'.


  • 'Я сейчас только обратил внимание не столько на эпизод, на это все - я обратил внимание на себя, благодаря вам. То, что я не слушаю комментаторов и дикторов, когда слушаю телевизор, что я их, оказывается, не слушаю. Я его прослушал - настолько они нас приучили, меня приучили, и за мной стоит какая-то категория: не слушать их трепотню. Вот Бжезинский говорит - это понятно. Чейни - вот парень, похоже, где-то немножко подвоевал, а диктор вот начинает мне трепать - и мне трепят уже несколько лет языком, и я приучен его не слушать, совсем. Вроде бы слушаю - а на самом деле не слушаю. Вот получается, что за мной стоит та категория, которая защитилась от этих корреспондентов тем, что мы их не слушаем. Так же как с пивом'.
Электронные фокус-группы в Москве. 44 респондента. 12 сентября 2002 г.


4.Опрос экспертов

ВОПРОС: ВЫ БЫ ПРЕДПОЧЛИ, ЧТОБЫ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ИРАКОМ БЫЛИ БОЛЕЕ БЛИЗКИМИ, МЕНЕЕ БЛИЗКИМИ ИЛИ ТАКИМИ ЖЕ, КАК СЕЙЧАС?

ВОПРОС: ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ИРАК - АГРЕССИВНОЕ ГОСУДАРСТВО, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕЕ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ДРУГИХ СТРАН. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ИРАК - НЕ АГРЕССИВНОЕ ГОСУДАРСТВО И ОПАСНОСТИ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

ВОПРОС: ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ИРАК РАЗРАБАТЫВАЕТ ОРУЖИЕ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ИРАК НЕ РАЗРАБАТЫВАЕТ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

ВОПРОС: ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ИРАК ПОДДЕРЖИВАЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТЕРРОРИСТОВ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ИРАК НЕ ПОДДЕРЖИВАЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТЕРРОРИСТОВ. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

ВОПРОС: ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО США СОБИРАЮТСЯ НАЧАТЬ ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРОТИВ ИРАКА?

ВОПРОС: ЕСЛИ МЕЖДУ США И ИРАКОМ НАЧНУТСЯ ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ТО ВАШИ СИМПАТИИ БУДУТ НА СТОРОНЕ США ИЛИ ИРАКА, ИЛИ НИ НА ТОЙ, НИ НА ДРУГОЙ СТОРОНЕ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН ОТВЕТИТ, ЧТО ЕСЛИ МЕЖДУ США И ИРАКОМ НАЧНУТСЯ ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ТО ИХ СИМПАТИИ БУДУТ НА СТОРОНЕ США? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: А КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН ОТВЕТИТ, ЧТО ЕСЛИ МЕЖДУ США И ИРАКОМ НАЧНУТСЯ ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ТО ИХ СИМПАТИИ БУДУТ НА СТОРОНЕ ИРАКА? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К РУКОВОДИТЕЛЮ ИРАКА САДДАМУ ХУСЕЙНУ - ХОРОШО, ПЛОХО ИЛИ БЕЗРАЗЛИЧНО?

ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО В БОЛЬШЕЙ МЕРЕ ОТВЕЧАЕТ ИНТЕРЕСАМ РОССИИ: ЧТОБЫ ПРЕЗИДЕНТОМ ИРАКА ОСТАВАЛСЯ САДДАМ ХУСЕЙН ИЛИ ЧТОБЫ РУКОВОДСТВО ИРАКА СМЕНИЛОСЬ?

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 10-12 сентября 2002 г. 130 экспертов.


5.Приложение.Таблицы

ВЫ БЫ ПРЕДПОЧЛИ, ЧТОБЫ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ИРАКОМ БЫЛИ БОЛЕЕ БЛИЗКИМИ, МЕНЕЕ БЛИЗКИМИ ИЛИ ТАКИМИ ЖЕ, КАК СЕЙЧАС?

Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005112302939485232293921333313263432111741252511142361651004555323037
более близкими 2928393230283822272734313127282931303728302629271933273532303723283129
такими же, как сейчас 3135233033303230313329233234352930343026333134233928382735373737323445
менее близкими 15169171413131619151112171414171313122111181420141417151013131322116
затрудняюсь ответить2521282022291632232526332025222426232124272422312726182322201326172420


ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ИРАК - АГРЕССИВНОЕ ГОСУДАРСТВО, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕЕ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ДРУГИХ СТРАН. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ИРАК - НЕ АГРЕССИВНОЕ ГОСУДАРСТВО И ОПАСНОСТИ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005112302939485232293921333313263432111741252511142361651004555323037
первая 3742244237343737483926243842433734402844373735394030364155362842463924
вторая 3735493836374827304040363736423737374931373539273646383030425829394244
затрудняюсь ответить2623272027291536222133402522162629232425262826342424262915231429151832


ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ИРАК РАЗРАБАТЫВАЕТ ОРУЖИЕ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ИРАК НЕ РАЗРАБАТЫВАЕТ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005112302939485232293921333313263432111741252511142361651004555323037
первая 3738264037364133434228213944413837373543343740333232394051414043494532
вторая 1920242218182316201919162218221916222617182117192124211715192414201818
затрудняюсь ответить4442503845463651373853633939364347403940484244484743394334403643313650


ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ИРАК ПОДДЕРЖИВАЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТЕРРОРИСТОВ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ИРАК НЕ ПОДДЕРЖИВАЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТЕРРОРИСТОВ. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005112302939485232293921333313263432111741252511142361651004555323037
первая 3739244336343737434228273840413733423444363439363131503947433947514734
вторая 2121282120222816192124192420241922222919221924232324141715223213241724
затрудняюсь ответить4139483644443548383748543839344545363737434637404645364338352940263642


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О ТОМ, ЧТО США СОБИРАЮТСЯ НАЧАТЬ ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРОТИВ ИРАКА?

Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005112302939485232293921333313263432111741252511142361651004555323037
знаю 4647495049415538424847334449633850495350414359384742254443687562617171
что-то слышал(-а) 3536303333383337353635423336263734353032393530303839453243232026252222
слышу сейчас впервые141418121417101818131217181262112101015151711179152718874101264
затрудняюсь ответить533645375368535446825611554266102202


КАКУЮ ПОЗИЦИЮ ДОЛЖНА, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЗАНИМАТЬ РОССИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К КОНФЛИКТУ МЕЖДУ США И ИРАКОМ? (Карточка. Один ответ.)

Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005112302939485232293921333313263432111741252511142361651004555323037
Россия вообще не должна вмешиваться в конфликт между США и Ираком3335303533333037382932323634263634323832323626314035383932262129312621
Россия должна выступить за мирное разрешение конфликта и активно проводить эту позицию на международной арене 2729242728263123252927172430422727271934272436212625222231394138313948
Россия должна выступать за мирное разрешение конфликта, но не проявлять особой активности по этому вопросу 1818201620181719161918201816191520172117171716161820161821171518171815
Россия должна поддержать давление на Ирак, но высказываться против военных действий 773975767844786767557862599771011101498
Россия должна однозначно выступить на стороне Ирака, даже если начнутся военные действия 411242553254344424592424852433471334
Россия должна поддержать все меры давления на Ирак, в том числе и военные действия 22022231231123121213223102122221231
затрудняюсь ответить1071078127129613229621199871012921771195333224


ЕСЛИ МЕЖДУ США И ИРАКОМ НАЧНУТСЯ ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ТО ВАШИ СИМПАТИИ БУДУТ НА СТОРОНЕ США ИЛИ ИРАКА, ИЛИ НИ НА ТОЙ, НИ НА ДРУГОЙ СТОРОНЕ?

Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005112302939485232293921333313263432111741252511142361651004555323037
на стороне США 11117141110131015119713147139121018101012148101213111081216115
ни на той, ни на другой 5053374752514257565443485151495550484649505344365451595759513762565046
на стороне Ирака 2623402726253518182731222626331927293622272133312426221718324919243140
затрудняюсь ответить1312151212131015119172311101014131181213171020141471311767389


КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К РУКОВОДИТЕЛЮ ИРАКА САДДАМУ ХУСЕЙНУ - ХОРОШО, ПЛОХО ИЛИ С БЕЗРАЗЛИЧИЕМ?

Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005112302939485232293921333313263432111741252511142361651004555323037
хорошо 1310201513121981016141314131213111522101510151814111112141015661311
с безразличием 5761525558585459625951545659586057554857576160455859545459575657645154
плохо161711171515151616151691617201215181719131516171512251615211923242317
затрудняюсь ответить141217121415111712101924141091517131214151492013179181212101461317


КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО В БОЛЬШЕЙ МЕРЕ ОТВЕЧАЕТ ИНТЕРЕСАМ РОССИИ: ЧТОБЫ ПРЕЗИДЕНТОМ ИРАКА ОСТАВАЛСЯ С.ХУСЕЙН ИЛИ ЧТОБЫ РУКОВОДСТВО ИРАКА СМЕНИЛОСЬ?

Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005112302939485232293921333313263432111741252511142361651004555323037
чтобы оставался С.Хусейн 2220322421223015202522192422251824242916242128291820162019253517222230
чтобы руководство сменилось 2427192629192423282520142426332322271831222326202029301920262825322919
затрудняюсь ответить5452495050604661525058685152425955495354545647526251546261483758464950


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 14-15 сентября 2002. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.





База данных ФОМ > Алфавитный перечень категорий > 0-9 > Все Доминанты за 2002 год > Выпуск 37 от 19 сентября 2002 г. > ТЕМАТИКА > Ситуация вокруг Ирака