|
Учеба в средней школе является, как известно, одним из важнейших этапов социализации. Человек поступает туда совсем еще ребенком, а спустя десять лет выходит уже во многом сформировавшейся личностью. Именно на школьные годы во многом приходится становление мировоззрения, основных представлений о жизни. Поэтому ретроспективный взгляд, брошенный каждым из респондентов в свое школьное прошлое, представляется весьма интересным объектом анализа.
Согласно данным опроса, подавляющее большинство россиян (78%) окончили среднюю общеобразовательную школу. В группе респондентов 18 – 35 лет этот показатель составил 90%, а среди людей среднего возраста (36 – 50 лет) – 89%. Можно выделить две категории опрошенных, среди которых оказалось наибольшее количество не получивших такого базового образования: это респонденты старше 50 лет (43% – по сравнению с 22% в целом по выборке), а также жители села (32%).
|
Все |
Возраст |
Тип места жительства |
18-35 лет |
36-50 лет |
старше 50 лет |
мегаполисы |
село |
Вопрос: 'Скажите, пожалуйста, Вы окончили или не окончили среднюю школу?' |
Окончил (-а) |
78 |
90 |
89 |
57 |
91 |
68 |
Не окончил (-а) |
22 |
10 |
10 |
43 |
9 |
32 |
Затр. ответить |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
|
Девять из десяти респондентов, окончивших среднюю школу, при ответе на вопрос о том, каких воспоминаний об учебе в школе у них осталось больше – хороших или плохих, – признались, что вспоминают больше хорошего (71% по выборке в целом). Лишь 3% опрошенных сказали, что они помнят в основном плохое (3% затруднились с ответом).
- '
Участник ДФГ: Воспоминания детства – они всегда приятные.
Модератор: Но ведь разные же бывают.
Участник ДФГ: На протяжении 10 лет учебы, естественно, были разные моменты – и приятные, и неприятные. Но общее впечатление – положительное' (ДФГ, Москва).
- 'Как и у большинства говорящих, теплые воспоминания о школе, теплые. Есть, что вспомнить: коллектив, учителей, товарищей, отношения. Отрицательного ничего нет'
(ДФГ, Самара).
- 'Положительные, в общем, впечатления. По истечении стольких лет – положительные'
(ДФГ, Самара).
Интересно отметить, что уровень позитивного восприятия своей школьной поры в некоторой степени коррелирует с уровнем успеваемости.
|
Все |
Осталось воспоминаний об учебе в средней школе |
больше хороших |
больше плохих |
затр. ответить |
Вопрос: 'Скажите, пожалуйста, какие оценки Вы получали чаще всего во время обучения в средней школе?' |
Пятерки |
3 |
4 |
7 |
0 |
Пятерки, четверки |
18 |
24 |
15 |
10 |
Четверки |
19 |
25 |
17 |
25 |
Четверки, тройки |
28 |
36 |
36 |
33 |
Тройки |
7 |
9 |
22 |
15 |
Тройки, двойки |
1 |
1 |
1 |
2 |
Двойки |
0 |
0 |
0 |
0 |
Затр. ответить |
1 |
1 |
3 |
13 |
|
Так, среди тех, у кого остались хорошие воспоминания о школе, больше отличников и твердых 'хорошистов' (в анкете варианты ответов '5', '5,4' и '4'), чем среди немногочисленных респондентов, сохранивших в памяти преимущественно негативные впечатления (53% и 39%). В то же время доля учившихся весьма посредственно или совсем плохо (в анкете ответы '3', '3,2', '2') среди первых значительно меньше, нежели среди вторых (10% и 23%).
Довольно неожиданным представляется тот факт, что практически не наблюдается разницы в отношении к школьной поре между респондентами из разных возрастных групп. Можно было бы предположить, что у представителей старшего и среднего поколений, закончивших школу уже довольно давно, склонность к идеализации того периода будет выражена сильнее, чем у молодежи. Однако анализ данных массового опроса показывает, что такой корреляции нет. Абсолютное большинство в каждой возрастной группе трепетно относится к школьному периоду своей жизни, все незначительные колебания в его оценке находятся в рамках статистической погрешности:
|
Все |
Окончили учебу в средней школе |
1924-1960 |
1961-1970 |
1971-1980 |
1981-1990 |
1991-2002 |
Вопрос: 'У Вас осталось больше хороших или больше плохих воспоминаний о Вашей учебе в средней школе?' |
Больше хороших |
71 |
91 |
93 |
93 |
92 |
90 |
Больше плохих |
3 |
3 |
2 |
4 |
5 |
6 |
Затр. ответить |
3 |
6 |
5 |
3 |
3 |
3 |
|
В ходе обсуждения данной темы на фокус-группах подобная трепетность при воспоминаниях о школе явно доминировала. Достаточно очевидно, что тональность этих воспоминаний во многом определялась ностальгией по ушедшей молодости – ностальгией, наступающей. Именно о молодых, беззаботных годах говорили и 8% участников массового опроса, отвечая на вопрос о том, какие именно хорошие воспоминания о школе у них остались.
- 'Молодые были'; 'ну, если пора такая: все еще свежие, совсем молоденькие – вот это, наверное, самое главное, жизнь только начинается'; 'беззаботное, счастливое детство'; 'беззаботная жизнь: все ясно, понятно'
(открытый вопрос, 8% ответов).
Участники дискуссий – люди в основном немолодые – не без некоторого сожаления говорили о том, что в их время отношение к ученикам было совершенно иным, чем сегодня. Они вспоминают, что учителя все время стремились как-то занять детей, развлечь их, уберечь от 'влияния улицы'. Люди с ностальгией вспоминают секции и кружки; походы всем классом в театр, кино; совместный сбор макулатуры и металлолома.
- 'Все нормально было. И учеба, и гулянье, и прогуливание уроков, и походы. Тогда, во всяком случае, были кружки – можно было куда-то приткнуться. Я и сейчас с удовольствием вспоминаю руководителя: начиная с 8 класса и учась уже в институте, я ходил на кружок. Было очень много классного. Насыщенно все было'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Мои учебные годы пришлись на 1963 – 73 годы. Тогда была прекрасная школьная пора. Сейчас школьники этой поры не видят. Кружки различные, даже тот же металлолом мы собирали с удовольствием. В нас были заинтересованы взрослые, чтобы поднять наше поколение. Чтобы действительно дети росли, не гуляли по улицам где-то, не сидели по подъездам, не пили алкоголь'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'У меня тоже очень хорошие впечатления о своих школьных годах: и кружки, и чем-то мы были заняты. В школе была совершенно удивительная атмосфера...'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Раньше, кроме школьной программы, были какие-то удовольствия. Дети занимались спортом, участвовали в каких-то кружках'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Проводили всякие мероприятия'; 'много общественных мероприятий'
(открытый вопрос, 4% ответов).
- 'Внеклассные мероприятия, литературные и исторические вечера'; 'концерты, экскурсии'; 'посещали музеи, концерты, библиотеки'
(открытый вопрос, 2% ответов).
- 'Спортивные соревнования'; 'спортивные секции'; 'занимались спортом'
(открытый вопрос, 2% ответов).
- 'Много кружков по интересам'
(открытый вопрос, 2% ответов).
Значительная часть опрошенных – 27% – отвечая на вопрос, упоминают об отношениях с бывшими одноклассниками.
- 'Взаимоотношения с одноклассниками'; 'одноклассники – дружный класс'; 'дружба одноклассников'; 'друзья, сплоченный класс'
(открытый вопрос, 27% ответов).
Треть респондентов (31%) с теплом вспоминают своих учителей. При этом 28% отмечают их высокий профессионализм.
- 'Профессионализм учителей'; 'был молодой и энергичный педагогический коллектив'; 'сильный педсостав, который любил свою работу'; 'очень хорошие учителя'; 'учителя умные, образованные'; 'хорошие педагоги'
(открытый вопрос, 28% ответов).
Вполне логично, что, по мнению опрошенных, качество полученного ими образования – выше того, которое дается сегодня. Причем, анализируя высказывания респондентов, можно сказать, что качественными им представляются прежде всего те знания, которые отвечают критерию устойчивости и систематичности.
- 'Это были железные основы. Вот сейчас, честно говоря, фундамент не закладывают к тому, чтоб человек мыслил. Абсолютно нет. Всё-таки старое образование – оно, действительно, формировало человека, учило раскладывать в мозгу все по полочкам. То есть не прыгать слишком высоко вверх. Это зацементированный фундамент – он уже не разрушится никогда. А сейчас он может рухнуть мгновенно у ученика'
(ДФГ, Самара).
- 'Я тоже могу пример такой привести – по поводу того, что знания давались крепкие. Вот у меня дочь начала учить немецкий язык. Я мою посуду, а она сзади сидит и читает мне. Читает, конечно, ужасно. Я уже в уме ей перевожу текст. Хотя я, как говорится, уже далеко отошла от этого немецкого – от того, что мне давали в школе. Но ее 5-ый, 6-ой, 7-ой классы – тексты в лёгкую переводила. Какое-то слово, допустим, могу в словаре посмотреть. Но дочь прямо удивлялась мне просто-напросто. Хорошие знания давались, действительно хорошие'
(ДФГ, Самара).
- 'Я тоже была хорошистка, могла учиться лучше, но лень было. Я сейчас это уже оцениваю, что могла: ну, 'четыре' и 'четыре' – никто не трогает. Но смотрю по оценкам детей – знания моей четверки с их далеко не сравнятся... Мои знания намного крепче, чем те, за которые ставят им пятерки сейчас. То есть знания были тогда'
(ДФГ, Самара).
- 'Качество знаний было хорошее'; 'давали хорошие, прочные знания'; 'знания давали фундаментальные'; 'цельные и полные знания'
(открытый вопрос, 7% ответов).
Многие участники фокус-групп и массового опроса (5%) говорят, что в их школьные годы между учениками и учителями были теплые и участливые отношения.
- 'А то, что осталось хорошим светлым пятном, – это человеколюбие. Учителя относились к детям с любовью, дети относились к учителям с любовью. Это всё наслаивалось – и получилось хорошее. То есть ты знал, что тебя, в общем-то, в обиду в школе никто по-серьезному не даст. Просто не позволят: и обстановка не позволит, и педагог не позволит'
(ДФГ, Самара).
- 'Добрые учителя, хорошо к нам относились'; 'много внимания было ученикам уделено, понимали нас, теплее были отношения с учителями'
(открытый вопрос, 5% ответов).
Необходимо отметить, что разговор о школьном прошлом, как правило, вызывает у респондентов стремление сравнивать его с современной ситуацией, знакомой им по опыту своих детей и внуков. В целом, эта дихотомия в массовом сознании выглядит однозначно: хорошая школа 'нашей' эпохи (даже если оценку дает тридцатилетний респондент) – и плохая современная школа, школа наших детей и внуков.
Причем, респонденты не проводят четкую демаркационную линию (временную) между 'нашей' школой и 'их' школой. Если говорят представители старшего или среднего поколения, то для них школа современных 20 – 25-летних людей – это, несомненно, уже 'другая', новая российская школа. Однако восприятие самими молодыми людьми своих школьных лет мало чем отличается от картины, нарисованной их родителями.
Следует иметь в виду, что к ученику и его родителям школа неизбежно поворачивается разными гранями, что существуют ролевые различия, во многом определяющие расхождения между образами школы, складывающимися у 'отцов' – с одной стороны и у 'детей' – с другой. Сегодняшние ученики могут видеть ситуацию в ином свете – и сохранить в будущем самые теплые воспоминания о школьных годах, а родители самих участников фокус-групп, в то время когда последние учились в школе, скорее всего оценивали ситуацию в ней совсем не так, как их дети.
Как бы то ни было, отношение к современной средней школе у многих участников фокус-групп – весьма негативное. Они полагают, что переломным моментом были реформы 90-х годов, полностью изменившие жизнь страны и, естественно, отразившиеся на всех сферах ее жизни. Школа не стала исключением. Она потеряла ту духовность, которая присутствовала в отношениях между учителем и учеником, утверждают респонденты, и заменила эти отношения на рыночные.
- 'Сейчас все платно. Вот моя дочь отучилась 9 классов – ей вспомнить нечего. Только все время требуют деньги: 'Мама, вот на то деньги надо, на это деньги надо'. У нас раньше этого не было совершенно. Так что я свои школьные годы очень прекрасно вспоминаю, с любовью. А это поколение этого не знают и не видели. У нас была сплоченность, дружно мы все куда-то ходили, – в кино ходили классом. А сейчас дети никому не нужны. Все мероприятия платные, а денег нет'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Я считаю, что в это время между учениками нет доброты, простоты, хорошего отношения. Сейчас превалирует: этот богатый – этот бедный'
(ДФГ, Москва).
Респонденты сетуют на жестокий меркантилизм в школьных отношениях. Они говорят, что сегодня большинство преподавателей уже не будет предлагать безвозмездную помощь отстающему ребенку, а порекомендуют его родителям нанять репетитора.
- 'Я хочу сказать, что учителя раньше были заинтересованы в том, чтобы ученик научился. Если он отстает по математике, учитель с ним останется, объяснит. Сейчас учителя совершенно игнорируют это. Хочешь учиться – учись, не можешь – нанимай репетитора. То есть все сегодня делают деньги'
(ДФГ, Новосибирск).
- '
1-й участник: Раньше считалось, что если плохо успевают, значит, ты плохо преподаешь. Это было в то время позор. А сейчас урок провел – и нормально все.
2-ая участница: Раньше учителя были заинтересованы, и с них спрашивали. Сейчас учителей не спрашивают. И с них не хотят спрашивать только по одной причине: потому что им не платят денег. С них просто не могут спросить' (ДФГ, Новосибирск).
- 'Я, например, вспоминаю: раньше учителя как-то старались, ...добросовестно относились. Дополнительные занятия вели безо всяких проблем – не то что сейчас: деньги плати. Старались как-то душу вложить'
(ДФГ, Самара).
Один из участников самарского обсуждения высказался в том смысле, что раньше в школах работали настоящие педагоги, люди, которым дар учить других дан от Бога, а сегодня – просто преподаватели. У многих из них отсутствует внутреннее стремление научить чему-то другого, воспитать его, а стремятся они лишь формально исполнить учебный план, поскольку от этого зависит их зарплата.
- 'Сейчас не стало педагогов – стали преподаватели. То есть отношение к детям абсолютно черствое, холодное. Ей не важно, допустим, как он думает, что он думает, как он выражается. Ей главное – отбыть часы. И ее, преподавателя, тоже понять можно. Ей платят за количество проведенных часов в школе, а не за качество образования. То, что у нее много двоечников, – за это она не отвечает уже. То, что, допустим, моральный облик ученика упал до нуля, ее тоже уже абсолютно не волнует. Педагогика должна вернуться в школу. Педагогика, воспитание, а не преподавание. Вот где несостыковка современного образования'
(ДФГ, Самара).
Однако несмотря на такие далеко не лестные высказывания в адрес современных школьных учителей, некоторые респонденты находят им оправдание. Всем известно, что сегодня профессия преподавателя является одной из самых низкооплачиваемых. Выход, предлагаемый респондентами, до боли знаком и прост: повышение зарплаты тем, кто трудится на этой нелегкой ниве. Однако нельзя не заметить парадоксальность ситуации: проблему отсутствия духовности в отношениях между современными учителями и учениками респонденты предлагают решать при помощи денег:
- '
Модератор: В чем разница между современной школой и той, в которой Вы учились?
1-й участник: В первую очередь – духовность. Сейчас меркантильность сплошная. Сейчас учат только там, где спецшколы, где деньги большие. В государственных школах – все по барабану.
2-й участник: Мне кажется, все это будет, просто-напросто надо учителям хорошо платить. Будет другое отношение' (ДФГ, Москва).
Но при этом звучат и иные заявления: никакая финансовая ситуация не должна влиять на качество школьного преподавания. Учитель, по мнению этих опрошенных – это совершенно особая профессия, требующая уникальных человеческих качеств.
- '
1-й участник: Все равно, учитель должен быть душой заинтересован в работе. Платят тебе деньги или не платят, но ты пошел учить детей. Его дело – быть там с душой. А у нас половину учителей можно просто сразу взять и выпроводить.
2-й участник: Учитель – это не такая работа.
3-я участница: Ты должен любить детей и преподать им то, что ты знаешь. Ты для этого учился, для этого ты и пошел работать. А платят или не платят – это не должно влиять' (ДФГ, Новосибирск).
- 'Все зависит от учителя: если учитель, например, не орет, мелом не кидается, указки не ломает, а нормально к детям относится, дети его никогда не доведут, они просто любят живого учителя. А если он нервный, он трясется, у него протез падает – зачем такие?'
(ДФГ, Москва).
- 'Во-первых, надо в корне сменить правительству отношение к учителям. Готовить кадры такие, которые действительно бы думали о подрастающем поколении, думали о том, что они растят'
(ДФГ, Новосибирск).
Таким образом, минусов у современной школы много – в этом респонденты уверены. Уверены они, помимо прочего, и в том, что она не учит детей самостоятельно думать, принимать решения. Формированию такого мышления способствует западная система тестов, постепенно вводимая и в российских школах. Значительно облегчает жизнь школьника и интернет, в котором можно найти доклады и рефераты на любые темы. Не способствует развитию навыков самостоятельного мышления и издание адаптированных литературных произведений, брошюр типа '500 лучших сочинений учащихся':
- 'Сейчас какая стала система? Система тестов. Думать не надо вообще. Вопрос – пять вариантов ответа. Своя мысль не работает. Вот он: 'Ага, вроде это'. Крестик поставил, следующий вопрос. Нет никакого развития такого глубокого. Не закладывается умения думать'
(ДФГ, Самара).
- 'Сокращенные издания произведений. 'Война и мир' – четыре тома уместили в такую крохотную брошюрку! Потом эти '500 лучших сочинений учащихся'. Открывают, друг у друга берут, где что написать. Да она вообще не читала это произведение! Как можно вообще в таком случае написать сочинение?'
(ДФГ, Самара).
Качество современного образования от многих из этих новшеств, по мнению респондентов, падает. Тогда как количество даваемой ученику информации – растет: сегодня оно гораздо больше, нежели десять лет назад. Введение многочисленных новых предметов приводит к тому, что на неокрепшие детские плечи ложится колоссальная нагрузка.
- '
1-ая участница: Сейчас дети загружены очень. Они еще не созрели для восприятия такой тяжелейшей программы. Но нет – им толкают насильно, нахально. Хотят, чтобы он с 5-летнего возраста стал по понятиям десятиклассника. Что это такое? Это ни к чему.
2-ая участница: Я согласна, потому что сейчас детей загружают, детства лишают их. А пригодятся ли эти знания в дальнейшем, сколько им впихивают?
3-й участник: Сейчас гонятся, как везде, за количеством, а качества обучения нет никакого' (ДФГ, Новосибирск).
- 'Нагрузка раньше была плавной, постепенной, а сейчас сейчас - скачки. Эти скачки просто убивают детей' (ДФГ, Самара).
- '
1-й участник: Нагрузку, во-первых, надо изменить. Количество предметов надо подкорректировать, сократить можно. Потому что нагрузка – и это все говорят – очень тяжелая, может и 'крыша поехать', и все такое.
2-й участник: Везде пишут об этом.
3-я участница: Да, организм у детей у всех разный. Кто-то вынесет эту нагрузку, а кто-то, действительно, будет болеть без конца' (ДФГ, Самара).
Не устраивают респондентов и завышенные, по их мнению, требования, предъявляемые к будущим первоклассникам: сегодня дети должны уметь и писать, и считать, и бегло читать, чего 'в их время' не требовалось:
- 'Мне кажется, по школьной программе давалось достаточно. Интеллектуальные игры, которые сейчас преподносят школьникам младших классов, – этого не было. Нам постепенно давали программу. А сейчас в школу идти – надо все знать: и читать, и писать. Мы в школе учились читать, писать'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Нагрузку надо уменьшить. Вспомните: мы ходили в школу - мы же не умели вообще ничего: ни читать, ни писать. Сейчас дети идут полностью подготовленные. Попробуй не умей бегло читать. Их даже проверяют, сколько слов в минуту читает - он еще не учится в первом классе! А мы полгода палочки писали' (ДФГ, Самара).
Все это, по мнению опрошенных, отнимает у младших школьников детство и здоровье.
- 'Мое мнение, что в то время и давалось образование, и не забиралось детство. Сейчас дается образование, но детство забирается – очень много занятий'
(ДФГ, Новосибирск).
Интерес к той или иной дисциплине, отмечают участники фокус-групп, возникает у детей во многом благодаря хорошему учителю:
- 'У меня остались яркие воспоминания о своем преподавателе по русскому языку – та, что окончила в Петербурге бестужевские курсы. Она привила мне любовь к литературе. Еще запомнился историк историк - настолько он широко, неформально нам давал знания. Это были чистые, прекрасные люди. Они педагоги от Бога' (ДФГ, Москва).
- '
Участница ДФГ: Мне математика нравилась, география, история. У нас учительница географии все время разбирала важные экономические проблемы.
Модератор: А в чем она вам помогла? В вашей конкретной жизни сегодняшней?
Участница ДФГ: Мы к ней пришли после 9 класса и стали разбирать все эти ситуации в стране. Сразу многие из нас новости начали смотреть. Интересно стало следить за событиями. Хотя раньше мы совсем равнодушными к этому были. Она нас научила разбираться' (ДФГ, Самара).
- 'По русскому языку великолепная женщина была. Я считаю, она дала мне грамотность. Именно бытовую грамотность'
(ДФГ, Самара).
Список 'любимых' школьных предметов опрошенных возглавляет литература (20%), затем следуют математика (18%), история (18%), физкультура (13%).
Самая 'нелюбимая' дисциплина респондентов – химия (18%). Участники фокус-групп отмечают, что школьная программа по этому предмету избыточна:
- '
1-й участник: Из естественных наук совершенно невообразимый объем химии был. Я как вспоминаю...
2-й участник: А мне химия нравилась – мы же сколько опытов делали. Нам не пригодилась, но интересно было участвовать.
1-й участник: Действительно, все интересно, общее представление должен иметь каждый человек. Но я вспоминаю эти задачи – орбиты электронов – елки-палки! Это совершенно огромный объем' (ДФГ, Москва).
Также к 'нелюбимым' предметам были отнесены точные науки – физика (16%) и математика (14%). Вероятно, это вызвано тем, что для многих юношей и девушек с гуманитарным складом ума программа старшей школы по этим предметам является довольно сложной.
В целом, соотношение 'любимых' и 'нелюбимых' предметов школьной программы выглядит так.
Название предмета |
'Любимый' предмет |
'Нелюбимый' предмет |
D |
Литература |
20 |
6 |
+14 |
Математика |
18 |
14 |
+4 |
История |
18 |
5 |
+13 |
Физкультура |
13 |
4 |
+9 |
Русский язык |
12 |
11 |
+1 |
Физика |
11 |
16 |
-5 |
География |
8 |
3 |
+5 |
Химия |
8 |
18 |
-10 |
Биология |
8 |
3 |
+5 |
Алгебра |
4 |
7 |
-3 |
Труд |
4 |
1 |
+3 |
Геометрия |
4 |
9 |
-5 |
Рисование |
3 |
2 |
+1 |
Немецкий язык |
2 |
3 |
-1 |
Английский язык |
2 |
2 |
0 |
Черчение |
2 |
3 |
-1 |
Музыка (пение) |
2 |
2 |
0 |
Иностранные языки (в целом) |
1 |
4 |
-3 |
Астрономия |
1 |
1 |
0 |
Информатика |
1 |
- |
- |
Нач. военная подготовка |
1 |
1 |
0 |
Обществоведение |
1 |
1 |
0 |
|
Интересная ситуация складывается с русским языком: 12% опрошенных отнесли его к своим 'любимым' предметам, а 11% – напротив, к 'нелюбимым'. Однако при этом, отвечая на вопрос, какие дисциплины школьной программы являются нужными, 20% респондентов назвали именно русский язык – он занял второе место после математики (33%). О том, насколько остро стоит сегодня в обществе проблема грамотности, темпераментно говорила участница самарской фокус-группы:
- 'Вот я смотрю, девочки ко мне приходят на работу – это просто ужасно. Вы меня извините – они совершенно не могут писать. Просто писать! Незнание чего-то – может быть, афоризма – я, на самом деле, могу понять. Но, извините, 'корову' через 'а' писать – я не знаю! Это, на самом деле, это не смешно. Сейчас это что-то страшное, я считаю'
(ДФГ, Самара).
Также 'нужными' предметами респонденты считают нелюбимую многими физику (14%), литературу (11%).
Самый 'ненужный' предмет, по мнению опрошенных, – химия (21%). За ней со значительным отрывом следует физика (12%). Необходимо отметить, что именно с физикой у респондентов самые 'сложные' отношения: любят этот предмет 11% опрошенных, не любят – 16%, при этом считают данную дисциплину нужной 14%, а ненужной – 12%.
Мнение респондентов по поводу того, какой предмет является нужным, а какой, напротив, бесполезным, представлено в таблице.
Название предмета |
Нужный предмет |
Ненужный предмет |
D2 |
Математика |
33 |
3 |
+30 |
Русский язык |
20 |
1 |
+19 |
Физика |
14 |
12 |
+2 |
Литература |
11 |
3 |
+8 |
История |
7 |
4 |
+3 |
Химия |
5 |
21 |
-16 |
Физкультура |
5 |
2 |
+3 |
Труд |
5 |
1 |
+4 |
Биология |
5 |
7 |
-2 |
География |
3 |
3 |
0 |
Алгебра |
3 |
2 |
+1 |
Геометрия |
2 |
4 |
-2 |
Рисование |
2 |
4 |
-2 |
Черчение |
2 |
3 |
-1 |
Английский язык |
2 |
2 |
0 |
Иностранные языки (в целом) |
1 |
6 |
-5 |
Информатика |
1 |
- |
- |
Нач. военная подготовка |
1 |
1 |
0 |
Немецкий язык |
1 |
5 |
-4 |
Музыка (пение) |
1 |
4 |
-3 |
|
Отметим: многие участники фокус-групп заявляли, что в школе ненужных предметов нет. По их мнению, образование, которое дает средняя школа, является базовым. К тому же, никто не может заранее знать, какие знания потребуются ему в жизни.
- '
Модератор: Что из того, что вы изучали в школе, вам потом в жизни пригодилось? Много ли знаний, приобретенных в школе, оказались полезными для вашей жизни?
Участник ДФГ: Все. Абсолютно все. Лишних знаний не бывает' (ДФГ, Москва).
- 'Вы знаете, у меня со знаниями получилось так. Я была чистый гуманитарий, а пошла в технический вуз. Просто не набрала баллов туда, куда хотела. И из тех знаний, которые давались в школе, мне все пригодились. Даже та же химия, с которой я практически не связана, и то – я знаю, что такое перекись водорода. То есть все знания, которые давались в школе в наше время, они мне все в жизни пригодились'
(ДФГ, Новосибирск).
- '
1-ая участница: Мне лично что пригодилось? База образованного человека. И гуманитарные знания пригодились, и все остальное.
2-й участник: Все пригодилось' (ДФГ, Новосибирск).
- '
Участница ДФГ: Даже если вот коснется какой-нибудь темы – я разбираюсь, по крайней мере, хоть как-то представление имею. Даже в этом помогло.
Модератор: В общем, как общая эрудиция.
Участница ДФГ: В институт поступить, для общего развития. И для себя как-то интересно' (ДФГ, Самара).
|