fom.ru · Поиск ·      








17.11.2005, Опрос населения

День народного единства

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 12-13 ноября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.



 

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 12-13 ноября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

День народного единства пока еще далек от того, чтобы стать праздником, который объединял бы граждан России общим пониманием исторического значения даты, избранной в качестве повода для него, и пониманием современного «звучания» этой даты. Кроме того, пока еще не сложились специфические, присущие именно данному празднику, ритуалы.

У респондентов спрашивали, проходили или не проходили там, где они живут, какие-нибудь мероприятия, посвященные Дню народного единства, и если проходили, то много или мало людей в них участвовало. Большинство опрошенных (54%) сказали, что никаких мероприятий не было, и 34% затруднились ответить на этот вопрос. Только 4% участников опроса сказали, что праздничные мероприятия были и в них участвовало много людей (отдавая себе отчет в определенной некорректности сравнения, отметим все же, что в мае этого года 55% респондентов сообщили, что там, где они живут, в мероприятиях, посвященных Дню Победы, участвовало много людей). Еще 7% опрошенных сказали, что мероприятия, посвященные Дню народного единства, в их городах и селах проходили, но участвовали в них немногие.

Лично принимали участие в подобных мероприятиях лишь 1% респондентов; столько же сказали, что в них участвовали члены их семей.

Проходившие в ряде городов праздничные мероприятия, посвященные Дню народного единства, транслировало телевидение. Тем не менее, 49% участников опроса, отвечая на вопрос: 'Вам понравилось или не понравилось, как в стране отмечался День народного единства?', – сказали, что не знают, как он отмечался. Еще 18% затруднились ответить на этот вопрос. Голоса остальных распределились практически поровну: праздничные мероприятия, посвященные новому празднику, понравились 17% опрошенных, не понравились – 16%.

Описывая самые сильные свои впечатления от празднования Дня народного единства, респонденты упоминали трансляции праздничных концертов, репортажи о торжествах в Нижнем Новгороде, фейерверки, другие зрелищные мероприятия. Кое-кто посмотрел телепередачи на исторические темы, связанные с этой датой; некоторые напомнили, что 4 ноября – церковный праздник, посвященный иконе Казанской Богоматери. Но таких ответов немного. Для большей части респондентов 4 ноября – 'пустой', 'искусственный', 'навязанный' праздник. Иногда люди воспринимают День народного единства как альтернативу празднику 7 ноября и сетуют на то, что у них 'отняли' этот праздник. Вместе с тем, некоторые респонденты высказывали надежду, что со временем День народного единства наполнится собственным культурным содержанием, обретет смыслы и ритуалы. Неудивительно, что мнения о том, нужен ли в России такой праздник, как День народного единства, разделились: 45% полагают, что нужен, 36% – что не нужен. Довольно много оказалось и тех, кто затруднился ответить на этот вопрос, – 19%.

Ответы на открытый вопрос о смысле этого праздника можно рассматривать как коллективную попытку сформировать его идеологию (хотя многие фактически отказались от такой попытки, охарактеризовав День народного единства как 'пустой' праздник, лишний выходной, не очень удачную замену празднику 7 ноября). Для других респондентов чаще всего ключевым оказывалось само слово 'единство'. Люди говорили о дружбе народов, представителей разных конфессий и даже о единстве бедных и богатых. Нередко звучала и мысль о том, что суть, предназначение нового праздника – в возвращении к истокам, в обращении к исторической памяти. Кроме того, некоторые увидели смысл праздника в демонстрации способности России противостоять внешней агрессии.

С.Г. Климова



 

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 12-13 ноября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

4 НОЯБРЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ ОТМЕЧАЛСЯ ПРАЗДНИК - ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА. СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЧТО ВАМ БОЛЬШЕ ВСЕГО ЗАПОМНИЛОСЬ, КАКОЕ САМОЕ СИЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОСТАЛОСЬ У ВАС ОТ МЕРОПРИЯТИЙ, СВЯЗАННЫХ С ДНЕМ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА? (Открытый вопрос*.)

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПОНРАВИЛОСЬ, КАК В СТРАНЕ ОТМЕЧАЛСЯ ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА?

ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, В ВАШЕМ ГОРОДЕ (ПОСЕЛКЕ, СЕЛЕ) ПРОХОДИЛИ ИЛИ НЕ ПРОХОДИЛИ МЕРОПРИЯТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ДНЕМ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА? И ЕСЛИ ПРОХОДИЛИ, В НИХ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ МНОГО ИЛИ МАЛО ЛЮДЕЙ?

А ВЫ ЛИЧНО ИЛИ КТО-ТО ИЗ ЧЛЕНОВ ВАШЕЙ СЕМЬИ ПРИНИМАЛИ ИЛИ НЕ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ДНЕМ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА? (Ответы заявивших, что там, где они живут, проходили мероприятия, связанные с Днем народного единства.)

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НУЖЕН ИЛИ НЕ НУЖЕН В РОССИИ ТАКОЙ ПРАЗДНИК, КАК ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА?*

*13-14 ноября 2004 г. вопрос задавался о Дне примирения и согласия.

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЗАЧЕМ ОТМЕЧАЕТСЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА, В ЧЕМ СОСТОИТ СМЫСЛ, ГЛАВНАЯ ИДЕЯ ЭТОГО ПРАЗДНИКА? (Открытый вопрос*.)



 

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 12-13 ноября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: 4 НОЯБРЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ ОТМЕЧАЛСЯ ПРАЗДНИК – ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА. СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЧТО ВАМ БОЛЬШЕ ВСЕГО ЗАПОМНИЛОСЬ? КАКОЕ САМОЕ СИЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОСТАЛОСЬ У ВАС ОТ МЕРОПРИЯТИЙ, СВЯЗАННЫХ С ДНЕМ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА?

(в % от числа опрошенных)

Это не праздник, искусственный праздник, ничего не запомнилось, отрицательное впечатление 23
'Будни'; 'вообще никакого, искусственный праздник'; 'глупый, никому не нужный праздник'; 'день как день, обычный'; 'не чувствовала праздник'; 'духа народного единства не ощущается'; 'никакого впечатления'; 'ничего не запомнилось, придумали какой-то праздник непонятный'; 'пустое место, ненужный праздник'; 'то, что навязывают людям празднование этого дня'; 'это был день политических проституток'.
Концерты, гулянья и другие зрелищные мероприятия, развлекательные передачи 4
'Были хорошие программы по телевидению и радио'; 'запомнили концерт по телевидению'; 'концерт на центральной площади в Новосибирске'; 'красивый фейерверк в Кемеровской области'; 'народное гуляние, праздничный концерт по телевизору'.
Выходной день 4
'Были выходные, и все'; 'лишний выходной'; 'просто отдохнули'; 'сделали очередной выходной для людей'; 'что дополнительный выходной был'.
Был(-а) занят(-а), не отмечал(-а) 4
'Болела, так что скорую вызывала 4 ноября'; 'все работают в этот день'; 'денег нет, какие могут быть праздники?'; 'не знаем такого праздника'; 'не праздновала'; 'никаких впечатлений, трудовыми успехами на даче встречал'; 'трудился в поте лица'.
Для меня праздник 7 ноября, напрасно его отменили 3
'Все обижаются, что отменили 7 ноября'; 'даже не почувствовала, что праздник, как привыкли мы, что праздник 7 ноября, а это не почувствовали'; 'лучше бы что-то другое придумали'; 'мы привыкли к 7 ноября, для нас это не праздник'; 'не стоило переносить 7 ноября на 4-е'; 'ничего, мы привыкли к 7 ноября'; 'я его не воспринимаю, то ли дело – 7 ноября'.
Факты российской истории, телепередачи на исторические темы, о Минине и Пожарском 2
'Вспомнили Минина и Пожарского'; 'документальный фильм о Минине и Пожарском'; 'об истории России много говорили по телевизору, о тех событиях'; 'узнали историю России 18 века, церкви показывали, древнюю Русь вспоминали'; 'хорошо, что вспомнили Минина и Пожарского'; 'передачи по телевидению – воспоминания об истории'; 'рассказы о событиях, связанных с этим днем'.
Митинги, демонстрации, шествия 1
'В Москве шествие отдельных группировок с требованием «Москва – для москвичей»'; 'демонстрация по телевизору'; 'коммунисты ходили по Красной площади'; 'митинг в Перми против переноса праздника'; 'парад в Москве, демонстрация'; 'шествие в Москве'; 'неонацистские демонстрации в крупных городах...'; 'марши, митинги...'.
Выступления политиков 1
'Встреча Путина с молодежью'; 'выступление коммунистов'; 'выступление КПРФ'; 'выступление Путина, пригласил многих на банкет и осмотр Кремля'; 'приезжал представитель Путина в город'.
Выступления представителей разных конфессий 1
'Выступление представителей всех религиозных конфессий'; '...выступил казанский муфтий'; 'приезд Алексия II'; 'российский патриарх ездил в Ярославль, была возвращена икона в храм'.
Открытие памятника Минину и Пожарскому и праздник в Нижнем Новгороде 1
'Открыли памятник в Новгороде'; 'памятник поставили Минину и Пожарскому'; 'памятники поставили там, где надо, Минину и Пожарскому'; 'гуляния в Нижнем Новгороде'; 'праздник у стен Кремля в Нижнем Новгороде'; 'красочно прошел праздник в Нижнем Новгороде'.
Праздничное настроение, веселье 1
'Весело'; 'воздушные шарики'; 'люди были восторженны'; 'новый праздник первый раз'; 'праздник, все красиво было'; 'хорошее настроение у людей'.
Важный, нужный праздник 1
'Важный праздник'; 'для повышения духовности народа'; 'нужно вспоминать прошлое, знать историю своей Родины'; 'патриотизм русского народа при Минине и Пожарском сможет передаться молодым людям'; 'примирение получается, народы прощают друг друга'; 'это подготовка, чтобы отучить людей от 7 ноября, – идея правильная, надо прививать что-то от своих корней'.
Праздник Казанской иконы Божьей Матери 1
'В день Казанской Божьей Матери – вот и впечатляет, а так нет никаких ощущений от праздника'; 'никакого, отмечали как Казанскую'; 'религиозное празднование'; 'соединили православный праздник Казанской Божьей Матери с днем единства'.
Обычный праздник, отметили застольем 1
'В кругу семьи'; 'отмечали с родственниками'; 'посидели, отметили'; 'пьянка'; 'похмелье не следующее утро'.
События в личной жизни 1
'В этом день у меня была свадьба'; 'день рождения дочери'; 'день рождения бабушки'; 'мамин день рождения'; 'семейный праздник'; 'совпадение юбилеев'.
Другое 1
'1612 – прогнали поляков, 1812 – Отечественная война, что будет через 200 лет, в 2012 году?'; 'в 1612 г. отогнали польских захватчиков от Москвы, этот праздник скорее Москвы, а не России, праздник странный какой-то, может, для мусульман это сделано, у них в этот день свой праздник – байрам, вот и наши тоже празднуют'; 'девочка пироги напекла и раздавала прохожим'; 'день добрых дел – помощь пенсионерам'; 'культурный вакуум'; 'люди в этот день выходили, помогали, угощали кого-то'; 'люди выходили на субботники и убирали свой город'; 'много внимания мусульманам, а нашим мало'; 'цветы у памятника Ленину возложили'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 52

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЗАЧЕМ ОТМЕЧАЕТСЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА, В ЧЕМ СОСТОИТ СМЫСЛ, ГЛАВНАЯ ИДЕЯ ЭТОГО ПРАЗДНИКА?

(в % от числа опрошенных)

День сплочения России и россиян, дружбы народов России 27
'Ближе друг к другу, общение'; 'в сплочении народа'; 'для сплочения коллектива'; 'для того чтобы объединить народы многонациональной России'; 'единение народов нашей страны'; 'объединение людей, сплочение разных по национальности, вероисповеданию и так далее'; 'чтобы объединить всех людей России'; 'чтобы объединить людей всех национальностей'; 'чтобы разные народы жили в мире и согласии'; 'чтобы сплотить общество'.
Связь с 7 ноября (альтернатива 7 ноября, праздник 7 ноября лучше) 10
Замена, альтернатива празднику 7 ноября 7
'7-е убрали, сделали 4-е'; 'альтернатива празднику Октябрьской революции'; 'замена 7 ноября, чтобы не напоминать народу о нормальной жизни'; 'заткнуть дыру после отмены праздника Октябрьской революции'; 'затмить 7 ноября'; 'захотели отменить 7 ноября'; 'увести народ от 7 ноября'; 'хотят заменить 7 ноября, стереть из памяти'; 'чтобы 7 ноября постепенно народ забыл'.
Праздник 7 ноября лучше, привычнее 3
'7 ноября был привычнее, понятнее'; '7 ноября – это наш праздник всегда'; 'лучше бы был 7 ноября'; 'нужен праздник 7 ноября – день революции'; 'пусть бы оставался 7 ноября'.
Не понимаю значения этого праздника, он не нужен 8
'Бессмыслица'; 'все новоиспеченные праздники не приживаются'; 'даже не понимаю его'; 'делать нечего, вот и отмечают'; 'для дураков'; 'зачем такой праздник?'; 'какое единение?'; 'надо работать больше, а то все праздники'; 'не вижу смысла в этом празднике'; 'с кем я должна мириться, мне непонятно'; 'сумасбродство новых правителей'.
Возвращение к истокам, годовщина победы над поляками в Москве, день памяти Минина и Пожарского 5
'Возвращение к истокам, нас оторвали от нашей истории'; 'возвращение к истории России'; 'воссоздание русских традиций, истории'; 'дань истории'; 'историческая дата, история Россия'; 'чтобы народ духовно был воспитан, знал свою историю'; 'это хорошее напоминание об истории России'; 'все собрались и вытолкнули поляков из России'; 'вспомнили старину: Минина и Пожарского'; 'день Сусанина'; 'Минин, Пожарский... от кого-то Русь отстояли'; 'освобождение от польских интервентов'; 'празднование событий, связанных с деятельностью Минина и Пожарского'; 'Россия восстала против польского ига'.
Дополнительный выходной, день отдыха 4
'А нужна же разгрузка'; 'встречаются люди, отдыхают'; 'выходной день обычный'; 'день отдыха, и все'; 'еще один выходной'; 'лишний праздник'; 'чтобы люди гуляли, отдыхали'.
Идея хорошая, но праздник искусственный 2
'Идея единения народа, но ее не получилось'; 'идея хорошая, но она должна действовать'; 'надо, чтобы правительство на деле объединило народ, а не на словах, не на бесполезных праздниках'; 'надо, чтобы что-то объединяло, но в один день это не придет'; 'нельзя сверху объединить людей, нельзя навязать праздник сверху'; 'понятие единения народа – народ живет сам по себе, а верхушка крутит-вертит как хотят'; 'это идея единиц, но не народа'.
День доброты, добрых дел 1
'Главная идея – быть добрее'; 'день добрых дел'; 'добра больше будет'; 'доброта, милосердие'; 'помощь людям, делать добро'; 'что нужно добрые дела делать: о стариках не забывать, о детях в детских домах'.
День единения русского народа 1
'Единение русского народа'; 'объединение русской нации'; 'чтоб русский народ поминали'; 'чтобы общаться русскому народу'.
Политическая акция 1
'Партиям показать себя надо было'; 'поднять рейтинг Путина'; 'показать, что власть помнит о народе'; 'правительственный праздник'.
Праздник Казанской иконы Божьей Матери 1
'Казанская'; 'Казанская – большой религиозный праздник...'; 'приобщение к церкви'; 'просто божественный праздник возрождается'.
Усиление патриотизма 1
'Больше патриотический'; 'возврат к патриотическим чувствам'; 'воспитание патриотов'; 'патриотизм чтоб у молодых появился'; 'чувство патриотизма воспитать'.
Общие положительные суждения 1
'В хорошем'; 'всем нужен'; 'много пользы'; 'может, что-то новенькое будет в этом празднике'; 'становится веселее'.
Другое 1
'В домашнем общении'; 'весь народ собирается и обсуждает обстановку в стране'; 'насолить полякам и литовцам'; 'должна идеология быть'; 'национальную идею хотят менять'; 'пролетарии всех стран, объединяйтесь!'; 'чтобы люди отдыхали и молчали'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 42


 

Электронные фокус-группы в Москве. 44 респондента. 2005 г.

На этой неделе респондентам для тестирования были предложены материалы, посвященные празднованию Дня народного единства.

Эпизод Содержание эпизода Интерес, оценка / сила колебаний Согласие, оценка / сила колебаний Доверие, оценка / сила колебаний Средняяоценка
4 (2497) РТР о праздновании Дня народного единства в Нижнем Новгороде 1,75/слн 3,06/срд 2,72/срд 2,51
2 (2495) В. Путин о Дне народного единства 1,65/слн 2,80/срд 1,71/слн 2,06
5 (2498) Алексий II о Дне народного единства 1,06/слн 2,77/срд 2,26/срд 2,03
6 (2499) РТР о Дне добрых дел 1,02/срд 1,99/срд 1,89/срд 1,63
9 (2502) А. Сахаров о необходимости отмены праздника 7 ноября 1,16/слн 1,67/слн 1,44/слн 1,42
7 (2500) М. Прокопенко о Дне народного единства 1,04/слн 1,44/слн 1,19/слн 1,22
8 (2501) Л. Аннинский о том, что нельзя забывать историю 0,62/слн 1,18/слн 1,68/слн 1,16
10 (2503) О. Морозов о Дне народного единства 1,24/срд 1,46/слн 0,41/слн 1,04
1 (2494) РТР о праздновании Дня народного единства 0,14/слб 1,35/срд 1,46/срд 0,98
3 (2496) Представители разных конфессий о Дне народного единства 0,08/слн 1,42/слн 0,51/слн 0,67

Эпизод № 4 (2497). Россия, 'Вести', 04.11.05, 20:00Д. Кайстро, корреспондент

Крестным ходом от древних стен Нижегородского Кремля – к храму Иоанна Предтечи. Ведь именно с этого места (тогда здесь была деревянная церковь) почти 400 лет назад Козьма Минин обратился с призывом собирать народное ополчение. Сначала на площади появляются ратники Минина и Пожарского, потом гусары Кутузова, потом солдаты Жукова – символы самых знаменитых национальных побед. Спустя мгновения торжественно открывают другой символ – памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Тем временем на площадь, с которой в XVII веке уходили ополченцы, выносят символ той победы – чудотворный образ Казанской Божьей Матери. Ради такого дня икону специально привезли из Казани.

Эпизод №2 (2495). Первый канал, 'Время', 04.11.05, 21:00, Россия, 'Вести', 04.11.05, 20:00В. Путин, президент РФ

Освобождение пришло именно в результате объединения народа, причем объединения народа самого разного, самых разных конфессий, национальностей. Вы знаете, что по сути движение началось с Поволжья, с Нижнего Новгорода и с Казани – это, конечно, особенно символично и особенно важно для нашей многонациональной страны. Вот пока мы будем ощущать такое единство внутри себя, до тех пор Россия будет непобедимой.

У нас такое огромное богатство культурное в стране, которого нет ни в одной, ни в одном государстве мира. У нас десятки этносов проживают на территории нашей страны, самобытные языки, самобытные культуры – все это вместе представляет огромную ценность, такую, которой не обладает никакая другая страна. Мы должны дорожить этим, развивать это, поддерживать это. И это, безусловно, в наших силах. Поэтому еще раз хочу повторить: те традиции, которые закладываются этим праздником, должны работать на эти цели.

Эпизод № 5 (2498). Первый канал, 'Новости', 03.11.05, 18:00Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси

В этом году в первый раз мы отмечаем праздник народного единства. Мы должны помнить свою историю. Потому что без прошлого не может быть настоящего и не может быть будущего. И своих славных сынов, которые послужили преодолению Смутного времени, мы должны помнить, чтить.

Эпизод № 6 (2499). Россия, 'Вести', 26.10.05, 20:00М. Ситтель, ведущая программы 'Вести'; О. Федорова, ведущая передачи 'Спокойной ночи, малыши'; Т. Филиппова, председатель общины больничного храма

Ведущая: У Дня народного единства, который мы будем отмечать завтра, уже появилось и другое неофициальное название – День добрых дел.

О. Федорова: Любое большое дело – оно вырастает и складывается из маленьких. Это как вот бусинки нанизываются на бусы и превращаются в одно большое грандиозное дело.

Т. Филиппова: Для наших сестер День добрых дел – каждый день, они каждый день ходят в больницу, ходят к больным на дом.

Эпизод № 9 (2502). Первый канал, 'Времена', 30.10.05, 18:00А. Сахаров, член-корреспондент РАН, директор Института российской истории

Я думаю, что в последние годы поменялись общественные ценности прежде всего. И праздновать, отмечать день, когда эти общественные ценности были уничтожены в течение десятилетий, это было бы несправедливо. Это была победа над частной собственностью. Это была победа над рынком. Это была победа людей малограмотных, безграмотных над интеллектом. Это были многие другие победы, которые составили смысл и суть новой системы. И вот эта система в 1989 – 1991 году зашаталась и рухнула. И появились новые общественные ценности. И понятно, что праздновать то, что было народом, массой народа, миллионами людей отвергнуто, – это было бы бессмысленно. А с другой стороны мы вспоминаем праздник, связанный... вернее вводим сейчас праздник, связанный с народным единством 1612 года. Это явление, когда народ объединился, все сословия, все национальности, живущие в центральной России, церковь была здесь ведущей силой, большой ведущей силой. Причем какие ценности, какие ценности здесь руководили людьми? Прежде всего – это жертвенность, это самопожертвование. Это самодеятельность. Люди отдавали последнее.

Эпизод № 7 (2500). Первый канал, 'Времена', 30.10.05, 18:00М. Прокопенко, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриарха

На мой взгляд, не следует два события – во-первых, отмену празднования 7 ноября и появление этого праздника – ставить в один ряд. Я не думаю, что одно событие однозначно связано с другим. Всякий человек, который ценит события 7 ноября, он будет его ценить и далее. Этот день, 4 ноября, для русской истории уникален, потому что в этот день перестало существовать атомизированное общество, общество, раздробленное на носителей различных противоположных интересов и так далее. И сегодня этот... вот эта идея – что общество должно объединиться, что в общество должно вернуться чувство ответственности не только за себя, не только за свою семью и своих ближних, вот, но чувство ответственности за страну, за народ, за те святыни, которые вверены этому народу, за тех людей, которые находятся рядом с нами. И празднование этого дня, Дня народного единства, я считаю, что это важное напоминание людям о том, что они не одиноки на этой земле в первую очередь.

Эпизод № 8 (2501). Первый канал, 'Времена', 30.10.05, 18:00Л. Аннинский, публицист, писатель

Нужно как-то было сдвинуть с 7 ноября, но недалеко, чтобы люди, привычные к тому, что в начале ноября праздник, какой-то день имели. Сдвинули на четвертое. Оно, конечно, стерпится – слюбится. С другой стороны, русский народ непредсказуемый. Никогда не знаешь, приживется или нет. Почему не делать добрые дела? Если всерьез говорить, неприятен осадок, когда хотят забыть всю советскую историю. Гордиться историей необязательно – надо ее знать и помнить. Большевики действительно уничтожили все праздники, которые были не советскими. Почему мы хотим быть, как большевики, и их уничтожить? Это неприятно. А праздник пусть будет.

Эпизод № 10 (2503). Первый канал, 'Времена', 30.10.05, 18:00О. Морозов, первый заместитель председателя Госдумы РФ

По мнению Ключевского, и другие очень авторитетные люди говорили о том, что если бы этого не произошло, вообще не факт, что существовало бы Российское государство. Это был великий перелом в жизни нашей страны. Наверное, в этом событии отразилось, может быть, самое главное, что есть в природе нашего народа, – это люди сами взяли на себя ответственность, люди сами решили свою судьбу. Это фактически появление, если хотите, гражданского общества. Это объединение людей разных профессий, сословий, национальностей, религиозных убеждений, политических убеждений, когда вот беда общая всех объединила. Уникальная дата, ее ни в коем случае нельзя забывать.

Эпизод № 1 (2494). Россия, 'Вести', 04.11.05, 20:00М. Ситтель, ведущая

Страна впервые отмечает новый государственный праздник – День народного единства. Он учрежден в память об исторических событиях 1612 года, ставших символом единения народов России.

Эпизод № 3 (2496). Первый канал, 'Время', 02.11.05, 21:00Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский; Харис-Хазрат Саубянов, руководитель аппарата муфтиев России; Берл Лазар, главный раввин России

Митрополит Кирилл: 4 ноября по новому стилю Москва была освобождена. Помнить эти события – это значит питаться мудростью предыдущих поколений. Замечательно, что именно это событие положено в основу праздника, который мы называем День народного единства.

Харис-Хазрат Саубянов: Бытует мнение, что в России нет единой национальной идеи. Нет, она формируется. Многонациональная Россия издревле была как бы тем стержнем, вокруг которого собирались и объединялись народы.

Берл Лазар: Это объединяющий праздник, потому что сегодня как раз в России самая большая проблема, самая необходимость – это как раз найти этот объединяющий спектр, который мог бы не только дать нам понимать, что мы живем в одной стране, но что мы все вместе должны решить проблемы, которые волнуют нас, помогать бедным.

Комментарий

Предложенные к тестированию сюжеты были восприняты участниками фокус-группы с большим интересом, а также получили высокие оценки по критерию согласие. Идею нового праздника они восприняли положительно. По их мнению, он может стать 'стержневой идеей, которая способна опять сплотить начавшее было раскалываться наше общество'.

'На территории России тоже существует много этносов, и, мне кажется, в действительности была идея сплотиться вокруг чего-либо. Чем, например, будет сейчас являться вот этот праздник? Потому что вот все эти этносы и различные конфессии опять же иногда вызывают и конфликты, иногда вызывают сильные конфликты между собой. Если этот праздник будет служить именно объединению всего этого, то честь этому и хвала. Другого сейчас просто лучше не придумаешь'.

'Тут, собственно говоря, основная идея – то, что этот праздник должен служить, как говорится, базой, на основе которой будет создаваться единая сильная Россия. У нас есть этнос, у нас большое культурное наследие – да все у нас есть, но все это должно быть для того, чтобы сохранить все это, объединить, то есть сделать еще раз объединение. Причем не просто такое же, а в умах людей вот'.

Эпизод № 4

Самое яркое впечатление на респондентов произвел сюжет о праздновании Дня народного единства в Нижнем Новгороде. Они подчеркивали, что эпизод запоминается 'своим величием', производит 'впечатление именно единения', 'знакомит с нашей историей', а также 'воодушевляет и рождает чувство патриотизма'. По мнению участников дискуссии, 'таких эпизодов надо больше показывать'. У некоторых респондентов этот видеоряд вызвал воспоминания о парадах и демонстрациях, проходивших раньше 7 ноября. Как выяснилось, люди с теплым чувством относятся к такого рода торжествам и сожалеют об их отмене.

Участники дискуссии надеются, что 'новый праздник будет расширяться' и его празднование 'дойдет и до Москвы'.

'Мне запомнился своим величием. Я не была в Нижнем Новгороде, и поразил сам город, вот эта крепость такая, все-таки впечатление такое мощное произвело. Мощь и сила – все-таки, может быть, под этой идеей можно объединиться, действительно, что мы все-таки мощное государство и сильное. Народ у нас сильный'.

'Я смотрела – как раз рассказывали всю историю, и, честно, я вот не знала... Действительно, я узнала историю нашу'.

'В этом сюжете очень красиво показано вот это единство российского... показан вот этот весь народ, а он идет вот на этот праздник, люди хотят, имеют, жаждут своей истории, знания своей истории, понимаете? А человек незнающий не имеет будущего'.

'Здесь вот, особенно в том, что парад, – это вот единение даже для молодежи, парад вот этих солдат – это единение 612-го, 812-го... вот это объединение, то есть то, что Россия была сильной, то, что она была, есть и показывается, что новый храм – все, и она будет сильной'.

'Эти кадры воодушевляют, понимаете, даже чувство патриотизма – оно все равно в людях живет'.

'Для меня это было театрализованное представление, вот никаких, так сказать, патриотических чувств не вызывало. И я вспомнила парады вот наши 7 ноября, которые были там, 1 мая: народ шел вместе с работы, выпив там, чтобы не было холодно, да, попев песни, потанцевав, ну, пройдя мимо этой Красной площади. Я хочу сказать, что, понимаете, это от праздника вот сейчас воспоминания – как хорошо... Вот это в каждом городе было, в каждом маленьком городке. А сейчас это был праздник только в Нижнем Новгороде. Вот посмотрели мы по телевизору, как кино, как спектакль, как представление – и все'.

'А насчет 7-го – я с Вами полностью согласен, у меня были такие же чувства, как у Вас. Я тоже с удовольствием каждый раз ходил'.

'...праздник возрождается оттуда, где он родился, где сама идея родилась. Он будет расширяться, я в этом уверен, если не будет очередной у нас цветной революции, хотя у нас ее быть не должно'.

'Можно проводить масштабно, и не только, там, в Нижнем Новгороде, не только в Казани – пошире, в Москве тоже'.

Эпизод № 2

Респонденты согласны с В. Путиным в том, что очень важно 'объединение людей, объединение народа'. Но некоторые участники дискуссии отметили, что смотреть этот сюжет им было неинтересно: заявление В. Путина было воспринято ими как ритуальное – он сказал то, что и обязан был сказать президент в такой день.

'Владимир Владимирович – он правильно все это высказывает, искренне. Что душа болит у него об этой России – и выступает, и говорит, и дает понять, чтобы мы, как говорится, были все воедино'.

'Я доверяю полностью... Здесь доверяю почему? Потому что он все-таки говорит искренне это все'.

'Да, я солидарен с тем, что единение – это хорошо, но он сказал то, что должен был сказать. То, что народ должен слышать, то, что народу нравится, скажем так'.

'Вот когда был первый вопрос – насколько интересно смотреть – я поставила минус, потому что я знаю, что он скажет то, что должен. Все это будет правильно, все это будет красиво, поэтому это неинтересно, и я такие вещи просто отбрасываю. Но я считаю, что он говорил... то есть я поставила – искренне'.

'У меня нет такого восторга, потому что первый раз празднуется: возьмем любую страну, любую страну, где перед любым праздником любой глава государства выходит к народу. Вопрос в том, что выбрать, кого выбрать в качестве аудитории. Буш летает на корабль в Ирак – и там выступает. То есть здесь – это то, что нужно сейчас для государства'.

'Я в целом положительно отнеслась, потому что он подчеркнул главную идею – объединение людей, объединение народа'.

Эпизод № 3

Этот эпизод занял последнее место в нашем рейтинге, получив низкие оценки по критериям интерес и доверие.

Одни респонденты считают, что 'это редкий фрагмент', потому что в нем 'объединились все конфессии'. Единство мнений представителей разных конфессий вызвало положительную реакцию этих участников дискуссии. Другие респонденты отмечали, что 'доверять можно только митрополиту Кириллу', а выступления 'мусульманина и раввина не вызывают доверия'.

Участники дискуссии говорили: для того чтобы Россия была сильным государством, в ней 'должно быть духовное развитие'. А это в первую очередь связано с укреплением и развитием именно православия 'как основной религии России'.

'Такой редкий фрагмент... не всегда такое показывают. Потому что все, действительно, все объединились – все конфессии... Мы сильнее будем, если вместе будем'.

'Россия – она, знаете, многонациональная такая страна, и очень много этого народа: и татары, и евреи, и русские. А тогда это, кстати, всех объединила церковь. Дружба – это значит как-то сплачивается народ, и стараются даже это сделать. Вот это очень замечательно'.

'Мне кажется, хотя бы положительный момент можно отметить, что все признают идею единства – все три конфессии признают эту <идею>, и их лидеры признают'.

'Я здесь увидел и услышал неискренность... Если говорить про раввина – ну не верю. Ну, гонимая религия, уже тысячелетие гонимая религия, когда он говорит: воссоздание сильного государства – помимо сионистского государства еврейского, ну, не верю я'.

'У него даже вот лицо выражало – он был хитер'.

'А по поводу раввина вот я полностью согласен с Александром. Ну, смотрю я на него – ну, нет у меня доверия к этому человеку'.

'Доверие – ну конечно, Митрополиту Кириллу. Вот к мусульманскому лидеру у меня тоже нет доверия, все-таки в отрицательную сторону'.

'Любое государство будет сильным только тогда, когда в нем будет развитие духовное. Духовное в России – это, само собой, православие. А если у нас Россию рвут в разные части соответственно различные секты, религии и так далее, ...у нас государство не делает вот таких больших огромных шагов на духовное развитие. И вот это противоречие – оно постоянно есть. И это огромный шаг, что вот этот праздник, скажем так, сделали государственный, понимаете? В итоге что получается? Если у государства нет основной религии, если она слаба, если веры нет у людей – нет и сплоченности, соответственно – государство слабое'.

Эпизод № 6

Идея второго, неофициального названия праздника – День добрых дел – не нашла отклика у респондентов. 'Добрые дела надо делать каждый день, а не только по праздникам', – считают участники дискуссии. Они опасаются, что идея 'добрых дел' повторит идею – на их взгляд, сомнительную – праздника 8 марта: 'один день в году дарим женщинам цветы – а все остальное время пусть моют посуду'.

Не понравилось респондентам и то, как была преподнесена идея Дня добрых дел: 'очень похоже на показуху'. Отметим, что основной аргумент против того, чтобы 4 ноября считался Днем добрых дел, таков: 'теряет значимость праздник народного единства'. Если уж хочется сделать День добрых дел, то 'пусть это будет любой другой день в году', один из предложенных вариантов – 7 ноября.

'То, что День добрых дел – мне это не нравится: не должно быть дня добрых дел, ну, это ненормально'.

'Сама идея не нравится мне, потому что, действительно, правильно говорят: как совдепией попахивает от этого от всего. Какое-то обыденное название, ничего не значащее, тем не менее. Ну что значит «добрых дел»? ...Вот Патриарх, там, Алексий говорит: действительно, можно делать добрые дела, но их надо делать каждый день, а не день какой-то выделять для этого'.

'Мне не понравилось, что Федорову к этому привлекли. То есть это какая-то чисто реклама, я не знаю, показуха. То есть все это ненастоящее. Вот доброе – оно не должно афишироваться и в какой-то один определенный день, доброе должно быть всегда, когда есть порыв душевный'.

'Это принижает праздник'.

'Одно дело – единение России и всех россиян, всех жителей, всех нас, а другое дело... Понимаете, в результате у человека конкретизация будет: либо... вот как, опять же, день 8 марта: либо дарить цветы женщинам 8 марта, либо не дарить, либо сегодня делать доброе дело, а вот завтра я уже не буду делать'.

'Хоть раз в году делать добрые дела, хоть один день для начала, а там видно будет. Сделаем неделю, декаду и так далее, и так далее, и так далее'.

'Так лучше этот день будет 7 ноября, как раньше, но не в этот день'.

'Да, да мне тоже нравится. Пусть 7 ноября'.

'Короче говоря, если хотите сделать – пожалуйста, пусть он будет в любой день в году, но этот праздник не должен сочетаться с этим. Я так считаю'.

Эпизод № 7

М. Прокопенко, сотруднику Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии, участники дискуссии не поверили и не согласились с ним в том, что отмена праздника 7 ноября и назначение нового праздника 4 ноября между собой не связаны. По мнению респондентов, 'побоялись просто отменить этот праздник', нужно было заменить его каким-то новым, и для этого выбрали день иконы Казанской Божьей матери, 'притянули именно к этому числу'. Участники дискуссии попытались обосновать, почему правительство не смогло просто отменить 7 ноября как праздник.

'Лжет, батюшка в первой части лжет, в первых словах, он истинно лжет'.

'Я хотел сказать вот про четвертое и седьмое. На самом деле принцип в России какой, да не только в России, везде: если где-то что-то убывает, где-то должно что-то прибыть, правильно? А если у ребенка забрать конфетку, он начинает кричать. Русский народ привык, что 7 ноября – это на самом деле был праздник, и все ходили, все прекрасно помнят... Если с этой стороны, как бы, смотреть, то это заменяемо получилось'.

'Вот народу показали, что вот ладно, давайте мы будем не отмечать седьмое ноября, будем отмечать четвертое. Там назовем его таким, вот таким-то, и вот это будет всем хорошо, все радостны и счастливы'.

'А еще по телевизору говорили о том, что вот теперь у нас совсем как на Западе: у них там до 12-и дней праздников, и у нас тоже 12 дней праздников, то есть еще мы боялись, как бы нам не отстать от Запада в количестве праздников в году'.

Эпизод № 9

Участники дискуссии поддержали идею А. Сахарова о том, что 'нельзя отмечать день переворота'. Респонденты считают, что кто отмечал раньше 7 ноября, кто 'прошел революцию и вот это все', те не забудут этот праздник и будут его отмечать. А для большинства граждан России это 'был дополнительный выходной, и его жалко потерять'. В этом случае замена одного праздника на другой будет оправданной. По мнению респондентов, 'праздник великого единения и сплочения вокруг нашей истории – он в любом случае все равно будет перекрывать 7 ноября'.

'Мне кажется, это выступление – самое искреннее из тех, кто выступал'.

'Убирается только один праздник – праздник военного переворота в отдельно взятом городе... И правильно – нельзя праздновать день переворота, день развала государства'.

'Я согласна с Александром, что это ужасный, конечно, переворот, и в отдельно взятом городе. И повлиял негативно на всю историю. Так что совершенно не жалко, не жалко его совершенно'.

'В большом количестве народа, в большом процентном отношении будет жалко потерять 7 ноября. Ну, очень все привыкли, но это именно привычка, и ничего более'.

'Мне кажется, справедливость восторжествовала, то есть у нас появился праздник, который может объединить народ'.



 

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 12-13 ноября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПОНРАВИЛОСЬ, КАК В СТРАНЕ ОТМЕЧАЛСЯ ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100512718272940475337352816373216234023713174023
не знаю, как он отмечался 49 46 50 59 44 46 54 50 48 48 50 49 58 52 46 39 53 50 47 31 56 54 47 50
понравилось 17 21 14 8 22 20 11 15 18 21 13 16 15 19 17 13 18 16 15 26 12 12 16 21
не понравилось 16 14 18 20 16 19 16 18 15 14 16 19 14 10 19 27 13 17 17 21 15 21 15 15
затрудняюсь ответить 18 19 17 13 17 16 20 16 20 16 21 16 14 19 18 21 16 16 21 23 17 13 22 14

ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, В ВАШЕМ ГОРОДЕ (ПОСЕЛКЕ, СЕЛЕ) ПРОХОДИЛИ ИЛИ НЕ ПРОХОДИЛИ МЕРОПРИЯТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ДНЕМ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА? И ЕСЛИ ПРОХОДИЛИ, В НИХ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ МНОГО ИЛИ МАЛО ЛЮДЕЙ?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100512718272940475337352816373216234023713174023
не проходили 54 54 54 54 48 57 57 56 53 52 56 55 70 59 49 42 59 60 43 21 23 46 56 86
много 4 4 6 2 7 4 3 3 5 6 4 3 3 6 4 4 7 3 6 10 6 2 4 4
мало 7 6 8 8 8 8 6 8 7 7 7 7 2 6 9 10 4 7 10 19 9 10 7 1
затрудняюсь ответить 34 35 32 36 37 31 35 33 35 34 33 35 25 30 38 44 30 30 41 50 62 42 33 9

А ВЫ ЛИЧНО ИЛИ КТО-ТО ИЗ ЧЛЕНОВ ВАШЕЙ СЕМЬИ ПРИНИМАЛИ ИЛИ НЕ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ДНЕМ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА? (Ответы заявивших, что там, где они живут, проходили мероприятия, связанные с Днем народного единства.)


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100512718272940475337352816373216234023713174023
принимал(-а) участие я сам(-а) 1 2 2 1 2 2 1 1 2 2 2 1 0 2 1 1 1 1 3 0 2 0 1 2
принимал(-а) участие я и члены семьи 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0 0
принимали участие только члены семьи 1 0 1 0 2 0 0 0 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 0 0 1 2 0 0
никто не принимал участия 41 42 41 42 46 39 39 39 42 43 40 39 28 36 46 53 38 36 50 74 72 50 38 10
затрудняюсь ответить 2 2 3 3 2 2 3 3 2 2 1 4 2 3 3 2 0 2 3 5 2 2 3 1

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НУЖЕН ИЛИ НЕ НУЖЕН В РОССИИ ТАКОЙ ПРАЗДНИК, КАК ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА?


Россия, всеДоверие В.ПутинуАдаптацияПолВозрастОбразованиеДоход на члена семьиТип населенного пункта
доверяюотчасти доверяю, отчасти нетне доверяюоптимистыадаптированные пессимистынеадаптированные пессимистымужскойженский18 - 35 лет36 - 54 лет55 лет и старшениже среднегосреднее общеесреднее специальноевысшеедо 1500 руб.1501 - 2999 руб.3000 руб. и болееМосквамегаполисбольшой городмалый городсело
Доли групп100512718272940475337352816373216234023713174023
нужен 45 51 43 33 59 48 34 42 47 54 40 39 37 43 47 51 47 41 46 68 44 39 42 48
не нужен 36 30 37 52 27 32 44 40 32 29 41 37 35 34 38 35 35 38 40 19 43 37 38 32
затрудняюсь ответить 19 18 20 15 15 19 22 18 20 17 19 24 28 23 15 13 18 21 14 14 13 24 20 20





База данных ФОМ > Алфавитный перечень категорий > 0-9 > Все Доминанты за 2003 год > Выпуск 03 от 23 января 2003 г. >  >  > Доминанты. Поле мнений > Все Доминанты за 2005 год > Доминанты 46 от 17 ноября 2005 г. > День народного единства