04.03.2004, Опрос населения
|
Согласно российской Конституции, мужчины и женщины имеют равные права и равные возможности для их реализации. Отсюда следует, что женщины и мужчины должны иметь одинаковый доступ к профессиям и должностям, не должно быть дискриминации по половому признаку в оплате труда, шансы на повышение по службе также должны быть равными. На деле же, как известно, идеи гендерного равенства часто не только не воплощаются, но и очень по-разному интерпретируются.
В первую очередь отметим, что степень актуальности вопроса о равенстве возможностей в сфере профессиональной реализации, судя по данным массового опроса, заметно варьируется в разных группах населения. О дискриминации женщин на работе чаще говорят образованные, относительно обеспеченные респонденты, жители мегаполисов и крупных городов. Жители сел, малообеспеченные граждане, люди с менее высоким уровнем образования, напротив, чаще говорят о наличии гендерного равенства и даже о привилегированном положении женщин на службе. Скорее всего, это различие – отражение разных производственных ситуаций, сложившихся в сфере высококвалифицированного труда, с одной стороны, и сфере низкоквалифицированного труда, с другой. В сфере высококвалифицированного труда существует больше возможностей для карьерного продвижения и профессионального роста, гендерные производственные роли закреплены не очень четко, соответственно, более вероятна 'гендерная конкуренция' (и, как одно из сопутствующих ей явлений, – наличие 'стеклянного потолка' для карьеры женщин). Кроме того, можно предположить, что при декларируемом равенстве возможностей и отсутствии четко определенных 'гендерных барьеров' реальные статусные и материальные различия ощущаются более остро. В сфере низкоквалифицированного труда – напротив, меньше возможностей для профессионального продвижения и производственной динамики вообще, более жестко закреплены гендерные различия в профессиях и должностях – соответственно, предпосылок для конкуренции существенно меньше. Следовательно, здесь меньше поводов – но не оснований – говорить о дискриминации женщин.
По мнению большей части респондентов (58%), сейчас на предприятиях и в организациях принята практика 'двойного стандарта': у мужчин возможностей для продвижения больше, чем у женщин. Вдвое реже (30%) звучало мнение, что женщины и мужчины имеют равные возможности профессионального роста. За последние три года (впервые этот вопрос задавался в 2001 году) соотношение мнений не изменилось: тогда 59% респондентов ответили, что у мужчин возможностей больше, 30% – что возможности равны. Заметим, что женщины чаще считают себя ущемленными в реализации своих прав, чем признаются таковыми мужчинами:
Вопрос: 'Одни считают, что женщины и мужчины имеют равные возможности для продвижения по службе, другие считают, что у мужчин таких возможностей больше. С какой точкой зрения – с первой или второй – Вы согласны?'
|
Все |
Пол |
мужчины |
женщины |
С первой |
30 |
32 |
29 |
Со второй |
58 |
55 |
62 |
Затрудняюсь ответить |
11 |
13 |
10 |
|
Обращает на себя внимание тот факт, что респонденты заметно реже говорят о гендерном равенстве на работе, чем о гендерном равенстве вообще, в целом. Только 30% опрошенных посчитали, что женщина пользуется равными с мужчиной возможностями для продвижения по службе. В то же время половина участников опроса (т. е. в полтора раза большая доля) уверены, что сегодня у женщин не меньше возможностей реализовывать зафиксированные в Конституции права, чем у мужчин: 10% считают, что у женщин этих возможностей больше, 41% – что столько же. Особенно заметно это различие в ответах мужчин. Кроме того, если в том, что касается работы, мужчины чаще признают свое привилегированное положение, чем говорят о равенстве возможностей (см. таблицу выше), то в вопросе о 'правах и возможностях вообще' они более склонны говорить о равенстве.
Вопрос: 'По российской Конституции женщины и мужчины имеют равные права. Как Вы думаете, у кого сегодня больше возможностей реализовать свои права – у женщин, у мужчин, или их возможности равны?'
|
Все |
Пол |
мужчины |
женщины |
У женщин |
10 |
11 |
9 |
Возможности равны |
41 |
48 |
35 |
У мужчин |
43 |
35 |
50 |
Затрудняюсь ответить |
6 |
6 |
6 |
|
Итак, по мнению очень многих респондентов, в целом в российском обществе имеет место гендерное равенство, однако в производственной сфере в более выигрышном положении оказываются мужчины.
В реализации каких же прав возможности женщин и мужчин равны, если в профессиональной сфере они отсутствуют? Этот смысловой разрыв объясним, если предположить, что, отвечая на 'абстрактный' вопрос о существовании равенства, респонденты имели в виду другую, внерабочую сферу жизни, 'компенсирующую' 'производственное неравенство'. Респонденты, дающие такой паттерн ответов – 'на работе возможностей больше у мужчин, но в целом возможности мужчин и женщин равны', – воспроизводят представления о 'естественном предназначении' женщины, основная сфера самореализации которой, по их мнению, – не в сфере профессиональной деятельности, а в семье. По степени распространенности этого паттерна ответов косвенно можно судить о степени распространенности патриархатных гендерных стереотипов. Даже среди тех респондентов, кто посчитал, что у женщин не меньше, чем у мужчин, возможностей реализовать свои конституционные права, половина соглашается, что к работе, карьере это не относится.
Вопрос: 'Одни считают, что женщины и мужчины имеют равные возможности для продвижения по службе, другие считают, что у мужчин таких возможностей больше. С какой точкой зрения – с первой или второй – Вы согласны?'
|
Возможностей реализовать свои права больше... |
у женщин |
возможности равны |
у мужчин |
С первой |
47 |
44 |
15 |
Со второй |
41 |
42 |
81 |
|
В принципе, большинство россиян (72%) считают нужным, чтобы женщины имели равные с мужчинами возможности для продвижения по службе (14% наших сограждан полагают, что это не нужно). Как и в остальных рассмотренных вопросах, мужчины чаще склонны придерживаться патриархатной модели гендерного распределения ролей в обществе и на производстве; женщины же чаще выступают за гендерное равенство (о необходимости равенства возможностей для продвижения по службе говорят 67% мужчин и 75% женщин; не считают это нужным 17% мужчин и 12% женщин). Чаще остальных за женское равноправие выступают респонденты с высшим образованием; реже – жители села.
Вопрос: 'Как Вы считаете, нужно или не нужно, чтобы женщины имели равные с мужчинами возможности для продвижения по службе?'
|
Все |
Пол |
Образование |
Тип населенного пункта |
мужчины |
женщины |
ниже среднего |
среднее общее |
среднее спец. |
высшее |
мегаполис |
большой город |
малый город |
село |
Нужно |
72 |
67 |
75 |
64 |
70 |
74 |
80 |
73 |
73 |
75 |
64 |
Не нужно |
14 |
17 |
12 |
10 |
15 |
16 |
14 |
11 |
14 |
13 |
18 |
Затр. ответить |
14 |
15 |
13 |
26 |
16 |
10 |
6 |
16 |
13 |
12 |
18 |
|
Респонденты, которые полагают, что женщинам не нужны равные с мужчинами возможности для продвижения по службе, ссылаются на традиционную, патриархатную модель гендерного распределения ролей и сфер ответственности. Они утверждают, что призвание и место женщины – это семья, а призвание и место мужчины – это работа, и не следует изменять такой порядок вещей. Некоторые упоминают про 'силу' мужчины и про 'слабость' женщины, предопределяющих подобное разграничение сфер:
- 'А чего им там делать? Семьями надо заниматься'; 'дети, семья – для женщины это главное'; 'должны сидеть дома, готовить, убирать'; 'женщины природой нацелены на создание семьи'; 'женщина – хранительница очага'; 'мужик должен обеспечить жену'; 'мужчина – добытчик'; 'мужчины – сильная половина женщины'; 'женщина слабее'
(открытый вопрос).
Доля респондентов, заявивших о ненужности равенства возможностей в профессиональной сфере, сравнительно невелика – 14%. Но и среди тех, кто признал его необходимым, есть такие, кто отталкивается от той же патриархатной модели гендерного взаимодействия – однако, учитывая реальную социальную ситуацию, несколько корректирует свои взгляды. Некоторые из участников опроса упоминали, что сегодня женщины просто вынуждены добиваться возможности работать наравне с мужчинами – и часто не от хорошей жизни: им надо обеспечить себя и семью. За этими репликами стоит априорное убеждение, что если бы была такая возможность, женщины предпочли бы опереться на 'мужчину-добытчика' и снять с себя обязанность зарабатывать на кусок хлеба:
- 'Потому что есть и матери одиночки'; 'так как не всегда есть опора в жизни, и приходится рассчитывать на свои возможности'
(открытый вопрос).
Внятных ценностных обоснований нужности (или ненужности) равенства возможностей на службе в общем массиве ответов немного. Более четко объяснить свою точку зрения удается выступающим 'против' гендерного равенства и 'за' патриархатную модель гендерной организации общества (возможно, потому, что они ссылаются на более укорененную в культуре модель). Большинство суждений респондентов, в той или иной степени склоняющихся к идеалу гендерного равенства, амбивалентны и не содержат сколько-нибудь четкого ценностного обоснования этой позиции. Но все же можно выделить здесь три типа мотивов.
Первый тип аргументации – это отсылка к общедемократическому принципу равенства, согласно которому в обществе на институциональном уровне не должно существовать и тем более – закрепляться какой-либо дискриминации (заметим, это не противоречит идее наличия определенного 'естественного неравенства' – речь идет не о равенстве потенциалов, а о принципиальном равенстве возможностей):
- 'Живем не в Африке'; 'мы не мусульмане'; 'я считаю, что ни к чему снова одевать на нее чадру'
(открытый вопрос).
Вторая группа мотивов – утверждение о том, что женщины обладают не меньшими, чем мужчины, способностями и потенциалом, и посему способны конкурировать с ними на равных:
- 'Знания и работа от пола не зависят'
(открытый вопрос).
Заметим, что реплики о превосходстве делового и профессионального потенциала женщин звучали даже чаще, чем о его равенстве мужскому:
- 'Во многих случаях женщины – более умный народ'; 'женщины требовательнее'; 'женщины честнее'; 'они более терпеливы и тактичны'; 'женщины более работоспособны'; 'женщины – более надежные работники, они ответственнее и терпеливее'; 'у женщин более хозяйственный взгляд'; 'женщины руководят лучше, чем мужчины'
(открытый вопрос).
Третья группа доводов – это признание стремления женщин ориентироваться на карьерный рост столь же обоснованным, правомерным и естественным, как и аналогичное стремление мужчин:
- 'Женщины тоже хотят делать карьеру'; 'пускай, если женщина хочет себя реализовать'; 'пускай, если хочет, делает карьеру'; 'пусть будут сильные женщины'; 'пусть реализует свои возможности'; 'пусть самоутверждаются'; 'если женщина выбирает такой путь – дело ее'; 'если им хочется, то пусть'; 'женщина должна сама выбирать, что ей делать'
(открытый вопрос).
Можно было бы предположить, что мотивы, по которым респонденты принимают или отвергают идею гендерного равенства, будут различаться в зависимости от их социального статуса и пола. Однако значимых различий по социально-демографическим параметрам практически не наблюдается. Подчеркнем еще раз, что эти объяснения касаются не столько обоснования равенства как такового, сколько описания места работы в жизни женщины и места женщины в жизни общества.
Подводя итог, отметим, что права женщин в трудовой сфере – это вопрос с очень давней социальной историей. В зависимости от социально-исторического контекста он приобретал разное звучание, но суть проблемы оставалась неизменной: можно ли признать за женщиной желание и право, равноценные желанию и праву мужчины, работать вне семьи. Это не только вопрос о степени демократизации общества или о модели гендерного взаимодействия в публичном пространстве. В равной степени это вопрос о семье – о распределении внутрисемейных ролей, о степени разделенности 'семейной' и 'общественной' сфер жизни.
Как показывают данные, за рассуждениями о равенстве женщин и мужчин в профессиональной сфере кроются совершенно различные жизненные и служебные ситуации, различная степень вовлеченности в проблему и в конечном итоге, различные культурные модели женской 'профессиональной биографии' а следовательно – и модели семьи. Некоторые придерживаются ориентации на традиционную модель семьи, подразумевающую четкое разграничение мужской и женской сфер деятельности и ответственности: мужчина – добытчик и кормилец, его дело – профессиональная карьера, женщина – хранительница очага, ее дело – поддерживать уют и обеспечивать благополучие домашних. Большинство склоняется к более 'модернизированной' модели семьи – предполагающей равноправие (и равные обязанности) супругов и в том, что касается домашних дел, и в том, что касается профессиональной работы. Впрочем, и здесь на деле сохраняется норма, отводящая женщинам – заботу о семье, а мужчинам – карьеру: даже если женщина работает, ее заработок часто считается 'дополнительным' к зарплате мужа; о карьере женщины как о жизненной цели речь обычно не идет. Вместе с тем, наряду с 'традиционной' и 'двухзарплатной' моделями семей присутствует и 'двухкарьерная' – модель, в которой оба супруга в равной степени ориентированы на профессиональный рост и карьерные достижения. К последней более склонны представители молодежи и среднего поколения, чем люди старшего возраста.
|
|
ПО РОССИЙСКОЙ КОНСТИТУЦИИ ЖЕНЩИНЫ И МУЖЧИНЫ ИМЕЮТ РАВНЫЕ ПРАВА. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, У КОГО СЕГОДНЯ БОЛЬШЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕАЛИЗОВАТЬ СВОИ ПРАВА - У ЖЕНЩИН, У МУЖЧИН, ИЛИ ИХ ВОЗМОЖНОСТИ РАВНЫ?
ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ЖЕНЩИНЫ И МУЖЧИНЫ ИМЕЮТ РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ПО СЛУЖБЕ, ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО У МУЖЧИН ТАКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ БОЛЬШЕ. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ - С ПЕРВОЙ ИЛИ ВТОРОЙ - ВЫ СОГЛАСНЫ?
А КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, НУЖНО ИЛИ НЕ НУЖНО, ЧТОБЫ ЖЕНЩИНЫ ИМЕЛИ РАВНЫЕ С МУЖЧИНАМИ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ПО СЛУЖБЕ?
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ ЖЕНЩИНЫ ИМЕЛИ РАВНЫЕ С МУЖЧИНАМИ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ПО СЛУЖБЕ?
(в % от числа опрошенных по России)
Должно быть равноправие, женщины не хуже мужчин |
|
27 |
- 'А в чем разница?'; 'а как иначе? Равноправие'; 'в этом принцип равенства по Конституции'; 'все должны быть равны – зачем женщину ограничивать?'; 'все должно быть на равных правах'; 'все должны – все люди'; 'все достойны повышения'; 'женщины должны быть равны'; 'женщины – не хуже'; 'женщины – тоже люди'; 'в цивилизации живем: и женщина – человек'.
|
|
|
|
|
|
Положительные качества женщин |
|
14 |
Ум, мудрость |
8 |
|
- 'В ней заложено от природы больше сообразительности, выживаемости'; 'во многих случаях женщины – более умный народ'; 'где-то женщины умнее мужчин'; 'есть женщины умнее мужчин'; 'есть и женщины очень умные'; 'есть много умных женщин'; 'женская логика более лояльна'.
|
|
|
Выносливость, трудолюбие, энергичность |
3 |
|
- 'Женщины более работоспособны'; 'женщины могут работать не хуже'; 'многое лежит на плечах женщин'; 'по жизни женщины выносливей мужчин'; 'так считалось всегда, женщины всегда были сильнее мужчин'; 'женщины многие активнее...'; 'потому что есть энергичные, активные женщины...'; 'вся Россия держится на женщинах'.
|
|
|
Ответственность, организованность, серьезность |
2 |
|
- 'Более ответственные'; 'дисциплинированные'; 'женщина несет больше ответственности за последующее поколение, она – создатель семьи и воспитатель детей'; 'женщины более ответственны'; 'женщины к работе относятся ответственнее, чем мужчины'; 'у женщин больше усидчивости'.
|
|
|
Хозяйственность, заботливость |
1 |
|
- 'Больше понимает – хозяйка'; 'женщина лучше, хозяйственней'; 'лучше бы решались хозяйственные вопросы и меньше было бы агрессии'; 'так как женщина – это мать, она будет лучше заботиться о стране'; 'у женщин более хозяйственный взгляд'; 'хозяйка дома'; 'женщины более снисходительны, они – матери'.
|
|
|
Другие положительные качества |
3 |
|
- 'Женщина меньше продажна, чем мужчина'; '...более чистоплотная'; 'женщину труднее купить, то есть подкупить'; 'женщины более реальны и нежнее'; 'женщины требовательнее'; 'женщины честнее'; 'они более терпеливы и тактичны'; 'с женщинами проще договориться'.
|
|
|
|
|
|
Пол не имеет значения, важны деловые качества |
|
5 |
- 'Важны качества, а не пол'; 'зависит все от головы, от знаний и способностей'; 'знания и работа от пола не зависят'; 'если человек умный, то какая разница?'; 'важно, что женщина может'; 'если есть данные, то почему бы и нет?'; 'если женщины способны, то пусть добиваются, чего хотят'; 'если они одинаково знают свою работу, то почему бы и нет?'.
|
|
|
|
|
|
Так лучше для дела |
|
4 |
Женщины – хорошие руководители |
2 |
|
- 'Женщины руководят лучше, чем мужчины'; 'женщины способны руководить так же, как и мужчины'; 'на работе встречал хороших руководителей-женщин'; 'они тоже иногда хорошие мысли подают и руководят хорошо'; 'есть женщины, которые могут быть руководителями'; 'женщины лучше руководят, они добрее'.
|
|
|
Женщины обеспечивают четкость и порядок в делах |
1 |
|
- 'Больше было бы порядка'; 'порядка будет больше'; 'чтобы навести порядок'.
|
|
|
Некоторые профессии больше подходят для женщин |
1 |
|
- 'В некоторых отраслях женщины соображают намного лучше'; 'в некоторых отраслях, как медицина, образование, необходима именно возможность <руководить> женщинам'; 'есть такие отрасли, где лидером, безусловно, должна быть женщина'; 'смотря в какой сфере – там, где нужна женская логика или мышление, там обязательно нужны возможности женщины'.
|
|
|
Так лучше в целом |
1 |
|
- 'Больше пользы будет'; 'было бы лучше'; 'так будет лучше для страны'; 'так надо'; 'так необходимо'.
|
|
|
|
|
|
Это справедливо, не должно быть дискриминации женщин |
|
3 |
- 'Дискриминация женщин – ее нужно искоренить'; 'мы не мусульмане'; 'надо разбавить мужское засилье'; 'не должно быть дискриминации'; 'не занижать права женщин'; 'не надо ущемлять наши права'; 'это будет по справедливости'; 'так справедливо'.
|
|
|
|
|
|
Женщине приходится обеспечивать семью, она должна быть независимой |
|
3 |
- 'Женщине приходится иногда быть одной, ей не на кого надеяться'; 'женщине семью кормить нужно, если мужа нет'; 'потому что есть и матери-одиночки'; 'так как не всегда есть опора в жизни, и приходится рассчитывать на свои возможности'; 'независимость должны иметь'; 'женщина должна быть независимой'; 'женщине нужно воспитывать детей, а для этого нужны деньги'; 'им надо тоже кормить детей'; 'чтоб обеспечить семью'; 'для повышения благосостояния'.
|
|
|
|
|
|
Женщина должна иметь возможности самореализации |
|
3 |
- 'Женщины тоже хотят делать карьеру'; 'пускай, если женщина хочет себя реализовать'; 'пускай, если хочет делает карьеру'; 'пусть реализует свои возможности'; 'пусть самоутверждаются'; 'реализовать себя в жизни'; 'все могут реализовать себя'.
|
|
|
|
|
|
Женщины лучше мужчин |
|
2 |
- 'Мужики стали идти не в ту степь'; 'мужики не работают и не хотят содержать семьи'; 'мужчины – альфонсы...'; 'мужчины стали трусливыми в семейной жизни'; 'сейчас мужчин мало, они все пьют'; 'все мужчины пьют'; 'женщины лучше'; 'если женщина не будет руководить мужчиной, то толку не будет'; 'женщина лучше разбирается во всем'; 'женщины быстрее добьются всего'; 'я больше женщинам доверяю';
|
|
|
|
|
|
Это зависит от желания женщины |
|
2 |
- 'Да пусть тоже карьерой занимается, если хочет, – зачем мешать?'; 'если женщина выбирает такой путь – дело ее'; 'если им хочется, то пусть'; 'женщина должна сама выбирать, что ей делать'; 'кто хочет сделать карьеру'; 'кто хочет – пусть движется'; 'все должно зависеть от желания человека'.
|
|
|
|
|
|
Сейчас такая жизнь, такое время |
|
1 |
- 'Время сейчас такое, что женщине надо быть наравне с мужчиной'; 'потому что сейчас у многих женщин зарабатывать деньги получается лучше, чем у мужчин'; 'да сейчас так уже и есть'; 'женщины сейчас эмансипированы, и достойны этого'; 'так как время такое – женщины способны заработать на семью'; 'так как такое общество сегодня'; 'так подсказывает жизнь'; 'такая жизнь'.
|
|
|
|
|
|
Это мое мнение |
|
1 |
- 'Жизненный опыт подсказывает'; 'каждый имеет свое мнение'; 'потому что так считаю'; 'так я думаю'.
|
|
|
|
|
|
Роль женщины в жизни общества велика |
|
1 |
- 'Еще на Руси были хорошие княгини, императрицы'; 'конечно, нужно – издавна в России много умных и толковых женщин-руководителей'; 'женщины должны принимать активное участие в жизни страны'; 'женщин большинство в стране'; 'без женщин не обойтись'.
|
|
|
|
|
|
Я – женщина |
|
1 |
- 'Потому что я – женщина'; 'я сама – женщина'; 'я – женщина'.
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
1 |
- 'В России очень мало женщин-руководителей, особенно в правительстве'; 'если освободиться от кастрюль и работать, то можно успешно двигаться по служебной лестнице'; 'из этических соображений'; '...для женщины это не должно быть самоцелью'; 'страны хорошо живут с женщинами-президентами'; 'так интереснее жить'; 'чтобы не было конфликтов между мужчинами и женщинами'; 'чтобы женщины могли взять верх'; 'женщина и так везде в семье главная'.
|
|
|
|
|
|
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
|
40 |
|
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО НЕ НУЖНО, ЧТОБЫ ЖЕНЩИНЫ ИМЕЛИ РАВНЫЕ С МУЖЧИНАМИ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ПО СЛУЖБЕ?
(в % от числа опрошенных по России)
Женщина должна заниматься домом и детьми |
|
6 |
- 'А чего им там делать? Семьями надо заниматься'; 'дети, семья – для женщины это главное'; 'должна сидеть на кухне'; 'должны сидеть дома: готовить, убирать'; 'ей место дома'; 'женщины природой нацелены на создание семьи'; 'женщина – дом, семья'; 'женщина – хранительница очага'; 'женщина больше домохозяйка'.
|
|
|
|
|
|
Мужчины – сильный пол, они должны руководить |
|
3 |
- 'В руководстве должны быть мужчины'; 'всегда победят мужчины'; 'должен быть один хозяин'; 'мужчина есть мужчина'; 'мужчины – сильная половина'; 'мужчины – сильная половина женщины'; 'мужчины более конкретны'; 'по природе мужчина – хозяин'.
|
|
|
|
|
|
Мужчина должен зарабатывать деньги и обеспечивать семью |
|
2 |
- 'Мужик должен обеспечить жену'; 'мужчина должен обеспечить семью'; 'мужчина – добытчик'; 'мужчина должен зарабатывать'; 'мужчина должен содержать семью'.
|
|
|
|
|
|
Женщин нельзя допускать к руководству, не хочу этого |
|
1 |
- 'Если женщина у власти, то порядка нет, это все равно что женщина за рулем – обезьяна с гранатой'; 'женщин к власти допускать нельзя'; 'женщину-президента я не хочу'; 'не бабское это дело – руководить'; 'не женское дело – государственная политика'; 'плохо, когда женщины командуют'.
|
|
|
|
|
|
Женщина есть женщина, каждому – свое |
|
1 |
- 'Женщина должна быть женщиной'; 'женщина есть женщина'; 'женщины – это другое племя'; 'жизнь показывает: у нее своих дел много'; 'у каждого своя цель'.
|
|
|
|
|
|
Мужчины лучше женщин |
|
1 |
- 'Мужчина всегда лучше'; 'мужчины на голову выше женщин'; 'мужчины умнее женщин'; 'роль мужчины важнее в обществе'; 'у мужчин больше мозгов'; 'у мужчины есть практически все способности для этого, а у женщины нет'.
|
|
|
|
|
|
Женщина – слабый пол |
|
<1 |
- 'Женщина слабее'; 'женщина должна быть слабее, чем мужчина'; 'женщины не уверены в себе, в своих поступках'; 'потому что женщины слабее'; 'при нынешней системе очень трудно выбиться, у мужчин сил больше'.
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
1 |
- 'И так женщинам больше достается'; 'наши женщины уходят из семьи не от хорошей жизни'; 'столько сложностей самим женщинам'; 'у них и так все хорошо получается'; 'я так считаю'.
|
|
|
|
|
|
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
|
2 |
|
|
|
Вопрос не задавался |
|
86 |
|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 28-29 февраля 2004 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов, 100 из которых входят и в общероссийскую выборку. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
|
|
ПО РОССИЙСКОЙ КОНСТИТУЦИИ ЖЕНЩИНЫ И МУЖЧИНЫ ИМЕЮТ РАВНЫЕ ПРАВА. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, У КОГО СЕГОДНЯ БОЛЬШЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕАЛИЗОВАТЬ СВОИ ПРАВА - У ЖЕНЩИН, У МУЖЧИН, ИЛИ ИХ ВОЗМОЖНОСТИ РАВНЫ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 8 | 6 | 5 | 4 | 43 | 66 | 14 | 32 | 32 | 34 | 46 | 54 | 35 | 36 | 29 | 17 | 34 | 35 | 14 | 23 | 37 | 29 | 13 | 16 | 38 | 26 | 27 | 11 | 14 | 22 | 6 | 15 | 5 | 100 | 43 | 56 | 31 | 39 | 29 | |
у женщин | 10 | 8 | 6 | 9 | 6 | 4 | 12 | 9 | 8 | 10 | 8 | 12 | 11 | 9 | 9 | 12 | 9 | 12 | 11 | 8 | 9 | 14 | 9 | 7 | 6 | 8 | 11 | 12 | 7 | 7 | 9 | 13 | 7 | 13 | 14 | 7 | 9 | 6 | 11 | 8 | 3 |
возможности равны | 41 | 44 | 42 | 41 | 45 | 51 | 41 | 42 | 42 | 46 | 41 | 37 | 48 | 35 | 45 | 41 | 36 | 34 | 45 | 41 | 39 | 44 | 38 | 43 | 39 | 36 | 42 | 43 | 42 | 36 | 36 | 42 | 44 | 47 | 35 | 43 | 49 | 38 | 54 | 39 | 37 |
у мужчин | 43 | 42 | 44 | 43 | 43 | 42 | 43 | 43 | 44 | 42 | 45 | 42 | 35 | 50 | 42 | 43 | 44 | 39 | 38 | 47 | 50 | 36 | 45 | 46 | 51 | 51 | 41 | 36 | 42 | 55 | 47 | 42 | 38 | 35 | 49 | 45 | 36 | 52 | 35 | 48 | 51 |
затрудняюсь ответить | 6 | 6 | 7 | 7 | 7 | 4 | 5 | 6 | 7 | 3 | 5 | 10 | 6 | 6 | 4 | 4 | 11 | 15 | 6 | 3 | 2 | 7 | 8 | 3 | 5 | 5 | 5 | 9 | 9 | 2 | 9 | 3 | 11 | 5 | 3 | 5 | 6 | 4 | 1 | 5 | 9 |
ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ЖЕНЩИНЫ И МУЖЧИНЫ ИМЕЮТ РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ПО СЛУЖБЕ, ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО У МУЖЧИН ТАКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ БОЛЬШЕ. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ - С ПЕРВОЙ ИЛИ ВТОРОЙ - ВЫ СОГЛАСНЫ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 8 | 6 | 5 | 4 | 43 | 66 | 14 | 32 | 32 | 34 | 46 | 54 | 35 | 36 | 29 | 17 | 34 | 35 | 14 | 23 | 37 | 29 | 13 | 16 | 38 | 26 | 27 | 11 | 14 | 22 | 6 | 15 | 5 | 100 | 43 | 56 | 31 | 39 | 29 | |
с первой | 30 | 35 | 21 | 30 | 28 | 27 | 31 | 33 | 24 | 36 | 25 | 28 | 32 | 29 | 36 | 29 | 24 | 27 | 34 | 29 | 29 | 34 | 28 | 30 | 23 | 28 | 30 | 34 | 30 | 28 | 25 | 30 | 26 | 42 | 19 | 33 | 36 | 31 | 48 | 28 | 24 |
со второй | 58 | 57 | 63 | 59 | 58 | 63 | 58 | 57 | 64 | 54 | 64 | 59 | 55 | 62 | 53 | 61 | 61 | 53 | 55 | 62 | 63 | 54 | 60 | 60 | 63 | 60 | 59 | 54 | 56 | 65 | 63 | 60 | 63 | 49 | 60 | 56 | 51 | 61 | 42 | 60 | 66 |
затрудняюсь ответить | 11 | 8 | 15 | 11 | 14 | 9 | 11 | 10 | 12 | 10 | 11 | 12 | 13 | 10 | 11 | 10 | 14 | 20 | 11 | 9 | 8 | 12 | 12 | 10 | 14 | 11 | 11 | 12 | 14 | 7 | 11 | 10 | 11 | 9 | 21 | 10 | 12 | 8 | 10 | 11 | 10 |
А КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, НУЖНО ИЛИ НЕ НУЖНО, ЧТОБЫ ЖЕНЩИНЫ ИМЕЛИ РАВНЫЕ С МУЖЧИНАМИ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ПО СЛУЖБЕ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 8 | 6 | 5 | 4 | 43 | 66 | 14 | 32 | 32 | 34 | 46 | 54 | 35 | 36 | 29 | 17 | 34 | 35 | 14 | 23 | 37 | 29 | 13 | 16 | 38 | 26 | 27 | 11 | 14 | 22 | 6 | 15 | 5 | 100 | 43 | 56 | 31 | 39 | 29 | |
нужно | 72 | 73 | 67 | 77 | 80 | 81 | 70 | 73 | 73 | 76 | 70 | 70 | 67 | 75 | 75 | 71 | 68 | 64 | 70 | 74 | 80 | 70 | 70 | 74 | 73 | 73 | 75 | 64 | 70 | 80 | 76 | 67 | 65 | 77 | 65 | 74 | 69 | 79 | 77 | 71 | 75 |
не нужно | 14 | 13 | 14 | 13 | 11 | 14 | 15 | 15 | 15 | 14 | 15 | 15 | 17 | 12 | 14 | 16 | 12 | 10 | 15 | 16 | 14 | 15 | 14 | 14 | 11 | 14 | 13 | 18 | 14 | 13 | 14 | 16 | 13 | 13 | 15 | 17 | 21 | 13 | 16 | 18 | 16 |
затрудняюсь ответить | 14 | 14 | 19 | 10 | 8 | 5 | 14 | 13 | 12 | 11 | 15 | 15 | 15 | 13 | 11 | 12 | 20 | 26 | 16 | 10 | 6 | 14 | 15 | 12 | 16 | 13 | 12 | 18 | 16 | 7 | 10 | 17 | 23 | 10 | 20 | 9 | 10 | 8 | 7 | 11 | 9 |
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 28-29 февраля 2004 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
|
|