|
После теракта на Дубровке особенно актуальной для общества стала проблема взаимоотношений с чеченцами, живущими за пределами Чечни. С одной стороны, чеченцы – равноправные граждане нашей страны, которые имеют такие же права, как и все остальные россияне. С другой стороны, к ним относятся подозрительно и власти, и рядовые жители России. Нередки случаи нарушений гражданских прав чеченцев, выехавших из воюющей республики.
Нормы взаимодействия с чеченцами, выехавшими из Чечни, складываются стихийно, под влиянием традиционной для многонациональной страны установки на толерантность и в то же время – ситуативных факторов: случаев межнациональных конфликтов или, наоборот, примеров конструктивного взаимодействия.
Чтобы понять, как относятся жители мирных регионов России к чеченцам, живущим за пределами Чечни, какие складываются практики взаимодействия с ними и обыденные теории, объясняющие именно такие практики, Фонд 'Общественное мнение' провел 14-19 и 21-26 января исследование, посвященное этой теме.
Отношение к миграции чеченцев в мирные регионы России во многом определяется представлениями россиян о положении чеченцев, живущих в Чечне. Респондентам был задан вопрос: 'По Вашему мнению, общая ситуация в Чечне в последнее время улучшается, ухудшается или остается неизменной?'. Лишь около 20% опрошенных считают, что ситуация в Чечне улучшается. Больше половины респондентов (55%) полагают, что она не меняется, а 15% – что ухудшается (Опрос от 18-19 января 2003 г. См.: Референдум в Чечне // Доминанты. Поле мнений. 2003. № 003, 23 янв. (http://www.fom.ru/survey/dominant/673/1432/5170.html)). Эти данные трудно интерпретировать однозначно: люди могли иметь в виду, например, и ход военной операции, и положение мирных жителей. В связи с этим были проведены фокус-группы и опрос экспертов, в ходе которых прямо задавался вопрос о положении мирных жителей в воюющей республике. Отвечая, большинство экспертов и рядовых граждан, участвовавших в дискуссионных фокус-группах, говорили, что положение в Чечне катастрофическое.
- '
Модератор: Скажите, а как сегодня живется людям в Чечне?
Участница ДФГ: Ужасно, по-моему. Я видела беженцев – кошмар! Они три года в палатках, каждый день умирают – буквально десятки людей! Просто жуть!' (ДФГ, Самара).
Вина за это возлагается в первую очередь на федеральные власти. Похоже, устойчивым становится убеждение, что российские элиты – политики, военные, банкиры – заинтересованы в том, чтобы война продолжалась.
- 'Все вспоминают, что когда наши войска были готовы разгромить боевиков, им не дали: откладывали приказ к наступлению до тех пор, пока боевики не ушли в горы. Все, естественно, думают, что это кому-то нужно – на высшем уровне'
(эксперт, Красноярск).
- 'Между чеченцами и русскими не было вражды. Всю вражду затевают политики. Я не встречал человека, который не считает, что война, которую ведут в Чечне, – война за деньги. В этой войне заинтересованы как российская, так и чеченская сторона – эти так называемые бандиты. Кто с российской? Военные – это точно, их руками все это делается. Политики, банки – как говорится, к бабушке не ходи'
(эксперт, Кемерово).
В дискуссионных фокус-группах позиция 'рядовые россияне не виноваты в страданиях чеченцев' заявлена еще более определенно.
- 'Власть имущие и банкиры на этом деле зарабатывают просто-напросто'
(ДФГ, Самара).
- 'Наши правители сидят и делят все, и каждый кусок себе отхватывает. Они не для государства стараются'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Я из газет узнал, что на битву за Моздок было списано оружия больше, чем оружия при битве за Берлин. А потом на черном рынке оказывается большое количество оружия. Можно сделать вывод, что это кому-то нужно'
(ДФГ, Москва).
Идея о 'коллективной ответственности' чеченцев за продолжение войны в республике высказывалась и экспертами, и участниками фокус-групп крайне редко.
- 'Люди устроили сами себе бучу, резню русских, а потом говорят, что вот к нам пришла война, уйдите. Не надо было бучу поднимать'
(эксперт, Ульяновск).
- '
1-й участник: Пять лет у них была независимость, они были самостоятельным государством. Они же между собой воюют.
2-я участница: Работать они не будут, мне кажется. Годами никто не работает' (ДФГ, Самара).
Для большинства наших сограждан, таким образом, существует моральное обоснование фактов поселения чеченцев в мирных регионах России. И, как показывают данные массового опроса, материалы фокус-групп, россияне довольно часто встречаются с чеченцами в повседневной жизни.
В ходе массового опроса россиянам был задан вопрос: 'В вашем городе (селе) проживают или не проживают чеченцы?'. Утвердительно на него ответили 55% наших сограждан. Чаще о фактах проживания чеченцев по соседству говорят жители мегаполисов (77%) и больших городов (75%), а также те, кто живет в Центральном (63%) и Северо-Западном (67%) федеральных округах. Реже, чем в среднем по опросу, об этом сообщают жители Сибирского (49%) и Дальневосточного (42%) округов. Вряд ли расселение чеченцев по России – такое массовое. Скорее всего, люди склонны видеть чеченца в любом человеке с внешностью кавказца.
Тех, кто считает, что в их населенном пункте чеченцев нет, или затрудняется ответить на вопрос об их присутствии, спросили: 'Если бы в вашем городе (селе) поселились чеченцы, как бы Вы к этому отнеслись – с одобрением, с неодобрением или Вам это безразлично?'. С одобрением бы отнеслись к этому примерно десятая часть ответивших на вопрос (4% от числа опрошенных), безразлично – примерно треть (16% от числа опрошенных), неодобрительно – около половины (19% от числа опрошенных).
Личный опыт общения с чеченцами был у 29% респондентов. Чаще, чем в среднем по опросу, это жители Южного федерального округа (43%). У большинства же (68%) такого опыта не было.
Обнаружилось, что опыт общения часто оставляет позитивные впечатления. Больше половины тех, кто имел личные контакты с чеченцами (или 17% от числа опрошенных), сказали, что их впечатления в целом были положительными. Отрицательные впечатления остались примерно у трети тех, кто общался с чеченцами (9% от числа опрошенных). Примечательно, что о своих положительных впечатлениях чаще говорят люди средней возрастной группы (36-50 лет – 25%) и имеющие высшее образование (24%).
Отвечая на вопрос: 'Почему Ваши впечатления от общения с чеченцами были положительными?', респонденты чаще всего (7%) говорили, что те чеченцы, с которыми им приходилось общаться – обычные, 'нормальные' люди:
- 'Это обычные люди, измученные проблемами'
(открытый вопрос).
На втором месте (4%) – высказывания, подчеркивающие нравственные качества чеченцев: честность, обязательность, трудолюбие:
- 'Откровенны и правдивы'; 'они трудолюбивый народ'; 'добрые и щедрые люди'; 'общечеловеческие понятия и отношения, уважение к старшим'
(открытый вопрос).
Некоторые сообщали, что чеченцы включены в их постоянный круг общения:
- 'Это мои коллеги, я их уважаю'; 'работали в одной сфере – мы друг друга понимали'; 'наши соседи – замечательные люди'
(открытый вопрос).
Участники фокус-групп, по своему опыту или по опыту знакомых информированные о мирном сосуществовании русских и чеченцев в российских регионах, относятся к фактам проживания чеченцев вне Чечни спокойно, а к своим знакомым чеченцам – уважительно.
- '
1-й участник: У моей жены есть родственники в Ростовской области. Они сказали, что у них был пустующий дом. Туда приехали чеченцы, совершенно спокойно живут, устроились в колхозе, работают. И никто их не трогает, и никаких нет проблем абсолютно.
2-й участник: Есть у нас деревня Измайлово, там живет чеченская семья, процветает, рыбу ловит, кроликов развели – мы у них покупали. Мирно живут, детей штук десять. Не воюют, не стреляют' (ДФГ, Москва).
- 'На моем факультете есть чеченцы. Отношения спокойные. Всё зависит от человека'
(ДФГ, Самара).
Большая часть экспертов подтверждает, что отношение рядовых россиян к чеченцам, живущим в России, в целом лояльное. Примечательно, что представители региональных элит, живущие в соседних с Чечней регионах, как правило, говорят о терпимом отношении коренного населения к чеченцам. Они объясняют это долгой историей сосуществования казаков с горскими народами и сложившимися традициями мирного сосуществования.
- 'Мы испокон веков неизбежно должны были искать мирное существование и жить мирно с этими народами. Вот это отношение сохранилось, в общем-то, к любым представителям северокавказских народов, и чеченцам в частности'
(эксперт, Краснодар).
- 'В Ростовской области очень много людей, которые выехали из Чечни перед началом войны. Это доценты вузов, профессора. Они чувствуют себя заложниками ситуации, но эти люди ведут нормальный, цивилизованный образ жизни. Эти люди не выпадают из общества на данной территории'
(эксперт, Ростов-на-Дону).
Эксперты упоминали и о фактах помощи чеченским беженцам в регионах.
- 'У нас принимают чеченских детей в пионерские лагеря бесплатно, окружают добротой и заботой, несмотря на то, что у нас есть погибшие в Чечне'
(эксперт, Владимир).
Участники фокус-групп тоже понимают необходимость помощи чеченцам, бегущим от войны в другие регионы России.
- '
1-й участник: Там жить невозможно, пусть выезжают из Чечни, надо им помочь поселиться там, где у нас есть свободные земли.
Модератор: Вы считаете, что следует создавать условия для работы в других регионах России?
1-й участник: Да, надо им помогать здесь поселиться. Земли всем хватит.
2-я участница: Люди стремятся к мирной жизни, у них нет крыши над головой – почему же не помочь?' (ДФГ, Самара).
Послушаем теперь другую сторону – тех, у кого был негативный опыт общения с чеченцами. Напомним, что таких в нашей выборке оказалось 9%. Эти респонденты чаще всего (6%) говорят о том, что чеченцы, с которыми им доводилось встречаться, не хотят соблюдать правил общежития и законов.
- 'Они жестокие'; 'нагло себя ведут, вызывающе'; 'не соблюдают наши порядки, законы'
(открытый вопрос).
Тему несоответствия поведения приезжих чеченцев нормам культурной среды часто развивают и эксперты. По мнению многих из них, отчуждение, недоверие местного населения к чеченцам, живущим по соседству, связано с нежеланием представителей чеченской диаспоры адаптироваться к правилам. Говоря о неприязненном отношении к таким чеченцам, эксперты, как правило, подчеркивают: те, кто ведет себя уважительно по отношению к местным жителям, встречают такое же ответное отношение.
- 'У них неуважение к нашей культуре, нашим традициям. Естественно, когда люди в автобусах отказываются говорить по-русски, а говорят на своем языке – при замечании они становятся агрессивными. Но, конечно, есть исключения, как и у любого народа'
(эксперт, Красноярск).
- 'Проблема в том, что они пытаются организовать замкнутое сообщество. Не было бы проблем, если бы они вливались в общество. Я не думаю, что существуют предубеждения к цвету кожи, разрезу глаз'
(эксперт, Санкт-Петербург).
- 'А высокомерие их просто неслыханное. Высокомерие дикого человека по отношению к тому, кто связан узами культуры, какими-то правилами поведения. А они ничем не связаны, вот так себя и ведут. До тех пор, пока ногой не топнешь, хорошенько не прихлопнешь, они так и будут себя вести'
(эксперт, Екатеринбург).
Ответы на открытый вопрос показывают, что для части опрошенных стимулом недоверия к поселившимся рядом чеченцам является факт военного противостояния и случаи терактов в российских городах:
- 'Из-за терактов в Москве'; 'из-за войны в Чечне'
(открытый вопрос).
Иными словами, эти респонденты не сталкивались непосредственно с фактами противоправного или вызывающего поведения местных чеченцев, но трагедия на Дубровке, как и происходящее в Чечне, заставила их быть более настороженными по отношению к ним.
Эксперты подчеркивают, что случаи терактов привели к тому, что вместе с сочувствием возникает и недоверие, основанное на мысли, что любой чеченец может если не прямо участвовать в подготовке террористических актов в российских городах, то помогать террористам тем или иным способом.
- 'С одной стороны, русский народ, кубанцы – люди сердобольные, жалостливые. Прекрасно понимаем беды и с сочувствием относимся к тем, кто потерял кров, близких, вынужден оставить свои насиженные места. А с другой стороны, любой чеченец может оказаться представителем 'пятой колонны'. Определенное недоверие это порождает'
(эксперт, Краснодар).
- 'Эти люди предпочитают здесь зарабатывать деньги для боевиков'
(эксперт, Екатеринбург).
- 'Каждого из тех, кто занимается бизнесом, подозревают, что деньги, которые он зарабатывает, он перечисляет в поддержку чеченских сепаратистов'
(эксперт, Вологда).
Вопрос о взаимоотношениях между русскими и чеченцами, живущими в российских регионах, вызывал бурные споры на фокус-группах. Участники дискуссий говорили, что рядовые граждане России чувствуют себя рядом с чеченцами, как в прифронтовой зоне. Опасность из-за соседства может возникнуть везде: в детском саду, в подъезде собственного дома, на службе. Чеченцы становятся и непосредственным источником опасности, и как бы притягивают опасность.
- '
Модератор: А как бы вы отнеслись к тому, чтобы вашими соседями были бы беженцы из Чечни?
1-й участник: Мне бы не хотелось. Я боюсь, что этим беженцам бомбу подложат под коврик.
2-я участница: Я знаю много случаев, когда эти так называемые несчастные беженцы избивают наших маленьких детей. Они ведут себя по-хамски, начиная с малышового, горшочного возраста. А не дай Бог их два придет в группу – это уже всё, это будет маленькая Чечня в детском садике' (ДФГ, Москва).
- '
1-я участница: Простой народ жалко.
2-й участник: Ну, конечно, жалко. Но вот он ходит, здоровается с тобой – а вечером голову отрезает. Как его жалеть? (ДФГ, Новосибирск).
Враждебность и страх по отношению к чеченцам, живущим в России, стимулируется, по мнению многих экспертов, тем, что чеченцы создают криминальные и полукриминальные структуры.
- 'К чеченцам, живущим здесь, хуже отношение, чем к чеченцам, которые живут там. Потому что с чеченцами связаны криминальные события'
(эксперт, Владимир).
- 'Чеченцы контролируют полукриминальные и криминальные сферы. Это вызывает негативные реакции'
(эксперт, Санкт-Петербург).
- 'Страх перед чеченцами связан с тем, что с ними связано распространение наркотиков, противоправная деятельность'
(эксперт, Тула).
Респонденты, отвечавшие на открытый вопрос о причинах отрицательных впечатлений от встреч с чеченцами, тоже иногда говорят о случаях криминального поведения последних.
- 'Я встречался с представителями криминальных кругов чеченской национальности'
(открытый вопрос).
Ответы на открытый вопрос показывают, что настороженность и страх перед чеченцами стимулируются также проявлениями недоброжелательности со стороны чеченцев по отношению к русским на бытовом уровне, в повседневном общении.
- 'Они плохо относятся к русским, враждебно'; 'очень не любят русских и это явно показывают'
(открытый вопрос).
Как правило, и эксперты, и участники фокус-групп объясняют такое отношение войной, нарушениями прав человека в Чечне.
- 'Очень долго чеченцы будут плохо относиться к русским. Это все будет восприниматься как наличие постоянной физической угрозы от чеченцев для жизни гражданина России. Я буду бояться чеченца, потому что он ненавидит меня как россиянина'
(эксперт, Ростов-на-Дону).
- '
Модератор: Скажите, а как жители Чечни относятся сегодня к русским, как вы считаете?
Участник ДФГ: Плохо относятся. Идет война, а война связана с жестокостью, с убийствами, с нарушениями прав человека' (ДФГ, Самара).
- 'Я думаю, что в большинстве своем ненавидеть нас должны, конечно. А что мы хотим – чтобы они нам в ножки поклонились и 'спасибо' сказали?'
(ДФГ, Москва).
Лишь немногие считают, что враждебность чеченцев к русским – давний и устойчивый стереотип поведения.
- 'Они плохо всегда относились. Они же только себя за людей и считали. Со мной двое служило чеченцев, но это давно было. Они и тогда воевали, при советской власти – автомат не давали им в руки, а то возьмут и всех постреляют'
(ДФГ, Новосибирск).
Несмотря на то, что о страхе, подозрительности и даже враждебности говорилось довольно много, никто из экспертов не упомянул фактов насильственных действий коренного населения по отношению к приезжим чеченцам. Возможно, в поле опросов такие факты просто не попали. Только один эксперт заявил, что если ситуация не улучшится, т. е. если чеченцы в России не будут вести себя лояльно и законопослушно, можно будет ожидать стычек на национальной почве.
- 'Тот гнев, который пока все еще находится внутри и сдерживается, он, если эта ситуация не разрядится, куда-нибудь прорвется'
(эксперт, Екатеринбург).
Чтобы предложить обществу конструктивные стратегии снятия напряженности в отношениях между коренным населением и чеченской диаспорой, важно понять, каковы источники формирования негативных стереотипов.
Отношение большинства наших сограждан к чеченцам формируется под влиянием информации, поступающей из СМИ. Как показывают данные опроса экспертов и участников фокус-групп, СМИ – главный поставщик информации, формирующей страх и враждебность по отношению к чеченцам. В частности, многие представители региональных элит называют захват заложников в театральном центре на Дубровке поворотным событием, породившим страх перед чеченской диаспорой.
- 'К чеченцам, живущим в России, относятся отрицательно. События в 'Норд-Осте' очень сильно повлияли на это отношение. Если когда-то и возникали настроения неприятия к тем, кто живет здесь и в Чечне, то именно в эти дни'
(эксперт, Санкт-Петербург).
- 'Настроения наши изменились после московских событий на Дубровке. До этого жалеющих было больше'
(эксперт, Уфа).
Здесь стоит подчеркнуть, что эксперты и рядовые граждане не упрекают СМИ в том, что они формируют у общества античеченскую позицию, образ чеченца-злодея. Отрицательное отношение появляется под влиянием информации о взрывах и захватах заложников.
Претензии к СМИ высказываются с других позиций. Некоторые эксперты считают, что СМИ навязывают 'положительный образ чеченца в духе политкорректности' вместо того, чтобы адекватно отражать проблему взаимоотношений между русскими и чеченцами во всей ее сложности. Эти представители региональных элит полагают, что если СМИ будут говорить одно, а личный опыт – другое, ничего, кроме отторжения информации, не произойдет.
- 'Никакого положительного эффекта не вызовут рассказы в СМИ о бедных, несчастных чеченцах, которых притесняют русские милиционеры. Потому что человек реально видит этого 'бедного чеченского беженца', въезжающего на тротуар на 'Мерседесе', чтобы два шага не сделать к ларьку, и наглых чеченских подростков, вываливающих из другой дверцы, которые не могут стоять. Две секунды постоял чеченец – тротуар весь заплеван. Я не знаю, это выражение мужественности или чего?'
(эксперт, Ульяновск).
Выше мы говорили о том, что негативный личный опыт общения с чеченцами был примерно у десятой части опрошенных. Сталкивались с правонарушениями со стороны представителей чеченской диаспоры и эксперты.
- 'Есть десятилетний опыт делового общения с чеченцами. Практически ни одна из нескольких десятков фирм, организованных ими, честно не работала'
(эксперт, Санкт-Петербург).
- 'Все знают, что они стараются обходить законы. Многие живут годами, нигде не прописываясь, а налоги-то платит население. И инфраструктурой они пользуются. Конечно, люди раздражены и недовольны'
(эксперт, Санкт-Петербург).
Цинковые гробы, приходящие из Чечни, тоже не способствуют уменьшению страха и враждебности в отношении чеченцев. Те, кто вспоминает о погибших в Чечне, утверждают, что 'политкорректность' столичных СМИ обусловлена одним: москвичи в Чечне не гибнут.
- 'Провинция живет не так, как Москва. Москвичей старались пореже посылать еще с первой чеченской. А у нас через Ульяновск гробы идут в Барыш, в Инзу, в районные центры. Отношение к чеченцам сформировалось постепенно – гроздья гнева набухают. У нас регулярно на чеченскую войну ездят. Это у вас истерики в Москве, потому что воюют далеко, можно посочувствовать и той стороне, которая против нас воюет'
(эксперт, Ульяновск).
По мнению ряда экспертов, негативное отношение к чеченцам формируется во многом благодаря рассказам военнослужащих, прошедших через чеченскую войну.
- 'Демобилизованные воины, работники милиции несут эту негативную информацию'
(эксперт, Вологда).
- 'Многие ребята воюют. Возвращаются они носителями этого негативного отношения'
(эксперт, Брянск).
Таким образом, данные исследования показывают, что чеченская война породила серьезные проблемы в отношениях между чеченцами и русскими в мирных регионах России. О том, как чеченцам и русским научиться жить вместе, рассуждали эксперты. Чаще всего они говорили, что отношения между русскими и чеченцами улучшатся, если в мятежной республике будут созданы условия для нормальной жизни. Базовая предпосылка нормальных условий – прекращение разворовывания бюджетных денег, направляемых на восстановление Чечни.
- 'Сейчас разворовываются все бюджетные деньги, и все это понимают. Без решения этих вопросов нормализовать ситуацию будет трудно. Поэтому все разговоры о переселении будут лукавые. Если решить эти проблемы, то немедленно нужно заниматься переселением'
(эксперт, Ростов-на-Дону).
Эксперты, живущие по соседству с Чечней и бывающие там по служебной надобности, говорят, что в последнее время возникли позитивные изменения в деле налаживания мирной жизни в Чечне. По их мнению, корректное отношение к мирному населению могло бы снизить напряженность в отношениях между русскими и чеченцами.
- 'Это самая большая проблема – отделить террористов от не-террористов. Нужно вести себя очень корректно по отношению к обычным гражданам'
(эксперт, Ростов-на-Дону).
Несмотря на то, что многие эксперты признают факт существования в их регионе настороженного отношения к чеченцам со стороны коренного населения, никто не говорил о необходимости их насильственного переселения в Чечню или в какие-то другие регионы. Эксперты предлагали меры по адаптации чеченцев и предупреждению в их среде правонарушений, а также упоминали действия местных властей по налаживанию диалога с авторитетными людьми в чеченской диаспоре.
- 'У нас есть предприниматель, лидер чеченской диаспоры – Муса Атарханов. Когда произошел теракт в Москве, мы встречались с ним и с представителем правоохранительных органов. Говорили о том, чтобы они, с одной стороны, сообщали нам о приезде их земляков, с другой стороны, чтобы они не появлялись в публичных местах, пока эта ситуация не улеглась. Вот так – постоянный контакт'
(эксперт, Вологда).
Некоторые эксперты считают, что должны существовать особые программы по работе с чеченскими детьми.
- 'Нужна работа с детьми – это я вам говорю как педагог. В лагеря их надо привозить на неделю, на две. Дарить им что-то надо – ведь любой ребенок помнит в детстве, что ему кулек конфет дали. Чем быстрее мы за детей возьмемся, тем быстрее у нас будет мир через десять лет'
(эксперт, Липецк).
Однако в целом представления об интеграции чеченцев в местные сообщества весьма расплывчаты и фрагментарны. Готовность к толерантности, общая установка на нормальные отношения с людьми иных национальностей вообще и с чеченцами в частности в нашем обществе существует и довольно распространена. Но устойчивых представлений о том, какими должны быть алгоритмы взаимной адаптации к мирной совместной жизни, нет. Власть и интеллектуалы, влияющие на общественное мнение, не предлагают россиянам структурированных предписаний и образцов взаимодействия с чеченцами, живущими за пределами Чечни.
Тревожным фактом является 'переадресовка' недовольства. И рядовые граждане, и эксперты, говоря о фактах криминального поведения представителей чеченской диаспоры, ни разу не упомянули, что преступники чувствуют себя вольготно из-за бездействия и коррумпированности местных властей и милиции. Ответственность за преступления, совершаемые чеченцами (и не только), ложится на чеченскую диаспору, а те, кто им попустительствует, остаются в тени.
Безнаказанность преступников приводит к диффузному страху и враждебности по отношению ко всем чеченцам. Ответом на такое отношение становится закрытость чеченской диаспоры и демонстративная агрессивность некоторых ее представителей. Чеченцы образуют замкнутые сообщества, социальные анклавы в российских городах и селах во многом потому, что не знают, как осваивать социально приемлемые практики, не уходя в криминальный или полукриминальный бизнес.
|