На главный сайтПервая страница базы данныхНовые поступленияСтруктурный каталог / А-ЯТематический каталог / А-Я |
База данных ФОМ > Алфавитный перечень категорий > internet > Бюллетень "Особенности политических предпочтений пользователей Интернета"
20.11.2003, Воронин П.А. Политические предпочтения пользователей Интернета в сентябре-октябре 2003 г. Эмпирическая основа. Анализ политических предпочтений и избирательной активности проведен на основе общероссийских опросов населения в сентябре и октябре 2003 года. Общий ежемесячный размер выборки - 6000 респондентов. Доля пользователей сети Интернет составляла около 12%, т.е. более 700 респондентов ежемесячно. Исследуемая совокупность - население России в возрасте от 18 лет и старше. Выборка случайная, стратифицированная (по крупным экономико-географическим регионам и городскому / сельскому населению), трехступенчатая (административные районы - избирательные участки - жилища). Опросы проводятся в режиме личного интервью по месту жительства респондентов. Опросы, проведенные в сентябре и октябре, позволили проанализировать особенности политических предпочтений и потенциальной избирательной активности пользователей сети Интернет за первые два месяца осени, и сравнить полученные данные с результатами предыдущих исследований. Распределение политических предпочтений интернет-пользователей по партиям выглядит следующим образом: Вопрос: "Если вы примете участие в выборах в Госдуму в декабре этого года, то за какую из перечисленных партий вы скорее всего проголосуете?". Приведены данные по пяти ведущим партиям. Как видно из графиков, за последние полгода популярность партии "Единая Россия" оставалась стабильной. Рейтинг партии среди пользователей Интернета держится на уровне 21% с незначительными колебаниями. При этом популярность "Единой России" среди интернет-пользователей равна общероссийской. Уровень поддержки КПРФ пользователями сети в сентябре составлял 6%, в октябре - 7%. По сравнению с летними месяцами значимых изменений не произошло. При этом на приведенных графиках видно, что уровень поддержки КПРФ российскими пользователями Интернета значительно ниже общероссийского уровня. Так, в октябре рейтинг среди пользователей Сети равнялся 7%, а для всех жителей России - 17%. С правой стороны политического спектра наблюдается обратная ситуация. Уровни поддержки правых партий отечественными пользователями Интернета превышают общероссийские. За партию СПС в сентябре собирались проголосовать 12% отечественных пользователей Сети, а в октябре - 11%. Для сравнения - общероссийский рейтинг этой партии в сентябре составлял 5%, в октябре - 4%. Аналогичная ситуация и с партией "Яблоко". В октябре за нее собирались голосовать 7% пользователей Сети, а общероссийский рейтинг этой партии - 4%. При сравнении двух правофланговых партий между собой видно, что "Яблоко" стабильно менее популярна среди интернет-пользователей, чем СПС, при практически одинаковом общероссийском рейтинге этих партий. Уровень популярности ЛДПР среди российских пользователей Сети за последние месяцы слабо отличался от общероссийского, и осень не стала исключением. Рейтинг ЛДПР среди интернет-пользователей составлял 9% в сентябре и 8% в октябре, а среди всех жителей России - 7% и 6% соответственно. Отметим медленное, но стабильное падение уровня поддержки этой партии среди интернет-пользователей. Из результатов опросов видно, что КПРФ, являющаяся партией политического левого фланга, менее популярна среди пользователей Интернета, чем по стране в целом. С другой стороны, "правофланговые" СПС и "Яблоко" относительно более популярны у пользователей Сети. И это при идентичном рейтинге "Единой России" среди пользователей Сети и жителей страны в целом. Имеет место смещение политических предпочтений интернет-пользователей слева направо по политическому спектру. От анализа ситуации с партиями перейдем к анализу популярности отдельных политиков. Основой являются ответы на вопрос: "Представьте себе, что в ближайшее воскресенье состоятся президентские выборы с участием перечисленных политиков. За кого из этих политиков вы бы проголосовали?". Данные в графическом формате приводятся для тех политиков, которые имеют значимую разницу уровней популярности среди пользователей Интернета и жителей России в целом. Уровень поддержки лидера КПРФ Г.Зюганова среди пользователей Интернета в несколько раз ниже, чем среди всех россиян. Ситуация аналогична более низкой по сравнению с населением популярности у пользователей сети самой КПРФ. В октябре за Г.Зюганова проголосовали бы 12% россиян и только 5% интернет-пользователей. При этом популярность Г.Зюганова среди пользователей Сети относительно стабильна с апреля, и держится на уровне 4-5%. Уровень поддержки лидеров "Единой России" среди пользователей Интернета, практически не отличается от общероссийской. Так, за С.Шойгу в октябре готовы были голосовать 2% пользователей сети и столько же россиян. Уровень популярности Б.Грызлова в октябре - 1% как среди пользователей Сети, так и по России. Ю.Лужкова поддерживает - 2% пользователей Интернета и 1% россиян. Уровень популярности лидера ЛДПР В.Жириновского среди пользователей Интернета практически сравнялся с общероссийским, составив и в сентябре и в октябре 5%. Что касается лидеров "правых" партий, то за Г.Явлинского и в сентябре и в октябре отдали бы свои голоса 3% интернет-пользователей, за Б.Немцова - 2% в сентябре и 3% в октябре. Для сравнения приведем общероссийские рейтинги этих политиков. В сентябре Г.Явлинского поддерживали 2% жителей России, а Б.Немцова - 1%; в октябре оба политика имели равный рейтинг: 1%. Результаты проведенных опросов позволяют отметить, что относительно высокая популярность "Яблока" и СПС среди пользователей Сети по сравнению со всеми жителями страны по прежнему не сопровождается аналогичным повышенным рейтингом лидеров этих партий. Уровень поддержки пользователями Интернета действующего президента страны В. Путина значительно выше, чем у любого другого отечественного политика. Результаты опросов показывают, что рейтинг В.Путина среди Российских пользователей Интернета значительно выше рейтингов всех других политиков. Кроме того, среди пользователей Интернета доля людей, готовых проголосовать за В. Путина, заметно выше, чем среди жителей страны в целом. Эта разница в сентябре и октябре несколько уменьшилась (до 6% в октябре, например по сравнению с 12% в августе). Тем не менее, существование этой разницы вместе с относительно более низким по сравнению с общероссийским рейтингом Г.Зюганова и практически равными общероссийским рейтингами лидеров партий правого фланга и центра позволяет предположить, что В.Путин воспринимается пользователями Интернета как политическая фигура правого фланга политического спектра. В отношении избирательной активности значительных отличий пользователей Интернета от населения страны в целом нет. Доля пользователей Интернета, намеренных принять участие в выборах депутатов Государственной Думы в декабре этого года, в октябре составила 71%, практически не отличаясь от общероссийской (72% в октябре). |
|