|
Меньше трети респондентов утверждают, что знают, чем занимается Совет Федерации (30%). Сложно считать этот показатель высоким: 70% граждан не осведомлены о том, каковы функции верхней палаты российского Парламента.
Изменения в механизме формирования Совета Федерации, произошедшие за последние полтора года, весьма активно обсуждались в СМИ, что, казалось бы, могло привлечь внимание аудитории к данному институту. Однако этого не произошло: доля респондентов, не знающих о самом факте проведения преобразований в этой области, еще несколько выше, чем доля пребывающих в неведении относительно функций Совета Федерации – 75%. Хотя представление о том, как формируется Совет Федерации, можно считать гораздо более специализированным знанием, нежели о том, чем он вообще занимается, именно эта информация и была актуализирована в масс-медиа. И хотя вполне логично предположить, что все респонденты, воспринявшие эту 'специализированную информацию', имеют и суммарное представление о функциях Совета Федерации (а таких, действительно, большинство), все же 11% участников общероссийского опроса 'расслышали' такие сообщения, не проявляя к верхней палате особого интереса и не обладая знаниями о том, чем она занимается. Данный факт можно было бы интерпретировать как показатель воздействия на аудиторию медиакампании о Совете Федерации. Однако при этом почти половина респондентов, имеющих общее представление о функциях Совета Федерации, оказались вне данного информационного воздействия – 'медиакампания о Совете Федерации', затронув определенный сегмент публики, не обладающей ни малейшими знаниями о деятельности этого органа власти, все же 'упустила' часть тех, кто более или менее осведомлен в вопросе организации властных, законодательных структур.
Вопрос: 'Знаете ли Вы, что-то слышали или слышите сейчас впервые, что Совет Федерации формируется в настоящее время по новому принципу?'
|
Все |
Вопрос: 'Вы знаете или не знаете, чем занимается Совет Федерации?' |
Знаю |
Не знаю |
Затр. ответить |
Знаю, что-то слышал(-а) |
24 |
54 |
11 |
11 |
Слышу впервые |
62 |
39 |
77 |
58 |
Затрудняюсь ответить |
13 |
7 |
11 |
30 |
|
Можно предположить, что привлечение внимания к Совету Федерации в СМИ должно повысить значимость этой структуры в глазах граждан.
Вопрос: 'Одни говорят, что Совет Федерации играет важную, влиятельную роль. Другие не считают роль Совета Федерации важной, влиятельной. С какой точкой зрения Вы согласны – с первой или второй?'
|
Все |
Вопрос: 'Вы знаете или не знаете, чем занимается Совет Федерации?' |
Знаю |
Не знаю |
Затр. ответить |
С первой |
30 |
57 |
20 |
15 |
Со второй |
24 |
31 |
24 |
14 |
Затрудняюсь ответить |
46 |
12 |
57 |
71 |
|
Осведомленность о функциях СФ действительно влияет на суждения респондентов о важности верхней палаты, но влияет двояко: среди более осведомленных выше доля не только тех, кто высоко оценивает влиятельность Совета Федерации, но также и тех, кто подвергает эту влиятельность сомнению.
Относительно оценки изменений законодательства о принципах формирования Совета Федерации наблюдается аналогичная тенденция. Более осведомленные граждане не только чаще оказываются в принципе способны оценить нынешние и прежние принципы организации СФ, но и более критичны в своей оценке, то есть среди них выше доли и тех, кто одобряет, и тех, кто не одобряет ныне существующий механизм формирования этой палаты Парламента.
Вопрос: 'Какой принцип формирования Совета Федерации – прежний или ныне существующий – Вы считаете более правильным?' (Ответы осведомленных о факте изменения принципа формирования СФ)
в % от опрошенных в группах
|
Все |
Вопрос: 'Знаете ли Вы, что-то слышали или слышите сейчас впервые, что Совет Федерации формируется в настоящее время по новому принципу?' |
Знаю |
Что-то слышал(-а) |
Прежний |
4 |
21 |
12 |
Ныне существующий |
8 |
43 |
25 |
Затрудняюсь ответить |
13 |
35 |
63 |
|
Адекватная оценка институциональных изменений требует высокой информированности о них. Однако, как можно заметить, эта осведомленность очень низка, так что граждане либо просто не в состоянии сравнить прежние и нынешние принципы формирования Совета Федерации и указать лучший, либо несколько больше одобряют нынешний, поскольку его 'преимущества' были отражены в СМИ.
Ответ на открытый вопрос оказался тематически связан именно с различиями в существующем и прежнем законодательствах о принципах формирования верхней палаты. Респонденты прямо (и правильно) указывали на тот факт, что раньше в Совете Федерации регионы представляли губернаторы, а теперь – их особые представители:
- 'Представители вместо губернаторов'
;
- 'Будут выбирать или назначать, но не губернаторов'
;
- 'В Совет входят не главы, а доверенные лица'
;
- 'В Совете Федерации будут заседать не губернаторы, у которых полно дел и на местах'
;
- 'Делегировать в Совет представителей, а не глав администрации'
.
Часто при ответе на открытый вопрос респонденты говорили не о самом принципе формирования Совета Федерации, а указывали на его последствия – на то, что представитель губернатора (в отличие от него самого) может 'все свое время' посвятить деятельности данной законодательной структуры, не 'разрываясь' между Москвой и регионом.
- 'Члены Совета Федерации будут работать постоянно'
;
- 'Будет на постоянной основе'
;
- 'Они на долговременной основе будут заниматься законами'
;
- 'Постоянная работа представителей регионов'.
Разумеется, опрошенные указывали и другую сторону медали – губернатор должен будет больше времени уделять региональным проблемам. При этом граждане давали (сами либо с подачи СМИ) таким изменениям более или менее положительную оценку:
- 'Губернаторы будут заниматься своими делами'
;
- 'Губернатор должен сидеть в своей области, а не заседать в Москве'
;
- 'Губернаторам развязали руки – больше внимания будут уделять своим регионам'
;
- 'Губернаторов не отвлекать – представителей посылать туда'.
Часть ответов наших сограждан о сути нового принципа формирования Совета Федерации касалась вопроса о том, как становятся сенаторами. Здесь между опрошенными возникли некоторые разногласия. Одни россияне считали, что теперь членов верхней палаты выбирают.
- 'Выборные, а не назначенные члены'
;
- 'Выбирают представителей власти'
;
- 'Выбираются представители и постоянно присутствуют'
;
А другие, наоборот, – что их назначают.
- 'Не выбирают, а назначают'
;
- 'Назначение, невыборная должность'
;
- 'Назначение представителей субъектов Федерации'.
В чем же причина столь несхожих мнений? Представляется, что появление ответов такого рода не только наглядно демонстрирует фрагментарность восприятия специальной информации рядовыми гражданами, но и является следствием того, как эта информация была представлена в масс-медиа. В самом Федеральном законе говорится о двух представителях от каждого субъекта РФ, один из которых назначается губернатором, а другой – выбирается законодательным органом субъекта Федерации (См.: Федеральный закон о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания от 5 ав-густа 2000 г. )(http://www.rulife.ru/sf/form.HTM).
. О существовании второго представителя региона в СФ респонденты практически не говорили (этот факт упомянут лишь в двух ответах на открытый вопрос). Следовательно, можно предположить, что часть граждан, обратив внимание на различие в представительстве выбранного губернатора или же назначенного этим же выбранным губернатором 'доверенного лица', восприняли его как различие выборного/назначенного представительства в Верхней палате.
Еще одна группа ответов на открытый вопрос не содержит информации о принципах формирования Совета Федерации – здесь внимание сконцентрировалось на самом факте изменения состава СФ, причем зачастую респонденты утверждали, что это изменение – не слишком значительное или же просто поверхностное. В некотором смысле такие высказывания можно считать нерелевантными в отношении формулировки вопроса, однако они выражают вполне определенную позицию:
- 'Передел власти'
;
- 'Хотят что-то улучшить, а будет как всегда'
;
- 'Нет разницы – просто смена вывески'
;
- 'Никакой роли не играет'
.
В целом же, принцип организации СФ как одной из важнейших законодательных структур не слишком занимает простых граждан. Наши соотечественники не слишком стараются вникать в особенности существующего законодательства по этому вопросу, игнорируя озабоченность журналистов и профессиональных политиков этой проблематикой.
|