Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 27-28 августа 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 27-28 августа 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Большинство россиян недовольны состоянием российской армии. Причем оценки боеспособности армии за последние два года почти не изменились: сегодня считают ее высокой 24% опрошенных (в июне 2003 г. этот показатель составил 20%), низкой – 55% (в июне 2003 г. – 58%).
Участники опроса, в подавляющем большинстве своем (77%), признают, что крупные войсковые учения повышают боеспособность российской армии (лишь 7% полагают, что они не сказываются на боеспособности вооруженных сил, и 3% – что они снижают ее). Неудивительно, что столь же широко распространена и уверенность в необходимости крупных войсковых учений: ее разделяют 78% респондентов (среди мужчин – 84%), тогда как не считают такие учения необходимыми только 7% (остальные – затрудняются с ответом).
А вот в оценке целесообразности проведения совместных военных учений с армиями других стран подобного единодушия не наблюдается. Полагают, что совместные войсковые учения проводить следует, 61% опрошенных. Убеждены в обратном 17% участников опроса. На этот вопрос респонденты затруднялись ответить несколько чаще, чем на два предыдущих.
Как известно, недавно прошли совместные войсковые учения России и Китая. Одобрили факт их проведения 52% опрошенных, выразили неодобрение – 17% (каждый третий – 32% – затруднился ответить на соответствующий вопрос). Первые чаще всего аргументировали свою точку зрения тем, что такая практика позволяет обмениваться опытом, военными знаниями, а кроме того, совместные учения – хороший способ обеспечить взаимопонимание между странами. Существенно реже респонденты говорили, что маневры будут способствовать установлению стратегического партнерства с Китаем. Некоторые отмечали, что совместные учения дают возможность сравнить боеготовность нашей и китайской армий. Лишь 1% опрошенных вспомнили в этом контексте о прагматической задаче прошедших учений – об отработке совместных действий против террористов.
Не одобряющие совместные учения России и Китая объясняют свою позицию тем, что в ходе подобных акций раскрываются военные секреты; что с Китаем нельзя строить доверительных отношений, так как эта страна, по их мнению, наш потенциальный противник. Некоторые возражают против военных учений в принципе, полагая, что это лишняя трата государственных средств и что во время учений гибнут солдаты.
Совместные учения со странами НАТО встречают поддержку реже, чем российско-китайские военные маневры. Лишь 38% наших сограждан сказали, что они одобряют совместные учения 'Россия – НАТО', прошедшие в июле этого года. Не одобряют их 20% респондентов; затруднились ответить на этот вопрос 42% респондентов. Похоже, существует два синдрома, определяющих настороженное отношение к военному сотрудничеству со странами НАТО. Первый – глобальная закрытость, оборонное сознание в целом. Недаром чаще неодобрительно относятся к проведению совместных учений со странами НАТО те респонденты, которые не одобряют и прошедшие российско-китайские маневры.
Все
Вопрос: 'Недавно Россия и Китай провели совместные войсковые учения. Скажите, пожалуйста, Вы одобряете или не одобряете то, что Россия и Китай провели совместные войсковые учения?'
одобряю
не одобряю
затр. ответить
Доли групп (%)
100
52
17
32
Вопрос: 'Месяц назад, в июле, прошли совместные войсковые учения России и НАТО. Скажите, пожалуйста, Вы одобряете или не одобряете то, что Россия и НАТО провели совместные войсковые учения?'
Одобряю
38
58
16
17
Не одобряю
20
14
63
6
Затр. ответить
42
28
21
77
Второй синдром – специфический, связанный со страхом именно перед странами НАТО. Думают, что интересы России и НАТО сегодня чаще совпадают, чем расходятся, лишь 18% наших сограждан (год назад было 17%). Противоположной точки зрения – что эти интересы чаще расходятся – придерживается значительно большая доля респондентов (44%, в прошлом году было 47%).
Те респонденты, которые говорят о несовпадении интересов, чаще выступают и против совместных учений с НАТО.
Все
Вопрос: 'Одни считают, что сегодня интересы России и НАТО чаще совпадают, чем расходятся. Другие считают, что сегодня интересы России и НАТО чаще расходятся, чем совпадают. Какая точка зрения Вам ближе – первая или вторая?'
первая
вторая
затр. ответить
Доли групп (%)
100
18
44
38
Вопрос: 'Месяц назад, в июле, прошли совместные войсковые учения России и НАТО. Скажите, пожалуйста, Вы одобряете или не одобряете то, что Россия и НАТО провели совместные войсковые учения?'
Одобряю
38
68
36
27
Не одобряю
20
13
31
10
Затр. ответить
42
20
33
63
Отметим, впрочем, что за последние полтора года доля сторонников точки зрения, согласно которой НАТО представляет угрозу для безопасности России, несколько снизилась: в апреле 2004 г. ее разделяли 51% наших сограждан, сейчас – 40%. Противоположного мнения – что НАТО не представляет угрозы для России – придерживаются 28% участников опроса (в апреле 2004 г. – 26%).
В ответах на открытый вопрос сторонники учений 'Россия – НАТО' чаще всего объясняют свою позицию тем, что подобные акции дают возможность сблизиться, выстроить доверительные отношения, наладить стратегическое партнерство с входящими в НАТО странами. Маневры также дают возможность обменяться военным опытом, знаниями. Респонденты полагают, что россиянам есть чему поучиться у натовских военных. Аргумент об отработке совместных действий против террористов и здесь не очень популярен.
Возражающие против совместных военных учений России и НАТО чаще всего обосновывают свою позицию тем, что при этом раскрываются наши секреты, наши слабые стороны. Довольно часто опрошенные говорят и о том, что НАТО – потенциальный противник России.
Светлана Климова
1. Состояние российской армии
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 27-28 августа 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, БОЕСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОЙ АРМИИ СЕГОДНЯ В ЦЕЛОМ ВЫСОКАЯ ИЛИ НИЗКАЯ?
ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ЧИСЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ АРМИИ, КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, РОССИЙСКАЯ АРМИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ ИЛИ ОСТАВАТЬСЯ ПРИМЕРНО ТАКОЙ ЖЕ, КАК СЕГОДНЯ?
2. Крупные войсковые учения: общая оценка
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 27-28 августа 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
РОССИЙСКАЯ АРМИЯ ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ ПРОВОДИТ КРУПНЫЕ ВОЙСКОВЫЕ УЧЕНИЯ, ВОЙСКОВЫЕ МАНЕВРЫ. ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО КРУПНЫЕ ВОЙСКОВЫЕ УЧЕНИЯ НЕОБХОДИМЫ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО КРУПНЫЕ ВОЙСКОВЫЕ УЧЕНИЯ НЕ НУЖНЫ. С КАКИМ МНЕНИЕМ – С ПЕРВЫМ ИЛИ ВТОРЫМ – ВЫ СОГЛАСНЫ?
КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, КРУПНЫЕ ВОЙСКОВЫЕ УЧЕНИЯ, МАНЕВРЫ ПОВЫШАЮТ ИЛИ СНИЖАЮТ БОЕСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОЙ АРМИИ? ИЛИ В ЦЕЛОМ ОНИ НИКАК НЕ СКАЗЫВАЮТСЯ НА ЕЕ БОЕСПОСОБНОСТИ?
ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ РОССИЙСКАЯ АРМИЯ ПРОВОДИТ КРУПНЫЕ ВОЙСКОВЫЕ УЧЕНИЯ, МАНЕВРЫ СОВМЕСТНО С АРМИЯМИ ДРУГИХ СТРАН. ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, СЛЕДУЕТ ИЛИ НЕ СЛЕДУЕТ РОССИЙСКОЙ АРМИИ ПРОВОДИТЬ ВОЙСКОВЫЕ УЧЕНИЯ СОВМЕСТНО С АРМИЯМИ ДРУГИХ СТРАН?
3. Россия и Китай: совместные учения
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 27-28 августа 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
НЕДАВНО РОССИЯ И КИТАЙ ПРОВЕЛИ СОВМЕСТНЫЕ ВОЙСКОВЫЕ УЧЕНИЯ. СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ТО, ЧТО РОССИЯ И КИТАЙ ПРОВЕЛИ СОВМЕСТНЫЕ ВОЙСКОВЫЕ УЧЕНИЯ?
ПОЧЕМУ ВЫ ОДОБРЯЕТЕ ТО, ЧТО РОССИЯ И КИТАЙ ПРОВЕЛИ СОВМЕСТНЫЕ ВОЙСКОВЫЕ УЧЕНИЯ? (Открытый вопрос*. Задавался ответившим, что они одобряют проведение совместных учений Россией и Китаем, – 52% от всех опрошенных.)
ПОЧЕМУ ВЫ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ТО, ЧТО РОССИЯ И КИТАЙ ПРОВЕЛИ СОВМЕСТНЫЕ ВОЙСКОВЫЕ УЧЕНИЯ? (Открытый вопрос*. Задавался ответившим, что они одобряют проведение совместных учений Россией и Китаем, – 17% от всех опрошенных.)
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 27-28 августа 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ ОДОБРЯЕТЕ ТО, ЧТО РОССИЯ И КИТАЙ ПРОВЕЛИ СОВМЕСТНЫЕ ВОЙСКОВЫЕ УЧЕНИЯ?
(в % от числа опрошенных)
Это возможность для двух соседних государств сблизиться, лучше узнать друг друга, дружить
16
'Полезно сотрудничать'; 'сближает народы, делает дружнее'; 'ближе узнать друг друга'; 'друг за друга будем стоять'; 'мы соседи, друг друга узнали чтобы'; 'должны сближаться народы'; 'ближайшие соседи, и лучше дружить'; 'русский с китайцем – братья навеки, это песня моего детства, мы соседи, строили вместе социализм, вместе должны идти по жизни'; 'налаживаются контакты'; 'помогает развитию понимания между странами'; 'сближает наши страны'; 'граница рядом: нужно поддерживать добрососедские отношения'.
Происходит обмен военным опытом, военными знаниями
15
Взаимообмен опытом и знаниями
13
'Им есть чему у нас поучиться и нам, дополняем друг друга'; 'мы учимся у китайцев, они – у нас'; 'был произведен обмен опытом'; 'друг от друга знания получили'; 'обе стороны учатся'; 'и они, и мы учимся друг у друга'; 'есть чему научиться, даже на плохих примерах'; 'для обмена опытом, это полезно для армий обеих стран'; 'есть возможность обменяться своими достижениями'.
Освоение опыта китайской армии
2
'У китайцев нам надо учиться, к своим военным они очень хорошо относятся'; 'могут почерпнуть их тактику'; 'наша армия может многому научиться у китайцев'; 'хоть чему-то научиться у них'; 'они что-то умеют больше, чем мы'; 'пусть учатся у других воевать, а то с Чечней уже сколько лет воюем – и справиться не можем'; 'китайцы трудолюбивые, у них надо учиться'; 'нам есть чему у них поучиться'; 'они умнее нас, можно что-то перенять'; 'взять хорошее, что не хватает в нашей армии, и применять у нас'.
Это возможность укрепления стратегического партнерства с Китаем
4
Китай – наш стратегический партнер
2
'Это стратегический союзник, не имеет смысла портить с ним отношения'; 'это наш стратегический партнер'; '...если война будет, с кем будем дружить? Друг другу помогать потом будем'; 'значит, они наши союзники'; 'Китай – хороший союзник'; 'Китай – наш союзник'; 'они союзники, надежный партнер'; 'для сотрудничества стран, если будут совместные военные действия'; 'нам нужно иметь хорошего партнера в лице Китая'.
Китай – наш союзник в противостоянии США и НАТО
2
'Россия и Китай должны объединиться против США'; 'американцам в пику'; 'взгляды близки: не дать Америке завоевать весь мир'; 'мы создаем сильное объединение, и Америка призадумается'; 'Америка может нас разгромить, поэтому нужны совместные действия'; 'альянс против американцев'; 'это против Америки'; 'Китай, они с американцами не дружат, это выгодно России'; 'ответ объединенному блоку НАТО'; 'большой противовес идет со стороны Америки, НАТО'.
Это возможность повысить уровень боеготовности нашей армии
3
'Профессионал должен повышать свой уровень'; 'потому что увеличивается обороноспособность'; 'любые учения повышают готовность армии'; 'это даст возможность сравнить себя с другими'; 'увидят свои промахи и недоработки'; 'нужно повышать боеспособность'; 'для сравнения боеспособности российской армии необходимо проводить эти учения'; 'это учения идут и испытывают новое вооружение'; 'повышается подготовленность армии'; 'повышается боеготовность армии'; 'это совместное учение подстимулирует нашу армию'.
Это возможность лучше узнать армию Китая, его военную мощь
2
'Нужно знать потенциал соседних армий, их стратегию'; 'смотреть, на что способны другие армии'; 'знать уровень их подготовки и техники'; 'знать надо, какие они вояки'; 'всегда полезно знать что-то о своих партерах'; 'надо знать, на что они способны'; 'надо знать слабые места друга'; 'знать силы друг друга, чтобы не нападать'; 'знать надо военные секреты других стран'; 'мы узнали мощь Китая'; 'для знакомства с другими армиями – хорошо'; 'Россия должна знать, какая армия в Китае и вооружение'; 'надо лучше знать своего соседа и в военном плане'.
Это полезно, такие учения нужны
2
'Нужны совместные действия'; 'нет аргументов против'; 'это нужно для обеих сторон'; 'не вижу здесь ничего плохого'; 'для солдат это хорошая учеба'; 'хуже не будет'; 'на будущее это надо'; 'С. Иванов вчера сказал, что это очень хорошо, я ему доверяю'; 'совместные учения – это польза и им, и нам'; 'да, раз нужно, значит нужно, за это отвечает министр обороны'; 'необходимы учения с соседями'; 'раз проводят, значит надо'.
Это возможность показать мощь российской армии
2
'Наши войска показали китайцам свою силу'; 'надо показать, на что мы способны, китайцам'; 'русские войска показывали, на что они способны'; 'пускай знают наших'; 'показываем всем соседям потенциал российской армии'; 'надо великому Китаю показать свою мощь'; 'пусть знают, что российские солдаты сильны и умны'; 'мы должны показать другим, что сильная страна'; 'показать свою силу и армию Востоку'; 'мы хотя бы визуально продемонстрировали свою мощь и силу'; 'показать свою боеспособность'; 'показали лицо армии, наши были впереди'.
Мы должны уметь действовать совместно, вместе бороться с терроризмом
1
Совместные действия в целом
1
'Так как нужно тренироваться совместно'; 'совместные навыки'; 'между армиями будет согласованность и взаимность'; '...умели вести совместные боевые действия'; '...уметь действовать совместно в боевых действиях'; 'совместно будут, в случае чего'; '...потом легче взаимодействовать при необходимости'; 'чтобы легче было взаимодействовать в любой обстановке'.
Борьба против терроризма
1
'Сотрудничество с Китаем должно быть полное, как и помощь в борьбе с терроризмом'; 'можно объединить усилия по борьбе с терроризмом'; 'может, терактов меньше будет'; 'эти учения были направлены на отработку действий воздушного десанта против терроризма, что необходимо в наше время'; 'необходимо проводить для стабильности в восточном регионе, для борьбы с терроризмом'; 'надо бороться вместе с терроризмом'; 'поделились опытом борьбы с терроризмом'; 'против терроризма всем лучшим армиям надо объединяться'.
Китай – сильная страна
1
'С Китаем надо дружить, ведь их вон сколько, они могут оккупировать Россию...'; 'Китай – сильная страна'; 'опасная сила'; 'Китай ни от кого не зависит'; 'китайцы стали сильные'; 'Китай – самое многочисленное государство, хорошо развивается'; 'кто дружит с Китаем – непобедим'; 'они будут скоро главными'.
Китай – наш потенциальный противник, 'врага нужно знать в лицо'
1
'Диалог нужен, чтобы знать потенциал врага'; 'своего врага надо изучить'; 'надо знать противника, его силу и технику'; 'реальный противник – Китай'; 'врагов нужно знать в лицо, знание тактики и маневренности'; 'знать на всякий случай своего противника'; 'узнаем получше потенциального противника'; 'знать потенциального противника'; 'врага надо знать'.
Другое
2
'Они не раскрыли друг другу свои секреты'; 'позволяет контролировать Китай'; 'на учениях мы показываем возможности новой техники, а Китай – основной покупатель техники'; 'вместе веселей и дисциплинирует'; 'в Китае компартия сильная'; 'ностальгия о старом строе'; 'обеспечение безопасности на Дальнем Востоке'; 'надо же кому-то продавать технику'; 'потому что Путин президент, я его одобряю'; 'надо рекламировать свое оружие, чтобы потом хорошо продавать'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа
7
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ТО, ЧТО РОССИЯ И КИТАЙ ПРОВЕЛИ СОВМЕСТНЫЕ ВОЙСКОВЫЕ УЧЕНИЯ?
(в % от числа опрошенных)
Учения раскрывают наши секреты, наши слабости
5
'Боеспособность – это секрет, они будут знать все уязвимые места'; 'в армии что-то должно скрываться, должна быть военная тайна, китайцы свои новшества не показали на учениях, а наши раскрыли свои достижения'; 'зачем демонстрировать свои военные достижения?'; 'зачем показывать свои пистолеты последней модификации?'; 'китайцы будут подглядывать за нашим вооружением, они хитрые'; 'надо, чтобы китайцы знали как можно меньше о наших достижениях в вооружении'; 'не надо афишировать секреты'; 'не следует раскрывать секретов'; 'нельзя разглашать военную тайну'; 'они все наши секреты выуживают'; 'рассекречивание'; 'сосед соседу завидует, поэтому тайны наши никто из других армий не должен знать'.
Китай не вызывает доверия, может навредить России
3
'Китай – ненадежная страна'; 'китайцам не стоит доверять, они слишком хитрые'; 'китайцы – ненадежные партнеры, от них всего можно ожидать'; 'не доверяю Китаю'; 'не люблю китайцев – нация, от которой не знаешь, что ожидать'; 'нет к Китаю доверия'; 'они научатся и могут использовать против нас'; 'они недобросовестные, все для себя, все хотят русских забить'; 'они – себе на уме, хитрые'; 'с ними лучше не связываться, они только для себя живут'; 'хитрят они'; 'я не верю китайцам, надо надеяться на себя'.
Это не нужно, мы должны быть сами по себе
2
'Вообще этого не надо делать'; 'каждый должен сам готовиться'; 'лучше со своими, надежнее будет'; 'мы – сами по себе, они – сами по себе'; 'не вижу смысла в этих учениях, нет общего противника для обеих армий'; 'нет от этого толку'; 'ничего хорошего совместные учения не дадут'; 'российская армия должна быть самостоятельной и не смотреть на чужие страны'; 'у каждой страны свои задачи и цели'; 'у Китая нам нечему учится'; 'у нас армия – самая хорошая'; 'что от этого хорошего?'; 'это все показуха'.
Китай претендует на наши территории
1
'Китайцы у нас оттяпают территории'; 'они на нас шли войной, хотели Даманский остров захватить'; 'они претендуют на нашу территорию'; 'они хотят оккупировать наш Дальний Восток'; 'претензия на территорию может быть'.
Это бесполезная трата государственных средств
1
'Все деньги уходят на это'; 'затрачиваются лишние средства'; 'кому это нужно? Это же средства уходят. Лучше пустили бы на питание солдатам'; 'лучше бы деньги отдали простым людям'; 'лучше бы потраченные средства пошли на нужды армии'; 'много средств затрачивается'; 'тратятся лишние средства'; 'это лишняя трата денег'; 'это отвлечение огромных бюджетных средств, не оправдывают этих учений'.
Китай – наш потенциальный противник
1
'Китай – наш потенциальный враг'; 'наша потенциальная угроза'; 'они враги'; 'считаю Китай потенциальным противником'; 'так как это вероятный противник'; 'это же наши противники'; 'это наш враг'.
Китай – слишком большая и сильная страна
1
'Их слишком много'; 'их так много: они нас шапками закидают'; 'Китай активно развивается...'; '...тем более что Китай сейчас значительно опережает нас по многим показателям'; 'сейчас Китай сильнее России и в жизни, и в военном плане...'.
Другое
1
'Гибнет наших солдат много в таких учениях'; 'для политики это, не для дела'; 'жить надо мирно, учиться вместе, а не воевать'; 'Китай делает показуху для ТВ, настоящего нет ничего'; 'могут быть ненормальные разборки, на нас все наезжают'; 'надо налаживать дипломатические отношения'; 'нахватали все у нас лучшее, а отдачи от них никакой'; 'попахивает махинациями'; 'раньше были войны с Китаем'; 'такая политика неправильная'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа
4
4. Россия и НАТО: совместные учения
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 27-28 августа 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
СТРАНЫ ЗАПАДА ОБЪЕДИНЕНЫ В ВОЕННЫЙ СОЮЗ НАТО. ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО НАТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ УГРОЗУ ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ. ПО МНЕНИЮ ДРУГИХ, НАТО НЕ УГРОЖАЕТ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ. С КАКИМ МНЕНИЕМ – ПЕРВЫМ ИЛИ ВТОРЫМ – ВЫ СОГЛАСНЫ?
ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО СЕГОДНЯ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ И НАТО ЧАЩЕ СОВПАДАЮТ, ЧЕМ РАСХОДЯТСЯ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО СЕГОДНЯ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ И НАТО ЧАЩЕ РАСХОДЯТСЯ, ЧЕМ СОВПАДАЮТ. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ – ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?
МЕСЯЦ НАЗАД, В ИЮЛЕ, ПРОШЛИ СОВМЕСТНЫЕ ВОЙСКОВЫЕ УЧЕНИЯ РОССИИ И НАТО. СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ТО, ЧТО РОССИЯ И НАТО ПРОВЕЛИ СОВМЕСТНЫЕ ВОЙСКОВЫЕ УЧЕНИЯ?
ПОЧЕМУ ВЫ ОДОБРЯЕТЕ ТО, ЧТО РОССИЯ И НАТО ПРОВЕЛИ СОВМЕСТНЫЕ ВОЙСКОВЫЕ УЧЕНИЯ? (Открытый вопрос*. Задавался ответившим, что они одобряют проведение совместных учений Россией и НАТО, – 38% от всех опрошенных.)
ПОЧЕМУ ВЫ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ТО, ЧТО РОССИЯ И НАТО ПРОВЕЛИ СОВМЕСТНЫЕ ВОЙСКОВЫЕ УЧЕНИЯ? (Открытый вопрос*. Задавался ответившим, что они одобряют проведение совместных учений Россией и НАТО, – 20% от всех опрошенных.)
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 27-28 августа 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ ОДОБРЯЕТЕ ТО, ЧТО РОССИЯ И НАТО ПРОВЕЛИ СОВМЕСТНЫЕ ВОЙСКОВЫЕ УЧЕНИЯ?
(в % от числа опрошенных)
Это возможность сблизиться, укрепить мир, дружбу
7
'Будем ближе'; 'для безопасности, дружбы, понимания народов'; 'для общего мира'; 'для того чтобы не разгорелась новая война'; 'для улучшения обстановки в мире'; 'должны быть хотя бы в этом дружеские отношения'; 'Европа рядом, надо дружить'; 'идет сближение государств'; 'может, не будет больше войн'; 'надо дружить друг с другом'; 'надо жить в мире'; 'сближает народы, способствует дружбе. Увеличение доверия друг к другу'; 'сближает с Америкой, с НАТО'; 'улучшается политический климат между странами, дружественная обстановка'; 'хоть худой, да мир'.
Происходит обмен военным опытом, военными знаниями
6
'Возьмут и те, и другие что-то нужное, полезное для себя, опытом поделятся'; 'друг у друга учатся, опыт перенимают'; 'могут чему-то научить друг друга'; 'может, наши что-нибудь почерпнули, поменялись опытом'; 'можно научиться, обменяться опытом'; 'мы у них что-то для себя взяли, они – у наших солдат'; 'надо делиться опытом'; 'надо учиться у друг друга'; 'обмен опытом военных действий и учений всегда пригодится в будущем'; 'передают опыт, учатся друг у друга'.
Это возможность освоения опыта войск НАТО
4
'Есть возможность поучится у них всему лучшему'; 'надо учиться у Запада их приемам ведения учений'; 'нашей армии многому надо учиться'; 'наши войска должны знать, какой должна быть армия'; 'опыт их надо перенять'; 'пусть учатся наши у других, может, чему-то научатся'.
Это полезно, такие учения нужны
4
'Больше практики'; 'если идет на пользу, то пусть'; 'наверное, так надо'; 'отработают знания'; 'полезно'; 'тренировка необходима'; 'учения надо проводить'; 'чем больше проводят учений, тем лучше'; 'хорошие были учения'.
НАТО – наш потенциальный противник, 'врага нужно знать в лицо'
3
'Знать слабые и сильные стороны противника нужно'; 'на всякий случай, могут стать противниками'; 'надо все знать о потенциальном противнике'; 'надо знать силы противника'; 'поближе узнать потенциального противника'.
Это возможность получить информацию о военном потенциале НАТО
2
'Больше информации об армиях других стран'; 'возможность узнать тактику натовских войск'; 'знать надо другие страны, как воюют'; 'знать уровень их знаний'; 'знать, на что они способны'; 'можно разведать секреты'; 'надо знать их силы и возможности'; 'нам нужно знать об их боеспособности'; 'необходимо знать вооружение НАТО'; 'посмотрели, на что они способны – в смысле разведки полезно'; 'посмотреть их возможности, технику'; 'узнать их достижения, а свое не показать'; 'узнать, как устроено у них'; 'чтобы изучить их стратегию и тактику'.
Это возможность укрепления стратегического партнерства с НАТО
2
'Армии должны сотрудничать между собой'; 'взаимодействие с почти соседями'; 'взаимопомощь нужна'; 'для укрепления сотрудничества эти учения нужны'; 'контактировать надо друг с другом'; 'надо взаимодействовать'; 'надо как-то объединяться'; 'надо связи налаживать'; 'так, наверное, лучше – вместе'; 'это еще один путь к сотрудничеству'.
Отрабатываются совместные действия против терроризма
2
'Борьба против терроризма'; 'в данный момент эта сила направлена против терроризма'; 'вместе будут бороться с террористами'; 'время раздоров и ссор прошло, нужно объединяться перед угрозой терроризма'; 'для борьбы с терроризмом это очень важно, когда все усилия, навыки объединены, может, тогда и справимся с этой бедой'; 'для умения совместно воевать против террористов, это хорошо'; 'надо совместно учиться воевать с терроризмом'; 'они тренировались против терроризма'; 'терроризм – это проблема мировая, поэтому надо объединить усилия'.
Это возможность показать мощь российской армии
1
'Всем надо показать, что мы не лыком шиты'; 'Запад должен видеть. на что мы способны'; 'мы – самая мощная страна'; 'НАТО должно знать, что мы можем нанести удар, если в этом будет необходимость'; 'потому что мы им нос утерли, пусть знают наших'; 'себя показать с лучшей стороны'; 'чтобы они нас знали и боялись'.
Это возможность померяться силами
1
'В ученьях видно, кто на что способен'; 'во время учения можно посмотреть, на что мы способны, на что они горазды, лучше учения, чем боевые действия'; 'выявить достоинства и недостатки сторон'; 'каждый показал свои возможности'; 'лучше узнают сильные и слабые стороны друг друга'; 'наши будут знать, что там за солдаты, а они – наших'; 'произойдет сравнение боеспособности и вооруженности стран'; 'способ померяться силами'; 'сравнить армии можно при таких учениях'; 'чтобы поняли, кто на что способен'.
Другое
1
'Военные должны быть вне политики'; 'если они не связаны с гибелью людей'; 'лучше с НАТО, чем с Китаем'; 'мы можем им продавать какую-нибудь технику'; 'пора войти в состав НАТО и иметь вес'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа
6
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ТО, ЧТО РОССИЯ И НАТО ПРОВЕЛИ СОВМЕСТНЫЕ ВОЙСКОВЫЕ УЧЕНИЯ?
(в % от числа опрошенных)
Учения раскрывают наши секреты, наши слабости
6
'Все надо держать в секрете'; 'выдача секретов'; 'делиться секретами не надо'; 'должны быть секреты оружия'; 'зачем им знать наш уровень боеготовности?'; 'зачем раскрывать всю мощь армии, все ее секреты?'; 'интуитивно, может быть, кажется, что они у нас все выудят, а нам ничего не подскажут'; 'меньше нужно показывать свое'; 'можно слабые стороны обнаружить'; 'НАТО таким образом будет знать наши слабости'; 'наша военная информация не должна касаться других стран'; 'не нужно показывать слабые стороны'; 'открываем свою секретную технику'; 'чтобы меньше они знали о нашем оружии'; 'чтобы страны НАТО знали о нашей военной технике как можно меньше'.
НАТО не вызывает доверия, может навредить России
3
'могут подвести'; 'НАТО игнорирует Россию и старается использовать нас в своих целях'; 'НАТО может повернуть в обратную сторону'; 'НАТО не доверяю'; 'НАТО – не тот орган, с которым надо дружить'; 'НАТО представляет опасность для России'; 'не нравятся они мне'; 'они могут предать, по Мировой войне видно'; 'они нашу подлодку «Курск» утопили, им доверять нельзя'; 'они хитрые'; 'опасно может быть'; 'они нам не друзья'.
НАТО – наш потенциальный противник
2
'Боюсь, что нападут на нас'; 'НАТО непредсказуем и в любое время может стать нашим врагом'; 'не надо с НАТО иметь дело, они хотят поработить Россию'; 'американцы всегда были врагами'; 'два блока – одни учения, две враждующих страны'; 'мы были врагами и сейчас, наверное, остаемся врагами'; 'мы с натовцами всегда были врагами'; 'надо знать изнанку друг друга, с противниками не сотрудничают'; 'НАТО – идеологический враг РФ'; 'нельзя дружить с врагом';.
Это бесполезная трата государственных средств
1
'Деньги на ветер выкидывают'; 'деньги уходят, а офицеры даже квартиры не получают'; 'затраты огромные'; 'много беспризорных детей, лучше бы деньги тратили на детей'; 'много средств затрачивается, лучше бы эти средства направили на нужды российских войск'; 'расход денег'; 'слишком большие деньги и лишние'.
Эти учения не нужны
<1
'Зачем вообще это нужно?'; 'не вижу смысла'; 'не надо'; 'нет толку от этого'; 'жили бы сами и жили'; 'нечему у них учиться'.
Другое
1
'Мы в учениях у НАТО не должны ходить, стыдно за нашу страну'; 'мы ведь не входим в этот блок'; 'НАТО – это американцы'; 'несовместимо как-то'; 'ничему хорошему у НАТО не научишься, стоит вспомнить их действия в Ираке'; 'показуха'; 'разные менталитеты, разные цели и у России, и у НАТО'; 'у них все другое – и распорядок, и мысли'; 'это политика'; 'я учения войны не одобряю, лучше мир'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа
6
5. Электронная фокус-группа
Электронные фокус-группы в Москве. 44 респондента. 2005 г.
На этой неделе вниманию респондентов был предложен видеоряд, посвященный военным учениям и активному участию в них главы государства: полету на стратегическом бомбардировщике, учениям Северного флота в Баренцевом море. Также в видеоряд были включены эпизоды о приготовлениях к российско-китайским военным маневрам на Дальнем Востоке.
Эпизод
Содержание эпизода
Интерес, оценка / сила колебаний
Согласие, оценка / сила колебаний
Доверие, оценка / сила колебаний
Средняя оценка
3 (2410)
В. Путин – впечатления от полета на бомбардировщике
1,04/слн
1,92/срд
1,51/слн
1,49
2 (2409)
ОРТ о полете В. Путина на бомбардировщике
0,74/слн
1,58/срд
2,05/срд
1,46
4 (2411)
РТР об учениях на Северном флоте
0,91/срд
1,19/срд
1,89/срд
1,33
6 (2413)
В. Путин о перспективах развития Вооруженных сил РФ
0,81/слн
2,11/срд
0,80/слн
1,24
7 (2414)
РТР о начале совместных российско-китайских учений
-0,03/слн
1,04/срд
1,43/срд
0,81
5 (2412)
В. Путин о Вооруженных силах РФ
0,44/слн
1,20/слн
0,53/слн
0,72
8 (2415)
Ю. Балуевский о развитии наших отношений с Китаем
-0,40/срд
0,70/срд
0,42/срд
0,24
1 (2408)
НТВ об участии В. Путина в военных учениях
-0,09/слб
0,33/срд
-0,07/срд
0,06
Эпизод № 3 (2410). Первый канал, 'Время', 16.08.05, 21:00В. Путин, президент РФ
Я не думаю, что риска здесь очень много, потому что она хоть формально не принята на вооружение, но давно уже используется и несет боевое дежурство, это во-первых. Во-вторых, я думаю, что человеку в моем положении нужно лично знать, видеть, чувствовать, как это происходит. И в-третьих, сегодня был не просто рядовой полет – сегодня еще испытывали новую ракету. Где-то, если вы помните, года полтора назад мы говорили о необходимости разработок новых систем ракетного вооружения, высокоточных крылатых ракет дальнего радиуса действия. И вот сейчас мы ее испытали, посмотрели, как она начала свое движение. И, как доложил министр обороны, она поразила цель – и это хороший результат. Это первое. Второе, что я хочу сказать: мне было приятно посмотреть, как работают летчики, – четко, слаженно и высокопрофессионально, как и должно быть в военно-воздушных силах. Кроме всего прочего, интересно. И командир даже доверил немножко попилотировать. Должен сказать, что это очень приятное чувство. Думаю, что так летают во сне.
Эпизод № 2 (2409). Первый канал, 'Время', 16.08.05, 21:00М. Бобров, корреспондент
Стратегический бомбардировщик Ту-160 спроектирован в конце 70-х, но и сегодня считается сверхсовременным. У российской армии на вооружении 19 таких машин, еще две – на подходе. Верховного главнокомандующего на военном аэродроме Чкаловский встречали уже готовые к вылету экипажи трех бомбардировщиков. На взлетное поле президент выходит уже в летной форме – так называемый 'высотный костюм'.
Путин уже дважды бывал за штурвалом военных самолетов, но тогда это были штурмовик и истребитель Су-25 и Су-27. На сей раз – бомбардировщик, в кабине которого президент занял левое командирское кресло. Еще один пилот и два штурмана – вот и весь экипаж. Взлет с Чкаловского, поворотный пункт – над Нижним Новгородом. В районе Воркуты – успешно запущенные крылатые ракеты воздушного базирования. Дозаправка в воздухе, переход на малые высоты и разведка кораблей. Все в одном полете, ставшем частью масштабных учений дальней авиации и Северного флота.
Эпизод № 4 (2411). Россия, 'Вести', 17.08.05, 20:00М. Антонов, ведущий
Сегодня в Баренцевом море прошли учения Северного флота. Стреляли из всех видов корабельной артиллерии, и основным элементом этих стрельб стал запуск с подводной лодки 'Екатеринбург' межконтинентальной баллистической ракеты, которая поразила цель на камчатском полигоне. За происходящим с борта атомного крейсера 'Петр Великий' наблюдал президент.
Эпизод № 6 (2413). Первый канал, 'Новости', 17.08.05, 18:00В. Путин
Нам нужно – сегодня мы имеем возможность это сделать – заглянуть за горизонт 2015 – 2020 года. Многие системы вооружений имеют достаточно большой срок изготовления. И поэтому мы должны сейчас приступить к планированию развития вооруженных сил на перспективу после 2020 года. Это касается и авиации, это касается и флота. И конечно, мы гораздо больше внимания должны уделить подготовке, обучению, воспитанию, дисциплине, правопорядку – наряду с решением социальных задач военнослужащих: это прежде всего жилье и достойное денежное содержание.
Эпизод № 7 (2414). Россия, 'Вести', 18.08.05, 20:00М. Антонов, ведущий
Сегодня во Владивосток приехала делегация высокопоставленных военных из Китая. Вместе с российскими коллегами они составляли план предстоящих совместных учений. Маневры, получившие название 'Мирная миссия-2005', пройдут на китайской территории. Шандуньский полуостров на несколько дней превратится в условное государство, где межэтнические распри вылились в вооруженные столкновения. В ходе учений будут отрабатываться действия миротворцев. С китайской стороны в этой учебной операции примут участие 8 тысяч человек, с нашей – около 2 тысяч. Такие масштабные маневры Россия и Китай проводят впервые.
Эпизод № 5 (2412). Россия, 'Вести', 17.08.05, 20:00, Первый канал, 'Время', 17.08.05, 21:00В. Путин
Я помню то время, это было совсем недавно, когда корабли стояли у стенки, самолеты не летали, а, к сожалению, был такой период в начале 90-х, когда и с офицеров в общественном транспорте фуражки сбивали, и отношение такое в обществе было к вооруженным силам... И не будем об этом забывать. За это время очень многое изменилось, и прежде всего – в нашем сознании, в общественном сознании, да и в сознании военнослужащих, которым по тем временам <хоть> и достаточно низкую заработную плату, но не платили месяцами. Проблем еще очень много, и я готов об этом поговорить, и некоторые из них назову. Но все-таки, мне кажется, произошли принципиальные изменения. Изменения касаются прежде всего боеготовности вооруженных сил – она растет. И мы приступили к модернизации Вооруженных сил. Мы будет их делать, уже начали их делать более современными, и будем продолжать эти усилия.
Эпизод № 8 (2415). Россия, 'Вести', 18.08.05, 20:00Ю. Балуевский, начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ
Сегодня развитие отношений с Китайской народной республикой занимает одно из ключевых мест в системе внешнеполитических отношений нашего государства, наших армий, наших народов.
Эпизод № 1 (2408). НТВ, 'Сегодня', 17.08.05, 22:00Ю. Панкратова, ведущая
Самые экстремальные часы в жизни президента Путина сегодня, наконец, завершились. За сутки он успел побывать на борту нескольких вертолетов, бомбардировщика и крейсера. Порулить, пострелять, примерить экипировку пилота и форму моряка.
Комментарий
Нельзя сказать, что тема сильно заинтересовала респондентов. Если говорить об отношении к предложенному видеоряду в целом, то мнения участников дискуссии разделились. У одних и сами маневры, и активное присутствие на них президента вызвали положительные эмоции. По их словам, им приятно, что за 'нашего нынешнего президента краснеть не приходится', так как 'и здоровье у него крепкое', и 'подготовка основательная'.
'Я считаю, что положительно, потому что президент, который был, – который забывал текст, и президент, который может являться, и быть на корабле, и переживать сильные нагрузки, – совершенно другое впечатление. И у своей страны, и за рубежом'.
'Ну мы уже привыкли, что он везде участвует. По-моему, это очень нормально. Я положительно отношусь'.
'Я считаю, что это президент, он хочет знать, что творится, – в общем-то это его право, я считаю... Ну не все уже, но основное такое стратегическое как бы такое вооружение наше: то есть наш флот, наша армия. Я считаю, в общем-то здесь нет показухи'.
'...больной человек – он не смог бы физически вот эти нагрузки <вынести>, потому что даже если это на показуху или, там, на имидж, то больной человек просто не вынес бы этого всего, потому что частые перелеты постоянно показывают, и можно... вот я, например, могу сделать вывод, что у этого человека хорошее здоровье, много энергии, которая пойдет не только, я думаю, на то, что вот слетать, показать это, но и на решение серьезных дел'.
Другие же отнеслись к видеоряду более скептически: по их мнению, 'вся эта активность на экране – сплошная показуха', а участие в военных учениях – не дело президента.
'Президент должен сидеть в Кремле и принимать решения судьбоносные, а не шляться по кораблям и прочее – не его это дело. Для этого есть подчиненные... Есть Министерство обороны. Руководитель хороший – тот, у которого подчиненные работают хорошо. Значит, он им не доверяет; значит, цена ему как руководителю – нуль'.
'Выбивает авторитет дешевый – вот сидят свидетели. Им нравится: молодец, как он на коне скачет. Это не дело президента'.
'Обычная показуха... Для дураков'.
'Оближут оборудование, как следует покрасят, запустят – вот и думай, что это вооруженные силы всей страны. Вооруженные силы всей страны – подыхают...'
'Показуха! Обороноспособность не только на этом бомбардировщике, вот этой ракеты – а как люди на самом деле живут'.
'А это показать – вот он везде интересуется, старается. Имидж, авторитет – выборы на носу'.
Эпизод № 3
Этот эпизод был оценен выше остальных по критерию интереса и занял первую строку рейтинга. Можно выделить два основных направления дискуссии. Во-первых, респонденты усомнились в том, что президент сам управлял стратегическим бомбардировщиком. При этом одни говорили, что он 'просто пошутил и вовсе не имел в виду, что сам пилотировал, а просто подержался за штурвал'. Другие же увидели в словах Путина 'очередную показуху' и попытку выставить себя в 'хорошем свете перед грядущими выборами'. Кроме того, вторую часть респондентов повеселила смена имиджа президента – шлем и форма пилота.
'Ой, насчет этого «попилотировать» – это как-то я воспринимаю не совсем серьезно. Ну конечно он там не пилотировал, я так думаю. Не то что врет – кто-то над ним, наверное, стоял, может быть, он и сидел там... Тем более – на таком самолете. Не знаю... это же подготовка должна быть хорошая'.
'Знаете, про Путина я думаю, что он, может, поуправлял немножко, естественно, что он поуправлял немножко. Зная Путина – в общем-то что он во многих видах спорта, и в общем он такой человек рискованный, экстремальный...'
'Вы знаете, он сказал... может быть, это умный человек, да, и такой ироничный довольно, с юмором, он это, может быть, сказал так это с юмором – что дали ему порулить. ...То есть он это как бы сказал с юмором – что дали порулить. У меня внук, ему шесть лет – он говорит: дали порулить. Ну с юмором таким, ну все должны понимать, что это он не говорит, что он взял – и самолетом этим управлял'.
'Я думаю, что это был автопилот, конечно. Путин порулил на автопилоте'.
'Я обратил внимание на форму и шлем. Я, наверное, выражу процентов на 70 мнение населения страны, будем так говорить, скромно говоря, если бы сказал бы, что президент <лучше бы> не о своих подвигах вот здесь вот рассказывал бы, а о наших недостатках в Вооруженных силах'.
'Смешно. Сюжет – предполагают, что смотрят дураки... Вот в чем дело, понимаете? Этот сюжет заранее предполагает, что будут люди смотреть, восторгаться...'
'Потому что действительно я смеялся: господи, какой же у нас шут президент. Да потому что, потому что заниматься надо своими делами...'
Эпизод №5
Этот эпизод оказался в конце рейтинга. Сюжет примечателен тем, что при его обсуждении 'противоборствующие лагеря' респондентов объединились. Участники дискуссии сошлись в оценке ситуации в армии. Люди говорили о том, что все сказанное – 'вранье' и что имидж армии и статус офицера ничуть не изменились за последнее время.
'Потому что это все ну как бы... вранье, там, фуфло или как сказать...'
'Вот у меня сразу возникло такое – боеготовность растет, а в чем это выражено вообще? Из армии люди уходят, там уже они уменьшают льготы, уменьшают. Люди ждут какой-то квартиры годами, десятилетиями. Мотаются всю жизнь – а потом не могут вернуться на свою квартиру'.
'Армии практически нет, можно сказать'.
'Было сказано: положение улучшилось. Я просто хочу понять: что улучшилось-то?'
'Только размазывает по тарелке. Да как фуражки сшибали – так и сшибают'.
'Понимаете, по делам, по конкретным делам, по реальным делам обычно о человеке судят, о политике судят, понимаете. В данном случае – размазанная болтовня, одни разговоры: вот мы да, будем, будем, будем в ближайшие...'
'Тельняшка эта... Цирк это, цирк. Путин сидит в тельнике – а народ в костюмах и генералитет в костюмах за ним строчит'.
6. Приложение. Таблицы
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 27-28 августа 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, БОЕСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОЙ АРМИИ СЕГОДНЯ В ЦЕЛОМ
ВЫСОКАЯ ИЛИ НИЗКАЯ?
Доли групп
100
46
33
16
30
28
38
48
52
36
36
28
15
38
32
15
24
31
34
6
13
17
38
27
высокая
24
32
23
13
27
24
22
28
21
25
23
25
23
26
25
20
28
25
20
18
24
22
23
29
низкая
55
47
54
75
53
58
54
59
50
54
59
49
42
53
59
63
47
50
65
73
59
59
56
44
затрудняюсь ответить
21
21
23
13
19
18
24
13
28
20
18
25
35
21
16
18
25
24
15
9
17
19
21
27
ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ЧИСЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ АРМИИ, КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, РОССИЙСКАЯ АРМИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ ИЛИ ОСТАВАТЬСЯ ПРИМЕРНО ТАКОЙ ЖЕ, КАК СЕГОДНЯ?
Доли групп
100
46
33
16
30
28
38
48
52
36
36
28
15
38
32
15
24
31
34
6
13
17
38
27
больше
27
28
30
21
26
34
25
30
25
28
28
26
31
29
26
25
30
29
24
26
24
30
24
33
оставаться такой же
33
33
32
37
36
30
33
35
31
34
32
32
28
33
35
31
33
34
32
32
31
30
36
30
меньше
15
15
14
22
17
16
14
18
13
17
16
13
12
13
17
19
11
13
20
19
18
12
17
12
затрудняюсь ответить
24
24
24
20
21
21
28
17
31
22
24
29
29
25
22
25
27
24
24
23
27
28
23
24
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 27-28 августа 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
РОССИЙСКАЯ АРМИЯ ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ ПРОВОДИТ КРУПНЫЕ ВОЙСКОВЫЕ УЧЕНИЯ, ВОЙСКОВЫЕ МАНЕВРЫ. ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО КРУПНЫЕ ВОЙСКОВЫЕ УЧЕНИЯ НЕОБХОДИМЫ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО КРУПНЫЕ ВОЙСКОВЫЕ УЧЕНИЯ НЕ НУЖНЫ. С КАКИМ МНЕНИЕМ – С ПЕРВЫМ ИЛИ ВТОРЫМ – ВЫ СОГЛАСНЫ?
Доли групп
100
46
33
16
30
28
38
48
52
36
36
28
15
38
32
15
24
31
34
6
13
17
38
27
с первым
78
81
77
74
81
76
77
84
72
79
82
71
67
77
81
82
77
77
80
78
74
78
80
76
со вторым
7
6
7
13
9
7
7
8
6
6
9
7
6
7
7
10
7
5
10
13
7
5
8
7
затрудняюсь ответить
15
13
16
13
10
17
16
8
21
14
9
22
27
16
12
8
16
17
10
9
18
16
12
17
КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, КРУПНЫЕ ВОЙСКОВЫЕ УЧЕНИЯ, МАНЕВРЫ ПОВЫШАЮТ ИЛИ СНИЖАЮТ БОЕСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОЙ АРМИИ? ИЛИ В ЦЕЛОМ ОНИ НИКАК НЕ СКАЗЫВАЮТСЯ НА ЕЕ БОЕСПОСОБНОСТИ?
Доли групп
100
46
33
16
30
28
38
48
52
36
36
28
15
38
32
15
24
31
34
6
13
17
38
27
повышают
77
84
72
74
79
77
76
83
72
78
81
70
67
77
79
82
79
77
77
74
77
78
79
75
никак не сказываются
7
4
9
9
8
5
7
8
5
6
8
6
6
6
8
7
4
5
10
14
4
7
6
7
снижают
3
2
2
5
2
4
2
2
3
4
2
3
2
3
4
2
3
2
3
3
2
1
3
3
затрудняюсь ответить
13
10
17
12
10
14
14
7
19
12
9
21
25
13
9
10
14
15
11
9
16
14
12
14
ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ РОССИЙСКАЯ АРМИЯ ПРОВОДИТ КРУПНЫЕ ВОЙСКОВЫЕ УЧЕНИЯ, МАНЕВРЫ СОВМЕСТНО С АРМИЯМИ ДРУГИХ СТРАН. ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, СЛЕДУЕТ ИЛИ НЕ СЛЕДУЕТ РОССИЙСКОЙ АРМИИ ПРОВОДИТЬ ВОЙСКОВЫЕ УЧЕНИЯ СОВМЕСТНО С АРМИЯМИ ДРУГИХ СТРАН?
Доли групп
100
46
33
16
30
28
38
48
52
36
36
28
15
38
32
15
24
31
34
6
13
17
38
27
следует
61
65
60
56
67
61
58
69
54
62
67
51
49
58
65
74
58
58
66
74
65
64
62
53
не следует
17
14
18
25
18
16
17
18
16
17
17
17
17
18
17
14
18
17
17
18
13
11
20
18
затрудняюсь ответить
22
21
22
19
15
23
25
13
30
20
16
32
33
25
18
12
24
26
16
8
22
24
18
29
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 27-28 августа 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
НЕДАВНО РОССИЯ И КИТАЙ ПРОВЕЛИ СОВМЕСТНЫЕ ВОЙСКОВЫЕ УЧЕНИЯ. СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ТО, ЧТО РОССИЯ И КИТАЙ ПРОВЕЛИ СОВМЕСТНЫЕ ВОЙСКОВЫЕ УЧЕНИЯ?
Доли групп
100
46
33
16
30
28
38
48
52
36
36
28
15
38
32
15
24
31
34
6
13
17
38
27
одобряю
52
54
51
48
55
53
49
60
44
51
57
46
39
49
55
64
50
50
56
67
51
48
55
46
не одобряю
17
16
17
22
18
17
17
18
15
17
16
18
16
17
18
15
17
16
17
18
19
14
17
17
затрудняюсь ответить
32
30
32
29
28
30
35
22
40
32
27
36
45
34
27
21
34
34
27
15
30
39
28
37
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 27-28 августа 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
СТРАНЫ ЗАПАДА ОБЪЕДИНЕНЫ В ВОЕННЫЙ СОЮЗ НАТО. ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО НАТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ УГРОЗУ ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ. ПО МНЕНИЮ ДРУГИХ, НАТО НЕ УГРОЖАЕТ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ. С КАКИМ МНЕНИЕМ – ПЕРВЫМ ИЛИ ВТОРЫМ – ВЫ СОГЛАСНЫ?
Доли групп
100
46
33
16
30
28
38
48
52
36
36
28
15
38
32
15
24
31
34
6
13
17
38
27
с первым
40
36
40
56
34
42
45
44
36
37
39
45
40
37
42
44
35
43
41
49
25
40
41
42
со вторым
28
31
26
23
34
31
22
33
25
30
34
19
19
29
31
32
26
23
35
38
31
31
27
25
затрудняюсь ответить
32
32
34
22
31
28
33
23
39
33
27
36
40
35
27
24
39
34
24
13
44
29
31
33
ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО СЕГОДНЯ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ И НАТО ЧАЩЕ СОВПАДАЮТ, ЧЕМ РАСХОДЯТСЯ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО СЕГОДНЯ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ И НАТО ЧАЩЕ РАСХОДЯТСЯ, ЧЕМ СОВПАДАЮТ. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ – ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?
Доли групп
100
46
33
16
30
28
38
48
52
36
36
28
15
38
32
15
24
31
34
6
13
17
38
27
первая
18
22
15
12
21
20
14
21
14
18
21
12
13
17
17
23
17
16
20
16
22
17
17
18
вторая
44
39
44
58
42
41
49
50
38
41
44
47
39
40
48
52
40
47
45
63
35
44
45
43
затрудняюсь ответить
38
39
41
29
37
39
37
29
47
40
35
41
48
43
35
25
43
37
35
22
43
39
39
40
МЕСЯЦ НАЗАД, В ИЮЛЕ, ПРОШЛИ СОВМЕСТНЫЕ ВОЙСКОВЫЕ УЧЕНИЯ РОССИИ И НАТО. СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ТО, ЧТО РОССИЯ И НАТО ПРОВЕЛИ СОВМЕСТНЫЕ ВОЙСКОВЫЕ УЧЕНИЯ?