Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 1-2 октября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 1-2 октября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
В первые перестроечные годы в обществе горячо обсуждался вопрос о том, должна школа формировать взгляды ребенка или заниматься только собственно «предметным» обучением. Сверхзадачей противников воспитательной функции школы было разрушение системы 'коммунистического воспитания личности'. Многие школьные учителя с готовностью отказались от внеклассной работы и стали избегать высказываний на темы идеологии и морали на уроках.
Россиянам был задан вопрос: 'Вспомните, пожалуйста, Ваши школьные годы: был ли у Вас учитель, который повлиял на Ваши взгляды, убеждения, которого Вы могли бы назвать «учителем жизни», или такого учителя не было?'. Такие учителя были у 56% опрошенных, не было – у 34%. Примечательно при этом, что чем моложе респонденты, тем чаще они говорят, что таких учителей у них не было: вариант 'не было' выбрали 41% тех, кому 18-35 лет, 34% людей в возрасте 36-54 года, и 25% респондентов самого старшего возраста.
Сейчас безоговорочно преобладает мнение, согласно которому школьный учитель обязан быть не только «предметником», но и воспитателем: 86% опрошенных нами россиян сказали, что учителя должны, помимо собственно преподавания, еще и формировать у детей взгляды на жизнь. Такое убеждение одинаково часто высказывали и те респонденты, в чьих семьях есть дети-школьники, и те, у кого в семьях школьников нет. Противоположной точки зрения (учителя не должны этим заниматься) придерживаются лишь 7% опрошенных.
Половина участников опроса (52%) имеет детей, внуков или близких родственников, которые учатся в школе. Этих респондентов спросили, есть ли в школе, где учится их ребенок (внук, родственник), учителя, которые, помимо преподавания своего предмета, формируют взгляды детей на жизнь. Отрицательный ответ дали 26% тех, у кого есть дети или другие родственники школьного возраста (14% от всех опрошенных). Думают, что такие учителя есть, но их мало, 28% респондентов этой группы (15% опрошенных). Утверждали, что такие учителя есть, и их много, лишь 16% респондентов, в чьих семьях есть дети-школьники (8% опрошенных). Многие затруднились ответить на этот вопрос.
Треть респондентов (29%), в чьих семьях есть школьники (13% участников опроса), сказали, что им нравится, какие взгляды формируют учителя у их ребенка, 9% (4% от числа опрошенных) – что не нравится. При этом 29% (13% опрошенных) родственников школьников заявили, что ничего не знают об этих взглядах, а 18% (8% опрошенных) затруднились с ответом. Иначе говоря, большая часть взрослых, в чьих семьях есть школьники, не вникают в то, как воспитывают детей в школе, какое влияние оказывают учителя на их мировоззрение.
Вопрос о том, хорошо или плохо учителя (в целом по России) справляются с формированием у детей взглядов на жизнь, оказался трудным для респондентов: на него не смогли ответить 41% участников опроса. Думают, что хорошо, 23% респондентов, а полагают, что плохо, 36% опрошенных россиян. Критически оценивают качество школьного воспитания чаще люди средней возрастной группы (36-54 года – 41%), с высшим образованием (49%), с доходом более 3000 руб. (45%), жители мегаполисов (44%) и больших городов (46%). Интересно, что этой точки зрения чаще придерживаются и те респонденты, у кого есть учителя среди знакомых или родственников.
Респондентов попросили обосновать свое мнение. Те, кто считает, что учителя плохо справляются с задачей формирования у детей взглядов на жизнь, говорят чаще всего о причинах такого положения: о том, что у учителей маленькая зарплата (11%); что в отсутствии стимулов к работе учителя пассивны и безразлично относятся к детям (9%); что учителя не обладают нужной квалификацией и у них нет призвания к педагогической деятельности (3%), и т.п. Довольно много ответов, в которых описываются последствия того, что учителя плохо справляются с воспитательными задачами: дети плохо себя ведут; утеряны престиж профессии и уважение к учителям.
Респонденты, считающие, что учителя в целом хорошо справляются с задачей формирования у детей взглядов на жизнь, утверждают, что в школе работают хорошие специалисты, преданные своему делу (6%); что учителя пользуются авторитетом у детей (2%); заботятся о них (2%). Многие ссылаются на личный опыт общения с учителями.
Светлана Климова
* * *
Профессия учителя, как известно, не относится сейчас к числу наиболее престижных. Согласно данным опроса, две трети россиян (65%) считают ее непривлекательной, и только 22% – привлекательной. Причем каждый третий (33%) полагает, что и большинству сегодняшних учителей их профессия не нравится. Уверенных в обратном – ненамного больше (42%).
Однако доля недовольных тем, как работают представители этой профессии, сравнительно невелика: лишь 8% опрошенных полагают, что учителя справляются со своими обязанностями плохо (или очень плохо) – при том, что 33% оценивают качество их труда на 'отлично' и 'хорошо'; по мнению 45% респондентов, учителя справляются со своей работой 'удовлетворительно'.
Большинство участников опроса (62%) уверены, что в случае повышения зарплаты учителей до должного уровня они станут работать лучше. Не верят, что материальное стимулирование окажется в этом случае эффективным, 30% опрошенных: 29% полагают, что качество работы учителей не изменится, а 1% – что они даже станут работать хуже. Что же касается влияния ожидаемого роста зарплаты на престижность профессии учителя, то тут царит почти полное единодушие: 78% опрошенных сказали, что эта работа станет более привлекательной, и только 10% – что не станет.
Впрочем, россияне не слишком склонны разделять постоянно звучащее в СМИ мнение, согласно которому учителя принадлежат к наименее обеспеченным слоям российского общества: 57% считают, что представители этой профессии живут так же, как большинство россиян. Полагающих, что они живут хуже, чем большинство наших соотечественников, вдвое меньше – 28%. А 7% опрошенных думают даже, что учителя живут лучше прочих.
Стоит отметить: с мнением, что уровень жизни учителей ниже, чем средний по стране, значительно чаще соглашаются москвичи (41%) и жители других мегаполисов (40%). Вместе с тем, среди сельских жителей доли считающих, что педагоги живут лучше либо хуже большинства россиян, практически равны – соответственно, 15 и 17%. Причины такого расхождения во мнениях очевидны. Кстати, селяне признают профессию учителя привлекательной вдвое чаще, чем обитатели столицы и прочих мегаполисов (31 и 15% соответственно).
Респондентов спросили, какой, по их мнению, должна быть сегодня зарплата учителя. Треть опрошенных (33%) назвали суммы от 8 до 10 тыс. рублей, 28% – оказались более 'прижимистыми' (11% – до 6 тыс., 17% – от 6 до 8 тыс. рублей), 31% – более 'щедрыми' (18% – от 10 до 15 тыс., 13% – более 15 тыс. рублей). Неудивительно, что наименее обеспеченные граждане называли, как правило, более скромные суммы, чем относительно состоятельные, что обитатели мегаполисов предлагали платить учителям больше, чем сельские жители. А вот что выглядит несколько неожиданным, так это весьма ощутимые межрегиональные различия. Если в Северо-западном и Уральском федеральном округах доли полагающих, что зарплата учителя должна превышать 10 тыс. рублей, оказались намного выше, чем по стране в целом (соответственно 46% и 44% против 33%), то в Приволжском – где, отметим, доходы граждан далеко не самые низкие – эта доля составила всего 16%.
Григорий Кертман
1. Влияние учителей на мировоззрение учеников
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 1-2 октября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
ВСПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВАШИ ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ: БЫЛ ЛИ У ВАС УЧИТЕЛЬ, КОТОРЫЙ ПОВЛИЯЛ НА ВАШИ ВЗГЛЯДЫ, УБЕЖДЕНИЯ, КОТОРОГО ВЫ МОГЛИ БЫ НАЗВАТЬ 'УЧИТЕЛЕМ ЖИЗНИ', ИЛИ ТАКОГО УЧИТЕЛЯ НЕ БЫЛО?
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЕСТЬ ЛИ У ВАС ДЕТИ, ВНУКИ ИЛИ ДРУГИЕ БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ, УЧАЩИЕСЯ В ШКОЛЕ?
ЕСТЬ ЛИ В ШКОЛЕ, ГДЕ УЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК (ВНУК, РОДСТВЕННИК), УЧИТЕЛЯ (УЧИТЕЛЬ), КОТОРЫЕ, ПОМИМО ПРЕПОДАВАНИЯ СВОЕГО ПРЕДМЕТА, ФОРМИРУЮТ ВЗГЛЯДЫ ДЕТЕЙ НА ЖИЗНЬ, ИЛИ ТАКИХ УЧИТЕЛЕЙ НЕТ? И ЕСЛИ ЕСТЬ, ТО ТАКИХ УЧИТЕЛЕЙ МНОГО ИЛИ МАЛО? (Ответы заявивших, что у них есть дети, внуки или другие близкие родственники, учащиеся в школе.)
ВАМ НРАВИТСЯ ИЛИ НЕ НРАВИТСЯ, КАКИЕ ИМЕННО ВЗГЛЯДЫ НА ЖИЗНЬ ФОРМИРУЮТ УЧИТЕЛЯ У ВАШЕГО РЕБЕНКА (ВНУКА, РОДСТВЕННИКА)? (Ответы заявивших, что в школе, где учится их ребенок (внук, родственник), есть учителя, которые, помимо преподавания своего предмета, формируют взгляды детей на жизнь.)
КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, В ЦЕЛОМ ПО РОССИИ УЧИТЕЛЯ СЕГОДНЯ ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО СПРАВЛЯЮТСЯ С ЗАДАЧЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ВЗГЛЯДОВ НА ЖИЗНЬ?
ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО В ЦЕЛОМ ПО РОССИИ УЧИТЕЛЯ СЕГОДНЯ ХОРОШО СПРАВЛЯЮТСЯ С ЗАДАЧЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ВЗГЛЯДОВ НА ЖИЗНЬ? (Открытый вопрос*. Ответы заявивших, что учителя сегодня хорошо справляются с этой задачей, - 23% от всех опрошенных.)
ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО В ЦЕЛОМ ПО РОССИИ УЧИТЕЛЯ СЕГОДНЯ ПЛОХО СПРАВЛЯЮТСЯ С ЗАДАЧЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ВЗГЛЯДОВ НА ЖИЗНЬ? (Открытый вопрос*. Ответы заявивших, что учителя сегодня плохо справляются с этой задачей, - 36% от всех опрошенных.)
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, А В ПРИНЦИПЕ УЧИТЕЛЯ ДОЛЖНЫ ИЛИ НЕ ДОЛЖНЫ, ПОМИМО ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА, ЕЩЕ И ФОРМИРОВАТЬ У ДЕТЕЙ ВЗГЛЯДЫ НА ЖИЗНЬ?
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 1-2 октября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО В ЦЕЛОМ ПО РОССИИ УЧИТЕЛЯ СЕГОДНЯ ХОРОШО СПРАВЛЯЮТСЯ С ЗАДАЧЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ВЗГЛЯДОВ НА ЖИЗНЬ?
(в % от числа опрошенных)
Учителя стараются, выполняют свой долг
3
'Видно, что стараются'; 'все возможное делаем для этого'; 'выкладываются как могут за такую мизерную зарплату'; 'им трудно, но они стараются'; 'каждый учитель старается научить и воспитать'; 'наши учителя прикладывают много усилий, несмотря на то, что нет компьютеров'; 'не бросают свою работу'; 'несмотря на маленькую зарплату, справляются хорошо'; 'они делают для наших детей все'.
В школе работают хорошие специалисты – учителя и воспитатели по призванию
3
'Большинство учителей имеют достойное образование и соответствующий уровень культуры'; 'в нашей школе много молодых учителей, они плохому не могут научить'; 'время другое, большинство учителей молодых, они могут дать современные взгляды'; 'все-таки, наверное, по призванию работают'; 'выдержка, терпение есть'; 'есть учителя с призванием'; 'любовь к профессии'; 'много хороших учителей воспитывают детей'; 'они – энтузиасты'; 'они образованные люди, и это их призвание'; 'работают хорошие специалисты'; 'так сложилось исторически, учитель – образец, воспитатель'; 'учителя – благородные, воспитанные люди'; 'учителя образованы, имеют свои взгляды, они могут что-то дать ребенку, и не только знания'.
Под руководством учителей дети становятся более самостоятельными, у них вырабатываются взгляды на жизнь
2
'Вносят позитивный вклад в формировании жизненной позиции'; 'дети более самостоятельные'; 'дети выпускаются из школы подготовленными к самостоятельной жизни'; 'дети имеют хоть какие-то понятия о жизни, о том, что необходимо учиться'; 'дети прислушиваются к учителям как к авторитету'; 'они учат детей смотреть на мир более серьезно'; 'пытаются адаптировать детей к современным условиям жизни'; 'ставят на путь'.
Учителя проявляют заботу о детях, учат хорошему
2
'Они находят подход к детям'; 'сейчас почти все дети трудные, учителя все-таки уделяют им внимание'; 'объясняют, что плохо, а что хорошо'; 'учителя больше всего работают с детьми'; 'учителя плохому не научат'.
Школьники хорошо, с интересом учатся, поступают в вузы
1
'Дети же хорошо учатся'; 'дети заинтересованы'; 'много стало медалистов, хорошистов'; 'ребенок разбирается в предметах разных'; 'у детей есть желание учиться, и это заслуга учителей'; 'хорошо учатся'; '...продолжают учебу после школы'; 'дети поступают в институты'; 'многие после школы продолжают учиться'; 'раз молодежь идет учиться в институт, учителя чему-то учат'.
Об этом говорит мой личный опыт
2
'В той школе, где учится мой внук, очень хорошо'; 'вижу по внучке'; 'вижу по достижениям ребенка'; 'внуки учатся, я вижу положительное воспитание'; 'вроде бы их хвалят внуки'; 'жена – педагог, сестра – директор школы'; 'жена – преподаватель, знаю, как она работает'; 'знаю про ребят, которых учителя выводят на правильный путь'; 'мой личный опыт'; 'по беседам с учителем своего ребенка'; 'по опыту брата жены'; 'по своим детям'; 'по себе сужу – еще свежи воспоминания о школе'; 'родственники работают – относятся с душой'.
Это видно по детям, много хороших детей
1
'Большинство нравственно устойчивых детей'; 'выпускают нормальных людей'; 'дети неплохие'; 'дети становятся добрее'; 'молодежь стала лучше'; 'по детям видно'; 'сейчас поколение умнее, значит есть заслуга учителей'; 'то были бы все тупые'; 'формируют хорошие качества: доброта, порядочность'.
Учителя дают детям знания
1
'Доводят информацию до детей'; 'свою работу делают нормально, учат как надо'; 'учат детей всем азам наук'; 'учат детей наукам'; 'чему-то же учат детей'.
Бывает по-разному
1
'В платной школе – да, в обычной – нет'; 'все зависит не только от учителя, но и ребенка, если он хочет, то сам будет учиться, и достигнет своей цели в жизни'; 'все зависит от условий учителя'; 'где как справляются'; 'есть, вообще-то, любые'; 'отчасти справляются, отчасти нет'; 'по возможности'.
В школе работают учителя старой закалки
<1
'В основном люди старой закалки, те ценности'; 'из-за старой коммунистической закалки'; 'много осталось учителей старой закалки'; 'пенсионеры, у них такая закваска'; 'старая закалка'; 'у учителей сформировано чувство ответственности прошлых лет'; 'учителя старые, они все объясняли'.
Детей воспитывает именно школа
<1
'Все, что в детях есть хорошего, дала школа, дома детьми родители не занимаются'; 'кроме них никто с ними не занимается'; 'только учителя этим и занимаются, в отличие от телевидения'; 'школа – единственное место, где учат хорошему'.
Другое
1
'Дети не жалуются'; 'если учителя в России учили бы плохо, то у нас не было бы так много научных деятелей'; 'мало детей – пять человек на класс'; 'программы другие, по-другому смотрят'; 'у нас самое лучшее образование в мире'; 'учителя начали следить за детьми, находить курящих'; 'учителям добавили зарплату, и у них появился стимул работать лучше'; 'Чудовская школа вообще хороша'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа
7
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО В ЦЕЛОМ ПО РОССИИ УЧИТЕЛЯ СЕГОДНЯ ПЛОХО СПРАВЛЯЮТСЯ С ЗАДАЧЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ВЗГЛЯДОВ НА ЖИЗНЬ?
(в % от числа опрошенных)
У учителей маленькая зарплата, они озабочены своими проблемами
11
'В основном зарабатывают, думают о выживании, а не о воспитании'; 'ввиду маленькой зарплаты учителям приходится брать дополнительные уроки, не остается времени на формирование взглядов у детей'; 'ввиду маленькой зарплаты после уроков стараются решать свои личные проблемы'; 'денег им не хватает'; 'если учитель думает о куске хлеба и колбасы, то чему он научит?'; 'заняты своими проблемами'; 'зарплата маленькая'; 'им зарплату мало платят, им бы получше платили, чтобы заниматься детьми'; 'им не до этого'; 'им нужна зарплата'.
Учителя пассивны, безразличны, у них нет стимула к работе
5
'Безразличие к своей профессии'; 'все воспитание учителя перекладывают на родителей'; 'зачем им это?'; 'им это не надо'; 'им это неинтересно'; 'ленятся'; 'не выкладываются в полной мере'; 'не объясняют детям, что и как'; 'не стараются их формировать'; 'не считают нужным'; 'не учат добру'; 'не хотят'.
Учителя равнодушны к детям, плохо к ним относятся, дети предоставлены сами себе
4
'Безразличие к детям'; 'дети жалуются на притеснения и несправедливое отношение'; 'издеваются над детьми'; 'мало уделяют внимания своим ученикам'; 'очень много безразличия и агрессивности у учителей по отношению к детям'; 'плохо относятся'; 'полное равнодушие к детям'; 'дети брошены, нет кружков секций'; 'дети не задействованы, предоставлены сами себе, не вовлечены в кружки'; 'дети не заняты, на переменах учителя ими не занимаются'.
В школе сейчас преподают не те люди, у них низкая квалификация
3
'В педагогику сейчас больше идут не по призванию'; 'в учителя идут по остаточному принципу, уж очень неблагодарная работа'; 'в школе не осталось хороших учителей'; 'вообще учителей мало хороших'; 'учителя старого возраста – те да, а молодежь – нет'; 'в пединститут идут – больше никуда не поступят'; 'люди ходят только на работу, нет призвания, исчезли учителя по призванию'; 'мало хороших специалистов'; 'малокомпетентны сами учителя'; 'многих учителей нужно самих воспитывать'; 'недостаток образования учителей'; 'некомпетентность многих учителей'; 'низкая квалификация'; 'плохо учат'; 'слабые стали учителя, что они могут дать детям?'; 'учителя старой закалки не учат детей, а молодые не дают того, что нужно'; 'это не те люди, которые должны преподавать'.
Это видно по детям, по их привычкам и поведению
3
'Видно по воспитанию, поведению и знаниям детей'; 'видно по подрастающему поколению'; 'вижу, что плохо'; 'девочки курят и пьют пиво'; 'дети не готовы к жизни'; 'дети невоспитанные, и это упущение школы'; 'дети плохо себя ведут'; 'дети пьют, курят в подъездах'; 'дети разболтанные такие ходят'; 'дети с трудом определяют свой путь в жизни'; 'дети сейчас невоспитанны'; 'достаточно услышать речь детей на улице, и все понятно'; 'много наркоманов, воров, бездельников, и аморальное поведение среди учеников'; 'не желающие работать, малограмотные люди выходят их стен школы и не подготовлены ни к какому труду'; 'посмотрите на детей – вот и весь ответ'; 'стоит посмотреть на сегодняшних подростков, и все станет ясно – они никого не уважают'; 'у детей такие интересы – только дай, родители нужны только для этого'.
Учителя заняты только учебными дисциплинами, остальным не занимаются
2
'Больше обязаловки – уроки провел, и все'; 'лишь бы отвечали дети'; 'они вообще дают только программу'; 'они не формируют эти взгляды вообще'; 'они отрабатывают только свои часы, и все'; 'провел урок и пошел домой, не загружают себя'; 'сейчас никому ни до кого, отбарабанили 45 минут и ушли'; 'такой цели не стоит, а стоит вбивание знаний, нет у них такой задачи, не поставлена'.
Неблагоприятная обстановка в стране и обществе, нет общенациональной идеи
2
'Вся жизнь противоречит работе учителя, его светлым задачам и стремлениям'; 'государство учит обратному – пить, курить; учителям очень трудно'; 'нет никакой идеологии'; 'общественная жизнь очень сложная, поэтому трудно'; 'общество быстрее разлагает, телевидение все извращает'; 'общество вносит свои коррективы и взгляды на жизнь и преподносит нашим детям в негативном виде'; 'объективно трудно научить – окружающая обстановка неблагоприятная'; 'сейчас формируют взгляды на жизнь средства массовой информации, телевидение, видео'; 'у них нет идеологии – им нечего формировать'; 'учителя не в силах повлиять, потому что поток информации на детей очень большой отовсюду'.
Учителя корыстны, среди них процветает взяточничество
1
'Больше говорят «дай», чем «возьми»'; 'взяточники, занижают оценки'; 'все делается за дополнительную оплату'; 'коррупция, взятки'; 'материальная база за счет родителей, учителя беспринципные, если ребенок не сдал деньги'; 'они все взяточники'; 'они вынуждают детей заниматься за деньги дополнительно, только их интересуют деньги'; 'отношение учителей к ребенку зависит от уровня благосостояния родителей'; 'только деньги собирают'; 'у учителей корыстные цели'.
Утеряны престиж профессии, уважение к учителю
1
'Детям все равно, что думают учителя'; 'к учителям плохо относится государство'; 'не имеют авторитета у детей нищие учителя'; 'нет авторитета у учителя'; 'потому что дети плохо слушают своих учителей'; 'профессия учителя не имеет веса'; 'учителей придавили, они мельтешат'; 'учитель не пользуется авторитетом'; 'авторитет низкий...'.
Плохая система школьного образования
1
'Минобразования не выполняет своих функций'; 'неправильная методика'; 'отсутствие концепции образования'; 'плохое обеспечение школы влияет на это'; 'постоянное изменение школьной программы плохо влияет на развитие детей'; 'процесс обучения послан на самотек'; 'старая система еще не изжита, а новая не создана'; 'учебники – сплошной плагиат, шесть авторов'.
Учителя перегружены преподаванием учебных дисциплин, на остальное у них нет времени
1
'Большая загруженность и нет времени'; 'большой объем работы'; 'да, у них времени нет'; 'загружены работой – много часов, некогда заниматься воспитанием'; 'перегрузка детей школьной программой, и учителям, и детям плохо'.
Учителя сейчас сами плохо приспособлены к жизни
1
'Видно по жизни, им самим трудно ориентироваться в сегодняшней жизни'; 'жизнь диктует новые условия, а учителя сами к ним не готовы'; 'они не вошли в новую жизнь'; 'они сами не могут определиться'; 'у них самих кризис в жизни'.
Раньше учителя были лучше
1
'В моей школе этого не было'; 'в моем детстве не было в школе сигарет, наркотиков, за это наказывали, учителя вели воспитательную работу'; 'наши учителя были лучше'; 'не дают детям того, что было в наше время, не работают с душой'; 'не такие стали, как раньше, были добрее'; 'не те учителя, что были раньше'; 'раньше учителя много занимались с отстающими бесплатно'; 'сейчас учителя хуже преподают в сравнении с советским временем'; 'сравнивая свои учебные годы, скажу: это небо и земля'.
Не все зависит от учителей, это не их обязанность
1
'Больше это делается в семье, у учителя мало времени на воспитание'; 'не все от учителей зависит'; 'они не справляются, потому что большое влияние имеет на детей улица и пример родителей'; 'от учителей мало что зависит, все от общества, от семьи'; 'родители плохо воспитывают, трудно исправлять ошибки воспитания, дети наглые'; 'формирование личности проходит в семье'; 'школа вообще плохо справляется с этим и просто не должна'; 'это не их обязанность'; 'а это и не надо, навязывать свое мнение'.
Об этом говорит мой личный опыт
1
'В нашей школе ничего хорошего не было'; 'жизненный опыт мне об этом говорит'; 'знаю на примерах детей, которые учатся'; 'из собственного опыта'; 'по телевизору о мальчике, который покончил с собой из-за учителя'; 'смотрю по своим ребятам'; 'сужу по своим и чужим детям'; 'у знакомых много ребят в школе, поэтому и думаю, что не справляются'.
Учителя не тому учат, пропагандируют устаревшие взгляды, навязывают свое мнение
<1
'Дети стали другие, а учителя в основном старые'; 'нынешние учителя формировались в тот неблагоприятный период, когда все было с ног на голову поставлено'; 'у них старое мировоззрение'; 'навязывают свое мнение'; 'не тому учат'; 'образование не то дают'; 'потому что они устаревшие, не выслушивают мнения других'; 'свои старые, консервативные взгляды навязывают'; 'учитель имеет консервативные взгляды'.
Другое
1
'Дети сами формируют свои взгляды'; 'нет общественных молодежных организаций, спортивных'; 'они боятся родителей – если дети неуправляемые, то родители еще хуже'; 'учителя и ученики вместе курят на переменах'; 'я далек от вопросов школьного образования, у меня нет школьников, выводы делаю из телепередач'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа
4
2. Труд учителя: престиж и качество
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 1-2 октября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
СРЕДИ ВАШИХ БЛИЗКИХ ДРУЗЕЙ, РОДСТВЕННИКОВ ЕСТЬ УЧИТЕЛЯ ИЛИ ИХ НЕТ? А МОЖЕТ БЫТЬ, ВЫ САМИ - УЧИТЕЛЬ?
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, СЕЙЧАС ПРОФЕССИЯ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНА ИЛИ НЕПРИВЛЕКАТЕЛЬНА?
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, БОЛЬШИНСТВУ СЕГОДНЯШНИХ УЧИТЕЛЕЙ ИХ ПРОФЕССИЯ НРАВИТСЯ ИЛИ НЕ НРАВИТСЯ?
КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, РАБОТАЮТ СЕГОДНЯ УЧИТЕЛЯ, КАК ОНИ СПРАВЛЯЮТСЯ СО СВОИМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ - ОТЛИЧНО, ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, ПЛОХО ИЛИ ОЧЕНЬ ПЛОХО?
3. Повышение зарплаты учителям
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 1-2 октября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, УЧИТЕЛЯ В ЦЕЛОМ ЖИВУТ ЛУЧШЕ БОЛЬШИНСТВА РОССИЯН, ХУЖЕ ИЛИ ТАК ЖЕ, КАК БОЛЬШИНСТВО РОССИЯН?
НЕДАВНО В.ПУТИН ПОСТАВИЛ ПЕРЕД ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ЗАДАЧУ - ПОВЫСИТЬ УЧИТЕЛЯМ ЗАРПЛАТУ. ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, КАКОЙ СЕГОДНЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ЗАРПЛАТА УЧИТЕЛЯ?
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЕСЛИ УЧИТЕЛЯМ ПОВЫСЯТ ЗАРПЛАТУ ДО НАЗВАННОЙ ВАМИ СУММЫ, ОНИ СТАНУТ РАБОТАТЬ ЛУЧШЕ, ХУЖЕ ИЛИ КАЧЕСТВО ИХ РАБОТЫ НЕ ИЗМЕНИТСЯ?
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОСЛЕ ПОВЫШЕНИЯ ЗАРПЛАТЫ РАБОТА УЧИТЕЛЯ СТАНЕТ ИЛИ НЕ СТАНЕТ БОЛЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ?
4. Приложение. Таблицы
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 1-2 октября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
ВСПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВАШИ ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ: БЫЛ ЛИ У ВАС УЧИТЕЛЬ, КОТОРЫЙ ПОВЛИЯЛ НА ВАШИ ВЗГЛЯДЫ, УБЕЖДЕНИЯ, КОТОРОГО ВЫ МОГЛИ БЫ НАЗВАТЬ 'УЧИТЕЛЕМ ЖИЗНИ', ИЛИ ТАКОГО УЧИТЕЛЯ НЕ БЫЛО?
Доли групп
100
49
34
14
28
26
43
48
52
36
37
27
17
34
31
18
24
38
26
13
18
36
26
100
51
49
38
36
26
был
56
57
57
52
53
61
56
52
58
51
59
56
48
55
55
66
53
57
56
52
61
53
56
57
53
61
49
61
63
не было
34
34
33
37
42
29
32
38
31
41
34
25
30
35
37
32
37
31
37
40
33
36
30
40
44
35
50
37
27
затрудняюсь ответить
10
9
10
11
5
10
12
9
11
7
6
19
22
10
8
3
10
12
7
9
6
11
14
3
3
4
1
1
10
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЕСТЬ ЛИ У ВАС ДЕТИ, ВНУКИ ИЛИ ДРУГИЕ БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ, УЧАЩИЕСЯ В ШКОЛЕ?
Доли групп
100
49
34
14
28
26
43
48
52
36
37
27
17
34
31
18
24
38
26
13
18
36
26
100
51
49
38
36
26
да
52
54
52
51
50
55
52
49
55
49
58
49
44
50
56
57
57
51
50
39
53
54
57
49
43
55
46
52
49
нет
48
46
48
49
50
45
48
51
45
51
42
51
56
50
44
43
43
49
50
61
47
46
43
51
57
45
54
48
51
ЕСТЬ ЛИ В ШКОЛЕ, ГДЕ УЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК (ВНУК, РОДСТВЕННИК), УЧИТЕЛЯ (УЧИТЕЛЬ), КОТОРЫЕ, ПОМИМО ПРЕПОДАВАНИЯ СВОЕГО ПРЕДМЕТА, ФОРМИРУЮТ ВЗГЛЯДЫ ДЕТЕЙ НА ЖИЗНЬ? ИЛИ ТАКИХ УЧИТЕЛЕЙ НЕТ? И ЕСЛИ ЕСТЬ, ТО ТАКИХ УЧИТЕЛЕЙ МНОГО ИЛИ МАЛО? (Ответы заявивших, что у них есть дети, внуки или другие близкие родственники, учащиеся в школе.)
Доли групп
100
49
34
14
28
26
43
48
52
36
37
27
17
34
31
18
24
38
26
13
18
36
26
100
51
49
38
36
26
таких нет
14
12
16
14
14
11
15
13
15
13
18
8
15
14
13
12
18
11
12
16
7
15
16
10
10
11
12
8
12
много
8
9
7
8
6
11
8
7
10
7
11
6
3
7
10
12
9
7
9
1
12
7
11
7
5
9
4
10
5
мало
15
17
14
11
14
16
15
14
16
15
17
12
11
14
17
17
15
16
15
11
15
16
16
14
12
17
14
19
8
затрудняюсь ответить
15
16
15
18
15
17
15
16
15
14
12
22
16
15
15
16
15
16
15
10
19
16
14
18
16
20
16
15
25
ВАМ НРАВИТСЯ ИЛИ НЕ НРАВИТСЯ, КАКИЕ ИМЕННО ВЗГЛЯДЫ НА ЖИЗНЬ ФОРМИРУЮТ УЧИТЕЛЯ У ВАШЕГО РЕБЕНКА (ВНУКА, РОДСТВЕННИКА)? (Ответы заявивших, что в школе, где учится их ребенок (внук, родственник), есть учителя, которые, помимо преподавания своего предмета, формируют взгляды детей на жизнь.)
Доли групп
100
49
34
14
28
26
43
48
52
36
37
27
17
34
31
18
24
38
26
13
18
36
26
100
51
49
38
36
26
я не знаю, какие взгляды на жизнь формируют учителя у моего ребенка
13
11
14
20
11
15
13
14
12
11
12
18
11
15
12
15
13
14
12
8
15
13
15
11
7
14
11
9
13
нравится
13
16
11
8
13
16
13
11
16
14
15
10
9
11
18
14
13
15
14
8
17
13
14
13
11
15
11
18
9
не нравится
4
4
4
3
4
2
4
3
4
4
5
2
1
3
3
7
5
2
5
1
5
4
3
5
5
6
4
9
4
затрудняюсь ответить
8
9
7
7
7
10
7
8
9
7
8
11
9
7
9
8
7
8
8
6
9
8
9
9
9
9
8
8
12
КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, В ЦЕЛОМ ПО РОССИИ УЧИТЕЛЯ СЕГОДНЯ ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО СПРАВЛЯЮТСЯ С ЗАДАЧЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ВЗГЛЯДОВ НА ЖИЗНЬ?
Доли групп
100
49
34
14
28
26
43
48
52
36
37
27
17
34
31
18
24
38
26
13
18
36
26
100
51
49
38
36
26
хорошо
23
28
19
18
26
25
20
23
24
26
24
19
19
24
26
22
22
26
21
16
23
27
24
16
16
15
20
16
10
плохо
36
32
38
47
43
32
35
35
37
34
41
32
21
33
39
49
31
31
45
44
46
29
28
57
56
58
54
61
54
затрудняюсь ответить
41
40
43
34
31
43
45
42
40
40
35
50
60
43
35
29
47
44
34
40
31
44
48
27
28
27
26
22
36
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, А В ПРИНЦИПЕ УЧИТЕЛЯ ДОЛЖНЫ ИЛИ НЕ ДОЛЖНЫ, ПОМИМО ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА, ЕЩЕ И ФОРМИРОВАТЬ У ДЕТЕЙ ВЗГЛЯДЫ НА ЖИЗНЬ?
Доли групп
100
49
34
14
28
26
43
48
52
36
37
27
17
34
31
18
24
38
26
13
18
36
26
100
51
49
38
36
26
должны
86
87
85
88
89
87
84
85
86
85
87
84
83
85
86
88
88
84
88
89
91
83
83
85
83
87
78
87
93
не должны
7
7
8
6
7
5
8
7
7
8
7
5
5
8
7
7
5
6
7
5
4
8
7
12
12
12
20
9
3
затрудняюсь ответить
7
7
7
6
4
8
7
8
7
7
6
10
13
7
7
4
7
10
5
6
5
8
10
3
5
1
2
4
4
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 1-2 октября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
СРЕДИ ВАШИХ БЛИЗКИХ ДРУЗЕЙ, РОДСТВЕННИКОВ ЕСТЬ УЧИТЕЛЯ ИЛИ ИХ НЕТ? А МОЖЕТ БЫТЬ, ВЫ САМИ - УЧИТЕЛЬ?
Доли групп
100
49
34
14
28
26
43
48
52
36
37
27
17
34
31
18
24
38
26
13
18
36
26
100
51
49
38
36
26
я сам(-а) - учитель
3
3
5
2
3
5
3
1
6
3
4
4
0
0
4
12
1
5
4
4
2
4
3
4
1
7
3
3
6
есть
37
37
34
46
46
37
33
38
37
42
37
31
22
37
40
47
40
30
44
31
42
35
40
37
38
35
40
35
33
нет
58
58
60
50
50
58
63
60
56
53
58
63
76
61
53
41
57
64
51
64
53
58
56
59
60
58
56
62
60
затрудняюсь ответить
2
2
1
2
1
1
2
2
2
2
1
2
2
2
2
0
2
2
1
1
3
2
1
0
0
0
0
0
1
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, СЕЙЧАС ПРОФЕССИЯ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНА ИЛИ НЕПРИВЛЕКАТЕЛЬНА?
Доли групп
100
49
34
14
28
26
43
48
52
36
37
27
17
34
31
18
24
38
26
13
18
36
26
100
51
49
38
36
26
привлекательна
22
26
20
12
23
22
22
23
22
21
21
26
33
23
19
18
31
23
15
15
16
23
31
15
12
18
16
14
14
непривлекательна
65
63
65
76
69
66
63
64
65
68
66
57
49
63
70
73
58
61
75
72
74
63
54
76
78
73
77
78
71
затрудняюсь ответить
13
11
15
12
8
12
15
13
13
11
12
17
18
15
11
9
12
16
9
13
10
14
14
10
10
10
8
8
15
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, БОЛЬШИНСТВУ СЕГОДНЯШНИХ УЧИТЕЛЕЙ ИХ ПРОФЕССИЯ НРАВИТСЯ ИЛИ НЕ НРАВИТСЯ?
Доли групп
100
49
34
14
28
26
43
48
52
36
37
27
17
34
31
18
24
38
26
13
18
36
26
100
51
49
38
36
26
нравится
42
47
37
35
48
48
36
41
43
43
39
45
44
41
41
44
39
45
41
47
36
42
43
41
39
42
49
39
30
не нравится
33
30
39
33
36
26
36
31
35
35
37
25
26
33
33
39
35
30
35
29
40
32
31
31
30
31
30
29
34
затрудняюсь ответить
25
23
24
32
16
26
29
28
22
22
24
30
30
26
26
17
26
25
24
23
23
25
26
28
30
27
21
31
36
КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, РАБОТАЮТ СЕГОДНЯ УЧИТЕЛЯ, КАК ОНИ СПРАВЛЯЮТСЯ СО СВОИМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ - ОТЛИЧНО, ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, ПЛОХО ИЛИ ОЧЕНЬ ПЛОХО?
Доли групп
100
49
34
14
28
26
43
48
52
36
37
27
17
34
31
18
24
38
26
13
18
36
26
100
51
49
38
36
26
отлично
2
3
1
3
3
2
2
2
2
3
1
3
3
1
3
2
3
2
1
0
3
2
2
2
2
2
1
3
1
хорошо
31
37
26
24
35
34
27
29
33
37
27
28
34
28
31
33
33
35
25
20
30
35
35
18
17
20
27
18
5
удовлетворительно
45
42
53
39
48
42
45
44
45
44
48
41
33
48
46
48
43
41
50
62
43
42
41
48
46
49
54
46
40
плохо
7
6
6
14
6
7
8
9
5
5
9
6
6
8
7
6
8
7
7
5
10
4
9
10
10
11
7
12
13
очень плохо
1
0
0
4
0
0
2
1
1
1
1
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
0
1
2
4
1
2
2
5
затрудняюсь ответить
14
13
14
16
8
15
16
15
13
10
13
22
23
14
12
10
13
14
15
13
13
16
12
19
21
18
9
18
36
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 1-2 октября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, УЧИТЕЛЯ В ЦЕЛОМ ЖИВУТ ЛУЧШЕ БОЛЬШИНСТВА РОССИЯН, ХУЖЕ ИЛИ ТАК ЖЕ, КАК БОЛЬШИНСТВО РОССИЯН?
Доли групп
100
49
34
14
28
26
43
48
52
36
37
27
17
34
31
18
24
38
26
13
18
36
26
100
51
49
38
36
26
лучше
7
7
7
6
6
7
8
6
8
5
8
8
11
6
6
5
10
7
5
5
3
4
15
3
1
6
2
5
3
так же
57
58
59
50
54
55
61
54
60
56
57
57
60
60
56
49
59
58
54
47
58
60
59
49
42
55
50
48
48
хуже
28
29
25
37
36
30
23
32
25
32
27
25
18
25
29
42
22
26
35
40
32
28
17
41
48
34
44
40
38
затрудняюсь ответить
8
6
9
7
4
7
9
9
7
6
9
9
10
9
8
4
8
9
6
7
7
8
8
7
8
6
4
7
10
НЕДАВНО В.ПУТИН ПОСТАВИЛ ПЕРЕД ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ЗАДАЧУ - ПОВЫСИТЬ УЧИТЕЛЯМ ЗАРПЛАТУ. ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, КАКОЙ СЕГОДНЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ЗАРПЛАТА УЧИТЕЛЯ?
Доли групп
100
49
34
14
28
26
43
48
52
36
37
27
17
34
31
18
24
38
26
13
18
36
26
100
51
49
38
36
26
до 6000 руб.
11
12
12
6
6
8
16
9
14
12
10
12
19
15
8
4
20
13
3
3
8
13
18
1
1
1
1
0
2
6001- 8000 руб.
17
17
18
11
17
17
16
17
16
19
16
14
20
20
16
8
16
22
12
17
19
18
17
3
2
4
3
1
5
8001 - 10000 руб.
33
36
30
35
35
35
32
32
34
31
34
36
36
30
35
35
33
35
35
33
40
34
34
14
14
14
11
12
19
10001 - 15000 руб.
18
16
19
22
21
18
16
20
15
19
19
14
7
16
19
28
14
14
24
26
15
15
13
36
38
34
44
33
29
более 15000 руб.
13
11
12
21
16
13
11
13
13
12
14
12
7
9
16
20
8
9
20
15
14
11
7
38
37
39
35
46
32
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЕСЛИ УЧИТЕЛЯМ ПОВЫСЯТ ЗАРПЛАТУ ДО НАЗВАННОЙ ВАМИ СУММЫ, ОНИ СТАНУТ РАБОТАТЬ ЛУЧШЕ, ХУЖЕ ИЛИ КАЧЕСТВО ИХ РАБОТЫ НЕ ИЗМЕНИТСЯ?
Доли групп
100
49
34
14
28
26
43
48
52
36
37
27
17
34
31
18
24
38
26
13
18
36
26
100
51
49
38
36
26
лучше
62
67
59
56
68
64
58
63
61
63
60
64
64
62
59
66
63
62
64
72
59
63
59
58
57
58
61
59
50
качество их работы не изменится
29
25
33
34
26
27
32
27
30
29
31
26
23
29
33
26
28
29
26
18
29
29
32
32
34
30
33
29
34
хуже
1
0
1
0
0
0
1
1
0
0
1
0
0
1
0
0
0
1
0
1
0
1
1
0
1
0
1
0
0
затрудняюсь ответить
9
8
8
10
6
9
9
8
9
8
8
10
13
7
8
8
9
7
9
9
11
7
8
10
8
12
4
12
16
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОСЛЕ ПОВЫШЕНИЯ ЗАРПЛАТЫ РАБОТА УЧИТЕЛЯ СТАНЕТ ИЛИ НЕ СТАНЕТ БОЛЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ?