Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 22-23 октября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 22-23 октября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
У россиян масса претензий к отечественной системе среднего образования. Недавние опросы, в частности, показывают: наши сограждане склонны считать, что сегодня и качество образования хуже, чем в советские времена, и хороших школ, и хороших учителей стало меньше, чем тогда (такие суждения высказываются в два-три раза чаще, чем противоположные). Однако когда речь заходит не о системе образования, а о совершенно конкретных средних школах, известных респондентам не понаслышке, тональность разговора разительно меняется.
В ходе последнего опроса школьная тема обсуждалась только с теми респондентами, у которых есть дети, внуки или иные близкие родственники, учащиеся в школе. Таковых среди участников опроса оказалось 47%, и все вопросы, заданные им, касались исключительно тех школ, где учатся их отпрыски. Выяснилось, что 32% опрошенных (или 68% от числа состоящих в близком родстве со школьниками) в целом довольны этими школами, и только 7% – не довольны (еще 8% – затруднились дать определенный ответ).
Отвечая на открытый вопрос о том, что им нравится в школах, где учатся их дети и внуки, респонденты чаще всего отмечали профессионализм педагогов: 'педагоги хорошие'; 'квалифицированный преподавательский состав' (11% от всех опрошенных). Заметно реже говорилось о благоустроенности школ (2%), их технической оснащенности (1%), а также о высоком качестве образования (3%).
Не нравится же опрошенным более всего то обстоятельство, что образование сегодня требует расходов. Респонденты сетуют как на 'общие взносы' ('сборы в фонд школы'; 'обдираловка – берут деньги на нужды класса'), так и на отдельные статьи расходов – 'кружки платные в школе'; 'собирают деньги на ремонт с нас' (в целом 8% участников опроса). Еще 6% опрошенных выразили недовольство слабой материально-технической базой школ, 4% – низким качеством образования.
Большинство родственников школьников (64%, или 30% от всех участников опроса) определенно заявляют, что их полностью устраивает атмосфера школы, где учится их отпрыск, что в этой атмосфере нет ничего такого, что вызывало бы у них тревогу, обеспокоенность. Тех, кто обнаруживает те или иные тревожные симптомы, почти втрое меньше (11% участников опроса). Беспокоящие их обстоятельства школьной жизни можно условно разделить на две группы: 'учительский фактор' (5% опрошенных говорят о равнодушии учителей, низком качестве преподавания, необходимости денежных трат, о нехватке учителей) и 'детский фактор' (примерно столько же ответов, в которых упоминаются жестокость детей, воровство в школах, курение и употребление наркотиков, повышенное внимание школьников к символам материального достатка – к модной одежде, сотовым телефонам и т.д.). Отметим, что некоторые (1% опрошенных) говорили об уязвимости, незащищенности школ от угроз извне; ясно, что беспокойство по этому поводу – следствие прошлогодней трагедии в Беслане.
Петр Бавин
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 22-23 октября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЕСТЬ ЛИ У ВАС ДЕТИ, ВНУКИ ИЛИ ДРУГИЕ БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ, УЧАЩИЕСЯ В ШКОЛЕ?
ЧТО ВАМ НРАВИТСЯ В ШКОЛЕ, ГДЕ УЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК (ВНУК, РОДСТВЕННИК)? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что у них есть дети, внуки или другие близкие родственники, учащиеся в школе, - 47% от всех опрошенных.)
А ЧТО ВАМ НЕ НРАВИТСЯ В ШКОЛЕ, ГДЕ УЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК (ВНУК, РОДСТВЕННИК)? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что у них есть дети, внуки или другие близкие родственники, учащиеся в школе, - 47% от всех опрошенных.)
ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ВАМ НРАВИТСЯ ИЛИ НЕ НРАВИТСЯ ШКОЛА, ГДЕ УЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК (ВНУК, РОДСТВЕННИК)? (Ответы заявивших, что у них есть дети, внуки или другие близкие родственники, учащиеся в школе.)
А ВАШЕМУ РЕБЕНКУ (ВНУКУ, РОДСТВЕННИКУ) НРАВИТСЯ ИЛИ НЕ НРАВИТСЯ ШКОЛА, В КОТОРОЙ ОН УЧИТСЯ? (Ответы заявивших, что у них есть дети, внуки или другие близкие родственники, учащиеся в школе.)
ЕСЛИ ГОВОРИТЬ ОБ ОБЩЕЙ АТМОСФЕРЕ В ШКОЛЕ, ГДЕ УЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК (ВНУК, РОДСТВЕННИК), СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЕСТЬ ЛИ ЧТО-ТО, ЧТО ВЫЗЫВАЕТ У ВАС ТРЕВОГУ, ОБЕСПОКОЕННОСТЬ? ИЛИ ЖЕ НИЧЕГО ТРЕВОЖАЩЕГО ВАС В АТМОСФЕРЕ ШКОЛЫ НЕТ? (Ответы заявивших, что у них есть дети, внуки или другие близкие родственники, учащиеся в школе.)
ЧТО ИМЕННО В ОБСТАНОВКЕ, В АТМОСФЕРЕ ШКОЛЫ ВЫЗЫВАЕТ ВАШУ ТРЕВОГУ, ОБЕСПОКОЕННОСТЬ? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, у них есть дети, внуки или другие близкие родственники, учащиеся в школе, и что в общей атмосфере в школе, где учится ребенок, есть что-то вызывающее тревогу, обеспокоенность, - 11% от всех опрошенных.)
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 22-23 октября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО ВАМ НРАВИТСЯ В ШКОЛЕ, ГДЕ УЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК (ВНУК, РОДСТВЕННИК)?
Хорошая материально-техническая база, благоустроенность школы
4
Благоустроенность, чистота помещений школы
2
'Просторная, большая школа'; 'тепло, светло'; 'уютная, светлая, красивая школа'; 'чистая, уютная'; 'школа содержится в хорошем состоянии'.
Материально-техническая оснащенность школы
1
'В классах стараются поставить современные компьютеры и телевизоры'; 'все есть, и даже бассейны'; 'оборудованы кабинеты современной техникой'; 'открыли компьютерный класс'.
Хорошее питание школьников, бесплатное питание
1
'Всех кормят'; 'для тех, кто бедно живет, бесплатные обеды'; 'кормят детей в столовой недорого'; 'организованное питание'.
Хорошее отношение к детям, хорошая психологическая обстановка
4
'Забота о детях'; 'отношение к учащимся, забота, внимание'; 'отношение преподавателей к детям'; 'учителя хорошие, добрые, отзывчивые'; 'индивидуальный подход к каждому ученику'; 'в школе доброжелательная обстановка'; 'общая дружная обстановка'; 'ощущается позитивная атмосфера'; 'уважительное отношение к детям и детей к преподавателям'.
Высокое качество образования
3
'Дают хороший уровень образования'; 'знания хорошие дает'; 'уровень образования хороший'; 'хорошая подготовка для последующего поступления в вуз'.
Поддержание дисциплины и порядка, хорошая воспитательная работа
1
'Воспитательная работа по отношению с ребятами'; 'дисциплина, порядок'; 'как воспитывают в этой школе – поведение у детей хорошее'; 'режим'; 'строго спрашивают учителя'; 'требовательны работники школы, дети дисциплинированы'.
Внеклассные мероприятия, секции, занятия по интересам
1
'В школе в футбол, теннис играют'; 'есть разные кружки'; 'есть спортивные секции бесплатно'; 'много бесплатных кружков'; 'много спортивных секций, занятость детей'; 'праздник'; 'проводится много внеклассных мероприятий'; 'проводят дополнительные занятия, разные мероприятия'; 'устраивают игры типа «зарницы»'.
Отдельные аспекты образования (уклон школы, выбор программы обучения и т. п.)
1
'Введение профилируемых классов'; 'есть специализация – медицинский уклон'; 'курсы по подготовке в институт'; 'она с уклоном в английский язык'; 'свободное посещение у них'; 'свободный выбор предметов, пять недель учатся, а одну неделю отдыхают'; 'система, по которой учатся'; 'хоть уравниловки нет: хоть то изучай, хоть это'; 'школа на базе колледжа – по окончании получает среднее специальное образование'.
'Близость к дому'; 'местоположение школы близко от дома'; 'удобно школа расположена, близко к дому'.
Бесплатное обучение
<1
'Бесплатное образование пока'; 'не платят за обучение – уже хорошо'.
Другое
1
'Внук с удовольствием посещает школу'; 'делают охрану'; 'мало черных в школе'; 'продленка в школе – дети приходят домой уже с выученными уроками'; 'учителя за такую зарплату еще работают'; 'хорошая репутация колледжа'; 'школа элитная'.
Все нравится
4
'Все нравится и устраивает'; 'все устраивает'; 'хорошая школа'; 'это самая лучшая школа у нас'.
Нет ничего хорошего
1
'Нет ничего такого'; 'ничего не нравится'; 'ничего хорошего нет'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа
74
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: А ЧТО ВАМ НЕ НРАВИТСЯ В ШКОЛЕ, ГДЕ УЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК (ВНУК, РОДСТВЕННИК)?
(в % от числа опрошенных)
Дороговизна учебы, большие денежные поборы (дороговизна учебников, ремонт школы за счет родителей и др.)
7
Выплаты, поборы в целом
5
'Большие взносы, хотя эта школа считается бесплатной'; 'деньги берут с родителей'; 'обдираловка, берут деньги на нужды класса'; 'сборы в фонд школы'; 'часто собирают деньги'.
Платная школа, дороговизна учебников, плата за внеклассные мероприятия
2
'Все платно'; 'дорогое обучение в школе стало'; 'нет учебников, приходится покупать за свои деньги'; '...кружки платные в школе'; 'оплата за обучение очень высока'; 'платное обучение'; 'то, что платная школа'.
Ремонт школы за счет родителей, плата за охрану
1
'Бюджет не выделяет денег на ремонт школы – собирают деньги на ремонт с нас'; 'идут поборы в школе – то на охрану, то на ремонт – с родителей малоимущих'; 'то, что за счет родителей идет ремонт в школах. Неужели государство не может на это выделить деньги?'; 'школа бесплатная, но много берут денег на расходы: охрана, ремонт и так далее'.
Слабая материально-техническая база (неблагоустроенность помещения, недостаточное техническое оснащение и др.)
6
Бедность, неблагоустроенность помещения школы, слабое финансирование
3
'Мало средств выделяют сельской школе'; 'материальная база плохая'; 'местные власти не обращают внимания на материальное положение'; 'нет бассейна в школе'; 'нет газа – холодно'; 'ремонт не проводят два года'; 'спортзал никак не достроят'; 'старая школа, серая, угрюмая'.
'...Плохие парты, компьютеры старые...'; 'материально-техническое обеспечение могло бы быть лучше'; 'нет условий для полноценного проведения уроков, техника обучения устарела'; 'отсутствие методических пособий'; 'физическая подготовка не в лучшем виде – инвентаря нет'.
Проблемы с питанием, платное питание
2
'В столовой не всегда кормят хорошо'; 'в школе не кормят, родители уходят на работу рано, а дети целый день в школе голодные'; 'дети питаются за плату'; 'нет нормального питания, есть буфет, но всякая в нем сухомятка, нет горячего – первого, второго'; 'питание, санитарные условия'; 'плохое качество пищи в школьной столовой'.
Низкое качество образования, плохие учебные программы
4
Перегруженность программ, отсутствие единой школьной программы, единых учебников
3
'Больно загружено – по 8-10 уроков'; 'большая нагрузка на детей, особенно на младшие классы'; 'большое количество заданных уроков'; 'введение новых программ'; 'нет иностранных языков в первом классе'; 'программа Занкова'; 'развелось миллион учебников, те учебники, которые купили в прошлом году, уже не годятся, так как другие учатся уже по другим авторам'.
Низкое качество образования в целом
2
'Беспокоит уровень знаний ребенка'; 'дают поверхностные знания, приходится нанимать репетиторов'; 'дети не выучили иностранный язык'; 'не дают хороших знаний, плохое качество образования'; 'обучение не нравится, знания плохие'; 'плохое обучение'; 'слабая начальная школа'.
Плохое отношение к детям, плохая психологическая обстановка, деление детей на богатых и бедных
3
'В основном учителя относятся к ученикам и к преподаванию равнодушно'; 'грубость со стороны учителей'; 'некоторые учителя превышают свои полномочия'; '...неуважительное отношение к детям'; 'отношение учителей к детям несправедливое'; 'учителя ведут себя отвратительно'; 'война учителей друг с другом'; 'когда большие классы, невозможно всех опросить, выделяются дети богатых и бедных, любимчики есть'; 'много конфликтов среди детей'; 'плохие взаимоотношения в коллективе школьном'; 'почему-то у детей нет желания учиться, и мой внук ходит туда без желания'; 'слишком четко видно социальное неравенство среди детей'.
Плохой директор, плохая организация учебного процесса, нехватка учителей
2
'Директор'; 'директор разогнала хороших педагогов'; 'неполный комплект преподавателей средних классов'; 'нет молодых специалистов'; 'нехватка педагогов, меняются часто, дети не успевают привыкнуть'; 'поменять бы директора школы, толка от него нет'; 'уроки физкультуры ставят первыми'; 'старшеклассники и младшие вместе учатся'.
Низкий профессиональный уровень учителей
1
'Все не нравится, особенно учителя'; 'молодые преподаватели – опыта мало'; 'низкий уровень подготовки'; 'плохие преподаватели'; 'учителя низкой квалификации, плохо учат'; 'учителя плохо знают предмет'; 'учителя плохо объясняют детям, мало профессионализма у учителей'.
Отсутствие внеклассных мероприятий, секций, занятий по интересам
1
'Кружков нет, секций нет'; 'нет организации досуга для детей'; 'нет спортивных кружков'; 'нет танцевального кружка'.
Отсутствие дисциплины и порядка, контроля за учениками, употребление подростками наркотиков, курение
1
'Дисциплина отвратительная'; 'нестрогое воспитание детей в школе'; 'дисциплина слабая по школе'; 'нет дисциплины в школе'; 'многие дети курят'; 'есть наркотики'; 'плохо следят за поведением, посещением школы'.
Учеба в две смены, переполненность школ
1
'В школе тесно, много учеников'; 'есть вторая смена'; 'ребенок учится во вторую смену – день рваный'; 'школа маленькая, учеников много'; 'школы переполнены, учатся в две смены'.
Проблема безопасности учеников, охраны школ
1
'Нет охраны в школе'; 'нет охраны, школу охраняют технички'; 'охрана – собирают деньги, а охраны никакой'; 'не пускают родителей в школу, охрана'; 'охранники есть, не пускают без пропуска'; 'строгая пропускная система'; 'школа не охраняется, охранник просто сидит'.
Взяточничество, вымогательство денег
1
'Взяточничество учителей'; 'вымогательство денег'; 'деньги, собранные с родителей, используют не по назначению'; 'учителя несправедливые, оценки ставят за деньги'.
Низкая зарплата учителей
<1
'Люди, которые учат наших детей, – нищие'; 'низкая зарплата в школе'; 'учителя за свой колоссальный труд получают нищенскую зарплату'.
Другое
1
'В школьной столовой проводятся свадьбы и поминки'; 'воровство'; 'дотошность в том, что требуют форму'; 'находится через дорогу, опасный переход'; 'не ставят оценок в первом классе, а хотелось бы знать'; 'нет единой формы'; 'обязательная продленка до 18 часов'; 'школа должна быть специализирована полностью'; 'эвакуация детей каждый день после ложных звонков о заложенных взрывных устройствах'.
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО ИМЕННО В ОБСТАНОВКЕ, В АТМОСФЕРЕ ШКОЛЫ ВЫЗЫВАЕТ ВАШУ ТРЕВОГУ, ОБЕСПОКОЕННОСТЬ?
(в % от числа опрошенных)
Равнодушие учителей, их плохое отношение к детям, необъективность
2
'Нелюбовь к детям, непонимание детей'; 'у учителей нет заинтересованности в наших детях'; 'наказывают не тех, кто хулиганит'; 'почему учителя придирается необоснованно?'; 'некорректное отношение к ученикам'; 'дети одни ходят в любимчиках, а на других внимания учителя не обращают'; 'натянутость в отношениях, несправедливость'; 'грубость педагогов в старших классах в обращении с детьми'.
Низкий уровень образования
1
'Дают не очень хорошие знания, неполные'; 'ребенок выйдет из школы с узкими знаниями'; 'моему ребенку будет трудно поступить с такими знаниями в вуз'; 'образование на низком уровне'; 'узкий профиль обучения'; 'не получают хороших знаний'.
Безопасность детей, недостаточная охрана школы, отсутствие охраны
1
'Небезопасный подход к школе'; 'нет в школе охраны'; 'боязнь терроризма'; 'халатное отношение к безопасности детей'; 'у нас два-три раза минировали школу №8'; 'нет профессиональной охраны'; 'увеличить численность охраны'; 'может случиться так же, как и в Беслане'; 'нет охранника в школе, на содержание охранника средства в департаменте не выделяют'.
Денежные поборы с родителей, вымогательство, взятки
1
'Стали деньги собирать на все'; 'продажа знаний'; 'вымогательство учителями денег, взятки'; 'большие поборы, отношение к детям иногда зависит от доходов родителей'.
Деление детей на богатых и бедных, внимание школьников к дорогим вещам (дорогой одежде, мобильным телефонам и др.)
1
'Что не запрещается пользоваться мобильной связью, дети требуют: купи'; 'дети разделены по социальным группам: раньше была школьная форма, теперь одеваются как хотят, гонятся за сотовыми телефонами'; 'между детьми различия, кто как одевается, на это смотрят, дети разделены на обеспеченных и нет'; 'ученики в школе делятся на богатых и бедных'; 'разделение детей по обеспеченности'; 'отсутствие единой формы приводит к конфликту между учениками'.
Курение, пьянство, наркотики
1
'Курят, пьют пиво, или еще что похуже'; 'разрешают курить на улице на переменах'; 'присутствие наркотиков'; 'пьянка'; 'наркомания, пиво, курение на территории школы'; 'дети курят и пьют'.
Агрессивность, жестокость в отношениях между детьми
1
'У детей появились свои кланы – по одному не дерутся, кто не в компании – тот чужой'; 'поведение детей – бьют и дерутся'; 'дети растут жестокие друг к другу, дразнят, обижают'; 'дети агрессивные'; 'отношение агрессивное между детьми'; 'старшие стараются обижать младших'.
Воровство
1
'Детское воровство'; 'молодеющий криминал'; 'вещи пропадают в раздевалках'.
Текучка кадров, не хватает учителей
<1
'Нет молодых учителей'; 'начался учебный год, а еще не все есть учителя, например'; 'нехватка учителей, администрация не может удержать своих работников, работают одни старухи'.
Другое
1
'Что обещают, что скоро среднее образование станет только платным'; 'нет идеологической работы в школе, кружков, секций'; 'в нашей школе 70% – приезжие нации, и их много'; 'большая продолжительность учебного дня'; 'идет неприязнь между спецклассами и общеобразовательными классами'; 'бассейн не отремонтирован'; 'задержки зарплаты учителям'; 'внучка со слезами ходит в школу'; 'пересмотреть надо образование в школе, перемены, питание – здоровый ребенок уходит больным оттуда'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа
1
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 22-23 октября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЕСТЬ ЛИ У ВАС ДЕТИ, ВНУКИ ИЛИ ДРУГИЕ БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ, УЧАЩИЕСЯ В ШКОЛЕ?
Доли групп
100
47
32
17
32
25
39
46
54
37
37
26
17
35
32
16
22
41
23
7
13
18
37
25
да
47
45
46
50
45
43
49
42
50
45
49
45
45
43
53
44
55
46
45
42
38
45
47
52
нет
53
55
54
50
55
57
51
58
50
55
51
55
55
57
47
56
45
54
55
58
62
55
53
48
ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ВАМ НРАВИТСЯ ИЛИ НЕ НРАВИТСЯ ШКОЛА, ГДЕ УЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК (ВНУК, РОДСТВЕННИК)? (Ответы заявивших, что у них есть дети, внуки или другие близкие родственники, учащиеся в школе.)
Доли групп
100
47
32
17
32
25
39
46
54
37
37
26
17
35
32
16
22
41
23
7
13
18
37
25
нравится
32
32
32
31
33
31
31
29
34
32
35
27
26
29
37
33
37
31
35
29
26
30
35
32
не нравится
7
6
5
13
7
6
8
6
8
7
9
4
6
7
8
7
10
7
5
7
6
6
5
11
затрудняюсь ответить
8
7
9
7
5
6
10
7
8
5
6
14
12
8
8
4
7
8
6
6
6
9
8
9
А ВАШЕМУ РЕБЕНКУ (ВНУКУ, РОДСТВЕННИКУ) НРАВИТСЯ ИЛИ НЕ НРАВИТСЯ ШКОЛА, В КОТОРОЙ ОН УЧИТСЯ? (Ответы заявивших, что у них есть дети, внуки или другие близкие родственники, учащиеся в школе.)
Доли групп
100
47
32
17
32
25
39
46
54
37
37
26
17
35
32
16
22
41
23
7
13
18
37
25
нравится
35
36
32
36
36
34
34
32
37
34
35
35
32
29
40
38
39
34
36
33
29
34
37
36
не нравится
5
5
5
6
5
3
7
4
6
5
7
3
4
6
6
3
9
4
5
4
7
6
4
5
затрудняюсь ответить
7
4
9
9
4
6
9
6
7
5
7
8
8
8
6
2
6
7
4
6
3
5
6
11
ЕСЛИ ГОВОРИТЬ ОБ ОБЩЕЙ АТМОСФЕРЕ В ШКОЛЕ, ГДЕ УЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК (ВНУК, РОДСТВЕННИК), СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЕСТЬ ЛИ ЧТО-ТО, ЧТО ВЫЗЫВАЕТ У ВАС ТРЕВОГУ, ОБЕСПОКОЕННОСТЬ? ИЛИ ЖЕ НИЧЕГО ТРЕВОЖАЩЕГО ВАС В АТМОСФЕРЕ ШКОЛЫ НЕТ? (Ответы заявивших, что у них есть дети, внуки или другие близкие родственники, учащиеся в школе.)