Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 4-5 марта 2006 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 4-5 марта 2006 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Положение дел в российской системе образования более или менее устраивает около половины опрошенных: 10% оценивают ситуацию в этой сфере как хорошую, 37% – как удовлетворительную. Оценка «плохо» содержится в 36% ответов; 17% затруднились оценить положение дел в этой сфере.
Чуть более оптимистичные суждения звучали в том случае, когда респонденты говорили о ситуации с образованием в районе их проживания: здесь реже выставлялись «плохие» оценки (30% против 36%) и несколько чаще – «хорошие» (14% против 10%).
Респонденты, у которых есть дети, внуки или другие близкие родственники, в данный момент учащиеся в школе (таковых среди опрошенных оказалось 53%), оценивают положение дел в образовании – как на общероссийском, так и на местном уровне – практически так же, как и остальные участники опроса. Но те конкретные школы, в которых учатся их собственные дети, внуки (а также братья, сестры, племянники), вызывают у этих респондентов гораздо большую удовлетворенность: 60% из них сказали, что соответствующая школа им нравится, 23% – что не нравится; 17% затруднились ответить определенно.
Осведомленность населения о национальном проекте в сфере образования, реализация которого началась в этом году, в целом невысока: впервые услышали о нем в ходе опроса более половины респондентов (56%); «что-то слышали» 28% опрошенных, и только 11%, по их словам, «знают» о проекте. Родители, дедушки, бабушки и другие близкие родственники учащихся по уровню информированности о данном национальном проекте не отличаются от прочих респондентов.
Повышенную, но в целом тоже невысокую осведомленность в этом вопросе продемонстрировали люди, лично занятые в системе образования либо имеющие родных или знакомых, работающих в данной области: в этой группе опрошенных 17% сказали, что «знают» о проекте, 34% «что-то слышали», 45% – впервые услышали о нем от интервьюера.
Как полагают 12% опрошенных, они слышали от работников образования те или иные отзывы о переменах, которые происходят в данной сфере в связи с реализацией национального проекта, причем 3% – только положительные, 4% – только отрицательные, и еще 4% – как положительные, так и отрицательные отзывы. Однако, как показывают ответы этих респондентов на открытый вопрос о том, что именно они слышали, большая часть информации, которую они истолковали таким образом, в действительности не имеет к национальному проекту прямого отношения: опрошенные говорили о повышении базовой зарплаты учителя, о коммерциализации образования, об изменениях в образовательных программах, введении ЕГЭ, и т.д. И только 2-3% респондентов упоминают нововведения, которые действительно предусмотрены национальным проектом (конкурсы на выявление лучших школ и педагогов, доплаты за классное руководство и т. п.).
Ирина Шмерлина
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 4-5 марта 2006 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
ЕСТЬ ЛИ У ВАС ДЕТИ, ИЛИ ВНУКИ, ИЛИ ДРУГИЕ БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ, УЧАЩИЕСЯ В ШКОЛЕ?
ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ВАМ НРАВИТСЯ ИЛИ НЕ НРАВИТСЯ ШКОЛА, ГДЕ УЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК (ВНУК, РОДСТВЕННИК)? (Ответы заявивших, что у них есть дети, внуки или другие близкие родственники, учащиеся в школе.)
А КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, В ВАШЕМ РАЙОНЕ?
все опрошенные
те, у кого есть дети - школьники
детей-школьников нет
НА ВАШ ВЗГЛЯД, КАК СЕГОДНЯ ОБСТОЯТ ДЕЛА В СФЕРЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕЛОМ ПО СТРАНЕ - ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО ИЛИ ПЛОХО?
все опрошенные
те, у кого есть дети - школьники
детей-школьников нет
ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О НАЦИОНАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, КОТОРЫЙ НАЧАЛ РЕАЛИЗОВЫВАТЬСЯ В РОССИИ В 2006 ГОДУ?
все опрошенные
те, у кого есть дети - школьники
детей-школьников нет
ВЫ СЛЫШАЛИ ИЛИ НЕ СЛЫШАЛИ ОТ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ КАКИЕ-ЛИБО ОТЗЫВЫ О ПЕРЕМЕНАХ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ? ЕСЛИ ДА, О КАКИХ ПЕРЕМЕНАХ ШЛА РЕЧЬ - О ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ? (Ответы заявивших, что им известно о национальном проекте в сфере образования.)
КАКИЕ ИМЕННО ОТЗЫВЫ ВЫ СЛЫШАЛИ О ПЕРЕМЕНАХ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что они слышали от работников образования отзывы о переменах, связанных с реализацией нацпроекта, - 11% от всех опрошенных.)
ЕСТЬ ЛИ СРЕДИ ВАШИХ РОДНЫХ, ЗНАКОМЫХ ЛЮДИ, РАБОТАЮЩИЕ В ШКОЛЕ? ИЛИ МОЖЕТ БЫТЬ, ВЫ САМИ РАБОТАЕТЕ В ШКОЛЕ?
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 4-5 марта 2006 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАКИЕ ИМЕННО ОТЗЫВЫ ВЫ СЛЫШАЛИ О ПЕРЕМЕНАХ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ?
Общая отрицательная оценка национального проекта в сфере образования, неверие в его эффективность
1
'Они не в восторге'; 'недоверие'; 'не нравится сама система'; 'нет перемен вообще'; 'пустые разговоры одни'; 'сдвигов нет'.
Доплаты некоторым категориям учителей, улучшение финансирования образования
2
'О конкурсе по школам'; 'добавили 1000 рублей классным руководителям'; 'подняли зарплату учителям начальных классов'; 'повышение зарплаты за классное руководство'; 'выделение хороших школ и преподавателей, и поддержать их материально'; 'увеличилось финансирование'; 'будут выделяться средства в школы'.
Сохранение платного образования, замена части уроков на платные факультативные занятия
1
'Платное образование высшее'; 'бесплатно – меньше, платно – больше'; 'детям стало хуже учиться – все платное'; 'снижается количество бюджетных мест в вузах'; 'хотят ввести только самые необходимые предметы бесплатно, а остальные, культурно-развивающие, платно'; 'что будет минимум предметов, остальное – как факультативы, и оплачиваемые причем'.
Маленькие зарплаты учителей, зарплату не повысили, повышение было незначительным
1
'Как подачка'; 'мало денег'; 'фактически на бумаге добавили'; 'много, что не устраивает, особенно зарплата'; 'зарплата маленькая'; 'увеличили зарплату, а инфляция съела это'.
Снижение уровня образования, увеличение загрузки учителей
1
'...У учителей увеличивается нагрузка, а это скажется на качестве образования'; 'они губят российское образование'; 'о развале образования'; 'учат хуже...'; 'снижение уровня образования...'.
Критика введения ЕГЭ
1
'Отрицательные – о введении ЕГЭ'; 'не нравится ЕГЭ'; 'эта система не для России, нельзя систему американизировать, самое глупое – это тесты'; 'о неэффективности ЕГЭ'; 'не устраивает система ориентации на Запад'; 'будет единый государственный экзамен везде'.
Изменения в образовательных программах, увеличение загрузки учащихся
<1
'Заполнение программ, распределение по часам, учебные пособия бессмысленные'; 'меняется программа'; 'уменьшение количества часов по истории и по русскому'; 'внесены <в программу> родные языки, их изучение'; 'эксперименты с нашими детьми плохо отражаются на психике детей'; 'перегрузка учеников – это отрицательно'; 'повышение срока образования – 12 лет'; 'нестабильность учебных программ'; 'отменяют старые книги и меняют программу'.
Необходимость материальной поддержки учебных заведений, улучшения их технического состояния, оснащения
<1
'...Многие муниципальные школы не ремонтировались по 35 лет...'; 'про компьютеризацию'; 'мало средств отпускается на школы'; 'не хватает финансов на поддержание школ в нормальном состоянии'.
Другое
1
'Улучшить квалификацию учителей, увеличить безопасность детей, открывать новые школы'; 'начинают понимать о важности образования'; 'в школе появилось больше активности'; 'если ребенок на тройки учится, то в 11 класс не берут'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа
4
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 4-5 марта 2006 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
ЕСТЬ ЛИ У ВАС ДЕТИ, ИЛИ ВНУКИ, ИЛИ ДРУГИЕ БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ, УЧАЩИЕСЯ В ШКОЛЕ?
Доли групп
100
48
32
17
28
25
45
48
52
35
38
27
15
38
30
17
25
37
27
12
16
38
26
100
50
50
40
34
25
да, есть
53
52
55
48
60
51
48
50
55
53
53
52
53
51
56
51
58
56
49
52
48
53
56
48
47
49
46
50
48
нет
47
48
45
52
40
49
52
50
45
47
47
48
47
49
44
49
42
44
51
48
52
47
44
52
53
51
54
50
52
ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ВАМ НРАВИТСЯ ИЛИ НЕ НРАВИТСЯ ШКОЛА, ГДЕ УЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК (ВНУК, РОДСТВЕННИК)? (Ответы заявивших, что у них есть дети, внуки или другие близкие родственники, учащиеся в школе.)
Доли групп
100
48
32
17
28
25
45
48
52
35
38
27
15
38
30
17
25
37
27
12
16
38
26
100
50
50
40
34
25
нравится
32
34
33
21
40
33
27
29
34
31
32
32
37
31
30
31
32
37
28
22
27
33
38
26
29
24
26
26
27
не нравится
12
10
12
20
14
11
12
11
13
13
14
8
9
12
15
12
14
11
12
17
13
11
11
14
10
18
14
16
12
затрудняюсь ответить
9
8
11
7
6
8
10
10
8
9
7
11
7
8
11
7
12
7
9
13
8
10
7
8
8
7
6
9
9
А КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, В ВАШЕМ РАЙОНЕ?
Доли групп
100
48
32
17
28
25
45
48
52
35
38
27
15
38
30
17
25
37
27
12
16
38
26
100
50
50
40
34
25
хорошо
14
18
11
7
20
12
11
14
13
18
12
9
15
14
13
13
15
13
13
14
11
10
21
10
11
9
14
9
6
удовлетворительно
36
37
37
32
42
40
30
35
36
40
35
31
27
38
36
40
35
37
34
36
39
38
33
27
30
25
33
23
24
плохо
30
25
31
41
25
30
32
29
30
27
33
28
25
28
33
32
33
29
31
28
26
33
28
33
29
37
30
40
28
затрудняюсь ответить
21
20
21
21
14
18
27
21
20
14
19
31
34
20
18
16
17
21
22
23
24
19
18
30
30
30
23
28
41
НА ВАШ ВЗГЛЯД, КАК СЕГОДНЯ ОБСТОЯТ ДЕЛА В СФЕРЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕЛОМ ПО СТРАНЕ - ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО ИЛИ ПЛОХО?
Доли групп
100
48
32
17
28
25
45
48
52
35
38
27
15
38
30
17
25
37
27
12
16
38
26
100
50
50
40
34
25
хорошо
10
12
9
5
14
10
8
11
9
13
9
8
10
11
9
8
10
10
8
10
8
8
16
4
5
4
5
2
6
удовлетворительно
37
40
38
30
44
40
32
36
38
45
38
26
24
40
39
38
38
37
36
40
43
38
35
29
33
25
38
23
22
плохо
36
30
38
48
33
35
37
34
37
31
38
39
28
32
40
44
34
36
40
36
33
40
27
50
44
55
45
56
48
затрудняюсь ответить
17
18
15
17
9
14
23
19
15
11
15
27
38
16
12
10
18
17
16
14
15
14
23
17
18
16
11
19
24
ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О НАЦИОНАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, КОТОРЫЙ НАЧАЛ РЕАЛИЗОВЫВАТЬСЯ В РОССИИ В 2006 ГОДУ?
Доли групп
100
48
32
17
28
25
45
48
52
35
38
27
15
38
30
17
25
37
27
12
16
38
26
100
50
50
40
34
25
знаю
11
11
8
17
14
11
9
13
9
9
11
12
3
8
11
24
9
8
19
11
14
10
8
17
19
16
16
18
19
что-то слышал(-а)
28
30
29
21
30
29
26
26
29
25
31
27
19
26
29
38
22
29
32
25
30
30
24
31
33
29
27
33
35
слышу сейчас впервые
56
53
59
56
52
55
59
56
55
59
54
54
72
60
54
34
64
56
45
62
47
53
64
49
46
52
55
48
41
затрудняюсь ответить
6
6
4
6
5
5
6
5
6
6
4
7
6
6
6
3
6
7
4
1
8
7
4
3
2
3
3
1
5
ВЫ СЛЫШАЛИ ИЛИ НЕ СЛЫШАЛИ ОТ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ КАКИЕ-ЛИБО ОТЗЫВЫ О ПЕРЕМЕНАХ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ? ЕСЛИ ДА, О КАКИХ ПЕРЕМЕНАХ ШЛА РЕЧЬ - О ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ? (Ответы заявивших, что им известно о национальном проекте в сфере образования.)
Доли групп
100
48
32
17
28
25
45
48
52
35
38
27
15
38
30
17
25
37
27
12
16
38
26
100
50
50
40
34
25
не слышал(-а) никаких отзывов
27
29
28
19
32
25
23
27
26
27
27
25
15
25
28
38
22
25
33
24
31
27
23
33
35
30
32
31
35
слышал(-а) отзывы только о положительных переменах
3
4
2
2
3
5
2
3
3
2
4
3
2
2
4
5
2
3
4
0
4
4
3
3
4
2
2
3
5
слышал(-а) отзывы и о положительных, и об отрицательных переменах
4
3
2
7
3
4
3
3
4
2
4
5
3
2
2
8
1
4
5
7
3
4
1
5
3
6
3
5
7
слышал(-а) отзывы только об отрицательных переменах
4
3
3
7
3
4
4
3
4
2
4
5
1
2
4
7
2
4
5
2
5
4
2
7
7
6
4
10
6
затрудняюсь ответить
2
2
2
2
2
1
2
3
1
1
4
1
0
2
2
4
2
1
3
3
2
2
3
1
2
1
1
2
1
ЕСТЬ ЛИ СРЕДИ ВАШИХ РОДНЫХ, ЗНАКОМЫХ ЛЮДИ, РАБОТАЮЩИЕ В ШКОЛЕ? ИЛИ МОЖЕТ БЫТЬ, ВЫ САМИ РАБОТАЕТЕ В ШКОЛЕ?