Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 1-2 июля 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 1-2 июля 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Более половины россиян (55%) считают, что профессия школьного учителя не пользуется сегодня уважением в обществе. Противоположной точки зрения – что профессия учителя уважаема – придерживаются треть респондентов (33%); затруднились с ответом – 12%. На взгляд 43% опрошенных, большинству сегодняшних учителей их профессия нравится. Полагают, что не нравится, – треть участников опроса (33%); четверть затруднились с ответом. По сравнению с предыдущими опросами, когда респондентам были заданы эти вопросы (соответственно май 2004 г. и октябрь 2005 г.), распределение ответов практически не изменилось.
Между тем, по ряду вопросов, связанных с положением учителя и школы в обществе, наблюдается динамика мнений. Так, довольно существенно изменились суждения граждан об отношении государства к школе. В мае 2004 года 83% опрошенных утверждали, что государство уделяет школе недостаточно внимания; сегодня доля таких ответов снизилась до 65%. Противоположной позиции (что государство уделяет школе достаточно внимания) в мае 2004 года придерживались 9%, сегодня – 17%. Значительно выросла (с 8% до 18%) доля тех, кто воздерживается от однозначной оценки государственного участия в делах школьного образования. Также с октября 2005 года несколько выросла – с 7% до 12% – доля респондентов, полагающих, что учителя в целом живут лучше большинства россиян (при этом 28% участников октябрьского опроса и 26% респондентов сейчас сказали, что учителя живут хуже большинства наших сограждан).
Существенным фактором, влияющим на динамику общественного мнения по вопросам школьного образования, является, предположительно, национальный проект 'Образование', реализуемый в России с начала 2006 года. Об этом проекте 'знают', по их словам, 15% россиян (эта доля остается неизменной на протяжении четырех месяцев, в течение которых Фонд 'Общественное мнение' проводит опросы на данную тему). Доля респондентов, которые 'что-то слышали' о проекте, составляет 31%; этот показатель в июне вырос на 7% по сравнению с майским опросом и с тех пор не меняется. Половина российских граждан не информированы о том, что в стране реализуется национальный проект 'Образование' (в мае – 57%).
Примечательно, что мнения 'знающих' о проекте по ряду вопросов отличались от мнений 'среднего россиянина'. Так, 27% 'информированных' граждан полагают, что государство сейчас уделяет школе достаточно внимания (в целом по выборке, напомним, – 17%). В то же время, 'знающие' о проекте склонны давать более критические оценки положению дел в российском образовании, нежели остальные респонденты: 42% считают, что дела в этой сфере обстоят 'плохо' (в целом по выборке – 34%), по мнению 39%, учителя в целом живут хуже большинства россиян. Отчасти подобные смещения можно объяснить тем, что среди 'знающих' о проекте, естественно, сравнительно высока доля школьных учителей (11% – против 3% по выборке).
* * *
По мнению 42% респондентов, средства массовой информации сегодня уделяют проблемам школьного образования недостаточно внимания. Противоположной точки зрения – что СМИ освещают проблемы российской школы в достаточной степени – придерживаются 27%; затруднились с ответом – 32%. Среди проблем, заслуживающих, по мнению респондентов, более детального освещения, чаще других в ответах на соответствующий открытый вопрос назывались следующие: общая атмосфера в школе (плохая дисциплина, курение, наркомания, плохое отношение к учениками и т. д.) – 10%; воспитательная работа в школе (6%); плохое финансирование школ, низкие зарплаты учителей (6%); 'школьные поборы' и в целом большие финансовые траты, которые вынуждены нести родители учащихся ('все за счет родителей – это неправильно'; 'платные учебники, форма' – 5%); слабое материально-техническое обеспечение школ (нехватка учебников, компьютеров, проблемы с питанием, отсутствие ремонта и др.) – 5%;
* * *
В ходе опроса респондентам было предложено представить себя в роли учителя. На вопрос: 'Если бы Вы получили педагогическое образование и работали в школе, то Вы могли бы или не могли бы стать хорошим учителем?', – 29% ответили утвердительно, 35% – отрицательно, треть затруднились с ответом (33%). Для 3% предложенная ситуация оказалась не гипотетической, а реальной – они работают или в прошлом работали учителями; этим респондентам данный вопрос не задавался.
Любопытны доводы, которые приводили в подкрепление своего мнения респонденты, положительно либо отрицательно ответившие на этот вопрос (им были заданы соответствующие открытые вопросы). Главный довод тех, кто полагает, что мог бы стать 'хорошим учителем', – это любовь к детям, умение ладить с ними (10%). Некоторые респонденты полагают, что у них есть качества, необходимые учителю, – добросовестность, доброта, терпеливость и др. (6%). Другие упоминали об имеющемся у них опыте педагогической работы – пусть и не в школе – и желании быть учителем (по 4%).
Люди, которые не смогли бы, на их взгляд, быть хорошими учителями, говорили прежде всего об отсутствии у них необходимых способностей, неподходящем характере (15% ответов). Некоторые говорили, что им эта профессия не нравится (6%). 3% опрошенных признавались, что не любят детей, не имеют с ними контакта; еще 3% отмечают, что 'дети в наше время очень распущенные стали'. О том, что учительский труд – тяжелый и неблагодарный (в том числе – низкооплачиваемый), упоминали 3% респондентов ('там ад кромешный').
Ирина Шмерлина
1. Ситуация в сфере образования
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 1-2 июля 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
ЕСТЬ ЛИ У ВАС ДЕТИ, ИЛИ ВНУКИ, ИЛИ ДРУГИЕ БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ, УЧАЩИЕСЯ В ШКОЛЕ?
НА ВАШ ВЗГЛЯД, КАК СЕГОДНЯ ОБСТОЯТ ДЕЛА В СФЕРЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕЛОМ ПО СТРАНЕ - ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО ИЛИ ПЛОХО?
все опрошенные
те, у кого есть дети-школьники
НА ВАШ ВЗГЛЯД, СЕЙЧАС ГОСУДАРСТВО УДЕЛЯЕТ ШКОЛЕ ДОСТАТОЧНО ИЛИ НЕДОСТАТОЧНО ВНИМАНИЯ?
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ УДЕЛЯЮТ ДОСТАТОЧНО ИЛИ НЕДОСТАТОЧНО ВНИМАНИЯ ПРОБЛЕМАМ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?
КАКИМ ИМЕННО ПРОБЛЕМАМ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛЕДОВАЛО БЫ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, УДЕЛЯТЬ БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что СМИ уделяют недостаточно внимания проблемам школьного образования, - 41% от всех опрошенных.)
ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О НАЦИОНАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, КОТОРЫЙ НАЧАЛ РЕАЛИЗОВЫВАТЬСЯ В РОССИИ В 2006 ГОДУ?
все опрошенные
те, у кого есть дети-школьники
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 1-2 июля 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАКИМ ИМЕННО ПРОБЛЕМАМ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛЕДОВАЛО БЫ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, УДЕЛЯТЬ БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ?
(в % от числа опрошенных)
Воспитательная работа в школе
6
'Культурно-воспитательным'; 'воспитание молодежи в школе'; 'приучать детей к добру'; 'воспитательной работе: дети упущены, бесчеловечные'; 'морального воспитания'; 'проблемы уважения к старшему населению'; 'воспитание любви к Родине'.
'Слабое финансирование'; 'безденежье'; 'финансирование школ и работников школ'; 'зарплата учителей низкая'; 'о повышении зарплаты учителям и финансировании школ'; 'маленькая зарплата учителей'; 'мало денежных средств выделяется на развитие школы'; 'зарплату учителям поднять'; 'в селах школы бедные'.
Плата за образование, дороговизна образования, поборы с родителей на нужды школы
5
'Поборы школьные: за ремонт, учителям сборы'; 'не брали бы много денег с родителей – сплошная обдираловка'; 'большие родительские взносы'; 'выдача бесплатных учебников малоимущим'; 'все за счет родителей – это неправильно'; 'платные учебники, форма'; 'все должно быть в школе бесплатно'.
Слабое материально-техническое обеспечение школ (нехватка учебников, компьютеров, проблемы с питанием, отсутствие ремонта)
5
Плохое оснащение школ, нехватка компьютеров, учебников и др.
3
'Проблем много: обеспечение учебниками'; 'материальная база школ в плачевном состоянии'; 'учебников нет, пособий нет'; 'недостаточное оборудование классов по физике, химии, информатике'; 'обеспечение материальной базы школы'; 'компьютеризацию школ надо проводить срочно'.
Плохое состояние школьных зданий, отсутствие ремонта
1
'Отремонтировать школы'; 'здания школ старые, нет реконструкции зданий...'; 'плохо живет школа сегодня, здания рушатся'; 'ремонт школ'.
Проблемы с питанием в школе
1
'Должно быть организованно хорошее питание, чтобы дети не портили желудки сухими булками'; 'питание – качественным'; 'на питание детей, а то травятся везде'.
Общая атмосфера в школе (плохая дисциплина, курение, наркомания, плохое отношение к ученикам, низкий уровень культуры и морали и др.)
4
Плохая дисциплина в школе, курение, наркомания
2
'Наркотики распространяют в школе и поблизости'; 'детская преступность, наркомания'; 'вопрос дисциплины, курение в школе, выпивки около школы – этого не должно быть, а сейчас это обычное явление'; 'дисциплина'.
Безразличие учителей к детям, грубость, плохое отношение к ученикам
2
'Взаимоотношения учеников и учителей'; 'обращение учителей к детям'; 'плохое отношение учителей к ученикам'; 'чтобы к детям относились лучше, не обзывали, не унижали'; 'равнодушие учителя к детям'; 'учителя плохо относятся к детям, унижают их'.
Отсутствие у детей интереса к учебе, падение престижа образования
1
'О престиже образования'; 'нет интереса к учебе у людей'; 'для молодых – чтобы поднять престиж профессии'; 'нужно повышать интерес к учебе...'.
Уровень школьных знаний, низкое качество образования в целом
3
'Качественному обучению'; 'качеству образования'; 'о повышении уровня школьного образования'; 'больше уделять внимания предметам'.
Проблема преподавательских кадров (уровень профессионализма учителей, их отношение к работе, недостаточный приток в школу молодых специалистов и др.)
3
'Повысить уровень квалификации преподавателей'; 'отношение учителей к своей работе'; 'не хватает учителей'; 'не хотят учителя учить детей грамотно'; 'молодых кадров мало'; 'нет толковых учителей'; 'индивидуальный подход к ученику'; 'нет ответственности у педагогов'.
Плохие учебные программы, плохие учебники, несовершенная система преподавания, введение ЕГЭ
3
'Разные программы в разных школах...'; 'методам обучения по новым программам'; 'введение новых программ обучения'; 'по самой программе образования'; 'историю передергивают очень сильно'; 'упрощение учебных программ'; 'сдача ЕГЭ'; 'ЕГЭ не нужен...'; 'качество учебников плохое...'; '...ежегодная смена учебников...'.
Расширение внеклассной работы, организация досуга школьников
1
'Досуг школьников'; 'чтобы дети просвещались, о клубах спортивных, по интересам'; 'школьникам помимо учебы заняться нечем, особенно старшеклассникам'; 'занятость детей вне школьной программы'; 'занятие детей во время каникул'; 'мало секций, клубов'.
Высокая нагрузка на учеников, проблемы их здоровья и физической подготовки
1
'Здоровье и спорт'; 'о физической подготовке школьников'; 'не учитывается здоровье детей'; 'большая нагрузка в учебе. Это подрывает здоровье детей'; 'мало внимания спорту для детей'; 'дети, выйдя из школы, все больны, у всех искривление позвоночника, все психи, пора пересмотреть нагрузку детей'.
Проблемы послешкольного образования, профессиональной ориентации школьников и их подготовки к жизни
1
'Училищ нет с рабочими профессиями'; 'подготовка молодежи во взрослую жизнь'; 'профориентация...'; 'производственной практике больше надо уделять внимания, чтобы дети могли после школы зарабатывать, работать'; 'подготовка детей к жизни'; 'недостаточно информации для выпускников школ...'; '...медалистов специально засыпают на экзаменах, чтобы заставить их учиться на коммерческой основе...'.
Много проблем, надо уделять внимание всем проблемам
1
'Мало рассказывают обо всех проблемах в школе'; 'всем проблемам'; 'проблем очень много'; 'всем'.
Нехватка положительных примеров, позитивной информации о школе
1
'О хороших людям и положительном – как раньше было'; 'мало позитива, мало сюжетов о творчески работающих учителях'; 'не показывают хорошие примеры, только помпезные всякие раздувают'; 'что нового в школе'.
Отсутствие учебных телепередач, телевидение и дети
<1
'Детям по ТВ нечего смотреть'; 'нет учебных передач на ТВ'; 'для молодежи больше передач'; 'исключить насилие на ТВ'; 'образовательные программы показывать по ТВ'.
Другое
2
'Привлечение родителей к школе'; 'политика министра Фурсенко'; 'коррупция в среде образования'; 'много беспризорных детей'; 'на сексуальное воспитание больше уделять надо внимания'; 'проблемы учителей'; 'национальный проект'; 'образование на коммунистической основе'; 'надо вводить раздельное обучение'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа
10
2. Профессия: школьный учитель
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 1-2 июля 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЕСЛИ БЫ ВЫ ПОЛУЧИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РАБОТАЛИ В ШКОЛЕ, ТО ВЫ МОГЛИ БЫ ИЛИ НЕ МОГЛИ БЫ СТАТЬ ХОРОШИМ УЧИТЕЛЕМ?
ПОЧЕМУ ВАМ КАЖЕТСЯ, ЧТО ВЫ МОГЛИ БЫ СТАТЬ ХОРОШИМ УЧИТЕЛЕМ? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что они могли бы стать хорошими учителями, - 29% от всех опрошенных.)
ПОЧЕМУ ВАМ КАЖЕТСЯ, ЧТО ВЫ НЕ МОГЛИ БЫ СТАТЬ ХОРОШИМ УЧИТЕЛЕМ? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что они не могли бы стать хорошими учителями, - 35% от всех опрошенных.)
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, СЕЙЧАС ПРОФЕССИЯ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ ПОЛЬЗУЕТСЯ ИЛИ НЕ ПОЛЬЗУЕТСЯ УВАЖЕНИЕМ?
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, БОЛЬШИНСТВУ СЕГОДНЯШНИХ УЧИТЕЛЕЙ ИХ ПРОФЕССИЯ НРАВИТСЯ ИЛИ НЕ НРАВИТСЯ?
КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, УЧИТЕЛЯ В ЦЕЛОМ ЖИВУТ ЛУЧШЕ БОЛЬШИНСТВА РОССИЯН, ХУЖЕ ИЛИ ТАК ЖЕ, КАК БОЛЬШИНСТВО РОССИЯН?
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 1-2 июля 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВАМ КАЖЕТСЯ, ЧТО ВЫ МОГЛИ БЫ СТАТЬ ХОРОШИМ УЧИТЕЛЕМ?
(в % от числа опрошенных)
Люблю детей, нахожу с ними контакт, нравится работать с детьми
10
'Детей люблю, понимаю'; 'знаю проблемы детей, их психологию'; 'знаю, как общаться в среде школьников'; 'контакт с молодыми нахожу'; 'меня любят дети'; 'у меня с детьми всегда взаимопонимание'; 'умею находить подход к детям, знаю их проблемы'; 'я с детьми умею обращаться'; 'люблю работать с детьми'; 'мне нравится работать с детьми'; 'мне нравится эта профессия'.
Есть нужные качества, способности (добросовестность, доброта, терпеливость и др.)
6
Ответственность, добросовестность
2
'Всегда работала добросовестно, в школе работала бы с полной отдачей'; 'люблю все хорошо делать'; 'ответственна во всех делах'; 'человек старой закалки, ответственная, трудолюбивая'; 'я хорошо работаю'.
Доброта, хороший характер
1
'В силу своего характера'; 'добрая'; 'по складу характера'; 'такой склад характера'; 'я добрый, отзывчивый человек'.
Нужные качества в целом
2
'Есть задатки'; 'есть к этому предрасположенность'; 'есть педагогические качества'; 'есть способности'; 'умею воспитывать'; 'я умею обучать хорошо'; 'наклонности такие есть у меня'; 'считаю, что у меня есть к этому призвание'.
Крепкие нервы, терпеливость
1
'Есть терпение у меня'; 'крепкие нервы'; 'много терпения'; 'терпение – это главное'; 'хватает терпения'.
Другие конкретные качества, помогающие работать с детьми
2
'Была бы строгой, требовательной'; 'я бы не кричала на детей, не требовала бы порядка'; 'я честная, принципиальная и открытая в работе'; 'я честный и порядочный человек'.
Есть педагогическое образование, некоторый опыт
4
'Был опыт'; 'была, и неплохим'; 'некоторое время я работал педагогом, имею опыт'; 'пробовал учить – получалось хорошо'; 'работаю в среде обучения'; 'раньше преподавал в военном училище'; 'я воспитатель детского сада и смогла бы работать учителем'; 'я и так педагог'; 'я уже учитель'.
Есть желание, я всегда этого хотел(-а), я бы старался(-лась), мне кажется, я справлюсь
4
'В детстве была мечта – стать учителем'; 'в свое время мне хотелось попасть в пединститут'; 'есть желание'; 'кажется так'; 'постарался бы'; 'потому что всю жизнь об этом мечтала'; 'хотел бы больше знаний дать детям'; 'я хочу научиться быть учителем'; 'я это чувствую, уверен в себе'.
Есть свои дети, я их хорошо воспитал(-а)
1
'Воспитала двоих, навыки есть'; 'сама вырастила двух детей, наверное, хороших'; 'своих-то детей воспитал хорошо, хвалят их'; 'у меня хорошие, воспитанные дети'; 'я воспитала неплохих детей, ими можно гордиться'; 'я хороший родитель'; 'я хорошо воспитываю своего сына'.
Есть жизненный опыт, опыт работы с людьми
1
'В армии старшиной был'; 'опыт есть жизненный'; 'работал с людьми, пользовался уважением, и до детей смог бы донести доброе, умное'; 'так как всегда с людьми ладил'; 'я работал в коллективе – всегда находил с людьми общий язык'.
У меня есть родственники-учителя
<1
'Отец был у меня хорошим учителем, думаю, что и у меня получилось бы'; 'сестра моя – учительница, и я могла бы'; 'у меня мама была учителем'; 'у меня сын и дочь – учителя...'.
Другое
2
'Внести вклад в образование, воспитать хорошее поколение'; 'интеллигентные люди должны заниматься образованием'; 'любил математику и был способным к точным наукам'; 'почти любая женщина может стать учителем'; 'с хорошей зарплатой – был бы'; 'это ведь престижно – быть учителем'; 'я учился в школе очень хорошо'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа
3
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВАМ КАЖЕТСЯ, ЧТО ВЫ НЕ МОГЛИ БЫ СТАТЬ ХОРОШИМ УЧИТЕЛЕМ?
(в % от числа опрошенных)
Нет нужных качеств, способностей
15
Вспыльчивость, нетерпеливость
5
'Вспыльчивый'; 'не хватило бы терпения'; 'я бы их всех поубивал – терпения нет'; 'я вспыльчивый человек, выдержки не хватает общаться с учениками'; 'я несдержан'; 'я неуравновешенный, несдержанный'; 'я сильно горячий'.
Нет таких способностей, таланта, призвания
5
'Бог такого таланта не дал'; 'данных нет таких'; 'какой с меня учитель?'; 'не было призвания'; 'не расположен к этому'; 'нет дара'; 'нет качеств'.
Неподходящий характер, слабые нервы
4
'Не для моего характера профессия'; 'не с моим характером – работать в школе'; 'слабый характер'; 'характер не позволяет'; 'крепкие нервы надо иметь'; 'много нервов уходит на детей'; 'нервы не в порядке'; 'нервы не выдержат'; 'с детьми нужно иметь стальные нервы'; 'я нервная'.
Другие качества, мешающие работать с детьми
2
'Более консервативен'; 'ленивый слишком я'; 'нет такой организованности'; 'я очень требовательная, строгая'; 'я слишком добрая'.
Не нравится эта профессия, нет к ней тяги, это не для меня
6
'Мне никогда не нравилась профессия педагога'; 'не люблю эту работу'; 'не мечтала'; 'не мое призвание'; 'не моя специфика, нет тяги объяснять'; 'не представляю себя'; 'не смогла бы там работать, это не для меня'; 'никогда в педагогику не стремился'.
Это тяжелая, низкооплачиваемая работа
3
'Много ответственности'; 'недостаточная зарплата'; 'потому что работы много, а платят мало'; 'работать с детьми – тяжелый труд'; 'с детьми очень трудно работать'; 'там ад кромешный'; 'тяжело, и зарплата маленькая'; 'хорошим учителем нельзя быть за такую зарплату'.
Сейчас трудные дети
3
'Время не то: дети невыносимые, их не накажешь – мамы, папы не дадут'; 'сложно воспитывать современных детей'; 'тяжело с современными детьми'; 'да ну, с детьми нашими'; 'дети в наше время очень распущенные стали'; 'из-за отношения школьников к учителям'; 'их, учеников, не интересует сейчас ничего'; 'молодежь очень сложная в воспитании и образовании'; 'ни за что – там ужасные дети'; 'при современных детях – нет'.
Не люблю детей, нет контакта с ними
3
'Детей не люблю'; 'не могу справляться с детьми'; 'не очень люблю чужих детей'; 'не смогла бы находить подход к детям'; 'не умею общаться с детьми'; 'нет контакта с детьми'; 'нет общего языка с детьми'.
Не позволяют здоровье, возраст
1
'Мне тяжело по здоровью было бы'; 'не тот возраст'; 'нет физической возможности'; 'проблемы со здоровьем'; 'старая'; 'я инвалид'.
Нет образования, плохо учился(-лась)
1
'Образование не то, ума не хватит'; 'плохо учился'; 'сама неважно училась в школе'; 'я неграмотная'.
Другое
1
'Морально не готова'; 'мысли не те'; 'не умею врать, изворачиваться и брать взятки'; 'никто в роду не был учителем и, наверное, не будет'; 'сама себя не могу понять, а тут дети'; 'у меня отношение к воспитанию детей другое, чем в официальной педагогике'; 'я громко разговариваю'; 'я не люблю много разговаривать'; 'я сварщик'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа
5
3. Приложение. Таблицы
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 1-2 июля 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
ЕСТЬ ЛИ У ВАС ДЕТИ, ИЛИ ВНУКИ, ИЛИ ДРУГИЕ БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ, УЧАЩИЕСЯ В ШКОЛЕ?
Доли групп
100
54
28
13
28
25
43
47
53
35
38
28
16
32
34
18
22
32
32
8
12
17
37
26
да
49
50
51
41
49
51
49
47
51
49
52
46
51
52
49
44
59
49
43
47
36
49
46
62
нет
51
50
49
59
51
49
51
53
49
51
48
54
49
48
51
56
41
51
57
53
64
51
54
38
НА ВАШ ВЗГЛЯД, КАК СЕГОДНЯ ОБСТОЯТ ДЕЛА В СФЕРЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕЛОМ ПО СТРАНЕ - ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО ИЛИ ПЛОХО?
Доли групп
100
54
28
13
28
25
43
47
53
35
38
28
16
32
34
18
22
32
32
8
12
17
37
26
хорошо
10
13
9
3
11
11
10
9
11
14
9
7
14
12
8
8
12
8
10
7
7
7
14
11
удовлетворительно
35
38
38
20
45
34
31
32
38
43
33
29
21
39
39
34
38
34
33
29
38
33
34
40
плохо
34
32
34
49
34
37
33
35
34
32
35
36
27
30
37
43
30
35
40
45
39
45
30
28
затрудняюсь ответить
20
17
18
28
9
17
27
24
17
11
22
28
38
19
15
14
20
23
17
20
17
15
22
22
НА ВАШ ВЗГЛЯД, СЕЙЧАС ГОСУДАРСТВО УДЕЛЯЕТ ШКОЛЕ ДОСТАТОЧНО ИЛИ НЕДОСТАТОЧНО ВНИМАНИЯ?
Доли групп
100
54
28
13
28
25
43
47
53
35
38
28
16
32
34
18
22
32
32
8
12
17
37
26
достаточно
17
19
17
6
20
17
15
16
17
19
15
16
17
21
14
14
19
15
15
22
17
9
20
15
недостаточно
65
63
70
69
71
65
61
64
66
71
68
52
42
61
74
74
61
64
70
65
68
73
62
62
затрудняюсь ответить
18
17
13
25
9
17
24
20
17
10
17
31
41
18
12
12
20
21
15
13
16
18
18
23
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ УДЕЛЯЮТ ДОСТАТОЧНО ИЛИ НЕДОСТАТОЧНО ВНИМАНИЯ ПРОБЛЕМАМ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?
Доли групп
100
54
28
13
28
25
43
47
53
35
38
28
16
32
34
18
22
32
32
8
12
17
37
26
достаточно
27
30
29
10
30
29
24
27
26
32
24
23
18
30
26
29
24
25
28
36
24
21
32
20
недостаточно
42
41
40
53
49
45
37
40
43
46
45
33
23
37
50
52
39
42
45
43
48
55
39
35
затрудняюсь ответить
32
29
31
37
21
26
40
32
31
22
31
45
60
33
25
19
37
34
27
21
28
25
29
45
ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ О НАЦИОНАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, КОТОРЫЙ НАЧАЛ РЕАЛИЗОВЫВАТЬСЯ В РОССИИ В 2006 ГОДУ?
Доли групп
100
54
28
13
28
25
43
47
53
35
38
28
16
32
34
18
22
32
32
8
12
17
37
26
знаю
15
16
13
15
14
19
13
14
15
14
12
18
5
11
16
26
14
13
18
15
14
11
17
13
что-то слышал(-а)
31
32
34
27
33
33
31
34
29
30
37
25
21
27
35
41
31
30
34
32
31
34
32
29
слышу сейчас впервые
50
48
50
54
49
45
51
47
52
53
47
51
65
58
46
31
50
54
45
48
50
52
48
52
затрудняюсь ответить
4
4
4
5
3
3
5
4
4
3
4
6
9
3
3
2
6
3
3
4
6
2
3
6
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 1-2 июля 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЕСЛИ БЫ ВЫ ПОЛУЧИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РАБОТАЛИ В ШКОЛЕ, ТО ВЫ МОГЛИ БЫ ИЛИ НЕ МОГЛИ БЫ СТАТЬ ХОРОШИМ УЧИТЕЛЕМ?
Доли групп
100
54
28
13
28
25
43
47
53
35
38
28
16
32
34
18
22
32
32
8
12
17
37
26
я работаю (работал(-а)) школьным учителем
3
4
3
3
5
4
2
2
5
3
4
4
1
0
4
11
2
4
5
1
4
4
4
3
мог(-ла) бы
29
33
25
23
31
34
25
23
33
26
29
31
22
26
29
37
27
25
31
45
26
33
26
24
не мог(-ла) бы
35
33
39
37
38
31
36
39
32
42
36
26
28
38
39
30
31
36
39
39
35
28
39
34
затрудняюсь ответить
33
30
33
37
26
31
36
36
30
29
32
39
49
35
28
22
41
35
25
15
35
35
31
39
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, СЕЙЧАС ПРОФЕССИЯ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ ПОЛЬЗУЕТСЯ ИЛИ НЕ ПОЛЬЗУЕТСЯ УВАЖЕНИЕМ?
Доли групп
100
54
28
13
28
25
43
47
53
35
38
28
16
32
34
18
22
32
32
8
12
17
37
26
пользуется
33
36
29
25
33
35
32
31
34
34
32
33
42
35
30
27
40
33
27
25
35
30
31
39
не пользуется
55
52
59
65
59
54
53
54
56
56
57
51
37
53
59
66
48
54
61
62
60
62
54
45
затрудняюсь ответить
12
12
12
10
7
11
15
15
10
11
11
16
21
12
11
7
12
13
12
12
5
7
15
15
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, БОЛЬШИНСТВУ СЕГОДНЯШНИХ УЧИТЕЛЕЙ ИХ ПРОФЕССИЯ НРАВИТСЯ ИЛИ НЕ НРАВИТСЯ?
Доли групп
100
54
28
13
28
25
43
47
53
35
38
28
16
32
34
18
22
32
32
8
12
17
37
26
нравится
43
48
42
30
44
49
41
41
46
45
40
45
41
45
40
47
47
44
42
42
57
37
39
47
не нравится
33
30
36
37
40
30
30
31
34
35
34
27
21
32
38
33
29
33
37
38
31
40
36
22
затрудняюсь ответить
24
22
22
33
16
21
29
28
21
19
26
28
38
22
21
20
25
23
21
20
13
23
25
31
КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, УЧИТЕЛЯ В ЦЕЛОМ ЖИВУТ ЛУЧШЕ БОЛЬШИНСТВА РОССИЯН, ХУЖЕ ИЛИ ТАК ЖЕ, КАК БОЛЬШИНСТВО РОССИЯН?