Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 21-22 октября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 21-22 октября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
По мнению большинства представителей взрослого населения России (71%), маленьким детям следует ходить в детский сад, даже если у родителей есть возможность их туда не отдавать (чаще других такой точки зрения придерживаются респонденты, чьи дети или внуки ходят в настоящее время в детский сад или ходили туда прежде, –77%; реже других – жители Москвы – 64%). Противоположного мнения – если есть возможность выбора, ребенка в детский сад лучше не отдавать – придерживаются 14% опрошенных (среди москвичей – 27%); 15% респондентов затруднились ответить на данный вопрос.
Аргументация сторонников детского сада, выявленная в ходе ответа на открытый вопрос 'Почему Вы считаете, что лучше отдавать ребенка в детский сад?', сводится главным образом к двум типичным ответам. Чаще всего респонденты говорят о преимуществах 'профессионального подхода' к детям: 'с детьми там занимаются специалисты'; 'там с детьми занимаются по грамотным методикам'; 'в саду с детьми занимаются всесторонне'; 'учатся они там'; 'их хорошо готовят к школе' (41%). Второй достаточно распространенный аргумент состоит в том, что в детском саду ребенок получает навыки общения в коллективе и 'учится выживать в обществе': 'дети учатся общению'; 'круг общения шире'; 'ребенок получает навыки социальной адаптации' и т. п. (29%).
Для некоторых родителей доводами в пользу детского сада являются хорошие бытовые условия, качественное и регулярное питание, медицинский контроль (4%) и в целом присмотр за ребенком (4%). Отдельные респонденты (2%) говорили, что детский сад дисциплинирует ребенка, способствует его взрослению и становлению характера: 'ребенок быстрее привыкает к дисциплине'; 'в детском саду дети становятся самостоятельнее'; 'он становится там личностью'.
Немногочисленные противники детского сада указывали на то, что дети там часто болеют (4%), а воспитатели не умеют и не хотят с ними работать ('недостаточное внимание к детям'; 'очень многие идут без призвания работать в детсад'; 'молодые воспитатели не умеют наладить контакт в детском коллективе, другим заняты...'; 'там нет профессионалов, ничего в саду не дают хорошего' – 3%).
Одним из обязательных элементов детсадовской программы развития ребенка является подготовка его к школе – психологическая и образовательная. Три четверти россиян не сомневаются в том, что дети, посещавшие детский сад, в целом подготовлены к школе лучше, чем не посещавшие его (77% против 5%; 18% затруднились ответить на вопрос).
Две трети наших сограждан (67%) считают, что дети, приходя в первый класс школы, уже должны уметь читать, писать и считать. Это мнение наиболее весомо представлено среди жителей больших городов (76%), наименее – среди жителей малых (61%). Четвертая часть опрошенных (23%) думают, что лучше, если дети начнут получать эти навыки в школе.
Оценивая действительное положение дел, две трети россиян (64%) отмечают, что сегодня большинство детей, приходя в первый класс, уже умеют читать, писать и считать. Судя по ответам респондентов, это наиболее характерно для мегаполисов (78%) и иных больших городов (74%) наименее – для малых городов и сел (57% и 60% соответственно). Правда, среди москвичей такое мнение распространено немногим чаще, чем по России в целом (70%). В селах наиболее высока доля респондентов, утверждающих, что большинство детей начинают обучаться элементарной грамоте только в школе, – 25% (по выборке в целом – 19%).
Отвечая на открытый вопрос, с какими проблемами и трудностями чаще всего сталкиваются дети, приходя в первый класс школы, респонденты в большинстве случаев указывали на трудности адаптации в детском коллективе ('дети не могут защитить себя, не умеют общаться в коллективе'; 'налаживание контактов с одноклассниками'; 'трудно освоиться в новом коллективе'; 'трудно подружиться' – 15% ответов), а также на сложности, связанные с большой учебной нагрузкой ('загруженность большая'; 'программы обучения очень трудные, дети быстро от них устают'; 'вы портфель первоклассника подымали?' – 11%).
Отмечались также трудности адаптации к школьным условиям в целом ('...чужая атмосфера, стресс' – 7%), к новому режиму (5%), повышенным требованиям к вниманию, усидчивости, дисциплине (6%).
Разная подготовленность детей к школе также создает проблемы – как для тех, кто, приходя в первый класс, не знает даже букв, так и для тех, кто 'перерос первый класс'; на это указывали 5% респондентов. Столько же обращали внимание на сложности взаимоотношений с учителями, не все из которых являются хорошими педагогами и умеют наладить контакт с ребенком: 'педагоги часто не являются психологами'; 'плохой педагогический состав в школе, слабые преподаватели'; 'внимание учителей – любимчики или нет'; 'грубости учителей'; 'нет индивидуального подхода к ребенку'.
Ирина Шмерлина
1. Отдавать ли ребенка в детский сад?
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 21-22 октября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ В ДЕТСТВЕ ХОДИЛИ ИЛИ НЕ ХОДИЛИ В ДЕТСКИЙ САД?
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЕСТЬ ЛИ У ВАС ДЕТИ ИЛИ ВНУКИ, КОТОРЫЕ ХОДЯТ СЕЙЧАС ИЛИ ХОДИЛИ ПРЕЖДЕ В ДЕТСКИЙ САД?
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЕСЛИ У РОДИТЕЛЕЙ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА, ТО ЧТО В ПРИНЦИПЕ ЛУЧШЕ - ОТДАВАТЬ ИЛИ НЕ ОТДАВАТЬ РЕБЕНКА В ДЕТСКИЙ САД?
все опрошенные
те, кто в детстве в детский сад...
... ходили
... не ходили
ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ЛУЧШЕ ОТДАВАТЬ РЕБЕНКА В ДЕТСКИЙ САД? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что если у родителей есть возможность выбора, то в принципе лучше ребенка в детский сад отдавать, - 71% от всех опрошенных.)
ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ЛУЧШЕ НЕ ОТДАВАТЬ РЕБЕНКА В ДЕТСКИЙ САД? (Открытый вопрос*. Задавался заявившим, что если у родителей есть возможность выбора, то в принципе лучше ребенка в детский сад не отдавать, - 14% от всех опрошенных.)
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 21-22 октября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ЛУЧШЕ ОТДАТЬ РЕБЕНКА В ДЕТСКИЙ САД?
(в % от числа опрошенных)
В детском саду с детьми занимаются профессионалы, они воспитывают детей, подготавливают к школе
41
'В детсаду развивают детей'; 'в саду с детьми занимаются всесторонне'; 'их учат петь, рисовать'; 'их хорошо готовят к школе'; 'с детьми там занимаются специалисты'; 'там с детьми занимаются по грамотным методикам'; 'там с детьми занимаются профессионалы'; 'учатся они там'.
Дети привыкают к общению со сверстниками, учатся быть в коллективе
29
'Будет привыкать к обществу'; 'дети учатся общению'; 'круг общения шире'; 'происходит адаптация к социуму'; 'ребенок получает навыки социальной адаптации'; 'ребенок учится жить в коллективе'; 'ребенок учится общаться с другими детьми'; 'учится выживать в обществе'.
В детском саду налажен уход за ребенком (есть регулярное питание, режим дня, медицинский контроль)
4
'В саду дети накормлены, и врачи их смотрят'; 'есть уход'; 'к режиму привыкают'; '...кормят более полноценно'; 'они там накормлены, в тепле'; 'питание вовремя'; 'так как там укрепляется иммунитет ребенка'.
В детском саду ребенок находится под присмотром
4
'Без присмотра нельзя оставлять детей дома'; 'без контроля детей не надо, чтобы были под контролем'; 'под контролем'; 'под присмотром'; 'ребенок всегда при присмотре'; 'смотреть за ним будут'.
В детском саду ребенка приучают к дисциплине, организованности, самостоятельности
2
'В детском саду дети становятся самостоятельнее'; 'дети организованнее'; 'он становится там личностью'; 'приучаются к дисциплине'; 'ребенок быстрее привыкает к дисциплине'.
Дома нет подходящих условий для занятий с детьми, у родителей это получится хуже, чем в детском саду
2
'Бывает, дома условия неподходящие'; 'дома времени не хватает с ними заниматься'; 'родители всё равно не смогут заниматься с детьми как в саду'; 'родители не могут дать столько, сколько воспитатели по программе'; 'родители не могут развивать детей так, как это нужно для школы'; 'родителям некогда заниматься воспитанием и подготовкой к школе'; 'требуется много денег содержать и развивать дома'.
В детском саду ребенку лучше, чем дома
1
'Больше получит в саду, чем дома'; 'больше пользы, чем бегать по улицам'; 'детям лучше'; 'для здоровых детей садик – это очень хорошо'; 'для ребенка лучше'; 'так будет лучше для ребенка'.
У родителей высвобождается время
1
'Высвобождает время родителей...'; 'снять нагрузку с работающей матери'; 'у родителей больше свободного времени'.
Другое
1
'Если хороший сад, тогда да'; 'есть возможность – пусть отдают'; 'положено'; 'сам вырос в интернате, знаю, что это хорошая школа подготовки к жизни'; 'у нас все ходили в детский сад'.
Не с кем оставить дома ребенка, нужно работать
4
'А кто с ним будет сидеть дома?'; 'дома не с кем оставить'; 'матери надо деньги зарабатывать, чтобы накормить дитя'; 'нет возможности с ним сидеть'; 'чтобы мать могла работать'; 'чтобы родители могли на работу ходить'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа
5
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ЛУЧШЕ НЕ ОТДАВАТЬ РЕБЕНКА В ДЕТСКИЙ САД?
(в % от числа опрошенных)
В детском саду дети много болеют, дома у них будет лучше здоровье
4
'В детском саду дети часто болеют'; 'заболеют там'; 'здоровье будет'; 'не будет болеть'; 'очень много болеют дети'.
В детском саду о детях не заботятся, не занимаются с ними, там работают непрофессионалы
3
'Молодые воспитатели не умеют наладить контакт в детском коллективе, другим заняты...'; 'не занимаются с детьми'; 'недоверие к воспитателям'; 'недостаточное внимание к детям'; 'очень многие идут без призвания работать в детсад'; 'плохое обращение с детьми в детском саду'; 'плохое обучение'; 'садики переполнены, мало внимания детям там'; 'там нет профессионалов, ничего в саду не дают хорошего'.
Дома больше занимаются воспитанием, образованием ребенка, родители – лучшие воспитатели
2
'В семье ребенок лучше воспитан'; 'воспитывать лучше дома'; 'дома воспитание лучше'; 'нормальное домашнее воспитание дает детям больше'; 'сам воспитываю лучше'; 'семья лучше воспитывает'; 'я его в семье лучше воспитаю, чем в детском саду'; 'мама – лучший воспитатель'; 'мать должна заниматься и воспитывать'; 'родители должны воспитывать своих детей'.
Ребенку лучше дома, с мамой, дома он получает больше внимания
2
'Дома всегда лучше'; 'дома лучше, спокойнее'; 'лучше дома'; 'мама лучше чужих воспитателей'; 'с матерью ребенку лучше – меньше стрессов'; 'больше внимания, общения'; 'дома больше общения с родителями'; 'дома больше уделяют внимания'; 'лучше с любящей мамой быть'.
В детском саду плохое питание, плохие санитарные условия
1
'Их там морят, травят'; 'зимой в саду холодно...'; 'нет должного внимания в санитарном отношении...'; '...нет санитарии'; 'плохо кормят'; 'плохое питание в детском саду'.
Дома лучше контроль за ребенком
1
'Всегда при себе, ничего с ним не случится'; 'дома более жесткий контроль за ребенком'; 'дома ребенок находится под защитой'; 'за ним не будут так смотреть, как мама'; 'под присмотром мамы'.
В детском саду дети становятся нервными, это мешает их общению в семье
1
'Дети очень нервные...'; '...конфликт с родителями, отсюда конфликты с детьми'; 'у меня две дочери, и та, которая не ходила в сад, лучше'; 'это вредит общению с семьей'.
За детский сад нужно много платить, это дорого
<1
'Везде деньги нужны – большая плата за детсад'; 'дорого обходится детсад'; 'нужно платить деньги'; 'поборы большие'; 'так как это дорогое удовольствие'.
Другое
1
'Бардак везде'; 'в коллективе сложные взаимоотношения даже в детском саду'; 'детей лишают детства'; 'для родителей хорошо, для ребенка плохо'; 'лучше взять няню с образованием'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа
2
2. В первый класс: адаптация и навыки
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 21-22 октября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КАКИЕ ДЕТИ В ЦЕЛОМ ЛУЧШЕ ПОДГОТОВЛЕНЫ К ШКОЛЕ - ПОСЕЩАВШИЕ ИЛИ НЕ ПОСЕЩАВШИЕ ДЕТСКИЙ САД?
КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, С КАКИМИ ПРОБЛЕМАМИ И ТРУДНОСТЯМИ ЧАЩЕ ВСЕГО СТАЛКИВАЮТСЯ ДЕТИ, ПРИХОДЯ В ПЕРВЫЙ КЛАСС ШКОЛЫ? (Открытый вопрос*.)
ПО МНЕНИЮ ОДНИХ, ЛУЧШЕ, ЧТОБЫ ДЕТИ, ПРИХОДЯ В ПЕРВЫЙ КЛАСС ШКОЛЫ, УЖЕ УМЕЛИ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ И СЧИТАТЬ. ПО МНЕНИЮ ДРУГИХ, ЛУЧШЕ, ЧТОБЫ ДЕТИ НАЧИНАЛИ УЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ И СЧИТАТЬ УЖЕ В ШКОЛЕ. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕГОДНЯ БОЛЬШИНСТВО ДЕТЕЙ, ПРИХОДЯ В ПЕРВЫЙ КЛАСС ШКОЛЫ, УМЕЮТ ИЛИ НЕ УМЕЮТ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ И СЧИТАТЬ?
НА ВАШ ВЗГЛЯД, КАК СЕГОДНЯ ОБСТОЯТ ДЕЛА В СФЕРЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕЛОМ ПО СТРАНЕ - ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО ИЛИ ПЛОХО?
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 21-22 октября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, С КАКИМИ ПРОБЛЕМАМИ И ТРУДНОСТЯМИ ЧАЩЕ ВСЕГО СТАЛКИВАЮТСЯ ДЕТИ, ПРИХОДЯ В ПЕРВЫЙ КЛАСС ШКОЛЫ?
(в % от числа опрошенных)
Трудности взаимоотношений между детьми, трудности адаптации к детскому коллективу
15
'Адаптация в коллективе'; 'влиться в коллектив'; 'дети не могут защитить себя, не умеют общаться в коллективе'; 'домашние дети хуже привыкают к обществу'; 'другие друзья'; 'налаживание контактов с одноклассниками'; 'отношения со сверстниками'; 'плохо ладят с другими детьми, невоспитанные'; 'проблемы общения разных возрастов'; 'трудно освоиться в новом коллективе'; 'трудно подружиться'.
Большая нагрузка, сложная программа, дети устают
11
'Большая нагрузка на учеников'; 'вы портфель первоклассника подымали?'; 'говорят, что сейчас очень трудная программа'; 'дети сильно устают, нагрузка сильно большая'; 'загруженность большая'; 'писать не могут научиться, трудно'; 'программы обучения очень трудные, дети быстро от них устают'; 'с нагрузками чрезмерными'.
Трудности с адаптацией к школе, к новой обстановке, новым обязанностям
7
'Адаптация к школе'; 'адаптация к учебному процессу'; 'не могут понять, зачем надо учиться'; 'другая обстановка, трудно после отрывания от родителей'; 'другие требования, чужая атмосфера, стресс'; 'другие условия, а дети к ним не готовы'; 'к школе трудно привыкают'; 'новая обстановка и требования строже'; 'ознакомление с новыми устоями'; 'то, что надо учиться, напрягаться'; 'трудно брать на себя ответственность'; 'трудно привыкнуть к смене обстановки, уроки надо готовить'; 'учеба – это тяжелый труд, с чем сталкиваются дети впервые'.
Трудности с дисциплиной, организованностью, внимаением, усидчивостью
6
'Воспитатели мягче, а учителя уже строже, требуют выполнять задания, дисциплину'; 'гиперактивность'; 'дисциплина, трудно сидеть на уроках'; 'дисциплина, усидчивость, терпение'; 'не могут сидеть целый урок'; 'организованность, усидчивость'; 'проблема поведения'; 'проблемы с дисциплиной'; 'с отсутствием усидчивости'; 'трудно привыкают к дисциплине, нет усидчивости'.
Неподготовленность детей к школе, разница в уровне подготовки
5
'В разности подготовки: одни могут читать, а другие нет'; 'дети с разным уровнем подготовки: кто-то перерос 1-й класс, а кто-то читать не умеет'; 'если он не подготовлен – трудно'; 'если ребенок дома с бабушкой – будут проблемы'; 'если семья неблагополучная, дети ничего не умеют толком'; 'он не знает ни букв, ничего'; 'подготовка не всех детей одинакова'; 'ребенку, который не подготовлен к школе, будет трудно'.
Взаимоотношения с учителем, степень профессионализма учителя
5
'Большие классы, учитель не справляется с таким количеством учеников'; 'внимание учителей – любимчики или нет'; 'грубости учителей'; 'нет индивидуального подхода к ребенку'; 'нет привычки к учителю'; 'общение с учителем'; 'отношение преподавателей'; 'педагоги часто не являются психологами'; 'плохой педагогический состав в школе, слабые преподаватели'; 'не находят контакта с учителями'; 'трудно привыкать к учителю'.
Изменение ритма жизни, режима дня
5
'Адаптация детей к режиму'; 'адаптация к распорядку'; 'им не разрешают двигаться на уроках, много сидят'; 'к новому режиму дня приспосабливаются с трудом'; 'меньше свободного времени'; 'надо рано вставать'; 'новый режим жизни'; 'привыкли в детском саду спать'; 'ребенок чувствует недосыпание, режим другой'.
Психологические проблемы (замкнутость, неуверенность в себе и др.)
3
'Боязнь'; 'боязнь и желание быстрее домой пойти'; 'возрастной кризис'; 'есть дети застенчивые, даже замкнутые'; 'замкнутость'; 'психологические проблемы'; 'скромные, стесняются'; 'страх перед учительницей и неуверенность в себе'.
Социальное расслоение, его последствия
3
'В социальном положении: богатые, бедные'; 'видит расслоение в обществе'; 'материальное положение детей, отношение к ним разное'; 'неравенство по финансовым критериям'; 'один беден, другой богат, неравенство, ущемление их достоинства'; 'они сталкиваются с более обеспеченными детьми'; 'по материальному положению родители сейчас очень различаются – это сказывается на детях'; 'разница в социальном положении'.
Трудности, связанные с нехваткой денег у родителей
'Незнание русского языка'; 'плохо знают русский язык'; 'русский язык мало знают'; 'русским языком владеют трудно'; 'язык'.
Дети разные, все зависит от ребенка
1
'Все по-разному, это зависит от детей'; 'зависит от ребенка'; 'разные дети, поведение'.
Все зависит от учителя
1
'Все зависит от учителей'; 'все зависит от педагога'; 'зависит от морального облика учителя'; 'зависит от учителя'.
Трудности с дорогой до школы и обратно
<1
'Встречать и провожать из школы надо'; 'дорога до школы и домой'; 'отсутствие пешеходных переходов'; 'переход через дороги'.
Другое
2
'Больше сталкиваются родители, а не дети'; 'выживание'; 'если дать взятку, то ни с какими, ребенок сразу станет самым умным'; 'здоровье'; 'идет собеседование при записи в школу'; 'много проблем'; 'наверное, чего-то им не хватает'; 'нет хорошей помощи от родителей с учебой'.
У первоклассников нет серьезных проблем в школе, особенно у посещавших детский сад
1
'Да вроде нет никаких проблем'; 'если ребенок из сада, подготовлен, особых трудностей нет'; 'если хорошо подготовлен и в семье не один ребенок, трудностей нет'; 'мне кажется, ни с какими'; 'нет трудностей'; 'никаких'; 'нет трудностей у тех, кто посещал детский сад'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа
46
3. Приложение. Таблицы
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 21-22 октября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ В ДЕТСТВЕ ХОДИЛИ ИЛИ НЕ ХОДИЛИ В ДЕТСКИЙ САД?
Доли групп
100
56
28
12
27
27
42
48
52
35
37
28
16
34
34
17
30
29
28
9
11
17
36
27
ходил(-а)
58
53
67
63
78
59
45
61
55
82
60
25
26
61
65
68
52
45
72
74
71
62
60
42
не ходил(-а)
40
45
32
36
21
41
53
38
43
17
38
72
71
38
33
32
45
53
27
26
29
37
37
56
затрудняюсь ответить
2
2
1
1
1
1
2
1
2
0
2
3
4
1
2
0
3
2
0
0
1
1
3
2
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЕСТЬ ЛИ У ВАС ДЕТИ ИЛИ ВНУКИ, КОТОРЫЕ ХОДЯТ СЕЙЧАС ИЛИ ХОДИЛИ ПРЕЖДЕ В ДЕТСКИЙ САД?
Доли групп
100
56
28
12
27
27
42
48
52
35
37
28
16
34
34
17
30
29
28
9
11
17
36
27
есть
56
55
52
73
43
65
58
50
62
39
68
62
55
48
62
61
54
63
55
43
49
62
61
54
нет
43
44
47
27
56
35
41
49
38
60
32
37
44
51
37
38
44
36
45
56
51
38
38
45
затрудняюсь ответить
1
1
1
0
1
0
1
1
1
0
1
1
1
1
0
1
1
1
0
0
0
0
1
1
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЕСЛИ У РОДИТЕЛЕЙ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА, ТО ЧТО В ПРИНЦИПЕ ЛУЧШЕ - ОТДАВАТЬ ИЛИ НЕ ОТДАВАТЬ РЕБЕНКА В ДЕТСКИЙ САД?
Доли групп
100
56
28
12
27
27
42
48
52
35
37
28
16
34
34
17
30
29
28
9
11
17
36
27
отдавать
71
74
71
64
73
70
71
69
73
75
73
65
68
71
74
69
70
73
69
64
69
72
72
73
не отдавать
14
13
12
23
13
20
12
14
14
13
16
13
10
13
14
19
13
11
20
27
18
19
11
10
затрудняюсь ответить
15
13
17
13
13
10
18
17
12
12
11
22
21
15
12
12
17
16
11
8
12
9
18
17
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 21-22 октября 2006 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КАКИЕ ДЕТИ В ЦЕЛОМ ЛУЧШЕ ПОДГОТОВЛЕНЫ К ШКОЛЕ - ПОСЕЩАВШИЕ ИЛИ НЕ ПОСЕЩАВШИЕ ДЕТСКИЙ САД?
Доли групп
100
56
28
12
27
27
42
48
52
35
37
28
16
34
34
17
30
29
28
9
11
17
36
27
посещавшие
77
80
75
69
74
74
81
76
77
76
78
75
79
79
73
78
76
81
73
72
73
75
78
78
не посещавшие
5
4
6
5
7
6
3
4
6
5
6
3
4
3
6
6
9
4
4
2
8
8
3
6
затрудняюсь ответить
18
16
19
26
20
20
16
20
17
18
16
22
17
18
21
16
15
15
24
26
19
17
19
16
ПО МНЕНИЮ ОДНИХ, ЛУЧШЕ, ЧТОБЫ ДЕТИ, ПРИХОДЯ В ПЕРВЫЙ КЛАСС ШКОЛЫ, УЖЕ УМЕЛИ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ И СЧИТАТЬ. ПО МНЕНИЮ ДРУГИХ, ЛУЧШЕ, ЧТОБЫ ДЕТИ НАЧИНАЛИ УЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ И СЧИТАТЬ УЖЕ В ШКОЛЕ. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?
Доли групп
100
56
28
12
27
27
42
48
52
35
37
28
16
34
34
17
30
29
28
9
11
17
36
27
первая
67
68
66
68
73
62
66
71
64
69
66
66
66
66
68
69
68
64
71
68
69
76
61
68
вторая
23
24
23
23
20
29
22
19
27
23
26
19
21
23
26
21
22
23
22
21
27
19
25
22
затрудняюсь ответить
10
8
11
9
7
8
12
11
9
7
8
14
14
11
6
11
10
13
7
10
4
5
13
10
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕГОДНЯ БОЛЬШИНСТВО ДЕТЕЙ, ПРИХОДЯ В ПЕРВЫЙ КЛАСС ШКОЛЫ, УМЕЮТ ИЛИ НЕ УМЕЮТ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ И СЧИТАТЬ?
Доли групп
100
56
28
12
27
27
42
48
52
35
37
28
16
34
34
17
30
29
28
9
11
17
36
27
умеют
64
67
59
63
69
63
63
61
67
64
68
59
59
65
65
66
64
61
69
70
78
74
57
60
не умеют
19
16
24
22
19
20
18
20
17
23
17
15
12
19
21
19
20
17
18
14
12
16
18
25
затрудняюсь ответить
17
17
17
15
12
17
19
19
16
13
15
26
29
16
14
15
16
22
13
15
9
10
25
15
НА ВАШ ВЗГЛЯД, КАК СЕГОДНЯ ОБСТОЯТ ДЕЛА В СФЕРЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕЛОМ ПО СТРАНЕ - ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО ИЛИ ПЛОХО?