|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 19-20 января 2008 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Понятие "интеллигенция" в России трактуется неоднозначно. С одной стороны, этим словом обозначают совокупность людей, занимающихся умственным, творческим трудом, производством и распространением культурных ценностей. С другой стороны – у него есть более специфическое, но не менее укорененное в отечественной литературе и социально-политическом дискурсе значение: общественный слой, которому присуща особая социальная миссия (в частности – функция нравственного эталона) и чувство ответственности за судьбу страны. В ходе опроса мы попытались выяснить, каковы представления современных россиян об интеллигенции и как они соотносятся с описанными выше значениями.
Слово "интеллигенция", как выяснилось, хорошо знакомо двум третям (66%) опрошенных россиян, и еще 30% – слышали его; лишь 1% сказали, что впервые услышали это слово от интервьюера.
Раскрывая свое понимание того, что такое "интеллигенция", респонденты в ответах на соответствующий открытый вопрос не столько характеризовали ее как общественный слой с определенными социальными функциями, сколько описывали черты, атрибуты людей, которых они считают интеллигентными. Чаще всего при этом речь шла об уме и образованности таких людей, а также о воспитанности, хороших манерах. Так, самые распространенные высказывания (40%) касались образования, "грамотности": "имеют дипломы"; "широко образованный"; "грамотный человек"; "люди с высшим образованием". 10% участников опроса заявляют, что интеллигентным людям присущ ум: "высокоинтеллектуальный, развитый человек". Еще 5% респондентов описывают интеллигенцию как людей эрудированных, начитанных: "кто читает умные книжки"; "человек-универсал, знает понемногу обо всем и ни о чем конкретно".
Почти четверть респондентов (24%) говорили о вежливости, присущей, по их мнению, интеллигенции: "который держит себя в рамках приличия"; "воспитан, тактичен"; "следует этикету…" Некоторые акцентировали внимание на чистой, литературной речи: "без матов обращение"; "культурные, не ругаются вульгарными словами".
Вместе с тем значительная часть респондентов (14%) подчеркивали значение моральных качеств – прежде всего таких, как порядочность и справедливость (7%): "правильный"; "человек слова, порядочность"; "честь и совесть"; "справедливый". 3% участников опроса говорят, что интеллигенция – это добрые, отзывчивые люди: "отзывчивый к проблемам окружающих"; "обходительный, внимательный"; "доброжелательный и правильно относится к людям". Были высказаны и мнения (2%) о духовности, нравственности интеллигенции ("люди, в корнях которых заложено самое лучшее"; "нравственная категория"). Столько же россиян утверждают, что интеллигенция – это общественно активные люди, патриоты ("чувство ответственности за страну"; "могут сформулировать и решить задачи общечеловеческие"; "чаще всего патриот, человек с русской душой"). В таких ответах можно усмотреть отголоски представлений об особом этическом кодексе интеллигенции, о ее социальной миссии.
У 23% участников опроса это понятие связано прежде всего с категорией "культурности": "высокая культура в истинном значении этого слова"; "внутренняя культура". По всей видимости, такие характеристики являются "комплексными", касающимися и моральных качеств, и интеллектуальных достоинств, и манеры поведения.
Те участники опроса, кто пытался говорить об интеллигенции как социальной группе, чаще всего отождествляли ее с определенным родом занятий или профессией. Так, 5% респондентов указали на связь интеллигенции с умственным, творческим трудом: "это не рабочие"; "люди творческих специальностей"; "люди интеллектуального труда". 6% участников опроса называли конкретные профессии, в которых заняты, по их мнению, интеллигентные люди: "это человек, который занимается наукой"; "врачи, инженеры, учителя, художники, артисты"; "государственные служащие"; "писатели, преподаватели"; "профессора"; "они чаще либо учат, либо танцуют". Немногие (4%), описывая интеллигенцию, определяли ее как социальный слой или, как говорили в советское время, "прослойку" общества: "прослойка общества"; "определенный слой населения, верхушка"; "это особый класс, особая прослойка у нас в России".
Поскольку для большинства опрошенных слово "интеллигенция", как видим, не столько маркирует конкретную социальную группу, сколько является собирательным понятием для обозначения образованных, нравственных, "культурных" людей, которые умеют себя вести и не употребляют нецензурных слов, неудивительно, что и мнение об интеллигенции как о сугубо российском феномене встречается в массовом сознании довольно редко. Действительно – образование и воспитание можно получить в любой стране. Так, 66% респондентов думают, что интеллигенция существует и в других странах, и только 13% склонны считать ее исключительно российским явлением.
Характерно также, что меньше половины россиян (44%) утвердительно ответили на прямой вопрос о том, присуще ли интеллигенции особое чувство ответственности за судьбу страны, является ли это ее отличительной чертой. 34% ответили на этот вопрос отрицательно. Правда, среди людей с высшим образованием соотношение немного другое: большая часть (56%) считают, что чувство ответственности за судьбу страны действительно является отличительной особенностью интеллигенции, а 29% так не считают.
По мнению 42% респондентов, по сравнению с советскими временами, влияние интеллигенции в обществе уменьшилось. 18% опрошенных полагают, что оно неизменным, а 16% – что это влияние увеличилось. Почти четверть участников опроса (24%) затруднились ответить на этот вопрос. Оценивая же качество, направленность влияния интеллигенции, 46% респондентов сказали, что это влияние положительное, а 6% – что оно отрицательное (28% респондентов считают, что интеллигенция вообще не влияет на положение дел в стране, а 20% не смогли охарактеризовать ее влияние).
Впрочем, распространенность мнения о сокращении влиянии интеллигенции не мешает респондентам – в ответ на просьбу назвать известных в России людей, которых они считают интеллигентными, – упоминать в первую очередь людей весьма влиятельных: В. Путина (26%) и Д. Медведева (6%). По 3% опрошенных россиян упомянули С. Иванова, Н. Михалкова, А. Солженицына. Такое же число респондентов назвали интеллигентным человеком А. Сахарова.
Елена Васильева
Знаете ли Вы, слышали или слышите сейчас впервые слово "интеллигенция"?
Как Вы понимаете слово "интеллигенция", что оно означает? (Открытый вопрос.)
(в % от числа опрошенных) | Образованные, грамотные, эрудированные люди, люди с высшим образованием | 43 | "Имеют дипломы"; "широко образованный"; "грамотный человек"; "люди с высшим образованием"; "все, кто имеет высшее образование или учится в институте"; "какие-то образованные люди"; "эрудированность"; "кто читает умные книжки"; "человек-универсал, знает понемногу обо всем и ни о чем конкретно". | | Вежливые, воспитанные, скромные люди, уважающие окружающих, умеющие вести себя в обществе | 25 | "Который держит себя в рамках приличия"; "воспитан, тактичен"; "человек, с уважением относящийся к жизни и обществу"; "скромность"; "умеет вести себя в обществе"; "воспитанность"; "люди, которые уважают окружающих"; "тихие, скромные люди"; "обдумывает поступки, лишний раз промолчит"; "умеют себя держать в руках"; "сдерживающий эмоции". | | Культурные люди | 23 | "Это культурные люди"; "высокая культура в истинном значении этого слова"; "внутренняя культура"; "культурность"; "…это люди, которые несут культуру в массы"; "с глубокой внутренней культурой"; "человек с образованием, преследует просветительские цели". | | Умные люди | 10 | "Ум"; "высокоинтеллектуальный, развитый человек"; "люди с определенным интеллектом". | | Честные, порядочные, справедливые люди | 7 | "Порядочность"; "правильный"; "человек слова, порядочность"; "честные, принципиальные люди"; "честные люди"; "честь и совесть"; "справедливый". | | Перечень конкретных профессий, сфер деятельности | 6 | "Ученые, музыканты, художники"; "это человек, который занимается наукой"; "врачи, инженеры, учителя, художники, артисты"; "врач, учитель, инженер"; "писатели, преподаватели"; "профессора"; "гуманитарий"; "раньше дворяне, а теперь врачи и учителя"; "люди, занятые наукой, управлением государством"; "врачи, учителя, ученые"; "они чаще либо учат, либо танцуют". | | Люди, занятые умственным трудом, творчеством | 5 | "Это такая прослойка общества, работает головой, а не руками"; "это не рабочие"; "люди творческих специальностей"; "люди интеллектуального труда"; "занимается интеллектуальной деятельностью"; "образ жизни, занятие творческим трудом"; "это творческие люди"; "занимается умственным трудом". | | Определенный, особый слой людей | 3 | "Прослойка общества"; "определенный слой населения…"; "это особый класс, особая прослойка у нас в России"; "бюджетники"; "государственные служащие"; "культурный слой нации"; "мозговая прослойка общества" . | | Добрые, отзывчивые люди, внимательные к другим | 3 | "Отзывчивый к проблемам окружающих"; "благоразумный человек, который готов протянуть руку помощи, но не в денежном смысле"; "обходительный, внимательный"; "доброжелательный и правильно относится к людям"; "человек должен быть добрым, тогда не будет делать плохого"; "живущий не только для себя, внимательный". | | Верхушка общества, высший слой, элита, руководители | 2 | "Высшее общество"; "сливки общества"; "высший класс людей"; "руководство высшего звена в политике"; "люди, которые занимают руководящие посты"; "верхние эшелоны власти нашего общества"; "элита любой системы"; "интеллектуальная элита общества"; "высшие слои общества". | | Богатые люди, люди с высоким материальным достатком | 2 | "Кто богатый, тот и интеллигентный"; "хорошо, роскошно живут"; "люди с хорошим достатком"; "богатство"; "олигархи". | | Духовные, нравственные люди | 2 | "Люди, в корнях которых заложено самое лучшее"; "нравственная категория"; "духовные, личные качества"; "культурный, духовный человек"; "богатый внутренний мир"; "качество, присущее только человеку и позволяющее в любой ситуации оставаться человеком". | | Люди с красивой, правильной речью, не употребляющие ненормативной лексики | 2 | "Умение вести диалог"; "умеют хорошо говорить"; "правильно разговаривает"; "правильная и красивая речь"; "культурные, не ругаются вульгарными словами"; "культурные люди, которые никогда плохо не выражаются"; "без матов обращение". | | Общественно активные люди, приносящие пользу обществу, патриоты | 2 | "Чувство ответственности за страну"; "думающий прежде о других"; "участие в политической жизни"; "могут сформулировать и решить задачи общечеловеческие"; "чаще всего патриот, человек с русской душой"; "люди, которые чувствуют ответственность за то, что происходит вокруг"; "вносящие вклад в развитие России своим трудом". | | Деловые, ответственные, трудолюбивые, целеустремленные люди | 1 | "Обладающие целеустремленностью"; "деловые люди"; "целеустремленный и успешный"; "добросовестный"; "пунктуальные"; "кто вовремя приходит на работу и уходит вовремя"; "не ленивые люди". | | Самостоятельные люди, имеющие свою точку зрения | 1 | "Самодостаточный"; "умеющий выразить свое собственное мнение"; "…имеющие свою точку зрения". | | Аккуратные, опрятные люди | 1 | "Опрятный"; "аккуратный". | | Уважаемые люди, пример для других | 1 | "Люди – это цвет нашего общества"; "образ жизни человека, которому можно подражать"; "носители лучших качеств нации"; "уважаемые, почетные люди"; "образец, эталон общества"; "образец поведения и взаимоотношений между людьми". | | Это наследственное | 1 | "Врожденная культура человека"; "генетическая наследственность"; "это человек от рождения воспитанный"; "это врожденное и в крови человека". | | Внешность | 1 | "Стильные во всем"; "хорошо одетые"; "красивые"; "я почему-то сразу представляю людей в очках". | | Интеллигенции сейчас нет | 1 | "Интеллигентных людей мало, так как сейчас все решают деньги"; "а они сейчас есть?"; "оно на данный момент – пустой звук, ее сейчас нет"; "были при царе, а сейчас их нет"; "ее извратили после 17-го года". | | Отрицательные суждения об интеллигенции | 1 | "Те, кто ставит себя выше народа"; "неграмотные люди"; "бездельники"; "те, кто не хочет работать на настоящей мужской работе"; "высокого мнения о себе, некоторое время даже не здороваются с тобой"; "белые ручки, лентяи". | | Другое | 1 | "Городские люди"; "тот, кто не имеет никаких материальных средств"; "культурен душой, независимо от образования"; "с харизмой"; "не пьющий"; "у которых есть семейные, вековые традиции"; "определенное количество свойств у человека"; "жизнь по законам того государства, в котором живет"; "люди, которые умеют понимать слово «нельзя», не заниматься беспределом"; "простой человек, который живет рядом с нами"; "верующие". | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | 13 |
В словарях словом "интеллигенция" называют людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно творческим трудом, развитием и распространением культуры. Как Вам кажется, сегодня российская интеллигенция оказывает положительное или отрицательное влияние на положение дел в стране? Или вообще не оказывает влияния?
Какое влияние, по Вашему мнению, оказывает российская интеллигенция на положение дел в стране - сильное или слабое? (Ответы заявивших, что российская интеллигенция оказывает влияние на положение дел в стране, - 51% от числа опрошенных.)
По Вашему мнению, влияние интеллигенции в обществе сейчас по сравнению с советскими временами увеличилось, уменьшилось или не изменилось?
Одни считают, что отличительная черта интеллигенции - особое чувство ответственности за судьбу страны. Другие считают, что интеллигенция не отличается от других групп особым чувством ответственности за судьбу страны. Какая точка зрения кажется Вам более верной - первая или вторая?
Одни считают, что интеллигенция - чисто российское явление, а в других странах ее нет и никогда не было. Другие считают, что интеллигенция существует и в других странах. Какая точка зрения кажется Вам более верной - первая или вторая?
Как Вам кажется, сейчас в России интеллигентных людей много или мало?
Интеллигентным человеком можно считать того, кто… (Открытый вопрос.)
(в % от числа опрошенных) | Образованный, грамотный, начитанный, эрудированный | 27 | "Всесторонне развитый"; "высоко образован, имеет ученую степень"; "грамотный, образованный"; "имеет высшее образование"; "много знает, много читает"; "широко образованный"; "эрудированный". | | Воспитанный, вежливый, скромный, сдержанный, уважает окружающих, ведет себя достойно | 26 | "Ведет себя достойно во всех отношениях"; "знает чувство такта, умеет вести себя в обществе"; "кто не унижает людей"; "никогда не будет перебивать собеседника в любой полемике"; "правильно воспитанный"; "скромен"; "тактичен, деликатен"; "уважает окружающих и старших"; "ведет себя сдержанно в обществе"; "может держать себя в руках, не вызывая эмоций"; "серьезный"; "умеет контролировать свое поведение в обществе"; "умеет себя сдерживать"; "хорошо воспитанный, может уступить место женщине, пожилым людям в транспорте". | | Культурный, несет культуру в массы | 15 | "Владеет и бережет и передает из поколения в поколение культурный опыт"; "занимается возрождением культуры в людях"; "культурные люди"; "культуру распространяет хорошую"; "несет культуру в общество"; "обладает культурой бытия". | | Умный | 10 | "Имеет высокий интеллект"; "с царем в голове"; "у кого развит интеллект"; "умеет думать"; "умен". | | Честный, порядочный, справедливый | 9 | "Для кого честь и моральные правила превыше всего"; "добропорядочный"; "не кривит душой"; "не поступается своими принципами и поступает по совести"; "против совести не делает ничего плохого"; "порядочный в любой ситуации"; "честен перед собой". | | Общественно активный, приносит пользу обществу, патриот | 7 | "Заботится о людях, знает их проблемы"; "несет ответственность за судьбу страны"; "общественно полезный человек"; "патриот своей Родины"; "переживает за судьбу страны, а не думает о себе, переживает за народ"; "своей деятельностью оказывает положительное влияние на общество"; "вкладывает весь свой талант в работу на благо"; "умение внимательно относиться к проблемам общества"; "участвует в политической жизни страны, патриот". | | Добрый, отзывчивый, помогает другим людям | 5 | "Внимательно относится к окружающим людям. Само поведение в обществе доброжелательное"; "внимательный, неравнодушный"; "во всем положительный, готов помочь в любую минуту"; "добро людям делает"; "не пройдет мимо чужого горя"; "сочувствует, сопереживает за других"; "хорошо себя ведет, помогает более слабым". | | Ответственный, добросовестный, хороший специалист | 4 | "Верен принятому решению"; "добросовестно относится к своей работе"; "кто ответственно подходит к своим обязанностям и отвечает за свои слова и действия"; "может отвечать за свои поступки"; "ответственно относится к данному слову"; "ответственный за свои деяния"; "знающий своё дело"; "профессионал"; "хорошо понимает в делах". | | Занят умственным трудом, творчеством | 3 | "Занимается непосредственным умственным трудом"; "занимается интеллектуальной деятельностью"; "занимается наукой"; "занимается творчеством, умственным трудом"; "занимаются наукой, культурой"; "работа не физическая"; "занимаются творческой деятельностью". | | Уважаемый человек, пример для других | 2 | "Вызывает уважение окружающих"; "другим пример подает, как жить надо"; "показывает хороший пример"; "уважаемый в обществе"; "является примером для других". | | Духовный, нравственный | 2 | "Высокоморальные люди"; "духовно богатый"; "живет духовной жизнью"; "обладают моральными ценностями"; "обогатил себя духовными, а не материальными богатствами"; "развит духовно"; "живет по заповедям Христа"; "не убей, не укради"; "чист духом"; "чист душой". | | Самостоятельный, имеет свою точку зрения | 1 | "Имеет свое мнение"; "имеет свое мнение и может его обосновать"; "лояльный, самостоятельно мыслящий"; "отстаивать свою позицию"; "способен добиться своей цели в жизни"; "стремится к достижениям"; "умеет принимать решения". | | Перечень конкретных профессий | 1 | "Кто работает в школе"; "например, художники, учителя"; "образован – врача, педагога"; "педагоги старой гвардии, закалки"; "пишет книги, может, ученые какие"; "работает учителем, врачом, художником, ученым, писателем"; "работники культуры, писатели, поэты, художники, скульпторы"; "учитель, врач – это культурные люди"; "художники, поэты". | | Богатый, успешный | 1 | "Богатый"; "кто богатый, все в достатке, лежит и ничего не делает"; "может позволить себе ездить в другие страны"; "работает на достойной работе, имеет хорошую семью, хорошее жилье"; "у кого много денег"; "у кого больше денег". | | Обладает чувством собственного достоинства | 1 | "С чувством собственного достоинства"; "себя уважают"; "уважает себя как личность"; "уважительно относится к себе". | | Занимает руководящий пост | 1 | "Правительственные люди"; "приближенные к властным структурам"; "работают в министерствах"; "руководит предприятием, заводом"; "руководитель". | | Живет по законам, соблюдает принятые нормы | <1 | "Живет по закону"; "живет по правилам общества"; "законопослушный"; "соблюдает нормы поведения"; "те, кто никогда не нарушает законы". | | Человек без вредных привычек | <1 | "Без вредных привычек"; "не пьет"; "не употребляют крепкие напитки". | | Внешность | 1 | "Галантного, стройного"; "красив"; "носит очки"; "приятно выглядит"; "хорошо одет"; "обаятелен". | | Тот, кто подходит под это определение, хороший человек | 1 | "Им является"; "несет по жизни лучшие человеческие качества"; "очень правильный"; "по состоянию своему интеллигент"; "подходит по определению словаря"; "совершает хорошие поступки"; "соответствует определению"; "соответствуют имиджу". | | Другое | 2 | "Думает по-другому, не как все"; "живет не бесшабашно, а с пользой, разумно"; "имеющие положение в обществе"; "Лихачев"; "привык обдумывать текущую жизнь, чувствует прекрасное"; "Путин, Хлопонин"; "способны научить других"; "это заложено с детства"; "я видел их в Прибалтике – эстонцы, литовцы". | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | 23 |
Нельзя считать интеллигентным человеком того, кто… (Открытый вопрос.)
(в % от числа опрошенных) | Невоспитанный, высокомерный, хам, скандалист, не уважает окружающих | 35 | "Безобразно ведет себя в обществе"; "вытирает рот рукавом, тот, кто, когда кашляет, не закрывает рот платком"; "зазнается"; "может обидеть человека"; "наглый, самоуверенный"; "смеется над другими, унижает"; "ставит себя выше других, думая, что он интеллигент"; "грубит, обзывается по любому поводу"; "плюет мимо урны, сморкается на остановке"; "ведет себя вызывающе"; "скандальный"; "несдержанный, драчун"; "несдержанный на слова и поступки"; "склочничает"; "матерится на каждом шагу, грубиян"; "нецензурно выражается, хамит"; "образован, но не воспитан". | | Необразованный, с узким кругозором | 10 | "Безграмотен"; "имеет низкий уровень образования"; "кто «интеллигенция» пишет с одной буквой Л"; "кто не читает книги"; "не имеет высшего образования"; "не имеет никакого образования"; "с низким уровнем образования"; "невежественный"; "недостаточно образован". | | Эгоист, корыстный, жадный, делает все только для себя, безразличен к людям | 7 | "Все переводит на деньги, для кого деньги являются главным стимулом"; "жадного"; "живущие только для себя и эгоисты"; "извлекает выгоду из несчастья окружающих"; "кто по трупам готов идти, лишь бы свое благосостояние повысить"; "небескорыстный"; "хапает только себе, грабит под себя"; "эгоист, себялюбец"; "эгоистичен, думает только о себе"; "бездушные"; "не любит людей"; "не сострадает"; "отказывает в помощи нуждающимся"; "плюет на всех, идет по головам"; "пройдет мимо беды". | | Алкоголик, наркоман, бомж, опустившийся человек | 6 | "Алкашей, наркоманов – сядут около подъезда и слюни пускают"; "бомж"; "бредет по жизни под влиянием вредных привычек"; "морально опустившегося, пьяницу, даже если с образованием"; "опустился, спился"; "пьет без меры". | | Подлый, непорядочный, нечестный, безнравственный, бездуховный | 6 | "Врет и лицемерит"; "живет нечестным трудом"; "имеет две морали – для себя и для других"; "лживых"; "непорядочно ведет себя"; "обманывает"; "подлый"; "поступает против совести"; "потерял совесть и честь"; "безнравственен"; "ведет аморальный образ жизни"; "кто не развит духовно"; "не духовен внутренне"; "ничего не делает для своего внутреннего обогащения"; "у кого нет нравственных устоев"; "урод нравственно". | | Преступник, вор, коррупционер | 4 | "В тюрьме заключенный"; "вор, убийца"; "ворует, взятки берет"; "ворует, насильничает"; "замечен в коррупции"; "кто бессовестно ворует у своего народа"; "пользуется своим служебным положением". | | Некультурный | 3 | "Бескультурный"; "не знает культуры своего народа"; "серость, бескультурье". | | Ленивый, бездеятельный, безответственный | 3 | "Безответственный"; "кто занимается пустословием, без подкрепления делами"; "ленивый, плохой"; "лентяй"; "не выполняет свои обещания"; "не работает"; "недобросовестный"; "ничего не делает, ничем не занимается"; "разгильдяи, тунеядцы". | | Приносит вред обществу, не патриот | 2 | "Ведет антиобщественный образ жизни"; "вредит обществу"; "изменяет своей Родине, идеалам"; "не отстаивает интересы страны"; "не патриот своей страны"; "не приносит блага для своей страны"; "паразит общества". | | Глупый | 2 | "Балбесов"; "бездарь"; "глупый"; "дурак"; "неумного и бестолкового человека"; "тупой"; "у кого образование высшее, а интеллект на нуле". | | Колхозник, рабочий, занимается физическим трудом | 2 | "Деревенский"; "занимается физическим трудом"; "колхозники, смотрящие за скотиной"; "крестьянин"; "не занимается умственным трудом"; "простого рабочего"; "работает на заводах, в общем, всех рабочих". | | Не имеет цели в жизни, живет одним днем | 1 | "Живет одним днем"; "не думает о будущем"; "ни к чему не стремится"; "ничем не интересуется"; "не имеющий цели в жизни". | | Неопрятный, не следит за собой | 1 | "Не следит за своим внешним видом"; "не соблюдает личную гигиену"; "не ухаживает за собой"; "неопрятный внешний вид, неряшлив"; "ходит грязный". | | Имеет власть и деньги | 1 | "Кто работает в администрации"; "олигарх"; "просто богатый"; "чересчур богат". | | Не соблюдает законы и принятые нормы | 1 | "Живет не по правилам общества"; "нарушает законы, Конституцию, в том числе не знает их"; "нарушающие законы страны, в которой живут"; "незаконопослушный"; "не придерживается норм поведения в обществе"; "не соблюдает общие принципы проживания в обществе"; "попирающие законы общества". | | Нищий, бедный, низший слой населения | 1 | "Бедные"; "нищий"; "не может позволить себе хорошего образования и работы"; "малообеспечен"; "низшие слои населения"; "низший класс". | | Обычный человек, все | 1 | "Всех, кто сейчас живет"; "ничем не выделяется среди других людей"; "обычные люди"; "средний, как все". | | Резко критические, оскорбительные высказывания | 1 | "Быдло"; "животное"; "короче, отморозки"; "маразматики". | | Упоминание в качестве примера конкретных людей | <1 | "Типа Жириновского: лезет в драку"; "...Чубайса"; "хамы, типа Жириновского и Зюганова". | | Другое | 2 | "В ком есть такой червячок, человек с червоточенкой"; "вульгарен"; "гламурных людей"; "не применяет свои знания на практике"; "не соответствуют имиджу"; "не чтит русские традиции"; "плохо относится к животным"; "получит базу знаний в одной стране, а на другую работает"; "работает в торговле"; "себя не уважает"; "съедает соседа". | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | | 31 |
Как по-вашему, сейчас интеллигентных людей по сравнению с советскими временами стало больше, меньше или их столько же, сколько было раньше?
Назовите, пожалуйста, фамилию или фамилии людей, известных в России, которых Вы могли бы назвать интеллигентными людьми. (Открытый вопрос.)
По Вашему мнению, интеллигентность - это врожденное качество или это качество можно воспитать?
Приложение. Таблицы
Знаете ли Вы, слышали или слышите сейчас впервые слово "интеллигенция"?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
73 |
18 |
6 |
46 |
54 |
35 |
38 |
27 |
12 |
36 |
33 |
19 |
17 |
28 |
27 |
8 |
13 |
17 |
37 |
26 |
20 |
знаю |
66 |
66 |
70 |
72 |
64 |
69 |
66 |
70 |
63 |
47 |
62 |
70 |
80 |
52 |
65 |
74 |
85 |
63 |
67 |
65 |
64 |
77 |
слышал(-а) |
30 |
30 |
25 |
26 |
32 |
27 |
31 |
28 |
30 |
42 |
35 |
27 |
19 |
42 |
31 |
24 |
14 |
34 |
31 |
31 |
30 |
20 |
слышу впервые |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
4 |
1 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
затрудняюсь ответить |
3 |
3 |
4 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
5 |
8 |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
2 |
0 |
2 |
1 |
3 |
4 |
1 |
* Здесь и далее - доля респондентов, которые при ответе на вопрос "Когда Вы в последний раз пользовались Интернетом?" выбрали позиции "В последние сутки", "В последнюю неделю", "В последний месяц".
В словарях словом "интеллигенция" называют людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно творческим трудом, развитием и распространением культуры. Как Вам кажется, сегодня российская интеллигенция оказывает положительное или отрицательное влияние на положение дел в стране? Или вообще не оказывает влияния?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
73 |
18 |
6 |
46 |
54 |
35 |
38 |
27 |
12 |
36 |
33 |
19 |
17 |
28 |
27 |
8 |
13 |
17 |
37 |
26 |
20 |
положительное |
46 |
50 |
39 |
32 |
43 |
49 |
46 |
48 |
43 |
40 |
47 |
46 |
47 |
41 |
51 |
45 |
35 |
39 |
56 |
44 |
50 |
48 |
отрицательное |
6 |
5 |
7 |
8 |
6 |
5 |
5 |
6 |
7 |
9 |
5 |
6 |
4 |
8 |
7 |
4 |
5 |
6 |
4 |
6 |
6 |
6 |
вообще не оказывает влияния |
28 |
25 |
38 |
43 |
31 |
26 |
31 |
28 |
26 |
23 |
26 |
29 |
35 |
28 |
24 |
35 |
51 |
36 |
27 |
25 |
22 |
33 |
затрудняюсь ответить |
20 |
21 |
17 |
17 |
20 |
21 |
18 |
19 |
25 |
28 |
22 |
20 |
14 |
23 |
19 |
15 |
9 |
19 |
13 |
24 |
23 |
13 |
Какое влияние, по Вашему мнению, оказывает российская интеллигенция на положение дел в стране - сильное или слабое? (Ответы заявивших, что российская интеллигенция оказывает влияние на положение дел в стране, - 51% от числа опрошенных.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
73 |
18 |
6 |
46 |
54 |
35 |
38 |
27 |
12 |
36 |
33 |
19 |
17 |
28 |
27 |
8 |
13 |
17 |
37 |
26 |
20 |
сильное |
23 |
26 |
19 |
12 |
23 |
23 |
24 |
22 |
24 |
26 |
25 |
22 |
22 |
23 |
26 |
19 |
13 |
19 |
25 |
24 |
26 |
23 |
слабое |
23 |
24 |
25 |
23 |
21 |
25 |
21 |
27 |
21 |
17 |
21 |
25 |
28 |
21 |
25 |
27 |
24 |
21 |
33 |
21 |
21 |
26 |
затрудняюсь ответить |
5 |
5 |
2 |
3 |
5 |
5 |
6 |
5 |
4 |
6 |
6 |
4 |
2 |
5 |
6 |
3 |
4 |
5 |
2 |
5 |
7 |
4 |
По Вашему мнению, влияние интеллигенции в обществе сейчас по сравнению с советскими временами увеличилось, уменьшилось или не изменилось?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
73 |
18 |
6 |
46 |
54 |
35 |
38 |
27 |
12 |
36 |
33 |
19 |
17 |
28 |
27 |
8 |
13 |
17 |
37 |
26 |
20 |
увеличилось |
16 |
18 |
13 |
3 |
16 |
15 |
19 |
16 |
13 |
14 |
18 |
15 |
16 |
17 |
15 |
15 |
11 |
16 |
21 |
15 |
16 |
17 |
не изменилось |
18 |
18 |
18 |
21 |
20 |
17 |
16 |
20 |
19 |
23 |
18 |
20 |
13 |
20 |
20 |
19 |
15 |
14 |
20 |
18 |
21 |
15 |
уменьшилось |
42 |
39 |
49 |
58 |
41 |
42 |
32 |
47 |
46 |
32 |
37 |
44 |
52 |
41 |
42 |
49 |
65 |
43 |
42 |
40 |
36 |
43 |
затрудняюсь ответить |
24 |
24 |
20 |
18 |
22 |
25 |
33 |
17 |
22 |
30 |
28 |
21 |
18 |
21 |
23 |
17 |
9 |
27 |
16 |
28 |
27 |
24 |
Одни считают, что отличительная черта интеллигенции - особое чувство ответственности за судьбу страны. Другие считают, что интеллигенция не отличается от других групп особым чувством ответственности за судьбу страны. Какая точка зрения кажется Вам более верной - первая или вторая?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
73 |
18 |
6 |
46 |
54 |
35 |
38 |
27 |
12 |
36 |
33 |
19 |
17 |
28 |
27 |
8 |
13 |
17 |
37 |
26 |
20 |
первая |
44 |
45 |
40 |
46 |
43 |
44 |
40 |
47 |
44 |
35 |
38 |
45 |
56 |
35 |
42 |
51 |
52 |
47 |
51 |
42 |
37 |
53 |
вторая |
34 |
33 |
39 |
31 |
35 |
32 |
38 |
33 |
29 |
28 |
37 |
34 |
29 |
37 |
35 |
36 |
39 |
33 |
34 |
34 |
31 |
35 |
затрудняюсь ответить |
23 |
23 |
21 |
23 |
21 |
24 |
22 |
20 |
27 |
36 |
24 |
21 |
15 |
28 |
23 |
14 |
9 |
20 |
15 |
24 |
31 |
12 |
Одни считают, что интеллигенция - чисто российское явление, а в других странах ее нет и никогда не было. Другие считают, что интеллигенция существует и в других странах. Какая точка зрения кажется Вам более верной - первая или вторая?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
73 |
18 |
6 |
46 |
54 |
35 |
38 |
27 |
12 |
36 |
33 |
19 |
17 |
28 |
27 |
8 |
13 |
17 |
37 |
26 |
20 |
первая |
13 |
13 |
10 |
15 |
14 |
11 |
10 |
15 |
13 |
15 |
12 |
12 |
13 |
9 |
14 |
15 |
8 |
21 |
20 |
10 |
9 |
14 |
вторая |
66 |
66 |
66 |
70 |
66 |
66 |
70 |
67 |
60 |
55 |
62 |
70 |
72 |
67 |
64 |
71 |
79 |
59 |
66 |
67 |
63 |
76 |
затрудняюсь ответить |
21 |
21 |
24 |
15 |
19 |
23 |
20 |
18 |
27 |
30 |
25 |
18 |
14 |
24 |
22 |
13 |
12 |
19 |
14 |
22 |
28 |
9 |
По Вашему мнению, интеллигентность - это врожденное качество или это качество можно воспитать?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
73 |
18 |
6 |
46 |
54 |
35 |
38 |
27 |
12 |
36 |
33 |
19 |
17 |
28 |
27 |
8 |
13 |
17 |
37 |
26 |
20 |
врожденное |
25 |
26 |
18 |
31 |
23 |
27 |
18 |
27 |
31 |
23 |
20 |
32 |
24 |
25 |
28 |
30 |
22 |
33 |
32 |
22 |
22 |
19 |
можно воспитать |
66 |
66 |
72 |
56 |
68 |
64 |
75 |
65 |
55 |
57 |
71 |
61 |
70 |
64 |
63 |
64 |
70 |
60 |
62 |
70 |
65 |
76 |
затрудняюсь ответить |
9 |
8 |
10 |
13 |
10 |
8 |
7 |
7 |
13 |
20 |
8 |
7 |
5 |
11 |
9 |
6 |
7 |
5 |
6 |
8 |
13 |
4 |
Как по-вашему, сейчас интеллигентных людей по сравнению с советскими временами стало больше, меньше или их столько же, сколько было раньше?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
73 |
18 |
6 |
46 |
54 |
35 |
38 |
27 |
12 |
36 |
33 |
19 |
17 |
28 |
27 |
8 |
13 |
17 |
37 |
26 |
20 |
стало больше |
14 |
15 |
10 |
14 |
14 |
14 |
17 |
13 |
12 |
17 |
16 |
13 |
10 |
16 |
15 |
13 |
8 |
11 |
19 |
14 |
14 |
13 |
столько же, сколько было раньше |
16 |
15 |
19 |
14 |
14 |
17 |
13 |
19 |
14 |
15 |
15 |
17 |
17 |
16 |
18 |
18 |
13 |
16 |
18 |
15 |
16 |
18 |
стало меньше |
48 |
47 |
53 |
54 |
50 |
47 |
41 |
52 |
52 |
39 |
43 |
51 |
58 |
41 |
48 |
57 |
67 |
54 |
54 |
45 |
40 |
51 |
затрудняюсь ответить |
22 |
23 |
18 |
18 |
22 |
22 |
29 |
17 |
22 |
30 |
26 |
19 |
15 |
27 |
19 |
12 |
11 |
20 |
9 |
25 |
31 |
19 |
|