|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 29-30 марта 2008 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Школа, как известно, не только учит детей, но и воспитывает их – по крайней мере, именно так обстояло дело в насыщенные идеологией «доперестроечные времена». Впрочем, и сегодня подавляющее большинство респондентов (83%) убеждены в том, что школа «должна и учить, и воспитывать», и лишь 12% полагают, что дело школы – только обучение, но не воспитание. Еще более единодушно в воспитательную миссию школы верят те респонденты, у которых в числе родных и близких есть дети-школьники (таковых в нашей выборке оказалось 42%), – 89% среди них предписывают школе «и учить, и воспитывать».
Отвечая на открытый вопрос: «В чем, на Ваш взгляд, должна состоять воспитательная работа в школе, в каких формах она должна проводиться?», респонденты высказывали свои мнения как о приемлемых формах, так и о содержании воспитательного процесса.
Что касается форм воспитательной работы, то здесь обычно упоминались разнообразные мероприятия, апробированные в практике отечественной педагогики, – начиная от «кружков по интересам», спортивных секций и т. п. (14%) и заканчивая созданием «организаций типа пионерской» (2%), проведением классных часов (2%), «встреч с ветеранами» и «интересными людьми» (1%). Заметим, что при этом довольно часто смысл школьной воспитательной работы видится респондентам не в формировании, культивировании тех или иных качеств личности ребенка, а в самом факте организованной занятости детей: «в кружках разных, чтобы дети не шатались по улице»; «больше занятости детей»; «дети больше времени находятся в школе».
Участники опроса, говорившие о содержательной стороне воспитательной работы, о тех качествах, которые школа должна прививать детям, обращали внимание как на духовно-нравственные ценности («порядочность»; «учить моральным нормам»; «больше говорить о духовности, о нравственности»; «учить дружбе, любви, всему доброму»; «чтобы хорошо относились к людям» и т. п. – 10%), так и на «этикетные нормы» общения, правила поведения в обществе («азы приличия»; «внушать, чтоб вели себя достойным образом»; «воспитывать, чтоб вели себя в быту хорошо»; «беседы проводить по поведению в обществе, по внешнему виду, по отношению к девушкам и женщинам» – 7%). Довольно часто люди говорили о том, что в той или иной форме (беседа, объяснения, личный пример) детей необходимо «обучать жизни», «учить детей жизни, выживать в обществе».
Реже респонденты вспоминали о приоритетах прежней системы воспитания – таких, как патриотизм (5%) и «любовь к труду» (4%). Впрочем, еще реже они говорили о том, что воспитание в школе должно противодействовать влечению детей и подростков к алкоголю и наркотикам («больше рассказывать ребятам о вреде наркотиков»; «объяснять молодежи, чтобы не пили, не курили, не наркоманили»; «учить детей не пить, и не курить» – 2%).
Некоторые респонденты делились своими представлениями о наилучших методах педагогического воздействия. Одни при этом придерживались либерально-гуманистического подхода к воспитанию, подчеркивая необходимость бережного и уважительного обращения с детьми («к детям относиться лучше»; «дать почувствовать детям самостоятельность, относиться как ко взрослым, не оскорблять, не унижать»; «справедливость, ласка должна быть»; «не наказывать силой, объяснять» – 4%), пользу личного примера («учитель должен общаться с детьми, воспитывать личным примером» – 2%), эффективность игровых методов воздействия, стимулирующих интерес детей («в игровой форме, неназойливо» – 3%), важность индивидуального подхода к ребенку (1%).
Другие, напротив, высказывались за усиление авторитарного начала в педагогике: они призывали ужесточить дисциплинарный контроль за поведением школьников («контроль полный за поведением детей»; «чтобы была дисциплина»; «дисциплина в первую очередь»; «чтобы строго было, не хулиганили» – 2%) и «дать больше власти учителям», вплоть до права телесного наказания («поднять авторитет учителей, дать им больше полномочий»; «как раньше – учителей боялись, уважали»; «физическая расправа – указкой по рукам»; «телесно наказывать за проступки» – 1%).
Вспоминая годы своего школьного детства, респонденты, как правило, говорили, что в их время учителя уделяли воспитанию детей достаточно внимания, – «столько, сколько нужно» (60%). Пятой части опрошенных (18%) воспитательные усилия их педагогов казались чрезмерными, а 13%, напротив, недостаточными (показательно, что последний ответ чаще других давали молодые респонденты – те, кому сегодня от 18 до 35 лет, – 21%). Немногие (4%) утверждали, что их педагоги вообще не занимались воспитанием детей.
Значительная часть респондентов (45%) полагают, что сегодня учителя уделяют меньше внимания воспитанию детей, нежели это было в их школьные годы. Такое мнение особенно распространено среди респондентов среднего возраста – от 36 до 54 лет (56%), а также среди жителей Москвы и больших городов (56% и 54% соответственно). Среди родственников школьников его разделяют 53%.
Считающие, что учителя стали уделять меньше внимания воспитательной стороне педагогического процесса, практически единодушно воспринимают эту тенденцию негативно (43% отрицательных оценок и 1% затруднившихся ответить). Среди родственников школьников также безусловно доминирует ее осуждение (51% отрицательных оценок и 2% затруднившихся ответить).
Пятая часть опрошенных высказали предположение, что «объем» внимания, которое учителя уделяют воспитанию детей, остался прежним – таким же, каким он был в годы их ученичества (особенно часто это мнение высказывали молодые респонденты), а 9%, напротив, считают, что в сегодняшней школе воспитательная функция «усилилась». Четвертая часть респондентов воздержались от определенного суждения на этот счет.
Примерно половина респондентов, чьи дети, внуки или иные близкие родственники учатся в школе (или 20% от всей выборочной совокупности), утверждали, что в этой школе проводится воспитательная работа во внеучебное время, причем, по почти единодушному мнению взрослых, их детям эти внеклассные мероприятия нравятся (17%; 2% сказали «не нравятся», 1% затруднились ответить). Отвечая на открытый вопрос: «Какие именно мероприятия проводятся в школе во внеучебное время в рамках воспитательной работы?», респонденты называли кружки и секции (7%), разнообразные экскурсии (3%) и коллективные выходы в театр, цирк, кино (2%), спортивные соревнования, турпоходы, праздники, конкурсы и т. п. (порядка 1–2% упоминаний в каждом случае). Отдельные респонденты говорили о мерах целенаправленного воспитательного воздействия: «классный час», «разговоры о поведении учеников»; «воспитательные лекции»; «учат детей жизни»; «каждую неделю выделяется время, когда им объясняют, как жить, популярно объясняют».
По словам каждого четвертого респондента, имеющего среди родственников детей-школьников (11% от выборочной совокупности), в их школе воспитательная работа не ведется (этот ответ довольно часто звучал в Москве – 18%); столько же (10%) не смогли сказать на этот счет ничего определенного.
Ирина Шмерлина
Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас дети, внуки или близкие родственники, которые учатся в школе?
Скажите, пожалуйста, когда Вы учились в школе, учителя уделяли или не уделяли внимание воспитанию детей? И если уделяли, то слишком много внимания, слишком мало или столько, сколько нужно?
Как Вам кажется, а сегодня учителя уделяют больше внимания воспитанию детей по сравнению с тем временем, когда Вы сами учились в школе, меньше или столько же?
Как Вам кажется, это хорошо или плохо, что учителя сегодня уделяют больше внимания воспитанию детей по сравнению с тем временем, когда Вы сами учились в школе? (Ответы заявивших, что сегодня учителя уделяют больше внимания воспитанию детей, - 9% от всех опрошенных.)
Как Вам кажется, это хорошо или плохо, что учителя сегодня уделяют меньше внимания воспитанию детей по сравнению с тем временем, когда Вы сами учились в школе? (Ответы заявивших, что сегодня учителя уделяют больше внимания воспитанию детей, - 45% от всех опрошенных.)
Одни люди считают, что школа должна только учить, но не должна воспитывать детей. Другие считают, что школа должна и учить, и воспитывать. А Вы лично как считаете: школа должна только учить или школа должна и учить, и воспитывать?
В чем, на Ваш взгляд, должна состоять воспитательная работа в школе, в каких формах она должна проводиться? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что школа должна и учить, и воспитывать, - 83% от всех опрошенных.)
(в % от числа опрошенных) | Организация кружков, спортивных секций, внеклассных занятий по интересам | 14 | «Больше школьных кружков и секций спортивных»; «в кружках разных, чтобы дети не шатались по улице»; «больше уделять внимания спорту»; «всякие кружки…»; «всякие дела по общим интересам»; «вводить кружки по интересам, спортивные секции»; «бесплатные кружки и спортсекции при школе». | | Морально-нравственное воспитание; воспитание доброты, порядочности, уважения к старшим | 10 | «Порядочность»; «в воспитании в отношении друг друга»; «чтобы хорошо относились к людям»; «больше говорить о духовности, о нравственности»; «учить дружбе, любви, всему доброму»; «вежливое отношение друг с другом, с людьми»; «вежливость, доброта, не проходить мимо, когда кому-то плохо»; «учить моральным нормам». | | Беседы, разговоры с детьми | 9 | «Учить детей жизни, выживать в обществе»; «беседа, убеждение»; «обучать жизни»; «личные беседы, объяснения»; «на занятиях нужно вести беседу о жизни»; «в форме диалога, беседы»; «на примерах, беседовать больше». | | Воспитание культуры поведения | 7 | «Выработаны строгие правила поведения»; «азы приличия»; «всему хорошему учить в школе, поведению»; «говорить и убеждать, что правильно, а что нет»; «внушать, чтобы вели себя достойным образом»; «воспитывать, чтобы вели себя в быту хорошо»; «беседы проводить по поведению в обществе, по внешнему виду, по отношению к девушкам и женщинам». | | Организация внеклассной работы, досуга школьников в целом | 7 | «Должна больше проводиться внеклассная работа»; «досуг, мероприятия»; «больше занятости детей»; «групповые коллективные мероприятия»; «заниматься во внеурочное время»; «дети больше времени находятся в школе»; «внеклассные мероприятия, чтобы дети больше общались вне учебы»; «внеклассной работе больше уделять времени». | | Проведение экскурсий, посещение театров, культурное развитие в целом | 5 | «В театр ходить, в музеи»; «экскурсии…»; «должны проводиться культурные мероприятия – музеи и театры»; «приучать к культуре, часто вывозить в театры…»; «ходить с детьми в театр». | | Воспитание патриотизма | 5 | «Патриотизм воспитывать»; «в духе патриотизма»; «больше любви к Родине воспитывать»; «любовь к Родине, стране, республике». | | Организация трудового воспитания, субботники | 4 | «Трудовое воспитание»; «…субботники»; «учить труду»; «прививать любовь к труду»; «…трудовые десанты»; «в труде». | | Постоянное общение с детьми, уважение, чуткое отношение к ним | 4 | «Внимательно относились к детям, не орали на детей, а нормально объясняли»; «общение с детьми должно быть больше»; «к детям относиться лучше»; «учителя должны иметь подход к детям»; «дать почувствовать детям самостоятельность, относиться как к взрослым, не оскорблять, не унижать»; «воспитывать доверие учеников к своим учителям»; «справедливость, ласка должна быть»; «не нужно смотреть на богатство родителей»; «не наказывать силой, объяснять». | | Проведение факультативов, дополнительных занятий | 3 | «В виде дополнительных и не только занятий о полезных делах и поступках»; «больше внеурочных занятий»; «дополнительные занятия»; «факультативы»; «дополнительные занятия нужны»; «больше уделять внимания внеклассным занятиям»; «лекции на разные темы»; «разные развивающие факультативы». | | Школьников нужно уметь заинтересовать, воспитание должно происходить в форме игры | 3 | «В форме игры в начальных классах»; «интерес развивать у школьников»; «познавательные игры»; «увлекать, чтобы было удобно и хотелось учиться, ходить в школу»; «чтобы ученикам было интересно и полезно»; «в формах, которые интересны каждому школьнику, подбирать по характеру, интересам, желанию ученика…»; «в игровой форме, неназойливо». | | Организация концертов, викторин, других развлекательных мероприятий | 3 | «Тематические вечера, общешкольные мероприятия»; «вечера, олимпиады»; «творчество детей развивать, выставки рисунков детей делать, самодеятельность, викторины…»; «конкурсы, концерты проводить чаще». | | Организация походов, поездок на природу | 3 | «Совместные выходы учителя и детей на природу…»; «походы…»; «чтоб больше было организовано поездок куда-либо»; «коллективные поездки куда-нибудь». | | Больше общаться с родителями, обеспечить хороший контакт между родителями и школой | 3 | «Не одна школа, но и родители должны учить детей»; «в воспитании детей должны принимать участие родители»; «более близкое знакомство с семьями»; «надо сообща с родителями воспитывать детей»; «вместе с семьей, на положительных примерах»; «через семью – больше объяснять, помогать родителям»; «ходить домой, чтоб знать, как ребенок живет»; «школа должна вместе с семьей найти контакты, взаимодействие». | | Пропаганда здорового образа жизни, беседы о вреде алкоголя, табака и наркотиков | 2 | «Объяснять молодежи, чтобы не пили, не курили, не наркоманили»; «больше рассказывать ребятам о вреде наркотиков»; «добру, чтоб не курили, не пили»; «учить детей не пить и не курить»; «пропагандировать здоровый образ жизни»; «о вредности курения, наркотиков». | | Создание детских объединений по образу пионерской и комсомольской организаций | 2 | «Организация нужна по типу пионерской, только без излишка политики»; «детские организации – как раньше пионеры, комсомол, что-нибудь другое теперь»; «были пионеры, комсомольцы – в таких формах»; «в форме организаций типа пионерской». | | Проведение классных часов | 2 | «В виде классных собраний»; «классные часы». | | Контроль за дисциплиной школьников | 2 | «Выработаны строгие правила поведения»; «контроль полный за поведением детей»; «чтобы была дисциплина»; «дисциплина в первую очередь»; «чтобы строго было, не хулиганили»; «чтобы шкоду не делали». | | Воспитывать детей нужно во время уроков | 2 | «Воспитывать на уроках»; «в виде уроков»; «в форме уроков»; «уроки проводить»; «преподавать воспитание как уроки». | | Воспитание на личном примере учителей | 2 | «Воспитывать на личном примере»; «учитель своим примером должен показать основы: что хорошо, что плохо…»; «учитель должен общаться с детьми, воспитывать личным примером»; «на собственных примерах учителей»; «учитель – пример ученикам». | | Воспитание необходимо постоянно, оно может происходить в разных формах | 2 | «И по-хорошему и по-плохому»; «в различных формах, но чтобы суть была правильная»; «больше времени уделять воспитанию»; «ежедневное воспитание»; «воспитательные работы должны проводиться в любое время»; «должны проводиться учебно-воспитательные занятия»; «самые разные, какие только можно придумать»; «должны участвовать по-разному…». | | Индивидуальный подход к детям | 1 | «Подходить к каждому ученику индивидуально»; «индивидуальный подход»; «в работе надо доходить до каждого ребенка»; «больше работы с детьми, с каждым ребенком в отдельности»; «больше внимания уделять, какой ученик на что способен»; «индивидуальная работа». | | Воспитанием должны заниматься профессионалы | 1 | «Отдельные педагоги по воспитательной работе»; «на это ответят методические кабинеты»; «это педагоги должны решать, как и что лучше». | | Работа психолога со школьниками | 1 | «Проводить тренинги, чтоб полученные знания применять в реальной жизни»; «помогать детям в самоосознании, оказывать психологическую помощь, учить философии победителя»; «беседы психолога с детьми»; «с детьми должны работать психологи». | | Проводить встречи с известными, интересными людьми, с ветеранами | 1 | «Устраивать встречи с интересными людьми»; «больше встреч с ветеранами…»; «проводить встречи с интересными людьми». | | Учителя должны иметь больше власти, необходимо ввести строгие наказания | 1 | «Поднять авторитет учителей, дать им больше полномочий»; «физическая расправа – указкой по рукам»; «даже на учебу внимания не обращать, оставлять после уроков»; «дать больше власти учителям»; «как раньше: учителей боялись, уважали»; «в строгой форме»; «телесно наказывать за проступки». | | Другое | 2 | «Для расширения кругозора»; «не только в идеологических формах, но и в политических, социально-экономических, гуманитарных, медицинских…»; «внешний вид»; «физическая, военная»; «нужно не так сильно загружать учителей, тогда останется время для воспитания»; «единый образовательный проект»; «оградить детей от стихийных молодежных движений…». | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | 17 |
Скажите, пожалуйста, в школе, в которой учится Ваш ребенок, проводится или не проводится воспитательная работа во внеучебное время? (Ответы заявивших, что у них есть дети, внуки или близкие родственники, которые учатся в школе, - 42% от всех опрошенных.)
Какие именно мероприятия проводятся в школе, где учится Ваш ребенок, во внеучебное время в рамках воспитательной работы? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что в школе, где учатся их дети, внуки или близкие родственники, проводится воспитательная работа во внеучебное время, - 20% от всех опрошенных.)
(в % от числа опрошенных) | Кружки, секции | 7 | «Секции спортивные»; «есть кружки творческие»; «кружки»; «кружки: рисование, труд, ”Умелые ручки”»; «танцевальный кружок есть»; «кружок, спорт». | | Экскурсии, походы в музеи, на выставки | 3 | «Экскурсия в Питер»; «экскурсии, но очень редко»; «ездят в музеи»; «ездят в другие города на экскурсию»; «ходят в музеи»; «поездки по музеям». | | Спортивные мероприятия, соревнования, эстафеты, веселые старты | 2 | «Спортивные мероприятия»; «эстафеты»; «“Веселые старты”»; «спортивные соревнования»; «соревнования между классами по спорту». | | Прогулки на природу, походы | 2 | «Ходят в походы»; «турпоходы»; «на природу». | | Праздники | 2 | «Праздничные мероприятия»; «подготовка к праздникам»; «осенние праздники». | | Походы в театр, цирк, кино | 2 | «Ходят в театры»; «поход в театр»; «походы в цирк»; «цирк, филармония, кукольный театр, ТЮЗ»; «походы в театр, кино». | | Классные часы | 1 | «Классный час»; «проводится классный час с классным руководством»; «классные часы на разные темы». | | Конкурсы, олимпиады | 1 | «Конкурсы по предметам»; «подготовка к конкурсам, которые нужны школе»; «викторины»; «игры»; «олимпиады по разным предметам». | | Концерты, спектакли, КВН | 1 | «Концерты»; «КВН»; «готовятся к праздникам, выступают, танцуют, поют»; «участие в спектаклях». | | Огоньки, чаепития, вечера, утренники | 1 | «Праздничные вечера»; «дискотеки»; «чаепития»; «школьные вечера»; «огоньки»; «утренники». | | Воспитательные беседы, лекции | 1 | «Разговоры о поведении учеников»; «о поведении, о учебе»; «каждую неделю выделяется время, когда им объясняют, как жить, популярно объясняют»; «учат детей жизни»; «воспитательные лекции». | | Встречи с гостями | 1 | «Беседы с гостями»; «иногда ветеранов приглашают»; «встречи с ветеранами»; «встречи»; «встречаются с артистами, художниками, писателями»; «встречаются с писателями». | | Совместные празднования дней рождения | 1 | «Празднуют дни рождения»; «совместное празднование дней рождения»; «дни именинника». | | Занятия информатикой | 1 | «Изучение компьютера»; «компьютерные занятия»; «компьютерные курсы»; «информатика». | | Занятия с психологом | 1 | «Психологические тренинги»; «работает психолог»; «занимается с детьми психолог». | | Другое | 2 | «Родительские собрания»; «трудовые, по предметам»; «военно-патриотическое воспитание, пост №1 у Вечного огня»; «разные»; «день вежливости»; «группа продленного дня»; «радиопередача»; «общешкольные мероприятия». | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | 3 |
Приложение. Таблицы
Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас дети, внуки или близкие родственники, которые учатся в школе?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
46 |
54 |
36 |
37 |
27 |
13 |
34 |
35 |
18 |
28 |
29 |
30 |
8 |
12 |
16 |
37 |
26 |
25 |
есть |
42 |
38 |
45 |
36 |
47 |
42 |
37 |
41 |
44 |
43 |
48 |
44 |
36 |
39 |
36 |
41 |
42 |
46 |
37 |
нет |
58 |
62 |
54 |
63 |
52 |
58 |
62 |
59 |
56 |
57 |
52 |
55 |
63 |
61 |
62 |
59 |
58 |
53 |
62 |
затрудняюсь ответить |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
2 |
0 |
0 |
1 |
1 |
* Здесь и далее - доля респондентов, которые при ответе на вопрос "Когда Вы в последний раз пользовались Интернетом?" выбрали позиции "В последние сутки", "В последнюю неделю", "В последний месяц".
Скажите, пожалуйста, когда Вы учились в школе, учителя уделяли или не уделяли внимание воспитанию детей? И если уделяли, то слишком много внимания, слишком мало или столько, сколько нужно?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
46 |
54 |
36 |
37 |
27 |
13 |
34 |
35 |
18 |
28 |
29 |
30 |
8 |
12 |
16 |
37 |
26 |
25 |
слишком много |
18 |
16 |
20 |
10 |
23 |
23 |
19 |
18 |
20 |
15 |
20 |
19 |
14 |
14 |
10 |
22 |
18 |
21 |
14 |
столько, сколько нужно |
60 |
61 |
60 |
59 |
64 |
57 |
54 |
61 |
60 |
65 |
60 |
62 |
62 |
55 |
63 |
65 |
60 |
59 |
60 |
слишком мало |
13 |
13 |
13 |
21 |
9 |
8 |
10 |
14 |
12 |
14 |
12 |
12 |
14 |
15 |
16 |
8 |
14 |
12 |
17 |
внимания не уделяли |
4 |
5 |
4 |
6 |
2 |
5 |
7 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
7 |
9 |
8 |
3 |
4 |
2 |
5 |
затрудняюсь ответить |
4 |
5 |
3 |
4 |
3 |
7 |
11 |
4 |
4 |
2 |
6 |
4 |
3 |
6 |
3 |
3 |
4 |
7 |
3 |
Как Вам кажется, а сегодня учителя уделяют больше внимания воспитанию детей по сравнению с тем временем, когда Вы сами учились в школе, меньше или столько же?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
46 |
54 |
36 |
37 |
27 |
13 |
34 |
35 |
18 |
28 |
29 |
30 |
8 |
12 |
16 |
37 |
26 |
25 |
больше |
9 |
8 |
10 |
13 |
6 |
8 |
13 |
8 |
8 |
11 |
10 |
9 |
10 |
5 |
10 |
8 |
11 |
8 |
11 |
столько же |
21 |
21 |
22 |
33 |
18 |
11 |
12 |
24 |
22 |
22 |
22 |
21 |
19 |
13 |
20 |
21 |
20 |
27 |
28 |
меньше |
45 |
40 |
49 |
33 |
56 |
46 |
31 |
41 |
50 |
51 |
44 |
43 |
49 |
56 |
44 |
54 |
44 |
38 |
44 |
затрудняюсь ответить |
25 |
31 |
19 |
21 |
21 |
35 |
43 |
27 |
20 |
16 |
24 |
27 |
21 |
26 |
27 |
17 |
25 |
27 |
17 |
Как Вам кажется, это хорошо или плохо, что учителя сегодня уделяют больше внимания воспитанию детей по сравнению с тем временем, когда Вы сами учились в школе? (Ответы заявивших, что сегодня учителя уделяют больше внимания воспитанию детей, - 9% от всех опрошенных.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
46 |
54 |
36 |
37 |
27 |
13 |
34 |
35 |
18 |
28 |
29 |
30 |
8 |
12 |
16 |
37 |
26 |
25 |
хорошо |
8 |
7 |
9 |
11 |
6 |
8 |
12 |
7 |
7 |
11 |
9 |
8 |
9 |
5 |
10 |
6 |
10 |
7 |
9 |
плохо |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
затрудняюсь ответить |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Как Вам кажется, это хорошо или плохо, что учителя сегодня уделяют меньше внимания воспитанию детей по сравнению с тем временем, когда Вы сами учились в школе? (Ответы заявивших, что сегодня учителя уделяют больше внимания воспитанию детей, - 45% от всех опрошенных.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
46 |
54 |
36 |
37 |
27 |
13 |
34 |
35 |
18 |
28 |
29 |
30 |
8 |
12 |
16 |
37 |
26 |
25 |
хорошо |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
плохо |
43 |
39 |
47 |
32 |
53 |
45 |
30 |
40 |
49 |
48 |
43 |
42 |
46 |
51 |
41 |
52 |
43 |
38 |
41 |
затрудняюсь ответить |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
4 |
2 |
2 |
1 |
0 |
2 |
Одни люди считают, что школа должна только учить, но не должна воспитывать детей. Другие считают, что школа должна и учить, и воспитывать. А Вы лично как считаете: школа должна только учить или школа должна и учить, и воспитывать?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
46 |
54 |
36 |
37 |
27 |
13 |
34 |
35 |
18 |
28 |
29 |
30 |
8 |
12 |
16 |
37 |
26 |
25 |
только учить |
12 |
14 |
11 |
17 |
10 |
9 |
11 |
15 |
11 |
11 |
14 |
10 |
11 |
10 |
8 |
15 |
13 |
13 |
15 |
и учить, и воспитывать |
83 |
79 |
86 |
77 |
86 |
85 |
80 |
81 |
85 |
84 |
80 |
84 |
86 |
89 |
83 |
84 |
83 |
80 |
79 |
затрудняюсь ответить |
5 |
7 |
3 |
6 |
4 |
5 |
10 |
5 |
4 |
5 |
6 |
5 |
3 |
1 |
9 |
2 |
5 |
8 |
6 |
Скажите, пожалуйста, в школе, в которой учится Ваш ребенок, проводится или не проводится воспитательная работа во внеучебное время? (Ответы заявивших, что у них есть дети, внуки или близкие родственники, которые учатся в школе, - 42% от всех опрошенных.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
46 |
54 |
36 |
37 |
27 |
13 |
34 |
35 |
18 |
28 |
29 |
30 |
8 |
12 |
16 |
37 |
26 |
25 |
проводится |
20 |
16 |
24 |
19 |
23 |
19 |
16 |
19 |
20 |
27 |
22 |
23 |
16 |
15 |
16 |
21 |
20 |
24 |
22 |
не проводится |
11 |
9 |
14 |
11 |
14 |
8 |
6 |
9 |
15 |
12 |
12 |
10 |
13 |
18 |
14 |
8 |
11 |
10 |
12 |
затрудняюсь ответить |
10 |
13 |
8 |
6 |
11 |
15 |
15 |
13 |
9 |
4 |
14 |
10 |
7 |
6 |
6 |
12 |
10 |
12 |
4 |
Как Вам кажется, Вашему ребенку чаще нравятся или не нравятся те внеклассные воспитательные мероприятия, которые проводятся в школе? (Ответы заявивших, что в школе, где учатся их дети, внуки или близкие родственники, проводится воспитательная работа во внеучебное время, - 20% от всех опрошенных.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
46 |
54 |
36 |
37 |
27 |
13 |
34 |
35 |
18 |
28 |
29 |
30 |
8 |
12 |
16 |
37 |
26 |
25 |
нравятся |
17 |
14 |
20 |
16 |
19 |
16 |
10 |
18 |
16 |
23 |
19 |
21 |
13 |
13 |
12 |
18 |
17 |
20 |
17 |
не нравятся |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
затрудняюсь ответить |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
4 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
|