|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 17-18 мая 2008 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
В этой теме:
1. Распространенность физических наказаний вчера и сегодня
2. Детский опыт
3. Родительский опыт
4. Приложение. Таблицы
Все родители время от времени наказывают своих детей. Судя по данным опроса, физические наказания в России распространены достаточно широко. Так, по словам каждого второго респондента, в детстве его наказывали подобным образом, в том числе 16% утверждают, что это случалось часто, 33% – редко.
Лишь 2% участников опроса высказали мнение, что сегодня в России нет родителей, которые бы физически наказывали своих детей. Каждый четвертый (26%) считает, что таких родителей – большинство, каждый третий (35%) – что меньшинство (остальные затруднились ответить).
Сравнивая сегодняшнюю ситуацию в сфере домашнего воспитания с периодом своего школьного детства, 26% опрошенных высказали предположение, что сейчас детей физически наказывать стали реже, 17% – что чаще, а еще столько же – думают, что в этом отношении мало что изменилось (остальные затруднились ответить).
Те, кто считает, что практика физического наказания уходит из российских семей, поясняя свою позицию в ответах на открытый вопрос, говорили о том, что «раньше строже относились к детям», а сейчас их «больше жалеют, балуют» (5%).
Респонденты отмечали перемены в «общественном климате»; так, по мнению 4%, многое в жизни современного человека, в том числе семейной, стало другим: «изменились устои общества»; «социальная среда не такая, как раньше»; «время другое, нравы другие»; «другие родители и дети, отношения были другие между детьми и родителями»; «другие семейные морали».
Одним из проявлений таких изменений и выступает, по мнению ряда респондентов, переход к более мягким методам воспитания: «изменились подходы к воспитанию сейчас»; «поменялась структура воспитания, нет ремня»; «сейчас как-то не принято бить детей»; «нецивилизованные методы – так все считают»; «больше уговаривают».
Некоторые видят в этом признак возросшего уровня педагогической и общей культуры родителей («более грамотные родители»; «более педагогически грамотные»; «интеллект повысился родителей»; «люди стали цивилизованнее»; «повышается культурный уровень» – 3%), другие – свидетельство родительского невнимания, наплевательского отношения к детям («безразличия больше со стороны родителей: чем бы дитя не тешилось…»; «взрослым не до детей, работают»; «вообще не заботятся о детях»; «их не воспитывают, они брошены по улицам, бегают по помойкам»; «наплевать на детей» – 3%).
Отдельные респонденты полагают, что причиной перемен в методах воспитания являются не столько родители, сколько сами дети: «дети сами не позволяют так с ними поступать»; «дети стали знать свои права»; «дети стали умнее, лишний раз их не тронешь»; «дети ранимы, очень грамотные сейчас, могут и отпор сделать» (2%).
О переменах в психологии и поведении детей говорили и те, кто считает, что сегодня детей наказывают больше, чем раньше (им был задан симметричный открытый вопрос). По мнению этих респондентов, «дети стали более распоясаны»; «выходят из-под контроля»; «дети не понимают» (5%).
По мнению 3% опрошенных, проблема скорее в родителях: «родители стали более нервные, всегда спешат куда-то»; «с нервами это связано»; «взрослые вымещают свою несостоятельность на детях»; «родители злые, по телевизору насмотрятся негатива».
По утверждению 2% респондентов, «люди стали более жестокие, бездушные»; «люди стали злее, раньше люди были добрее».
Своих собственных детей (или детей, в воспитании которых респонденты принимают или принимали участие) физически наказывали 25% участников опроса (или примерно треть от числа имеющих опыт воспитания детей; такой опыт есть у 78% опрошенных), причем 10% сожалеют об этом, а 14% – не сожалеют.
На уровне общих принципов физические наказания как допустимый метод воспитания детей поддерживают четверть опрошенных (практически столько же – среди тех, у кого есть дети1). Респонденты, не имеющие детей, физические наказания оправдывали несколько реже (21%); впрочем, сторонников противоположной точки зрения среди этой категории респондентов столько же, сколько по выборке в целом (66–67%), несколько больше здесь затруднившихся с ответом (13% против 7% соответственно).
Примечательно, что те респонденты, которых в детстве наказывали физически (заметим: подавляющее большинство из них – 84%, или 42% от выборки в целом – полагают, что это было заслуженно), чаще высказывались в пользу такой воспитательной практики, нежели те, кого в детстве не наказывали (37 и 15% соответственно). Особенно много сторонников физического воздействия среди тех, кто однозначно заявил, что его в детстве наказывали часто2 (45%).
Сторонникам физических методов наказания был задан ряд уточняющих открытых вопросов. Прежде всего нас интересовало, какие проступки детей заслуживают, по мнению респондентов, физического наказания. На взгляд 7% опрошенных, законным поводом для применения силы служит непослушание ребенка: «в случае неповиновения»; «если слов не понимает»; «в случае полного отказа слушаться»; «если ребенок не понимает по-хорошему, то можно его отшлепать»; «для достижения послушания».
Другие респонденты полагают, что физическое наказание следует применять лишь «в крайних случаях» – «за вопиющие проступки», «за большие провинности и подлость»; «в исключительных случаях, когда совсем неуправляемые»; «если что-то крупное – проступок из ряда вон выходящий», «если есть серьезные причины» (5%).
Для 5% опрошенных такими серьезными причинами выступают «грубость, цинизм, оскорбление старших» («дети настолько обнаглели, что их необходимо физически наказывать за наглость»; «если сильно разбаловались»; «за отвратное поведение»), для 2% – «обман», «вранье» («когда нагло врет»; «если наврал ребенок»; «чтоб не врали»), столько же назвали воровство («за воровство»; «за кражу – обязательно»), а также курение, пьянство, употребление наркотиков («если ребенок начал курить»; «пьяный пришел»; «употребление спиртного, наркотиков»).
Что люди понимают под разумным, приемлемым, допустимым физическим наказанием? Чаще всего – битье с использованием тех или иных «подручных средств»: «дать ремня»; «крапивой по заднему месту»; «лозина»; «палками бить»; «прутиком жигануть»; «скакалкой» (11%).
Для многих пределом разумного наказания выступает «легкий шлепок» («отшлепать слегка»; «по попе рукой, не более двух раз»; «слегка шлепнуть, но не по лицу или голове»; «шлепнуть рукой» – 7%).
Некоторые респонденты в диапазон допустимых мер воспитания включили подзатыльники, затрещины и прочие спонтанно ситуативные реакции взрослых на детские проступки («дать подзатыльник»; «если только легкий подзатыльник»; «ухо надрать, затрещину дать» – 3%), другие – «воспитательный угол» («слегка, если только в угол поставить»; «в угол на горох» – 2%).
Неприемлемо, по мнению 11% респондентов, «бить детей сильно», «…со всего маху»; «…до синяков», «…как взрослого» (вопрос, напомним, задавался только тем, кто в принципе признает допустимость физического наказания).
Нельзя бить «предметами» – «палками», «ремнем», «дубиной», «розгами», «дрыном»; «прутом, чем-то еще», считают 2% опрошенных. Столько же убеждены в том, что «любая физическая сила со стороны взрослого недопустима», «вообще побои недопустимы».
О том, что нельзя «бить по голове», «по лицу», сказали 2%. Столько же полагают, что главное – «чтобы увечий не было».
В разговорах о школьном воспитании порой звучит мнение, что неплохо было бы и в школах в ряде случаев разрешить использование физических наказаний. Впрочем, в ходе массового опроса подавляющее большинство респондентов (90%) эту идею отвергли. Относительно много сторонников (11%) она имеет только среди тех респондентов, которых, по их словам, часто наказывали в детстве.
Ирина Шмерлина
1 Дети, в том числе взрослые (старше 18 лет), есть у 76% респондентов.
2 Доля таких респондентов в выборке составляет 6%.
1. Распространенность физических наказаний вчера и сегодня
Как Вам кажется, сегодня в России родителей, которые физически наказывают детей школьного возраста, большинство или меньшинство? Или таких родителей нет вообще?
А если сравнить сегодняшнее время с тем периодом, когда Вам было около 10 лет, то, как Вы думаете, сегодня детей школьного возраста физически наказывают чаще или реже? Или так же часто, как в Ваши детские годы? (Ответы заявивших, что сегодня в России есть родители, которые физически наказывают детей школьного возраста, - 80% от всех опрошенных.)
Почему Вы думаете, что сегодня детей школьного возраста физически наказывают чаще, чем это было в годы Вашего детства? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что сегодня детей школьного возраста физически наказывают чаще, - 17% от всех опрошенных.)
(в % от числа опрошенных) | Дети изменились в худшую сторону, стали невоспитанными, непослушными, агрессивными | 5 | «В большинстве своем дети очень непослушны и агрессивны»; «выходят из-под контроля»; «дети меньше уважают взрослых»; «дети много требуют»; «дети не понимают»; «дети сложные, непослушные очень»; «дети стали более распоясаны»; «дети стали непослушные». | | Родители стали более нервными, раздражительными, срывают зло на детях | 3 | «Взрослые вымещают свою несостоятельность на детях»; «все нервные, нетерпеливые, несдержанные»; «люди стали более нервные»; «люди часто бывают в раздражении»; «потому что родители нервные, неуравновешенные»; «родители неуравновешенные»; «родители стали более нервные, всегда спешат куда-то»; «с нервами это связано»; «срываются». | | Люди стали более злыми, жестокими | 2 | «Более жестокие люди»; «более жестокие родители»; «жесткости много»; «злее все стали»; «родители злые, по телевизору насмотрятся негатива»; «люди стали более жестокие, бездушные»; «люди стали более жестокими»; «люди стали злее, раньше люди были добрее»; «люди стали какие-то злые». | | Много неблагополучных семей, алкоголиков и наркоманов среди родителей | 1 | «Больше родителей-алкашей»; «в неблагополучных семьях, где пьющие родители. Сейчас в стране рост алкоголизма и наркомании»; «жестоко наказывают детей в семьях, где пьющие родители»; «исходя из обстановки, что родители или пьют, или наркоманы, детей бьют»; «родителей пьющих стало больше»; «среди родителей много пьющих»; «…наркоманы-родители». | | Родители уделяют воспитанию детей меньше внимания, им некогда заниматься детьми | 1 | «Дети без присмотра в основном, родители зарабатывают деньги…»; «детьми не занимаются, многим родителям легче наказать, чем объяснять и разбираться»; «мы сами распускаем детей и распускаемся»; «ни за что бьют, по любому поводу»; «они не выполняют свои обязанности»; «плохо воспитаны дети, а родители их не воспитывают»; «родителям некогда заниматься воспитанием детей»; «сегодня наказывают детей чаще, родители сами не хотят заниматься детьми». | | Жизнь стала тяжелее | 1 | «Более жестокое время»; «время такое, недопонимание»; «жизнь сложнее стала»; «жизнь стала жесткой и грубой»; «такая жизнь»; «у родителей больше проблем материальных, моральных». | | Было другое время | 1 | «Все зависит от времени, люди меняются»; «все раньше было по-другому, отношение детей к родителям было другое»; «жалели, жизнь была тяжелая»; «изменились жизненные ценности»; «мы и так были обижены, какое наказание – с 10 лет работала»; «мы не курили, не пили, наркоманов не было вообще»; «поменялись приоритеты, изменилась идеология»; «раньше проще жили»; «время другое». | | Много беспризорных, брошенных детей | <1 | «Много беспризорных детей»; «много малолетних наркоманов и воров»; «много нищих»; «много убегают из дома»; «пошли дети, которые уходят из дома». | | Сужу об этом по информации в СМИ | <1 | «Вижу по телевизору, до каких зверств доходят некоторые родители»; «много показывают и говорят об этом по телевизору, родители считают, что им все дозволено»; «по телевизору показывают много случаев»; «судя по тому, что по ТВ показывают». | | Другое | 1 | «Вижу по знакомым»; «по слухам»; «отсутствие воспитания: нет ни комсомола, ни пионеров, в школе плохое воспитание»; «все доступно – и курить, и пить можно, и все делают без разбора, чтобы показать свое первенство»; «демократия»; «есть за что»; «люди менее подготовлены к семейной жизни»; «помню просто». | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | 2 |
Почему Вы думаете, что сегодня детей школьного возраста физически наказывают реже, чем это было в годы Вашего детства? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что сегодня детей школьного возраста физически наказывают реже, - 26% от всех опрошенных.)
(в % от числа опрошенных) | Сейчас больше балуют детей, мягче, бережнее к ним относятся, раньше относились строже | 5 | «Балуют больше»; «больше жалеют, балуют»; «в наше время все были строгие»; «в семьях имеют по одному ребенку и балуют»; «вижу, что не такие строгие родители сейчас»; «детей меньше стало»; «к детям относятся более мягко»; «раньше строже относились к детям»; «распустили детей, дозволяют им многое». | | Сейчас другое время, жизнь стала другой, у людей изменились взгляды, представления | 4 | «Более современный мир»; «время другое, нравы другие»; «другая жизнь, на многое не обращается внимания»; «другие родители и дети, отношения были другие между детьми и родителями»; «другие семейные морали»; «жизнь проще стала»; «жизнь раньше была сложнее»; «изменились устои общества»; «психология другая у людей»; «сейчас лучше живут»; «социальная среда не такая, как раньше»; «уровень жизни стал лучше, меняется сознание». | | Изменились методы воспитания, детей не принято бить, их воспитывают словом | 3 | «Более современное воспитание»; «другое сегодня воспитание»; «изменились подходы к воспитанию сейчас»; «в школах запретили оказывать физические методы воспитания»; «наверное, реже, детей наказывают морально больше»; «нецивилизованные методы – так все считают»; «поменялась структура воспитания, нет ремня»; «сейчас как-то не принято бить детей»; «у меня два внука, их никто физически не наказывает»; «у меня много знакомых с детьми школьного возраста, и я не замечал за их родителями таких наказаний». | | Люди стали культурнее, цивилизованнее, родители поумнели | 3 | «Более грамотные родители»; «интеллект повысился родителей»; «люди более лояльные стали»; «люди стали гуманнее, добрее»; «люди стали умнее»; «люди стали цивилизованнее»; «повышается культурный уровень». | | Родители меньше заботятся о детях, меньше занимаются их воспитанием | 3 | «Безразличия больше со стороны родителей. Чем бы дитя ни тешилось…»; «меньше внимания родители детям уделяют в их воспитании»; «в связи с тем, что занятость родителей высокая, все на работах»; «взрослым не до детей, работают»; «родителям некогда воспитывать своих детей»; «дети брошены – родители мало обращают на детей внимания»; «их не воспитывают, они брошены по улицам, бегают по помойкам»; «наплевать на детей». | | Дети стали более агрессивными, своевольными, могут дать отпор | 2 | «Детей распустили, и они что хотят, то и делают»; «дети более агрессивны»; «дети не уважают взрослых»; «дети не уважают родителей»; «они делают, что хотят, и никто их не наказывает»; «дети такие стали, что ответят»; «они сейчас, дети-то, злые, все можно ожидать». | | Дети стали более ранимыми, они более разумны и независимы | 2 | «Дети более развиты»; «дети взрослеют раньше»; «дети воспринимают по-другому, обидчиво»; «дети ранимы, очень грамотные сейчас…»; «дети стали более развитыми, современными»; «дети стали более свободными»; «дети стали взрослее…»; «дети стали знать свои права»; «дети стали умнее, лишний раз их не тронешь». | | Родители помнят свое детство и не наказывают детей | 1 | «Моих подруг очень часто били в детстве, а они сейчас своих детей не бьют»; «родители помнят, как их наказывали, стараются не повторять»; «родители, испытавшие это на себе, стараются избежать наказывать так детей»; «то поколение натерпелось, не хотят повторять на своих детях». | | Дети стали другими, они не такие, как мы | <1 | «Дети поменялись»; «дети сейчас не такие, какими мы были»; «дети совсем не такие, как мы были»; «сейчас дети другие». | | Другое | 1 | «Дети больше занимаются где-нибудь»; «из нас делали мужиков, людей, а сейчас делают дебилов»; «идет американизация страны»; «их бесполезно наказывать»; «не за что наказывать»; «нечеткие законы, родители не имеют прав»; «работаю в детском саду и знаю»; «слышала». | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | 4 |
2. Детский опыт
Скажите, пожалуйста, когда Вы были школьником (школьницей), Вас наказывали или не наказывали физически? И если наказывали, то часто или редко?
население в целом |
мужчины |
женщины |
|
|
|
Как Вы считаете, в большинстве случаев Вас наказывали заслуженно или незаслуженно? (Ответы заявивших, что, когда они были школьниками, их наказывали физически, - 50% от всех опрошенных.)
население в целом |
мужчины |
женщины |
|
|
|
3. Родительский опыт
Все родители время от времени наказывают своих детей. При этом одни считают, что в ряде случаев допустимо применять физические наказания. Другие считают, что физически наказывать детей школьного возраста недопустимо. Какую точку зрения Вы лично скорее разделяете - первую или вторую?
В каких случаях допустимо, на Ваш взгляд, физически наказывать детей школьного возраста? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что в ряде случаев допустимо применять физические наказания, - 26% от всех опрошенных.)
(в % от числа опрошенных) | За непослушание, пренебрежение к словам взрослых | 7 | «В случае неповиновения»; «если не слушает»; «в случае, когда ребенок не хочет слушать старших»; «если слов не понимает»; «в случае полного отказа слушаться»; «если ребенок не понимает по-хорошему, то можно его отшлепать»; «для достижения послушания»; «если жалуются на него воспитатели, за непослушание». | | В крайних, редких случаях, за серьезные проступки, провинности | 5 | «Если делают что-то связанное с опасностью для жизни»; «если натворил что-то плохое»; «взял и избил ребенка»; «за вопиющие проступки»; «за большие провинности и подлость»; «в исключительных случаях, когда совсем неуправляемые»; «в крайних случаях»; «в редких случаях, когда ребенок плохо сделал»; «за большие провинности»; «за грубое нарушение»; «если что-то крупное – проступок из ряда вон выходящий»; «если есть серьезные причины». | | За плохое поведение, грубость, хулиганство | 5 | «Сильно шалят»; «если сильно разбаловались»; «если нагрубит»; «за недопустимое поведение»; «за безобразное поведение»; «за грубость, жестокость»; «грубость, цинизм, оскорбление старших»; «когда хулиганят, но больше словами»; «за отвратное поведение»; «дети настолько обнаглели, что их необходимо физически наказывать за наглость». | | За вранье, обман | 2 | «За обман»; «за вранье»; «когда нагло врет»; «если наврал ребенок»; «чтоб не врали»; «когда врут»; «когда обманывает»; «когда нагло начинают обманывать». | | За пьянство, курение, употребление наркотиков | 2 | «Если ребенок начал курить»; «пьяный пришел»; «если курят, пьют»; «за пьянство»; «употребление спиртного, наркотиков»; «курит, наркотики, пьет»; «за курение и за употребление спиртных напитков». | | За воровство | 2 | «Воровство»; «за погрешности – за воровство»; «за кражу – обязательно». | | За плохую успеваемость, прогулы | 1 | «За двойки»; «прогулы»; «если двойку принес»; «двойку приносит, не слушает на уроках»; «большие прогулы в школе». | | Когда ребенок выводит из себя, провоцирует на такие действия | 1 | «Когда уже из кожи вон лезут, и нет терпения»; «совсем на голову залезет»; «когда они выводят из себя»; «если довели до этого»; «выпрашивают»; «выведут»; «напрашивается». | | Периодически, «для профилактики» | <1 | «В любом, родители должны держать в строгости»; «всегда полезно выпороть»; «воспитание – это и есть физическое воздействие»; «надо учить уму-разуму»; «для профилактики, иногда следует». | | Другое | 1 | «Не выполняет то, что повелел Бог, мулла»; «убежал из дома на неделю и больше»; «если не ночевал дома»; «детей школьного возраста уже шлепать поздно»; «ситуации бывают разные, и каждый родитель должен знать, как применять силу»; «как получится»; «только когда он не исполняет свои обязанности». | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | 3 |
Скажите, пожалуйста, когда Вы говорите о физическом наказании детей школьного возраста, какие конкретно меры наказания Вы считаете допустимыми? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что в ряде случаев допустимо применять физические наказания, - 26% от всех опрошенных.)
(в % от числа опрошенных) | Наказать ремнем, розгами, крапивой и т. п. | 11 | «В ходу ремень»; «выпороть ремнем по мягкому месту»; «дать ремня»; «крапивой по заднему месту»; «лозина»; «палками бить»; «побить ремнем в пределах допустимых норм»; «ремнем выдрать можно»; «прутиком жигануть»; «скакалкой»; «хлестнуть по жопе ремнем». | | Легко отшлепать, шлепнуть рукой | 7 | «Отшлепать слегка»; «…ладонью по мягкому месту»; «легкий шлепок»; «по попе рукой, не более двух раз»; «по попке шлепнуть»; «слегка шлепнуть, но не по лицу или голове»; «шлепнуть рукой». | | Дать подзатыльник, надрать уши | 3 | «Дать подзатыльник»; «если только легкий подзатыльник»; «за ухо дернуть»; «подзатыльник можно дать»; «ухо надрать, затрещину дать». | | Поставить в угол | 2 | «В угол на горох»; «в угол поставить»; «…если только в угол поставить»; «ставить в угол». | | Другое | 1 | «Без последствий»; «их множество»; «не причинить вреда здоровью»; «однократно, умеренно»; «разные». | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | 5 |
А какие меры физического наказания детей школьного возраста Вы считаете недопустимыми в принципе? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что в ряде случаев допустимо применять физические наказания, - 26% от всех опрошенных.)
(в % от числа опрошенных) | Сильно бить, до синяков, до крови | 11 | «Бить в кровь»; «бить детей сильно»; «бить до синяков»; «бить как взрослого»; «бить со всего маху»; «избивание до полусмерти»; «когда побои»; «колотить нельзя»; «тяжелое избиение». | | Бить ремнем, палкой, другими предметами | 2 | «Бить палками»; «бить ремнем»; «дубинка»; «лупить дрыном, ремнем»; «прутом, чем-то еще»; «розги»; «удары предметами». | | Бить по лицу, голове | 2 | «Бить по голове»; «недопустимо бить по лицу, по голове»; «удар по голове»; «ударить по лицу». | | Наносить увечья, истязать, причинять вред здоровью | 2 | «Выламывание рук, ног»; «если последствия после этого вмешательства физического»; «истязание»; «калечащие»; «наносить увечья ребенку»; «угрожающие для их жизни»; «чтобы увечий не было». | | Применять жестокие меры наказания | 1 | «Жестокие методы»; «жестокость»; «особо жестокие формы». | | Оскорблять, унижать, издеваться над ребенком | 1 | «Издевательства»; «любое публичное наказание»; «моральные»; «оскорбления»; «унижать нельзя». | | Морить голодом | 1 | «Морить голодом»; «морить голодом нельзя». | | Другое | 1 | «Бросать, выгонять детей»; «в любом случае шлепнуть можно по-разному, всегда надо соизмерять силу свою и ребенка»; «убивать»; «шлепать можно только маленьких детей, школьников уже поздно». | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | 8 |
Есть ли у Вас опыт воспитания детей или такого опыта нет? И если есть, то Вы когда-либо наказывали или никогда не наказывали детей физически?
Вы сегодня сожалеете или не сожалеете о том, что применяли к ребенку (детям) физическое наказание? (Ответы заявивших, что они наказывали детей физически, - 25% от всех опрошенных.)
Некоторые люди считают, что было бы неплохо, если бы в школе в ряде случаев разрешалось прибегать к физическому наказанию детей. Другие считают, что это недопустимо. Скажите, пожалуйста, какую точку зрения Вы лично разделяете - первую или вторую?
4. Приложение. Таблицы
Как Вам кажется, сегодня в России родителей, которые физически наказывают детей школьного возраста, большинство или меньшинство? Или таких родителей нет вообще?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
46 |
54 |
37 |
36 |
27 |
14 |
34 |
34 |
18 |
24 |
29 |
34 |
8 |
12 |
17 |
37 |
25 |
23 |
большинство |
26 |
21 |
30 |
32 |
24 |
20 |
21 |
26 |
24 |
33 |
26 |
22 |
33 |
33 |
29 |
31 |
25 |
21 |
33 |
меньшинство |
35 |
37 |
34 |
33 |
37 |
36 |
32 |
34 |
39 |
34 |
37 |
39 |
37 |
36 |
42 |
31 |
31 |
40 |
32 |
таких родителей нет вообще |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
4 |
2 |
3 |
2 |
4 |
2 |
2 |
0 |
4 |
1 |
1 |
6 |
3 |
затрудняюсь ответить, большинство или меньшинство |
19 |
20 |
18 |
17 |
20 |
21 |
19 |
18 |
19 |
20 |
13 |
19 |
18 |
20 |
20 |
21 |
20 |
14 |
18 |
затрудняюсь ответить, есть такие родители или нет |
17 |
19 |
16 |
17 |
15 |
21 |
24 |
20 |
16 |
11 |
20 |
18 |
11 |
12 |
4 |
16 |
23 |
19 |
14 |
* Здесь и далее - доля респондентов, которые при ответе на вопрос "Когда Вы в последний раз пользовались Интернетом?" выбрали позиции "В последние сутки", "В последнюю неделю", "В последний месяц".
А если сравнить сегодняшнее время с тем периодом, когда Вам было около 10 лет, то, как Вы думаете, сегодня детей школьного возраста физически наказывают чаще или реже? Или так же часто, как в Ваши детские годы? (Ответы заявивших, что сегодня в России есть родители, которые физически наказывают детей школьного возраста, - 80% от всех опрошенных.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
46 |
54 |
37 |
36 |
27 |
14 |
34 |
34 |
18 |
24 |
29 |
34 |
8 |
12 |
17 |
37 |
25 |
23 |
чаще |
17 |
13 |
20 |
19 |
18 |
13 |
14 |
17 |
15 |
22 |
19 |
18 |
18 |
18 |
14 |
17 |
20 |
12 |
17 |
так же |
17 |
19 |
16 |
18 |
19 |
15 |
12 |
17 |
18 |
19 |
16 |
14 |
22 |
10 |
25 |
18 |
15 |
19 |
19 |
реже |
26 |
26 |
26 |
25 |
27 |
27 |
26 |
24 |
28 |
27 |
23 |
26 |
30 |
32 |
29 |
29 |
23 |
26 |
28 |
затрудняюсь ответить |
20 |
21 |
19 |
21 |
18 |
21 |
20 |
20 |
21 |
19 |
19 |
21 |
17 |
28 |
23 |
19 |
19 |
19 |
19 |
Скажите, пожалуйста, когда Вы были школьником (школьницей), Вас наказывали или не наказывали физически? И если наказывали, то часто или редко?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
46 |
54 |
37 |
36 |
27 |
14 |
34 |
34 |
18 |
24 |
29 |
34 |
8 |
12 |
17 |
37 |
25 |
23 |
не наказывали |
48 |
40 |
55 |
46 |
48 |
51 |
51 |
47 |
46 |
52 |
48 |
52 |
44 |
49 |
46 |
41 |
53 |
46 |
49 |
часто |
16 |
20 |
12 |
15 |
16 |
16 |
23 |
17 |
14 |
10 |
18 |
15 |
14 |
8 |
14 |
16 |
15 |
19 |
12 |
редко |
33 |
37 |
29 |
36 |
33 |
27 |
21 |
32 |
36 |
36 |
31 |
29 |
38 |
39 |
37 |
38 |
28 |
31 |
36 |
затрудняюсь ответить, часто или редко |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
0 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
затрудняюсь ответить, наказывали или не наказывали |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
4 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
Как Вы считаете, в большинстве случаев Вас наказывали заслуженно или незаслуженно? (Ответы заявивших, что, когда они были школьниками, их наказывали физически, - 50% от всех опрошенных.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
46 |
54 |
37 |
36 |
27 |
14 |
34 |
34 |
18 |
24 |
29 |
34 |
8 |
12 |
17 |
37 |
25 |
23 |
заслуженно |
42 |
52 |
32 |
43 |
43 |
37 |
38 |
44 |
43 |
38 |
41 |
37 |
46 |
44 |
45 |
47 |
35 |
45 |
41 |
незаслуженно |
5 |
4 |
6 |
6 |
5 |
4 |
5 |
5 |
6 |
5 |
7 |
6 |
5 |
3 |
3 |
4 |
6 |
7 |
5 |
затрудняюсь ответить |
3 |
2 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
5 |
3 |
1 |
4 |
Все родители время от времени наказывают своих детей. При этом одни считают, что в ряде случаев допустимо применять физические наказания. Другие считают, что физически наказывать детей школьного возраста недопустимо. Какую точку зрения Вы лично скорее разделяете - первую или вторую?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
46 |
54 |
37 |
36 |
27 |
14 |
34 |
34 |
18 |
24 |
29 |
34 |
8 |
12 |
17 |
37 |
25 |
23 |
первую |
26 |
25 |
26 |
25 |
26 |
26 |
24 |
24 |
27 |
27 |
24 |
26 |
28 |
22 |
21 |
35 |
24 |
25 |
25 |
вторую |
67 |
66 |
68 |
68 |
69 |
63 |
64 |
67 |
67 |
68 |
70 |
66 |
66 |
71 |
73 |
55 |
68 |
68 |
70 |
затрудняюсь ответить |
7 |
9 |
6 |
7 |
5 |
11 |
12 |
9 |
6 |
5 |
6 |
8 |
6 |
7 |
6 |
9 |
8 |
7 |
5 |
Есть ли у Вас опыт воспитания детей или такого опыта нет? И если есть, то Вы когда-либо наказывали или никогда не наказывали детей физически?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
46 |
54 |
37 |
36 |
27 |
14 |
34 |
34 |
18 |
24 |
29 |
34 |
8 |
12 |
17 |
37 |
25 |
23 |
опыта воспитания детей нет |
22 |
31 |
15 |
44 |
9 |
7 |
12 |
28 |
17 |
28 |
16 |
17 |
25 |
24 |
24 |
20 |
22 |
22 |
37 |
наказывал(-а) физически |
25 |
22 |
29 |
19 |
30 |
29 |
28 |
23 |
26 |
26 |
29 |
23 |
26 |
26 |
24 |
29 |
25 |
24 |
19 |
не наказывал(-а) физически |
52 |
47 |
56 |
37 |
60 |
62 |
57 |
48 |
56 |
45 |
54 |
58 |
49 |
49 |
52 |
50 |
51 |
54 |
43 |
затрудняюсь ответить |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
2 |
2 |
1 |
0 |
1 |
1 |
2 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
Вы сегодня сожалеете или не сожалеете о том, что применяли к ребенку (детям) физическое наказание? (Ответы заявивших, что они наказывали детей физически, - 25% от всех опрошенных.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
46 |
54 |
37 |
36 |
27 |
14 |
34 |
34 |
18 |
24 |
29 |
34 |
8 |
12 |
17 |
37 |
25 |
23 |
сожалею |
10 |
7 |
12 |
9 |
12 |
9 |
8 |
8 |
10 |
14 |
12 |
7 |
12 |
7 |
10 |
13 |
10 |
7 |
9 |
не сожалею |
14 |
14 |
15 |
9 |
17 |
19 |
17 |
14 |
15 |
12 |
14 |
15 |
13 |
18 |
13 |
15 |
14 |
13 |
10 |
затрудняюсь ответить |
1 |
0 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
0 |
1 |
1 |
0 |
2 |
0 |
3 |
1 |
Некоторые люди считают, что было бы неплохо, если бы в школе в ряде случаев разрешалось прибегать к физическому наказанию детей. Другие считают, что это недопустимо. Скажите, пожалуйста, какую точку зрения Вы лично разделяете - первую или вторую?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
46 |
54 |
37 |
36 |
27 |
14 |
34 |
34 |
18 |
24 |
29 |
34 |
8 |
12 |
17 |
37 |
25 |
23 |
первую |
6 |
7 |
5 |
6 |
5 |
7 |
7 |
6 |
5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
2 |
2 |
13 |
4 |
5 |
5 |
вторую |
90 |
89 |
91 |
92 |
92 |
86 |
84 |
90 |
92 |
91 |
90 |
90 |
90 |
95 |
95 |
82 |
91 |
91 |
92 |
затрудняюсь ответить |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
7 |
9 |
4 |
3 |
3 |
4 |
5 |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
4 |
3 |
|