На главный сайтПервая страница базы данныхНовые поступленияСтруктурный каталог / А-ЯТематический каталог / А-Я |
База данных ФОМ > Алфавитный перечень категорий > Р’ > Все ФОМ-Инфо за 1996 г. > Выпуск 12 от 18 июля 1996 г.
18.07.1996, Анна Петрова, Анна Воронцова Поведение москвичей при покупке товаров Очередное исследование, проведенное на базе проекта "Российское дневниковое изучение аудиторий средств массовой информации" (РДИ-СМИ), выявило некоторые особенности потребительского поведения населения столицы. Только каждый десятый опрошенный москвич (10%) обычно выбирает самый лучший товар, сколько бы он ни стоил. Подавляющее же большинство всегда стремится приобрести хороший, но относительно недорогой товар (63%). Однако это требует определенных усилий, и 38% опрошенных утверждают, что никогда не жалеют времени и сил, чтобы найти такой товар. Лишь 17% москвичей предпочитают покупать то, что "подворачивается под руку", не утруждая себя поиском. Москвичи – консерваторы в своем потребительском поведении: только 6% из них отдают предпочтение новым, пока еще не знакомым товарам. Остальные всегда или чаще всего приобретают традиционные, хорошо известные товары. Из двух одинаковых товаров каждый третий москвич склонен выбрать отечественный, а каждый пятый – импортный. Чаще же (43%) люди более гибко подходят к этой проблеме и выбирают вещь независимо от того, отечественная она или импортная, а исходя из других критериев оценки. Среди москвичей 29% готовы ради экономии денег потратить время и стоять в очереди. Но сегодня уже заметно больше тех, кто отказывается приобретать что-либо, отстояв очередь, а предпочитает в случае необходимости переплатить или купить что-то другое, лишь бы не "участвовать в толкучке" (43%). Что касается продовольственных товаров, то москвичи нечасто задумываются об их качестве и пользе для здоровья. Только треть жителей столицы (33%) отказывается от покупки тех продуктов, которые им вредны, как бы они их ни любили. А 28% покупают все, что им нравится и доступно по цене, практически не задумываясь о том, как данный продукт влияет на здоровье. Когда же речь заходит о покупке вещей, то москвичи проявляют большую осмотрительность: 60% всегда внимательно обдумывают такую покупку, взвешивая все "за" и "против", и только 22% действуют по наитию, эмоционально – покупают сразу, если товар понравился. Соображения престижа мало заботят московских потребителей: 60%, судя по их ответам, при покупке не заботятся о том, что о них подумают окружающие. Всегда или почти всегда учитывают этот фактор только 8% опрошенных москвичей. Влияние рекламы на выбор ими того или иного товара отметили 17% респондентов: эти люди утверждают, что реклама дает им важную информацию о товарах. Каждый третий москвич обращается к рекламе в отдельных случаях, воспринимает ее критически, но не отвергает как обязательно лживую. Однако гораздо больше тех, кто, по их словам, не верит рекламе и не обращает на нее внимания (41%). Прежде чем совершить ответственную покупку, 34% опрошенных всегда советуются со "знающими людьми". Еще 30% предпочитают никогда ни с кем не обсуждать данную проблему (их "совершенно не волнует, что другие думают о товаре, который я хочу купить"). Немногим меньше тех, кто не придерживается твердых правил в этом вопросе, а действует по обстоятельствам (26%). |