|
Отношения с руководством, социальный микроклимат на предприятии во многом определяют отношение людей к своему месту работы. Тезис о том, что "хорошие отношения между руководителями и подчиненными помогают успеху организации", поддерживает подавляющее большинство работающих респондентов (86%), не разделяют эту точку зрения лишь 4% опрошенных.
Следует отметить, что участники опроса дают примерно одинаковую оценку отношениям в коллективе, где они работают (88% называют их хорошими, и 6% – плохими), и своим отношениям с "непосредственным руководителем" (84% характеризуют их как хорошие, 6% – как плохие).
Распределение ответов на вопрос: "Там, где Вы работаете, отношения между руководителями и подчиненными в целом хорошие или плохие?" – несколько иное: здесь реже отвечают: "хорошие" (74%), и чаще дают ответ "плохие" (16%).
Приведенные данные свидетельствуют о том, что респонденты по-разному воспринимают непосредственных руководителей (начальников отделов, цехов, подразделений и т. д.) и высшее руководство предприятий. Если первые рассматриваются как часть коллектива и отношения с ними характеризуются примерно так же, как и отношения между рядовыми работниками, то отношения со вторыми выглядят несколько менее гармоничными и, по-видимому, характеризуются иерархичностью и дистанцированностью.
Хотя подавляющее большинство работающих респондентов позитивно оценивают отношения руководства и подчиненных на своем предприятии, более четверти опрошенных (28%) утвердительно ответили на вопрос: "За последние 2-3 года у Вас на работе были коллективные конфликты между работниками и администрацией предприятия?". Впрочем, вероятно, участники опроса имели в виду напряженные взаимоотношения, трения между руководством и подчиненными на предприятии, а не институционализированные конфликты – забастовки, акции протеста и т. д.
Судя по нашим данным, работникам редко удается брать верх в столкновениях с администрацией: так, 10% утверждают, что в последний раз конфликт на их предприятии был решен в пользу последней, 11% – что был избран компромиссный вариант, 4% говорят, что решение было принято в пользу работников.
Около трети респондентов отмечают, что при решении производственных и социальных вопросов руководство их предприятия не учитывает мнения коллектива. Причем доля опрошенных, придерживающихся этого мнения, примерно соответствует доле респондентов, заявляющих о наличии коллективных конфликтов на предприятии.
|
Руководители предприятия, где Вы работаете, учитывают или не учитывают мнение коллектива... |
...при решении социальных вопросов? |
...при решении производственных вопросов? |
Учитывают |
54 |
60 |
Не учитывают |
34 |
29 |
Затрудняюсь ответить |
11 |
11 |
|
Ответы на открытые вопросы: "Что такое хороший руководитель?" и "Что такое плохой руководитель?" – свидетельствуют о том, что в большинстве случаев под словом "руководитель" респонденты имеют в виду не столько высшее руководство, сколько непосредственных начальников. Характеризуя "хорошего руководителя", участники опроса часто говорят о необходимости устойчивого эмоционального контакта, взаимопонимания с подчиненными. Такой начальник "должен много общаться с сотрудниками, с народом, проявлять заботу о людях". Именно отношение руководителя к своим подопечным, как следует из большинства суждений, является ключевым критерием его оценки.
О том, что хороший начальник – это в первую очередь заботливый, сочувствующий подчиненным человек, говорят 38% работающих респондентов. При этом значимыми часто являются не столько практические результаты, которые приносит подобное отношение, сколько его эмоциональная окраска.
- "Понимает своих сотрудников, может материально помочь, посочувствовать"; "чисто человеческие качества должны преобладать, и взаимоотношения не должны строиться на деньгах"; "болеет за каждого сотрудника, приходит на помощь"; "который болеет за свой коллектив, заботится о людях"; "который понимает всех, может сочувствовать людям"
(открытый вопрос).
В понимании 8% респондентов, у хорошего начальника должны быть уважительные и доверительные отношения с подчиненными:
- "Который уважительно относится к подчиненным"; "общается и выслушивает работников всегда"
(открытый вопрос).
14% опрошенных, характеризуя хорошего руководителя, остановились на его нравственных качествах: в первую очередь начальник должен быть честным, справедливым и принципиальным (опять же – по отношению к коллективу).
- "Честный, порядочный, чтоб заступался за рабочих"; "принципиальный и душевный, чуткий к чужой беде"; "честный по отношению к подчиненным"
(открытый вопрос).
Принципиальность как качество хорошего руководителя, казалось бы, вступает в определенные противоречия с патерналистским образом участливого покровителя, который столь часто выстраивается по ответам респондентов, зато вполне соответствует стереотипному представлению советской эпохи об идеальном начальнике – представлению, в котором "забота о коллективе" соседствовала с "принципиальностью" и "прямотой".
О том, что хороший начальник должен находить контакт, общий язык с подчиненными, говорят 6% респондентов. Причем в этом контексте контактность начальника предстает скорее профессиональной характеристикой, нежели личностным качеством.
- "Который может найти подход к людям"; "он понимает своих подчиненных, идет на уступки"; "умеет найти подход к каждому подчиненному"
(открытый вопрос).
Только 15% опрошенных, отвечая на вопрос о том, каким им видится хороший руководитель, останавливаются на профессиональных качествах: знание специальности, опытность и компетентность.
- "Компетентный специалист своего дела"; "профессионал высокого класса"; "опытный, знающий"
(открытый вопрос).
Следует отметить, что москвичи чаще, чем респонденты в среднем по выборке, описывая плохого и хорошего начальника, акцентируют внимание на профессиональных характеристиках и организаторских способностях руководителя и реже говорят о нравственных качествах.
То, что степень вовлеченности в трудовой коллектив является, по мнению опрошенных, одной из ключевых характеристик начальника, подтверждается и распределением ответов на открытый вопрос о плохом руководителе. Критерии его оценки, используемые респондентами, аналогичны критериям оценки хорошего руководителя: характер взаимоотношений с работниками, контактность, открытость и проч.
Так, 27% опрошенных считают, что плохого руководителя отличает в первую очередь эгоизм – стремление к личной выгоде, алчность и пренебрежение интересами коллектива.
- "Все гребет под себя"; "всю деятельность обращает в свои интересы"; "живет для себя, а не для коллектива"
(открытый вопрос).
15% респондентов полагают, что плохой руководитель – тот, кто дистанцируется от трудового коллектива, выстраивает жесткую иерархию взаимоотношений.
- "Зазнавшийся и оторвавшийся от коллектива"; "человек, который ставит себя выше всех"; "диктатор, самодур"; "тот, кто считает, что я начальник – ты дурак"
(открытый вопрос).
Для 14% опрошенных плохой начальник – это тот, кто плохо относится к подчиненным, невнимателен к их проблемам. При этом, как следует из ответов респондентов, здесь значима не столько конкретная помощь, сколько умение вникнуть в проблемы работника и посочувствовать ему.
- "Который не беспокоится о своих работниках"; "равнодушный к нуждам своих подчиненных"; "не входит в положение человека, сотрудника"
(открытый вопрос).
По мнению 12% участников опроса, плохого руководителя отличает прежде всего низкий профессионализм. Примечательно, что отсутствие организаторских способностей у начальника участники опроса также часто оценивают в контексте его взаимоотношений с подчиненными.
- "Неграмотный, не знает свою работу"; "не умеет организовать работу"; "не знает – и лезет, мешает работать"; "не поощряет сотрудников за хорошие идеи"
(открытый вопрос).
Итак, согласно представлениям наших респондентов, хороший руководитель должен быть демократичным, открытым, быть "своим" в трудовом коллективе, и в то же время – опекать подчиненных, уметь выслушать их и посочувствовать. Профессиональные характеристики начальника менее значимы для участников опроса, нежели эмоциональный контакт с работниками и отеческая забота о трудовом коллективе.
- "Чтобы переживал за сотрудников, понимал и решал их проблемы"; "это руководитель, который беспокоится о том, чтобы подчиненный чувствовал себя комфортно на предприятии, и его семья была обеспечена социально..."
(открытый вопрос).
|