05.02.2004, Опрос населения
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 31 января - 1 февраля 2004 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов, 100 из которых входят и в общероссийскую выборку).
1. Опрос населения2. Опрос экспертов3. Приложение. Таблицы
1. Опрос населения
|
ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО В РОССИИ ЗАДАЧЕЙ НАУКИ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО РАЗВИТИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО В РОССИИ ЗАДАЧЕЙ НАУКИ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО РАЗВИТИЕ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ - С ПЕРВОЙ ИЛИ ВТОРОЙ - ВЫ СОГЛАСНЫ?
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕГОДНЯ В РОССИИ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ВЫШЕ, НИЖЕ ИЛИ ТАКОЙ ЖЕ, КАК В ВЕДУЩИХ ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ?
А УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СЕГОДНЯ В РОССИИ ВЫШЕ, НИЖЕ ИЛИ ТАКОЙ ЖЕ, КАК В ВЕДУЩИХ ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ?
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕГОДНЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО, ПРИНИМАЯ ТЕ ИЛИ ИНЫЕ РЕШЕНИЯ, ПРИСЛУШИВАЕТСЯ ИЛИ НЕ ПРИСЛУШИВАЕТСЯ К РЕКОМЕНДАЦИЯМ УЧЕНЫХ? И ЕСЛИ ПРИСЛУШИВАЕТСЯ, ТО В ДОСТАТОЧНОЙ ИЛИ НЕДОСТАТОЧНОЙ СТЕПЕНИ?
ЕСЛИ В ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ИЛИ РАДИОПЕРЕДАЧЕ УЧЕНЫЙ И ПОЛИТИК ВЫСТУПАЮТ НА ОДНУ И ТУ ЖЕ ТЕМУ, ТО КОМУ ВЫ ОБЫЧНО СКЛОННЫ ДОВЕРЯТЬ БОЛЬШЕ - УЧЕНОМУ ИЛИ ПОЛИТИКУ? ИЛИ И УЧЕНОМУ, И ПОЛИТИКУ В РАВНОЙ СТЕПЕНИ?
СЕГОДНЯ НЕКОТОРЫЕ УЧЕНЫЕ ИДУТ РАБОТАТЬ ВО ВЛАСТЬ. КАК ВЫ К ЭТОМУ ОТНОСИТЕСЬ - ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ ВАМ ЭТО БЕЗРАЗЛИЧНО?
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ ВЫРАЖЕНИЕ 'АКАДЕМИЯ НАУК'?
КАКУЮ РОЛЬ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ИГРАЕТ СЕГОДНЯ АКАДЕМИЯ НАУК В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ - ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ, ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ ИЛИ НЕ ИГРАЕТ НИКАКОЙ РОЛИ?
КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ПО СРАВНЕНИЮ С СОВЕТСКИМИ ВРЕМЕНАМИ АВТОРИТЕТ АКАДЕМИИ НАУК ВОЗРОС, СНИЗИЛСЯ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИЛСЯ?
А ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДВА-ТРИ ГОДА АВТОРИТЕТ АКАДЕМИИ НАУК ВОЗРОС, СНИЗИЛСЯ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИЛСЯ?
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНО ОТНОСИТЕСЬ К ТОМУ, ЧТО СЕГОДНЯ НЕКОТОРЫЕ УЧЕНЫЕ ИДУТ РАБОТАТЬ ВО ВЛАСТЬ?
(в % от числа опрошенных по России)
Положительные характеристики ученых |
|
18 |
Ум, образованность |
13 |
|
- 'Более эрудированные люди'; 'больше умных людей будет принимать решения'; 'во власти должно быть больше умных людей'; 'высокообразованные люди применят свои силы'; 'люди с академическим образованием не могут мыслить плохо'; 'потому что они не дураки, что-то соображают'; 'у ученых мозгов больше'.
|
|
|
Профессионализм, компетентность, опыт |
4 |
|
- 'Больше опыта'; 'грамотные люди везде нужны'; 'имея большой научный опыт, им виднее, как управлять страной, так как это все рассчитано, доказано'; 'он профессионал'; 'они более или менее разбираются в этих вопросах – ученый есть ученый'; 'у них есть свои навыки'; 'у ученых более глубокий подход к решению проблем'; 'ученые – люди расчетливые: прежде чем что-то сделать, все перепроверят, а политики – пустобрехи'.
|
|
|
Вызывают доверие, другие конкретные характеристики |
2 |
|
- 'Больше доверия испытывал к ученым, они знают проблемы обычных людей'; 'он может воплотить свои знания в жизнь'; 'они знают, к чему стремятся'; 'они люди порядочные'; 'они могут помочь, они туда попадают не из-за денег – таких денег у них нет, – а благодаря способностям'; 'потому что он более честный, если он ученый, то он добивался всего своим трудом'; 'они намного лучше, чем эти всякие, что сидят в Белом доме'; 'это ученые, а не певец Кобзон'.
|
|
|
|
|
|
Положительная оценка деятельности ученых во власти |
|
10 |
В целом способствуют изменениям к лучшему |
6 |
|
- 'Будет продвигать новые идеи'; 'будут двигать вперед развитие страны'; 'для России это лучше'; 'для того чтобы что-то изменить в нашей жизни'; 'должен сделать большой плюс для развития страны, исходя из своих знаний'; 'может, быстрее станем жить лучше, если ученые помогут'; 'может, они что-то умное, нужное сделают'.
|
|
|
Отстаивают интересы науки |
2 |
|
- 'Во власти могут отстаивать свои взгляды, больше средств будет выделятся для развития науки'; 'идут в политику, чтобы власть обратила внимание на науку'; 'может, вернут нашу науку на должную высоту'; 'они идут туда для того, чтобы развивалась наша наука, а это хорошо'; 'они стремятся поднять науку, продвинуть ее, чтобы выбить средства для новых исследований и разработок'; 'сделают больше для науки, когда будут во власти'.
|
|
|
Способствуют положительным изменениям во власти |
1 |
|
- 'Будет создаваться положительный противовес идиотизму политиков'; 'ученые подскажут неразумным думцам, как работать по-умному'; 'в правительстве должны быть люди разные и разносторонние'; 'внесут какую-то свежую струю в политику'; 'может быть, будут улучшения во власти'; 'повысится компетентность власти'; 'повышает общий уровень образования других политиков, принятие решений идет на другом уровне'; 'политики пока ничего хорошего не сделали'; 'разнообразить контингент политиков по умственному критерию'.
|
|
|
Заботятся о России, о народе |
1 |
|
- 'Они будут больше заботиться о людях'; 'они все же больше думать будут о гражданах России'; 'они всегда работали на страну, и во власти тоже будут работать на страну'; 'они думают о жизни людей'; 'они заинтересованы в развитии России'.
|
|
|
|
|
|
'Смотря какой это человек' |
|
2 |
- 'Если он грамотный человек, то будет результат'; 'если он знает страну, то, наверное, может принести пользу'; 'если они на благо народа работают, то это хорошо'; 'если смогут справиться с работой, то это лучше для страны, – пусть идут'.
|
|
|
|
|
|
Это возможность для ученых заработать деньги |
|
1 |
- 'Для себя чего-то добиться'; 'им же нужно заботиться о себе'; 'он не может применить свою ученость из-за недостатка средств'; 'пусть деньги заработают'; 'ученым денег платят мало, там хоть денег заработают'.
|
|
|
|
|
|
Общая положительная оценка |
|
1 |
- 'Неплохо'; 'потому что может все получиться'; 'появление ученых – к лучшему'; 'такие нужны в политике'; 'ученый – хуже не будет'.
|
|
|
|
|
|
Это личное дело каждого, пусть работают |
|
1 |
- 'Каждый сам за себя решает, чем ему заниматься'; 'каждый человек ищет, где себя проявить'; 'надо же им где-то работать'; 'почему бы и нет?'; 'пусть работает, если им это нравится, это дело каждого'; 'свободен в выборе человек'; 'это его право'.
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
1 |
- 'Занимаясь политикой, ученые должны иметь целенаправленную программу'; 'они сумеют совмещать'; 'у нас еще у власти ученые только не стояли'; 'увеличение интеллектуального потенциала страны'.
|
|
|
|
|
|
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
|
7 |
|
|
|
Вопрос не задавался |
|
62 |
|
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ БЕЗРАЗЛИЧНО ОТНОСИТЕСЬ К ТОМУ, ЧТО СЕГОДНЯ НЕКОТОРЫЕ УЧЕНЫЕ ИДУТ РАБОТАТЬ ВО ВЛАСТЬ?
(в % от числа опрошенных по России)
Это личное дело каждого, пусть работают |
|
2 |
- 'Все работают там, где хотят'; 'выбор профессии – личное дело каждого'; 'если хочется – путь идет'; 'им виднее'; 'каждый идет своей дорогой'; 'каждый человек принимает самостоятельное решение о своей жизни'; 'у нас у всех есть право избираться'; 'ученые – не хуже других, если хотят – пусть работают'.
|
|
|
|
|
|
Не имеет значения, что это ученые |
|
2 |
Важен результат работы |
1 |
|
- 'Идут работать – увидим'; 'лишь бы был толк'; 'мне все равно, лишь бы приносил пользу'.
|
|
|
Все зависит от личности |
1 |
|
- 'Все зависит от человека'; 'главное – человек должен быть хороший'; 'лишь бы хорошие были'; '...лишь бы был грамотный человек со всех сторон'.
|
|
|
|
|
|
Они действуют в своих интересах |
|
1 |
- 'Власть – это деньги, за ними они и идут туда'; 'все лезут ко власти'; 'все они думают только о себе'; 'деньги нужны – и идут туда, там больше зарабатывают'; 'их нужда заставляет'; 'низкая зарплата ученых'; 'об ученых, видимо, не заботятся, и они вынуждены идти во власть'.
|
|
|
|
|
|
От этого ничего не изменится |
|
1 |
- 'Все говорят красиво, а делать ничего не делается'; 'кто бы ни пришел к власти, ничего не меняется к лучшему'; 'на мою жизнь это не влияет'; 'они ничего не добьются, не реализуют свою работу'; 'от этого легче жизнь не будет'; 'сверху, может, что-то и меняется, а у нас – нет'; 'толку нет ни от кого'.
|
|
|
|
|
|
Не интересуюсь политикой, наукой, мне это безразлично |
|
1 |
- 'Безразлично'; 'далека от наук'; 'мне все равно, кто у власти – ученый или политик'; 'не интересуюсь политикой'; 'некомпетентен в данной области'; 'я не имею к политике отношения, и как это происходит – политика и наука – не могу сказать'.
|
|
|
|
|
|
Ученый должен заниматься наукой |
|
1 |
- 'Все должны быть на своем месте'; 'должны работать по своей профессии – там больше успехов могут достичь'; 'каждому – свое'; 'они ученые, им нечего делать в таком грязном деле, как политика'; 'умные люди, но политика – это другая сфера'.
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
1 |
- 'Если ученые – честные и умные люди, они везде принесут пользу – и в науке, и политике'; 'не вижу повода волноваться'; 'никому не верю'; 'потому что ученые, если политиками становятся и идут работать во власть, они становятся такими же, как и все политики'; 'у меня другие проблемы'.
|
|
|
|
|
|
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
|
13 |
|
|
|
Вопрос не задавался |
|
78 |
|
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ ОТРИЦАТЕЛЬНО ОТНОСИТЕСЬ К ТОМУ, ЧТО СЕГОДНЯ НЕКОТОРЫЕ УЧЕНЫЕ ИДУТ РАБОТАТЬ ВО ВЛАСТЬ?
(в % от числа опрошенных по России)
Каждый должен заниматься своим делом |
|
21 |
Ученый должен заниматься наукой |
10 |
|
- 'Должен заниматься наукой'; 'занимаясь политикой, забудут о науке'; 'занят политикой – может упустить время важных научных открытий'; 'лучше бы ученые занимались наукой, которая у нас не в лучшем состоянии'; 'ученый должен заниматься наукой, открывать новые лекарства, например от рака, а политикой есть кому заниматься без ученых'; 'кто же будет науку двигать?'; 'пусть науку грызут'.
|
|
|
Каждый хорош на своем месте |
9 |
|
- 'В любом деле нужны профессионалы, чтобы был положительный результат'; 'каждому надо знать свое место'; 'каждый должен делать то, что может, а не кидаться из стороны в сторону'; 'каждый должен заниматься тем, что умеет делать лучше всего'; 'место токаря – у токарного станка'.
|
|
|
Политика требует профессионализма |
2 |
|
- 'Во власти должны быть специалисты'; 'во власть должны идти те люди, которые на это учились'; 'должен быть профессионалом политик'; 'нет знаний там работать'; 'слишком разные вещи – придется учиться заново'.
|
|
|
|
|
|
Отрицательные характеристики ученых, идущих во власть |
|
2 |
Они действуют в своих интересах |
2 |
|
- 'Бегают за большими деньгами'; 'в политику идут, преследуя свои цели'; 'все к власти рвутся'; 'надо быть поскромнее – они туда идут из корысти'; 'ученые, которые идут во власть, хотят в первую очередь устроить свою жизнь'.
|
|
|
Другие отрицательные суждения |
1 |
|
- 'Все они брехуны'; 'выскочки идут в политику'; 'им в политике нечего делать'; 'надо страну поднимать, а не языками чесать – если пошел в политику, значит плохой ученый'; 'не надо им во власть'; 'они все равно ничего не сделают'.
|
|
|
|
|
|
Политиков много, ученых мало |
|
1 |
- 'Власти и так много развелось, а ученых остается все меньше и меньше'; 'и без этого умы уходят на Запад'; 'их и так мало осталось – многие за границей, и надо науку поднимать, а политиков – море'; 'отрицательно – политиков достаточно, даже слишком'; 'политиком может стать любой дурак, а ученым – только умный человек'.
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
1 |
- 'Быть ученым во власти нежелательно, так как может преобладать технократическое мышление'; 'наука и политика несовместимы'; 'власть всех портит'; 'вообще к политике отношусь отрицательно'; 'смотря каких профессий'; 'ученого политики не поймут'; 'ученый может оторваться от науки и не стать политиком'.
|
|
|
|
|
|
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
|
3 |
|
|
|
Вопрос не задавался |
|
73 |
|
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПРИХОДИТ ВАМ В ГОЛОВУ, КОГДА ВЫ СЛЫШИТЕ ВЫРАЖЕНИЕ 'АКАДЕМИЯ НАУК'?
(в % от числа опрошенных по России)
Представители науки |
|
20 |
Ученые, научные работники |
10 |
|
- 'Ученые'; 'много ученых'; 'научные работники'; 'ученые всякие'.
|
|
|
Умные, высокообразованные люди |
6 |
|
- 'Образованные люди'; 'самые умные люди'; 'культура высокая'; 'все такие умные'; 'прежде всего – мозги'.
|
|
|
Академики, профессора |
4 |
|
- 'Ведущие академики'; 'академик'; 'очень много академиков'; 'профессора'; 'профессора и академики'; 'ведущие профессора'.
|
|
|
Конкретные ученые |
1 |
|
- 'Ее основал Ломоносов'; 'Алферов'; 'академик Сахаров'; 'Капица, Сахаров'; 'Ядов'; 'академик Александров'; 'Федоров'.
|
|
|
Атрибуты и внешний облик ученого |
1 |
|
- 'Учебники'; 'белые халаты'; 'лаборатория'; 'книги, колбочки'; 'маленькие сморщенные очкастые старички'; 'старики'; 'почтенные возрастные люди'.
|
|
|
|
|
|
Научная деятельность |
|
16 |
Научные исследования, эксперименты |
7 |
|
- 'Эксперименты, разработки'; 'научные разработки'; 'опыты и эксперименты'; 'это научные исследования в разных областях науки'; 'исследования научные'; 'изучения, исследования'.
|
|
|
Наука, научные знания |
6 |
|
- 'Высшие науки'; 'развитие наук'; 'наукой занимаются'; 'большая наука'; 'наука, знания'; 'научное что-то'.
|
|
|
Научные достижения, открытия |
3 |
|
- 'Новые научные открытия'; 'достижения науки'; 'достижения, открытия'; 'чего-нибудь откроют'.
|
|
|
Отдельные области научных исследований |
1 |
|
- 'Точные науки'; 'точные науки: физика, химия, математика'; 'космос'; 'про физику'; 'ракеты изобретают'; 'у нас в стране есть военная академия, медицины'.
|
|
|
Широкий диапазон наук |
1 |
|
- 'Где много различных наук'; 'собраны все науки'; 'совокупность всех наук, всех сфер научной деятельности'; 'есть отделения по многим наукам'; 'это множество институтов, которые работают по различным направлениям науки'.
|
|
|
|
|
|
Научные учреждения |
|
13 |
Главная научная организация |
5 |
|
- 'Научная организация самого высшего уровня в России'; 'мозговой центр'; 'высшее заведение страны'; 'высший орган науки'; 'что-то вроде министерств'; 'это центр, который руководит всей наукой в стране'.
|
|
|
Место работы ученых |
4 |
|
- 'Там академики собираются'; 'учреждение, где академики'; 'государственное учреждение'; 'здание большое'; 'высокое здание'; 'дом, где работают академики'; 'там ученые выполняют свою работу'; 'дом ученых'; 'там, где ученые'; 'где собираются все ученые'; 'там ученые сидят'.
|
|
|
Научно-исследовательские институты, научные центры |
3 |
|
- 'Центр научных исследований'; 'серьезная исследовательская организация'; 'научная организация'; 'научное учреждение'; 'большой научный институт'; 'научно-исследовательский центр'; 'центр ученых'; 'центр изучения академических наук'.
|
|
|
'Академические' города – Москва, Новосибирск |
1 |
|
- 'Это в Москве'; 'Новосибирск, Академгородок'; 'находится в Москве'.
|
|
|
|
|
|
Научное сообщество |
|
12 |
Научная элита |
7 |
|
- 'Мозг нации'; 'лучшие умы'; 'крупнейшие ученые мира'; 'кузница умов России'; 'очень хорошие ученые'; 'ученые большие'; 'ученое высшее общество'; 'сбор умов со всей России'; 'научная жизнь России'; 'наше сердце науки'; 'сливки общества'; 'свет и гордость научной мысли России'; 'коллектив мозгов'.
|
|
|
Собрание ученых |
5 |
|
- 'Сбор академиков'; 'совет ученых'; 'все ученые собрались'; 'объединение ученых'; 'группа ученых людей'; 'сообщество ученых'; 'ассоциация ведущих ученых России'.
|
|
|
|
|
|
Высшие учебные заведения, обучение, образование |
|
7 |
- 'Заведения обучающие'; 'высшее учебное заведение'; 'высокое образование'; 'образование, учатся много'; 'выпускают умных людей'; 'вуз'; 'название учебного учреждения'.
|
|
|
|
|
|
Общие положительные суждения о науке и ученых |
|
1 |
- 'Солидность'; 'что-то хорошее'; 'нужная вещь'; 'положительное'; 'только положительное'.
|
|
|
|
|
|
Тяжелое положение науки |
|
1 |
- 'Незащищенность науки'; 'мизерные зарплаты ученых с мировым именем'; 'трудная научная работа и маленькая зарплата'; 'нищета'; 'наука в загоне'; 'несчастная Академия, забытая'; 'что-то за этим выражением еще стоит'.
|
|
|
|
|
|
Негативные суждения об ученых и Академии наук |
|
1 |
- 'Дурью мается'; 'сидят и ничего не делают'; 'архаизм'; 'интриганство, эпатажность'; 'уровень Академии наук снизился'; 'не видно, как работает Академия наук'.
|
|
|
|
|
|
Прогресс, устремленность в будущее |
|
1 |
- 'Там должны работать творческие люди, которые двигают прогресс'; 'это развитие цивилизации страны'; 'хорошие мысли – науку надо двигать'; 'перспектива развития нашего государства'; 'наше будущее'.
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
1 |
- 'Только Академия шоколада из рекламы'; 'ученые мне в жизни не нужны – беспокоят сегодняшние, жизненные проблемы'; 'здравоохранение'; 'вспоминаю свою работу'; 'то, что мой муж был ученым'.
|
|
|
|
|
|
Ничего |
|
1 |
- 'Ничего'; 'нет представлений'; 'не пониманию никак'.
|
|
|
|
|
|
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
|
20 |
|
|
|
Вопрос не задавался |
|
12 |
|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 31 января - 1 февраля 2004 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов, 100 из которых входят и в общероссийскую выборку).
|
2. Опрос экспертов
|
ВОПРОС: ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО В РОССИИ ЗАДАЧЕЙ НАУКИ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО РАЗВИТИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО В РОССИИ ЗАДАЧЕЙ НАУКИ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО РАЗВИТИЕ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ – С ПЕРВОЙ ИЛИ ВТОРОЙ – ВЫ СОГЛАСНЫ?
ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕГОДНЯ В РОССИИ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ВЫШЕ, НИЖЕ ИЛИ ТАКОЙ ЖЕ, КАК В ВЕДУЩИХ ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ?
ВОПРОС: А УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СЕГОДНЯ В РОССИИ ВЫШЕ, НИЖЕ ИЛИ ТАКОЙ ЖЕ, КАК В ВЕДУЩИХ ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ?
ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕГОДНЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО, ПРИНИМАЯ ТЕ ИЛИ ИНЫЕ РЕШЕНИЯ, ПРИСЛУШИВАЕТСЯ ИЛИ НЕ ПРИСЛУШИВАЕТСЯ К РЕКОМЕНДАЦИЯМ УЧЕНЫХ? И ЕСЛИ ПРИСЛУШИВАЕТСЯ, ТО В ДОСТАТОЧНОЙ ИЛИ НЕДОСТАТОЧНОЙ СТЕПЕНИ?
ВОПРОС: ЕСЛИ В ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ИЛИ РАДИОПЕРЕДАЧЕ УЧЕНЫЙ И ПОЛИТИК ВЫСТУПАЮТ НА ОДНУ И ТУ ЖЕ ТЕМУ, ТО КОМУ ОБЫЧНО ВЫ СКЛОННЫ ДОВЕРЯТЬ БОЛЬШЕ – УЧЕНОМУ ИЛИ ПОЛИТИКУ? ИЛИ И УЧЕНОМУ, И ПОЛИТИКУ В РАВНОЙ СТЕПЕНИ?
ВОПРОС: СЕГОДНЯ НЕКОТОРЫЕ УЧЕНЫЕ ИДУТ РАБОТАТЬ ВО ВЛАСТЬ. КАК ВЫ К ЭТОМУ ОТНОСИТЕСЬ – ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ ВАМ ЭТО БЕЗРАЗЛИЧНО?
ВОПРОС: КАКУЮ РОЛЬ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ИГРАЕТ СЕГОДНЯ АКАДЕМИЯ НАУК В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ – ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ, ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ ИЛИ НЕ ИГРАЕТ НИКАКОЙ РОЛИ?
ВОПРОС: КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ПО СРАВНЕНИЮ С СОВЕТСКИМИ ВРЕМЕНАМИ АВТОРИТЕТ АКАДЕМИИ НАУК ВОЗРОС, СНИЗИЛСЯ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИЛСЯ?
ВОПРОС: А ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДВА-ТРИ ГОДА АВТОРИТЕТ АКАДЕМИИ НАУК ВОЗРОС, СНИЗИЛСЯ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИЛСЯ?
Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 27-29 января 2004 г. 130 экспертов.
|
3. Приложение. Таблицы
|
ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО В РОССИИ ЗАДАЧЕЙ НАУКИ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО РАЗВИТИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО В РОССИИ ЗАДАЧЕЙ НАУКИ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО РАЗВИТИЕ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ - С ПЕРВОЙ ИЛИ ВТОРОЙ - ВЫ СОГЛАСНЫ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 6 | 7 | 5 | 4 | 44 | 72 | 9 | 30 | 31 | 37 | 46 | 54 | 34 | 38 | 28 | 19 | 34 | 36 | 11 | 28 | 34 | 28 | 6 | 13 | 18 | 37 | 26 | 25 | 10 | 15 | 21 | 10 | 14 | 5 | |
с первой | 36 | 38 | 26 | 31 | 42 | 45 | 37 | 37 | 35 | 40 | 37 | 33 | 40 | 33 | 37 | 39 | 31 | 20 | 37 | 42 | 41 | 34 | 35 | 40 | 41 | 42 | 37 | 35 | 34 | 33 | 43 | 34 | 46 | 25 | 34 | 36 |
со второй | 24 | 17 | 19 | 29 | 15 | 24 | 27 | 25 | 20 | 30 | 23 | 19 | 23 | 24 | 29 | 25 | 15 | 16 | 26 | 22 | 32 | 21 | 27 | 26 | 20 | 20 | 29 | 23 | 22 | 24 | 25 | 26 | 22 | 24 | 22 | 15 |
затрудняюсь ответить | 40 | 45 | 56 | 39 | 43 | 31 | 36 | 38 | 45 | 30 | 41 | 47 | 37 | 43 | 34 | 36 | 54 | 64 | 37 | 35 | 27 | 45 | 38 | 34 | 39 | 38 | 34 | 42 | 44 | 43 | 32 | 40 | 32 | 50 | 44 | 49 |
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕГОДНЯ В РОССИИ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ВЫШЕ, НИЖЕ ИЛИ ТАКОЙ ЖЕ, КАК В ВЕДУЩИХ ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 6 | 7 | 5 | 4 | 44 | 72 | 9 | 30 | 31 | 37 | 46 | 54 | 34 | 38 | 28 | 19 | 34 | 36 | 11 | 28 | 34 | 28 | 6 | 13 | 18 | 37 | 26 | 25 | 10 | 15 | 21 | 10 | 14 | 5 | |
выше | 13 | 17 | 11 | 21 | 14 | 14 | 11 | 14 | 10 | 17 | 12 | 12 | 17 | 11 | 15 | 14 | 11 | 9 | 14 | 15 | 14 | 14 | 13 | 14 | 20 | 11 | 9 | 15 | 14 | 15 | 13 | 13 | 12 | 19 | 9 | 19 |
такой же | 14 | 12 | 13 | 15 | 18 | 16 | 15 | 14 | 12 | 17 | 13 | 12 | 15 | 13 | 16 | 14 | 11 | 9 | 17 | 13 | 17 | 11 | 15 | 16 | 8 | 21 | 15 | 15 | 9 | 12 | 20 | 14 | 18 | 10 | 13 | 6 |
ниже | 44 | 42 | 39 | 39 | 45 | 60 | 46 | 45 | 55 | 50 | 46 | 40 | 44 | 45 | 45 | 50 | 37 | 30 | 42 | 49 | 60 | 43 | 43 | 50 | 56 | 42 | 50 | 41 | 44 | 50 | 46 | 45 | 47 | 31 | 45 | 25 |
затрудняюсь ответить | 28 | 30 | 37 | 24 | 24 | 10 | 29 | 27 | 24 | 16 | 29 | 36 | 25 | 31 | 24 | 22 | 41 | 53 | 27 | 23 | 8 | 32 | 29 | 20 | 16 | 26 | 26 | 28 | 33 | 24 | 21 | 27 | 24 | 40 | 34 | 50 |
А УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СЕГОДНЯ В РОССИИ ВЫШЕ, НИЖЕ ИЛИ ТАКОЙ ЖЕ, КАК В ВЕДУЩИХ ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 6 | 7 | 5 | 4 | 44 | 72 | 9 | 30 | 31 | 37 | 46 | 54 | 34 | 38 | 28 | 19 | 34 | 36 | 11 | 28 | 34 | 28 | 6 | 13 | 18 | 37 | 26 | 25 | 10 | 15 | 21 | 10 | 14 | 5 | |
выше | 9 | 12 | 9 | 11 | 8 | 5 | 8 | 9 | 3 | 10 | 9 | 9 | 10 | 8 | 10 | 9 | 7 | 6 | 10 | 11 | 7 | 11 | 8 | 9 | 13 | 8 | 5 | 10 | 10 | 10 | 10 | 8 | 8 | 12 | 9 | 9 |
такой же | 16 | 15 | 16 | 20 | 16 | 14 | 16 | 17 | 14 | 17 | 16 | 14 | 17 | 15 | 17 | 17 | 13 | 12 | 16 | 18 | 17 | 14 | 16 | 16 | 6 | 20 | 16 | 16 | 15 | 15 | 20 | 19 | 20 | 10 | 13 | 6 |
ниже | 43 | 36 | 43 | 45 | 51 | 64 | 43 | 42 | 60 | 50 | 46 | 37 | 45 | 42 | 45 | 46 | 38 | 30 | 43 | 45 | 61 | 38 | 45 | 50 | 56 | 41 | 53 | 42 | 37 | 49 | 49 | 44 | 42 | 33 | 40 | 33 |
затрудняюсь ответить | 32 | 36 | 32 | 23 | 24 | 17 | 33 | 32 | 23 | 22 | 29 | 40 | 27 | 35 | 28 | 28 | 41 | 52 | 31 | 26 | 15 | 37 | 31 | 24 | 25 | 31 | 25 | 31 | 38 | 26 | 21 | 30 | 30 | 45 | 38 | 52 |
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЕГОДНЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО, ПРИНИМАЯ ТЕ ИЛИ ИНЫЕ РЕШЕНИЯ, ПРИСЛУШИВАЕТСЯ ИЛИ НЕ ПРИСЛУШИВАЕТСЯ К РЕКОМЕНДАЦИЯМ УЧЕНЫХ? И ЕСЛИ ПРИСЛУШИВАЕТСЯ, ТО В ДОСТАТОЧНОЙ ИЛИ НЕДОСТАТОЧНОЙ СТЕПЕНИ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 6 | 7 | 5 | 4 | 44 | 72 | 9 | 30 | 31 | 37 | 46 | 54 | 34 | 38 | 28 | 19 | 34 | 36 | 11 | 28 | 34 | 28 | 6 | 13 | 18 | 37 | 26 | 25 | 10 | 15 | 21 | 10 | 14 | 5 | |
не прислушивается | 19 | 10 | 18 | 27 | 22 | 22 | 20 | 15 | 28 | 17 | 21 | 18 | 21 | 17 | 21 | 19 | 16 | 13 | 22 | 20 | 16 | 17 | 17 | 20 | 22 | 17 | 23 | 18 | 17 | 18 | 21 | 15 | 21 | 21 | 19 | 15 |
в достаточной | 19 | 21 | 19 | 13 | 14 | 16 | 19 | 20 | 13 | 18 | 18 | 19 | 18 | 20 | 17 | 20 | 19 | 21 | 17 | 19 | 21 | 17 | 21 | 17 | 7 | 21 | 20 | 20 | 17 | 17 | 13 | 19 | 28 | 16 | 17 | 14 |
в недостаточной | 41 | 42 | 39 | 40 | 47 | 55 | 41 | 44 | 43 | 47 | 38 | 39 | 43 | 40 | 43 | 43 | 36 | 29 | 41 | 46 | 49 | 42 | 42 | 44 | 59 | 32 | 42 | 39 | 45 | 49 | 44 | 41 | 33 | 32 | 43 | 47 |
затрудняюсь ответить | 21 | 27 | 24 | 19 | 18 | 7 | 20 | 21 | 17 | 17 | 22 | 23 | 18 | 24 | 19 | 17 | 29 | 36 | 21 | 16 | 13 | 25 | 21 | 19 | 11 | 29 | 15 | 24 | 20 | 16 | 22 | 25 | 18 | 31 | 21 | 24 |
ЕСЛИ В ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ИЛИ РАДИОПЕРЕДАЧЕ УЧЕНЫЙ И ПОЛИТИК ВЫСТУПАЮТ НА ОДНУ И ТУ ЖЕ ТЕМУ, ТО КОМУ ВЫ ОБЫЧНО СКЛОННЫ ДОВЕРЯТЬ БОЛЬШЕ - УЧЕНОМУ ИЛИ ПОЛИТИКУ? ИЛИ И УЧЕНОМУ, И ПОЛИТИКУ В РАВНОЙ СТЕПЕНИ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 6 | 7 | 5 | 4 | 44 | 72 | 9 | 30 | 31 | 37 | 46 | 54 | 34 | 38 | 28 | 19 | 34 | 36 | 11 | 28 | 34 | 28 | 6 | 13 | 18 | 37 | 26 | 25 | 10 | 15 | 21 | 10 | 14 | 5 | |
ученому | 60 | 52 | 58 | 64 | 72 | 60 | 62 | 60 | 71 | 62 | 60 | 60 | 61 | 59 | 63 | 61 | 56 | 49 | 59 | 66 | 64 | 56 | 64 | 62 | 79 | 57 | 61 | 62 | 54 | 66 | 67 | 51 | 57 | 56 | 61 | 69 |
и ученому, и политику в равной степени | 20 | 25 | 19 | 22 | 19 | 17 | 18 | 21 | 15 | 17 | 20 | 22 | 19 | 20 | 18 | 21 | 19 | 20 | 21 | 19 | 17 | 20 | 20 | 19 | 9 | 23 | 19 | 19 | 23 | 19 | 18 | 27 | 22 | 22 | 13 | 10 |
политику | 4 | 4 | 4 | 7 | 3 | 5 | 3 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 3 | 5 | 5 | 3 | 5 | 3 | 5 | 6 | 3 | 5 | 4 | 2 | 3 | 5 | 6 | 4 | 2 |
затрудняюсь ответить | 16 | 18 | 19 | 7 | 7 | 17 | 16 | 15 | 9 | 16 | 16 | 15 | 14 | 17 | 15 | 13 | 20 | 26 | 15 | 11 | 14 | 19 | 13 | 14 | 9 | 15 | 14 | 16 | 19 | 11 | 14 | 19 | 16 | 15 | 21 | 18 |
СЕГОДНЯ НЕКОТОРЫЕ УЧЕНЫЕ ИДУТ РАБОТАТЬ ВО ВЛАСТЬ. КАК ВЫ К ЭТОМУ ОТНОСИТЕСЬ - ПОЛОЖИТЕЛЬНО, ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ ВАМ ЭТО БЕЗРАЗЛИЧНО?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 6 | 7 | 5 | 4 | 44 | 72 | 9 | 30 | 31 | 37 | 46 | 54 | 34 | 38 | 28 | 19 | 34 | 36 | 11 | 28 | 34 | 28 | 6 | 13 | 18 | 37 | 26 | 25 | 10 | 15 | 21 | 10 | 14 | 5 | |
положительно | 38 | 39 | 37 | 40 | 36 | 34 | 39 | 41 | 41 | 40 | 40 | 35 | 39 | 38 | 39 | 38 | 38 | 35 | 37 | 41 | 40 | 36 | 42 | 40 | 37 | 39 | 37 | 39 | 38 | 36 | 45 | 41 | 37 | 34 | 38 | 47 |
мне это безразлично | 22 | 21 | 17 | 24 | 19 | 16 | 23 | 21 | 17 | 23 | 20 | 21 | 23 | 20 | 26 | 21 | 19 | 25 | 21 | 22 | 18 | 25 | 20 | 19 | 16 | 18 | 24 | 22 | 24 | 21 | 13 | 19 | 26 | 31 | 20 | 19 |
отрицательно | 27 | 27 | 24 | 30 | 38 | 31 | 26 | 27 | 33 | 26 | 27 | 29 | 29 | 26 | 24 | 32 | 25 | 16 | 31 | 27 | 38 | 24 | 27 | 31 | 41 | 30 | 29 | 27 | 22 | 32 | 35 | 25 | 26 | 16 | 29 | 20 |
затрудняюсь ответить | 13 | 13 | 22 | 5 | 7 | 19 | 12 | 12 | 9 | 10 | 13 | 15 | 9 | 15 | 11 | 10 | 18 | 24 | 11 | 10 | 5 | 15 | 12 | 10 | 6 | 13 | 10 | 12 | 16 | 11 | 7 | 15 | 11 | 19 | 14 | 15 |
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ ВЫРАЖЕНИЕ 'АКАДЕМИЯ НАУК'?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 6 | 7 | 5 | 4 | 44 | 72 | 9 | 30 | 31 | 37 | 46 | 54 | 34 | 38 | 28 | 19 | 34 | 36 | 11 | 28 | 34 | 28 | 6 | 13 | 18 | 37 | 26 | 25 | 10 | 15 | 21 | 10 | 14 | 5 | |
знаю | 47 | 47 | 31 | 50 | 61 | 57 | 46 | 47 | 55 | 56 | 48 | 40 | 49 | 45 | 49 | 52 | 38 | 26 | 41 | 56 | 75 | 35 | 47 | 60 | 69 | 66 | 48 | 46 | 33 | 51 | 54 | 44 | 41 | 50 | 38 | 70 |
слышал(-а) | 41 | 42 | 46 | 42 | 28 | 36 | 42 | 41 | 33 | 37 | 40 | 45 | 41 | 41 | 43 | 40 | 39 | 46 | 47 | 38 | 23 | 46 | 42 | 33 | 29 | 30 | 43 | 40 | 48 | 40 | 38 | 43 | 44 | 31 | 47 | 27 |
слышу сейчас впервые | 9 | 8 | 14 | 6 | 9 | 5 | 10 | 9 | 9 | 7 | 9 | 12 | 8 | 10 | 7 | 7 | 15 | 19 | 10 | 5 | 3 | 14 | 7 | 6 | 1 | 1 | 8 | 11 | 14 | 7 | 5 | 10 | 11 | 14 | 12 | 2 |
затрудняюсь ответить | 3 | 3 | 9 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 4 | 4 | 2 | 4 | 1 | 2 | 7 | 8 | 2 | 2 | 0 | 5 | 3 | 2 | 1 | 2 | 0 | 3 | 6 | 2 | 3 | 3 | 4 | 5 | 3 | 1 |
КАКУЮ РОЛЬ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ИГРАЕТ СЕГОДНЯ АКАДЕМИЯ НАУК В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ - ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ, ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ ИЛИ НЕ ИГРАЕТ НИКАКОЙ РОЛИ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 6 | 7 | 5 | 4 | 44 | 72 | 9 | 30 | 31 | 37 | 46 | 54 | 34 | 38 | 28 | 19 | 34 | 36 | 11 | 28 | 34 | 28 | 6 | 13 | 18 | 37 | 26 | 25 | 10 | 15 | 21 | 10 | 14 | 5 | |
положительную | 61 | 64 | 58 | 68 | 51 | 60 | 60 | 62 | 64 | 67 | 60 | 57 | 65 | 57 | 66 | 61 | 55 | 49 | 62 | 64 | 69 | 58 | 65 | 61 | 60 | 54 | 66 | 63 | 58 | 62 | 50 | 61 | 66 | 56 | 63 | 59 |
не играет никакой роли | 16 | 12 | 12 | 14 | 26 | 19 | 17 | 15 | 18 | 14 | 16 | 16 | 16 | 15 | 13 | 18 | 15 | 15 | 13 | 17 | 18 | 14 | 14 | 17 | 15 | 18 | 14 | 16 | 14 | 13 | 23 | 18 | 14 | 16 | 13 | 22 |
отрицательную | 1 | 2 | 1 | 2 | 0 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 0 | 0 |
затрудняюсь ответить | 22 | 22 | 29 | 16 | 23 | 19 | 21 | 22 | 18 | 17 | 22 | 26 | 17 | 26 | 19 | 19 | 29 | 35 | 23 | 17 | 12 | 26 | 20 | 20 | 23 | 27 | 19 | 19 | 25 | 23 | 27 | 20 | 18 | 25 | 24 | 19 |
КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ПО СРАВНЕНИЮ С СОВЕТСКИМИ ВРЕМЕНАМИ АВТОРИТЕТ АКАДЕМИИ НАУК ВОЗРОС, СНИЗИЛСЯ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИЛСЯ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 6 | 7 | 5 | 4 | 44 | 72 | 9 | 30 | 31 | 37 | 46 | 54 | 34 | 38 | 28 | 19 | 34 | 36 | 11 | 28 | 34 | 28 | 6 | 13 | 18 | 37 | 26 | 25 | 10 | 15 | 21 | 10 | 14 | 5 | |
возрос | 17 | 19 | 11 | 12 | 9 | 9 | 19 | 18 | 11 | 20 | 16 | 15 | 17 | 16 | 22 | 15 | 11 | 12 | 20 | 17 | 12 | 19 | 17 | 14 | 9 | 14 | 15 | 19 | 16 | 14 | 14 | 25 | 20 | 16 | 12 | 9 |
не изменился | 18 | 17 | 14 | 18 | 16 | 22 | 19 | 17 | 17 | 19 | 18 | 16 | 19 | 17 | 19 | 20 | 15 | 14 | 18 | 20 | 17 | 17 | 18 | 18 | 13 | 17 | 22 | 18 | 16 | 17 | 14 | 15 | 20 | 20 | 21 | 23 |
снизился | 43 | 39 | 43 | 50 | 57 | 55 | 41 | 43 | 58 | 40 | 43 | 45 | 46 | 40 | 37 | 48 | 43 | 34 | 38 | 46 | 63 | 36 | 42 | 51 | 69 | 48 | 44 | 40 | 38 | 49 | 53 | 41 | 40 | 30 | 37 | 44 |
затрудняюсь ответить | 23 | 25 | 31 | 20 | 18 | 14 | 21 | 22 | 13 | 21 | 22 | 25 | 18 | 26 | 22 | 16 | 31 | 40 | 24 | 17 | 7 | 28 | 23 | 17 | 9 | 22 | 19 | 22 | 29 | 19 | 19 | 19 | 20 | 34 | 30 | 24 |
А ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДВА-ТРИ ГОДА АВТОРИТЕТ АКАДЕМИИ НАУК ВОЗРОС, СНИЗИЛСЯ ИЛИ НЕ ИЗМЕНИЛСЯ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 6 | 7 | 5 | 4 | 44 | 72 | 9 | 30 | 31 | 37 | 46 | 54 | 34 | 38 | 28 | 19 | 34 | 36 | 11 | 28 | 34 | 28 | 6 | 13 | 18 | 37 | 26 | 25 | 10 | 15 | 21 | 10 | 14 | 5 | |
возрос | 26 | 30 | 28 | 25 | 26 | 29 | 24 | 28 | 27 | 30 | 26 | 25 | 27 | 26 | 28 | 28 | 22 | 16 | 26 | 29 | 38 | 25 | 26 | 30 | 31 | 22 | 28 | 30 | 21 | 28 | 28 | 33 | 27 | 23 | 19 | 18 |
не изменился | 31 | 26 | 27 | 32 | 34 | 33 | 32 | 29 | 34 | 29 | 32 | 30 | 33 | 29 | 34 | 31 | 26 | 25 | 30 | 35 | 28 | 31 | 30 | 31 | 39 | 28 | 35 | 27 | 32 | 32 | 32 | 36 | 32 | 23 | 26 | 28 |
снизился | 15 | 12 | 14 | 22 | 16 | 22 | 15 | 14 | 19 | 17 | 14 | 15 | 16 | 15 | 13 | 17 | 15 | 12 | 15 | 15 | 21 | 12 | 17 | 15 | 11 | 32 | 12 | 13 | 13 | 15 | 14 | 8 | 14 | 20 | 18 | 31 |
затрудняюсь ответить | 28 | 31 | 31 | 20 | 24 | 16 | 29 | 28 | 19 | 24 | 28 | 31 | 24 | 31 | 25 | 24 | 37 | 47 | 29 | 21 | 14 | 33 | 27 | 24 | 20 | 18 | 25 | 30 | 33 | 25 | 27 | 23 | 27 | 34 | 37 | 24 |
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 31 января - 1 февраля 2004 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.
|
|