|
Понятие "средний класс" сформировалось в Западной Европе как теоретическая и идеологическая конструкция для описания социальной структуры – альтернативная, с одной стороны, традиционным представлениям о сословной структуре общества, а с другой – радикальным марксистским представлениям об антагонизме бедных и богатых. В период классического капитализма понятие "средний класс" фактически означало "буржуазия".
В ХХ веке размышления социальных философов и идеологов о среднем классе стали наполняться новыми смыслами. Это понятие приобрело этическую компоненту. Средний класс противопоставлялся, с одной стороны, высшему слою, где господствуют бездушные, функциональные отношения ("миру чистогана"), а с другой стороны – низшему, где царят нищета, преступность, грубые чувства. Человек среднего класса никого не угнетает, но и не испытывает угнетения; отказ от стремления к власти и большим деньгам позволяет ему уделять больше времени семье, дружеским связям, любимым занятиям. Это, конечно, идеализированный портрет. Но важен сам факт появления размышлений на тему этики. Позже понятие "средний класс" стало наполняться идеологическим содержанием. Этот слой стал рассматриваться как гарант стабильности, интеграции и развития общества. Данные идеологемы, как любые другие, не лишены преувеличений. Критики указывают, что средний класс не однороден; что он не всегда прогрессивен; что его роль в обществе преувеличена – на самом деле судьбоносные решения принимают элиты, и пр. Тем не менее, в развитых обществах среднему классу и сейчас приписывается роль гаранта стабильности и демократии, а его доля в социальной структуре стала важным показателем общественного благополучия (Подробнее об этом см.: Дилигенский Г. Люди среднего класса. М., Фонд "Общественное мнение", 2002. С. 6-11.).
Возникновение дискуссий вокруг проблемы среднего класса вполне объяснимо. Появление новых представлений, связанных с этим понятием, фактически означает переопределение отношений в обществе. Если основу общества составляет широкий средний класс, включающий несколько слоев, значит, вместо конфронтации нужен диалог; если нужен диалог, значит, необходимо представительство интересов разных социальных слоев; приобретает дополнительное обоснование необходимость демократических институтов и свобод. Если речь идет об этике, ассоциируемой с определенным социальным слоем, значит, этому слою вменяется некая миссия, требующая социальной ответственности, а значит – стимулируется и развитие общественных инициатив.
Не случайно понятие "средний класс" стало – применительно к проблемам общественной динамики – активно обсуждаться лишь в постсоветской России. В СССР власти навязывали населению представление о структуре общества, основанной на отнесении тех или иных групп людей к двум основным классам – рабочим и крестьянам, и к одной "прослойке" – интеллигенции. Категоризация обыденного сознания далеко не всегда совпадала с этими псевдосословными конструкциями. Понятие "средний" присутствовало в идентичностях, но чаще всего означало "простого", "такого, как все" человека, не имеющего особых признаков для описания и самоотнесения.
Социально-демографические характеристики субъективного среднего класса
Мнения россиян о социальной структуре общества не раз становились темой социологических опросов. В частности, изучались представления о среднем классе, которые позволяют зафиксировать динамику идентификации по этому критерию. В этом году вопросы о среднем классе задавались дважды: в ходе опросов 31 января и 14 февраля. В последнем исследовании вопрос: "Вы лично относите или не относите себя к среднему классу?" показал очень значительную динамику по сравнению с опросами 1998 и 1999 годов (В исследовании, проведенном 31 января, этот вопрос задавался только тем, кто, по их утверждениям, знал, что означает понятие "средний класс" (затем их спросили, что же означает данное понятие, - это позволило выявить бытующие определения). Поэтому полученное распределение ответов ("отношу" - 36%, не отношу - 43%, затрудняюсь ответить - 4%, нет ответа - 17%) не может быть сопоставлено с бо-лее ранними данными.).
К среднему классу себя... |
Октябрь 1998 |
Июль 1999 |
Февраль 2004 |
...относят |
20 |
22 |
43 |
...не относят |
75 |
72 |
49 |
Затрудняются ответить |
4 |
6 |
8 |
|
Из таблицы видно, что доля россиян, относивших себя к среднему классу, в 1998-99 годах оставалась практически неизменной и составляла примерно пятую часть населения. Сейчас эта доля составляет почти половину. Но мы не поймем значения этой динамики, если не будем знать, кто, какие группы населения относили себя к среднему классу раньше и относят сейчас. Как в прошлых исследованиях, так и сейчас идентифицировали себя со средним классом чаще представители высокоресурсных групп – молодые люди, имеющие сравнительно высокий уровень образования и доходов. Сейчас к среднему классу относят себя: 61% людей в возрасте от 18 до 36 лет (в октябре 1998 г. было – 33%), 49% с неполным высшим или высшим образованием (было – 29%). В высокодоходной группе (она составляет треть от всех россиян) сейчас относят себя к среднему классу 55% (было – 29%). Среди "социальных оптимистов" также была и остается более высокой доля относящих себя к среднему классу (было – 45%, стало – 70%). Люди, называющие себя средним классом, чаще живут в мегаполисах (49%).
Вместе с тем, к среднему классу относят себя 31% людей с самыми низкими доходами (до 1000 руб. на члена семьи в месяц), и примерно столько же (30%) – со средними доходами (от 1000 до 2000 руб.), а также пятая часть респондентов с образованием ниже среднего и примерно треть – со средним или средним специальным образованием. Это значит, что и точки отсчета для самоопределения по шкале "верхний – средний – низший", и признаки такого самоопределения весьма многообразны. Для того чтобы понять, какие это признаки и точки отсчета, в ходе опроса, проведенного 31 января, мы использовали качественные методы.
Критерии отнесения к среднему классу
Чтобы разобраться в том, какие смыслы люди вкладывают в понятие "средний класс", обратимся к ответам респондентов на открытый вопрос: "Что, по Вашему мнению, отличает людей, принадлежащих к среднему классу?" и к материалам фокус-групп.
Чаще всего критерием принадлежности к среднему классу в представлениях респондентов является уровень доходов – об этом говорят 60% опрошенных. Но представления о том, какие именно доходы позволяют причислить человека к среднему классу, различаются довольно сильно. Чаще всего (24%) люди говорят о "достатке", позволяющем человеку жить в соответствии со своими запросами. Здесь точка отсчета – субъективные представления о стандартах материального потребления ("люди, живущие по своим запросам и желаниям, те, кому хватает денег"). Пытаются объективировать статус "среднего класса" те, кто в своем толковании отталкивается от самого понятия "средний" (16%): это тот, кто не слишком богат, но и не беден ("не бомжуют, но и не излишествуют"). Лишь немногие называют "средними" либо совсем бедных ("которые сводят концы еле-еле"), либо, напротив, богатых ("богатые люди"): 2% и 1% соответственно.
Указали конкретную сумму дохода, который позволил бы отнести человека к среднему классу, 4% респондентов. Разброс здесь весьма велик. Минимальная сумма, названная как порог, за которым кончается средний класс и начинается бедность, – это месячный доход в 2000 рублей. Самая большая сумма, встретившаяся нам в ответах, – 3000 долларов. Но большинство этих респондентов называют сумму от 5 до 20 тысяч рублей. Такая разница в обыденных представлениях о доходе, позволяющем отнести человека к среднему классу, неудивительна: даже специалисты подразделяют средний класс по уровню дохода на несколько слоев (иногда – на два, иногда – на три).
Затрудняют определение среднего класса по этому критерию и различия в "точках отсчета": подчас это стандарты потребления в той среде, где живет человек, а иногда – стандарты, пришедшие вместе с понятием "с Запада", а точнее – из телевизионных картинок о "западной жизни". Так, одни говорят, что средний класс – это люди, которым "есть на что купить хлеб" (открытый вопрос), а другие перечисляют материальные признаки образа жизни "западного" буржуа: "Уровень жизни – собственный дом от 300 квадратных метров, возможность отдыхать за границей, получать образование, которое хочешь, следить за своим здоровьем на уровне современных требований" (ДФГ, Воронеж). Но любопытно, что стандарты материального благополучия по сравнению с советскими временами изменились. Представители старшего поколения помнят расхожую формулу богатства той поры: три ключа – от квартиры, дачи, машины. Сейчас "обладателей" таких трех ключей зачастую относят не к богатым, а к среднему классу – этот стандартный набор упомянули 5% респондентов, отвечавших на открытый вопрос. На фокус-группах дискуссии тоже возникали вокруг этого набора (например, обсуждалось, на машине какой марки ездит представитель среднего класса).
К слою выше среднего относят тех, у кого есть возможность поехать "отдыхать на Мальдивы"; "иметь дачу на Канарах и шестисотый «Мерседес»". Но противоположный полюс – самые бедные – тоже приобрел зримые черты бомжей, голодающих.
- "
1-й участник: Средний класс имеет дачу, машину, дети учатся в вузах.
2-й участник: Чтобы ездить, среднему классу надо не «Мерседес» – надо иметь «колеса», чтобы свободно передвигаться в транспорте. Для этого можно и «Жигули» 9-й модели иметь" (ДФГ, Воронеж).
- "
1-й участник: Для меня – это хотя бы в пределах России доступное образование для детей, обязательное лечение для любого заболевшего члена семьи – максимально хорошее из того, что возможно в пределах России, ну, естественно, питание, отдых на достаточно высоком для страны уровне и машина в семье.
2-й участник: Это люди, которые имеют возможность жить и не думать, сколько денег у них в кармане" (ДФГ, Санкт-Петербург).
Имущественные критерии отнесения людей к среднему классу во многом определяют представления о его доле в современной России. Поскольку эти критерии существенно разнятся, велика и разница в определении численности среднего класса. Можно лишь сказать, что все участники фокус-групп сходятся во мнении, что в России средний класс составляет меньшинство.
- "
1-й участник: Ну, скажем, от 15 до 40 тысяч рублей на члена семьи в месяц. Меньше 15 тысяч – это бедность.
2-й участник: Да, а 40 тысяч – это уже новые русские.
3-й участник: Я считаю, у нас в Воронеже среднего класса 3 – 4 процента, от силы – 5 процентов. Все мы бедные остальные.
4-й участник: До перестройки у нас процентов 70 было среднего класса, а сейчас, если посмотреть, у нас среднего класса 15 процентов, не больше.
5-й участник: Меньше 3 процентов" (ДФГ, Воронеж).
Такие оценки доли среднего класса были предопределены довольно высокой имущественной планкой отнесения. Данные массового опроса, как мы видели выше, опровергают пессимизм этих участников фокус-групп. Когда в ходе массового опроса был задан вопрос: "Как Вы думаете, каких людей сегодня в России больше: тех, кто живет хуже Вас, так же, как Вы, или тех, кто живет лучше Вас?", – оказалось, что начинает работать другой социально-психологический механизм: желание идентифицировать себя с большинством. Поэтому и те, кто относит себя к среднему классу, и не относящие себя к нему чаще склонялись к мнению, что больше таких людей, как они. На наш взгляд, это важная характеристика идентичности среднего класса: они не считают себя избранными. Напротив, они – большинство, народ.
|
Все |
Себя к среднему классу... |
отношу |
не отношу |
затр. ответить |
Вопрос: "Как Вы думаете, каких людей сегодня в России больше: тех, кто живет хуже Вас, так же, как Вы, или тех, кто живет лучше Вас?" |
Тех, кто живет хуже меня |
33 |
37 |
33 |
28 |
Тех, кто живет так же, как я |
45 |
44 |
46 |
41 |
Тех, кто живет лучше меня |
13 |
11 |
11 |
13 |
Затрудняюсь ответить |
10 |
8 |
10 |
19 |
|
В определениях среднего класса участники массового опроса и фокус-групп не ограничиваются имущественными характеристиками. Довольно часто наряду с доходом упоминается социальный, профессиональный, должностной статус. Причем разброс снова весьма велик – к среднему классу относят депутатов, начальников, коммерсантов, учителей, врачей, крестьян, пенсионеров (8%).
На фокус-группах речь заходила о том, что уровень доходов человека часто не соответствует его образовательному и должностному статусу. Респонденты считают несправедливым положение, когда "подлинный статус", определяемый по заслугам человека, его квалификации и пользе, которую он приносит обществу, не оплачивается должным образом.
- "
1-й участник: Мне кажется, средний класс должен все-таки образованием сопровождаться. Образование даже на втором <месте>, а профессионализм – на первом.
2-й участник: Купи-продай – это не средний класс.
1-й участник: Шофер, водитель такси зарабатывает больше, чем преподаватель в институте. Но он может себя назвать средним классом, потому что может купить себе квартиру, машину, дать образование своим детям" (ДФГ, Санкт-Петербург).
Такое несоответствие отмечают и специалисты. Утверждается, в частности, что средний класс состоит из нескольких слоев со сходными признаками, и только совокупность этих признаков позволяет говорить о сформированном среднем классе. Чаще всего в качестве таковых используются: первое – доход; второе – владение недвижимым имуществом; третье – обладание недвижимым имуществом; четвертое – профессионально-квалификационный статус; пятое – "демонстрация успешного адаптивного поведения" (Формирование среднего класса в России: заключительный доклад / Бюро экономического анализа, М., 2000. С. 39-42.). Если существует несогласованность этих характеристик, говорят, что средний класс не сформирован; что он существует лишь в виде "прототипов"(Саблина С.Г. Кристаллизация статуса средних слоев в современной России. / В кн.: Россия, которую мы обретаем. Новосибирск: "Наука", 2003. С. 431.). Существование в виде "прототипа" означает, что воспроизводство этой страты становится проблемой; что отсутствует осознание общности положения в социальной структуре; что нет условий для близости мировоззрения, политического поведения и потребительских установок.
Польские и чешские ученые обнаружили, что в 90-е годы в этих странах шел процесс "кристаллизации объективных статусов", т. е. преодоление несоответствий между уровнем образования, сферой занятости и доходами, что способствовало формированию в этих стратах самоидентификации со средним классом и сходных ценностных ориентаций (Там же. С. 432.).
Здесь возникает вопрос, как воспринимают и интерпретируют такие несоответствия сами люди. Мы уже отметили, что несоответствие между образованием и уровнем жизни воспринимается болезненно. Но не менее болезненно осознание того, что представители среднего класса не пользуются должным уважением. Те, кто отвечал на открытый вопрос, довольно часто называли представителей среднего класса тружениками, культурными и воспитанными, самостоятельными и ответственными людьми (6%). Определения понятия "средний класс", которые давали участники фокус-групп, тоже содержали позитивные этические и политические характеристики: "это человек, живущий честно на свои заработанные деньги"; "сила, гордость нашего народа"; "польза для страны". Но эта социальная роль среднего класса, по мнению участников фокус-групп, систематически подрывается властями. В этом контексте средний класс – это не столько статус, сколько система отношений между гражданами и государством, когда государство уважает права наиболее активной части населения, а эта часть населения обеспечивает стабильность и благополучие всей общественной системы. Но в нашей стране, как считают некоторые участники дискуссий, среднего класса не может быть, потому что власть не защищает права граждан.
- "
1-й участник: Средний класс помогает стране и помогает себе. Мы отдаем налоги, мы находим рабочие места для своих граждан, помогаем – когда мы знаем, что нас оберегают... А эти выскочки...Он сегодня в цепях весь – завтра он лежит где-нибудь там.
2-й участник: В деревяшке.
3-й участник: А нас кто-нибудь защищает? Вон в переходе долбанули, здесь еще долбанули...
1-й участник: Я об этом и говорю, что среднего класса у нас пока нет. Мы никто. Я все мог иметь, но я не могу гарантировать, что я вот завтра ничего не буду иметь... Я деловой человек, допустим, имею деловые партнерские отношения – я никогда не уверен, что он меня не обманет. Он может меня просто кинуть, потому что у нас просто беспредел. У нас нет так, как на Западе, порядочных отношений" (ДФГ, Москва).
Как показывает последняя реплика, иногда участники фокус-групп идентифицировали себя со средним классом, и начинали говорить не об идеальном, абстрактном человеке, а о себе. Особенно болезненно воспринимается угроза произвола со стороны властей, которая подрывает ощущение устойчивости и позволяет этим людям говорить об отношении к ним как к "быдлу", "марионеткам".
Ответ на открытый вопрос как бы резюмирует эту дискуссию: "Возможностей мало у этого класса, а ответственности много, помощи от политиков нет этому классу".
В контексте защиты прав граждан говорилось о такой характеристике среднего класса, как устойчивость его статуса. Ощущение устойчивости статуса в течение определенного жизненного периода, а также осознание возможности передачи детям своего социально-культурного капитала, по мнению некоторых участников фокус-групп, формирует у представителей среднего класса потребность в социально-политической стабильности.
- "Я считаю, что средний класс – это люди, которые достигли своего положения, они им довольны и не хотят его потерять, потому что перемены – это не всегда к лучшему, это может быть и хуже"
(ДФГ, Воронеж).
Аналитики часто говорят о "консерватизме" среднего класса как одной из его основных особенностей. Наши данные подтверждают, что в обыденных представлениях эта характеристика действительно присутствует.
В рассуждениях респондентов о среднем классе мы находим и представления о ценности свободы, в том числе и политической.
- "Почему у нас пошло преобразование в сторону перестройки? Чтобы человек был экономически свободен, то есть ему не надо унижаться. Когда у меня есть средства на существование, и не маленькие, я уже выбираю, то есть у меня появляется свобода выбора – за кого проголосовать, кто будет защищать мои интересы"
(ДФГ, Воронеж).
Стоит подчеркнуть, что в ответах на открытый вопрос и в дискуссиях на фокус-группах респонденты говорили о своих нормативных представлениях о среднем классе. Это не автопортрет, а идеализированный портрет. Если и возникали какие-то основания для сопоставления идеального представителя среднего класса с реальным собой, то они часто были не в свою пользу. В таких случаях размышления по поводу идентификации со средним классом строились примерно так: "я мог бы назвать себя представителем среднего класса, если бы... (...у меня был больше доход; ...власти меня уважали; ...мои права не нарушались; ...была бы стабильность)".
Тот факт, что и участники массового опроса, и участники групповых дискуссий размышляли не только о более или менее объективированных признаках отнесения к среднему классу, но также о нормах и ценностях, позволяет предположить, что идет процесс формирования группового самосознания. В этом контексте описание идеального представителя среднего класса выглядит как определение "личной" жизненной цели и, вместе с тем, ориентира для развития общества. Признаки, с помощью которых описывался стиль жизни идеального представителя среднего класса, показывают, что речь идет о профессионале-трудоголике, активном, предприимчивом, рациональном, осознающем право на материальный комфорт и защиту других прав и свобод. Устойчивость своего положения и возможность передавать детям завоеванные социальные позиции для них важнее сиюминутных удовольствий.
- "Если человек останавливается на чем-то, значит, он скоро и вниз покатится, я уверен. А если он идет вперед, то он и будет повышать свое благосостояние, будет работать над собой, будет повышать свой жизненный уровень. Главное – то, чтобы ему не мешали это делать"
(ДФГ, Москва).
- "Когда у человека есть семья, это есть стимул из этого класса не выпасть и двигаться дальше. А когда человек один – сколько таких случаев, – то он на пике, то он упал, то в обратную сторону развернулся. То есть семейное положение во всем мире играет огромную роль и имеет стабилизирующее значение"
(ДФГ, Воронеж).
- "У богатого человека никогда не встанет вопрос, где взять денег на себя, а средний класс планирует свой доход, свой заработок, свою жизнь – вынужден планировать"
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- "Трудяги"; "возможность реализации любых задуманных идей в работе, в личной жизни, в материальном плане – в чем угодно"; "повышенная степень свободы в материальном и гражданском плане"
(открытый вопрос).
Автопортрет среднего класса
Напомним, что на фокус-группах и в ходе массового опроса люди говорили об идеальном представителе среднего класса. Собственная идентификация со средним классом была неявной. Поэтому мы решили сравнить некоторые субъективные характеристики тех людей, которые отнесли себя к среднему классу, и тех, кто сказал, что себя к нему не относит. Одной из таких ключевых характеристик, которая встречается и в размышлениях идеологов, и в обыденных представлениях, является образование и профессионализм. Из таблицы видно, что те, кто относят себя к среднему классу, чаще, чем остальные, уверены в своем хорошем образовании. Но в группе, назвавшей себя "средним классом", оказались равные доли тех, кто считает, что у них хорошее образование, и тех, кто так не считает. Это значит, что качество образования (субъективно оцениваемое) не является ключевым признаком самоотнесения к среднему классу.
|
Все |
Себя к среднему классу... |
отношу |
не отношу |
затр. ответить |
Вопрос: "Вы можете или не можете сказать о себе, что у Вас хорошее образование?" |
Могу |
42 |
49 |
42 |
41 |
Не могу |
55 |
49 |
55 |
52 |
Затр. ответить |
3 |
2 |
3 |
6 |
Вопрос: "Вы считаете или не считаете себя специалистом, профессионалом в своей работе?" |
Считаю |
38 |
45 |
38 |
30 |
Не считаю |
11 |
13 |
10 |
10 |
Затр. ответить |
2 |
1 |
2 |
5 |
Не работаю |
49 |
40 |
50 |
55 |
|
Представители субъективного среднего класса существенно чаще остальных считают себя специалистами, профессионалами в своей работе. Но пропорции считающих и не считающих себя профессионалами в обеих типологических группах примерно одинаковы, что заставляет усомниться в сильной значимости этой характеристики для самоидентификации представителей среднего класса. Для более достоверных выводов нужен дополнительный анализ.
Похоже, более существенным для самоопределения среднего класса является некоторый комплекс условий, позволяющий человеку ощущать удовлетворенность трудом. Здесь разница между теми, кто относит, и теми, кто не относит себя к среднему классу, больше, чем по критерию образования и профессионализма. Среди первых примерно в полтора раза больше удовлетворенных своей работой, чем среди вторых.
|
Все |
Себя к среднему классу... |
отношу |
не отношу |
затр. ответить |
Вопрос: "Скажите, пожалуйста, в целом Вы удовлетворены или не удовлетворены своей работой?" |
Я не работаю |
49 |
40 |
50 |
55 |
Удовлетворен(-а) |
32 |
43 |
27 |
27 |
Не удовлетворен(-а) |
19 |
17 |
22 |
18 |
Затр. ответить |
1 |
1 |
1 |
0 |
|
Удовлетворенность трудовой ситуацией является одним из элементов ощущаемой прочности своего жизненного положения в целом, и это ощущение базируется на уверенности человека в своих силах, в том, что будущее зависит от него самого. Те, кто относит себя к среднему классу, существенно чаще тех, кто не относит, уверены, что им удается добиваться успехов, и их успехи – результат собственных усилий; они уверены в своем благополучном будущем; выражают удовлетворенность ситуацией в семье и жизнью вообще.
|
Все |
Себя к среднему классу... |
отношу |
не отношу |
затр. ответить |
Вопрос: "За последние два-три года Вам удалось улучшить свое положение, добиться каких-то успехов?" |
Удалось |
37 |
52 |
30 |
40 |
Не удалось |
57 |
42 |
66 |
39 |
Затрудняюсь ответить |
6 |
5 |
5 |
20 |
Вопрос: "Как Вы думаете, Вы (Ваша семья) сможете или не сможете в ближайшие год-два повысить свой уровень жизни, жить лучше, богаче, чем сегодня?" |
Смогу |
28 |
45 |
14 |
17 |
Не смогу |
58 |
41 |
73 |
59 |
Затрудняюсь ответить |
14 |
14 |
13 |
25 |
Вопрос: "Как Вы думаете, в какой степени изменение Вашего положения зависит от Ваших собственных усилий?" |
Совсем не зависит |
30 |
17 |
37 |
24 |
Зависит в определенной степени |
36 |
41 |
36 |
33 |
Полностью зависит только от меня |
29 |
36 |
24 |
33 |
Затрудняюсь ответить |
5 |
5 |
3 |
11 |
Вопрос: "Как Вы считаете, а дома у Вас в целом дела обстоят благополучно или неблагополучно?" |
Благополучно |
76 |
83 |
74 |
74 |
Неблагополучно |
20 |
15 |
22 |
17 |
Затрудняюсь ответить |
4 |
3 |
4 |
9 |
Вопрос: "Скажите, пожалуйста, Вы в целом довольны или недовольны своей жизнью?" |
Доволен(-льна) |
55 |
67 |
48 |
66 |
Недоволен(-льна) |
40 |
28 |
46 |
30 |
Затрудняюсь ответить |
5 |
5 |
6 |
4 |
|
Таким образом, самоописание людей, которые отнесли себя к среднему классу, в некоторых важных элементах соответствует теоретическим построениям. Наиболее важной составляющей самоощущения представителей среднего класса является уверенность в том, что им удастся достичь благополучия благодаря собственным усилиям. Образование и профессионализм для самоидентификации со средним классом, похоже, менее значимо. Некоторые причины этого описаны выше. Мы использовали только отдельные, наиболее важные, на наш взгляд, характеристики для автопортрета среднего класса. Более полное описание требует углубленного исследования.
Политические ориентации среднего класса
Как показывают данные опроса, те, кто относит себя к среднему классу, по своим политическим установкам мало отличаются от тех, кто не идентифицирует себя с этим классом. Более того, создается впечатление, что представители среднего класса в целом аполитичнее, чем "средний россиянин". Об этом говорят, в частности, сравнительные данные об участии в последних думских выборах.
|
Все |
Себя к среднему классу... |
отношу |
не отношу |
затр. ответить |
Вопрос: "Вы участвовали или не участвовали в выборах депутатов Государственной думы 7 декабря?" |
Участвовал(-а) |
56 |
51 |
58 |
66 |
Не участвовал(-а) |
44 |
49 |
41 |
32 |
Затр. ответить |
0 |
0 |
1 |
2 |
|
Данные о голосовании на думских выборах также не фиксируют существенных отличий от средних. Можно разве что заметить несколько большую долю проголосовавших на выборах за "Единую Россию".
|
Все |
Себя к среднему классу... |
отношу |
не отношу |
затр.ответить |
Вопрос: "Скажите, пожалуйста, за какую партию Вы проголосовали?" |
"Единая Россия" |
21 |
23 |
20 |
18 |
КПРФ |
7 |
5 |
8 |
12 |
"ЛДПР" |
6 |
6 |
6 |
5 |
"Родина |
5 |
4 |
6 |
3 |
СПС+"Яблоко" |
3 |
4 |
3 |
2 |
Другая партия |
4 |
3 |
4 |
5 |
Против всех |
3 |
2 |
3 |
3 |
Затрудняюсь ответить |
7 |
4 |
7 |
20 |
Не голосовал(-а) |
44 |
49 |
41 |
32 |
|
Симпатии к этой партии вырастают в проективной ситуации. Похоже, представители субъективного среднего класса довольны нынешним раскладом сил в Думе, и сейчас поддерживают правящую партию даже больше, чем на выборах: сейчас за нее проголосовали бы 35% представителей среднего класса.
|
Все |
Себя к среднему классу... |
отношу |
не отношу |
затр. ответить |
Вопрос: "Представьте себе, что выборы проводились бы снова в следующее воскресенье. За какую партию Вы бы проголосовали?" |
"Единая Россия" |
30 |
35 |
26 |
26 |
ЛДПР |
9 |
10 |
8 |
7 |
КПРФ |
8 |
6 |
10 |
14 |
"Родина" |
5 |
4 |
5 |
2 |
СПС +"Яблоко" |
4 |
5 |
3 |
3 |
Против всех |
5 |
5 |
6 |
2 |
Другая партия |
4 |
4 |
7 |
5 |
Не пошел(-ла) бы на выборы |
18 |
16 |
21 |
13 |
Затрудняюсь ответить |
16 |
14 |
15 |
29 |
|
Представители субъективного среднего класса несколько чаще, чем те, кто не считает себя таковыми, полагают, что участвовать в президентских выборах необходимо. Но эта разница не слишком велика для того, чтобы сказать, что российский средний класс близок к идеальному портрету сознательного гражданина, описанному выше, – тем более, что, как сказано выше, в парламентских выборах представители этого класса участвовали реже, чем россияне в целом.
|
Все |
Себя к среднему классу... |
отношу |
не отношу |
затр. ответить |
Вопрос: "Сегодня можно услышать такую точку зрения, что участвовать в президентских выборах необязательно, потому что их исход предрешен, и победу одержит В. Путин. Вы согласны или не согласны с этой точкой зрения?" |
Согласен(-на) |
47 |
45 |
49 |
41 |
Не согласен(-на) |
47 |
49 |
44 |
49 |
Затрудняюсь ответить |
7 |
6 |
7 |
10 |
|
Как и следовало ожидать, российский субъективный средний класс почти в полном составе готов сегодня проголосовать за В. Путина. Голосующих за действующего президента в этой группе на 10 процентных пунктов больше, чем среди не относящих себя к среднему классу.
|
Все |
Себя к среднему классу... |
отношу |
не отношу |
затр. ответить |
Вопрос: "Если бы Вы приняли участие в выборах президента России, то за кого из этих политиков Вы бы проголосовали?" |
В. Путин |
72 |
77 |
67 |
69 |
Н. Харитонов |
3 |
1 |
5 |
5 |
С. Глазьев |
2 |
1 |
4 |
1 |
И. Хакамада |
2 |
2 |
1 |
1 |
О. Малышкин |
1 |
1 |
1 |
1 |
С. Миронов |
0 |
0 |
0 |
1 |
И. Рыбкин |
0 |
0 |
0 |
0 |
Против всех |
4 |
4 |
5 |
5 |
Я не буду участвовать в выборах |
6 |
5 |
7 |
4 |
Затрудняюсь ответить |
10 |
10 |
9 |
13 |
|
Сочетание некоторой аполитичности субъективного среднего класса с достаточно явной поддержкой правящей партии и президента – это, на наш взгляд, не столько осознанный политический выбор, сколько выражение потребности этой типологической группы в стабильности.
* * *
В целом российский средний класс можно определить как типологическую группу с общими социальными и социально-психологическими характеристиками, важнейшими из которых являются: сравнительно высокий уровень образования и доходов, активность, самостоятельность, ориентация на стабильность. При этом стабильность понимается в первую очередь как устойчивые правила взаимодействия между властью и обществом.
В нормативных представлениях о среднем классе (в идеальном портрете его представителя) есть важные характеристики, которые довольно слабо выражены в автопортрете представителей этой категории граждан. Это потребность в политической и экономической свободе, преимущественно демократические ориентации.
Стоит подчеркнуть, что это именно типологическая, а не реальная группа, поскольку отсутствуют внутригрупповые связи в любой форме, артикулированные общие интересы и каналы представительства этих интересов. Скорее пока можно говорить о прототипе среднего класса.
|