22.04.2004, Опрос населения
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 17-18 апреля 2004 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов, 100 из которых входят и в общероссийскую выборку. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 1. Опрос населения2. Опрос экспертов3. Электронная фокус-группа4. Приложение. Таблицы 1. Опрос населения
|
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ СЛЕДИТЕ ИЛИ НЕ СЛЕДИТЕ ЗА ТЕМ, КАК СЕГОДНЯ РАЗВИВАЕТСЯ СИТУАЦИЯ В ИРАКЕ?
НА ЧЬЕЙ СТОРОНЕ НАХОДЯТСЯ ВАШИ СИМПАТИИ - НА СТОРОНЕ ИРАКЦЕВ, НА СТОРОНЕ АМЕРИКАНЦЕВ, ИЛИ НИ НА ТОЙ, НИ НА ДРУГОЙ СТОРОНЕ?
КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, СОПРОТИВЛЕНИЕ, С КОТОРЫМ СЕГОДНЯ СТАЛКИВАЮТСЯ АМЕРИКАНСКИЕ ВОЕННЫЕ В ИРАКЕ, СО ВРЕМЕНЕМ БУДЕТ УСИЛИВАТЬСЯ, ОСЛАБЕВАТЬ ИЛИ ОСТАНЕТСЯ НА ЭТОМ ЖЕ УРОВНЕ?
НА ВАШ ВЗГЛЯД, АМЕРИКАНСКИЕ ВОЕННЫЕ ОСТАНУТСЯ В ИРАКЕ НАДОЛГО, ИЛИ ОНИ СКОРО УЙДУТ ИЗ ИРАКА?
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ПРОИСХОДИТ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ В ИРАКЕ?
(в % от числа опрошенных по России)
Боевые действия, война
|
|
56 |
Боевые действия, война в целом
|
32 |
|
- 'Военные действия'; 'бомбежки'; 'возобновилась война'; 'возобновление военных действий'; 'война идет'; 'война усилилась'; 'настоящая война'; 'напряженная война'; 'затяжная война'; 'напрасная война'; 'бесполезная война'; 'несправедливая война'; 'Третья мировая война'.
|
|
|
Борьба иракцев за независимость страны
|
11 |
|
- 'Активизировались противоамериканские силы'; 'американцы воюют с иракскими повстанцами'; 'борьба иракцев за освобождение от американцев'; 'борьба иракцев за независимость своей страны, против оккупантов'; 'борьба за освобождение от американцев'; 'борьба за свободу Ирака'; 'борьба за свое государство'; 'борьба иракцев за свои права'; 'восстание против оккупантов'; 'вылазки иракцев против американцев'.
|
|
|
Агрессия США, оккупация Ирака
|
9 |
|
- 'Агрессия против иракцев'; 'агрессия со стороны США'; 'оккупировали Ирак'; 'Америка хочет взять власть в Ираке'; 'Америка хочет захватить власть'; 'американская оккупация'; 'американцы вмешиваются в жизнь Ирака'; 'американцы вторглись в Ирак'; 'американцы там чинят беспредел настоящий'; 'американцы хотят завоевать Ирак'; 'бандитизм, насилие со стороны Америки'; 'беспредел со стороны США по отношению к Ираку'; 'Буш делает то, что хочет'.
|
|
|
Война между США и Ираком
|
3 |
|
- 'Война иракцев с американцами'; 'война между США и Ираком'; 'война с американцами'; 'идет война между двумя странами'; 'идет война с Америкой'.
|
|
|
Гражданская война, революция
|
3 |
|
- 'Война гражданская'; 'идет борьба между собой'; 'междоусобица'; 'на грани гражданской войны'; 'назревает гражданская война'; 'обострение внутреннеполитической борьбы'; 'переворот'; 'революция'.
|
|
|
|
|
|
Захват заложников, терроризм
|
|
5 |
- 'Берут заложников'; 'заложников в плен берут'; 'захват заложников'; 'захват иностранных заложников'; 'захват японцев'; 'развивается терроризм'; 'теракты'; 'взрыв терроризма'; 'террористы свили там гнездо террора'; 'что людей берут в заложники'.
|
|
|
|
|
|
Хаос, беспорядки
|
|
5 |
- 'Бардак'; 'бардак – однозначно'; 'безобразие'; 'беспорядки в стране'; 'непорядки там'; 'неразбериха'; 'произвол'; 'развал'.
|
|
|
|
|
|
Геноцид иракского народа, гибель людей
|
|
4 |
- 'Америка уничтожает невинных людей'; 'геноцид'; 'геноцид иракского народа'; 'гибнет людей много'; 'жертв много'; 'истребление народа'; 'резня мирных жителей'; 'резня – гибнет народ зря'; 'убивают людей'; 'уничтожение иракцев'.
|
|
|
|
|
|
Борьба за нефть, ограбление страны
|
|
4 |
- 'Американцы воруют нефть'; 'американцы воюют за иракскую нефть'; 'борьба за нефть'; 'борьба за нефтедоллары'; 'борьба за нефтерождения'; 'дележ денег'; 'дележ природных ресурсов – нефть'; 'жажда наживы'; 'американцы грабят Ирак'; 'новая жила для обогащения американской власти'; 'передел территориальной собственности'; 'перераспределение имущества происходит'.
|
|
|
|
|
|
Ассоциации с войнами во Вьетнаме, Афганистане и Чечне
|
|
4 |
- 'Второй Вьетнам'; 'война, как в Афганистане'; 'война, как в Чечне'; 'вторая Чечня'; 'для американцев – это второй Вьетнам'; 'Ирак – наш Афганистан, их Вьетнам'; 'новый Вьетнам'; 'повторение Афгана'; 'повторяется Чечня'.
|
|
|
|
|
|
Общая негативная оценка происходящего
|
|
2 |
- 'Белиберда'; 'все отрицательное'; 'дурдом'; 'дурь натуральная'; 'идиотизм'; 'кошмар'; 'ничего хорошего'; 'полное дерьмо'; 'ужасающий ужас'.
|
|
|
|
|
|
Вмешательство США в дела Ирака неоправданно |
|
1 |
- Америка влезла не туда, куда надо'; 'Америка зря туда вошла'; 'зачем лезть в чужую страну?'; 'не нужно вмешиваться в другую страну'; 'нельзя лезть в другую страну, особенно к мусульманам'; 'нечего ходить в чужой монастырь со своим уставом'; 'ни к чему американцы залезли в Ирак'.
|
|
|
|
|
|
Эвакуация российских граждан из Ирака
|
|
1 |
- 'Вывезли наших из Ирака'; 'из Ирака Россия выводит своих рабочих'; 'наших выводят оттуда, МЧС – все плачут, семьи не хотят выезжать'; 'отправка российских граждан и из стран СНГ на родину'; 'эвакуируют наших специалистов из Ирака из-за угрозы для их жизни'.
|
|
|
|
|
|
США должны уйти из Ирака |
|
1 |
- Американцев нужно гнать'; 'американцем надо уходить из Ирака'; 'американцы должны покинуть Ирак'; 'янки, гоу хоум!'; '...оружие не нашли – выйдите'; 'там им делать нечего, пусть они идут оттуда в баню, это американцам'.
|
|
|
|
|
|
США утрачивают контроль над ситуацией в Ираке |
|
1 |
- 'Американская политика по поводу Ирака зашла в тупик'; 'американские войска не способны анализировать ситуацию'; 'американцы вязнут'; 'американцы не владеют ситуацией...'; 'глубоко завязли американцы'; 'международному жандарму США не удалось добиться того, чего он хотел, споткнулся о нефтяную скважину'; 'неспособность коалиционных сил контролировать ситуацию в Ираке'.
|
|
|
|
|
|
Столкновение интересов разных государств
|
|
1 |
- 'Америка пытается защитить интересы Израиля, но ей это не удается'; 'война между американцами и россиянами'; 'война с Китаем'; 'на войне делают дележ американцы и Англия'.
|
|
|
|
|
|
Другое
|
|
1 |
- 'Блок НАТО ближе и ближе к России'; 'война двух религий – ислама и иудейства'; 'напирают на Буша'; 'нас бы не убили'; 'не хотят работать'; 'нормальная обстановка'; 'что-то с бен Ладеном'.
|
|
|
|
|
|
Неопределенные ответы
|
|
1 |
- 'Американцы что-то делают'; 'Россия в этой войне не участвует'; 'что-то должно было быть'; 'что-то опять поделить с Америкой не могут'.
|
|
|
|
|
|
Затрудняюсь ответить, нет ответа
|
|
22 |
|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 17-18 апреля 2004 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов, 100 из которых входят и в общероссийскую выборку. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
|
2. Опрос экспертов
|
ВОПРОС: СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ СЛЕДИТЕ ИЛИ НЕ СЛЕДИТЕ ЗА ТЕМ, КАК СЕГОДНЯ РАЗВИВАЕТСЯ СИТУАЦИЯ В ИРАКЕ?
ВОПРОС: НА ЧЬЕЙ СТОРОНЕ НАХОДЯТСЯ ВАШИ СИМПАТИИ – НА СТОРОНЕ ИРАКЦЕВ, НА СТОРОНЕ АМЕРИКАНЦЕВ, ИЛИ НИ НА ТОЙ, НИ НА ДРУГОЙ СТОРОНЕ?
ВОПРОС: КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, СОПРОТИВЛЕНИЕ, С КОТОРЫМ СЕГОДНЯ СТАЛКИВАЮТСЯ АМЕРИКАНСКИЕ ВОЕННЫЕ В ИРАКЕ, СО ВРЕМЕНЕМ БУДЕТ УСИЛИВАТЬСЯ, ОСЛАБЕВАТЬ ИЛИ ОСТАНЕТСЯ НА ТОМ ЖЕ УРОВНЕ?
ВОПРОС: НА ВАШ ВЗГЛЯД, АМЕРИКАНСКИЕ ВОЕННЫЕ ОСТАНУТСЯ В ИРАКЕ НАДОЛГО, ИЛИ ОНИ СКОРО УЙДУТ ИЗ ИРАКА?
Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 13-15 апреля 2004 г. 130 экспертов.
|
3. Электронная фокус-группа
|
Темой видеоряда, тестировавшегося на этой неделе, стали события в Ираке и оценка этих событий с разных точек зрения.
Эпизод |
Содержание эпизода |
Интерес, оценка / сила колебаний |
Согласие, оценка / сила колебаний |
Доверие, оценка / сила колебаний |
Средняя оценка |
3 (1847) |
А. Хазам о последствиях действий США в Ираке |
0,54/срд |
1,71/срд |
1,54/срд |
1,3 |
7(1851) |
В. Путин о путях решения иракской проблемы |
1,14/срд |
1,18/срд |
1,46/срд |
1,3 |
9(1853) |
А. Коновалов о возможности распада антииракской коалиции |
0,48/срд |
1,32/срд |
1,63/срд |
1,1 |
1(1845) |
НТВ о ситуации в Ираке |
0,64/срд |
0,75/срд |
1,42/срд |
0,9 |
5(1849) |
Жители Багдада о действиях американцев |
0,60/срд |
0,74/срд |
1,30/срд |
0,9 |
4(1848) |
В. Лукин о последствиях действий США в Ираке |
0,25/слн |
1,27/слн |
0,51/слн |
0,7 |
6(1850) |
С. Иванов о борьбе Хусейна с терроризмом |
0,29/срд |
0,54/срд |
0,64/срд |
0,5 |
2(1846) |
К. Косачев о результатах действий США в Ираке |
-0,65/срд |
0,70/срд |
0,26/срд |
0,1 |
8(1852) |
Г. Зюганов о ситуации в Ираке |
-0,26/срд |
0,53/срд |
-0,04/слн |
0,1 |
|
Эпизод № 3 (1847). ОРТ, 'Ночное время', 06.04.04, 23:30. А. Хазам, шеф бюро телеканала 'Аль-Джазира' в Москве
Знаете, последние три кровавых дня в Ираке показали, что большинство людей в Ираке – уже они не терпят слова 'оккупация'. И то, что говорят некоторые аналитики, – что это ошибка американцев, – я скажу, что это преступление американцев против иракского народа. Потому что им обещали, что будет свобода, – получилась военная американская диктатура. Им обещали благополучие – получился хаос. И этот хаос продолжается. И день за днем продолжается: ситуация хуже и хуже. И значит, до сих пор все, что мы видим в Ираке, – это спонтанные действия.
Эпизод № 7 (1851). ОРТ, 'Время', 11.04.04, 21:00. В. Путин, президент РФ
По политическим и по экономическим соображениям Россия не заинтересована в поражении Соединенных Штатов. Мы заинтересованы в том, чтобы перенести решение этой проблемы на площадку ООН, – вот мы чего добиваемся. И чем быстрее это произойдет, тем будет лучше для всех стран, которые вовлечены в этот конфликт. Военная акция против Ирака – это решение, чреватое трудно предсказуемыми последствиями, в том числе ростом экстремизма.
Эпизод № 9 (1853). ОРТ, 'Ночное время', 08.04.04, 23:30. А. Коновалов, президент Института стратегических оценок
Наверное, можно говорить о новом этапе, и захват заложников – это только один из его признаков. Конечно, захват заложников не может быть оправдан ничем – но это очень мощное средство политического давления. Потому что одно дело – когда лидеры тех стран, которые послали свои воинские контингенты, рассказывают своим гражданам или своим избирателям о том, что они помогают устанавливать демократию в Ираке. А другое дело – когда придется оправдываться, если эти люди погибнут, причем погибнут, возможно, страшной смертью. В Японии уже экстренные меры принимает кабинет. Уже оттягиваются с мест своей службы в лагеря испанский и ряд других контингентов. Японцы, которые вообще не участвовали в боевых действиях, а только выполняли инженерные работы по восстановлению инфраструктуры, тоже уведены в базы. Так что на самом деле это может очень серьезно сказаться на единстве коалиции, пусть не сразу. Хотя сегодня никто еще не заявил о том, что немедленно выводит свои войска.
Эпизод № 1 (1845). НТВ, 'Намедни', 11.04.04, 21:00. Л. Парфенов, ведущий программы
С этой недели в Ираке для американцев и их союзников началась по сути вторая война – и на сей раз настоящая. После легкой победы над регулярной армией, пленения Саддама и уничтожения его сыновей, шиитское большинство Ирака, которое вроде бы считалось освобождаемым от гнета суннита Хусейна, подняло восстание против оккупантов. Шииты уже контролируют три крупных города. Еще в двух американцам противостоят сунниты. Причем, забыв былые распри, приверженцы обоих ветвей ислама все более объединяются в общей борьбе. Отложено запланированное ранее возвращение в США 25 тысяч солдат. Напротив, в Ирак шлются новые подкрепления. Но главное – теряется прежняя цель войны. И сенатор Эдвард Кеннеди назвал Ирак Вьетнамом Джорджа Буша.
Эпизод № 5 (1849). ОРТ, 'Вечерние новости', 06.04.04, 18:00. Жители Багдада
А. Хашим: То, что произошло накануне, это была самая дикая артиллерийская бомбардировка. Они бомбили наши дома, жгли наши машины, стреляли в наших детей. Мы не враждовали с ними. Мы не бойцы сопротивления.
Умм Омар: Почему американцы делают это с нами? В чем мы виноваты? Если бы у меня было оружие, я бы воевал с ними.
Эпизод № 4 (1848). ОРТ, 'Вечерние новости', 09.04.04, 18:00. В. Лукин, уполномоченный по правам человека в РФ
Весь прошлый век, если он чему-то учит, он учит одному: цель не оправдывает средства. Какими бы благородными целями не сопровождались те действия, которые сейчас происходят в Ираке, они не могут привести к благой цели. Они, наоборот, сплачивают иракцев, еще недавно аплодировавших Соединенным Штатам, вокруг очень странных сил, и под странными лозунгами, и под портретами того самого Саддама Хусейна, который, конечно же, является деятелем фашистского типа. Вот к чему привела политика Соединенных Штатов: вокруг страшного человека объединяются люди как вокруг национального символа, забывая все разговоры о том, что Соединенные Штаты принесут свободу. Свободы нет – есть озверение.
Эпизод № 6 (1850). РТР, 'Вести', 10.04.04, 20:00. С. Иванов, министр обороны
Во времена правления Саддама Хусейна ни о каких террористах на территории Ирака никто не слышал ни слова. Саддам Хусейн, вообще-то, ненавидел 'Аль-Каиду' и делал все для того, чтобы ни одного террориста из этой группировки на территории Ирака не было. И делал это успешно, подчеркиваю.
Эпизод № 2 (1846). ОРТ, 'Время', 06.04.04, 21:00. К. Косачев, председатель комитета Госдумы РФ по международным делам
Сегодня для всех очевидно, что последствия вот этой односторонней силовой акции, которая была предпринята год назад вопреки международному праву, прямо противоположны тем, на которые рассчитывали ее инициаторы. И Россия – как, кстати, и многие другие страны, – неоднократно об этом предупреждала. Увы, Ирак не только не стал стабильнее, но неуклонно превращается в один из основных центров международной террористической угрозы. Расшатывание нынешнего сложившегося баланса – и межэтнического, и межрелигиозного – в условиях режима оккупации может привести к дезинтеграции страны и к дестабилизации всего региона, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Эпизод № 8 (1852). РТР, 'Зеркало', 10.04.04, 20:20. Г. Зюганов, руководитель фракции КПРФ в ГД РФ
Ситуация вышла полностью из-под контроля. Американцы не в состоянии там контролировать ситуацию, обеспечить демократические нормы в их представлении. На мой взгляд, эта авантюра может закончиться большой бедой не только для иракского народа и Ближнего Востока, но и для всех граждан планеты.
Комментарий
По результатам тестирования, тема оказалась не слишком интересной для участников ЭФГ. Однако в ходе последовавшей за ЭФГ дискуссии респонденты отмечали, что в целом эта тема им небезразлична, и события, происходящие в Ираке, не могут не вызывать интереса, поскольку 'живем мы в этом мире, в этот такой момент, когда такие вот события происходят', 'Ирак – это нефть, нефть и деньги, а это всем интересно'. Одна участница дискуссии так обосновала свой интерес к иракской теме: 'У нас были определенные интересы, у нашей страны в Ираке, причем независимо от того, что в социалистическом периоде, – и в наступившем, новом времени... Некая такая сомнительная, но дружба, тоже была. Поэтому невозможно сказать, что это какая-то там Буркина-Фасо, про которую мы, кроме как названия, может быть, ничего другого не знали'.
По поводу причин происходящих в Ираке событий мнения участников дискуссии разделились. Часть респондентов считают, что в этой стране началось освободительное движение: 'войну они сдали специально, чтобы Саддама скинуть, а теперь война началась освободительная – за свою родину'. Другая часть респондентов полагает, что в стране идет внутренняя борьба за власть: 'совершенно другие цели у них, внутренние: идет дележ власти сейчас. Кто быстрее возьмет все в руки, тот будет и властвовать в этой стране'.
Эпизод № 3
Этот эпизод – лидер нашего рейтинга. Выступление А. Хазама получило высокие оценки по критерию согласие. Больше всего респонденты были склонны согласиться со словами о 'преступлении американцев против иракского народа'. Это выступление показалось участникам тестирования искренним, поскольку говорит, по их словам, 'правдивый человек', который 'очень болеет за ситуацию'. Кроме того, респондентам понравилось, что мысли были изложены 'простым и доступным' языком. В целом идея о том, что иракцам обещали 'свободу, а получилась военная американская диктатура', нашла поддержку со стороны участников нашей дискуссии.
- 'То, что обещали свободу, а получили хаос'.
- 'Очень так доступно и просто рассказывает'.
- 'Война – это уже жестокое, это уже агрессия, это причинение беды для народа иракского. Мне как человеку вот за людей... за народ я переживаю, за людей, за стариков, что он говорит так от души: зачем, почему все страдают...'
- 'Любая информация, касающаяся определенной темы с разных точек зрения, она же всегда дополняет то, что уже хочешь знать'.
- 'Мне кажется, что это правдиво, здесь ясные точки над «i» поставлены, что началась война именно, что там идет вот этот произвол, хаос и беспорядки. Ну почему-то мне вот верится, что так оно и есть на самом деле. Но для меня это вот понятно... доступным, нормальным языком, без какой-то там, я не знаю... специфических политических терминов'.
- 'Он правдивый человек, как бы, точно это говорит, не читает, как предыдущий, как мне показалось'.
- 'Вот он очень болеет за ситуацию, которая происходит в его стране, и, конечно, тоже так педалирует ее'.
Эпизод № 4
Выступление В. Лукина вызвало дискуссию на тему, является ли режим Саддама Хусейна фашистским. Поскольку часть респондентов симпатизируют и доверяют В. Лукину, они готовы 'подписаться' под любыми его высказываниями. Некоторым же В. Лукин не нравится – этими определяется и отношение к его выступлению. Обсуждение личности В. Лукина подытожил один из участников дискуссии: 'В принципе его надо знать в лицо – все-таки защитник наш'.
- 'Я совершенно положительно отношусь к Лукину, и все его высказывания – под ними совершенно спокойно подпишусь. И мне абсолютно понятны все его фразы, и даже междометия, и даже точки расставлены, поэтому тут ничего не могу больше сказать'.
- 'Не согласен, что он его фашистом обзывает. С другой стороны, я не знаю, как там и народ жил точно, – только по газетам, по слухам. Мне кажется, Саддам не был фашистом'.
- 'Я считаю, что Лукин здесь что-то загибает'.
- '...мне так кажется, все поднялось, вот этот шум против Хусейна – то же самое, что поднялось и у нас против коммунистов. Просто Хусейн заткнул народу... Вот если бы он дал им свободу говорить, как мы сейчас говорим смело, не боимся, и народ бы не так был бы против'.
- 'Немножечко под другим углом зрения осветил вот эти вот происходящие события... Потому что объективной может быть только всесторонняя оценка. Когда мы смотрим с одной стороны, мы не видим вторую, а он предлагает заглянуть еще и сюда'.
- 'О том, что режим Саддама Хусейна – это фашистский режим, у меня на этот счет сомнений нет... Потому что фашистский режим – он характеризуется прежде всего тем, что давит все противные мнения, причем давит совершенно безжалостно. Уничтожает собственный народ только за то, что он пытается протестовать, – вот что такое фашизм'.
Эпизод № 9
Эпизод с участием В. Путина получил довольно высокие оценки по всем шкалам и занял в нашем рейтинге второе место. Участники дискуссии полностью поддержали мысль о том, что военные действия пора заканчивать, что надо 'обсуждать вопросы Ирака через ООН – без войны, только политически'. Респонденты считают, что 'агрессию нужно закончить', но они сомневаются, что 'американцы послушаются' ООН. У некоторых участников дискуссии вызывает сожаление необходимость подстраиваться под Соединенные Штаты: 'В период советской власти мы туда выслали бы армию, а сейчас у нас сил нет – только языком поболтать'. Однако респонденты понимают, что президент действует в интересах страны, и одобряют такой подход.
- 'Он глава государства, он думает о стране. Он, может быть, и думает по-другому для себя, у него свое мнение, а вот для страны важно вот это'.
- 'Агрессию нужно закончить, а дальше пускай они сами разберутся, как им жить, и так должно быть везде'.
- 'Он пытается меня убедить в том, что американцы послушаются Организацию Объединенных Наций. Извините, пожалуйста, там другой президент сейчас. Он не будет слушаться Организацию Объединенных Наций. И найдет себе достаточное количество друзей среди других стран... за какие-то интересы'.
- 'Американцы были бы хорошие, если бы освободили страну от Хусейна и ушли бы. Но с другой стороны, они вложили в это освобождение много денег и хотят иметь свой кусок пирога в виде нефти. Все. А
уйти просто так нельзя'.
- 'А с другой стороны, надо же было сказать, что мы не такие уж злодеи, что вот эту всю ситуацию надо рассматривать не оружием, как делают американцы, а надо мирным путем разбираться в ООН. Вот что он хотел сказать. А сейчас он это – мы поддерживаем. Конечно, а что нам делать остается-то?..'
- 'Мне тоже понравилось, что мы туда не полезли, и не надо нам лезть, мы уже там навоевались. А для того чтобы мы как-то выкрутились, чтобы они не давили, вот как раз мы сказали, что надо решать в другом месте'.
- 'Президент нашей страны говорит, что мы не заинтересованы. А по идее там, скажем, Ирак никак не может выиграть войну. Это равносильно тому, что они сражаются мечами, а те с ружьями, только и всего. И если мы им не поможем, скажем, ракетами, танками и прочим, они войну никогда не выиграют'.
- 'А помогать нам им нельзя, потому что мы с Америкой будем ссориться. А с Америкой ссориться нам еще более нельзя. Да, и получается ситуация, прошу прощения, и невинность соблюсти, и капитал приобрести – и против Америки не выступить, и сказать, что мы за мир при этом'.
Эпизод № 8
Эпизод с участием Г. Зюганова занял в нашем рейтинге последнее место. Он получил отрицательные оценки по критериям интерес и доверие. Респонденты давно знают этого политика и привыкли, что он говорит 'шаблонными фразами', используя одни и те же слова в разных ситуациях. Тем не менее, некоторые участники дискуссии соглашаются с выступающим в том, что 'американцы не в состоянии там контролировать ситуацию'. Однако одним из респондентов было отмечено, что Г. Зюганов, высказывая правильные мысли, делает из них логически неверные выводы.
- 'Когда я смотрю на Зюганова... он как Баба Яга против всего всегда, значит, идет. Вот он те же слова, точно то же самое может сказать в отношении Путина – он может сказать точно теми же словами, слово в слово, у него это все записано, он эти тезисы выучил'.
- 'Как-то правильно, но он абсолютно одни и те же шаблонные фразы в любой ситуации примерно... Но то, что он не любит Америку... как истинный коммунист – чего же он должен ее любить? Конечно, ненавидит'.
- 'Я его не перевариваю давно и выключаю сразу, как только появляется'.
- 'Но сказал он все правильно, конечно: влипли американцы, сами не зная, что там будет впереди'.
- 'Я с ним согласен, что особо американцы не могут стабилизировать там. Как я сказал, что было и мародерство, и все-таки там что-то воровали сами иракцы друг у друга'.
- 'Ну согласна, что он все правильно сказал, и что вот как он думает, ну, как будто, искренне сказал'.
- 'Разные точки зрения – они создают общую картину. Если меня интересует вопрос, то я послушаю всех, и даже Зюганова. И любого другого, пятого, десятого, потому что везде есть свое рациональное зерно'.
- 'Вся эта ситуация в том, что он говорит одно, а делает выводы другие. То есть он говорит, что там вот началось, вышла из-под управления страна, – и тут же он делает решение, что весь мир скоро взорвется. Ну, извините, пожалуйста'.
Электронные фокус-группы в Москве. 44 респондента. 15 апреля 2004 г.
|
4. Приложение. Таблицы
|
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ СЛЕДИТЕ ИЛИ НЕ СЛЕДИТЕ ЗА ТЕМ, КАК СЕГОДНЯ РАЗВИВАЕТСЯ СИТУАЦИЯ В ИРАКЕ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 8 | 5 | 5 | 3 | 43 | 46 | 16 | 35 | 29 | 28 | 40 | 47 | 53 | 34 | 37 | 28 | 19 | 33 | 36 | 11 | 25 | 35 | 26 | 12 | 18 | 36 | 27 | 27 | 9 | 15 | 21 | 10 | 14 | 4 | 100 | 47 | 52 | 32 | 39 | 28 | |
слежу | 68 | 71 | 76 | 72 | 71 | 82 | 64 | 68 | 77 | 63 | 71 | 70 | 66 | 77 | 61 | 63 | 70 | 71 | 59 | 66 | 71 | 79 | 67 | 68 | 72 | 71 | 63 | 71 | 63 | 67 | 79 | 71 | 69 | 69 | 63 | 53 | 76 | 84 | 70 | 72 | 73 | 86 |
не слежу | 28 | 24 | 23 | 25 | 25 | 18 | 32 | 28 | 21 | 32 | 26 | 26 | 30 | 19 | 36 | 33 | 26 | 24 | 35 | 29 | 26 | 17 | 28 | 29 | 25 | 29 | 35 | 24 | 30 | 26 | 21 | 27 | 28 | 28 | 33 | 44 | 22 | 15 | 29 | 26 | 27 | 12 |
затрудняюсь ответить | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 4 | 2 | 1 | 0 | 2 | 2 | 4 | 1 | 0 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 2 |
НА ЧЬЕЙ СТОРОНЕ НАХОДЯТСЯ ВАШИ СИМПАТИИ - НА СТОРОНЕ ИРАКЦЕВ, НА СТОРОНЕ АМЕРИКАНЦЕВ, ИЛИ НИ НА ТОЙ, НИ НА ДРУГОЙ СТОРОНЕ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 8 | 5 | 5 | 3 | 43 | 46 | 16 | 35 | 29 | 28 | 40 | 47 | 53 | 34 | 37 | 28 | 19 | 33 | 36 | 11 | 25 | 35 | 26 | 12 | 18 | 36 | 27 | 27 | 9 | 15 | 21 | 10 | 14 | 4 | 100 | 47 | 52 | 32 | 39 | 28 | |
на стороне иракцев | 47 | 49 | 61 | 50 | 55 | 42 | 45 | 49 | 55 | 42 | 47 | 49 | 47 | 55 | 40 | 42 | 47 | 53 | 40 | 48 | 49 | 51 | 43 | 49 | 51 | 49 | 48 | 48 | 43 | 45 | 56 | 49 | 47 | 47 | 45 | 43 | 50 | 53 | 48 | 42 | 47 | 65 |
на стороне американцев | 4 | 3 | 1 | 3 | 3 | 8 | 5 | 4 | 2 | 5 | 7 | 3 | 2 | 5 | 3 | 7 | 3 | 1 | 3 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 4 | 5 | 3 | 4 | 6 | 2 | 3 | 2 | 3 | 7 | 3 | 4 | 5 | 2 | 4 | 5 | 1 |
ни на той, ни на другой стороне | 37 | 38 | 26 | 39 | 28 | 47 | 39 | 36 | 34 | 40 | 37 | 37 | 38 | 31 | 43 | 41 | 39 | 30 | 37 | 36 | 38 | 37 | 39 | 35 | 35 | 40 | 39 | 34 | 37 | 35 | 37 | 35 | 41 | 46 | 32 | 32 | 41 | 39 | 43 | 53 | 41 | 27 |
затрудняюсь ответить | 10 | 8 | 11 | 6 | 12 | 3 | 10 | 10 | 8 | 11 | 8 | 10 | 11 | 7 | 13 | 8 | 9 | 14 | 18 | 10 | 8 | 5 | 14 | 10 | 7 | 7 | 7 | 11 | 14 | 7 | 6 | 13 | 10 | 4 | 17 | 23 | 5 | 4 | 6 | 2 | 7 | 6 |
КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, СОПРОТИВЛЕНИЕ, С КОТОРЫМ СЕГОДНЯ СТАЛКИВАЮТСЯ АМЕРИКАНСКИЕ ВОЕННЫЕ В ИРАКЕ, СО ВРЕМЕНЕМ БУДЕТ УСИЛИВАТЬСЯ, ОСЛАБЕВАТЬ ИЛИ ОСТАНЕТСЯ НА ЭТОМ ЖЕ УРОВНЕ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 8 | 5 | 5 | 3 | 43 | 46 | 16 | 35 | 29 | 28 | 40 | 47 | 53 | 34 | 37 | 28 | 19 | 33 | 36 | 11 | 25 | 35 | 26 | 12 | 18 | 36 | 27 | 27 | 9 | 15 | 21 | 10 | 14 | 4 | 100 | 47 | 52 | 32 | 39 | 28 | |
будет усиливаться | 54 | 52 | 56 | 60 | 68 | 60 | 54 | 55 | 57 | 51 | 57 | 54 | 53 | 64 | 45 | 56 | 57 | 47 | 38 | 54 | 58 | 64 | 53 | 54 | 57 | 55 | 55 | 55 | 47 | 58 | 61 | 56 | 53 | 47 | 50 | 35 | 66 | 72 | 60 | 67 | 66 | 64 |
останется на этом же уровне | 13 | 14 | 9 | 11 | 13 | 13 | 13 | 14 | 10 | 13 | 16 | 13 | 12 | 12 | 14 | 14 | 13 | 11 | 12 | 13 | 12 | 15 | 13 | 13 | 14 | 14 | 16 | 10 | 15 | 13 | 14 | 13 | 11 | 18 | 13 | 11 | 13 | 12 | 15 | 16 | 12 | 11 |
будет ослабевать | 7 | 8 | 5 | 11 | 2 | 12 | 7 | 6 | 7 | 8 | 11 | 4 | 5 | 7 | 6 | 8 | 7 | 4 | 5 | 7 | 6 | 8 | 5 | 5 | 9 | 10 | 6 | 7 | 5 | 5 | 6 | 8 | 7 | 9 | 5 | 8 | 7 | 8 | 7 | 10 | 8 | 4 |
затрудняюсь ответить | 25 | 24 | 29 | 16 | 14 | 15 | 25 | 23 | 25 | 26 | 16 | 27 | 28 | 16 | 33 | 20 | 21 | 36 | 43 | 23 | 22 | 11 | 29 | 26 | 19 | 21 | 23 | 25 | 31 | 18 | 20 | 23 | 29 | 26 | 32 | 47 | 13 | 8 | 18 | 6 | 14 | 21 |
НА ВАШ ВЗГЛЯД, АМЕРИКАНСКИЕ ВОЕННЫЕ ОСТАНУТСЯ В ИРАКЕ НАДОЛГО, ИЛИ ОНИ СКОРО УЙДУТ ИЗ ИРАКА?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 8 | 5 | 5 | 3 | 43 | 46 | 16 | 35 | 29 | 28 | 40 | 47 | 53 | 34 | 37 | 28 | 19 | 33 | 36 | 11 | 25 | 35 | 26 | 12 | 18 | 36 | 27 | 27 | 9 | 15 | 21 | 10 | 14 | 4 | 100 | 47 | 52 | 32 | 39 | 28 | |
останутся надолго | 41 | 39 | 37 | 51 | 49 | 51 | 44 | 42 | 44 | 40 | 48 | 38 | 40 | 47 | 36 | 48 | 40 | 36 | 32 | 41 | 43 | 53 | 38 | 42 | 44 | 47 | 46 | 39 | 35 | 44 | 51 | 31 | 40 | 43 | 45 | 30 | 53 | 54 | 53 | 59 | 49 | 52 |
скоро уйдут | 24 | 28 | 25 | 17 | 30 | 30 | 24 | 24 | 22 | 25 | 28 | 27 | 20 | 28 | 21 | 24 | 27 | 20 | 17 | 26 | 23 | 33 | 22 | 24 | 29 | 21 | 25 | 26 | 21 | 24 | 19 | 32 | 25 | 27 | 19 | 19 | 28 | 32 | 24 | 30 | 30 | 21 |
затрудняюсь ответить | 33 | 31 | 37 | 31 | 18 | 19 | 30 | 32 | 33 | 33 | 23 | 33 | 37 | 23 | 41 | 26 | 31 | 43 | 49 | 30 | 33 | 13 | 39 | 33 | 24 | 32 | 29 | 31 | 41 | 26 | 30 | 38 | 34 | 30 | 36 | 51 | 19 | 14 | 24 | 11 | 21 | 27 |
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 17-18 апреля 2004 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
|
|