|
Выражение "социальная ответственность бизнеса", имеет определенные "провоцирующие" коннотации, которые заключены в морально нагруженном понятии "ответственность". Поэтому обсуждение проблематики, маркируемой данным выражением, с участниками экспертного опроса позволило выявить не только взгляды респондентов по вопросам взаимоотношений бизнеса и социума, но и связь между этими взглядами и некоторыми фундаментальными установками сознания россиян.
Многие эксперты обращали внимание на то, что тема юридических и моральных основ частной предпринимательской деятельности имеет в России особое звучание. Представления о специфических обстоятельствах формирования отечественного бизнеса, далеких от норм честности и справедливости, заставляли многих участников экспертного опроса трактовать тему социальной ответственности в контексте "социального покаяния", "искупления" прошлых грехов и преступлений.
В целом интерпретация экспертами понятия "социальная ответственность бизнеса" включает целый спектр как взаимодополняющих, так и исключающих одна другую трактовок.
Выделяются два принципиальных критерия, сквозь призму которых эксперты рассматривали анализируемую категорию: перед кем ответственность и какого рода ответственность. Первый критерий позволяет выделить три уровня ответственности: перед собственными работниками, перед регионом и перед обществом в целом.
На основе второго критерия формируется альтернатива, которая образует центральную смысловую ось данного понятия: юридическая или нравственная ответственность. Она позволяет различить два поля – "прагматические" и "морализаторские" подходы, – в пространстве которых располагается большинство прозвучавших трактовок. Наиболее последовательным вариантом прагматического подхода является формально-юридический, когда во главу угла ставится строгое выполнение налогового законодательства (что предполагает общегосударственный уровень ответственности). Наиболее чистой моделью, заключающей в себе суть морализаторских трактовок, выступает понимание социальной ответственности как благотворительности, идущей не от законопослушности, а от душевной щедрости. Описанная альтернатива – это прежде всего аналитическая конструкция, потому что непосредственно в ответах экспертов данные подходы часто совмещались. Впрочем, некоторые эксперты пытались развести, разделить социальную ответственность и социальную благотворительность.
- "С моей точки зрения, социальная ответственность бизнеса заключается в том, чтобы бизнес платил налоги, определенные в законодательстве, и не уходил от их уплаты, и обеспечивал нормальное существование тем людям, которых он обеспечивает работой. Требовать чего-то другого от любого вида бизнеса, крупного или мелкого, с моей точки зрения – глупость. А то, какое значение сегодня закладывается в модную, популярную формулировку, я так понимаю, что единственное значение – это принцип «делиться»"
(эксперт, Тамбов).
- "Налоги и заработная плата – это два основных направления. А что касается спонсорства, то это уже совесть человека"
(эксперт, Кемерово).
- "...тут встречаются разные точки зрения. Одна точка зрения, которая ближе как-то, может быть, самим людям бизнеса: социальная ответственность – это делать свое дело, больше зарабатывать, больше платить налогов и не лезть в вопросы чисто социального плана. Вроде бы они – за государством, вроде бы государство должно использовать те налоги, которые они платят, для того чтобы решались эти проблемы. Вторая точка зрения – как раз наоборот: что помимо того, что бизнес занимается своим делом и старается платить максимальную прибыль, он должен еще и непосредственно, конкретно участвовать в решении социальных задач... Я думаю, конкретный ответ зависит от конкретных обстоятельств. То есть если речь идет, допустим, о предприятии, которое является градообразующим, тут хочешь не хочешь – у него есть социальная инфраструктура, хочешь не хочешь – у него есть какие-то социальные обязательства перед населением... Тут, естественно, должна превалировать вторая точка зрения. Если речь идет о бизнесе, который охватывает значительную часть территории, то тут может быть и первая. ...Но если говорить в общем и целом, то все-таки, наверное, более справедлива вторая точка зрения... Тем более что это, в общем-то, традиции, ...российские общенациональные традиции бизнеса еще дореволюционного периода"
(эксперт, Тула).
В пространстве описанных осей располагается большинство прозвучавших в ходе интервью интерпретаций, общее число которых доходит до восьми.
Прагматические трактовки социальной ответственности бизнеса
- Доминирующим в этой группе является описанный выше формально-юридический подход, при котором обсуждаемое понятие заключается в строгие рамки правовой ответственности. Согласно этой точке зрения, социальная ответственность находит выражение в своевременной и полной уплате налогов. Именно в законопослушности должно, по мнению экспертов, проявляться честное и ответственное отношение бизнесменов к обществу. Так или иначе об этом говорило подавляющее большинство опрошенных.
- Второе, достаточно широко распространенное мнение связывает социальную ответственность с социальной политикой на предприятии. Эту интерпретацию можно назвать корпоративной трактовкой, потому что речь здесь идет об ответственном отношении к трудовому коллективу, поддержке социальной сферы и т.п. Акценты при этом расставлялись по-разному. В некоторых суждениях нашло отражение патерналистское представление о хозяине, отечески опекающем своих работников. Другие эксперты, далекие от сентиментальности, говорили просто о честном партнерстве, о выполнении хотя бы некоторого минимума законодательно закрепленных обязательств. Часто говорилось о макроэкономических последствиях соблюдения или несоблюдения этих обязательств – последствиях, которые в конечном счете затрагивают непосредственные интересы предпринимателя. В частности – о формировании потребительского рынка, емкость которого в значительной степени определяет прибыльность бизнеса.
- "Для меня это в первую очередь соблюдение трудового законодательства, налогового законодательства, выполнение бизнесом своих социальных обязанностей, уже имеющихся, установленных – законодательно в первую очередь. Все остальное – второстепенно: благотворительность и все такое прочее"
(эксперт, Архангельск).
- "...бизнес должен заботиться о тех, кто на них работает, на их предприятиях: прежде всего – обеспечение техники безопасности, социальных гарантий, вовремя перечислять налоги во все фонды, чтобы у людей потом пенсии были..."
(эксперт, Иваново).
- "...у тебя же на фирме трудятся люди, у которых есть дети, у которых есть старики, масса проблем..."
(эксперт, Брянск).
- "Социальная ответственность предполагает наличие солидаризма, то есть предполагает, что нормальное общество строится на основе разумного компромисса, оно не может быть игрой в одни ворота. То есть, как писал Карл Маркс, что капитализм заинтересован увеличивать свои прибыли и разорять рабочих... Но это глупо, потому что, если бы так было, то кому капитализм будет продавать свою дорогостоящую серийно выпускаемую продукцию? То есть задача бизнеса с точки зрения западной экономики – это создание рынка, это основа менеджмента. Вот это и есть социальная ответственность для бизнеса, конкретно"
(эксперт, Тамбов).
- Ряд экспертов делали акцент не только на макроэкономических результатах текущей производственной деятельности предприятий и проводимой на них социальной политики, но и на долгосрочных структурных последствиях, значимых для общества в целом. Эту, достаточно часто звучавшую точку зрения, связанную с определенной теоретической рефлексией, можно назвать социологическим пониманием социальной ответственности бизнеса. В рамках этого подхода бизнесу предписывается не только честно выполнять свои экономические обязательства перед обществом, но и неким образом формировать социальную инфраструктуру, благоприятную для эффективного предпринимательства.
- "...бизнес должен заботиться не только о голом получении прибыли ежеминутно и ежесекундно, не обращая внимания на завтрашний день, а должен сформировать среду, в которой ему и сегодня, и завтра будет комфортно зарабатывать прибыль. Не только на элементарной эксплуатации, а и на развитии хайтека, новых технологий. А для этого надо заботиться и создавать среду, в которой эти технологии могут приживаться. Поскольку общество формирует рынок, то в этом рынке надо еще и продать, поэтому надо в общем развивать потенциальных покупателей, заботиться о том, чтобы была образованная сила, прогрессивно мыслящие, ...креативно мыслящие менеджеры. Они в джунглях не растут, их надо готовить, это определенная среда... И главное, если вы хотите социальных потрясений, то рано или поздно вы их получите... Все это вместе взятое можно называть социальной ответственностью бизнеса... Люди ...формируют среду завтрашнего <дня>, бизнес-среду, в которой они будут работать"
(эксперт, Брянск).
Морализаторские трактовки социальной ответственности бизнеса
- Понимание "социальной ответственности бизнеса" как благотворительности доминирует в рамках "морально нагруженных" трактовок этого понятия. В соответствии с таким пониманием от предпринимателей ожидают как непосредственной помощи нуждающимся людям, так и поддержки крупных социальных проектов – в русле отечественных традиций меценатства.
- "Социальная ответственность проявляется прежде всего в оказании помощи неимущим, бедным людям или тем, кто сегодня не может существовать за счет традиционных способов, зарплаты и т.п. Например, если сегодня проводятся различные конкурсы в области искусства и там оказывается помощь со стороны бизнесменов, то это и есть социальная ответственность, социальная ориентация. ...Учет национальных традиций в бизнесе (имеется в виду – дореволюционных), когда ...многие богатые люди делают все, для того чтобы спонсировать... и Третьяковская галерея, и больница Солдатенкова... То есть для них бизнес был не только средством собственного благополучия, но и благополучия своей страны, и благополучия бедных людей. Вот что такое для меня социально ответственный бизнес"
(эксперт, Смоленск).
- "Это обозначает непосредственное участие бизнеса в решении каких-то узловых вопросов. В данном случае – социальных. Непосредственное, то есть деньгами. ...Главные задачи здесь даже обозначить нельзя. Здесь должно быть – от выделения средств на какую-то операцию дорогостоящую до выделения средств для поддержки деятельности какого-то общественного объединения, которое будет решать какой-то круг задач"
(эксперт, Липецк).
- Трактовка социальной ответственности бизнеса как добровольного вспомоществования имеет специфическую версию, которую можно выделить в особый подход – "распределительный". Согласно ему, богатые должны "делиться". Акцент здесь делается не на щедрости и душевной отзывчивости состоятельных людей, а на их долге перед обществом. Невыполнение этого долга, подчеркивали эксперты, может иметь для бизнесменов самые тяжелые последствия. Аргументация в духе "разумного эгоизма", характерная для адептов этого подхода, часто сочетается с рассуждениями о неправедных путях формирования российского бизнеса. В ответах экспертов, рассуждающих "в распределительном духе", нередко всплывали полузабытые сегодняшним общественным дискурсом понятия "классовая борьба", "капитал и наемный труд".
- "Вообще, бизнес заинтересован ...в собственном процветании и развитии. Для этого он должен думать о том, чтобы нести социальную ответственность. Грубо говоря, чтобы наемный труд не восстал против капитала, капитал должен его поддерживать, подкармливать. Это в корне этого явления"
(эксперт, Новосибирск).
- "Грубо если, то делиться с бедными и незащищенными слоями тем, у кого дело пошло. Поскольку у нас так исторически сложилось, что дело замешано на разделенной общественной собственности и не с неба упал первоначальный капитал, а всякими путями получен за счет передела и приватизации, ...с одной стороны, юридически это необязательно, не узаконено меценатство, но исторически восходящее к временам древнебиблейским, ветхозаветным... И как бы это такое этическое правило. С одной стороны, это моральная обязанность, а с другой стороны, это как бы дает возможность обезопасить более богатых от того, что произошло у нас в 17-м году..."
(эксперт, Брянск).
- "Вы знаете, как говорил президент Рузвельт в начале 30-х годов, надо делиться. Чтобы не произошло социального взрыва среди обнищавшего населения, чтобы этот котел не перегрелся, монополии определенную часть сверхприбыли должны определять на социальные программы. Вот это, на мой взгляд, и есть социальная ответственность бизнеса"
(эксперт, Тула).
- "Фактически оно [выражение «социальная ответственность бизнеса»] означает следующее: богатые должны делиться с бедными. Больше никакого фактического смысла сюда никто не вкладывает. А теоретически подразумевается, что для того чтобы сохранялся социальный мир, бизнес должен выделять определенные суммы на помощь бедным и малообразованным"
(эксперт, Санкт-Петербург).
- "...они должны делиться, а уж олигархам – сам Бог велел. Произросли они в нашей стране, богатство часто неправедно нажито, они должны откупаться так, грубо говоря. ...А почему ответственность? Потому что нельзя комфортно жить в бедной, нищей, озлобленной стране. ...Если ты богат, на тебя богатство накладывает некие обязательства – естественно, добровольные. Да и в принципе, исполнение этих обязательств тоже идет на пользу бизнесу: страна становится спокойнее – бизнес спокойнее, так в идеале"
(эксперт, Красноярск).
- Ряд экспертов связывали анализируемое понятие непосредственно с производственной деятельностью, которая должна быть социально ответственной в "технологическом" смысле. Иначе говоря, социальная ответственность бизнеса заключается в производстве качественных товаров и услуг.
- "...услуги или тот продукт, который производят фирмы, он должен соответствовать качеству и требованиям международным и российским"
(эксперт, Тамбов).
- В качестве отдельного, самостоятельного подхода можно выделить трактовки понятия "социальная ответственность бизнеса", в которых акцент делался не на формальных или нравственных аспектах ответственности, а на ее "территориальном" измерении. В этом случае эксперты подчеркивали региональную ответственность предпринимателей. Наиболее полное представление об этой точке зрения дает ответ иркутского эксперта:
- "<Социальная ответственность> означает, что бизнес ответствен за ту территорию, за то общество, в котором он работает. То есть это регулярные выплаты по полной программе налогов на той территории, где он работает, а не перевод, например, в центральные федеральные органы. Это поддержка малоимущих слоев различными акциями, это забота о ветеранах, то есть полная ориентация на муниципальные образования местного уровня"
(эксперт, Иркутск).
В рамках регионального подхода можно выделить две оценочные позиции. Первая, охарактеризованная выше, подразумевает региональную ответственность бизнеса. Вторая указывает на злоупотребления людей, которые прикрываются этим понятием. В последнем случае часто говорилось о стремлении представителей власти решать возложенные на них задачи за счет бизнесменов.
- "...то, что в него [в это понятие] вкладывается, меня иногда начинает раздражать. Социальная ответственность бизнеса все чаще начинает восприниматься двояко. На уровне снизу – делиться надо, короче, причем делиться по-дикому: все раздербаем – и все. А с точки зрения чиновника, причем не высшего федерального уровня, а муниципальных, городских: вот надо, надо, дай туда, дай сюда! При этом собственная недееспособность прикрывается. ...То есть какое-то социальное отягощение"
(эксперт, Брянск).
- "...вы понимаете, их постоянно теребят, у них требует администрация и городская, и областная – это такой узаконенный рэкет – то ко Дню города, то для ветеранов, то дни германо-советской дружбы, то еще что-то. ...В принципе у меня отношение к этому двоякое, я считаю, что они, конечно, должны помогать и у них должна быть общественная ответственность за свое богатство, за то, что они поимели... я не хочу сказать, что нечестно, но легко, то, что они имеют в руках. Но с другой стороны, мне их искренне жаль, потому что они ...попали в такую переделку"
(эксперт, Владимир).
О том, что такое "эксплуататорское" понимание социальной ответственности бизнеса действительно имеет место на муниципальном уровне, можно судить из рассуждений тамбовского эксперта – представителя местной администрации:
- "...бизнес-сообщество должно ...нацеливать своих коллег ...на решение социальных проблем и на то, чтобы сами бизнесмены играли определенную роль и выполняли, во всяком случае, заботились о том, что сегодня есть в своем городе, районе. ...Я думаю, что можно привести примеры: это участие в социальных проектах, которые есть, благотворительность, это взаимодействие с органами власти..."
(эксперт, Тамбов).
"Тотальная" трактовка социальной ответственности бизнеса
Перечисленные выше подходы часто совмещались в ответе одного респондента. В целом для экспертных суждений характерна тенденция к расширительному толкованию анализируемого понятия, стремление нагрузить его дополнительными, помимо основного смысла, значениями. Последние чаще всего имеют отношение к идеалам морали и духовности. Подобное тотальное и в той или иной степени морализаторское отношение ко многим социальным категориям вообще свойственно для российской общественности. В рамках тотального подхода бизнес в конечном счете признается ответственным за всё. Типичный перечень "целевых объектов и направлений" социальной ответственности бизнеса присутствует в ответе тамбовского эксперта:
- "Тут ...должно быть несколько уровней. Первый уровень – это ответственность бизнеса перед своими работниками, то есть выплата зарплат, социальные пакеты и прочие дела, которые должен решать бизнесмен, предприниматель. Второе – ответственность предпринимателя перед тем регионом, в котором он работает, то есть в данном случае ставятся проблемы шире: проблемы населения вообще, проблемы семей, проблемы экологии сюда могут входить. И, наверное, третий уровень – когда предприниматель должен считать, что он все-таки живет в стране, и учитывать <ее> интересы, соизмерять свое развитие с интересами страны. ...Во-первых, ответственность проявляется в создании более-менее справедливой законодательной системы, изменении определенных политических отношений. Во-вторых, я думаю, что это проявляется в попытке решить на основе справедливых принципов распределения и перераспределения того, что мы имеем в стране. Далее, ответственность за развитие всей системы, всей инфраструктуры, касающейся образования, касающейся совершенствования системы здравоохранения, связанной с охраной экосистемы в стране, и не только это..."
(первый эксперт, Тамбов).
- "Ответственность за свои деяния: в какой мере они соответствуют тем нормам, которые приняты прежде всего в правовом плане обществом. Второе – это моральные нормы, ибо многие безнравственные люди сначала приняли определенные законы, которые в конечном счете создали условия для развития преступлений в области присвоения на основе правовых документов. Второй момент – конечно, ответственность должна быть не только за экономическое деяние, но и ответственность за то, что совершается в политических отношениях. И следующий очень важный момент – это связано с развитием духовной культуры. К великому сожалению, то, что поддерживается, особенно в виде вот этих телекомпаний, служит не столько нравственному обновлению и развитию, а скорее наоборот. ...И за все эти вещи бизнес должен нести ответственность"
(эксперт, Уфа).
- "...Я думаю, что должны быть предусмотрены не только механизмы налогообложения бизнеса, за счет этого будут пополнять социальную сферу, но и какие-то еще должны быть разработаны механизмы, где они должны на себя брать долю ответственности <...> за какие-то сферы, за какие-то направления. Либо это долевое участие должно быть, либо одно направление. Если у тебя бизнес в энергетике, то это одно направление, если у тебя бизнес промышленный, то другое, если это наше предпринимательство, как теперь спекуляцию называют, то это какая-то другая сфера, вот как-то так. Если это дорожники, транспортники, то у них может быть отраслевая ответственность"
(второй эксперт, Тамбов).
Альтернативой тотальному подходу выступает "особое мнение" воронежского эксперта. В его представлении, социальная ответственность есть просто выполнение функции, предназначенной бизнесу общественным разделением труда. При таком подходе оценочные и территориальные критерии интерпретации обсуждаемого понятия утрачивают смысл.
- "Ничего сложного в этом нет. Бизнес как часть общества несет перед обществом свою часть ответственности. Есть ведь ответственность социальная власти, социальная ответственность силовых структур, интеллигенции, у каждого своя доля социальной ответственности, у бизнеса – тоже. Обычная вещь, ничего тут нового и оригинального сказать невозможно... Бизнес создает рабочие места, платит налоги, зарплаты... В общем, выполняет функцию по наполнению государства услугами, деньгами, товарами"
(эксперт, Воронеж).
Мнения о способах реализации принципа социальной ответственности бизнеса находятся в тесной связи с представлениями о сущности этого понятия, а также о том, где располагаются "рычаги" формирования социальной ответственности – в сфере формальных установлений или в сфере сознания. Что касается формальных рычагов, то это может быть или "кнут" (санкции в случае нарушения налогового и трудового законодательства), или "пряник" (создание режима экономического благоприятствования для благотворительной деятельности предпринимателей).
Эксперты, склоняющиеся к морализаторскому подходу, разделились во мнениях по поводу возможных способов воздействия на "сознательность" бизнесменов. Одни полагают, что социальная ответственность, будучи сугубо личностным нравственным качеством, должна регулироваться только на уровне индивидуальной морали. Иначе говоря, социальная ответственность – это дело совести, и "стимулировать" ее извне бесполезно:
- "
Эксперт: Должна быть внутренняя потребность в первую очередь. Это вещь очень простая, и в то же время – самая сложная. Каждый человек на каждом своем участке работы должен чувствовать свою ответственность перед другими. Это вопрос исключительно воспитания. У нас этого, к сожалению, нет. Когда появится, я не знаю.
Интервьюер: Какие главные задачи надо решать, реализуя принцип социальной ответственности?
Эксперт: Никаких задач не надо решать. Это вопрос постепенного эволюционирования каждой отдельной личности, это вопрос самосовершенствования. ...Бизнесмен должен платить налоги и создавать хорошие условия для труда у него. Тут вещи совершенно общепонятные, общечеловеческие. Но как только государство говорит: «бизнес должен», то государство в первую очередь имеет <в виду> то, что бизнес должен <давать> ему взятки и пополнять черную кассу..." (эксперт, Воронеж).
- "Насколько я себе представляю, никак его не реализуешь, кроме как осознанием самого бизнесмена, что это необходимо. Потому что если какими-то фискальными методами давить – у нас очень большой теневой сектор экономики, они просто туда уйдут, и все, и мы с них вообще ничего не получим. Я думаю, <...> что социальная ответственность бизнеса будет только тогда, когда сами предприниматели это осознают или с них будут требовать работники, то есть не власть, а именно работники. <...> Наверное, все-таки надо повышать грамотность работников, тех, кто работает, потому что я считаю, что от них больше зависит, будет ли бизнес ответственный – это во-первых. Во-вторых, естественно, – работа с бизнесменами опять же в плане повышения их культуры, осознания их ответственности, потому что властными методами ничего не добьешься. <...> Зависит от этих двух позиций: от самого бизнесмена зависит и от того, кто у него работает. А власть может помочь, чуть-чуть поддавить"
(эксперт, Тамбов).
Другие эксперты, напротив, призывают государство воспитывать российских предпринимателей, прививать им необходимые моральные и гражданские качества.
- "Мне кажется, что приказать это нельзя, чтобы бизнес был социально ответственным. Россия – страна, в которой ориентация всегда шла на власть, и до революции, и в советское время, поэтому если бы сегодня власть ориентировала бизнес на социальную ответственность, то я думаю, в этом смысле у нас успехов было бы гораздо больше, чем сейчас. Сегодня – нет, власть не ориентирует на социальную ответственность, кроме как на налоги..."
(эксперт, Смоленск).
- "...Государство должно в лице правительства, президента, законодателей разъяснить бизнесу, что он может существовать только в том случае, если он будет делиться доходами в нормальном соотношении с гражданами своей страны... А второе – принимать жесткие законы, побуждающие в рамках не насилия, <...> а экономического воздействия бизнес активнее участвовать <в социальной жизни>, в том числе – платить налоги, в том числе – принимать участие в создании корпоративных социальных центров. Это могут быть и лечебницы, это могут быть профилактории, это могут быть базы отдыха, это могут быть клиники и больницы, финансируемые за счет крупных корпораций. То есть побуждать двумя путями"
(эксперт, Тамбов).
Вопрос о том, кто является субъектом социальной ответственности, вызвал три типичные реакции. Примерно в половине случаев эксперты говорили, что требование социальной ответственности обращено к крупному бизнесу, который располагает средствами и возможностями для широкой благотворительной деятельности. Эти суждения высказывали прежде всего те эксперты, которые в той или иной степени разделяли морализаторский подход при определении понятия "социальная ответственность".
- "Я думаю, что это в первую очередь обращено к очень богатым людям, которые занимаются крупным бизнесом. Потому что мелкий бизнес не может быть ответственным – он сам неустойчив, боится прогореть. А крупный бизнес, у которого есть возможности поделиться <...>, – поделиться надо"
(эксперт, Новосибирск).
Формально-юридический подход предполагает признание равной ответственности всех субъектов бизнеса: нормы экономического права одинаковы для всех – и для олигарха, и для бабушки, торгующей на рынке. При этом один из экспертов, последовательно отстаивавший данную позицию, увидел проблему прежде всего в сфере малого бизнеса, поскольку именно здесь наиболее распространены экономические правонарушения: уход от налогов, невыполнение трудового законодательства и пр.
- "...Мы должны все, начиная от простой бабушки, которая торгует, одинаково должны быть ответственны перед законом, мы должны заплатить единый вмененный налог, должны оплатить по полной программе, ну и плюс ко всему нельзя забывать, что русский человек <...> – ментальность такая, что он всегда ближнему оказывал помощь"
(эксперт, Иркутск).
- "В идеале – сообщество от мелкого предпринимателя до крупного миллиардера"
(эксперт, Воронеж).
- "...Люди, работающие в малом бизнесе, – им требуется точно так же защита, как и тем, кто работает в крупных компаниях, а, может, даже больше, <...> потому что сейчас <...> очень плохое положение дел с выполнением трудового законодательства в первую очередь руководством мелких компаний"
(эксперт, Архангельск).
Третье достаточно типичное представление о субъекте социальной ответственности исходит исключительно из духовно-нравственного понимания этого понятия. Согласно такому пониманию, каждый человек индивидуально отвечает перед своей совестью, Богом и людьми, и никакая социальная адресация здесь неуместна. Наиболее отчетливо эту позицию сформулировал эксперт из Тамбова:
- "Социальная ответственность персонифицирована. Я не признаю никакой коллективной ответственности <...>, каждый человек отвечает сам перед Богом и перед законом. Это личностное понятие"
(эксперт, Тамбов).
- "Социальная ответственность начинается с конкретных людей, с их понимания мира, духовности и прочее. Это должны быть примеры прежде всего, а потом, когда появляется сообщество, то все поступают так, как показывают эти примеры"
(эксперт, Кострома).
На вопрос, есть ли в России социально ответственные бизнесмены, положительные ответы дала несколько большая доля экспертов, чем отрицательные. Положительные ответы давались, как правило, теми, кто понимает социальную ответственность бизнеса как благотворительность. Приводя конкретные примеры, подавляющее большинство экспертов говорили о деятельности М. Ходорковского или компании ЮКОС. Респонденты указывали на конкретные акции, предпринятые тем или иным благодетелем (комплектация сельских библиотек на средства ЮКОСа в Тамбовской области, стипендии и гранты, которые выплачивают Ходорковский и Потанин, и т. п.).
Впрочем, некоторые эксперты воспринимают деятельность бизнесменов, направленную на благо общества, просто как эффективный пиар-ход:
- "...Те, кто занимается какими-то социальными проектами, я имею в виду Потанина, который раздает стипендии талантливым студентам, я не думаю, что он этим занимается с точки зрения социальной ответственности... То есть речь идет не о социальной ответственности, а просто <...> такой пиар-ход
(эксперт, Воронеж).
Рассуждая о конкретных способах реализации социальной ответственности, понимаемой как благотворительность, эксперты предлагали развивать сеть фондов, через которые можно было бы рационально, справедливо и эффективно распределять добровольные пожертвования бизнесменов, чувствующих, что они имеют нравственные обязательства перед обществом.
- "...Желательна работа фондов, благотворительных фондов, которые постоянно осуществляют какие-то программы. Только эти фонды должны создавать не чиновники, а сами бизнесмены с привлечением общественности, авторитетных людей в моральном плане"
(эксперт, Красноярск).
- "...Мне кажется, что наиболее справедливая и наиболее оптимальная – это система грантов от каких-то крупных компаний, объединений, ассоциаций, которые были бы непосредственно адресованы <...> общественным организациям, занимающимся социальными программами. <...> Эта подпитка должна активизировать самоуправление граждан. <...> Государственные структуры должны быть здесь посредниками и должны быть координаторами, но не входить непосредственно в эти структуры, мне так кажется, потому что небольшой опыт (я могу отследить то, что у нас происходит в культуре), он показывает, что очень многое просто уходит налево из грантов. <...> Должен быть совет экспертов, который может подсказать, на кого надо тратить деньги, а на кого и не надо. <...> Вот это, к сожалению, пока не отлажено"
(эксперт, Брянск).
- "...Я являюсь членом правления общественной организации города, и мы неоднократно над этим задумывались, потому что в каждом вот этом благодеянии, которое они оказывают, есть большая доля – можно сказать, что и 100%, может, 99% – субъективизма. <...> Поэтому мы тогда задумались над этим и собрали несколько организаций, обратились ко многим из них и попросили создать такой фонд, чтобы посильные суммы они в этот фонд отчисляли, а распределяли бы это фонд группа объективных людей, <...> вкусу и уму которых мы доверяем, справедливости которых мы доверяем..."
(эксперт, Владимир).
- "Если они сами выбирают, то это, естественно, может быть необъективно, может быть очень субъективно, <...> могут быть и моменты коррупции, хотя я думаю, что крупным бизнесменам взятки не нужны – это не чиновник, да? <...> Стало быть, оптимальный вариант – это взаимодействие бизнеса и структур гражданского общества, которого у нас пока мало – пока они только зарождаются, но они все-таки есть. То есть это благотворительные организации, то есть это фонды, то есть это те, которые пытаются каким-то образом вести мониторинг и выявляют болевые точки, на которые надо направлять дополнительные средства"
(эксперт, Тула).
Основные интерпретации понятия "социальная ответственность бизнеса"
1 – формально-юридическое понимание социальной ответственности: своевременная и полная уплата налогов;
2 а – корпоративный подход: патерналистская версия;
2 б – корпоративный подход: формальная версия;
3 – социологическое понимание социальной ответственности;
4 – социальная ответственность как благотворительность;
5 – распределительный подход;
6 – "технологический" подход: производство качественных товаров и услуг;
7 – региональная ответственность бизнеса.
Пунктиром показана основная смысловая ось понятия "социальная ответственность бизнеса", по отношению к которой содержательно структурируются все остальные подходы. Полюсами этой оси выступают формально-юридический подход, в рамках которого социальная ответственность рассматривается как ответственность перед налоговым законодательством, единым для всей страны (квадрат 1 на схеме), и духовно-нравственный подход, согласно которому социальная ответственность есть дело совести и проявляется в виде актов добровольной и бескорыстной помощи. Понятая таким образом, социальная ответственность бизнеса не подлежит территориальному измерению (квадрат 4).
|