08.07.2004, Опрос населения
|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 3-4 июля 2004 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов, 100 из которых входят и в общероссийскую выборку. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
Отношение российского общества к армии и воинской службе не впервые становится предметом исследования ФОМ. Постоянное обращение к этой теме определяется, по крайней мере, двумя причинами. С одной стороны, как показывают данные более ранних опросов, служба в армии является частью жизненного опыта – своего собственного или близких людей – немалой доли наших сограждан (около трети респондентов сами некогда проходили срочную службу, а у более чем половины такой опыт имели близкие родственники) (См.: Срочная служба в армии // Доминанты. Поле мнений. 2002. № .39, 3 окт. (http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dominant2002/499_1393/1202_1413/4009_1421/d023910)). С другой стороны, за последние 10-15 лет претерпели значительные изменения как представления россиян, в том числе и призывников, о службе в армии, так и установки по отношению к армии как социальному институту, что требует дополнительных исследований и анализа.
В целом, опираясь на выводы более ранних исследований, отношение наших сограждан к армии можно описать в двух системах координат. В рамках одной из них – условно назовем ее 'традиционалистской' – армия рассматривается, с одной стороны, как необходимый этап социализации юноши, а с другой – как несомненный долг человека, волею судьбы родившегося мужчиной (Отмеченная логика господствовала в массовом сознании в советскую эпоху (во всяком случае, до времен брежневского 'застоя'), когда юноша, не отдавший свой долг Родине, 'клеймился' общественным мнением как недостойный или неполноценный, что, в свою очередь, могло иметь вполне осязаемые по-следствия в виде ограничений при приеме на определенную работу или продвижении по служебной ле-стнице.).
Другая позиция – назовем ее 'современной', или 'модернистской' – трактует армию как возможный, но не обязательный элемент личной биографии мужчины. С этой – индивидуалистической – точки зрения, любая личность может и должна самостоятельно принимать решения относительно построения собственной жизни (при этом ответственность за принятые решения лежит исключительно на ней). Следовательно, решение о службе в армии, как и другие жизненные решения, должно зависеть от свободного выбора индивида.
Как известно, российское законодательство предписывает каждому совершеннолетнему гражданину мужского пола (за немногими исключениями) отслужить положенный срок в армии. Иными словами, на сегодняшний день на законодательном уровне закреплена традиционалистская схема взаимоотношений армии и гражданина. Одновременно в массовом сознании преобладает уверенность в том, что современные юноши служить в армии не хотят – об этом говорит 87% респондентов, в то время как в обратном убеждено несоизмеримо меньшее число опрошенных (6%) (Отметим, что эта уверенность россиян весьма стабильна: данные, полученные в ходе опроса почти двухгодичной давности, демонстрировали аналогичное распределение ответов на вопрос.).
|
Сентябрь 2002 |
Июль 2004 |
Вопрос: 'Как Вы полагаете, юноши сегодня по большей части хотят или не хотят
служить в армии?'
|
Хотят |
7 |
6 |
Не хотят |
86 |
87 |
Затр. ответить |
7 |
7 |
|
Более того, значительная часть респондентов убеждена, что нежелание молодых ребят идти в армию в последнее время лишь возрастает: две трети опрошенных (68%) считают, что доля желающих исполнять свой воинский долг за прошедшие три-четыре года стала меньше, и лишь 16% придерживаются противоположной точки зрения.
Важно при этом отметить, что сегодня значительная часть опрошенных относится к 'уклонистам', не желающим служить в армии, скорее с сочувствием, чем с осуждением (Данные общероссийского опроса населения от 28-29 сентября 2002 г. См.: Срочная служба в армии // Доминанты. Поле мнений. 2002. № .39, 3 окт. (http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dominant2002/499_1393/1202_1413/4009_1421/d023910) Отвечая на вопрос 'Одни относятся к людям, которые уклоняются от службы в армии, отрица-тельно, с осуждением. Другие относятся к таким людям с пониманием, сочувствием. Лично Вам какая позиция ближе - первая или вторая?', первую позицию выбрали 35% наших сограждан; вторую - 53%.)). На этом фоне мы были бы вправе ожидать, что нашим согражданам ближе 'модернистский' принцип взаимодействия армии и гражданина. Однако полученные данные показывают обратное. Модернистская, индивидуалистическая позиция близка чуть более трети опрошенных (37%), в то время как почти вдвое большее число респондентов (60%) склоняются к традиционалистской схеме, поддерживая точку зрения об обязательности военной службы для всех мужчин. И более того – по сравнению с данными осени 2002 года количество 'традиционалистов' заметно возросло, в то время как число их оппонентов сократилось.
|
Октябрь 2002 |
Июль 2004 |
Вопрос: 'Одни полагают, что каждый молодой человек обязан пройти службу в армии. Другие полагают, что молодой человек должен иметь право самостоятельно решать, служить ему в армии или не служить. С каким мнением Вы согласны – с первым или вторым?' |
С первым |
51 |
60 |
Со вторым |
44 |
37 |
Затр. ответить |
5 |
3 |
|
Обобщенные социально-политические портреты сторонников той или иной точки зрения на данную проблему вполне предсказуемы: так, в среде тех, кто убежден в необходимости военной службы для всех юношей без исключения, чаще встречаются сторонники левых политических сил, а также люди, традиционно составляющие коммунистический электорат: пожилые, малообразованные и низкодоходные респонденты, жители сельской местности. Напротив, в группе респондентов, придерживающихся модернисткой точки зрения на решение проблемы службы в армии, более заметны представители ресурсных слоев нашего общества: молодые, относительно высокодоходные и высокообразованные респонденты, жители Москвы и других российских мегаполисов. Как показывают результаты опроса, именно такие люди чаще всего составляют электорат политических партий правого толка (СПС и 'Яблока').
Согласно полученным данным, две трети россиян (62%) считают, что военная служба может стать для молодого человека хорошим способом воспитать характер, а также источником опыта, полезного для жизни 'на гражданке'. Лишь каждый четвертый (27%) убежден в том, что служба в армии – это впустую потраченное время. Отметим, что сегодня – по сравнению с данными 2000 г. – несколько (на 4 п. п.) возросло количество воспринимающих армию как определенную 'школу жизни'.
|
Ноябрь 2000 |
Июль 2004 |
Вопрос: 'Одни называют срочную службу в армии 'школой жизни'. По мнению других – это 'потерянные годы'. С какой точкой зрения – первой или второй – Вы согласны?' |
С первой |
58 |
62 |
Со второй |
31 |
27 |
Затр. ответить |
11 |
11 |
|
Как показывает анализ, это противопоставление (армия как 'школа жизни' – армия как 'бесполезная трата времени') тесно коррелирует с описанной выше дихотомией в восприятии армейской службы – как некоего обязательства индивида перед государством либо как его добровольного выбора. Так, среди тех, кто выбирает традиционалистский вариант отношений между индивидом и армией как общественным институтом, подавляющее большинство считает военную службу хорошей школой жизни для молодого человека. Напротив, среди 'голосующих' за предоставление юноше возможности самому решать свою судьбу более половины придерживаются мнения о 'бесполезной трате времени' в армии.
|
Все |
Каждый молодой человек... |
обязан пройти службу в армии |
должен иметь право самостоятельно решать, служить ему в армии или не служить |
затр. ответить |
Вопрос: 'Одни называют срочную службу в армии 'школой жизни'. По мнению других – это 'потерянные годы'. С какой точкой зрения – первой или второй – Вы согласны?' |
С первой |
62 |
85 |
29 |
27 |
Со второй |
27 |
9 |
55 |
33 |
Затр. ответить |
11 |
6 |
16 |
40 |
|
Как известно, дневные отделения средних специальных и высших учебных заведений предоставляют своим учащимся отсрочку от армии на весь срок обучения. Как относятся наши сограждане к этой привилегии?
С одной стороны, опрос показывает: более половины всех респондентов (57%) убеждены, что юношей, поступающих в высшие и средние специальные учебные заведения исключительно ради получения заветной отсрочки от службы в армии, сейчас много. Более чем в два раза меньшее число опрошенных (22%) считает, что таких студентов мало, и всего 3% – что их нет совсем. Примечательно, что студенты (в том числе и бывшие – т. е. люди с высшим образованием), а также молодые респонденты в целом – чаще прочих говорят о наличии в учебных заведениях большого количества студентов мужского пола, пришедших туда именно за отсрочкой.
И все же – несмотря на весьма впечатляющее распределение ответов на предыдущий вопрос – подавляющее большинство респондентов (83%) в условном 'противостоянии' армейской службы и высшего образования отдают предпочтение последнему (Вопрос: 'Как Вы считаете, следует или не следует давать молодым людям отсрочку от службы в армии на время учебы?'.), и лишь каждый десятый считает, что предоставлять отсрочку от службы не следует. То, что в массовом сознании ценность образования стоит значительно выше, чем ценность армейской службы, подтверждают и данные о том, что даже среди 'традиционалистов' (выступающих за обязательную воинскую повинность для всех мужчин) три четверти высказываются за отсрочку от призыва, а противоположную точку зрения даже в этой группе разделяет всего 14%:
|
Все |
Каждый молодой человек... |
обязан пройти службу в армии |
должен иметь право самостоятельно решать, служить ему в армии или не служить |
затр. ответить |
Вопрос: 'Как Вы считаете, следует или не следует давать молодым людям отсрочку от службы в армии на время учебы?' |
Следует |
83 |
78 |
91 |
76 |
Не следует |
10 |
14 |
5 |
7 |
Затр. ответить |
7 |
8 |
5 |
17 |
|
Отвечая на открытый вопрос 'Почему Вы считаете, что молодым людям на время учебы следует давать отсрочку от службы в армии?' респонденты приводили обоснования, которые однозначно свидетельствуют о том, что получение образования молодыми людьми представляется им гораздо более важным, чем армейская служба. Так, 36% респондентов (что составляет почти половину всех ответивших на данный вопрос) прямо заявляют, что 'образование должно быть на первом месте':
- 'Образование важнее'; 'образование – это главное для человека, для его будущего'; 'учеба – это самое главное в жизни'
(открытый вопрос, 27%);
- 'Должен получить специальность – это важно для его жизни'; 'надо иметь возможность выучиться, получить профессию'; 'нужно сначала получить специальность'
(открытый вопрос, 6%).
23% респондентов при ответе на данный вопрос акцентировали внимание на нежелательности пауз в обучении – по их словам, для того, чтобы быть качественным, образовательный процесс должен быть непрерывным:
- 'Высшее образование должно быть непрерывным'; 'лучше без перерыва'; 'начав учиться, нужно закончить учебу до конца'; 'обучение должно быть беспрерывным'
(открытый вопрос).
Еще 23% опрошенных, развивая эту мысль, указывают на негативное влияние армии на интеллект, мировосприятие и даже психику молодого человека. По их словам, у вернувшихся 'на гражданку' зачастую отмечаются признаки интеллектуальной и духовной деградации, к тому же многие из них уже просто не имеют желания продолжать учебу:
- 'Потому что возвращаются из армии придурками, мозгов не хватает на учебу'; 'труднее адаптироваться к учебе после армии'; 'он за два года службы все забудет, ему все извилины выровняют'; 'в армии отупеют и все забудут'
(открытый вопрос, 15%).
- 'Взгляды на жизнь после армии меняются'; 'после армии меняется мировоззрение...'; 'после армии многие не возобновляют учебу'; 'после армии совсем другие взгляды'
(открытый вопрос, 8%).
Приведенные выше доводы в пользу отсрочки от армейской службы исходят из личных интересов индивида – и это очень показательно. Однако небольшое количество респондентов при ответе на данный вопрос пытаются учитывать и интересы армии. Так, 4% опрошенных заявляют, что армия заинтересована в высокопрофессиональных, образованных людях, способных принести ей больше пользы:
- 'Армии нужны грамотные офицеры'; 'армии тоже нужны специалисты'; 'армия должна быть высокообразованной'; 'больше толка будет в армии, если образованные туда идут'
(открытый вопрос).
Основной аргумент тех, кто считает нежелательным предоставление юношам отсрочки от армии на время обучения (Т. е. ответивших на вопрос: 'Почему вы считаете, что молодым людям на время учебы не следует давать отсрочку от службы в армии?'.), – несколько прямолинейное утверждение 'служить обязаны все без исключения' (так считает более половины всех ответивших на этот вопрос – 4% всего по выборке):
- 'Все должны служить в армии'; 'все должны служить, как положено'; 'потому что по Конституции равны все и обязаны с 18-летнего возраста служить в армии'
(открытый вопрос).
Возможно, несогласие некоторых респондентов с отсрочкой от службы отчасти обусловлено уверенностью в том, что на сегодняшний день основная цель значительного числа студентов – не получить образование, а именно 'откосить' от армии.
|
Все |
Давать молодым людям отсрочку от службы в армии на время учебы... |
следует |
не следует |
затр. ответить |
Сегодня в России тех, кто идет учиться только ради отсрочки от службы в армии... |
Нет совсем |
3 |
3 |
1 |
3 |
Много |
57 |
57 |
67 |
48 |
Мало |
22 |
24 |
17 |
16 |
Затр. ответить |
18 |
16 |
16 |
32 |
|
Таким образом, если рассматривать отношение респондентов к службе в армии изолированно, то мы будем вынуждены констатировать, что в общественном сознании превалирует 'традиционалистская' установка, т. е. убежденность в том, что каждый юноша, за редкими исключениями, обязан выполнить свой долг и отслужить положенный срок в армии. Однако как только служба в армии начинает соотноситься и в известной степени противопоставляться получению образования, ситуация меняется: высшее (и среднее специальное) образование воспринимается как абсолютная ценность – в отличие от воинского долга, который отходит на второй план.
|
|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 3-4 июля 2004 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов, 100 из которых входят и в общероссийскую выборку. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
ОДНИ ПОЛАГАЮТ, ЧТО КАЖДЫЙ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ОБЯЗАН ПРОЙТИ СЛУЖБУ В АРМИИ. ДРУГИЕ ПОЛАГАЮТ, ЧТО МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРАВО САМОСТОЯТЕЛЬНО РЕШАТЬ, СЛУЖИТЬ ЕМУ В АРМИИ ИЛИ НЕ СЛУЖИТЬ. С КАКИМ МНЕНИЕМ ВЫ СОГЛАСНЫ - С ПЕРВЫМ ИЛИ ВТОРЫМ?
ОДНИ НАЗЫВАЮТ СРОЧНУЮ СЛУЖБУ В АРМИИ 'ШКОЛОЙ ЖИЗНИ'. ПО МНЕНИЮ ДРУГИХ, ЭТО 'ПОТЕРЯННЫЕ ГОДЫ'. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ - ПЕРВОЙ ИЛИ ВТОРОЙ - ВЫ СОГЛАСНЫ?
КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ЮНОШИ СЕГОДНЯ ПО БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ ХОТЯТ ИЛИ НЕ ХОТЯТ СЛУЖИТЬ В АРМИИ?
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЗА ПОСЛЕДНИЕ 3-4 ГОДА СРЕДИ ЮНОШЕЙ ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА СТАЛО БОЛЬШЕ ИЛИ МЕНЬШЕ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ СЛУЖИТЬ В АРМИИ?
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЛЕДУЕТ ИЛИ НЕ СЛЕДУЕТ ДАВАТЬ МОЛОДЫМ ЛЮДЯМ ОТСРОЧКУ ОТ СЛУЖБЫ В АРМИИ НА ВРЕМЯ УЧЕБЫ?
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, СЕГОДНЯ В РОССИИ ТЕХ, КТО ИДЕТ УЧИТЬСЯ ТОЛЬКО РАДИ ОТСРОЧКИ ОТ СЛУЖБЫ В АРМИИ, МНОГО, МАЛО, ИЛИ ТАКИХ НЕТ ВООБЩЕ?
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО МОЛОДЫМ ЛЮДЯМ НА ВРЕМЯ УЧЕБЫ СЛЕДУЕТ ДАВАТЬ ОТСРОЧКУ ОТ СЛУЖБЫ В АРМИИ?
(в % от числа опрошенных по России)
Служба в армии мешает получению образования |
|
40 |
Нельзя прерывать процесс обучения |
23 |
|
- 'Два года теряешь – лучше сразу учебу закончить'; 'жалко прерывать учебу'; 'дать возможность доучиться'; 'должен закончить образование'; 'если он поступил, надо закончить'; 'лучше без перерыва'; 'надо доучиться до армии'; 'надо, чтобы молодые сначала закончили учебу'; 'обучение должно быть беспрерывным'.
|
|
|
После армии учеба дается труднее |
15 |
|
- 'За время службы забудется все, что учил'; 'знания улетучатся'; 'после армии им трудно входить в учебный процесс'; 'после армии труднее поступать или возобновлять учебу'; 'потом не восстановишь те знания, которые получены'; 'потому что возвращаются из армии придурками, мозгов не хватает на учебу'; 'труднее адаптироваться к учебе после армии'; 'чтобы сохранить знания'; 'он за два года службы все забудет, ему все извилины выровняют'; 'в армии отупеют и все забудут'.
|
|
|
После армии не будут учиться, изменятся жизненные обстоятельства |
8 |
|
- 'В течение двух лет желание учиться пропадает'; 'взгляды на жизнь после армии меняются'; 'многие бросят учиться после армии'; 'он вернулся из армии с другим мышлением, у него другие планы'; 'после армии, возможно, не будет такой возможности – изменятся обстоятельства, появится семья'; 'после армии меняется мировоззрение...'; 'после армии многие не возобновляют учебу'; 'после армии не будут учиться'; 'после армии уже необходимо трудиться'.
|
|
|
|
|
|
Получить образование – важнее |
|
36 |
Нужно получить образование в целом |
27 |
|
- 'Образование должно быть на первом месте'; 'надо получить образование в первую очередь'; '...образование обязательно нужно получить'; 'нужно иметь образование'; 'образование важнее'; 'образование – это главное для человека, для его будущего'; 'пускай учатся – это полезно'; 'пусть сначала выучатся, пока молодые'; 'следует сначала выучиться'; 'учеба – это самое главное в жизни'.
|
|
|
Нужно получить профессию, специальность |
6 |
|
- 'Должен получить специальность – это важно для его жизни'; 'надо иметь возможность выучиться, получить профессию'; 'нужно сначала получить специальность'; 'только в вузе станет хорошим специалистом'; 'уже будет иметь специальность'; 'чтобы получил профессию до армии'.
|
|
|
Те, у кого есть желание и способности учиться, должны получать образование |
4 |
|
- 'Если добросовестно учится'; 'если есть желание, то пусть учится, а служить успеет'; 'если есть способности – можно учиться'; 'если люди хотят учиться, отсрочка нужна'; 'если одаренный ребенок, необходимо создать условия закончить вуз'; 'если парень умный, то надо дать ему возможность получить образование'; 'если стремится к знаниям, пусть сначала учится'; 'если ум есть, то пусть учится'; 'если хочет чего-то добиться, пусть учится'; 'если человек хочет учиться, нужно дать возможность доучиться'.
|
|
|
|
|
|
Армии нужны образованные, зрелые кадры |
|
7 |
Армии нужны профессионалы, образованные люди |
4 |
|
- 'Армии нужны грамотные офицеры'; 'армии тоже нужны специалисты'; 'армия должна быть высокообразованной'; 'больше толка будет в армии, если образованные туда идут'; 'если будет специальность, то это в армии пригодится'; 'я думаю, в армии нужны образованные солдаты'; 'от образованных людей в армии больше пользы'.
|
|
|
Армии нужны более взрослые люди |
3 |
|
- 'Более сознательные'; 'будет жизненный опыт'; 'будут старше и сумеют за себя постоять'; 'в восемнадцать лет еще не готовы к службе'; 'в армию идти более зрелыми'; 'в этом возрасте они еще маленькие'; 'надо молодым сперва повзрослеть, осмыслить жизнь'; 'неопытные еще'; 'постарше будут, более защищенными в жизни'; 'потому что еще дети'.
|
|
|
|
|
|
Можно служить после учебы |
|
6 |
- 'Армия может их и подождать'; 'в армию лучше идти после окончания вуза'; 'время есть для службы после учебы'; 'потом отслужат, когда отучатся'; 'успеют еще отслужить свой долг'; 'успеют еще служить'.
|
|
|
|
|
|
Отсрочка необходима для некоторых категорий призывников |
|
1 |
- 'Для бюджетников – обязательно, для коммерческих структур – можно и в армию'; 'если будет работать по специальности'; 'если он – единственный кормилец, то ему нужно дать отсрочку'; 'если это необходимо для страны, то пусть учится'; 'может, мать одна'.
|
|
|
|
|
|
Образование дает уверенность в будущем |
|
1 |
- 'Ребята будут увереннее себя чувствовать в жизни'; 'чтобы быть уверенным в будущем'; 'чтобы определиться в жизни'; 'чтобы человек мог разобраться, что ему нужно в жизни'; 'надо сначала утвердиться в жизни'.
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
1 |
- 'Армия сейчас ничем не привлекает'; 'в армию нужно идти по контракту'; 'во многих вузах есть военные кафедры, этого хватит'; 'дело личное каждого'; 'не вижу причины, чтобы не давать отсрочку'; 'сейчас образование платное, такие деньги платят – пропадут'; 'чтобы в Чечне не убили'.
|
|
|
|
|
|
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
|
23 |
|
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО МОЛОДЫМ ЛЮДЯМ НА ВРЕМЯ УЧЕБЫ НЕ СЛЕДУЕТ ДАВАТЬ ОТСРОЧКУ ОТ СЛУЖБЫ В АРМИИ?
(в % от числа опрошенных по России)
Все должны служить |
|
4 |
- 'Все должны служить в армии без исключения'; 'все должны служить как положено'; 'всем юношам нужно служить Родине'; 'каждый мужчина должен отслужить'; 'каждый обязан служить'; 'потому что по Конституции равны все и обязаны с 18-летнего возраста служить в армии'.
|
|
|
|
|
|
Учиться можно после армии |
|
2 |
- 'Если он захочет учиться дальше, то восстановится'; 'если человек хочет учиться, то и после армии он это сможет сделать'; 'можно учиться и после'; 'пусть после армии учатся'; '...учиться никогда не поздно'; 'чтобы сформировал свою жизненную позицию после армии'.
|
|
|
|
|
|
Служба в армии формирует положительные качества, готовит к жизни |
|
1 |
- 'Армия готовит к жизни'; 'армия делает мужчину'; 'армия много чему научит'; 'в армии повзрослеют, поумнеют'.
|
|
|
|
|
|
Отсрочка плохо влияет на ребят |
|
1 |
- 'Отсрочка только разбаловывает'; 'не надо их баловать'; 'они бродят и не работают'; 'такой же балбес – пусть служит'; 'чтобы меньше болтались'.
|
|
|
|
|
|
Лучше служить со сверстниками |
|
1 |
- 'Каждый должен служить в своей возрастной группе'; 'лучше проходить службу в свои годы'; 'лучше со своим годом идти в армию'; 'надо служить в армии со своими сверстниками'; 'служить лучше со своим возрастом'.
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
1 |
- 'В армии лучше служить с образованием'; 'в армии не хватает людей'; 'в армию должны идти умные, а не только глупые'; 'молодежь боится служить'; 'после 25 лет поздно служить'; 'только армия должна быть другая'; 'чтобы повысить свой уровень'.
|
|
|
|
|
|
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
|
93 |
|
|
|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 3-4/b> июля 2004 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
ОДНИ ПОЛАГАЮТ, ЧТО КАЖДЫЙ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ОБЯЗАН ПРОЙТИ СЛУЖБУ В АРМИИ. ДРУГИЕ ПОЛАГАЮТ, ЧТО МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРАВО САМОСТОЯТЕЛЬНО РЕШАТЬ, СЛУЖИТЬ ЕМУ В АРМИИ ИЛИ НЕ СЛУЖИТЬ. С КАКИМ МНЕНИЕМ ВЫ СОГЛАСНЫ - С ПЕРВЫМ ИЛИ ВТОРЫМ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 10 | 3 | 5 | 4 | 43 | 46 | 16 | 35 | 28 | 30 | 39 | 47 | 53 | 33 | 38 | 28 | 18 | 34 | 33 | 15 | 21 | 33 | 32 | 12 | 17 | 40 | 23 | 27 | 11 | 14 | 22 | 6 | 15 | 5 | 100 | 45 | 55 | 32 | 40 | 28 | |
с первым | 60 | 63 | 78 | 61 | 62 | 48 | 57 | 62 | 63 | 56 | 52 | 59 | 67 | 65 | 56 | 45 | 61 | 76 | 80 | 63 | 53 | 44 | 66 | 66 | 53 | 44 | 64 | 60 | 71 | 57 | 54 | 72 | 54 | 68 | 62 | 65 | 40 | 44 | 36 | 29 | 41 | 52 |
со вторым | 37 | 34 | 18 | 36 | 33 | 51 | 41 | 35 | 31 | 41 | 46 | 37 | 30 | 32 | 41 | 53 | 36 | 19 | 15 | 34 | 43 | 54 | 31 | 29 | 45 | 51 | 35 | 36 | 26 | 40 | 42 | 24 | 42 | 32 | 34 | 32 | 54 | 50 | 57 | 67 | 53 | 40 |
затрудняюсь ответить | 3 | 4 | 4 | 3 | 5 | 1 | 3 | 3 | 5 | 3 | 2 | 4 | 3 | 3 | 4 | 2 | 3 | 5 | 5 | 3 | 4 | 2 | 3 | 5 | 2 | 5 | 1 | 4 | 2 | 4 | 3 | 4 | 4 | 0 | 3 | 3 | 6 | 5 | 7 | 4 | 6 | 8 |
ОДНИ НАЗЫВАЮТ СРОЧНУЮ СЛУЖБУ В АРМИИ 'ШКОЛОЙ ЖИЗНИ'. ПО МНЕНИЮ ДРУГИХ, ЭТО 'ПОТЕРЯННЫЕ ГОДЫ'. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ - ПЕРВОЙ ИЛИ ВТОРОЙ - ВЫ СОГЛАСНЫ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 10 | 3 | 5 | 4 | 43 | 46 | 16 | 35 | 28 | 30 | 39 | 47 | 53 | 33 | 38 | 28 | 18 | 34 | 33 | 15 | 21 | 33 | 32 | 12 | 17 | 40 | 23 | 27 | 11 | 14 | 22 | 6 | 15 | 5 | 100 | 45 | 55 | 32 | 40 | 28 | |
с первой | 62 | 67 | 74 | 60 | 63 | 42 | 62 | 67 | 61 | 58 | 59 | 62 | 65 | 64 | 61 | 56 | 60 | 73 | 77 | 63 | 59 | 51 | 67 | 68 | 57 | 50 | 64 | 64 | 70 | 59 | 56 | 61 | 63 | 74 | 66 | 70 | 45 | 47 | 43 | 41 | 45 | 50 |
со второй | 27 | 24 | 21 | 31 | 21 | 41 | 28 | 24 | 27 | 31 | 31 | 25 | 24 | 26 | 27 | 35 | 27 | 17 | 13 | 26 | 29 | 39 | 23 | 22 | 32 | 39 | 28 | 23 | 21 | 28 | 27 | 31 | 27 | 15 | 25 | 21 | 43 | 43 | 43 | 48 | 43 | 37 |
затрудняюсь ответить | 11 | 9 | 5 | 10 | 15 | 17 | 10 | 10 | 12 | 11 | 10 | 12 | 10 | 9 | 12 | 9 | 13 | 10 | 10 | 11 | 12 | 10 | 10 | 10 | 11 | 10 | 7 | 13 | 9 | 12 | 17 | 8 | 10 | 11 | 9 | 9 | 12 | 10 | 14 | 11 | 12 | 13 |
КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ЮНОШИ СЕГОДНЯ ПО БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ ХОТЯТ ИЛИ НЕ ХОТЯТ СЛУЖИТЬ В АРМИИ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 10 | 3 | 5 | 4 | 43 | 46 | 16 | 35 | 28 | 30 | 39 | 47 | 53 | 33 | 38 | 28 | 18 | 34 | 33 | 15 | 21 | 33 | 32 | 12 | 17 | 40 | 23 | 27 | 11 | 14 | 22 | 6 | 15 | 5 | 100 | 45 | 55 | 32 | 40 | 28 | |
хотят | 6 | 8 | 6 | 2 | 7 | 6 | 5 | 7 | 4 | 4 | 5 | 8 | 6 | 5 | 7 | 6 | 6 | 7 | 9 | 6 | 4 | 8 | 6 | 7 | 5 | 4 | 5 | 6 | 9 | 4 | 4 | 4 | 7 | 11 | 9 | 9 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
не хотят | 87 | 86 | 86 | 95 | 89 | 86 | 88 | 85 | 92 | 89 | 90 | 86 | 86 | 90 | 85 | 89 | 90 | 81 | 79 | 88 | 91 | 87 | 84 | 86 | 91 | 94 | 90 | 86 | 83 | 88 | 90 | 91 | 87 | 76 | 85 | 84 | 91 | 90 | 92 | 92 | 94 | 86 |
затрудняюсь ответить | 7 | 6 | 7 | 3 | 4 | 8 | 7 | 8 | 4 | 7 | 5 | 7 | 8 | 5 | 8 | 5 | 5 | 12 | 13 | 6 | 5 | 5 | 9 | 7 | 5 | 2 | 5 | 8 | 8 | 8 | 6 | 4 | 6 | 13 | 6 | 7 | 7 | 8 | 6 | 6 | 4 | 12 |
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЗА ПОСЛЕДНИЕ 3-4 ГОДА СРЕДИ ЮНОШЕЙ ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА СТАЛО БОЛЬШЕ ИЛИ МЕНЬШЕ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ СЛУЖИТЬ В АРМИИ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 10 | 3 | 5 | 4 | 43 | 46 | 16 | 35 | 28 | 30 | 39 | 47 | 53 | 33 | 38 | 28 | 18 | 34 | 33 | 15 | 21 | 33 | 32 | 12 | 17 | 40 | 23 | 27 | 11 | 14 | 22 | 6 | 15 | 5 | 100 | 45 | 55 | 32 | 40 | 28 | |
больше | 16 | 21 | 11 | 18 | 13 | 26 | 16 | 17 | 16 | 16 | 16 | 16 | 17 | 16 | 17 | 16 | 17 | 16 | 16 | 15 | 18 | 16 | 12 | 19 | 14 | 11 | 17 | 18 | 18 | 10 | 12 | 15 | 15 | 19 | 35 | 12 | 8 | 9 | 8 | 9 | 8 | 7 |
меньше | 68 | 69 | 68 | 71 | 67 | 47 | 70 | 68 | 68 | 69 | 71 | 70 | 65 | 70 | 67 | 74 | 69 | 61 | 59 | 72 | 68 | 71 | 72 | 65 | 71 | 72 | 68 | 67 | 68 | 71 | 70 | 76 | 72 | 60 | 51 | 72 | 71 | 69 | 72 | 72 | 74 | 64 |
затрудняюсь ответить | 15 | 10 | 21 | 11 | 19 | 27 | 13 | 15 | 15 | 16 | 13 | 15 | 18 | 14 | 17 | 9 | 15 | 23 | 24 | 14 | 13 | 13 | 16 | 16 | 15 | 17 | 15 | 14 | 15 | 19 | 18 | 9 | 13 | 22 | 13 | 17 | 21 | 23 | 20 | 18 | 18 | 29 |
СЕЙЧАС УЧЕБА НА ДНЕВНОМ ОТДЕЛЕНИИ ВУЗА, ТЕХНИКУМА ДАЕТ МОЛОДЫМ ЛЮДЯМ ПРАВО НА ОТСРОЧКУ ОТ СЛУЖБЫ В АРМИИ. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, СЕГОДНЯ В РОССИИ ТЕХ, КТО ИДЕТ УЧИТЬСЯ ТОЛЬКО РАДИ ОТСРОЧКИ ОТ СЛУЖБЫ В АРМИИ, МНОГО, МАЛО, ИЛИ ТАКИХ НЕТ ВООБЩЕ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 10 | 3 | 5 | 4 | 43 | 46 | 16 | 35 | 28 | 30 | 39 | 47 | 53 | 33 | 38 | 28 | 18 | 34 | 33 | 15 | 21 | 33 | 32 | 12 | 17 | 40 | 23 | 27 | 11 | 14 | 22 | 6 | 15 | 5 | 100 | 45 | 55 | 32 | 40 | 28 | |
таких нет | 3 | 2 | 6 | 0 | 3 | 4 | 2 | 3 | 5 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 3 | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 4 | 2 | 1 | 2 | 0 | 3 | 11 | 3 | 7 | 2 | 2 | 2 | 1 | 5 | 1 |
много | 57 | 58 | 59 | 64 | 54 | 60 | 59 | 56 | 56 | 59 | 60 | 59 | 55 | 59 | 56 | 66 | 57 | 47 | 43 | 59 | 60 | 63 | 55 | 54 | 61 | 60 | 63 | 56 | 52 | 64 | 53 | 61 | 56 | 35 | 60 | 45 | 61 | 58 | 64 | 64 | 65 | 53 |
мало | 22 | 21 | 18 | 32 | 29 | 24 | 22 | 23 | 25 | 21 | 26 | 22 | 21 | 24 | 21 | 24 | 23 | 20 | 25 | 21 | 23 | 23 | 21 | 23 | 23 | 19 | 24 | 22 | 24 | 16 | 25 | 15 | 22 | 43 | 25 | 39 | 18 | 21 | 16 | 23 | 18 | 14 |
затрудняюсь ответить | 18 | 19 | 18 | 4 | 14 | 12 | 16 | 19 | 14 | 17 | 12 | 16 | 23 | 14 | 20 | 9 | 16 | 29 | 30 | 17 | 14 | 11 | 21 | 20 | 14 | 19 | 10 | 18 | 21 | 18 | 20 | 24 | 19 | 11 | 12 | 9 | 18 | 19 | 17 | 12 | 13 | 33 |
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЛЕДУЕТ ИЛИ НЕ СЛЕДУЕТ ДАВАТЬ МОЛОДЫМ ЛЮДЯМ ОТСРОЧКУ ОТ СЛУЖБЫ В АРМИИ НА ВРЕМЯ УЧЕБЫ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 10 | 3 | 5 | 4 | 43 | 46 | 16 | 35 | 28 | 30 | 39 | 47 | 53 | 33 | 38 | 28 | 18 | 34 | 33 | 15 | 21 | 33 | 32 | 12 | 17 | 40 | 23 | 27 | 11 | 14 | 22 | 6 | 15 | 5 | 100 | 45 | 55 | 32 | 40 | 28 | |
следует | 83 | 83 | 78 | 78 | 83 | 92 | 84 | 83 | 80 | 83 | 87 | 83 | 80 | 80 | 85 | 86 | 85 | 77 | 74 | 83 | 84 | 89 | 80 | 83 | 85 | 82 | 83 | 84 | 78 | 78 | 86 | 84 | 81 | 82 | 87 | 93 | 87 | 86 | 88 | 92 | 87 | 80 |
не следует | 10 | 10 | 13 | 17 | 7 | 1 | 10 | 10 | 10 | 10 | 8 | 9 | 12 | 14 | 6 | 9 | 10 | 12 | 13 | 10 | 9 | 8 | 13 | 8 | 10 | 10 | 9 | 9 | 13 | 11 | 10 | 10 | 10 | 14 | 10 | 2 | 6 | 6 | 6 | 5 | 6 | 8 |
затрудняюсь ответить | 7 | 7 | 9 | 5 | 11 | 7 | 6 | 7 | 10 | 6 | 5 | 8 | 8 | 6 | 9 | 6 | 5 | 11 | 13 | 7 | 6 | 3 | 7 | 8 | 6 | 8 | 8 | 6 | 9 | 11 | 4 | 6 | 9 | 4 | 3 | 5 | 7 | 8 | 6 | 3 | 7 | 11 |
|
|