|
На сегодняшний день автомобиль есть в каждой третьей российской семье (31%). При этом большинство автомобилистов владеют машинами российского производства (26%), а иномарки есть только у 5% респондентов. Важно отметить региональные различия: наиболее велика доля иномарок в приграничных регионах. Так, на Дальнем Востоке количество иномарок приближается к количеству отечественных машин (18% и 20% соответственно), а в Северо-Западном федеральном округе владеют импортными автомобилями 13% семей, а российскими – 21%.
Вопрос: 'Владеет ли ваша семья каким-либо легковым – отечественным и/или импортным – автомобилем?' (Не более двух ответов.)
|
Все |
Федеральные округа |
Центральный |
Северо-Западный |
Южный |
Приволжский |
Уральский |
Сибирский |
Дальневосточный |
Нет |
68 |
71 |
65 |
71 |
66 |
75 |
65 |
60 |
Да, владеем отечественным автомобилем |
26 |
23 |
21 |
26 |
31 |
23 |
31 |
20 |
Да, владеем импортным автомобилем |
5 |
5 |
13 |
3 |
2 |
2 |
3 |
18 |
Затр. ответить |
1 |
2 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
2 |
|
Наиболее популярны у россиян автомобили ВАЗ: ими владеют 17% респондентов. Далее следуют машины АЗЛК (5%), ГАЗ (2%) и ЗАЗ (1%). Среди иномарок на первое место вышла 'Тойота' (1%).
Среди участников столичного опроса наблюдается несколько иная картина. В Москве автовладельцев больше, чем в среднем по стране. Москвичи чаще, чем остальные россияне, приобретают автомобили ВАЗ (22%), ГАЗ (3%) и УАЗ (1%). А вот автомобили московского завода АЗЛК в столице встречаются реже, чем в других частях страны. Из иномарок москвичи чаще всего предпочитают 'Фольксваген' (2%), 'Опель' (1%), 'Форд' (1%) и БМВ (1%). Импортными автомобилями других марок владеют 3% московских семей.
Респондентов спросили, собираются ли они в этом году покупать автомобиль, и если да, то какой. Подавляющее большинство наших сограждан (88%) не собираются в этом году обзаводиться автомобилем. Что же касается остальных, то 3% планируют покупку подержанного отечественного автомобиля, 2% – нового отечественного, 1% – импортного подержанного (среди жителей Дальнего Востока – 8%), а 3% еще не приняли окончательное решение о покупке машины. Новый импортный автомобиль могут себе позволить менее 1% россиян.
Во время ДФГ в различных городах разгорелся довольно эмоциональный спор о том, какие автомобили лучше – российские или импортные. При обсуждении этой темы все обращались к личному опыту и опыту своих друзей.
- '
Участник 1: Я ездил в наших машинах. У моих многих знакомых есть, были русские машины. Не надо мне говорить, что они хорошие! Понимаете, они ломаются через пять секунд! Да, запчасти дешевые, но иномарку один раз починил, и она пять лет будет ездить.
Участник 2: Простите, я на 'Запорожце' ездил, который с 65-го. Я на нем езжу до сих пор по деревне, по которой ни одна иномарка не проедет' (ДФГ, Москва).
Противники импортных автомобилей выступают прежде всего против подержанных иномарок. Кроме того, иногда здесь присутствует и естественное желание автовладельца похвалить собственный автомобиль российского производства.
- 'Сейчас ввозятся иномарки старше пяти лет, эксплуатация в Европе которых запрещена практически. То есть нашу страну превращают в огромную свалку всего мира, простите. Значит, вот этот хлам, который приезжает сюда, который по цене стоит, как моя 'Волга'. Моя 'Волга' по характеристикам практически не уступает этой'
(ДФГ, Москва).
- 'По западному понятию металлолом сюда везут. Там, чтобы в утиль сдать, надо деньги ещё заплатить, а они нам её продают. Двойная выгода'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- '
Участник: Мне кажется, что здесь экологи немножко замешаны. Иностранные машины очень вредные, у них выхлопы, и всё остальное.
Модератор: А наши?
Участник: Немного получше' (ДФГ, Санкт-Петербург).
В то же время у значительной части участников ДФГ отечественные автомобили вызывают резкие негативные оценки – их ругают за низкое качество. Мнение о том, что подержанная иномарка лучше новой российской машины, весьма распространено.
- 'Что-то никто из наших политиков не захотел пересаживаться на эти 'Волги'. Все знают – и это признанный факт, – что 'Волги' – это дерьмо'
(ДФГ, Москва).
- 'На мою семью приходится два 'Фордика', причем одному восемь лет, другому пять. Совершенно верно здесь сказали, что один раз чинится эта машина – и она год прекрасно бегает. Все машины, которые через границу, они доводятся до ума, и ни у кого нет претензий к иномаркам'
(ДФГ, Москва).
- 'Многие водители говорят, что любая иномарка самая старая лучше, чем новый наш автомобиль, который с конвейера, – его надо снова перебирать до винтика, иначе всё просто развалится. И мне кажется, что политика направлена на то, чтобы поднять наше производство, на поддержку российского производителя'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Мы купили новые 'Жигули' и сразу повезли их в мастерскую ремонтировать. А если бы купили иномарку, то ездили бы нормально: на ней только номер надо сделать, и все'
(ДФГ, Воронеж).
* * *
О том, что российское правительство приняло решение увеличить таможенные пошлины на ввоз импортных автомобилей, известно большинству россиян (48% – 'знают', 30% – 'что-то слышали'). Отношение к этому решению весьма противоречивое, одобряют его 31% респондентов, не одобряют – 35%.
- '
Участник 1: Вообще кошмар. Там будет такое налогообложение, что старая битая машина будет также дорогая, как ввозимая новая!
Участник 2: Такой же налог будет.
Участник 3: Вы не правы. Это будет не кошмар. Это будет как раз то, что надо.
Участник 4: Да, это будет правильно' (ДФГ, Москва).
Против повышения пошлин на ввоз иномарок настроены большинство российских автомобилистов, но особенно – владельцы иномарок. Неудивительно, что гораздо решительнее прочих осуждают решение правительства жители Дальнего Востока (59%) и Северо-Запада России (53%) – регионов, где владельцев иномарок больше всего. Ни один из респондентов, планирующих в текущем году приобрести подержанную иномарку, это нововведение, непосредственно затрагивающее интересы данной группы граждан, не поддерживает.
Вопрос: 'Лично Вы одобряете или не одобряете решение увеличить таможенные пошлины на импортные автомобили?'
|
Все |
Вопрос: 'Владеет ли Ваша семья каким-либо легковым автомобилем – отечественным и/или импортным – автомобилем?' (Не более двух ответов.) |
Нет |
Да, владеем отечественным автомобилем |
Да, владеем импортным автомобилем |
Затрудняюсь ответить |
Одобряю |
31 |
30 |
36 |
10 |
36 |
Не одобряю |
35 |
29 |
41 |
83 |
37 |
Затр.ответить |
35 |
41 |
22 |
7 |
27 |
|
Вопрос: 'Лично Вы одобряете или не одобряете решение увеличить таможенные пошлины на импортные автомобили?'
|
Все |
Вопрос: 'Намерены ли Вы (или члены вашей семьи) в этом году приобрести какой-либо легковой автомобиль, и если да, то отечественный или импортный, новый или подержанный?' |
Нет, не намерены |
Думаем, но не решили |
Да, отечественный новый |
Да, отечественный подержанный |
Да, импортный новый |
Да, импортный подержанный |
Затрудняюсь ответить |
Нет ответа |
Одобряю |
31 |
30 |
38 |
39 |
34 |
35 |
0 |
31 |
49 |
Не одобряю |
35 |
33 |
42 |
41 |
52 |
50 |
85 |
38 |
29 |
Затр. ответить |
35 |
36 |
20 |
20 |
14 |
15 |
15 |
30 |
21 |
|
Участникам опроса был задан открытый вопрос: 'Как Вы считаете, к каким последствиям приведет повышение таможенных пошлин на ввоз иномарок?'. Чаще всего наши соотечественники называют отрицательные последствия – автомобили станут еще менее доступными для простых граждан. По мнению 21% респондентов, эти меры приведут к подорожанию отечественных автомобилей:
- 'Как и на окорочка, повысятся цены на отечественный транспорт', 'без изменения качества наши машины подорожают'.
Ожидается повышение цен и на иномарки (16%):
- 'Иномарки будут брать только миллионеры'.
Как видно из приведенной ниже таблицы, именно об этих последствиях чаще всего говорят респонденты, не одобряющие решения об увеличении пошлин на ввоз иномарок.
Вопрос: 'Как Вы считаете, к каким последствиям приведет повышение таможенных пошлин на иномарки?'
|
Все |
Лично Вы одобряете или не одобряете решение увеличить таможенные пошлины на импортные автомобили? |
Одобряю |
Не одобряю |
Затрудняюсь ответить |
Подорожание отечественных автомобилей |
21 |
12 |
39 |
11 |
Подорожание иномарок |
16 |
11 |
27 |
9 |
Увеличение спроса на отечественные автомобили |
12 |
26 |
7 |
5 |
Сокращение ввоза иномарок и спроса на них, уменьшение их количества |
6 |
10 |
6 |
4 |
Развитие отечественной автопромышленности |
5 |
12 |
2 |
2 |
Контрабанда, незаконная перепродажа иномарок |
3 |
3 |
5 |
1 |
Рост бюджетных поступлений |
2 |
3 |
2 |
1 |
Снижение уровня жизни населения |
2 |
1 |
3 |
0 |
Увеличение количества угонов автомобилей |
1 |
0 |
2 |
0 |
Сохранение низкого качества отечественных машин, ухудшение их качества |
1 |
1 |
2 |
0 |
Другое |
2 |
4 |
2 |
1 |
Ничего не изменится |
2 |
3 |
2 |
1 |
Нет ответа, ответ не на тему |
38 |
22 |
21 |
71 |
|
К отрицательным последствиям можно отнести и возможную контрабанду иномарок и злоупотребления на таможне (3%):
- 'Много будет пиратских незаконных ввозов, нелегально, не через таможню, повысится автомобильный криминал, больше будут воровать', 'будут ввозить иномарки нелегально, распространится взяточничество'
(открытый вопрос).
Некоторые респонденты (1%) и участники ДФГ опасаются, что повышение таможенных пошлин на иномарки повлечет рост числа угонов:
- 'Будет процветать воровство машин'
(открытый вопрос).
- 'Будут чаще воровать иномарки. Они будут резко исчезать. Их быстро стащат на запчасти'
(ДФГ, Москва).
В то же время немало респондентов говорят о положительных последствиях, к которым может привести это решение правительства. Прежде всего, речь идет об увеличении спроса на отечественные автомобили (12%):
- 'Шире развернется продажа отечественных автомобилей', 'будут больше ценить наши машины'
(открытый вопрос).
Однако даже самые большие 'энтузиасты' понимают, что если российской экономике увеличение продаж автомобилей, произведенных в нашей стране, и может пойти на пользу, то для многих потенциальных покупателей подержанных иномарок выбор отечественной машины окажется вынужденным – ведь на импортный автомобиль денег просто не хватит. Таким образом, решение об увеличении пошлин на иномарки не отвечает интересам потребителей, лишая их возможности выбора. Этот аспект проблемы затрагивался на ДФГ во всех городах.
- 'Они уничтожают конкуренцию. Это всегда хуже для потребителей'
(ДФГ, Москва).
- 'Вынуждают покупать. Если покупать иномарки, то покупать более новые – но они всё равно получаются гораздо дороже, чем наши отечественные'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Мне кажется, отразится на необеспеченном классе населения – тех, кто не могут купить хороший автомобиль и поэтому покупают по дешёвке импортные подержанные. Им и так дорого, а получится – ещё больше нужно платить! А люди состоятельные, которые могут купить хороший автомобиль, на них это не отразится'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Просто нас поставили в такие условия, что мы просто вынуждены покупать наши 'Жигули', которые не стоят подержанной иномарки. У меня растет взрослый сын. Он тоже мечтает купить машину. И ему придется выбирать: или – или. Его поставят в такие условия. Тот, кто хоть раз сидел за рулем иномарки, он никогда не пересядет на 'Жигули''
(ДФГ, Воронеж).
- '
Модератор: Проиграет в чем?
Участник: В выборе. У человека должна быть возможность выбора, а его нет, выбора' (ДФГ, Воронеж).
Обратная сторона 'вынужденного' увеличения спроса на российские автомобили – сокращение ввоза иномарок. Об этом упомянули 7% участников массового опроса:
- 'Меньше будет импортных машин в городе', 'их станет меньше, спрос на них упадет'
(открытый вопрос).
О том, что новые пошлины экономически выгодны для России, говорится в 7% ответов. Чаще всего речь идет о положительных последствиях для отечественной автомобильной промышленности (5%):
- 'Для автомобилестроения российского уберут конкурентов', 'заработает наша автомобильная промышленность'
(открытый вопрос).
О возможности такого результата, как правило, говорят респонденты, одобряющие повышение пошлин на иномарки.
- 'Покупая автомобиль за границей, мы увозим туда валюту. То есть мы поднимаем промышленность другой страны, а своя промышленность стоит на месте. Значит, два варианта: или поднимать свою промышленность, или запретить. Решили запретить'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- '
Участник 1: Будут поддерживать российского производителя.
Участник 2: Положительно. Может, у нас будет развитие производства' (ДФГ, Воронеж).
Говоря о пользе этого решения для экономики, некоторые респонденты имели в виду увеличение доходов государства от ввоза иномарок (2%):
- 'Деньги больше пойдут в Россию, в государственный чулок', 'государству будет очень хорошо – лишняя копейка пригодится; с кого еще брать, если не с тех, у кого иномарки?'
(открытый вопрос).
Эти люди воспринимают повышение таможенных пошлин на иномарки не столько как регулирующую меру, призванную защитить отечественных производителей, сколько как еще один источник пополнения государственного бюджета.
Участники ДФГ рассуждали о том, кому может быть выгодно увеличение таможенных пошлин на иномарки. Выдвигались различные версии. Наиболее часто 'подозреваемыми' оказывались руководители автозаводов, нефтяные магнаты и нечистые на руку чиновники. Часто респонденты высказывали опасение: деньги, которые должны поступить в бюджет за счет новых пошлин, будут разворованы.
- 'Приходит директор АВТОВАЗа, и падает в ноги к правительству, говорит: 'Касьянов, выручай, а то финиш будет, пять миллионов рабочих мест теряем'. А тот ему говорит: 'Ты думай, работай, чтобы наш автомобиль с западными конкурировал'. 'Хорошо, через три года мы все сделаем, только не дай умереть'. Что делает Касьянов? Он собирает кабинет министров и разрабатывает табу, чтобы был меньше ввоз иномарок'
(ДФГ, Воронеж).
- 'Таможня – раз, нефтяные магнаты – два. Если сейчас пошло подорожание цен на бензин, значит, более дорогой бензин нам выгодней посылать за кордон, чем оставлять здесь в Союзе. Все иномарки на чем ездят? На 95-98-ом'
(ДФГ, Москва).
- '
Модератор: Ирина, почему Вы считаете, что кто-то возьмёт деньги, а промышленность останется сама по себе?
Участник 1: В нашей стране всё так.
Участник 2: Мы уже не верим, предполагаем самое худшее.
Участник 1: Финансы – сами по себе, а промышленность – сама по себе.
Участник 3: Деньги же пойдут неизвестно куда' (ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Наши эти машинные заводы, которые получат деньги, в очередной раз переведут их на свои счета, построят себе новые дачи. А под конец, когда уже придется, они: 'ой, а вы знаете, у нас опять ничего не получилось'. Как всегда, все разворуют, все растащат'
(ДФГ, Москва).
И все же, несмотря на то, что многие респонденты недовольны повышением пошлин на иномарки, 39% россиян считают, что эта мера положительно повлияет на развитие российской автомобильной промышленности. Этот тот случай, когда респонденты (особенно автомобилисты) четко различают собственные интересы и интересы государства.
По мнению 27% опрошенных, такое решение никак не повлияет на состояние российского автопрома. Полагают, что увеличение таможенных пошлин на иномарки отрицательно скажется на отечественных производителях автомобилей, 11% респондентов. Эти люди опасаются, что при ослаблении конкуренции российские заводы будут еще менее заинтересованы в выпуске качественной продукции:
- 'ВАЗ начнет делать еще худшие автомобили'
(открытый вопрос).
Авторы идеи увеличения таможенных пошлин на иномарки в качестве одного из главных аргументов утверждают, напротив, что эта мера позволит повысить качество российских автомобилей. Возлагают на это надежду и многие рядовые россияне. В то, что в ближайшем будущем Россия будет выпускать автомобили, не уступающие по качеству некоторым иномаркам, верят 45% опрошенных.
- 'Пускай наши стоят дороже, чем сейчас, но, по крайней мере, будет всё нормально. Хотя бы гайки будут закручены. На машине, на которой можно хотя бы год проездить без проблем, без ремонтов'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
Не верят в возможность улучшения качества отечественных автомобилей 40% респондентов. Несмотря на то, что эти люди оказались в относительном меньшинстве, их мнение очень важно, так как среди этих опрошенных велика доля реальных и потенциальных автовладельцев – то есть наиболее активной части населения.
|